<<

стр. 2
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

суммы
частей» (субаддитивность). Наличие неаддитивных свойств обусловлено структурными
связями и
взаимозависимостями между частями, организованностью целого. Целое, обладающее
неаддитивными свойствами, не может быть познано
и объяснено на основе одних только знаний о его частях. Абсолютизация отношений
А., связанная со
стремлением показать А. всех эмерджентных свойств, характерна для методологии
механицизма и
редукцио-низма. В совр. науч. познании при изучении неаддитивных свойств широко
применяются
методы системного подхода. ? см. к ст. Часть и целое.
АДЕКВАТНЫЙ (от лат. adaequatus — приравненный, равный), соответствующий,
соразмерный,
верный, точный. В теории познания термин «А.» служит для обозначения верного
воспроизведения в
представлениях, понятиях и суждениях объективных связей и отношений
действительности. В этом
смысле истина определяется как адекватность мышления бытию.
АДЖЙВИКА (санскр.), школа инд. философии, существовавшая с нач. 1-го тыс. до н.
э. (или,
возможно, ранее) до 14—15 вв. н. э. и достигшая наибольшего расцвета в 6—5 вв.
до н. э. Наиболее
известными приверженцами А. считаются Маккхали Госала, Пурана Кассапа, Пакудха и
др.; соч. не
сохранились.
Обратившись к доведийским представлениям, А. выступила против брахманистско-
ведийского
мировоззрения и явилась наиболее типичным представителем направления ластика.
Принимая
теорию элементов, среди к-рых помимо земли, воды, огня, воздуха имелась и некая
витальная сила,
А. отрицала существование не только духовного, но и единого материального
начала, вообще
существование к.-л. конечных причин. Всё существующее, согласно А., можно
описать только так,
как оно предстаёт обычному взору: в понятиях приобретения и потери, радости и
страдания, жизни и
смерти. Единственным общим законом являются беспрерывные переходы существующего
из одной
формы в другую при неизменности его существа. Эти переходы обусловлены
собственной, сугубо
индивидуальной природой меняющегося, объясняющей его судьбу, к-рую нельзя
изменить никакими
внеш. усилиями. А. не признавала закона кармы. Однако одновременно ' с
подчёркиванием
неотвратимости судьбы А. утверждала наличие творч. возможностей, заложенных в
аскетизме.
Особой популярностью у А. пользовался тапас. А. оказала влияние на буддизм,
джайнизм и др.
системы инд. философии (многое из практики йоги и даже тантризма восходит к А.).
* Basham A. L., History and doctrines of the Alivikas L., 1951.
АДЛЕР (Adler) Альфред (7.2.1870, Вена,—28.5.1937, Абердин, Шотландия), австр.
врач и психолог,
создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда,
затем основал
собств. школу, получившую наибольшее влияние в 20-х гг., с созданием Междунар.
ассоциации
индивидуальной психологии (1924). В 1932 покинул Австрию и жил гл. обр. в США.
Как и Фрейд, А.
исходил из определяющей роли в психике влечений и бессознательного. В работе «О
неполноценности органов» (1907) А. формулировал концепцию болезни как нарушение
баланса в
отношениях органа с его средой, к-рое организм стремится компенсировать. Принцип
компенсации
— один из центральных в концепции А. В основе всей человеч. деятельности А.
усматривает
стремление к личному превосходству, реализуемое через механизм компенсации
первичного чувства
неполноценности. Эта идея-цель, хотя она лишь смутно осознаётся индивидом,
становится центром
формирования личности, детерминируя её психику. Характер цели и способы её
реализации создают
специфич. для человека «жизненный стиль». Социально-психологич. идеи А. в
дальнейшем
разрабатывались представителями неофрейдизма.
• Praxis und Theorie der Individualpsyehologie, Munch., 19304; Menschenkenntnis,
Z., 19475; в рус. пер.—
Индивидуально-психологич. лечение неврозов, М., 1913.
АДЛЕР 13
• Orgler H., A. Adler. Man and his work, Ь., І9633 VV а у L. M., Adler's place
iu psychology, N. Y., 1963; R o m P. A. Adler
und die wissenschaftliche Menschenkenntnis, Fr./M. 1966.
АДЛЕР (Adler) Макс (15.1.1873, Вена,— 28.6.1937 там же), австр. философ
и социолог,
теоретик австро марксизма, деятель социал-демократич. партии. В духе
неокантианства отвергал
«вещь в себе» как объективную реальность. Отрицал разделение философии на
два осн. филос.
направления — материализм и идеализм. Толковал производств, отношения как
«явления духовной
жизни», отстаивая тождество обществ, бытия и сознания.
* Kant und der Marxismus, В., 1925; Lehrbuch der materialistischen
Geschichtsauffassung, Bd 1—2, B., 1930—32; в рус.
пер.— Марксизм как пролет, мировоззрение, П., [1923]; Маркс как мыслитель, Л.—
М., 1924; Энгельс как мыслитель,
Л.— М., 1924. фБыховский Б. Э., Враги и фальсификаторы марксизма, М. —Л., 1933;
H ei n t el P., System und Ideologie,
Vf.— Munch., 1967.
АДОРНО (Adorno), Визенгрунд-Адорно (Wiesengrund-Adorno) Теодор (11.9.1903,
Франкфурт-на-
Майне,— 6.8.1969, Фисп, Швейцария), нем. (ФРГ) философ, социолог, музыковед,
представитель
франкфуртской школы. С 1934 в эмиграции в Великобритании, с 1938 — в США. С 1949
во
Франкфурте-на-Майне. Критика культуры и общества, развитая А. совместно с
Хоркхаймером
(«Диалектика просвещения» — «Dialektik der Aufklarung», 1948), сложилась в русле
гегелевской
диалектики, отчасти — психоанализа Фрейда, со-циологич. критики товарного
фетишизма и
овеществления. В центре внимания А.— регрессивные социально-антропологич.
изменения
(отмирание рефлексии, замена её стереотипными реакциями и мысленными клише и т.
п.), связанные
с развитием массовой «индустрии культуры», со стандартизацией отношений в
монополи-стич.
«управляемом обществе», в понятии к-рого А. в сущности отождествляет бурж. и
социалистич. об-
щество. В период пребывания в США А. и его сотрудниками было проведено
социологич. и
психоаналитич. исследование разных типов личности с т. зр. предрасположенности к
принятию
«демократич.» или «авторитарного» руководства («Авторитарная личность» — «The
authoritarian
personality», 1950).
В ряде работ выступил с критикой феноменологии, экзистенциализма и
неопозитивизма. Раавил
идеи анти-систематич. «отрицат. диалектики» («Negative Dialektik», 1966), в к-
рой сливаются
теоретико-познават. и со-циально-критич. мотивы: отрицание (к-рое, в отличие от
гегелевского,
перестаёт быть моментом перехода к к.-л. новому синтезу) выступает и как
релятивирова-ние всякой
замкнутой системы понятий, и как отрицание наличной действительности во имя
конкретной воз-
можности «утопии», не формулируемой в виде к.-л. позитивной модели.
В филос.-эстетич. концепции «новой музыки» («Philosophie der neuen Musik», 1949)
как
протокольной фиксации «непросветлённого страдания», в противоположность
гармонич.
преображению страстей, характерному для классич. музыки, А. ориентируется на
творчество
композиторов «новой венской школы» — А. Шёнберга, А. Берга, А. Веберна.
Концепция «новой
музыки» тесно связана у А. с критикой массовой стандартизованной муз. культуры и
формирующегося в её лоне «регрессивного слышания», к-рое диссоциирует
воспринятое на
стереотипные элементы. Работы А. оказали влияние на совр. бурж. социологию,
эстетику и
музыковедение, прежде всего в ФРГ, а также на идеологию леворадикального
студенч. движения 60-
х гг., от к-рого сам А., однако, отмежевался.
* Gesammelte Schriften, Bd 1—ID—, Fr./M., 1970—77—, Манн Т., Собр. соч., т.
9, ?., 1960, с. 228—31; Михайлов
A.B., Муз. социология: А. и после А., в сб.: Критика совр. бурж. социологии
иск-ва, М., 1978, с. 176—238; см. Также
лит. к ст. Франкфуртская школа.
14 АДЛЕР
АЗИАТСКИЙ СПОСОБ ПРОИЗВОДСТВА, в учении К. Маркса об общественио-пкономич.
формациях одна из осн. ступеней развития общества, охватывающая эпоху всемирной
истории от
разложения первобытного общества до установления рабовладельч. строя. Наиболее
полного
развития А. с. п. достиг в др.-вост. ЦИВНУ лизациях, его традиционные формы
сохранялись в раз-
личных регионах вплоть до 19 в. (в Индии, у нек-рых народов Вост. Европы).
Европ. колонизация и
распространение капитализма привели к его разрушению. А. с. п. представляет
собой своеобразную
систему зем-ледельч. общин, объединённых гос-вом. Стабильность А. с. п. связана
с особой
структурой лежавшей в его основе земледельч. общины. Возникшая в результате
длит, эволюции на
рубеже первобытного и классового общества, эта община унаследовала такие
нервобытно-
коммунистич. черты, как общую собственность на землю, коллективный труд, прочные
внутр. связи
между членами общины. Сочетание земледелия с домашней пром-стью придавало ей
самодовлеющий характер, экономич. связи между отд. общинами были очень слабыми
или вовсе
отсутствовали. Вместе с тем в земледельч. общине уже имелся зародыш частной
собственности в
виде дома и приусадебного участка отд. семьи. Дуализм общины, её переходный
характер
обусловливали её высокую жизнеспособность. В древности спорадически возникавшие
в целях
самообороны или для совместной борьбы с природой объединения земледельч. общин
постепенно
приобретали постоянный характер в долинах больших рек, где борьба с наводнениями
и ирригация
были непременными условиями земледелия. Образовавшиеся на этой основе гос-ва,
сосредоточивая
в своих руках функции, необходимые для всей совокупности общин, и опосредуя
межобщинные свя-
зи, постепенно возвысились над общинами и эксплуатировали их. Взимая натуральную
ренту, гос-во
присваивало прибавочный продукт, фактически захватывая, т. о., верховную
собственность на землю
и воду. В руках гос-ва сосредоточивались также внеш. сношения страны, в т. ч. и
торговля.
Господствующий класс совпадал с иерархией, осуществлявшей управление ?
возглавлявшейся
деспотич. правителем. При А. с. п. не существовало разделения труда между
деревней и городом,
последний выступал в качестве резиденции представителей деспотич. власти.
Архаич. гос-во не
вторгалось непосредственно в сферу произ-ва, остававшегося исключительно
функцией общин.
Последние, составляя стереотипные клетки обширного социального организма,
сохраняли полностью
свою внутр. структуру и самодовлеющий характер. Завоевание стран, основанных на
А. с. п.,
приводило в древности к смене династий и господствующей иерархии, не затрагивая
самой основы
— земледельч. общины.
Развёрнутая характеристика обществ, и экономич. строя азиат, стран впервые была
дана К. Марксом
в 1853 в переписке с Ф. Энгельсом и в его статьях о колон, господстве англичан в
Индии.
Дальнейшие исследования привели Маркса к выводу об А. с. п. как об одной из осн.
эпох в развитии
человеческого общества и к введению термина и понятия А. с. п. в теорию
политэкономии и историч.
материализма. Определяя в предисловии к работе «К критике политич. экономии»
(1859) понятие
экономич. обществ, формации. Маркс называет А. с. п. наряду с античным, феод. и
бурж. способами
произ-ва. К понятию А. с. п. Маркс обращается в «Капитале», характеризуя
различные его стороны.
Последние исследования Маркса относились к основе А. с. п.— земледельч. общине,
историч. место
и сущность к-рой он охарактеризовал в «Набросках ответа на письмо В. И. Засулич»
(1881). Энгельс
рассмотрел в «Анти-Дюринге» (1878) проблему возникновения классов и гос-ва на
Востоке. В работе
«Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва» (1884), построенной на
амер. и европ.
материале, вопросы А. с. п. отражения не нашли. " -
Теория А. с. п. стала привлекать внимании по мерр развития нац.-освободит, и
революц. движения за
пределами Зап. Европы. В спорах с I'. В. Плехановым, а позднее с Р. Люксембург
В. И. Ленин
возражал против применения этой категории к истории России, вступившей на
капиталистам, путь
развития. Вместе с тем Ленин внес вклад в дальнейшую разработку теории А. с. п.,
охарактеризовав
«азиат, деспотизм» как гос. строй, к-рый «...обладает очень большой прочностью в
тех случаях, когда
в экономике данной страны преобладают совершенно патриархальные,
докапиталистические черты и
ничтожное развитие товарного хозяйства и классовой дифференциации» (ПСС, т. 25,
с. 266—67).
В 20—30-х гг. в СССР проводились дискуссии по А. с. п., связанные с проблемами
революции в
Китае. С нач. 60-х гг. обсуждение А. с. п. возобновилось в междунар. масштабе с
привлечением
материалов по истории мн. стран Азии, Африки, Америки.
Общепризнанным считается факт выдвижения теории А. с. к. Марксом, однако
остаётся открытым
вопрос о месте этого способа произ-ва во всемирной истории. Согласно одной т.
зр. (Е. Варга, Ю. И.
Семёнов, Ф. Тёкеи и др.), теория Маркса подтверждается совр. исследованиями и
A.c. п.
рассматривается как одна из осн. обществ.-экономич. формаций. Сторонники другой
т. зр. (E. M.
Жуков и др.) полагают, что теория А. с. п. ещё должна быть доказана фактами, а
нек-рые учёные (В.
Н. Никифоров) вообще отрицают историч. существование А. с. п. При этом др.-вост.
общества от-
носят к рабовладельч. формации, а ср.-век. Восток трактуют как разновидность
феодализма («вост.
феодализм»), приравнивая вост. деспотизм к европ. абсолютизму. Предлагаются и
др. объяснения
строя азиат, обществ: как сочетание рабовладения и крепостничества, как
стагнация на стадии
раннего феодализма, как один из вариантов единой докапиталистич. формации.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.9, с. 98—100, 130—36, 224—30; т. 10, с. 432—33;
т. 13, с. 7, 20, 110; т. 18, с. 543—46; т.
19, С. 400—21; т. 20, с. 105, 151—52, 164—65, 180 — 87, 293, 636— 647; т. 23, с.
88—89, 97, 159, 229, 239, 346, 352, 369
— 71; т. 24, с. 117, 267; т. 25, ч. I, с. 194, 363; т. 25, ч. II, с. 145, 165,
184, 345, 354,358—60; Т. 26, ч. II, с. 587; т. 26, ч. III,
с. 414-16, 432, 436—39, 450—53; т. 28, с. 214 — 15, 222, 226—30; т. 32, с. 36,
44, 158; т. 36, с. 96 — 97; т. 45, с. 200 — 14;
т. 46, ч. I, с. 461—508; Ленин В. И., ПСС, т. 1, с. 136; т. 13, с. 14; т. 25, с.
266-67; т. 26, с. 57; его же, Конспект
«Переписки К. Маркса и Ф. Энгельса. 1844—1883 гг.», М., 1959, с. 260—63; Варга
Е. С., Очерки по проблемам
политэкономии капитализма, М., 1964, с. 358—82; Никифоров В. Н., Восток и
всемирная история, М., 19772; Попов В.
Г., В. И. Ленин об А. с. п., в сб.: Вопросы историч. материализма и критика нек-
рых концепций бурж. социологии, М.,
1969, с. 69—92; Т е p - А к о п я н Н. Б., Маркс и Энгельс об А. с. п. и
земледельч. общине, в сб.: Из истории марксизма и
междунар. рабочего движения, М., 1973, с. 167— 220; Семенов Ю. И., Теория
общественно-экномич. формаций и
всемирная история, в кн.: Общественно-экономич. формации. Проблемы теории, М.,
1978, с. 55—89; Теоретич.
проблемы всемирноисторич. процесса, М., 1979; К r a d e r L., The Asiatic-mode
of production; sources, development, and
critique in the writings of Karl Marx, Assen. 1975; T o k e i F., Essays on the
Asiatic mode of production, Bdpst, 1979; T e r - A
k o p у a n N., Preface, в кн.: Marx K., Engels F., Pre-capitalist socio-
economic formations. A collection, Moscow, 1979, p. 9—
27.
Н.Б. Тер-Акопян.
АЙДУКЕВИЧ (Ajdukicwicz) Казимеж (12.12.1890, Tep-нополь, ныне УССР,— 12.4.1963,
Варшава),
польск. логик и философ. В 1920—30-х гг. принадлежал к лъвов-ско-варшаеской
школе. Разрабатывал
логико-семантич. концепцию значения, согласно к-рой значение и смысл термина
определяются
способом его употребления в оп-редел. концептуальной системе. Отождествив науч.
теорию с
замкнутой в логико-семантич. отношении системой понятий, пришёл к т. н.
радикальному
конвенционализму. А. считал, что исходные принципы и понятия языка науки, а
также правила
логич. вывода и эмпирич. интерпретации науч. предложений основаны на конвенциях.
Рисуемая
теорией «картина реальности», по мысли А., целиком зависит от системы понятий и
меняется при
переходе от одной системы к другой. Теоре-тич. системы, согласно этой концепции,
«взаимонепере-
водимы», поскольку не существует нейтрального (т. е. независимого от понятийного
аппарата
теории) языка чувств, данных как основы для перевода. Свойственная этой доктрине
абсолютизация
конвенциональных моментов вступала в конфликт с требованием объективности науч.
знании и
критериев его оценки; её после-доват. развитие вело к релятивизму и
агностицизму. В 50-х гг. А.
отказался от нек-рых существ. пунктов своей первонач. концепции (в т. ч. от
тезиса о «взаимо-
непереводимости»), однако не сумел до конца преодолеть двойственность своих
филос. взглядов,
колебавшихся между материализмом и идеализмом. Филос. -методологич. установки А.
были близки
идеям Венского кружка.
А. принадлежат оригинальные результаты в теории логич. вывода и теории
определения, в логике
вопросов и индуктивной логике, логич. семантике и синтаксисе, а также ряд ценных
методологич.
разработок (экспликация аксиоматич. метода, применение различных логич. систем в
зависимости от
специфики науч. теории и др.).
• О znaczeniu wyrazen, Lwow, 1931; Zagadnienia i kierunki fi-iozofii, Kr., 1949;
Zarys logiki, Warsz., I9607; Jezyk i poznanie,
t. 1—2, Warsz., 1960—65; Logika pragmatyczna, Warsz., 1975.
• H a p с к и й И. С.,.Совр. позитивизм, М., 1961; Совр. бурж. философия, М.,
1978; Лихин А. Ф., Логич. анализ языка в
работах К. А. 30-х гг., в сб.: Логика и методология науч. познания, М., 1974;
Borkowski L., Kazimierz Ajdu-kiewicz
(1890—1963), в сб.: Studia logica, t. 18, Warsz.— Poznan, 1966; Gordon M.,
Wiedza о znaczeniach czy wiedza о swiecie?,
Warsz., 1967.
АЙЕР (Ауег) Алфред Джулс (р. 29.10.1910, Лондон), англ, философ, представитель
аналитической
философии. Получил известность своей кн. «Язык, истина, логика» («Language,
truth and logic»,
1936), в к-рой выступил пропагайдистом идей Венского кружка. С последним, он,
однако,
расходился в отношении к логич. формализации языка; А. не прибегает к анализу
науч. понятий
средствами математич. логики. Эта тенденция, характерная для англ, аналитич.
философии с её укло-
ном к лингвистич. анализу (см. Лингвистическая философия), ещё более усиливается
в поздних
работах А., в к-рых исследуются проблемы, связанные с теорией познания и ролью
языка в процессе
познания. С позиций позитивизма выступает как противник диалектич. материализма.
* The foundations of empirical knowledge, L., 1940; Thinking and meaning, L.,
1947; Philosophical essays, L.—N. Y., 1954;
The problem of knowledge, L.— N. Y., 1956; The concept of a person and other
essays, N. Y., 1963.
• Б о г о м о л о в А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973; X и л л Т. И.,
Совр. теории познания, пер. с англ., М.,
1965. с. 372—82.
АКАДЕМИЯ (??????????) платоновская, основанный Платоном ок. 385 до н. э. религ.-
филос. союз,
имевший целью почитание муз, т. н. школа Платона; просуществовала до 6 в. н. э.
Название А.
(первоначально Академия) происходит от имени мифич. героя Академа, к-рому были
посвящены
приобретённые Платоном гимнасий и сад близ Афин. Во главе союза стоял схоларх,
избираемый из
членов А. Члены А. добровольно ограничивали себя во сне, воздерживались от
плотской любви и
мясоедения. В А.разрабатывался широкий круг дисциплин: философия, математика,
астрономия,
естествознание и др. Особая роль математики подчёркнута в девизе А.: «Негеометр
да не войдёт!».
Ко времени Цицерона восходит разделение А. на Древнюю и Новую (от Аркесилая,
возглавившего А.
ок. 265 до н. э., до Антиоха из Аскалона); позднее различали Древнюю, Среднюю
(во главе с
Аркесилаем) и Новую А. (во главе с Карнеадом); в период эллинизма существовали и
др. разделения
истории А.
Древняя А. (схолархи: Спевсипп, преемник Платона; Ксенократ, Полемон, Кратет)
поддерживала
пифагорейскую тенденцию философии позднего Платона, развивала космологию
«Тимея».
Абсолютизация техники диалектич. споров (в процессе к-рых доказывалась равная
АКАДЕМИЯ 15
истинность противоположных суждений) и превращение её в мировоззренч. принцип
наряду с
возрастающим противостоянием стоицизму привело к возникновению т. н. академич.
скептицизма,
определившего позицию Средней А. (схолархи: Аркесилай, Лакид, Телеклет,
Гегесин). Карнеад (сын
Епикома или Филокома) абсолютизировал принцип невозможности знания и тем самым
недостоверности всякого догматизма, поддерживаемый в Новой А. (схолархи:
Карнеад, сын
Полемарха; Кратет, Клитомах) вплоть до Филона из Ларисы (110/9 — 88? до н. э.),
к-рого иногда
называют основателем 4-й А., поскольку, отказавшись от тотального скептицизма,
он обратился к
поиску общей основы у платонизма и стоицизма. Прямой возврат к догматизму
происходит у
Антиоха из Аскалона, призвавшего вернуться к учению Древней А. В 86 до н. э. при
осаде Афин
Суллой были разрушены помещения А. и вырублен академич. сад, причём погибла
библиотека А.
Однако ещё в 78 до н. э. Антиох продолжал учить в Афинах (его слушал Цицерон).
Статус А. вплоть
до 176, когда Марк Аврелий учредил в Афинах четыре филос. кафедры, неясен. С
кон. 2 в. до кон. 4 в.
А. занята в основном риторико-лит. занятиями и преподаванием общеобразоват.
дисциплин. При
Плутархе Афинском (ум. ок. 432) в А. входит неоплатонизм плотино-ямвли-ховского
толка,
развиваемый затем в 5 — нач. 6 вв. при схолархах Сириане, Прокле и Дамаскии. В
529 эдиктом
Юстиниана были закрыты языч. филос. школы в Афинах. Ок. 531 ряд афинских
неоплатоников во
главе с Дамаскием отправились ко двору персидского царя Хосрова.
Возрождение платонизма в 15 в. привело к учреждению Козимо Медичи в 1459
платоновской А. во
Флоренции, просуществовавшей до 1521. Во главе её стоял Фичино, к ней
принадлежали К. Ландино,
Пико делла Мирандола, А. Полициано и др. Неоплатонизм лежал в основе широкого
круга филос.
устремлений Флорентийской А.: от проповеди идеалов платонич. любви до попыток
дать синтез
платонизма с аристотелизмом, каббалой, герметизмом, зороастризмом и др. типами
религ.-филос.
мысли.
• Л о с е в А. Ф., Эстетика Возрождения, М., 1978, с. 316—51; Seel O., Die
Platonische Akademie, Stuttg., 195,3; С a m e-ron
?., La fin de I'Academie, в кн.: Le neoplatonisme, P., 1971, p. 281—90.
АККУЛЬТУРАЦИЯ (англ, acculturation, от лат. ad — к и culture — образование,
развитие),
процессы взаимовлияния культур, восприятия одним народом полностью или частично
культуры др.
народа, обычно более развитого. Термин «А.» вошёл в науч. обиход в США в 1930-х
гг. в связи с
изучением изменений в культуре амер. индейцев в условиях насильств. ассимиляции
их
американцами европ. происхождения. После 2-й мировой войны проблема А. культурно
отставших
народов заняла видное место в работах учёных США, а также Индии и стран Лат.
Америки. В сов.
лит-ре термин «А.» не получил распространения, обозначаемые им процессы
изучаются сов.
этнографами как процессы ассимиляции и этнич. консолидации.
• Бахта В. М., Проблема А. в совр. этнографич. лит-ре США, в сб.: Совр. амер.
этнография, М., 1963 (лит.).
АКСЕЛЬРОД (псевдоним — Ортодокс) Любовь Исааковна (1868 — 5.2.1946), рус.
философ и
литературовед. С 1884 в революц. движении. В 1887—1906 в эмиграции, где в 1892
вошла в
марксистскую группу «Освобождение труда». В 1900 окончила Бернский ун-т. В 1903
примкнула к
меньшевикам. В 1917 А.— член меньшевистского ЦК, член плехановской группы
«Единство». Вслед
за Г. В. Плехановым А. защищала материалистич. понимание истории, выступала
против
«экономизма», теории познания неокантианства (сб. «Филос. очерки. Ответ филос.
критикам
историч. материализма», 1906), эмпириокритицизма (сб. «Против
16 АККУЛЬТУРАЦИЯ
идеализма. Критика нек-рых идеалистич. течений фи-лос. мысли», 1922). При
изложении
марксистской философии А. делала уступки агностицизму и релятивизму, допускала
ошибки в духе
теории иероглифов; выступила с критикой кн. В. И. Ленина «Материализм и
эмпириокритицизм». В
1921—23 преподавала в Ин-те красной профессуры, позднее работала в Ин-те науч.
философии Росс,
ассоциации н.-и. ин-тов АН СССР (РАНИОН) и в Гос. академии художеств, наук. В
20-х гг. входила
в группу «механистов». В последние годы жизни занималась социология, проблемами
иск-ва.
* Карл Маркс как философ, Харьков, 1924; Критика основ бурж. обществоведения и
материалистич. понимание
истории, в. 1, Иваново-Вознесенск, 1924; Этюды и воспоминания. Л., 1925; Лев
Толстой, [М.], 19282; Идеалистич.
диалектика Гегеля и материалистич. диалектика Маркса, М.— Л., 1934.
• Л е н и н В. И., ПСС, т. 18, с. 341—44; т. 26, с. 88—89; т. 46, с. 321—22;
Любовь Исааковна А. К XXV-летию научно-
лит. деятельности, М., 1926 (лит.); История философии, т. 6, кн. 1, М,, 1965.
АКСИОЛОГИЯ, см. Ценностей теория.
АКСИОМА (греч. ?????? — удостоенное, принятое положение, от ???о? — считаю
достойным),
исходное положение науч. теории, принимаемое в качестве истинного без логич.
доказательства и
лежащее в основе доказательства др. положений этой теории. Термин «А.» впервые
встречается у
Аристотеля. В истории познания А. обычно рассматривались как вечные и
непреложные априорные
истины, при этом упускалась из виду их обусловленность многовековым человеч.
опытом, прак-тич.-
познават. деятельностью.
В совр. науке А.— это те предложения теории, к-рые принимаются за исходные,
причём вопрос об
истинности решается либо в рамках др. науч. теорий, либо посредством
интерпретации данной
теории. В отличие от содержат, науч. теории, А. в формальном исчислении — это
просто одна из тех
формул, из к-рых по правилам вывода этого исчисления выводятся остальные
доказуемые в нём
формулы (теоремы этого исчисления). См. также ст. Аксиоматический метода лит. к
ней.
АКСИОМАТИЧЕСКИЙ МЕТОД, способ построения науч. теории, при к-ром в её основу
кладутся
нек-рые исходные положения (суждения) — аксиомы, или постулаты, из к-рых все
остальные
утверждения этой теории должны выводиться чисто логич. путём, посредством
доказательств.
Построение науки на основе А. м. обычно наз. дедуктивным (см. Дедукция). Все
понятия
дедуктивной теории (кроме фиксированного числа первоначальных) вводятся
посредством
определений, выражающих их через ранее введённые понятия. В той или иной мере
дедуктивные
доказательства, характерные для А. м., применяются во мн. науках, однако гл.
область его
приложения — математика, логика, а также нек-рые разделы физики.
Идея А. м. впервые была высказана в связи с построением геометрии в Др. Греции
(Пифагор, Платон,
Аристотель, Евклид). Для совр. стадии развития А. м. характерна выдвинутая
Гильбертом концепция
формального А. м., к-рая ставит задачу точного описания логич. средств вывода
теорем из аксиом.
Осн. идея Гильберта — полная формализация языка науки, при к-рой её суждения
рассматриваются
как последовательности знаков (формулы), приобретающие смысл лишь при нек-рой
конкретной
интерпретации. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других)
формулируются
спец. правила вывода. Доказательство в такой теории (исчислении, или формальной
системе) — это
нек-рая последовательность формул, каждая из к-рых либо есть аксиома, либо
получается из преды-
дущих формул последовательности по к.-л. правилу вывода. В отличие от таких
формальных
доказательств, свойства самой формальной системы в целом изучаются содержат.
средствами
метатеории. Осн. требования, предъявляемые к аксиоматич. формальным системам,—
непротиворечивость, полнота, независимость аксиом. Гильбертовская программа,
предполагавшая
возможность доказать непротиворечивость и полноту всей классич. математики, в
целом оказалась
невыполнимой. В 1931 Гёделъ доказал невозможность полной аксиоматизации
достаточно развитых
науч. теорий (напр., арифметики натуральных чисел), что свидетельствовало об
ограниченности А. м.
Осн. принципы А. м. были подвергнуты критике сторонниками интуиционизма и
конструктивного
направления. См. также Формализм в математике и логике, Теория.
• К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957 (лит.);
Садовский В. Н., А. м. построения науч. зна-
ния, в кн.: Филос. вопросы совр. формальной логики, М., 1962; Столл Р.,
Множества. Логика. Аксиоматич. теории, пер.
с англ., М., 1968; Н о в и к о в П. С., Элементы математич. логики, M., 19732.
АКТ И ПОТЕНЦИЯ (лат. actus et potentia — схола-стич. пер. греч. ???????? ???
?????? —
действительность и возможность — см. также Энергия), важнейшие понятия философии
Аристотеля.
Своим учением об А. и П. Аристотель ввёл в онтологию принцип развития. Учение об
А. и П.
явилось ответом на апорию элейской школы, согласно к-рой сущее (??) может
возникнуть либо из
сущего, либо из не-сущего, но и то и другое невозможно, ибо в первом случае
сущее уже существует,
а во втором — нечто не может возникнуть из ничего. Следовательно,
«возникновение», или
«становление» (???????), вообще невозможно, и чувств, мир должен быть отнесён к
царству
«небытия» (?? ov). Аристотель решает эту «апорию древних» двояко (см. Физика 1,
8. 191а 23 sqq.):
l) введением понятия акциденталь-ного небытия, или «отсутствия» (????????)
формы; 2) семантич.
делением «бытия» на «потенциальное» (??????? ??) и «актуальное» (???????? ??) —
становление
оказывается возможным как переход от первого ко второму (дальнейшему анализу
понятий А. и П.
посвящена 8-я кн. «Метафизики»). Понятия А. и П., как и понятие «движения», не
поддаются
строгому определению, но устанавливаются с помощью техноморфных и био-морфных
аналогий (см.
Метафизика 1048а 30 — 1048 b 6): семя — человек в потенции, глыба мрамора —
изваяние Гермеса и
т. д. Существенно соотношение между А. и П., с одной стороны, и формой и
материей — с другой:
согласно Аристотелю, материя есть чистая потенциальность, а форма, эйдос,—
актуальность (энер-
гия, или энтелехия) вещи.
Оппозиция А. и П., первоначально введённая Аристотелем для анализа
«возникновения»,
переносится затем и на др. виды «движения». Энергия (актуальность)
характеризуется временным,
онтологич. и аксиологич. приматом (????????) над потенцией (см. Метафизика 1072а
5; О небе 302а
8; О душе 415а 19), повторяя, т. о., отношение формы к материи: традиц.
схоластич. спор о
первичности «курицы или яйца» Аристотель безоговорочно решил бы в пользу
«курицы». В сфере
природы этот принцип выражается формулой «человек рождает человека», или — в
общем виде —
«существующее актуально возникает из существующего потенциально под действием
существующего актуально» (Метафизика 1032а 25, 1049b 24) и служит теоретич.
постулатом в
концепции перводвигателя как чистой энергии (акта), актуализирующей все космич.
потенции.
Потенция есть способность вещи быть не тем, что она есть, в категории: 1)
субстанции, 2) качества,
3) количества, 4) места, т. е. способность осуществлять соответственно
«движение», или «процесс»
(???????) а) возникновения — уничтожения, б) качеств, изменения, или
«инаковения», в) роста —
убыли и г) пространств, перемещения. Т.о., видов актуализации оказывается
столько же, сколько
видов «движения», и понятие акта (энергии) в этом смысле совпадает с понятием
движения (см.
Метафизика 1047а 30, Риторика 1412а 9 sq.).
От акта (энергии) как процесса («актуализации», осуществления) Аристотель
отличает энергию как
осу-ществлённость (актуальность) вещи — энтелехию: напр., процесс строительства
дома и уже
построенный дом представляют собой «актуализацию» и «актуальность» дома по
отношению к его
материи и потенции бытия — кирпичам. «Понятие ???????? (актуально) имеет двоякий
смысл и
выражает отношение 1) процесса к потенции, 2) осуществлённого бытия к материи»
(Метафизика
1048 b 8). В психологии Аристотель определяет «душу» как акт — энергию
(Метафизика 1043а 35
sq.) или энтелехию (О душе 412а 27) «тела, потенциально обладающего жизнью»,
причём в «акте»
живого существа совпадают «формальная», «движущая» и «целевая» причины, жёстко
противопоставляемые «материальной» причине как «потенции». В этике акт (энергия)
служит
определением «удовольствия» (Метафизика 1072 b 16, Никомахова этика 1147 b 23—
1175а 17) и
родовым обозначением моральных актов-поступков (см. Никомахова этика 1176 b 19,
1170а 7 etc.),
понимаемых как актуализация душевных свойств (?????).
В отличие от Аристотеля, мегарская школа отождествляла А. и П.: «потенцией можно
обладать
только при акте», «тот, кто не строит дом в действительности, не обладает
возможностью его
строить» (по свидетельству Аристотеля — Метафизика 1046 b 29). Учение об А. и П.
было усвоено
неоплатонизмом (одноимённый трактат Плотина "Эннеады" 11, 5), в дальнейшем ср.-
век.
философией (томизм и др.). См. Возможность и действительность.
• Stallmach J., Dynamis und Energeia. Untersuchungen am Werk des Aristoteles zur
Problemgeschichte von Moglichkeit und
Wirklichkeit, Meisenheim am Glan, 1959; см. также лит. к статьям Аристотель,
Энтелехия. А. В. Лебедев.
АКТУАЛИЗМ (от позднелат. actualis — действенный, также — современный, наличный),
субъективно-идеа-листич. учение, абсолютизирующее принцип деятельности и
отождествляющее
реальность с активностью субъекта. Элементы А. характерны для учения Э. Гарт-
мана, а также для
психологии Спенсера и X. Гёффдин-га. Как целостное филос. учение А. выдвинул
Дженти-ле, к-рый
пытался дать субъективистское истолкование гегелевской диалектики, устранив из
учения Гегеля как
природу, так и объективную идею. У последователей Джентиле А. принял форму,
близкую к
солипсизму, либо превратился в мистический иррационализм, сближающий понятия
«акт» и «дух»
(«презентизм» Л. Лавеля).
Термин «А.» применяется в естествознании и особенно в геологии, где им
обозначают
сформулированный Ч. Лайелем принцип изучения эволюции природы (в частности,
земной
поверхности): знание совр. нам феноменов даёт ключ к пониманию всех прошедших
периодов.
В психологии под А. понимают отрицание единого субъекта психич. деятельности и
сведение её к
совокупности сознат. (или вообще психич.) актов.
Иногда встречается не вполне точное употребление термина «А.» для характеристики
самых
разнообразных учений, акцентирующих вечную изменчивость и текучесть бытия.
АКЦИДЕНЦИЯ (от лат. accidentia — случай, случайность), филос. термин, означающий
случайное,
несущественное в противоположность субстанциальному, или существенному (см.
Субстанция).
Впервые встречается в «Метафизике» и «Физике» Аристотеля, затем у Порфирия, к-
рый разделил А.
на отделимые (напр., сон для человека) и неотделимые (напр., чёрный цвет кожи
для негра). Понятие
А. было развито в схоластике, где нек-рые свойства вещей рассматривались как
«реальные А.»,
существующие сами по себе вне тех субстанций, к-рым они обычно присущи. Декарт,
Гоббс и др.
философы 17 в. отрицали существование «реальных А.», в связи с чем Спиноза
заменил термин «А.»
термином «модус», обозначающим единичное проявление субстанции. Понятие А.
встречается у
Канта, Фихте и др. философов 18—19 вв., а также в формальной логике.
АКЦИДЕНЦИЯ 17
АЛАН ЛИЛЛЬСКИЙ (Alain de Lille, латинизиров. Alanus de Insulis) (?, Лилль,—
1202, Сито, ныне
деп. Кот-д'Ор), франц. философ, теолог и поэт. Из филос.-теологич. соч. с именем
А. Л. связаны: 134
«правила» («теологич. максимы»), сумма «Различения» (Quot modis) — энциклопедич.
словарь с
разбором библейских понятий по трём уровням смысла; первый на лат. Западе
комментарий к
псевдоаристотелевой «Книге о причинах»; трактат «Против еретиков» и др.
Наибольшую
известность получили «светские» соч. А. Л.: «Плач природы», филос.-моралистич.
видение в
художеств, прозе и стихах, аллегорич. эпопея в гекзаметрах «Ан-тиклавдиан»
(написана в 1183—84),
где создание в небесах идеального человека и его бой с пороками позволяют автору
подробно
описать построенную из «свободных наук» и способностей колесницу для небесного
путешествия
посланца природы, общее мироустройство, истечение ума(нуса) и души от бога и т.
п.
В целом мысль А. Л. можно представить как развёрнутый комментарий к Платону,
Аристотелю,
Боэцию, Псевдо-Дионисию Ареопагиту (через Иоанна Скота Эриугену). С шартрской
школой его
сближает космизм (теория мировой души, природы как «заместительницы» бога),
платонич.
пифагорейство, любовь к классич. античности. Природа разума закономерна,
мышление подвластно
логике, отсюда тезис: «поскольку у авторитета нос из воска, т. е. его можно
повернуть в разном
смысле, он должен подкрепляться разумными основаниями» («Против ересей»). Однако
«природа не
знает природы своего порождения», к-рая в боге, а мысль для познания собств.
истоков нуждается в
вере и ми-стич. теологии: природное познание «познаёт, чтобы верить», мистич.
познание «верит,
чтобы познавать». Наибольшую популярность А. Л. имел в 15 в., когда приобрел
легендарные черты
как всезнающий doctor universalis; моралистич. пафос А. Л. имел продолжение в
философии
Возрождения.
*Migne, PL, t. 210. Г а с n a p о в М. Л., Алан Л., в кн.: Памятники ср.-век.
лат. лит-ры 10—12 вв., М., 1972, с. 330—47; H
u i z i n g a J., Uber die Verknupfung des Poetischen mit dem Theologischen bei
Alanus de Insulis, «Mededeelingen der k. Akad.
Afd. Letterkunde Ser. B», 1932, dl 74, № 6; R а у n a u d d e L a g e G., Alain
de Lilie. Poete du XII siede, P., 1952.
АЛГЕБРА ЛОГИКИ, система алгебраич. методов решения логич. задач, а также
совокупность
задач, решаемых такими методами. А. л. в узком смысле слова — алгебраич.
(табличное, матричное)
построение классич. логики высказываний, в к-ром рассматриваются логические
операции над
высказываниями, каждое из к-рых имеет одно из двух значений истинности: «истина»
(сокр. «и» или
1) и «ложь» («л» или 0). Элементами А. л. служат переменные, принимающие одно из
этих двух
значений, а также константы 1 и 0. Предмет А. л. составляет совокупность свойств
логич. операций в
этой двузначной алгебре, а также вытекающие из этих свойств правила
преобразования и упрощения
формул А. л. (интерпретируемых как высказывания) и приведения их к нек-рым
стандартным
формам, пригодным для алгоритмизации (см. Алгоритм) решения логич. задач. А. л.
в широком
смысле включает распространение методов А. л. на понятия и задачи многозначной
логики: вместо
теории двузначных арифметич. функций от двух аргументов в n-значной логике
рассматриваются n-
значные функции от аргументов О, 1, ..., n — 1, причём часть из этих значений,
подобно истинному
значению 1 в двузначной А. л., считается «выделенными», т. е. соответствующими
«истине». Термин
«А. л.», идущий от традиций первых работ по математич. логике 19 в. (Дж. Буль,
У. С. Джевонс, Э.
Шредер, П. С. Порецкий и др.), применяют иногда также в другом, расширит, смысле
к алгебраич.
задачам и методам логики предикатов, составляющим предмет теории моделей.
18 АЛАН
• Гильберт Д., Аккерман В., Основы теоретич. логики, пер. с нем., М., 1947;
Клини С. К., Математич. логика, пер. с
англ., М., 1973.
АЛГОРИТМ [от algorithm!; algorismus, первоначально — лат. транслитерация имени
ср.-азиат.
учёного 9 в. Хорезми (Мухаммед бен Муса аль-Хорезми)], программа, определяющая
способ
поведения (вычисления); система правил (предписаний) для эффективного решения
задач. При этом
подразумевается, что исходные данные задач могут изменяться в определ. пределах
(массовость А.);
процесс применения правил к исходным данным (путь решения задачи) определён
однозначно
(детерминированность А.); на каждом шаге процесса (применения правила) известно,
что считать его
результатом (результативность А.). Свойство массовости А. означает, что А.
связан с решением
общей проблемы, в условия к-рой входят параметры; ответ «да» или «нет» па эту
проблему даётся не
прямо, а косвенно — в зависимости от значений параметров, в общем случае
допускающих счётно-
бесконечное множество значений. Поэтому точное описание А. предполагает указание
на множество
возможных значений параметров (т. е. частных вопросов) проблемы. Обычно (без
ущерба для
общности понятия А.) в качестве возможных значений параметров выбирают слова в
нек-ром
фиксированном алфавите, при этом А. сводится к процессу преобразования слов.
Результативность
процесса применения А. связывают с его остановкой (обрывом), что рассматривают
как
применимость А. к исходным данным задачи. Свойство детерминированности А.
выражается в том,
что когда заданы А. и значения параметров (т. е. выбран частный случай
проблемы), процесс
решения идёт чисто формально (механически), так что во всех деталях известны
последовательность
и содержание конкретных (дискретных) шагов работы А. Детерминированность
исключает
возможность произвольных решений, что достигается изоляцией алгорит-мич.
процесса от
воздействий извне. Именно эта черта А. делает его одновременно и синонимом
автоматически
работающей машины, и основой автоматизации процессов преобразования информации.
Общая проблема совместно с требованием разыскания А. наз. алгоритмической. Если
А. предложен,
то спрашивается: всегда ли ответы по предложенному А. будут ответами на частные
вопросы данной
алгоритмич. проблемы? Это выясняют доказательством соответствия А. данной
проблеме, после чего
алгоритмич. проблему считают разрешимой А. (или алгоритмически разрешимой).
Обычно задачи,
решаемые А., сводятся к распознаванию свойств конструктивных объектов (см.
Конструктивное
направление). Напр., А. распознавания свойства общезначимости для формул логики
высказываний
даётся их табличной оценкой. Это же свойство характеризует и множество
доказуемых формул
исчисления высказываний, к-рос, т. о., алгоритмически разрешимо относительно
истинности.
Вопрос о проблемах, разрешимых А., связан с вопросом об использовании машин
вместо человека и
пределах автоматизации процессов мышления. Вера в алгоритмич. разрешимость всех
(по крайней
мере, всех математич. и логич.) проблем имела значит, влияние в философии
начиная с Декарта и
Лейбница. В 1931 К. Гёдель доказал, что в системах аксиом определ. вида есть
проблемы,
неразрешимые А. этих систем, в связи с чем возник вопрос об описании класса всех
возможных
типов А. в рамках строгой (формальной) теории А. В 1936 появилось песк.
вариантов стандартных
систем уточнения понятия А. (формализации функций, вычислимых по Гёделю, Клини,
Тьюрингу,
Черчу) и была высказана эмпирически обоснованная гипотеза, что иных А.,
удовлетворяющих
свойствам содержат. понятия А., но неэквивалентных стандартным формализациям, не
существует.
Эта гипотеза означала признание принципиальной завершённости поиска средств,
привлекаемых для
решения алгорит-мич. проблем, и вместе с тем — признание существова-
ния алгоритмически «абсолютно неразрешимых» проблем. Однако подобные выводы
отнюдь не
ограничивали развитие салон теории А., ставшей с нач. 50-х гг. внутри логики и
математики
теоретич. основой конструктивизма, а в области вычислит, науки и техники —
основой машинного
решения математич. задач, моделирования сложных процессов и автоматизации
процессов произ-ва.
Важный этап этого развития — созданная А. А. Марковым теория нормальных А.,
уточняющая
непосредственно интуитивное понятие А., и предложенная им формулировка осн.
абстракций теории
А.
• Колмогоров А. Н., Успенский В. А., К определению А., «Успехи математич. наук»,
1958, т. 13, в. 4 (82); Трахтенброт Б.
А., А. и машинное решение задач, М., 1960"; M а л ь ц е в А. И., А. и
рекурсивные функции, М., 1965; Роджерс X.,
Теория рекурсивных функций и эффективная вычислимость, пер. с англ., М., 1972;
Бирюков Б. В., Ал-горитмич. подход
к науке и концепция расплывчатых А., в кн.: Кибернетика и совр. науч. познание,
M., 197B; Криницкий Н. А., А. вокруг
нас, М., 1977; Успенский В. А., Машина Поста, М., 1979. M. M. Новосёлов.
АЛЕКСАНДЕР (Alexander) Сэмюэл (6.1.1859, Сидней, Австралия,— 13. 9.1938,
Манчестер), англ,
философ-идеалист, представитель неореализма, один из создателей теории
эмерджентной эволюции.
В филос. взглядах отталкивался от нек-рых идеалистически интерпретируемых
положений теории
относительности. Исходной реальностью считал понятие «пространство — время», к-
рое
отождествлял с энергией и движением. Процесс эволюции, по А., носит
«эмерджентпый» —
скачкообразный, непредсказуемый и научно не объяснимый характер. «Пространство —
время»
порождает «эмерд-жентные» качества — материальный мир, жизнь, психику, сознание.
Учению об
объективной причинности в природе А. противопоставил идеалистич. концепцию
«низуса» (лат.
nisus — порыв, устремление) как духовного источника, направляющего эволюцию к
своей цели и
пределу — божеству. В гносеологии А. придерживался неореалистич. представления о
непосредств.
характере познават. процесса, развивал учение о категориях как неизменных и
постоянных свойствах
материи и духа. А. занимался также вопросами этики и эстетики.
• Space, time and deity, v. 1—2, L., 1927; Beauty and other forms of value, L.,
1933.
• Богомолов А. С., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 4, §3; Mc Carthy
J. W., The naturalism of S. Alexander, N. Y.,
1948.
АЛЕКСАНДР (Alexander) из Гэльса (латинизи-ров. Alexander Halensis) (ок. 1185,
Гэльс, Англия,—
21.8.1245, Париж), ср.-век. философ и теолог. С 1236 монах-францисканец,
основатель
францисканской школы в Парижском ун-те. Обширная «Сумма теологии», приписываемая
А., хотя и
не принадлежит ему непосредственно, составлена кем-то из его последователей на
основе работ А. и
его учеников — Иоанна из Ла-Ро-шели, Бонавентуры и др. Один из первых
комментаторов
«Сентенций» Петра Ломбардского. Примыкал к традиции ср.-век. реализма (его гл.
авторитеты —
Августин, Псевдо-Дионисий Ареопагит, Боэций). Видимо, сформулировал ряд
вопросов, получивших
развёрнутое обсуждение у Бонавентуры и его учеников и связанных с
доказательством бытия бога. В
центре их — понимание бога как самодовлеющего бытия. А. опирался прежде всего на
Анселъма
Кентерберий-ского, но приводил и аргументы, почерпнутые у Аристотеля, напр,
доказательство из
необходимости допущения неподвижного двигателя для обоснования движения. В соч.
А. впервые
задана форма схоластич. изложения обсуждаемого вопроса: 1) постановка вопроса;
2) возражения
против предполагаемого ответа; 3) авторитетные суждения в пользу того
утверждения, к-рое
является ответом автора на поставленный вопрос, и 4) доказательство этого
утверждения; 5)
опровержение возражений. Эта форма стала традиционной для разного рода ср.-век.
схоластич. соч.:
«сумм», комментариев к «сентенциям», «вопросов».
• Summa theologica, v. 1—4, Quaracchi, 1924—48; Glossa in quatuor libros
Sententiarum Petri Lombardl, v. 1—2, Quaracchi
— Florentlae, 1951—54,
• PIcavet P., Abilard et Alexandre de Haies, createurs de (a methode
acolastique, P., 189C; B o e h n e r P h., The system of
metaphysics of Alexander of Hales, «Franciscan Studies», 1945 V. 5, p. 366—414;
G i i s o n E.H., History of Christian philoso-
phy In the middle ages, N. Y., 1955.
АЛЕКСАНДР АФРОДИСИЙСКИЙ (?????????? 6 ??????????? — из г. Афродисия в Карий, М.
Азия, 2—3 вв.), др.-греч. философ, глава перипатетической школы в Афинах (между
198—211),
влиятельнейший комментатор Аристотеля. Для А. А. характерен эмпи-рич. натурализм
(в духе идей
Стратона из Лампсака); он отрицал бессмертие души и реальность времени, а в
вопросе об
универсалиях занимал позицию, близкую к жёсткому номинализму (существование
универсалий
«после вещей» — «если бы они не мыслились, то их и не было бы»), отойдя, т. о.,
от Аристотеля. В
комментарии к соч. «О душе» развил оригинальную концепцию троичности ума (нуса),
повлиявшую
на ср.-век. араб, и евр. философию. А. А. различает естественный, или
материальный, ум,
приобретённый ум и «приходящий извне», или творч. ум, тождественный
перводвигателю
Аристотеля и богу. Сверхличный третий ум воздействует на потенциальный первый и
оформляет его
в наличный второй ум.
Репутация А. А.-комментатора была исключительно высока в древности («второй
Аристотель»);
комментарии его сохраняют науч. значение до сих пор. Взгляды Аристотеля А. А.
рассматривал как
самодовлеющую непротиворечивую систему, к-рая должна быть объяснена из неё
самой. Эта
установка на внутр. реконструкцию и догматич. чистоту аристотелизма находит своё
выражение в
резком отмежевании от др. филос. школ (особенно стоицизма) и постоянной полемике
с ними. До
нас дошли комментарии 1) к «Метафизике» (А. А. принадлежит только кн. 1—5, кн.
6—14 — ви-
зант. комментатору Михаилу Эфесскому); 2) к 1-й кн. «Первой аналитики»; 3) к
«Топике»; 4) к «Об
ощущении»; 5) к «Метеорологии», а также самостоятельные т. н. «малые сочинения»:
6) «О душе»;
7) «О роке» (защита свободы воли — против стоич. фатализма); 8) «Апории и
решения» в 3 книгах; 9)
«Нравств. проблемы» (подлинность оспаривается); 10) «О слиянии и росте» (против
стоич. учения о
взаимопроникновении тел).
Издания: М 1—5 изданы в серии CAG I—III; № 6 — 10 в Supplementum Aristotelicum к
той же серии: ?. 2, pt. l—2 (В.,
1887—92); Т о d d R. В., Alexander of Aphrodisias on stoic physics: a study of
the «De mixtione» with preliminary essays, text,
transl. and comm., Leiden, 1976; M o r a u ? P., Le commentaire d'Alexandre
d'Aphrodise aux «Seconds Analytiques» d'Aristote,
B.— N. Y., 1979.
• История философии, т. 1, M., 1940, с. 268; Praechter K. (Hrsg.), Die
Philosophie des Altertums, B., 1926 (именной ука-
затель); M о га u x P., Alexandre d'Aphrodise..., Liege, 1942; M e r l a n P.,
Monopsychism, The Hague, 1963.
АЛЕКСАНДРОВ Георгий Фёдорович [22.3(4.4). 190S, Ленинград,— 21.7.1961, Москва],
сов.
философ, акад. АН СССР (1946). Чл. КПСС с 1928. Окончил Моск. ин-т истории и
философии (1932).
В 1940—47 возглавлял Управление пропаганды и агитации ЦК ВКП(б). В 1947—54
директор Ин-та
философии АН СССР. В 1954—55 министр культуры СССР. В 1955—61 работал в Ин-те
философии
АН БССР. Гос. пр. СССР: 1943 (за участие в создании труда «История философии») и
1946 (за кн.
«История зап.-европ. философии», по к-рой в 1947 была проведена филос.
дискуссия; см. журн.
«Вопросы философии», 1947, № 1).
• Филос. предшественники марксизма, М., 1939; Аристотель, М., 1940; Формирование
филос. взглядов Маркса и
Энгельса, М., 1940; История социологии как наука, Минск, 195S; История со-
циологич. учений. Древний Восток, М.,
1959.
АЛКМЕОН (????????) из Кротона (согласно единств, хронологич. свидетельству, «был
молод,
когда Пифагор был стариком», т. е. ок. 500 до н. э.), др.-греч. врач и
натурфилософ. По Диогену
Лаэртию, «слушал Пифагора», однако считать его «пифагорейцем» в строгом смысле
слова
неправильно. Книга А. была известна в древности под традиц. и, вероятно,
неподлинным
АЛКМЕОН 19
назв. «О природе». В центре внимания А.— человеческое тело, понимаемое как
микрокосм; в
отличие от милетской школы, космогония и метеорология начисто отсутствуют у А.,
зато впервые
появляются (отныне обязательные для всех трактатов «О природе») эмбриология,
физиология,
теория ощущений и психология. А. последовательно проводит метод аналогий, прежде
всего — в
учении о параллелизме микрокосмоса и макрокосмоса. Бессмертной части космоса —
Солнцу, Луне
и звёздам соответствует бессмертная часть человека — душа (псюхе), находящаяся в
вечном
круговом движении. Эта концепция оказала влияние на космологию Платона и
Аристотеля
(Аристотель тщательно изучал А. и написал спец. трактат «Против А.»). Моделью
человеч.
организма служит у А. не только космос, но и гос-во, в этиологии болезней
применяется политич.
терминология. Здоровье трактуется как «демократич. равноправие» («исономия»)
элементарных сил
горячего — холодного, влажного — сухого, горького — сладкого; «монархия» одной
из них
приводит к гибели другой и вызывает болезнь. Для А. характерно сочетание
поэтически окрашенных
спекулятивных конструкций с эмпирич. установками. А.-эмпирику принадлежит
гениальное
открытие локализации интеллекта в головном мозге, к к-рому он пришёл в
результате анатомич.
обнаружения глазных нервов. Открытие это было воспринято Платоном в «Тимее», но
отвергнуто
Аристотелем (помещавшим сознание в сердце).
• ? ? а г м е н т ы: DK I, 210—16; Timpanaro Cardi-ni M., Pitagorici, fasc. l,
Firenze, 1958.
*WachtlerJ.,De Alcmaeone Crotoniata, Lpz., 1896; G u t h-r i e W. K. C., A
history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971.
АЛЛЕГОРИЯ (греч. ????????? — иносказание), условная форма высказывания, при к-
рой
наглядный образ означает нечто «иное», чем есть он сам, его содержание остаётся
для него внешним,
и оно однозначно закреплено за ним культурной традицией. Понятие А. близко к
понятию символа,
граница между ними в конкретных случаях может быть спорной. Различие состоит в
том, что символ
более многозначен и органичен, в то время как смысл А. существует в виде некоей
рассудочной
формулы, к-рую можно «вложить» в образ и затем в акте дешифровки извлечь из
образа. С этим же
связано то, что о символе чаще говорится применительно к простому образу и
мотиву, а об А.—
применительно к цепи образов, объединённых в сюжет: напр., если путешествие —
символ
духовного «пути», то путешествие героя романа Дж. Беньяна «Путь паломника» («The
pilgrim's
progress», pt. 1—2, 1678—84; в рус. пер. «Путешествие пилигрима», 1878), к-рый
идёт через «ярмарку
Суеты», «холм Затруднения» в «долину Унижения» к «Небесному граду» — бесспорная
А.
Роль А. в истории философии связана с многочисл. попытками, начиная с эпохи
эллинизма,
истолковывать древние почитаемые тексты как последовательность аллегорий (у
стоиков — Гомера,
у Филона Александрийского и нек-рых христ. богословов — Библию); в ср. века
аллегорически
истолковывается и мир природы как устроенный богом для человека в качестве
нравоучит.
наглядного пособия, материализованной басни с моралью.
• Formen und Funktionen der Allegorie. Symposion Wolfenbut-tel 1978, Stuttg.,
1979.
АЛОГИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и ???????? — разум, рассудок), ход мысли,
игнорирующий законы и правила логики, нарушающий согласие мышления с
действительностью. А.
часто бывает скрыт формальной правильностью высказывания; способ обнаружения
подобных А.—
конкретно-диалектич. анализ отражённой в рассуждении действительности. С кон. 19
в. в нек-рых
интуитивистских теориях философии, логики, математики, эстетики А. выступает как
основопола-
20 АЛЛЕГОРИЯ
гающий принцип; в этих теориях, в отличие от рационально-логического познания,
утверждается
непо-средств. интуитивное постижение истины (см. Интуитивизм).
АЛЬБЕРТ (Albert) Ханс (р. 8.2.1921, Кёльн), нем. (ФРГ) философ и социолог. Под
влиянием
Поппера примкнул к критическому рационализму, определяя его как: 1)
принципиальный
фаллибилизм, т. е. учение о погрешимости всякого знания и практич. решения; 2)
методологич.
рационализм, основанный на необходимости критич. проверки любого решения, и 3)
критич.
реализм, связанный с признанием возможности практич. реализации, а
следовательно, и практич.
роли познания (см. «Kritische Vernunft und menschliche Praxis», Stuttg., 1977,
S. 27). А. критикует
традиц. рационализм за ограничение рациональности сферой познания и «догматич.»
признание
обоснованности и достоверности науч. знания. Проблема обоснования науки решается
им исходя из
методологич. постулата о «волевой основе» (Willenshintergrund) принятия исходных
принципов
науки. С этой т. зр.«все достоверности в познании создаются самим познанием и не
имеют значения
для постижения действительности» («Traktat uber kritische Vernunft», 2 Aufl.,
Tub., 1969, S. 30, 19753).
Утверждая чисто методологич. характер философии, А. сближается с позитивизмом,
распространяя
его принципы на сферу социологии, этики, политич. и экономич. решений.
А. критикует иррационализм и религ. философию с позиций агностич. «критицизма» и
методологич.
и ми-ровоззренч. плюрализма. Социально-политич. взгляды А. отличаются
консерватизмом, он
выступает за тактику мелких реформ, деидеологизацию и «демифологи-зацию».
• Der Positivismusstreit in der deutschen Soziologie, Neuwied — B., 1969
(соавтор); Marktsoziologie und Entscheidungslogik,
B., 1967; Pladoyer fur kritischen Rationalismus, Munch., 19712; Okonomische
Ideologie und politische Theorie, Gott., І9722;
Konstruktion und Kritik, Hamh., 1972; Theologische Holzwege, Tub., 1973;
Aufklarung und Steuerung, Hamb., 1976; Traktat
uber rationale Praxis, Tub., 1978.
• Новейшие течения и проблемы философии в ФРГ, М., 1978, гл. 2; W е s s е l H.,
Philosophie des Stuckwerks. Eine
Auseinandersetzung mit dem neupositivistischen «kritischen Rationalismus», B.,
1971.
АЛЬБЕРТ ВЕЛИКИЙ, Альберт фон Бол ь-ш т е д т (Albertus Magnus, Albert von
Bollstadt) (1193, по
др. данным, 1206 или 1207, Лауинген,— 15.11.1280, Кёльн), нем. теолог, философ и
естество-
испытатель. Монах-доминиканец. Учился в Падуе, преподавал в Париже, Кёльне и др.
городах. За
энцик-лопедичность своих познаний получил титул «всеобъемлющего доктора» (doctor
universalis). В
1931 канонизирован католич. церковью.
Благодаря А. В. в обиход ср.-век. философии и науки вошли все работы Аристотеля,
к-рые он
изложил и прокомментировал с позиций, приемлемых для христ. теологии.
Утверждение о
сотворённости материи и времени даёт A.B. возможность узаконить в рамках
схоластики
аристотелеву физику с её учением о непрерывности материи как основы изменения.
Согласно А. В.,
первыми в порядке творения были т. н. четыре со-веч-ных: материя, время, природа
ангелов и небо
эмпирея. В космологии А. В. неоплатонич. учение о свете переплетается с
аристотелевской
космологией и араб, астрологией: неподвижное небо эмпирея — высшее в иерархии
небес и
объемлется только небом Троицы, тождественным богу. Небо эмпирея — аналог
неподвижного
двигателя; имея природу света, оно — причина многих светов, к-рые составляют
сферу звёзд и
своими влияниями обусловливают движение элементов и тем самым всего в мире. Если
Аристотель в
учении о душе допускал существование только абсолютно простой нематериальной
сущности (в
аверроизме она единственна и является общей для всех душ, оказывающихся, т. о.,
смертными), то А.
В. принимал существование составных нематериальных сущностей (ангелы
и деятельные разумы, составляющие бессмертную часть каждой человеч. души),
основываясь на
восходящем к Боэцию различении между простым, сущность (quod est) к-рого
совпадает с
источником его бытия (quo est), и составным, бытие к-рого не тождественно его
сущности. Этика А.
В.— учение о практич. разуме, направляющем через познание волю и действие
человека; к практич.
разуму относится и совесть, благодаря к-рой человек по природе обладает
универсальными
принципами нравств. поведения. Теология, понимаемая как учение о спасении, не
сливается у А. В. с
метафизикой, как у мн. схоластов.
А. В. утвердил в обиходе схоластики свод естеств.-науч. знаний, представленных в
сочинениях
Аристотеля и араб, учёных; наряду с большой систематиза-торской работой в
области
естествознания он проводил и собств. исследования, основанные на наблюдении и
опыте.
• Opera omnia, t. 1—38, P., 1890—99; Opera omnia, t. 5—37—, Munster, 1951—78; в
рус. пер.— О растениях, в кн.:
Агрикультура в памятниках Зап. средневековья, М.— Л., 1936, с. 231 — 283.
• С о к о л о в В. В., Ср.-век. философия, М., 1979, с. 336—38; Pelster F.,
Kritische Studien zum Leben und zu den Schriften
Alberts des Grossen, Freiburg, 1920; Grabmann M., Der heilige Albert der Grosse.
Wissenschaftliches Charakterbild, Munch.,
1932; Balss H., Albertus Magnus als Biologe, Stuttg., 1947; N о с k e F. - J.,
Sakrament und personaler Vollzug bei Albertus
Magnus, Munster, 1967.
АЛЬТРУИЗМ (франц. altruisme, от лат. alter — другой), нравственный принцип,
согласно к-рому
благо другого и он сам нравственно более значимы, чем собственное «Я» и его
благо. А.
противоположен эгоизму.
В качестве морального принципа А. фактически провозглашался буддизмом,
стоицизмом (поздняя
Стоя), христианством, затем англ, этикой 18 в. (А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Д.
Юм, А. Смит),
Лейбницем, Шопенгауэром, Фейербахом. Сам термин был введён Контом,
сформулировавшим
принцип «vivre pour autrui» — «жить для других». Конт различал присущий животным
инстинктивный А., объединяющий индивида и род и затем разрушаемый цивилизацией,
и А.,
возникающий и развивающийся уже в её рамках и превращающийся в конечном итоге в
спонтанное
врождённое свойство, объединяющее всех людей. Спенсер рассматривал А. как
адаптивное качество,
возникающее в ходе естеств. эволюции. Ницше, пересматривая эволюционизм
Спенсера, придаёт ему
антиальтруистич. направленность, полагая, что А. является способом бегства
слабых от своей
посредственности, их групповым эгоизмом, противостоящим возможности достижения
сверхчеловеч. совершенства. В психоаналитич. концепции Фрейда альтруистич.
побуждения
рассматриваются как невро-тич. компенсация лежащей в их основе противоположной
направленности — первобытного эгоизма, подвергнутого вытеснению.
Классики марксизма-ленинизма показали, что постулируемая бурж. этикой
абстрактная
противоположность между всеобщим и частным интересом, между А. и эгоизмом
является
«...кажущейся, потому что одна из ее сторон, так называемое „всеобщее",
постоянно порождается
другой стороной, частным интересом, а отнюдь не противостоит последнему как
самостоятельная
сила, имеющая самостоятельную историю... Коммунисты не выдвигают ни эгоизма
против самоот-
верженности, ни самоотверженности против эгоизма и не воспринимают теоретически
эту
противоположность ни в ее сентиментальной, ни в ее выспренной идеологической
форме; они,
наоборот, раскрывают ее материальные корни, с исчезновением которых она исчезает
сама собой»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 236).
• Я p о ц к и й А. И., Альтруистич. мораль и ее индивидуа-листич. обоснование,
Юрьев, 1914; D a r g u n L. v., Sociologi-
sche Studien, H. l — Egoismus und Altruismus in der Nationalokonomie, Lpz.,
1885; G u st i D., Egoismus und Altruismus,
Lpz., 1903.
АЛЬТЮСЁР (Althusser) Луи (p. 16.10.1918, Бирманд-рейс, Алжир), франц. философ-
марксист. Чл.
ФКП.
Проф. Высшей нормальной школы (Париж), участник гражд. войны в Испании и франц.
Движения
Сопротивления. Разрабатывает теоретич. и методологич. проблемы философии:
диалектики, теории
познания, соотношения науки, идеологии и философии, теории и практики (в
частности, «теоретич.
практики» как производства знаний), логического и исторического, специфики науч.
познания,
предмета и истории философии.
А. стремится осмыслить марксизм как теорию науки и философии, как науч. и филос.
революцию. А.
в первую очередь выделяет теоретико-познават. проблемы марксистской философии,
анализирует
концептуально-логич. строение «Капитала» с позиций, близких идеям структурализма
[«За Маркса»
(«Pour Marx», 1965); «Читать Капитал» («Lire le Capital», t. l—2, 1965 (в
соавторстве)]. Отрицая
положение о «переворачивании» диалектики Гегеля «с головы на ноги», А. указывает
на
радикальную новизну диалектич. метода К. Маркса, его «эпистемологич. разрыв» с
диалектикой
Гегеля. А. противопоставляет науку и идеологию как несовместимые друг с другом.
При этом не
учитывается, что социалистич. марксистско-ленинская идеология носит
последовательно науч.
характер. В дискуссии «Марксизм и гуманизм» (1965—66) А., резко выступая против
общегуманистич. спекулятивной концепции человека, в то же время выдвинул идею
«теоретич.
несоответствия» между науч. понятием «социализм» и идеологич. понятием
«гуманизм», что
привело его к выводу о «теоретич. антигуманизме» Маркса. Односторонность этих
взглядов в какой-
то мере преодолена А. в его последующих трудах: «Ленин и философия» («Lenine et
la Philosophie»,
1969); «Элементы самокритики» («Elements d'autocritique», 1974) и др. • Reponse
a John Lewis, P.,
1973; Philosophie et Philosophie spontanee des savants, P., 1974; Positions
(1964—1975), P., [1976]; Се
qui ne peut plus durer dans le Parti communiste, P., 1978; Sur la crise du
marxisme, P., 1978.
АМБИВАЛЕНТНОСТЬ (от лат. ambo — оба и va-lentia — сила), двойственность чувств,
переживания, выражающаяся в том, что один и тот же объект вызывает к себе у
человека
одновременно два противоположных чувства, напр, удовольствия и неудовольствия,
любви и
ненависти, симпатии и антипатии. А. коренится в неоднозначности отношения
человека к
окружающему, в противоречивости системы ценностей. Термин «А.» предложен швейц.
психологом
Э. Блейлером.
АМОРАЛИЗМ (от греч. ? — отрицат. частица и лат. moralis — нравственный), принцип
практич.
или идейной ориентации, означающий отрицание моральных устоев и общепринятых
норм
поведения в обществе, нигилистич. отношение ко всяким нравств. нормам и
принципам. На практике
А. может быть связан с нравств. неразвитостью того или иного индивида или
порождаться
социальными противоречиями, приводящими к деградации целых слоев общества и
духовному
распаду личности. В теории А. обычно подменяет моральные критерии утилитарно-
прагматич.,
конъюнктурно-политич., эстетич. или же индивидуалистич. соображениями свободы,
самоутверждения, наслаждения, выгоды личности и т. п.
Как сознательная жизненная позиция А. возникает с разложением родо-племенных
отношений,
отделением нравственности от автоматических действующих обычаев, традиц. норм
поведения и
возникновением индивидуальной рефлексии по поводу устоявшегося уклада жизни. В
антич.
обществе, когда резко ускоряется ломка традиц. родовых устоев и учащается
столкновение между
различными обычаями и сословными нормами, А. выражается в признании полной
относительности,
условности и прагматичности всяких принципов и норм морали, в отрицат. отношении
к ценностям
общественной культуры (киники, нек-рые софисты).
АМОРАЛИЗМ 21
В дальнейшем А. становится характерным явлением классово-антагонистич. общества,
где
господств, мораль нередко сопровождается практич. А., а оппозиция к ней подчас
переходит в
неприятие всякой нравственности вообще. В эпоху Возрождения принцип А. у нек-рых
идеологов
молодой буржуазии и феод, церкви (Макиавелли, иезуиты Лойола, Лигуори, Бузен-
баум) имел тот
смысл, что мораль должна быть полностью подчинена политич. задачам, ради
осуществления к-рых
оправданы любые методы («цель оправдывает средства»). С сер. 19 в. в условиях
духовного кризиса
бурж. культуры получают развитие идеи т. н. имморализма (напр., у Ницше с его
апологией спонтан-
ной жизненной силы как высшей ценности, не подлежащей суду существующей
нравственности, под
к-рой понимается лишь «рабская мораль толпы», нивелирующая личность и
противодействующая
утверждению выдающейся индивидуальности).
В наиболее циничной и человеконенавистнич. форме А. проявился в идеологии и
практике фашизма
(культ фюрера, освобождающего своих подданных от «химеры совести»). В сущности к
А. ведёт
всякая попытка «упразднить» принципы нравственности, напр, объявить
предрассудками совесть,
человеколюбие, уважение к личности.
АНАКСАГОР (??????????) из К л а з о м е н (ок. 500—428 до н. э.), др.-греч.
философ и учёный. Ок.
30 лет прожил в Афинах и явился фактич. основоположником афинской филос. школы.
В кон. 30-х
гг. был обвинён в безбожии и эмигрировал; последние годы жизни провёл в
Лампсаке. От соч. А. до
нас дошли 20 фрагментов — гл. обр. благодаря Симпликию.
Воззрения А. сформировались под воздействием милетской школы (прежде всего
Апаксимена) и
учения о бытии Парменида. Своё учение А. сформулировал в виде космогония,
гипотезы, согласно к-
рой начальное состояние мира представляло собой неподвижную бесформенную смесь,
состоявшую
из бесчисл. множества мельчайших, чувственно невоспринимаемых частиц, или
«семян»,
всевозможных веществ. В какой-то момент времени и в каком-то участке
пространства эта смесь
приобрела быстрое вращат. движение, сообщённое ей неким внешним по отношению к
ней агентом
— умом (нусом). Концепция ума, оказавшая значит, влияние на дальнейшее развитие
филос. мысли
(«вечный перво-двигатель» Аристотеля, идея «первичного толчка» в философии
нового времени),
означала радикальное противопоставление источника движения косной, инертной
материи. А.
наделяет ум противоречивыми характеристиками, с одной стороны, описывая его как
«легчайшую»
из всех вещей, к-рая ни с чем не смешивается, с другой же, утверждая, что он
«содержит полное зна-
ние обо всём и имеет величайшую силу». Весь ход мировой эволюции от первичной
неупорядоченности ко всё большей организации космоса был, согласно А.,
следствием исходного
круговращения, вызванного умом.
Космич. вихрь, постепенно замедляясь, в дальнейшем воспринимается в виде
круговращения
небесного свода. Под действием скорости вращения происходит отделение тёмного,
холодного и
влажного воздуха, собирающегося в середине вихря, от светлого, горячего и сухого
эфира,
устремляющегося к его периферии. Приведённые в движение семена стремятся
соединиться с себе
подобными, образуя более или менее однородные массы вещества, однако полного
обособления этих
масс произойти не может, ибо «во всём имеется часть всего», каждая же вещь
кажется тем, что в ней
преобладает. В ходе этих преобразований общее количество любого рода вещества
остаётся
неизменным, ибо «никакая вещь не возникает и не уничтожается, но соединяется из
существующих
вещей и разделяется».
22 АНАКСАГОР
Эти принципы относятся не только к семенам качественно однородных веществ
(получивший в
перипатетической школе наименование «гомеомерий»), но и к противоположностям
тёплого и
холодного, светлого и тёмного, сухого и влажного, разреженного и плотного.
Другие особенности
концепции А.: отрицание пустоты, признание бесконечной делимости вещества,
утверждение
относительности большого и малого, идея бесконечно малых физич. величин.
А. был первым учёным, давшим правильное объяснение солнечных и лунных затмений.
• Фрагменты: DK II, 5—44; L a n z a D., Anassagora. Testimonianze e frammenti,
Firenze, 1966.
• T a н н e p и П., Первые шаги др.-греч. науки, СПБ, 1902, гл. 12; Рожанский И.
Д., А. У истоков антич. науки, М., 1972;
G u t h r i e W. K. G., A history of Greek philosophy, v. 2, Camb., 1971.
АНАКСИМАНДР (????????????) из Милета (согласно Аполлодору, 610 — ок. 540 до н.
э.), др.-греч.
естествоиспытатель, географ и натурфилософ, второй представитель милетской
школы, согласно
доксогра-фам, «ученик», «товарищ» и «родственник» Фалеса. В 547/546 опубликовал
первый
ранненауч. прозаич. трактат «О природе» (название, возможно, позднейшее),
основное содержание к-
рого составляли космогония, космография, этиология метеорологич. феноменов.
Представление об
А. как абстрактном метафизике, рассуждающем о принципе бытия, безусловно
ошибочно (сам
термин «архе» — «начало» скорее всего был неизвестен А., как и всем милетцам) и
основано на не-
критич. следовании перипатетич. доксографии. Для метода А. характерна
фундаментальная роль
бинарных оппозиций и аналогий. В космологии А. исходит из общемилетского
представления о
«бесконечном объемлющем» — пространственно безграничном телесном континууме,
«объемлющем» космос извне после его рождения и поглощающем его после гибели.
Природа
«объемлющего» А. была неясна уже антич. читателям его книги, возможно, ввиду
архаич. стиля.
Термин апейрон («бесконечное»), к-рым в доксографии обозначается «начало» А.,
неподлинен; А.
употреблял прилагательное «бесконечный» как один из атрибутов «вечной и
нестареющей природы»,
«объемлющей все небосводы (= миры) и космосы ( = пространства) в них». Согласно
достоверному
свидетельству Аристотеля (Met. 1069 b 22; Phys. 187 а 21) и Теофраста (Simpl.
Phys. 27, 11—23), А.
мыслил «вечную природу» как «смесь» всех качественно различных веществ,
предвосхищая, т. о.,
анаксагоровскую концепцию материи. Космогония А.: 1-я фаза — «выделение» из
«объемлющего»
мирового «зародыша» (аналог «мирового яйца»); 2-я фаза — «разделение» и
поляризация
противоположностей (влажное холодное ядро и горячая огненная «кора»); 3-я фаза —
взаимодействие и борьба «горячего и холодного» порождает оформленный космос. В
единственно
сохранившемся фрагменте (В 1DK) А. дал первую формулировку закона сохранения
материи: «Вещи
уничтожаются в те же самые элементы, из к-рых они возникли, согласно
предназначению: они
выплачивают (элементам) законную компенсацию (см. Дике) ущерба в установленный
срок времени»
(«вещи» относятся к «элементам» как «должники» к «кредиторам», к-рым они
«возвращают долг» по

<<

стр. 2
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>