<<

стр. 6
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

выступил против различения первичных и вторичных качеств: все качества —
вторичные, поскольку
бытие их целиком сводится к способности быть воспринятыми. Признав ошибочной
идею
разделения первичных и вторичных качеств, Б. отрицал и основанную на ней идею
материи как «под-
порки», или «субстрата» («субстанции»), всех объективных качеств тел. Отвергнув
бытие материи, Б.
признавал существование только духовного бытия, к-рое он делил на «идеи» и
«души». «Идеи» —
воспринимаемые вами субъективные качества — пассивны, непроизвольны; содержание
наших
ощущений и восприятий совершенно не зависит от нас. Напротив, «души» деятельны,
активны,
могут быть причиной. Все «идеи» существуют, по Б., только в душе (как мысли и
страсти, так и раз-
личные ощущения). «Идеи» не могут быть копиями или подобиями внеш. вещей: «идея»
может быть
сходна только с «идеей». Пытаясь отвергнуть неизбежные для субъективного
идеализма выводы,
ведущие к солипсизму, В. утверждал, что воспринимающий субъект — не один, и
вещь, к-рую
перестал воспринимать один субъект, может восприниматься др. субъектами. Но даже
если бы все
субъекты исчезли, вещи продолжали бы существовать как сумма «идей» в уме бога —
субъекта, к-
рый вечно существует и «вкладывает» в сознание отд. субъектов содержание их
ощущений. Здесь Б.
«...подходит... к объективному идеализму...» (Ленин В. И., ПСС, т. 18, с. 24).
Б. не ограничился
выступлением против атеизма и материализма в философии. Используя слабые стороны
совр. ему
метафизич. и механи-стич. материализма, он выступал против передовых,
материалистич. идей в
науке. Философия Б., как показал Ленин в «Материализме и эмпириокритицизме»,
явилась
прообразом и одним из источников субъектив-но-идеалистич. теорий в бурж.
философии кон. 19 —
нач. 20 вв. (см. Махизм).
* The works, ?. 1 — 9, L., 1948—57; в рус. пер.— Соч., М., 1978. Б л о н с и и
й П. П., Учение Б. о реальности, К.,
[1907]; огомолов А. С., Критика субъективно-идеалиетич. философии
Дж. Б., М., 1959; Б ы х о в с к и й Б. Э.,
Дж. Б., М., 1970; H a p с к и й И. С., Зап.-европ. философия .18 в., М.,
1973, гл. 2; M e t z R., G. Berkeley, Stuttg., 1925;
Luce A. ?., Berkeley's immaterialism, L., 1945; Warnock G. J.,
Berkeley, L., 1953; L его у A. L., G.Berkeley, P.,
1959; ? 1t-c h i e A.D., G. Berkeley, [Manchester, 1967]; S e ? a r s R. W.,
Lending a hand to Hylas, [Michigan], 1968.
БЕРНАЛ (Bernal) Джон Десмонд (10.5.1901, Нина,— 15.9. 1971, Лондон), англ. физик
и социолог
науки, обществ. деятель. Проф. Кембриджского (с 1927), затем (с 1937)
Лондонского ун-та, чл.
Лондонского королев. об-ва (1937). Иностр. чл. АН СССР (1958). Пре-видент
Всемирного Совета
Мира (1959—05), вице-пред. Всемирной федерации науч. работников. Междунар.
Ленинская пр. «За
укрепление мира между народами»
(1953). Выдающийся пропагандист марксистского мировоззрения на Западе. Один из
основателей
науковеде-ния - «Социальная функция науки» (Tlie social function of science, L.,
1938), автор
фундаментальных трудов о значении науки в жизни общества, в к-рых осветил
особенности развития
науки при капитализме и социализме, показал влияние науки на обществ. развитие,
выдвинул
концепцию научно-технической революции.
• The freedom oi necessity, L., 1949; The physical basis of life, L., 1951; Marx
and science, L., 1952; The origin of life, L. 1967;
в рус. пер.— Наука и общество. Сб. ст., М., 1953; Наука в истории общества, М.,
1956; Мир без войны, М., 1960.
• Сноу Ч. П.., Джон Десмонд Б., в сб.: Наука о науке, М., 1966.
БЕРНАР КЛЕРВОСКИЙ, Бернард (Bernard cle Clairvaux; Bernardus abbas Clarae
Vallis) (1090, Фон-
тен, Бургундия,—20.8.1153, Клерво), католич. теолог-мистик. Происходил из
знатного бургундского
рода. С 1113 монах цистерцианского ордена, с 1115 настоятель основанного им
монастыря n Клерво.
Был вдохновителем 2-го крестового похода (1147). Выступал против теологич.
рационализма
Абеляра и различных ере-тич. течений. Отстаивая незыблемость церк. предания,
критикуя
складывающуюся схоластику за новше-ства, Б. одновременно вносил в мистику
остроличностный
дух. Оказал влияние на Бонавентуру и др.
• Opera, t. l—G, P., 1855—59 (Migne PL, t. 182—185); в рус. пер.— Письма, в кн.:
Абеляр П., История моих бедствий, М.,
1959, с. 127—51.
• Герье В., Зап. монашество и папство, М., 191:1, с. 27— 138; Сидорова H.A.,
Очерки по истории ранней гор. культуры
во Франции, М., 1953; G i l s o n E., La Ideologie mystique de Saint Bernard,
P., 1947.
БЁРНХЕМ, Вернем (Buriiliam) Джеймс (р. 22.11. 1905, Чикаго), амер. социолог.
Выдвинул теорию
«революции управляющих» [кн. «Революция управляющих» («The managerial
revolution», 1941)].
Фетишизируя реальный процесс отделения функций управления от функций владения,
Б.
утверждает, что возникает новый господствующий класс организаторов (высшие
инженеры и
администраторы, управляющие), к-рый якобы не зависит от капиталистич.
собственности и способен
управлять в интересах всего общества. По существу Б.— апологет гос.-
монополистич. капитализма,
тоталитарной власти меньшинства, утверждающий, что отношения господства и
подчинения —
необходимые условия существования общества. Открытый враг марксизма и
социалистич. стран.
• Containment or liberation...?, Toronto, 1953; Suicide of the West, N. Y.,
1964; Web of subversion, nouv. ed., Boston, 1965;
The war we are in, New Rochelle (N. J.), 1907; The coming defeat of communism,
N. Y., 1968; Machiavellians defenders 01
freedom, nouv. ed., Freeport, 1970.
• О с и п о в Г. В., Техника и общественный прогресс, М., 1959; Гвишиани Д. М.,
Организация и управление, М., 19722.
БЕРНШТЕЙН (Bernstein) Эдуард (6.1.1850, Берлин,— 18.12.1932, там же), нем.
социал-демократ,
идеолог ревизионизма и реформизма, один из лидеров 2-го Интернационала. В 70-х
гг. Б. занимал
позиции мелкобурж. демократии, был сторонником Е. Дюринга, сотрудничал (до 1878)
в
правооппортунистич. журн.: «Zukunft», в к-ром пропагандировались реформистские и
филос.-
идеалистич. взгляды, подвергнутые К. Марксом и Ф. Энгельсом беспощадной критике
(см.
«Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др.», в кн.: Соч., т.
19, с. 161—75). Под
влиянием этой критики Б. временно отошёл от реформизма, был редактором ЦО с.-д.
партии «Der
Sozialdemokrat» (1881—90).
После смерти Энгельса Б. под влиянием тред-юнионизма, англ. бурж. экономич. лит-
ры и
реформистских взглядов Г. Фольмара полностью порвал с марксизмом. Во 2-й пол.
90-х гг. он
выступил с критикой всей системы марксизма пак якобы устаревшего (статьи под
общим назв.
«Проблемы социализма», опубл. в 1896— 1898 в журн. «Neue Zeit» и в 1899 в кн.
«Проблемы со-
БЕРНШТЕЙН 51
циализма и задачи социал-демократии», рус. пер. 1901). В философии он отказался
от материализма,
провозгласив необходимость возврата к философии Канта, выступил против
материалистич.
диалектики, к-рую отождествлял с идеалистич. диалектикой Гегеля. Последняя будто
бы вносила в
марксизм идею насилия и катастро-физма. В области социально-политич. наук Б.
подверг ревизии
осн. положения «Капитала» — теорию стоимости, учение о кризисах, об обнищании
нар. масс, от-
вергал социально-экономич. основы революции. Это привело Б. к отрицанию самой
возможности
науч. социализма, к утверждению, что социализм — это только этич. идеал. На
основе утверждения,
что пролетариат якобы не способен организовать произ-во и пролет. революция
может привести
лишь к хаосу и разрушению производит. сил, Б. отверг марксово учение о
революции, классовой
борьбе и диктатуре пролетариата, противопоставив ему программу реформ и
компромиссов с
буржуазией (лозунг: «Конечная цель — ничто, движение — всё»).
В своих комментариях к изданной им в 1913 переписке К. Маркса и Ф. Энгельса, в
работах «История
рабочего движения в Берлине» (ч. 1 — 3, 1907 — 10, рус. пер. 1908), «Фердинанд
Лассаль» (1904,
рус. пер. 1905) и др. Б. фальсифицировал как теоретич. наследие основоположников
марксизма, так и
историю нем. рабочего движения. В период 1-й мировой войны Б. занимал вместе с
К. Каутским
центристскую позицию, позже вновь отошёл к правому крылу нем. с.-д.; был
противником ???.
революции 1917 в России.
Ревизионизм Б. был подвергнут резкой критике В. И. Лениным, П. Лафаргом, Г. В.
Плехановым, Ф.
Мерингом, Р. Люксембург.
• Ленин В. И., Наша программа, ПСС, т. 4; его же, Что делать?, там же, т. 6; е г
о ж е, Марксизм и ревизионизм, там же,
т. 17; его же, Оппортунизм и крах II Интернационала, там же, т. 27; Плеханов Г.
В., О мнимом кризисе марксизма, в кн.:
Избр. филос. произведения, т. 2, М., 1956; его же, Б. и материализм, там же; е г
о ж е, За что нам его благодарить, там
же; Ч а г и н Б. А., Из истории борьбы против филос. ревизионизма в герм,
социал-демократии 1895—1914 гг., М.— Л.,
1961; Очерки пстории идейной борьбы вокруг «Капитала» К. Маркса, М., 1968.
БЕРТАЛАНФИ (Bertalanffy) Людвиг фон {19.9.1901, Ацгерсдорф, Австрия,— 12.6.1972,
Буффало,
США), австр. биолог-теоретик, один из основоположников общей теории систем. С
1949 в США и
Канаде. В первых работах по теоретич. биологии (кон. 20-х гг.) пытался
преодолеть противоречия
механицизма и витализма и наметил основы организмич. подхода к биологич.
объектам как к
организованным динамич. системам. В 30-х гг. выдвинул теорию открытых биологич.
систем,
обладающих свойством эквифинальности (т. е. способностью достигать конечного
состояния
независимо от нарушений начальных условий системы). Для описания подобных систем
Б. широко
применял формальный аппарат термодинамики и физич. химии. Использовал принципы
теории
открытых систем для анализа ряда биологич. проблем (исследование тканевого
дыхания,
соотношение метаболизма и роста у животных и т. д.). В кон. 40-х гг. Б. выдвинул
программу
построения общей теории систем, предусматривающую формулирование общих принципов
и
законов поведения систем, независимо от их вида ж природы составляющих их
элементов и
отношений между ними; установление точных ? строгих законов в нефизич. областях
знания; созда-
ние основы для синтеза науч. знания в результате выявления изоморфизма законов,
относящихся к
различным сферам реальности. В ходе реализации этой программы выявились филос.-
методологич.
противоречия и трудности, связанные с неправомерным приданием общей теории
систем статуса
философии совр. науки. Б.— один из основателей междунар. «Об-ва по исследованию
в области
общей теории систем» (1954).
52 БЕРТАЛАНФИ
• Kritische Theorie der Fprmbildung, В., 1928; Theoretische Biologie, Bd 1—2,
B., 1932—42; Das biologische Weltbild, Bern,
[1949]; Biophysik des FHessgleichgewichts, Braunschweig, 11)53; Robots, men and
minds, N. ?., 1967; Organismic psychology
and systems theory, Barre, 1968; General system theory. Foundations,
development, applications, N. Y., 1968; в рус. пер.—
Общая теория систем, критич. обзор, в кн.: Исследования по общей теории систем,
М., 1969, с. 23—82; Общая теория
систем— обзор проблем и результатов, в кн.: Системные исследования. Ежегодник
1969, М., 1969, с. 30—54; История и
статус общей теории систем, в кн.: Системные исследования. Ежегодник 1973, М.,
1973, с. 20 — 37.
• Садовский В. Н., Основания общей теории систем. Логико-методологич. анализ,
М., 1974, с. 163—84; Unity through
diversity, pt 1—2, ?. ?., 1973.
БЕСКОНЕЧНОЕ, филос. категория, характеризующая неисчерпаемость материи и
движения,
многообразие явлений и предметов материального мира, форм и тенденций его
развития. Признавая
объективное существование Б. в природе, диалектич. материализм отвергает
свойственные
идеализму отделение Б. от материи, сведение его к продукту мыслит. деятельности
либо толкование
его как атрибута некоего «сверхприродного бытия», недоступного человеч.
познанию.
Глубокий филос. анализ проблемы Б. принадлежит Гегелю, к-рый различал истинную
(качественную) и «дурную» бесконечности (как безграничное увеличение количества)
и связывал
категорию Б. с развитием. Материалистически переосмыслив гегелевские идеи,
классики марксизма-
ленинизма раскрыли противоречивую природу Б., его диалектич. взаимосвязь с
конечным и
всеобщим. Как писал Ф. Энгельс, «... форма всеобщности есть форма внутренней
завершенности и
тем самым бесконечности; она есть соединение многих конечных вещей в
бесконечное» (Маркс К.
иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 548—49). Форма проявления Б.— конечное, через
познание конечного
наука идёт ко всё большему раскрытию Б. в материальном мире. См. также Вечность.
• К а ? м и н А. С., Познание Б., М., 1981.
БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ, в широком смысле — совокупность психич. процессов, операций и
состояний, не представленных в сознании субъекта. В ряде пси-хологич. теорий Б.—
особая сфера
психического или система процессов, качественно отличных от явлений сознания.
Термин «Б.»
используется также для характеристики индивидуального и группового поведения,
действит. цели и
последствия к-рого не осознаются.
Общая идея о Б., восходящая к учению Платона о познании-воспоминании
(анамиесисе), оставалась
господствующей вплоть до нового времени. Идеи Декарта, утверждавшего тождество
сознательного
и психического, послужили источником представлений о том, что за пределами
сознания может
иметь место только чисто физиологич., но не психич. деятельность мозга.
Концепция Б. впервые
чётко сформулирована Лейбницем («Монадология», 1720), трактовавшим В. как низшую
форму
душевной деятельности, лежащую за порогом осознанных представлений,
возвышающихся, подобно
островкам, над океаном тёмных перцепций (восприятий). Первую попытку
материалистич.
объяснения Б. предпринял Гартли, связавший Б. с деятельностью нервной системы.
Кант связывает
Б. с проблемой интуиции, вопросом о чувств, познании (бессознат. априорный
синтез).
Своеобразный культ Б. как глубинного источника творчества характерен для
представителей
романтизма. Иррационалистич. учение о Б. выдвинул Шопенгауэр, продолжателем к-
рого выступил
Э. Гарт-ман, возведший Б. в ранг универсального принципа, основы бытия и причины
мирового
процесса. В 19 в. началось собственно психологич. изучение Б. (И. Ф. Гербарт, Г.
Т. Фехнер,
В.Вундт, Т. Липпс). Динамич. характеристику Б. вводит Гербарт (1824), согласно
к-рому
несовместимые идеи могут вступать между собой в конфликт, причём более слабые
вытесняются из
сознания, но продолжают на него воздействовать, не теряя своих динамич. свойств.
Новый стимул в изучении Б. дали работы в области психопатологии, где в целях
терапии стали
применять специфич. методы воздействия на Б. (первоначально — гипноз).
Исследования, особенно
франц. психиатрия, школы (Ж. Шарко и др.), позволили вскрыть отличную от
сознательной психич.
деятельность патогенного характера, не осознаваемую пациентом. Продолжением этой
линии
явилась концепция Фрейда, начавшего с установления прямых связей между невротич.
симптомами
и воспоминаниями травматич. характера, к-рые не осознаются в силу действия
особого защитного
механизма — вытеснения. Отказавшись от физиологич. объяснений, Фрейд представил
Б. в виде
могущественной силы, антагонистичной деятельности сознания, Бес-сознат.
влечения, по Фрейду,
могут выявляться и ставиться под контроль сознания с помощью техники
психоанализа. Юнг,
помимо личного Б., ввёл понятие коллективного Б., разные уровни к-рого идентичны
у лиц определ.
группы, народа, всего человечества. Учение Фрейда о Б. получило чисто
иррационалистич. трактовку
в ряде совр. бурж. филос.-психологич. концепций.
В сов. психологии мпогочисл. аспекты проблемы Б. разрабатываются особенно в
связи с теорией
установки Д. Н. Узнадзе. Психофизиологич. аспекты Б., изучавшиеся Сеченовым и
Павловым,
исследуются в связи с анализом сна и гипнотич. состояний, корковых и подкорковых
образований,
явлений автоматизма в трудовой и спортивной деятельности и т. д.
• Новые идеи в философии, сб. 15 — Б., СПБ, 1914; Фрейд 3.,Б.,в его кн.: Осн.
психологии. теории в психоанализе, пер. с
нем., М.—П., 1923; Ч х а ? т и ш в и л и Ш. Н., Проблема Б. в сов. психологии,
Тб., 1966; Бассин Ф. П., Проблема Б., М.,
1968; Б. Природа, функции, методы исследования, т. 1—4, Тб., 1978; Mac Intyre
A.C., The unconscious. A conceptual
analysis, L.— ?. ?., 1958.
БЕХТЕРЕВ Владимир Михайлович [20.1(1.2).1857, с. Сорали Вятской губ.,—
24.12.1927, Москва],
рус. невропатолог, физиолог, психиатр, психолог. С 1893 работал в Военно-мед.
акад. в Петербурге, в
1908 возглавил созданный им Психоневрологич. ин-т, с 1918 — директор Ин-та по
изучению мозга в
Петрограде.
Психологич. исследования Б. тесно связаны с его психиатрия, и патопсихологич.
работами. В
противовес теории и методам субъективной психологии стремился построить
естественнонауч.
психологич. учение, основанное на объективных методах исследования; называл его
объективной
психологией (с 1904), психорефлексологией (с 1910) и рефлексологией (с 1917).
Отказываясь от
изучения сознания, Б. в духе идей, близких бихевиоризму, считал предметом
психологии изучение
поведения, понимаемого как совокупность врождённых и индивидуально приобретённых
«сочетательных рефлексов» (в общем аналогичных условным рефлексам И. П.
Павлова).
Рефлексология мыслилась Б. как особая наука, призванная заменить психологию; её
ме-ханистич.
характер, попытки решать с позиций рефлекторной теории вопросы социального
характера были
подвергнуты критике в сов. психологич. науке 20-х гг. (особенно в связи с кн. Б.
«Коллективная
рефлексология», 1921).
Б.— один из крупнейших представителей науки о структуре и функциях мозга; сыграл
большую роль
в развитии экспериментальной психологии в России.
• Психика и жизнь, СПБ, 19042; Личность и условия ее развития и здоровья, СПБ,
19052; Объективная психология, в. 1—
3, СПБ, 1907—10; Общие основы рефлексологии человека, М.— Л., 19284; Избр.
произв., М., 1954.
* Сборник, посвященный В. М. Б., Л., 1926; О с и п о в В. П., Бехтерев, М.,
1947; Петровский A.B., История сов.
психологии, М., 1967.
БЖЕЗИНСКИЙ (Brzezinski) Збигнев (р. 28.3,1928, Варшава), амер. социолог,
политолог и гос.
деятель. С 1938 живёт в США. В 1977—81 помощник президента США по нац.
безопасности.
В книге об армии, политич. строе, внеш. политике СССР и его взаимоотношениях с
др. социалистич.
странами Б. выступает как заурядный советолог и воинствующий антикоммунист. В
неоднократно
переиздавав-
шейся работе «Политич. власть: США/СССР» («Political power: USA/USSR», совм, с
S. R. Huntington,
1964) Б. идеализирует амер. гос.-монополистич. капитализм и пытается
дискредитировать сов.
политич. строй, подвергает критике «справа» теорию конвергенции двух систем как
«заблуждение
либералов». Он противопоставляет ей волюнтаристскую концепцию «эволюции систем»,
согласно к-
рой трансформация общества начинается с изменений в идеологии и политике, а
затем рас-
пространяется на социальные и экономич. отношения. В осн. кн. «Между двух веков.
Роль Америки в
техно-тронную эру» («Between two ages: American's role in the technetronic era»,
N. Y., 1970) Б. с
позиций крайнего технобюрократич. утопизма излагает один из вариантов теории
«постиндустриального общества», отождествляет социально-экономич. и науч.-
технич. «модер-
низацию» совр. мира с его американизацией, а также пытается обосновать претензии
новой
«интеллектуальной элиты» на безраздельное политич. господство в грядущем
«технотронном
обществе».
Б., один из видных представителей амер. неоконсерватизма, придерживается крайних
антикоммуниста, и антисов. взглядов во внеш. политике; с помощью гео-политич.
концепций
оправдывает стремление США к гегемонии во всём мире, а также создание
враждебного для СССР
окружения. Разработанная Б. глобальная антикоммунистич. стратегия включает в
себя экономич.
«ассимиляцию» мировой капиталистич. системой социалистич. стран, их изоляцию от
«третьего
мира» и «психологич. войну», направленную на разобщение социалистич. стран и
морально-политич.
дестабилизацию их обществ. строя.
* Totalitarian dictatorship and autocracy, Camb., 1956 (совм. с С. J.
Friedrich); Ideology and power in Soviet politics,
L., 1962; The fragile blossom. Crisis and change in Japan, N. Y., 1972.
* Борьба идей в совр. мире, т. 2, М., 1976, разд. 3, гл. 2, § 2.
БИБЛИЯ (от греч. ??????, букв.— книги), собрание древних текстов,
канонизированное религ.
традицией иудаизма и христианства в качестве «священного писания». Признаваемая
тем и другим
часть Б., первая по времени создания и большая по объёму, получила у христиан
назв. Ветхий завет,
др. часть, прибавленная христианами и признаваемая только ими, наз. Новый завет.
За этой
терминологией стоит христ. представление, согласно к-рому «завет» (мистич.
договор или союз),
заключённый богом в древние времена с одним народом (евреями), сменён благодаря
явлению
Иисуса Христа новым заветом, заключённым уже со всеми народами на условиях более
духовного
служения. Третья моно-теистич. религия — ислам, не принимая в свой обиход ни
Ветхого завета
(араб. Таурат — Тора), ни Нового завета (араб. Инджиль — Евангелие), в принципе
признаёт их
святость, почему персонажи обеих частей Б. (напр., Ибрахим, т. е. Авраам, Йусуф,
т. е. Иосиф, Иса, т.
е. Иисус) играют важную роль в исламе, начиная с Корана.
Ветхий завет состоит из памятников др.-евр. лит-ры 12—2 вв. до н. э., написанных
на др.-евр. и
отчасти арамейском языках. Он делится на три больших цикла: 1) Тора, или
Пятикнижие,— 5
хроникально-законодат. книг, приписывавшихся пророку Моисею; 2) Пророки — неск.
древних
хроник (кн. Иисуса Навина, кн. Судей, две кн. Самуила и две кн. Царств,
обозначаемые в
совокупности в правосл.-католич. традиции как четыре кн. Царств), а также
собственно
«пророческие» соч., принадлежащие или приписываемые нар. проповедникам 8—5 вв.
до н. э.—
Исайе (труд его был продолжен безвестными последователями, к-рых условно
обозначают в науке
как Девтероисайю и Тритоисайю), Иеремии, Иезекиилю и 12 «малым пророкам» (среди
них
особняком стоит Иона — не автор, но герой новеллис-тич. притчи 5—4 вв.), и,
наконец, кн. Даниила,
пред-
БИБЛИЯ 53
варяющая позднеиудейскую и раннехрист. апокалип-тику, т. е. лит-ру видений о
последних судьбах
мира, и в сложившемся виде датируемая 2 в. до н. э.; 3) Писания, или Агиографы,—
собр. текстов,
относящихся к различным поэтич. и прозаич. жанрам (религ. лирика, объединённая в
сб. 150
псалмов, сб. афоризмов — кн. Притчей Соломона, размышления о смысле жизни — кн.
Иова и
Екклесиаста, обработка традиц. свадебных песен — Песнь песней, назидат. новости
— кн. Руфь и кн.
Есфирь, хроникальные тексты — кн. Ездры, кн. Неемии и две кн. Паралипоменон).
Деление это
условно: кн. Иисуса Навина из 2-го цикла непосредственно продолжает кн. Исход из
1-го цикла (в
связи с чем в библеистике сложился термин «Шестикнижие»), а хроники
Паралипоменон из 3-го
цикла дублируют по теме книги Царств из 2-го цикла. Христ. традиция, удержанная
православием и
католицизмом, но отброшенная протестантизмом, восприняла Ветхий завет в составе
т.н.
Септуагинты (др.-греч. перевода 70 толковников, выполненного иудеями в
Александрии ещё в 3—1
вв. до н. э.), состав этот расширен сравнительно с др.-евр. каноном за счёт ряда
произв., либо сохра-
нившихся только в переводе с утраченного др.-евр. или арамейского подлинника
(напр.,
новеллистич. повествования кн. Товита и кн. Юдифь, дидактич. кн. Иисуса, сына
Сирахова), либо
написанных прямо на др.-греч.— мировом языке эллинистич. цивилизации (религ.-фи-
лос. кн.
Премудрости Соломона, датируемая 1 в. до н. э,). Эти произв. принято называть
«девтероканони-
ческими» («второканоническими»), протестантская традиция оценивает их как
апокрифы.
Новый завет состоит из памятников раннехрист. лит-ры 2-й пол. 1 в, и нач. 2 в.,
написанных в
основном на греч. яз. и дошедших только на этом языке. Это четыре Евангелия (т.
е. «благовестия» о
жизни и учении Христа), примыкающие к ним Деяния апостолов, 21 послание
(поучения в
эпистолярной форме), из к-рых 14 приписываются традицией апостолу Павлу, 2 —
Петру, 8 —
Иоанну, 1 — Иакову, 1— Иуде (не Искариоту!), и, наконец, Откровение Иоанна
Богослова, или
Апокалипсис,— предсказания о последней борьбе добра и зла в конце мира. Первые
три Евангелия
(от Матфея, от Марка, от Луки) принято ввиду общности материала называть, в
отличие от 4-го (от
Иоанна), «синоптическими» (от греч. ??????? — совместное обозрение).
Сирийский пер. 2—3 вв. (т. н. Пешишта); лат. пер. Блаженного Иеронима (кон. 4
в., т.н. Вульгата);
арм. и груз. пер. 5 в.; слав, переводы, начиная с пер. Кирилла и Мефодия 9 в.;
нем. пер. Лютера и
реформатская «Цюрихская Библия» 16 в.; англ. пер. («Библия Иакова I»),
окончательно
оформившийся к 1611. Рус. пер. 1876.
БИОЛОГИЧЕСКОЕ НАПРАВЛЕНИЕ в социологии, учения и школы немарксистской социологии
2-й пол. 19 в., общим признаком к-рых является применение понятий и законов
биологии при
анализе обществ. жизни. Хотя аналогии с органич. миром в социальных теориях
известны уже с
античности, перенесение законов биологии на явления обществ. жизни получило
особенное
распространение во 2-й пол. 19 в. в связи с успехами биологии (открытие клетки,
закона борьбы за
существование и естеств. отбора и др.). К Б. н. в социологии могут быть отнесены
учение Спенсера,
расово-антрополоеическая школа, органическая школа в социологии, социальный
дарвинизм. Школы
Б. н. придерживались различной идеологич. и политич. ориентации — от
реакционной,
обосновывавшей войны, угнетение одних рас и социальных групп другими (расово-
антрополо-гич.
школа), до либеральной (органич. школа). Биологич. теории общества ставили нек-
рые сложные воп-
росы (проблема целостности общества, структура и
54 БИОЛОГИЧЕСКОЕ
функции его отд. частей, изучение социальных конфликтов и др.)· Однако эти
теории были
неприемлемы для объяснения социальных процессов, приводили к антиисторизму,
поверхностные
аналогии часто заменяли конкретное изучение явлений обществ. жизни. В кон. 19—-
нач. 20 вв.
биологич. теории постепенно вытесняются в немарксистской социологии психологич.
теориями (см.
Психологизм в социологии). • Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; S o r
о-k i n P.A.,
Contemporary sociological theories, ?. ?,—L. 19642.
БИРУНИ, аль-Бируни Абу Райхан Мухаммед Ибн Ахмед (973, Кята,— 1048, Газна), ср.-
век. учёный-
энциклопедист и мыслитель. В 1004—18 жил в Хорезме, с 1018 в Газне. Автор ок.
150 трудов (до нас
дошло ок. 1/5 части) по астрономии, геодезии, математике, географии,
минералогии, физике,
фармакологии, философии, истории, этнографии, литературоведению. В астрономии
придерживался
господствовавшей в его время геоцентрич. системы Птолемея, однако с позиций
математики
признавал возможность гелиоцентризма. Детально разработал метод определения
географич. дол-
готы по наблюдению лунных затмений из двух точек, впервые построил глобус Земли,
определил
величину Земли по наблюдению понижения горизонта, составил тригонометрич.
таблицы, вывел
правило квадратичного интерполирования, ввёл в науч. обиход метод определения
минералов по их
удельным весам. Труды Б. содержат ценнейшие сведения по истории и этнографии
народов Ср.
Азии, Индии и стран Бл. и Ср. Востока. Ортодоксально-исламские воззрения
сочетались у Б. с
естеств.-науч. подходом к познанию природы: наука, по Б., должна опираться
прежде всего на опыт и
наблюдения. Высказывал идеи цикличности исторического процесса.
* Избр. произв., т. 1—6, Таш., 1957—75. Булгаков П. Г., Жизнь u труды
Б., Таш., 1972; Ш а-рипов А., Великий
мыслитель А. Б., Таш., 1972; Кедров Б. M., P о з е и ? е л ь д Б.
А., Абу Райхан Б. (К 100-летию со дня
рождения), М., 1973.
БИХЕВИОРИЗМ (от англ. behavior, behaviour — поведение), ведущее направление в
амер.
психологии кон. 19—20 вв., в основе к-рого лежит понимание поведения человека и
животных как
совокупности двигательных и сводимых к ним вербальных и эмоциональных ответов
(реакций) на
воздействия (стимулы) внеш. среды. Б. возник под непосродств. влиянием
экспериментальных
исследований психики животных. IL-JL л_этих исследованиях не мог применяться
метод самонаблю-
дения, господствовавший при изучении психики человека, то была построена
методика
эксперимента, основанная на серии контролируемых воздействий на животных и
регистрации их
реакций на эти воздействия. Эта методика была перенесена и на. изучение психики
человека.
Общеметодологич. предпосылками Б. явились принципы философии позитивизма,
согласно к-рым
наука должна описывать только непосредственно наблюдаемое. Отсюда осн. тезис Б,:
психология
должна изучать поведение, а не сознание, к-роe в принципе непосредственно не
наблюдаемо;
поведение же понимается как совокупность связей «стимул — реакция» (S—R).
Родоначальником Б.
является Э. Торн-дайк. Программа Б. и сам термин были впервые предложены
Уотсоном (1913). На
формирование науч. основ Б. большое влияние оказали работы Бехтерева и Павлова.
Согласно Б., у человека при рождении имеется относительно небольшое число
врождённых схем
поведения (дыхание, глотание и т. п.), над к-рыми надстраиваются более сложные
процессы, вплоть
до образования сложнейших «репертуаров поведения» (Скиннер). Удачная реакция
закрепляется и
впредь имеет тенденцию к воспроизведению — «закон эффекта». Закрепление реакций
подчиняется
«закону упражнения», т. е. многократного повторения одних и тех же реакций в
ответ на одни и те же
стимулы, в результате чего эти реакции автоматизируются. Для объяснения того,
ка-
ким образом выбирается данная реакция в ответ на данное воздействие, Торндайк
выдвинул принцип
«проб и ошибок», согласно к-рому выработка всякой новой реакции начинается со
слепых проб,
продолжающихся до тех пор, пока одна из них не приведёт к положит. эффекту.
Наивысшего развития Б., в его классич. форме, достиг в 20-х гг. Оси. идеи,
методики исследования и
термины Б. были перенесены в антропологию, социологию, педагогику. В США эти
науки,
объединяемые изучением поведения, получили общее назв. бихевио-ральных наук; это
назв.
сохраняется и до сих пор, хотя теперь в большинстве случаев оно уже не выражает
непосредств.
влияния идей Б. После 2-й мировой войны традиции Б. были продолжены в ряде
исследований по
машинному переводу, а также в амер. концепциях т. н. программированного обучения
(Скин-нер).
Осуществлённый Б. поворот к объективному изучению психики, разработанные им
новые методики
эксперимента, широкое привлечение в психологию мате-матич. средств составили
сильную сторону
Б. Однако в сов. и зарубежной психологии Б. был подвергнут серьёзной критике
(она была начата
гештальтпсихо-логией и продолжена в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна,
Ж. Пиаже и
др.) за устранение из психологии таких фундаментальных понятий, как сознание,
мышление, воля и
т. д., за игнорирование социальной природы психики, за примитивизацию вследствие
этого
поведения человека и в конечном счёте за утрату собственного предмета психологии
(см.
Необихевиоризм).
* У о т с о н Дж. Б., Бихевиоризм, в кн.: БСО,т. 6, М., 1927; Экспериментальная
психология, сост. П. Фресс и Ж. Пиаже,
пер. с франц., в. 1—2, М., 1960, гл. 1; Я ? о ш е в-с к и и М. Г., История
психологии, ?., 19762, гл. 12; Хрестоматия по
истории психологии, М., 1981), раздел 1.
БЛАГО в этике и философии, то, что заключает в себе определ. положит. смысл. В
антич. этике Б.
трактовалось различно: как наслаждение (ки-ренская школа, эпикуреизм) или
воздержание от
страстей (киники), как добродетель в смысле господства высшей, разумной природы
над низшей
(Аристотель, стоицизм) и т. д. Аристотель различает блага трёх родов: телесные
(здоровье, сила и т.
п.), внешние (богатство, честь, слава и т. п.) и душевные (острота ума, нравств.
добродетель и т. п.).
У Платона и в аятич. платонизме Б. отождествляется с высшей ступенью в иерархии
бытия (единое —
в неоплатонизме). В ср.-век. схоластике, перерабатывавшей идеи антич. философии
на основе
принципов христ. теизма, в качестве высшего Б. (лат. summum bonum) выступает
бог, являющийся
источником всех Б. и конечной целью человеч. устремлений.
Новоевроп. философия подчёркивает роль субъекта в определении чего-либо как Б.
(Гоббс, Спиноза:
Б. есть то, к чему стремится человек, то, что ему нужно). Другим характерным
явлением новоевроп.
этики является утилитаристское истолкование Б., сведение его к полезности (см.
Утилитаризм).
В дальнейшем понятие Б. постепенно утрачивает своё значение и с сер. 19 в.
вытесняется понятием
ценность. В более узком, собственно этич. смысле слова понятие Б. синонимично
понятию добра
(см. Добро и зло).
БЛАГОЕВ Димитр (14.6.1856, Загоричане, — 7.5.1924, София), болг. марксист,
организатор болг.
социалис-тич. движения, инициатор создания Болг. с.-д. партии (1891), основатель
и руководитель
Болг. коммунистич. партии, деятель междунар. коммунистич. движения. Учился в
Петерб. ун-те
(1880—85). Под влиянием изучения «Капитала» К. Маркса Б. включился в пропаганду
науч.
социализма; создал первую в России с.-д. группу (1883), к-рой принадлежит высоко
оценённая В. И.
Лениным заслуга издания первой нелегальной газеты («Рабочий») в обоснование
первой с,-д. про-
граммы. Высланный за революц. деятельность из России, Б. развернул в Болгарии
социалистич.
пропаганду. В 1898—1023 редактировал и издавал журн. «Ново време». Б. заложил
основы развития
в Болгарии марксистско-ленинской философии и социологии, марксистской
экономической и
исторической мысли и литературоведения.
• Съчинения, т. 1—20, София, 1957—04; Кратки бележки из моя живот, София, 19776;
в рус. пер,— Что такое социализм
и имеет ли он почву у нас?— Марксизм или бернштейнианство?— Оппортунизм или
социализм?— К марксизму?—
Диктатура или демократия?, М., I960; Краткие записки о моей жизни, М., 1981.
• Христов X., В а с и л е в К., Димитр Б. (биогр. очерк), пер. с болг., М.,
1958; Шеста ков n.M., Борьба Димит-ра Б. за
идеи науч. коммунизма, М., 1972; Димитр Б.— выдающийся теоретик и революционер.
Сб. ст., М., 1977; К а р а к о л о в
Р., Философсиите възгледи на Димитър Благоев, София, 1974.
БЛОНДЕЛЬ (Blondel) Морис (2.11.1861, Дижон, — 4.6.1949, Экс-ан-Прованс), франц.
философ-
идеалист, представитель спиритуализма. Ученик А. Бергсона и приверженец католич.
модернизма, Б.
в рамках то-мизма выступал против абсолютизации рационального начала. Критикуя
абстрактное
рассудочное мышление, Б. трактовал разум не только как логич. операцию, но и как
нечто
переживаемое, имеющее в своей основе внутр. духовное движение. Сочетание разума,
рассмат-
ривающего мир явлений, и религ. откровения, направленного на сверхприродный мир,
раскрывает
человеку смысл его жизни и высшие религ. ценности. Гл. выражение человеч.
сущности Б. видел в
действии, ценность к-рого ставил в зависимость от служения жизненной практике —
достижения
всеобщего счастья. Волюнтаристич. трактовка Б. действия как волеизъявления,
формирующего
личность, предвосхищала разработку проблемы выбора в экзистенциализме.
• La pensie, t. 1 — 2, P.,1934; La philosophic et l'esprit chritlen, t. 1—2, P.,
1944—40; L'etre et les ftres, P., 1963; Carnets inti-
mes, t. 1—2, P., 1961 — 60.
• История философии, т. 6, ч. 2, M., 19G5, с. 73—74; Кузнецов В. Н., Франц.
бурж. философия 20 в., М., 1970; L а с-roix
J., M. Blondel, Р., 1963; Т г е s m o u t a n t C., Introduction a
lamotapliysique deM. Blondel, P., [1963]; P i l k i n g-t o n A. K.,
Bcrgson and his influence. A reassessment, Oamb. la. ?.], 1976.
БЛОХ (Bloch) Эрнст (8.7.1885, Людвигсхафен, — 4.8.1977, Тюбинген), нем. философ,
ревизионист.
В 1933 эмигрировал в США, в 1948—61 работал в ГДР, затем эмигрировал в ФРГ.
Претендуя на «дополнение» марксизма «филос. антропологией», Б. выдвинул т. н.
философию
надежды, в к-рой рассматривал человека — абстрактного, освобождённого от
социальных связей и
отношений — как цель мира и исходный пункт философии. Его жизнь, по Б.,
определяется
побуждениями и инстинктами, главными из к-рых являются голод и возникающая из
стремления к
его удовлетворению надежда. Такая интерпретация человека приводит Б. к
антропоморфизму и
телеологизму. Мировое развитие ои характеризовал как процесс движения к
конечному состоянию
совершенства — совпадению «сущности» и «основания». Развитие, по Б., совершается
по след,
схеме: «ничто» или «нет» (недостаток) — в начале и «всё» — в конце. Между «нет»
и «всем»
находится «ещё нет» — стадия становления, «осуществления». Источником развития
оказывается
присущий миру «недостаток», а порождаемая им надежда ойтологизируется и
превращается в «ос-
новное определение объективной действительности вообще» («Das Prinzip Hoffnung»,
Bd l, В., 1954,
S. 17). Природа для Б. — это «проблема субъекта». Он считал «догматизмом»
признание
независимой от человеч. сознания материи, к-рую сводил к взаимодействию субъекта
и объекта, духа
и вещества. Согласно Б., в конечном состоянии мира прекращается всякое развитие
и движение,
исчезает материя. Это — царство покоя, абс. истины в свободы.
БЛОХ 55
Понимание Б. историч. процесса пронизано духом утопизма. Понятие закономерностей
обществ.
развития вытесняется понятием «тенденции», характеризующим движение человечества
к будущему
как к месту своего совершенства, «царству спасения»; вся конкретная история
рассматривается Б. с т.
зр. этой имманентно присущей ей цели. Её содержанием оказывается реализация
функции т. н.
утопич. мышления, порождённого надеждой на лучшее будущее и направленного на его
предвосхищение. Под этим углом зрения Б. анализировал не только филос. системы и
историю
культуры, но и реальную борьбу классов и освободит. движения.
Понятие утопии — одно из центральных в системе Б. Он выдвигал задачу соединения
науки с
утопией и трактовал марксизм как «конкретную», подтверждённую фактами утопию,
утверждая, что
центр. пунктом взглядов К. Маркса является утопия о неотчуждённом, цельном
человеке. Подвергая
романтич. критике капитализм, Б. выступал и против реального социализма,
утверждая, что он не
соответствует идеалу Маркса; пути реализации этого идеала он видел в моральном
обновлении душ,
к-рое должно заменить собой социальные преобразования.
Философия Б. эклектична. В ней прослеживается влияние Шеллинга и нем.
романтиков, Гегеля,
Фрейда, экзистенциализма и др. Труды Б. пронизаны противоречием между
субъективными
намерениями автора (Б. неоднократно выступал против фашизма, милитаризма, реакц.
империалистич. идеологии) и объективными результатами их осуществления. Он
стремился дать
новое обоснование гуманизму, реализации исконных идеалов человечества, но
остался на позициях
абстрактного гуманизма, мелкобурж. утопич. сознания.
* Erbschaft dieser Zeit, Z., 1935; Das Prinzip Hoffnung, Bd 1—3, В., 1954—59;
Wissen und Hoffen, B.,1955; Revision des
Marxismus, B., 1956; Tubinger Einleitung in die Philosophie, Bd 1—2, Fr./M.,
1968"; Geist der Utopie, Fr./M., 1964; Atheismus
in Christentum, Fr./M., 1969; Subjekt—Objekt. Erlauterungen zu Hegel, Fr./M.,
1971; Revolution der Utopie, Fr./M.—N. Y.,
1979.
БОAC (Boas) Франц (9.7.1858, Минден, Вестфа-лия,— 21.12.1942, Нью-Йорк), амер.
этнограф,
антрополог и лингвист; основатель амер. культурной антропологии. Историко-филос.
концепции Б.,
послужившие основой историч. школы в амер. этнографии, складывались под влиянием
позитивизма
и неокантианства. Б. отделял философию истории от историографии, к-рую
истолковывал как
описательную, фактособи-рающую науку, и придавал первой главное значение. Он
противопоставлял
«логич.» способ науч. исследования естеств. наук и «эмпирический», присущий
истории, где каждое
отд. явление заслуживает внимания. Смешивая позитивистские схемы Спенсера,
концепцию Л. Г.
Моргана и марксизм и определяя их как «однолинейный эволюционизм», Б.
противопоставлял
«сравни-тельно-историч. методу эволюционистов» свой «историч. метод», к-рый
состоит в изучении
«динамич. изменений» в отд. обществах, в необходимости конкретного и
всестороннего изучения
отд. народа, его языка, культуры, антропологич. типа.
Культуру Б. вначале трактовал как случайное сочетание элементов, следствие
диффузии и
аккультурации, и, хотя позже пришёл к её пониманию как целостности, отрицание
причинной
обусловленности явлений культуры пометало ему до конца преодолеть атомистич.
представления.
Учение Б. об относительности всех морально-оценочных критериев и о несравнимости
культурных
ценностей разных народов привело его к отрицанию критериев историч. прогресса и
возможности
периодизации истории общества. С этих позиций культурного релятивизма он
выступал как против
«стадий развития», эт-нич. эпох Л. Г. Моргана, так и против марксистской
концепции общественно-
экономич. формаций.
56 БОАС
Признавая ценность конкретных лингвистич., ант-ропологич. и археология,
исследований Б., а
также его критику расистских теорий Ж. Гобино, марксисты подвергли критике его
общеисторич.
концепции.
• Anthropology and modern life, N. ?., 1929; в рус. пер.— Ум
первобытного человека, М.— Л., 1926.
* Токарев С. А., История зарубежной этнографии, М., 1978;
Петрова -Аверкиева Ю. П., История тео-ретич.
мысли в амер. этнографии, М., 1979.
БОГ, в религ. представлениях высшее сверхъестеств. существо, верховный предмет
религ. культа.
Представление о Б. как о личном и сверхприродном является определяющим признаком
теизма. В
противоположность этому в пантеизме Б. выступает как безличная сила, присущая
природе, а подчас
и тождественная ей. В деизме Б. представляется первопричиной, создателем мира,
но этот мир
развивается далее по своим естеств. законам. В дуалистич. др.-иран. религии
маздеизма образу
светлого Б.— Ахурамазды — противостоит фигура тёмного и злого божества — Анхра-
Майнью. В
религиях Др. Китая, Кореи, Японии, Индии, Др. Востока и др. политеистич.
религиях фигурирует
сонм богов, один из к-рых обычно выступает как главный, наиболее могущественный,
напр. Зевс у
древних греков. В индуизме и нек-рых др. религиях нет такого ярко выраженного
возвышения
одного Б. над другими: наряду с «великими» богами здесь нередко почитаются и
второстепенные,
низшие боги, неотличимые от местных духов, гениев, демонов. В монотеис-тич.
религиях вера в
единого и всемогущего бога — гл. религ. догмат.
Образы богов прошли длит. путь развития, отражая историч. эволюцию почитающих их
народов. В
ранних формах религии ещё нет веры в богов, а есть поклонение неодушевлённым
предметам (см.
Фетишизм), вера в духов, демонов (см. Анимизм) и т. п. С разложением
первобытнообщинного
строя, с развитием племенных объединений возникает образ племенного Б. Это
прежде всего бог-
воитель, предводитель своего племени в борьбе с др. племенами и их богами, напр.
Ашшур у
ассирийцев, Яхве у др.-евр. племенного союза Израиль. У мн. оседлых народов при
образовании
горо-дов-гос-в эти боги превращались в богов-покровителей города: Энлиль — бог
Ниппура, Мардук
— Вавилона и др. у древних шумерийцев и вавилонян; бог нома Гор — Эдфу, Пта —
Мемфиса,
Амон — Фив и др. у египтян; Афина Паллада — богиня Афин, Гера — Микен, Асклепий
— бог
Эпидавраи др. у греков. С объединением неск. племён или городов вокруг наиболее
сильного
племени или города-гос-ва Б. последнего становился общегосударственным Б.,
возвышаясь над др.
племенными богами. Так, Мардук стал гос. Б. Вавилонии, в Египте место гл. Б.
попеременно за-
нимали Гор, Пта, Амон, Ра. Боги покорённых племён и городов занимали подчинённое
место в
политеистич. пантеоне.
У древних евреев Яхве, первоначально племенной и местный Б., с объединением др.-
евр. племён и
созданием Иудейского гос-ва был переосмыслен как единый Б.-творец и
вседержитель. Этот образ
был воспринят и трансформирован в христианстве и исламе, при этом в христианстве
единый Б.
имеет три лица (ипостаси): Б.-Отец (творец всего сущего), Б .-Сын (логос,
воплотившийся в Иисусе
Христе) и Б.-Дух святой («животворящее» начало). Религия раннего буддизма
отрицала культ богов,
однако в дальнейшем сам Будда стал Б., а наряду с ним буддизм включил в себя и
мн. др. богов.
С завершением историч. процесса формирования осн. монотеистич. религий возникает
религ.-филос.
учение о Б. (см. Теология). Б. стал теперь не только гл. предметом веры и
культа, но и понятием
идеалистич. философии. Выдвигались спец. доказательства бытия Б.:
космологическое (раз
существует следствие — мир, космос, должно быть и движущее его начало, конечная
основа всех
вещей; Аристотель, затем Лейбниц, Вольф
и др.); телеологическое (целесообразность в природе как свидетельство бытия её
разумного
устроителя; Сократ, Платон, стоицизм, Цицерон и др.); онтологическое (само
представление о Б. как
совершенном существе предполагает его существование; Августин и Ансельм
Кентерберийский). С
опровержением этих трёх осн. доказательств выступил Кант, утверждавший
невозможность к.-л.
теоретич. обоснования бытия Б., но выдвинувший новое нравств. обоснование,
рассматривая Б. как
необходимый постулат практич. разума.
В совр. бурж. философии обращение к идее Б. проис-ходит либо на почве
послекантовского
иррационализма, либо на основе реставрации архаич. филос. систем прошлого — др.-
инд. или ср.-
век. метафизики (неото-мизм, теософия и др.), причём обе тенденции нередко
перекрещиваются.
Представления о богах в их различной форме неоднократно подвергались критике
атеистами и
просветителями древности и нового времени, в особенности — франц. материалистами
18 в. и
Фейербахом (см. Атеизм). Марксизм, показав социальную обусловленность
образования ложных
форм сознания, связывает будущее исчезновение различных иррациональных
представлений, в т. ч.
представлений о Б., с устранением социальных антагонизмов и построением
бесклассового
коммунистич. общества.
* M a p к с К., К критике гегелевской философии права. Ведение, Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 1; Ленин В. И.,
Социализм и религия, ПСС, т. 12; Токарев С. А., Религия в истории народов мира,
M., 19763; Schmidt W., Der Ursprung
der Gottesidee, Bd l—12, Munster, 1912—55; J а с o b i H., Die Entwicklung der
Gottesidee bei den Indern und deren Beweise
fur das Dasein Gottes, Bonn — Lpz., 1923; Soderblorn N., Das Werden des
Gottesglaubens, Lpz., 1926Z; Bertholet A.,
Gotterspaltung und Gottervereinigung, Tub., 1933; D u m 6 г i l G., Les dieux
des indo-euro-piens, P., 1952; Glasenapp H. v.,
Buddhismus und Gottesidee, Mainz, 1954; Schulz W., Der Gott der neuzeitlichen
Metaphysik, B., 1957; Die Religion in
Geschichte und Gegenwart, Bd 2, Tub., 19583, S. 1701 — 1809; см. также лит. к
ст. Атеизм. С. А. Токарев.
БОГДАНОВ (псевд.: наст. фам. Малиновский; др. псевдонимы — Вернер, Максимов,
Рядовой)
Александр Александрович [10(22).8.1873, г. Соколка Гродненской губ.,— 7.4.1928,
Москва],
экономист, философ, политич. деятель, учёный-естествоиспытатель. Окончил мед. ф-
т Харьковского
ун-та (1899). Участвовал в народнич. движении. С 1896 член с.-д. партии. В 1903
примкнул к
большевикам; избирался в ЦК на 3-м (1905), 4-м (1906) и 5-м (1907) съездах
РСДРП. В 1909 на
совещании расширенной редакции газ. «Пролетарий» Б. был исключён из
большевистских рядов за
фракц. деятельность. Во время 1-й мировой войны Б. занимал интернационалистич.
позицию. После
?кт. революции 1917 был членом Комакадемии, читал лекции по экономике в Моск.
ун-те. В 1918
стал идеологом Пролеткульта, участвовал в организации «Пролетарского ун-та». С
1921 целиком
посвятил себя естеств.-науч. исследованиям; организатор и директор первого в
мире Ин-та
переливания крови (1926). Умер в результате эксперимента по переливанию крови,
поставленного на
самом себе.
Эволюция филос. взглядов Б. прошла четыре этапа: стихийный материализм («Осн.
элементы
историч. взгляда на природу», 1899); увлечение энергетизмом В. Ф. Оствальда
(«Познание с историч.
точки зрения», 1901); переход к механицизму и махизму («Эмпириомонизм. Статьи по
философии»,
кн. 1—3, 1904—06). Четвёртый этап связан с отрицанием Б. философии в
традиционном смысле. По
Б., филос. понятия — дух, материя, субстанция и т. п.— суть «идолы и фетиши
познания»,
порождённые трудовыми отношениями в определ, эпоху и не имеющие смысла за её
пределами (см.
«Очерки по философии марксизма», СПБ, 1908, с. 215—42). Истина, по Б., есть
организующая форма
коллективного опыта (см. «Философия живого опыта», 1913). Рассматривая
марксистскую
диалектику как
форму организации, упорядочения знания, Б. выдвинул в качестве более совершенной
свою
«организационную диалектику» (см. «Тектология», ч. 3). Производств. отношения,
по В., суть
«группы первично-организующих идеологических комбинаций» («Эмпириомонизм», кн.
3, СПБ,
1906, с. 54, прим.) и поэтому «общественное бытие и общественное сознание, в
точном смысле этих
слов, тождественны» («Из психологии общества», СПБ, 1906, с. 57). В. И. Ленин
квалифицировал
филос. взгляды Б. как идеалистические и реакционные. Вместе с тем он
подчёркивал, что «Богданов
лично — заклятый враг всякой реакции и буржуазной реакции в частности» (Ленин В.
И., ПСС, т. 18,
с. 346). В труде «Всеобщая организационная наука» (т. 1—2, 1913—17) Б. выдвинул
идею создания
науки об общих законах организации — тектологии. В ряде исследований сов. и
зарубежных авторов
отмечается, что нек-рые положения тектологии предвосхитили идеи кибернетики
(принцип обратной
связи, идея моделирования и др.). В тектологии отразились и механистич. ошибки
Б.
Б. принадлежит неск. экономич. работ, в т. ч. «Краткий курс экономич. науки».
(1897), высоко оце-
нённый Лениным (см. там же, т. 4, с. 35—43). Одним из первых Б. верно оценил
образование
синдикатов и трестов как «высшую форму капитализма».
Б.— автор научно-фантастич. романов о будущем обществе — «Красная звезда» (1908)
и «Инженер
Мэн-ни» (1912).
• Революция и философия, СПБ, 1905; Философия совр. естествоиспытателя, в кн.:
Очерки философии коллективизма,
сб. 1, СПБ, 1909, Введение в политич. экономию, ?., 1917"; Курс политич.
экономии, т. 1—2, М., 1918—202 (совм. с И.
И. Сквор-цовым-Степановым); Борьба за жизнеспособность, [М.], 1927; Пределы
научности рассуждения (Доклад...),
«Вестник Коммунистич. Академии», 1927, кн. 21, с. 244—90. * Ленин В. И., ПСС
(см. Справочный том, ч. 2, с. 418); С е
т ? о в М. И., Об общих элементах тектологии А. Б., кибернетики и теории систем,
«Уч. зап. кафедр обществ. наук вузов
г. Ленинграда», 1967, в. 8; И л ь е н к о в Э. В., Ленинская диалектика и
метафизика позитивизма, М., 1980; К о t а г-
binski Т., Rozwoj prakseologii, «Kultura i Spoieczenstwo» 1961, t. 5, № 4.
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО, религ.-филос. течение в среде рус. либеральной интеллигенции.
Возникло
в атмосфере назревавших в предреволюц. период обществ. перемен и получило
широкое
распространение после поражения Революции 1905—07. Б. предлагало перестроить
совр. формы
гражд. быта и человеч. существования на основе обновлённого христианства.
Представители Б.— Н.
А. Бердяев, С. Н. Булгаков, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Н. Минский, Д.
Философов н др.—
группировались гл. обр. вокруг «Религ.-филос. об-ва», они издавали журн. «Новый
путь» (1903 —
04), «Вопросы жизни» (1905), «Весы» (1904—09). Один из мировоз-зренч. истоков
Б.— философия
«всеединства» Вл. Соловьёва. Богоискатели выступили с критикой офиц.
православия, развивали
учение о «новом религ. сознании», устремлённом к установлению «царства божия на
земле».
Марксисты подвергли критике Б. за его трактовку свободы, за отрицание смысла
классовой борьбы и
оценили его как реакц. субъективистское и мистич. учение. В. И. Ленин писал, что
богоискатели
выступали «...против крайностей клерикализма и полицейской опеки для усиления
влияния религии
на массы, для замены хоть некоторых средств оглупления народа, слишком
грубых...— более
тонкими, более усовершенствованными средствами» (ПСС, т. 17, с. 434—35). Б.
получило
распространение среди филос. и художеств. интеллигенции — декадентов и
символистов т. н.
старшего поколения. После поражения Революции 1905—07 многие богоискатели
активно
разрабатывали антиреволюц. идеологию «Вех».
* Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм, ПСС, т. 18; его же, Классы и
партии в их отношении к религии и
церкви, там же, т. 17; его ж е, Приемы борьбы бурж. интеллигенции против
рабочих, там же, т. 25; Плеханов Г. В.,
БОГОИСКАТЕЛЬСТВО 57
О т. н. религ. исканиях в России, Соч., т. 17, М., [1924]; История философии, т.
5, М., 1961.
БОГОСЛОВИЕ см. Теология.
«БОГОСЛОВСКО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ ТРАКТАТ» («Тга-ctatus theologico-politicus», 1670),
одно
из главных произв. Спинозы. Издано в Амстердаме без имени автора, с ложным
указанием места
издания (Гамбург). Состоит из 20 глав, большинство к-рых посвящено историч.
критике библейских
книг, и является одним из первых образцов этого направления. Историч. и
филология, анализ Библии
свидетельствует, по Спинозе, что она не может быть источником теоретич. истины и
авторитетом для
философии и науки. В гл. 14—15 он показывает, что между философией и богословием
«нет никакой
связи и никакого родства» и, следовательно, невозможно никакое их соподчинение.
За Библией
остаётся функция воспитания в народе нравственности и послушания, но ещё лучше
этой цели
служила бы введённая в гос-ве «всеобщая религия», основанная на упрощённых и
очищенных от
суеверий догматах. Спиноза резко критикует монархию и церковь, служащую ей, за
стремление
держать людей в обмане и страхе. Цель трактата, указывает Спиноза, доказать, что
свобода не только
не вредит спокойствию гос-ва и благочестию, но и не может быть уничтожена без
уничтожения
последних. Однако для свободы личного вероисповедания и в интересах гос-ва
терпимость пр-ва в
отношении церквей должна быть ограничена. Социальные идеи трактата представляют
собой
вариант теорий естественного права и «общественного договора»; Спиноза отстаивал
респ. идеал.
Книга вызвала ожесточённую критику теологов всех .исповеданий и картезианцев
голл. ун-тов, в
1674 запрещена пр-вом Голландии.
Академпч. изд. под ред. К. Гебхардта: Opera, hrsg. v. С. Gebharat, Bd 3, 1925,
рус. пер. М. Лопаткина,
1906; 1935; см. также Избр. произв., т. 1—2, 1957.
• см. к ст. Спиноза.
БОГОСТРОИТЕЛЬСТВО, течение, возникшее в среде марксистских литераторов в 1-м
десятилетии 20 в. в России, трактовавшее созидат. деятельность человечества как
религиозную.
Своим основанием Б. объявляло превратно понимаемое им учение Маркса, в к-ром оно
стремилось
найти ключ для разрешения не регулируемых наукой личностных проблем (страх
смерти,
одиночества и т. п.) без аппеляции к стоящей над человеком силе. Представители
Б.— А. В.
Луначарский, В. А. Базаров, отчасти М. Горький — объявляли своей задачей
обоснование новой
пролет. религии без бога, к-рая фактически превращалась в обожествление
коллектива и прогресса,
призванных возбуждать в человеке «сложное творческое чувство веры в свои силы,
надежды на
победу любви к жизни» (Горький М., Ответ на анкету «Французского Меркурия») и
действенно свя-
зать идеал и действительность. Б. исходило из того, что в основе всякой
идеологии лежит
мироощущение, объединяющее людей в их эмоциональном отношении к «святыне», к-рой
не
обязательно должен быть бог. Здесь Б. сближалось с «позитивной религией» Конта и
«религией
человечества» Фейербаха. Представители Б., пропагандируя свои идеи, выступали в
печати (сб.
«Очерки по философии марксизма», 1908; В. Базаров, «Богоискательство и Б.», в
кн.: Вершины, кн. 1,
1909); в 1909 они организовали на о. Капри школу для рабочих, представлявшую
собой — «...
литераторский центр богостроительства...» (Ленин В. И., ПСС, т. 47, с. 198), а
затем фракционную
группу «Вперёд». Г. В. Плеханов резко критиковал Б. («О т. н. религ. исканиях в
России». Соч., т.
17). В июне 1909 совещание расширенной редакции большевистской газ.
«Пролетарий», к-рым
руководил В. И. Ленин, квалифицировало Б. как «...течение, порывающее с основами
марк-
58 БОГОСЛОВСКО
сизма...» («КПСС в резолюциях...», 8 изд., т. 1, 1970, с. 276).
Б. не получило широкого распространения, и его сторонники в дальнейшем
отказались от попыток
религ. интерпретации марксизма.
• Ленин В. И., [Письмо] А. М.Горькому от 25 февр. 1!)1)8, ПСС, т. 47, с. 143;
его же, Материализм и эмпириокри-
тицизм, там же, т. 18, с. 9—11, 64—67; е г о ж е, Об отношении рабочей партии к
религии, там же, т. 17; его же,
[Письмо] ученикам каприйской школы, там же, т. 47.
БОДЕН (Bodin) Жан (1530, Анже,— 1596, Лан), франц. политич. мыслитель, социолог,
юрист.
Изучал право в Тулузе, затем переехал в Париж. В 1576 был депутатом от третьего
сословия на
Генеральных штатах в Блуа. В соч. «Метод лёгкого изучения истории» («Ме-thodus
ad facilem
historiarum cognotionem», 1566) утверждал, что общество формируется под влиянием
естеств. среды и
представляет собой сумму кровнохо-зяйств. союзов. В обществе осуществляется
прогресс, в природе
же — круговое вращение. В соч. «Шесть книг о республике» («Six livres de ia
Republique», 1576) Б.,
отрицая божеств. происхождение власти, обосновывал идею монархии, ограниченной
законами,
защищал веротерпимость. Признавал право народа на убийство тирана. Причину
политич.
переворотов Б. видел в имуществ. неравенстве. В соч. «Диалог семи человек»
(«Colloquium
heplaplomeres...», 1593; опубл. после смерти) защищал деистич. идею естеств.
происхождения
религии.
* Oeuvres philosophiques, P., 1952. *M a р к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с.
314; В и п-п е p Р. Ю., Политич. теории во
Франции в ппоху религ. войн, «Журн. Мин-ва нар. просвещения», 1896, ч. 306,
авг.; История философии, т. 2, М., 1941,
с. 75—77; Chauvire В., Jean Bodin, auteur de la «Republique», P., 1916; K am p
M. В., Die Staatswirtschaftslehre J. Boden,
Bonn, [1949].
БОДХИ (санскр., букв.— просветление), понятие инд. философии, одно из осн.
понятий буддизма,
особенно махаяны. Наряду с нирваной и праджня, т. е. мудростью как прозрением,
Б.— конечное
идеальное состояние буддизма. В отличие от брахманистско-индуист-ских систем Б.
в буддизме ещё
более, чем праджня, предполагает слияние всех (интеллектуальных, эмоциональных,
волевых)
функций, означает не только состояние понимания, но состояние психики вообще, в
сущности почти
тождественное нирване, однако с нек-рых выделением собственно познават. функции.
В махаяне
существует множество классификаций ступеней достижения Б. (состояния
бодхисаттвы).
* см. к ст. Махаяна.
БОЗАНКЕТ (Bosanquet) Бернард (14.6.1848, Рок-Холл, Нортамберленд,— 8.2.1923,
Лондон), англ.
философ, представитель абс. идеализма. Трактовал формальную логику как
вспомогат. дисциплину,
подчинённую уни-верс. логике, совпадающей с гносеологией и идеалистич.
метафизикой. Б. придал
иррационалистич. черты гегелевскому учению о гибкости и подвижности осн. форм
суждений.
Рассматривал познание как переход от изолированных опытных данных к постижению
конкретно-
всеобщего единства — «Абсолюта». Используя понятие «Абсолюта» для обоснования
теории гос-ва,
рассматривал последнее как наивысшую ценность. Социально-политич. учение Б.
обосновывало
правомерность насилия гос-ва над личностью и превозносило подчинение индивидов
«целому».
Автор работ по этике, эстетике и религии.
• Logic, v. 1—2, Oxf., 1911; The principle of individuality and value, L., 1912;
The philosophical theory of the state ,L., 1920; A
history of aesthetics, N. Y., 1957; в рус. пер.— Основания логики, M., 1914.
* Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 3; Bosanquet
H., B. Bosanquet, a short account of his life,
L., 1924; Pfannenstill В., В. Bosan-quet's philosophy of the state, Lund, 1936.
БОКЛЬ (Buckle) Генри Томас (24.11.1821, Ли, графство Кент,— 29.5.1862, Дамаск),
англ. историк,
представитель географической школы в социологии. Под влиянием позитивизма Канта
взялся за
создание многотомной естеств.-науч. истории человечества, из к-рой успел
завершить лишь первые
два тома — «Историю цивилизацип в Англии» (1857—61, рус. пер. 1863—64). С
позиций
механистич. детерминизма и эволюционизма, господствовавших в естествознании его
эпохи, В.
выступил против традиционных идеалистич. объяснений истории предопределением,
сверхъестеств.
вмешательством или случайным стечением обстоятельств. Согласно Б., развитие
общества — столь
же закономерный процесс, как и развитие природы, но лишь более сложный и
многообразный. При
этом Б. стремился вывести эмпирич. путём главные законы истории, настаивая на их
универсальности, а познание статис-тич. закономерностей в поведении больших масс
людей и
преобладающей роли экономич. фактора противопоставлял коллекционированию
биографий великих
личностей и событий политич. жизни. Преувеличивая влияние география, условий
(климата, рациона
питания, плодородия почвы и ландшафта) как стимула обществ. развития, Б. вместе
с тем
подчёркивал, что достигнутый уровень экономич. благосостояния «зависит не от
благости природы,
а от энергии человека», к-рая безгранична в сравнении с ограниченностью и
стабильностью естеств.
ресурсов («История...», СПБ, 1895, с. 18), а также от соотношения сил между
классами трудящихся и
нетрудящихся. В интеллектуальном развитии человечества и в накоплении практич.
знаний Б.
усматривал решающий фактор поступат. движения истории, тогда как нравств.
уровень общества
считал неизменным. В политич. взглядах Б. разделял убеждения бурж. радикалов и
пацифистов,
выступал с яркими памфлетами в защиту эмансипации женщин, веротерпимости,
естеств. равенства
людей и улучшения жизненных условий трудящихся. Социологич. и политич. идеи Б.
оказали
большое влияние на передовую интеллигенцию 19 в. во мн. странах, в т. ч. на
народников в России.
• в рус. пер.: Этюды, СПБ, 1867; Влияние женщин на успехи знания, СПБ, 1896».
• Чернышевский Н. Г., Замечания на книгу Г. Т. Б. «История цивилизации в
Англии», ПСС, т. 16, М., 1953, с. 535 — 635;
Соловьев ?. ?., Б., его жизнь и науч. деятельность, СПБ, 1895; История бурж.
социологии 19 — нач. 20 в., М., 1979, гл.
4, § 3.
БОЛЬЦАНО (Bolzano) Бернард (5.10.1781, Прага,— 18.12.1848, там же), чешский
математик,
философ, теолог. Занимал в 1805—20 кафедру истории религии Пражского ун-та, за
вольнодумство
был уволен и лишён права публичных выступлений. Для философии Б. характерно
сочетание
диалектич. атомизма (простые субстанции непрерывно взаимодействуют и изменяются)
и
платонизма (учение об «истинах в себе», «чистых понятиях» и пр.). Гл. логико-
филос. соч. Б.
«Наукоуче-ние» («Wissenschaftslehre», Bd 1—4, 1837) — обширный историко-критич.
обзор традиц.
логия. учений с критикой психологизма в логике и с оригинальным изложением
дедуктивной логики.
Требование логич. строгости рассуждений Б. перенёс на основы матем. анализа
(1810), дав нек-рые
образцы таких рассуждений (теорема Б. о непрерывности функций, пример
непрерывной функции,
не имеющей производной и др.). В «Парадоксах бесконечного» (изд. 1851, рус. пер.
1911) Б. явился
предшественником Г. Кантора в исследовании бесконечных множеств. Отправляясь от
идеи
Лейбница, Б. отстаивал объективность актуально бесконечного. При этом он
различал два рода
существования объективного: существование реальное — «непосредственно данное»
(во времени и
пространстве), и не реальное, но возможное — существование (наличие) «в себе». В
этом последнем
смысле он понимал и объективную возможность существования бесконечных множеств —
их
наличие «по крайней мере, среди вещей не реальных».
В области социальной этики К. защищал идеи равенства u прогресса; принцип
всеобщего блага он
утверждал в качестве высшего морального принципа («Книжечка о наилучшем
государстве» — «О
nejlepsim state», 1831).
• Lehrbucn der Religionswissenschaft, Sulzbach. IS3i; Grundlegung der Logik,
Hamb., [1963]; Mathematische und
philosophische Schriften 1810—1816, Bd l — , Bad Gannstatt — Stuttg., 1977—.
• Нуцубидас В., Б. и теория науки, «Вопросы философии и психологии», 1913, кн.
116--117; Фёдоров Б И Логика Б. Б.,
Л., 1980; Walds с h mitt L., Bolzano's Begrundung des Objektivismus in der
theoretischen und praktischen Philosophie,
Wurzberg, 1937; Winter E., B. Bolzano. Ein Lebensbild, Stuttg.— Bad Cannstatt,
1969; Bolzano-Sympo-sion. Bolzano als
Logiker, W., 1974; L o u 2 i l J., B. Bolzano Studie z ukazkami z dila, Praha,
1978.
БОНАВЕНТУРА (Bonaventura), собственно — Джо-ванни Фиданца (Fidauza) (1221,
Тоскана,—
15.7.1274, Лион), ср.-век. теолог и философ. Глава францисканского ордена,
кардинал (с 1273), один
из крупнейших представителей поздней схоластики, соединивший её с традицией ср.-
век. мистики,
«серафический доктор» (doctor seraphicus). Был причислен к лику святых (1482) и
к числу десяти
величайших учителей церкви (1588). Учился у Александра из Гэль-са в Парижском
ун-те, где был
затем проф. В своей филос. системе развил доктрину ср.-век. реализма,
последовательно
придерживаясь традиции августинианст-ва и принимая в то же время нек-рые
элементы аристо-
телизма. По Б., каждое сущее имеет множество форм (см. Форма и материя),
единство к-рых
упорядочивается высшей субстанциальной формой. Формы — это идеи божеств. ума,
возможность
бытия. Они изначально запечатлены в материи как некие семенные причины, т. е.
даны в
возможности, и их актуализация и вызывает к существованию индивидуальную вещь.
Бытие идей в
боге есть чистый акт (см. Акт и потенция), через к-рый существуют сотворённые
субстанции. Всё
сотворённое — материально, но материя может быть и телесной, и духовной; душа —
это духовная
субстанция особого рода, её материей являются способности, реализующиеся в
действиях
одушевлённого существа. Душа есть единство неск. форм, подчинённых высшей — уму
(интеллекту). Высшая форма телесности — форма света, источник завершённости
телесного
существа как тела.
Абстрагирующие функции интеллекта необходимы для познания внеш. мира. Знание о
духовных
субстанциях, в т. ч. о себе самой, душа имеет непосредственно благодаря
«просвещению», идущему
от бога, равно как знание осн. принципов и возможность достоверного знания
вообще. В осн. соч.
«Путеводитель души к богу» изложено мистич. учение о восхождении души к богу:
сначала душа
прозревает присутствие бога в мире, затем, обратившись от внеш. мира к себе,
видит в себе обраа
бога и, наконец, сознаёт явное присутствие бога в себе.
Учение Б., продолжавшее традиции августинианства и в этом противостоявшее
томизму, положило
начало целой школе ср.-век. философии (т. н. 1-я францисканская школа). Б.
оставался самым влият.
францисканским мыслителем вплоть до Дунса Скота.
• Opera omnia, t. 1—10, [Quaracchi], 1882—1902.
• Соколов В. В., Ср.-век. философия, М., 197У, с. 316—20; Gilson E., La
Philosophie de St. Bonaventura, P., 19432; B o u g e
r o l J. G., Introduction a l'etude de St. Bonaventure, Strasbourg, 1961; G u a
r d i n i R., Systembildende Elemente in der
Theologie Bonaventuras, Leiden, 1964; Stoevesandt H., Die letzten Dinge in der
Theologie Bonaventuras, Z., 1969.
БОНАПАРТИЗМ, термин, употреблявшийся первоначально для обозначения воен.
диктатуры
Наполеона Бонапарта и диктатуры Луи Бонапарта. В дальнейшем был распространён на
любую
контрреволюц. диктатуру крупной буржуазии, опирающуюся на военщину и на
реакционно
настроенные слои отсталого крестьянства и лавирующую между борющимися классами в
условиях
неустойчивого равновесия классовых сил. «Бонапартизм,— писал В. И. Ленин,— есть
форма прав-
ления, которая вырастает из контрреволюционности буржуазии в обстановке
демократических
преобразований и демократической революции» (ПСС, т. 34, с. 83).
БОНАПАРТИЗМ 59
Политику буржуазии в России в период, последовавший за Июльским кризисом 1917,
он оценивал
как бонапартистскую. Б. сочетает социальную демагогию с активной шовинистич.
пропагандой и
агрессией, с политикой удушения демократич. свобод и революц. движения путём
широкого
использования полицейско-бюрократич. аппарата и церкви. Элементы Б. были
свойственны
правлению О. Бисмарка в Германии, П. А. Столыпина в России.
БОР (Bohr) Нильс Хенрик Давид (7.10.1885, Копенгаген,— 18.11.1962, там же),
датский физик-
теоретик, один из создателей квантовой теории. В 1920 возглавил созданный по его
инициативе Ин-т
теоретич. физики в Копенгагене. В 1943—45 в эмиграции в США. Иностр. чл. АН СССР
(1929).
Нобелевская пр. по физике(1922) за создание квантовой модели атома.
В работе «О строении атомов и молекул» (1913) заложил основы квантовой модели
атома, ставшей
фундаментом развития квантовой теории. Сформулировал принцип соответствия,
позволявший
получать квантовые формулы, опираясь на представления классич. физики. На основе
своей модели
атома дал объяснение периодич. системы элементов, В докладе «Квантовый постулат
и новейшее
развитие атомной теории» (1927) разработал концепцию дополнительности, к-рая
легла в основу т. н.
копенгагенской интерпретации квантовой механики, созданной в 1925—26 В. Гейзен-
бергом, Э.
Шрёдингером, П. Дираком и др. В многочисленных методологических работах развивал
и уточнял
содержание концепции дополнительности, которой Б. стремился придать
общеметодологическое
значение.
Б. активно участвовал в движении прогрессивных учёных за мир и междунар.
сотрудничество.
* в рус. пер.: Избр. науч. труды, т. 1 — 2, М., 1970—71.
* Нильс Бор. Жизнь и творчество, [пер. с дат.], М., 1967; Мур Р., Н.
Б.— человек и ученый, пер. с англ., М.,
1969; Кляус E. M., Франкфурт У. II., Френк A.M., Н. Б., М.,
1977; Данин Д. С., Н. Б., М., 1978.
БОССЮЭ (Bossuet) Жак Бенинь (27. 9. 1627, Дижон,— 12.4.1704, Париж), франц.
писатель, епископ.
Находился под сильным влиянием Августина. В соч. «Рассуждение о всеобщей
истории...»
(«Discours sur l'histoire universelle...», 1681) Б. дал обзор истории
человечества до эпохи Карла
Великого целиком в духе христ. библейской традиции. Произв. Б. пронизаны идеей
провиденциализма: бог непосредственно управляет судьбами народов и налагает свою
печать на
каждую эпоху их развития.
В соч. «Политика, извлеченная из Священного писания» («Politique tiree des
propres paroles de I' Есгі-
ture», 1709) Б. выступил сторонником богословского обоснования королевско-
абсолютистской
власти. Абсолютизм как форму правления, подчинённую разумному началу, Б. отличал
от
деспотизма и в «Рассуждении...» говорил об обязанностях монарха. Эти идеи Б.
легли в основу
католич. традиции обществ. мысли 18 в. Франц. просветители 18 в. и особенно
Вольтер доказывали
несостоятельность филос.-соци-ологич. идей Б.
* Oeuvres completes..., v. 1 — 31, P., 1862—66. *Плеханов Г. В., Избр. филос.
произв., т. 2, М., 1958, с. 638—40; Л а не он
Г., История франц. лит-ры, [пер. с франц.], т. 1, М., 1896, с. 716—40; R е Ъ е l
l i a u ?., Bossuet, P., 1900; B r u ii e t i er e
F., Bossiiet, P., 1913; D i m i e r L., Bossuet, P., 1916; Baumann E., Bossuet,
P., 1929; Le B r u n J., La spiritualite de Bossuet,
P., 1973.
БОХЕНЬСКИЙ (Bochenski) Юзеф Мария (р. 30.8. 1902, г. Чушув, Польша), швейц.
фллософ-
неотомист. По национальности поляк. Один из теоретич. лидеров антикоммунизма.
Член ордена
доминиканцев. Директор (1957—72) Ин-та вост.-европ. исследований при
Фрейбургском ун-те,
основатель и издатель (с 1961) журн. «Studies in Soviet Thought» и серии
60 БОР
«Sovietica» (с 1959). Б. фальсифицирует теорию и практику социализма, приписывая
ему «экспансио-
низм» и «антигуманизм». Отождествляет марксизм-ленинизм с «догматизмом» и религ.
верой.
Призна-ная в последние годы успехи сов. философии и усиление её междунар. роли,
Б. выступает в
духе теории конвергенции за «диалог» с философами-марксистами. Автор работ по
истории и
методологии философии, логики и теологии.
• Europaische Philosophie der Gegenwart, Bern, 19512; Der Sowjet-russische
Dialektische Materialismus, Bern, 19624; Logic of
religion, N. ?., 1965; Diamat, Stuttg., 1968; Wege zum philosophischen Denken,
Basel —W., 197311; Was ist Autoritat?, Basel
—W., 1974; Marxismus-Leninismus, Munch., 19742.

<<

стр. 6
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>