<<

стр. 57
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Маркса, Ф. Энгельса, В. И. Ленина. Развитие П. сначала в естеств. науках (прежде
всего в
агрогидрометеорологии), а затем и в обществ. науках (особенно экономических)
привело в 1960-х гг.
к формированию прогностики как особой науч. дисциплины.
Осн. задача прогностики — развитие спец. (частной) методологии П. с целью
повышения
эффективности методов и техники разработки прогнозов. В проблематику прогностики
входит
изучение особенностей П. как особого науч. исследования, принципов оптимального
подбора
методов П., способов оценки достоверности прогнозов, принципов использования для
разработки
прогнозов выводов теории вероятностей, теории игр, исследования операций, теории
принятия
решений и
др.
Методы и техника П. в условиях социализма и капитализма имеют нек-рые общие
черты, но
существуют принципиальные различия методологии и характера П. с позиций
марксизма-ленинизма
и с позиции бурж. футурологии. В социалистич. странах П. опирается на принципы
историч.
материализма, закономерности обществ. развития и тесно связано с социально-
экономич. плани-
рованием. В капиталистич. странах П. основано на концепциях бурж. философии и
социологии,
служит целям гос.-монополистич. капитализма, используется отд. гос. учреждениями
и частными
фирмами.
• Науч. основы экономич. прогноза, М., 1971; Экономия. П. развития больших
технич. систем, М., 1977; Теория П. и
принятия решений, М., 1977; Рабочая книга по П., М., 1981; Янч Э., П. науч.-
технич. прогресса, пер. с англ., M., 19742;
Map тин о Д ж., Технологич. П., пер. с англ., М., 1977; Руководство по науч.-
технич. П., пер. с англ., М., 1977; см. также
лит. к ст. Предвидение. И. В. Бестужев-Лада.
ПРОГРЕСС (от лат. progressus — движение вперёд, успех), тип, направление
развития,
характеризующееся переходом от низшего к высшему, от менее совершенного к более
совершенному. О П. можно говорить применительно к системе в целом, к отдельным
её элементам, к
структуре и др. параметрам развивающегося объекта. Понятие П. соотносительно с
понятием
регресса.
Представление о том, что изменения в мире происходят в определ. направлении,
возникло в глубокой
древности и первоначально было чисто оценочным. В развитии докапиталистич.
формаций
многообразие и острота политич. событий сочетались с крайне медленным изменением
социально-
экономич. основ обществ. жизни. Для большинства антич. авторов история — простая
последовательность событий, за к-рыми стоит нечто
534 ПРОГРЕСС
неизменное; в целом же она рисуется либо как регрессивный процесс, идущий по
нисходящей от
древнего «золотого века» (Гесиод, Сенека), либо как циклич. круговорот,
повторяющий одни и те же
стадии (Платон, Аристотель, Полибий). Христ. историософия рассматривает историю
как процесс,
идущий в определ. направлении, но имеется в виду не имманентный процесс, а
движение А некоей
предустановленной цели (см. Провиденциализм), лежащей за рамками действит.
истории. Идея
историч. П. родилась не из христ. эсхатологии, а из её отрицания.
Социальная философия подымающейся буржуазии, отражавшая реальное ускорение
обществ.
развития, была овеяна оптимизмом, уверенностью в том, что «царство разума» лежит
не в прошлом,
а в будущем. Прежде всего был замечен П. в сфере науч. познания; уже Ф. Бэкон и
Декарт учили, что
не нужно оглядываться на древних, что науч. познание мира идёт вперёд. Затем
идея П.
распространяется и на сферу социальных отношений (Тюрго, Кондорсе).
Просветит, теории П. обосновывали смелую ломку феод. отношений, на их основе
складывались
многочисленные системы утопич. социализма. Но рационали-стич. теориям П. был
чужд историзм.
П. общества просветители выводили из П. человеч. разума. Теории просветителей
имели телеологич.
характер, возводили в ранг конечной цели истории преходящие идеалы и иллюзии
подымающейся
буржуазии. Вместе с тем уже Вико и особенно Руссо указывали на противоречивый
характер
историч. развития. Романтич. историография нач. 19 в. в противовес рационализму
просветителей
выдвинула идею медленной органич. эволюции, не допускающей вмешательства извне,
и тезис об
индивидуальности и несравнимости историч. эпох. Однако этот историзм был
односторонне обращён
в прошлое и часто выступал в роли апологии архаич. отношений. Наиболее глубокую
в домарксовой
мысли трактовку П. дал Гегель, выступив как против просветит. пренебрежения к
прошлому, так и
против ложного историзма романтич. «историч. школы». Однако, понимая историч. П.
как
саморазвитие мирового духа, Гегель не мог объяснить переход от одной ступени
обществ. развития к
другой. Его философия истории превращается в теодицею, оправдание бога в
истории.
Марксистско-ленинская концепция П. характеризуется диалектико-материалистич.
подходом к этой
проблеме, выдвижением объективного критерия П. К. Маркс подчёркивал, что «вообще
понятие
прогресса не следует брать в обычной абстракции» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 12, с. 736). «...
Представлять себе всемирную историю идущей гладко и аккуратно вперед, без
гигантских иногда
скачков назад, недиалектично, ненаучно, теоретически неверно» (Л е н и н В. И.,
ПСС, т. 30, с. 6). П.
не есть какая-то самостоят. сущность или трансцендентная цель историч. развития.
Понятие П. имеет
смысл лишь применительно к определ. историч. процессу или явлению в строго
определ. системе
отсчёта. Цели, стремления и идеалы, в свете к-рых люди оценивают историч.
развитие, сами
меняются в ходе истории, поэтому такие оценки часто страдают субъективностью,
неисторичностью.
Как пишет Маркс, «так называемое историческое развитие покоится вообще на том,
что новейшая
форма рассматривает предыдущие как ступени к самой себе и всегда понимает их
односторонне, ибо
лишь весьма редко и только при совершенно определенных условиях она бывает
способна к
самокритике» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 12, с. 732).
Общая тенденция историч. развития — переход от систем с преобладанием естеств.
детерминации к
системам с преобладанием социально-историч. детерминации, в основе чего лежит
развитие
производит. сил. Поэтому В. И. Ленин считал интересы развития производит. сил
«... высшим критерием общественного прогресса.. .» (ПСС, т. 16, с. 220).
Совершенствование средств и организации труда обеспечивает рост его
производительности, что в
свою очередь влечёт за собой совершенствование рабочей силы, вызывает к жизни
новые
производств. навыки и знания и меняет существующее обществ. разделение труда.
Одновременно с
П. техники идёт развитие науки. При этом расширяются состав и объём необходимых
потребностей
человека и изменяются способы их удовлетворения, образ жизни, культура и быт.
Более высокому
уровню развития производит. сил соответствует и более сложная форма производств.
отношений и
обществ. организации в целом, повышение роли субъективного фактора. Степень
овладения
обществом стихийными силами природы, выражающаяся в росте производительности
труда, и
степень освобождения людей ив-под гнёта стихийных обществ. сил, социально-
политич. неравенства
и духовной неразвитости — вот наиболее общие критерии историч. П. В свете
указанного критерия
первобытнообщинная, рабовладельч., феод., капита-листич. и коммунистич. формации
представляют
собой закономерные стадии постулат. развития человечества.
Однако процесс этот противоречив, а типы и темпы его различны.
Первоначально из-за низкого уровня развития произ-ва, а в дальнейшем также из-за
частной
собственности на средства произ-ва одни элементы социального целого
систематически
прогрессируют за счёт других. Это делает П. общества в целом антагонистическим,
неравномерным,
зигзагообразным (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 21, с. 177 и т. 26, ч. 1,
с. 280).
Диспропорция между II. техники, производительности труда и ростом отчуждения,
эксплуатации
трудящихся, между материальным богатством капиталистич. общества и уровнем его
духовной
культуры особенно заметна в период общего кризиса капитализма. Она отражается в
росте
социального пессимизма и многочисленных филос. и социологич. теориях 20 в.,
прямо или косвенно
отрицающих П. и предлагающих заменить это понятие либо идеей циклич. круговорота
(Шпенглер,
Тойнби, Сорокин), либо «нейтральным» понятием «социального изменения». Широкое
распро-
странение получают также различные концепции «конца истории» и пессимистич.
антиутопии. В
этом же духе интерпретируются мн. глобальные проблемы совр. цивилизации —
экологическая и
энергетическая, угроза ядерной войны и др. Весьма сложен также вопрос о
критериях П.
применительно к высшим сферам духовной деятельности, напр. иск-ву.
Генеральная линия обществ. П. в совр. эпоху — переход от капитализма к
социализму в мировом
масштабе. Колоссально ускоряя темпы обществ. развития, коммунистич. формация
стремится
преодолеть унаследованные от прошлого диспропорции в развитии города и деревни,
людей умств. и
физич. труда, производит. сил и духовной культуры общества, передовых и
экономически отставших
стран. Можно предположить, что в историч. рамках зрелого социализма в основном и
главном
произойдёт становление бесклассовой структуры общества (см. Материалы XXVI
съезда КПСС,
1981, с. 52—57). Однако процесс этот не является автоматическим и зависит от
сознат. усилий
людей, их социальной ответственности и активности.
Возникнув на почве социальной истории, понятие П. было в 19 в. перенесено и в
естеств. науки.
Здесь, как и в обществ. жизни, оно имеет не абсолютное, а относит. значение.
Понятие П.
неприменимо ко Вселенной в целом, т. к. здесь отсутствует однозначно определ.
направление
развития, и ко многим процессам неор-ганич. природы, имеющим циклич. характер.
Проблема
критериев П. в живой природе вызывает споры среди учёных.
• Давиташвили Л. Ш., Очерки по истории учения об эволюционном П., М., 1956;
Проблемы развития в природе и
обществе, М.—Л., 1958; Семенов Ю. Н., Обществ. П. и социальная философия совр.
буржуазии, М., 1965; Петро-
павловский Р. В., Диалектика П. и ее проявление в нрав-
ственности, М., 1978; М о м д ж я н X. Н., Проблемы обществ. П. в совр.
идеологич. борьбе, М., 1981; N i s b e t R. ?.,
Social change and history. Aspects of the Western theory ot development ?. ?.,
1969; S k l a i r L., The sociology of progress,
L., [1970]
И. С. Кон.
ПРОЕКЦИЯ (от лат. projectio — бросание вперёд, выбрасывание) в психологии,
восприятие собств.
психич. процессов как свойств внеш. объекта в резуль-тате бессознат. перенесения
на него своих
внутр. импульсов и чувств. П. играет большую роль в процессе формирования
психики в раннем
детском возрасте, когда отсутствует чёткая дифференциация между «Я» и внеш.
миром, и лежит в
основе архаич., антропоморфных представлений о мире, характеризующих ранние
стадии развития
человеч. сознания (см. Анимизм, Антропоморфизм). С патологич. формами П. связано
возникновение
ряда психич. заболеваний, когда резко искажается восприятие внеш. мира при
сохранении иллюзии
контроля над собств. поведением. Механизм П. используется в диагностич. целях в
т. п. проективных
тестах (тест Роршаха и др.) для выявления скрытых мотиваций и побуждений.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ, система субъективных (человек) и вещественных (техника)
элементов, осуществляющих «обмен веществ» между обществом и природой в процессе
обществ.
произ-ва. П. с. выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в
материальном и
духовном освоении и развитии её богатств, в ходе к-рого воспроизводятся условия
существования
человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся обществ.-экономич.
формаций
процесс становления и развития самого человека. П. с. образуют ведущую сторону
способа
производства, основу развития общества. Каждой ступени развития П. с.
соответствуют определ.
производственные отношения, выступающие в качестве обществ. формы их движения. В
процессе
своего развития П. с. приходят в противоречие с существующими производств.
отношениями. Из
стимулирующих форм развития П. с. эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в
условиях
антаго-нистич. формаций наступает эпоха социальной революции, происходит
переворот в экономич.
структуре общества, в юридич. и политич. надстройке. Главная П. с. общества —
это сами люди,
участники обществ. произ-ва — рабочие, трудящиеся массы. Производств. опыт
людей, их
трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного
развития и
задачи, к-рые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции
обществ. произ-ва.
Действит. богатством общества К. Маркс называл развитую П. с. всех индивидов.
Положение
трудящихся масс в системе П. с. определяет принципиальное отличие П. с. одной
эпохи от другой.
Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности,
совокупный работник
«опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением
его разума и
труда являются веществ. элементы П. с. — средства произ-ва и средства
потребления. Средства
произ-ва состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на
природу, и
предметов труда, на к-рые направлен труд человека. Важнейшая составная часть
средств труда — это
орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Совокупность
функционирующих средств
произ-ва образует материально-технич. базу, производительное богатство общества.
Рост воору-
жённости совокупного работника средствами произ-ва, развитие его рабочей силы и
организации
труда являются главными факторами историч. процесса повышения производительности
труда как
одного из всеобщих законов существования П. с. Масштабы воспроизводства человека
как гл. П. с.
определяются уровнем развития потребительного богатства общества — куль-
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ 535
турно-бытовой базы (жил. фонд, социальная инфраструктура и т. д.), накопленным
духовным
богатством, культурой, а также свободным временем населения и функционированием
семьи.
В своём восходящем развитии П. с. принимают три усложняющиеся формы: естеств. П.
с., обществ.
П. с. и всеобщие П. с.; они проявляются в процессе историч. развития общества в
виде трёх
последоват. ступеней развития: первичные, или архаич., П. с., вторичные, или
антагонистич., П. с.,
коммунистич. П. с. Всеобщий закон развития П. с. состоит в том, что материальные
возможности
последующей формы П. с. зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы,
но сама
она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества.
Естеств. П. с. труда, если отвлечься от уровня развития обществ. произ-ва (см.
К. Маркс и Ф.
Энгельс, Соч., т. 23, с. 521), могут быть целиком сведены к природе самого
человека (к его расе и
т.п.) и к силам окружающей человека природы: естеств. богатству средствами жизни
и труда.
Обществ. П. с. труда возникли в результате историч. развития процессов
объединения и разделения
труда, т. е. в результате роста обществ. характера труда. Глубокий антагонизм
вторичных П. с.
проявился в закреплении умств. труда, духовного произ-ва и высших форм
потребления
материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губит.
труда масс,
лишённых доступа к достижениям культуры.
Развитие вторичных П. с. проходит восходящие ступени, на к-рых образуются три
антагонистич.
обществ.- экономич.
формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой
из этих ступеней
П. с. трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают
трудный путь
восходящего развития. В рамках определ. обществ.-экономич. формации П. с. в свою
очередь могут
проходить ряд технологич. способов произ-ва. Для капиталистич. П. с. это простая
кооперация,
мануфактура, крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизиров. произ-во.
Всеобщая П. с. как качественно новая форма П. с. есть господство развивающегося
обществ.
индивида над силами природы при помощи науки, к-рую Маркс определял как
«всеобщее
общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект»
(см. К. Маркс
и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 2, с. 214, 215). Первая форма соединения науки с
произ-вом в качестве
непосредств. П. с. (в виде сложных средств произ-ва, машинной техники) гигантски
усилила в ходе
индустриализации мощь и господство овеществлённого труда (капитала) над живым
наёмным
трудом. Высшей формой этого процесса во 2-й пол. 20 в. выступает автоматизация
произ-ва и
массовое применение ЭВМ. Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают
новые
сферы приложения вытесняемого человеч. труда, новые отрасли, вступающие в свою
очередь на путь
индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с произ-вом (в
виде
инженерно-конвейерной организации массового произ-ва) явились важным фактором
крайнего
обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы
приложения
капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация
возможностей
инженерно-конвейерного произ-ва в обрабат. пром-сти в 50—60-х гг. 20 в. дала
мощный толчок
научно-технич. революции, быстрому изменению качества, моделей, видов и типов
производимых
конечных продуктов и созданию новых предметов труда. Получает импульс развития и
главная
форма воздействия науки на произ-во: воплощение
536 ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ
обществ. знания в самом совокупном работнике в результате роста свободного
времени и развития
духовного произ-ва (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это
подводит развитие
индивидов к тому пределу, к-рый возможен в условиях антагонистич. общества,
всесторонне
выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития П. с. в
результате господства
капитала и поднимает на качественно но-вую ступень классовую борьбу пролетариата
против
отживших производств. отношений. Торможение развития П. с. устаревшими
производств.
отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм
и ступеней
П. с. с передовыми. Осн. масса населения земного шара ещё занята простым физич.
трудом без
применения машин.
Одна из главных движущих сил развития П. с. в антагонистич. обществе — классовая
борьба,
социальные революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию,
развитию и
применению достижений науки и техники. Только социальная революция кардинально
меняет место
масс в системе П. с., поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно
личностным
развитием трудящихся в значит. степени измеряется и оценивается обществ.
прогресс.
П. с., образующие основу коммунистич. формации, характеризуются нарастающим
торжеством
всеобщих П. с.— активным, творч. контролем науки над всеми сторонами обществ.
произ-ва,
комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для
возможно более
быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие
каждого полностью
реализуется как величайшая П. с., условие развития всех. Однако эта новая
ступень П. с. возникает в
виде переплетения обществ. и всеобщих П. с., достающихся «в наследство» от
капитализма.
Социалистич. революция подчиняет развитие произ-ва требованиям науки об обществе
и создаёт
новую формацию вначале на базе существующих технологич. условий произ-ва и
производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку
производств.
отношений, но и новое качеств. состояние, внутр. структуру П. с., поскольку
меняется положение
трудящихся, для к-рых открывается доступ к образованию, культуре, активной
производств. и
обществ. деятельности. В этом залог огромных потенций развития новых П. с.,
создания гораздо
более высокой производительности труда, необходимой для победы нового обществ.
строя. Новые,
социалистич. производств. отношения стали важным фактором ускорения развития П.
с. Успех
политики социалистич. индустриализации, развитие науки и культуры социалистич.
стран в короткий
срок подняли совокупного работника и материально-технич. базу социализма до
уровня,
необходимого для решения осн. задач науч.-технич. революции. Формирование и
удовлетворение
возвышающихся материальных и духовных потребностей всех слоев трудящихся,
ускорение
всестороннего и гармоничного развития самого человека служат важнейшим условием
создания П.
с., адекватных коммунистич. формации.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3; их же, Манифест Коммунистич.
партии, там же, т. 4; Маркс К., К
критике политич. экономии. Предисловие, там же, т. 13; е г о ж е, Капитал, там
же, т. 23; его же, Эноно-мич. рукописи
1857—1859 годов, там же, т. 46, ч. 1—2; его же, Экономич. рукопись 1861—1863
годов, гл. 3, там же, т. 47; Энгельс Ф.,
Анти-Дюринг, отд. 3, гл. 2, там же, т. 20; Ленин В. И., Что такое «друзья
народа» и как они воюют против социал-
демократов? ПСС, т. 1; е г о же, Великий почин, там же, т. 39; его же, Замечания
на книгу Н. И. Бухарина «Экономика
переходного периода», Ленинский сборник, т. XI, М.— Л., 1929; Программа КПСС
(Принята XXII съездом КПСС), М.,
1976, ч. 2, разд. 1, пункт 1; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Ч а г и н Б.
?., ? а р ч е в А. Г., О категориях «П.
с.» и «производств. отношения», «ВФ», 1958, № 2; М е л е щ е н к о Ю. С.,
Техника и закономерности ее развития, Л.,
1970; M a p а х о в В. Г., Структура и развитие П. с. социалистич. общества, М.,
1970; Васильчук Ю. А., Диалектика П.
с., «ВФ», 1971, М 9; е г о ж е, Науч.-технич. революция и рабочий класс при
капитализме, М., 1980; Науч.-технич.
революция и социализм, М., 1973; Особенности процесса
накопления в развитых капиталистич. странах, М., 1978; Иванов Н. П., Науч.-
технич. революция и проблемы структуры
рабочей силы, М., 1978; Косолапов Р. И., Социализм. К вопросам теории, М.,
19792; Афанасьев В. Г., Системность и
общество, М., 1980. Ю. А. Васильчук.
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, совокупность материальных экономич. отношений
между людьми в процессе обществ. произ-ва и движения обществ. продукта от произ-
ва до
потребления. П. о. являются необходимой стороной обществ. произ-ва. «В
производстве люди
вступают в отношение не только к природе. Они не могут производить, не
соединяясь известным
образом для совместной деятельности и для взаимного обмена своей деятельностью.
Чтобы
производить, люди вступают в определенные связи и отношения, и только в рамках
этих
общественных связей и отношений существует их отношение к природе, имеет место
производство»
(Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 6, с. 441). В процессе труда
складываются отношения,
обусловленные потребностями технологии и организации произ-ва, напр. отношения
между рабо-
чими различных специальностей, между организаторами и исполнителями, связанные с
технологич.
разделением труда внутри производств. коллектива или в масштабах общества. Это —
производств.-
технич. отношения. Но в произ-ве, кроме этих отношений, между людьми
складываются также
экономич. отношения. Производств.-экономич. отношения, или, как их обычно
называют, П. о.,
отличаются от производств.-технических тем, что они выражают отношения людей
через их
отношения к средствам произ-ва, т. е. отношения собственности. Если средства
произ-ва находятся в
руках всего общества и тем самым его экономич. основу составляет обществ.
собственность — как
это имеет место при социализме,— то между членами общества складываются П. о.
сотрудничества и
взаимопомощи. Напротив, если средства произ-ва находятся в руках части общества,
в руках частных
собственников, то утверждаются отношения эксплуатации человека человеком,
отношения
господства и подчинения (рабство, крепостничество, эксплуатация наёмного труда).
Кроме
основных, существуют также переходные П. о., когда в рамках одного и того же
уклада х-ва
сочетаются элементы различных типов П. о. (напр., гос. капитализма в условиях
диктатуры
пролетариата).
Отношения собственности пронизывают все сферы экономич. отношений — произ-ва,
обмена,
распределения и потребления материальных благ, и обусловливают распределение
средств произ-ва
и распределение людей в структуре обществ. произ-ва (классовую структуру
общества).
Непосредственно в процессе произ-ва различные отношения собственности находят
выражение в
способе соединения производителя со средствами произ-ва. Так, в капиталистич,
обществе рабочий
может соединяться со средствами произ-ва, лишь продав свою рабочую силу
капиталисту. В
социалистич. обществе средства произ-ва принадлежат самим трудящимся,
представителем к-рых
выступает социалистич. гос-во. Этим определяются и характер отношений между
людьми в процессе
произ-ва, и формы распределения материальных благ.
П. о. придают всем обществ. явлениям и обществу в целом исторически определённое
социальное
качество. Само выделение П. о. как объективных, материальных, от сознания людей
не зависящих
отношений из всей суммы обществ. отношений составляет центр. пункт в выработке
материалистич.
понимания истории. В. И. Ленин отмечал, что в «Святом семействе» (1845) «...
Маркс подходит к
основной идее всей своей „системы" ... — именно к идее общественных отношений
производства»
(ПСС, т. 29, с. 16). В «Нем. идеологии» (1845—46) К. Маркс и Ф. Энгельс выделяют
две стороны
произ-ва — производительные силы и зависящие от них обшеств. отношения людей в
произ-ве, к-
рые определяются в этой работе как «формы общения». Сам термин «П.о.» был
выработан Марксом
и Энгельсом позже («Манифест Коммунистич. партии», 1848, и др.). Выделение
экономич. П. о. из
всей суммы обществ. отношений явилось основой яауч. подхода к анализу историч.
процесса. П. о.
дают объективный критерий для отграничения одной ступени обществ. развития от
другой, для
выделения общего, повторяющегося в истории разных стран и народов, находящихся
на одной
ступени обществ. развития, т. е. для выделения конкретно-историч. типов общества
— общественно-
экономических формаций, и тем самым открывают путь познания законов развития
человеч.
истории.
Игнорирование П. о., в рамках к-рых совершается труд, приводит к тому, что
всякий трудовой
процесс сводится к нек-рым общим моментам, и тогда историч. эпохи различаются
между собой
только уровнем технич. вооружённости труда, исчезают коренные экономич. различия
между
разными обществ. формациями. В этом и состоит существо методологии т. н.
технологич.
детерминизма, к-рая нашла своё проявление в бурж. теориях «постиндустриального
общества»,
«индустриального общества» и др., к-рые оценивают различные общества только с т.
зр. уровня их
технич. развития. В то же время отрицание зависимости П. о. от уровня развития
производит. сил
ведёт к идеализму в теории и волюнтаризму и произволу в политике.
П. о. являются социальной формой производительных сил. Вместе они составляют две
стороны
каждого способа производства и связаны друг с другом по закону соответствия П.
о. характеру и
уровню развития производит.
сил. Диалектика производит. сил и П. о. вскрывает причины самодвижения произ-ва
и тем самым
сущность всего историч. процесса.
Являясь формой развития производит. сил, П. о., будучи первичными материальными
обществ.
отношениями, выступают в качестве базиса по отношению к идеологии, идеологич.
отношениям и
учреждениям — обществ. надстройке (см. Базис и надстройка). В совокупности всех
своих
социальных функций — и как форма производит. сил, и как базис общества — П. о.
образуют
экономич. структуру обществ. формации.
П.о. коммунистич. формации коренным образом отличаются от П. о. всех
антагонистич. формаций
господством обществ. собственности на средства произ-ва, отсутствием
эксплуатации и социальных
антагонизмов. Они являются базисом идейно-политич. единства всего общества. П.
о. коммунистич.
формации имеют своеобразные закономерности своего возникновения. Они не
формируются в
недрах предшествующей формации, а возникают в результате социалистич. революции,
уста-
новления власти рабочего класса, к-рая используется как рычаг для преобразования
экономич.
отношений. Характер развития П. о. коммунистич. формации также качественно
отличается от
развития П. о. предшествующих обществ. Во-первых, противоречия, возникающие в
развитии
социалистич. способа произ-ва, разрешаются не путём устранения социалистич. П.
о., а путём их
развития при сохранении их качеств. определённости как отношений сотрудничества
и
взаимопомощи. Во-вторых, в антагонистич. обществе противоречия между производит.
силами и П.
о. разрешались в интересах одной социальной группы (класса) в ущерб другой, при
социализме же
они разрешаются в интересах всего общества.
Формирование социалистич. П. о. первоначально происходит путём замены частной
собственности
общественной в результате экспроприации частной собственности, основанной на
присвоении
чужого труда, а также кооперирования собственности мелких производителей,
основанной на
личном труде. Социалистич. П. о. характеризуются наличием двух форм обществ.
собственности на
средства произ-ва — государственной и кооперативной,— обусловливающей отношения
ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ 537
взаимопомощи, коллективизма, товарищеского сотрудничества свободных от
эксплуатации людей,
распределение по количеству и качеству труда. Развитие социа-листич. П. о. есть
их
совершенствование и постепенное перерастание в коммунистич. П. о. на основе и в
процессе
создания материально-технич. базы коммунизма. Серьёзное влияние на этот процесс
оказывает
науч.-тех-нич. революция, её органич. соединение с преимуществами социалистич.
системы х-ва. По
мере развития производит. сил и производительности труда главным в условиях
развитого
социализма становится постепенное сближение и слияние двух форм социалистич.
собственности и
создание единой общенар. собственности на орудия и средства произ-ва, стирание
существ. различий
между городом и деревней, между умств. и физич. трудом, стирание социальных
различий между
рабочими, крестьянами и интеллигенцией, постепенный переход от распределения по
труду к
распределению по потребностям, установление полного социального равенства,
всестороннее
развитие самого человека.
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Нем. идеология, Соч., т. 3, разд. 1; и ? же, Манифест
Коммунистич. партии, там же, т. 4; Маркс
К., Нищета философии, там же; его же, Наемный труд и капитал, там же, т. 6; е г
о ж е, Введение (Из зкономич.
рукописей 1857—1858 гг.), там же, т. 12; его ж е, К критике политич. экономии.
Предисловие, там же, т. 13; е г о ж е, Ка-
питал, т. 1, там же, т. 23; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, разд. 2, 3, там же, т. 20;
Л е н и н В. И., Что такое «друзья народа» и
как они воюют против социал-демократов?, ПСС, т. 1; его ж е, Развитие
капитализма в России, там же, т. 3; е г о же,
Империализм, как высшая стадия капитализма, там же, т. 27; его ж е, Очередные
задачи Советской власти, там же, т. 36;
его ж е, О кооперации, там же, т. 45; Программа КПСС (Принята XXII съездом
КПСС), М., 1976; Материалы XXV
съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981; Основы марксистско-
ленинской философии, М.,
1982·.
В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзон.
«ПРОИСХОЖДЕНИЕ СЕМЬИ, ЧАСТНОЙ СОБСТВЕННОСТИ И ГОСУДАРСТВА. В связи с
исследованиями Льюиса Г. Моргана», книга Ф. Энгельса, в к-рой развито
диалектико-мате-
риалистич. понимание первобытной истории и процесса перехода от первобытного к
классовому
обществу; по определению В. И. Ленина, «... одно из основных сочинений
современного
социализма...» (ПСС, т. 39, с. 67). Книга написана в марте — мае, вышла в свет в
окт. 1884. Энгельс
опирался на большой конспект книги Моргана «Древнее общество» (1877),
составленный К.
Марксом в конце 1880 — нач. 1881. Исследования Моргана, открывшего род как
клеточку
первобытного общества, Энгельс использовал для дальнейшего развития
материалистич. понимания
истории.
В предисловии к 1-му изд. Энгельс развивает диа-лектико-материалистич. концепцию
соотношения
двух видов произ-ва — произ-ва средств к жизни и произ-ва самого человека
(продолжение рода).
Здесь и в основном тексте книги он показывает, как с развитием материального
произ-ва жизненных
средств возрастает, становится всё более определяющей его роль в жизни общества.
На определ.
ступени рост производительности труда создаёт возможность присвоения продуктов
чужого труда,
возникают частная собственность, эксплуатация человека человеком, разделение
общества на классы,
гос-во как орудие классового господства. Если возникновение труда, произ-ва
означало возникно-
вение человеч. общества (это положение было сформулировано и разработано уже в
таких трудах
Маркса и Энгельса, как «Экономическо-филос. рукописи», «Нем. идеология»,
«Капитал», «Роль
труда в процессе превращения обезьяны в человека»), то развитие материального
произ-ва приводит
к разложению первобытного общества и возникновению классового общества,
основанного на
частной собственности, в к-ром отношения собственности (производственные,
классовые) полностью
подчиняют себе семейные и все др. обществ. отношения. Так Энгельс определяет
историч.
538 ПРОИСХОЖДЕНИЕ
границы первобытного общества. Исследование первобытной истории позволило
Энгельсу
конкретизировать выработанное в «Нем. идеологии» и «Манифесте Ком-мунистич.
партии»
положение о классовой борьбе как содержании истории. Обобщая данные Моргана,
Энгельс
конкретизирует и периодизацию первобытной истории (дикость: преим. присвоение
готовых продук-
тов природы; варварство: развитие скотоводства и земледелия; цивилизация:
развитие пром-сти). В
эпоху классового общества он выделяет три господствующие формы эксплуатации:
рабство,
крепостничество, наёмный труд.
Рассматривая родовую организацию первобытного общества, Энгельс уделяет особое
внимание
эволюции форм семьи, её развитию от групповых форм брака к моногамии. Исследуя
процесс
разложения первобытного общества и возникновения классовой организации, он
обращает гл.
внимание на процесс возникновения частной собственности, классов и гос-ва.
Данные совр. науки
позволяют представить более совершенную картину эволюции первобытного общества,
уточнить
развитие нек-рых форм первобытной семьи, механизм образования классов, однако
это не
затрагивает осн. выводов труда Энгельса. Происхождение и сущность гос-ва — одна
из главных
проблем книги. В разработке марксистской теории гос-ва Энгельс делает здесь
существ.
шаг вперёд. Он показывает, что гос-во есть продукт раскола общества на классы,
что его существ.
моментами являются терр. деление, публичная власть, налоги, отчуждение от
общества; указывает на
неизбежное исчезновение гос-ва в будущем бесклассовом коммунистич. обществе.
При жизни Энгельса книга выдержала 6 изд., в 4-е изд. (1891) он внёс значит.
изменения и добавления. Первое рус. изд.
вышло в Петербурге в 1894. • Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 23—178, т.
22, с. 214—24, т. 45, с. 227—372; Ленин
В. И., Гос-во и революция, ПСС, т. 33; его ж е, О roc-ве, там же, т. 39 (см.
также Справочный том, ч. 2); Фридрих
Энгельс. Биография, М., 19772; Энгельс — теоретик, М., 1970; Ф. Энгельс о гос-ве
и праве, [М., 1970]; Проблемы
этнографии и антропологии в свете науч. наследия Ф. Энгельса, М., 1972;
Марксистская философия в 20 в., кн. 2, М.,
1979, гл. 14; С е м е н о в Ю. И., «Происхождение семьи, частной собственности и
гос-ва» Ф. Энгельса и совр. данные
этнографии, «ВФ», 1959, № 7.
ПРОКЛ (???????), Д и а д о х (8.2.412, Константинополь,—17.4.485, Афины), др.-
греч. философ-
неоплатоник. О жизни П. известно из биографии, написанной его учеником Марином
(«П., или О
счастье»), а также из фрагментов «Жизни Исидора» Дамаския. Учился в Александрии,
затем в
Афинах у Плутарха Афинского и Сириана. Сменил Сириана в 437 в качестве главы
платоновской
Академии; соч. П. тесно связаны с его преподават. деятельностью. П. составил
комм. ко всем 12
диалогам Платона, входившим в принятый начиная с Ямвлиха школьный курс
платоновской
экзегезы; из них дошли целиком или частично комм. к «Алкивиаду», «Кратилу»,
«Гос-ву», «Тимею»
и «Пармениду». Для школьного обихода П. написал толкования отд. мест из Гомера и
Ге-сиода, а
также «Орфич. теологию», «Согласие между Орфеем, Пифагором и халдейскими
оракулами» и нас-
тавление по аллегорич. толкованию мифов «О мифич. символах». П. составил комм. к
Плотину,
введение к философии Аристотеля и комм. к трактату «О пяти общих понятиях»
Порфирия, а также
начальное руководство к платоновской философии. Ряд небольших, иногда полемич.
трактатов П.
посвящён отд. проблемам — промыслу, року, существованию зла и т. п. Сводку осн.
понятий, правил
и методов физики (собственно, аристотелевского учения о движении) и неоплатонич.
метафизики
представляют собой «Начала физики» и «Начала теологии» (рус. пер.— «Первоосновы
теологии»,
1972). Систематич. характер носит «Теология Платона».
Иерархия универсума строится у П. по схеме платоновского «Парменида»: сверхсущее
единое, оно
же благо и бог; далее сверхсущие единицы-боги, к-рым
причастны сущие боги, или умы; последние представляют собой умопостигаемых
богов, или бытие,
понимаемое на основе платоновского «Филеба» (23 с—d) как единство моментов
предела,
беспредельности и их соединения. Бытию и умопостигаемым богам противопоставлены
ум (нус) в
собственном смысле слова и мыслящие боги. С мыслящими богами-умами связаны
мыслящие души.
Следующая ступень — демонич. «просто души»: ангелы, демоны в собств. смысле и
герои. Ещё ниже
— «частичные души», одушевляющие тела; к ним принадлежит и душа человека. Ниже
всего —
неодушевлённые тела. В эту расчленённую ие-рархич. структуру П. включает традиц.
греч. богов,
распределяя их по триадами разделяя на трансцендентных и космических. Между
телами и душой
посредствует «природа», бестелесная, но неотделимая от тел бес-сознат. сила,
тождественная с силой
рока. Материя, не будучи ни злом, ни благом, необходимо появляется в процессе
ослабления
первоначала и происходит от высших начал.
Наряду с иерархией бытия П. строит иерархию наук: физика и этика, математика,
философия —
таков ряд наук, соответствующий теоретич. добродетелям, к-рые свидетельствуют о
приобщении
человека к сфере ума извне. Выше них стоят добродетели парадигматические и
гиератические,
характеризующие более высокий тип жизни, чем науч. познание: парадигматические —
слияние
человека со сферой ума, гиератические — выход за пределы ума к единому. Всякий
высший тип
знания возможен только благодаря божеств. озарению; если любовь (эрос) связывает
с божеств. кра-
сотой, истина открывает божеств. мудрость, то вера соединяет с благостью богов.
По свидетельству
Марина, П. говорил, что философ должен быть «иереем целого мира» (см. в кн.:
Диоген Лаэртский, О
жизни, учениях и изречениях знаменитых философов, М., 1979, с. 485). Философия
П.— наиболее
подробный вариант школьного платонизма — оказала громадное влияние на всю ср.-
век. философию
(отчасти через посредство Псевдо-Дионисия Ареопагита) — на европ., визант.,
араб. философию, а
также философию Возрождения (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола и др.).
• In Platonis Rempublicam commentarii, ed. W. Kroll, v. 1—2, Lpz., 1899—1901; In
Platonis Timaeum Commentaria, ed. E.
Diehl, t. 1—3, Lpz., 1903—1906; Commentary on the first Alci-biades of Plato,
ed. by L. G. Westerink, -Amst,, 1954; Elementa-
tio physica, ed. H. Bpese, В., 1958; Tria opuscula, ed. H. Boese, В., 1960;
Commentarius in Platonis Parmenidem, hrsg. v. v. Co-
usin, Hildesheim, 1961; Elements of theology, transl., introd., comm. by E. R.
Dodds, Oxf., 19632; Theologie platonlcienne,
livres 1—3, texte et trad, par H. D. Saffrey et L. G. Westerink, P., 1968 — 78.
* R o s a n L·. J., The philosophy of Proclus, N. Y., 1949; eutler
R., Proklos der Neuplatoniker, в кн.: RE, Hlbbd 45
1957, col. 186—247; Beierwaltes W., Proklos. Grundzuge seiner Metaphysik,
Fr./M., 1965; T r o u i l l a r d J., L'un et l'ame
selon Proclos, P., 1972.
ПРОЛЕГОМЕНЫ (греч. ??????????? — предисловие, введение), разъясняющее введение в
ту или
иную науку, имеющее целью путём связных рассуждений предварительно ознакомить с
её методами
и задачами, сформулировать исходное понятие об изучаемом предмете; предварит.
рассмотрение
совокупности проблем, решение к-рых является непременным условием теоретич.
развития данной
отрасли значений. Филос. значение термина «П.» установилось благодаря работе
Канта
«Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей появиться как наука» (1783).
Пытаясь
изложить идеи «Критики чистого разума» (1781) в более ясной п обозримой форме,
Кант трактует
свои «Пролегомены» как руководство к определению природы филос. знания.
ПРОЛЕТАРИАТ
(нем. Proletariat, от лат. proletarius— пролетарий), см. Рабочий класс.
ПРОПАГАНДА (лат. propaganda — подлежащее распространению, от propago —
распространяю), 1)
в самом широком смысле — особый род социальной деятельности, осн. функция к-рой

«распространение знаний, художеств. ценностей и др. информации с целью
формирования определ. взглядов, представлений и эмоциональных состояний,
оказания влияния на
поведение людей. П. духовных ценностей предполагает учёт конкретной ситуации,
особенностей
аудитории, условии, в к-рых она протекает. В процессе П. нередко происходит не
только
популяризация науки, иск-ва, но их обогащение, развитие. 2) В более узком
смысловом значении —
деятельность по распространению в массах идеологии и политики определ. классов,
партий и гос-в;
идеологич. или политич. П. В зависимости от характера идеологии П. разделяется
на два противопо-
ложных типа: буржуазную и коммунистическую.
В совр. условиях идеологич. П. оформилась в особую сферу духовной деятельности,
представляет
собой систему организаций, средств, форм и методов идейно-психологич. влияния на
массы. Её
характерными чертами являются целенаправленность, определ. дифференциация,
непрерывность
воздействия, массовость.
3) В структуре коммунистич. идейно-воспитат. работы П. и агитация
(распространение к.-л. идеи или
лозунга, побуждающих массы к активному действию) предстают как относительно
самостоят.
средства идейно-политич. влияния на массы.
В отличие от марксистско-ленинского понимания П. в бурж. обществ. мысли это
понятие
употребляется, как правило, в качестве синонима лжи и средства манипуляции
сознанием. Такое
толкование «П.» объясняется сознат. стремлением перенести негативное отношение,
к-рое сложилось
у трудящихся капиталистич. стран к бурж. П., на коммунистич. П. и представить
дело так, будто П.
вообще является универс. злом совр. цивилизации.
Характер идеологии оказывает определяющее влияние на содержание и методы П., её
направленность, осн. стратегич. цели. Научность, партийность коммунистич.
идеологии, её
неразрывная связь с коренными интересами рабочего класса делают П. этой
идеологии средством
просвещения, воспитания масс, революционного преобразования общества,
ускорителем
социального прогресса.
Бурж. идеология предопределяет превращение бурж. П. в средство дезориентации и
духовного
подавления масс, подчинения их бурж. ценностям.
В классовом обществе всякая П. носит классовый характер. Особенность
коммунистич. П. состоит в
том, что она открыто провозглашает свою партийность и обращена прежде всего на
развитие
политич. сознания рабочего класса, всех трудящихся. В то же время коммунистич.
П. строится на
последовательно науч. основе и неразрывно связана с жизнью, с практич. борьбой
за социализм и
коммунизм.
Классовая направленность коммунистич, П. в условиях развитого социализма
выражается в
распространении во всех классах и обществ. группах марксистско-ленинской
идеологии, защите
общенар. интересов, в классовом подходе к оценке событий прошлого и настоящего,
в борьбе против
рецидивов мелкобурж. психологии и действий социально чуждых социалистич.
обществу элементов.
В социалистич. обществе организатором и руководителем П. выступает коммунистич.
партия.
Разрабатывая задачи политич., экономич., идеологич. работы, партия определяет
задачи в области П.,
принципиальные положения о формах её организации.
Теоретич. основы и принципы коммунистич. П. разработаны и осуществлены К.
Марксом, Ф.
Энгельсом, В. И. Лениным. Изложение целей и задач коммунистич. П. в условиях
развитого
социализма дано в пост. ЦК КПСС «О дальнейшем улучшении идеологич., поли-тико-
воспитат.
работы» (1979).
В центре коммунистич. П. находится разъяснение науч. идеологии и политики
партии, раскрытие
зако-
ПРОПАГАНДА 539
номерностей развития и функционирования зрелого социалистич. общества, показ его
историч.
преимуществ, путей перерастания в коммунизм. Она ведёт борьбу против пережитков
прошлого,
разоблачает идеологич. и психологич. диверсии империализма, направленные против
стран
социализма и нац.-освободит.
движения, мира и мирного сосуществования двух социальных систем. Целью
коммунистич. П.
является формирование науч. мировоззрения, патриотизма и пролет.
интернационализма, воспитание
активной жизненной позиции личности, направленной на борьбу за торжество
коммунизма.
* Ленин В. И., Что делать?, ПСС, т. 6; Плеханов Г. В., Рус. рабочий в революц.
движении, Соч., т. ;i, M,—Л., 1928;
Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС, М., 1981;
Брежнев Л. И., Актуальные вопросы
идеологич. работы КПСС, т. 1—2, M., 19792; Ядов В., Тайна лжи. Заметки о теории
и методах бурж. П., М., 1963;
Ефимов А. Г., ? о з д н я к о в П. В., Науч. основы парт. ?.,?., 1966; ? ? б а т
о в Г. А., Идеологич. борьба в совр.
междунар. отношениях. Доктрина, методы и организация внешнеполитич. П.
империализма, М., 1970; Г у р е-вич П. С.,
Бурж. П. в поисках теоретич. обоснования, М., 1978; Основы коммунистич. П., М.,
1978; В. И. Ленин — теоретик
коммунистич. П., М., 1981. В. Ф. Праваторов.
ПРОПЕДЕВТИКА (от греч. ?????????? — предварительно обучаю, подготовляю),
подготовит.
занятия; введение в науку. П. у Платона — занятия, предваряющие изучение
диалектики. Как жанр
филос. лит-ры П. представляет собой вводный материал, элементарно,
систематически и кратко
излагающий учение (напр., «Филос. П.», написанная Гегелем для нюрнбергских
гимназистов). В
докантовской философии пропедевтич. введением в логику и онтологию считалась
феноменология.
ПРОПОЗИЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ, см. в ст. Предикат.
ПРОСВЕЩЕНИЕ, политич. идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма
и
утверждения капиталистич. общества. Термин «П.» впервые употреблён Вольтером и
Гердером; в
1784 в ст. «Ответ на вопрос, что такое П.?» Кант предлагал рассматривать П. как
необходимую
историч. эпоху развития человечества, сущность к-рой состоит в широком
использовании человеч.
разума для реализации социального прогресса. Считая П. выражением родовой
сущности чело-
вечества, Кант был убеждён, что успешное развитие и применение разума возможно
при условии
преодоления всех форм несвободы путём длит. морального совершенствования
человеч. рода.
Отстаивая неотъемлемое право человечества на свободное пользование достижениями
культуры,
Кант, однако, отрицал необходимость революц. уничтожения социальных учреждений,
препятствующих развитию П. Гегель характеризовал П. как рационалистич. движение
18 в. в области
культурной и духовной жизни, основанное на отрицании существующего способа
правления, гос.
устройства, политич. идеологии, права и судопроизводства, религии, иск-ва,
морали.
К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали П. как бурж.-демократич. идеологию, а
деятелей П. как
мыслителей, осуществлявших идеологич. подготовку бурж. революции. Маркс и
Энгельс показали,
что просветит. идеология возникает в период зарождения в недрах феодализма
капиталистич.
производств. отношений, порождающих новые формы классовой борьбы. В. И. Ленин
видел
классовую сущность идеологии П. в отрицании феод. эксплуатации, политич.
деспотизма, сословных
привилегий, в защите «самоуправления, свободы», в отстаивании «интересов
народных масс» (см.
ПСС, т. 2, с. 519).
Критикуя феодализм, идеологи революц. буржуазии 17—18 вв. создали идиллич.
картину будущего
обществ. устройства, внеклассового общества всеобщего благоденствия. «Мы знаем
теперь,— писал
Энгельс,— что
540 ПРОПЕДЕВТИКА
это царство разума было не чем иным, как идеализированным царством буржуазии,
что вечная
справедливость нашла свое осуществление в буржуазной юстиции, что равенство
свелось к
гражданскому равенству перед законом, а одним из самых существенных прав
человека
провозглашена была... буржуазная собственность» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т.
19, с. 190).
Возникнув в 17 в. в Англии (Локк), просветит. идеология получает широкое
распространение во
Франции
18 в. (Монтескье, Гельвеции, Вольтер, Гольбах), где выдающиеся философы
«...просвещали головы
для приближавшейся революции...» (Энгельс Ф., там же, т. 20, с. 16). Во 2-й пол.
18 и первых
десятилетиях
19 вв. антифеод. идеология П. развивается в Сев. Америке (Б. Франклин, Т. Купер,
Т. Пейн),
Германии (Лессинг, Кант), России (А. Н. Радищев, П. С. Новиков, Я. П.
Козельский) и странах Вост.
и Юго-Вост. Европы (Польша, Югославия, Румыния, Венгрия). Развитие просветит.
идеологии стран
Востока в 19— нач. 20 вв., несмотря на нац. своеобразие, свидетельствует о
теоретич. единстве осн.
идей П.
Составной частью П. была передовая бурж. философия 18 — нач. 19 вв.,
теоретически
обосновывавшая необходимость бурж.-демократич. социальных преобразований.
Конкретной
разновидностью философии П. явилась «деистская форма материализма» (см. Ф.
Энгельс, там же, т.
22, с. 311), представители к-рой (Вольтер, Робине, Вольф, Я. Снядецкий, Д. С.
Аничков) исходили из
метафизич. онтологии конечного мира, абс. дуализма причины и следствия, материи
и движения,
эволюции и целесообразности. В гносеологии деисты, как правило, разделяли
идеалистич. теорию
врождённых идей, рационалистич. концепцию совпадения логич. и реального
следования, идею
субстанциональности души и нек-рые положения агностицизма. Отвергая ср.-век.
схоластику,
разоблачая историч. религии, фанатизм и нетерпимость католич. церкви, христ.
нравственность и
догматы откровения, деисты рассматривали бога в качестве разумной первопричины
мира, а
«естественную религию» в качестве социального регулятора историч. процесса (М.
Тин-даль, Ш. Л.
Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. П. Пнин, А. С. Лубкин). Критика феодализма привела
деистов эпохи П. к
отрицанию теологич. объяснения историч. процесса и утверждению рационалистич.
теории обществ.
договора, методология к-рой строилась на антиисто-рич. представлении о
неизменной сущности
абстрактного человека (Руссо, Джефферсон, В. В. Попугаев).
Рассматривая человеч. историю как последоват. движение от первобытного
варварства к позднейшей
цивилизации, большинство просветителей не понимало исторически прогрессивной
сущности
различных ступеней человеч. истории, разрывало единую цепь историч. развития,
оценивало
современность по идеалам зарождающегося бурж. обществ. устройства.
Другая историч. форма философии П.— материализм 18 в.- формировалась путём
филос. критики
теоретич. основ деизма на базе материалистич. естествознания Коперника, Галилея,
Декарта,
Ньютона и способствовала формированию материализма 18 в. В решении осн. вопроса
философии
материалисты эпохи П. (Мелье, Дидро, Гольбах, Форстер, Радищев) отвергли
субъективный
идеализм Беркли и предприняли естеств.-науч. обоснование концепции материи как
объективной ре-
альности, атрибутами к-рой являются движение, вечность во времени и
бесконечность в
пространстве. Рассматривая природу как организованное системное целое, естеств.
причинно-
следств. связи и законы к-рой являются выражением онтологич. целостности мира,
они считали
жизнь и сознание функцией определ. организации материи, сформировавшейся в
результате длит.
историч. развития. Критика преформистской концепции целостности, идея уровней
организации ма-
терии, разрушение креационизма и телеологии, воз-
никновение теории эпигенеза, естеств. отбора означали, что в решении
фундаментальных филос.
проблем материалисты 18 — нач. 19 вв. приближались к диалек-тич. пониманию
природы. В теории
познания материалисты-просветители отвергли агностицизм, картезианскую концепцию
врождённых
идей (включая идею бога) и последовательно развивали осн. положения ма-
териалистич.
сенсуализма. Применение принципов материализма к изучению обществ. жизни,
отмеченное К.
Марксом у Гельвеция (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 2, с. 144), привело
нек-рых просветителей
к признанию закономерного характера историч. процесса, историч. эволюции,
историч. прогресса и
пониманию внутр. связи и взаимозависимости между эпохами человеч. истории,
осознанию единства
природы и общества, роли экономич. деятельности людей и народа как субъекта
историч. движения.
По мере обострения классовых противоречий зарождающегося бурж. общества в
обществ.-политич.
мысли П. появились антибурж. эгалитаристские утопии, а затем и программа утопич.
коммунизма
(Мелье, Морелли, Дешан, К. Фрелих, X. Каменьский), содержавшая критику
классового общества и
выражавшая интересы «...того класса, который был более или менее развитым
предшественником
современного пролетариата» (Э н-г е л ь с Ф., там же, т. 19, с. 191). Утверждая
необходимость
установления обществ. собственности путём нар. революции, упразднения религии и
церкви как
опоры деспотизма и угнетения, нек-рые представители утопич. коммунизма эпохи П.
отвергали
концепцию просвещённого абсолютизма и защищали принципы нар. суверенитета и
демократич.
республики.
В узком смысле под П. понимают бурж. идеологию, отрицающую необходимость
применения
революц. методов для преобразования отшивших социальных порядков.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Святое семейство, Соч.,
•г. 2; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; Энгельс Ф., Развитие социализма
от утопии к науке, там же, т. 19; Л е и и
н В. И., От какого наследства мы отказываемся?, ПСС, т. 2; Век П., Сб., М.—
Париж, 1970; Каменский 3. А., Фйлос. идеи
рус. П., М., 1971; его же, Рус. философия нач. 19 в. и Шеллинг, М., 1980;
Каримский А. М., Революция 1776 года и
становление амер. философии, М., 1976; М а л и-н и н В. Д., История рус. утопич.
социализма, М., 1977; Волгин В. П.,
Развитие обществ. мысли во Франции 18 в., ?., 1977; Hazard P., La crise de la
conscience europeenne (1680— 1715), P.,
1961; E h r а г d J., L'idee de nature en France a 1'aube des lumieres, P.,
1970; G u s d o r f G., Les principes de la pen-see au
sieele des lumleres, P., 1971 (Les sciences humaines et la pensee occidentale,
v. 4); е г о же, L'avenement des sciences humaines
au sieele des lumieres, P., 1973 (там же, t. 6); е г о же, Dieu, la nature,
l'homme au sieele des lumieres, P., 1972; K r a-u s s W.,
Die Aufklarung in Spanien, Portugal und Lateinamerika, Munch., 1973. K. E. Ям.
ПРОСТРАНСТВО И ВРЕМЯ, всеобщие формы бытия материи, её важнейшие атрибуты. В
мире
нет материи, не обладающей пространственно-временными свойствами, как не
существует П. и в.
самих по себе, вне материи или независимо от неё. Пространство есть форма бытия
материи,
характеризующая её протяжённость, структурность, сосуществование и
взаимодействие элементов во
всех материальных системах. Время — форма бытия материи, выражающая длительность
её
существования, последовательность смены состояний в изменении и развитии всех
материальных
систем. П. и в. неразрывно связаны между собой, их единство проявляется в
движении и развитии
материи.
В домарксистской философии, а также в классич. физике П. и в. нередко отрывались
от материи, рас-
сматривались как самостоят. сущности или внеш. условия существования и движения
тел. В концеп-
ции Ньютона абс. пространство понималось как бесконечная протяжённость,
вмещающая в себя всю
материю и не зависящая от к.-л. процессов, а абс. время — как текущая
безотносительно к к.-л.
изменениям равномерная длительность, в к-рой всё возникает и исчезает. В
ньютоновской концепции
П. и в. приписывались нек-рые субстанциональные признаки — абс. самостоя-
тельность и самодостаточность существования; вместе с тем П. и в. не
рассматривались как
порождающие субстанции, из к-рых возникают все тела. В материа-листич.
натурфилософии и
основывавшихся на её принципах физич. теориях преобладало атомистич. понимание
структуры
материи: конечной, абсолютной и порождающей субстанцией признавалась лишь
движущаяся
материя, существующая и изменяющаяся в П. и в. как внеш. условиях бытия.
В религ. и объективно-идеалистич. учениях выдвигалась сходная концепция П. и в.
как всеобщих
внеш. условий бытия тел, однако П. и в. трактовались как созданные вместе с
материей богом или
абс. духом. С т. зр. теологии к богу понятия П. и в. не приложимы: как высшая,
бесконечная и
творящая субстанция он внепространствен и существует не во времени, а в
вечности, являющейся
одним из его атрибутов. В субъек-тивно-идеалистич. концепциях выдвигались
эклектич. и внутренне
противоречивые толкования П. и в. как априорных форм чувств. созерцания (Кант)
либо как форм
упорядочения комплексов ощущений и опытных данных, установления между ними
функциональных зависимостей (Беркли, Мах, позитивизм).
Впервые подлинно науч. понимание П. и в. как всеобщих атрибутов и форм
существования материи
было выдвинуто и обосновано К. Марксом и Ф. Энгельсом. Учение диалектич.
материализма о П. и
в. получило глубокое подтверждение в естествознании 20 в. Значит. вклад в
развитие совр.
представлений о П. и в. внесла теория относительности А. Эйнштейна: она раскрыла
неразрывную
связь П. и в. как единой формы существования материи (пространство-время),
установила единство
пространственно-временной и причинно-следственной структуры мира, обнаружила
относительность
пространственно-временных характеристик тел и явлений.
Предметом диалектико-материалистич. теории П. и в. являются методологич.
интеграция важнейших
достижений совр. науки в понимании П. и в. для разработки целостного
мировоззрения,
исследование всеобщих свойств П. и в. в их связи с др. атрибутами материи,
теоретич. обоснование
бесконечности П. и в. в количеств. и качеств. отношениях, изучение
закономерностей науч. познания
П. и в. и форм связи сменяющихся науч. теорий о П. и в.
К всеобщим свойствам П. и в. относятся: объективность и независимость от
сознания человека;
абсолютность как атрибутов материи; неразрывная связь друг с другом и с
движением материи;
зависимость от структурных отношений и процессов развития в материальных
системах; единство
прерывного и непрерывного в их структуре; количеств. и качеств. бесконечность.
Различают метрич.
(т. е. связанные с измерениями) и топо-логич. (напр., связность, симметрия
пространства и не-
прерывность, одномерность, необратимость времени) свойства П. и в. Познание
всеобщих свойств П.
и в. является результатом длит. историч. развития науки, выделения в процессе
обобщения и
абстрагирования таких инвариантных характеристик многообразных пространственно-
временных
отношений, к-рые проявляются на всех структурных уровнях материи.
Наряду с едиными характеристиками, к-рые в равной степени присущи как
пространству, так и
времени, им свойственны нек-рые особенности, характеризующие их как различные,
хотя и тесно
связанные между собой, атрибуты материи. К всеобщим свойствам пространства
относятся прежде
всего протяжённость, означающая рядоположенность и сосуществование различных
элементов
(точек, отрезков, объёмов и т. п.), возможность прибавления к каждому данному
элементу нек-рого
следующего элемента либо возможность уменьшения числа элементов. Протяжённой
можно считать
ПРОСТРАНСТВО 541
любую систему, в ?-poa возможны изменения характера связей и взаимодействий
составляющих её
элементов, их числа, взаимного расположения и качеств. особенностей. Это
означает, что
протяжённость тесно связана со структурностью материальных систем, имеющей
атрибутивный
характер. Непротяжённые объекты не обладали бы структурой, внутр. связями,
способностью к
изменениям. Пространству присуща также связность и непрерывность, проявляющаяся
как в ха-
рактере перемещения тел от точки к точке, так и в распространении физич.
воздействий через
различные поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное) в виде близкодействия
в передаче
материи и энергии. Связность означает отсутствие к.-л. «разрывов» в пространстве
и нарушения
близкодействия в распространении материальных воздействий в полях. Вместе с тем
пространству
свойственна относит. прерывность, проявляющаяся в раздельном существовании
материальных
объектов и систем, имеющих определ. размеры и границы, в существовании
многообразия
структурных уровней материи с различными пространств. отношениями. Общим
свойством
пространства, обнаруживающимся на всех известных структурных уровнях, является
трёхмерность,
к-рая органически связана со структурностью систем и их движением. Все
материальные процессы и
взаимодействия реализуются лишь в пространстве трёх измерений. В одномерном или
двумерном
пространстве (линия, плоскость) не могли бы происходить взаимодействия вещества
и поля.
Абстрактные (концептуальные) многомерные пространства в совр. математике и
физике образуются
путём добавления к трём пространств. координатам времени и др. параметров, учёт
взаимной связи и
изменения к-рых необходим для более полного описания процессов. Однако не
следует
отождествлять эти концептуальные пространства, вводимые как способ описания
систем, с реальным
пространством, к-рое всегда трёхмерно и характеризует протяжённость и
структурность материи,
сосуществование и взаимодействие элементов в различных системах. С
протяжённостью
пространства неразрывно связаны его метрич. свойства, выражающие особенности
связи
пространств. элементов, порядок и количеств. законы этих связей. В природе
различие метрич.
свойств пространства определяется неоднородностью структурных отношений в
системах, в
частности распределением тяготеющих масс и величиной гравитац. потенциалов,
определяющих
«искривление» пространства.
К специфич. (локальным) свойствам пространства материальных систем относятся
симметрия и
асим» метрия, конкретная форма и размеры, местоположение, расстояние между
телами,
пространств. распределение вещества и поля, границы, отделяющие различные
системы. Все эти
свойства зависят от структуры и внеш. связей тел, скорости их движения,
характера взаимодействий
с внеш. полями. Пространство каждой материальной системы принципиально
незамкнуто,
непрерывно переходит в пространство др. системы, к-рое может отличаться по
метрич. и др.
локальным свойствам. Отсюда проистекает многосвязность реального пространства,
его
неисчерпаемость в количеств. и качеств. отношениях.
К всеобщим свойствам времени (или временных отношений в материальных системах)
относятся:
объективность; неразрывная связь с материей, а также с пространством, движением
и др. атрибутами
материи; длительность, выражающая последовательность существования и смены
состояний тел.
Длительность образуется из возникающих один за другим моментов или интервалов
времени,
составляющих в совокупности весь период существования тела от его возникновения
до перехода в
качественно иные формы. Выступая как своеобразная «протяжённость» времени,
длительность обус-
542 ПРОТАГОР
ловлена общим сохранением материи и движения при их превращениях из одних форм в
другие.
Время сущест-вования каждого конкретного объекта конечно и прерывно, т. к. любой
объект имеет
начало и конец существования. Однако составляющая тело материя при этом не
возникает из ничего
и не уничтожается, а только меняет формы своего бытия. Благодаря общей
сохраняемости материи и
движения время её существования непрерывно, и эта непрерывность абсолютна, тогда
как
прерывность относительна. Непрерывности времени соответствует его связность,
отсутствие «раз-
рывов» между его моментами и интервалами.
Время одномерно, асимметрично, необратимо и направлено всегда от прошлого к
будущему.
Конкретными физич. факторами, характеризующими необратимость времени, выступают
возрастание энтропии в различных системах, изменение с течением времени
количеств. законов
движения тел.
Специфич. свойствами времени являются конкретные периоды существования тел от
возникновения
до перехода в качественно иные формы, одновременность событий, к-рая всегда
относительна, ритм
процессов, скорость изменения состояний, темпы развития, временные отношения
между
различными циклами в структуре систем.
Развитие науки в 20 в. раскрыло новые аспекты зависимости П. и в. от
материальных процессов. Из
теории относительности и экспериментальных фактов совр. физики следует, что с
увеличением
скорости движения тел и приближением её к скорости света возрастает масса,
относительно
сокращаются линейные размеры в направлении движения, замедляются все процессы по
сравнению с
состоянием относит. покоя тел. Замедление временных ритмов происходит также под
действием
очень мощных гравитационных полей, создаваемых большими массами вещества (что
проявляется,
напр., в красном смещении спектральных линий излучения т. н. белых карликов и
квазаров,
обладающих очень высокой плотностью и мощными полями тяготения). При количеств.
возрастании
плотности вещества (до значений порядка 1094 г/см3 и более) должны качественно
меняться метрич., а
возможно, и нек-рые топологич. свойства П.и в. Из наблюдательных данных
внегалактич.
астрономии следует, что средней плотности вещества в Метагалактике порядка 10—31
г/см3
соответствует незамкнутое пространство отрицат. кривизны. Однако эти данные
нельзя
распространять на весь мир в целом, поскольку материя неоднородна и в мире
существует
бесчисленное множество структурных уровней и типов материальных систем со
свойственными им
пространственно-временными отношениями. См. также Материя, Время, Вечность,
Симметрия,
Космология. M
* Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. и Э н-гельс Ф., Соч., т. 20; его ж е,
Анти-Дюринг, там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там же, т.
29; Эйнштейн А., Основы теории
относительности, М.— Л., 19352; H ь ю т о н И., Математич. начала натуральной
философии, М.— Л., 1936; Фок В. А.,
Теория П., В. и тяготения, M., 19612; Штейн-м а н Р. Я., П. и в., М., 1962; М е
л ю X и н С. Т., Материя в её единстве,
бесконечности и развитии, М., 1966; ГрюнбаумА., Филос. проблемы П. и в., пер. с
англ., М., 1969; Бесконечность и
Вселенная. Сб. ст. ,М., 1969; МостепаненкоА. М., Проблема универсальности осн.
свойств П. и в., Л., 1969; его же, П. и
в. в макро-, мега- и микромире, М., 1974; П., В., движение, М., 1971; Варашенков
В. С., Проблемы субатомного П. и в.,
М., 1979; Ахундов М. Д., Концепции П. и в.: истоки, эволюция, перспективы, М.,
1982. С. Т. Мелюхин.
ПРОТАГОР (??????????) из Абдеры (ок. 490— ок. 420 до н. э.), др.-греч. философ,
виднейший
софист старшего поколения. Неоднократно посещал Афины, был другом Перикла и
написал по его
поручению проект гос. устройства общеэллинской колонии Фурии. Согласно антич.
биографич.
традиции, погиб при кораблекрушении, спасаясь бегством от обвинения в нечестии,
выдвинутого
против него в Афинах. Соч. П. «Истина» начиналось словами: «Мера всех вещей —
человек,
существующих, что они существуют, а несуществующих, что они не существуют». Под
человеком
здесь подразумевался индивид и тем самым провозглашалась относительность любого
знания,
любых ценностей, законов и обычаев (ср. Платон, Теэтет 161 слл.; Аристотель,
Метафизика 1062b 13
слл.). Полемизировал с математиками из-за того, что они оперируют с абстракциями
и вступают в
противоречие с чувств. опытом. Писал и против «отстаивающих единство сущего», т.
е. против
элейской школы. В преподавании большое внимание уделял правильности употребления
слов (Пла-
тон, Кратил 391 с). В соч. «О первоначальном состоянии» конструировал схему
постепенного
формирования цивилизации, повлиявшую на развитие европ. обществ. мысли. Черты
этой схемы
различимы и в платоновском мифе, вложенном им в уста П. (Платон, Протагор 320с —
322b). Соч.
«О богах» начиналось словами: «О богах я не могу знать, есть ли они, нет ли их,
потому что слишком
многое препятствует такому знанию,— и вопрос тёмен и людская жизнь коротка»
(Диоген Лаэртий
IX 51).
• Фрагменты: DKII, 253—71; Маковель-с к и й А. О., Софисты, в. 1, Баку, 1940, с.
5—21. ? Ягодин с кий И. И.. Софист
П., Казань, 1906; Ч е р-н ы ш е в Б., Софисты, М., 1929; DavisonJ. A.,
Protagoras, Democritus and Anaxagoras. «Classical
Quaterly», 1953, v. 3, № 1—2; Fritz K. v., Protagoras, в кн.: RE, Hlbbd 45,
1957, S. 908—21; G u t h r i e W. K. C., A history
of Greek philosophy, v. 3, Camb., 1971.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ, один из двух «борющихся» моментов конкретного единства, к-рые
являются сторонами противоречия. Различают внеш. и внутр. П.: если внеш. П.
выступают как
полюсы противоречия, взаимно предполагающие и одновременно исключающие друг
друга, но
существующие как относительно самостоятельные (напр., пролетариат и буржуазия),
то внутр. П.,
отрицая друг друга, находятся в отношении взаимного проникновения (напр.,
обществ. характер
произ-ва и частнокапиталистич. способ присвоения). См. Единство и борьба
противоположностей.
ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЬ МЕЖДУ ГОРОДОМ И ДЕРЕВНЕЙ, антагонистич. противоречия
между городом и деревней, присущие всем классово антагонистич. обществ.-
экономич. формациям и
находящие выражение в уровне развития производит. сил, образования, науки,
культуры, быта. П. м.
г. и д. возникла с появлением города как результата развития производит.
сил и обществ. разделения труда и развивалась по мере отделения от земледелия
(с. х-ва) всё новых
отраслей произ-ва, концентрирующихся в городах. Содержание П. м. г. и д.
существенно меняется с
развитием общества, равно как и социально-экономич. содержание противоположных
подсистем —
города и деревни. Однако всегда П. м. г. и д.— это противоположность между
господствующими
классами города и трудящимися деревни, между господствующими классами города и
деревни,
между господствующими классами деревни и трудящимися города.
История П. м. г. и д.— это история подчинения и эксплуатации деревни городом. К.
Маркс писал, что
уже в ср. века «...город повсюду и без исключения эксплуатирует деревню
экономически своими
монопольными ценами, своей системой налогов, своим цеховым строем, своим прямым
купеческим
обманом и своим ростовщичеством», хотя деревня в то же время «...эксплуатирует
город
политически повсюду, где феодализм не был сломлен исключительным развитием
городов, как в
Италии...» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 2, с. 365).
Полного развития П. м. г. и д. достигает в условиях капитализма, когда город
подчиняет деревню во
всех отношениях — экономическом, политическом, культурном. Капиталистич.
отношения в деревне
развиваются под громадным, решающим воздействием города. Хотя роль городов в
истории
человечества весьма значительна со времён античности, их доля в населении мира
до 19 в. была
ничтожной (см. табл. в ст. Урбани-
зация). В дальнейшем город растёт за счёт деревни, гор. население — за счёт
сельского. «По самой
своей природе капиталистический способ производства постоянно уменьшает
земледельческое

<<

стр. 57
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>