<<

стр. 44
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

конструкторские разработки, про-
изводств. исследования. Науч.-технич. деятельность становится одной из самых
обширных сфер
приложения человеч. труда.
Третий этап Н.-т. п. связан о совр. науч.-технич. революцией. Под её
воздействием расширяется
фронт науч. дисциплин, ориентирующихся на развитие техники. В решении технич.
задач участвуют
биологи, физиологи, психологи, лингвисты, логики. На ускорение технич. прогресса
прямо или
косвенно влияют также мн. направления обществ. наук: экономика и организация
произ-ва, науч.
управление экономич. и социальными процессами, конкретные социальные
исследования,
производств. эстетика, психология и логика технич. творчества, прогнозирование.
Всё более явной
становится лидирующая роль науки по отношению к технике. Целые отрасли произ-ва
возникают
вслед за новыми науч. направлениями и открытиями: радиоэлектроника, атомная
энергетика, химия
синте-тич. материалов, произ-во ЭВМ и др. Наука становится силой, непрерывно
революционизирующей технику. В свою очередь техника также постоянно стимулирует
прогресс
науки, выдвигая перед ней новые требования и задачи и обеспечивая её всё более
точным и сложным
экспериментальным оборудованием. Характерной чертой совр. Н.-т. п. является то,
что он
захватывает не только пром-сть, но и мн. др. стороны жизнедеятельности общества:
с. х-во,
транспорт, связь, медицину, образование, сферу быта. Яркое воплощение единство
науч. и технич.
деятельности находит в прорыве человечества в космос.
Н.-т. п. служит основой социального прогресса. Однако в условиях капитализма
прогресс науки и
техники совершается в основном в интересах господствующего класса, используется
в
милитаристских, челове-коненавистнич. целях и сопровождается зачастую регрессом
духовных
ценностей, разрушением человеч. личности. При социализме Н.-т. п. осуществляется
в интересах
всего народа, успешное развитие науки и техники содействует решению комплекса
экономич. и
социальных задач коммунистич. строительства, созданию материальных и духовных
предпосылок
для всестороннего и гармоничного развития личности. КПСС выдвигает на первое
место задачу
всемерного ускорения Н.-т. п. в СССР. См. также статьи Наука, Научно-техническая
революция,
Прогресс, Техника и лит. к ним.
Г. Н. Волков.
НАУЧНЫЙ КОММУНИЗМ, одна из трёх составных частей марксизма-ленинизма; раскрывает
общие закономерности, пути и формы классовой борьбы пролетариата, социалистич.
революции,
построения социализма и коммунизма. Термин «Н. к.» (науч. социализм) употребляют
также в
широком смысле для обозначения марксизма-ленинизма в целом.
Н. к. органически связан с др. составными частями марксизма-ленинизма:
марксистской философией
и политэкономией. Превращение социализма из утопии в науку, как отмечал Ф.
Энгельс, было
обусловлено прежде' всего двумя великими открытиями: материалистич. пониманием
истории и
созданием теории прибавочной стоимости. Раскрытие объективных основ
существования и общих
тенденций развития человеч. общества, к-рое даёт историч. материализм, анализ
экономич. от-
ношений и в особенности экономич. основы противоречий капитализма и неизбежности
социалистич. революции, осуществляемый политэкономией, послужили теоретич. базой
возникновения Н. к. в 40-х гг. 19 в.
Н. к. был создан К. Марксом и Ф. Энгельсом u развит в новых историч. условиях В.
И. Лениным, его
учениками и последователями.
Общие контуры коммунизма были очерчены Марксом ещё в 1843—44. В «Нем. идеологии»
(1845—
46) Маркс и Энгельс выдвинули важное положение о том, что «коммунизм для нас не
состояни е,
которое должно быть установлено, не и д е а л, с которым должна сообразовываться
действительность. Мы называем комму-
низмом действительное движение, которое уничтожает теперешнее состояние» (Соч.,
т. 3, с. 34).
Первым программным произв. Н. к. явился «Манифест коммунистич. партии» (1848). В
нём Маркс и
Энгельс доказали, что капиталистич. строй таит в себе непримиримые противоречия,
к-рые могут
быть разрешены только социалистич. революцией, уничтожающей господство буржуазии
и
устанавливающей власть рабочего класса. Они показали, что силой, к-рая призвана
ликвидировать
капитализм и утвердить социалистич. строй, выступает рабочий класс, союзниками
к-рого являются
др. слои трудящихся. Маркс и Энгельс обосновали необходимость для пролетариата
создания
самостоят.
политич. партии, к-рая должна руководить борьбой трудящихся за социализм и
коммунизм.
Дальнейшее творч. развитие Н. к. получил в результате обобщения Марксом и
Энгельсом опыта
революций 1848—49, Парижской Коммуны 1871, в процессе борьбы со всякого рода
немарксистскими течениями («Классовая борьба во Франции с 1848 по 1850 г.»,
«Гражд. война во
Франции», «Капитал», «Критика Готской программы», «Анти-Дюринг», «Происхождение
семьи,
частной собственности и гос-ва» и др.). Маркс и Энгельс обосновали учение о
диктатуре
пролетариата, развили положение о неизбежности переходного периода от
капитализма к
социализму, конкретизировали понятие коммунистич. формации, к-рая в своём
развитии проходит
две фазы — социализм и коммунизм,— и дали их общую характеристику.
С именем Ленина связан новый этап в развитии теории Н. к. Ленин творчески
обогатил теорию
социалистич. революции и строительства социалистич. и коммунистич. общества,
вооружил росс. и
всё междунар. ре-волюц. движение научно обоснованной стратегией и тактикой,
возглавил борьбу за
претворение в жизнь идеалов Н. к. Ленин показал, что капитализм вступил в
империалистич. стадию
развития, к-рая есть канун социалистич. революции; сделал вывод о возможности
победы
социалистич. революции первоначально в немногих или даже в одной, отдельно
взятой, стране
(«Империализм, как высшая стадия капитализма», «О лозунге Соединенных Штатов
Европы»).
Ленин конкретизировал марксистскую теорию гегемонии пролетариата, показал
необходимость
руководства со стороны рабочего класса борьбой трудящихся масс в новую историч.
эпоху не только
в социалистич. революции, но и вообще во всякой нар. революции, а также в
условиях социалистич.
и коммунистич. строительства («Две тактики социал-демократии в демократической
революции»).
Развивая учение о диктатуре пролетариата, Ленин открыл новый тип пролет. гос-ва,
воплотившегося
в России в форме Советов, развил дальше марксистское учение о партии рабочего
класса, раскрыл
соотношение между борьбой за демократию и борьбой за социализм, показал связь
нац.-колон.
вопроса с социалистич. революцией («Гос-во и революция» и др.). Ленин обогатил
теорию
строительства нового общества учением о социалистич. индустриализации,
кооперировании крест. х-
ва, культурной революции, раскрыл общие закономерности строительства социализма
(«О
кооперации», «Лучше меньше, да лучше» и др.). Ленин выдвинул идею развитого
социалистич.
общества.
Ленинский этап в развитии Н. к. продолжается в теоретич. деятельности КПСС и др.
коммунистич. и
рабочих партий.
Важнейшим историч. событием на пути развития и воплощения теории Н. к. в жизнь
явилась победа
Великой Окт. социалистич. революции в России, а затем победа социалистич.
революций в ряде др.
стран и превращение социализма в мировую систему. С возникновением коммунистич.
формации
Н.к. стал проверенной на опыте наукой о построении социализма, получил
НАУЧНЫЙ 411
новый объект для теоретпч. исследования. КПСС вместе с др. коммунистич. партиями
разработала
важные новые теоретич. проблемы Н. к.: дана марксистско-ленинская характеристика
совр. эпохи;
конкретизировано ленинское положение о единстве закономерностей и разнообразии
форм перехода
различных стран от капитализма к социализму; раскрыта роль нар. демократии как
новой конкретно-
историч. формы диктатуры пролетариата; разработана проблема перерастания гос-ва
диктатуры
пролетариата в общенар. гос-во в условиях победившего и упрочившегося
социализма; дана
характеристика социалистич. образа жизни; получили дальнейшее обоснование
закономерности
перерастания социализма в коммунизм и, в частности, пути создания материально-
технич. базы
коммунизма, формирования коммунистич. обществ. отношений и воспитания нового
человека;
раскрыты особенности развития мировой социалистич. системы и его закономерности;
показаны
формы её влияния на мировой рево-люц. процесс; получил дальнейшее творч.
развитие ленинский
принцип мирного сосуществования гос-в с различным социальным строем; сделан
вывод о возмож-
ности предотвращения агрессивных империалистич. войн в совр. эпоху; разработана
концепция
развитого социалистич. общества (см. Программу КПСС; Документы Междунар.
совещаний
коммунистич. и рабочих партий; Материалы 24, 25 и 26-го съездов КПСС).
II p е д м е т Н. к. Хотя процесс возникновения, становления и развития
коммунистич. общества
изучается всеми составными частями марксистско-ленинского учения — марксистской
философией,
политэкономией и Н. к., каждая из них имеет собств. предмет исследования и
решает эту общую
задачу специфич. методами.
Н. к. призван дать цельную картину социалистич. и коммунистич. общества,
показать движение к
коммунизму как неизбежный результат борьбы рабочего класса, как взаимосвязанное
изменение
производит. сил, экономич. базиса, социальной структуры и идеологии общества,
указать пути
борьбы за новый обществ. строй. Н. к. даёт социально-политич. обоснование гибели
капитализма и
торжества коммунизма. Диалек-тич. материализм и марксистская политэкономия
находят своё
последоват. и логич. продолжение и завершение в Н. к. В свою очередь Н. к.
необходимы филос. и
экономич. основы.
В круг проблем Н. к. входят: обоснование историч. неизбежности гибели
капитализма и торжества
коммунизма, анализ историч. предпосылок и условий рево-люц. преобразования
капитализма в
социализм; выяснение всемирно-историч. роли рабочего класса и руководимых им
масс трудящихся
в борьбе за коммунизм; исследование классовой борьбы пролетариата в социалистич.
революции, а
также др. революц. и освободит. движений; анализ закономерностей и путей
построения социализма
и коммунизма; выяснение осн. закономерностей и черт переходного периода от
капитализма к
социализму, социалистич. и коммунистич. фаз развития общества; выяснение осн.
принципов
стратегии и тактики марксистско-ленинских партий на различных историч. этапах;
изучение науч.
организации общества на всех этапах строительства социализма и коммунизма. Н. к.
раскрывает
также пути использования объективных законов в борьбе за коммунизм, что
становится особенно
важным в условиях сознат. организации всей обществ. жизни, исследует конкретную
роль и значение
субъективного фактора в осуществлении революц. преобразований капиталистич.
общества, в
созидании нового обществ. строя.
Н. к. изучает развитие коммунистической формации в целом под углом зрения её
наиболее общих
специфических законов возникновения, становления и развития.
412 НАУЧНЫЙ
Проблематика Н. к. постоянно развивается и конкретизируется. В решениях съездов
КПСС и др.
братских партий определены наиболее важные направления в развитии теории Н. к. в
совр. условиях.
Так, в постановлении ЦК КПСС «О мерах по дальнейшему развитию обществ. наук и
повышению их
роли в коммунистич. строительстве» (1967) говорилось о задачах Н. к.: «...
разработка ленинской
теории социалистической революции применительно к современной эпохе; выявление
закономерностей развития мирового революционного процесса, анализ классовой
борьбы
международного пролетариата и проблем национально-освободительного движения,
борьбы против
империализма; разработка теоретических вопросов международного коммунистического
движения в
современную эпоху; изучение проблем войны и мира; глубокое раскрытие
антагонистических
противоречий между социализмом и капитализмом; комплексное изучение социально-
политических
проблем развития социализма и перерастания его в коммунизм; выявление социальных
результатов
научно-технической революции; исследование путей и форм сближения условий труда,
быта и
культурного развития города и деревни, органического соединения умственного и
физического труда
в производственной деятельности; разработка проблем развития национальных
отношений;
разработка методов научного управления социальными процессами; анализ содержания
и форм
работы по коммунистическому воспитанию, путей преодоления
частнособственнических,
религиозных и иных пережитков в сознании и быту трудящихся; исследование
процессов и проблем
совершенствования государственного строя и социалистической демократии,
воспитания
патриотизма и интернационализма; изучение опыта строительства социализма в
других странах»
(«КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 9, 1972, с. 349—50). 24, 25 и 26-м съездами
КПСС поставлена
задача всестороннего исследования закономерностей развитого социалистич.
общества.
Законы и категории Н. к. Особенность законов коммунистич. формации состоит в
том, что они носят
всеобщий характер, т. к. проявляются в той или иной форме во всех сферах
социальной жизни и во
всех странах, идущих по пути строительства социализма и коммунизма. Они могут
действовать как
на всём протяжении развития коммунистич. формации, так и на определ. её этапах,
выступая в
своеобразных формах.
В условиях социалистич. революции и строительства социализма действуют такие
закономерности,
как союз рабочего класса с широкими массами крестьянства, диктатура
пролетариата,
преобразование экономич. и социальных отношений на основах социализма,
культурная революция,
установление равноправия и братской дружбы между народами, пролетарский
интернационализм,
защита завоеваний социализма от внеш. и внутр. врагов.
В условиях победившего социализма и развитого социалистич. общества продолжает
действовать
ряд закономерностей предшествующего этапа развития, обогащаясь и видоизменяясь в
новых
историч. условиях (напр., планирование экономики и социального развития). Вместе
с тем
прекращается действие закономерностей, связанных с исчезновением породивших их
условий (напр.,
диктатура пролетариата). Складываются также новые закономерности, напр. с
возникновением
мировой системы социализма.
Общие закономерности этапа возникновения коммунистич. формации, закономерности
совр.
мирового ре-волюц. процесса включают в себя объективную необходимость
социалистич.
революции, обретающей мировой характер и совершаемой внутр. силами в каждой отд.
стране при
наличии объективных и субъективных предпосылок; руководство рабочего класса во
главе с марк-
систско-ленинской партией как необходимое условие углубления и развития мирового
революц.
процесса; союз рабочего класса с крестьянством и др. слоями тру-
дящихся/ а также с нац.-освободит. движением; расширение социальной базы
мирового освободит.
движения в отд. странах и в междунар. масштабе; неравномерность развития
мирового революц.
процесса и разновременность победы социалиста, революции в различных странах;
мирное
сосуществование гос-в с различным строем как своеобразную форму классовой
борьбы.
К наиболее общим специфич. законам коммунистич. формации можно отнести
утверждение
подлинного народовластия сначала через социалистич. гос-во, а затем и
непосредственно путём
коммунистич. обществ. самоуправления; постановку в центр социального развития
человека как
главного богатства общества; сознат. характер преобразования социальных
процессов и науч.
характер управления ими при руководящей роли рабочего класса и марксистско-
ленинской партии;
утверждение гармоничности, равномерности, плановости развития социальных
процессов, всех
сторон обществ. жизни, к-рые приходят на смену капиталистич. анархии и
конкуренции,
противоположности города и деревни, умств. и физич. труда, классовому
неравенству; формирование
подлинной коллективности, взаимопомощь и сотрудничество свободных от
эксплуатации людей на
основе обществ. собственности; закон складывания социальной однородности при
одновременном
всестороннем развитии личности; рост активности, самодеятельности u инициативы
масс; закон
социальной эволюции, происходящей без политич. революций, и др. Теоретич. работы
КПСС,
братских партий др. социалистич. стран позволили также установить осн.
закономерности стро-
ительства развитого социализма.
В отличие от категорий и законов диалектич. и ис-торич. материализма,
особенность категорий и
законов Н. к. состоит в том, что они связаны с возникновением, становлением и
развитием одной -
коммунистич. — формации. При этом, в отличие от др. наук, изучающих коммунистич.
общество,
категории Н. к. отражают общие процессы развития коммунистич. формации, а также
конкретные
формы их проявления. Тем самым законы и категории Н. к. выполняют по отношению к
конкретным
наукам о социализме и коммунизме методология, функцию. Наиболее общей категорией
Н. к.
является коммунистич. формация, затем идут такие категории, как эпоха перехода
от капитализма к
коммунизму, социалистич. революция, диктатура пролетариата, переходный период от
капитализма
к социализму, социализм, развитое социалистич. общество, коммунизм.
Н. к., как и марксизм-ленинизм в целом, по самой своей природе носит интернац.
характер. Он
является результатом обобщения не только опыта революц. движения в той или иной
отд. стране, но
и опыта мирового рабочего и коммунистич. движения в целом, раскрывает общие
закономерности и
специфику строительства социализма и коммунизма во всех странах, совершающих
переход к
коммунизму.
На различных ступенях развития общества в зависимости от конкретно-историч.
обстановки те или
иные стороны, проблемы Н. к. выдвигаются на первый план. В странах,
осуществляющих
социалистич. преобразования, гл. объектом изучения выступают проблемы
переходного периода от
капитализма к социализму; там, где социалистич. революция ещё не совершилась, в
центре Н. к.
стоят проблемы борьбы за установление политич. власти рабочего класса в союзе со
всеми тру-
дящимися.
Различие проблем на том или ином этапе вовсе не означает, что каждая страна
должна иметь свою
теорию Н. к. Нет и не может быть разновидностей Н. к. по географич., нац. и др.
признакам, как не
может быть нац. наук — математики, физики, химии и т. д. Учёт специфич.
особенностей развития
отд. стран входит в само содержание единой теории Н. к. Лишь сочетание интернац.
и нац. задач
трудящихся в борьбе за торжество социализма и коммунизма — непременное условие
успеха
междунар. революц. движения.
В совр. историч. условиях необходимость творч. развития науки о коммунизме
выдвигается на одно
из первых мест, ибо Н. к. призван теоретически обобщить новые явления, дать
практич.
рекомендации в осуществлении задач коммунистич. строительства, весги иде-ологич.
борьбу против
буржуазных и ревизионистских теорий.
На совр. этапе важнейшее значение имеет всесторонний анализ развитого
социалистич. общества, его
критериев и историч. места в развитии коммунистич. формации, закономерностей,
лежащих в основе
перерастания социализма в коммунизм, выявления движущих сил этого процесса,
реальных
противоречий и трудностей строительства нового общества. Значит. актуальность в
условиях
развитого социалистич. общества приобретает и проблема возрастания руководящей
роли рабочего
класса и коммунистич. партии, раскрытие сущности новой историч. общности —
советского народа,
путей становления бесклассовой структуры и утверждения полной социальной
однородности об-
щества. Важным аспектом Н. к. является изучение закономерностей становления и
развития
духовной культуры социалистич. общества, путей формирования нового человека и
коммунистич.
образа жизни. Исключит. значение приобретает науч. разработка проблем управления
социальными
процессами, путей соединения достижений науч.-технич. революции с преимуществами
социализма.
В междунар. плане важное значение имеют проблемы укрепления всестороннего
сотрудничества
братских партий и стран социализма, проблема социалистич. ориентации и
некапиталистич. пути раз-
вития освободившихся стран, изучение особенностей совр. этапа общего кризиса
капитализма и
освободит. борьбы рабочего класса, решение проблем достижения прочного междунар.
мира и
мирного сосуществования государств с различным общественным строем.
А. М. Ковалёв.
«НАУЧНЫЙ МАТЕРИАЛИЗМ», материалистич. направление в совр. бурж. философии,
сформировавшееся в кон. 50-х гг. в США и Австралии. Осн. представители — Г.
Фейгл, Дж. Старт,
Д. Армстронг, Дж. Корн-мен, Т. Нагель, Р. Рорти, П. Фейерабенд, Дж. Шаффер и др.
Идейные истоки
«Н. м.» — логический позитивизм и аналитич. бихевиоризм, его развитие
стимулировали достижения
биохимии, физиологии, психологии, кибернетики. «Н. м.» реабилитирует онтологич.
проблематику и
фиксирует внимание на классич. психофизич. проблеме, объявлявшейся логич.
позитивизмом «псев-
допроблемой».
Центр. тезис «Н. м.» состоит в том, что человек в принципе ничем не отличается
от остальной
природы, сознание сводимо к состояниям центр. нервной системы, к
функционирующему мозгу,
следовательно, методы естествознания, в частности физики, способны дать
исчерпывающее описание
человеч. существа. Духовные явления, по мнению «науч. материалистов»,
тождественны
физическим, составляют их подкласс. Возможность полной редукции духовного к
физическому
должна быть строго доказана науч. исследованиями, что оказывается необходимым
условием
создания монистич. онтологич. концепции. Название «Н. м.» подчёркивает, что
обоснование
материализма полностью зависит от науки и производится её средствами.
Расхождения в трактовке
таких понятий, как «ментальное» и «физическое», а также в построениях моделей
редукции пси-
хического к физическому порождают разные формы «Н. м,». «Элиминативный
материализм»
предполагает, что с развитием науки возможна элиминация всех «ментальных»
терминов и замена их
точными науч. терминами (Фейерабенд, Рорти и др.). «Теоретич. материалисты»
утверждают, что
тождество «ментального» и «физического» возможно лишь как «теоретич.» редук-
НАУЧНЫЙ 413
ция, вследствие к-рой наблюдаемый объект сводится к теоретич. объекту (Корнмен и
др.). Особое
место в рамках «Н. м.» занимает кибернетизированный, или «функциональный
материализм» (X.
Патнэм, Дж. Фодор н др.), согласно к-рому психич. процессы эквивалентны
не физич. процессам, а определ. функциональным состояниям живой системы;
функциональные
свойства нередуцируемы к известным физич. свойствам. «Функциональный
материализм»
свидетельствует о кризисе радикально-физикалистских концепций «духовного» и
«телесного». В
русле «Н. м.» стала усиливаться тенденция к «эмерджентистскому материализму»
(Дж. Марго-лис,
Н. Свартц, Р. Сперри и др.), защищающему мате-риалистич. принципы, выступающему
против ради-
кального физикализма и апеллирующему к диалектике. Явления жизни, психики,
культуры
определяются в качестве эмерджгнтных свойств высокоразвитых материальных систем,
образующих
новое качество, целостность и не сводимых к свойствам отд. элементов или
подсистем той системы,
которая обладает данным каче-
ством.
Последовательно редукционистские формы «П. м.» не выходят за пределы
домарксистского
метафизич. материализма, подменяя понятие материи понятием физического и
интерпретируя
материализм в духе физи-кализма. Вне круга рассмотрения «науч. материалистов»
остаются объекты,
к-рые не могут быть редуцированы к «физическому» (напр., экономич. отношения,
социальная
революция, классовая борьба, человеч. культура). Отождествляя ментальное с
физическим, «Н. м.»
устраняет проблему идеального, отдавая дань вульгарному материализму. Узко
сциентистское пони-
мание сознания но учитывает содержательно-ценностных его аспектов.
Вместе с тем «Н. м.» сыграл известную положит. роль, стимулируя исследования в
области
психологии и нейрофизиологии и способствуя изучению естеств.-науч. аспекта
проблемы сознания.
Для него характерны опора на науку, атеистич. направленность, критика идеализма,
дуализма,
спиритуалистич. трактовок духовной деятельности.
• Юлина Н. С., Проблема метафизики n амер. философии 20 и., М., 1078, гл. 5, §
3; Д у б p о в он и и Д. И., «Н. м.» и
психофизиологии, проблема, «ФН», 1975, № 6, 1977, № 2; Б у н-ге М.,
Несостоятельность психофизич. дуализма, там
же, 1979, № 2; А г m s t r o n g D. M., A materialist theory of the niind, L.—
?. ?., 1968; Materialism and the mind-body
problem, Englcwood Cliffs (N. J.), 1971; M a r g o l i s J., Persons and minds,
Boston, 1978; L с v i n M. E., Metaphysics and the
mind-body problem, Oxf., 1979.
НАЦИОНАЛИЗМ, бурж. и мелкобурж. идеология и политика, а также психология в
национальном
вопросе. Н. трактует нацию как высшую внеисторич. и надклассовую форму обществ.
единства, как
гармонич. целое с тождественными осн. интересами всех составляющих её социальных
слоев. При
этом за общенац. интересы выдаются устремления класса или социальной группы,
выступающих в
данных конкретно-историч. условиях носителем и проводником националистич.
идеологии и
политики — буржуазии, мелкой буржуазии. Для Н. характерны идеи нац.
превосходства и нац.
исключительности, получающие большее или меньшее развитие в зависимости от
историч.
обстановки, от взаимоотношений данной нации с другими. Широкое развитие Н.
связано с
зарождением и развитием капитализма. Буржуазия использует Н. в качестве орудия
создания и
завоевания общепац. рынка, установления своего господства в нац. рамках в борьбе
против феод.сил
и чужеземной буржуазии, закрепления и расширения этого господства путём
порабощения др. наций.
Н. используется буржуазией с целью добиться «классового мира» внутри нации,
отвлечь пролетариат
от его классовых задач, посеять между трудящимися разных наций нац. рознь,
подорвать интернац.
единство революц.
414 НАЦИОНАЛИЗМ
движения. Условия бурж. общества ведут к распространению националистических
взглядов среди
отсталых слоев трудящихся. Н. прививается им всем аппаратом буржуазного
государства, его
политикой и пропагандой.
Марксизм-ленинизм показал экономич. и социальные корни Н., его классовую
сущность; он
рассматривает Н. конкретно-исторически, определяя его объективную обществ. роль
в зависимости
от историч. этапа развития капитализма, от обществ. роли буржуазии и характера
её связей с нар.
массами, от положения данной нации в системе межнац. отношений. В период
формирования наций,
напр. в Зап. Европе и США, Н. наряду с лозунгами демократии являлся идейным
знаменем
восходящей буржуазии в борьбе против феодализма и нац. гнёта, поднимая и нар.
массы на эту
борьбу. Это придало Н. в данный период определ. прогрессивное содержание (см. В.
И. Ленин, ПСС,
т. 24, с. 131—32). Монополистич. капитал выступает носителем самого грубого и
жестокого нац. и
колон. гнёта, а агрессивный и воинствующий Н. становится орудием империалис-тич.
и колон.
политики и сближается с расизмом (напр., гитлеризм с его изуверской расовой
теорией). В условиях
существования двух мировых систем империа-листич. буржуазия стремится придать Н.
прежде всего
антикоммунистич. и антисов. направленность. Империализм делает ставку на
оживление u
социалистич. странах националистич. тенденций.
Иной характер в совр. эпоху имеет Н. в странах, борющихся за политич. и
экономич, независимость,
против империализма. В Н. в этих странах в огранич. форме выражается идея нац.
освобождения и
нац. независимости, и он часто служит знаменем нац.-освободит.
движения. В Н. в подобных случаях находят известное отражение демократизм и
протест против им-
периалистич. гнёта той части масс, к-рая ещё не поднялась до классового
сознания. У значит. слоев
крестьянства Н. выступает как первонач. форма антиим-периалистич. сознания.
Вместе с тем наряду
с этими прогрессивными сторонами Н. в бывших колон. и зависимых странах имеет
реакц. черты, к-
рые усиливаются с ростом узкоклассовых тенденций в политике нац. буржуазии, с
развёртыванием в
освободившихся странах борьбы за социальный прогресс, с поправением нек-рых
мелкобурж. групп.
В условиях борьбы по проблемам ориентации обществ. развития освободившихся стран
идея
«надклассового» нац. единства всё больше приходит в острое столкновение с
потребностями
социального прогресса, классовыми интересами трудящихся. Идеи Н. становятся
орудием в руках
тех сил, к-рые выступают за капиталистич. путь развития, стремятся помешать
росту политич.
сознания масс. Нередко всё сильнее начинают сказываться — как во внутреннем, так
и с междунар.
плане - тенденции нац. эгоизма, нац. превосходства и исключительности.
Пролетарское, коммунистич. мировоззрение несовместимо с любой националистич.
идеологией.
«Буржуазный национализм и пролетарский интернационализм— вот два непримиримо-
враждебные
лозунга, соответствующие двум великим классовым лагерям всего капиталистического
мира и
выражающие две политики (более того: два миросозерцания) в национальном вопросе»
(Л е н и н В.
И., там же, с. 123). Н. служит тормозом в развёртывании освободит. борьбы
рабочего класса и всех
угнетённых и эксплуатируемых, т. к. условием ее победы является интернац.
сплочение трудящихся
всех наций. Коммунисты беспощадно разоблачают империа-листич. шовинизм, Н.
угнетающих
наций и ведут с ним непримиримую борьбу. Отношение коммунистов к Н. угнетённых
наций
опирается на положение В. И. Ленина (см. там ЖР, т. 25, с. 275--77), развитое в
Программе КПСС: «В
национализме угнетенной нации есть о б щ е д е м о к p а т и ч е с к о е с о д
е p ж а н и е,
направленное против угнетения, и коммунисты поддерживают его, считая исторически
оправданным
на оп-
ределенном этапе. Оно выражается в стремлении угнетенных народов к освобождению
от
империалистического гнета, к национальной независимости и национальному
возрождению. В то же
время в национализме угнетенной нации содержится u другая сторона, выражающая
идеологию и
интересы реакционной эксплуататорской верхушки» (1976, с. 47).
Особенно непримиримо коммунисты относятся к на-ционалистич. шатаниям в собств.
среде, к-рые
возникают в результате давления бурж. и мелкобурж. сил, а также вследствие
деятельности
империалистич. агентуры. Эти шатания выражаются в проявлениях нац.
ограниченности и эгоизма, в
отступлениях от принципов интернационализма и классовой солидарности, в
раздувании и
преувеличении нац. особенностей классовой борьбы и строительства социализма в
отд. странах.
Почву для преодоления Н. создаёт социализм, к-рый уничтожает основы социальных и
нац.
антагонизмов, утверждает нац. равноправие и дружбу народов. Однако свержение
буржуазии и
установление власти рабочего класса не устраняет сразу проявлений бурж. и
мелкобурж. Н.
Реализация возможностей для устранения Н., возникающих с ниспровержением
капитализма,
зависит прежде всего от действия субъективного фактора, т. е. политики
Коммунистич. партии,
осуществляющей руководство обществом. Националистич. предрассудки,
преувеличенное или
извращённое проявление нац. чувств — явление чрезвычайно живучее, цепко
держащееся в
психологии людей, недостаточно зрелых в политич. отношении. К тому же
националистич. пред-
рассудки всячески оживляются и подогреваются врагами социализма. Практика
социалистич. и
Коммунистич. строительства, борьба против великодержавного и местного Н.,
строгое соблюдение
нац. равноправия, достижение фактич. равенства в экономич., политич. и
культурной областях,
внимательное отношение к культуре, нуждам и особенностям малых народов,
интернац. воспитание
трудящихся — всё это обеспечивает успех в борьбе с пережитками Н. Историч. опыт
показывает, что
для преодоления Н., для упрочения братских отношений между народами социалистич.
стран
необходима последоват. марксистско-ленинская политика коммунистич. партий.
О M a p к с к. и Энгельс Ф., О колон. системе капитализма. [Сб.],- М., 1959;
Ленин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе.
[Сб.], М., 1956; Программа КПСС (Принята XXII съездом КПСС), М., 1976;
Программные документы борьбы за мир,
демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание коммунистич. и рабочих
партий. Документы и материалы,
М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
1981; Врутенц К. П., Против
идеологии совр. колониализма, М., 1961, гл. 2—3; Совр. революц. движение и Н.,
М., 1973; Глезерман Г. Е., Классы и
нации, М., 1974; им. также лит. к статьям Интернационализм, Нация.
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОДИТЕЛЬНАЯ РЕВОЛЮ-ЦИЯ, революция, вырастающая из нац.-
освободит. движения и направленная на уничтожение иностр. господства и
завоевание нац.
независимости, ликвидацию нац.-колон. гнёта и эксплуатации, реализацию нацией её
права на
самоопределение, на создание нац. гос-ва. В нац. движениях докапиталистич. эпохи
народности и
нац. группы боролись против иноземного ига, отстаивали своё существование. Эпоха
капитализма
вызвала к жизни массовые, общенар. нац. движения и Н.-о. р. Формирование и
консолидация наций,
подъём нац. самосознания ведут к резкому обострению противоречий между иностр.
поработителями
и угнетёнными народами, вовлекают в борьбу против чужеземного господства широкие
слои
крестьянства и гор. населения. Экономич. основой этого процесса явилось развитие
капиталистич.
отношений, создание общенац. рынка. Стремление народов, к-рые не имели
государственности или
были лишены её, создать нац. гос-ва натолкнулось на противодействие
эксплуататорских классов
господствующих наций. В таком положении оказались, напр.. польский народ,
подпавший под иго
царской России, Германии и Австро-Венгрии, чехи, словаки, словенцы, хорваты и
др., заключённые в «тюрьме народов» — Австро-венг. империи, болгары, сербы,
греки и др.,
насильственно включённые в состав Османской империи, и т. д. Результатом явилось
зарождение
нац. движений, добивавшихся самоопределения народов. Эти движения имели
антифеод., бурж. и
бурж.-демократич. характер; их возглавила буржуазия, к-рая и пришла к
руководству возникшими
нац. гос-вами.
Неравномерность развития капиталистич. отношений обусловила разновременность
возникновения
нац. движений и развёртывания Н.-о. р. в различных районах мира. 16—18 вв. и 1-я
пол. 19 в. были
эпохой формирования наций, развития нац. движений и создания нац. гос-в для
Европы и Сев.
Америки (Нидерландская бурж. революция, Война за независимость в Сев. Америке и
т. д.). Во 2-й
пол. 19 в. завершилось объединение Германии и Италии, возникли болг., pум.,
серб. нац. гос-ва.
Развернулась борьба чешского, польского, финского народов за независимость. В.
И. Ленин ха-
рактеризовал войны 1789—1871 в Европе как большей частью связанные,
«...несомненно, с
важнейшим "народным интересом", именно: с могучими, затрагивающими миллионы
буржуазно-
прогрессивными, национально-освободительными движениями, с разрушением
феодализма,
абсолютизма, чужестранного гнета» (ПСС, т. 27, с. 101). Отмечая, что в
результате этих нац.
движений и войн эпоха Н.-о. р. в Европе по существу завершилась, Ленин допускал,
что в определ.
условиях в будущем они могут развиться вновь. Это предположение подтвердилось в
годы 2-й
мировой войны, когда борьба народов Европы против гитлеризма носила в значит.
мере и нац.-
освободит. характер.
В 20 в. нац. движения и Н.-о. р. развёртываются гл. обр. в Азии, Африке и Лат.
Америке, к-рые в
течение мн. веков являлись районами экспансии европ. держав, создавших здесь
колон. империи.
Лат. Америка, освободившись в 19 в. от исп. владычества, попала в зависимость от
империалистов
США. В кон. 19 — нач. 20 вв., с вступлением капитализма в империалистич. стадию,
экспансия
империалистич. гос-в приняла невиданный размах и приобрела качественно новый
характер.
Возникла колон. система империализма. Тенденция к наднац. хоз. сближению
народов,
подготовленная развитием производит. сил, осуществлялась путём грубого насилия и
порабощения
народов. Страны Азии, Африки и Лат. Америки стали объектом нац. гнёта и
эксплуатации со
стороны монополистич. капитала. Н.-о. р. в этих странах являются выражением
крайнего обострения
противоречий между империализмом и угнетёнными народами.
Н-о. р. в колониях и зависимых странах в совр. эпоху имеют нек-рые важные
особенности. Это не
только антифеод., но прежде всего антиимпериалистич. революции, составная часть
мирового
революц. процесса, активная сила разрушения империализма. Они тесно связаны с
борьбой
социалистич. сил, объективно являются их союзником. Эпоху Н.-о. р. открыла
Великая Окт.
социалистич. революция, практически соединившая нац.-освободит. движения
угнетавшихся народов
с социалистич. революцией. Превращение социализма в мировую систему, дальнейшее
углубление и
обострение общего кризиса капитализма повлекли за собой победоносные Н.-о. р. в
колониях в
зависимых странах, произошёл распад колон. системы империализма. Социалистич.
система
оказывает мощную поддержку нац.-освободит. движению.
Главными движущими силами совр. Н.-о. р. выступают рабочий класс, самый
последоват. борец за
нац. интересы, социальный прогресс, за доведение революции до конца, и
крестьянство, к-рое играет
выдающуюся роль в освободит., антиимпериалистич. борьбе. Активную и важную роль
в нац.-
оснободит. борьбе в стра-
НАЦИОНАЛЬНО-ОСВОБОД. 415
нах Азии, Африки и Лат. Америки играют также слои гор. мелкой буржуазии,
патриотич.
интеллигенция, армия. Им нередко свойственны решит. антиимпериа-листич., а также
антикапиталистич. настроения, и, как показывает опыт, они способны при наличии
определ. условий
встать на позиции революц. демократизма. В нац.-освободит. движении участвует,
часто возглавляя
его, нац. буржуазия. Глубокие экономич. и политич. противоречия с
колонизаторами, с иностр.
монополиями толкают нац. буржуазию к борьбе против них. В то же время боязнь
масс,
узкоклассовые интересы питают в её среде тенденции к соглашению с империализмом.
Если в
прошлом во главе нац. движений, как правило, шла буржуазия и победа революций
вела к созданию
бурж. гос-ва, то в совр. условиях для рабочего класса и крестьянства в ряде
стран возникла
возможность возглавить эти движения, обеспечить их завершение созданием гос-ва
трудящихся. Эта
возможность была реализована в нек-рых освободившихся странах. В тех колон. и
зависимых
странах, где нац.-освободит. борьбу возглавляют революционно-демократич. силы,
создаваемые
после победы Н.-о. р. нац. гос-ва идут по пути социалистич. ориентации. В Н.-о.
р. эпохи
становления капитализма разрыв политич. связей с метрополией в основном
обеспечивал дело нац.
освобождения. В совр. условиях, когда иностр. монополии сохраняют контроль над
экономикой
бывших колоний, завоевание политич. независимости не освобождает народы от
участи
эксплуатируемых наций. Являясь историч. победой народов бывших колоний, создание
нац.
государственности всё же не решает полностью задач Н.-о. р. Поэтому с крушением
колон. системы
Н.-о. р. вступили в новый этап — борьбу за экономич. независимость, за глубокие
изменения в
социальной и экономической жизни, решение насущных задач нац. возрождения.
Противоречие
между угнетёнными и угнетающими нациями, как правило, выступает в форме
противоречия между
политически независимыми странами и империализмом. Оно ведёт к дальнейшему
углублению
революции, к её вступлению в этап коренных социально-экономич. преобразований.
Новый этап Н.-
о. р. связан с решением вопроса о направлении социально-экономич. развития
освободившихся
стран. Борьба за нац. освобождение во мн. странах стала практически перерастать
в борьбу против
эксплуататорских отношений, как феодальных, так и капиталистических. В совр.
эпоху капитализм
не обеспечивает нац.-независимого развития стран, порвавших с колон. игом.
Некапиталистич. путь,
развитие в направлении социализма создают наилучшие условия прогресса и отвечают
интересам
большинства нации.
• Маркс К. и Энгельс Ф., О колон. системе капитализма. [Сб.], М., 1959; Ленин В.
И., О нац. и нац.-колон. вопросе. [Сб.],
М., 1956; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961;
Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976;
Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Совр. освободит. движение и нац.
буржуазия. Сб. ст., Прага, 1961; У о д д и с
Д ж., Африка. Лев пробуждается, пер. с англ., М., 1962; Селезнев Л. И., Н.-о. р.
совр. эпохи, Л., 1972; Цыганкова Э. Н.,
Содержание и этапы развития совр. Н.-о. р., М., 1973; Б p у-тенц К. Н., Совр.
Н.-о. р. (Нек-рые вопросы теории), М.,
1974; Симония ?. ?., Страны Востока: пути развития, М., 1975; Зарубежный Восток
и современность, т. 1 — 3, М.,
1980—81.
К. Н.
Брутенц.
НАЦИОНАЛЬНЫЙ ВОПРОС, совокупность политич., экономич., правовых, идеологич. и
культурных отношений между нациями, народностями, нац. (этнич.) группами в
различных
обществ.-экономич. формациях. Н. в. возникает в эксплуататорском обществе в ходе
борьбы наций и
народов за нац. освобождение и максимально благоприятные условия своего
социального развития.
После победы социалистич. революции и в социалистич. обществе он охватывает
проблемы отно-
шений наций и народов в процессе установления их
416 НАЦИОНАЛЬНЫЙ
добровольного союза и дружбы, укреплепия единства и всестороннего сближения на
основе полного
равенства. Марксизм-ленинизм рассматривает Н. в. как подчинённый общему вопросу
о социалыно-
политич. прогрессе общества и исходит из того, что главным в Н. в. является
объединение
трудящихся вне зависимости от нац. принадлежности в борьбе против всех видов
угнетения, за
передовой обществ. строй, за социальный прогресс.
Угнетение и эксплуатация одних народов другими в освободит. борьба начались при
рабовладельч.
строе и продолжались в эпоху феодализма. В полной мере Н. в. возник в период
уничтожения
феодализма и утверждения капитализма, когда происходило становление наций, и
продолжает
существовать в совр. эпоху, проявляясь в ходе борьбы против нац. порабощения
народов
империализмом, а также и во внутригос. отношениях наций и народов. Н. в.
полностью отомрёт со
слиянием, исчезновением наций в условиях победы коммунизма во всём мире.
Идеологи буржуазии, к-рая возглавляла нац.-освободит.
движения в Европе и амер. колониях в 16—19 вв., считали основой решения Н. в.
«принцип
национальности» («право нации»), согласно к-рому необходимо создание при любых
обстоятельствах «своего» гос-ва: «одна нация — одно гос-во». В период бурж.
революций и
становления нац. бурж. гос-в «принцип национальности» сыграл положит. роль в
борьбе против
остатков феод.раздробленности и нац. гнёта. При перерастании капитализма в
империализм
буржуазия крупнейших стран переходит к более широким колон. захватам, завершает
раздел мира и
отбрасывает «принцип национальности». Н. в. из внутригосударственного
превратился в междунар.
вопрос об освобождении всех народов от империалистич. порабощения.
К. Маркс и Ф. Энгельс разработали осн. принципы подлинно науч. теории решения Н.
в. Они
показали, что нац. отношения носят конкретно-историч. характер и определяются
обществ. и гос.
строем, соотношением классовых сил внутри страны и на междунар. арене, нац.
политикой
господствующих классов. В то же время отношения наций и народов оказывают
влияние на обществ.
отношения и классовую борьбу. При этом на различных историч. этапах могут
выдвигаться на пер-
вый план разные стороны Н. в. (борьба за политич. или экономич. независимость,
проблемы
культуры, языка и др.). Вскрыв социальную сущность нац. движения, Маркс и
Энгельс
подчёркивали, что интересы пролетариата требуют освобождения угнетённых наций и
народов. На
первый план Маркс и Энгельс выдвинули принцип интернационализма — «Пролетарии
всех стран,
соединяйтесь!» (см. Соч., т. 4, с. 459). Им же принадлежит знаменитая формула:
«Не может быть сво-
боден народ, угнетающий другие народы» (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 18, с.
509). Маркс и Энгельс
распространили требование о предоставлении нац. независимости на колон. народы,
к-рые они
считали естественными союзниками пролетариата в революц. борьбе.
Теория Н. в. получила дальнейшее развитие в трудах В. И. Ленина. В написанном им
«Проекте
программы Росс. социал-демократич. рабочей партии» (1902) в качестве основы
решения Н. в. было
выдвинуто право наций на самоопределение. Главнейшие положения ленинской теории
Н. в. были
положены в основу прак-тич. деятельности и программных документов Комму-нистич.
Интернационала и коммунистич. партий.
В условиях капитализма для развития Н. в. характерны две историч. тенденции:
первая —
пробуждение нац. жизни и нац. движений, борьба против всякого нац. гнёта,
создание нац. гос-в, и
вторая — развитие и учащение всяческих сношений между нациями, ломка нац.
перегородок,
создание интернац. единства капитала, экономич. жизни, политики, науки, мирового
рынка и т. д.
Первая тенденция проявляется сильнее в эпоху восходящего капитализма, вторая — в
эпоху
империализма (см. В. И. Ленпн, ПСС, т. 24, с. 124). Признание в марксистско-
ленинской теории Н. в.
права наций на самоопределение, отстаивание принципов добровольного объединения
наций, пролет.
интернационализма, солидарности трудящихся всех стран в борьбе против
империализма отражает и
первую и вторую тенденции. На бурж.-демократич. этапе развития Н. в. есть часть
общего вопроса о
бурж.-демократич. революции и его решение является подчинённым по отношению к
задачам этой
революции (ликвидации остатков феодализма и т. п.). Когда возникают условия для
социалистич.
преобразований, Н. в. является частью общего вопроса о социалистич. революции и
строительстве
социализма. Это ни в какой мере не означает недооценки Н. в.
Право наций (народов) на самоопределение означает свободное установление каждой
из них
различных форм отношений с др. народами (добровольное объединение в едином гос-
ве, автономия,
федерация и др. вплоть до отделения и образования независимого гос-ва), а также
самостоят.
решение всех вопросов своего внутр. устройства (обществ. строй, форма правления
и т. д.). При этом
в соответствии с марксистско-ленинской теорией Н. в. марксисты-ленинцы,
отстаивая это право,
исходят из необходимости его реализации в той форме, к-рая в максимальной
степени содействует
интересам борьбы за социальный прогресс, за всеобщий мир. Следует учитывать, что
число только
крупных наций и народов, проживающих в совр. 170 гос-вах, составляет ок. 2 тыс.
Поскольку
дальнейшее значит. увеличение числа гос-в маловероятно, то, очевидно, для
большинства наций и
народностей Н. в. может быть решён только в многонац. гос-вах.
Ярким примером этого служит решение Н. в. в СССР. Отношения между сов.
социалистич.
республиками строятся на основе принципа социалистич. федерации, в соответствии
с к-рым каждая
союзная республика является суверенным гос-вом. Тем самым обеспечивается
единство союзной и
нац. государственности республик на основе принципов демократич. централизма,
социалистич.
федерализма и социалистич. демократии. Если нация или народность не может
образовать союзную
республику (в том случае, если она слишком малочисленна, не составляет
большинства на
занимаемой ею территории и т. д.), применяется принцип социалистич. автономии:
нации и
народности образуют авт. республики, области или округа. Т. о., всем народам
обеспечивается гос.
самоуправление и защита их нац. интересов (развитие нац. культуры, школы,
уважение нац. обычаев,
религии и т. д.).
Решение Н. в. в СССР является одним из важнейших достижений социализма и имеет
огромное
междунар. значение. Под воздействием мощных объединит. эконо-мич., политич.,
идеологич. и др.
факторов в СССР возникла новая историч. общность людей — советский народ.
Существование в
рамках единого социалистич. гос-ва множества наций и народностей порождает новые
проблемы, к-
рые не носят антагонистич. характера и успешно решаются на основе ленинской нац.
политики.
Дальнейшее сближение наций — объективный историч. процесс, к-рый вредно
искусственно
форсировать и совершенно недопустимо сдерживать, т. к. в обоих случаях это
привело бы к
замедлению этого прогрессивного процесса и противоречило бы ген. направлению
развития сов.
общества, интересам строительства коммунизма.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
Отчет Ген. Совета IV ежегодному
конгрессу Междунар. Товарищества Рабочих, там же, т. 16; его же, Ген. Совет —
Федеральному совету Романской
Швейцарии, там же; его же, [Письмо] 3. Мейеру и А. Фогту, 9 апр. 1870 г., там
же, т. 32; Энгельс Ф., Какое дело рабо-
чему классу до Польши?, там же, т. 16; его ж е, О разложении феодализма и
возникновении нац. гос-в, там же, т. 21; Ле-
нин В. И., О нац. и нац.-колон. вопросе, [Сб.], М., 1956; его же, Доклад
комиссии по нац. и колон. вопросам, ПСС, т 41;
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций ? пленумов ЦК, т. 1—2, M.,
197Q»; Программа КПСС. (Принята
XXII съездом), М., 1976; Конституция (Осн. закон) Союза Сов Социалистич.
Республик, М., 1077; Междунар.
совещание коммуиистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969;
Брежнев Л. и,, об интернационализме и
дружбе народов, М., 1981; Андропов Ю. В., Шестьдесят лет СССР, М., 1982; С т а р
у ш е н к о Г. Б., Принцип
самоопределения народов и наций во внешней политике Сов. гос-ва, М., 1960; его
же, Мировой революционный
процесс и совр. междунар право, М.. 1978; Ленинизм и Н. в. в современных
условиях, М., 19742; Б ? о м л е й Ю. В.,
Этнос и этнография, М., 1973; Баграмов Э. А., Ленинская нац. политика;
достижения и перспективы, М., 1977; его же, Н.
в. в борьбе идей, М., 1982; Цамерян И. П., Нации и нац. отношения в развитом
социалистич. обществе, М., 1979; см.
также лит. к статьям Нация, Наииопплъно-освободительная революция. Г. Б.
Старушенко.
НАЦИЯ (от лат. natio — племя, народ), историч. общность людей, складывающаяся в
ходе
формирования общности их территории, экономич. связей, лит. языка, нек-рых
особенностей
культуры и характера.
В бурж. социологии и историографии нет общепринятой теории Н. Иногда
возникновение Н.
рассматривается как простое продолжение и усложнение родо-пле-менных связей,
этатистские
теории связывают Н. с гос-вом. В нек-рых идеалистич. концепциях «нац. дух» (нац.
сознание, нац.
характер) представляется в качестве ведущего, а иногда и единств. признака
нации, в других — Н.
рассматривается как «психологич. понятие», «бессознат. психич. общность», в
третьих — Н.
сводится к общности нац. характера, сформировавшегося на почве общности судьбы,
к союзу
одинаково мыслящих людей. Ряд этих концепций остро критиковал В. И. Ленин,
показывая их
идеалистич. сущность (см. ПСС, т. 1, с. 153—54, т. 24, с. 386—88). Консолидация
Н. действительно
облегчается наличием этнически родств. племён, но это не обязат. условие.
Фактически не
существует однородных Н. Немало даже таких Н., к-рые образовались не только из
различных этнич.
групп, но и из разных рас. Поэтому нельзя включать в понятие Н. расовую общность
в качестве
необходимого признака. Н. не определяется также религ. и гос. общностями.
Подлинно науч. теория Н. создана К. Марксом и Ф. Энгельсом и развита В. И.
Лениным. Согласно
этой теории, Н. возникает как новое социально-историч. явление в период
преодоления
феод.раздробленности общества и укрепления политич. централизации на основе
капиталистич.
экономич. связей.
В жизни Н., её отношениях с др. Н. этнич. (языковые и культурно-бытовые)
особенности занимают
большое место, но они не предопределены биологически, а тоже являются продуктом
социального
развития. Постоянно подчёркивая социальное происхождение и социальную роль Н.,
Ленин указывал
на то, что создание «...национальных связей было не чем иным, как созданием
связей буржуазных»
(там же, т. 1, с. 154), что «...нельзя было из феодализма перейти к капитализму
без национальных
идей» (там же, т. 26, с. 35), что «нации неизбежный продукт и неизбежная форма
буржуазной эпохи
общественного развития» (там же, с. 75). На основе длит. совместной жизни людей,
связанных
единой экономикой, территорией и языком, возникает также общность духовной
жизни. Основопо-
ложники марксизма-ленинизма считали её важной для развития Н., но подчёркивали
противоречивость культуры и психологии Н., состоящей из враждебных классов.
«Есть две
национальные культуры в каждой национальной культуре»,— писал Ленин (там же, т.
24, с. 129),
имея в виду, что буржуазно-помещичья и клерикальная культура противостоит
демократич. и со-
циалистич. культуре. Эти две культуры создаются представителями одной
национальности, но
разных «двух наций в одной нации», имеющих разную обществ. идеологию и
психологию. Н. имеет
не особую нац. психологию, а нац. особенности психологии. Общность экономич.
связей,
территории, языка, а также нац. особенности культуры и психологии порождают
созна-
НАЦИЯ 417
ние нац. общности — нац. самосознание. Нац. самосознание, возникнув, становится
важным
условием существования и развития Н., к-рая объединяется уже не только
объективными связями, но
связями, основанными на самосознании в широком смысле, включающем в себя
сознание этнич.
общности, приверженность к нац. языку, территории, культуре, определ. отношение
к др. Н., чувство
нац. гордости. Жизненность, активность Н. в значит. мере определяется характером
и уровнем нац.
самосознания.
Процесс формирования разных Н. определяется соотношением экономич., политич.,
этнич.
признаков, а также характером историч. эпохи. Как правило, процессы становления
Н. и условий её
существования происходят одновременно, дополняя друг друга. Н. складываются и
тогда, когда нет
ещё полной готовности всех условий их образования. Так, в ряде стран Азии и
Африки Н.
формируются в ходе борьбы за независимость и особенно после её завоевания на
исторически
сложившейся в результате колон. разделов территории из различных по языку,
культуре, экономич.
связям племён и народностей и становятся формой терр.-экономич. сплочения,
политич. и культур-
ного развития этих стран.
Для правильного понимания как сущности Н., так и места и роли её этнич.
особенностей необходимо
различать такие взаимосвязанные, но не идентичные понятия, как «нация» и
«национальность».
Понятие «национальность», выражая этнич. общность, является более узким, чем
понятие «Н.».
Различение их помогает объяснить, почему группы людей, имеющие общую
национальность (этнич.
особенности языка, культуры) с той или иной Н., но не живущие на её территории,
не являются
представителями данной Н. Наконец, становится понятным, почему Н. или народность
при социа-
лизме в корне меняет социальную сущность, сохраняя в основном свою
национальность.
В ходе строительства социализма Н. преобразуется в социалистическую по своей
экономич. основе,
классовой структуре и духовному облику. Социалистич. Н.— это выросшая из Н. или
народности
капиталистич. общества в процессе ликвидации капитализма и победы социализма
новая социальная
общность людей, у к-рой сохранились, хотя и получили качественно новое развитие,
определ. этнич.
особенности, но в корне преобразился на социалистич. интернац. началах весь
уклад политич.,
социально-экономич. и духовной жизни. Основой развития социалистич. П., их
социально-политич. и
идейного единства является социалистич. экономика. Новое качество приобретает
также общность
территории как условие существования и признак Н. Социалистич. II, имеют свою
территорию с
исторически сложившимися границами, к-рые, однако, не обособляют Н. друг от
друга. Происходит
постоянное н всестороннее общение между Н. Социализм создаёт самые благоприятные
условия для
развития нац. языков. Знание же наряду с нац. языком и межнац. языка, каким в
СССР стал русский,
усиливает культурный рост всех Н. На основе экономич., социальной и идейно-
политич. общности
социалистич. Н. развиваются интернац. черты их культур. Социалистич. Н.,
сохраняя прогрессивное
культурное наследие, формируют новые ценности культуры, к-рые становятся общим
достоянием
всех народов. Национальное и интернациональное в культуре социалистич. Н.
составляет единство, в
к-ром ведущей является интернац. сторона. В ходе строительства коммунизма
возникают и
развиваются новые традиции, к-рые сближают н объединяют все со-циалистич. Н.,
укрепляют их
духовную общность. Новые черты социплистич. Н. формируются на основе развития
самого
социализма. Революц. изменения всей социально-экономич., политич. и духовной
жизни вы-
418 НАЧАЛА
рабатывают социалистич. нац. самосознание. В зрелом социалистич. обществе
интенсивно протекает
единый процесс расцвета и сближения Н.
Одной из самых существ. черт социалистич. Н. является их братское сотрудничество
и
взаимопомощь на основе социалистич. интернационализма, к-рые приводят к развитию
новых
интернац. общностей, таких, как советский народ, крепнущее содружество
социалистич. народов.
Стирание нац. различий — процесс более длительный, чем стирание классовых
различий. Полное
слияние Н. произойдёт в зрелом коммунизме в результате их дальнейшего расцвета и
постепенного,
всё более тесного сближения во всех сферах жизни. Коммунисты не сторонники
увековечивания нац.
различий, они поддерживают объективный, прогрессивный процесс всестороннего
сближения Н.,
создающий предпосылки их будущего слияния на основе полной добровольности и
демократизма.
Марксисты-ленинцы выступают как против сдерживания этого процесса, так и против
его искусств.
форсирования. Отчётливое знание перспектив развития Н. особенно важно для
социалистич. стран,
обществ. отношения к-рых, в т. ч. нац. отношения, научно регулируются и
направляются к определ.
цели. Опираясь на марксистско-ленинскую теорию, можно предвидеть, что полная
победа
коммунизма во всём мире создаст условия для слияния Н. и все люди будут
принадлежать к
всемирному бесклассовому и безнациональному человечеству, имеющему единую
экономику и
единую богатейшую и многообразную коммунис-тич. культуру.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; их же, О
польск. вопросе, там же; Энгельс Ф., По и
Рейн, там же, т. 13; е г о ж е, Происхождение семьи, частной собственности и
гос-ва, там же, т. 21; е г о же, О
разложении феодализма и возникновении нац. гос-в, там же; Ленин В. И., Что такое
«друзья народа» и как они воюют
против социал-демократов?, ПСС, т. 1; е г о ж е, От какого наследства мы
отказываемся?, там же, т. 2; е г о ж е,
Положение Бунда в партии, там же, т. 8; е г о ж е, К вопросу об общенац.
революции, там же, т. 15; его ж е, Критич.
заметки по нац. вопросу, там же, т. 24; с г о ж е, О «культурно-нац.» автономии,
там же; его ж е, О нац. программе
РСДРП, там же; его же Тезисы реферата по нац. вопросу. Между 10 и 20 янв. (23
янв, и 2 февр.) 1914 г., там же; его же,
Под чужим флагом, там же, т. 26; его ж е, Соцпалистнч. революция и право Н. на
самоопределение, там же, т. 27; е г о ж
е, Речь по нац. вопросу 29 апр. (12 мая) 1917 г., там же, т. 31; е г о ж е, II
конгресс Коммунистич. Интернационала, там
же, т. 41; ег о ж е, О пролет.
культуре, там же; его же, III конгресс Коммунистич. Интернационала, там же, т.
44; его ж е, К вопросу о нацио-
нальностях или об «автономизации», там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII
съездом КПСС), М., 1976;
Конституция. (Осн. закон) Союза Сов. Социалистич. Республик, М., 1977; Междунар.
совещание коммунпстич. и
рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Материалы XXV съезда КПСС М.,
1976; Материалы XXVI съезда
КПСС, М., 1981; Брежнев Л. И., О пятидесятилетии Союза Советских Социалистич.
Республик, М., 1972; К у л и ч е н к
о М. И., Расцвет и сближение Н. в СССР. Проблемы теории и методологии, М., 1981;
Диалектика интернац. и нац. в соц.
обществе, М., 1981; см. также лит. к статьям Интернационализм, Национальный
вопрос, Национализм. , С. Т. Калтахчян.
«НАЧАЛА ТЕОЛОГИИ» (??????????? »????????), «Первоосновы теологии», соч. Прокла
(5 в.),
представляющее собой руководство по теоретич. философии; единственный в своём
роде свод осн.
понятий и методов неоплатонизма. Состоит из 211 параграфов, первые 112 из них
посвящены
категориям неоплатонической философии, выступающим в виде оппозиций (единое —
многое,
производящее — производимое, выступление — возвращение, самодовлеющее —
несамодовлеющее,
самодвижное — движимое иным, вечность — время, целое — часть, предел —
беспредельное).
Категории эти рассматриваются на фоне иерархии бытия (ум — душа — тело),
истекающего из
сверхбытийного начала — единого (параграф 20: «Выше всех тел — сущность души,
выше всех душ
мыслительная природа, выше всех мыслительных субстанций — единое»). Остальные 99
параграфов
характеризуют функционирование этих оппозиций при конструировании сферы
сверхбытийных
генад-богов, сферы ума (нуса) и души. «Н. т.» не касаются проблем физики и
этики. «H. т.» повлияли
на соч. ?севдо-Дионисия Ареопагита, а через них — на всю ср.-век. философию.
Кроме того, в ср.
века была чрезвычайно популярна «Книга о причинах» — лат. компиляция,
составленная на основе
араб. переложения «Н.т.». В 12 в. «Н. т.» были переведены с греч. яз. на
латинский Вильемом
Мербеке; переводом этим пользовался Фома Аквив-ский, хорошо знакомый и с «Книгой
о
причинах». Большое количество рукописей «И. т.» относится к 15—16 вв. В
знаменитых «Тезисах»
Пико делла Миран-долы 55 тезисов — заимствования из «Н. т.». В 1587 Патрици
делает новый лат.
пер. «Н. т.». 1-е изд. греч. текста «Н. т.» Эмиля Портуса — в 1618; греч. изд.
Ф. Крейцера в 1822 и
1855. Лучшее изд. с комм.и англ. пер. Е. Р. Доддса (E. R. Dodds, 1933, 19632).
Рус. пер. А. Ф. Лосева
— «Первоосновы теологии», 1972. См. лит. к ст. Прокл.
«НАЧАЛА ФИЛОСОФИИ» («Principle philosophiae»), одна из осн. работ Декарта,
дающая полное и
строгое изложение системы его филос. и науч. взглядов. Написана на лат. яз.
Впервые издана в
Амстердаме в 1644. Сочинение было задумано как «законченный свод философии»
(Декарт Р., Избр.
произв., М., 1950, с. 422), где начала физич. мира выводятся из метафи-зич.
начал. Содержит четыре
части. Предмет первой — общие принципы, или начала познания. В ней Декарт в
схематич. форме
воспроизводит свои осн. гносеоло-гич. и метафизич. идеи, получившие развёрнутое
обоснование в
«Метафизич. размышлениях» (универсальное сомнение как поиск самоочевидного
начала
философствования; обоснование непосредств. достоверности поля сознания; переход
от сознания к
бытию, онтологич. вывод: cogito, ergo sum; доказательство существования бога как
необходимого
условия возможности эмпирич. самосознания и материального мира). 2-я часть —
натурфилософская
— представляет собой описание филос. основ картезианской физики. Нарушая
традиционный
порядок изложения физич. понятий («количество», «пространство», «время»,
«движение»), Декарт
выдвигает на первый план учение о движении и впервые формулирует закон инерции.
3-я и 4-я части
посвящены соответственно началам видимого мира и началам Земли; эти части —
единственная
сохранившаяся работа Декарта, трактующая космологич. и космогонич. вопросы. По
словам Декарта,
они являются расширенным вариантом соответствующих глав соч. «Мир», к-рое было
попыткой дать
общий очерк всего мироздания в целом, исход» только на принципов механики (соч.
сохранилось в
отрывках).
В 1647 вышел франц. пер., выполненный другом Декарта учёным-аббатом Пико. Франц.
текст
значительно отличается от латинского, содержит отдельные купюры и обширные
вставки. Сравнение
текстов даёт основания считать, что конец 3-й части и вся 4-я были переведены
самим Декартом,
причем нок-рые места написаны заново. В большинстве изданий в качестве
предисловия помещается
письмо автора аббату Пико. Первый рус. пер. опубл. в кн.: Декарт Р., Соч., т. 1,
1914.
НЕБЫТИЕ, понятие идеалистич. онтологии, означающее отсутствие, отрицание бытия.
Категория
Н. (как недопустимая для мысли идея) появилась вместе с противоположной ей
категорией бытия в
учении Пармени-да об истинном пути мышления.Демокрит и Платон придали Н.
онтологич. статус,
причём Платон ввёл по только различение бытия и Н., но и бытия и сверхбытия
(единое), что
предопределило осн. аспекты рассмотрения Н. в истории, философии: Н. как
негативное отсутствие
бытия и как позитивное превосхождсние бытия. Категория Н. фактически
тождественна категории
ничто; различие их состоит лишь в том, что Н. противопоставляется бытию вообще,
в то время как
ничто — многообразию различных нечто. В диалектнко-материалис-тич. философии
понятие Н. не
употребляется. См. Ничто.
НЕГРИТЮД (франц. negritude, от negre — негр), одна из популистских (см.
Популизм) идеологий
периода освободит. борьбы в Африке, развитая Сенгором и др. Н. исходит из
противопоставления
европ. (рационализм, техницизм, индивидуализм, безличность социальной
организации и т. п.) и
африканской (негритянская магич. интуиция, цельность мироощущения, общинные
идеалы
справедливости и взаимопомощи) культур. Такое разделение типов культуры в
основном сложилось
в кругах европ. либеральной интеллигенции, к-рая взамен капиталистич. развития
выдвигала идеи
романтизма и руссоистского культа «естеств. человека», призванного спасти
«испорченную»
цивилизацию. В пёстрой социально-психологич. среде переходных обществ эти идеи
переплелись с
местными религ. и неотрадиционалистскими мотивами.
Н.— одно из утопич. движений протеста против бурж. цивилизации, к-рой, как
царству разложения
всех духовных видов целостности в обществе, культуре и индивидуальном мышлении,
Н.
противопоставляет утопически сконструированный тип нар. жизни, афр.
«общинность»,
построенную на доверии, любви, свободе и не нуждающуюся в формальных правовых
гарантиях.
Эту идеализированную общинность, древние традиц. уклады и верования афр. племён,
будто бы
пронесённые ими сквозь колон. период в нетронутом виде, Н. предлагал заложить в
основу новой
государственности и социальной политики освободившихся стран, в основу
«африканского»
социализма. Обычно программы, выросшие на почве Н. и поддерживаемые в основном
немногими
интеллигентами, получившими европ. образование, маскируют или недооценивают
реальное
классовое разложение афр. общества, перенося на объединённые новые общества
идеализированные
характеристики традиц. локальных коллективов, находящихся на примитивном уровне
развития. В
итоге идея консервации патриархальной общинно-племенной солидарности оказывается
выгодной
бюрократич. верхушке и растущим бурж. слоям.
• Ерасов Б. С., Тропич. Африка: идеологии и проблемы культуры, М., 1972; У л ь я
н о в с к и й Р. А., Социализм и
освободившиеся страны, М,, 1072; см. также лит. к ст. Сенгор.
НЕДЕЛЬКОВИЧ (Неделковиh) Душан (р. 18.5.1899, Исаково, Сербия), югосл. философ-
марксист. В
1939 перевёл на сербскохорватский яз. «Логику» Гегеля с комм., к-рые в условиях
монархо-фаш.
диктатуры были использованы для изложения филос. идей В. И. Ленина. В 1943 на
освобождённой
от фашистов территории — редактор произв. Ленина на сербскохорватском яз.
Н. работает в области истории югосл. и мировой философии, истории обществ. мысли
народов
Югославии (работы о Р. Бошковиче, П. Негоше, С. Марковиче, Леонардо да Винчи, П.
Гольбахе, Ж.
Ламетри и др.). Значит. место Н. уделяет проблемам становления и развития
марксистской
философии, этики и эстетики, принципам материалистич. диалектики, разработке
ленинских
методология, принципов анализа филос. знания, вопросу о роли субъективного
фактора в
социалистич. революции, проблемам со-циалистич. гуманизма.
Ряд работ Н. посвящён критике бурж. филос. теорий (интуитивизма А. Бергсона,
прагматизма Дж.
Джемса и др.), оппортунистпч. и ревизионистских течений (бернштейпиапства, совр.
«пеомарксизма»).
• La philosophic naturelle et relatiiviste do R.-.T. Boscovich, P., [1922];
Хераклит, Београд, 1924; Неморалност бесмртности
и етичка фуякциjа смрти, Београд, 1928; Идеолошки сукоб демокра-ти jе и фашизма,
Скошъе, Io:i8; Анти-Бергсон,
Скошье, 1939; Progmatizam i dijalektika, Beograd, 1960; Hurnanizam Mark-sove
dijalektike i dijalektika humanizma danas,
Beograd, 11)68; Hommc et humain, BeoRrad, 1969; Леаин и фплоаофи)а, Београд,
1969; Превазилажегьа, Београд, 1972;
Интуиционизам и диjалек-тика, Београд, 1974.
НЕДЕЛЬКОВИЧ 419
НЕДОНСTЛЬ (Nedoncelle) Морис Гюстав (р. 30.10. 1905, Рубе), франц. философ-
идеалист, католич.
священник. Один из гл. представителей персонализма. В основе концепции Н. лежит
понятие
взаимности, обоюдности — необходимой связи между сознанием «Я» и сознанием
«Другого». Диада,
возникающая из взаимозависимости «Я» и «Ты», делает возможным, по Н., появление
личности,
подтверждает её реальность. Полное завершение личности происходит при обращении
к богу, с к-
рым она связана но своей природе, ибо бытие личности, по Н., есть результат
«человеческо-
божественной обоюдности». Только бог может уничтожить дуализм природы и личности
и устранить
внутр. противоречия разума.
• Vers ime Philosophie de l'amour et de Ja personne, P., 1957; La personne
luimaine et la nature, P., 1963; Explorations
personna-listes, P., 1970.
• Совр. религ.-филос. течения в капиталистич. странах, М., 1962, с. 131—36; В д
о в и н а И. С., Франц. персонализм, М.,
1977.
НЕЗАВИСИМОСТЬ в логике и м а т е м а т и-к е, невыводимость (недоказуемость)
предложения
нек-рой теории (или выражающей его формулы соответствующего исчисления) и его
отрицания из
данной совокупности предложений (конъюнкции формул), напр. из данной системы
аксиом.
Доказательство Н. сводится к доказательству непротиворечивости (совместимости)
двух систем
предложений (формул): данной системы и данного предложения (формулы) — с одной
стороны, и
данной системы и отрицания данного предложения (формулы) — с другой. Если
непротиворечивая
система аксиом дедуктивно полна (см. Полнота в логике), то присоединение к ней в
качестве
аксиомы любого невыводимого из неё предложения приводит к противоречию. Когда
речь идёт о
содержательно формулируемых предложениях, то выводимость понимается интуитивно

соответствии с законами логики); в исчислениях в качестве таких законов
фиксируются определ.
правила вывода, также подразделяемые на независимые (исходные) и производные.
Аналогично определённой выше дедуктивной Н. говорят о Н. функциональной (Н.
выразит. средств):
понятие (термин) независимо от данной совокупности понятий (терминов), если оно
не может быть
определено через них (при фиксированных правилах определения, относительно к-рых
имеет смысл
ставить вопрос о Н.). Совокупность предложений (формул) или понятий (терминов)
наз. независимой
(или неизбыточной, минимальной), если каждое из них независимо от остальных.
Исторически
первыми доказательствами Н. были доказательства Н. пятого постулата Евклида о

<<

стр. 44
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>