<<

стр. 62
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Согласно учению римско-католич. церкви, Христос субстанциально присутствует в
святых дарах.
Согласно Лютеру, присутствие Христа воспринимается лишь верою в него, а
отсутствие веры
отнимает у святых даров их благодатную силу.
Отвергая рукоположение как таинство передачи особой (апостольской) благодати
священнослужителям, теоретики Р. развивают учение о всеобщем священстве. Они
утверждают, что
божеств. благодать равно даётся всем в таинстве крещения. Нет принципиальной
разницы между
мирянами и духовенством. Церковь — это община верующих, союз братьев во Христе,
а не
вселенская, почти космич. иерархия, мистически связывающая небо и землю. Поэтому
церковная
организация должна строиться на началах общинного самоуправления, а не иерархич.
подчинения.
Р. привела к религ. войнам за свободу совести, в результате к-рых в ряде европ.
государств
утвердились бурж. религ. и политич. свободы. Но эпоха Р. поняла свободу совести
прежде всего как
свободу от авторитета церкви, и её ближайшим результатом была замена авторитета
церкви
авторитетом гос-ва. Р. отвергла принципы католич. теократизма и централизма,
государства были
освобождены от церковной опеки, а сама религия стала орудием гос. власти.
Немецкая Р. нашла своё продолжение в Нидерландской (16 в.) и Английской (17 в.)
революциях, в
ходе к-рых получили развитие идеи терпимости, отделения церкви от государства и
мирского
призвания христианина. Р. оказала серьёзное влияние на развитие со-циально-
критич. мышления,
филос. теорий самосознания, раннобурж. идеала «правового государства» и новых,
предпринимательских, ориентации в хоз. практике,
• Энгельс Ф., Крест. война в Германии, Соч., т. 7; е г о же, К «Крест. войне»,
там же, т. 21; е г о же, Заметки о Германии,
в кн.: Архив Маркса и Энгельса, т. 10, ?., 1948, с. 343— 346; Б е ц о л ь д Ф.,
История Р. в Германии, пер. с нем., т. 1 —
2, С.ПБ, 1900; Источники по истории Р., в. 1—2, М., 1906—07; Ш т е ? н Л.,
Идеологич. и политич. роль Р. в прошлом и
настоящем, в сб.: Ежегодник герм истории 1968, М., 1969; Weber M., Die
protestantische Ethik und der Geist des Kapita-
lismus, Munch., 1907; R i t s с h l O., Dogmengeschichte des Protestantismus, Bd
1—4, Lpz., 1908—27; Dilthey W., Auffassung
und Analyse des Menschen im 15. und 16. Jahrhundert, в его кн.: Gesammelte
Schriften, Bd 2, Lpz., 1921; Troeltsch E.,
Protestantisches Christentum und Kirclie in der Neuzeit, n <:6,: Die Kultur der
Gegenwart, Tl l, Abtheilung 4, H. l — 2, Lpz.,
1922; Hanke L., Deutsche Geschichte in Zeitalter der Reformation, W., 1960; С h
a d w i с k O., The Reformation, Grand Rapids
(Michigan), 1965; Merle d' A u b i g n e J. H., Histoire de la Reformation en
Europe au temps de Calvin, t. l—8, Osnabruck,
1968; С o u r v o i s i e r .T., De la reforme au prote-stantisme, P., 1977; см.
также лит. к статьям Лютер, Кальвин.
Т. Н. Панчеко.
РЕФОРМИЗМ в рабочем движении, политич. течение, к-рое отрицает необходимость
классовой
борьбы, социалистич. революции, выступает за сотрудничество классов и надеется с
помощью серии
реформ, проводимых в рамках бурж. законности, превратить капитализм в общество
«всеобщего
благоденствия» и социальной справедливости.
Р. возник в последней четв. 19 в., когда под влиянием успехов рабочего движения
и развития бурж.
демократии ряд с.-д. деятелей выступил с требованием ревизовать марксизм и взять
курс на
реформирование, улучшение бурж. общества, на постепенное «врастание»
РЕФОРМИЗМ 581
в социализм (Э. Бернштейн, Г. Фольмар, А. Мильеран и др.) Несмотря на борьбу
против
бернштейнианства, к-рую вели в еврои. с.-д. партиях марксисты, сдача позиций
реформизму
приобретала всё более широкий, хотя зачастую и не явно выраженный, характер. Из
крупных
политич. орг-ций, входивших во 2-й Интернационал, только руководимая В. И.
Лениным боль-
шевистская партия последовательно отстаивала рево-люц. линию в рабочем движении.
После ???. революции 1917 и окончания 1-й мировой войны противоборство марксизма
и Р. стало
борьбой между двумя организационно оформленными политич. течениями рабочего
движения.
Революц. крыло было представлено Коминтерном, реформистское — Бернским и 21/2-м
Интернационалами, а затем, после их слияния в 1923,— Социалистич. рабочим
интернационалом.
Эволюция с.-д. партий в период между мировыми войнами — это движение от
словесного признания
марксизма к антимарксизму. После 2-й мировой войны Р. переходит на путь окончат.
и полного
разрыва с марксизмом, зафиксированный в новых программах осн. европ. с.-д.
партий (1958—61).
Офиц. доктрина совр. Р., провозглашённая в декларации Франкфуртского (1951)
конгресса
Социалистич. интернационала и противопоставляемая науч. коммунизму, марксизму-
ленинизму,—
«демократический социализм». Теоретич. корни «демократич. социализма» восходят к
неоканти-
анству с его проповедью «этического социализма».
С т. зр. теоретиков совр. Р. социализм — не закономерный продукт естеств.-
историч. развития, а
нравств. идеал, равно доступный представителям всех слоев общества. Социалистич.
преобразование
общества рассматривается как моральная проблема воспитания людей в духе «вечных»
ценностей
социализма. Соответственно Р. отвергает революц. методы воздействия на обществ.
развитие.
Реформа как антитеза революции остаётся основой реформистского мышления. С т.
зр. Р. социализм
может возникнуть только «демократически», т. е. в результате суммы политико-
экономич. и
особенно культурно-воспитат. мероприятий, осуществляемых с.-д. и даже бурж. пр-
вами; социализм
может существовать только как «демократия», т. е. как гармо-нич. единство всех
социальных групп,
включая капиталистов,— таково кредо Р. Несмотря на то, что в документах,
программных
заявлениях с.-д. партий встречаются упоминания о социализме, содержание этого
понятия
становится всё более неопределённым, расплывчатым.
Стремление эклектически соединить «кусочки» капитализма и «кусочки» социализма
определяет
двойственность, половинчатость практич. политики реформистских, с.-д. партий. Ни
в одной стране,
где лидеры с.-д. партий возглавляли и возглавляют правительства, не сделано
ничего для подрыва
основ капитализма. Совр. Р. правых социалистов по существу направлен на
модернизацию
капитализма, его приспособление к новым историч. условиям.
. Реформистские политич. партии и тесно связанные с ними реформистские профсоюзы
сыграли и
играют опре-дел. роль в повышении жизненного уровня, улучшении социального
положения
трудящихся. Это обеспечивает им массовую поддержку во многих развитых капитали-
стич. странах.
Реформистские с.-д. партии, объединённые в Социалистич. интернационал,
насчитывали (с учётом
коллективного членства) ок. 15 млн. чел. (1980). В конце 1981 с.-д. деятели
возглавляли пр-ва или
входили в кабинеты 17 стран. В 70-х гг. активизировалась деятельность
Социалистич.
интернационала в Азии, Африке и Лат. Америке.
Исходя из того, что продвижение к социализму невозможно без преодоления раскола
рабочего
движения, коммунистич. партии, критикуя правооппортунистич.
582 РЕЧЬ
идеологию и политику Р., выступают за конструктивный, свободный от предубеждений
диалог
между коммунистами и социалистами, за широкое сотрудничество с социал-
демократами.
Осн. препятствием для единства действий революц. и реформистского течений
рабочего движения
служит антикоммунизм правых лидеров социал-демократии. Именно антикоммунизм,
равно как и
фактич. исчезновение грани между с.-д. и либерально-бурж. воззрениями, вызвали
идейно-лолитич.
кризис социал-реформизма, к-рый углубился в результате хронич. неустойчивости
капиталистич.
экономики со 2-й пол. 70-х гг. В условиях этого кризиса внутри мн. реформистских
партий, при
сохранении общего курса на классовое сотрудничество с буржуазией, усилилась
дифференциация и
идейное брожение, активизировались левые группы. Произошли позитивные сдвиги в
позициях с.-д.
руководства по ряду важных междунар. проблем. С меньшей настойчивостью стало
подчёркиваться
враждебное отношение с.-д. партий к единству действий с коммунистами.
В совр. условиях коммунисты «... приветствуют успехи в развитии сотрудничества
коммунистических и со-циалистич. или социал-демократич. партий, достигнутые в
ряде стран и в
междунар. плане. Они считают, что коренные интересы рабочего класса и всех
трудящихся требуют
преодоления преград, стоящих на пути сотрудничества и осложняющих борьбу
трудящихся против
монополистического капитала, против реакционных и консервативных сил»
(Конференция
коммунистич. и рабочих партий Европы, М., 1977, с. 21).
• Маркс К. иЭнгельс Ф., Циркулярное письмо А. Бебелю, В. Либкяехту, В. Бракке и
др., Соч., т. 19; Ленин В. И.,
Марксизм и ревизионизм, ПСС, т. 17; его же, Р. в рус. социал-демократии, там же,
т. 20; его ж е, О нек-рых
особенностях историч. развития марксизма, там же, т. 20; его же, Марксизм и Р.,
там же, т. 24; е г о ж е, Крах II Ин-
тернационала, там же, т. 26; его же, Пролет, революция и ренегат Каутский, там
же, т. 37; Программные документы
борьбы за мир, демократию и социализм, М., 1961; Междунар. совещание
коммунистич. и рабочих партий. Документы и
материалы, М., 1969; Полянский Ф. Я., Критика реформистских концепций совр.
капитализма, М., 1975; Критика совр.
бурж. и реформистских фальсификаторов марксизма-ленинизма, М., 1980; Социал-
демократич. и бурж. Р. в системе
гос.-монополи-стич. капитализма, М., 1980. А. Е. Бовин.
РЕЧЬ, речевая деятельность, общение, опосредствованное языком; один из видов
коммуникативной
деятельности человека. Р. возникла в коллективе как средство координации
совместной трудовой
деятельности и как одна из форм проявления возникающего сознания. В науч. лит-ре
существуют
противоречивые взгляды на сущность и функции Р.: Б. Кроче считает Р. средством
эмоционального
выражения; О. Дитрих, К. Яберг, К. Фосслер приписывают Р. две осн. функции —
выражения и
коммуникации. Для А. Марти, П. Вегенера Р. — только средство воздействия. К. Бю-
лер выделяет
функции выражения, обращения и сообщения. Сов. психологи указывают на две осн.
функции языка
(Р.): функцию средства, орудия общения (коммуникации) и функцию средства
обобщения, орудия
мышления. Выделяются также функции выражения, воздействия, указательная и др. Р.
как
психологич. явление обычно понимается как особый вид деятельности (наряду с
трудовой,
познавательной, мнемической и др.) и как речевые действия или операции,
включённые в
перечисленные виды деятельности; в этом смысле Р. соотносится с такими
категориями, как
мышление, память и т. п. Р. — одна из высших психич. функций человека. В
психофизиологич.
организации Р. есть полностью автоматизированные компоненты, но есть и
осознаваемые
(осознаётся содержание, а также иногда словесный состав, грамматика и даже
звуковая сторона Р.):
характер осознания зависит от типа Р., уровня развития речевых умений
говорящего, социальной
ситуации и др. факторов.
Можно выделить собственно Р. (или «внеш.» Р.), к-рая имеет коммуникативную
направленность, т. е.
ориентирована на понимание др. людьми с целью воздействия на их сознание и
деятельность, а также
на социальное взаимодействие, и внутр. Р., к-рая есть в сущности общение
человека с самим собой
для постановки и решения той или иной познават. задачи. Ориентированность внутр.
Р. на познават.
задачи ведёт к использованию в ней разного рода вспомогат. средств (образы,
схемы и т. д.) и
возникновению специфич. закономерностей синтаксич. строения внутр. Р., впервые
описанных Л. С.
Выготским. Внутр. Р. отличается от внутр. прого-варивания (Р. «про себя»,
беззвучная Р.) и внутр.
программирования (создание плана будущего высказывания или цепочки
высказывании). Внутр. Р.
генетически восходит к собственно Р.: лишь использование Р. для общения делает
возможным (как в
филогенезе, так и в онтогенезе) использование её для познания. Собственно Р.
(«внеш.» Р.)
разделяется на диалогич. и монологич. Р.; генетически первичной является
диалогич. Р.
Оставаясь коммуникативной, «внеш.» Р. может выполнять в то же время различные
дополнит.
функции, напр. поэтическую (Р. как орудие общения посредством иск-ва),
магическую
(«воздействие» на реальный мир с помощью слова), номинативную (Р.-наименование),
диакритическую (Р., непосредственно включённая в речевую ситуацию и используемая
лишь для её
уточнения и дополнения неречевых действий) и т. п.
• Волошинов В. Н., Марксизм и философия языка, Л., 19302; Выготский Л. С., Избр.
психологич. исследования, М., 1956;
Жинкин Н. И., Механизмы Р., М., 1958; Соколов А. Н., Внутр. Р. и мышление, М.,
1968; Ле-онтьев А. А., Язык, Р.,
речевая деятельность, М., 1969; Основы теории речевой деятельности, М., 1974; В
u h l e r К., Sprachtheorie, Jena, 1934.
РЕШЕНИЕ, процесс и результат выбора цели и способа действий. В психологии
принятие Р.
традиционно рассматривается как этап волевого акта. Продуктивный процесс
принятия Р. включает в
себя появление психич. новообразований в виде новых целей, оценок, мотивов,
установок, смыслов.
Детерминистич. исследование волевых актов в сов. психологии (Л. С. Выготский, А.
Р. Лурия, A.B.
Запорожец, Д. Н. Узнадзе) связано с изучением их историч., онтогенетич. и
функционального
развития.
Формальная (математич.) теория принятия Р. (Дж. фон Нейман, О. Моргенштерн), в
к-рой Р.
называется любой акт выбора из заданного количества альтернатив по заданному
критерию, широко
используется в социологии, психологии, психофизике, физиологии. Психо-логич.
реальность
принятия Р. может не совпадать со схемами формальной теории Р., что выражается,
напр., в
забывании или игнорировании альтернатив или их последствий, в недооценке или
переоценке
объективных вероятностей.
О филос. аспектах проблемы принятия Р. см. статьи Свобода воли, Свобода и лит. к
ним.
• Вопросы кибернетики, в. 8 — Теория принятия Р., М., 1975; Козелецкий Ю.,
Психологич. теория Р., пер. с польск., М.,
1979 (библ.).
РИБО (Ribot) Теодюль Арман (18.12.1839, Генган,— 9.12.1916, Париж), франц.
психолог,
родоначальник опытного направления во франц. психологии. Выступив против
спиритуализма т. н.
эклектич. школы (В. Кузен и др.), господствовавшей во франц. философии и
психологии сер. 19 в., Р.
попытался на основе критич. анализа осн. направлений современной ему психологии
— английской с
её ассоцианизмом («Совр. англ. психология», 1870, рус. пер. 1881) и немецкой с
её атомизмом
(«Совр. герм. психология», 1879, рус. пер. 1895) — сформулировать программу
новой,
экспериментальной психологии, к-рая изучала бы высшие психич. процессы и
личность в целом. В
отличие от Вундта Р. имел в виду прежде всего психопатологич. «эксперимент»:
«... болезнь является
самым тонким экспериментом, осуществленным самой природой в точно определенных
обстоятельствах и такими способами, которыми не располагает человеческое
искусство» (цит. по кн.:
Экспериментальная психологич. в. 1—2,
1966, с. 49). Это во многом определило характер всей идущей от Р. традиции во
франц. психологии
(П. Жане. Ш. Блондель, А. Валлон, А. Омбредан, Ж. Дюма, Ш. Пуайе, Д. Лагаш, Ж.
Фаве-Бутонье).
Особую известность Р. приобрёл своей двигат. теорией произвольного внимания и
воображения,
работами по психологии чувств. оказавшими заметное влияние на англ. психологию
(Мак-Дугалл и
др.).
• В рус. пер.: Болезни личности, М., 1887; Характер, СПБ, 1899; Психология
внимания, СПБ, 1897; Эволюция общих
идей М., 1898; Психология чувств. СПБ, 1898; Философия Шопенгауэра, СПБ, 1899;
Аффективная память, СПБ, 18992;
Опыт исследования творч. воображения, СПБ, 1901; Логика чувств. СПБ, 1905; О
страстях, Од., 1912; Память в её
нормальном и болезненном состояниях, СПБ, 19123; Воля в её нормальном и
болезненном состояниях, СПБ, 1916.
• Тутунджян О. М., Т. Р., «Вопр. психологии», 1961, № 2; D u g a s L., Le
phalosophe Th. Hibot, P., 1924.
РИГОРИЗМ (франц. rigorisme, от лат. rigor — твёрдость, строгость), строгое
проведение к.-л.
принципа в действии, поведении и мысли, исключающее к.-л. компромиссы, учёт др.
принципов,
отличных от исходного, и т. п. Моралистич. Р. характерен, напр., для таких
направлений
протестантизма, как пуританизм. В этике принцип Р. был сформулирован в учении
Канта о долге как
единств. критерии нравственности. С т. зр. Канта нравственными признаются лишь
поступки,
совершённые по мотивам долга; поступки же, сами по себе не противоречащие
требованиям долга и
даже отвечающие им, не признаются, однако, нравственными, если были совершены из
других
побуждений (склонности и т. п.).
РИД (Reid) Томас (26.4.1710, Строн, Кинкардин, — 7.10.1796, Глазго), шотл.
философ, основатель
шотландской школы «здравого смысла». Р. выступал против скептицизма Юма и всей
линии брит.
эмпиризма и сенсуализма, утверждавших опытное происхождение знания; резко
критиковал
материалистич. ассоцианизм Гартли и Пристли. Центр. понятие философии Р.—
«здравый смысл»,
толкуемый как особая интуитивная способность ума и как совокупность первонач.
невыводимых
принципов и суждений. В соч. «Опыты об интеллектуальных способностях человека»
(«Essays on the
intellectual powers of man», 1785) P. перечисляет 12 гл. суждений «здравого
смысла», «заложенных» в
умах людей богом и служащих основой познания и поведения (вера в бога и
существование внеш.
мира, суждения об естеств. способности отличения истины от лжи, принцип
причинности и др.). В 19
в. в Великобритании идеи Р. пропагандировал У. Гамильтон, в США — Дж. Мак-Кош,
во Франции
— П. Руайе-Коллар. В 20 в. отд. положения концепции Р. возрождаются неореализмом
(Дж. Э. Мур и
др.) и лингвистич. философией.
• The works of Thomas Reid, ed. by W. Hamilton, v. 1-2, Edin., 1872.
• Грязнов А. Ф., Философия шотландской школы, М., 1979; Fraser ?. С. Th. Reid,
Edin.— L., [1898]; G r a v e S. A., The
Scottish philosophy of common sense, Oxf., 1960; Griffin-Collart E., La
Philosophie ecossalse du sence commun Th. Reid et D.
Stewart, Brux., 1980.
РИКЁР (Ricoeur) Поль (р. 27.2.1913, Валанс), франц. философ, представитель
религ.
феноменологическо-экзистенциального идеализма. Центр. проблема филос. построений
Р.— волевая
активность субъекта («Философия воли» — «Philosophie de la volonte», t. l—2,
1950— 1960).
Опираясь на феноменологич. метод и учение Гуссерля о «жизненном мире», идеи
Хайдеггера и
психоанализ Фрейда, Р. представляет волю как «предельную изна-чальность»
человека, выделяя при
этом его способность давать смысл окружающей действительности. В анализе
проблемы воли
использует т. н. регрессивно-прогрессивный метод, позволяющий, по мнению Р., с
одной стороны,
открывать «археологию» субъекта, его укоренённость в бытии, а с другой —
исследовать его
«телеологию», т. е. движение сознания к будущему. Первичный факт человеч.
существования Р.
усматривает в осозна-
РИКЁР 583
нии и переживании индивидом возможности небытия. Пределом в «прогрессивном»
исследовании
человеч. сознания, по Р., является понятие бога, полностью обусловливающего
бытие человека. На
основе этих принципов строится феноменологич. герменевтика, к-рую Р. предлагает
в качестве
способа истолкования человека, мира и культуры, т. е. метода историч.
(гуманитарных) наук. В то же
время герменевтика Р.— попытка объединить на основе религ. идеализма различные
способы
философствования в рамках феноменоло-гическо-экзистенциальной традиции и связать
их с фе-
номенологией духа Гегеля (в последние годы — и с философией языка).
* Gabriel Marcel et Karl Jaspers, P., 1947; Hlstoire et verite, P., 1955; De
Interpretation. Essai sur Freud, P., 1965; Le conflit des
interpretations. Essais d'hermeneutique, P., 1969; La meta-phore vive, P., 1975;
The philosophy of Paul Ricoeur; an anthology of
his work, ed. E. Reagori, D. Stewart, Boston, 1978. * Philibert M., Paul Ricoeur
ou la liberte selon 1'esperan-ce, P., 1971; Sens et
existence. En hommage a Paul Ricoeur, P., 1975.
РИККЕРТ (Rickert) Генрих (25.5.1863, Данциг, ныне Гданьск, Польша,— 30.7.1936,
Гейдельберг),
нем. философ, один из основателей баденской школы неокантианства. Филос. позиция
Р.
претерпела сложную эволюцию. Отвергая с позиций неокантианства «вещь в себе», Р.
сводит бытие
к сознанию субъекта, понимаемому вначале как всеобщее, безличное сознание. На
этой основе Р.
решает центральную для своей теории познания проблему трансцендентного: данная в
познании дей-
ствительность имманентна сознанию, однако, согласно Р., существует объективная,
независимая от
субъекта трансцендентная реальность — предмет веры. Остальную реальность Р.
рассматривает как
результат деятельности безличного сознания, конструирующего природу
(естествознание) и культуру
(науки о культуре). Естествознание направлено на общее, законы (к-рые понимаются
Р. как
априорные правила рассудка), а история занимается единичными, неповторимыми
явлениями и
событиями. Исходный методологич. дуализм Р. развёртывается в противопоставлении
им генерали-
зирующей (обобщающей) т. зр. естествознания, свободной от ценностей, и
индивидуализирующего
понимания истории, относящегося к ценностям. Истолкование Р. истории как науки
направлено
против принципа историзма, историч. закономерности и материалистич. понимания
истории.
Философия, по Р., представляет собой науку о ценностях, к-рые образуют «...
совершенно
самостоятельное царство, лежащее по ту сторону субъекта и объекта» («О понятии
философии», см.
в журн.: «Логос», 1910, кн. 1, с. 33), мир трансцендентного смысла. Р. пытается
построить систему
философии, содержание к-рой составляют анализ отношений бытия и сознания,
взаимоотношения
между ценностями и мировоззрением, построенном на основе определ. отношения
субъекта к
ценности. Наряду с бытием Р. вычленяет 6 сфер (логика, эстетика, мистика, этика,
эротика, религия)
и соответствующие им типы ценностей (истина, красота, надличностная святость,
нравственность,
счастье, личная святость).
В работах последнего периода Р., критикуя онтологию Н. Гартмана и Хайдеггера,
обосновывал
возможность построения рационалистич. онтологии как учения о видах мирового
целого, проявлял
интерес к проблеме обоснования и сущности метафизики.
* System der Philosophie, Bd l,Tub., 1921; Die Logik des Pradikates und das
Problem der Ontologie, Hdlb., 1930; Grundprob-
leine der Philosophie, Tub., 1934; в рус. пер.— Границы естеств.-науч.
образования понятий, СПБ, 1903; Введение в
трансцендентальную философию. Предмет познания, К., 19042; Философия истории,
СПБ, 1908; Науки о природе и
науки о культуре, СПБ, 1911; О системе ценностей,«Логос», 1914, т. 1, в. 1;
Философия жизни, П., 1922.
• Яковенко Б., Учение Р. о сущности философии, «Вопросы философии и психологии»,
1913, кн. 119; Б а к p а д-
584 РИККЕРТ
з е К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960, гл. 5;
Богомолов А. С., Нем. бурж.
философия после 1865 г., М., 1969; Бурда, философия кануна и начала
империализма, М., 1977, гл. 2; Faust ?., ?. Rickert
und seine Stellung innerhalb der deutschen Philosophie der Gegenwart Tub., 1927;
Miller-Rostowska A., Das Individuelle als
Gegenstand der Erkenntnis. Eine Studie zur Gesehichtsmetho-dologie H. Rickerts,
Winterthur, 1955.
РИМСКИЙ КЛУБ, междуяар. обществ. орг-ция, созданная с целью «углублять понимание
особенностей развития человечества в эпоху науч.-технич. революции». Основан в
1968, пред.—
итал. экономист А. Печчеи. Включает около ста учёных, обществ. деятелей,
бизнесменов из более
чем 30 стран, преим. развитых капи-талистич. гос-в. Осн. направления
деятельности: обсуждение и
стимулирование исследований глобальных проблем, содействие формированию мирового
обществ.
мнения в отношении этих проблем, диалог с руководителями гос-в. Осн. формы
работы —
поощрение спец. иссле-доват. проектов, собрания, на к-рых обсуждаются проекты
соответствующих
науч. исследований, принимаются решения о публикации их результатов, и т. д. Р.
к. не финансирует
проекты, а лишь рекомендует их пром.-финанс. корпорациям Запада, для к-рых такие
ассигнования
служат рекламой.
В 1968—81 при поддержке Р. к. были проведены исследования: «Пределы роста» [«The
limits to
growth», 1972, под рук. Д. Медоуса (США), на основе концепции, изложенной в кн.
Дж. Форрестера
(США) «Мировая динамика», 1971, рус. пер. 1978]; «Человечество на поворотном
пункте» [«Mankind
at the turning point», 1974., под рук. М. Месаровича (США) и Э. Пестеля (ФРГ)];
«Пересмотр
междунар. порядка» [1976, под рук. Я. Тинбергена (Нидерланды), рус. пер. 1980];
«Цели
человечества» [«Goals for mankind», 1977, под рук. Э. Ласло (США)]; «За
пределами века
расточительства» [«Beyond the age of waste», 1978, под рук. Д. Габора
(Великобритания) и У.
Коломбо (Италия)]; «Нет пределов обучению: сужение разрыва в уровне образования
людей» [«No
limits to learning: bridging the human gap», 1979. под рук. М. Малицы (Румыния),
Дж. Боткина (США)
и М. аль-Манджры (Марокко)], «Диалог о богатстве и благосостоянии» [«Dialogue on
welth and wel-
fare: an alternative view of world capital formation», 1980. под рук. О. Джарини
(Италия)];
«Путеводители в будущее: к более эффективным обществам» [«Boad maps to the
future — towards
more effective societies», 1981, под рук. Б. Гаврилишина (США)], и др. Члены Р.
к. провели также
несколько встреч с гос. деятелями ряда стран мира.
Доклады Р. к., особенно первый, вызвали сенсацию, т. к. авторы делали вывод: при
сохранении
существующих тенденций науч.-технич. прогресса и глобального экономич. развития
на протяжении
1-й пол. 21 в. ожидается «глобальная катастрофа». Они рекомендовали перейти к
«нулевому росту»,
а позднее — к «органич. росту» (см. «Пределов роста» теория). Эта работа
подверглась критике за
игнорирование различий отд. регионов мира и недостаточное внимание к
нормативному
прогнозированию, способному выявить пути решения назревающих проблем при
экстраполяции
наблюдаемых тенденций в будущее. Поэтому в двух последующих работах был принят
региональный подход и усилены нормативные разработки, но выводы получились не
намного более
оптимистичными. Дальнейшие работы в основном касаются нормативных аспектов и
направлены на
выявление путей решения конкретных глобальных проблем. Они также вызвали
полемику в среде
мировой общественности и обострили борьбу течений в совр. бурж. философии,
политэкономии,
социологии и футурологии. Политич. программа Р. к. носит характер либе-рально-
бурж. реформизма.
В социальной философии его лидеров эклектически смешаны концепции
неомальтузианства,
неокейнсианства, технологич. теорий и т. д. В своей деятельности Р. к.
ориентируется на много-иац.
финанс.-пром. корпорации, интеллектуальную «элиту», науч.-технич. интеллигенцию.
Исследования Р. к. привлекли внимание к острым проблемам современности, в них
поставлены
назревшие вопросы глобального экономич. и экологич. характера. Представители Р.
к. выступают
против гонки вооружений, за разрядку междунар. напряжённости, за преодоление
наиболее хищнич.
черт неоколониализма, усиление помощи развивающимся странам и т. д. Однако
концепции Р. к.
сводят сложные закономерности развития природы и общества к поискам «пределов»
науч.-технич. и
социального прогресса. В последних докладах Р. к. наблюдается стремление
сохранить эти
концепции, делая акцент уже не на «внешние» (физич.) «пределы роста», а на
«внутренние»
(социальные, психологич., культурные, политич. и др.).
Учёные-марксисты подвергли критике работы Р. к. за слабость теоретико-
методологич. базы
исследований, их апологетический в ряде случаев характер, игнорирование
необходимости коренных
социальных преобразований для эффективного решения глобальных проблем.
* Федоров Ю., Р. к.: поиски бурж. реформизма, «Мировая экономика и междунар.
отношения», 1977, № 12; А р а б - О г-
л ы Э. А., Демографич. и экологич. прогнозы. Критика совр. бурж. концепций, М.,
1978; Бестужев-Лада И. В., Кризис
бурж. концепций будущего человечества, M., 1979); ? е ч ч е и А., Человеч.
качества, пер. с англ., М., 1980; Л е й-б и и
В. М., «Модели мира» и образ человека (критич. анализ идей Р. к.), М., 1982. И.
В. Бестужев-Лада.
РИСМЕН (Riesman) Дейвид (р. 22.9.1909, Филадельфия), амер. социолог. Приобрёл
известность
исследованиями социальной психологии и культуры в США в 20 в. [«Одинокая толпа»
— «The lonely
crowd», 1950 (совм. с N. Glazer, R. Denney); «Лица в толпе» — «Faces in the
crowd», 1952]. По Р.,
произошёл переход от типа личности, «ориентированной изнутри», т. е. от
активного субъекта
конкурентной борьбы эпохи свободного предпринимательства, к личности,
«ориентированной
извне», т. е. полностью подчинённой бюрократич. организации. Эта эволюция
«социального
характера», по Р., сопровождается возникновением апатии, пессимизма, цинизма,
ощущения
духовной опустошённости. Р. описывает кризис «амер. деловитости» и
распространение «потребит.
психологии», поклонения идолам потребления и развлечения. Резко критикуя гос.-
монополистич.
бюрократию, Р. пытается представить происходящие процессы как всеобщие, будто бы
связанные с
усложнением пром. произ-ва и урбанизацией. Он не видит их обусловленности
социально-классовой
структурой США, идеализирует амер. капитализм 19 в. С позиций бурж. демократизма
и
абстрактного гуманизма подвергает критике милитаризм и антикоммунизм. В
Thorstein Veblen, N.
Y,—L., 1960; Individualism reconsidered, Glencoe, [1954]; Abundance for what?,
Garden City, 1965; The
academic revolution, Garden city, 1968 (совм. с С. Jencks). • Андреева Г. М.,
Совр. бурж. эмпирия,
социология, М., 1965; 3 а м о ш к и н Ю. А., Кризис бурж. индивидуализма и
личность, М., 1966.
РИТА (санскр.), в др.-инд. мысли обозначение универс. космич. закона, одно из
ключевых понятий
др.-инд. культуры ведийской эпохи. Р. определяет преобразование неупорядоченного
состояния в
упорядоченное и обеспечивает сохранение осн. условий существования и
функционирования
Вселенной и человека, мира материального и духовного. То, что устроено в
соответствии с Р.,
характеризуется как мир широких пространств (в противоположность «амхасу» —
состоянию,
причастному хаосу и связанному со страхом), направленный изнутри, из некоего
центра, вовне. Р.
определяет и членение этого пространства на части, к-рые, соединяясь, образуют
целокупный,
контролируемый и законосообразный космос. Посредством Р. достигается порядок
круговращения
Вселенной; поскольку он существует, он благ и истинен. Поэтому и Р. толковалась
как истина в
самом широком смысле слова (и в этом отношении она сближается, а иногда и
совпадает с сатьей).
Противоположностью Р, выступает анрита — неупорядоченность как лишённость Р. Р.
определяет
физич. и нравств. аспекты жизни: движение светил, дождь, рост растений,
жизнь животных, людей, деяния богов и т. п. Считалось, что Р. была установлена
древнейшими инд.
божествами Адитьями, к-рые продолжают охранять её. В послеве-дийскую эпоху
усиливается этич.
интерпретация Р. Понятие Р. имеет многочисл. типологич. параллели (др.-греч.
Дике и др.).
• Ригведа. Избр. гимны, М., 1972, с. 141—42, 146 — 47, 304, 309; L u d е r s H.,
Varuna, Bd 1—2, Gott., 1951—59; R a m a
k r i-s n a G., The concept of Hta and the ethical element in Vedic literature,
«Vedanta Kesari», 1967, v. 54, p. 154—60.
РИТУАЛ (от лат. ritualis — обрядовый, от ritus — религ. обряд, торжественная
церемония), одна из
форм символич. действия, выражающая связь субъекта с системой социальных
отношений и
ценностей и лишённая к.-л. утилитарного или самоценного значения.
Исторически Р. как тип действия сложился в культовых системах; в совр. обществах
различные, типы
Р. действуют также в сферах политич. и социальной организации общества (гражд.
обрядность, офиц.
торжества, дипломатич. церемониал и пр.). Структуру Р. составляет строго
регламентируемая
последовательность актов (действий), в т. ч. вербальных (песнопения и т. п.),
связанных со спец.
предметами, изображениями, текстами и осуществляемых в условиях соответствующей
мобилизации
настроений и чувств действующих лиц и групп. Групповые формы Р. первичны по
отношению к
индивидуальным; всякое ритуальное действие вводит эмоционально-напряжённые
психологич.
состояния личности в определ. социокультурные рамки. Символич. значение Р., его
обособленность
от повседневно-практич. жизни подчёркивается атмосферой торжественности.
Древнейшая и глубинная основа Р.— символич. переход между различными формами
космич. и
социаль-го бытия (живое — неживое, человеческое — сверхчеловеческое, природное —
социальное
и т. п.). В религ. Р. выражается фантастич. символич. преодоление предельных для
соответствующего
сознания противоположностей (ритуальное изображение воскресения природы и
человека, перехода
в иную социальную категорию и пр.). В структуре Р. важную роль играет посредник
(медиатор)
между соответствующими крайностями; в этом качестве может выступать жертва,
герой, словесная
формула. Эта структура составила ядро мифологич. сознания, а в дальнейшем
повлияла на различные
фи-лос. и художеств. формы.
Секуляризация обществ. отношений и норм лишает Р. ореола священности и
таинственности,
превращает его в социальную условность, символ признания определ. норм и
ценностей. См. также
Обычай.
РИХТА (Richta) Радован (р. 6.6.1924, Прага), чехосл. философ-марксист, акад.
ЧСАН (1977). Чл.
КПЧ с 1945. Директор Ин-та философии и социологии ЧСАН с 1968. В 50-х гг. Р.
способствовал
утверждению в Чехословакии марксистской философии. Осн. работы Р. посвящены
проблемам науч.-
технич. революции, в особенности её социальных последствий, и её влиянию на
развитие личности.
Р.— один из руководителей авторского коллектива совместных сов.-чехосл. работ
«Человек — наука
— техника» (1973) и «Научно-технич. революция и социализм» (1973).
• Civilizace na rozcesti. Spolecenske a lidske souvislosti vadec-kotechnieke
revoluce, Praha, 1969s (соавтор); в рус. пер.— Сво-
бода, о к-рой идет речь!, Прага, 1977 (совм. с В. Румлом).
РОБЕРТ ГРОССЕТЕСТ (Robert Grosseteste), Роберт Большая Голова (1175, графство
Суффолк,—
9.10.1253, Бакден), ср.-век. философ, представитель оксфордской школы. С 1235
епископ
Линкольнский. Августиновский платонизм сочетается у Р. Г. с элементами греко-
араб. естеств. наук,
в особенности оптики и аристотелевского учения о познании, получившими
распространение на
Западе с 12 в. Развитая им концепция «метафизики света» исходит из понятия о
свете как тон-
РОБЕРТ 585
чайшей телесной самораспространяющейся субстанции и одновременно как первичной
форме и
энергии. Для возникновения мира достаточно предположить создание богом одной
единств. точки,
формой к-рой является свет и самораспространение к-рой производит видимую нами
Вселенную.
Граница Вселенной — крайний предел возможного распространения этой точки; эта
граница, твердь,
отражает свет, и отражённый свет в обратном движении организует всю Вселенную,
образуя не-
бесные сферы и сферы элементов, причём действия всех высших сфер концентрируются
в Земле.
Свет предстаёт у Р. Г. как универс. носитель всякого действия во Вселенной.
Законы
распространения света (т. е. законы геометрич. оптики) выступают как законы
движения и
распространения сил и взаимодействий; отсюда настаивание на первостепенном
значении мате-
матики (прежде всего геометрии) для изучения природы.
Первый свет — это также и первопричина сущего. В «метафизике света» Р. Г.
воспроизводится
восходящее к неоплатонизму учение патристики о том, что бог есть свет. Свет
оказывается
посредником между чистой духовной и материальной субстанциями: через свет высшая
часть души
(intelligentia), не связанная с телом, оказывает воздействие на него.
Для интеллигибельного мира духовный свет то же, что телесный свет для чувств.
вещей. Когда
высшая часть души совершенно чиста, т. е. не замутнена телесными проявлениями,
первый свет и
заключённые в нём как первопричине божеств. идеи сотворённых вещей созерцаются
непосредственно. Однако человеч. познание может осуществляться и менее
совершенным образом:
из эмпирич. опыта восстанавливаются сущности материальных вещей, и в них как в
отображении ус-
матриваются вечные идеи. Познание сущности вещей происходит посредством
абстракции. Эта
операция, описываемая Р. Г. в соответствии с аристотелевской теорией познания,
начинается с
чувств. познания и состоит в последоват. отделении (абстрагировании) акциденций,
приводящем в
итоге к знанию субстанции. Подчёркивая важность опытного познания и математики в
изучении
природы, Р. Г. предвосхищает естеств.-науч. тенденции последующих веков.
• The writings of Robert Grosseteste, ed. by S. H. Thomson, Camb., 1940.
• B a u r L., Die Philosophie des Robert Grosseteste, Munster, 1917; С r o m h i
е А. С., Robert Grosseteste and the origins of
experimental science, Oxf., 1953; Robert Grosseteste, scholar and bishop, ed. by
D. A. Callus, Oxf., 1955.
РОБИНЕ (Robinet) Жан Батист Рене (23.6.1735, Ренн,— 24.1.1820, там же), франц.
философ-
материалист. Учился в иезуитском коллеже. Порвав с иезуитами, Р. издал осн.
произв. «О природе»
(1761—66, рус. пер. 1935), к-рое ввело его в среду деятелей Просвещения.
Выпустил 4 тт.
комментариев на словарь П. Бей-ля, 5 тт. дополнений к «Энциклопедии» Дидро. Р.
приветствовал
Великую франц. революцию и в начальный её период участвовал в политич. борьбе.
Перед смертью
по настоянию церкви Р. подписал отречение от своих взглядов. Филос. воззрения Р.
сформировались
под влиянием Декарта, Локка, Лейбница, Кондильяка. Материалистич. взгляд на мир
Р. сочетал с
деизмом. Материю считал одушевлённой (гилозоизм): все тела природы обладают
животными
функциями — питанием, ростом, размножением. Рассматривая природу как лестницу
существ. на
вершине к-рой находится человек, Р. в нек-рой мере предвосхитил эволюц. теорию.
Стремление
построить законченную филос. систему, умозрительность рассуждений, использование
схолас-тич.
определений и понятий сближает Р., к-рый, по словам Маркса и Энгельса, «...
сохранил ещё связь с
метафизикой...» (Соч., т. 2, с. 145), с философией 17 в. В то же время критика
Р. религии и защита
сенсуализма были сочувственно встречены просветителями (Дидро
586 РОБИНЕ
и др.). Органистич. идеи Р. оказали влияние па натурфилософию Шеллинга и
частично Гегеля.
• В рус. пер.— Филос. рассуждение о человеке и его превосходствах..., Воронеж,
1800.
* В а с и л ь е в С. Ф., Ж. Б. Р. и его философия, в его кн.: Из истории науч.
мировоззрений, М.—Л., 1935; Луппол И. К.,
Историко-филос. этюды, М.— Л., 1935, с. 136—65; С и т к о в-ский Е., Философия
Ж.. Б. Р., М., 1936; А l b er t R., Die
Philosophie Kobinets, [Lpz.J, 1903.
РОД, см. в ст. Вид и род,
РОД, группа кровных родственников, ведущих своё происхождение по одной линии
(материнской
или отцовской), но большей части осознающих себя потомками общего предка
(реального или
мифического), носящих общее родовое имя; в Р. соблюдалась экзогамия. Возникает
Р. из
«первобытного человеч. стада», вероятнее всего, на рубеже ниж. и верх.
палеолита. В силу закона
экзогамии Р. не могли существовать изолированно, а с самого начала объединялись
в племена (см.
Племя). Первоначально племя состояло из двух связанных брачными отношениями Р.
Позднее
вследствие разделения последних в племя стало входить большее число Р.,
объединявшихся во
фратрии.
Ф. Энгельс, опираясь на большой фактич. материал в области истории, этнографии и
археологии и в
особенности на работы Л. Г. Моргана, впервые дал науч. мате-риалистич. освещение
истории
человечества на ранних этапах его существования. В частности, он вскрыл сущность
родового строя
с такими характерными его чертами, как первобытный коллективизм, отсутствие
частной
собственности, классов, моногамной семьи и т. д.
Согласно одной из распространённых в сов. науке т. зр. родовое общество проходит
последовательно
два этапа развития — эпоху материнского и эпоху отцовского Р. В материнском Р.
производств.
отношения людей, как правило, совпадали с отношениями между кровными
родственниками. Р. в это
время был эконо-мич. и социальной ячейкой первобытного общества. Переход ко
второму этапу
родового строя — эпохе отцовского Р. связан с тем, что экономич. ячейкой
общества становится
большая патриархальная семья. Р. сохраняет преим. брачно-регулирующие и религ.-
обрядовые
функции. К этому времени относится и начало разложения родовых отношений и
постепенная смена
их территориальными. Живущие рядом патриархальные семьи разных Р. образуют
соседскую
общину. Складывается малая семья как экономич. ячейка общества. Все эти
изменения постепенно
приводят к окончательному распаду родовых отношений, к-рые сменяются классовыми.
Согласно другой т. зр. уже на раннем этапе родовых отношений Р. не был
производств. ячейкой, а
имел гл. обр. лишь брачно-регулирующие функции. При этом Р. выступал в
материнской или
отцовской форме в зависимости от конкретных условий, а не от этапа развития.
Экономич. ячейкой
общества и важнейшим социальным организмом была община, включавшая в силу закона
экзогамии
представителей разных Р.
• Маркс К., Конспект книги Л. Г. Моргана «Древнее общество», в кн.: Архив Маркса
и Энгельса, т. 9, [M.J, 1941;Эн-
гельс Ф., Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва, Маркс К. иЭнгельс
Ф., Соч., т. 21; его же, К истории
первобытной семьи (Бахофен, Мак-Леннан, Морган), там же, т. 22; Морган Л. Г.,
Древнее общество..., пер. с англ., Л.,
19352; Першиц А. И., Монгайт А. Л., Алексеев В. П., История первобытного
общества, М, 19742; Первобытное
общество, М., 1975; Б о p и с к о в-ский П. И., Древнейшее прошлое человечества,
Л., 19792 Файнберг Л. А., У истоков
социогенеза, М., 1980.
РОДЖЕРС (Rogers) Карл (р. 8.1.1902, Ок-Парк, Иллинойс), амер. психолог, один из
лидеров
«гуманистич. психологии». Основатель т. н. ненаправленной, или «центрированной
на клиенте»,
психотерапии, при к-рой врач, вступающий в глубоко личностный контакт с
пациентом, видит в нём
не больного, а «клиента», берущего на себя ответственность за решение собств.
проблем путём
активизации творч. начала своего «Я». В своей теории личности Р. различает две
системы регуляции
поведения: организм, стремящийся сохранить
и усилить себя; «Я» личности как особая область в поле опыта индивида, к-рая
складывается из
системы восприятий и оценок личностью своих черт и отношений к миру. При жёсткой
структуре
«Я» не согласующийся с ней опыт воспринимается как угроза личности и при споём
осознании либо
подвергается искажению, либо иовсе отрицается. Цель ненаправленной психотерапии
— так
перестроить структуру «Я» личности, чтобы она стала гибкой, открытой по
отношению ко всему
опыту. Представляемая Р. т. н. экзистенциальная, или «гу-манистич.», психологич.
сложившаяся под
влиянием иррационалистич. философии экзистенциализма, приобрела в 1950—60-х гг.
широкую
популярность в США и претендует на роль «третьей силы» (наряду с фрейдизмом и
бихевиоризмом)
в исследовании человеч. поведения.
• Psychotherapy and personality change, Сhi., 1954; A theory of therapy,
personality and interpersonal relationships, в кн.: Koch
S. (ed.), Psychology, v. 3, N. Y., 1959; Freedom of personality, N. ?., 19722.
• Б о ж о в и ч Л. И., Личность и ее формирование в детском возрасте, М., 1968;
Hall С. S., L i n d z e у G., Theories of
personality, N. ?., 19702.
РОЗЕНТАЛЬ Марк Моисеевич [6(19).2.1906, с. Устье Подольской губ., ныне Винницкой
обл.,—
2.2.1975, Москва], сов. философ, засл. деят. науки РСФСР (1966), проф. (1940).
Чл. КПСС с 1925.
Окончил Ин-т красной профессуры (1933). С 1933 вёл науч.-исследоват. и пре-
подават. деятельность.
В 1933—41 зам. ответств. ред. журн. «Лит. критик». С 1946 работал в Академии
обществ.
наук при ЦК КПСС. Осн. работы в области диалектического материализма, эстетики,
истории фи-
лософии.
* Против вульгарной социологии в лит. теории, М., 1936; Материалистич.
диалектика, [М.], 1937; . Филос. взгляды Н. Г.
Чернышевского, М., 1948; Марксистский диалектич.метод, [М.], 1951; Принципы
диалектич. логики, М., 1960; Ленин и
диалектика, М., 1963; Ленинская теория познания и её совр. развитие, М., 1965;
Диалектика «Капитала» Маркса, М.,
1967; Диалектика ленинского исследования империализма и революции, М., 1976.
РОЗМИНИ-СЕРБАТИ (Rosmini Serbati) Антонио (25. 3.1797, Роверето,— 1.7.1855,
Стреза), итал.
философ и теолог, обществ. и церк. деятель. Активный участник движения за
воссоединение Италии
(Рисорджименто); его соч. «Пять язв святой церки» («Delle cinque piaghe della
santo Chiesa», 1848,
переизд. 1966), содержавшее программу либер. конституц. реформ, было занесено в
1849 в папский
«Индекс запрещённых книг». В философии Р.-С. принадлежит одна из наиболее
влиятельных в
католицизме (наряду с неотомизмом) попыток освоить проблематику новой европ.
философии —
особенно нем. классич. идеализма и прежде всего Канта — с позиций платонизма и
августинианства.
Кантовские априорные формы познания сводятся Р.-С. к данной от бога врождённой
идее
потенциального бытия бога («Новый опыт о происхождении идей»—«Nuovo saggio sull'
origine delle
idee», v. 1—4,1830). В 20 в. идеи Р.-С. явились одним из истоков т. н. христ.
спиритуализма —
идеалистич. филос. течения, особенно влиятельного в Италии (?. Ф. Шакка и др.).
* Edizione nazionale delle opere, v. l—48, Rоmа — Padova, 1934—76—; Epistolario
filosofico, Trapani, 1968. * Э p н В. Ф.,
Розмини и его теория знания, M., 1914; S с i-acca M. F., Interpretazioni
rosmmiane, Mil., 19632; B e r-g a m a s с h i C.,
Bibliografia rosminiana, v. 1—2, Mil., 1967; его же, Bibliografia degli scritti
editi di A. Rosmini Serbarti, v. 1—2, Mil., 1970.
POЙC (Royce) Джосайя (20.11.1855, Грасс-Валли, Калифорния,— 14.9.1916, Кембридж,
Массачусетс), амер. философ-идеалист. Испытал сильное влияние Канта и Гегеля, а
также англ.
неогегельянца Т. Грина. Р. развивал концепцию «абс. волюнтаризма», согласно к-
рой отд. личности в
совокупности составляют «универс. сообщество», выполняющее волю «абс. личности»,
влекущей
людей в потусторонний мир «божеств. гармонии». Индивиды, по Р., объединяясь в
политич.,
экономич. и религ. сообщества, образуют «совершенный порядок». Амер. бурж. гос-
во Р. считал
воплощением воли «абсолюта», а высшей добродетелью — «лояльность» по от-
ношению к существующему строю. В противоположность Джемсу считал, что под религ.
веру невоз-
можно подвести практич. основание: её следует выводить из философии абс.
идеализма. Р.
принадлежат также работы по математич. логике и основаниям математики. Оказал
влияние на амер.
цеонрагма-тизм и персонализм.
* The religious aspect of philosophy, Boston — N. Y., 1885; The world and the
individual, ser. 1—2, N. Y.—L., 1900—01;
Lectures of modern idealism, Hew Haven — L.— Oxf., [1934]; The letters of J.
Royce, ed. by J. Clendenning, Chi.— L., 1970. •
Богомолов А. С., Бурж. философия США 20 в., М., 1974, с. 24—35; В u r a n e l l
i V., Josiah Royce, N. ?., [1964]
РОК, см. Судьба.
РОЛЬ СОЦИАЛЬНАЯ, совокупность норм, определяющих поведение действующих в
социальной
системе лиц в зависимости от их статуса или позиции, и само поведение,
реализующее эти нормы. В
ролевом описании общество или любая социальная группа предстаёт в виде набора
определ.
социальных позиций (рабочий, учёный, школьник, муж, солдат и т. д.), находясь в-
к-рых человек
обязан повиноваться «социальному заказу» или ожиданиям (экспектациям) др. людей,
связанных с
данной позицией. Выполняя этот «социальный заказ», человек осуществляет один из
неск.
возможных вариантов исполнения Р. с. (скажем, ленивого или старательного ученика
и т. п.).
Понятие Р. с. было предложено независимо друг от друга амер. социологами Р.
Линтоном и Дж.
Мидом в 1930-х гг., причём первый трактовал Р. с. как едини- цу обществ.
структуры, описываемой в
виде заданной человеку системы норм, второй — в плане непосредств.
взаимодействия людей,
«ролевой игры», в ходе к-рой, благодаря тому, что человек представляет себя в
роли другого,
происходит усвоение социальных норм и формируется социальное в личности.
Линтоновское опре-
деление Р. с. как «динамического аспекта статуса» закрепилось в структурном
функционализме и
разрабатывалось Парсонсом, Радклифф-Брауном, Мертоном. Идеи Мида получили
развитие в
интеракционистской социологии и психологии. При всех различиях оба этих подхода
объединяет
представление о Р. с. как об узло-вой точке, в к-рой смыкаются индивид и
общество, индивидуальное
поведение превращается в социальное, а индивидуальные свойства и наклонности
людей сопо-
ставляются с бытующими в обществе нормативными установками, в зависимости от
чего происходит
отбор людей на те или иные Р. с. Разумеется, в действительности ролевые ожидания
никогда не
бывают однозначными. Кроме того, человек часто попадает в ситуацию ролевого
конфликта, когда
его разные Р. с. оказываются· плохо совместимыми.
В новейших зап. социологич. и психологич. теориях заметно стремление преодолеть
присущее Р. с.
«робото-образное» представление о человеке как культурно и социально
запрограммированном
существе. Отсюда призывы вернуться к исследованию субъективных детерми-нант
поведения
человека, его «внутр. сущности» (Роджерс, Маслоу — США).
Появление понятия Р. с. отражало прогрессивную тенденцию перехода от
индивидуалистич.
интерпретации личности к пониманию её как социального феномена. Оно
употребляется и в
марксистской социологии, и психологии. Маркс ещё в 19 в. подчёркивал безлично-
ролевой характер
обществ. отношений и одновременно возражал против индивидуалистич. теорий
личности и
самосознания. Однако марксистское понимание Р. с. отличается от
функционалистского или
интеракционистского. При анализе социальной структуры общества марксизм придаёт
решающее
значение классовой структуре, по отношению к к-рой др. Р. с. выступают как
производные или
второстепенные. Имея в своей основе статич. модель общества, ролевой подход
РОЛЬ 587
недостаточен для описания обществ. развития и лежащей в его основе творч.
преобразоват.
деятельности людей. Человеч. деятельность не исчерпывается ролевым, т. е.
шаблонным,
поведением; за пределами Р. с. остаются разнообразные виды отклоняющегося (де-
виантного) и
спонтанного поведения, в т. ч. новаторская деятельность человека, созидающая
новые нормы и новые
Р. с. Точно так же и структура личности не сводится к совокупности Р. с.: их
интериоризация
(усвоение) и соподчинение всегда предполагают конкретную индивидуальность,
складывающуюся
на протяжении жизненного пути индивида и отличающуюся большой устойчивостью.
• Шибутани Т., Социальная психологич. пер. с англ., М., 1969; Смирнов Г. Л.,
Сов. человек, M., 19803; Социальная
психологич. М., 1975; Кон И. С., Открытие «Я», М., 1978; Андреева Г. М.,
Социальная психологич. М., 1980; Role, ed. by
J. A. Jackson, Camb., 1972 (Sociological Studies, 4); Role theory: concepts and
research, ed. by B. J. Biddle and E. J. Thomas,
Huntington, 1979.
РОСТОУ (Rostovv) Уолт Уитмен (р. 7.10.1916, Нью-Йорк), амер. социолог,
экономист, историк.
Выдвинул теорию «стадий роста», к-рая, по его слонам, представляет собой теорию
истории в целом
и совр. альтернативу марксизму. Р. различает в разлитии человечества «стадии
роста»,
противопоставляемые им обществ.-экономич. формациям: «традиц. общество» (период
до конца
феодализма); период «предпосылок», или «переходное общество» (переход к
домононолистич. капи-
тализму); период «взлёта», или «сдвига» (может условно рассматриваться как
развитие от
домонополистич. к мо-ноиолистич. капитализму); период «зрелости» (индустриальное
общество) и
эра «высокого уровня массового потребления», идеальным типом к-рого Р. считает
«анг-ло-амер.
образец».
Для выделения данных «стадий роста» Р. произвольно оперирует признаками уровня
развития пром-
сти, техники, хозяйства в целом, науки и особенно доли накопления капитала в
нац. доходе. Однако
эти важные показатели развития общества Р. рассматривает в отрыве от
определяющих социально-
экономич. характеристик. Он игнорирует формы собственности, а классовое деление
общества
подменяет проф. разделением труда. «Экономич. изменения» Р. рассматривает как
«последствие
неэкономических человеческих порывов и устремлений», как результат субъективного
«принятия
решений и выбора» («The stages of economic growth. ? non-communist manifesto»,
Camb., 1900, p. 2,
150).
Концепцию «стадий роста» Р. оценивает как «обоснование» вечности капитализма и
«вызов»
коммунизму. Р. пытается представить социализм и коммунизм как «нечто вроде
болезни» и
высказывает надежду, что с наступлением периода высокого уровня массового
потребления
«коммунизм, вероятно, зачахнет» (там же, р. 133), а СССР в ближайшие десятилетия
будто бы
эволюционирует в сторону капитализма. Идею перехода от «традиц. общества» к
«переходному» и
совр. индустриальному обществу по амер. образцу Р. пропагандирует также как
средство борьбы за
капиталистич. путь развития стран Азии, Африки и Лат. Америки (см. «View from
the seventh floor»,
N. Y., 1964, p. 87).
Претендуя на новое толкование философии истории, Р. в то же время намечает нек-
рые меры по
«улучшению» капиталистич. общества «высокого уровня массового потребления». Так,
он считает
необходимым осуществить в рамках капитализма ряд экономич., социальных, политич.
преобразований, в частности внедрить планирование, сочетающее централизм (гос-
во) и плюрализм
(капиталистич. корпорации), за что он подвергался критике со стороны наиболее
реакц. кругов США.
Антинауч. теория «стадий роста» Р. получила широкое распространение среди бурж.
учёных и
полити-
588 РОСТОУ
ков, используется как «противовес» марксистской концепции историч. процесса и
последоват. смены
обществ.-экономич. формаций и служит идеологич. оружием антикоммунизма.
• The process of economic growth, Oxf., 19622; The economics of take-off into
sustained growth, ed. W. W. Rostow, ?. ?.,
1963; The dynamics of Soviet society, N. Y., 1967; The United States in the
world arena. An essay in recent history, N. Y., 1969;
Politics and the stages of growth, Camb., 1971.
• Семёнов В. С., Марксистская и бурж. социология о путях совр. обществ.
развития, в кн.: Марксистская и бурж. социо-
логия сегодня, М., 1964; Капырин В. С., Процесс обществ. развития и «теория
стадий» Уолта Р., М., 1967; А л ь т е ? Л.
Б., Избр. произведения. Бурж. политич. экономия США, М., 1971; Ж и ? и ц и и й
А., «Политология» по У.Р., «Мир.
экономика и междунар. отношения», 1972, № 5.
РУБИНШТЕЙН Сергей Леонидович [6(18).6.1889, Одесса, — 11.1.1960, Москва], сов.
психолог,
чл.-корр. АН СССР (1943). Директор Ин-та психологии АПН РСФСР (1942—45), зам.
директора Ин-
та философии АН СССР (1945—48), зав. сектором психологии Ин-та философии АН СССР
(1945—
49, 1956—60). Занимался филос. и методологич. проблемами психологии, критич.
анализом гл.
направлений зарубежной психологии, изучением восприятия, памяти, речи, мышления.
Разрабатывал
проблему детерминизма в психологии, проблему человека в плане онтологии,
гносеологии и этики.
Гос. пр. СССР (1942) за работу «Основы общей психологии» (1940).
• Бытие и сознание, М., 1957; О мышлении и путях его исследования, М., 1958;
Принципы и пути развития психологии,
М., 1959; Проблемы общей психологии, М., 1973.
РУДНЯНЬСКИЙ (Rudnianski) Стефан (28.4.1887, Брест,— 23.6.1941, Львов), польск.
философ-
марксист и обществ. деятель. Чл. Коммунистич. партии Польши с 1918. Работы Р.
посвящены франц.
материализму 18 в., нек-рым проблемам атеизма, истории польск. филос. мысли,
развитию
философии в СССР. Р. много сделал для популяризации в довоен. Польше материа-
листич.
философии. Ему принадлежит первый перевод на польск. яз. работы В. И. Ленина
«Материализм и
эмпириокритицизм», а также первое в Польше последоват. изложение диалектич.
материализма —
кн. «Беседы по философии материализма» (1910, рус. пер. 1924).
* Z dziejow filozofii, Warsz., 1959. К л е в ч е н я А. С., Стефан Р.
(Из истории марксистско-ленинской мысли в
Польше), Минск, 1968.
РУССО (Rousseau) Жан Жак (28.6.1712, Женева,-2.7.1778, Эрменонвиль, близ
Парижа), франц.
мыслитель и писатель, один из представителей франц. Просвещения 18 в., идеолог
дореволюц.
мелкой буржуазии. В нач. 40-х гг. установил контакты с Дидро и его
единомышленниками, принимал
участие в создании Энциклопедии. В 50-х — нач. 60-х гг. Р. опубликовал
произведения,
направленные против социально-поли-тич. и имуществ. неравенства: «Способствовало
ли воз-
рождение наук и искусств улучшению нравов», «Рассуждение о происхождении и
основаниях
неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического
права» и
др. Изданная в 1762 работа Р. «Эмиль, или О воспитании» за религ. вольнодумство
была приговорена
к сожжению. Р. был вынужден обосноваться в Англии; через 5 лет вернулся во
Францию.
С позиции деизма Р. подверг острой критике господств. религ.
мировоззрение, но не поднялся до материализма и атеизма, считая реальный мир
вторичным,
порождённым богом. Не отрицая объективное существование материи вне и независимо
от человеч.
сознания, Р. исключал возможность познания их сущности. Абсолютизируя роль
чувств. познания,
он принижал теоре-тич. мышление, его роль в установлении истины.
В социальной области Р. исследовал причины возникновения имуществ. и социального
неравенства
между людьми, чтобы найти пути его ликвидации. Гл. причину перехода от
равенства, к-рое он
считал естеств. состоянием, к неравенству Р. искал в экономич. сфере, в
возникновении частной
собственности. Р. остался на позициях эгалитаризма, ратуя за наделение всех
людей относительно равной частной собственностью. Это утопич. требование,
однако, было
направлено не только против феод., но и крупной бурж. собственности.
Важнейшее место в учении Р. занимала проблема гос. власти. Р. защищал мысль о
неправомерности
власти, к-рая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал
право народа на
революц. низвержение всякой антинар. власти. Идеалом Р. была республика. Р.
уловил внутр.
противоречивость развития цивилизации, в т. ч. буржуазной. Он безосновательно
отрицал роль наук
и иск-в в улучшении нравов людей, но видел тяжкую цену прогресса для угнетённых
классов.
Эти и сходные идеи широко использовались Робеспьером и его единомышленниками, к-
рые считали
себя учениками и последователями Р., ставили перед собой задачу реализации его
осн. идей:
установления суверенитета народа, превращения гос-ва в инструмент,
обеспечивающий органич.
слияние равенства и свободы. Эти идеалы Р. приобретали утопич. характер в
условиях перехода от
феодализма к капиталистич. формам социального неравенства.
В художеств. произведениях («Юлия, или Новая Эло-иза» и др.) Р. утвердил
прогрессивное для
своего времени направление сентиментализма, описывая труд простых людей, их
мысли и чувства.
Заметный след Р. оставил в муз. эстетике, писал оперы, муз. комедии и романсы.
Педагогич. взгляды Р. противостояли нормам феод. педагогики. Отвергая элитарные
представления,
Р. исходил из того, что все появившиеся на свет дети свободны от порочных
задатков и черт. Их
лучшие задатки подавляются обществом, где царят неравенство, порабощение
человека человеком,
деспотич. власть, к-рая желает отнять ум и совесть у подчинённых. Эти
констатации сопровождались
у Р. утопич. рекомендациями: если общество мешает правильному воспитанию детей,
их нужно
воспитывать на лоне природы, соответственно естеств. требованиям. Р. отмечал,
что воспитатель
должен возможно полно учитывать способности, наклонности и интересы
воспитанника, с ува-
жением относиться к личности подростка, находить диф-
ференциров. подход к ученикам, научить их самостоятельно мыслить и т. п.
К. Маркс и Ф. Энгельс признавали наличие диалек-тич. идей в социально-политич.
размышлениях Р.,
в частности о переходе от одних фаз историч. развития к другим, о
противоречивости социальных
процессов и т. п. Элементы диалектики можно обнаружить также в эстетич. и
педагогич. взглядах Р.
• Oeuvres completes, t. 1—13, P., 1885—1905; в рус. пер.— Избр. соч., т. 1—3,
М., 1961.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, 3, 4, 12, 15, 16, 19, 20, 21 (см. по
именному указат.); Плеханов Г. В., Ж. Ж. Р. и его
учение о происхождении неравенства между людьми, Соч., т. 18, М.—Л., 1928;
Верцман И. Е., Ж. Ж. Р., M., 19762; М а н
ф ? е д А. 3., Три портрета эпохи Великой франц. революции, М., 1978; Дворцов А.
Т., Ж. Ж. Р., М., 1980; Char vet J., The
social problem in the philosophy of Rousseau, L., 1974; Bensoussan D., L'unite
chez Jean-Jacques Rousseau, P., 1977; A h r-
beck R., Jean-Jacques Rousseau, Lpz., 1978; Namer G., Rousseau sociologue de la
ctmnaissance, P., 1978; G o l d s c h-midt G.
?., Jean-Jacques Rousseau on l'Esprit de solitude, P., 1978; Fetscher I.,
Rousseaus politische Philosophie, Pr./M., 1980. X. H.
Момджян.
РУТКЕВИЧ Михаил Николаевич (р. 2.10.1917, Киев), сов. философ, чл.-корр. АН СССР
(1970). Чл.
КПСС с 1944. Окончил физич. ф-т Киевского ун-та (1939). Преподавал философию с
1947, в 1966—
72 декан филос. ф-та Уральского ун-та (Свердловск). В 1972—76 директор Ин-та
социологич.
исследований АН СССР, в 1976— 1978 проф. Академии обществ. наук при ЦК КПСС, с
1978 зав.
кафедрой марксизма-ленинизма Академии народного хозяйства при Сов. Мин. СССР.
Основные ра-
боты в области диалектического материализма, исторического материализма,
социологических
исследований.
• Практика—основа познания и критерий истины, М., 1952; Марксизм-ленинизм о
естествознании и его роли в жизни
общества, Свердловск, 1952; Религия и её рсакц. роль в жизни общества,
Свердловск, 1954; Движение и развитие в
природе и обществе, М., 1954; Век науки и иск-ва, [М., 1965] (совм. с А. Ф.
Еремеевым); Актуальные проблемы
ленинской теории отражения, Свердловск, 1970; Социальные перемещения, М., 1970
(совм. с Ф. Р. Филипповым);
Диалектич. материализм, М., 1973; Тенденции развития социальной структуры сов.
общества, М., 1975; Социалистич.
образ жизни и его развитие в СССР, М., 1977; Интеллигенция в развитом социа-
листич. обществе, М., 1977; Диалектика
и социология, М., 1980; Становление социальной однородности, М., 1982.
С
САЙМОН (Simon) Герберт Александр (р. 15.6.1916, Милуоки, шт. Висконсин), амер.
социолог и
экономист. Работы С. посвящены использованию количеств. методов в социологии и
экономике,
науч. управлению и планированию деятельности корпораций и учреждений. Согласно
С., математика
— универсальный язык совр. науки и не существует принципиальных ограничений для
формализации и математизации любых науч. проблем. С.— один из основателей
социального
моделирования и применения кибернетики для анализа поведения людей и обществ.
систем с
помощью компьютеров. С. исследовал процесс принятия рациональных экономич.
решений,
разрабатывал программы для обоснования стратегии и поисков решения общих проблем
с помощью
компьютеров, имитирующих мыслительные (логич.) процессы. Свои взгляды С.
характеризует как
сочетание «технологич. радикализма» и «экономич. консерватизма», полагая, что не
существует
пределов для науч-но-технич. прогресса в рамках гос.-монополистич. капитализма.
Оказал значит.
влияние на развитие в США науки об управлении. Нобелевская пр. по экономике
(1978),
• Models of men: social and rational, N. Y., 1957; Management and computer of
the iuture, N. Y.—L., 1962; The shape of auto-
mation for men and management, N. Y., 1965; The sciences of the artificial,
Camb., 1969; Public administration, N. Y., 1970
(совм. с D. W. Smithburg, V. A, Thompson); Human problem solving, Englewood
Cliffs, 1972 (совм. с A. Newell);
Administrative behavior, N. ?., 19763; The new science of management decision,
rev. ed., Englewood Cliffs, 1977.
• Гвишиани Д. М., Организация и управление, М., 19722, гл. 5, 7.
САКРАЛИЗАЦИЯ (от лат. sacrum — священное), наделение предметов, вещей, явлений,
людей
«священным» (в религиозном понимании) содержанием, подчинение политич. и
обществ.
институтов, социальной и науч. мысли, культуры и иск-ва, бытовых отношений
религ. влиянию. В
основе С. лежит признание священного (сакрального) как противоположного
светскому, мирскому.
С. в теологии означает подчинение богу. Символом этого выступает освящение, т.
е. такая
церемония, в результате к-рой обыденная мирская процедура приобретает
трансцендентный,
божеств. смысл. Наряду с последовательно теологич. пониманием сакрального как
производного от
бога существуют и расширительные теоретич. его истолкования. Так, согласно Дюрк-
гейму, идея
священного выражает естественно-природ-
САКРАЛИЗАЦИЯ 589
ную основу подлинно человеч. бытия, его обществ. (коллективистскую) сущность, к-
рая
противостоит светскому (индивидуалистич.) эгоистич. существованию. Нем. теолог
Р. Отто
определяет сакральное (святое) как единственное отличит. свойство божественного
и усматривает в
нём определяющую черту религии, её подлинный корень.
На различных историч. этапах степень распространения и характер С. неодинаковы.
С. свойственна
первобытнообщинному, раннеродовому и рабовладельч. обществам. В эпоху феодализма
начинается,
а при капитализме получает своё дальнейшее развитие процесс десакрализации
(секуляризации)
различных сторон человеч. существования. В условиях глубокого кризиса религии
религ.
организации и теологи, с одной стороны, пытаются «священное», «святое»
максимально отделить,
противопоставить земному, а с другой — стремятся расширить своё влияние за счёт
включения в
сферу сакрального явлений и представлений, характерных для совр. социальной
действительности.
При социализме секуляризация и становление общества массового атеизма ведёт к
постепенному
вытеснению влияния религии из обществ. и личной жизни человека.
• см. к ст. Религия.
САМАДХИ (санскр., букв.— сложение вместе, соединение), понятие инд. философии,
означающее
состояние высшей собранности и гармонии, специфич. сосредоточение (фиксацию)
мысли на к.-л.
объекте, к-рое достигается путём созерцания (см. Дхъяна). В практике йоги —
последнее и высшее из
восьми средств для очищения и просветления ума (читты), когда ум так глубоко
поглощён объектом
созерцания, что «забывает» о самом себе, и мышление сливается со своим объектом.
С.-
сосредоточение как средство не следует смешивать с йогой-С. как целью —
достижением двух
последних ступеней ума (читты) — сампраджнята-С. [отчётливое и полное осознание
объекта мысли,
когда читта очищается от присутствия раджаса (см. Гуны), движения, носителя
отрицат. эмоций, и
выступает как проявление саттвы, потенциального сознания, носителя положит.
эмоций] и
асампраджнята-С. (полное прекращение всякой умств. деятельности и возвращение в
состояние по-
коя).
В буддизме С.— последнее звено восьмеричного пути к освобождению, состоит из
четырёх стадий,
ведущих к нирване: 1) сознание занято к.-л. предметом, эта сосредоточенность
приводит к
освобождению от чувств. желаний, отрешённости и наслаждению чистым мышлением; 2)
устранение
сомнений, радость и внутр. покой как результат этого сосредоточенного
размышления; 3) отрешение
и от этой радости, совершенная невозмутимость и освобождение от ощущения
телесности; 4)
избавление и от этого сознания невозмутимости и освобождения, полное
безразличие, ведущее к
совершенной мудрости — нирване.
• см. к статьям Йога, Буддизм, Медитация.
CАMHEP (Sumner) Уильям Грэм (30.10.1840, Патерсон, шт. Нью-Джерси,— 12.4.1910,
Инглвуд, шт.
Нью-Джерси), амер. социолог, представитель социального дарвинизма. Концепция С.
формировалась
гл. обр. под воздействием идей Спенсера. С. отстаивал два осн. принципа:
универсальность естеств.
отбора и борьба за существование; автоматич. и неуклонный характер социальной
эволюции. Исходя
из этого С. рассматривал социальное неравенство как естеств. и необходимое
условие существования
цивилизации, являясь сторонником стихийности в социальном развитии и противником
гос.
регулирования, реформ и тем более революц. преобразования обществ. жизни.
Воззрения С. выра-
жали интересы средних слоев амер. буржуазии. В работе «Народные обычаи»
(«Folkvays», 1906),
основанной на анализе большого этнографич. материала, С. разра-
590 САМАДХИ
батывает понятия «мы — группа», «они — группа» и «этноцентризм» применительно к.
«примитивным» обществам и начальным этапам человеч. истории. Отношения в «мы —
группе» он
характеризует как сплочённость, отношения между «мы — группой» и «они — группой»
— как
враждебность. Последняя, по С., связана с этноцентризмом, т. е. склонностью
человека оценивать
окружающий мир сквозь призму культурных представлений своей социальной (этнич.)
группы. Эта
работа С. вошла в историю социальной и этнич. психологии не исходными социал-
дарвинистскими
принципами её автора, но анализом нормативных аспектов социальной жизни, отд.
черт обычая и
нек-рых др. явлений.
• Challenge of facts and otlier essays, New Haven, 1914; The science of society,
v. 1—4, New Haven — L., 1927—28 (совм. с
A. G. Keller).
• Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964; История бурш. социологии 19 —
нач. 20 в., М., 1979, гл. 4; М с С 1 о-
skey R. G., American conservatism in the age of enterprise, 1865—1910. A study
of W. G. Sumner, S. J. Field and A. Carnegie,
N. Y., 1964.
САМОДВИЖЕНИЕ, филос. категория, выражающая изменение объекта под влиянием
внутренне
присущих ему противоречий, факторов и условий. Как самопроизвольное изменение С.
рассматривается в относит. противопоставлении движению, происходящему под
влиянием лишь
внеш. факторов. При С. внеш. воздействия играют модифицирующую либо опосредующую
роль.
В истории философии принцип С. впервые нашёл выражение в др.-греч. философии
(Гераклит,
Аристотель). В новое время идею С. развивал Лейбниц, вскрывший в телесной
субстанции
деятельное начало. Учение о С. материи выдвинули франц. материалисты (Гольбах,
Дидро,
Гельвеций). Ньютон и нек-рые философы-метафизики 18 в. из отрицания С. делали
вывод о наличии
у всякого движения внеш. источника (абс. первоначала, бога). Развёрнутую
концепцию С. и его мо-
дусов разработал Гегель, однако последние в его иде-алистич. системе толкуются
как формы
самовыражения абс. идеи.
Диалектико-материалистич. учение о С. как фундаментальном свойстве материи
выдвинули К.
Маркс и Ф. Энгельс. С. присуще всем уровням строения материи— от механич.,
квантово-физич.
(изменения в субатомных, атомных и молекулярных системах в результате
неустойчивости их
структур) и химич. (процессы С. в каталитич. системах) до биологич. и
социального уровней. На
химич., биологич. и более высоких уровнях спонтанность С. находит своё выражение
преим. в от-
крытых и целостных системах (организм, общество, биосфера), в к-рых
осуществляется не просто С.,
а саморазвитие (т. е. С., сопровождаемое переходом на более высокую ступень
организации).
Саморазвитие свойственно как материальному миру в целом, так и отд. его регионам
(биологич.
системы; эволюция галактик и происхождение солнечной системы; в экономич. сфере
— развитие
денег из движения товара, раскрытое Марксом в «Капитале»). Саморазвитие и С.—
неотъемлемые
моменты диалектико-материалистич. концепции развития, к-рая (в противоположность
метафизич.
концепциям, учитывающим лишь внеш. факторы) «... дает ключ к „самодвижению"
всего сущего...» и
является «условием познания всех процессов мира в их „с а м о-д в и ж е н и и",
в их спонтанейном
развитии, в их живой жизни...» (Ленин В. И., ПСС, т. 29, с. 317). См. также
Движение, Развитие,
Материя.
• Морозов В. Д., Проблема развития в философии и естествознании, Минск, 1969;
Солопов ?. ?., Движение и развитие,
Л., 1974.
САМОНАБЛЮДЕНИЕ, наблюдение, объектом к-рого являются психич. состояния и
действия
самого же наблюдающего субъекта. С. складывается в ходе психич. развития
ребёнка, проходя при
этом путь, аналогичный развитию внеш. восприятия: от бессловесного и
несмыслового к словесному,
смысловому и предметному. Это означает обобщение внутр. форм психич. деятель-
ности, что находит выражение в переходе к новому типу их регуляции, к овладению
собств.
поведением (Л. С. Выготский). Методология, проблема, к-рая возникает в
психологии в связи с С.,
состоит в том, в какой функции и форме его можно использовать в практике
психологич.
исследования, сохраняя за последним объективный науч. характер (см.
Интроспективная
психология). С. в целом нельзя признать самостоят. методом психологии; оно лишь
поставляет
исследователю «сырой» эмпирич. материал, в к-ром объект изучения представлен в
непрямой форме,
требующей всегда спец. истолкования.

<<

стр. 62
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>