<<

стр. 22
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

* Э ш б и У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Бирюков Б. В.,
Кибернетика и методология науки, М.,
1974; Ван-дер-Варден Б. Л., Алгебра, пер. с нем., М., 19792.
ИЛЬИН Иван Александрович [16(28).3.1882, Москва,— 21.12.1954, Цюрих], рус.
религ. философ,
представитель неогегельянства. Автор наиболее значительного в истории рус.
идеализма труда о
Гегеле («Философия Гегеля как учение о конкретности бога и человека», т. 1—2,
1918, нем. пер.
1946), получившего широкий отклик в совр. бурж. философии. В освоении философии
Гегеля И.
видел путь к самостоят. выработке «содержательного метафизич.» миросозерцания.
Характеризуя её
как систематич. раскрытие пантеистич. религ. опыта, И. усматривает кризис
гегелевской философии
в неспособности «разумного понятия» полностью подчинять и пронизать собой
«иррациональную
стихию» эмпирич. мира. Это обусловливает, по И., постоянное колебание Гегеля
между «скрытой
формой дуализма» и «отрицанием конкретной эмпирии». И. подчёркивает универс.
значение понятия
«спекулятивно-конкретного» в гегелевской системе в его сопоставлении с
«конкретно-
эмпирическим» и «абстрактно-формальным». Для последующих филос. работ И.
характерно
обращение к своего рода феноменологии религ. опыта, в центре к-рой стоит понятие
«религ. акта»
как «личного духовного состояния» человека.
Выслан из СССР в 1922 за антиреволюц, деятельность. Жил и преподавал в Берлине,
в 1934 уволен
нацистами с запретом преподавания и публикаций; с 1938 — в Швейцарии.
• Кризис идей субъекта в науиоучении Фихте старшего, «Вопросы философии и
психологии», 1912, кн. 111(1) и 112(2);
Религ. смысл философии, Париж, 1925; О сопротивлении злу силою, Берлин, 1925;
Аксиомы религ. опыта, т. 1—2,
Париж, 1953; О сущности правосознания, Мюнхен, 1956.
• История философии в СССР, т. 4, М., 1971; Hegel bei den Slaven, hrsg. v. D.
Tschizewskij, Darmstadt, 196l2, S. 360—68.
ИЛЬИЧЕВ Леонид Фёдорович [p. 2(15).3.1906, Екате-ринодар, ныне Краснодар], сов.
философ и
обществ. деятель, акад. АН СССР (1962). Чл. КПСС с 1924. Окончил Сев.-Кавк.
коммунистич. ун-т
(1930) и Ин-т красной профессуры (философии) (1937). В 1930—58 преподавал и
одновременно
работал в печати (ответств.
секретарь журн. «Большевик», ответств. секретарь газ. «Правда», гл. ред. газ.
«Известия», гл. ред. гаа.
«Правда», зав. отделом печати МИД СССР). В 1958—61 зав. отделом пропаганды и
агитации ЦК
КПСС. В 1961—65 секретарь ЦК КПСС. С 1965 зам. мин. иностр. дел СССР. В 1952—56
и с 1981
кандидат в чл. ЦК КПСС, в 1956—61 и 1976—81 чл. ЦРК КПСС, в 1961—66 чл. ЦК КПСС.
Деп.
Верх. Совета СССР в 1962—66. Ленинская пр. (1960), пр. им. Ф. Энгельса АН СССР
(1980). Осн.
работы по диалектич. и историч. материализму, методологич. проблемам обществ. и
естеств. наук,
внеш. политике СССР и междунар. отношениям.
* О роли личности в истории, М., 1941; Прогресс науки и техники и междунар.
отношения, М., 1958; Науч. основа
руководства развитием общества, М., 1962; Обществ. науки и коммунизм, М., 1963;
Фридрих Энгельс. Биография, М.,
1970 (рук. авт. коллектива); Мыслитель, борец, человек [ О Ф. Энгельсе], М.,
1971; Философия и науч. прогресс, М.,
1977; Проблемы материаля-стич. диалектики. О мировоззренч. и методологич.
функциях диалектики, М., 1981; В. И.
Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Материалистич. диалектика как общая
теория развития, т. 1— 2—, М., 1982—
(рук. авт. коллектива).
ИММАНЕНТНАЯ ФИЛОСОФИЯ, субъективно-идеа-листич. направление в философии,
отождествляющее бытие, познаваемую реальность, с содержанием сознания и
отрицающее
существование независимой от сознания действительности. К этому направлению
принадлежали
нем. философы В. Шуппе (к-рый высказал осн. идеи И. ф.), Р. Шуберт-Зольдерн, М.
Кауфман, И.
Ремке и др. В духе учения Канта И. ф. считает, что предметный мир не объективно
дан, а конструи-
руется сознанием, однако, в отличие от Канта (и сближаясь с осн. тенденцией
неокантианства), она
отрицает существование «вещи в себе», т. е. объективной реальности, и, т.о.,
становится на позиции
субъективного идеализма. Поскольку с т. зр. И. ф. всё познаваемое находится в
сфере сознания, т. е.
имманентно ему, содержание сознания превращается в единств. реальность; мир
внутренний и мир
внешний, субъект и объект — это лишь две сферы, к-рыми «обладает» душа, это две
области «Я»,
сознания. И. ф. продолжает учение Авенариуса о принципиальной координации (о
неразрывном
единстве субъекта и объекта) и интроек-ции. Чтобы избежать солипсизма, И. ф.
признаёт су-
ществование других «Я» (хотя с т. зр. И. ф. запрещается утверждать о чём-либо
вне нашего
сознания). Часть сторонников И. ф. постулирует родовое, или всеобщее, сознание,
служащее
критерием объективности и истинности. Идея всеобщего сознания порождает новые
трудности, из к-
рых мн. имманенты пытаются выйти, трактуя это сознание как «божественное».
Однако признание
бога и теологич. выводы требуют, в свою очередь, пересмотра всей концепции И.
ф.— перехода от
субъективно-идеалистич. учения к объективно-идеалистическому. И. ф. была
подвергнута резкой
критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС,, т. 8).
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., I960;
Совр. бурж. философия, М., 1978, гл.
2, § 7; Ettinger-Reichmann R., Die Imma-nenzpliilosophie, Gott., 1916; см. также
лит. к статьям Ремке, Шуппе.
ИММАНЕНТНОЕ (от лат. immanens, род. падеж immanentis — пребывающий в чём-либо,
свойственный чему-либо), понятие, означающее внутренне присущее к.-л. предмету,
явлению,
процессу то или иное свойство (закономерность). Материалистич. диалектика
утверждает, что
движение и развитие имманентно материи. В истории философии И. противополагается
трансцендентному. И. как теоретико-познават. проблема играет важную роль со
времени Канта, по-
ставившего вопрос о т. н. имманентном употреблении разума, т. е. о его границах:
с т. зр. Канта,
сфера законного применения разума ограничена данным в опыте миром явлений (в
противоположность незакон-
ИММАНЕНТНОЕ 203
ному — трансцендентному употреблению разума, выходящему за границы возможного
опыта).
Представители имманентной философии (В. Шуппе, П. Ремке) именуют так свою
концепцию
потому, что объект познания выступает у них как внутр. содержание сознания.
Имманентной
называют также филос. критику, к-рая рассматривает то или иное учение с т. зр.
последовательного
проведения его собств. предпосылок.
ИМПЕРАТИВ (от лат. imperativus — повелительный), требование, приказ, закон. У
Канта в
«Критике прак-тич. разума» — общезначимое нравств. предписание, в
противоположность личному
принципу (максиме); гипотетич. И. имеет силу лишь при определ. условиях,
категорический
императив — безусловный принцип поведения.
ИМПЕРИАЛИЗМ (от лат. Imperium — власть, господство), высшая, монополистическая и
последняя стадия в развитии капитализма; канун социалистич. революции. Науч.
теория И.
разработана В. И. Лениным и получила название ленинской теории И. Определяя И.,
Ленин писал:
«Империализм есть капитализм на той стадии развития, когда сложилось господство
монополип и
финансового капитала, приобрел выдающееся значение вывоз капитала, начался
раздел мира между-
народными трестами и закончился раздел всей территории земли крупнейшими
капиталистическими
странами» (ПСС, т. 27, с. 387). Историч. место И. характеризуется тем, что
«империализм есть особая
историческая стадия капитализма. Особенность эта троякая: империализм есть (1)
монополистический капитализм;
(2) — паразитический или загнивающий капитализм;
(3) — умирающий капитализм» (там же, т. 30, с. 163). Развитие мирового
капитализма и революц.
борьбы рабочего класса, победа социализма в СССР, образование мировой
социалистич. системы,
крах колон. системы полностью подтвердили правильность марксистско-ленинского
анализа
капитализма и его высшей стадии — И. Характеристику И. как стадии в развитии
капиталистич.
общественно-экономич. формации см. в ст. Капитализм.
«ИМПЕРИАЛИЗМ, КАК ВЫСШАЯ СТАДИЯ КАПИТАЛИЗМА», произв. В. И. Ленина, в к-ром
он раскрыл экономич. и политич. сущность нового этапа развития капиталистич.
общества —
империализма; внёс новый вклад в экономич. учение марксизма и в теорию историч.
материализма.
«И., к. в. с. к.» — прямое продолжение и дальнейшее развитие «Капитала» К.
Маркса.
Книга написана в янв.— июне 1916 в Цюрихе. Материалы к книге собирались Лениным
задолго до её
написания. Непосредственно к изучению лит-ры по империализму Ленин, очевидно,
приступил с сер.
1915, будучи в Берне (Швейцария). Подготовит, рукописи, опубликованные
впоследствии под общим
назв. «Тетради по империализму» (см. ПСС, т. 28), составляют ок. 50 печатных
листов и содержат
выписки из 148 книг и 232 статей, множество отд. замечаний, историч. экскурсов,
подсчётов,
заметок.
Книга предполагалась к опубликованию в России в качестве вводной работы к
легальной серии
«Европа до и во время войны». Это во многом предопределило стиль изложения
материала.
«Брошюра,— отмечал Ленин,— писана для царской цензуры. Поэтому я не только был
вынужден
строжайше ограничить себя исключительно теоретическим — экономическим в
особенности —
анализом, но и формулировать необходимые немногочисленные замечания относительно
политики с
громаднейшей осторожностью, намеками, тем эзоповским — проклятым эзоповским —
языком, к
которому царизм заставлял прибегать всех революционеров, когда они брали в руки
перо для
„легального" произведения» (там же, т. 27, с. 301). Ряд политич.
204 ИМПЕРАТИВ
выводов Ленин сформулировал в общей форме, без «раздражающих» цензуру терминов и
определений (напр., в книге нигде нет слова «социализм», хотя все её содержание
характеризует
империализм как канун социалистич. революции). Ленинский труд — классич. образец
творч.
развития марксизма и вместе с тем блестящий пример использования легальных
возможностей для
пропаганды марксизма без малейшей уступки в принципиальных вопросах. Под
заглавием
«Империализм, как новейший этап капитализма. (Популярный очерк)» книга вышла в
свет в сер.
1917 под псевд. Н. Ленин (Вл. Ильин).
Книга состоит из предисловия, предисловия к франц. и нем. изданиям и 10 глав.
В то время как бурж. экономисты и реформисты искали корни империализма в сфере
политической и
даже психологической, Ленин начинает изучение новой стадии капитализма с анализа
её экономич.
базиса (первые 6 глав). В результате Ленин даёт всестороннюю характеристику осн.
экономич.
признаков империализма: 1) произ-во и капитал концентрируются до степени
возникновения
монополий; 2) банковский капитал сливается с промышленным, на базе чего
создаётся финанс.
капитал, финанс. олигархия; 3) вывоз капитала, в отличие от вывоза товаров,
приобретает особо важ-
ное значение; 4) образуются междунар. союзы капиталистов, делящие мир; 5)
заканчивается терр.
раздел мира между крупнейшими капиталистич. державами.
В своей книге Ленин демонстрирует образцы диалек-тич. анализа явлений новой
эпохи. Он
показывает, что империализм есть прямое следствие развития осн. характеристик
домонополистич.
капитализма, причём нек-рые из них постепенно превращаются в свою
противоположность. Так,
конкуренция, эта осн. черта домонополистич. капитализма, вытесняя мелкое произ-
во, диалектически
превращается в свою противоположность — монополию. Но монополии не устраняют
своей
противоположности — конкуренции, т. к. теперь конкурируют могуществ. объединения
финанс.
капитала, что ещё больше обостряет конкуренцию. Всестороннее обобществление
произ-ва при
сохранении частной собственности углубляет осн. противоречие капитализма между
обществ.
характером произ-ва и частной формой присвоения, ведёт к загниванию капитализма
и создаёт
материальную базу для перехода к социализму.
Определив экономич. сущность империализма, Ленин переходит к обобщающей его
характеристике,
критике буржуазно-аиологетич. «теорий» империализма (Дж. Гобсона, К. Каутского,
Р.
Гильфердинга и др.) и к анализу историч. места империализма (главы 7—10). Ленин
показывает, что
изменения в экономич. базисе капитализма порождают соответствующие реакц.
изменения и в
надстройке, что империализм есть загнивание капитализма в целом. Рост
милитаризма, шовинизма,
национализма, расизма, возникновение всевозможных реакционных экономич.,
политич., филос. и
социологич. теорий, защищающих и приукрашивающих империализм,— осн. признаки
такого
загнивания.
Осуществив в своём исследовании требование единства логич. и историч. анализа,
Ленин решает
вопрос и об историч. месте империализма. Капитализм стал империализмом лишь
«...на
определенной, очень высокой ступени своего развития, когда некоторые основные
свойства
капитализма стали превращаться в свою противоположность, когда по всей линии
сложились и
обнаружились черты переходной эпохи от капитализма к более высокому общественно-
экономическому укладу» (там же, с. 385), т. е. к социализму. Т. о., в работе
Ленина империализм
предстал в целом как необходимый результат развития общества и как ступень на
историч. пути
капитализма к его неизбежной гибели.
В труде Ленина разработаны все необходимые теоре-тич. основы открытого им закона
неравномерности экономич. и политич. развития капитализма в эпоху
империализма, явившегося теоретич. базой для вывода о возможности победы
социализма
первоначально в немногих или в одной, отдельно взятой стране.
Ленинская характеристика империализма полностью подтверждена ходом истории.
Книга Ленина и
сейчас имеет громадное значение для выработки стратегии и тактики междунар.
рабочего движения,
для борьбы против новейших бурж. и социал-реформистских теорий.
* История философии, т. 6, кн. 1, М., 1965.
ИМПЛИКАЦИЯ (лат. implicatio — сплетение, от implico — тесно связываю), в
символич. логике —
связка, обычно интерпретируемая как оборот «если..., то». И. наз. также
образованные с помощью
такой связки сложные высказывания. В импликативном высказывании различают
антецедент —
высказывание, к-рому предпослано слово «если», и консеквент — высказывание,
следующее за
словом «то». Обозначается И. чаще всего стрелками либо знаком ; последний
обычно используют
для обозначения одной из осн. связок классич. логики — материальной И.
Высказывание A В с
такой И. истинно во всех случаях, кроме одного: когда А истинно, а В ложно
(содержание А и В при
этом не имеет значения). В этом коренное отличие A В от выражения «если А, то
В», к-рое всегда
предполагает нек-рую реальную связь между тем, о чём говорится в A и В. Иногда
И. рассматривают
как формальный аналог логического следования. В случае материальной И. при этом
оказываются
верными утверждения: «из ложного высказывания следует любое высказывание» и
«истинное
высказывание следует из любого высказывания», называемые парадоксами
материальной И.
ИМЯ в логике, выражение естественного или искусственного, формализованного
языка, обозначаю-
щее предмет (собственное, или единичное, И.) или класс, множество предметов
(нарицательное, или
общее, И.). Обозначаемый (называемый) И. предмет или класс, по терминологии
традиц. логики, есть
объём (экстенсионал) понятия, «носящего» это И. В совр. формальной логике,
придерживаясь
терминологии Г. Фреге — А. Чёрча, принятой в логич. семантике, этот предмет
(класс) наз.
денотатом данного И., или его значением, отличая эту объёмную характеристику И.
от
содержательной (интенсиональной), представляющей совокупность характеризующих
данное И.
признаков и называемой его смыслом (и н т е н с и о-н а л о м; по традиц. логич.
терминологии —
содержанием данного понятия). Формализов. языки строятся обычно так, что денотат
есть
однозначная функция смысла (в естеств. языках это условие может и нарушаться),
но не наоборот (из
чего и следует необходимость различения этих двух «способов реализации» И.).
Напр., И. «утренняя
звезда» и И. «вечерняя звезда» имеют очевидным образом различный смысл
(фиксирующий время
нахождения обозначаемого этими И. светила на небосводе), но общий денотат —
планета Венера.
См. также Семантика.
ИНВАРИАНТНОСТЬ (от лат. invarians, род. падеж irivariantis — неизменяющийся),
свойство нек-
рых существенных для системы соотношений не меняться при её онредел.
преобразованиях. Отражая
неизменное и постоянное в однородных системах (или в состояниях одной и той же
системы), И.
выступает как определяющий момент её структуры; в этом смысле структуру
правомерно
рассматривать как инвариант системы. Понятие И. используется для обоснования
универсальности
категории причинности: причинно-следственная структура нек-рой области мира (т.
е. набор
характерных для неё причинно-следственных отношений) инвариантна при
преобразованиях
пространственно-временных координат. Фундаментальное значение для науч. познания
имеют
принципы сохранения, выражающие идею И. вещей, свойств и отношений природы.
Молекулярная
биология исследует инвариант-
ные, сохраняющиеся при любых изменениях характеристики живых систем. В
психологии И.
выражает общность важнейших аспектов ряда восприятий одного и того же объекта
различными
познающими субъектами. Составляя объективное содержание этих восприятий, И.
служит основой
адекватного отражения сущности объекта.
Соотношения, действительные для низших (но в то же время и более
распространённых) форм
движения материи, выступают в качестве инвариантных для высших форм движения
(напр., хпмич.
законы инвариантны для всех биологич. и геологич. систем). Универс. формы
познания инвариантны
для специализиров. форм (напр., логич. законы — инвариант для познания
математич., физич.,
химич. реальности). Одиако в ряде случаев при переходе на более высокий уровень
сущ-ностный
характер И. законов низшего уровня снижается; так, в процессе социальной
эволюциимн. биологич.
закономерности (выживание наиболее приспособленного, единство организма со
средой и т. д.)
потеряли свой универс. характер и, т. о., утратили И. Понятие И. имеет важное
значение для
понимания изоморфизма (см. Изоморфизм и гомоморфизм), гомеостаза и др. общенауч.
принципов
и категорий, связанных с исследованием систем и структур. Выделение инвариантных
отношений
даёт возможность применения структурного подхода к объекту исследования, а в
более широком
плане составляет необходимое условие построения теоретич. знания.
* Эшби У. Р., Введение в кибернетику, пер. с англ., М., 1959; Александров А. Д.,
Теория относительности как теория
абс. пространства-времени, в кн.: Филос. вопросы совр. физики, М., 1959;
Овчинников ?. ?., Принципы сохранения. М.,
1966.
ИНГАРДЕН (Ingarden) Роман (5. 2.1893, Краков,— 15.6.1970, там же), польск.
философ,
феноменолог, действит. чл. Польск. АН (1957). Ученик Гуссерля. В 1933—41
преподавал в
Львовском, с 1945 — в Ягел-лонском ун-тах. В 1938—48 ред. журн. «Sludia Philo-
sophica». Развил
свой вариант феноменологии, отличный от феноменологии Гуссерля. Наибольшую
известность
приобрели работы И. в области эстетики. Автор трудов по проблемам теории
познания, логики и т. н.
формальной онтологии, а также ряда работ о направлениях совр. бурж. философии
(феноменологии,
бергсониан-стве, неопозитивизме).
• Spur о istnienio swiata, t. 1—2, Warsz., 1961— 622; Dziela iilozoficzne. Z
badan nad fuozofia. wsDolczesna, Warsz., 1963;
Studia z estetyki, t. l—2, [Warsz.], 1966; в рус. пер.—Исследования по эстетике,
М., 1962.
* ? a p б е p M., Субъективизм и проблема объективного мира (памяти Р. И.),
«ФН», 1974, М 6; Fenomenologia R.
Ingarde-na, Warsz., 1972.
ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка, означающая отрицание, и детерминизм),
филос.
учение и методологич. позиция, к-рые отрицают либо объективность причинной связи
(онтологич.
П.), либо по-знават. ценность причинного объяснения в науке (методологич. И.). В
истории
философии, начиная с др.-греч. философии (Сократ) вплоть до наст. времени, И. и
детерминизм
выступают как противостоящие концепции по проблемам обусловленности воли
человека, его
выбора, проблеме ответственности человека за совершённые поступки. И. трактует
волю как
автономную силу, утверждает, что принципы причинности не применимы к объяснению
человеч.
выбора и поведения, обвиняет сторонников детерминизма в фатализме. Марксизм
исходит из того,
что «детерминизм не только не предполагает фатализма, а, напротив, именно и дает
почву для
разумного действования» (Л е-н и н В. П., ПСС, т. 1, с. 440), «...нимало не
уничтожает ни разума, ни
совести..., ни оценки... действий» человека (там же, с. 159).
В совр. бурж. философии получили распространение различные формы И. Так,
баденская школа
неокан-
ИНДЕТЕРМИНИЗМ 205
тианства ограничивала принцип детерминизма только областью наук о природе и
отрицала его
применимость к «наукам о духе» (Виндельбанд, Риккорт). Неопозитивизм, прагматизм
и
персонализм пытаются ограничить детерминизм только логич. сферой.
Проблема И. и детерминизма стала особенно актуальной в связи с развитием совр.
квантовой физики.
Было установлено, что принципы классич. детерминизма не пригодны для
характеристики процессов
микромира. В связи с этим предпринимались попытки истолкования осн. законов
квантовой теории в
духе И. и агностицизма. При этом одна из историч. форм детерминизма, а именно
механистич.
детерминизм, отождествлялась с детерминизмом вообще. Трудности в осмыслении
проблем
причинности в совр. физике имели своим следствием усиление тенденций к И. в
совр. бурж.
философии. Так, Б. Рассел, X. Рейхенбах, Ф. Франк утверждают, что детерминизм
вообще не имел
науч. ценности; аксиома причинности, по их мнению, не входит в состав даже
классич. физики, ибо
утверждение о причинности не может быть сведено к отношению между наблюдаемыми
фактами,
поскольку результаты измерения носят характер вероятностного распределения.
Выражением И.
были идеи о «свободе воли» электрона, о том, что единичные микроявления
управляются телеологич.
силами и пр.
Диалектич. материализм, отвергая И., в то же время показывает недостаточность
прежних
механистич. представлений о детерминизме и на основе достижений совр. естеств. и
обществ. наук
формирует новое обобщённое представление о детерминизме. ИНДИВИД (от лат.
Individuum —
неделимое), первоначально — лат. перевод греч. понятия атом (впервые у
Цицерона), в дальнейшем
— обозначение единичного в отличие от совокупности, массы; отд. живое существо,
особь, отд.
человек — в отличие от коллектива, социальной группы, общества в целом (в этом
смысле
противопоставление И. и общества образует исходный пункт различных концепций
индивидуализ-
ма). И., рассматриваемый в его специфич. особенностях, не сводимых к к.-л.
родовым и всеобщим
характеристикам,— синоним индивидуальности. ИНДИВИДУАЛИЗМ (франц.
individualisme), тип
мировоззрения, сутью к-рого является в конечном счёте абсолютизация позиции отд.
индивида в его
противопоставленности обществу, причём не какому-то определ. социальному строю,
а обществу
вообще. И. проявляется как в реальной жизненной позиции — в поступках, так и в
различных
концепциях — этич., филос., идеологич., политич. и т. п. Концепции И. изображают
человека как
изначально несоциальное и даже антисоциальное существо (см. также Эгоизм,
Анархизм). И. не
характерен для примитивных, архаич. обществ. где индивиды ещё настолько
неразвиты и незрелы,
что непосредственно принадлежат своему социальному целому как несамостоятельные
его частицы
(см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1, с. 18). И.
возникает и упрочивается лишь
в развитых классово антагонистич. формациях, где почва для него расширяется по
мере того, как, с
одной стороны, индивиды обретают самостоятельность, но, с другой — их культурно-
историч. силы
получают отчуждённую и безличную форму существования, в противовес их
непосредственному
бытию (см. Отчуждение). Таковы частнособственнические, особенно бурж.,
отношения, к-рые
Маркс называл «чисто атомистическими» (см. там же, т. 23, с. 103); они порождают
т. зр.
изолированного одиночки, создают видимость изначальной обособленности индивида
от всякого
социального целого.
Уже ранние концепции И. возникали как следствие противоречий развития культуры
в антич.
обществе
206 ИНДИВИД
(киники, киренская школа). Для эпохи Возрождения характерен культ
индивидуальности,
переходящий в И.Идеологи Просвещения часто делают своим исходным пунктом
абстрактного
индивида. С углублением социальной атомизации в условиях развитого бурж.
общества
формируются концепции более резкого и отчётливого И. Так, младогегельянец
Штирнер («Един-
ственный и его достояние», рус. пер., в. 1, 1906) провозгласил отречение «Я» от
всего того, что не
дано как «моё» (критику см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 3). В условиях
монополистич.
капитализма преобладают след. тенденции: 1) на смену претерпевшей кризис
идеологии либерализма
и И. приходит антииндивидуализм, связанный с апологией манипуляции людьми со
стороны бурж.
социальных институтов, с утверждением «человека организации»; 2) усиливается
утилитаристское
отношение к культуре, уход человека от широких проблем обществ. жизни в
потребительство. На
почве анархистской и нигилистич. ультралевой «революционности») возникает
бунтовщический И.
Марксизм объяснил природу, историч. роль И. и показал пути его преодоления.
Критикуя И.,
марксизм не противопоставляет ему безличные обществ. формы, оторванные от
индивидов, а
ориентирует на практич. устранение социальной почвы И. и полное гуманизи-рующее
преобразование индивидами сложного и противоречивого содержания их обществ.
жизни. Целостное
развитие самостоят. личности осуществимо лишь вместе с подлинной коллективностью
и через неё,
следовательно, лишь с изживанием всех «суррогатов коллективности» (см. там же,
с. 75). При этом
условием свободного развития всех является свободное развитие каждого индивида
(см. там же, т. 4,
с. 447). Эта идея стала программным положением Коммунистич. партии: «Всё для
человека».
Коммунистич. воспитание направлено на полное преодоление пережитков И.
(стяжательство,
высокомерие, эгоизм и т. п.), на утверждение всесторонне, целостно развитой
личности, исполненной
глубокой ответственности и творч. отношения ко всем аспектам социальной жизни.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ, одно из направлений глубинной психологии, основанное
на
учении австр. психолога А. Адлера. Исходит из концепции Адлера о наличии у
индивида комплекса
неполноценности и стремления к его преодолению как гл. источника мотивации. В
отличие от
психоанализа, И. п. считает, что в основе социального характера лежит врождённое
социальное
чувство (Gemeinschaftsgefuhl), нуждающееся, однако, в воспитании для своего
полного развития. У
невротиков и асоциальных элементов (наркоманов и т. п.) это чувство отсутствует,
заменяясь
стремлением к неосознанным фиктивным целям. Цель терапии И. п. видит в выявлении
связанных с
этим искажений в жизненном стиле пациента. Сам Адлер, принадлежавший к австр.
социал-демокра-
тии, видел в И. п. реформистскую программу достижения гармонии в человеке и
обществе. И. п.
обращалась к изучению творчества, исходя из своего учения о компенсаторной
деятельности как
преодолении био-логич. и социальной неполноценности. И. п. занималась также
психологией групп с
выраженным чувством социальной неполноценности (преступники, люмпен-пролетарии и
т. п.).
Наибольшее распространение получила в 1920-х гг., особенно в области педагогики
и психотерапии.
Позднее И. п. как направление по существу сошла на нет, дав, однако, сильный
стимул к развитию
социально-психологич. и групповых методов терапии и социологич. направлений в
психологии и
медицине гл. обр. в США (К. Хорни, X. Сал-ливан, Э. Фромм, Ф. Александер и др.).
• Handbuch der
Individualpsychologie, Bd 1—2, Munch., 1926; Essays in individual psychology, N.
?., 1959.
ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ, неповторимое своеобразие к.-л. явления, отд. существа,
человека. В
самом общем плане И. в качестве особенного, характеризующего
данную единичность в её качеств. отличиях, противопо-ставляется типичному (см.
Тип) как общему,
присущему всем элементам данного класса или значительной части их.
Идея И. в антич. философии была связана прежде всего с разработкой др.-греч.
атомистами
Левкиппом и Демокритом понятия атома, или индивида. Начиная с эпохи Возрождения,
акцентирование И. отд. человека в противоположность традиц. обществ. связям и
установлениям
становятся исходной точкой новоевроп. индивидуализма. В философии 17 в. понятие
И. получает
наиболее полное развитие у Лейбница в его учении о монадах как о множестве
замкнутых в себе
специфич. субстанций бытия. Понятие монады как одушевлённой жизненной И.
используется и Гёте.
Внимание к индивидуальному, в частности понимание историч. эпох как необратимых
индивидуальных образований, характерно для миросозерцания романтизма и позднее
для
восходящей к нему по своим духовным истокам философии жизни.
В разных науках понятие И. получает разный смысл в зависимости от той или иной
его
конкретизации. В биологии И. характеризует специфич. черты данной особи, данного
организма,
заключающиеся в своеобразии сочетания наследственных и приобретённых свойств. В
психологии
проблема И. ставится в связи с целостной характеристикой отд. человека в
самобытном
многообразии его свойств (темперамента, характера и т. п.).
* Т е п л о в Б. М., Проблемы индивидуальных различий, М.. 1961; D i l t h е у
W., Beitrage zum Studium der Individualitat,
B., 1896; V o l k e l t J., Das Problem der Individualitat, Munch., 1928; см.
также статьи Личность, Характер, Темперамент.
ИНДИВИДУАЦИЯ (от лат. individuatio), l) проявление живой и неживой природы как
множества
неповторимых индивидов — сходных, но не тождественных (напр., сходных, но не
тождеств.
личностей; сходных, но не тождеств. состояний атомов и т. п.). И. выражается в
утверждении, что
для любых двух индивидов найдётся разделяющий их признак. Это — т. н. принцип
И., являющийся
классич. утверждением о существовании, поскольку эффективного способа разыскания
разде-
ляющего (индивидуализирующего) признака при этом не требуют, предполагая, что И.
может
зависеть от актуально бесконечного разнообразия свойств.
Термин «принцип И.» встречается впервые у Фомы Аквинского в одноим. соч.
«Принцип
индивидуации» («De principio individuationis»), но идея И. принадлежит стоикам.
В близких
вариантах она встречается вплоть до Лейбница. В ср.-век. философии принципом И.
наз. постулат о
началах (основах) И., при этом соперничали три версии начал: концептуалистская,
реалистская и
номиналистская (см. Концептуализм, Реализм, Номинализм). Сторонники
концептуалистской версии
полагали, что типологич. различия вещей создаёт форма, а индивидуальные —
материя (см. Форма и
материя). Вполне возможны две вещи одной формы. Это означает, что они
принадлежат одному
виду и что одна вещь такая же (idem species), как и другая. Но из тождества
формы вещей не следует
тождественность самих вещей. Понятие «тот же самый» равносильно понятию
«единственный по
числу» (idem numero), а единственность обусловлена объективной мерой материи
каждой вещи.
Сторонники реалистской версии считали, что началом И. является не
количественное, но качеств.
различие. Основу И. они видели не в материи, а в форме, к-рая создаёт
неповторимость и
«отделённость» вещей. В этой версии исторически существенны идея о неделимости
«инди-
видуальной природы» и идея тождественности неразличимых. Первая стала
определяющей в филос.
антропологии, психологии, в науках о живой природе (концепция целостности);
вторая — в первую
очередь в логике, утвердив взгляд на тождество как на гносеоло-гич. предикат,
необходимый для
выражения И. и по-
нятия о числе. Наконец, сторонники яоминалистской версии полагали, что всё
объективно сущее
индивидуально, даже абстракции, поскольку они суть материальные знаки вещей.
Начала И.
номинализм усматривал во внешн. характеристиках вещи — в её положении в
пространстве и во
времени, а также в её имени. Независимо от приверженности к той или иной версии
схолас-тич.
философы имели в виду И. in re, т. е. онтологич. И., осуществляемую самой
природой: тождество и
различие материальных вещей порождаются актом творения универсума, а не
рефлексией над ним.
Вопрос о том, как индивидуализируются объекты в мышлении и опыте, т. е. вопрос о
гносеологич.
И., схоласты не обсуждали.
Для совр. науки этот вопрос стал существенным после того, как выяснилось, что он
связан с
важнейшими проблемами науч. познания: конструктивностью науч. теорий,
определимостью
объектов науки, алгоритмич. разрешимостью задач и вычислимостью свойств и
функций, полнотой
описания физич. процессов; моделированием интеллекта и др. Непременным условием
решения
проблемы И. во всех этих случаях является обращение к абстракциям, порождающим
универсумы,
науч. теорий,— к абстракции отождествления и абстракции неразличимости.
2) В аналитич. психологии Юнга И.— процесс становления личности, её созревания в
результате
ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. За
процессом И., по
Юнгу, стоит особая скрытая направляющая тенденция, исходящая из своеобразного
центра
душевной жизни человека — т. н. самости. Процесс этот протекает непроизвольно и
«естественно»,
наподобие растит. роста, и вместе с тем требует сознат. содействия человека
скрытой цели его
бессознательного. Осуществление этой цели и составляет задачу аналитической
психотерапии.
* Штёкль А., История ср.-век. философии, пер. с нем., М., 1912; Новосёлов ?.
?., Категория
тождества и её модели, в кн.: Кибернетика и диалектика, М., 1978; Identity and
individuation, N. ?.,
1971; SchreiderJ. ?., Equality, resemblance and order, Moscow, 1975, p. 250—74.
ИНДУКТИВНАЯ
ЛОГИКА, раздел логики, изучающий индуктивные рассуждения, используемые гл. обр.
с целью
получения индуктивных обобщений, объяснений, предсказаний, описаний и
предписаний (см.
Индукция). Осн. объект изучения в совр. И. л.— индуктивный вывод. Для совр. И.
л. характерно
значит. расширение самого понятия индуктивного вывода. Если в классич. И. л. (Ф.
Бэкон, Дж. С.
Милль) в качестве единств. отношения рассматривалось индуктивное следование, то
в совр. И. л.
исследуется отношение подтверждения и — как его модификация — отношение принятия
(к-рые
могут рассматриваться как обобщение отношения доказательства — осн. объекта
дедуктивной
логики), состоящее в том, что на основания определ. свидетельств е с нек-рой
степенью уверенности
принимается гипотеза h. Иногда степень уверенности отождествляется с индуктивной
вероятностью,
и тогда для формализации И. л. используется аппарат теории вероятностей. На этом
основании нек-
рые логики (напр., Р. Карнап) считают вероятностную логику совр. формой И. л.
* Пятницын Б. Н., Субботин А. Л., О характере и теории индуктивных
умозаключений, в кн.: Логика
и эмпирич. познание, М., 1972; The problem of inductive logic, Amst., 1968.
ИНДУКЦИЯ (от лат.
inductio — наведение), вид обобщения, связанный с предвосхищением результатов
наблюдений и
экспериментов на основе данных опыта. В И. данные опыта «наводят» на общее, или
индуцируют
общее, поэтому индуктивные обобще- -ния обычно рассматривают как опытные истины
или
эмпирич. законы. По отношению к бесконечности охватываемых законом явлений
фактич. опыт
ИНДУКЦИЯ 207
всегда незакончен и неполон. Эта особенность опыта входит в содержание И., делая
её
проблематичной: нельзя с достоверностью говорить об истинности индуктивного
обобщения или о
его логич. обоснованности, поскольку никакое конечное число подтверждающих
наблюдений «...
само по себе никогда не может доказать достаточным образом необходимость» (Э н-
гельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 544). В этом смысле И. есть
предвосхищение основания (petitio
principii), на к-рое идут ради обобщений, принимая И. как истояник предположит.
суждений —
гипотез, к-рые затем проверяются или обосновываются в системе более «надёжных»
принципов.
Объективной основой И. служат закономерности природы и общества; субъективной —
познаваемость этих закономерностей с помощью логич. или статистич. схем
«индуктивных
умозаключений». Логич. схемы применяются в предположении, что явления
(результаты
наблюдений или экспериментов) не являются случайными; статистические, напротив,
основываются
на предположении о «слуяайности явлений». Статистич. гипотезы — это
предположения о теоретич.
законах распределения случайных признаков или оценки параметров, определяющих
предполагаемые распределения в изуяаемых множествах. Задачей статистич. И.
являются оценка
индуктивных гипотез как функций выборочных характеристик и принятие или
отклонение гипотез на
основании этих характеристик.
Исторически первой схемой логич. И. является перечислительная (популярная) И.
Она возникает,
когда в частных случаях усматривается к.-л. регулярность (напр., повторяемость
свойств, отношений
и пр.), позволяющая построить достаточно представит. цепь единичных суждений,
констатирующую
эту регулярность. При отсутствии противоречащих примеров такая цепь становится
формальным
основанием для общего заключения (индуктивной гипотезы): то, что верно в n
наблюдавшихся
случаях, верно в следующем или во всех случаях, сходных с ними. Когда число всех
сходных случаев
совпадает с числом рассмотренных, индуктивное обобщение является исчерпывающим
отчётом о
фактах. Такую И. называют ? о л н о и, или совершенной, поскольку она выразима
схемой
дедуктивного вывода. Если же число сходных случаев конечно-необозримо или
бесконечно, говорят
о неполной И. Неполную И. называют н а у ч-н о и, если, кроме формального,
даётся и реальное ос-
нование И. путём доказательства неслучайности наблюдаемой регулярности, напр.
путём указания
причинно-следственных отношений (динамич. закономерностей), порождающих эту
регулярность.
Схемы умозаключений, предлагаемые логикой И. для «улавливания» причинно-следств.
отношений,
называют индуктивными методами Бэкона — Милля; применение этих схем
предполагает, в свою
очередь, достаточно сильные абстракции, обоснование к-рых равносильно
обоснованию неполной И.
Общепринятых способов обоснования логич. И. пока нет, как нет их и для
статистич. схем, к-рые
оправдываются только тем, что редко дают ошибочные результаты. Поскольку И.
сравнима с
принятием решения в условиях неопределённости, вероятностные критерии играют
заметную роль в
структуре т. н. индук-тивного поведения. Напр., индуктивную гипотезу принимают,
если известен
факт, индуцирующий её с большой вероятностью, и отклоняют, если такой факт
маловероятен. Но
вероятностные критерии не являются единственными. Статистикой подтверждающих
примеров
нельзя, напр., оправдать принятие естеств.-науч. законов, полученных путём И.,
априорная ве-
роятность к-рых пренебрежимо мала. Это, однако, HI·
208 ИНДУСТРИАЛЬНОЕ
противоречит вероятностному подходу к И., а только подтверждает его правило: чем
меньше априорная ве-
роятность «работающей» гипотезы, тем больше шансов за оё «неслучайность», за то,
что она адекватно отражает
состояние природы. Особенно убеждает в этом возможность включить индуктивный
закон в известную систему
знания, доказать его совместимость с этой системой или его выводимость в ней.
Иногда удаётся и большее —
абстрактным рассуждением показать, что, хотя обобщение сделано на частных
примерах, истинность его от этих
и аналогичных примеров не зависит, если только верны нек-рые др. рассуждения.
Последние могут иметь
большую силу убедительности или даже быть общезначимыми, что ведёт уже к чисто
ло-гич. обоснованию И.
Именно так обстоит дело, напр., в математике, где неполная И. проверяется или
обосновывается методом
математической И. * ? и л л ь Д. С., Система логики силлогистической и
индуктивной, пер. с англ., М., 1914; ? у
т к о в с к и и Л. В., Критика методов индуктивного доказательства, в кн.: Избр.
труды рус. логиков 19 в., М.,
1956; Проблемы логики науч. познания. Сб. ст., М., 1964; Логика и змшгрич.
познание. Сб. ст., М., 1972; Кайберг
Г., Вероятность и индуктивная логика, пер. с англ., М., 1978; С z е т w i n s k
i Z., On the relation of statistical
inference to traditional induction and deduction, «Studia Logica», 1958, t. 7;
Induction, acceptance and rational belief, ed.
by M. Swain, Dordrecht, 1970. M. M. Новоселов.
«ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО», бурж. социология, и экономия, теория обществ.
развития,
направленная против марксистско-ленинского учения о социальном прогрессе в ходе
сменяющих
друг друга обществ.-экономич. формаций. Сформулирована в двух вариантах франц.
философом Р.
Ароном в лекциях в Сорбонне в 1956—59 и амер. экономистом и политологом У.
Ростоу в кн.
«Стадии экономия, роста» («The stages of economic growth», 1960). Теория «И. о.»
сводит социальный
прогресс к переходу от отсталого, аграрного «традиционного» (докапиталистич.)
общества, в к-ром
господствуют натуральное х-во и сословная иерархия, к передовому, промышленно
развитому
«индустриальному» (капиталистич.) обществу с массовым рыночным произ-вом и
бурж.-демократич.
строем. В основе этого перехода якобы лежит процесс по-следоват. технич.
нововведений в произ-ве,
во многом объясняемый стечением случайных обстоятельств в сочетании с различными
психология,
мотивами деятельности (национализмом, протестантской этикой, духом
предпринимательства и
конкуренции, личными амбициями политич. деятелей и т. п.). Согласно этой теории,
гл. критерием
прогрессивности обществ. строя считается достигнутый уровень пром. произ-ва, а
по Ростоу,—
произ-ва товаров массового потребления длит. пользования (автомобилей,
холодильников, теле-
визоров и т. п.).
Осн. идеи, а также методология, принципы теории «И. о.» заимствованы её
сторонниками из
вульгарной нем. политэкономии кон. 19 — нач. 20 вв., в частности у К. Бюхера,
сводившего
всемирную историю к противопоставлению натурального и товарного х-ва, а также у
М. Вебера и В.
Зомбарта.
В объяснении обществ. развития теория «И. о.» эклектически соединяет вульгарный
технологич.
детерминизм с политич. волюнтаризмом. С самого начала эта теория носила крайне
апологетич.
характер по отношению к гос.-монополистич. капитализму, обосновывая историч.
правомерность
слияния бурж. гос-ва с моно-полистич. корпорациями и была воинствующе
антикоммунистической
по своему содержанию. Так, Ростоу, давший своей книге подзаголовок
«Некоммунистич. манифест»,
прямо противопоставил марксистско-ленинскому учению о пяти общественно-экономич.
формациях
свои пять «стадий экономич. роста».
Теоретич. и методологич. несостоятельность концепции «И. о.» заключается в
игнорировании
социального прогресса на протяжении всей истории докапиталистич. формаций (где
она усматривает
лишь различия в политич. организации общества), а также в отрица-
нии решающей роли производств. и классовых отношений для характеристики
социальных систем и
подмене этих объективных отношений социальной иерархией, юридич. привилегиями и
произвольными
политич. отношениями, а также в психологич. объяснении историч. событий, в
преувеличении роли
случайности, стечения обстоятельств и выдающихся личностей в истории, в попытке
свести коренные,
качеств. различия между социальными системами к набору количеств. экономич.
показателей.
Теория «И. о.» оказала значит. влияние на бурж. обществ. мысль сер. 20 в.; она
лежит в основе теории
конвергенции двух систем в некое единое «И. о.»; теории модернизации
экономически отставших стран по
капиталистич. пути развития; теории деидеологиза-ции, вытекающей якобы из
примирения социальных
антагонизмов в «зрелом» «И. о.»; она подводит также своего рода социально-
экономич. обоснование под
теории «массового общества» и «массовой культуры», интерпретирует науч.-технич.
революцию как
«вторую пром. революцию», сопровождающуюся якобы новым историч. подъёмом
капитализма. Кроме
того, теория «И. о.» широко использовалась бурж. политологами для объяснения и
прогнозирования внеш.
политики и междунар. отношений посредством поверхностных аналогий между отд.
странами, в разное
время проходящими якобы одни и те же «стадии экономич. роста» с соответствующими
им взлётами
национализма и экспансионизма.
Вместе с тем социально-экономич. вульгарность ? историч. примитивность теории
«И. о.» вызвала уже в 60-х гг.
резкую критику даже среди учёных-немарксистов. С кон. 60-х гг. она постепенно
вытесняется апо-логетич.
чтеориями «постиндустриального общества». * Марксистская и бурж. социология
сегодня, М., 1964; К ап ы ? и
н В. С., Процесс обществ. развития и «теория стадий» Уолта Ростоу, М., 1967;
Михеев В. И., Капитализм или «И.
о.»?, M., 1O68; см. также лит. к статьям Арон, Конвергенции теория, Ростоу.
ИНОБЫТИЕ, категория философии Гегеля, обозначающая момент развития бытия:
относительно закон-
ченное бытие выступает в иной (иногда в смысле «неистинной», «несобственной»)
форме, к-рая
потенциально заключалась в предшествующей, собств. форме. В общей системе Гегеля
бытие становится
И. в природе, а И. природы снимается в духе.
ИНОЕ (греч. ??????, ????????, лат. alteritas), термин, осн. значение к-рого в
антич. философии задано
противопоставлениями: единое — И., тождественное — И., так что И. предстаёт как
принцип множества и
как принцип различия. Платон дал в «Пармениде» диалектику единого — и.,
воспринятую
неоплатонизмом, а в «Тимее» (Зба—37с) показал совмещение тождественного и И- и
их
функционирование в космич. душе (см. Псюхе), где И. — принцип неупорядоченного
движения. Аристо-
тель понимал И. как противоположное тождественному («Метафизика» V 9, 1018а 11)
и как различие (там
же IV 2, 1004а 24 и X 8, 1058а 8; ср. там же 3, 1054е 23). И., истолкованное
онтологически, есть инобытие;
перархич. строение универсума предстаёт в таком случае как соподчинение разных
типов инобытия. В
неоплатонизме, поставившем единое выше бытия, последнее оказывалось «первым И.»,
или принципом
инобытия (Плотин, опиравшийся на платоновского «Парме-нида», I 42 с).
ИНСАЙТ (англ. insight — проницательность, понимание), в интуитивистской теории
познания акт нело-
средств. постижения, «озарения» и т. п. (см. Интуиция); одно из осн. понятий
гештальтпсихологии,
означавшее — в противовес представлению бихевиоризма о постепенном и «слепом»
научении —
внезапное понимание, схватывание тех или иных отношений и структуры ситуации в
целом, не выводимое
из прошлого опыта субъекта. ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫЙ (от лат. . institutum'—
устройство,
установление), элемент социальной структуры, историч. формы организации и
регулирования
обществ. жизни. С помощью И. г. упорядочиваются отношения между людьми, их
деятельность и
поведение в обществе; обеспечивается устойчивость обществ. жизни. В марксистской
социологии в
качестве И. с. рассматриваются: определ. совокупность учреждений,
соответствующих социальной
структуре общества; совокупность социальных норм и культурных образцов,
определяющих устойчивые
формы социального поведения и действия.; система поведения в соответствии с
этими нормами. В
классовом обществе И. с. носят классовый характер.
Понятие «И. с.» заимствовано социологией из юридич. науки, где оно обозначало
совокупность юридич.
норм, регулирующих социально-правовые отношения (институт наследования, брака -и
пр.). В мар-
ксистской социологии впервые предпринята попытка социологич. обобщения этого
понятия.
Основоположники марксизма проанализировали нек-рые «гос. институты», в частности
институт майората
(см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 294, 345), экономич. институты —
разделение труда, «институты
родового строя» (см. там же, т. 21, с. 130), частную собственность, гос-во и др.
В. И. Ленин подчёркивал
зависимость института наследования от института частной собственности (ПСС, т.
1, с. 136, 258),
взаимопроникновение политич. и экономич. II. с. в эпоху империализма, усиление
гос. вмешательства в
экономику, процесс бюрократизации И. с.
В зависимости от сфер обществ. отношений вычленяют: 1) экономич. И. с.
(разделение труда, собствен-
ность, заработная плата и др.); 2) политич. И. с. — гос-во, армия, суд, партии;
3) институты родства, брака
и семьи; 4) воспитат. И. с.; 5) И. с. в сфере культуры. Характер И. с.
определяется способом произ-ва,
обществ.
отношениями. В первобытном обществе социальные нормы фиксируются в обычаях,
традициях, в
институте родства. Вместе с возникновением классов ? гос-ва возникает право как
И. с. В марксистской со-
циологии большое внимание уделяется процессам ин-ституализации — становления и
упрочения социаль-
ных норм и организаций. Для возникновения и утверждения нового И. с. необходим
ряд условий, в
частности выдвижение новых целей и норм в той или иной сфере обществ. жизни,
определение специфич.
средств для функционирования нового И. с., напр. политич. поддержка новых
социальных групп для
формирования нового политич. И. с.
Социализм, сохранив И. с. как способ организации обществ. жизни, изменил их
цели, функции и содержа-
ние деятельности, выдвинул на первый план роль политич. и экономич. И. с.,
прежде всего гос-ва, его ин-
тегративную функцию сохранения, упрочения и развития общественной структуры и
социалистического
порядка.
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ, субъективно-идеалистич. учение Дьюи и его последователей;
разновидность
прагматизма. И. считает сознание (интеллект, по Дьюи) одним из средств
приспособления к
изменяющимся условиям среды. Для И. логич. понятия, идеи, науч. законы и теории
— лишь инструменты
(отсюда и назв.), орудия, «ключи к ситуации», «планы действия». Отрицая, т. о.,
объективное содержание
знания и представление об истине как отражении материальной действительности, И.
рассматривает
истину в часто функциональном плане как нечто «обеспечивающее успех в данной
ситуации». Исходя из
понятия «ситуации» и выделяя в качестве гл. её моментов «организм» (животное,
человек, общество) и
«среду», И. считает осн. проблемой отношение «организма» к «среде». Поскольку с
т. зр. И. свойства
среды производны от воздействия «организма» на «среду», «организм»
рассматривается как нечто
первичное.
ИНСТРУМЕНТАЛИЗМ 209
В области социальных наук сторонники И. отрицают реальность обществ. классов,
оперируя
метафизич. абстракциями «общество», «личность», «гос-во». Инструментальная
«теория прогресса»
(т. н. мелиоризм) по существу смыкаясь с известным оппортунистич. принципом,
утверждает, будто
прогресс состоит не в достижении обществом определ. целей, а в самом процессе
движения.
Гл. представители И. (Дж. Дьюи, С. Хук, Дж. Мид, Ф. К. С. Шиллер, Дж. Г. Тафте)
— противники
марксизма-ленинизма и социализма. К И. близок опера-ционализм; мотивы И. присущи
нек-рым
представителям франкфуртской школы.
ИНТЕГРАЦИЯ (лат. integratio — восстановление, восполнение, от integer — целый),
сторона
процесса развития, связанная с объединением в целое ранее разнородных частей и
элементов.
Процессы И. могут иметь место как в рамках уже сложившейся системы — в этом
случае они ведут к
повышению уровня её целостности и организованности, так и при возникновении
новой системы из
ранее несвязанных элементов. Отд. части интегрированного целого могут обладать
различной
степенью автономии. В ходе процессов И. в системе увеличивается объём и
интенсивность
взаимосвязей и взаимодействии между элементами, в частности надстраиваются новые
уровни
управления.
Иногда иод И. понимается интегрированность, т. е. нек-рый результат процесса И.,
состояние
упорядоченного функционирования частей целого.
Социальная И. означает наличие упорядоченных отношений между индивидами,
группами, орг-
циями, гос-вами и т. д. При анализе И. различают уровень рассматриваемых систем
И. (И. личности,
группы, общества и т. д.). И. общества или отд. гос-в может осуществляться на
основе принуждения,
взаимной выгоды или сходства социально-экономич. строя, интересов, целей и
ценностей различных
индивидов, социальных групп, классов, гос-в. В совр. условиях развивается
тенденция к межгос. И. в
экономич. и политич. областях как в условиях социализма, так и в условиях
капитализма. Однако
этот процесс глубоко различен по социально-экономич. природе, формам, методам,
экономич. и
политич. последствиям. ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — познание, понимание,
рассудок),
способность мышления, рационального познания, в отличие от таких, напр.,
душевных способностей,
как чувство, воля, интуиция, воображение и т. п. Термин «И.» представляет собой
лат. перевод др.-
греч. понятия нус (ум) и по своему смыслу тождествен ему. В схоластике он
употреблялся для обо-
значения высшей поянават. способности (сверхчувств. постижения духовных
сущностей) в
противоположность разуму (ratio) как низшей познават. способности (к
элементарной абстракции). В
обратном значении эти термины были употреблены у Канта: И. (нем. Verstand —
рассудок) — как
способность образования понятий, а разум (нем. Vernunft) — как способность
образования
метафизич. идей. Это словоупотребление получило распространение в последующей
нем. философии
и окончательно закрепилось у Гегеля в его концепции рассудка (И.) и разума.
В зоопсихологии под И. (или «ручным мышлением») высших животных понимаются такие
доступные гл. обр. обезьянам реакции, к-рые характеризуются внезапностью решения
задачи,
лёгкостью воспроизведения раз найденного решения, переносом его на ситуацию,
несколько
отличную от исходной, и, наконец, способностью решения «двухфазных» задач.
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ (лат. intelligentia, intellegentia — понимание, познавательная
сила, знание, от
intelli-geiis, intellegens — умный, понимающий, знающий, мыслящий), обществ.
слой людей,
профессионально зани-
210 ИНТЕГРАЦИЯ
мающихся умств. (преим. сложным) трудом и обычно имеющих соответствующее, как
правило,
высшее образование. Термин «П.» появился в России в сер. 19 в. и из русского
перешёл в др. языки.
Обществ. функции И. заключаются в создании, развитии и распространении культуры.
В. И. Ленин
относил к И. «... всех образованных людей, представителей свободных профессий
вообще,
представителей умственного труда (brain worker, как говорят англичане) в отличие
от представителей
физического труда» (ПСС, т. 8, с. 309, прим.). Различные представители И.
примыкают к разным
обществ.
классам, интересы к-рых И. осмысливает и выражает в идейно-теоретич. форме.
Предпосылкой появления И. в её первичных формах было отделение умств. труда от
физического,
когда возникли социальные группы, эксплуатировавшие подавляющее большинство,
занятое
исключительно фи-зич. трудом, и присвоившие себе монополию на гос. и обществ.
управление и др.
формы умств. деятельности. Первой такой группой явилась каста жрецов. В ср.-век.
Европе их место
заняло духовенство, верхушка к-рого входила в класс феодалов. В императорском
Китае каста
образованных чиновников (шэньши) участвовала в осуществлении власти. Однако
монополия
эксплуататорских классов на умств. деятельность не носила абс. характера, и,
начиная с античности,
формируются группы И. (врачи, учителя, артисты и т. д.), жившие на положении
челяди при дворах
знати. В ходе нар. движений эксплуатируемые классы также выдвигали своих
идеологов.
Подлинная история II. начинается с утверждением капитализма, когда возникает
обществ. слой
людей умств. труда, живущих за счёт продажи его продуктов или своей рабочей
силы. Поначалу
крупнейшие проф. группы И. — юристы, учителя, врачи; с машинной индустрией
появляется
инженерно-технич. И. На первых стадиях развития капитализма большинство И. —
экономически
независимые специалисты, т. н. лица «свободных профессий» (это наименование
нередко и поныне
применяется к И.), Её социальное положение носит промежуточный, межклассовый
характер, ввиду
чего она определяется марксистами как «прослойка». И. того периода формируется
гл. обр. из
имущих слоев, её отличают преим. бурж. и мелкобурж. мировоззрение и образ жизни,
у неё развито
ощущение привилегированности, избранности. Часть И. выбивается в класс
буржуазии, однако осн.
масса И. может быть определена как мелкобуржуазная. В то же время из среды И.
выдвигаются
революц.-демократич. элементы, преодолевающие бурж. идеологию и выражающие
интересы тру-
дящихся, а наиболее передовые её представители вырабатывают социалистич.
сознание и вносят его
в рабочий класс. Таким был путь К. Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина и мн. др.
деятелей
социалистич. и комму-нистич. движения.
С развитием крупной машинной индустрии и особенно с началом науч.-технич.
революции темпы
роста И. резко ускоряются, обгоняя др. классы и социальные слои. В странах
развитого капитализма
доля И. в 70-х гг. 20 в. составляла 10—20% самодеят. населения. В менее развитых
странах она
многократно ниже, хотя также повышается. Проф. структура И. обновляется и
усложняется.
Механизация и автоматизация, внедрение науки в произ-во обусловливают особенно
быстрый рост
науч.-технич. И. На крупных монополистич. предприятиях, в новейших отраслях
пром-сти
(электронной, химич., ракетно-ядерной и т. д.) удельный вес учёных и ИТР среди
занятых достигает
30—50%. В результате классовой борьбы пролетариата и в связи с потребностями
произ-ва
расширились сферы образования и мед. обслуживания и соответственно выросли такие
группы И.,
как врачи, преподаватели и т. д. В связи с усложнением управления и усилением
гос.-монополистич.
тенденций одной из крупнейших групп И. стали адм.-
управленч. работники; растущая часть И. переходит на гос. службу. Развитие
средств массовой
информации и «массовой культура» породили целую «индустрию сознания», а с ней -
широкие
отряды И. (журналисты, специалисты кино, телевидения и радио, рекламы, активисты
бурж. и
социал-реформистских политич. партий). Особенно быстро растёт студенчество,
пополняющее ряды
интеллигенции. В то же время некоторые привилегированные профессии И. (юристы,
священно-
служители) теряют былой престиж, а их удельный вес падает.
В условиях совр. капитализма классовое положение И. резко меняется. Гл.
тенденция — её
пролетаризация. Она проявляется прежде всего в переходе подавляющего большинства
И. к работе
но найму, причем, подвергаясь капиталистич. эксплуатации, низшие её группы
сближаются с
рабочим классом, иногда сливаются с ним. Характеристика И. как лиц «свободных
профессий» ныне
стала анахронизмом: по найму теперь работает не только почти вся производств.-
технич. II., но и
большая часть И. сферы услуг — представители таких традиционно «независимых»
специальностей,
как врачи, юристы, литераторы, художники и т. д. Но и формально независимые
специалисты,
сохраняя собственность на свои конторы и кабинеты, оказываются в фактич.
подчинении у крупного
капитала (через систему заказов, клиентуру и т. д.). Соответственно меняется
характер труда И.:
работа в одиночку, но типу ремесленной, сменяется трудом по индустриальному
образцу, в больших
коллективах; специализация массы работников умств. труда, как правило, сужается.
Эти тенденции
приводят к росту удельного веса специалистов среднего и низшего звена —
техников, лаборантов,
медсестёр, рядовых конторских служащих и т. д., труд к-рых проходит по заданным
программам и
носит скорее механич. характер. В связи с этим мн. социологи всё чаще относят
понятие И. лишь к
верхнему её слою, занимающемуся творч. трудом.
По уровню заработной платы наёмная трудящаяся И. также сближается с рабочим
классом, причём
некоторые массовые её отряды, напр. школьные учителя, нередко оплачиваются ниже
квалифициров.
рабочих. Растущие массы И. страдают от безработицы, особенно усилившейся во
время мирового
экономич. кризиса 70-х гг.
Наряду с пролетаризацией И., при капитализме происходит процесс создания рабочим
классом
собственной «рабочей интеллигенции» (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 4, с. 269). К ней
могут быть
отнесены в капиталистич. странах активисты коммунистич. партий, левых профсоюзов
и др.
прогрессивных орг-ций трудящихся. Однако пролетаризация И. не носит абсолютного
характера.
Большинство И. по-прежнему относится к промежуточным, средним слоям. Хотя они и
эксплуатируются крупным капиталом, нек-рые из них эксплуатируют свой
вспомогательный
персонал. От рабочих они отличаются и по обществ. положению (напр., на произ-ве,
где ИТР нередко
выступают в роли надсмотрщиков), по социально-проф. интересам (напр.,
ориентацией на карьеру,
на высокий статус и престиж), а нередко и бурж. политич. взглядами.
Высокопоставленные группы
И. (в частности, высшие менеджеры) могут быть отнесены к буржуазии, частично — к
монополистич. буржуазии. Мн. выходцы из семей капиталистов, получая образование
в при-
вилегиров. вузах, подключаются к политич. власти или осуществляют управление
крупнокапиталистич. собственностью в качестве специалистов. Капиталистами
становятся и нек-рые
предприимчивые специалисты, создающие проф. предприятия (крупные юри-дич.
конторы, частные
клиники, н.-и. фирмы, специали-зиров. з-ды) и эксплуатирующие не только рабочих,
но и своих
коллег. Мононолистич. капитал всё шире привлекает крупных бурж. специалистов к
выработке и
осуществлению политики, к участию в пр-ве. Всё это
свидетельствует об усилении социально-экономич. дифференциации И.
Мировоззрение И. также крайне неоднородно, в её рядах идёт острая идейно-
политич. борьба.
Интересы бурж. И., ориентированной на модернизацию и укрепление капиталистич.
строя, отражают
теории, пропагандирующие приход к власти интеллектуальной элиты (Д. Белл, 3.
Бжезинский в
США, Р. Арон во Франции, X. Шельски в ФРГ, и др.). Эти теории находят отклик, в
частности, среди
инж.-технич. и адм.-управленч. И. Довольно широкие круги естеств.-науч. и
частично гуманитарной
И. выступают за «нейтральную» науку и культуру, за неучастие И. в социальных
конфликтах, что не
исключает критики технократич. идеологии и отд. сторон капитализма, хотя
объективно нередко
препятствует решительной борьбе с ним. Демо-кратич. большинство И. под давлением
своих непо-
средств. экономич. интересов, в силу характера своего труда и обществ. роли,
вступает в конфликт с
капитализмом, его антигуманными целями и политикой. Широкие круги демократич. И.
и
студенчества внесли большой вклад в борьбу прогрессивных сил против агрессии
амер.
империализма в Юго-Вост. Азии, против расовой дискриминации в США, за
демократизацию
системы образования во Франции и др. странах развитого капитализма. Апогеем этих
выступлений
явилась т. н. студенч. революция кон. 1960-х гг. — первое массовое выступление
И. в союзе с
рабочим классом и др. передовыми силами против гос.-монополис-тич. капитализма и
его политики.
Совр. прогрессивная И. капиталистич. стран, борясь за социальную справедливость,
за решение
глобальных проблем человечества, за мир и разоружение, против агрессивной
политики
империализма, постоянно вступает в конфликт с бурж. строем.
В кон. 60-х — нач. 70-х гг. определ. популярность в среде демократич. И.,
особенно гуманитарной, и
студенчества капиталистич. стран приобрели теории «ультралевых» идеологов (Г.
Маркузе, Т. Роззак
в США, Ж. П. Сартр во Франции, и др.), к-рые, подвергнув критике совр.
капитализм за насаждение
психологии бездумного потребительства, за разрушение естеств. среды, акты
агрессии и насилия, в
то же время выдвинули утопич. программы: взамен социальной и политич. революции
— моральное
самосовершенствование, приостановка развития науки и техники, уход к природе,
противопоставили
партиям рабочего класса, их сознательной революц. политике стихийные выступления
студенчества
и анархиствующей И., к-рую они изобразили главной антикапиталистич. силой.
Ощущение
бесперспективности этих программ, настроения безысходности явились психологич.
основой
террорис-тич. волны, охватившей экстремистов из числа И. и использованной реакц.
кругами для
борьбы против сил социализма. В 70-х гг. в среде зап. либерально-демо-кратич. И.
стали
популярными морализаторские проекты, пытающиеся соединить марксизм с религией
(Э. Фромм, Ч.
Рейч в США), пессимистич. предсказания мировой катастрофы в случае продолжения
науч.-технич.
революции (Л. Мэмфорд в США, Ж. Эллюль во Франции, и др.). Бурж. идеологи и
средства массовой
информации раздувают социальный пессимизм и религ. настроения, чтобы отвлечь И.
от политич.
борьбы, популяризируют контрреволюц., антирационалистич. писания «левых»
ренегатов («новые
философы» во Франции).
В условиях нарастания классовой борьбы и углубления кризиса капитализма
прогрессивная И. остро
критикует отступничество и социальную апологетику. Происходит всё большое
сближение
требований работников физич. и умств. труда. Демократич. массы И. всё шире
включаются в проф.
движение и борьбу ра-
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ 211
бочего класса, участвуя в забастовках, демонстрациях и т. д. В то же время
специфич. корпоративные инте-
ресы нек-рых групп, напр. инж.-технич. И., сдерживают их вовлечение в профсоюзы,
а в ряде случаев при-
водят к их противодействию борьбе рабочего класса. В развивающихся странах
прогрессивную идейно-по-
литич. эволюцию И. ограничивают её мелкобурж. устремления, презрение к физич.
труду и т. д.
Растущие массы И. в капиталистич. странах эволюционируют в сторону социализма,
связывая свою судьбу
с коммунистич. партиями. Со своей стороны компартии, ведя борьбу за создание
широкого антимоно-
полистич. фронта во главе с рабочим классом, выступают за тесный союз с И.,
проводят большую работу
по привлечению её на свою сторону. В Италии, Франции, Японии, Испании и др.
странах мн. крупные дея-
тели науки и культуры являются коммунистами или сочувствующими им, что
значительно повышает
поли-тич. престиж компартий. Коммунистич. движение критикует антимарксистские
взгляды и теории,
преувеличивающие либо преуменьшающие роль И. в обществ. развитии.
И. в социалистич. обществе. После свержения бурж. строя демократич. И. активно
втягивается партией
рабочего класса в социалистич. строительство. Коммунисты добиваются изживания
недоверия части И. к
революции, стремятся приобщить старую И. к идеалам социализма, к-рый придаёт ей
сознание своей
обществ. полезности, открывает широкие возможности для приложения сил ко всем
областям обществ.
развития. В результате культурной революции, открывающей доступ всем слоям
трудящихся и ранее
отсталым народностям к образованию и культуре, формируется новая И.. к-рая
постепенно сливается со
старой в единую социалистич. И. Правящие коммунистические партии стремятся
создать благоприятную
обстановку для труда и творчества И., стимулировать её развитие, ибо «без
руководства специалистом
различных отраслей знания, техники, опыта, переход к социализму невозможен...»
(Л енин В. И., ПСС, т.
36, с. 178).
Международное коммунистическое и рабочее движение отвергает люмпенпролетарское
недоверие к И.,
осуждает избиение И.
По мере повышения экономич. и культурного уровня общества, с продвижением к
развитому социализму
численность И. непрерывно растёт, а при переходе к развитому социализму обгоняет
рост др. социальных
групп. В кон. 70-х гг. специалисты со средним спец. и высшим образованием
составляли в СССР ок.
четверти занятых в нар. х-ве. Социалистич. И. пополняется выходцами из рабочего
класса и крестьянства и
в меньшей степени путём самовоспроизводства. Социалистическое гос-во стимулирует
этот процесс
(предоставление трудящейся молодёжи льгот при поступлении в вузы, поиски и
выдвижение юных
талантов).
С развитием науч.-технич. революции проф.-квали-фикац. структура социалистич. И.
усложняется. В её
состав входят науч., инж.-технич. И., деятели культуры (лит-ры, иск-ва и др.),
работники просвещения,
здравоохранения, аппарата управления. Можно разделять также И. на городскую и
сельскую, по сферам
занятости (производств. и сферы услуг), по степени творч. характера труда,
уровню квалификации и т. д.
Развивающаяся в условиях перехода к коммунизму тенденция к социальной
однородности, преодоление
существ. различий между умств. и физич. трудом проявляются в повышении
культурно-образоват. уровня
массы рабочих и крестьян; введении всеобщего ср. образования; росте слоя
рабочих, сочетающих физич.
труд с интеллектуальными функциями анализа и контроля; увеличении числа
профессий и рабочих мест,
212 ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ
требующих спец. образования и занимаемых специалистами; в тяге представителей И.
к физич. труду в
свободное время; растущем числе социально смешанных семей, в к-рых наряду с
рабочими и крестьянами
живут представители И.; всё более активном участии трудящихся масс в гос. и
обществ. управлении. Всё
это укрепляет союз рабочего класса, крестьянства и И. и способствует
постепенному стиранию граней
между ними.
Для совр. социалистич. И. характерны чувство коллективизма, отсутствие
социальной замкнутости. Она
деятельно участвует в общем созидат. труде, стоит на позициях социалистич.
идеологии. Наиболее
активные её представители вступают в ряды коммунистич. партии. В СССР каждый
четвёртый-пятый
специалист является коммунистом.
И. как особая социальная группа сохранится «... впредь до достижения самой
высокой ступени развития
коммунистического общества...» (Ленин В. И., там же, т. 44, с. 351). Когда труд
каждого человека при-
обретёт творч. характер, когда небывало возрастёт науч.-технич. и культурный
уровень общества, И.
перестанет быть особым социальным слоем.
* ? а р к с К., Капитал, т. 1,Марк с К.и Энгельс Ф., Соч., т. 23; его же, Теория
прибавочной стоимости, там же, т. 26, ч.
1—3; В. И. Ленин, КПСС об И. [Сб. ст.], М., 1979; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976; Мате-
риалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Луначарский А. В., И. в ее прошлом,
настоящем и будущем, [М.], 1924; Грамши А., И. и организация культурной
деятельности, Избр. произв., т. 3, М., 1959;
Амелин П. П., И. и социализм, Л., 1970; ? е д ю к и н С. А., Великий Октябрь и
П., М., 1972; Науч. коммунизм и
фальсификация его ренегатами, ?., 19742; Астахова В. Tl., Сов. И. и ее роль в
обществ. прогрессе, Харьков, 1976; P у т-
кевич М. П., И. в развитом социалистич. обществе, М., 1977; Надель С. Н., Совр.
капитализм и ср. слои, М., 1978; А м б
а р ц у м о в ?. ?., И. капиталистич. стран в совр. борьбе идей, в кн.:
Идеология, борьба и мировой революц. процесс, М.,
1978; Партия и И., «ПМС», 1979, № 1. Е. А. Амбарцумов.
ИНТЕЛЛИГИБЕЛЬНЫЙ (лат. intelligibilis, intelle-giiiilis -· умопостигаемый,
познаваемый, мыслимый;
греч. ?????????), филос. термин, обозначающий объект, постигаемый только умом и
не доступный чувств.
познанию. Обычно противопоставляется термину «сенси-бильный» (обозначающему
чувственно
постигаемый объект). В платонизме И. понимается как мир идей, бестелесных
сущностей, усматриваемых
умом. Ср.-век. схоластика различает эссенциальное И., познаваемое
непосредственно умом, и
акцидентальное И., познаваемое умом через различные проявления и качества
(напр., ум познаёт душу
благодаря постижению её актов). Кант рассматривал П. как то, что дано рассудку
или разуму, но не дано
чувству. Пример И. (или ноумена) в философии Канта — «вещь в себе»: она может
мыслиться, но не
может познаваться (т. к., по Канту, познанию доступны только явления). В сфере
практического разума И.
служит основанием для морального действия, гл. условие к-рого — свобода — дана
только как умопо-
стигаемое. В марксистско-ленинской философии термин «И.» не употребляется.
ИНТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. intensio — усиление), понятие логики, характеризующее
зависимость

<<

стр. 22
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>