<<

стр. 61
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

рого требует
последовательной партийности.
Социальная почва Р. исторически изменчива. Но подъём реалистич. иск-ва, как
правило, совпадает с
периодами широких связей художеств. культуры с нар. массами. Это не означает,
что Р. всегда
выражает не-посредств. интересы трудящихся. Однако поскольку именно Р. доступен
разносторонний охват жизни народа, важных обществ. вопросов, ему в высокой мере
присуще
качество народности.
Поскольку любая историч. форма Р. более всего открыта определ. сторонам и
аспектам
действительности, чутка к тем или иным граням идеологии и психологии своей
эпохи, она неизбежно
оказывается исторически ограниченной. И эта ограниченность выступает каждый раз
как внутренне
присущая ей односторонность. Так, иск-во высокого Ренессанса «слепо» к обществ.
антагонизмам и,
наоборот, особенно охотно улавливает свойственные времени утопич. мечты о
социальной гармонии.
Роман же критич. Р. 19 в., объективно проникая в жизнь бурж. общества, дал
несравненные образцы
художеств. исследования социальных антагонизмов и сложной диалектики человеч.
характеров. Т. о.,
задача анализа реалистич. иск-ва заключается не в том, чтобы механически
отграничить его от
некоего абстрактного «антиреализма». Такая позиция вульгарна и догматична.
Диалектика изучения
Р. требует раскрытия его внутр. содержания, где нерасторжимы и завоевания в
познании
действительности, и исторически обусловленная ограниченность. В этом плане и
может быть
обнаружена логика «художеств. прогресса», подводящая в конце концов к иск-ву
социалистического
реализма.
• Днепров В., Проблемы Р., Л., 1961; Иезуитов А. Н., Вопросы Р. в эстетике
Маркса и Энгельса, М.— Л., 1963; В а й м а
н С. Т., Марксистская эстетика и проблемы Р., М., 1964; Петров С. М., Реализм,
М., 1964; Николаев П. А., Р. как
теоретико-лит. проблема (к истории изучения), в сб.: Сов. литературоведение за
50 лет, М., 1967; Р. и художеств.
искания XX в. Сб. ст., М., 1969; Михайлова А., О художеств. условности,
?., 19702; Редекер X., Отражение и действие. Диалектика Р. в художеств.
творчестве, [пер. с нем.], М., 1971; Сучков Б.,
Историч. судьбы Р. Размышления о творч. методе, М., 19733; Мотылева Т.,
Достояние совр. Р., М.,1973; Фарбштейн А.
А., Теория Р. и проблемы муз. эстетики, Л., 1973; Палиевский П. В., Пути Р., М.,
1974; А у э ? б а х Э., Мимесис, пер. с
нем., М., 1976.
Г. А. Недошивин.
РЕАЛЬНОСТЬ (от позднелат. realis — вещественный, действительный), существующее в
действительности. В диалектич. материализме термин «Р.» употребляется в двух
смыслах: 1)
объективная Р., т. е. материя в совокупности различных её видов (Р.
противополагается здесь
субъективной Р., т. е. явлениям сознания); 2) всё существующее, т. е.
материальный мир и все его
идеальные продукты. Критерием Р. объектов, процессов, событий, фактов, свойств и
т. д. является
обществ. практика.
РЕВИЗИОНИЗМ (от позднелат. revisio — пересмотр), антинауч. пересмотр положений
марксизма-
ленинизма;
572 РЕАЛЬНОСТЬ
оппортунистич. направление внутри революц. рабочего движения, к-рое под
предлогом творч.
осмысления новых явлений действительности осуществляет ревизию коренных,
подтверждаемых
практикой положений марксистской теории (см. также Оппортунизм).
Различают Р. справа, к-рый заменяет марксистские положения бурж.-реформистскими
взглядами, и
Р. «слева», подменяющий их мелкобуржуазными, анархистскими, волюнтаристскими
установками.
По своему происхождению Р. — результат бурж. и мелкобурж. воздействия на
революц. рабочее
движение, а по классовой природе — одна из форм идеологии мелкой буржуазии,
рабочей
аристократии, средних слоев. Оп отражает обществ. положение этих двойственных по
своей природе
социальных групп, примыкающих то к рабочему классу, то к буржуазии. По своей
социальной
функции Р. выступает как проводник влияния буржуазии в революц. рабочем
движении.
Методологич. основу Р. составляют эклектич. смесь субъективизма, догматизма,
механистич.
материализма, а также схематизм и односторонность.
Р. возник в кон. 70-х гг. 19 в. в герм. С.-д. партии, вставшей на позиции
марксизма. И. Хёхберг, Э.
Берн-штейн и К. Шрамм выступили в 1879 с пересмотром осн. положений революц.
теории. К. Маркс
и Ф. Энгельс в спец. письме, адресованном А. Бебелю, В. Либ-кнехту, В. Бракке и
др. («Циркулярное
письмо»), дали решит. отпор этой первой вылазке ревизионистов. Как направление
Р. оформился
после смерти Маркса и Энгельса, когда в 90-х гг. Бернштейн, выступив с
программой ревизии
марксизма, дал имя этому течению. В нач. 20 в. Р. распространился в социал-
демократич. движении
Германии, Франции, Австро-Венгрии, России и др. стран (К. Каутский, О. Бауэр, Э.
Вандервельде, Ф.
Шейдеман, К. Легин, С. Прокопович, Л. Мартов, Л. Троцкий и др.).
В кон. 19 — нач. 20 вв. Р. выступил с пересмотром всех составных частей учения
Маркса. В области
философии ревизионисты не признавали научности диалектич. материализма, пытались
соединить
науч. социализм с кантианством, берклианством и махизмом. Для них характерны
отрицание
диалектики и её законов, замена борьбы противоположностей их примирением,
эволюционизм и
отрицание качеств. скачков. В эко-номич. теории, ссылаясь на новые данные хоз.
развития, они
утверждали, будто вытеснение мелкого произ-ва крупным замедлилось, а в с. х-ве
не происходит
вовсе, что тресты и картели позволяют капитализму устранить кризисы, и поэтому
расчёты на
крушение капитализма не реальны, т. к. намечается тенденция к смягчению его
противоречий. В
политич. области, абсолютизируя значение новых явлений социальной жизни,
ревизионисты
пересматривали марксистское учение о классовой борьбе и её цели — свержение
господства буржуа-
зии, установление власти рабочего класса, диктатуры пролетариата, построение
социализма и
коммунизма. Они заявляли, что политич. свобода, демократия, всеобщее избират.
право уничтожают
почву для классовой борьбы. Задачей рабочего движения ревизионисты считали
борьбу за частичные
реформы капитализма. «"Конечная цель — ничто, движение — все", это крылатое
словечко
Бернштейна, — писал В. И. Ленин, — выражает сущность ревизионизма лучше многих
длинных
рассуждений» (ПСС, т. 17, с. 24). Постепенно усиливающееся влияние Р. в рядах
европ. социал-
демократич. партий и особенно в их руководстве привело к тому, что они в конце
концов выродились
из боевых рабочих орг-ций в социал-реформистекие партии. В период 1-й мировой
войны
подавляющее большинство лидеров европ. социал-демократии скатилось к социал-
шовинизму.
В нач. 20 в. наряду с правым Р. в революц. рабочем движении проявил себя и Р.
«слева», к-рый в то
время распространился в романских странах как «революционный синдикализм» и к-
рый, как
отмечал Ленин, «... тоже
приспособляется к марксизму, "исправляя" его...» (там же, с. 25). Его
методологич. основой были
эклектика, софистика, волюнтаристское отрицание объективных законов.
Научно обоснованную, глубокую критику Р. дал Ленин. Обстоят. критика Р.
содержится также в ряде
работ Г. В. Плеханова, Р. Люксембург, К. Либкнехта, Ф. Меринга, К. Цеткин и др.
После краха 2-го Интернационала (1914), вызванного ростом оппортунизма, рабочее
движение
раскололось на правую, социал-реформистскую, часть и левую, революционную,
часть, развившуюся
в дальнейшем в междунар. коммунистич. движение. После ???. революции 1917 в
междунар.
коммунистич. движении в 20—40-х гг. проявил себя правый (правый уклон в нек-рых
компартиях) и
«левый» («левый коммунизм») Р. Весьма массированная попытка ревизовать марксизм-
ленинизм
была предпринята внутри коммунистич. движения в 50-х гг., когда XX съезд КПСС
(1956) взял курс
на исправление ошибок, связанных с культом личности. В коммунистич. движении
появляются
концепции, к-рые под флагом «критич. анализа» прошлого пытались перечеркнуть все
завоевания
социализма, стремились столкнуть революц. рабочее движение на социал-
реформистский путь [А.
Лефевр, П. Эрве (Франция), Дж. Гейтс, А. Биттелмен (США), А. Джолитти (Италия),
М. Джилас
(Югославия), Р. Зиманд, Л. Ко-лаковский (Польша), Э. Блох (ГДР) и др.]. Особую
опасность
представляла ревизионистская группа И. Надя — Г. Лошонци в Венгрии, проложившая
путь
контрреволюц. мятежу в 1956.
Междунар. коммунистич. движение в 1957 осудило правый Р. как главную опасность,
подвергло его
всесторонней критике, постепенно очистило свои ряды от активных поборников Р.
На протяжении 60—70-х гг. в коммунистическом движении проявил себя Р. «слева».
Особенно
широко лево-ревизионистскую идеологию использует троцкизм — мелкобурж.
антикоммунистическое антисоветское учение.
С праворевизионистских позиций в кон. 60-х — нач. 70-х гг. выступали О. Шик, Н.
Свитак и др.
(Чехословакия), Р. Гароди (Франция), Э. Фишер, Ф. Марек (Австрия). Совр. правый
Р. в методологич.
плане выступает против марксистско-ленинского учения по всей линии. Сохраняя
историч.
преемственность с предшествующим, совр. Р. имеет свои особенности: он отрицает
междунар.
значение ленинизма, наличие общих закономерностей перехода от капитализма к
социализму,
отвергает опыт реального социализма, для Р. характерен усиливающийся
антисоветизм и
национализм. В спекуляциях совр. Р. широко используются трудности и ошибки
коммунистич.
движения, проблемы демократии, прав и свобод человека.
Р. стоит на позициях реформирования капитализма, утверждая, что совр. науч.-
технич. революция
полностью преобразует структуру общества, «размывает» классовые антагонизмы. Это
приводит
якобы к гума-нистич. перерождению капитализма, интеграции рабочего класса в
капиталистич.
систему, к утрате им своих революц. традиций и ведущей роли, к-рая переходит к
интеллигенции.
Правый Р. утверждает, что произошла «стагнация завоеваний социализма», выдвигает
требование его
«гуманизации», установления «социализма с человеч. лицом». Реальное выражение
подобные ло-
зунги получили в призывах к ослаблению гос. руководства экономикой, допущению
«свободной
игры политич. сил», «чередования партий у власти», т. е. возврату на деле к
бурж. демократии.
Правый Р. ратует за многообразие принципиально отличающихся «моделей
социализма», за
плюрализм марксизма.
Раскрывая гносеологич. и социальные корни различных ревизионистских концепций,
их политич.
направленность и теоретич. несостоятельность, марксизм вместе с тем
подчёркивает, что в их основе
лежат дейст-
вит. обществ. и науч. проблемы, на ложной трактовке к-рых паразитирует Р.
Междунар. революц. рабочее и коммунистич. движение ведёт решит. борьбу против Р.
справа и «слева», пытающегося
идеологически разоружить рабочий класс, привить ему реформистские или
анархистские взгляды. • Маркс К. иЭнгельс
Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкнехту, В. Бракке и др., Соч., т. 19; Л
е н и н В. И., Марксизм и Р., ПСС, т. 17;
е г о ж е, Разногласия в европ. рабочем движении, там же, т. 20; его же,
Историч. судьбы учения Карла Маркса, там же,
т. 23; его же, Крах II Интернационала, там же, т. 26; его же, Детская болезнь
«левизны» в коммунизме, там же, т. 41;
Программные документы борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар.
совещание коммунистич. и
рабочих партий. Документы и материалы, М., 1969; Совр. правый Р. Критич. анализ,
М.— Прага, 1973; Попов С. И.,
Критика филос. основ совр. Р., М., 1973; Критика совр. бурж. и ревизионистской
идеологии, М., 1975; Гернс В.,
Штайгервальд Р., Вайс Г., Оппортунизм сегодня, пер. с нем., М., 1977; Краузе Г.,
Нищета «левых». К критике «левого»
Р., пер. с нем., М., 1980; см. также лит. к ст. Реформизм. А. П. Бутенко, Л. Ф.
Ильичев.
РЕВОЛЮЦИОННАЯ СИТУАЦИЯ, политич. обстановка, предшествующая революции и
характеризующаяся массовым революц. возбуждением, включением широких слоев
угнетённых
классов в активную борьбу против существующего строя. Р. с. служит показателем
зрелости
социально-политич. условий для революции, для завоевания власти передовым
классом.
Р. с. отличают следующие осн. признаки: 1) «кризис верхов», т. е. невозможность
для
господствующих классов сохранить своё господство в неизменном виде. Кризис
политики
господствующего класса создаёт ту трещину, в к-рую прорываются недовольство и
возмущение
угнетённых классов. Для наступления революции, отмечал В. И. Ленин, «... обычно
бывает
недостаточно, чтобы „низы не хотели", а требуется еще, чтобы „верхи не могли"
жить по-старому. 2)
Обострение, выше обычного, нужды и бедствий угнетенных классов» (ПСС, т. 26, с.
218). Это
обострение может быть вызвано ухудшением экономич. положения широких слоев
населения,
социальным бесправием и обездоленностью масс, резким углублением социальных
антагонизмов.
Взрыв массового недовольства может быть вызван и резким несоответствием между
реальными
возможностями эко-номич., социального, культурного прогресса и теми практич.
результатами, к-
рые получают от него широкие массы народа. 3) Значит. повышение политич.
активности масс (см.
там же). Боевые настроения стремительно нарастают, массы буквально рвутся к
политике.
Глубинная основа Р. с.— конфликт между производит.
силами и производств. отношениями. Однако этот конфликт преломляется через
призму сложной
системы социально-политич. классовых отношений. Противоречия способа произ-ва
определяют Р. с.
лишь в конечном счёте. Непосредственно она вытекает из взаимоотношений классов.
Время возникновения Р. с., её формы и темпы развития зависят от всей системы
социально-политич.
отношений: от состояния гос. машины, прочности позиций господствующего класса,
от силы
революц. класса, его связей с др. слоями населения, накопленного им политич.
опыта. Обострение
противоречий социально-политич. жизни, противоречий между господствующими и
угнетёнными
классами — таковы причины, которые непосредственно определяют возникновение и
развитие Р. с.
Р. с. отличается нарастающим динамизмом. В своём развитии она проходит ряд
стадий, начиная с
явных признаков массового брожения и кончая общенац. кризисом, перерастающим в
революцию.
Чем выше стадия Р. с., тем большую роль в её дальнейшем развитии приобретает
зрелость
субъективного фактора, т. е. способность и готовность революц. классов
осуществить назревшие
преобразования, свергнуть власть господст-
РЕВОЛЮЦИОННАЯ 573
вующего класса. В период общенац. кризиса роль субъективного фактора становится
решающей. Не
всякая Р. с. достигает высшей стадии и превращается в революцию (Р. с. 1859—61 в
России, Р. с.
1923 в Германии и мн. др.). Если прогрессивные классы по тем или иным причинам
не готовы к
активным и организованным действиям, то в развитии Р. с. наступает спад,
массовое революц.
возбуждение гаснет, господствующий класс изыскивает средства удержания власти в
своих руках,
возможность революции оказывается упущенной.
Понятие Р. с. чрезвычайно важно для стратегии и тактики революц. рабочего
движения. Историч.
опыт доказывает, что попытки свергнуть власть господствующих классов при
отсутствии Р. с.
кончаются неудачей. Точное определение начала Р. с. позволяет установить момент
активного
включения всех революц. сил в непосредств. борьбу за власть.
Какими бы специфическими ни были пути социальной революции в той или иной
стране,
переломному моменту взятия всей полноты власти революц. классом всегда
предшествует Р. с. Таков
объективный закон социальной революции.
РЕВОЛЮЦИЯ (от позднелат. revolutio — поворот, переворот), глубокое качественное
изменение в
развитии к.-л. явлений природы, общества или познания (напр., геологич. Р.,
пром. Р., научно-
техническая революция, культурная революция, Р. в физике, Р. в философии и т.
д.). Наиболее
широко понятие Р. применяется для характеристики обществ. развития (см.
Революция социальная).
Понятие Р. — неотъемлемая сторона диалектич. концепции развития. Оно раскрывает
внутр.
механизм закона перехода количественных изменений в качественные. Р. означает
перерыв посте-
пенности, качеств. скачок в развитии. Р. отличается от эволюции — постепенного
развития к.-л.
процесса, а также от реформы, находясь с ней в сложном соотношении, характер к-
рого определяется
конкретно-исто-рич. содержанием самой Р. и реформы.
РЕВОЛЮЦИЯ социальная, способ перехода от исторически изжившей себя общественно-
экономической формации к более прогрессивной, коренной качеств.
переворот во всей социально-экономич. структуре общества. На ранних стадиях
истории общества
(переход от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, от
рабовладельческого к
феодальному) Р. происходила преимущественно стихийно и складывалась из
совокупности
спорадических, в большинстве случаев локальных массовых движений и восстаний.
При переходе от
феодализма к капитализму Р. приобретает черты общенац. процесса, в к-ром всё
большую роль
играет сознат. деятельность политич. партий и организаций (см. Буржуазная
революция). В эпоху
перехода от капитализма к социализму развёртывается мировой революц. процесс, в
к-ром
сознательная политич. деятельность передового класса становится необходимым
условием развития
и победы Р. Наиболее полное своё выражение Р. находит в социалистич. революции,
к-рая
освобождает общество от всех форм эксплуатации и угнетения, кладёт начало
становлению
коммунистич. формации, где, по словам К. Маркса, «... социальные эволюции
перестанут быть
политическими революциями» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 4, с. 185).
Экономич. основа Р. — углубляющийся конфликт между ростом производит. сил
общества и
устаревшей, консервативной системой производств. отношений, К-рый проявляется в
обострении
социальных антагонизмов, в усилении борьбы между господствующим классом,
заинтересованным в
сохранении существующего строя, и угнетёнными классами.
Классы и социальные слои, к-рые по своему объективному положению в системе
производств.
отношений
574 РЕВОЛЮЦИЯ
заинтересованы в ниспровержении существующего строя и способны к участию в
борьбе за победу
более прогрессивного строя, выступают в качестве движущих сил Р. Р. никогда не
является плодом
заговора одиночек или произвольных действий изолированного от масс меньшинства.
Она может
возникнуть только в результате объективных перемен, приводящих в движение
массовые силы и
создающих революционную ситуацию. Первым актом социальной Р. является Р.
политическая, т. е.
завоевание гос. власти революц. классом. Вопрос о власти — главный вопрос всякой
Р. «Переход
государственной власти из рук одного в руки другого класса,— отмечал В. И.
Ленин, — есть первый,
главный, основной признак революции как в строго-научном, так и в практически-
политическом зна-
чении этого понятия» (ПСС, т. 31, с. 133).
Р., будучи исторически необходимой, выступает в то же время как открытая и
наиболее острая
классовая борьба, к-рая может принимать самые разнообразные формы. Она
развивается в
противоборстве с контрреволюцией. Объективные потребности обществ. прогресса в
конечном счёте
предопределяют победу Р. Однако на каждом конкретном этапе исход противоборства
не однозначен
и зависит от реального соотношения классовых сил, от зрелости субъективного
фактора Р., от спо-
собности и готовности революц. классов и политич. партий к решению встающих
перед ними задач.
В тех случаях, когда массовые революц. силы недостаточно организованы и не
готовы к решению
объективно назревших революц. задач, Р. может приобрести верхушечный характер
[напр., турецкая
(1908) и португальская (1910) бурж. Р.]. Верхушечная Р. не последовательна,
половинчата и обычно
заканчивается классовым компромиссом.
Основоположники марксизма-ленинизма решительно выступали против доктринёрских
представлений, согласно к-рым Р. является автоматич. результатом роста
производит. сил и
осуществляется лишь тогда, когда само объективное развитие гарантирует
стопроцентный успех без
упорной борьбы, без потерь, без риска временных поражений. Активная и
самоотверженная
деятельность массовых сил Р. — решающий фактор её успешного развития и победы.
Вопрос о роли Р. в обществ. развитии является предметом острой идеологич.
борьбы. Представители
бурж. «социологии революции» утверждают, будто Р. как форма социального развития
неэффективна и бесплодна, связана с колоссальными «издержками», во всех
отношениях уступает
эволюционным формам развития. Вслед за бурж. идеологами роль Р. в историч.
процессе отрицают
или преуменьшают теоретики реформизма и правого ревизионизма. С др. стороны,
представители
мелкобурж. левацкого экстремизма отрицают объективные закономерности революц.
процесса и
считают, что революц. авангард, «активное меньшинство», в любых условиях может
осуществить Р.
Обобщая историч. опыт, марксистско-ленинская теория доказывает, что Р. являются
могучим
двигателем обществ. и политич. прогресса. К. Маркс называл Р. «локомотивами
истории» (см. К.
Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 7, с. 86). Великая историч. роль Р. состоит в том,
что они устраняют
преграды с пути обществ. прогресса. Р. означает гигантский скачок в обществ.
развитии, переход к
новым, более прогрессивным формам социальной жизни.
Особенно велика в истории человечества роль Р. рабочего класса, начало к-рой
положила Великая
Октябрьская социалистич. революция. Она открыла эпоху перехода человеч. общества
от
капитализма к социализму. Ю. Л. Красин.
РЕГРЕСС (от лат. regressus — обратное движение), тип развития, для к-рого
характерен переход от
высшего к низшему. Содержание Р. составляют процессы деградации, понижения
уровня
организации, утраты способности к выполнению тех или иных необходимых
функций; Р. включает также моменты застоя, возврата к изжившим себя формам и
структурам. По
своей направленности Р. противоположен прогрессу. Между ними существует сложная
многосторонняя связь; с одной стороны, отд. регрессивные изменения могут
происходить в рамках
общего прогрессивного развития системы; с другой — при нарастании регрессивных
изменений
системы в целом отд. её составляющие могут сохранять прогрессивное направление
развития.
В обществ. развитии возможность Р. заложена в самой противоречивой сущности
историч. процесса.
В. И. Ленин подчёркивал, что «история идет зигзагами и кружными путями» (ПСС, т.
36, с. 82).
Реакц. классы и силы могут на какое-то время возобладать над прогрессивными
силами (периоды
реакции, рост фашизма). Однако эти регрессивные явления не прерывают процесса
развития в
рамках более общей системы.
• см. к ст. Прогресс.
РЕГУЛЯТИВНЫЙ, см. в ст. Конститутивный и регулятивный.
РЕДУКЦИОНИЗМ (от лат. reduclio — отодвигание назад, возвращение к прежнему
состоянию),
методоло-гич. принцип, согласно к-рому высшие формы материи могут быть полностью
объяснены
на основе закономерностей, свойственных низшим формам, т. е. сведены к низшим
формам (напр.,
биологич. явления — с помощью физич. и химич. законов; социологические — с
помощью
биологических и т. д.). Редукционистские тенденции проявлялись в истории
психологии (бихе-
виоризм, сводивший психику к сумме связей типа «стимул — реакция»), лингвистики,
биологии,
физики (попытки абс. «математизации» физики) и др. наук. Само по себе сведение
сложного к более
простому в ряде случаев оказывалось плодотворным. При расшифровке генетич. кода
ряд биологич.
закономерностей был сведён к более простым правилам кодирования и законам химич.
взаимодействия; планетарная модель атома позволила вывести множество химич.
свойств элементов
из таких фундаментальных показателей, как заряд ядра и распределение электронов
по орбитам.
Однако последоват. Р., абсолютизирующий принцип редукции и игнорирующий
специфику уровней
(т. е. то новое, что вносит переход на более высокий уровень организации),
неприемлем в качестве
компонента общей методологии науч. знания. Специфика целого по сравнению с
частью, системы —
по сравнению с её элементами, возникновение качественно новых черт в ходе
прогресса природы и
общества, реальное усложнение материи в ходе её истории, — всё это получает
объяснение в
диалектич. концепции развития.
РЕДУКЦИЯ (от лат. reductio — отодвигание назад, возвращение к прежнему
состоянию), термин,
обозначающий действия или процессы, к-рые приводят к упрощению структуры к.-л.
объекта;
методологич. приём сведения к.-л. данных к более простым, исходным началам.
Термин «Р.»
приобрёл особое значение в идеали-стич. феноменологии Гуссерля. Смысл
феноменологич. Р.
состоит в исключении из сферы предметного рассмотрения всего эмпирического,
внешнего по
отношению к «чистому сознанию». Утверждения, связанные с внеш. восприятием,
оставляются вне
применения (подлежат феноменологич. эпохе). Воздержание от их теоретич.
применения путём
дальнейших феноменологич. Р. распространяется на всевозможные объекты, изучаемые
различными
науками. В результате завершения феноменологич. Р. остаются лишь имманентные
акты самого
«чистого сознания», к-рое и выступает предметом феноменологии. При этом в сферу
исследования
возвращается всё то, что было «выключено» ранее, но уже в своей «чистой
сущности».
В логике термин «Р.» относят к методам доказательства: напр., reductio ad
absurdum (приведение,
сведение к нелепости) представляет собой тип доказательства к.-л. положения на
основе
сопоставления заведомо истинного суждения с выводом из тезиса, противореча-
щего выдвинутому положению; ложность этого вывода при правильной логич. связи в
умозаключениях указывает на ложность опровергаемого тезиса.
• III п е т Г. Г., Явление и смысл, М., 1914, гл. 3; Совр. бурж. философия, М.,
1978, с. 236 — 38.
РЕИДЕОЛОГИЗАЦИЯ, бурж. социологич. концепция, сменившая в 70-х гг. 20 в.
скомпрометировавшую себя концепцию деидеологизации, одновременно как её
отрицание и
своеобразное продолжение. Сохранив осн. тезис последней — противопоставление
науки и идеоло-
гии,— сторонники Р. вместе с тем исходят из того, что обществ. науки, в
частности социология, не
способны выполнять функции идеологии в обществе, ибо не дают ответа на вопросы о
смысле
человеч. жизни, о социальных и моральных ценностях цивилизации и т. п., к-рые
якобы вообще не
могут быть обоснованы рационально. Пренебрежение к этим вопросам, согласно
концепции Р.,
создаёт в обществе «идеологич. вакуум», к-рый заполняется враждебной
существующему строю
идеологией. Призывая к «идеологич. обновлению» капитализма, к «идейной
мобилизации» Запада в
борьбе против марксизма, реального социализма и междунар. ком-мунистич.
движения, поборники
этой концепции (Дж. Кэбот-Лодж младший, Э. Винер, Л. Фойер в США, О. Лемберг, К.
Менерт в
ФРГ и др.) пытаются разработать привлекательную для широких масс «новую
идеологию», к-рая
могла бы морально возродить «зап. цивилизацию» путём сочетания традиц.
либерализма с
радикальной фразеологией, а также вызвала бы идейный раскол в социалистич.
странах и освободит.
движении. Сторонники Р., как правило, отрицают применимость критерия истинности
к идеологии и
оценивают её лишь с т. зр. эффективности провозглашённых лозунгов; они уделяют
осн. внимание не
столько идейному содержанию, сколько технике манипулирования сознанием и
поведением людей с
помощью средств массовой информации и социальной психологии. Нек-рые из них под
«идеологич.
обновлением» откровенно подразумевают возрождение религиозности, насаждение
социальной
мифологии, намеренный утопизм и т. п., также обосновывается и оправдывается
вырождение
идеологич. борьбы на междунар. арене в «психологич. войну».
При всей формальной антиномичности концепций деидеологизации и Р. они
непосредственно
направлены против марксизма-ленинизма: если первая стремилась обелить бурж.
идеологию,
приписывая ей мнимую беспристрастность и научность, то вторая также стремится к
реабилитации
не всякой, а именно бурж. идеологии, причём обе пытаются дискредитировать
социалистич.
идеологию. Определ. дань концепции Р. отдают также мн. мелкобурж. радикалы,
настаивающие на
иррациональности всякой идеологии (Т. Роззак) или отождествляющие идеологию с
технологией
вообще и с «интеллектуальной технологией» в частности (Хабермас).
Показывая принципиальную неправомерность альтернативы «либо наука, либо
идеология»,
социологи-марксисты выявляют теоретич. несостоятельность и реакц. социальное
назначение
концепции Р.
• Араб-Оглы Э. А., Ложные антиномии бурж. идеологии, в кн.: Социальные
исследования духовной жизни сов. об-
щества, М., 1977; Филос. проблемы идеологич. борьбы М., 1978, гл. 13; Я к о в л
е в М. В., Идеология, М., 1979; H a h е
г-m a s J., Technik und Wissenschaft als Ideologie, Fr./M., 19693; Wiener A. J.,
The prospect for mankind and a year 2000 ideo-
logy, [N. Y.l, 1972; L ember g E., Ideologie und Gesellschaft, Stuttg., 19742;
Feuer L. S., Ideology and the ideologists, Oxf.,
1975; Lodge G. G., The new American ideology, N. Y., 1975.
РЕЙНАЛЬ (Raynal) Гийом Томас Франсуа (11. 4. 1713, Сен-Женье, Аверон,— 6. 3.
1796, Париж),
франц. историк и социолог, представитель Просвещения. Получил образование в
иезуитском
коллеже. Отказавшись от деятельности священника, Р. поселился в Париже (1747),
где занимался
лит. работой и сотрудничал в
РЕЙНАЛЬ 575
«Энциклопедии» Дидро. Гл. произведение Р. — «Филос. и политич. история
учреждений и торговли
европейцев в обеих Индиях» (v. 1—6, 1770, рус. пер. — «Филос. и политич. история
о заведениях и
коммерции европейцев в обеих Индиях», ч. 1—6, 1834—352) — содержит острую
критику феод.-
абсолютистских порядков, ка-толич. церкви и колониализма. Книга была в 1781
осуждена франц.
парламентом на сожжение, автор подлежал аресту. Р. бежал из Франции. Находясь в
изгнании, объез-
дил много стран, был в России, в 1787 вернулся на родину. Р. пропагандировал
опыт бурж.
революций, изучал программу бурж.-демократич. преобразований. В период Великой
франц.
революции занимал неустойчивую позицию, выступал то против контрреволюц.
тенденций крупной
буржуазии, то против углубления революц. борьбы.
Как философ Р. стоял на позициях метафизич. материализма, хотя в самой общей
форме высказал
мысль о том, что природа имеет историю, к-рая включает постепенные количеств.
изменения, а
также перевороты, революции. В вопросе об источнике знаний Р. был сторонником
сенсуализма.
Социологич. концепция Р. — своеобразный экономич. материализм. Р. принадлежал к
тем
мыслителям, к-рые «...сделали первые попытки дать историографии
материалистическую основу...»
(Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 27). Преодолев социальный атомизм
(«робинзонаду»), Р. сделал
отправным пунктом своего анализа общество, а не индивида. Считая обществ.
состояние человека
исконным, он отказался от договорной теории происхождения общества и гос-ва.
Причиной
возникновения частной собственности и неравенства Р. считал эволюцию земледелия,
пром-сти и
торговли. Общий ход истории он представлял как борьбу разнородных групп людей за
свободу и
более справедливое распределение богатства. Будучи атеистом, Р. видел свою
задачу в разоблачении
социальной роли религии.
Идеи Р. оказали влияние на Сен-Симона, франц. историков эпохи Реставрации,
Радищева.
• Oeuvres, v. 1—4, Geneve, 1784.
• Зельманова Г. Л., Р.— как историк философии, «ВФ», 1961, № 5; Feugere ?.,
Bibliographie critigue de I 'аbbe Raynal, P.,
1922; W о 1 p e H., Raynal et sa machine de guerre, «L'histoire des deux Indes»
et ses perfectionnements, P., 1957.
РЕЙХЕНБАХ (Reichenbach) Ханс (26. 9. 1891, Гамбург,— 9. 4. 1953, Лос-Анджелес),
нем. философ и
логик. После установления фаш. режима в Германии эмигрировал сначала в Турцию,
затем в США.
Р.— представитель логич. позитивизма. Согласно Р., хотя объекты внеш. мира и
познаются с
помощью чувств. впечатлений, никак не следует, что они сводимы к впечатлениям.
Осн. доводом в
пользу существования внеш. мира Р. считал наличие объективных причинных
закономерностей,
познание которых является целью науки.
Проблема причинности, анализ онтологич. природы и логич. структуры причинных
связей являются
ядром филос. и логич. исследований Р., посвящённых отношению между причинностью
и
вероятностью, динамич. и статистич. закономерностями. Р. исходил из того, что
причинность
является объективной связью реальных явлений, хотя в ряде ранних работ смешивал
онтологич.
природу причинности с её субъективными отображениями в мышлении.
В теории познания Р. отвергал идеал совершенного доказательства и считал, что
обоснование любого
знания лучше всего достигается посредством вероятностной логики. Приняв
статистич. (частотную)
интерпретацию вероятности, данную Р. Мизесом, Р. применил её к логике и теории
познания. Свой
вариант многозначной логики, построенной как спец. случай вероятностной, Р.
использовал для
интерпретации логико-филос. проблем квантовой механики.
576 РЕЙХЕНБАХ
• Philosophic foundations of quantum mechanics, Berk.— Los Ang., 1944; Modern
philosophy of science. Selected essays, fore-
word by B. Carnap, L.—N. Y., [1959]; Experience and prediction, Chi.— L., 1961;
The theory of probability, Berk., 1971;
Nomological statements and admissible operations, Ann Arbor, 1973; Laws,
modalities and counterfactuals, Berk., 1976; Se-
lected writings, v. 1—2, Dordrecht, 1978; в рус. пер.— Направление времени, M.,
1962.
* Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М. 1965, с. 408—16; В r u n i
n g W., Der Gesetzesbegriff im Positivismus
der Wiener Schule, [Mcisenheim/Glan, 1954]; H. Rei-chenbach: logical empiricist,
Dordrecht, 1979. РЕЛИГИЯ (от лат.
religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа), мировоззрение и
мироощущение, а
также соответствующее поведение и специ-фич. действия (культ), к-рые
основываются на вере в
существование (одного или нескольких) богов, «священного», т. е. той или иной
разновидности
сверхъестественного.
По своему существу Р. является одним из видов идеалистического мировоззрения,
противостоящего
научному. Гл. признак Р.— вера в сверхъестественное, но это не значит. что Р. и
есть отношение,
связывающее человека с богом, как её определяют обычно теологи. «...Всякая
религия является не
чем иным, как фантастическим отражением в головах людей тех внешних сил, которые
господствуют
над ними в их повседневной жизни,— отражением, в котором земные силы принимают
форму
неземных» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, с. 328).
Согласно совр. науч. данным, Р. возникла, по-видимому, в эпоху верхнего
палеолита (каменный век)
40—50 тыс. лет назад на относительно высокой ступени развития первобытного
общества.
Возникновение Р. связано с таким уровнем развития человеч. интеллекта, когда
появляются зачатки
теоретич. мышления и возможность отрыва мысли от действительности (гносеоло-гич.
корни Р.):
общее понятие отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое
«существо», так что
на основе отражения человеч. сознанием того, что есть, в нём могут появиться
представления о том,
чего в самой реальной действительности нет. Эти возможности реализуются лишь в
связи со всей
совокупностью практич. деятельности человека, его обществ. отношений (социальные
корни Р.). На
первонач. стадиях человеч. истории Р. есть продукт ограниченности практич. и
духовного овладения
миром. В первобытных религ. верованиях запечатлено фантастич. осознание людьми
их зависимости
от природных сил. Не отделяя ещё себя от природы, человек переносит на неё
отношения,
складывающиеся в первобытной общине. Объектом религ. восприятия становятся
именно те при-
родные явления, с к-рыми человек связан в своей повседневной практич.
деятельности и к-рые имеют
для него жизненно важное значение. Бессилие человека перед природой вызывало
чувство страха
перед её «таинств.» силами и непрестанные поиски средств воздействия на них.
Первоначально объектом религ. отношения был реально существующий предмет,
наделяемый
сверхчувств. свойствами,— фетиш. Фетишизм связан с магией, стремлением оказать
влияние на ход
событий в желаемом направлении при помощи колдовских обрядов, заклинаний и т. п.
В дальнейшем
приписываемые предмету сверхчувств. свойства стали отделяться от него,
превращаться в самостоят.
существа — «духов»; возникла вера в самостоятельную по отношению к телу «душу»
(анимизм),
создалась возможность удвоения мира на реально существующий и потусторонний,
сверхъесте-
ственный. В процессе разложения родового строя на смену родовым и племенным Р.
пришли
политеистич. Р. раннего классового общества. «Фантастические образы, в которых
первоначально
отражались только таинственные силы природы, приобретают теперь также и
общественные
атрибуты и становятся предста-вителями исторических сил. На дальнейшей ступени
развития вся
совокупность природных и общественных атрибутов множества богов переносится на
одного
всемогущего бога... Так возник монотеизм...» (Э н-г е л ь с Ф., там же,
с. 329).
По своему характеру Р. раннего классового общества это — племенные, а в
дальнейшем нац.-гос. Р.,
в к-рых вероисповедная связь между людьми совпадает с этнич. и политич. связями
(таковы, напр.,
существующие и ныне конфуцианства, синтоизм, индуизм, иудаизм). На более поздней
стадии
историч. развития появляются мировые, или наднациональные, Р.— буддизм (6—5 ви.
до н. э.),
христианства (1 в.) и ислам (7 в.). Они объединяют людей общей веры независимо
от их этнич., язы-
ковых или иолитич. связей. Одной из важнейших отличит.
особенностей таких мировых Р., как христианство и ислам, является монотеизм.
Характерный для
христ. монотеизма своего рода культ абстрактного человека обусловлен отношениями
товарного
произ-ва и связан с таким пониманием человека, в к-ром его реальные социальные
характеристики,
социальное неравенство между людьми, их имущественные, правовые и др. различия
отбрасываются
и «преодолеваются» как несущественные с т. зр. главного отношения, определяющего
сущность
человека,— отношения к богу. Складываются новые формы религ. организации и
религ. отношений
— церковь, духовенство (клир) и миряне; получает развитие теология. Одной из
форм
распространения мировых Р. является миссионерство.
Сущность Р. наиболее глубоко была раскрыта марксизмом, к-рый продолжил и развил
традиции
критики Р. прогрессивной обществ. мыслью (см. Атеизм), подняв эту критику на
качественно новый
уровень. Марксизм объясняет существование Р. реальными обществ.-историч.
отношениями.
Развивая и критически преодолевая фей-ербаховскую антропологизацию Р., марксизм
подчёркивает,
что в основе религ. отчуждения лежит реальное отчуждение человека в обществе, в
к-ром «...ч е л о-
веческая сущность не обладает истинной действительностью» и потому получает
иллюзорное осу-
ществление в боге (Маркс К., там же, т. 1, с. 414).
К. Маркс и Ф. Энгельс связывали преодоление Р. с революц. переустройством
общества на
коммунистич. началах. «Религиозное отражение действительного мира может вообще
исчезнуть
лишь тогда, когда отношения практической повседневной жизни людей будут
выражаться в
прозрачных и разумных связях их между собой и с природой. Строй общественного
жизненного
процесса... сбросит с себя мистическое туманное покрывало лишь тогда, когда он
станет продуктом
свободного общественного союза людей и будет находиться под их сознательным
планомерным
контролем» (Маркс К., там же, т. 23, с. 90).
Земные истоки Р. всё более раскрывались, по мере того как она становилась
предметом науч.
изучения. Многочисл. этнологич. исследования (Э. Тайлор, Дж. Фрейзер, Р. Маретт
и др.),
характеризуя Р. в её элементарных проявлениях, помогли реконструировать историю
возникновения
религ. верований. Изучение древнейших закреплённых в памятниках письменности
религ. текстов
дало обширный сравнит. материал для объяснения сходства мифов, верований и
культов у народов в
разных частях света, к-рое вытекает из сходства форм производств. деятельности,
экономич. быта на
ранних ступенях обществ. развития. Была по-казана связь религ. сознания с
развитием языка и об-
щим культурным развитием древнего мира.
В классовом обществе Р. как элемент социальной структуры выполняет определ.
функции, является
одним из инструментов, при помощи к-рых идеи господствующих классов становятся
господствующими в данном обществе идеями. Р. выступает, т. о., как духовная опо-
ра «превратного
мира», построенного на социальном неравенстве и гнёте. В то же время, будучи
включённой в
борьбу классов, Р. в определ. обстоятельствах может выражать и выражала интересы
и стремления
эксплуатируемых масс; их борьба против эксплуататоров облекалась нередко в форму
борьбы одной
религ.
идеи против другой: «...выступление политического протеста под религиозной
оболочкой есть
явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития...» (Ленин
В. И., ПСС, т. 4, с.
228). Вера в существование бога может формировать различное отношение к
действительности,
обнаруживать себя в различном социальном поведении, к-рое колеблется в
достаточно широких
пределах между мирским служением и монашеской отрешённостью от мира,
экзальтацией и
квиетизмом, примирением с существующим порядком вещей и протестом. Так,
ориентация совр.
религ. идеологии на земные проблемы отражает изменения в сознании широких масс
верующих
трудящихся, к-рые всё больше стремятся к эффективному осуществлению социальной
справедливости на земле путём участия в борьбе за изменение несправедливого
эксплуататорского
мира.
С каждым великим историч. переворотом в обществ. порядках происходил переворот и
в религ.
представлениях людей. Так, ср.-век. католицизм олицетворял собой феод.
разновидность
христианства, в противовес к-рой с развитием капитализма возник протестантизм
как бурж.
разновидность христианства. В свою очередь, и католицизм со 2-й пол. 19 в.
становится на путь при-
способления к условиям бурж. общества. Вместе с тем с эпохи Возрождения получает
всё большее
развитие процесс секуляризации — постепенного падения влияния Р., высвобождения
из-под её
контроля различных сторон обществ. и личной жизни. Особенно большой размах этот
процесс
приобретает в совр. историч. эпоху, в условиях глубоких социальных
преобразований и науч.-тсхнич.
прогресса человечества, когда Р. переживает глубокий и необратимый кризис.
Коммунизм, открывший научно обоснованную перспективу утверждения социальной
справедливости, превративший социализм из утопии в науку и затем в социальную
реальность,
противостоит Р. как реальный гуманизм, не признающий гуманизма утешит. лжи или
самообмана:
«упразднение религии, как иллюзорного счастья народа, есть требование его
действительного
счастья» (Маркс К., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 415). До тех пор
пока Р. сохраняется ещё
в социалистич. обществе, верующим предоставляется возможность свободного
отправления культа.
Так, ст. 52 Конституции СССР гласит: «Гражданам СССР гарантируется свобода
совести, то есть
право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, отправлять
религиозные культы
или вести атеистическую пропаганду. Возбуждение вражды и ненависти в связи с
религ.
верованиями запрещается». Церковь отделена от гос-ва, и оно не вмешивается в
отношения граждан
к Р. и религ. верованиям — в этом воплощён лозунг свободы совести,
отстаивавшийся марксизмом-
ленинизмом на всех этапах его истории. Вместе с тем в социалистич. обществе
создаются условия
для освобождения сознания от религ. воззрений, ведётся науч.-атеистич.
пропаганда. Историч.
практика подтверждает мысль Маркса о том, что «...религия будет исчезать в той
мере, в какой будет
развиваться социализм. Ее исчезновение должно произойти в результате
общественного развития, в
котором крупная роль принадлежит воспитанию» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Об атеизме,
Р. и церкви,
1971, с. 470).
• Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В. И., О Р., Сб., М., 1975; О Р. и церкви. Сб.
высказываний классиков марксизма-
ленинизма, документов КПСС и Сов. гос-ва, M., 19812; Мюллер М., Р. как предмет
сравнит. изучения, Харьков, 1887;
Джемс У., Многообразие религ. опыта, пер. с англ., М., 1910; Леви-Брюль Л.,
Первобытное мышление, пер. с франц., М.,
1930; Тейлор Э. Б., Первобытная культура, пер. с англ., М., 1939; Токарев С. А.,
Р. в истории народов мира, М., 1964;
Левада Ю. А., Социальная природа Р., М., 1965; Общество и Р., М., 1967; Сухов А.
Д., Р. как обществ.
РЕЛИГИЯ 577
феномен, M., 1972; Угринович Д. M., Введение в теоретич. религиоведение, М.,
1973; К p ы в е л е в И. А., История
религий, т. 1—2, М., 1975—76; Р. и церковь в совр. эпоху, М., 1976; Вопросы
истории Р. и атеизма. Сб. ст., т. 1—12—
,М.,1950— 1964—; Вопросы науч. атеизма, в. 1—27—, М., 1966—81—; Фрезер Д. Д.,
Золотая ветвь, пер. с англ., М.,
1980; D u r-с k h e i m E., Les formes elementaires de la vie religieuse, P.,
1912; Weber M., Gesammelte Aufsatze zur
Religionssoziologle, Bd 1—3, Tub., 1921—22s; Handbuch der Religionswissenschaft,
hrsg. v. G. Mensching, B., 1948; Wach J.,
Religionssoziologle, Tub., 195l4; Glasenapp H. v., Die funf gro?en Religionen,
Bd l—2,'Dusseldorf—Koln, 1952—573;
Mensching G., Die Religion. Erscheinungsformen, Strukturtypen und Lebensgesetze,
Stuttg., 1959; Otto R., Das Heilige,
Munch., 1963; Heiler F., Erscheinungsformen und Wesen der Religion, Stuttg.,
1981;LeeuwG.-van der, Einfuhrung in die Pha-
nomenologie der Religion, Darmstadt, 196l2; Wells D. A., God, man and the
thinker: philosophies of religion, ?. ?., 1962;
Steigerwald R., Marxismus— Religion — Gegenwart, B., 1973; см. также лит. к ст.
Атеизм. В. И. Гараджа.
РЕЛЯТИВИЗМ (от лат. relativus — относительный), методология, принцип, состоящий
в метафизич.
абсолютизации относительности и условности содержания познания. Р. проистекает
из
одностороннего подчёркивания постоянной изменчивости действительности и
отрицания относит.
устойчивости вещей и явлений. Гно-сеологич. корни Р.— отказ от признания
преемственности в
развитии знания, преувеличение зависимости процесса познания от его условий
(напр., от биологич.
.потребностей субъекта, его психич. состояния или наличных логич. форм и
теоретич. средств). Факт
развития познания, в ходе к-рого преодолевается любой достигнутый уровень
знания, релятивисты
рассматривают как доказательство его неистинности, субъективности, что приводит
к отрицанию
объективности позна-ния вообще, к агностицизму.
Р. как методологич. установка восходит к учению др.-греч. софистов: из тезиса
Протагора «человек
есть мера всех вещей...» следует признание основой позна-дия только текучей
чувственности, не
отражающей к.-л. объективных и устойчивых явлений. Элементы Р. характерны для
антич.
скептицизма: обнаруживая неполноту и условность знаний, зависимость их от
историч. условий
процесса познания, скептицизм преувеличивает значение этих моментов,
истолковывает их как
свидетельство недостоверности всякого знания вообще. Аргументы Р. философы 16—18
вв. (Эразм
Роттердамский, Монтень, Бейль) использовали для критики догматов религии и
традиц.
основоположений метафизики. Иную роль Р. играет в идеалистич. эмпиризме (Беркли,
Юм, махизм,
прагматизм, неопозитивизм). Абсолютизация относительности, условности и
субъективности
познания, вытекающая из сведения процесса познания к эмпирич. описанию
содержания ощущений,
служит здесь обоснованием субъективизма.
Определ. влияние Р. приобрёл на рубеже 19—20 вв. в связи с филос. осмыслением
революции в
физике. Опираясь на метафизич. теорию познания, игнорируя принцип историзма при
анализе
изменения науч. знания, нек-рые учёные и философы говорили об абс.
относительности знаний (Мах,
Петцольдт), о полной их условности (Пуанкаре) и т. п. Анализируя положение,
сложившееся в
философии и физике, В. И. Ленин писал: «...Положить релятивизм в основу теории
позна-ния, значит
неизбежно осудить себя либо на абсолютный скептицизм, агностицизм и софистику,
либо на
субъективизм» (ПСС, т. 18, с. 139).
Согласно диалектич. материализму, наши знания относительны не в смысле отрицания
объективной
истины, а в смысле признания историч. ограниченности каждого достигнутого уровня
знаний.
Вместе с тем в каждой относит. истине содержатся элементы абс. истины, что
обусловливает
развитие науч. познания.
Р. как принцип понимания истории характерен для субъективно-идеалистич. течений
в бурж.
философии истории. Отрицая объективность историч. знаний, нек-рые теоретики
считают, что
оценки и суждения
578 РЕЛЯТИВИЗМ
историков крайне относительны и отражают их субъективные переживания,
зависимость от определ.
политич. установок, что всякое воспроизведение исторического процесса является
результатом
произвола историка (Арон).
Распространение принципа Р. на область нравств. отношений приводит к этич. Р.,
выражающемуся в
том, что моральным нормам придаётся относительный, полностью условный и
изменчивый характер;
моральный Р. нередко смыкается с аморализмом.
В разных историч. условиях принцип Р. имеет различное социальное значение. В
нек-рых случаях Р.
объективно способствовал расшатыванию отживших социальных порядков, догматич.
мышления и
косности. Чаще всего Р.— следствие и выражение кризиса общества, попытка
оправдания утраты
историч. перспективы в его развитии.
• Ойзерман Т. И., Главные филос. направления, М., 1971; Парамонов Н. 3., Критика
догматизма, скептицизма и Р., М.,
1973; Wein H., Das Problem des Relativismus, B., 1950.
РЕМКЕ (Rehmke) Йоханнес (1.2.1848, Эльмсхорн,— 23.12.1930, Марбург), нем.
философ-идеалист,
представитель имманентной философии. Критикуя материализм, наивный реализм и
философию
Канта за допущение «вещи в себе», Р. считал, что познаваемое, действительность
непосредственно
даны сознанию, имманентны ему (см. «О достоверности внешнего мира для нас», в
сб. «Новые идеи
в философии», в. 6, 1913, с. 81). С этой позиции Р. отвергал противопоставление
субъекта и объекта,
характерное, по его мнению, для всей предшествующей философии. Философия как
осн. наука
исходит, по Р., из признания логич. примата всеобщего над единичным. В этике,
отвергая категорич.
императив Канта, Р. понимает нравственность как самоотверженную любовь к др.
людям.
Философия Р. была подвергнута критике В. И. Лениным в «Материализме и
эмпириокритицизме».
Последователи Р. создали в 1919 об-во его имени, издававшее журн.
«Grundwissenschaft» (1919—37).
И Philosophie als Grundwissenschaft, Lpz., 19292; Grundriss der Geschichte der
Philosophie, Fr./M.— Bonn, 19655; в рус.
пер,— Душа человека, СПБ, 1906.
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960,
с. 136—42; Т r o b e r g G., Kritik der
Grundwissenschaft J. Rehmkes, Munch., 1941.
PEHАH (Benan) Жозеф Эрнест (27.2.1823, Трегье, Кот-дю-Нор,—2.10.1892, Париж),
франц.
философ, писатель, историк религии, филолог-востоковед. В 1845 под влиянием
тюбингенской
школы отказался от духовной карьеры и приступил к созданию истории религ.
верований. В первом
науч. труде «Сравнит. история семитич. языков» («Histoire generale et Systeme
compare des langues
semitiques», 1855) P. использовал достижения филологии для изучения характера и
истории древних
народов. В последующих работах Р. стремился осуществить достоверную
реконструкцию историч.
прошлого на основании всей совокупности частных историч. свидетельств. Общая
скептич. и
агностич. позиция привела Р. к эклектич. позитивизму и произвольной
интерпретации историч.
материала. После путешествия по Сирии, Ливану и Палестине Р. написал «Жизнь
Иисуса» (1863, рус.
пер. 1906), где в лит. форме осуществил историзацию образа Христа в соответствии
с принципами
франц. деизма 18 в. и под влиянием работы Д. Штрауса «Жизнь Иисуса». Изображение
Иисуса
Христа исторически существовавшим проповедником, макс. очищение евангельских
легенд от
сверхъестественного, сентиментальная идеализация осн. персонажей Нового завета
характеризуют Р.
как представителя историч. школы бурж. свободомыслия, а «Жизнь Иисуса» как
«церковно-
исторический роман» (см. Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 22,
с. 469, 473).
Признавая полезность религ. веры для поддержания основ существующего порядка, Р.
пытался
спасти от разрушит. критики осн. идеи и догматы христианства. Политич. идеалом
Р. было элитарное
обще-
ство с олигархия, правлением «мыслящей аристократии».
• Oeuvres completes, v. 1 — 10, P., [1947—61]; в рус. пер — Собр. соч., т. 1—12,
К., [1902—03]; Будущее науки, т. 1-2, К.,
[1902]; История первых веков христианства, т. 1—7, СПБ, [1907].
• Chadbourne R. M., E. Henan, N. Y., [1968]; P e y-r e H., Sagesse de Renan, P.,
1968; Dupont-SommcrA., Ernest Renan et ses
voyages, P., 1973; W i n l i n g: R Pofmy et Renan, Lilie — P., 1975.
РЕНУВЬЕ (Renouvier) Шарль (1.1.1815, Монпелье, -1.9.1903, Прад), франц. философ-
идеалист,
лидер франц. неокантианства (неокритицизма). В. И. Ленин охарактеризовал его
философию как
«...соединение феноменализма Юма с априоризмом Канта» (ПСС, т. 18, с. 221). В
качестве исходного
пункта философии Р. выдвигал реальность фактов сознания как нечто самоочевидное.
Р. отрицал
существование «вещей в себе» и рассматривал их как явления. Следуя феноменализму
Юма, он
считал, что опыт есть совокупность явлений, а отношение мышления и бытия —
принципиальная
координация субъекта и объекта познания. Продолжая линию априоризма Канта и
делая акцент на
проблемах прак-тич. разума (свободы, нравств. ответственности и др.), Р. строил
систему категорий,
в к-рой центр. место занимает категория отношения. В более поздних работах его
философия
сближается с этич. персонализмом и основывается на утверждении свободного
творчества множества
духовных существ — личностей. Идеалы свободы и нравств. совершенства, согласно
Р., неразрывно
связаны с верой в бога. Философия Р. оказала влияние на формирование франц.
персонализма.
• Essais de critique generale, v. 1—4, P., 1854—64; Esquisse d'une
classification systematique des doctrines philosophiques, v.
1—2, P., 1885—86; Le personnalismc, P., 1903.
• Лапшин И. И., Неокритицизм Шарля Р., в сб.: Новые идеи в философии, № 13, СПБ,
1914; История философии, т. 3, ?
1959, с. 481—85; Verneaux R., L'idealisme de Renouvier, P., 1945.
РЕПРЕЗЕНТАТИВНОСТЬ (от франц. representatif — показательный, характерный),
представительность, мера возможности восстановить, воспроизвести представление о
целом по его
части или мера возможности распространить представление о части на включающее
эту часть целое.
Понятие Р. широко используется в практике эмпирич. исследований в рамках т. н.
выборочного
метода, когда обследование целого (генеральной совокупности) сводится к
обследованию части
(выборки или выборочной совокупности) с последующим распространением результатов
обследования выборки на генеральную совокупность. Здесь Р. выступает как понятие
формальное и
выражается обычно через величину и границы интервала (называемого доверит.
интервалом), в к-ром
с заданной степенью достоверности (или, как говорят, с заданной доверит.
вероятностью) может
оказаться определ. числовая характеристика генеральной совокупности. Величина и
границы
доверит. интервала поддаются расчёту и зависят от объёма генеральной
совокупности, объёма
выборки, способа отбора, задаваемой априори степени достоверности (доверит.
вероятности), способа расчёта обследуемой характеристики и её значения для
выборочной совокуп-
ности. Изучением подобных зависимостей занимается формальная теория Р.,
разрабатываемая в
рамках одного из разделов математич. статистики — теории выборочного метода.
• Вентцель Е. С., Теория вероятностей, М., I9604; К о к p e н У., Методы
выборочного исследования, пер. с англ., М.,
1976.
РЕФЕРЕНТНАЯ ГРУППА (от лат. refero — отношу, связываю, сопоставляю), эталонная
группа,
представленная в сознании индивида группа людей, нормы и ценности к-рой
выступают для него
эталоном. Понятие «Р. г.» возникло для описания и объяснения того факта, что в
своём поведении
люди ориентируются не только и не столько на ту группу, к к-рой фактически
принадлежат, но на ту,
к к-рой сами себя относят для сравнит. оценки своих достижений и статуса. Для
индивида Р. г. может
выступать как стандарт для само-
оценки (компаративные Р. г.) и как источник его установок, норм и ценностей
(нормативные Р. г.).
Р. г. может совпадать или не совпадать с группой, к к-рой принадлежит индивид.
Различают также
«реальные» и «вымышленные», «позитивные» и «негативные» Р. г. (напр., из-за
неприязненного
отношения к «Р. г. учителей» ребёнок иногда поступает вопреки их требованиям).
Как правило, у индивида бывает неск. Р. г. С возрастом число их увеличивается, в
зависимости от
содержания решаемой проблемы человек обращается к разным Р. г., нормы к-рых
могут
взаимоподкрепляться, не пересекаться или вступать в противоречие. Последнее
ведёт к
внутриличностным конфликтам, а иногда и к психич. заболеваниям. С возникновением
новых Р. г.
прежние могут сохранять своё влияние.
Теория Р. г. изучает их типы, факторы и причины образования. Одна из гл. её
проблем — изучение
детерминант выбора индивидами тех или иных Р. г.
Концепция Р. г. используется при изучении формирования личности и социальной
регуляции
поведения индивида («предвосхищающая социализация», напр., объясняется тем, что
индивид
заранее усваивает нормы и ценности той группы, членом к-рой надеется стать); при
анализе
взаимосвязи менаду объективным положением человека в социальной структуре и его
субъективным
представлением об этом, для исследования причин возникновения нек-рых
межиндивидуальных и
вну-триличностных конфликтов и т. п. Изучение Р. г. индивидов важно для
оптимизации воспитат.
работы, предупреждения преступности, повышения эффективности пропаганды.
• Социология сегодня, пер. с англ., М., 1965; III и б у т а-н и Т., Социальная
психологич. пер. с англ., М., 1969; Яковлев
А. М., Преступность и социальная психологич. М., 1971; Метревели В. Г., К
вопросу о теории Р. г. в совр. бурж.
социологии, «Социологич. исследования», 1975, № 4; О л ьш а н с к и й В. Б.,
Группа присутствия и эталонная группа, в
кн.: Социальная психологич. М., 1975; К о н И. С., Психология юношеского
возраста, М., 1979; Социальная психология
личности, М., 1979; Щедрина Е. В., Референтность как характеристика системы
межличностных отношений, в кн.: Пси-
хологич. теория коллектива, М., 1979; Андреева Г. М., Социальная психологич. М.,
1980; Merton R. К., Social theory and
social structure, Glencoe, 19682.
РЕФЛЕКСИЯ (от позднелат. reflexio — обращение назад), принцип человеч.
мышления,
направляющий его на осмысление и осознание собств. форм и предпосылок;
предметное
рассмотрение самого знания, критич. анализ его содержания и методов познания;
деятельность
самопознания, раскрывающая внутр. строение и специфику духовного мира человека.
Различают три вида Р.: элементарная Р., приводящая к рассмотрению и анализу
знаний и поступков,
к размышлению об их границах и значении; науч.Р.— критика и анализ теоретич.
знания,
проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приёмов, к-рые
свойственны данной
области науч. исследования; фи-лос. Р.— осознание и осмысление предельных
оснований бытия и
мышления, человеч. культуры в целом.
Как форма познания Р. есть не только критич., но и эвристич. принцип: она
выступает как источник
нового знания. Р. полагает в качестве своего предмета само знание о нем.
Как особая проблема Р. стала предметом обсуждения ещё в др.-греч. философии.
Сократ выдвинул на
первый план задачу самопознания, предмет к-рого — духовная активность в её
познават. функции. У
Платона и Аристотеля мышление и Р. толкуются как атрибуты, изначально присущие
демиургу,
божеств. разуму, в к-ром обнаруживается единство мыслимого и мысли. Подобная
трактовка Р.
перешла через неоплатонизм в ср.-век. философию, где Р. преим. толковалась как
отражённая в
логосе миротворч. активность божества. В новое время трактовка Р. связана с
проблемами филос.
обосно-
РЕФЛЕКСИЯ 579
вания науч. знания. У Декарта Р. выступает в качестве способа постижения
непосредственно
достоверных основоположений сознания. Кант трактовал подлинную Р. как отнесение
знаний и
представлений к соответствующим познават. способностям: Р. определяет источники
познания
(рассудок или чувств. созерцание), к-рые формируют понятия или представления. У
Гегеля Р.
мирового духа выступает движущей силой его развития, внутр. формой историч.
самосознания и са-
моразвития культуры.
Для бурж. философии 20 в. характерны, с одной стороны, абсолютизация Р. как
универс. способа
анализа сознания (феноменология), а с другой — негативное толкование Р. как
источника
неадекватного самопознания человека (экзистенциализм).
К. Маркс и Ф. Энгельс, отвергая метафизич. и идеа-листич. трактовки Р., понимали
филос. Р. как
осознание предметно-практич. отношения человека к миру. При этом философия
выступает как Р.,
направленная на раскрытие всеобщих «сущностных сил» человека и человечества. См.
Философия.
• Маркс К., Экономическо-филос. рукописи 1844 года, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 42; M a p к с К. и Энгельс Ф.,
Нем. идеология, Соч., т. 3; К а н т И., Критика чистого разума, Соч., т. 3, М.,
1964, с. 314—19; Гегель Г. В. Ф.,
Энциклопедия филос. наук, т. 1, М., 1974, с. 206, 256—66, 268—69, 281—82;
Лекторский В. А., Субъект, объект,
познание, М., 1980, гл. 4; G u n t h e r H. R., Das Problem des
Sichselbstverstehens, B., 1934; Litt T h., Die Selbsterkenntnis
des Menschen, Hamb., 19482; Wagner H., Philosophie und Reflexion, Munch.— Basel,
1959.
РЕФОРМА (франц. reforme, от лат. reformo — преобразовываю), преобразование,
изменение,
переустройство к.-л. стороны обществ. жизни (порядков, институтов, учреждений),
не
уничтожающее основ существующей социальной структуры. С формальной т. зр. под Р.
подразумевается нововведение любого содержания. Однако в политич. практике и
политич. теории Р.
обычно называют более или менее прогрессивное преобразование, известный шаг к
лучшему (см. В.
И. Ленин, ПСС, т. 15, с. 107).
В условиях антагонистич. общества Р., поскольку она имеет вынужденный характер
(уступка со
стороны господствующего класса своему классовому противнику), двойственна и по
содержанию, и
по влиянию, к-рое она оказывает на ход социальных процессов. С одной стороны, Р.
есть реальный
шаг вперёд, улучшающий в том или ином отношении положение трудящихся,
предпосылка для
дальнейшей их борьбы, с другой — Р. является «...предохранительной реакцией, т.
е.
предохраняющей правящие классы от падения мерою...» (там же, т. 7, с. 209);
правящие классы
соглашаются на Р., чтобы ослабить напор революц. сил, направить его в русло
заурядного
реформаторства и сохранить своё господство. Противоречивый характер Р.
подтверждается, напр.,
всей историей социального законодательства капитализма. В развитых бурж. странах
организованная
борьба рабочего класса привела к серии Р., улучшивших положение трудящихся.
Вместе с тем
успехи рабочего движения сопровождались ростом реформистских иллюзий,
распространением
влияния социал-демократов (см. Реформизм). Комму-нистич. партии, поддерживая
непосредственные, ближайшие требования трудящихся, выступают за доведение их
борьбы до
коренного переустройства общества.
Соотношение Р. и революции — одна из важнейших теоретич. и практич. проблем
междунар.
рабочего движения, мирового революц. процесса в целом. Принципиальное отличие
реформистского
пути от революционного заключается в том, что при первом власть остаётся в руках
прежнего
правящего класса, а при втором власть переходит в руки нового класса. Имея в
виду указанное
различие, В. И. Ленин писал: «Понятие ре-
580 РЕФОРМА
формы, несомненно, противоположно понятию революции; забвение этой
противоположности,
забвение той грани, которая разделяет оба понятия, постоянно приводит к самым
серьезным
ошибкам... Но эта противоположность не абсолютна, эта грань не мертвая, а живая,
подвижная грань,
которую надо уметь определить в каждом отдельном конкретном случае» (там же, т.
20, с. 167).
Ленин боролся как против реформистов, ревизионистов, к-рые «забывают» эту грань,
так и против
догматиков, сектантов, которые метафизически противопоставляют Р. революции и
принижают роль
борьбы за Р. Значение Р. в революц. процессе определяется сложным переплетением
объективных и
субъективных факторов, среди к-рых первое место занимает соотношение классовых
сил как в
междунар. масштабе, так и в рамках каждой страны. В зависимости от него возможны
два осн. пути
революц. преобразований: мирный и немирный. В свою очередь, в зависимости от
того, по какому
пути пойдёт революция, Р. играют существенно различную роль.
В условиях немирного развития революции роль и значение Р. совершенно точно
описываются
формулой Ленина: «...реформы, как побочный продукт революционной классовой
борьбы
пролетариата» (там же, т. 15, с. 108). Практически это означает, что рабочий
класс и его партия
ориентируются на непосредств. осуществление радикальных политич. и социально-
эко-номич.
преобразований. Борьба за те или иные Р. прежде всего выступает как средство
подготовки политич.
революц. армии, создания, укрепления классовых орг-ций, воспитания пролет.
сознания. Если
революция побеждает, Р. осуществляются как её «побочный продукт», если же
революция терпит
поражение, то характер и значимость вырванных у господствующего класса уступок
определяются
размахом и глубиной революц. борьбы.
В условиях мирного перехода к социализму формула о Р. как «побочном продукте»
уже не отражает
всех особенностей революц. процесса. «В новой исторической обстановке,—
говорится в Программе
КПСС,— рабочий класс многих стран еще до свержения капитализма может навязать
буржуазии
осуществление таких мер, которые, выходя за пределы обычных реформ, имеют
жизненное значение
как для рабочего класса и развития его дальнейшей борьбы за победу революции, за
социализм, так и
для большинства нации» (1976, с. 37). Мирный путь к социализму предполагает ряд
переходных
этапов, промежуточных мер, «комбинированных типов» (В. И. Ленин), экономич. и
политич.
организации, посредством к-рых будут ограничиваться власть монополий,
укрепляться анти-
монополистич. коалиция, происходить изменения в самой структуре общества. Борьба
за такие
глубокие Р. выступает как важное средство активизации масс, постепенного подрыва
позиций
господствующего класса, как особая форма революц. процесса. Такие, выходящие за
пределы
обычных, Р. рассматриваются как совокупность постепенных коренных
преобразований, к-рые, хотя
и не «вводят» социализм, но уже непосредственно затрагивают основы капиталистич.
строя, от-
крывают социалистич. перспективу.
Принципиальное отличие такой позиции от реформистской заключается в том, что
коммунисты не
отрывают борьбу за Р. от борьбы за политич. власть и за коренные революц.
преобразования при
помощи этой власти. Смысл политики коммунистов в том и состоит, чтобы не ждать
пассивно
революц. ситуации, а постоянно бороться за демократич. цели, достижение к-рых
ведёт к усилению
социалистич. сил и создаёт почву для относительно мирного взятия власти рабочим
классом. При
таком развитии событий Р.— существ. элемент самого революц. процесса, практич.
выражение
сочетания борьбы за демократию с борьбой за социализм.
С победой социализма противоположность Р. и революции снимается окончательно.
Отсутствие
классовых антагонизмов ведёт к тому, что сдвиги в обществ. отношениях как
правило
осуществляются путём более или менее постоянного изменения, развития,
совершенствования
существующих порядков.
• Ленин В. И., Письмо «Северному союзу РСДРП», ПСС, т, 6; его же, Еще о думском
министерстве, там же, т. 13; его
же, Итоги выборов, там же, т. 22; его ж с, Возрастающее несоответствие, там же;
его же, Марксизм и реформизм, там
же, т. 24; е г о ж е, О значении золота теперь и после полной победы социализма,
там же, т. 44; А г а е в С. Л., В. И. Ле-
нин о соотношении Р. и революции, «Рабочий класс и совр. мир», 1974, № 1; Красин
Ю. А., Революц. процесс и
реформы, «ВФ», 1977, № 9; е г о ж е, О революц. преобразованиях переходного
типа, «ВФ», 1981, № 4; Шадрин Э. И., Р.
и революция как социальные явления и категории обществ. развития, в кн.:
Проблемы перехода к новому качеству в
обществ. развитии, Межвузовский сборник научных трудов, в. 167, Ярославль, 1977;
Карякин Ю. ?., ? л и м а к В. Г., О
формах революц. борьбы за социализм, в кн.: Ленин как поли-тич. мыслитель, М.,
1981. А. Е. Бовин.
РЕФОРМАЦИЯ (от лат. reformatio — преобразование, исправление), разнородное
социально-
политич. и идео-логич. движение 16—17 вв., охватившее большинство стран Зап. и
Центр. Европы и
направленное против ср.-век. католич. церкви как «...наиболее общего синтеза и
наиболее общей
санкции существующего феодального строя» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 7, с.
361). В узком смысле Р. — пересмотр осн. догматов католицизма, к-рый привёл к
возникновению
нового направления христианства — протестантизма. Р. явилась следствием
вырождения
католицизма как господствующего мировоззрения, признания его неспособности
осуществить осн.
замысел ср.-век. религ. культуры — организовать земную жизнь людей как
подготовку к «царствию
небесному».
Необходимость широкой церковной реформы обсуждалась задолго до Р. Обожествление
папы,
индульгенции, злоупотребления духовенства, чрезмерное развитие обрядности в
ущерб внутреннему
содержанию, «благочестивые обманы» обнаруживали в глазах современников духовный
крах рим.
католич. церкви. Вселенские соборы 14—15 вв. (особенно Констанцский и
Базельский) стремились к
исправлению церкви «во главе и членах», но попытки её внутр. реформирования не
удались.
Начавшаяся в 16 в. протестанская Р. выступила с лозунгом не исправления
католицизма, а борьбы с
ним.
Р. была подготовлена выступлениями Дж. Уиклифа и Я. Гуса. Идейное оформление она
получила в
учениях М. Лютера, У. Цвингли, Ж. Кальвина, представлявших бюргерско-бурж.
направление Р., и Т.
Мюнцера, вождя народной Р. Объявляя причиной Р. «порчу церкви», идеологи Р.
видели её в
искажении учения Христа и целью Р. считали возвращение к «истинному»
христианству
апостольских времён. Чтобы очистить веру от историч. наслоений, они призывали
проверить
священное предание Священным писанием, авторитет Библии противопоставить
авторитету церкви и
сохранить только те таинства, догматы и обряды, к-рые основаны на Библии.
Совершив эту
проверку, Р. признала два таинства из семи, отменила поклонение святым, обязат.
посты и
большинство церковных праздников.
Важнейшая идея Р. — необходимость личной ответственности человека перед богом
без посредства
церковной иерархии. В обществ. сознании 16—17 вв. католич. церковь выступала как
насильств.
власть, пытающаяся организовать рслиг. жизнь человека по образцу формально-
юридич. отношений
и обещающая спасение «добрыми делами», т. е. в следовании предписанному способу
поведения. По
мнению идеологов Р., спасение достигается не «добрыми делами», а чистосердечным
раскаянием и
верой. В силу божеств. предопределения воли существуют непосредственное,
персональное
отношение каждого человека к богу, личная вина и личная ответственность. Церковь
не способна
приблизить человека к богу и не должна стремиться опосредо-вать и нивелировать
их отношения.
Переосмысление роли церкви в деле человеч. спасение связано с изменениями в
понимании
отношения природы и духа. Католич. догматика основана на признании того, что в
нек-рых
природных вещах божеств. дух воплощается в большей мере, чем в прочих (святые
дары, мощи,
чудотворные иконы и др.). Реформаторское сознание отменяет это разделение вещей
на священные и
несвященные; священное — не вещь, к-рую можно дать, продать (индульгенции),
отнять, завоевать
(крестовые походы). Это воззрение чётко проявилось в дискуссии о таинстве
евхаристии (причастия).

<<

стр. 61
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>