<<

стр. 30
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

справедливость,
верность, искренность и т.д. Особое место занимала концепция сяо — сыновней
почтительности,
уважения к родителям и к старшим вообще; К. считал сяо основой жэнь и др.
добродетелей и самым
эффективным методом управления страной (ибо страна — это большая семья).
Наконец, К. придавал
большое значение юе — музыке, лучшему средству изменения плохих нравов и
обычаев, а
главенствующую роль отводил ли-этикету, т. е. правилам благопристойности,
регулирующим
поведение человека в разных жизненных ситуациях. Исходной точкой учения К. о
чётком иерар-хич.
разделении обязанностей в обществе была концепция чжэн мин — выпрямления
(исправления) имён,
т. е. приведения вещей в соответствие с их названием; ряд положений К. имел ясно
выраженный
классовый и консервативный характер, что способствовало в будущем превращению
конфуцианства
в гос. доктрину. Идеи К. сыграли огромную роль в последующей истории Китая и
наложили свой
отпечаток на все стороны жизни страны, а сам он стал объектом поклонения, не
свободного от
элементов религ. культа.
• см. к ст. Конфуцианство.
КОНЦЕПТ (от лат. conceptus), содержание понятия. См. Смысл.
КОНЦЕПТУАЛИЗМ (от лат. conceptus — понятие), филос. учение, к-рое, не приписывая
общим
понятиям самостоят. онтологич. реальности, вместе с тем утверждает, что они
воспроизводят
объединяемые в человеч. уме сходные признаки единичных вещей. Отвергая схо-
ластич. реализм, К.,
в отличие от номинализма, утверждал, что в единичных предметах существует нечто
общее, на
основе чего возникает концепт, выраженный словом. В ср.-век. философии образец
подобного реше-
ния проблемы универсалий выдвинул Абеляр. В новой философии, в противовес
реализму
кембриджских платоников и в отличие от номиналистической тенденции Гоббса,
теорию К.
разработал Локк, стремившийся к синтезу эмпиризма и рационализма. Он объяснял
происхождение
универсалий деятельностью «...разума, который из наблюдаемого между вещами
сходства делает
предпосылку к образованию отвлеченных общих идей и устанавливает их в уме вместе
с
относящимися к ним названиями...» (Избр. филос. произв., т. 1, М., 1960, с.
414). В духе К. решал
проблему общих понятий Кон-дильяк.
• Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 1979; Grabmann M., Die Geschichte der
scholastischen Methode, Bd 2, B., 1957, S. 441—52.
КОНЦЕПЦИЯ (от лат. conceptio — понимание, система), определ. способ понимания,
трактовки к.-
л. предмета, явления, процесса, основная т. зр. на предмет или явление,
руководящая идея для их
систематич. освещения. Термин «К.» употребляется также для обозначения ведущего
замысла,
конструктивного принципа в науч., художеств., технич., политич. и др. видах
деятельности.
КОНЪЮНКЦИЯ (от лат. conjunctio — союз, связь), в широком смысле — сложное
высказывание,
образованное с помощью союза «и». В принципе можно говорить о К. бесконечного
числа
высказываний (напр., о К. всех истинных предложений математики). В логике К.
наз. логич. связку
(операцию, функцию; обозначают: &, ); образованное с её помощью сложное
высказывание
истинно только при условии одинаковой истинности его составляющих. В классич.
логике высказы-
ваний К. вместе с отрицанием составляют функционально-полную систему
пропозициональных
связок. Это означает, что через них можно определить любую др. пропозициональную
связку. Одним
из свойств К. является коммутативность (т. е. эквивалентность А & В и В & А).
Однако иногда
говорят о некоммутативной, т. е. упорядоченной, К. (примером высказывания с
такой К. может
служить: «Ямщик свистнул, и лошади поскакали»).
КОНЬО (Cogniot) Жорж (15.12.1901, Монтиньи-ле-Шер-льё,—12.3.1978, Париж), франц.
философ-
марксист, писатель, политич. и обществ. деятель. Чл. ФКП с 1921. Один из
руководителей Движения
Сопротивления. Гл. редактор гая. «Юманите» (1937—49).
Работы К. посвящены проблемам диалектики, истории философии и религии, критике
бурж.
идеологии и фальсификации марксизма, вопросам образования. К. раскрывал единство
диалектич.
метода и материа-листич. теории Маркса, философии и практики, логики и истории;
анализировал
история, процесс развития общества, объективность социальных законов,
универсальный характер
диалектики, действие её законов не только в мышлении, но и в природе и обществе.
К. неоднократно
выступал с критикой бурж. философии (феноменологии, католич. философии и др.).
Автор сб.
рассказов «Побег» (1947, рус. пер., 1948).
• Aotualite du «Capital», P., 1947; De l'enthousiasme a la conscience enchainee.
La question scolaire en 1848 et la loi Falloux,
P., 1048; «La dialectique de la nature». Une oeuvre geniale de P. Engels, P.,
1953; Meeaventures de l'antimarxisme. Les
malheurs de M. Merleau-Ponty, P., 1956; La religion et la science, P., 1960; Le
materialisme greco-ronmin, P., [19B4J;
Prom6tb.ee s'empare du savoir, P., 11967]; Karl Marx, notre contemporain, P.,
1968; Qu'est-ce que le eommunisme?, P., 1969s;
Presence de Lenine, [t.l 1 — 2, P., 1970; «Nouvelle societe"» ou «societfi
nouvelle?», P., 1970; Du socialisme au communisme,
P., 1972; Parti pris, t. l—2, P., 1976—78; Autobiographie. P. C. F. Histoire.
1944—1972, P., 1976; в рус. пер.— Декарт и паше
время, в сб.: Франц. коммунисты в борьбе за прогрессивную идеологию, М., 1953.
КОПЕРНИК (Kopernik, Copernicus) Николай (19.2. 1473, Торунь, —24.5.1543,
Фромборк), нольск.
астроном и мыслитель. В осн. труде К. «О вращениях небесных сфер» (1543, рус.
пер., 1964) давно и
прочно забытая древняя идея гелиоцентризма (Аристарх Самосский, 3 в. до н. э.)
возрождается,
развивается, доказывается и обосновывается в качестве науч. истины. С науч. т.
зр. преимущества
гелиоцентризма обнаруживаются сразу же: впервые в истории астрономии оказывается
возможным
определение из наблюдений фактич. планетных расстояний; ясный физич. смысл
получают спе-
цифич. математико-геометрич. особенности схемы Птолемея (к-рые ранее носили
непонятный и
случайный характер); новая система мира производит сильное эстетич. впечатление,
устанавливая
действит. «форму мира и точную соразмерность его частей» («О вращениях...», с.
13). Учение К.
опровергало многовековую геоцентрич. традицию Аристотеля — Птолемея, нанесло
решающий удар
по религ.-теологич. представлениям о Вселенной и месте человека в ней, послужило
исходным
пунктом развития новой астрономии и физики (в трудах Галилея, Кеплера, Декарта,
Ньютона).
Энгельс назвал издание осн. труда К. «революционным актом, которым исследование
природы
заявило о своей независимости... Отсюда начинает свое летоисчисление
освобождение
естествознания от теологии...» (Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Соч., т. 20, с.
347). В филос. плане переход
к гелиоцентризму означает переворот в гносеологии, основе естеств.-науч.
познания. Вплоть до К.
господствовала гносеология, установка, согласно к-рой видимое отождествлялось с
действительным.
В учении К. впервые реализуется противоположный принцип — видимое не есть
достоверность, но
«перевёрнутое» отражение скрытой за явлениями действительности. В дальнейшем
этот принцип
становится гносеология, основой всей классич. науки.
* Opera omnia, t. l—2, Warsz., 1972—75; в рус. пер.— в сб.: Польск. мыслители
эпохи Возрождения, М., I960, с.
35—68.
• Николай К. [Сб.]. К 500-летию со дня рождения.1473—1973, М., 1973 (лит. о К.
опубл. n России и в Сов. Союзе); В е с
е-л о в с к и й И. И., Белый Ю. А., Николай К., М., 1974; И д е л ь с о н Н. И.,
Этюды по истории небесной механики, М.,
1975; Kuhn T. S., The copernican revolution, Camb., 1957; B l s k u p M., D o b
r z у с k i J., Mikolaj Kopernik— uczony i
obywatet, Warsz., 1972.
КОПНИН Павел Васильевич (27.1.1922, г. Гжель Ра-монского р-на Моск. обл.,—
27.fi.1971,
Москва), сон философ, чл.-корр. АН СССР (1970), акад. АН УССР (1967). Чл. КПСС с
1943. Окончил
филос. ф-т МГУ (1944). В 1947—62 на науч. и педагогич. работе (Томск, Москва,
Киев). В 1962—68
директор Ин-та философии АН УССР, с 1968 директор Ин-та философии АН СССР. Осн.
работы в
области диалектич. материализма, методологии и логики науки; один из инициаторов
разработки в
СССР логики науч. исследования.
• Диалектика как логика, К., 1961; Гипотеза и познание действительности, К.,
1962; Введение в марксистскую гносеоло-
гию, К., 1966; Логич. основы пауки, К., 1968; Филос. идеи В. И. Ленина и логика,
М., 1969; Диалектика как логика и тео-
рия познания, М., 1973; Диалектика, логика, наука, М., 197.4; Гносеологич. и
логич. основы науки, М., 1974; Проблемы
диалектики как логики и теории познания. (Избр. филос. работы), М., 1982.
КОРАН (араб. кур'ан, букв.— декламация, чтение), гл. источник вероучения ислама,
собрание
поучений, речей и заповедей Мухаммеда (ок. 570—632). Мухаммед сообщал их своим
последователям, начиная с 609 в Мекке и Медине, как откровения бога,
ниспосланные ему через
святого духа (Коран 16, 91) или через архангела Гавриила (2, 92). Единая
редакция К. была принята в
сер. 7 в. (редакция 3-го халифа Османа), семь способов чтения канония. текста К.
были установлены
Абу Бекром ибн Муджахидом ат-Тамими (859—936). По содержанию в К. можно
выделить:
эсхатологию ислама; иудаистскно и христ. воззрения; древнеараб. обычаи,
оформленные в
ритуальные предписания ислама; араб. фольклор; мусульм. законодательство.
К. разделён на 114 глав (суры), состоящих из неравного колияества (всего 6206)
ритмико-смысловых
отрывков (айат, араб., букв.— знамение). Традиц. суры делятся на «мекканские»
(возникли до 622) и
«мединские» (возникли в 622—632). В мекканских сурах преобладает проповедь
единобожия,
обличение идолопоклонников, эсхатология; в мединских сурах гл. внимание уделено
правовым
вопросам, полемике с иудеями и христианами, закреплению обязанностей верующего.
В больших
мединских сурах (2, 4, 5) очерчен круг осн. обязанностей верующих — «пять
столпов ислама» (см. в
ст. Ислам). Обычно суры построены, за исключением кратких односюжетных, по след,
плану:
восхваление аллаха и обращение к верующим (или, напр., неверующим), призыв
следовать «прямым
путём» и не поддаваться козням сатаны, упоминание предшественников и собратьев
Мухаммеда,
описание рая и ада, посмертного воздаяния. Во всех сурах разбросаны
реминисценции библейского
(гл. обр. ветхозаветного) материала; наряду с ними в К. отразились и нек-рые
гностич. представления
(см. Гностицизм). Притчевый характер сближает К. с Библией [ср. притчи о
неверующих, дела к-рых
подобны пеплу, развеянному ветром (14, 18), о мраке невежества (24, 10), о пауке
(29, 41) и т. п.],
однако в отличие от Библии в К. постоянно варьируется узкий круг сюжетов. Реяь
аллаха повсюду
передаётся от первого лица, содержит самовосхваления, клятвы и заклинания,
восходящие к
шаманско-жрея. заклинаниям ара-бов-язычников, с характерным для них
употреблением
рифмованной прозы (садж). Вера в магия, силу слова особенно характерна для
мекканских сур.
К. оказал огромное влияние на культуру и лит-ру арабо-мусульм. средневековья.
Наличие в К.
противоречащих друг другу положений и «отменённых» откровений (ср. 2, 100)
породило вначале
обширные законо-ведч. комментарии — «ильм ан-насих ва-ль-мансух» («наука об
отменяющем и
отменённом»), а затем способствовало оформлению теология, экзегетики («ильм ат-
тафсир»).
Комментирование К. потребовало тщат. изучения его лексики и грамматич. строя,
послужив толч-
КОРАН 279
ком для возникновения араб. философии и лексикографии. Особое место занимают
аллегорич.
толкования шиитов и мистиков-суфиев (см. Суфизм). К мистич. пантеизму тяготеет
комментарий
Ибн аль-Араби («Ки-таб ат-тафсир»). Из ортодоксальных суннитских комментаторов
К. наиболее
авторитетными считаются Мухаммед ибн Джарир Табари (838—923), Абу Исхак Ахмед
ибн
Мухаммед Талаби (ум. 1036), Абдаллах ибн Омар Байдави (ум. 1282), Джалаль-ад-
Дин-аль-Ма-халли
(ум. 1409) и его ученик Джалаль-ад-Дин ас-Сую-ти (ум. 1505).
К. был переведён на лат. язык ок. 1142 Робертом Кеттонским по заданию Петра
Достопочтенного, к-
рый на основе этого перевода составил свод мусульм. вероучения и его
опровержение — первые на
латыни науч. труды о К. и исламе. Первый полный рус. пер. К. сделан с арабского
Г. Саблуковым,
изд. в 1877. Рус. пер. И. Ю. Крачковского, 1963.
КОРНФОРТ (Corhforth) Морис (р. 28.10.1909, Лондон, —31.12.1980, Лондон), англ.
философ-
марксист. Чл. КПВ с 1931. К.— активный пропагандист марксизма. На основе трудов
К. Маркса, Ф.
Энгельса, В. И. Ленина разрабатывал проблемы диалектич. и история, материализма,
в т. ч.
проблемы роли обществ. сознания в развитии общества, науки и научно-технич.
революции,
личности, гуманизма, отчуждения. Большое значение К. придавал ленинскому филос.
наследию,
показывая актуальное значение идей Ленина в совр. условиях для дальнейшего
развития
марксистско-ленинской философии, для борьбы против бурж. социологии,
ревизионизма и
правосоциалистич. идеологии.
К. неоднократно выступал с критикой совр. бурж. философии: неореализма Дж. Мура,
логич.
атомизма Б. Рассела, логич. эмпиризма А. Айера и Л. Витгенштейна, прагматизма
Дж. Дьюи,
семиотики В. Морриса, кри-тич. рационализма К. Поппера, философии «лингвистич.
анализа».
• Philosophy for socialists, L., 1959; Communism and human values, L., 1972;
Logical foundations for philosophy, L., 1977;
Communism and philosophy, L., 1980; в рус. пер.— В защиту философии против
повитивйзма и прагматизма, М., 1951;
Диалектич. материализм, М., 1956; Наука против идеализма, М., 1957; Марксизм и
лингвистич. философия, М., 1968;
Открытая философия и открытое общество, М., 1972.
КОРНЮ (Cornu) Огюст (р. 9.8.1888, Бон, Франция), франц. философ-марксист. С 1913
чл.
Социалистич. партии Франции, с 1923 — коммунист. Участник франц. Движения
Сопротивления.
Иностр. чл. АН СССР (1971). К. принадлежит приоритет в глубоком, всестороннем
исследовании
жизни и творчества основоположников марксизма. Гл. труд К., результат более чем
40-летних науч.
изысканий,— трёхтомная монография «Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Жизнь и
деятельность» (рус.
пер., 1959—68, т. l, 19762), в к-рой на основе принципа историзма и глубокого
анализа _ предшест-
вующих марксизму филос., экономич. и социально-политич. концегщий прослеживается
эволюция
филос. и социально-политич. взглядов Маркса и Энгельса.
• Karl Marx. L'homme et l'oeuvre. De l'hegelianisme au mate-rialisme historique
(1818—1945), P., 1934; Moses Hess et la
gauche hegelienne, P., 1934; Karl Marx etia Revolution de 1848, P., 1948; Karl
Marx et la pensee moderne, P., 1948; Karl Marx
und die Entwicklung des modernen Denkens, B., 1950; Essai de critique marxiste,
P., [1951); Karl Marx. Die okonomisch-
philosophischen Manuskripte, B., 1955.
КОСМОГОНИЯ (греч. ??????????, от ?????? — мир, Вселенная и ????, ?????? —
рождение), в совр.
понимании раздел астрономии, изучающий происхождение космич. объектов и систем.
Проблемы
происхождения и эволюции Вселенной в целом изучает космология.
Древнейшие представления о происхождении мира развивались мифологией и религией,
проводившими идею о сотворении мира к.-л. надмировыми силами. С утверждением
гелиоцентризма
возобладало противоположное представление — о возникновении всего небес-
280 КОРНФОРТ
ного естеств. путём. Гипотеза Канта—Лапласа (2-я пол. 18 в.) возродила на новом
уровне знания
очень древнюю догадку о возникновении небесных объектов (планет, Солнца) из
разрежённого
вещества (частиц, движущихся в пустоте) и дала импульс всем последующим
космогонич. гипотезам
и теориям. В совр. науке наиболее принятым является представление о том, что
планеты. Солнце и
др. звёзды возникли в результате конденсации разрежённых газа и пыли под
действием сил
тяготения. Успехи К. зависят от накопления науч. данных и развития теоретич.
представлений о
свойствах исходной среды, от достижений физики процессов конденсации и др.
КОСМОЛОГИЯ (от греч. ?????? — мир, Вселенная и ????? — учение), область науки, в
к-рой
изучаются Вселенная как целое и космич. системы как её части. Древнейшие
космологич.
представления нашли отражение в мифах, становление же науч. К. было подготовлено
победой
гелиоцентризма над геоцентризмом и открытием закона всемирного тяготения. Совр.
К. основана на
общей теории относительности (теории тяготения) А. Эйнштейна, принципы
релятивистской К.
(теории расширяющейся Вселенной) сформулированы в 20-х гг. 20 в. сов.
математиком А. А.
Фридманом и др., важнейшими наблюдат. подтверждениями являются закон красного
смещения,
открытый амер. астрономом Э. Хабблом в 1929, и реликтовое излучение, открытое в
1965. К нач. 80-
х гг. 20 в. происходит всё более тесное смыкание К. с физикой элементарных
частиц на основе
единой теории существующих в природе сил (электромагнитных, сильных, слабых и
гра-
витационных).
К. стремится объяснить совр. состояние Вселенной (Метагалактики) как результат
необходимого и
закономерного развития, последовавшего за произошедшим 10—20 млрд. лет назад
изначальным
взрывом. В ходе расширения, продолжающегося и в наст. время, менялись физич.
условия
(температура, плотность вещества и др.), сформировались элементарные частицы,
атомы, звёзды,
планеты, галактики и их системы. Эти процессы в принципе описываются известными
законами
физики, за исключением первых малых долей секунды от начала расширения, за к-
рые, с т. зр. совр.
науки, Вселенная прошла богатую событиями многоэтапную эволюцию. Для её описания
совр.
физика, вероятно, должна быть обобщена, в частности в направлении объединения
квантовой теории
и общей теории относительности. К. нащупывает подходы и к пониманию природы
изначального
взрыва. Вопрос о том, будет ли расширение продолжаться беспредельно или сменится
сжатием,
остаётся пока открытым. Его решение зависит от знания соотношения величин
средней плотности
вещества и скорости расширения, к-рые пока известны недостаточно точно.
Вследствие этого неясно
также, является ли безграничное пространство Вселенной замкнутым (конечным) или
открытым
(метрически бесконечным). Развитие К. оказывает существ. влияние на эволюцию
совр. картины
мира.
КОСМОПОЛИТИЗМ (от греч. ???????????? — космополит, гражданин мира), идеология т.
н.
мирового гражданства, реакц. бурж. идеология, отрицающая гос. и нац.
суверенитет, проповедующая
отказ от нац. традиций, нац. культуры, патриотизма. По свидетельству Диогена
Лаэртия, слово
«космополит» было впервые употреблено киником Диогеном Синопским (VI 63).
Плутарх
приписывал приоритет Зенону из Кити-она (Plutarchi Мог. 329 А—В). По Эпиктету,
Сократ был
космополитом, и он же создатель этого термина: «Если верно то, что утверждают
философы о
родстве между богом и людьми, тогда на вопрос о родине человек должен отвечать
словами Сократа:
я не афинянин или коринфянин, а я космополит...» (Disc. I 9, 1). Подобное
свидетельство содержится
и в соч. Цицерона. По мнению нек-рых исследователей, идея К. встреча-
ется уже у софистов Антифонта и Гиппия и частично у Теофраста (см. Das
Weltburgertum in der
Antike, «Die Antike», B.—Lpz., 1926, Bd 2, H. 3, S. 178).
Кризис антич. полиса и создание разноплеменного гос-ва Александра Македонского
явились причи-
ной появления разных по содержанию космополитич. воззрений. Одни из них
обосновывали
расширение сферы эксплуатация (Александр Македонский, Марк Аврелий). К. киников
Антисфена и
Диогена Синопс-кого выражал отрицат. отношение к полису. Стоики, гл. обр. Зенон
из Кптиона, в
космополитич. идеале искали обществ. форму, к-рая сделала бы возможной жизнь
каждого человека
по единому всемирному закону. Космополитич. идеи киренаиков выражались в словах:
«ubi bene, ibi
patria» («где хорошо, там и отечество»).
В эпоху феодализма осн. носителем реакц. космополитич. тенденций выступала
католич. церковь. В
период Возрождения идеи мирового гражданства были направлены против феод.
раздробленности
(Данте, Кампанелла). Абстрактно-гуманистич. идеал мирового гражданства в эпоху
Просвещения
выражал идеи освобождения индивида от феод. оков (Данте, Петрарка, Пико делла
Мирандола,
Вивес, Рабле, Мон-тень, Эразм Роттердамский).
Идеологи революц. буржуазии во Франции в эпоху Просвещения в борьбе против
феодализма
выдвигали гуманистич. идеал человечества. В Германии, в противоположность
феодально-
партикуляристскому «патриотизму» и княжескому деспотизму и религиозности, идеи
мирового
гражданства развивали Лессинг, Гёте, Шиллер, Кант, Фихте в своеобразном единстве
с патриоти-
ческими идеями, отражая стремление к национальному единству.
Позднее бурж. К. приобретает реакц. характер, он отражает природу капитала,
стремящегося туда,
где его ожидает наибольшая прибыль. «Буржуазия путем эксплуатации всемирного
рынка сделала
производство и потребление всех стран космополитическим» (Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 4, с.
427). К. не исключает бурж. национализма и шовинизма угнетающих наций, а
возникает на его
почве.
Космополитич. идеи получили особое распространение в эпоху империализма. В
борьбе против нац.-
освободит.
движения идеологи империалистич. буржуазии усиливают проповедь «устарелости»
нац.
суверенитета. Объективная тенденция капитализма к «интернационализации»,
действующая наряду с
тенденцией к образованию национальных гос-в, вызывает попытки «обосновать»
необходимость
создания наднациональных сообществ.
К. не образует отд. направления в совр. бурж. философии или социологии, он
представляет собой
неотъемлемую часть идеологии империализма: бурж. политич. науки (проповедь
мировой политич.
интеграции, над-нац. блоков и межгос. монополистич. орг-ций); эконо-мич. теории
(реакционно-
утопич. проекты создания планируемой мировой капиталистич. экономики); права
(теории
междунар. правосубъектности личности и т. н. мирового права, основанные на
отрицании нац. и гос.
суверенитета). Космополитич. идеи создания мирового гос-ва или мировой федерации
выдвигаются в
совр. условиях также представителями гуманистич. пацифизма (напр., предложение о
превращении
ООН в мировое гос-во). Подобные теории носят явно утопич. характер, т. к. не
учитывают
существования гос-в с различным социальным строем, а также борьбы народов за
сохранение нац.
суверенитета, за нац. освобождение.
Пролет. интернационализм противоположен бурж. К., призывающему к слиянию наций
путём
насильств. ассимиляции и закабаления народов мира империализмом. Марксисты
рассматривают
перспективу сближения, а затем и слияния наций ст. зр. объективного хода
обществ. развития,
свидетельствующего о том,
что слияние наций — это длит. процесс, наступающий в результате освобождения и
расцвета наций и
происходящий совершенно добровольно (см. В. И. Ленин, ПСС, т. 22, с. 136).
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, Святое
семейство..., там же, т. 2; их же, Нем.
идеология, там же, т. 3; Л е н и н В. И., О праве наций на самоопределение, ПСС,
т. 25; е г о ж е, Империализм, как
высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его же, О карикатуре на марксизм и об
«империалистич. экономизме», там
же, т. 30; Модржинская Е. Д., К.— империалистич. идеология порабощения наций,
М., 1958; Кузьмин Э. Л., Мировое
гос-во: иллюзии или реальность?, М., 1969;Социоло-гич. проблемы междунар.
отношений, М., 1970.
Е. Д. Модржинская.
КОСМОС (греч. ??????, лат. mundus), термин др.-греч. философии для обозначения
мира как
структурно организованного и упорядоченного целого. В дофилос. употреблении
значение слова К.
варьирует от внешне зримого, тектонически организованного «строения»,
«украшения», «наряда» до
понятия внутр. структуры, особенно социальной — политической (гос. строй,
«порядок» — Геродот)
я военной (воинский строй или ряд как противоположность беспорядочной
рассеянности элементов-
воинов — начиная с Гомера, а также «дисциплина» и «чинность» в поведении
индивида; ср. рус.
«ряд» и особенно «чин» в др.-рус. смысле). Пути проникновения термина «К.» в
филос. лексикон
остаются неясными. Свидетельство «Мнений философов» (Plac. II 1,1) о том, что
«Пифагор первым
назвал универсум „космосом", исходя из порядка (?????), к-рый в нем наличен», не
согласуется с тем,
что термин «К.» употребляется в космологич. контексте уже у милетских философов
[несомненно, у
Анаксимандра 12 А 9 DK о концентрич. сферах «элементов» (??????) внутри сфе-рич.
мира-
небосвода (???????)]. Впервые К. как «ми-рострой», «мир» бесспорно
засвидетельствован ок. 500 до
н. э. во фрагментах Гераклита (В 30, В 124-51, 107 Marcovich), зависимость к-
рого от Пифагора
весьма сомнительна, и затем прочно входит в натурфилос. лексикон досократиков
(Парменид,
Эмпедокл, Анаксагор, Филолай, Демокрит, Диоген Аполлонийский и др.). В системах,
допускающих
множество «миров» (особенно в атомистич. традиции), К. всегда обозначает
«упорядоченную часть»
Вселенной и противополагается понятию ?? ??? — «универсум» (т. е. примерно
соответствует
понятию солнечной системы). У Платона и Аристотеля (особенно трактат «О небе») с
термином К.
конкурирует термин ??????? — «небо», окончательно уступающий место К. начиная с
эпохи элли-
низма.
Идея К. как разумной и прекрасной упорядоченности была изначально чревата, с
одной стороны, те-
леологизмом и возможностью осмысления К. как результата целесообразной
упорядочивающей
деятельности демиурга (частично эти возможности были реализованы уже
Анаксагором, полностью
— Платоном в «Ти-мее»), с другой — обожествлением самого К.: пантеизмом или
космотеязмом.
Др.-греч. восприятие К. (особенно у Платона, Аристотеля и стоиков) как
предельной полноты бытия,
как эстетически прекрасного, совершенного, «всеобъемлющего» и невинного существа
составляет
историч. антитезу иудео-христ. концепции «ущербности» природы как результата
грехопадения,
равно как и неприятию мира как творения злого демиурга в гностицизме.
• Аверин ц ев С. С., Порядок К. и порядок истории в мировоззрении раннего
средневековья, в кн.: Античность и Ви-
зантия, М.,1975, с. 266—85; его же, Поэтика ранневизант. лит-ры, М., 1977,с. 84—
108; ? о ;к а н с к и и И. Д., Развитие
естествознания в эпоху античности, ч. 2 — Эволюция идеи ?.,?., 1979; Kranz
W..Kosmos, Bonn, 1958 (Archiv fur
Begriffsgeschichte, Bd 2, Tl 1—2); Kerscliensteiner J., Kosmos. Quellenkritische
Untersuchungen zu den Vorsokratikern,
Munch., 1962 (библ.); P u h v с l J., The origins of Greek kosmos and Latin
mundus, «American Journal of Philology», 1976, v.
97, ?? 2, p. 154—67 (этимология).
КОСМОС 281
КОТАРБИНЬСКИЙ (Kotarbinski) Тадеуш (31.3.1886, Варшава,— 3.10.1981, там же),
польск.
философ и логик. В 1957—62 президент Польск. АН. Иностр. чл. АН СССР (1958).
Будучи одним из осн. представителей львовско-вар-шавской школы, К. занимал
позицию, близкую к
материализму, рассматривая психическое как отражение объективной реальности,
принципиально
доступной чувств. восприятию. Эти взгляды сочетались со стремлением к макс,
рационализации
процесса познания, средством к-рой К. считал логич. реконструкцию языка науки
как условие
освобождения его от смутных и неоднозначных понятий. В 20-х гг. К. сформулировал
направленную
против субъективно-идеалис-тич. и неореалистич. интерпретаций науки программу
«реизма», или
«конкретизма» (от лат. res — вещь, соn-cretio — материя, вещество). Её осн.
постулаты: реально
существуют только вещи (тела), свойства и отношения не существуют помимо вещей;
каждому име-
ни (термину) соответствует реальная вещь; общие имена, а также названия свойств
и отношений
должны рассматриваться как метафоры или сокращения, к-рые в языке науки должны
быть
элиминированы. Номи-налистич. программа «реизма» встретилась с серьёзными
трудностями. В
более поздних работах К. признал объективность свойств и отношений, настаивая,
однако, на
вторичном, производном характере их существования. К. принадлежат оригинальные
работы по
теории вывода, логич. семантике, истории логики.
Идею рациональной реконструкции К. перенёс в сферу этики и практич.
деятельности. Он сформули-
ровал программу праксеологии как общей теории рациональной деятельности. Осн.
принцип этич.
концепции К., к-рую он противопоставлял бурж. утилитаризму, а также религ.
морали, гласит:
человек должен стремиться к уменьшению зла в жизни всех существ,
на судьбы к-рых он может оказать влияние. Демократизм и гуманизм этики К.
ослабляются абст-
рактностью её осн. категорий («голос совести», одинаковый для всех людей, в
любых обществ.-
историч. условиях и др.).
• Utylitaryzm w etyce Milla i Spencera, Krakow, 1915; Wybor pism, t. l —
2,Warsz., 1957—58; Elementy teorji poznania, logiki
formalnej i metodologii nauk, Wroclaw, 19612; рус. пер.— Избр. произв., M.,
1963; Трактат о хорошей работе, М., 1975.
• Нарский И. С., Берников M. Н., Номиналистич. материализм Т. К. и С.
Лесневского, «ФН», 1972, M 4; В е р-ников M.
H., Методологии, анализ кризиса филос. идеализма. На материалах польск.
философии кон. 19 — 1-й трети 20 вв., К.,
1978; ,Т я w o r s k i M., T. Kotarbinski, Warsz.,1971; Philosophy of T.
Kotarbinski, «Dialectics and humanism», 1977, v. 4, M
1.
КРАСОТА, см. Прекрасное.
КРАТИЛ (????????) из Афин (2-я пол. 5 в.—нач. 4 в. до н. э.), др.-греч. философ.
По преданию,
последователь Гераклита и учитель Платона; гл. персонаж платоновского диалога
«Кратил» (осн.
источника о его жизни наряду с «Метафизикой» Аристотеля). Согласно Платону и
Аристотелю, К.
признавал всеобщую изменчивость вещей и высказывался о природе имени, но если,
по Платону, он
заявлял, что всякое имя обладает правильностью, обусловленной природой именуемой
им вещи, то,
по Аристотелю, К., ссылаясь на изменчивость («В одну и ту же реку нельзя
вступить и единожды»,—
говорил он, возражая Гераклиту), вообще отрицал к.-л. возможность правильно
назвать вещь и
предпочитал указывать на неё пальцем. Это противоречие, вероятно, отражает
эволюцию во взглядах
К. под влиянием (сократовской или платоновской) критики чувств. познания: иных
вещей, кроме
чувственных, К. не признавал. По Платону, К. также утверждал, что все законы
правильны и что
всякое высказывание истинно. Близкие этому идеи встречаются у Антисфена и нек-
рых софистов.
282 КОТАРБИНЬСКИЙ
* Фрагменты: DK II, S. 69—70. Kirk G. S., The problem of Cratylus, «American
Journal ut Philology», 1951, v. 72, p. 225—
53; Allan D. .!., The problem of Cratylus, там же, 1954, v. 75, p. 271—87;
MondolfoR II problema di Cratilo e la interpretazione
di Eraclito, «Rivista critica di storia della filosofia», 1954, anno 9, fasc. 9,
p. 221—31
КРАУЗЕ (Krause) Карл Кристиан Фридрих (6.5.1781 i Айзенберг, Тюрингия,—
27.9.1832, Мюнхен),
нем. философ-идеалист. Учился в Йенском ун-те (1797—1802) у Фихте и Шеллинга.
Пытался
объединить теизм и пантеизм в системе т. н. панентеизма (К. впервые ввёл этот
термин): мир
покоится в боге, к-рый, однако, не сливается с ним, а есть изначальная сущность
всего; мир —
создание бога, способ его проявления. Значит.
известность получило также учение К. о естеств. праве, основанном на
нравственности, и его призыв
к всемирному союзу народов. В Испании и Лат. Америке возникла школа
последователей К. (исп.
крау-сизм; Сане дель Рио, Хинер де лос Риос и др.).
• System der Sittenlelire, Bd l, Lpz., 1810; Vorlesungen uber das System der
Philosophie, Gott., 1828; Abriss des .Systems der
Philosophie des Hechts oder Naturrechts, Gott., 1828; Das Urbild der Menschheit,
Lpz., 19032.
• История философии, т. 3, ?., 1959, с. 560—61; L e o n h a r-d i H. v., K. Ch.
F. Krause's Leben und Lehre, Lpz., 1902; M o r
i l l a s J. L., El Krausismo espanol, Мех., 1956.
КРЕАЦИОНИЗМ (от лат. creatio — сотворение), ре-лиг. учение о сотворении мира
богом из ничего.
Характерен для теистич. религий — иудаизма, христианства, ислама.
КРЕСТЬЯНСТВО (от рус. «крестьянин», первоначально — христианин, человек; в совр.
значении
— с кон. 14 в.), в досоциалистич. формациях — совокупность мелких с.-х.
производителей, ведущих
индивидуальное х-во силами своей семьи; при социализме — совокупность членов с.-
х. производств.
кооперативов, совместно владеющих средствами произ-ва и ведущих крупное
коллективное х-во.
К. сформировалось в ходе разложения первобытнообщинного строя; материальной
предпосылкой его
возникновения послужило выделение семейного парцеллярного х-ва в качестве гл.
формы
организации производит. сил. По мере обособления различных форм обществ. произ-
ва и укрепления
семейно-индивидуаль-ного х-ва, становящегося осн. экономич. ячейкой общества,
происходила
замена кровнородств. общины территориальной (соседской) общиной, складывалась
частная
собственность, а вместе с ней шла имущественная и социальная дифференциация
общинников,
основная масса которых становилась зависимым и эксплуатируемым слоем,
превращалась в особый
общественный класс.
Мелкое крест. х-во было широко распространено как в антич. обществе в пору его
расцвета, так и в
эпоху феодализма, и продолжает существовать наряду с капиталистич. способом
произ-ва (см. К.
Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 87—88, 346, 513—14). В
классич. форме крест. х-
во характеризуется натурально-потребит. направленностью, сочетанием сел. х-ва с
домашней пром-
стью, простым воспроиз-вом. В рамках парцеллярного х-ва существует лишь
половозрастное
распределение трудовых функций. Труд выступает в своей специфич. конкретной
форме, а продукт
труда — как потребит. стоимость. По словам К. Маркса, «каждая отдельная
крестьянская семья
почти что довлеет сама себе, производит непосредственно большую часть того, что
она потребляет,
приобретая таким образом свои средства к жизни более в обмене с природой, чем в
обмене с общест-
вом» (там же, т. 8, с. 207).
По мере прогресса производит. сил и развития обществ.
разделения труда К. вовлекалось в более широкую обществ. связь, создаваемую
растущими товар-но-
ден. отношениями. Это постепенно подрывало натуральность и замкнутость крест. х-
ва, но даже
капитализм не сразу разрушает его автаркизм. Вместе с сохранением натурально-
потребит.
парцеллярного х-ва сохраняется и К. как специфич. обществ. слой. При
всей многоликости К. разных эпох и регионов, различии его места в обществ.
системе ему
свойственны такие черты, как патриархальность, приверженность к традиции в
произ-ве, быту и
сознании, узость интересов, местная замкнутость, изолированность от внеш. мира и
раздробленность.
«Крестьяне,— писал В. И. Ленин,— это есть класс патриархальной эпохи...» (ПСС,
т. 38, с. 354).
Социально-экономич. природа К. двойственна: с одной стороны, это неносредств.
производители,
труженики, с другой — мелкие хозяева, частные собственники. Способ произ-ва и
весь образ жизни
крестьян изолируют их друг от друга. Маркс писал: «Поскольку миллионы семей
живут в
экономических условиях, отличающих и враждебно противопоставляющих их образ
жизни, интересы
и образование образу жизни, интересам и образованию других классов,— они
образуют класс.
Поскольку между парцелльными крестьянами существует лишь местная связь,
постольку тождество
их интересов не создает между ними никакой общности, никакой национальной связи,
никакой по-
литической организации,— они не образуют класса. Они поэтому неспособны защищать
свои
классовые интересы от своего собственного имени...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч.,
т. 8, с. 208).
В условиях классового общества К. неизбежно является подчинённым,
эксплуатируемым, социально
приниженным классом. В докапиталистич. эпоху К., как и все классы, представляет
собой класс-
сословие, к-рое характеризуется не только определ. местом в обществ.
произ-ве с вытекающими отсюда отношениями к средствам произ-ва и произведённому
продукту, но
и с фиксированными традицией или законом правами и обязанностями.
В др.-вост. обществах осн. масса К. являлась низшим социальным слоем и была
организована в
общины, объединявшиеся гос-вом, к-рое присваивало часть их прибавочного продукта
и подчиняло в
форме поголовного рабства. Крестьяне-общинники платили ден. и натуральные
налоги, выполняли
большой объём обществ.
работ (стр-во ирригац. сооружений, храмов, дворцов, воен. укреплений и т. п.).
Усиление бремени
налогов и повинностей разоряло значит. часть крестьян, к-рые теряли связь с
общиной и попадали в
зависимость от частных лиц, храмов и др. корпораций господствующего класса.
В Др. Греции и Др. Риме времён классич. античности общинная (гос.) собственность
на землю и по-
лисная организация сдерживали социальное расслоение и обеспечивали сохранение
личной свободы
осн. массы крестьян. Подвергаясь эксплуатации со стороны гос-ва и господствующих
слоев,
античное К. в то же время присваивало часть прибавочного продукта, создаваемого
классом рабов и
покорёнными народами. Утверждение рабовладельч. способа произ-ва и рост частной
собственности
подорвали экономич. базу свободного К. В поздних антич. обществах К. заметно
дифференцируется.
Растёт контингент зависимых людей. Получает распространение колонат,
предшествующий феод.
формам зависимости К.
При феодализме К. — один из двух осн. обществ. классов, гл. антагонист
господствующего класса
феодалов. Эксплуатация К., отчуждение у него прибавочного продукта (или труда)
осуществлялись
через монополию собственности на осн. средство произ-ва — землю. Но поскольку
крестьянин
оставался владельцем не только орудий, скота и построек, но и зем. наделов,
изъятие прибавочного
продукта осуществлялось путём внеэкономич. принуждения, на основе личной
зависимости крестьян
от зем. собственников. Прибавочный продукт у феодально-зависимого крестьянина
изымался в виде
докапиталистич. зем. ренты — отработочной, продуктовой и денежной. Переход от
натуральных
форм ренты к денежной был результатом развития товарно-ден. отношений и
сопровождался смяг-
чением феод. зависимости. Однако в ряде вост.-европ. стран под влиянием
становления капитализма
в Зап. Европе происходило и усиление барщины (отработочной ренты) и
крепостничества.
Социальные противоречия феодализма находили выражение в классовой борьбе между
К. и
феодалами, особенно в крест. восстаниях, нередко перераставших в длит. крест.
войны. Антифеод.
борьба К. играла прогрессивную роль, ограничивая эксплуататорские устремления
господствующих
классов, а в эпоху разложения феодализма — расшатывала устои последнего,
подготавливая его
гибель, и стала важной движущей силой бурж.-демократич. революций.
С утверждением капитализма К. утрачивает роль осн. обществ. класса. Оно
освобождается от личной
зависимости, юридически уравнивается в правах с др. обществ. слоями. Мелкокрест.
уклад
постепенно принимает торг.-предпринимат. характер. К. «раскрестья-нивается»,
подвергаясь
постоянному расслоению на социально неоднородные группы, в конечном итоге — на
пролетариат и
буржуазию. Однако процесс разложения парцеллярного х-ва длителен и сложен. Лишь
в
Великобритании каниталистич. произ-во полностью вытеснило парцеллу ещё в ходе
своего
становления, результатом чего было и исчезновение К. как специ-фич. обществ.
слоя.
Наиболее радикальная и быстрая капиталистич. перестройка сел. х-ва происходила
при отсутствии
или революц. ликвидации феод. землевладения на основе свободного втягивания
крест. х-в в
рыночные отношения («американский» путь агр.-капиталистич. развития). Там, где
«...
средневековые отношения землевладения не ликвидируются сразу, а медленно
приспособляются к
капитализму, который надолго сохраняет в силу этого полуфеодальные черты» (Ленин
В. И., ПСС, т.
17, с. 129), имеет место консервативный («прус-ский») путь агр.-каниталистич.
эволюции. Его отли-
чает широкое использование внеэкономич. принуждения и кабальной эксплуатации К.
со стороны
господствующих классов и нарождающейся буржуазии. В деревне развёртываются
процессы
массовой пауперизации, «непролетарского обнищания», представляющие «...низшую и
худшую
форму разложения крестьянства» (Ленин В. И., там же, т. 4, с. 56). В России до
1917 шла борьба двух
путей агр.-капиталистич. эволюции. «Поскольку в нашей деревне крепостное
общество вытесняется
„современным" (буржуазным) обществом,— писал Ленин,— постольку крестьянство
перестает быть
классом, распадаясь на сельский пролетариат и сельскую буржуазию... Поскольку
сохраняются еще
крепостные отношения,— постольку "крестьянство" продолжает еще быть классом, т.
е. повторяем,
классом не буржуазного, а крепостного общества» (там же, т. 6, с. 312).
С развитием капитализма, по мере углубления обществ.
разделения труда и роста специализации в сел. х-ве, усиливается зависимость
крестьян от рынка, их
х-ва всё более подчиняются законам капиталистич. конкуренции, превращаются в
коммерч.
предприятия. В условиях совр. науч.-технич. революции создаются условия для
полного перевода
сел. х-ва на пром. основу. Крест. х-ва в развитых капиталистич. странах или
полностью подчиняются
монополиям и превращаются в простое технология, звено процесса крупного произ-ва
или просто
вытесняются и исчезают. Это находит своё выражение в резком падении уд. веса
самодеят. насе-
ления, занятого с.-х. трудом,— с нач. 50-х гг. до нач. 70-х гг. 20 в. в 2—3
раза.
Социалистич. революция коренным образом изменяет обществ.-экономич. положение К.
Помещичье
и крупное капиталистич. землевладение ликвидируется; осн. масса земель переходит
трудящимся
крестьянам.
КРЕСТЬЯНСТВО 283
Социалистич. гос-во оказывает помощь бедняцко-се-редняцким слоям К.,
ограничивает
эксплуататорские возможности и развитие кулачества, используя налоговую
политику,
землеустройство, снабжение машинами и орудиями, кредит и т. п.
Однако до перехода к социалистич. формам произ-ва крест. х-ва в массе своей
остаются
мелкотоварными и продолжают порождать «... капитализм и буржуазию постоянно,
ежедневно,
ежечасно, стихийно и в массовом масштабе» (Ленин В. И., там же, т. 41, с. 6).
Так, в сов. деревне
эпохи нэпа численно уменьшались бедняцкие, полупролетарские слоя, росло и
укреплялось среднее,
мелкобурж. К., при одновременном, хотя и более медленном, чем при капитализме,
росте бат-
рачества и кулачества.
Коренное отличие развития деревни в условиях строительства социализма состоит в
образовании и
развитии социалистич. и переходных к социалистическим производств. отношений.
Широкое
распространение получают различные формы кооперирования крест. х-в в сфере
товарно-ден. обмена
и обслуживания мелкого произ-ва. Кооперация связывает крест. х-во с социалистич.
пром-стью и
постепенно меняет его обществ.-экономич. отношения, внедряя и усиливая в них
элементы
коллективизма. Возникают и растут социалистич. формы с. х-ва — госхозы и
производств. коопе-
ративы (в СССР — совхозы и колхозы).
Осн. звеном социалистич. преобразования с. х-ва явилось массовое производств.
кооперирование
крест. х-в, означавшее глубочайшую революцию в экономич. отношениях, во всём
укладе жизни К.
Мелкотоварный уклад в деревне уступает место социалистическому; индивидуальный
труд
заменяется коллективным; развёртывается процесс коренной технич. реконструкции
с. х-ва,
создаются основы для его перевода на индустриальную основу. В СССР производств.
кооперирова-
ние осн. массы крест. х-в проходило в форме сплошной коллективизации (1930—32).
В большинстве
за-рубежных социалистич. стран производств. кооперирование было проведено в
течение 50-х гг.
Повсюду процесс массового кооперирования крест. х-в развивался в тесной связи с
индустриализацией, а также культурной революцией. Деревня избавилась от
классового расслоения,
К. стало социально однородным классом. Превращение К. в класс социалистич.
общества означало
решающее сближение его с рабочим классом, укрепление союза этих классов как
основы нового
обществ. строя (см. Союз рабочего класса и крестьянства).
Индустриализация с.-х. произ-ва и повышение производительности с.-х. труда
обусловили быстрое
сокращение численности и уд. веса сел. населения, в т. ч. К. В СССР, доля сел.
населения в 1926
составляла 82,1% (в т. ч. К. — 75%); в 1939 соответственно — 67% и 49,8%
(включая крестьян-
единоличников и некооперированных кустарей, к-рые составляли 2,6%); в 1959— 52%
и 31,7%; в
1970 — 40% и 17,8%, в 1981 — 37% и 13,8%.
Дальнейшее развитие производит. сил в условиях развитого социализма ведёт к
постепенному
преобразованию с.-х. труда в разновидность индустриального. Повышение уровня
обобществления
произ-ва сближает кооперативную собственность с государственной, подготавливает
условия для
полного их слияния в единую общенар. собственность. Крупным шагом на этом пути
является
образование межкооперативных, а также смешанных гос.-кооперативных объединений,
интенсивный
процесс формирования агр.-пром. комплекса экономики. Одновременно происходит
совершенство-
вание форм организации и оплаты труда колхозников, распространение на них
системы социального
обеспечения, установленной для рабочих и служащих. Всё
284 КРИЖАНИЧ
это постепенно ведёт к уничтожению разницы в социальном положении рабочих и К.
(см. Материалы
XXVI съезда КПСС, 1981, с. 53).
Развивающиеся страны в большинстве своём сохраняют крест. облик. В Азии и Африке
К. составляет
осн. массу населения. В Лат. Америке уд. вес самостоят.
мелких крестьян резко сокращается в результате пауперизации, возрастает масса
полупролетарского
и полукрестьянского населения и особенно люмпен-пролетариев. В тропич. Африке,
ряде стран и
районов центр. и юго-вост. Азии значит. масса сел. населения ещё не порвала с
родо-племенными
отношениями. Не будучи К. в строгом смысле этого слова, оно подвергается
капиталистич.
эксплуатации и расслоению или — в странах социалистич. ориентации — вовлекается
в процесс
кооперирования так же, как и собственно крест. слои.
К. развивающихся стран — активная революц. сила в совр. мире, вместе с рабочим
классом
борющаяся против местных эксплуататоров (помещиков, кулаков, представителей
торг.-пром.
буржуазии) и иностр. гос.-монополистич. капитала. Вместе с тем крест.
революционность
характеризуется стихийностью, резкими колебаниями и противоречиями в политике и
идеологии,
связью с религ. движениями.
Огромный ущерб мировому революц. процессу в совр. условиях наносят
неопопулистские и другие
концепции перехода «революц. мандата» от рабочего класса к К., превращения К. в
гл. революц.
силу.
Историч. опыт подтвердил верность марксистско-ленинского положения о союзе
рабочего класса и
К. как необходимом условии революц. преобразования общества. Гл. предпосылкой
успешного
развития союза трудящихся классов и решения стоящих перед ними революц. задач
является
руководящая роль рабочего класса и его авангарда — коммунистич. и рабочих
партий.
• Маркс К., Восемнадцатое брюмера Луи Бонапарта, Маркс К. и Э н г е л ь с Ф.,
Соч., т. 8; е г о ж е, Капитал, т. 1, там
же, т. 23, гл. 24; его же, Капитал, т. 3, там же, т. 25, гл. 36—47; его же,
Экономич. рукописи 1857—1859 гг., там же, т. 46
(ч. 1—2); Энгельс Ф., Крест. вопрос во Франции и Германии, там же, т. 22; Ленин
В. И., Развитие капитализма в России,
ПСС, т. 3; е г о ж е, Агр. программа социал-демократии в первой рус. революции
1905 —1907 гг., там же, т. 16; его же,
Доклад о земле 26 октября (8 ноября) [1917], там же, т. 35; его ж е, Очередные
задачи Сов. власти, там же, т. 36; его же,
Письмо к елецким рабочим, там же, т. 37; его m е, Пролет. революция и ренегат
Каутский, там же; его же, Проект
программы РКП(б), там же, т. 38; его же, Доклад о работе в деревне 23 марта
(1919 г.), там же; его же, Экономика и
политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39; его же, Первонач.
набросок тезисов по агр. вопросу (Для 2-го
съезда Коммунистич. Интернационала), там же, т. 41; е г о ж е, Доклад о замене
разверстки натуральным налогом 15
марта (1921 г.), там же, т. 43; его ж е, О продовольств. налоге (Значение новой
политики и ее условия), там же; его же,
Тезисы доклада о тактике РКП 13 июня 1921 г. (III конгресс Коммунистич.
Интернационала), там же, т. 44; его ж е, К че-
тырехлетней годовщине ???. революции, там же; его же, О кооперации, там же, т.
45; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI
съезда КПСС, М., 1981;
Конституция (Основной Закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977;
Брежнев Л. И., О Конституции СССР,
М., 1977; Арутюнян Ю. В., Социальная структура сельского населения в СССР, ?.,
197?, С и м у ш П. И., Социальный
портрет сов. К., М., 1976; Староверов В. И., Социальная структура сельского
населения СССР на этапе развитого
социализма, М., 1978. . В. П. Данилов, Л. В. Данилова.
КРИЖАНИЧ (Krizanic) Юрий (ок. 1618, Обрх, близ Горицы, Югославия,— 12.9.1683,
близ Вены),
представитель обществ.-политич. мысли славян 17 в., писатель; священник-
миссионер. По
национальности хорват. В 1642 защитил докторскую диссертацию в Риме. С 1659 жил
в России; в
1661 (по неизвестным причинам) был сослан в Тобольск. После освобождения (в
1676) жил в
Польше. К. пропагандировал идею о языковой и этнич. общности славян. Он
предпринял попытку
создания «общеславянского» языка. Предпосылку нац. возрождения и единства слав.
народов усмат-
ривал в объединении католич. и православной церквей. Ведущую роль в сплочении
славян отводил
Рус.
гос-ву. Ему принадлежит проект политич. и экономич. преобразований в России.
В разработанной им классификации наук К. отнёс философию к разряду «мирского
знания», включив
в её состав «логику, физику и этику». Всемирную историю рассматривал как
непрерывный процесс, в
ходе к-рого одни народы и страны приходят в упадок, а другие достигают расцвета.
К. был
сторонником провиденциализма, однако допускал возможность воздействия людей на
нек-рые
стороны историч. процесса.
• Собр. соч., в. 1—3, М., 1891—93; О промысле, М., 1860; Политика, [рус. пер.],
М., 1965.
• Плеханов Г. В., История рус. обществ. мысли, Соч., т. 20, М.— Л., 1925; Д а ц
ю к Б. Д., Ю. К., [М.], 1946; М о р-
духович Л. М., Филос. и социологич. взгляды Ю. К., «Краткие сообщения Ин-та
славяноведения АН СССР», 1963, № 36.
«КРИТИКА ГОТСКОЙ ПРОГРАММЫ», программный документ науч. коммунизма, написанный
К. Марксом в нач. мая 1875 в виде «Замечаний к программе германской рабочей
партии». Работа
представляет собой кри-тич. разбор теоретич. ошибок, содержащихся в проекте
программы
Социалистич. рабочей партии Германии, опубликованном в марте в связи с
предстоящим в мае на
съезде в Готе объединением двух рабочих партий — эйзенахцев и лассальянцев
(отсюда назв.). К
работе Маркса непосредственно примыкает письмо Ф. Энгельса А. Бебелю от 18—28
марта 1875,
содержащее аналогичную критику проекта программы. «К. Г. п.» была впервые
опубликована
Энгельсом с его предисловием в 1891 в связи с предстоявшим на Эрфуртском съезде
пересмотром
Готской программы.
Критикуя ряд антинауч. положений и теоретич. уступок лассальянству, имевшихся в
проекте Готской
программы, Маркс разработал в «К. Г. п.» ряд важнейших положений теории
коммунистич. обществ.
формации. В этой работе достигает классич. зрелости марксистское учение о
стадиях становления и
развития коммунистич. формации: о переходном периоде от капитализма к коммунизму
(социализму) и двух фазах развития коммунистич. общества.
В «К. Г. п.» Маркс даёт классич. определение переходного периода как периода
диктатуры
пролетариата: «Между капиталистическим и коммунистическим обществом лежит период
революционного превращения первого во второе. Этому периоду соответствует и
политический
переходный период, и государство этого периода не может быть ничем иным, кроме
как рево-
люционной диктатурой пролетариата» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 27).
Описывая две фазы коммунистич. общества, Маркс выявляет как их общую основу, так
и существ.
различия между ними (см. там же, с. 16—21). Говоря о первой фазе, Маркс
подчёркивает, что
поначалу новое общество только выходит после долгих мук родов из старого
общества и поэтому во
всех отношениях ещё сохраняет родимые пятна старого общества. Только на
следующей ступени
коммунистич. общество развивается на своей собств. основе. Маркс исследует
распределение
совокупного обществ. продукта, принцип распределения по труду, проблемы
равенства и права на
первой фазе; даёт классич. характеристику высшей фазы коммунистич. общества;
углубляя
понимание проблемы отмирания гос-ва, ставит вопрос о «государственности
коммунистического
общества», т. е. о том, «...какие общественные функции останутся тогда,
аналогичные теперешним
государственным функциям» (там же).
Теоретич. содержание «К. Г. п.» было специально проанализировано и развито
дальше в книге В. И.
Ленина «Государство и революция».
? Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 19, с. 1—32, т. 22, с. 95—96; Ленин В. И., Гос-
во и революция. ПСС, т. 33, гл. 5; Карл
Маркс. Биография, М., 19732, гл.14; Марксистско-ленинское учение о социализме и
современность, М., 1975, гл. 1;
Марксистская философия в 19 в., кн. 2— Развитие марксистской философии во второй
пол. 19 в., М., 1979, гл. 11;
Revolu-
tionares Parteiprogramm — Hevolutlonare Arbeitereinheit, В., 1975.
КРИТИКА И САМОКРИТИКА, метод раскрытия и преодоления противоречий обществ.
развития;
необходимая сторона материальной и духовной деятельности; один из коренных
принципов
революц. преобразующей деятельности марксистско-ленинских партий, а в
социалистич. обществе
— и всего народа; одна из движущих сил развития социалистич. общества; принцип
нравств.
воспитания, самовоспитания и духовного развития людей. Сущность К. и с. состоит
в познании и
раскрытии в той или иной форме противоречий, ошибок и недостатков, возникающих
по
объективным или субъективным причинам в ходе обществ. практики с целью их
преодоления.
Объективной основой К. и с. служит противоречивый процесс историч. развития,
различия в
обществ. интересах классов и групп, борьба между новым и старым, прогрессивным и
консервативным, происходящая во всех сферах обществ. жизни, в сознании людей.
«...Жизнь идет
вперед противоречиями...» (Л е-нин В. И., ПСС, т. 47, с, 219).
В условиях капиталистич. общества с присущими ему социальными антагонизмами К.
Маркс
рассматривал «оружие критики» как одно из действенных средств классовой борьбы
пролетариата.
В. И. Ленин подчёркивал жизненное значение К. и с. для осуществления
социалистич. революции,
для деятельности Коммунистич. партии (см. там же, т. 44, с. 150, 205, 209). В
рабочем и
коммунистич. движении, нац.-освободит. борьбе народов оружие критики широко
использовалось и
используется для разоблачения эксплуататорской сущности капитализма и политики
господств.
классов.
В условиях социализма изменение характера обществ.
отношений, ликвидация антагонистич. противоречий и эксплуататорских классов
коренным образом
меняют назначение и характер критики. Из оружия разрушения и революц.
ниспровержения старого
строя она превращается в орудие созидания социализма и коммунизма.
Объективными предпосылками К. и с. в социалистич. обществе служат противоречие
между быстро
растущими обществ. потребностями и возможностями их удовлетворения, достигнутым
уровнем
развития производит.
сил, необходимость постоянного совершенствования производств. и всех обществ.
отношений (см.
там же, т. 42, с. 37).
Строительство социализма и коммунизма — непрерывный процесс борьбы за новое в
производстве,
в отношениях людей, в психологии и морали членов общества. В условиях достигшего
высокой
зрелости идейно-политич. единства народа при социализме эта борьба не выливается
в крупные
социальные конфликты, но это не исключает серьёзного характера и остроты борьбы.
К. и с.
выступает одними из важнейших средств оценки обществ. практики, переоценки
устаревших
взглядов и представлений. Необходимость К. и с. диктуется также субъективными
ошибками и
недостатками, неизбежными в сложных условиях созидания нового общества.
Ленинские положения о К. и с. воплощены в Программе КПСС (1961) и Уставе КПСС
(1971), в
Конституции СССР (1977). С помощью К. и с. народы Сов. Союза выявляют
противоречия,
нерешённые проблемы и трудности, «...отбирают лучшие формы и методы
коммунистического
строительства» (Программа КПСС, 1972, с. 133).
Развитие К. и с. определяется совокупностью объективных и субъективных условий —
экономич. и
политич. зрелостью социализма, внутр. и внеш. положением страны, масштабом и
характером
стоящих перед ней задач, уровнем развития демократии, степенью
КРИТИКА 285
идейной и политич. сознательности и культуры граждан, активностью парт. орг-ций,
общественности. Критика является ответств. политич. актом, затрагивающим широкие
обществ.
интересы, и поэтому отношение к ней определяется в зависимости от того, с каких
позиций и с
какими целями она ведётся. Критерием общественно полезной критики служат
объективные
закономерности обществ. развития, принципы марксистско-ленинской идеологии и
политики, сов.
Конституция и социалистич. законность.
Принципиальные К. и с. проникнуты заботой об интересах социализма и коммунизма,
интересах
народа, укреплении и развитии Коммунистич. партии и социалистич. гос-ва.
Критике, направленной
на устранение недостатков в парт. и гос. руководстве, в теории и практике
социалистич. и
коммунистич. строительства, не ставится никаких ограничений. Каждый сов.
гражданин имеет право
критиковать деятельность любых парт. и сов. органов, а также любых работников,
невзирая на то,
какой пост они занимают.
Борьба против нарушений обществ. и гос. интересов, ошибок и недостатков во всех
сферах жизни
страны является для каждого сов. гражданина обществ. долгом, а для коммунистов
также парт.
обязанностью. Устав КПСС прямо предписывает членам партии «развивать критику и
самокритику,
смело вскрывать недостатки и добиваться их устранения, бороться против
парадности, зазнайства,
самоуспокоенности, местничества, давать решительный отпор всяким попыткам зажима
критики,
выступать против любых действий, наносящих ущерб партии и государству, и
сообщать о них в
партийные органы, вплоть до ЦК КПСС» (1971, с. 9—10).
Содержание, характер, формы критики в социалистич. обществе и в партии
определяются в
зависимости от объекта критики с учётом существующих социалистич. обществ.
отношений,
внутрипарт. отношений, целей, к-рые ставятся перед критикой.
КПСС всегда была и остаётся беспощадной в критике империализма и его политики, в
критике бурж.
идеологии. Разногласия и противоречия со своими союзниками, соратниками по
борьбе КПСС
стремится ликвидировать с помощью терпеливой товарищеской критики, убеждения.
Этот подход
КПСС распространяет и на внутрипарт. критику.
Поскольку объектом критики в Коммунистич. партии и социалистич. обществе обычно
служат
недостатки и ошибки, к-рые допускаются людьми, поддерживающими цели, за к-рые
борются партия
и народ, к критике предъявляется требование, чтобы она открывала перспективу
исправления
допущенных отступлений, а не носила уничтожающий характер. Партия учит правильно
пользоваться методом критики, выступать с обдуманным мнением, с проверенными
фактами, обос-
нованными предложениями, тактично, чтобы добиваться положит. изменений в работе
коллективов
трудящихся, парт., гос., хоз. органов и обществ. орг-ций, в поведении и личной
жизни членов
общества.
Отличит. черта принципиальной критики — её конструктивный характер. Она более
действенна,
когда ошибки и недостатки не только критикуются, но и выясняются их причины,
вскрываются их
корни, вносятся конкретные предложения о путях их исправления.
Трибуной К. и с. служат систематически созываемые парт. собрания и собрания
трудящихся, парт. и
профсоюзные конференции и съезды, пленумы парт. комитетов, совещания партийного,
советского,
профсоюзного, комсомольского актива, печать, радио, телевидение, кино и др.
КПСС добивается, чтобы принципиальная критика повсеместно находила необходимую
обществ.
поддержку, чтобы каждое критич. замечание своевременно учитывалось и
претворялось в жизнь.
286 КРИТИКА
Коммунистич. партия стремится к тому, чтобы в каждом коллективе была создана
атмосфера
обществ. заинтересованности в выявлении и устранении ошибок и недостатков, чтобы
эффективно
действовал соответствующий механизм для их исправления. Важная гарантия развития
К. и с.
состоит в строгом соблюдении принципов парт. и сов. демократии, социалистической
законности.
Отношение к критике, умение правильно её воспринимать и по-деловому отвечать на
неё служат
пробным камнем политич. зрелости коммунистов, руководителей, всех членов
социалистич.
общества. Партия решительно осуждает тех руководителей, коммунистов, к-рые
проявляют
бюрократич. самомнение и чванство, нетерпимо относятся к критике. Преследование
за критику
является тяжким злом, виновные в этом привлекаются к строгой ответственности.
Развивая и совершенствуя социалистич. и внутри-парт. отношения, укрепляя
демократию и
законность, заботясь о политич. и идейном росте коммунистов и всех граждан,
Коммунистич. партия
создаёт тем самым необходимые условия для того, чтобы К. и с. служили могучей
движущей силой в
процессе коммунистич. созидания.
• Маркс К., К критике гегелевской философии права. Введение, Маркс К. и Э н г с
л ь с Ф., Соч., т. 1; е г о же,
Послесловие ко второму изд. (.работы «Капитал. Критика политич. экономии». Том
первый], там же, т. 23; Ленин В. И.,
Шаг вперед, два шага назад, ПСС, т. 8; е г о ж е, О смешении политики с
педагогикой, там же, т. 10; его же, Тезисы об
осн. задачах Коминтерна, там же, т. 41; е г о ж е, К четырехлетней годовщине
???. революции, там же, т. 44; Устав
КПСС, М., 1980; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС,
М., 1981. ?. ?. Петренко.
«КРИТИКА ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЭКОНОМИИ», рукопись К. Маркса 1857—58, первоначальный
вариант «Капитала», опубл. в 1939 в Москве на языке оригинала под редакц. назв.
«Grundrisse der
Kritik der politischen Okonomie (Rohentwurf)» [«Осн. черты критики политич.
экономии (черновой
набросок)»]. В этой работе, на основе применения материалистич. понимания
истории к области
политич. экономии, к анализу капиталистич. способа произ-ва, Маркс сделал своё
второе великое
открытие — открыл прибавочную стоимость и разработал в общих чертах теорию
прибавочной
стоимости, являющуюся краеугольным камнем марксистской политич. экономии.
Толчком,
ускорившим начало работы над рукописью, явилось приближение мирового экономич.
кризиса 1857,
с к-рым Маркс связывал перспективы революции в Европе. С авг. 1857 по май 1858
он создал
рукопись объёмом свыше 50 печатных листов, к-рая явилась первым из трёх черновых
вариантов
будущего «Капитала». Маркс предполагал опубликовать результаты своих 15-летних
экономич.
исследований, начатых в 1843—44, в виде большого труда под назв. «К критике
политич. экономии»,
издаваемого отд. выпусками. В 1859 вышел первый выпуск, остальная часть плана
осуществилась в
виде 4 тт. «Капитала». Рукопись 1857—58 состоит из «Введения» и трёх глав: о
стоимости, деньгах и
капитале (написаны в такой последовательности: «II. Глава о деньгах», «III.
Глава о капитале»,
начало главы «I. Стоимость»).
«Введение» написано в конце авг. 1857. В янв. 1859 в предисловии к «К критике
политич. экономии»
Маркс писал: «Общее введение, которое я было набросал, я опускаю, так как по
более основательном
размышлении решил, что всякое предвосхищение выводов, которые еще только должны
быть
доказаны, может помешать, а читатель, который вообще захочет следовать за мной,
должен решиться
восходить от частного к общему» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 13, с. 5). Т.
о., «Введение» является
наброском «общего введения» к экономич. труду Маркса. В заменившем его
предисловии Маркс
описал эволюцию своих взглядов, ход своих политико-экономич. исследований и дал
классич.
формулировку сущности материалистич. понимания истории, на к-рое опирается
марксистская
политич. экономия. Взгляды, близкие к содержанию «Введения», были развиты в
написанной и
опубл. в авг. 1859 рецензии Ф. Энгельса на книгу Маркса. Впервые нем. текст
«Введения» был
опубликован в 1903, рус. пер.— в 1922.
Содержание «Введения» исключительно богато: проблемы политич. экономии,
диалектич. метода,
историч. материализма, эстетики. В нём получили дальнейшее развитие идеи
«Экономическо-филос.
рукописей», «Нем. идеологии», «Нищеты философии». «Введение» состоит из 4
параграфов. В
первых двух Маркс определяет предмет политич. экономии прежде всего как
материальное произ-во;
доказывает, что произ-во есть произ-во общественное и исторически определённое.
Он раскрывает
диалектич. взаимосвязь произ-ва, распределения, обмена и потребления и
показывает, что эти
категории представляют собой единство, в к-ром произ-во является господствующим
и
определяющим моментом, и что распределение, обмен и потребление являются
моментами самого
произ-ва, взятого в целом. Маркс подвергает критике свойственные бурж. политич.
экономии
робинзонады, внеисторич. рассмотрение произ-ва и метафизич. понимание произ-ва,
распределения,
обмена и потребления. В важнейшем для философии 3-м параграфе («Метод политич.
экономии»)
Маркс решает вопрос о начале исследования и последовательности рассмотрения
экономич.
категорий, выясняет соотношение абстрактного и конкретного, исторического и
логического в
объективной действительности и развитии познания, процесса действит. развития и
процесса его
познания, истории и теории науки и подвергает критике идеалистич. диалектику
Гегеля; на этой
основе Маркс формулирует осн. закономерности диалектико-материалистич. метода
исследования и
изложения, метода восхождения от абстрактного к конкретному. Хотя речь идёт
здесь
непосредственно о методе политич. экономии, общие закономерности метода
восхождения имеют
значение и для др. наук. Этот параграф содержит наиболее полное и глубокое
изложение взглядов
Маркса на метод науч. исследования. 4-й параграф остался незаконченным. Он
представляет собой
набросок плана анализа осн. категорий, выражающих общую структуру общества
(обществ.
формации). Маркс предполагал здесь рассмотреть диалектику производит. сил и
производств.
отношений, соотношение базиса и надстройки. В этой же части «Введения»
сформулированы
важнейшие положения марксистской эстетики о соотношении материального и
художеств. произ-ва,
развития общества и развития иск-ва. На примере иск-ва Маркс рассматривает
вопрос об относит.
самостоятельности надстроечных явлений.
Главы о стоимости, деньгах и капитале были написаны между концом окт. 1857 и
концом мая 1858. В
них Маркс начал осуществление общего плана своего труда, к-рый он сформулировал
во
«Введении». К началу этого осн. этапа работы (очевидно, к концу окт. 1857)
относится новое
обращение Маркса к «Логике» Гегеля, что содействовало разработке диалектико-
материалис-тич.
метода марксистской политич. экономии. К этому времени (см. письмо Маркса
Энгельсу 14 янв.
1858) относится возникновение у Маркса замысла написать «Диалектику». Рукопись
1857—58
представляет собой решающий этап в процессе создания метода «Капитала». Исследуя
капиталистич.
способ произ-ва, Маркс рассматривает его как органич. систему, к анализу к-рой
он применяет все
средства диалектико-материа-листич. методологии: положения материалистич.
понимания истории,
законы и категории диалектики, ло-гич. приёмы исследования.
Применение материалистич. понимания истории к политич. экономии привело к
открытию
прибавочной стоимости и на этой основе к познанию закона движения капиталистич.
способа произ-
ва. Это явилось решающим доказательством истинности социально-ис-торич.
концепции Маркса.
Тем самым завершился про-
цесс превращения материалистич. понимания истории из гипотезы в научно
обоснованную теорию.
Вместе с тем это привело к существ. обогащению данной концепции, гл. обр. той её
части, к-рая
выражает законы существования и развития материального произ-ва, экономич.
основы общества. В
«К. ц. э.» Маркс углубляет, развивает, конкретизирует понятия: труд, способ
лроиз-ва, производит.
силы, производств. отношения. Он впервые выявляет здесь внутр. механизм процесса
труда, его осн.
элементы: труд как деятельность человека, средства труда, предмет труда, продукт
труда; выделяет
все элементы производит. сил, вводит важное понятие обществ. производит. сил;
исследует процесс
превращения науки в непосредственную производит.
силу; развивает новое понятие производных производств. отношений (вторичные,
междунар.
производств. отношения); вырабатывает новое понятие господствующего способа
произ-ва. В
рукописи Маркса идёт процесс становления ключевой категории историч.
материализма — обществ.
формации. В написанном на основе этой работы предисловии Маркса к «К критике
политич.
экономии» (янв.— февр. 1859) впервые определяется эта категория и появляется
термин «обществ.-
экономич. фармация». Как в рукописи 1857—58, так и в этом предисловии 1859 Маркс
развивает
дальше диалектико-материалистич. периодизацию истории, формационное членение
историч.
процесса. Рукопись «К. п. э.» исключительно богата новыми положениями,
относящимися к теории
науч. коммунизма. Выделяются три осн. аспекта: предпосылки коммунистич.
преобразования
оощества, экономика будущего коммунпстич. общества, проблема человека.
Полный рус. пер. «К. п. э.» издан в 1968—69. • Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т.
46, ч. 1—2; т. 13, с. 5—9, 489—99; Карл
Маркс. Биография, M., 19732, гл. 8; Выгодский В. С., Экономич. обоснование
теории науч. коммунизма, М., 1975;
Марксистская философия в 19 веке, кн. 1, М., 1979, гл. 9 — 10.
Г. Д. Багатурия.
«КРИТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО РАЗУМА» («Kritik der praktischen Vernunft», Riga, 1788),
гл. этич.
работа Канта, построенная в соответствии с его общефилос. и гносеологич.
принципами. Состоит из
предисловия, введения, учений чистого практич. разума о началах («Аналитика» и
«Диалектика») и
методе и заключения. Исходя из проблематич. понятия свободы теоретич. разума,
Кант показывает в
«Аналитике», что единственным определяющим основанием свободной и доброй воли
может быть
только необходимый и общезначимый моральный закон практич. разума —
категорический
императив: требование поступать так, чтобы максима индивидуальной воли могла
иметь силу
принципа всеобщего законодательства. Это собств. априорное законодательство
практич. разума, или
способность воли действовать на основании представления о законе независимо от
чувственных
склонностей, природной причинности и эмпирич. условий, и определяет свободу в
положит. смысле.
Сознание необходимости следовать моральному закону Кант называет моральным
велением, или
долгом, а уважение к нему — моральным чувством. Моральность в отличие от
легальности требует
поступков, вызванных уважением к закону, а не только внешне сообразных с ним.
Подчинение долгу
и уважение к закону возвышают человека над собой как частью чувственного мира и
превращают его
в свободную от механизма природы и условий времени личность, к-рая является
целью самой по
себе. В «Диалектике» рассматривается возможность высшего блага, предпосылкой к-
рого является
справедливое соответствие добродетели и счастья. Их необходимая связь, а значит.
и высшее благо
возможны лишь в силу принадлежности человека не только чувственному, но и
умопостигаемому
миру и при допущении бессмертия души и бытия бога. Эти трансцендентные и
гипотетиче-
КРИТИКА 287
ские для теоретич. разума идеи имеют объективное и конститутивное значение лишь
в качестве
постулатов, или необходимых допущений практич. разума. Они выражают потребность
в
определении конечной и полной цели воли в умопостигаемом мире. В учении о методе
рассматриваются способы воздействия «объективных» законов практич. разума на
человеч. душу, их

<<

стр. 30
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>