<<

стр. 51
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

дисциплины, марксистская методология науки отвергает унификацию реального
методологич. и
предметного многообразия науч. дисциплин, попытки построения нек-рой нормативной
методологии
науки.
• Лосев А. Ф., История антич. эстетики, [т. 3]— Высокая классика, М., 1974; е г
о ж е, История антич. эстетики, [т. 6] —
Поздний эллинизм, М., 1980; Гряз но в Б. С., Филос. «П.» Т. Куна, «Природа»,
1976, № 10; Criticism and the growth of
knowledge, ed. by J. Lakatos, A. Musgrave, Camb., 1970; Ritzer G., Sociology, a
multiple paradigm science, Boston, 1975; см.
также лит. к ст. Кун. А. П. Огурцов.
ПАРАДОКС (от греч. ????????? — неожиданный, странный), то же, что противоречие;
в широком
смысле — неочевидное высказывание, истинность к-рого устанавливается достаточно
трудно; в этом
смысле парадоксальными принято наз. любые неожиданные высказывания, особенно
если
неожиданность их смысла выражена в остроумной форме. В логике П. (или
антиномиями,
противоречиями) наз. высказывания, в точном смысле слова противоречащие
логическим законам,:
недоказуемость П. (т. е. непротиворечивость) — осн. требование, предъявляемое к
логич. и логико-
матема-тич. исчислениям, аксиоматич. науч. теориям (см. Аксиоматический метод,
Метатеория,
Формализм). Напр., в различных системах аксиоматич. теории множеств отсутствие
П.
обеспечивается разумным ограничением постулируемых в них аксиом, в первую
очередь т. н. аксиом
свёртывания — формальных аналогов об-щелогич. абстракции принципа, или же путём
наклады-
вания необходимых ограничений на выразит. средства науч. теорий, в терминах к-
рых
формулируются различные свойства.
Логич. и теоретико-множеств. П. родственны т. н. семантич. П. (см. Семантика),
возникающим в
естеств. языках и науч. теориях из-за неограниченного и неоговариваемого спец.
образом отношения
именования (см. Имя). Типичный пример семантич. П.— известный ещё антич.
философам П.
«Лжец»: высказывание «я лгу» истинно, если предположить его ложность, но из
этого, в свою
очередь, следует, что оно ложно, т. е. высказывание это, если его сформулировать
с надлежащими
уточнениями, вообще не может считаться высказыванием (каждое высказывание, по
определению,
либо истинно, либо ложно). Несмотря на различие логич. (теоретико-множеств.) и
семантич. П.,
между ними существует глубокое родство. Последнее обнаруживается при сравнении,
напр., с П.
«Лжеца» т. н. парадокса Рассела, согласно к-рому множество всех множеств. не
содержащих себя
самих в качестве собств. элементов, должно, по определению, содержать само себя,
а
следовательно,— и не содержать себя. Особенно известна и наглядна шуточная
модификация этого
П.— т. н. П. «Брадобрей»: «Деревенский парикмахер бреет всех тех и только тех
жителей своей
деревни,
ПАРАДОКС 477
к-рые не бреются сами. Должен ли он брить самого себя?». Анализ П. или в более
широком смысле
— уточнение науч. теорий, обусловленное тем, что новые экспериментальные данные
вступают в
противоречие с принципами, ранее казавшимися надёжно проверенными, составляет
неотъемлемую
часть общего процесса развития науки.
• К л и н и С. К., Введение в метаматематику, пер. с англ., М., 1957, гл. 3;
Френкель А. А., Б а р - X и л л е л И.,
Основания теории множеств. пер. с англ., М., 1966, гл. 1.
ПАРАЛОГИЗМ, см. в ст. Логические ошибки,
ПАРАЦЕЛЬС (Paracelsus) (псевд.; наст. имя и фам. Филипп Ауреол Теофраст Бомбаст
фон Гоген-
гейм, von Hohenheim) (1493, Айнзидельн, кантон Швиц,— 24.9.1541, Зальцбург),
философ,
естествоиспытатель, врач. Учение П. можно охарактеризовать как своеобразный
теософский
натурализм, сложившийся под влиянием платоновско-пифагорейской традиции и
герметизма. В
центре его — понятие природы как живого целого, проникнутого единой мировой
душой (Gestirn —
«звёздная душа», т. н. астральное тело в оккультизме, не видимое и не связанное
с к.-л. определ.
пространством, способное воздействовать на любое др. астральное тело, т. е.
магич. начало души).
Это понятие мировой души (spiritus mundi), выступающей Как всеобщий деятель в
природе,
сливается с идущим от Аристотеля понятием эфира, или «пятой сущности» (см.
Квинтэссенция), а
также неоплатонич. понятием пространства — посредника между умом (кусом) и
материей.
Параллелизм микрокосмоса и макрокосмоса создаёт, по П., возможность магич.
воздействия
человека на природу с помощью тайных средств. Познание человеком своей души —
путь к
постижению природы и овладения её силами. Воображение, в отличие от фантазии,
это магич.
созидание образа как реального тела нашей мысли, к-рая понимается П. именно как
практически-
волевое устремление души (в этом он предвосхищает нем. идеализм кон. 18— 19
вв.).
Осн. элементы, составляющие у П. космич. тело,— земля, вода, воздух и небо;
кроме них, П.
признавал три начала: ртуть (меркурий), серу и соль — не как эмпирич. вещества,
а как особый
способ действия тел. Так, ртуть есть неизменный дух (spiritus vitalis),
обеспечивающий изменчивость
всего живого; сера производит рост всего живого и, скорее, соответствует понятию
души; соль даёт
телам прочность, это основа телесности.
Поскольку вся природа у П. населена духами и демонами, то задача медицины —
восстанавливать
нарушенный вторжением чуждого духа порядок, к-рый в здоровом состоянии
обеспечивается археем
— верховным жизненным духом всякого существа; т. о., врач должен лечить и тело,
и душу, и дух
больного.
П. оказал сильное влияние на Я. Бёме, В. Вейгеля (1533—88), врача, химика и
натурфилософа Я. В.
Гель-монта (старшего) (1579—1644), Ф. М. Гельмонта (младшего) (1614—99),
вероятно,
повлиявшего на Лейбница своим учением о монадах («жизненных духах»). Нек-рые
мотивы учения
П. были развиты нем. романтизмом (Шеллинг, Новалис), а также философией жизни
(Кла-гес).
* Samtliche Werke, Bd 1—14, Munch.— В., 1922—36; Samt-Ae Werke, Bd 1—4,
Jena, 1926—32.
• Проскуряков В.,П., M., 1935; Л евен В. Г., Проблема материи у Теофраста П.,
«ФН», 1959, №3; Gundolf F., Paracelsus,
В., 19282; Sudhoff К., Paracelsus, Lpz., 1936; V o g t ?., Th. Paracelsus als
Arzt und Philosoph, Stuttg., 1956; Sudhoff K.,
Bibliographie Paracelslca, Gras, 1958; Weimann K.-H., Paracelsus-Bibliographie
1932—1960, Wiesbaden, 1960.
ПАРЕТО (Pareto) Вильфредо (15.7.1848, Париж,— 20.8.1923, Селиньи, близ Женевы),
итал.
социолог и политэконом, представитель математич. школы в бурж. политэкономии.
478 ПАРАЦЕЛЬС
Социологич. концепция П. соединяет В себе противоречащие друг другу моменты —
логически-
экспериментальную методологию, требующую точности и направленную против
оценочно-
психологич. и умозрит. подхода к обществ. явлениям, и тезис о том, что основу
обществ. процессов
составляют человеч. поступки, определяемые преим. иррациональным, инстинктивным,
т. е. тем, что
в принципе невозможно точно описать и рационально объяснить.
Являясь одним из лидеров психологич. направления в социологии, П. утверждал, что
социальное
развитие определяется поступками людей, к-рые делятся на логические
(целесообразные,
руководимые осознанными целями) и нелогические, т. е. неосознанные,
инстинктивные. Движущей
силой обществ. развития служат нелогич. поступки, в основе к-рых лежит комплекс
побудит.
инстинктов, желаний, интересов, изначально присущих человеку и составляющих
устой' чивую
психологич. константу любого нелогич. поступка. Этот комплекс П. назвал
«остатком» (residue),
Имея в виду то, что остаётся, если из всей Совокупности социальных действий и
мыслей удалить всё
несущественное и поверхностное. Но человеку изначально задана и потребность в
логич., вернее
псевдологич., обосновании постфактум своего поведения. Поэтому каждый нелогич.
поступок обяза-
тельно содержит и изменчивые интерпретации «остатков», к-рые объясняют, но в то
же время и
маскируют их. Эти элементы П. назвал «производными» (deriva-zioni). Их наличие
не говорит о
сознат. лицемерии, ибо человек, как правило, верит в истинность указанных
обоснований. Охватывая
массы, «производные» могут превращаться в идеологии и религ. доктрины.
Классификацию
«остатков» и «производных» П. положил в основу объяснения всех обществ. явлений,
считая, что их
комбинациями конкретно определяется тот или иной социальный процесс или феномен.
Исходя из
этой искусств.
схемы, П. строил объяснение механизмов обществ. жизни.
Общество, по П., это система, находящаяся в равновесии, поскольку антагонистич.
интересы, отд.
слоев и классов парализуют друг друга. Извечный антагонизм вызывается социальным
неравенством
людей, обусловленным неравномерным распределением «остатков» среди них. В
частности,
способностью к руководству обладают немногие — те, кто составляет элиту. П.
мыслит общество как
пирамиду, наверху к-рой находятся немногие высокоодарённые люди — вожди.
История, по П.,—
арена постоянной борьбы элит за власть. «Циркуляция элит» является непреложным
законом
обществ. жизни и определяется комбинациями «остатков» у правящего слоя. Каждый
тип элит
обладает лишь огранич. преимуществами и не удовлетворяет всем требованиям
руководства и управ-
ления обществом, поэтому сохранение социального равновесия требует постоянной
смены элит,
осуществляемой с помощью насилия. «Производные» — в форме социальных теорий и
филос.-
историч. учений — являются лишь средством в борьбе элит и способствуют, по П.,
принуждению
масс к повиновению. Резко враждебно относясь к марксизму и революц. движению
рабочего класса,
упрекая марксизм за переоценку экономич. факторов, П. в то же время враждебно
относился к
идеалам бурж. демократии. Это было использовано впоследствии идеологами фашизма,
хотя сам П.
отрицательно отнёсся к фашизму. Наивысшим принципом политич. жизни П. считал
власть
безотносительно к этич. оценке тех приёмов, с помощью к-рых она достигается.
• Oeuvres completes, publ. sous la direction de G.Busino, t. 1—20, Geneve, 1964—
75; Trattato di sociologia generate, v. 1—2,
Mil 1964; Carteggi paretianl (18Я2—1923), Roma, 1964; Scritti sociolo-gici,
Torino, 1968; The ruling class in Italy before 1900,
N. Y. 1974; Scritti politic!, t. 1—2, Torino, 1974; Compendio di soeio-logla
generale, Torino, 1978.
• Совр. социологич. теория, сост. Г. Беккер и А. Босков, пер. с англ., М., 1961;
Селигмен Б., Осн. течения
совр. эконо-мич. мысли, пер. с англ., М., 1968; История бурж. социологии 19 —
нач. 20 вв., М., 1979, с,
309—32; Schumpeter J. ?.,
Ten great economists, ?. ?., 1965; ? u s l n o G., GH studt su V. Pareto oggi.
Dall 'agiografia alia critica (1923—1973),
Rotna,
ПАРМЕНИД (??????????) и з Э Л е и, в Юж. Италии (р. ок. 515 до н. э.— согласно
Платону, ок.
544— согласно Аполлодору), др.-греч. философ, основатель элейской школы. Автор
филос. поэмы «О
природе», от к-рой до нас дошли довольно большие отрывки. Дожил до глубокой
старости.
Очевидно, испытал влияние идей Ксенофана, учившего о единстве сущего и
неподвижности
божества, а также влияние пифагорейцев (Диоген Лаэртий IX 21). Возможно, был
знаком с учением
Гераклита — систему взглядов П. легко представить себе как реакцию на учение
Гераклита о всеоб-
щем изменении и противоречивости сущего.
П. первым из др.-греч. философов стал оперировать понятиями макс. общности,
говоря о бытия (или
сущем) и небытии (или не-сущем). Он стремился доказать, что бытие существует, а
небытия не
существует (В 2 DK), а следовательно, не может существовать и пустота. Во
вступлении к поэме П.
изображает своё путешествие на колеснице, управляемой солнечными девами, из
царства ночи к
свету, а своё учение преподносит как откровение, полученное от богини (В l DK).
Однако со-
держание поэмы находится в резком контрасте с её ми-фологич. обрамлением: поэма
представляет
собой попытку рационально представить в категориях мышления противоречивый
движущийся мир.
П. провозглашает тождество сущего и мыслимого. Бытие для П. едино и неподвижно —
всякая
множественность и всякое изменение представляются ему противоречивыми, а поэтому
невозможными. Вселенная имеет Для него вид однородного плотного шара:
«Одно и то же есть мысль и то, о чем мысль существует.
Ибо ведь без бытия, в котором ее выраженье, Мысли тебе не найти. И нет и не
будет иного, Сверх
бытия, ничего; судьба как его приковала,— Цело, недвижно оно. Все вещи, в чем
смертные видят
Истину, веря в нее, все это — лишь имя пустое: Быть, а также не быть, рождаться,
а также и гибнуть,
Место на место менять, обменивать цвет и окраску. Есть же последний предел, и
все бытие отовсюду
Замкнуто, массе равно вполне совершенного шара, С правильным центром внутри» (В
8 D К).
П. был убеждён в том, что истинное знание даёт нам только разум, а на чувствах
основываются лить
недостоверные и противоречивые мнения людей (В 7 D К). Нарисовав в 1-й ч. поэмы
картину мира,
представлявшуюся ему истинной, П. во 2-й ч. описывал мир, как он существует во
мнениях людей. В
частности, возникновение мира он описывал, используя идеи милетской школы; в
основе
мироздания, согласно «мнению людей», лежит у П. противостояние света-огня и тьмы
(В 8 и 9 D К) и
смешение элементов (В 12 D К). П., по-видимому, первый пришёл к выводу о
шарообразности Земли
(А 44 DK), разделил Землю на кли-матич. зоны (А 44а D К) и установил, что
утренняя и вечерняя
звезда являются на самом деле одной и той же планетой — Венерой (Диоген Лаэртий
IX 23).
Учеником П. был Зенон Элейский.
• Фрагменты: DK I; Parmenides, a text with transl., («mm. and critical essays,
by L. Taran, Princeton, 1965. * С o r n f o r d F.
M., Plato and Parmenides ..., transl. with an introd. and a running comm., L.,
1939; Reinhard! K., Parmenides und die Geschichte
der griechischen Philosophie, Fr.M., 19592; Verdenius W. J., Parmenides. Some
comments on his poem, В., 19642; Merlan Ph.,
Neues Licht auf Parmenides, в сб.: Archiv fur Geschichte der Philosophie, B.,
1966, S. 267—76; Bormann K., Parmenides,
Hamb., 1971.
«ПАРМЕНИД», или «Об идеях», диалог Платона, написанный в основном до 2-й
сицилийской
поездки. Назван по имени представителя элейской школы Пар-менида. В диалоге
воспроизводится
беседа, которую на Великие Панафинеи в 450 вели в доме Пифодора, слушателя
Зенона Элейского,
65-летний Парменид, 40-летний Зенон, 20-летний Сократ и юноша Ари-
стотель, впоследствии — один из тридцати тиранов. Беседу со слов Пифодора
излагает для некоего
Кефа-ла из Клазомен младший сводный брат Платона Антифон, с к-рым Кефала сводят
родные
старшие братья Платона Адимант и Главкон.
«П.» — наиболее трудное для понимания из всех соч. Платона. В диалоге, помимо
введения-рамки
(126а—127d), две самостоят. части: 1а) Сократ против тезиса Зенона о
невозможности многого
выдвигает учение об идеях (127d—130а); 1б) Парменид его критикует и — не
отвергая окончательно
— говорит о необходимости для философа диалектич. упражнений (130а—135d); 2)
Парменид в
беседе с Аристотелем развивает диалектику единого.
Против теории идей Парменид выдвигает три возражения: 1) вещи не могут
приобщаться к идее в
целом, поскольку, оказавшись сразу во многих вещах, единая Идея будет отделена
от себя самой; но
они не могут приобщаться и к части идеи, поскольку тогда единая идея окажется
многим; 2)
созерцая, напр., идею великого и великие вещи, мы должны порождать новую идею
великости в
качестве того третьего, к-рому были бы подобны и данная идея, и вещи, и так до
бескнечно-сти; 3)
идеи и вещи существуют независимо друг от друга (раб не может быть рабом идея
господина), по-
этому знание вещей не даёт Знания идей, а знание идей— знания вещей: люди не
могут знать идей, а
боги — вещей чувств. мира; однако отказ от идей уничтожает всякую возможность
рассуждения.
Такова 1-я часть, так или иначе свидетельствующая о кризисе теории идей у
Платона, тогда как 2-я
говорит о его стремлении заново очертить возможности диалектич. метода.
Во 2-й части рассмотрены 8 предпосылок («гипотез»), или, точнее, тезисы и
антитезисы четырёх
антиномий: что следует для единого и для иного, если единое а) существует и б)
не существует (160 b
— 166 с). 1) (137 с — 142 b) Если единое существует, оно — единое, а не многое:
значит. у него нет
частей, начала, конца, середины, очертаний, оно не находится в ином и в себе
самом, лишено
движения и вообще изменения, тождества, различия, подобия, числа, меры и
времени; но тогда оно
никак не причастно бытию, т. е. не существует и как единое; 2) (142 b— 157 b) но
если единое
существует, оно причастно бытию, и тогда ему можно приписать все предикаты,
отвергнутые в 1-м
случае; 3) (157 b — 159 b) при этом иное оказывается множеством, причастным в
каждой своей части
и в целом единому; 4) (159 b — 160 b) но если единое и иное совершенно отдельны
друг от друга, то
иное не причаство единому и единое не существует для него; 5) (160 b— 163 b)
если единого не
существует, оно одновременно оказывается причастным и непричастным разным идеям,
но в то же
время 6) (163 b— 164 b) ничего не претерпевает; 7) (164 b — 165 е) при этом иное
также будет при-
частно противоположным идеям, и даже 8) (165 е — 166 с) вообще ничего иного не
будет.
2-я часть диалога ещё в античности вызывала споры: тем, кто видел в ней всего
лишь диалектич.
упражнение, возражали неоплатоники, к-рые в последовательности «гипотез» «П.»
видели
изображение структуры универсума. Плотин связывал с первыми тремя «гипотезами»
учение об
едином, уме (нусе) и душе. Амелий 8 гипотез диалога понимал как иерархию
единого, ума, разумных
душ, неразумных душ, материи, могущей принять формы, упорядоченной материи,
чистой материи я
формы, соединённой с материей. Порфирий и Ямвлих выделяли 9 «гипотез»
(получавшиеся при
делении 2-й на две — 155 е); Плутарх Афинский предложил деление 2-й части на 5 и
4 гипотезы: в
первых пяти речь идёт о боге, уме и душе, овеществлённых формах и материи; в
последних четырёх
изображается то, что реально не существует — поскольку ничто не может
«ПАРМЕНИД» 479
существовать без единого. Эту схему уточйил Сириан и разработал Прокл,
построивший на основе
«П.» свою «Теологию Платона». Неоплатонич. толкование 1-й гипотезы «П.» повлияло
на Псевдо-
Дионисия Арео-пагита, а через него — на всю ср.-век. мысль и философию
Возрождения (Николай
Кузанский, Фичино). Гегель видел в «П.» величайшее достижение антич. диалектики.
Лат. пер. Вильема из Мербеке (13 в.). Рус. пер. Н. Томасова (1929; в кн.:
Платон, Соч., т. 2, 1970).
•Cornford F. M., Plato and Parmenides ..., transl., with an introd. and a
running comm., L., 1939; K l i b a n s k y R., Plato's
Parmenides in the Middle Ages and the Renaissance, «Mediaeval and Renaissance
Studies», 1943, v. 1, № 2, p. 281 — 330;
Niewobner F. W., Dialog und Dialektik in Platos «Parmenides», Meisenheim am
Glan, 1971; Plato, Parmenides, ubers, und hrsg.
v. H. G. Zekl, Hamb., 1972; Kunne W., Dialektik und Ideenlehre in Platos
Parmenides, Hdlb., 1975; Ferfers F. D., Der erste Teil
von Platons «Parmenides», Bonn, 1978. Ю. А. Шичалин.
ПАРСОНС (Parsons) Толкотт (13.12.1902, Колорадо-Спрингс, Колорадо,— 8.5.1979,
Мюнхен), амер.
социолог-теоретик, один из гл. представителей структурно-функционального
направления в бурж,
социологии.
П. опирался на работы М. Вебера, Э. Дюркгейма, А. Маршалла, В. Парето, а также
использовал совр.
системные, кибернетич. и символико-семиотич. представления. П. отстаивал
необходимость
построения общей аналитич. логико-дедуктивной теории человеч. действия как
основы решения
частных эмпирич. задач. Человеч. действие, по П., есть самоорганизующаяся
система, специфику к-
рой, в отличие от систем физич. и биологич. действия, он усматривал, во-первых,
в символичности, т.
е. в наличии таких символич. механизмов регуляции, как язык, ценности и т. д.;
во-вторых, в
нормативности, т. е. в зависимости индивидуального действия от общепринятых
ценностей и норм;
наконец, в волюнтаристичности, т. е. в известной иррациональности и
независимости от познаваемых
условий среды и в то же время зависимости от субъективных «определений
ситуации». На основе
этого П. строил абстрактную формализованную модель системы действия, включающую
культурную, социальную, личностную и организмич. подсистемы, находящиеся в
отношениях
взаимообмена. Одной из главных составляющих концепции П. является т. н.
инвариантный набор
функциональных проблем: адаптации, целедостиже-ния, интеграции, воспроизводства
структуры и
снятия напряжений, решение к-рых обеспечивается специали-зиров. подсистемами.
Так, внутри
социальной системы функцию адаптации обеспечивает экономич. подсистема, функцию
целедостижения — политич. подсистема, функцию интеграции — правовые институты и
обычаи,
функцию воспроизводства структуры — система верований, мораль и органы
социализации (включая
семью и институты образования).
Введённая П. система понятий оказала значит. влияние на амер. социологию, в т.
ч. эмпирич.
исследования. Вместе с тем его теория подвергается критике со стороны
эмпирически
ориентированных или радикально мыслящих бурж. социологов за её интеллектуальную
усложнённость и консерватизм (Ч. Р. Миллс). Социологи-марксисты критикуют теорию
П. за форма-
лизм, внеисторичность, идеалистич. направленность, недооценку значения
социальных конфликтов и
противоречий, апологетич. установки, показывают несостоятельность притязаний его
концепции
структурного функционализма на роль всеобъемлющей социологич. и антропологич.
теории.
• Family. Socialization and interaction process, L., 1956; Toward a general
theory of action, Camb., 1959 (совм. с E. A. Shils);
The sosial system, Glencoe (111.), 19592; The structure of social action, N. Y.,
19612; Economy and society, L., 1964 (совм. с N.
Smelser); Social structure and personality, ?. ?., 1964; Societies: evolutionary
and comparative perspectives, Englewood Cliffs
(N. J.), 1966; Sociological theory and modern
480 ПАРСОНС
society, N. ?.—L., 1967; Some problems of general theory in sociology, в кн.:
Theoretical sociology, ed. by Б. J. Tiryakian, N.
Y., 1970; The evolution of societies, Englewood Cliffs (?. ?.), 1977; Social
system and the evolution oi action theory, N. Y.—
L., 1977; в рус. пер,—Общетеоретич. проблемы социологии, в кн.: Социология
сегодня, М., 1965; Информац. бюллетень
Науч. совета по проблемам конкретных социальных исследований АН СССР, № 6, в. 1—
2, М., 1968; № 38, М., 1969;
«Введение» и «Заключение» («Общий обзор»), в кн.: Амер. социология, пер. с
англ., М., 1972.
• Здравомыслов А. Г., Проблема интереса в социоло-гич. теории, Л., 1964; Критика
совр. бурж. теоретич. социологии,
М., 1977; История бурж. социологии первой пол. 20 в., М., 1979, гл. 1, 4; The
social theories of Talcott Parsons, ed. by M.
Black, N. Y., 1961; Gouldner A. W., The coming crisis of western sociology, N.
Y.—L., 1970.
ПАРТИЙНОСТЬ, 1) принадлежность человека к политич. партии. 2) Идейная
направленность
мировоззрения, философии, обществ. наук, лит-ры и иск-ва, выражающая интересы
определ. классов,
социальных групп и проявляющаяся как в социальных тенденциях науч. и художеств.
творчества, так
и в личных позициях учёного, философа, писателя, художника. В широком смысле П.—
принцип
поведения людей, деятельности орг-ций и учреждений, орудие политич. и идеологич.
борьбы.
Всякий обществ. класс, всякая значит. социальная группа имеют свои особые
экономич. и политич.
интересы, свои духовные ценности — моральные нормы и принципы, традиции и
обычаи, цели и
идеалы, к-рые так или иначе защищают, обосновывают и развивают идеологи, учёные,
деятели
культуры. «...Ни один живой человек не может не становиться на сторону того или
другого класса
(раз он понял их взаимоотношения), не может не радоваться успеху данного класса,
не может не
огорчиться его неудачами, не может не негодовать на тех, кто враждебен этому
классу, на тех, кто
мешает его развитию распространением отсталых воззрений» (Ленин В. И., ПСС, т.
2, с. 547—48). П.
есть высшее выражение классового характера обществ. науки, философии, лит-ры,
иск-ва. Не всякий
учёный и художник отчётливо сознаёт классовый характер науч. и художеств.
творчества, в т. ч. и
своих произведений, взглядов. Классовое содержание произведения может
проявляться и в нечётко
оформленных симпатиях и антипатиях автора, в приверженности духовным ценностям,
к-рые так или
иначе связаны с классовыми устремлениями. Лишь П. представляет собой результат и
политич.
выражение развитых классовых противоположностей (см. там же, т. 13, с. 274).
Само понятие «П.»
неразрывно связано с деятельностью политич. партии, отчётливо выражающей
интересы класса или
социальной группы и берущей на себя задачу руководства их политич. борьбой.
Поэтому П.
характеризуется высокой степенью осознанности классовых интересов и
приверженностью политич.
линии партии. «Чем более политически развиты, просвещены, сознательны данное
население или
данный класс, тем выше, по общему правилу, его партийность» (там же, т. 32, с.
190).
П. свойственна обществ. мысли на протяжении всей истории антагонистич. обществ.
В зависимости
от того, интересы какого класса — прогрессивного или реакционного — выражала
определ. политич.
группировка, П. этой группы играла либо реакционную, либо прогрессивную роль в
развитии
общества. С возникновением буржуазии и пролетариата П. приобретает качественно
иные
характеристики, начинает играть более значит. роль в борьбе классов, в идейно-
политич. жизни
общества. Выступление пролетариата как революц. силы, формирование марксизма-
ленинизма —
науч. идеологии пролетариата, последовательно выражающей его интересы,
организация политич.
партии рабочего класса позволили всесторонне противопоставить интересы рабочего
класса и всех
трудящихся интересам капиталистов, др. эксплуататорских классов не только в
сфере политики, но и
в сфере философии, социологии, науч. и художеств. творчества. Принцип П.
становится всеобщим
принципом анализа и оценки социальных
явлений, научных концепций, политических программ и лозунгов.
В марксистско-ленинском учении принцип коммуни-стич. П. органически соединяет в
себе подлинно
науч. анализ действительности с последоват. защитой интересов пролетариата.
Пролетариат
нуждается в науч., объективном раскрытии картины мира, законов, путей движения
общества от
капитализма к коммунизму. Говоря иначе, объективный ход мировой истории и
классовый интерес
пролетариата совпадают, теория же марксизма-ленинизма, дающая науч. картину
перехода к
коммунизму, выступает как идеология, выражающая интересы пролетариата и всех
трудящихся. Вот
почему спекуляции врагов социализма, пытающихся противопоставить научность и
пролет.
партийность марксистско-ленинской теории, не имеют под собой никаких реальных
оснований.
Пролетариат как восходящий класс истории, интересы к-рого совпадают с интересами
всех
трудящихся, открыто провозглашает свои цели — победу коммунизма, а коммунистич.
партия
последовательно отстаивает принцип П. Защищая и обосновывая цели и задачи
рабочего класса,
политики коммунистич. партии, марксистско-ленинская теория беспощадно критикует
эксплуататорский строй, его политику и идеологию. Естественно, что такая теория
не может не
признавать П. всякой политики и идеологии. В противоположность этому буржуазия,
интересы к-рой
противоречат интересам большинства населения, вынуждена скрывать свои корыстные
устремления,
выдавать свои экономич. и политич. цели за цели всего общества, прикрываться
тогой
беспартийности. Поэтому П. выступает как идея пролетарская, а беспартийность —
как идея
буржуазная.
Пытаясь всеми средствами скомпрометировать социа-листич. образ жизни, прибегая к
клевете и
дезинформации, подрывной деятельности, империалистич. пропаганда широко
распространяет
взгляды, согласно к-рым в век науч.-технич. революции происходит сближение форм
обществ. жизни
при социализме и капитализме, а идейные принципы, идеологич. различия будто бы
утрачивают своё
былое значение. Происходит якобы деидеологизация обществ. жизни, в к-рой
принципы П. лишь
навязываются извне. Однако практика показывает, что до тех пор, пока в мире
сохраняются
антагонистич. классы, эксплуатация человека человеком, пока существует
противоположность
интересов монополистич. капитала и рабочего класса, всех трудящихся, неизбежно
будет
продолжаться классовая борьба трудящихся за своё социальное освобождение.
В принципе с т. зр. объективных последствий не имеет существ. значения,
культивируется ли идея
беспартийности сознательно, как лицемерное прикрытие корыстных интересов
буржуазии, или это
следствие заблуждения, или, наконец, результат трусливого желания избежать
сложностей
действительности, уклониться от выбора определ. политич. решения. В условиях
острой борьбы
между силами социализма и капитализма необходимость классового, парт. подхода к
анализу и
оценке социальных явлений на мировой арене и внутри стран сохраняет всю свою
актуальность.
П. обществ. наук определяется тем обстоятельством, что предметом их исследований
выступают
социальные явления, к-рые невозможно объяснить, не прибегая к характеристике
интересов классов,
социальных групп. Трактовка же этих интересов, а следовательно, раскрытие
сущности обществ.
явлений зависит от социальной ориентации учёного, сформировавшейся под
воздействием той
обществ. группы, к к-рой он принадлежит или на к-рую он ориентируется. В. И.
Ленин показал, что
«... "беспристрастной" социальной науки не может быть в обществе, построенном на
классовой
борьбе... Ожидать беспристрастной науки в обществе наемного рабства — такая же
глупенькая
наивность, как ожидать
беспристрастия фабрикантов в вопросе о том, не сле- дует ли увеличить плату
рабочим, уменьшив
прибыль капитала» (ПСС, т. 23, с. 40). В противовес этой чёткой марксистской
позиции мн. бурж.
учёные культивируют идею объективизма в науке, отождествляя при этом объективизм
с
научностью. Показывая несостоятельность такой позиции, В. И. Ленин писал:
«Объективист говорит
о необходимости данного исторического процесса; материалист констатирует с
точностью данную
общественно-экономическую формацию и порождаемые ею антагонистические отношения.
Объективист, доказывая необходимость данного ряда фактов, всегда рискует сбиться
на точку зрения
апологета этих фактов; материалист вскрывает классовые противоречия и тем самым
определяет
свою точку зрения... Таким образом, материалист, с одной стороны,
последовательнее объективиста
и глубже, полнее проводит свой объективизм... С другой стороны, материализм
включает в себя, так
сказать, партийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто
становиться на точку
зрения определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 418-19).
П. в философии и в обществ. науках связана с познанием истинной картины мира, с
развитием
прогрессивных идей, носителями к-рых были, как правило, представители восходящих
классов. В
философии движение человеч. познания к науч. картине мира выразилось в развитии
материалистич.
миропонимания, в становлении диалектич. взглядов на процессы природы и общества.
П. филос.
взглядов состоит в различном подходе к целостному объяснению мира (соотношение
материи и духа,
бытия и сознания), места человека в мире, его отношения к этич. и эстетич.
ценностям и др. Фи-
лософия марксизма — диалектич. и историч. материализм — возникла как теоретич.
система,
выражающая мировоззрение рабочего класса, дающая методологич. основы революц.
преобразоват.
деятельности и науч. исследования. В качестве подлинно науч. и революц.
философии
современности марксистско-ленинская теория находится на вооружении Коммунистич.
партии и
противостоит различным школам и течениям идеализма — объективного и
субъективного.
Марксистская философия включает в себя П., т. е. защиту интересов пролетариата,
как непременный
элемент научности. «Новейшая философия так же партийна, как и две тысячи лет
назад» (там же, т.
18, с. 380).
П. в лит-ре и иск-ве проявляется в идейной направленности творчества писателя,
художника, артиста,
музыканта. Художник не может уйти от определ. трактовки социальных позиций и
устремлений
изображаемых героев, как и от собственных симпатий и антипатий, поскольку каждый
человек
бесчисленными нитями связан с интересами и духовными ценностями оп-редел.
классов, социальных
групп и ориентируется на них. В ст. «Партийная организация и партийная
литература» (1905) Ленин
показал лицемерие рассуждений об абс. свободе творчества: «Свобода буржуазного
писателя,
художника, актрисы есть лишь замаскированная (или лицемерно маскируемая)
зависимость от
денежного мешка, от подкупа, от содержания» (там же, т. 12, с. 104). Разговоры
об абс. свободе —
лишь маскировка, «... буржуазная или анархическая фраза (ибо, как
миросозерцание, анархизм есть
вывернутая наизнанку буржуазность)» (там же). Ленин поставил задачу, чтобы
лицемерно-
свободной, а на деле связанной с буржуазией лит-ре противопоставить
действительно свободную,
открыто связанную с пролетариатом лит-ру; при этом Ленин подчёркивал, что в силу
своей
специфики художеств. творчество требует обеспечения «... большого простора
личной инициативе,
индивидуальным склонностям, простора мысли и фантазии, форме и содержанию» (там
же, с. 101).
Коммунистич.
ПАРТИЙНОСТЬ 481
партия, осуществляя руководство лит-рой и иск-вом, постоянно подчёркивает
необходимость
развития принципа П., видит в нём условие глубокого проникновения в сущность
социальных
процессов, яркого и убедит. отображения человеч. характеров, проблем построения
коммунистич.
общества. Г. Л. Смирнов.
ПАРТИЯ ПОЛИТИЧЕСКАЯ, политич. организация, выражающая интересы обществ. класса
или
его слоя, объединяющая их наиболее активных представителей и руководящая ими в
достижении
определённых целей и идеалов. П. п.— высшая форма классовой организации.
Возникновение и развитие П. п. связано с расколом общества на классы, с историей
классовой
борьбы, особенно за обладание политич. властью. «Самым цельным, полным и
оформленным
выражением политической борьбы классов является борьба партий» (Л е-нин В. И.,
ПСС, т. 12, с.
137).
В отличие от стихийного процесса формирования классов, возникновение П. п. может
происходить
лишь в ходе осознания идеологами к.-л. класса его коренных общих интересов и их
выражения в
форме определ. концепции и политич. программы. П. п. просвещает и организует
класс или
социальную группу, придаёт его действиям организованный и целенаправленный
характер. П. п.
является носителем определ. идеологии, в значит. мере обусловливающей
руководящие принципы
политики, организац. строения и практич. деятельности П. п., к-рые обычно
конкретизируются в
программах и уставах партий. В. И. Ленин подчёркивал, что для того, «чтобы
разобраться в пар-
тийной борьбе, не надо верить на слово, а изучать действительную историю партий,
изучать не
столько то, что партии о себе говорят, а то, что они делают, как они поступают
при решении разных
политических вопросов, как они ведут себя в делах, затрагивающих жизненные
интересы разных
классов общества, помещиков, капиталистов, крестьян, рабочих и так далее» (там
же, т. 21, с. 276).
Разграничение П. п., соответствующее расстановке осн. классовых сил общества,
достигается лить в
условиях зрелого капитализма. В рабовладельч. и феод. обществе существовали
сословные политич.
группировки, выражавшие интересы различных прослоек господств. классов.
Трудящиеся классы в
этот историч. период в силу экономич. разобщённости и духовной придавленности,
не могли создать
самостоят. П. п. Их интересы в известной мере выражали прогрессивные политич.
группировки
имущего класса, заинтересованные в нар. поддержке в борьбе против реакц. сил
(напр.. якобинцы во
Франции). В условиях капитализма с сер. 19 в. борьбу за политич. господство
пролетариат и
буржуазия осуществляют через свои П. п. Система партий, поддерживающих
господство буржуазии,
становится оргаяич. составной частью механизма бурж. гос. власти. Характер всей
партийной
системы зависит в конечном счёте от соотношения классовых сил, предопределяющего
формы IT
методы, посредством к-рых буржуазия осуществляет свою диктатуру.
Согласно теории, развиваемой большинством бурж. социологов и государствоведов.
И. п. являются
выразителями воли народа, посредствующим звеном между народом и гос-вом.
Многопартийность
рассматривается ими как основополагающий принцип «свободного демократич. строя».
Фактич.
господство партий монополистич. верхушки общества наряду с тенденциями
отстранения от участия
в политич. жизни массовых политич. орг-ций, выражающих интересы трудящихся,
опровергают эту
бурж. теорию как апологию господства монополий, допускающего использование нек-
рых де-
мократич. форм. В условиях бурж. общества, разделённого на антагонистич. классы,
при сохранении
эле-
482 ПАРТИЯ
ментарных основ бурж. демократии (свобода объединений, парламентский режим),
существование
различных П. п. закономерно. Многопартийность отражает как противоречия между
классами, так и
существование различных слоев и групп внутри одного Класса. Господствующее
положение в парт.
системе мн. совр. бурж. гос-в занимают партии монополистич. капитала. Социальная
функция бурж.
партии состоит в выражении интересов господствующего класса, а также в
идеологич. и организац.
подчинении ему масс. Отсюда стремление к созданию наряду с партиями, открыто
стоящими на
позициях защиты бурж. строя (напр., собр. консерваторы в Великобритании),
партий, проводящих
политику монополий, но построенных на более Широкой социальной основе (христ.-
демократич. и
христ.-социальные партии в ряде стран Зап. Европы).
Серьёзной политич. силой во многих бурж. гос-вах являются с.-д. партии
(Великобритания, ФРГ,
Австрия. Бельгия, сканД. страны и др.). Социал-демократия в этих странах ведёт
За собой
большинство рабочего класса, господствует в профсоюзах и др. массовых орг-циях.
В понимании
социалистич. цели, методов и темпов её достижения правые социал-демократы далеки
от науч.
социализма. Многие с.-д. партии в своих программах открыто отреклись от
марксизма, проповедуя
движение к социализму исключительно с помощью реформ, примирение классовых
противоречий и
приверженность к бурж. демократии. С.-д. партии неоднократно находились и сейчас
находятся у
власти в различных странах, самостоятельно формируя правительства или входя в
состав коалиц.
правительств. Однако их правление ни разу не поколебало устоев капитализма.
Вместе с тем в ряде
с.-д. партий ощутимо влияние левых элементов. Единство коренных инте-тесов всех
трудящихся
требует установления контактов и сотрудничества между коммунистами и с.-д.
партиями в борьбе
против монополистич. сил.
Острота противоречий между монополистич. верхушкой и всем остальным обществом
ведёт к
созданию в развитых бурж. гос-вах антиимпериалистич. партий на широкой
социальной основе,
выдвигающих общедемок-ратич. требования. В гос-вах, освободившихся от колон,
зависимости,
нередко образуются антиимпериа-листич. партии, представляющие широкие массы
населения,
объединённые под лозунгом нац. освобождения. В ряде стран, вставших на путь
социалистич. преоб-
разований, формируются авангардные партии, вырабатывающие политич. курс и основы
организации, исходя из принципов марксизма-ленинизма (Ангола, Афганистан,
Эфиопия и др.).
Для успешного осуществления рабочим классом своей историч. миссии Создания
коммунистич.
общества необходима его организация в самостоят. П. п., к-рая коренным образом
отличается по
своему характеру, идеологии, организац. формам, методам дея-тельности от П. п.
всех остальных
классов. Её идеология, программа и тактика базируются на науч. мировоззрении
марксизма-
ленинизма. Она выступает как передовой отряд, объединяющий и организующий
рабочий класс в
борьбе за общеклассовые интересы, обеспечивающий единство его цели, воли и
действий. Историч.
роль, задачи и принципы построения П. п. рабочего класса определены К. Марксом и
Ф. Энгельсом в
«Манифесте Коммунистич. партии» (1848).
В новую историч. эпоху, когда социалистич. революция стала непосредств. задачей,
возникла
необходимость создания рабочих партий нового типа, коренным образом отличающихся
от партий
предшествовавшего периода. Творчески развивая марксизм применительно к эпохе
империализма,
Ленин создал цельное учение о партии как высшей форме революц. организации
рабочего класса,
разработал её теоретич. и организац. основы, стратегию и тактику большевизма,
нормы парт. жизни и
принципы парт. руководства. Впервые
партия нового типа была создана росс. марксистами во главе с Лениным (1903). В
дальнейшем
развернулся процесс образования коммунистич. партий в большинстве капиталистич.
стран.
Принципами, на к-рых основаны организация и деятельность коммунистич. партии,
являются:
верность марксизму-ленинизму и непримиримая борьба со всеми попытками право- и
ле-
воппортунистич., ревизионистского и догматич. извращения его программных,
тактич. и организац.
установок; верность пролет. интернационализму и решит. борьба
против всех проявлений национализма; демок-ратич. централизм как основа
построения партии;
органич. связь с массами, учёт их опыта при выработке тактики, обучение масс на
их собств. опыте;
коллективность руководства; строгая и единая для всех парт. дисциплина,
постоянная забота о
чистоте своих рядов; твёрдость в проведении осн. принципов при макс. гибкости в
отношении
тактич. средств и методов борьбы, учитывающих своеобразие конкретных внутр. и
меж-дунар.
условий; самокритичное отношение к собств. деятельности, открытое признание
ошибок и практич.
исправление их.
Коммунистич. и рабочие марксистско-ленинские П. п. являются наиболее последоват.
выразителями
интересов трудящихся масс. Они выступают организующей и руководящей силой в
борьбе за
демократию, мир, нац. независимость и социализм.
После победы социалистич. революции марксистско-ленинские партии становятся
руководящей
политич. силой в гос-ве. По мере расширения масштабов строительства нового
общества и
усложнения выдвигаемых жизнью проблем роль и ответственность коммунистич. партии
как
воплощения сознат. начала в созидании коммунизма возрастают. Историч. опыт
развития социа-
листич. стран свидетельствует, что для укрепления руководящей роли коммунистич.
партии крайне
важно чутко прислушиваться к голосу масс, решительно бороться с проявлениями
бюрократизма,
волюнтаризма, активно развивать социалистич. демократию, проводить взвешенную
реалистич.
политику во внешнеэконо-мич. связях.
В ходе обществ. развития развиваются и сами партии рабочего класса. Так, в
результате победы
социализма и построения в СССР развитого социалистич. общества Коммунистич.
партия Сов.
Союза, оставаясь выразительницей коммунистич. идеалов рабочего класса, его
передовой роли в
строительстве коммунистич. общества, превратилась в партию всего сов. народа.
Место, ру-
ководящая и направляющая роль Коммунистич. партии в сов. обществе и гос-ве чётко
отражены в
Конституции СССР.
* Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; M a p к с К.,
Учредит, манифест Междунар.
Товарищества Рабочих, там же, т. 16; Л е н и н В.И., Проект и объяснение
программы социал-демократич. партии, ПСС,
т. 2; е г о ж е, Что делать?, там же, т. 6; е г о ж е, Шаг вперед, два шага
назад, там же, т. 8; е г о ж е, Опыт классификации
рус. политич. партий, там же, т. 14; е г о ж е, Политич. партии в России там же,
т. 21; е г о ж е, Пролет, революция и
ренегат Каутский, там же, т. 37; е г о ж в, Третий Интернационал и его место в
истории, там же, т. 38; е г о ж е, Детская
болезнь «левизны» в коммунизме, там же, т. 41; е г о ж е, Первоначальный проект
резолюции X съезда РКП о
синдикалистском и анархистском уклоне в нашей партии, там же, т. 43; Программа
КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм,
М., 1961; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Конференция
коммунистич. я рабочих йартий
Европы. Берлин, 29—30 июня 1976 г., М., 1977; Материалы XXVI съезда КПСС, М.,
1981; Политич. механизм
диктатуры монополий, М., 1974; Коммунисты мира — о своих партиях, Прага, 1976;
Встреча коммунистич. и рабочих
партий Европы за мир и разоружение (Париж, 28—29 апр. 1980 г.), М., 1980;
Марксистско-ленинская партия в системе
социалистич. общества, М., 1981; Политич. партии. Справочник, М., 1981.
Л. С. Айзикович, Ю. П. Уръяс.
ПАСКАЛЬ (Pascal) Влез (19.6.1623, Клермон-Фер-ран,— 19.8.1662, Париж), франц.
религ. философ,
писатель, математик и физик. После чрезвычайно плодотворной деятельности в
области точных наук
разочаровался в них и обратился к религ. проблемам и филос.
30*
антропологии: сблизившись с представителями янсенизма, выступил с энергичной
критикой
казуистики, насаждавшейся иезуитами («Письма к провинциалу», 1657, рус. пер.
1898). Осн. филос.
труд — «Мысли», посмертно изданное в 1669 собрание афоризмов, представляющее
собой наброски
к незавершённому полемич. труду. Рус. пер.: И. Бутовского, 1843; П. Первова,
1888; С. Долгова,
1892.
Место П. в истории философии определяется тем, что это первый мыслитель, к-рый,
пройдя через
опыт механистич. рационализма 17 в., со всей остротой поставил вопрос о границах
«научности»,
указывая при этом на «доводы сердца», отличные от «доводов разума», и тем самым
предвосхищая
последующую иррационалистич. тенденцию в философии (Якоби, романтизм и т. д.,
вплоть до
представителей экзистенциализма). Выведя осн. идеи христианства из традиц.
синтеза с космологией
и метафизикой аристотелевского или неоплатонич. типа, П. отказывается строить
искусственно
гармонизированный теологич. образ мира; его ощущение космоса выражено в словах:
«это вечяое
молчание безграничных пространств ужасает меня». П. .исходит из образа человека,
воспринятого
динамически («состояние человека — непостоянство, тоска, беспокойство»), и не
устаёт говорить о
трагичности и хрупкости человека и одновременно о его достоинстве, состоящем в
акте мышления
(человек — «мыслящий тростник», «в пространстве вселенная объемлет и поглощает
меня, как
точку; в мысли я объемлю ее»). Сосредоточенность П. на ант-ропологич.
проблематике
предвосхищает понимание христианской традиции у С. Кьеркёгора и Ф. М.
Достоевского.
• Oeuvres, v. 1—14, P., 1904—14; Pensees, v. 1—3, P., 1951; Oeuvres completes,
P., 1976; в рус. пер.— в кн.: Ф. де Ларош-
фуко, Максимы,— Б. П., Мысли,— Ж. де Лабрюйер, Характеры, М., 1974.
• Филиппов M. M., П., его жизнь и науч.-филос. деятельность, СПБ, 1891; Б у тру
Э., П., пер. с франц., СПБ, 1901; К л я у
с В. М., Цогребысский И. Б., Франкфурт У. И., П., М., 1971; Тарасов Б. Н., П.,
М., 1979; М е s n a r d J., Pascal. L'homme
et l'oeuvre, P., 1951; G r e s-s ? n ?., Pascal, sa vie, son oeuvre, P., 1956.
ПАТАНДЖАЛИ, создатель др.-инд. филос. системы йоги и её систематизатор (не
вполне ясно
отношение П. к знаменитому языковеду Патанджали). В качестве даты жизни чаще
всего указывают
2 в. до н. э. Автор «Йога-сутры» (или «П.-сутры»), первого и наиболее
авторитетного руководства по
философии йоги; особое внимание уделено в нём целям йоги, различным способам их
достижения
(пути устранения страдания и факторов вызывающих страдание, средства к
сосредоточению —
самадхи), описанию йогич. сил и возможностей, формам освобождения. Эти идеи
развивались и
углублялись в комм. к «Йога-сутре», написанных Вьясой, Вачас-пати и др.
* The Yogasutras of Patanjall, ed. by R. Shastri Bodas, Bom-ly, 19172; Qli
aforisml sullo Yoga (Yogasutra), trad. C. Pensa,
Torino, 1962.
• E 1 i a d e M., Patanjali et le Yoga, P., 1962; О b e r h a m-m e r G.,
Meditation und Mystik im Yoga des Patanjali, «Wiener
Zeitschrift fur die Kunde Sud- und Ostasiens und Archiv fur indische
Philosophie», 1965, Bd 9; The Yoga-System of Patanjali,
transl. from the original Sanskrit, Delhi, 1977 (Harvard oriental series, v.
17).
ПАТОС, пафос (от греч. ?? ?? — испытываемое воздействие, перемена, страдание,
страсть),
термин др.-греч. философии. П. души, по Платону («Федр» 245 с),— её деятельность
и изменения
под влиянием к.-л. воздействия. Для Аристотеля П.— изменение всякого предмета
под влиянием
внеш. воздействий, не затрагивающих, однако, его сущности. В антич. эстетике П.
как душевное
переживание, волнение и страсть противопоставлялся этосу — постоянным чертам
характера.
• Burkert W., Zum altgrlechlschen Mitleidsbegriff, Munch., 1955.
ПАТОС 483
ПАТРИОТИЗМ (от греч. ????????? — соотечественник, ?????? — родина, отечество),
любовь к
отечеству, преданность ему, стремление своими действиями служить его интересам.
П.— «... одно из
наиболее глубоких чувств. закрепленных веками и тысячелетиями обособленных
отечеств» (Ленин
В. И., ПСС, т. 37, с. 190).
Исторически элементы П. в виде привязанности к родной земле, языку, традициям
формируются уже
в древности. В классовом обществе каждый класс выражает своё отношение к
отечеству через
присущие ему специфич. интересы.
В условиях развития капитализма, формирования наций, образования нац. гос-в П.
становится
неотъемлемой составной частью обществ. сознания. Однако по мере обострения
классовых
антагонизмов, с превращением буржуазии в господствующий класс её П. перестаёт
отражать
общенац. моменты, как это было в период борьбы с феодализмом, смыкается с
национализмом и
шовинизмом, ограничивается эксплуататорскими интересами, ибо «... выше интересов
отечества,
народа и чего угодно капитал ставит охрану своего союза капиталистов всех стран
против
трудящихся...» (там же, т. 36, с. 328—29). Для мелкой буржуазии характерны нац.
ограниченность и
нац. эгоизм, определяющие её отношение к отечеству и к др. народам.
В бурж. обществе пролетариат выступает выразителем коренных нац. интересов
народа, а потому и
носителем подлинного П. В ст. «О национальной гордости великороссов», написанной
в годы 1-й
мировой войны, В. И. Ленин отмечал: «Чуждо ли нам, великорусским сознательным
пролетариям,
чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык и свою родину,
мы больше
всего работаем над тем, чтобы е е трудящиеся массы (т. е. 9/10 ее населения)
поднять до сознательной
жизни демократов и социалистов» (там же, т. 26, с. 107). Подлинный П.
несовместим ни с
космополитизмом, ни с национализмом.
В ходе социалистич. революции меняется социальная сущность отечества, гл.
содержанием этого
понятия становится социализм — объект нац. гордости и подлинное отечество
трудящихся,
формируется социалистич. всенар. П., гармонически сочетающий любовь к лучшим
нац. традициям
своего народа с беззаветной преданностью социализму и коммунизму и с уважением к
др. народам.
Социалистич. П. неразрывно связан с пролет. интернационализмом. По словам
Ленина, «без этого
патриотизма мы не добились бы защиты Советской республики, уничтожения частной
соб-
ственности... Это — лучший революционный патриотизм» (там же, т. 42, с. 124). В
условиях
консолидации и развития в СССР новой историч. общности — советского народа —
происходит
формирование общесоветских политич. и социально-психологич. ценностей. Возникает
общенац.
гордость сов. человека — важный элемент социалистич. П. С образованием мировой
социалистич.
системы «... патриотизм граждан социалистического общества воплощается в
преданности и
верности своей Родине, всему содружеству социалистических стран» (Программа
КПСС, 1974, с.
120). Идеи и чувства социалистич. П. выступают как важный фактор политич. и
трудовой активности
масс в ходе коммунистич. строительства. Воспитание сов. людей в духе органич.
сочетания
социалистич. П. и интернационализма КПСС считает одной из своих важнейших задач.
• Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ленинизм и нац. вопрос в совр. условиях,
М., 19742; Рогачев П. М., Свер-
длин ?. ?., П. и обществ. прогресс, М., 1974; см. также лит. к ст.
Интернационализм, Национальный вопрос.
ПАТРИСТИКА (от греч. ?????, род. падеж ?????? или лат. pater, род. падеж patris
— отец), термин,
обо-
484 ПАТРИОТИЗМ
значающий совокупность теологич., филос. и политико-социологич. доктрин христ.
мыслителей 2—8
вв. (т. н. отцов церкви). П. возникла в условиях глубокого кризиса позднеантич.
рабовладельч.
общества и формировалась в борьбе против гностицизма и др. ересей, а также
против традиц. языч.
мировоззрения, вступая в сложное взаимодействие с платонич. и неоплатонич.
идеализмом.
Первый период П. (2—3 вв.) представлен деятельностью т. п. апологетов; среди них
выделяется фи-
гура Оригена, впервые пытавшегося построить на основе предпосылок христ. религии
целостную
филос. систему. Хотя система эта не была принята церковью, сама постановка
задачи определила
след. период П. (4—5 вв.), когда полемически фрагментарное философствование
апологетов
сменяется работой над систематизацией церк. доктрины с опорой на идеалистич.
умозрение. Высшей
точки П. достигает в деятельности каппадокийского кружка (Василий Великий,
Григорий Богослов,
Григорий Нисский) на греч. Востоке и Августина на лат. Западе. Во 2-й пол. 5 в.
появляются соч.
Псевдо-Дионисия Ареопагита — попытка истолковать мир как систему символов,
важная для ср.-век.
эстетики. Заключит. период П., характеризующийся стабилизацией догмы, угасанием
идеалистич.
диалектики и энциклопедич. кодифицированием наук под эгидой теологии [Леонтий
(ок. 475—543)
на Востоке, Боэций на Западе], заканчивается с появлением итоговых трудов Иоанна
Дамаскина,
закладывающих основы схоластики.
Фактором, отделяющим П. от свободного филос. исследования, каким его знала
антич. философия,
является идея откровения. Правда, заострённое противопоставление веры и разума,
выраженное в
парадоксальных формулировках Тертуллиана, в целом не характерно для П.,
стремившейся
истолковать филос. умозрение как разъяснение Библии, а Библию — как подкрепление
платоновско-
аристотелевских тезисов. Онтология П. построена вокруг идеи бога как абс. бытия.
П. защищает
монотеизм — против языч. политеизма и гностич. дуализма, супранатурализм и креа-
ционизм —
против стоич. и неоплатонич. пантеизма. Параллельно с катафатической теологией,
описывающей
бога как средоточие благости, справедливости, всемогущества и т. п.,
развивается«отрицат.»,
апофатиче-ская теологич. исходящая из того, что бог именно в качестве абсолюта
не имеет
атрибутов и не поддаётся определению, ибо находится за пределами бытия и
качественности.
Космос, в понимании П., есть творение и потому стоит бесконечно ниже своего
творца, т. е. бога; ма-
терия была создана и может быть преодолена. С др. стороны, в противоположность
пессимистич.
воззрениям гностицизма и манихейства П. защищает мир как благое творение бога,
полное
целесообразности. Ведущие мотивы патристич. космологии: телеологизм (см.
Телеология),
положение об универс. гармонии и взаимосоотнесённости вещей, строго иерархич.
система космоса,
эстетич. оправдание мира. Наиболее ярко эти идеи выражены в «Шестодневе» Василия
Великого, у
Григория Нисского, Августина и Псевдо-Дионисия Ареопагита. П. широко восприняла
космо-логич.
и антропологич. традиции, восходящие к платонич. стоицизму Посидония (напр.,
соч. Немесия Эмес-
ского «О природе человека», ок. 400).
Осн. проблемы западной (латинской) и восточной (греческой) П. наследуются зап.-
европ. и визант.
схоластикой.
• Источники: Migne PG, t. 1 — 166; Migne PL, t. 1—221; Corpus scriptorum
ecclesiasticorum Latinorum, v. l —, Vindobo-nae —
Lipsiae, 1867 — (серия не закончена).
• Маркс К., Энгельс ?., Ленин В. И., О религии, [Сб.], М., 1975; Болотов В. В.,
Лекции по истории древней церкви, т. 1—4, СПБ,
1907—18; Г a p н а к А., История догматов, в кн.: Общая история европ. культуры,
т. 6, СПБ, [1911]; Спасский A.A., История
догматич. движений в эпоху вселенских соборов, т. 1 — Тринитарный вопрос,
Сергиев Посад, 19142; Бычков В. В., Визант.
эстетика, М., 1977;
Q u..a s t e n J.,. Patrology, .v. 1—3, Utrecht — Brux., 1950—60; A l t a n e г
В., S t u i b e r A., Patrologie. Leben, Schriften
und Lehre der Kirchenvater, Freiburg — Basel — W., 1966'.
ПАТРИЦИ (Patrizi, Patrizzi) Франческо (1529, Kepco,— февраль 1597, Рим), итал.
гуманист и
философ, представитель неоплатонизма эпохи Возрождения. Преподавал философию в
ун-тах
Феррары (с 1578) и Рима (с 1592). В основном соч. «Новая философия универсума»
(«Nova de
Universis philosophia», 1591) развил учение о мире как становящейся
бесконечности, одушевлённой
органич. целостности, иерархически упорядоченной. Источник этой органич. связи и
«родственности» всех вещей — свет, излучаемый божеств. всеединством и
пронизывающий весь
мир. В «Поэтике» («Delia poetica», v. l—2, 1582, новое изд. 1969) П. в
противовес аристотелевской
концепции поэзии как подражания развил представление о художнике-творце;
состояние творчества
описывается как одержимость «божеств. безумием» — вдохновением. Автор трактатов
по риторике,
историографии, полемич. соч. против аристотеликов и др.
• L'amorosa filosotia, Firenze, 1963; Lettere et opuscoli inediti, Firenze,
1975.
• Горфункель А.Х., Гуманизм и натурфилософия итал. Возрождения, М., 1977; Crespi
L. ?., La vita e le opere di F.
Patricio, Mil., 1941; K r i s t e l l e r P. p., Eight philosophers of the
Italian Renaissance, Stanford (Calif.), 1964.
ПАФОС, см. Латос.
ПЕЙН (Paine) Томас (29.1.1737, Тетфорд, Великобритания,— 8.6.1809, Нью-Йорк),
англо-амер.
политич. мыслитель, философ-просветитель, революц. демократ, представитель
радикального крыла
амер. Просвещения. Активный участник Великой франц. революции и нац.-освободит.
борьбы Сев.
Америки против Великобритании. В 1776 П. анонимно издал памфлет «Здравый смысл»
(рус. пер.
1959), направленный против англ. монархии и призывавший к борьбе за освобождение
Америки от
колон, зависимости. В политич. трактате «Права человека» (1791, рус. пер. 1959)
П. выступил с
обоснованием бурж.-революц. политич. принципов. Для социологич. взглядов П.
характерно чёткое
различение общества и roc-ва, a также естеств. и гражд. (основанных на обществ.
договоре) прав.
Признавая политич. равноправие всех граждан и принцип наро-доправия
(«суверенности народа»), П.
идеализировал бурж. демократию.
Осн. филос. произв. П. «Век разума» (pt 1—2, 1794— 1795, рус. пер. 1959) —
воинственный
антирелиг. трактат, признанный «библией амер. Просвещения». П. призывает к
«революции в
системе религия», решительно противопоставляя силу разума религиозным
заблуждениям, знание —
вере. Однако П. не был последовательном атеистом и признавал бога и бессмертие
души.
Филос. позиция П. — непоследоват. метафизич. материализм. Допуская божеств.
первопричину, он
признаёт объективную реальность материального мира и непреложность царящих в нём
физич.
законов. П. глубоко убеждён в безграничной способности человеч. разума к
объективному познанию
существующих вещей. За политич. радикализм и антирелиг. деятельность П.
подвергался
преследованиям.
• The complete writings, v. 1—2, N. ?., [1945]; в рус. пер.— Избр. соч., М.,
1959; в кн.: Амер. просветители. Избр. произв.,
т. 2, М., 1969.
* Б а с к и н М. П., Философия амер. Просвещения, М., 1955; романов Б. С.,
Политич. и правовые взгляды Т. П., М.,
I960; Паррлнгтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 1, М., 1962,
с. 405—20; Г о л ь д б е ? г ?. ?., Т. П., М.,
1969; Pearson H., Tom Paine friend of mankind, ?. ?.—L., 1937; Woodward W. F.,
Tom Paine, N. Y., 1945; A l d r i d g e A.
O., Man of reason, Phil,— N. Y., [1959]; Williamson A., Thomas Paine. His life,
work and times, L., [1973l.
ПЕРВАЯ ФИЛОСОФИЯ (греч. ????? ?????????, лат. philosophia prima), термин
философии
Аристотеля, соответствующий позднейшему термину «метафизика» и близкий к понятию
«онтология». В словоупотреблении Аристотеля термин «философия» близок к понятию
«наука» (эпистеме), или «науч. дисциплина», и может прилагаться к математике,
физике, этике,
поэтике (поэтому «математич. философия» на языке Аристотеля означает просто
«математика»). От
«частных наук» Аристотель отграничивает «первую», или высшую, философию
(«Метафизика» 1026
а 24, а 30; 1061 b 19), философию в собств. смысле слова, к-рую он называет
также мудростью —
«софия» («Никомахова этика» 1141 а 16; «Метафизика» 981 b 28 и др.) и к-рая
имеет своим
предметом «бытие как таковое» («Метафизика» 1026 а 31); она изучает «первые», т.
е. высшие,
«начала» (см. Архе), или причины сущего, т. е. прежде всего форму и материю,
движущую причину,
цель. По три-хотомич. классификации науч. знания в «Метафизике» (1026 а 18) П.
ф. вместе с
«математич.» и «физич.» философией образует троицу «теоретич.» наук и
отождествляется с
«теологией», предмет которой — «вечные», «обособленные» и «неподвижные сущности»
[предмет
физики — «обособленные и подвижные» сущности, математики — «необособленные
(абстрактные) ,
и неподвижные»]. Термин «первая» указывает не только на онтологич., но и на
аксиологич. примат
П. ф. — отсюда её «наивысшая ценность» («Метафизика» 1026 а 21) и
«предпочтительность» по
отношению к остальным разделам философии. Лекции Аристотеля но П. ф. были
объединены,
вероятно, Андроником Родосским (1 в. до н. э.) под назв. «Метафизика» (т. е.
«то, что следует после
физики»).
• Uhde В., Erste Philosophie und menschliche Unfreiheit. Studien zur Geschichte
der ersten Philosophie, Bd l, Wiesbaden 1976.
ПЕРВИЧНЫЕ И ВТОРИЧНЫЕ КАЧЕСТВА, гно-сеологич. понятия механистич. материализма,
введённые англ. учёным Р. Бойлем и получившие широкую известность после «Опыта о
человеч.
разуме» (1690) Локка (самые термины встречаются в ср.-век. схоластике, напр. у
Альберта
Великого). Понимая под первичными качествами объективные свойства материальных
тел, Локк
относил к ним протяжённость, величину, фигуру, сцепление, положение, количеств.
характеристики
вообще, механич. движение, покой, длительность (см. Избр. филос. произв., т. 1,
М., 1960, с. 155).
Вторичные качества, по Локку, — это субъективные ощущения, не совпадающие со
свойствами
внеш. объектов самих по себе; к ним относятся цвет, звук, вкус, запах и др.
Различение качеств по степени их объективности встречается ещё у Демокрита, к-
рый разграничивал
субъективное знание «по мнению», т. е. существующее в форме ощущения, и знание
«по истине», т.
е. умопостигаемое знание свойств атомов. Учение о П. и в. к., выдвинутое
философами 17—18 вв.,
было непосредственно связано с атомистич. и механистич. миропониманием. Галилей
относил к
достоверно существующим качествам лишь те, к-рые выразимы геометрически. Гоббс
выделял в
качестве первичных качеств только пространственно-временные — протяжённость и
движение.
Галилей, Декарт, Гассенди и Гоббс полагали, что первичные качества открываются в
вещах лишь
человеч. разумом, в то время как Локк считал, что «идеи» первичных качеств
доставляются
непосредственно ощущениями. Беркли по существу отверг деление качеств на
первичные и
вторичные и объявил их все чисто субъективными. Истолковывая концепцию П. и в.
к. с позиций
агностицизма, Юм и Кант отрицали сходство ощущений со свойствами внеш. объектов
и перенесли
субъективистское понимание вторичных качеств на первичные. В кон. 19—20 вв. эти
идеалис-тич.
взгляды явились предпосылкой теории познания эмпириокритицизма, неореализма и
неопозитивизма. Отрицание объективного содержания вторичных качеств при
одноврем. признании
объективности пер-
ПЕРВИЧНЫЕ 485
вичных было характерно для нек-рых метафизически мыслящих материалистов,
склонных к
пониманию вторичных качеств как условных символов. Диалектический материализм
отвергает
деление свойств вещей на П. и в. к., рассматривая всякое ощущение как
субъективный образ
объективной реальности, отражающий свойства вещей, но не тождественный им.
ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ ФОРМАЦИЯ, первая форма бытия человеч. общества и
соответственно первая стадия его историч. развития. Характеризуется
коллективизмом в произ-ве и
распределении и социальным равенством членов общества.
Спорен вопрос о её начале. Самый ранний период истории человечества, длившийся
не менее 1 млн.
лет, был временем перехода от биологич. формы движения материи к социальной, т.
е. эпохой
становления человека и общества. Формирующиеся люди, к к-рым относятся
архантропы
(питекантропы, синантропы, атлантропы и др. сходные с ними формы) и палеантропы
(неандертальцы), жили в формирующемся обществе, к-рое принято именовать
первобытным человеч.
стадом или праобществом (праобщиной). По археологич. периодизации — это ранний
палеолит;
примерно на грани раннего и позднего палеолита 35—40 тыс. Лет назад
антропосоциологенеа
завершился. На смену формирующимся людям пришли готовые люди — нео-антропы, Homo
sapiens,
а праобщество превратилось в сформировавшееся человеч. общество. Одни учёные
включают
праобщество в П. ф. в качестве первого этапа её развития. Другие считают
объединение пра-
общества и начального этапа эволюции готового общества в одну единицу историч.
развития
неоправданным. С их точки зрения общественно-экономической формацией можно
считать лишь
определённую стадию развития сформировавшегося общества. Соответственно под П.
ф. они
понимают общество, Каким оно было в период от завершения социогенеза до начала
становления
классов и государства. По археологической периодизации это — поздний палеолит,
мезо-лит,
отчасти неолит.
В развитии этого общества отчётливо выделяются две осн. стадии: стадия ранней
первобытной
общины, или первобытной коммуны, и стадия поздней первобытной общины. На первой
стадии
люди создавали орудия из камня, кости, рога, дерева, но пищу не производили. Они
присваивали её
при помощи орудий. Поэтому их хозяйство нередко именуют присваивающим. Осн.
способами
добывания средств к жизни были охота и собирательство, к к-рым позднее
присоединилось ры-
боловство. Уровень развития производит. сил был настолько низок, что обществом
создавалось
продукта не больше, или не намного больше, чем его необходимо было для
обеспечения физич.
существования всех его членов, т. е. избыточный продукт был крайне мал. В этих
условиях
объективной необходимостью было существование безраздельной коллективной
собственности на
все средства произ-ва и предметы потребления и особенно на пищу. Пища
распределялась между
всеми членами коллектива независимо от того, участвовали они в её добывании или
не участвовали.
Такое распределение обычно именуют уравнительным. Вопреки распространённому
представлению,
оно не означает распределения продукта между всеми поровну, хотя это и могло
иметь место. Суть
уравнит. распределения заключается в том, что каждый член коллектива имел право
на часть
созданного в нём продукта исключительно лишь в силу принадлежности к коллективу.
Размер
получаемой доли зависел, во-первых, от объёма произведённого продукта, во-
вторых, от потреб-
ностей данного индивида. Взрослые мужчины нуждались в большем количестве нищи,
чем, напр.,
старики и
486 ПЕРВОБЫТНООБЩИННАЯ
дети, и соответственно получали большие доли продукта. В общем и целом
распределение
осуществлялось по потребностям. Личной собственности на данном этапе не
существовало. Имело
место лишь личное пользование, а позднее личное распоряжение вещами,
принадлежавшими
коллективу. В условиях безраздельного господства коллективной собственности труд
членов
социального организма носил непосредственно-об-ществ. характер совершенно
независимо от того,
трудились ли члены коллектива совместно или в одиночку. Первобытный социальный
организм на
данной фазе был подлинной коммуной.
Первобытная коммуна первоначально полностью совпадала с материнским родом. В
силу экзогамии
род не мог существовать вне связи с др. родом. Превращение на грани раннего и
позднего палеолита
праобщины, в к-рой господствовал промискуитет, в материнско-родовую коммуну было
одновременно возникновением системы, состоящей из двух связанных взаимными
брачными
отношениями родов — дуально-родовой организации. В дальнейшем наряду с групповым
браком
возник парный и вместе с ним — парная семья. С поселением супругов вместе
первобытная коммуна
перестала совпадать с родом. Но включая теперь в свой состав людей,
принадлежавших к неск.
родам, каждая община имела в своей основе один определ. род и в этом смысле
оставалась родовой.
Род в большинстве случаев продолжал быть материнским, но в определ. условиях
наряду с
материнским мог возникнуть и отцовский род (напр., у австралийцев).
Хотя размеры коллективов на данной фазе П. ф. обычно не превышали неск. десятков
человек,
каждый из них представлял собой (прежде всего в экономич. отношении) самостоят.
социальный
организм. Никаких особых органов власти внутри коллективов не существовало, не
было
должностных лиц. Отд. люди могли пользоваться значит. влиянием, но оно
основывалось
исключительно на их личных качествах. Единств, регулятором поведения людей была
воля
коллектива (первобытная мораль), выражавшаяся в обществ. мнении и закреплявшаяся
в обычаях и
традициях. Характерным для этой стадии было равноправие мужчин и женщин. Обычно
неск.
коллективов, живших по соседству, образовывали племя.
Развитие производит. сил и возрастание массы избыточного продукта привело в
дальнейшем к тому,
что уравнит. распределение стало препятствием для дальнейшего развития произ-ва.
Возникла
объективная необходимость в распределении по труду. С началом перехода к нему П.
ф. вступила во
вторую фазу своего развития — стадию поздней первобытной общины. Становление
трудового
способа распределения шло медленно; в течение всей второй фазы наряду с ним
продолжал
сохраняться и действовать старый — уравнительный. Сфера действия трудового
способа
распределения первоначально охватывала лишь избыточный продукт. Возникли и
получили развитие
спец. системы его распределения и обмена, отличные от системы распределения
жизнеобеспечивающего продукта, — т. н. престижная экономика. В дальнейшем
трудовой способ
распределения начал распространяться и на жизнеобеспечивающий продукт.
Сокращалась доля
продукта, подлежащего уравнит. распределению, происходило сужение круга лиц,
внутри к-рого этот
принцип продолжал действовать.
Становление трудового способа распределения имело своим неизбежным следствием
появление
индивидуальной собственности, возрастание роли семьи как экономич. ячейки и
возникновение
известного имуществ. неравенства между индивидами и семьями. Возрастают размеры
общин. В их
состав теперь входят уже нередко сотни людей. Усложняется структура общин,
приобретая иерархич.
характер. По-видимому, на этой стадии выделяются особые должностные лица
(старейшины, вожди).
Однако это имеет место не всегда и не везде.
Переход к фазе поздней первобытной общины произошёл ещё в эпоху господства
присваивающего х-
ва, но прочная материально-технич. база была подведена под неё только с
появлением земледелия и
скотоводства. Переход к этой форме х-ва был первым из трёх крупнейших переломов
в развитии
производит. сил человечества — аграрной революцией. Если человек раньше лишь
присваивал при
помощи созданных им орудий пищу, к-рую находил в готовом виде в природе, то
теперь, впервые
поставив под свой контроль нек-рые природные процессы, он начал её производить,
что создало
условия для сравнительно быстрого роста населения. Возникновение земледелия и
скотоводства,
обеспечив регулярное произ-во избыточного продукта, сделало возможным, а в
дальнейшем и неиз-

<<

стр. 51
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>