<<

стр. 3
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

истечении долгового срока). В космологии (космографии) А. создал первую геомет-
рич. модель
Вселенной (наглядно иллюстрированную небесным глобусом), от него берут начало
геоцентрич.
гипотеза (см. Геоцентризм) и «теория сфер» в астрономии, связанные с открытием
Южного
небесного полушария, А. создал первую географич. карту (возможно, по
вавилонскому образцу).
Учение А. о происхождении «первых людей» «из животных другого вида» (типа рыб),
при всех
существ, различиях, делает его антич. предшественником Дарвина.
В Фрагменты: DK I, 81—90; lonici. Testimonianze e frammenti, ed. A. Maddalena,
Firenze, 1970; С ? l l i G., La sapienza
greca, V. 2, Mil., 1977, p. 153—205.
* K a h n С h., Anaximander and the origins of Greek cosmology, N.?., 1960;
Classen С. J., Anaximandros, a кн.: RE. Suppl.
12, 1970, col., 30—69 (лит.); Л е б е д е в А. В., TO ???????:
не ?., а Платон и Аристотель, «ВДИ», 1978, № l, с. 39—54, № 2, с. 43—58; его же,
Геометрич. стиль и космология А., в
кн.: Культура и иск-во антич. мира, М., 1980, с. 100—24.
АНАКСИМЕН (??????????) из Милета (2-я пол. 6 в. до н. э.), др.-греч. философ,
третий и последний
представитель т. н. милетской школы. В единственном (не дошедшем до нас) соч.
развил строго
монистич. концепцию, согласно к-рой все вещи возникли из воздуха и представляют
собой его
модификации («порождения»), образующиеся путём его сгущения или разрежения.
Другие
изменчивые свойства вещей (напр., тепло и холод) являются производными от этого
осн. процесса. В
космогонич. учении А. в результате сгущения воздуха (наглядно сопоставляемого с
валянием
шерсти) первой возникла очень плоская («столообразная») Земля, к-рая висит в
воздухе как бы
«оседлав» его. Затем образуются моря, облака и др. вещи. Небесные светила
возникают из земных
испарений, к-рые, поднимаясь вверх и разрежаясь, приобретают огненную природу.
Неподвижные
звёзды вбиты в твёрдый небосвод подобно гвоздям, другие (планеты?), а также
Солнце и Луна
плавают в воздухе, подобно огненным листьям. «Беспредельный» воздух у А.—
источник дыхания и
жизни, весь мир окружён и сдерживается воздухом, подобно тому, как тело
сдерживается душой. А.
широко пользовался методом аналогий.
• Фрагменты: DK I, 90—96.
• Рожанский И. Д., Развитие естествознания в эпоху античности, М., 1979; G u t h
г 1 е W. К. С., A
history of Greek philosophy, v. l, Camb., 1971; K i r k G. S., R a v e n J. E.,
The presocratic philosophers,
Camb., 1957, p. 143—62.
АНАЛИЗ (от греч. ???????? — разложение, расчленение), процедура мысленного, а
часто также и
реального расчленения предмета (явления, процесса), свойства предмета
(предметов) или отношения
между предметами на части (признаки, свойства, отношения); процедурой, обратной
А., является
синтез, с к-рым А. часто сочетается в практич. или познават. деятельности.
Процедуры А. входят
органич. составной частью во всякое науч. исследование и обычно образуют его
первую стадию,
когда исследователь переходит от нерасчленённого описания изучаемого объекта к
выявлению его
строения, состава, а также его свойств, признаков. Как познават. процесс А.
изучается психологией, а
также теорией познания и методологией науки.
А. присутствует уже на чувств, ступени познания и, в частности, включается в
процессы ощущения и
восприятия; в своих более простых формах он присущ животным. Однако аналитико-
синтетич.
деятельность даже высших животных непосредственно включена в их внеш. действия.
У человека к
чувств.-наглядным формам А. присоединяется высшая форма А.— мыслительный, или
абстрактно-
логич., А., к-рый возник вместе с навыками материально-практич. расчленения
предметов в процессе
труда; постепенно человек овладел способностью предварять материально-практич.
А. мыс-
лительным.
Существует неск. видов А. как приёма науч. мышления. Мысленное (а часто, напр, в
эксперименте, и
реальное) расчленение целого на части, выявляющее строение (структуру) целого,
предполагает не
только фиксацию частей, из к-рых состоит целое, но и установление отношений
между частями. При
этом особое значение имеет случай, когда анализируемый предмет рассматривается
как
представитель нек-рого класса предметов: здесь А. служит установлению одинаковой
(с т. зр. нек-
рых отношений) структуры предметов класса, что позволяет переносить знание,
полученное при
изучении одних предметов, на другие. Др. видом А. является А. общих свойств
предметов и
отношений между предметами, когда свойство или отношение расчленяется на
составляющие
свойства или отношения. В результате А. общих свойств и отношений понятия о них
сводятся к
более общим и простым понятиям. Видом А. является также разделение классов
(множеств) пред-
метов на подклассы (такого рода А. наз. классификацией).
Описанному смыслу понятия А. родственно более спец. понятие формально-логич. А.—
уточнение
логич. формы (строения, структуры) рассуждения, осуществляемое средствами совр.
формальной
логики. Такое уточнение может касаться как рассуждений (логич. выводов,
доказательств,
умозаключений и т. п.) и их составных частей (понятий, терминов, предложений),
так и отд. областей
знания. Наиболее развитой формой логич. А. содержат, областей знания, содержат,
понятий и
способов рассуждения является построение формальных систем, интерпретируемых на
этих областях
или с помощью данных понятий,— т. н. формализованных языков.
• Мама ? д а ш в и л и М. К., Процессы А. и синтеза, «ВФ», 1958, № 2; Проблемы
мышления в совр. науке, М., 1964; Г о
?с к и й Д. П., Проблемы общей методологии наук и диалектич. логики, М., 1966.
АНАЛИТИКА (от греч. ??????????— аналитический, от ???????? — разложение,
расчленение),
исследование начал, элементарных принципов, в силу к-рых рассуждение принимает
доказательный
характер. В этом значении термин «А.» был введён Аристотелем как назв. раздела
логич. науки. В
«Топике» и «Второй Аналитике» логика (или в широком смысле слова диалектика)
выступает как
учение о словесном выражении, т. е. рассуждении вообще, тогда как А.
ограничивается строгими
силлогистич., т. е. доказательными, рассуждениями. У Канта смысл термина
изменяется: А. есть
часть его трансцендентальной философии, излагающая начала рассудочного знания,
при этом А.
толкуется как расчленение самой способности рассудка, т. е. как гносеология,
анализ рассудочного
познания.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч., т. 2, М., 1978; А х м а н о в А.
С., Логич. учение Аристотеля, [М., 1960], с.
82—84; Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,
1964. с. 159—65; его же, Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей
появиться как наука, Соч., т. 4, ч. 1,М.,
1965. с. 89—91; Асмус В. Ф., Антич. философия, ?., 19762, гл. 5, § 8.
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ, направление бурж. философии 20 в., к-рое сводит
философию к анализу употребления языковых средств и выражений, толкуемому как
подлинный
источник постановки филос. проблем. Этот анализ рассматривается в А. ф. в
качестве единственно
правомерного метода филос. исследования и направлен на то, чтобы выявить
действит. ситуации
употребления языковых средств, порождающие филос. проблемы. Его цель состоит в
том, чтобы
показать, что не существует реальных филос. проблем, а соответств. проблема,
выступающая как
философская, является либо псевдопроблемой, либо носит логико-лингвистич.
характер, либо
предполагает конкретное содержат, исследование. Отрицая, т.о., правомерность
философии как
самостоят, вида познават. деятельности и рассматривая свою задачу как своего
рода разоблачение и
преодоление самостоятельности философии, А. ф. выражает тенденцию неопозитивизма
в совр.
философии. А. ф. получила распространение гл. обр. в США и Великобритании; отд.
представители и
группы А. ф. имеются в скандинавских странах и Австралии.
Внутри А. ф. можно выделить два направления: логического анализа философию, к-
рая в качестве
средства анализа применяет аппарат совр. математич. логики, и лингвистическую
философию,
отвергающую логич. формализацию как осн. метод анализа и занимающуюся
исследованием типов
употребления выражений в естеств., обыденном языке, в т. ч. когда он применяется
при
формулировке филос. понятий. Единые в своих претензиях на совершение
позитивистской
«революции в философии», оба эти течения выражают, однако, различные
умонастроения: в то время
как философия ло-
АНАЛИТИЧЕСКАЯ 23
гич. анализа считает себя философией науки и представляет линию сциентизма в
совр. бурж.
философии, сторонники философии лингвистич. анализа выступают против к.-л.
культа науч. знания
и отстаивают «естественное» отношение к миру, выраженное в обыденном языке.
Понятие анализа, принятое в А. ф., появилось в бурж. философии 20 в. у Рассела и
Мура как определ.
метод разработки филос. проблематики в противоположность спекулятивному
системосозиданию,
характерному, в частности, для абс. идеализма Ф. Брэдли и Б. Бозанкета. Большую
роль в
формировании исходных установок А. ф. сыграл «Логико-филос. трактат»
Витгенштейна,
оказавший значит, влияние на формирование логического позитивизма. Хотя
последний и можно
рассматривать как форму А. ф., сами его представители не считали анализ
самоцелью, а
использовали его как средство реализации программы общенауч. синтеза в т. н.
унифициров, науке.
Само понятие «А. ф.» получает распространение только после 2-й мировой войны,
охватывая
различные течения бурж. философии, предметом анализа к-рых были языковые
средства науки,
обыденного языка и самой философии. Распространение термина «А. ф.»,
вытесняющего термин
«неопозитивизм», связано в основном с неудачами реализации программы
неопозитивизма, с
невозможностью упразднить классич. филос. проблематику, осуществить
всеохватывающий анализ
«языка науки» на основе непозитивистских принципов, полностью «де-
идеологизировать»
философию. Для А. ф. характерна тенденция, сохранив идею анализа как
«антиметафизики»,
максимально освободиться от к.-л. содержат, предпосылок филос. характера, в т.
ч. от гносеологич.
постулатов раннего неопозитивизма (напр., принципа верификации), рассматривать
анализ как
чистую технику и не ограничивать его к.-л. формами, связанными с определ.
концепциями знания.
Тем самым совр. А. ф. приходит либо к полной ликвидации себя как философии,
подмене филос.
исследования логико-лингвис-тич., логико-семантич. анализом, либо к возвращению
в
завуалированной форме к проблемам филос. характера. При этом для совр. А. ф.
характерно
стремление сочетать анализ с идеалистич. филос. концепциями, которые традиционно
считались
антитезой неопозитивизма.
• Бегиашвили А. Ф., Метод анализа в совр. бурж. философии, Тб., 1960; Геллнер
Э., Слова и вещи, пер. [с англ.], М.,
1962; X и л л Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, ч. 5; К о з
л о в а М. С., Философия и язык, М., 1972;
Бурж. философия 20 в., М., 1974; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. 2; P a p
A., Elements of analytic philosophy, ?. ?.,
1949; The revolution in philosophy, with an introd. by G. Ryle, L., 1956; Urmson
J. O., Philosophical analysis, Oxf., 1956;
Classics of analytic philosophy, ed. by R. Ammerman, N. Y., 1965.
АНАЛИТИЧЕСКИЕ И СИНТЕТИЧЕСКИЕ СУЖДЕНИЯ, разделение суждений (утверждений,
предложений) в зависимости от способа установления их истинности; аналитическими
наз. такие
суждения, истинность к-рых устанавливается путём чисто логич. анализа (терминов,
элементарных
высказываний), синтетическими наз. такие, истинность к-рых обосновывается
посредством
обращения к внеш. информации, к знаниям о внелогич. действительности.
Разделение на А. и с. с. намечается уже у Лейбница, различавшего «истины разума»
и «истины
факта», а также у Юма, разграничившего «отношение идей» и «положение дел». Явную
формулировку этого разделения и сами термины «А. и с. с.» дал Кант по отношению
к суждениям с
субъектно-предикатной структурой (см. Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 80).
Синтетич. суждения, по
Канту, могут быть как апостериорными, так и априорными (см. Апостериори и
априори).
Противопоставив свою позицию Канту, логич. позитивисты отож-
24 АНАЛИТИЧЕСКИЕ
дествили класс синтетич. истин с классом эмпирич. «предложений наблюдения», а
аналитические
истолковали на основе конвенционально устанавливаемых правил языка (не
содержащих знания о
мире).
В совр. логике и методологии науки, использующих идеи логич. семантики,
аналитичность
понимается как возможность обоснования утверждений при помощи лишь исходных
семантич.
правил данного языка, а синтетичность предполагает обращение к внеязыко-вым
факторам. При этом
аналитичность связана с исходными предпосылками рассмотрения мира,
постулируемого семантикой
данного языка, а синтетичность — с возможностью выражения в рамках семантики
данного языка
нового знания, порождённого освоением внеш. информации о мире. Т. о., различение
аналитичности
и синтетичности фиксирует реальную методологич. проблему — выделение исходных
оснований
построения языков науки и той эмпирич. информации, к-рая в них используется.
* Витгенштейн Л., Логико-филос. трактат, пер. с нем., М., 1958; К а р н a n Р.,
Филос. основания физики, пер. с англ.,
[М., 1971]; Ш в ы ? ё в В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч. познании,
М., 1978, гл. 1, § 3, гл. 2, § 5.
АНАЛОГИЯ (греч. ???????? — соответствие, сходство), 1) сходство предметов
(явлений, процессов
и т. д.) в к.-л. свойствах. При умозаключении по А. знание, полученное из
рассмотрения к.-л. объекта
(«модели»), переносится на другой, менее изученный (менее доступный для
исследования, менее
наглядный и т. п.) в к.-л. смысле объект. По отношению к конкретным объектам
заключения,
получаемые по А., носят, как правило, лишь правдоподобный характер; они являются
одним из
источников науч. гипотез, индуктивных рассуждений (см. Индукция) и играют важную
роль в науч.
открытиях. Если же выводы по А. относятся к абстрактным объектам, то они при
определ. условиях
(в частности, при установлении между ними отношений изоморфизма или
гомоморфизма; см.
Изоморфизм и гомоморфизм) могут давать и достоверные заключения. См. также
Моделирование.
2) Аналогия сущего, аналогия бытия (лат. analogia entis), один из принципов
католич. схоластики,
получил особое развитие в неосхоластике (Пшивара и др.); обосновывает
возможность познания —
путём А.— бытия бога из бытия сотворённого им мира, несмотря на принципиальное
различие их
природ.
АНАМНЕСИС (греч. ????????? — припоминание), термин платоновской философии,
обозначающий состояние человеч. души, припоминающей в здешнем мире виденное ею в
мире
потустороннем. Объекты припоминания — сверхчувств, идеи — образцы того, что в
чувств, мире
выступает только в виде подобий. Учение об А. опирается на орфико-пифагорейское
представление о
бессмертии души (псюхе) и объясняет возможность правильного представления
(???&??? ?????), к-
рое есть неосознанное знание. Концепция познания и обучения как припоминания
развита Платоном
в «Меноне» (81b—86b) и «Федоне» (72е—76е), привлекается в «Федре» (250 b-d).
• H u b е г С. Е., Anamnesis bei Plato, Munch., 1964; E b e r t T h., Plato's
theory of Recollection Reconsidered, «Man and
World», 1973, p. 163—81.
АНАРХИЗМ (от греч. ??????? — безначалие, безвластие), мелкобурж. общественно-
политич.
течение, провозглашающее своей целью освобождение личности от всех
разновидностей политич.,
экономич. и духовной власти. Основой анархистского мировоззрения является бурж.
индивидуализм,
субъективизм и волюнтаризм. «Анархизм,— писал В. И. Ленин,— вывороченный
наизнанку
буржуазный индивидуализм. Индивидуализм, как основа всего мировоззрения
анархизма» (ПСС, т.
5, с. 377). Характерным для А. является: враждебное отношение ко всем
разновидностям гос. власти
(в т. ч. пролетарской), защита мелкой частной собственности, мелкого
землепользования, непо-
нимание роли крупного произ-ва, отказ от всех легаль-
ных форм политич. борьбы и проповедь тактики «прямого действия», «пропаганды
фактом»,
требование немедленной социальной революции и установления без-гос. коммунистич.
строя,
отрицание всемирно-историч. роли пролетариата и его политич. власти, его гос-ва
в построении
социализма. Будущий строй А. представляет в виде федерации производств,
ассоциаций, коммун, к-
рая якобы только одна может гарантировать политич. и экономич. свободу личности.
А. никогда не существовал как единая идеология. Идея А. высказана Платоном в
«Республике». Отд.
фрагменты А. содержатся в философии Зенона и стоиков, в христ. движении 9 в.
(Армения), в
идеологии гуситских движений 15 в., в утопиях Ф. Рабле и Ф.Фе-нелона, в трудах
философов-
просветителей Руссо и Дидро, в идеологии «бешеных» эпохи Великой франц.
революции. Впервые
сделал попытку изложить политич. и экономич. формы А. в кон. 18 в. англ,
писатель У. Годвин.
Как общественно-политич. течение А. сложился в 40—70-х гг. 19 в. в Зап. Европе.
Теоретич.
обоснование А. связано с именами М. Штирнера, П. Ж. Прудо-на, М. А. Бакунина,
утопич.
мелкобурж. теории к-рых были подвергнуты резкой критике К. Марксом и Ф.
Энгельсом. В 19 в. А.
распространился во Франции, Швейцарии, Италии, Испании и США. Большую роль в
пропаганде
идей А. сыграл П. А. Кропоткин, к-рый для обоснования доктрины А. использовал
позитивистскую
философию и данные естествознания. После короткого подъёма в 1872—79 А. входит в
полосу
кризиса, к-рый выразился в переходе многих его сторонников на позиции террора
или бурж.
республиканизма. В эпоху империализма недовольство рабочих оппорту-нистич.
тактикой вождей 2-
го Интернационала вызвало оживление деятельности анархия, групп. В годы 1-й
мировой войны
анархич. лидеры окончательно себя дискредитировали, заняв шовинистич. позиции
(Кропоткин, Г.
Эрве, Ж. Грав и др.).
В России в 19 в. А. пользовался определ. влиянием среди части народников. Однако
«хождение в
народ» обнаружило неподготовленность крестьянства к рево-люц. выступлениям.
Ленин писал, что в
70-х гг. А. смог «...развиться необыкновенно пышно и обнаружить до конца свою
неверность, свою
непригодность, как руководящей теории для революционного класса» (ПСС, т. 41, с.
15). Нек-рое
оживление А. наблюдалось в годы рус. Революции 1905—07. Большое значение в
идейном разгроме
А. имели работы Ленина, вскрывшего порочность анархистских теоретич. положений и
практики.
???. революция 1917 показала всю несостоятельность А., к-рый выродился в
антисоциалистич.,
контрреволюц. течение, нередко — в прямой бандитизм («махновщина»).
Совр. А. не прибавил ничего нового к «традиционному» А. Он лишь ревизовал осн.
положения его
творцов: Прудона, Бакунина, Кропоткина, сосредоточив осн. внимание на проблемах
личной
свободы и насилия как единственной форме перехода к либертарному (свободному,
вольному)
обществу. Идеологию совр. А. характеризует враждебное отношение как к бурж., так
и к
социалистич. формам гос-ва, частично воспринимаемое нек-рыми левоэкстремистскими
группами.
Но попытки преодолеть перманентное противоречие между теорией и приложением её к
формам
человеческого общежития, а также выработать организац. основы либер-тарного
движения не
увенчались успехом. А. сохраняется в ряде стран Зап. Европы и Америки
(федерации, группы и иные
формы организации анархистов существуют в США, Франции, Италии, Великобритании и
нек-рых
др. странах), но влияние его все более утрачивается.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; Маркс К., Нищета философии,
там же, т. 4; е г о ж е, Конспект книги
Бакунина «Государственность и анархия», там же, т. 18; Энгельс Ф., Бакунлсты за
работой, там же; Ленин В.И., А. и
социализм, ПСС, т. 5; его же, Социализм и А., там же, т. 12; е г о ж е, Гос-во и
революция, там же, т. 33; ? л е х а н о в Г.
В., Наши разногласия, в его кн.: Избр. филос. произв., т. 1, М., 1956; его ж е,
А. исоциализм, Соч., т. 4, М.— Л., 1923; К о
м и н В. В., А. в России, Калинин, 1969; К а н е в С. Н., Окт. революция и крах
А., М., 1974; Корноухов ?. ?., Борьба
партии большевиков против А. в России, М., 1981; С о-m i n С о l o m е г Е.,
Historia del anarquismo espanol, v. 1—2,
Barcelona, [1956]; M a i t r o n J., Le mouvement anarchiste en France, t. 1—2,
P., 1975; The anarchist reader, ed. by G. Wood-
cock, N. ?., 1977; A r v o n H., L'anarchisme au XX siede, P 1979; Reinventing
anarchy: what are anarchists thinking these
days?, L., 1979. Е. В. Старостин.
АНИМИЗМ (от лат. anima, animus — дух, душа), термин, обозначающий религ.
представления о
духах и душе. Введён в этнографич. науку англ, учёным Э. Б. Тайлором, к-рый
считал веру в
отделимых от тела духов древнейшей основой («минимумом») возникновения религии,
созданной
«дикарём-философом» в результате размышлений над причинами сновидений, смерти и
т. п. В
соответствии с характерным для архаич. верований антропоморфизмом (наделение
явлений окру-
жающего мира свойствами человека), духи персонифицировали природные явления
(гром, ветер и т.
п.) и объекты (деревья, источники и т. п.), наделялись собств. волей,
способностью вредить людям
(духи болезней). Духи, однако, не противопоставлялись этим объектам как их
духовные сущности —
дух мог отождествляться с фетишем, погибать вместе со своим вместилищем и т. п.
Душа человека
воплощалась в важнейших процессах жизнедеятельности организма (дыхание), его
органах (сердце,
голова) — ср. представления о «телесной» душе, погибающей со смертью человека и
отличной от
духа умершего, множественности душ и т. п. Для первобытного сознания
существенным было
противопоставление видимого («своего», освоенного) и невидимого миров
(потустороннего мира
духов), живого и мёртвого, но не телесного и бестелесного, одушевлённого и
неодушевлённого (ср.
обычай «убивать» вещи на похоронах, чтобы их души отправились вслед за
владельцем). Анимистич.
представления — элемент всякой религии. См. также Дух, Душа. АНОМИЯ (франц.
anomie —
отсутствие закона, организации, от греч. ? — отрицат. частица и ????? — закон),
понятие бурж.
социологии. Выражает отношение индивидов к нормам и моральным ценностям
социальной
системы, в к-рой они действуют, и означает: 1) состояние общества, при к-ром для
его членов
утрачена значимость социальных норм и предписаний и потому относительно высока
частота
отклоняющегося и саморазрушит, поведения вплоть до самоубийства; 2) отсутствие
эталонов,
стандартов сравнения с др. людьми, позволяющих оценить своё социальное положение
и выбрать
образцы поведения, что оставляет индивида в неопредел., «деклассированном»
состоянии, без чувст-
ва солидарности с конкретной группой; 3) несоответствие, разрыв между
универсальными целями и
ожиданиями, одобряемыми в данном обществе, и социально приемлемыми,
«санкционированными»
средствами их достижения, что в силу практич. недоступности для всех этих целей
толкает многих
людей на незаконные пути их достижения.
Термин «А.» ввёл Дюркгейм, к-рый рассматривал её как постоянное и нормальное
состояние
«промышленного», т. е. капиталистич., общества. Поскольку это общество поощряет
одинаковые для
всех цели и ценности индивидуального успеха, то большинство людей, лишённых
богатства, власти,
высокого престижа, неизбежно оказываются в конфликте с социальными нормами или
расценивают
свою жизнь как неудавшуюся. Но А., порождая система.тич. отклонения от
социальных норм,
подготовляет и ускоряет перемены в обществе.
Совр. бурж. социология значительно психологизи-ровала понятие А. Она, в первую
очередь,
рассматривается как следствие личных свойств и лишь затем — социальных условий.
В социологии
преступности, откло-
АНОМИЯ 25
няющегося поведения и массовых движении эмпирически изучаются такие
противоречивые
элементы сознания аномич. личности, как чувство беспомощности, изоляции,
пустоты,
безответственность и отсутствие моральной цели, с одной стороны, а с другой —
авторитаризм,
этноцснтризм и политич. экстремизм. Появление множества противоречивых
определений А. делает
это понятие весьма расплывчатым.
• Дюркгейм Э., Самоубийство, пер. с франц., СПБ, 1912; Социология преступности,
пер. с англ., М., 1966; Merton R.К.,
Social theory and social structure, Glencoe (111.), 1957; Ano-mie and deviant
behavior: a discussion and critique, ed. by M.
Clinard, N. Y., 1964; М с С l o s k у H., S с h a a r J., Psycfiolo-
gical dimensions of anomy, «Amer. Sociol. Rev.», 1965, v. 30, № 1; F r o m m
E., Escape from freedom, N. ?., 1971.
АНСEЛЬМ (Anselm) Кентерберийский (1033, Аоста, Италия,— 21.4.1109, Кентербери,
Англия), тео-
лог, представитель схоластики. С 1093 архиепископ Кентерберийский. Понимал веру
как
предпосылку рационального знания: «Не ищу уразуметь, дабы уверовать, но верую,
дабы
уразуметь». В противоположность умозаключениям к бытию бога от бытия вещей
развил т. н.
онтологич. доказательство бога, выводящее его бытие из самого понятия бога как
всесовершен-ной
сущности, необходимо включающей бытийствен-ность. Проявившиеся в этом
рассуждении
понимание бытия как некоего «совершенства» и устремление к непосредственному
интеллектуальному созерцанию бога характерны для традиции августинианства. В
полемике об
универсалиях А. стоял на позициях схоластич. реализма. Крайний теологич.
рационализм А. проявил-
ся в его трактате «Почему бог вочеловечился?», где он пытался чисто логически
доказать
необходимость воп-лощения бога в человеке.
• Opera omnia, v. 1—5, Edin.— Roma, 1946—51; Monologion, lateinisch-deutsche
Ausg. v. F. Schmitt, Stuttg.— Bad, 1964.
• История философии, т. 1, M., 1940, с. 425—30; B a r t h K., Fides quaerens
intellectum. Anselms Beweis der Existenz
Gottes..., Munch., 1931; Jaspers K., Die grossen Philosophen, Bd l, Munch.,
1957.
АНТАГОНИЗМ (от греч. ??????????? — спор, борьба), одна из форм противоречий,
характеризующаяся острой непримиримой борьбой враждующих сил, тенденций. Термин
«А.» в
значении борьбы противоположных сил употреблялся в религ. системах (борьба добра
и зла), в
филос. учениях Канта, Шопенгауэра и др. В таком же значении он применяется в
биологии, матема-
тике (теория игр). Марксизм-ленинизм, анализируя А. между классами в
рабовладельч., феод.,
капиталистич. формациях, в переходный период от капитализма к социализму,
показал, что А.
разрешаются путём классовой борьбы, формы и содержание к-рой определяются
конкретно-историч.
условиями их развития. К. Маркс отмечал, что бурж. производств, отношения
являются «...
последней антагонистической формой общественного процесса производства...»
(Маркс К. и Энгельс
Ф., Соч., т. 13, с. 7). В.И.Ленин подчёркивал, что «антагонизм и противоречие
совсем не одно и то
же. Первое исчезнет, второе останется при социализме» (Ленинский сб. XI, 1929,
с. 357). См. также
Противоречие.
«АНТИ-ДЮРИНГ», название, под к-рым вошло в историю классич. произв. Ф. Энгельса
«Переворот в науке, произведённый господином Евгением Дюрингом». Эта полемич.
работа,
направленная против нем. мелкобурж. идеолога Дюринга, содержит всестороннее
изложение трёх
составных частей марксизма — диалектич. и историч. материализма, политич.
экономии, теории
науч. коммунизма. «Здесь разобраны величайшие вопросы из области философии,
естествознания и
общественных наук... Это удивительно содержательная и поучительная книга» (Л е н
и н В. И., ПСС,
т. 2, с. И, прим.).
Создание «А.-Д.» было обусловлено не только теоре-тич., но и прямой политич.
необходимостью. В
1875
26 АНСЕЛЬМ
Дюринг, взгляды к-рого в философии представляли собой эклектич. смесь
вульгарного
материализма, позитивизма и идеализма, выступил с собств. разновидностью
мелкобурж.
социализма. Нападки Дюринга на марксизм нашли отклик среди части членов только
что
объединившейся с.-д. партии Германии. При таких обстоятельствах В. Либкнехт
обратился к
Энгельсу с настойчивой просьбой выступить против этого нового течения. Энгельс
счёл своим парт,
долгом дать бой новоявленному учению и тем самым уберечь партию от наметившейся
ревизии
марксизма. Разнообразие вопросов, о к-рых рассуждал в своих сочинениях Дюринг,
дало Энгельсу
возможность, наряду с обстоят, критикой взглядов Дюринга, развить в положит,
форме марксистские
взгляды в самых различных областях. Так возникло произведение страстно-полемич.
по форме и
энциклопедически-универсальное по содержанию. Энгельс начал работать над ним в
сер. 1876. В
рукописи он прочитал его К. Марксу, а главу, касающуюся истории политич.
экономии, написал
Маркс. С янв. 1877 по июль 1878 «А.-Д.» был опубликован в виде большой серии
статей в центр,
органе с.-д. партии газ. «Vorwarts». После введения в 1878 исключит, закона
против социалистов
книга в Германии была запрещена.
Соответственно трём составным частям марксизма «А.-Д.» состоит из трёх осн.
отделов:
«Философия», «Политич. экономия», «Социализм». Осн. содержанием книги является
борьба за
последоват. диалектич. материализм. «Либо последовательный до конца материализм,
либо ложь и
путаница философского идеализма,— вот та постановка вопроса, которая дана в к а
ж д о м
параграфе "Анти-Дюринга"...» (Ленин В. И., там же, т. 18, с. 359).
Во введении Энгельс даёт очерк развития философии и обосновывает историч.
неизбежность
возникновения науч. коммунизма, марксизма. Он доказывает закономерность смены
осн. периодов в
истории философии: наивная диалектика древности — метафизика 17—18 вв.—
идеалистич.
диалектика классич. нем. философии — материалистич. диалектика марксизма.
Энгельс показывает,
что распространение материализма на понимание истории общества создало науч.
основу для
изучения капиталистич. способа произ-ва, для выработки таким путём учения о
прибавочной
стоимости, что благодаря двум великим открытиям Маркса — материалистич.
пониманию истории и
теории прибавочной стоимости — социализм превратился из утопии в науку. Вместе с
тем здесь
показано, как развитие естествознания и развитие классовой борьбы обусловливают
развитие
философии (гл. 1).
В 1-м отделе Энгельс излагает осн. проблемы материализма и диалектики, а также
материалистич.
понимания истории. С самого начала он формулирует по-следовательно-
материалистич. и диалектич.
решение осн. вопроса философии. Сознание — продукт чело-веч, мозга, а сам
человек — продукт
природы. Поэтому законы мышления и законы природы согласуются между собой.
Мышление есть
отражение бытия. Даже аксиомы и понятия математики абстрагированы из дейст-вит.
мира (гл. 3).
Возможности познания безграничны, но и сам процесс познания бесконечен; абс.
истина осу-
ществляется в бесконечном ряде относит, истин (гл. 3 и 9). Единство мира состоит
в его
материальности (гл. 4). Мир бесконечен в пространстве и во времени. Пространство
и время суть осн.
формы бытия (гл. 5). Материя без движения так же немыслима, как и движение без
материи.
Движение есть способ существования материи. Движение поэтому так же несотво-римо
и
неразрушимо, как и сама материя (гл. 6). Различные формы движения (механическое,
физическое,
химическое, биологическое) являются предметом изучения различных наук (гл. 6—7).
Все науки
можно разделить на три группы: науки о неживой природе; науки, изучающие живые
организмы;
историч. науки; особо выделяются наука, исследующие законы человеческого
мышления — формальная логика и диалектика (гл. 9). Энгельс определяет
соотношение этих двух
наук, проводит глубокую аналогию между соотношением формальной логики и
диалектики и
соотношением элементарной и высшей математики. Но диалектика — это не только
наука о
мышлении. Диалектика есть наука о всеобщих законах движения и развития природы,
человеческого
общества и мышления (гл. 13). Осн. законы диалектики: противоречие как сущность
движения,
переход количества в качество, отрицание отрицания (гл. 12—13). С точки зрения
материалистич.
диалектики Энгельс исследует различные проблемы естеств. и обществ, наук:
значение космогонич.
гипотезы Канта (гл. 1 и 6) и эволюц. теории Дарвина (гл. 7), роль органич.
клетки и сущность жизни
(гл. 8), классовый характер морали (гл. 9), социальное равенство (гл. 10),
соотношение свободы и
необходимости (гл. 11).
Во 2-м отделе Энгельс, опираясь на экономич. учение Маркса, определяет предмет
политич.
экономии (гл. 1), разоблачает идеалистич. теорию насилия как якобы определяющего
фактора
обществ, развития, показывает решающую роль экономики в развитии армии и
политич. власти,
рассматривает два пути возникновения классов, экономич. предпосылки социалистич.
революции и
революц. роль насилия при смене старого общества новым (гл. 2—4). Энгельс
излагает марксистское
понимание стоимости, простого и сложного труда, капитала и прибавочной
стоимости, земельной
ренты (гл. 5—9). В написанной Марксом 10-й главе рассматриваются нек-рые
проблемы истории
политэкономии.
В 3-м отделе Энгельс даёт очерк истории и теории науч. социализма, показывает,
что науч.
социализм является теоретич. выражением пролет. движения и характеризует
будущее,
коммунистич. общество. Науч. социализм, опираясь на материалистич. понимание
истории,
вскрывает осн. противоречие капитализма — противоречие между производит. силами
и
производств. отношениями, между обществ. характером произ-ва и частным
характером присвоения.
Это противоречие проявляется как противоположность между организацией произ-ва
на каждом
предприятии и анархией произ-ва во всём обществе, как антагонизм между
пролетариатом и
буржуазией. Оно находит своё разрешение в пролет. революции. Пролетариат берёт
власть в свои
руки и превращает средства произ-ва в обществ. собственность. Анархия в произ-ве
заменяется
планомерной организацией произ-ва в масштабе всего общества. Начинается
беспрерывное,
постоянно ускоряющееся, безграничное развитие производит. сил. На этой основе
исчезает
калечащее человека разделение труда. Все члены общества принимают участие в
производит. труде.
Труд превращается из тяжёлого бремени в первую жизненную потребность. Исчезает
противопо-
ложность между умств. и физич. трудом, между городом и деревней. Уничтожаются
классовые
различия и отмирает гос-во. Изменяется форма семьи. Воспитание соединяется с
трудом. Исчезает
религия. Люди становятся действительно и сознательно господами общества, а
вследствие этого и
господами природы. Человечество совершает скачок из царства необходимости в
царство свободы.
«А.-Д.» явился итогом развития марксизма за три десятилетия. Идеи этой книги
получили
дальнейшее развитие в работах Энгельса «Диалектика природы», «Происхождение
семьи, частной
собственности и гос-ва», «Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии» и в
работах В. И.
Ленина. «А.-Д.» стал «...настольной книгой всякого сознательного рабочего»
(Ленин В. И., ПСС, т.
23, с. 43). Уже при жизни Энгельса книга выдержала 3 отд. издания (Лейпциг,
1878; Цюрих, 1886;
Штутгарт, 1894).
В 1880 по просьбе П. Лафарга Энгельс переработал 3 главы «А.-Д.» в популярную
брошюру
«Развитие социализма от утопии к науке», к-рая стала одним из самых
распространённых произв.
марксизма. По словам
Маркса, она представляет собой «...введение в научный социализм» (M a p к с К. и
Энгельс Ф., Соч.,
т. 19, с. 245). В 1892 Энгельс написал введение к англ. изданию брошюры, нем.
текст введения он
опубликовал под назв. «Об историч. материализме».
• Mapкс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20; т. 19, с. 185—230, 241—45, 321—23; т. 22,
с. 213, 294—320; т. 36, с. 118-19; Л е н и н
В. И., Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?, ПСС,
т. 1; его же, Материализм и эм-
пириокритицизм, там же, т. 18; его же, Гос-во и революция, там же, т. 33, гл. 1,
§ 4; Справочный том к ПСС В. И.
Ленина, ч. 2, с. 349; Ильичев Л. Ф., О произведении Ф. Энгельса «А.-Д.», [M.],
1953; H a p с к и й И. С., Развитие
марксистской философии в «А.-Д.» Ф. Энгельса, М., 1958; Энгельс-теоретик, М.,
1970; Багатурия Г. А., Контуры
грядущего, М., 1972, гл. 5; Фридрих Энгельс. Биография, ?., 19772; «А.-Д.» Ф.
Энгельса и современность, М., 1978; В о
л о д и н А. И., «А.-Д.» Ф. Энгельса и обществ, мысль России 19 в., М., 1978;
Марксистская философия в 19 веке, кн. 2,
М., 1979, гл. 12; 100 Jahre «Anti-Duhring», В., 1978. Г. А. Багатурия.
АНТИКОММУНИЗМ, главное идейно-политич. оружие империализма, осн. содержанием к-
рого
являются клевета на социалистич. строй, фальсификация политики и целей
коммунистич. партий,
учения марксизма-ленинизма. В основе А.— клеветнич. утверждения об утопизме
коммунистич.
идеологии, «тоталитарном» характере социалистич. гос-в, о «дегуманизации»
обществ. отношений,
«стандартизации» мышления и духовных ценностей в условиях социализма, измышления
об
агрессивной сущности мирового коммунизма. Осн. место в А. занимает антисоветизм,
стремление
извратить и принизить достижения СССР в экономике и политике, в области
культуры. Пропаганда
А., использующая все средства массовой коммуникации (печать, радио, телевидение
и др.) и
поставленная на уровень гос. политики, преследует цели посеять недоверие к
лозунгам и идеалам
коммунистов, дискредитировать практику социализма и, ослабив тем самым революц.
активность
трудящихся и расколов их силы, обеспечить сохранение капиталистич. обществ.
отношений.
Типичным проявлением А. служит стремление представить социальные перемены,
охватившие мир,
как результат подрывной деятельности социалистич. стран и прежде всего — СССР.
Оперируя такого
рода представлениями, идеологи и политики империализма пытаются
скомпрометировать своих
классовых противников, выдать их за «иностр. агентуру», чуждую действительным
интересам той
или иной страны. Паразитируя на росте нац. самосознания, А. пытается направить
его в русло
националистических, шовинистических настроений, подорвать интернациональную
солидарность
трудящихся.
А.— не только идеология. Он выступает и как реальная гос. деятельность,
направленная на
подавление коммунистич., рабочего и нац.-освободит, движения. Там, где ведётся
наступление
против демократич. сил, оно сопровождается оголтелым А. Его крайнее проявление —
стремление
агрессивных империалистич. кругов к войне против стран социализма.
В отличие от воинствующего А., к-рый характеризуется откровенным и вульгарным
негативизмом,
связью с профаш. элементами, с силами крайней реакции и войны, нек-рые
представители бурж.
идеологии призывают к созданию т. н. позитивного А. Признавая науч. заслуги
основоположников
марксизма-ленинизма в развитии обществ. теории и положит. значение отд. сторон
марксизма и
социалистич. общества, «позитивный» А. пытается доказать устарелость,
непригодность марксизма-
ленинизма для решения проблем развитого «индустриального» общества,
ориентируется на
постепенное внутр. перерождение, «эрозию» коммунизма. Эти ложные идеи
пропагандируют и
деятели правой с.-д-тии, А. к-рых является одной из важнейших причин её идейно-
политич. кризиса
и свидетельствует о капитуляции перед гос.-монополистич. капитализмом.
АНТИКОММУНИЗМ 27
Видная роль в А. отводится т. н. советологии, представители к-рой включают
философов,
экономистов, социологов, теологов и др. Нек-рые «советологи» провозглашают
требование
углублённого изучения теории и практики коммунизма, с тем чтобы придать критике
коммунизма
более «правдоподобный», утончённый характер.
А., антисоветизм — это крайний правый фланг идеологии и политики совр.
буржуазии; это —
проявление реакции, основанное на преднамеренном извращении теории и практики
науч.
коммунизма. Другую политич. направленность имеют взгляды и представления тех
идеологов, к-рые,
критикуя те или иные аспекты со-циалистич. образа жизни или не соглашаясь с
принципами
коммунизма, в то же время стремятся понять эти принципы, не используют клевету,
фальсификацию
и демагогию. В соответствии с этим коммунисты, беспощадно разоблачая
фальсификаторов,
убедительно и аргументированно полемизируют с теми, кто готов вести серьёзную
дискуссию.
• Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Княжинский В. Б., Междунар.
стратегия А., М., 1972; Совр. А. Политика, идеология, М., 1973; Королев Б. И.,
Антисоветизм в глобальной стратегии
империализма, М., 1974; Фарукшин М. X., Социалистич. демократия и буржуазная
«советология». (Очерк критики
антиком-мунистич. концепций), Казань, 1976; Б о в ш В. И., Футурология и А.,
Минск, 1977; Кортунов В. В.,
Коммунизм и А. перед лидом современности, М., 1978; Генри Э., Профессиональный
А. К истории возникновения, М.,
1981. А. Е. Бовин.
АНТИНОМИЯ (греч. ????????? — противоречие закона самому себе, от ???? — против и
????? —
закон), 1) сочетание обоюдно противоречащих высказываний о предмете, допускающих
одинаково
убедительное ло-гич. обоснование; 2) неустранимое противоречие, мыслимое в идее
или законе при
попытке их доказат. формулирования.
Термин «А.» имел первоначально юридич. смысл и означал противоречие между двумя
законами или
внутр. самопротиворечивость к.-л. отд. закона. В 1 в. его использовали в
указанном значении
Квинтилиан, а позднее — Гермоген, Плутарх, Августин и др. В Кодексе Юстиниана
(534)
предусматривается случай, когда закон вступает в противоречие с самим собой, и
эта коллизия
получила назв. А.
Термин «А.» встречается в «Филос. словаре» (1613) Р. Гоклениуса; в естеств.
теологию его ввёл Ш.
Бонне (18 в.). Однако идея противоречия, сочетания и единства противоположностей
была присуща
ещё учениям Гераклита и Платона. Антиномич. определения пространств.-временного
мира и
движения были сформулированы в апориях Зенона. В новое время идея сопряжения
противоположностей была отчётливо выражена в учениях Дж. Бруно и Николая
Кузанского.
Филос. смысл понятие А. приобретает у Канта в «Критике чистого разума» (1781).
Согласно Канту,
А. необходимо возникают в человеч. разуме при попытке мыслить мир как единое
целое,
подразумевая в качестве предпосылки идею безусловного или абсолютного. По Канту,
неизбежные
противоречия рождаются в нашем уме вследствие того, что понятие абсолютного,
бесконечного,
приложимое лишь к миру вещей в себе (тезис), применяется к миру опыта, где
наличествует только
преходящее, конечное и обусловленное (антитезис). Отсюда проистекают четыре А.
1) Мир имеет
начало во времени и ограничен в пространстве.— Мир не имеет начала во времени и
бесконечен в
пространстве. 2) Всякая сложная субстанция состоит из простых частей.— Ни одна
вещь не состоит
из простых частей, и вообще в мире нет ничего простого. 3) Причинность по
законам природы
недостаточна для объяснения всех явлений. Существует свободная (спонтанная)
причинность.— Нет
никакой свободы, всё совершается в мире только по законам природы. 4) К миру
принадлежит
28 АНТИНОМИЯ
безусловно необходимая сущность как его причина. — Нет никакой абсолютно
необходимой
сущности, ни в мире, ни вне мира, как его причины. Согласно Канту, диалектич.
противоречия,
возникающие в человеч. разуме,— естеств. и неизбежная «иллюзия», проистекающая
из его
субъективного, сверхопытного применения.
Учение Канта об А. было всесторонне развито нем. классич. идеализмом как
фундаментальная
предпосылка диалектич. логики. Гегель подверг критич. анализу кантовское решение
вопроса об А.,
показав, что противоречие есть неотъемлемая объективная характеристика
развивающегося духа,
историч. бытия и мышления. В диалектике Гегеля понятие А. было преобразовано в
понятие
синтетически разрешимого противоречия.
Проблема А. рассматривается в диалектич. материализме в рамках учения о
диалектич.
противоречии. В противоположность идеалистич. концепциям противоречия,
марксистская
философия исходит из признания объективных диалектич. противоречий в качестве
основы А.,
выражающих процесс развития науч. знания. Исследования проблемы А., вопроса об
их со-
отношении с объективными противоречиями (напр., анализ парадоксов теории
множеств, А.
квантовой механики) отражают процесс осознания совр. наукой диалектич. характера
её собств.
теоретич. оснований. См. Противоречие.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3,М., 1964, с. 336—500, 597—654;
Гегель Г., Наука Логики, т. 1, М., 1970, с.
262—73; Флоренский П., Космологич. антиномии И.Канта, Сергиев Посад, 1909;
Нарский И. С., Диалектич. проти-
воречие и логика познания, М., 1969; Б и б л е ? В. С., Мышление как творчество,
М., І975; Диалектич. противоречие,
М., 1979.
АНТИОХ (????????) из Аскалона (ок. 130 — ок. 68 до н. э.), др.-греч. философ-
платоник, ученик Фи-
лона из Ларисы. Возвратил платоновскую Академию от скептицизма к догматизму
Древней академии
(призыв «Следовать древним!»), вследствие чего его называют основателем 5-й
академии. С
антискептич. тенденциями А. связано влияние на него стоицизма (согласно А.,
доктрины стоиков,
перипатетиков и платоников совпадают в своей основе): А. признаёт стоич. учение
о «постигающем
впечатлении», формулу «жить по природе», хотя и расходится со стоиками в её
понимании,
признавая помимо добродетели также физич., или внешние, блага; доктрину «Тимея»
А. сочетает со
стоич. учением о качествах, понимает платоновские идеи по образцу стоич. «общих
понятий» и др. В
целом А. подготовил почву для среднего платонизма, отказавшегося, однако, от
стоич. элементов его
учения.
• Фрагменты в кн.; Luck G., Der Akademiker Antio-chos, Bern — Stuttg., 1953.
•Strache H., Der Eklektizismus des Antiochus von Askalon, В., 1921, L u e d e r
A., Die philosophische Personlichkeit des
Antiochos von Ascalon, Gott., 1940; Dillon J., The middle Platonists, L., 1977,
p. 52—106.
АНТИСФЕН (??????????) из Афин (ок. 450 — ок. 360 до н. э.), др.-греч. мыслитель,
ученик Сократа,
противник Платона. Этич. идеи А. были развиты киниками; согласно антич.
традиции, учеником А.
был Диоген Синайский. В молодости обучался риторике у Горгия. Считал
«рассмотрение имён» (т. е.
названий вещей) «началом образования» (фр. 38 — F. D. Gaizzi, Antisthenis
fragmenta, Mil., 1966).
Аристотель критикует загадочное утверждение А., будто «об одном может быть
высказано только
одно, а именно единственно лишь его собственное наименование, откуда следовало,
что не может
быть никакого противоречия, да пожалуй что и говорить неправду — тоже»
(Аристотель,
Метафизика 1024Ь 32—34). По-видимому, А. воспринимал как парадокс, когда в
суждении
приравниваются нетождественные субъект и предикат. Чтобы возразить как-то на
утверждение
представителей элейской школы о невозможности движения, якобы встал и начал
молча ходить (фр.
160). Собств. примером учил всемерному ограничению потребностей и называл себя
богатейшим из
людей; единственное подлинное наслаж-
дение даёт, по ?., труд, а целью жизни он считал добродетель (фр. НО, 113).
Выступал против
равенства людей (Аристотель, Политика 1284а 15 слл.) и, будучи индивидуалистом в
морали,
утверждал, что «в обществ, жизни мудрец руководится не общепринятыми законами, а
законами
добродетели» (Диоген Лаэртий VI 11). Противопоставлял многочисл. богов нар.
религии одно-му
подлинному (фр. 39, 40).
• Fritz K. v., Zur antisthenischen Erkenntnistheorie und Logik, «Hermes», 1927,
Bd 62, S. 453—84; С a i z z i F., Antiste-ne,
«Studi Urbinati», 1964, anno 38, p. 49—99; P a t z e r A., An-tisthenes der
Sokratiker..., Hdlb., 1970; Guthrie W. K. C., History
of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
АНТИТЕЗИС (греч. ????????? — противоположение), 1) в логике — исходная посылка
логич.
вывода в доказательствах от противного; 2) в философии Гегеля А.— отрицат.
момент в процессе
диалектич. развития, составляющий вместе с тезисом и синтезом триаду.
АНТИТЕТИКА (от греч. ??????????? — противополагающий), свод противоречащих
утверждений
(тезисов и антитезисов), ни одному из к-рых нельзя отдать предпочтения перед
другим. Идея А.
восходит к филос. спорам античности и полемич. методам схоластов. Термин «А.»
характерен для
философии Канта и указывает на тот «спор разума с самим собой», к-рый Кант
отобразил в
антиномиях. Трансцендентальная А.— это, по Канту, исследование антиномий чистого
разума, их
причин и результатов.
• Кант И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М., 1964, с. 399—403, 618, 620—
21; см. также лит. к ст. Антиномия.
АНТИУТОПИЯ, идейное течение совр. обществ. мысли на Западе, к-рое, в
противоположность
утопии, отрицает возможность достижения социальных идеалов и установления
справедливого
обществ. строя, а также, как правило, исходит из убеждения, что любые попытки
воплотить в жизнь
справедливый обществ. строй сопровождаются катастрофич. последствиями. В
аналогичном смысле
в зап. социологич. лит-ре употребляются также понятия «дистопия», т. е.
искажённая, перевёрнутая
утопия, и «какотопия», т. е. страна зла (от греч. ????? — плохой, злой и ????? —
место). А. получила
распространение на Западе после победы социалистич. революции в России, к-рая
была воспринята
мн. представителями бурж. интеллигенции как подтверждение того, будто любые
утопич.
социальные идеалы могут быть воплощены в жизнь. Переход от третирования проектов
преобразования общества к страху перед перспективой их претворения в жизнь был
лаконично
сформулирован Н. А. Бердяевым: «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем
в это верили
прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать
их
окончательного осуществления?» (О. Хаксли приводит это высказывание в качестве
эпиграфа к
своей А., см. «The Brave New World», L., 1958, p. 5). Подобная установка стала
лейтмотивом всей
последующей антиутопич. тенденции в бурж. обществ. мысли 20 в., согласно к-рой
утопия является
насилием над действительностью, над человеч. природой и пролагает путь к
тоталитарному строю, а
любое идеализируемое в утопиях будущее может быть только хуже настоящего.
Наиболее известными и типичными А. являются романы «Мы» Е. Замятина, «Отважный
новый мир»
и «Обезьяна и сущность» О. Хаксли, «Ферма животных» и «1984 год» Оруэлла,
«Механич. апельсин»
и «1985 год» Э. Бёрджесса, «Возвышение меритократии» М. Янга, «Повелитель мух»
У. Голдинга и
мн. др. соч. в жанре социальной и политич. фантастики. С ними также созвучны
нек-рые
публицистич. произведения, напр. «Мрак в полдень» А. Кёстлера, «Последняя ночь
мира» Ч. Льюиса,
«Миф о машине» Мэмфорда, «Исследование видов человечества на будущее» Р.
Хейлбронера и т. п.
В этих антиутопич. соч. проявились враждебность к марксизму и социализму и
смятение перед ли-
цом грядущих социальных последствий научно-технич. революции, стремление
защитить традиц.
бурж. индивидуализм от рационализированной технократич. цивилизации. В ряде
утопий эта
тенденция сочетается с оправданной тревогой за судьбу личности в «массовом
обществе», с
протестом против растущей бюрократизации и манипулирования сознанием и
поведением людей в
условиях гос.-монополистич. капитализма.
Формально А. ведёт своё происхождение от сатирич. традиции Дж. Свифта, Вольтера,
У. Ирвинга,
С. Батлера, М. Е. Салтыкова-Щедрина, Г. К. Честертона и др. Однако в отличие от
острой критики
социальной действительности антагонистич. общества А., напротив, является
сатирой на демократич.
и гуманистич. идеалы, призванной морально оправдать существующий социальный
строй и
выливающейся в прямую либо косвенную апологию антагонистич. общества. В этом же
состоит и
принципиальное различие между А. и т. н. романом-предостережением, к к-рому
обращались в своём
творчестве А. Франс, Дж. Лондон, Г. Уэллс, К. Чапек, С. Льюис, Р. Брэдбери, Р.
Мерль, П. Буль и
многие другие прогрессивные писатели, чтобы предостеречь от подлинных, а не
мнимых опасностей.
А. представляет собой типичное выражение т. н. кризисного сознания совр. бурж.
общества. Анти-
утопич. тенденция в обществ. мысли выливается в отречение от прогрессивных
социальных идеалов,
от демократич. и гуманистич. традиций прошлого, для неё характерен историч.
пессимизм. В совр.
условиях А. на Западе несколько утрачивает своё значение, ибо её негативное
отношение к
социальным идеалам не оправдало себя в идеологич. борьбе, и в поисках
привлекательных для масс
позитивных идеалов бурж. идеологи всё чаще прибегают к попыткам воскрешения
различных
либерально-реформистских и радикальных утопий.
• Бердяев Н., Смысл истории, Берлин, 1923; А р а б-О г л ы Э. А., В утопич.
антимире, в сб.: О совр. бурж. эстетике, в. 4,
М., 1976; Шахназаров Г., Этот прекрасный новый мир в этом пресловутом 1984 г.,
«Иностр. лит-ра», 1979, JV« 7; H u ? 1
е у A. L., Brave new world revisited, L., 1958; Amis К., New maps of hell, N.
Y., 1960; Cioran E. M., Histoire et Utopie, P.,
1960; W a l s h G h., From Utopia to nightmare, N. Y., 1962; H i I 1 e g a s M.
R., The future as nightmare, N. Y., 1967; Коe-
stler ?., The ghost in the machine, L., 1975; см. также лит. к ст. Утопия. 9. А.
Араб-Оглы.
АНТИФОНТ (???????) (5 в. до н. э.), др.-греч. философ-солист. Автор соч.
«Истина» и «Согласие».
О жизни А. неизвестно ничего достоверного; антич. традиция, принимаемая нек-рыми
совр.
исследователями, отождествляет его с А. из Рамнунта — афинским политиком
олигархич.
направления и автором суд. речей. В духе элейской школы высказывался скептически
в отношении
возможности познания единичного (DK В 1). Пытался решить задачу квадратуры круга
и
натолкнулся при этом на проблему перехода к пределу последовательности (DK В
13). Подчёркивал
искусственный, непрочный характер всего, что является делом рук человека (DK В
15 = Аристотель,
Физика II 1 193а 9 слл.). В соч. «Истина» А. предстаёт как пессимист и противник
ограничений,
накладываемых на индивида гос-вом. В своём индивидуализме рекомендовал
расчётливо заботиться
о максимуме наслаждений и минимуме страданий, видя в этом следование природе.
Соблюдать
законы следовало, по А., лишь в той мере, в какой это необходимо для того, чтобы
не подвергнуться
наказанию. А. отрицал существ. различия между эллинами и варварами, не признавал
преимуществ
знатного происхождения. Возможно, делал попытки рационального толкования
сновидений. Веря,
как все софисты, в могущество слова, вёл лечебные беседы в специально
приспособленном
помещении с людьми, потерявшими душевное равновесие и искавшими помощи (DK A 6).
Найденные на папирусах отрывки соч. А.— древнейший образец греч. филос. прозы.
• Фрагменты: DK II, 334—70; Маковельский А. О., Софисты, в. 2, Баку, 1941, с.
33—55.
АНТИФОНТ 29
* Л у p ь е С. Я., ?.— творец древнейшей анархич. системы, М., 1925; D u m m l e
r F., Akademika, Giessen, 1889, S.71—
241; L u r i a S., Antiphon der Sophist, «Eos», 1963, v. 53, fasc. l, p. 63—67;
M o r r i s o n J. S., The Truth of Antiphon,
«Phronesis», 1963, v. 8, p. 35—49; G u t h r i e W. K. C., A history of Greek
philosophy, v. 3, Camb., 1971.
АНТИЦИПАЦИЯ (лат. anticipatio, от anticipo — предвосхищаю), понятие, означающее
способность
n той или иной форме предвосхищать события. Идея А. (греч. «пролепсис»)
встречалась уже у
стоиков и эпикурейцев. Против А. выступал Ф. Бэкон, призывавший не
предвосхищать, а познавать
природу. Кант под А. в широком смысле понимал априорную предопределённость форм
и структур
опытно-теоретич. знания, т. е. относит. единообразие категориально-логич.
аппарата. Поскольку же
само ощущение нельзя антиципировать, к моменту А. в нём можно отнести лишь общее
всем
ощущениям чувство реальности, или наполненности, меняющееся с т. зр.
интенсивности (понятие А.
в узком или, по Канту, «необычном» значении). В психологию понятие А. введено
Вундтом и, как
правило, обозначает либо ожидание организмом определ. ситуации, либо
представление результатов
действия до его осуществления.
АНТРОПОЛОГИЗМ (от греч. ????????— человек и ????? — слово, понятие, учение),
филос.
концепция, представители к-рой усматривают в понятии «человек» осн.
мировоззренч. категорию и
утверждают, что только исходя из неё и можно разработать систему представлений о
природе,
обществе и мышлении. Сторонники А. отстаивают либо материалистич., либо идеалис-
тич. взгляды.
Наиболее значит. представителями материалистич. А. были Гельвеции, Фейербах и
Чернышевский.
Ввёл и обосновал антропологич. принцип в философии Фейербах. Категория «человек»
была вы-
двинута им как антитеза «идеи» и «духа» — понятий, в к-рых резюмировался
господствовавший в
тот период объективный идеализм. Начиная со 2-й пол. 19 в. развиваются
идеалистич. варианты А.
(Ф. Ницше, В. Дильтей, Г. Зиммель). Наиболее полное обоснование совр.
идеалистич. филос.
антропологии было дано М. Шелером. Её приверженцы (А. Гелен и др.), а также
близкие им по духу
философы-экзистенциалисты выдвигают категорию «человек» в качестве антитезы
понятий
«общество» и «природа».
Несостоятельность А. проявляется прежде всего в абстрактном и одностороннем
понимании самого
человека, в неумении учесть особенности его жизнедеятельности как обществ.
существа. А. означает
идеализм в понимании общества, сведение объективных социальных отношений между
людьми к
идеалистически понятым связям между «Я» и «Ты». Как методологич. принцип А.
получил
распространение в немарксистской социологии, этике, эстетике. См. также ст.
Философская
антропология и лит. к ней.
• Энгельс ?., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. иЭнгельс
Ф., Соч., т. 21; Корн е-е в П. В.,
Совр. филос. антропология, М., 1967; Бурж. философия 20 в., М., 1974, с. 162—81.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА в социологии, см. Расово-антропологическая
школа.
АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП, см. Антропологизм.
АНТРОПОМОРФИЗМ (от греч. ???????? — человек и ????? — форма, вид), уподобление
человеку, наделение человеч. психич. свойствами предметов и явлений неживой
природы, небесных
тел, животных, мифич. существ. А. возникает как первонач. форма мировоззрения и
выражается не
только в наделении животных человеч. психикой, но и в приписывании
неодушевлённым предметам
способности действовать, жить и умирать, испытывать переживания и т. д. (земля
спит, небо
хмурится и т. п.). Эта форма А. господствовала на ранних ступенях развития
общества. Отголоски та-
30 АНТИЦИПАЦИЯ
кого понимания мира представлены в языке совр. культурных народов (напр.,
безличные глаголы
типа «моросит», «светает» и др.), в иск-ве, особенно в поэзии, где известная
антропоморфность ряда
образов связана с требованием высокой эмоциональной выразительности. А.
характерен для религ.
мировоззрения, что выражается в перенесении облика и свойств человека на
вымышленные
предметы, присущем большинству религ. представлений о богах и др. сверхъестсств.
существах.
Антропоморфными, в частности, являются обычно боги т. п. высших религий, хотя в
теологии это
обстоятельство отрицается. А. несовместим с науч. мировоззрением. В совр.
научно-технич., в
частности кибернетич., лит-ре употребляются антропоморфные понятия (машина
«запоминает»,
«решает задачу» и т. п.), но при этом, конечно, учитывается существ. различие
деятельности
человека и действий машины. См. ст. Религия и лит. к ней.
АНТРОПОСОФИЯ (от греч. ???????? — человек и ????? — мудрость), оккультно-мистич.
учение
о человеке как носителе «тайных» духовных сил, развитое в нач. 20 в. Штейнером.
Выделилось из
теософии, к-рую Штейнер стремился превратить в «экспериментальную» науку,
ставящую целью
раскрытие скрытых способностей человека с помощью системы особых упражнений
(занятия
эвритмией, музыкой, постановки мистерий, медитация и др.). Этой цели должна была
служить
предложенная Штейнером система воспитания, получившая известное распространение
в странах
Зап. Европы и США. Традиц. учения оккультизма и религий древности и
средневековья (антич.
мистерии, христианство) эклектически объединялись в А. с элементами
естествознания и
идеалистич. философии нового времени. Влияние Платона сказалось на социаль-но-
политич. утопии
А., в основе к-рой лежит расчленение социального организма на три независимые
сферы — гос-во,
правосудие и экономику. Для А. характерны также утопич. идеи о преодолении
бездушно-механич.
хозяйствования на основе земледелия через постижение биоритмов растений и т. п.
Антропософское
об-во было основано Штейнером в 1913 с центром в г. Дорнах (Швейцария). В 1-й
трети 20 в. учение
А. получило распространение в ряде стран Европы, имело определ. воздействие На
круги художеств,
интеллигенции (А. Белый, В. В. Кандинский, X. Моргенштерн, Бруно Вальтер и др.).
С 1960-х гг.
происходит нек-рое оживление А. в Зап. Европе и США (в частности, в педагогике и
медицине). • см.
к статьям Штейнер, Теософия.
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ (от греч. ???????? — человек и лат. centrum — центр), воззрение,
согласно
к-рому человек есть центр и высшая цель мироздания. А. представляет собой одно
из наиболее
последоват. выражений точки зрения телеологии. В антич. философии А.
формулировал Сократ,
позднее этого воззрения придерживались представители патристики, схоластики и
нек-рые
философы нового времени (напр., нем. философ X. Вольф). Нек-рые элементы А. как
исходной
теоретич. установки присущи экзистенциализму и ка-толич. философии Тейяра де
Шардена. См.
также Философская антропология.
АПАТИЯ (греч. ???????, букв.— отсутствие страданий, бесстрастие, от ? — отрицат.
частица и
????? — страдание, чувство, страсть), термин др.-греч. филос. школы стоиков,
обозначавший
способность мудреца, носителя стоич. нравств. идеала, не радоваться тому, что
вызывает
наслаждение у обычных людей, и не испытывать страданий от всего того, чего
страшатся люди,
вплоть до обращения в рабство, пыток и самой смерти. Мудрец, достигший А.,
управляет собой,
руководствуясь одним только разумным нравств. законом. См. Стоицизм.
АПЕЙРОН (греч. ???????, от ? — отрицат. частица и ??????—конец, предел), термин
др.-греч.
философии, означающий «бесконечное»; в пифагорейско-платоновском
словоупотреблении означает также «неопределённое, неоформленное» (отсутствие
внутр. границ).
Как космогонич. принцип бесконечное занимает существ, место в древнейших
мифологич. картинах
мира. Уже в «Огдоаде» (Восьмерице) — др.-егип. Гермополь-ской теогонии (2-е тыс.
до н. э.) в
качестве одной из четырёх космогонич. прапотенций выступает олицетворение
бесконечного (Хух и
Хаухет). Др.-инд. ведич. традиция (см. Веды) учит об Адити (персонифицированная
бесконечность)
как о матери богов Адитьев — охранителей космич. закона «рта». В др.-греч.
орфич. (см. Орфизм)
теогонии мировое яйцо зарождается в «бесконечном хаосе» (пространстве). Проблема
А., в частности
бесконечности Вселенной и праматерии, обсуждалась в науч.-филос. традиции
начиная с милетской
школы и, по свидетельству Аристотеля (О небе 1,5. 271 b2— 8), оказалась едва ли
не осн.
источником всех противоречий между теориями Вселенной, выдвигавшимися его
предшественниками. Предметом последоват. осмысления А. впервые стало в элейской
школе,
прежде всего в апориях Зенона Элейского, причём негативное отношение к А. у
Парменида и Зенона
(регресс в бесконечность, как впоследствии и у Аристотеля, здесь принимается за
доказательство
абсурдности и, следовательно, нереальности соответствующего объекта) сменяется
признанием А.
атрибутом «бытия» у Мелисса Самосского.
Классич. антич. анализ понятия А. дан Аристотелем в «Физике» (кн. III, гл. 4—8):
А. возможно лишь
акци-дентально и потенциально, но не субстанциально и актуально. Разбирая
воззрения своих филос.
предшественников, Аристотель замечает, что «все они полагают А. неким онтологич.
принципом»
(Физика 203а 3, 203b4), но при этом одни (большинство досократич.
натурфилософов)
рассматривают его лишь как «атрибут другой субстанции», тогда как Платон и
пифагорейцы
гипостазируют А. и рассматривают его само по себе. Это наблюдение Аристотеля
подтверждается
текстами милетских философов (Анаксимандр, Анаксимен), Диогена Аполлонийского и
Анаксагора.
А. выступает как атрибут (на грамматич. уровне — прилагательное) космогонич.
праматерии,
объемлющей извне оформленный космос и поглощающей его после гибели: отсюда
утверждение
Аристотеля, согласно к-рому большинство натурфилософов, включая Анаксимандра,
принимали А.
за первоначало (архе).
Существенно иным было понимание А. в пифагорей-ско-платоновской традиции: здесь
А.
(беспредельное) рассматривается только как член оппозиции предел— беспредельное,
но в то же
время гипостазируется и потому грамматически выражается субстантивированным
прилагательным
среднего рода (?? ???????, ср. нем. Das Unendliche). В пифагорейской таблице
осн. онтологич.
противоположностей у Аристотеля (Метафизика 1, 5. 98ба 23 слл.) оппозиция предел
— беспредель-
ное (А.) занимает первое место, причём А. оказывается в одном понятийном ряду с
чётным,
множеством, левым, женским, движущимся, кривым, тьмой, злом и неправильным
прямоугольником
— см. «пределопола-гающие» (активные) и «беспредельные» (пассивные) элементы в
подлинных
фрагментах Филолая. Платон включил эту оппозицию в систему четырёх онтологич.
принципов
«Филеба» (23 с) наряду с «причиной» и результатом их «смешения»; позднее, в
«неписанном
учении» она развилась в оппозицию одно — неопределённая двоица. Пифагорейско-
платоновская
оппозиция предел — А. (параллельная оппозиция эйдос — пространство «Тимея») —
прямая
предшественница формы и материи Аристотеля; показательно, что Аристотель сам
осознавал
понятийную близость платоновского А.— бесконечности, неопределённости,
неоформленности и те-
кучести — тому онтологич. принципу, к-рому он впервые дал имя «материала,
материи» (Физика 207
b 35). Плотин (Эннеады II, 4, 15) принимает отождествление А. и «материи», но
последоват. монизм
заставляет его подчинить А. единому в качестве момента его эманации.
• Л е б е д е в А. В., ТО АП EIRON: не Анаксимандр. а Платон и Аристотель,
«ВДИ», 1978, № 1, с.
39—54, № 2, с. 43—58; Edel ?., Aristotle's theory of the infinite, N. Y., 1934;
? ? n d о 1 f о R., L'infinito
nel pensiero dell' antichita classica' Firenze, 1956; Sinnige T h. G., Matter
and infinity in the presocratic
schools and Plato, Assen, 1968· Sweeney L., Infinity in the Presocratics, The
Hague, 1972. А. В Лебедев'
АПОДИКТИЧЕСКИЙ (от греч. '???????????? - доказательный, убедительный), филос.
термин,
обозначающий высшую степень логич. достоверности знания и характеризующий
непреложную
необходимость содержания тех или иных суждений и высказываний. Достоверность
аподиктич.
суждений вытекает из доказат. обоснования, восходящего к истинным положениям, и
поэтому не
может быть усмотрена непосредственно из формы суждения. Специфику аподиктич.
суждений
впервые исследовал Аристотель, к-рый отличал от них суждения «диалектические»,
т. е.
вероятностные, указывающие на возможность противоположного тому, что в них
утверждается.
Последующая эволюция понятия А. связана с развитием формальной (в частности,
модальной)
логики.
• Аристотель, Аналитики, пер. с греч., Соч т 2 ?., 1978; Асмус В. Ф.,
Логика, [М.], 1947, с. 87—91; А х м а н о в
А. С., Логич. учение Аристотеля, М., 1960, с. 89—90,
АПОЛЛОНОВСКОЕ И ДИОНИСИЙСКОЕ, филос.-эстетич. понятия, введённые Ницше
(«Происхождение трагедии из духа музыки» —«Die Geburt der Tragodie aus dem
Geiste der Musik»,
1872) для характеристики двух типов культуры и одновременно — двух начал бытия,
олицетворения
к-рых Ницше видел в образах Аполлона и Диониса. Аполлоновское — это светлое,
рациональное
начало, дионисийское — тёмное, экстатически-страстное, хаотическое,
оргиастически-ирра-
циональное. Понятия А. и Д. были намечены в эпоху нем. романтизма (Ф. Шлегель,
Шеллинг и др.) и
стоят в ряду таких типологич. противопоставлений, как наивное и сентиментальное
у Шиллера,
классическое и романтическое и т. д. Хотя Ницше видел идеал иск-ва в определ.
равновесии А. и Д.,
однако предпочтение архаически-неоформленного (дионисийского) связывает его
концепцию А. и Д.
с мотивами позднейшей ирра-ционалистич. философии культуры (напр., в
экзистенциализме — тема
ложного «выбора» пути европ. культуры у Хайдеггера и др.).
• Vogel M., Apollinisch und Dionysisch. Geschichte eines genialen Irrtums,
Regensburg, 1966.
АПОРИЯ (греч. ?????? — затруднение, недоумение, от ? — отрицат. частица и ?????
— выход),
трудноразрешимая проблема, связанная обычно с противоречием между данными
наблюдения и
опыта и их мысленным анализом. Наиболее известны А., восходящие к др.-греч.
философу Зенону
Элейскому. В А. «О множественности вещей» говорится о возможности мысленного
представления
вещей в виде множеств, причём Зенону приписывается мнение о противоречивости
такого представ-
ления: поскольку для разделения двух вещей нужна третья вещь и т. д., то каждая
вещь может
мыслиться в виде бесконечного множества вещей, но тогда она — вопреки
очевидности — либо
должна иметь бесконечные размеры (если составляющие вещи имеют размеры), либо
вовсе не иметь
размера (если таковы составляющие). А. «Дихотомия» (разделение на два): прежде
чем пройти весь
путь, движущееся тело должно пройти половину этого пути, а ещё до этого —
четверть и т.д.;
поскольку процесс такого деления бесконечен, то тело вообще не может начать
двигаться (или
движение не может окончиться). А. «Ахилл»: в противоречии с чувств. опытом
быстроногий Ахилл
не может догнать черепаху, т. к. пока он пробежит разделяющее их расстояние, она
всё же успеет
проползти нек-рый отрезок, пока он будет пробегать этот отрезок, она ещё немного
АПОРИЯ 31
отползёт и т. д. А. «Стрела»: если считать, что пространство, время и процесс
движения состоят из
нек-рых «неделимых» элементов, то в течение одного такого «неделимого» тело
(напр., стрела)
двигаться не может (ибо в противном случае «неделимое» разделилось бы), а
поскольку «сумма
покоев не может дать движения», то движение вообще невозможно, хотя мы его на
каждом шагу
наблюдаем.
Эти и др. зеноновские А. подчёркивают относит. и противоречивый характер
математич. описаний
реальных процессов движения, необоснованность претензий на полную адекватность
(изоморфизм;
см. Изоморфизм и гомоморфизм) таких описаний и спорность привычных мнений об
однозначной
определённости фигурирующих в них понятий. Ни один из формализов. способов
анализа и
разрешения выявленных в А. противоречий, возникающих при отображении движения,
не может
претендовать на общепринятость. Проблематика, связанная с А., исследуется в
тесной связи с др.
проблемами логики и теории познания.
АПОСТЕРИОРИ И АПРИОРИ (от лат. a posteriori — из последующего и a priori — из
предшествующего), филос. понятия; апостериори — знание, получаемое из опыта,
априори —
знание, предшествующее опыту и независимое от него. Противопоставление А. и а.
получило
развёрнутое выражение в классич. рационализме нового времени (Декарт, Лейбниц),
к-рый исходил
из признания всеобщих и необходимых истин, принципиально отличающихся от
случайных истин,
полученных апостериорным (опытным) путём. Основу безусловной всеобщности и
необходимости
теоретич. истин (т. е. положений математики и математич. естествознания)
рациона-листский
априоризм усматривал в их несомненности и самоочевидности. Вслед за
рационалистами Кант также
признаёт существование всеобщих и необходимых истин, усматривая источник их
безусловности
(аподик-тичности) в априорности. Но если рационалисты считали заранее заложенным
в интеллекте,
врождённым (хотя бы в форме задатков) само содержание истины и знания, то,
согласно Канту,
априорным является только форма, способ организации знания. Эта априорная форма
наполняется,

<<

стр. 3
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>