<<

стр. 29
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Естественно, что построение К. потребует колоссальных сознательных усилий нар.
масс,
руководимых коммунистич. партией. Будущее коммунистич. общество будет постоянно
изменяющимся, динамично развивающимся обществом.
• Маркс К., Энгельс Ф., Соч., тт. 1— 50, М., 1955—81; Ленин В. И., ПСС, тт. 1—
55, М., 1967—70; Предметный
указатель ко 2 изд. Соч К. Маркса и Ф. Энгельса, ч. 1, М., 1978, с. 331—61:
рубрика «Коммунизм (обществ. формация),
коммунистич. преобразование общества»; Справочный том ПСС В.И.Ленина, ч. 1, М.,
1969, с. 248—49, 462—64, 628—
32: рубрики «Коммунизм», «Переходный период от капитализма к социализму»,
«Социализм»; Маркс К., Энгельс Ф.,
Ленин В. И., О научном К., М., 1967 3; Б у т е н к о А. П., Социализм как
обществ. строй, М., 1974; его же, Концепция
развитого социализма, ее формирование и сущность, М., 1978; Ирибаджаков Н.,
Развитое социалистич. общество, пер. с
болг., М., 1974; Марксистско-ленинское учение о социализме и современность, М.,
1975; Г е л ь б у ? ?. ?., Лопата П.
П., Развитое социалистич. общество: ист. место и осн. черты, М., 1976, Теория
социалистич. строительства, М., 1976;
Мороз И. А., Диалектика развития социализма. Проблема диалектич.
противоположностей, К., 1978; К о с о-лапов Р. И.,
Социализм. К вопросам теории, М., 1979 2; Развитое социалистич. общество:
сущность, критерии зрелости, критика
ревизионистских концепций, М., 19793; Развитой социализм и актуальные проблемы
науч. К., M., 1979; Медведев В. А.,
Развитой социализм: вопросы формирования обществ. сознания. М., 1980· Мчедлов М.
П., Социализм— становление
нового типа цивилизации, М., 1980, Развитой социализм: проблемы теории и
практики, М., 1981. Г. А. Багатурия.
КОММУНИКАЦИЯ (от лат. commuriicatio — сообщение, передача), общение, обмен
мыслями,
сведениями, идеями и т. д.; передача того или иного содержания от одного
сознания (коллективного
или индивидуального) к другому посредством знаков, зафиксированных на
материальных носителях.
Как науч. К., так и К. в др. сферах (напр., в иск-ве, лит-ре, бытовых или
производств. отношениях)
представляет собой социальный процесс, отражающий обществ. структуру и
выполняющий в ней
связующую функцию.
Проблема К. получила наиболее развёрнутую разработку в рамках науковедения, где
количественно
и качественно исследованы такие формы К., как публикация, дискуссия,
интеллектуальное влияние и
т. п. Науч. К. представляет собой функциональную подсистему в рамках системы
движения науч.
информации (общение членов одного коллектива или «невидимых колледжей» для
получения нового
знания, соавторство, передача добытой информации др. специалистам,
популяризация, практич.
использование знаний путём их сообщения в инженерно-прикладную сферу).
К. — одна из осн. тем в экзистенциализме и персонализме, мистифицирующих её
реальное
содержание. Игнорируя социальный смысл К., представители этих идеалистич.
течений
рассматривают её как процесс, посредством к-рого «Я» становится самим собой,
обнаруживая себя в
другом (Ясперс); толкуют как «глубинное несчастье самобытия» (Сартр);
усматривают в ней осн.
отличие человека от остального мира (Мунье); признают неустранимым трагизм К.
между людьми. О
проблеме К. в психологии и социальной психологии см. в ст. Общение.
Эмпирич. исследования К. осуществляются в рамках социологии массовой К.,
изучающей каналы
(печать, телевидение и др.) и аудитории массовой К. См. также ст. Массовая
коммуникация и лит. к
ней.
• К. в совр. науке. Сб. переводов, М., 1976; Старостин Б. А., Параметры развития
науки, М., 1980, гл. 8.
КОММУНИКАЦИЯ МАССОВАЯ, см. Массовая коммуникация.
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ ТРУД, исторически необходимая форма трудовой деятельности,
специфическая для зрелого коммунистич. общества. Для К. т. характерно: 1)
превращение труда в
деятельность, определяемую собств. содержанием, необходимостью самостоят.
решения встающих перед человеком проблем я задач,— в деятельность, в к-рой
совпадают целепола-
гание и целереализация, планирование, вообще управление и исполнение планов; 2)
превращение
труда из средства в цель жизни, в способ развития потребностей и способностей
человека, а значит. и
его индивидуальности, в «самоосуществление индивида» (Маркс К., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 46, ч. 2, с. 110); 3) отсутствие к.-л. способов принуждения к труду, ибо он
становится «своим
собственным вознаграждением» (см. там же, т. 3, с. 558), т. е. первой жизненной
потребностью и
наивысшим наслаждением индивида, К. т. есть «...бесплатный труд на пользу
общества, труд,
производимый не для отбытия определенной повинности, не для получения права на
известные
продукты, не по заранее установленным и узаконенным пор-мам, а труд
добровольный, труд вне
нормы, труд, даваемый без расчета на вознаграждение, без условия о
вознаграждении, труд по
привычке трудиться на общую пользу и по сознательному (перешедшему в привычку)
отношению к
необходимости труда па общую пользу, труд, как потребность здорового организма»
(Ленин В. И.,
ПСС, т. 40, с. 315).
Становление К. т. занимает целую историч. эпоху, содержание к-рой составляет
изменение
отношения к труду, понимаемое не только как изменение сознания участников труда,
а как переделка
реальных обществ. отношений людей. Такая переделка предполагает в первую очередь
преодоление
старого разделения труда, противоположности умств. и физич. труда, города и
деревни. Экономич.
основой этого процесса является крупное автоматизиров. произ-во, обеспечивающее
изобилие
материальных благ и создающее условия для прекращения труда, «...при котором
человек сам делает
то, что он может заставить вещи делать для себя...» (Маркс К., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 46,
ч. 1, с. 280). В результате человек из агента непосредственно материального
произ-ва превращается в
субъект творч. деятельности, направленной не только на создание материальных
благ, но и на науч.,
художеств., социальное творчество, в к-ром труд выступает как деятельное
проявление свободы.
Развитие обществ. произ-ва при этом предполагает существ. перестройку обществ.
отношений на
началах подлинного коллективизма. Формой практич. реализации этих условий
становления К. т.
является социалистич. соревнование, способствующее как экономич. прогрессу
общества, так и
развитию творч. инициативы и самодеятельности масс. Вместе с тем социалистич.
соревнование есть
форма вызревания «ростков» К. т. Важными вехами на этом пути являются:
коммунистич.
субботники, «ударничество» (годы первых пятилеток), стахановское движение и
особенно движение
за К. т. (с 1958). В ходе этих массовых движений постепенно складывается
коммунистич. отношение
к труду, а сам труд постепенно становится творч. деятельностью, потребностью и
способом бытия
личности. В процессе становления К. т. раскрываются высшие потенции человеч.
деятельности.
Ф Маркс К., Экономич. рукописи 1857—1859 годов, Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
46 (ч. 1—2); его же, Капитал, т. 3,
там же, т. 25 (ч. 2), с. 385—99; его же, Критика Готской программы, там же, т.
19; Маркс К. и Э н-
КОММУНИСТИЧЕСКИЙ 269
гельс Ф., Нем. идеология, там же, т, 3, г. 65—78; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там
же, т. 20, с. 296—309; Л е-н и н В. И.,
Великий почин, ПСС, т. 39; его же, От разрушения векового уклада к творчеству
нового, там же, т. 40; Программа
КПСС. (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М.,
1976; Материалы XXVI съезда
КПСС, М., 1981.
КОММУНИСТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ, планомерное, целеустремлённое и систематич.
формирование всесторонне и гармонически развитой личности в процессе построения
социализма и
коммунизма.
Содержание, цели, методы и средства воспитания определяются типом обществ.
отношений и
различны в разных обществ.-экономич. формациях. В первобытном обществе
воспитание
проводилось всей общиной, осуществлялось гл. обр. в процессе трудовой
деятельности, игр, при
исполнении обрядов и т. п. В классово антагонистич. обществе оно направлено на
поддержание и
укрепление существующего строя, осуществляется гос. органами, церковью, школой и
др. и опирает-
ся на соответствующие теоретич. представления. Ряд прогрессивных для своего
времени концепций
воспитания был разработан мыслителями Возрождения, франц. просветителями,
социалистами-
утопистами, теоретиками педагогики.
Последовательно науч. теория К. в., вобравшая в себя всё ценное из прежних
учений о воспитании,
создана классиками марксизма-ленинизма. Она лежит в основе деятельности
коммунистич. партии и
социали-стич. гос-в по формированию нового человека коммунистич. эпохи.
Конечная цель К. в. — достижение всестороннего развития человека, интересы к-
рого гармонически
сочетаются с интересами всего общества. Прогресс материального и духовного
произ-ва всё
насущнее требует такого развития и создаёт условия для пего. Коммунистич. идеал
человека
противоположен как бурж. идеалу эгоиста, жаждущего успеха, богатства и власти,
так и мелкобурж.
идеалу нищего духом аскета, во всём уповающего на «всевышнего» или на
«кормчего».
Развивая и конкретизируя положения классиков марксизма-ленинизма, Программа КПСС
выдвигает
задачу формирования у каждого члена социалистам. общества нравств. чистоты,
духовного богатства
и фи-зич. совершенства. Для достижения всестороннего развития человек прежде
всего должен
обладать последовательным коммунпстич. мировоззрением, т. е. цельной, основанной
на диалектико-
материалистич. понимании действительности системой филос., социально-политич.,
моральных,
эстетич. взглядов. Задача К. п. заключается не только в том, чтобы привить всем
членам общества
коммунистич. взгляды, но и в том, чтобы превратить эти взгляды в твёрдые
убеждения, к-рые
обусловливают поведение человека во всех областях жизни. У всех членов общества
должно быть
выработано коммунистич. отношение к труду как к жизненной потребности и
подлинному
наслаждению, заботливое и бережливое отношение к обществ. собственности —
материальной
основе нового строя, утверждена подлинно гуманистич., коммунистич. мораль,
определяющая
повседневное поведение людей. Всестороннее развитие личности означает
формирование у неё
высокой общей культуры, широкого науч. и технич. кругозора, приверженности к
прекрасному в
жизни и иск-ве. Именно поэтому коммунистич. партия выдвинула принцип
комплексного подхода к
К. в., включающему образование, идейно-политич., нравств., трудовое, эстетич. и
физич. воспитание.
Комплексный подход означает всесторонний подход не только к определению целей
воспитания, но
и средств их достижения. Марксизм-ленинизм в качестве первого осн. принципа
науч. теории К. в.
провозгласил необходимость изменения обществ. бытия как объективной предпосылки
для
изменения духовного об-
270 КОММУНИСТИЧЕСКОЕ
лика нар. масс. Без ликвидации капитализма, уродующего, развращающего людей, бея
замены его
социализмом невозможно создание условий для формирования гуманистич.
коллективистской
идеологии, для всестороннего развития членов общества. Победа социалистич.
обществ. отношений в
СССР и ряде др. стран создала возможности для достижения коренного переворота в
сознании нар.
масс, полностью подтвердив правильность марксистско-ленинского подхода к
проблеме фор-
мирования духовного облика людей.
В качестве второго осн. принципа К. в. марксизм-ленинизм выдвинул расширение
обществ.-
преобразующей деятельности, в ходе к-рой люди осознают объективную
действительность и
изменяют собств. природу. В условиях капитализма — это прежде всего развитие
классовой борьбы
трудящихся и обучение их на опыте этой борьбы. Придавая исключительно большую
роль революц.
пропаганде, внесению в массы трудящихся марксистской теории, В. И. Ленин в то же
время писал,
что «никакими книжками и никакой проповедью нельзя просветить пролетариат, если
его не
просветит его собственная борьба против темных сил капитализма» (ПСС, т. 12, с.
14?). В условиях
социализма — это всё более широкое вовлечение трудящихся в активную производств.
и обществ.-
политич. деятельность, к-рая является не только средством решения экономич. и
социально-политич.
задач, но и незаменимым средством развития людей, их К. в. Для этого
последовательно проводится
принцип материального и морального поощрения, развивается социалистич.
соревнование,
трудящиеся всё более широко привлекаются к управлению произ-вом и участию в
деятельности
Советов, профсоюзов, комсомола, культ.-просвет., спортивных и др. массовых орг-
ций,
совершенствуется воспитат. деятельность семьи, школы, трудовых коллективов.
Марксизм-ленинизм решительно отвергает бихевиористские установки, сводящие
воспитание к
дрессировке. Теория К. в. исходит из того, что каждый человек активно утверждает
себя в жизни.
Воздействие на личность социальных институтов, др. людей, коллективов,
представляющих субъект
воспитания, диалектически сочетается с самовоспитанием человека, с процессом его
активной
деятельности по восприятию, оценке и усвоению различных внеш. влияний. Первейшая
задача К. в.
состоит в том, чтобы вызвать у каждого члена общества всё усиливающееся сознат.
стремление к
самовоспитанию и соответствии с целями борьбы за коммунизм. При этом наилучшие
результаты
достигаются тогда, когда внеш. воспитат. воздействия соответствуют жизненному
опыту самих
масс,, их ценностным ориентациям. Отбрасывание ложных и восприятие правильных
взглядов
происходит тем интенсивнее, чем активнее обществ.-практич. деятельность людей.
Поэтому
всемерное расширение обществ. активности масс, выработка активной жизненной
позиции у каждого
человека — одна из гл. воспитат. функций коммунистич. партии, социалистич. гос-
ва, всех воспи-тат.
орг-ций.
Марксизм-ленинизм отвергает как односторонний просветит. подход к воспитанию,
игнорирующий
необходимость изменения обществ. бытия масс и их активного участия в борьбе за
такое изменение,
так и вуль-гарно-материалистич. подход, отрицающий необходимость внедрения в
массы революц.
теории, науч. знаний и уповающий на стихийные процессы обществ. развития.
Поэтому третий осн.
принцип марксистско-ленинской теории К. в. состоит в том, что революц. партия
должна постоянно
заботиться об обогащении сознания трудящихся всеми достижениями науки и
культуры, непрерывно
вносить в их среду революц. теорию, марксизм-ленинизм. Для этого используются
разносторонние
средства идеологич. работы: печать, радио, телевидение, вся система нар.
образования, культ.-
просвет, работы, лит-pa и пск-во, устная пропаганда и агитация.
Передовые идеи утверждаются в борьбе как со старыми, утвердившимися ранее
представлениями,
так и с. чуждой идеологией, распространяемой бурж. пропагандой. Особенно это
относится к cовр.
эпохе, когда в условиях острого идеологич. противоборства двух социальных систем
бурж. идеологи
стремятся ослабить идейно-политич. единство социалистич, общества. Систематич.
борьба против
враждебной идеологии и её пережитков в сознании и поведении люден составляет
четвёртый,
важнейший принцип марксистско-ленинской теории К. в. Эта борьба ведётся прежде
всого с
помощью критики отсталых взглядов и поступков, мерами дисциплинарного
воздействия, методом
убеждения как осн. методом К. в. В то же время в отношении злостных нарушителей
законов и
правил социали-стич. общежития применяются меры принуждения,
Руководящей и направляющей силой всей системы воспитат. деятельности является
Коммунистич.
партия, выступающая основным субъектом К. в. Она намечает общение и конкретные
цели К. в. на
каждом историч. этапе, определяет роль каждой орг-ции — государственной,
хозяйственной,
общественной, культурно-просветительной — в достижении этих целей, подбирает их
кадры,
вооружает их марксистско-ленинской теорией, принимает необходимые меры по
совершенствованию
деятельности каждой орг-ции, обеспечивая таким образом комплексный подход как к
целям и
средствам воспитания, так и к деятельности всех социальных институтов,
занимающихся К. в.
• M a p и с К. и Э н г е л ь с Ф., О воспитании и образовании. [Сб.], т. 1—2,
М., 1978; Ленин В. И., О воспитании и об-
разовании. [Сб.], М., 19733; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М.,
1976; Материалы XXV съезда КПСС,
М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981, Основы К. в., ?., 196?2; Ковалев
С. М., Формирование социалистич.
личности, М., 1980. С. М, Ковалёв.
КОМПЕНСАЦИЯ (от лат. compensatio — возмещение) в психопогии, восстановление
нарушенного
равновесия психич. и психофизиологич. процессов путём создания противоположно
направленной
реакции или импульса. В этом самом общем смысле понятие К. широко употребляется
применительно к различным психич. процессам и функциям. Особое развитие понятно
К. получило в
ряде направлений глубинной психологии. В индивидуальной психологии А. Адлера К.
приписывается
роль осн. фактора в формировании характера и выработке определ. линии поведения
(«жизненного
стиля»); К. рассматривается Адлером как преодоление присущих человеку тех или
иных черт
неполноценности путём развития противоположных черт характера и особенностей
поведения (напр.,
чувство неуверенности в себе может компенсироваться развитием повышенной
самоуверенности и т.
п.). К. Юнг, рассматривая психику как автономную систему, называет К. принцип
психич.
саморегуляции, взаимного уравновешивания сознат. и бессознат. тенденций: так,
односторонность
сознат. установки приводит, по Юнгу, к усилению противоположных бессознат.
устремлений, выра-
жающихся, напр., в снах, резко контрастирующих с сознат. представлениями.
КОМПЛЕКС (от лат. complexns — связь, сочетание) в психологии, в самом общем
смысле определ.
соединение отдельных психич. процессов в некое целое. В более узком смысле —
группа
разнородных психич. элементов, связанных единым аффектом. Понятие К. в этом
смысле стало
одним из основных в различных направлениях глубинной психологии. Согласно
психоанализу
Фрейда, К. формируются вокруг влечений, подвергшихся вытеснению в сферу
бессознательного
(напр., т. н. эдипов комплекс, возникающий в результате вытеснения в раннем
детстве враждебных
импульсов по отношению к отцу); К. вызывают отклонения в поведении человека,
проявляясь в виде
ошибочных действий, неврозов, навязчивых представлений и т. п. В индивидуальной
психологии А.
Адлера отводится исключит. роль т. н. комплексу неполноценности —
ощущению индивидом своих органич. или психич. недостатков. Преодоление этого К.
путём
компенсации рассматривается Адлером, как осн. фактор психич. раз-витии человека,
формировании
его характера и поведения.
КОНВЕНЦИОНАЛИЗМ (от лат. conventio — соглашение), направление в филос.
истолковании
науки, согласно к-рому в основе математич. и естеств.-науч. теорий лежат
произвольные соглашения
(условности, определения, конвенции между учёными), выбор к-рых регулируется
лишь
соображениями удобства, целесообразности, принципом «экономии мышления» и т. п.
Основоположник К. — Пуанкаре, развивший К. в применении к физике и особенно к
математике.
Аксиоматизация ряда математич. дисциплин, развитие неевклидовых геометрий,
показавших, что
одному и тому же пространству могут соответствовать различные, не эквивалентные
друг другу
геометрии, привели его к выводу, будто геометрия не имеет опытного происхождения
и ничего не
говорит о реальном мире. К. отстаи-вали также Мах и Авенариус.
Следующий этап К. связан с развитием математич. логики в 30-х гг. 20 в. и
особенно ярко выражен в
ранних работах Карнапа и Айдукевича. Карнап сформулировал т. н. принцип
терпимости,
утверждающий, что в основу каждой естеств.-науч. теории можно положить любую
систему аксиом
и правил синтаксиса. Ай-дукевич развивал т. зр. «радикального К.», согласно к-
рой изображение
мира в науке зависит от выбора понятийного аппарата, причём в этом выборе мы
свободны. Однако
ни Карнап, ни Айдукевич в дальнейшем не смогли последовательно провести эту
точку зрения и
видоизменили свою концепцию. Элементы К. имеются в неопозитивизме, прагматизме и
операцио-
нализме.
Отвергая К., диалектич. материализм видит его несостоятельность в отрицании
объективной основы
конвенций и науке, в игнорировании пределов, в к-рых соглашения в науке имеют
силу. Эти пределы
обусловлены самой действительностью, а в основе эквивалентности теоретич. систем
(исчислений,
геометрий, формализмов, языков и т. п.) лежит объективно существующее
многообразие явлений
внеш. мира.
КОНВЕРГЕНЦИИ ТЕОРИЯ (от лат. convergo -сближаюсь, схожусь), одна из осн.
концепций совр.
бурж. социологии, политэкономии и политологии, усматривающая и обществ. развитии
совр. эпохи
преобладающую тенденцию к сближению двух социальных систем — капитализма и
социализма с их
последующим синтезом n некоем «смешанном обществе», сочетающем в себе положит.
черты и
свойства каждой из них. Термин «конвергенция» заимствован бурж. идеологами из
биологии, где он
обозначает приобретение относительно далёкими по происхождению организмами
сходных
анатомич. (морфологич.) форм в процессе эволюции благодаря обитанию в одинаковой
среде.
К. т. выдвинули П. Сорокин, Дж. Голбрейт, У. Рос-тоу (США), Ж. Фурастье и Ф.
Перру (Франция), К.
Тинберген (Нидерланды), X. Шельский и О. Флехт-хейм (ФРГ) и др. Она получила
распространение
n бурж. обществ. мысли в 50—60-х гг. вследствие вынужденного признания экономич.
достижений
социализма и его историч. необратимости. Преобладающей темой К. т. является
стремление
увековечить капита-листич. систему, хотя бы в реформированном виде, путём
заимствования у
социализма науч. методов управления обществом, экономич. планирования н системы
социального
обеспечения.
К. т. включает широкий диапазон филос., социоло-гич., экономич. и политич.
взглядов и
футурологич. прогнозов — от бурж.-реформистских и социал-демо-кратич. стремлений
совершенствования гос.-монополи-
КОНВЕРГЕНЦИИ 271
стич. регулирования социально-экономич. процессов до откровенно апологетич.
концепций и
антикоммуни-стич. попыток «ассимиляции» капитализмом социали-стич. стран путём
навязывания
им «рыночной экономики», «либерализации» обществ. строя, политич. «плюрализма» и
мирного
сосуществования в области идеологии (3. Бжезинский, Р. Хантингтон, К. Менерт, Э.
Гелнер и др.).
Нек-рые бурж. социологи и политологи (Р. Арон, Д. Белл и др.) ограничивают
конвергенцию двух
систем лишь областью экономич. деятельности и социальной стратификации,
противопоставляя
социализм и капитализм в сфере политич. отношений и идеологии, тогда как другие
распространяют
её на обществ. отношения в целом. К. т. была воспринята мн. ревизионистами (Р.
Гароди, О. Шик и
др.) в виде концепций «рыночного социализма», «социализма с человеч. лицом» и т.
п.
С крахом надежд бурж. идеологов на обновление капитализма и эрозию социализма
путём его
«либерализации» популярность К. т. значительно упала в 70-х гг. Вместе с тем
среди бурж.
интеллигенции на Западе получила распространение идея т. н. негативной
конвергенции (Р.
Хейлбронер, Г. Маркузе, Ю. Хабермас и др.), согласно к-рой обе социальные
системы якобы
усваивают друг у друга не столько положит., сколько отрицат. элементы каждой,
что ведёт к
«кризису совр. индустриальной цивилизации» в целом.
К. т. спекулирует на нек-рых внешних или исторических преходящих явлениях совр.
социальной
действительности, в частности на том обстоятельстве, что социалистич. страны,
начав своё экономич.
развитие с более низкого уровня, чем передовые капиталистич. страны, лишь в сер.
20 в. сравнялись с
ними по уровню пром. развития. Кроме того сторонники К. т. пытаются обосновать
её ссылками на
объективную тенденцию к интернационализации экономич., политич. и культурной
деятельности в
совр. эпоху, на всемирный характер науч.-технич. революции и т. п. В то же время
они игнорируют
коренную противоположность социализма и капитализма, к-рые покоятся на различных
системах
собственности, обладают принципиально различной классовой природой,
несовместимыми политич.
строем и идеологией.
• Михеев В. И., Капитализм или «индустриальное общество»?, М., 1968; Совр. бурж.
теории о слиянии капитализма и
социализма. (Критич. анализ), М., 1970; М а и с н е ? Г., Теория конвергенции и
реальность, пер. с нем., М., 1973; Ива-
нов Г. И., Социальная сущность теории конвергенции, М., 1975; К о ц е в И.,
Конвергенция или дивергенция, София,
1979.
КОНДИЛЬЯК, Кондийак (Condillac) Этьен Бон-но де (30.9.1715, Гренобль,—
3.8.1780, Божанси),
франц. философ-просветитель, чл. Франц. академии (1768). Брат Мабли. Воспитатель
внука
Людовика XV — герцога Пармского (1758—67). Начало его лит. деятельности
относится к сер. 40-х
гг. (знакомство с Дидро, а впоследствии сотрудничество в «Энциклопедии»). Под
непосредств.
влиянием Локка К. развил сен-суалистич. теорию познания. В своём гл. филос.
соч.— «Трактате об
ощущениях» (?. 1—2, 1754, рус. пер., 1935) К. стремился вывести все знания и
духовные способности
человека из ощущений. Отвергая декартовскую теорию врождённых идей, К. считал,
что развитие
способностей человека определяется исключительно опытом, упражнениями,
воспитанием. К. явился
одним из основоположников ассоциативной психологии (см. Ассоцианизм). Хотя сам
К. колебался
между материализмом и идеализмом, его сенсуализм и критика идеалистич.
метафизики 17 в.
(учений Мальбранша, Лейбница и др.) оказали непосредств. влияние на развитие
франц.
материализма. Логика К. была чрезвычайно популярной в кон. 18 — нач. 19 вв.;
понимаемая как об-
щая грамматика всех знаков, она включает у К. и математику («Язык исчислений»,
1798).
272 КОНДИЛЬЯК
• Oeuvres philosophiques, v. l—3, P., 1947—51; в рус. пер.— Логика,. или
Умственная наука, руководствующая к
достижению истины, М., 1805; Трактат о системах, М., 1938; Соч., т. 1, М., 1980;
т. 2, M., 1982-.
• История философии, т. 2, ?., 1941, с. 437—43; Истории философии, т. 1, М.,
1957, с. 535—38; L e n o i r R., Condillac,
Р., 1924; М е у е г Р., E. B. de Condillac, Z., 1944; L e f 6 v-r e R.,
Condillac, P., 1966.
КОНДОРСЕ (Condorcet) Мари Жан Антуан Никола (17.9.1743, Рибмон,—29.3.1794, Бур-
ла-Рен),
маркиз, франц. философ-просветитель, математик, социолог, политич. деятель. В
1785 занял пост
непременного секретаря Академии наук. Сотрудничал в «Энциклопедии» Дидро. В 1791
избран в
Законодат. собрание. В Конвенте примыкал к жирондистам. Пр-во Робеспьера
обвинило К. в
заговоре и заочно приговорило его к смертной казни. К. нек-рое время скрывался.
Весной 1794 был
арестован, в тюрьме покончил жизнь самоубийством.
К.— сторонник деизма и сенсуализма. В «Эскизе историч. картины прогресса
человеч. разума» (1795,
рус. пер., 1909) К. сделал попытку установить закономерности развития истории,
её осн. этапы,
движущие силы историч. процесса. Находясь под влиянием фи-лос. взглядов Руссо,
Тюрго, Рейналя,
К. в изучении истории уделял большое внимание культуре и нравам народа. К.— один
из
основоположников идеи историч. прогресса, к-рую, однако, он развивал с
идеалистич. позиций.
Поступательное движение истории К. объяснял безграничной возможностью развития
человеч. ра-
зума как демиурга истории. Он связывал историч. эпохи с этапами развития
человеч. разума,
указывая при этом также и на значение хоз. и политич. факторов в обществ.
развитии. К.—
сторонник теории естеств. нрава, использовал её для отрицания правомерности
феод. общества и
обоснования необходимости и разумности бурж. строя. Эпоха утверждения и развития
общества,
основанного на частной капиталистич. собственности, рассматривалась К. как
высшая ступень в
истории человечества. Будущий прогресс человечества К. мыслил лишь в границах
бурж.
правопорядка.
Идеи К. сыграли значит. роль в критике теологич. объяснения истории,
провиденциализма и в
особенности в развитии просветит. концепции историч. процесса.
* Oeuvres, t. 1—12, P., 1847—49. * Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология,
Соч., т. 3, с. 530—31; Cento ?., Condorcet е
1'idea di progresso, Firenze, [1956]; Bouissounouse J., Condorcet, [P.,
1962].
КОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая всякий определ., огранич. объект
(вещь, процесс,
явление, состояние, свойство и т. д.). Каждый познаваемый объект
действительности выступает в
нек-ром отношении как К. Определённость К. придаёт его граница. Она может быть
пространственной, временной, количественной и качественной. Граница и отделяет
конечный объект
от других и связывает его с ними. Поэтому К., с одной стороны, обладает
относительно
самостоятельным, обособленным бытием, а с другой — обусловлено чем-то другим и
зависит от
него. В этом заключается диалектич. противоречивость К. Наиболее глубокое
представление о К.
даётся знанием присущей ему меры, к-рая предполагает возможность выхода за неё,
т. е. отрицания
данного К., перехода или превращения его в другое. Учёт этого приводит к
диалектич. концепции К.,
согласно к-рой оно может быть понято только как единство собств. бытия с
небытием, как
взаимопереход их друг в друга, как нечто изменяющееся, преходящее. Рассмотрение
процесса
изменения К., в ходе к-рого совершается постоянный выход за его границу, ведёт к
идее
бесконечного. Связь К. с бесконечным носит двоякий характер: во-первых, всякий
конечный объект
связан с бесконечным многообразием др. конечных объектов «вне себя»
(экстенсивная
бесконечность); во-вторых, он содержит бесконечное в себе как выражение
всеобщих, инвариантных
характеристик (интенсивная бесконечность). Следовательно, при познании любого
материального
объекта обнаруживается единство К. и
бесконечного. Познание «заключается в том, что мы находим и констатируем
бесконечное в
конечном, вечное — в преходящем» (Э н г о л ь с Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 20, с. 548).
КОНКРЕТНОЕ, см. в ст. Восхождение от абстрактного к конкретному.
КОНСЕРВАТИЗМ (франц. conservatisme, от лат. con-servo — охраняю, сохраняю),
обозначение
идейно-по-литич. течений классово антагонистич. общества, противостоящих
прогрессивным
тенденциям социального развития. Носителями идеологии К. выступают обществ.
классы и слои, заинтересованные в сохранении существующих обществ. порядков.
Характерные осо-
бенности К.— враждебность и противодействие прогрессу, приверженность
традиционному и
устаревшему.
Впервые термин «К.» был употреблён франц. писателем Ф. Шатобрианом и означал
идеологию
феод.-ари-стократич. реакции периода франц. бурж. революции кон. 18 в., критику
идей
Просвещения «справа», апологию феод. устоев и дворянско-клерикальных привилегий
(Э. Берк, С.
Колридж, У. Вордсворт, Ф. Новалис, Ж. де Местр, Ф. Ламенне, Л. Вональд и др.). В
20 в. К. в
капиталистич. странах стал выражать интересы нек-рых бурж. кругов, выступающих
за сохранение
свободы рыночных отношений и сопротивляющихся наступлению гос.-монополистич.
капитализма.
Сторонники К. ведут борьбу против либерализма и против социализма.
В зап. лит-ре распространено также расширит., т. н. ситуационное понимание К.
(С. Хантингтон, Ф.
Мейер и др.) как системы идей, используемой для оправдания и стабилизации любой
обществ.
структуры, независимо от её объективного значения и места в социально-исто-рич.
процессе.
Марксистское понимание К. основывается на методо-логич. принципах историч.
материализма,
признании необратимости отд. этапов обществ. процесса. К. Маркс и Ф. Энгельс
рассматривали К.
как тенденцию к стабилизации, упрочению условий существования вытесняемых с
историч. арены
обществ. слоев (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 4, с. 453—54).
Идеология К. выступает в двух различных формах: как апология существующих
порядков; как
ностальгия по утерянному социальному статусу. В различных формах К.
обнаруживаются общие
идейные установки: признание существования всеобщего морально-религ. «порядка»,
несовершенства человеч. природы, убеждение в прирождённом неравенстве людей,
ограниченных
возможностях человеч. разума, необходимости классовой иерархии, предпочтение
устоявшихся
обществ. институтов и др. Эти элементы периодически воспроизводятся в различных
формах К.
Хотя специфика К. не определяется какой-то единой консервативной идеологич.
традицией, нередко
«устаревшая» идеология усваивает комплекс идейных элементов, присущих к.-л.
предшествующей
форме консервативной идеологии (напр., т. н. совр. традиционализм заимствует
нек-рые положения
феод.-аристократич. К.). В новых обществ. условиях изменяются социальные функции
той или иной
идеологии (напр., в условиях гос.-монополистич. капитализма идеология классич.
либерализма
приобретает консервативную функцию).
Переход от прошлого к настоящему идеологами К. мыслится как стабилизация не
подлежащей
изменению социальной формы. К. объявляет социальной утопией и отвергает
возможность
вмешательства субъекта в ход историч. процесса, скептически относится к
возможностям волевых
решений социальных проблем. В то же время идеология К. произвольно вводит
прошлое во всём его
историч. объёме в настоящее, создавая консервативную утопию.
Идеология К. в зап. идейно-политич. жизни заметно уступала по влиянию
либерализму. Осн.
расхождения между ними касались роли и функции гос-ва. Начиная
с 30-х гг. 20 в. либералы (особенно в США) настаивали на гос. регулировании
экономики и передаче
гос-ву ряда социальных функций, тогда как консерваторы продолжали выступать за
свободу
рыночных отношений. В 70-х гг. на Западе (США, ФРГ и др. страны) появился и
приобрёл влияние т.
н. неоконсерватизм, представляющий собой специфич. реакцию на тенденции
либерального
реформизма 60-х гг. Неоконсерваторы в принципе признают необходимость гос.
вмешательства в
экономику, но отводят значит. роль рыночным механизмам регулирования. Во внеш.
политике
неоконсерваторы занимают аитикоммунистич. позиции, настаивают на обеспечении
воен.
превосходства Запада, выступают против разрядки междунар. напряжённости.
• Мельвиль А. Ю., Социальная философия совр. амер. неоконсерватизма, М., 1980;
Эльм Л., «Новый» К., пер. с нем., М.,
1980; The wisdom of conservatism, ed. hy P. Witonski, New Rochelle, 1971; Nash
G. H., The conservative intellectual
movement in America, since 1945, N. Y., 1976; O'S u l l i-van N.. Conservatism,
L., 1976; Greiffenhagen M., Das Dilemma des
Konservatismus in Deutschland, Munch., 1977; Steinfels P., The Neoconservatives.
The men who are changing America's
politics, N. Y., 1979. А. Ю. Мелъвилъ.
КОНСТАНТИНОВ Фёдор Васильевич [р. 8(21).2.1901, с. Новосёлки, ныне Арзамасского
р-на
Горьковской обл.], сов. философ, акад. АН СССР (19U4, чл.-корр. 1953). Чл. КПСС
с 1918. Окончил
Институт красной профессуры (1932) и вёл преподават., науч. и парт. работу. В
1945—51 работал в
Ин-те философии АН СССР, в 1952—54 гл. редактор журн. «Вопросы философии», в
1954—55
ректор Академии обществ. наук при ЦК КПСС. Кандидат в чл. ЦК КПСС (1956—61).
Зав. Отделом
агитации и пропаганды по союзным республикам ЦК КПСС (1955—58), гл. редактор
журн.
«Коммунист» (1958—62). Директор Ин-та философии АН 'СССР (1962—67). Президент
Филос. об-ва
СССР (с 1971). Гл. редактор «Философской энциклопедии» (т. 1—5, 1960— 1970).
Редактор кн.:
«Борьба идей в совр. мире», т. 1—3, 1975—78. Руководитель авторского коллектива
кн. «Основы
марксистско-ленинской философии», 19826.
Осн. работы посвящены проблемам обществ. развития: предмет историч.
материализма, общие и
специфич. законы обществ.-экономич. формаций, философия и политика, социология и
политика,
критика бурж. идеологии и ревизионизма.
• За большевизацию работы на филос. фронте (соавтор), в сб.: За поворот на
филос. фронте, М.— Л., 1931; Значение
личных способностей и труда при социализме, [M.], 1938; Роль идей в обществ.
развитии, [M.J, 1940; Что такое
марксистско-ленинская философия, [М], 1941; Материалистич. и идеалистич.
понимание истории, М., 1946; Историч.
материализм как наука, М., 1949; О движущих силах развития социалистич.
общества, М., 1951; Формы обществ.
сознания, М., 1951; В. И. Ленин. Биография, М., 19806 (соавтор); Марксистско-
ленинская философия и современность,
М., 1982.
КОНСТИТУТИВНЫЙ И РЕГУЛЯТИВНЫЙ м е т о-
д ы, в философии Канта различные способы применения понятий, категорий, идей в
познании и
нравств. практике. Предпосылкой различения К. и Р. служило представление Канта о
том, что
собственно познано может быть нечто обозримое, созерцаемое, чувственно
охватываемое опытом
отд. субъекта либо совокупным, интерсубъективным опытом. Напр., мы способны
обозревать,
обобщать и вследствие этого познавать количеств., каузальные и др. конкретно
наблюдаемые зави-
симости, тем самым соответств. категории (количество, причина и др.) получают
реальное,
«конститутивное», применение, они как бы соразмерны познаваемым явлениям.
Напротив, напр.,
мир в целом, ввиду его бесконечности и неисчерпаемости, не может служить
предметом
завершённого чувств. обозрения ни индивидуально, ни антропоисторически. Попытки
реально,
опытно, «конститутивно» интерпретировать идею мира в целом непродуктивны и ведут
к науч.
фикциям и заблуждениям, неразрешимым противоречиям. Однако идея мира в целом,
равно как и др.
предельные, «сверхчувств.»
КОНСТИТУТИВНЫЙ 273
понятия играют позитивную роль в познават. процессе, если они выступают как
идеалы,
организующие и направляющие силы, регулятивные принципы этого процесса, выражая
его
устремлённость к окончат., абсолютной, предельной завершённости, т. е.
символизируя высшие цели
познания. В сфере нравственности вопрос о возможности чувств., эмпирич.
реализации высших,
предельных нравств. принципов-идеалов, по Канту, не играет роли, т. к. здесь
речь идёт не о вос-
приятии-овладении предзаданным (природой), не о подчинении и приспособлении, а о
творении
иного, сверхприродного миропорядка, в нек-ром смысле несоразмерного природе. В
сфере морали
идеалы обретают конститутивное применение.
• см. к ст. И. Кант.
КОНСТРУКТИВНАЯ ЛОГИКА, 1) то же, что и интуиционистская логика; 2) ветвь логики,
в к-рой
изучаются финитные (см. Финитизм) рассуждения о конструктивных объектах и
процессах (см.
Конструктивное направление) и строится соответств. семантика. В К. л.
отвергается исключённого
третьего принцип и закон снятия двойного отрицания (т. е. закон, согласно к-рому
А влечёт А
для любого суждения А; есть знак отрицания). От интуиционистской логики,
также отвергающей
названные логич. положения, К. л. отличает использование при задании смысла
логических операций
понятия алгоритма и ряд особых логико-семантич. принципов, в частности
сформулированный А. А.
Марковым принцип конструктивного подбора, согласно к-рому если к.-л.
конструктивный процесс
не является неограниченно продолжаемым, он на нек-ром шаге неизбежно оборвётся.
КОНСТРУКТИВНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в математике и логике, подход в основаниях этих наук,
при к-ром их сфера ограничивается конструктивными объектами и такими
рассуждениями об этих
объектах, в к-рых не присутствует идея актуальной бесконечности. Конструктивными
наз. объекты,
являющиеся либо элементарными знаковыми образованиями (т. е. не построенными из
др. знаков),
относительно к-рых предполагается, что они однозначно опознаваемы — различаемы и
отождествляемы, как, напр., буквы нек-рого алфавита (см. Абстракция
отождествления), либо
сложными (но обязательно конечными) знаковыми конструкциями, возникающими в
результате к.-л.
конструктивного процесса. Последний представляет собой основанный в конечном
счёте на
оперировании с элементарными конструктивными объектами и протекающий по чётким
правилам
дискретный (по шагам) процесс построения новых конструктивных объектов
[примерами объектов,
возникающих в конструктивных процессах, являются слова (формулы) в к.-л.
алфавите, конечные
таблицы и графы, деревья логич. выводов]. Конструктивные процессы задаются либо
исчислениями
как системами порождающих правил, либо алгоритмами. К. н. в применении к таким
процессам
допускает абстракцию потенциальной осуществимости (позволяющую, напр.,
рассуждать о фор-
мулах с любым конечным числом знаков, о сколь угодно сложных формальных логич.
выводах), но
не абстракцию актуальной бесконечности. Это приводит к финитной установке (см.
Финитизм),
состоящей в отказе от рассмотрения «завершённых» бесконечностей типа множеств
всех
натуральных, всех действит. чисел, всех формул к.-л. логич. исчисления. В логич.
плане подобная
установка влечёт отказ от применения исключённого третьего принципа к
бесконечным
совокупностям объектов, а также отказ от правила снятия двойного отрицания
(позволяющего
умозаключать от опровержения допущения о несуществовании нек-рого объекта к
утверждению о
его существовании). Эти черты К. н. определяют его отличие от подходов классич.
(теорети-
274 КОНСТРУКТИВНАЯ
ко-множественной) математики и классич. логики, сближая его с математикой и
логикой,
реализуемой в системах «искусств. интеллекта».
Конструктивные процессы и соответств. им конструктивистские тенденции неотделимы
от истории
математики и дедуктивной логики, однако как самостоят. подход К. н. начинает
складываться в
первые десятилетия 20 в. в связи с концепцией формализма Гильберта и появлением
интуиционизма
(с к-рым его сближает ряд общих черт). Чёткий вид К. н. приобрело после
возникновения совр.
теории эффективной вычислимости (теории алгоритмов) в 30-х гг. Начиная с 40-х
гг. в СССР
сложилась оригинальная форма К. и., созданная А. А. Марковым и развитая его
учениками (Н. А.
Шанин и др.). См. также Конструктивная логика.
• M a p к о в А. А., Теория алгоритмов, М.— Л., 1954 (Тр. Математич. ин-та АН
СССР, т. 42); его ж е, О логике
конструктивной математики, М., 1972; Шанин ?. ?., Ветуп. ст., в кн.: Гудстейн Р.
Л., Рекурсивный математич. анализ,
М., 1970, с. 7—76.
КОНТ (Comte) Огюст (19.1.1798, Монпелье,—5.9.1857, Париж), франц. философ, один
из
основоположников позитивизма и бурж. социологии. В 1817—22 был секретарём Сен-
Симона, затем
— экзаменатором и репетитором Политехнич. школы в Париже. Главные соч. К.,
излагающие основы
философии позитивизма, относятся к первому периоду творчества К. (до сер. 40-х
гг.). Наибольшую
известность К. принёс «Курс позитивной философии» (v. l — 6, 1830—42; рус. пер.
под назв. «Курс
положительной философии», т. 1—2, 1899—1900). Позитивизм К. рассматривал как
среднюю линию
между эмпиризмом и мистицизмом: по К., ни наука, ни философия не могут и не
должны ставить
вопрос о причине явлений, а только о том, «как» они происходят. В соответствии с
этим наука, по К.,
познаёт не сущности, а только феномены. Вслед за Сен-Симоном К. развил идею т.
н. трёх стадий
интеллектуальной эволюции человечества (равно как и отд. индивида), определяющих
в конечном
счёте всё развитие общества. На первой, теологич., стадии все явления
объясняются па основе религ.
представлений; вторая, метафизич., стадия заменяет сверхъестеств. факторы в
объяснении природы
сущностями, причинами; задача этой стадии — критическая, разрушительная, она
подготовляет
последнюю — позитивную, или науч., стадию, на к-рой возникает наука об обществе,
содействующая его рациональной организации. Социология К. разделяется на
социальную статику,
имеющую дело с устойчивыми («естественными») условиями существования любого
обществ. строя, и социальную динамику, изучающую естеств. законы обществ.
развития. Значит.
место в системе К. занимает классификация наук, иерархию к-рых К. строил по
степени уменьшения
их абстрактности и увеличения сложности.
Осн. соч. К. второго периода — «Система позитивной политики» («Systeme de
politique positive...», v.
l—4, 1851—54) — проникнуто духом религиозности и мистицизма. В качестве
«социальной физики»
социология должна, по К., обосновывать науч. политику, примиряя принципы
«порядка» и прогресса,
реставраторские и революц. тенденции; тем самым социология выступает как
«позитивная мораль»,
относящаяся не к индивиду, а к человечеству. К. провозгласил создание новой
«религии
человечества», подробно изображая её культ и катехизис. Социологич. и политич.
идеи К. были
подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф. Энгельсом (см. Соч., т. 33, с. 138 и
т. 39, с. 326—27).
Позитивистские идеи К. получили широкую популярность среди естествоиспытателей
19 в., гл. обр.
благодаря изложению их в соч. Э. Литтре, Дж. С. Милляи Г. Спенсера.
• Du pouvoir spirituel, P., 1978; в рус. пер.— Дух позитивной философии, СПБ,
1910; [Соч. и отрывки], в сб.:
Родоначальники позитивизма, в. 2, 4, 5, СПБ, 1910—13.
• Нарский И. С., Очерки по истории позитивизма, М., 1960, с. 57—74; Кедров Б.
М., Классификация наук, т. 1, М., 1961,
с. 99—141; К о н И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; Mill J. S., A. Comte
and positivism, L., 18662; Levy-
В г u h l L., La Philosophie d'A. Comte, P., 1900; 0 s t w a l d W., A. Comte.
Der Mann und sein Werk, Lpz., 1914; O o u h i e r
H., La Jeunesse d'A. Comte et, la formation du positivisrae, v. l—3, P., 1933—
41; L а с r o i ? J., La sociologic d'A. Comte, P.,
1956; S t e i n h a u e r M., Die politische Soziologie A. Comtes, Meisenheim am
Glan, 1966.
КОНТЕКСТ (от лат. contextus — сцепление, соединение, связь), относительно
законченный по
смыслу отрывок текста или речи, в пределах к-рого наиболее точно и конкретно
выявляется смысл и
значение отд. входящего в него слова, фразы, совокупности фраз. В логике и
методологии науки К.
понимается как отдельное рассуждение, фрагмент научной теории или теория в
целом.
КОНТИНУУМ (от лат. continuum — непрерывное), термин, используемый ? математике,
естествознании и философии. В математике под К. понимаются бесконечные
множества,
количественно эквивалентные множеству действит. чисел. Мощность, или
кардинальное число,
таких множеств, по гипотезе создателя теории множеств Г. Кантора,
непосредственно следует за кар-
динальным числом счётного множества, т. е. множества, эквивалентного множеству
всех
натуральных чисел. П. Коэну (США) удалось доказать независимость континуум-
гипотезы от
остальных аксиом теории множеств, хотя проблема установления истинности или
ложности гипотезы
остаётся открытой. При геометрич. интерпретации действит. чисел К. может быть
представлен с
помощью точек числовой прямой (или оси абсцисс). Поскольку множество всех точек
любого
отрезка такой прямой эквивалентно множеству всех действит. чисел, К. можно
интуитивно
представить в виде любого отрезка или непрерывной линии поверхности.
В физике под К. понимается идеализированная модель единого физич. пространства-
времени. Она
получается путём отождествления точек геометрич. К. с точками физич.
пространства-времени и
определения на геометрич. К. метрич. отношений и функциональных связей
посредством
мысленного воспроизведения движений твёрдых тел (в классич. механике) или
световых сигналов (в
теории относительности). В соответствии с представлениями общей теории
относительности метрич.
структура пространственно-временного К. детерминируется распределением плотности
вещества и
излучения во Вселенной. Континуальная модель физич. пространства-времени —
результат
становления и развития классич. математики и классич. (неквантовой) физики.
Понятие К. как одно из уточнений категории непрерывности имеет важные
методологич. функции.
Напр., Лейбниц считал, что непрерывность обладает онтология, статусом («природа
не делает
скачков») и выступает необходимым условием истинности законов природы. В рамках
диалектико-
материалистич. исследований понятие К. используется для анализа принципа
причинности,
соотношения части и целого, прерывного н непрерывного, конечного и бесконечного
и др. • Коэн П.
Д ж., Теория множеств и континуум-гипотеза, пер. с англ., М., 1969; ? а н ч е н
к о А. И., К. и физика.
(Фи-лос. аспекты), М., 1975.
КОНТРКУЛЬТУРА, понятие, используемое в совр. социологии и публицистике для
обозначения
комплекса социально-культурных установок, ориентации и ценностей, оппозиционных
господств.
бурж. культуре. В 60—70-х гг. понятие К. получило специфич. трактовку как
наименование
идеологии «мятежных» социальных групп и слоев студенчества, хиппи, членов
разного рода
«коммун». Хотя наиболее вульгарные проявления К. выглядели как истерич.
отрицание культуры, т.
е. как антикультура, в целом К. этого периода отразила стихийный бунт мелкобурж.
сознания против
ценностей и ориентации «массового общества» и «массовой культуры» как
технократич. варианта
бурж. культуры. Отсюда полемич. заострённость К. против идеалов мещанского
материального
благополучия, накопительства, жизненного успеха, нравств. ригоризма, социального
конформизма и
т. п., а также против «абсолютист-
ских» претензии науки, якобы повинной в становлении отвергаемого К. «массового
образа жизни».
К. ратует за создание «нерепрессивного» общества, к-рое бы открывало перед
человеком
возможности спонтанной самореализации и установления «подлинных», свободных от
диктата внеш.
необходимости и меркантильного интереса отношений с др. людьми и природой. К.
отводит природе
особое место в системе альтернативных ценностей, усматривая в ней сакральное
начало, источник
естественности и чистоты и противопоставляя её «урбанистско-индустриальной»
пустыне как
воплощению искусственности и репрессивности. Поскольку сущность человека
получает в К.
внесоциальную трактовку, а социально-политич. революция отвергается как «не
отвечающая»
условиям высокоразвитого капитализма, формирование свободного общества
связывается в К.
прежде всего со становлением «новой чувственности», высвобождением подсознат.
сил и влечений,
развитием «внутр. опыта» и «религ. обновлением», истолковываемым в мистич. духе.
Средства
достижения поставленных целей — употребление наркотиков, ре-лиг. экстаз,
неформальные связи
между людьми, объединёнными в небольшие группы — альтернативные коммуны.
В К. 60—70-х гг. нашла отражение присущая совр. капитализму дегуманизация
обществ. отношений,
связанная с фетишизацией науки и техники, бюрократизацией обществ. жизни, ростом
отчуждённости индивида от общества, кризисом институтов социализации и нек-рыми
др.
явлениями, наиболее остро прочувствованными молодёжью из средних слоев. Вместе с
тем К.
явилась гипертрофированной, извращённой формой выражения реальных тенденций к
формированию анти-бурж. ценностей, имеет эзотерич. характер и не являет собой
реальной практич.
альтернативы господств. бурж. культуры. Нек-рые её элементы со временем сами
становятся частью
«культурного истэблишмента» и служат средством манипулирования общественностью в
руках
господств. класса.
• 3 а м о ш к и н Ю. ?., ? ? т ? о ш и л о в а Н. В., Нек-рые совр. тенденции в
развитии сознания амер. «новых левых», в
кн.: Историч. материализм как теория социального познания и деятельности, М.,
1972; Мельвиль А. Ю., «К.», ее
эволюция и ее совр. критики на Западе, «ВФ», 1974, № 8; Д а-выдов Ю. ?., ? о д н
я н с к а я И. Б., Социология К. Кри-
тич. анализ, М., 1980; Roszak T h., The making of a counter culture. Reflections
on the technocratic society and its youthful
opposition, Garden City, 1969; его ж e, Where the wasteland ends. Politics and
transcendence in postindustrial society, Garden
City, 1973; Slater Ph. E., The pursuit of loneliness. American culture at the
breaking point, Boston, {1970]; D i с k s t e i n M.,
Gates of eden. American culture in the sixties, N. ?., [1977].
КОНТРОЛЬ СОЦИАЛЬНЫЙ, см. Социальный контроль.
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ, регрессивный обществ. процесс, выступающий как прямая
противоположность революции; представляет собой реакцию свергнутого
(свергаемого) класса на
социальную революцию и направлена на реставрацию или сохранение отжившего
обществ. и гос.
строя.
Поскольку господствующий класс никогда добровольно не отдаёт власти, постольку
К. в той или
иной форме неизбежно сопровождает всякую революцию. Самим своим развитием,
отмечал К.
Маркс, революция порождает К. (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 7).
Иногда К. берёт верх и революция терпит поражение (Революция 1848—49 в Германии,
Парижская
Коммуна 1871, демократич. революция 1930-х гг. в Испании). Случается, что
временная реставрация
старых порядков уже не может устранить глубоких преобразований, осуществлённых
революцией
(реставрация Стюартов в Англии в 17 в., победа термидорианской реакции, а затем
и реставрация
Бурбонов во Франции). Когда в итоге острой борьбы реакц. силы подвергаются
разгро-
КОНТРРЕВОЛЮЦИЯ 275
му, революция заканчивается полной победой (?кт. революция 1917, социалистич.
революция в ряде
европ. и азиат. стран, на Кубе и т. п.).
К. проявляется в различных формах: вооруж. сопротивление, гражд. война, мятежи,
заговоры, акты
саботажа и диверсий, иностр. интервенция, блокада. В условиях решит. победы
нового строя К., не
имея сил для открытого сопротивления, принимает скрытые, замаскированные формы
(«тихая» К.).
Как показывает история, используя идеологич. методы и опираясь на
ревизионистские и
националистич. элементы, она способ-па создать серьёзную угрозу новому строю
(Венгрия, 1956,
Чехословакия, 1968, Польша, 1980—81). К. извлекает уроки из истории, изыскивает
более
утончённые формы борьбы с революц. силами. Подчас она прибегает к превентивным
средствам
борьбы против назревания революции. Одним из орудий К. является фашизм.
Социальная база К.— это прежде всего реакц. эксплуататорские классы,
утрачивающие в результате
революции власть и привилегии. Они выступают как вдохновители и организаторы
контрреволюц.
действий. Однако численно эти классы составляют меньшинство общества. Для того
чтобы
противостоять революции, они нуждаются в более или менее широкой массовой базе.
Поэтому
первая цель К.— внести раскол в ряды угнетённых классов, любыми средствами
привлечь на свою
сторону политически отсталые, обывательски настроенные, колеблющиеся слои
населения,
натравить их на авангард революц. классов. Социальной почвой для распространения
контрреволюц.
настроений могут стать нек-рые слои мелкой буржуазии, к-рая в периоды обострения
классовой
борьбы колеблется между революцией и К. Одним из типов К. является бонапартизм —
специфич.
диктаторская форма К., балансирующая на противоречиях классовых интересов.
К. обладает и др. источниками влияния. К их числу относятся междунар. связи
реакции, частично
сохраняющиеся в её руках ценности и богатства, связи с наиболее квалифициров.
кадрами
специалистов в пром-сти, управлении, воен. деле. К. использует и ошибки революц.
классов и
партий, в особенности экстремистские действия левацких элементов и групп, с тем
чтобы отпугнуть
от революции те или иные обществ. слои.
Для победы революц. сил над К. необходимо своевременно лишить её источников
влияния,
изолировать от масс. Эта цель достигается решит. и смелыми действиями,
направленными на
ликвидацию очагов К., осуществлением глубоких революц. преобразований,
отвечающих насущным
интересам широких масс, успешным решением созидат. задач революции.
Бурж. социологи (Л. Эдварде, Д. Питти, К. Брин-тон — США) утверждают, что
существует некий
фатальный «закон термидора»; всякая революция неизбежно перерастает в К. и
заканчивается
реставрацией старых порядков. Для классич. бурж. революций действительно на
заключит. этапах
характерны попятные движения. За «избытком революционной активности» следовала
«неизбежная
реакция» (см. Ф. Энгельс, там же, т. 22, с. 309). Эта тенденция встречает
сильное противодействие с
выходом на политич. арену рабочего класса, заинтересованного в наиболее
радикальном исходе
бурж. революции. Тем более «закон термидора» не применим к социалистич.
революции. Вместе с
тем В. И. Ленин указывал на реальную опасность термидорианской К. после
завоевания рабочим
классом политич. власти, особенно в странах с большим удельным весом крест.,
мелкобурж.
населения. Если мы, говорил Ленин, не победим мелкобуржуазно-анархич. стихию, то
«...скатимся
назад, как французская революция» (ПСС, т. 43, с. 141).
В широкой история, перспективе К. обречена, т. к. противостоит историч.
необходимости. Однако
она спо-
276 КОНФОРМИЗМ
собна значительно задержать обществ. прогресс, вызвать зигзаги в развитии. Это
означает дополнит.
лишения, а иногда и кровавые трагедии для угнетённых классов. К., как правило,
сопровождается
жестоким террором. Об этом наглядно свидетельствуют кровавые оргии версальцев
после падения
Парижской Коммуны 1871, массовые расстрелы рабочих после поражения Революции
1905—07 в
России, белый террор вслед за подавлением Венг. сов. республики в 1919,
варварское истребление
коммунистов и революционеров во время событий в 1965—66 в Индонезии, бесчинства
чилийской
реакции после фашистского переворота 1973 и др. Т. н. «цена» революции, т. е.
человеч. жертвы,
материальные и моральные издержки борьбы, о к-рых пишут бурж. социологи,
обусловлены прежде
всего К., к-рая не останавливается ни перед какими преступлениями для подавления
революц.
движения масс.
Контрреволюц. силы обычно опираются на между-нар. реакцию, заключая с этой целью
междунар.
союзы, напр. Священный союз, созданный европ. монархами в 1815 после победы над
Наполеоном. В
совр. эпоху оплотом мировой К. являются силы империалистич. реакции. В борьбе с
революц.
движением империализм беззастенчиво прибегает к экспорту К. Социалистич. страны,
мировое
коммунистич. движение ведут решит. борьбу против империалистич. экспорта К.,
оказывают
поддержку народам, ставшим жертвами вооруж. агрессии реакц. сил.
Ю. А. Красин.
КОНФОРМИЗМ (от позднелат. conformis — подобный, сообразный), морально-политич.
термин,
обозначающий приспособленчество, пассивное принятие существующего порядка вещей,
господствующих мнений и т. д. К. означает отсутствие собств. позиции,
беспринципное и некритич.
следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение
большинства,
авторитет, традиции и т. п.). В совр. бурж. обществе К. по отношению к
существующему
социальному строю и господствующим ценностям насаждается системой воспитания и
идеологич.
воздействия; он является типичной чертой деятельности бюрократических орг-ций. В
отличие от К.,
Социалистич. коллективизм предполагает активное участие индивида в выработке
групповых норм,
сознат. усвоение коллективных ценностей и вытекающее отсюда соотнесение собств.
поведения с
интересами коллектива, общества.
От К. следует отличать конформность (конформные реакции), изучаемую социальной
психологией.
Усвоение определ. групповых норм, привычек и ценностей — необходимый аспект
социализации
личности и предпосылка нормального функционирования любой социальной системы. Но
социально-психологич. механизмы такого усвоения и степень автономии личности по
отношению к
группе бывают различными. Социологов и психологов издавна интересовали такие
вопросы, как
подражание, социальное внушение, «психич. заражение» и т. п. С 50-х гг. 20 в.
предметом
интенсивных экспериментальных психологич. исследований стали способы отбора и
усвоения
индивидом социальной информации и его отношение к групповому давлению.
Выяснилось, что они
зависят от целой совокупности факторов — личностных (степень внушаемости
индивида,
устойчивость его самооценок, уровень самоуважения, тревожность, интеллект,
потребность в
одобрении окружающих и т. д.; у детей конформные реакции выше, чем у взрослых, а
у женщин —
выше, чем у мужчин), групповых (положение индивида в группе, её значимость для
него, степень
сплочённости и ценностно-ори-ентационного единства группы), ситуационных
(содержание задачи и
заинтересованность в ней испытуемого, его компетентность, принимается ли решение
публично, в
узком кругу или наедине и т. п.) и общекультурных (насколько вообще в данном
обществе ценится
личная самостоятельность, независимость суждений и т. д.). Поэтому, хотя высокая
конформность
ассоциируется с определ. типом личности, её нельзя считать самостоят.
личностной чертой; её соотношение о другими соци-ально-психологич. явлениями,
такими, как
внушаемость, ригидность (жёсткость) установок, стереотипность мышления,
авторитарный синдром
и др., требует дальнейших исследований.
* Кон И. С., Социология личности, М., 1967, с. 83—100; его же, Открытие «Я», М.,
1978; Психологич. теория коллек-
тива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психология, М., 1980, с. 261 — 67; М
с G u i r e W. J., Personality and suscep-
tibility to social influence, в кн.: Handbook of personality theory and
research, ed. E. F. Borgatta and W. W. Lambert, CM.,
1968; Moscovici S., Social influence and social change, L.— N. Y., 1976.
КОНФУЦИАНСТВО, собственно «ж у ц з я» (букв.— школа учёных книжников), др.-кит.
филос.
школа, затем самое влиятельное из трёх главных филос.-ре-лиг. течений (сань
цзяо, буки.— три
религии: К., даосизм и буддизм); основано Конфуцием (кит. Кун-цзы, учитель Кун).
Предшественниками конфуцианцев можно считать выходцев из потомственных
чиновничьих семей,
к-рые в случае потери офиц. поста превращались в бродячих учителей,
зарабатывавших на жизнь
преподаванием древних книг: «Шицзин», «Шуцзин», «Лицзи», ставших затем частью
конфуцианского канона (см. Тринадцати-книжие), и утраченной впоследствии
«Юэцзин» («Книга о
музыке»). В период Чуньцю (722—481 до н. я.) особенно много их было в царствах Л
у (родина
Конфуция) и Цзоу (в будущем родина Мэн-цзы·, оба — на территории совр. пров.
Шаньдун); видимо,
поэтому именно там зародилось К.
Первым этапом становления К. была деятельность самого Конфуция, тоже
принадлежавшего к
сословию «учёных книжников». В его изложении К. было этико-политич. учением, в
к-ром центр.
место занимали вопросы нравств. природы человека, его этики и морали, жизни
семьи, управления
гос-вом. Натурфилос. основы лишь намечались. Проблемы космогонии, онтологии,
гносеологии,
логики, метафизики отсутствовали либо находились в зачаточном состоянии.
Исходной для Кон-
фуция можно считать концепцию «неба» и «небесного веления» (приказа, т. е.
судьбы). «Небо» —
это часть природы, но и высшая духовная сила, определяющая природу и человека
(«Жизнь и смерть
определяются судьбой, богатство и знатность зависят от неба»). Человек,
наделённый небом определ.
этич. качествами, должен поступать в согласии с ними, с моральным законом (дао)
и
совершенствовать их при помощи обучения. Цель совершенствования — достижение
уровня
«благородного мужа» (цзюнь-цзы), соблюдающего ли-этикет, доброго и справедливого
по
отношению к народу, почтительного к старшим и высшим. Центр. место в учении
Конфуция
занимает концепция жэнь (человечности) — закон идеальных отношений между людьми
в семье,
обществе и гос-ве, в соответствии с принципом «Чего не желаешь себе, того не
делай другим». На
базе этих этич. теорий Конфуций развивал свои поли-тич. концепции, выступая за
строгое, чёткое,
иерар-хич. разделение обязанностей между членами общества, образцом для к-рого
должна служить
семья (знаменитое изречение: «Правитель должен быть правителем, а подданный —
поданным, отец
— отцом, а сын — сыном»).
После смерти Конфуция К. распалось на восемь школ, важное значение из к-рых
имеют лишь две:
идеа-листич. школа Мэн-цзы и материалистическая Сюнъ-цзы. Роль Мэн-цзы по
отношению к
Конфуцию мн. исследователи сравнивают с ролью Платона по отношению к Сократу. С
его именем
связана защита К. от его противников — Мо-цзы, Ян Чжу и др., дальнейшее развитие
и
систематизация его идей. Важнейшим нововведением Мэн-цзы, ставшим основой всей
его
философии, был тезис о том, что природа человека изначально добра. Отсюда
вытекало врождённое
знание добра и способность творить его, возникновение зла в человеке в
результате неследования
своей природе, совершения ошибок или неспособности отгородить себя от вредного
внеш. влияния; необходимость полного раскрытия исконной природы человека, в т.
ч. путём
образования, позволяющего познать небо и служить ему. Небо интерпретируется Мэн-
цзы, как и
Конфуцием, двояко, но прежде всего как высшая направляющая сила, определяющая
посредством
воздействия на народ и правителя (сын неба) судьбы людей и гос-в. Человеколюбие
(жэнь),
справедливость (и), благонравие (ли) и знание (чжи), согласно Мэн-цзы, также
врождённы человеку,
причём жэнь и и нередко выступают совместно: жэнь как принцип, объединяющий
людей, а и — их
разграничивающий. Жэнь и и являются основой развитой Мэн-цзы концепции
«гуманного
управления» (жэнь чжэн) гос-вом, в к-рой гл. роль отводилась народу («Народ
является главным в
государстве, за ним следуют духи земли и зерна, а государь занимает последнее
место»). В учении
Мэн-цзы впервые наметилась постановка вопроса о соотношении идеального (синь —
сердце, душа,
разум или чжи — воля) и материального (ци) начал в природе человека, причём
первенствующую
роль он отводил воле (чжи).
Сюнь-цзы внёс в К. идеи других филос. школ, в частности даосизма (в области
онтологии) и легизма
(в теории управления гос-вом), вследствие чего нек-рые исследователи даже
отрицают его традиц.
принадлежность к К. Сюнь-цзы исходил из концепции ци — первомате-рии, или
материальной силы,
обладающей двумя формами: инь и ян; мир существует и развивается в согласии с
естественными
познаваемыми закономерностями; небо — активный естеств. элемент мира, оно не
управляет
человеком, а наоборот, может быть подчинено им и использовано в интересах людей.
От человека
как части природы зависят счастье и несчастье, богатство и нищета, здоровье и
болезнь, порядок и
смута. Человек же по природе зол (здесь Сюнь-цзы выступает с критикой Мэн-цзы),
он рождается
завистливым и злобным, с инстинктивным чувством наживы; необходимо
воздействовать на него с
помощью воспитания (ли-этикет) и закона (Конфуций отвергал закон), заставить
соблюдать ритуал,
выполнять долг, и тогда у него появятся добродетель и культура. Совершенство же
достигается через
долгое учение, длящееся всю жизнь.
В рамках концепции «чжэн мин» — «исправления имён» Сюнь-цзы придавал большое
значение
точности названий вещей и явлений и проблемам связи понятий (он выделял неск.
категорий их) с
обозначаемыми ими объектами, развивал логич. построения и критиковал Хуэй Ши и
Гунсунь Луна
(см. Минцзя).
Гл. звеньями управления страной Сюнь-цзы считал справедливые приказы и любовь к
народу,
почитание ритуала и уважение к учёным, почитание мудрых и привлечение к гос.
делам способных
людей, а мерилом правления справедливость и мир. Идеи Сюнь-цзы оказали значит.
влияние на
философов периода Хань (206 до н. э.—220 н. э.), но затем вплоть до 19 в.
доминировало учение
Мэн-цзы.
К. заняло господств. положение при императоре У-ди (140—87 до н. э.), когда Дун
Чжуншу
предложил ликвидировать другие учения и сделать единым объектом почитания К. Дун
Чжуншу
соединил К. с учением о космич. силах инь и ян и пяти первоэлементах (у-син).
Природу человека он
определял как врождённую, полученную от неба. В ней содержится как человечность
(жэнь), так и
алчность, отражающие действия в небе сил инь и ян. Чувства (источники зла) —
также часть
природы человека; посредством воспитания она становится доброй и завершённой.
Воспитывать
людей должен правитель, выполняя этим волю неба (здесь Дун Чжуншу фактически
противостоит
Мэн-цзы и сближается с Сюнь-цзы). Такая трактовка отношений между правителем и
подданными,
развитая далее в концепцию «трёх связей»: правитель— подданный, отец — сын,
КОНФУЦИАНСТВО 277
муж — жена, где первые компоненты соответствуют доминирующей силе ян и являются
образцом
для вторых, соответствующих подчинённой силе инь, позволила использовать её для
оправдания
авторитарной власти императора. Это способствовало принятию К. как офиц.
доктрины.
В последующие века К. находилось в сложных условиях соперничества, борьбы и
сосуществования с
буддизмом и даосизмом. В танский период (618—907) подготавливается почва для
возникновения
неоконфуцианства (Хань Юй), расцветшего уже в период династий Сун —Мин (960—
1644).
Последнее по глубине и уровню своих теоретич. построений, разнородности
разрабатываемых
проблем намного превзошло классическое К.
В период Цин (1644—1911) филос. позиции К. несколько ослабевают, в Китай
проникают европ. религ. и филос.
идеи, однако К. оставалось господствующей идеологией вплоть до образования КНР в
1949. В разное время К.
получало распространение в соседних с Китаем странах — Японии, Корее и Вьетнаме.
• Др.-кит. философия, т.
1—2, М., 1972—73; Ян Ю н - г о, История др.-кит. идеологии, М., 1957; Г о М о -
ж о, Философы Древнего Китая,
М., 1961; Быков Ф. С., Зарождение обществ.-политич. и филос. мысли в Китае, М.,
1966; В а с и л ь-е в Л. С.,
Культы, религии, традиции в Китае, М., 1970; К ю-заджян Л. С., Идеологич.
кампании в КНР (1949—1966), М.,
1970; К о н ? ад Н. И., Запад и Восток, М., 1972"; К ? ы-м о в А. Г., Обществ.
мысль и идеологии, борьба в Китае.
(1900—1917), М., 1972; Буров В. Г., Мировоззрение кит. мыслителя 17 н. Ван
Чуань-шаня, М., 1976; Феоктистов
В. Ф., Филос. и обществ.-полнтич. взгляды Сюнь-цзы. Исследования и пер., М.,
1976; Переломов Л. С., К. и ле-
гизм в полит, истории Китая, М., 1981; Forke ?., Geschichte der alten
chinesischen Philosophie, Hamb., 1927; его да
е, Geschichte der mittelalterlichen chinesischen Philosophie, Hamb., 1934; е г о
же, Geschichte der neueren chinesischen
Philosophie, Hamb., 1938; Fung ? u -1 a n, A short history of Chinese
philosophy, N. ?., 1958; Wing-tsit Chan, A
source book in Chinese philosophy, Princeton, 1963; Weber M., The religion of
China. Confucianism and Taoism, [N.
Y.— L.l, 1968. С. Кучера.
КОНФУЦИЙ, Кун Цю, Кун Чжунни [551, Цэоу в царстве Лу (совр. г. Цюйфу впров.
Шаньдун),—
479 до н. э., там же], в лит-ре чаще всего именуется К у н - ц з ы — учитель
Кун, др.-кит. философ,
основатель конфуцианства. Род. в обедневшей семье аристократов-чиновников и
военных. 22 лет
начал обучать, прославившись как самый знаменитый педагог Китая. В школе К.
преподавались
четыре дисциплины: мораль, язык, политика и лит-pa, излагаемые на основе книг
«Шицзин»,
«Шуцзин», «Лицзи», «Юэцзин» (см. Конфуцианство). В 50 лет К. начал свою политич.
деятельность,
став высоким сановником в Лу. Уйдя со службы вследствие интриг, в течение 13 лет
путешествовал
по другим кит. гос-вам, не найдя, однако, в них применения своим идеям. В 484
вернулся в Лу и,
помимо преподавания, занимался собиранием, редактированием и распространением
«Шуцзина»,
«Шицзина», «Ицзина», «Юэцзина» u «Лицзи», а также первой в истории Китая
погодичной хроники
«Чуньцю» («шесть классич. книг», по Чжуан-цэы; см. также Тринадцатикнижие). Гл.
источником
сведений об учении К. является «Лунь юй» («Беседы и суждения») — записи
высказываний и бесед
К., сделанные его учениками и их последователями. К. похоронен на кладбище,
специально
отведённом для него, его потомков, ближайших учеников и последователей; его дом
был превращён
в храм К., ставший местом паломничества.
Характерной чертой учения К. является антропоцентризм. Его почти не интересуют
проблемы
космогонии, он уделяет мало внимания духам и потустороннему миру («Не ведая ещё,
что такое
жизнь, как можно знать, что такое смерть?»; «Не умея служить людям, как можно
служить духам?»),
хотя и считает небо не только частью природы, но и высшей духовной определяющей
силой в мире, а
жертвоприношения предкам — важнейшим выражением почтения к ним. Однако в центре
его
278 КОНФУЦИЙ
внимания — проблемы человека, его умств. и нравств. облика. К. первым разработал
концепцию
идеального человека (цзюнь-цзы), благородного мужа — не но происхождению, а
благодаря
воспитанию в себе высоких нравств. качеств и культуры,— к-рый прежде всего
должен обладать
жэнь — гуманностью, человечностью, любовью к людям; проявления жэнь —

<<

стр. 29
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>