<<

стр. 7
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

• «Новые книги за рубежом», 1958, № 21; 1960, № 16, 21; С и т-ковский Е. П.,
Против филос. антикоммунизма, в кн..
Антикоммунизм — враг человечества, Прага, 1962; Якушевекий И. Т., Ценные
признания одного из наших «критиков»
(О «советологии» г-на Б.), «ВФ», 1964, № 10; Б ы ? о в-с к и й Б. Э., Партии в
философии и филос. камуфляж, «Ком-
мунист», 1967, № 1.
БОШКОВИЧ (Boskovic) Руджер Иосип (18.5. 1711, Рагуза, ныне Дубровник,
Югославия,— 13. 2.
1787, Милан), хорв. философ, физик, математик и астроном; дипломат. Почётный чл.
Петерб. АН
(1760).
В гл. соч. «Теория натуральной философии, приведенная к единому закону сил,
существующих в
природе» (1758) Б. развил учение о динамич. атомизме, основанное на
представлении о
непротяжённых и неделимых материальных частицах (точках), между к-рыми действуют
силы
притяжения и отталкивания, подчиняющиеся универсальному закону. С помощью этой
гипотезы,
утверждающей неразрывную связь материи и движения, Б. объяснял свойства
материальных тел. Б.
критиковал учение Ньютона об абс. пространстве и времени. Ряд его идей
предвосхищает совр.
представления о материи, пространстве и времени. Б. высказывал мысль о
возможности построения
геометрии, отличной от эвклидовой. Ес-тественнонауч. идеи Б. оказали влияние на
физику и
философию 1-й пол. 19 в.
• De virihus vivis, Romae, 1745; De lumine, 1748, pars l—2, Vindobonae, 1766
(Diss.); De continuitatis lege ..., Romae, 1754. *
Г о д ы ц к и и - Ц в и ? к о А. М., Науч. идеи Р. И. Б., М., 1959; Markovio ?.,
Rudje BoSkovio, dio 1—2, Zagreb, 1968—69.
БОЭЦИЙ (Boethius, Boetius) Аниций Манлий Северин (ок. 480, Рим,— 524, Павия).
рим. философ,
теолог и поэт. Принадлежал к старой рим. знати и получил блестящее образование,
достиг высокого
положения на службе остготского короля Теодориха, но но обвинению в тайных
сношениях с Вост.
Рим. империей был казнён. Оказал исключительно широкое влияние на ср.-век.
культуру. Его
переводы «Органона» Аристотеля и «Введения» Порфирия, комментарии к
аристотелевским и
послеаристотелевским логико-герменевтич. текстам, а также оригинальные теологич.
соч. явились
основой ср.-век. аристотелиз-ма и предвосхищением синтеза зрелой схоластики; его
компендии по
арифметике и музыке передали ср.-век. практике «квадривия» пифагорейско-
платонов-скую
математич. традицию; наконец, его моралистич. «Утешение философией», написанное
в тюрьме и
посвящённое теме свободы духа среди текучей видимости житейских дел, было в
течение целого
тысячелетия одним из самых читаемых произведений и многократно переводилось.
• Migne, PL, t. 63—64; The theological tractates, The consolation of philosophy,
transl, by H. F. Stewart, E. K. Rand, S. J.
Tester, Camb. (Mass) — L., 1973.
• Courcelle P., Les lettres grecques en Occident..., P., 1948.
БРАК, исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом
форма
отношений между женщиной и мужчиной, устанавливающая их права и обязанности по
отношению
друг к другу и к детям. От характера брачных отношений в значит. мере зависит
рост населения,
физич. и духовное состояние новых поколений. В Б. упорядочивается и реализуется
естеств.
потребность людей в продолжении
рода, преобразованная социальными условиями и культурой.
Социальная сущность Б. определяется в конечном счёте господствующими обществ.
отношениями,
он также испытывает влияние политики, права, нравственности, религии.
Санкционируя Б., общество
берёт на себя определ. обязательства по его охране и налагает на людей,
вступивших в В.,
ответственность за материальное обеспечение и воспитание детей, а следовательно,
за будущее
семьи. «Если бы брак не был основой семьи,— писал К. Маркс,— то он так же не
являлся бы
предметом законодательства, как, например, дружба» (Маркс К. и Энгельс Ф., Соч.,
т. 1, с. 162).
Как социальное отношение Б. имеет преим. нравств.-правовую природу, поскольку
мужчина и
женщина выступают в нём как личности и граждане гос-ва. В числе нравств.
ценностей, имеющих
особенно большое значение для стабильности Б.,— индивидуальная половая любовь,
супружеский и
родительский долг, взаимное уважение и помощь.
В антагонистич, формациях моногамный Б. приобретает ряд специфичных для данной
формации со-
циально-правовых черт. Так, в рабовладельч. обществе Б. признавался только для
свободных
граждан, а супружеские отношения рабов рассматривались просто как сожительство.
В раннем
европ. средневековье был установлен обязательный для всех церковный Б., однако
крепостные могли
вступать в Б. лишь с согласия феодала. В условиях капитализма Б. испытывает
значит. влияние
частнособственнич. отношений. Распространение при капитализме трудовой
деятельности женщин,
падение престижа и влияния религии, демократизация брачно-семейного
законодательства и половой
морали привели, с одной стороны, к дезорганизации и кризису «классич.»
собственнич. Б. (рост
числа разводов и «дезертирств»), с другой — к развитию новой формы брачных
отношений,
основывающихся преим. на взаимном чувстве и личном выборе и характеризующихся
относит.
равноправием супругов.
Социалистич. преобразования, обеспечивая равноправие женщин с мужчинами,
способствуя
распространению в массах коммунистич. морали, ведут к нравств. обогащению
отношений между
полами. Б. в условиях социализма представляет собой добровольный, равноправный,
свободный от
утилитарных расчётов и вмешательства третьих лиц союз мужчины и женщины, целью
к-рого
является обеспечение их права на супружество, материнство и отцовство. Правовое
и нравств.
регулирование брачных отношений не противоречит свободе Б. и направлено в первую
очередь на
защиту его от пережитков старой, собственнич. морали. См. также ст. Семья и лит.
к ней.
БРАХМАН (санскр.), в др.-инд. религ. умозрении и исходящих из него филос.
учениях высшая объ-
ективная реальность, безличное абсолютное духовное начало, из к-рого возникает
мир со всем, что в
нём находится. Вместе с тем всё, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Б.;
сам же он — вне
времени и пространства, вне причинно-следств. отношений, свободен от качеств и
действий,
внеположен явленному (феноменальному) миру и невыразим в положит. терминах и
рамках к.-л.
частичной логики. Поэтому чаще всего Б. определяется отрицательно — немыслимый,
невидимый,
неслышимый, непознаваемый, неизменяемый, непроявленный, нерождённый, лишённый
образа,
безначальный, бесконечный, «не это, не это» (na iti, na iti) и т. п. Не
постигаемый обычным
сознанием или различными рационально-умозрит. конструкциями, Б. познаётся лишь
высшей религ.
интуицией, лежащей в основе целостного опыта (анубхава).
В древнейших текстах Вед слово «Б.» относится ещё скорее к сфере ритуальных
понятий. Умозрит.
концепция универсального Б. впервые была сформулирована в ранних упанишадах. Б.
становится
единой абс. реальностью, исполненной высшего смысла; трансцендентный бог
ранневедийской
эпохи вводится в Б. и становится имманентным ему. Вне Б. ничего нет, но всё, что
есть в бытии, в
жизни, заключено в Б. как в зародыше (хираньягарбха, букв.— золотой зародыш), из
к-рого
разворачивается весь явленный мир: «Существует два образа В.— воплощённый и
невоплощённый,
смертный и бессмертный, неподвижный и двигающийся, существующий и истинный»
(Брихадарань-
яка-упанишада II, 3,1). Истинная универсальность Б. достигается через осознание
им самого себя,
обретение субъективного аспекта в самопознании — учение о тождестве Б. и атмана,
объекта и
субъекта, мира и души (индивида), выражающееся в формулах «этот атман есть Б.»,
«это Б., это
атман», «я есмь Б.» и как итог и наиболее абстрактное выражение идеи тождества:
«это — ты» (tat
tvam asi). При· всём этом Б. соотносителен атману и отнюдь не всегда тождествен
ему. Реальность Б.
является как бесконечное сознание (джняна) себя самого и как высшее блаженство
(ананда).
Особенно интенсивно учение о Б. разрабатывалось в адвайта-веданте. Согласно
Шанкаре, Б.— это
чистое бытие, совпадающее с чистым сознанием, оно едино и содержит в себе всё.
По отношению к
эмпирич. миру множественности Б. выступает как творец, зиждитель и разрушитель,
как сагуна-Б. (т.
е. Б. многих качеств). С трансцендентной же т. зр., осознающей иллюзорность
этого мира, Б.
предстаёт как абс. бытие, лишённое к.-л. атрибутов, как ниргуна-Б. (т. е. Б. без
качеств). Учение
Шанкары о Б.— высшая точка в развитии этого понятия как образа абс. единства.
Рамануджа в ряде
вопросов уже отступает от этой идеи (учение о самообнаруживающемся Б. в его
соотношении с
майей, об абс. единстве, содержащем в себе множественность, о соотношении бога и
Б., единству к-
рого присущи различия и т. д.— см. Вишишта-адваита).
• Чаттерджи С.,Датта Д., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954; P а д х
а к ? и ш н а н С., Инд. философия, пер.
с англ., т. 1—2, М., 1956—57; Топоров В. Н., О Б. К истокам концепции, в сб.:
Проблемы истории языков u культуры
народов Индии, М., 1974, с. 20—74; Hang M., Uber die ursprungliche Bedeutung des
Wortes brahman, Munch., 1868; R eno u
L., Sur la notion de brahman, «Journal Asiatique» 1949, t. 237, fasc. l, p. 7—
46; T h i e m e P., Brahman, «Zeitschrift der
Deutschen Morgenlandischen Gesellschaft», 1952, Bd 102, S. 91 — 129; Dasgupta
A., A history of Indian philosophy, v. 1—5,
Delhi, 1975.
БPEHTАHO (Brentano) Франц (16.1.1838, Мариен-берг, — 17.3.1917, Цюрих), нем.
философ, непо-
средств. предшественник феноменологии Э. Гуссерля. Начав деятельность в качестве
католич.
священника, затем был проф. философии в Вюрцбурге (с 1872) и Вене (с 1874). Б.
обратился к
докантовской философии, прежде всего к Аристотелю, учитывая вместе с тем
достижения нем.
классич. идеализма. Исходным пунктом философии Б. является проведение резкой
границы между
физич. и психич. феноменами. Родовым признаком, общим для всех психич.
феноменов, является, по
Б., их интенциональностъ: сознание всегда есть отношение к чему-то (реальному
или нереально-
му)— я ощущаю, чувствую, мыслю нечто; физич. объект как таковой не
интенционален: он есть в
себе покоящееся бытие. Исследование психич. феноменов является задачей
психологии, к-рая
делится Б. на дескриптивную (описывающую те конечные элементы, из к-рых строится
целостное
сознание) и генетическую (устанавливающую законы, к-рым подчиняются явления
сознания). Из
идеи дескриптивной психологии выросла позднее феноменология.
В связи с идеалистически толкуемым учением о предметности сознания находится и
концепция ис-
тины Б. В основе понятия истины лежит, но Б., переживание очевидности. Расчленив
все суждения
на три
БРЕНТАНО 61
класса — суждения восприятия, суждения воспоминания и аксиомы, Б. утверждал, что
непосредств.
очевидностью обладают только суждения внутр. восприятия и аксиомы. Проблема
истины — это
проблема эмпирич. обоснования знания при решающем значении внутр. опыта. Т. к.,
по Б.,
предметами внутр. опыта и непосредств. восприятия являются только психич.
феномены, то с
очевидностью можно говорить о существовании лить этих последних; о внеш. мире,
по Б., можно
говорить лишь с известной вероятностью. Учение об интенциональности было
воспринято К. Штум-
пфом, Гуссерлем, А. Мейнонгом, М. Шелером, М. Хайдеггером. Логич. концепция и
работы Б. в
области критики языка нашли продолжение в аналитич. философии. Значительным было
влияние Б.
и на развитие психологии (напр., вюрцбургской школы).
* Psychologie vom empirischen Standpunkt, Hamh., 1955; Vom Ursprung sittlicher
Erkenntnis, Hamb., 1955; Grundlegung und
Aufhau der Ethik, Bern, 1952.
• Б а к p а д з e К. С., Очерки по истории новейшей и coвp, бурж. философии,
Тб., 1900; К a st i 1 ?., Die Philosophie F.
Brentanos. Eine Einfuhrung in seine Lehre, Muncli., 1951; Bergmann G., Realism.
A critique of Brentano and Mei-nong,
Madison — [a. o.], 1967 (лит.).
БРИДЖМЕН (Bridgman) Перси Уильяме (21.4. 1882, Кембридж, Массачусетс,— 20. 8.
1961,
Рандолф, Нью-Хэмпшир), амер. физик и философ. Нобелевская пр. по физике (1946).
В трактовке
познания Б. близок к инструментализму (в истолковании проблемы значения понятий)
и к
солипсизму (в истолковании опыта). Абсолютизируя эмпирич. аспект науки, Б.
недооценивал
фактич. роль абстрактного мышления и абстракций. Он считал бессмысленными теоре-
тич. понятия,
неверифицируемые в опыте. Идею связи значения понятия с совокупностью действий
(операций),
ведущих к их применению, Б. перенёс в методологию науки и теорию познания в
качестве общего
принципа: определять науч. понятия, по Б., надо не в терминах др. абстракций, а
в терминах
операций опыта (операциональное определение понятий). Этот тезис послужил
основой в целом
пдеалистич. программы операционного построения языка науки. См. Операци-онализм.
• Logic of modern physics, N. ?., 1927; The nature of some of our physical
concepts, N. Y., 1952; Reflections of a physicist, ?.
?., 19551; Way things are, Camb., 1959.
БРУНО (Bruno) Джордано Филиппо (1548, Нола,— 17. 2. 1600, Рим), итал. философ и
поэт, пред-
ставитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и
жил во
Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинён в ереси и
свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжён на костре (материалы
процесса Б.
см. в кн. «Вопросы истории религии и атеизма», т. 1, 1950; т. 6, 1958).
В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и
мировой душе
как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к ги-лозоизму) перекрещивались с
сильным
влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистич. натурфилософии Б.,
направленной
против схоластич. арис-тотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с
философией Николая
Кузанского (у к-рого Б. почерпнул и идею «отрицат. теологии», исходящей из
невозможности
положит. определения бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии
познание не
сверх природного бога, а природы, являющейся «богом в вещах». Развивая
гелиоцентрич. теорию
Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о
бесконечности природы и
бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах»,
1584).
Представление о единой бесконечной простой субстанции, из к-рой возникает
множество вещей,
связывалось у Б. с идеей внутр. род-
62 БРЙДЖМЕН
ства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В
бесконечности,
отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и
материя и т. п. Осн.
единицей бытия является монада, в деятельности к-рой сливаются телесное и
духовное, объект и
субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или бог; как целое она
проявляется во всём
единичном — «все во всём».
Этика Б. проникнута утверждением «героич. энтузиазма», безграничной любви к
бесконечному,
отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над
размеренной
повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на
развитие
философии нового времени (Спиноза, Лейбниц, Шеллинг и др.).
• Opera latine..., v. 1—3, Napoli, 1879—91; Opere italianc, t. l—3, Bari, 1925—
272; в рус. пер.— Изгнание торжествующего
зверя, [СПБ], 1914; Диалоги, М., 1949; О героическом внту-зиазме, М., 1953.
• Антоновский Ю. М., Дж. В., его жизнь и филос. деятельность, СПБ, 1892; О л ь ш
к и Л., История науч. лит-ры на
новых языках, т. 3, М.—Л., 1933, с. 3—48; Дж. Б. Библиография переводов его соч.
и лит-ры о нем на рус. языке, «Докл.
и сообщения филологич. ин-та [ЛГУ]», 1949, в.1; Ш т е к л и А., Дж. Б., М.,
19В4; Гор фу икс ль А., Дж. Б., М.,1965;
Salvestrini V., Bibliografia di G.Bruno 1582—1950, Firenze, 19582; G a l l i G.,
La vita e il pensiero di G. Bruno, Milano,
[1973].
БРЭДЛИ (Bradley) Фрэнсис Герберт (30.1.1846, Клапем,— 18. 9. 1924, Оксфорд),
англ. философ
идеалист, гл. представитель англ. неогегельянства. Отвергая вслед за Дж. Беркли
локковское
различение первичных и вторичных качеств, Б. рассматривал материю, пространство
и время лишь
как видимость, явление. Реальная действительность, по Б., есть духовный
«Абсолют»— единая,
всеобъемлющая, гармоничная духовная система. Вместе с тем, отрицая различение
объекта и
субъекта познания, Б. утверждал, что наиболее надёжный путь постижения
реальности —
непосредств. чувственность. Будучи противником панлогизма и ди-алектич. логики
Гегеля, Б.
полагал, что принципы внутр. противоречивости и единства противоположностей не
присущи
«Абсолюту», выступающему как непротиворечивое единство и целостность
многообразия.
Внутренне противоречивое не может быть реальностью — оно лишь видимость; поэтому
диалектич.
логика имеет негативный характер как выражение ограниченности разума и
рационального познания
действительности. Согласно Б., понятия есть абстракции, игнорирующие конкретное
многообразие, а
суждения и умозаключения формальны и не могут служить критерием истины.
В этике Б. отвергал как утилитаризм и гедонизм, так и ригоризм кантовского
категорического
императива, противопоставляя им этику «самосовершенствования» личности,
стремящейся к
совершенствованию единого целого, элементом к-рого она является. Общество, по
Б., не сумма
индивидов, а организм, совершенствованию к-рого служит мораль и религия. Идеи Б.
оказали значит.
влияние на англ. идеалистич. философию.
• Essays on truth and reality, Oxf., 1914; Ethical studies, O.\f., 1935s;
Principles of logic, v. 1—2, L., 19502; Appearence and
reality, N. Y., 19559.
• Богомолов A.C., Англ. бурж. философия 20 в., М., 1973, гл. 2, § 2; X и л л
Т.Н., Совр. теории познания, пер. с англ., М.,
1965, гл. 2, §§ 2—5; Church R. W., Bradley's dialectic, L., 1942; L o ft house
W. F., F.H.Bradley, L., 1949; Eliot T. S.,
Knowledge and experience in the philosophy of F. H. Bradley, N. ?., 1964.
БРЮНСВИК (Brunschvicg) Леон (10. 11. 1869, Париж,— 18. 2. 1944, там же), франц.
философ-
идеалист, представитель т. н. критич. рационализма. Б. утверждал необходимость
внедрения в
философию науч. метода («Модальность суждения» — «La modalite du jugement»,
1897). Однако
науч. метод в представлении Б., испытавшего влиянии трансцендентального
идеализма Канта,
выступает как независимая от объективного мира активность разума, к-рая сама
устанавливает прин-
ципы собств. движения («Введение в жизнь духа» —
«Introduction a la vie de l'esprit», 1900). Разум, согласно Б., постепенно
переходящий от непосредств.
восприятия внеш. черт реальности ко всё более глубокому познанию её сущности,
выступает и как
этич. фактор, ведя к «очищению совести», осознанию «мо-
ральной автономии» и др. духовных ценностей. * Les progres de la conscience
dans la Philosophie
occidentale, P., 11)27; ha raison et la religion, P., 1939.
• Desclioux M., La Philosophie de L. Brunschricg, P., 1949.
БУБЕР (Buber) Мартин (или Мардохай) (8. 2. 1878, Вена,— 13. 6. 1965, Иерусалим),
евр. религ.
философ и писатель, представитель иудаизма. В 1933 эмигрировал из Германии в
Швейцарию, а
затем в Палестину. В кон. 90-х гг. примкнул к сионизму, в 1901 отошёл от
политич. сионизма и был
влият. идеологом культурнически-националистич. евр. движения. После 2-й мировой
войны Б.
выступал с осуждением арабско-евр. вражды и антигуманных действий по отношению к
палестинским арабам. Философия Б. близка к экзистенциализму; её центральная идея
— бытие как
«диалог» между богом и человеком, человеком и миром («Я и Ты»— «Ich und Du»,
1922).
«Диалогический» дух, противостоящий греч. «монологизму», Б. искал в прошлом
библейской
традиции. Особое внимание Б. уделял пантеистич. тенденциям хасидизма. Социоло-
гич. взгляды Б.
испытали значит. влияние анархизма.
• Werke, Bd 1—3, Munch., 1962—64.
• Diamond M. L., M. Buber, Jewish existentialist, N, ?., 1960; Gregor S. R., M.
Buber, L., 1966.
БУДДИЗМ, религ.-филос. учение, возникшее в древней Индии в 6—5 вв. до н. э. и
превратившееся в
ходе его развития в одну из трёх, наряду с христианством и исламом, мировых
религий. Основатель
Б. — инд. принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т. е.
пробуждённого,
просветлённого.
Уже в первые столетия своего существования Б. разделился на 18 сект, разногласия
между к-рыми
вызвали созыв соборов (в Раджагрихе ок. 477 до н. э., в Вайшави ок. 367 до н.
э., в Паталипутре ок. 3
в. до н. а. ) и привели в начале н. э. к разделению Б. на две ветви: хинаяну и
махаяну. В 1—5 вв.
сформировались гл. религ.-филос. школы Б.: в хинаяне — вайбхаши-ка и
саутрантика, в махаяне —
йогачара, или видж-нянавада, и мадхьямика. Сторонники хпнаяны называют своё
направление
тхеравада Б. (буквально — учение старейших).
Возникнув на С.-В. Индии в областях добрахма-нистской культуры, Б. скоро
распространился по
всей Индии, достигнув наибольшего расцвета в сер. 1-го тыс. до н. э.— нач. 1-го
тыс. н. э. Уступив
место возрождавшемуся из брахманизма индуизму, на формирование к-рого он оказал
чрезвычайное
влияние, Б. к 12 в. почти исчез из Индии. Одновременно, начиная еще с Зв. до н.
э., он охватил Юго-
Вост. и Центр. Азию, а отчасти также Ср. Азию и Сибирь. В юго-вост. странах
постепенно
утвердилась хинаяна, получив назв. южного Б., в северных — махаяна, называемая
северным Б. Уже
в Индии махаяна, оказавшая влияние на индуизм, сама испытала заметное влияние
брахманизма, а
потом индуизма. Столкнувшись же с условиями и культурой сев. стран, махаяна дала
начало
различным течениям, смешавшимся с даосизмом в Китае, синтоизмом в Японии,
местными
религиями в Тибете и т. д. В своём внутр. развитии, разбившись на ряд сект, сев.
Б. образовал, в
частности, секту дзэн, (в наст. время более всего распространена в Японии). В 5
в. появляется
ваджраяна, параллельная индуистскому тантризму, под влиянием к-рого возникае-т
ламаизм,
сконцентрировавшийся в Тибете. Религ.-филос. лит-pa Б. обширна и включает
сочинения на пали,
санскрите, гибридном санскрите, сингалезском, бирманском, кхмерском, кит.,
тибетском, япон. и др.
языках.
Характерной особенностью Б. является его атико-практич. направленность. С самого
начала Б.
выступил не только против особого значения внеш. форм
религ. жизни и прежде всего ритуализма, но н против абстрактно-догматич.
исканий, свойственных,
в частности, брахманистско-ведийской традиция, и выдвинул в качестве центр.
проблемы —
проблему бытия личности. Стержнем содержания Б. является проповедь Будды о
«четырёх
благородных истинах»: существует страдание, причина страдания, освобождение от
страданий, путь,
ведущий к освобождению от страданий. Разъяснению и развитию этих положений и, в
частности,
заключённому в них представлению об автономии личности, посвящены все построения
Б.
Страдание и освобождение предстают в Б. как различные состояния единого бытия:
страдание —
состояние бытия проявленного, освобождение — непроявленного. То и другое, будучи
нераздельным, выступает, однако, более как психологич. реальность — в раннем Б.,
более как
космич. реальность — в развитых формах Б.
Психологически страдание определяется в Б. прежде всего как ожидание неудач и
потерь, как
переживание беспокойства вообще, в основе к-рого лежит чувство страха,
неотделимое от
присутствующей надежды. В сущности страдание тождественно желанию удовлетворения

психологич. причине страдания, а в конечном итоге просто любому внутр. движению
и вос-
принимается не как к.-л. нарушение изнач. блага, а как органически присущее
жизни явление.
Смерть вследствие принятия Б. концепции бесконечных перерождений (см. Сансара),
не изменяя
характера этого переживания, углубляет его, превращая в неотвратимое и лишённое
конца.
Космически страдание раскрывается в Б. как бесконечное «волнение» (появление,
исчезновение и
появление вновь) вечных и неизменных элементов безличного жизненного процесса,
вспышек своего
рода жизненной энергии, психофизических по своему составу — дхарм. Это
«волнение» вызывается
отсутствием подлинной реальности «Я» и мира (согласно школам хинаяны) и самих
дхарм (согласно
школам махаяны, продливших идею нереальности до логич. конца и объявивших всё
видимое бытие
шуньей, т. е. пустотой). Следствием этого является отрицание существования как
материальной, так и
духовной субстанции, в частности отрицание души (см. Скандха) в хинаяне, ?
установление
своеобразного абсолюта — шуньяты, пустотности, не подлежащей ни пониманию, ни
объяснению —
в махаяне.
Освобождение Б. представляет себе прежде всего как уничтожение желаний, точнее —
угагаение их
страстности. Буддийский принцип т. н. среднего путп рекомендует избегать
крайностей — как
влечения к чувств. удовольствию, так и совершенного подавления этого влечения. В
нравственно-
эмоциональной сфере господствующей в Б. оказывается концепция терпимости,
«относительности»,
с позиций к-рой нравств. предписания не обладают обязательностью и могут быть
нарушены
(отсутствие понятия ответственности и вины как чего-то абсолютного, отражением
этого является
отсутствие в Б. чёткой грани между идеалами религ. и светской морали и, в
частности, смягчение, а
иногда и отрицание аскетизма в его обычной форме). Нравств. идеал Б. предстаёт
как абс.
непричинение вреда окружающему (ахинса), проистекающее из общей мягкости,
доброты, чувства
совершенной удовлетворённости. В интеллектуальной сфере устраняется различие
между чувств, и
рассудочной формами познания и устанавливается практика т. н. созерцат.
размышления
(медитации), результатом к-рого оказывается переживание целостности бытия
(неразличение
внутреннего и внешнего), полная самоуглублённость. Практика созерцат.
размышления служит, т. о.,
не столько средством познания мира, сколько одним из осн. средств преобразования
психики и
психофизио-
БУДДИЗМ 63
логии личности, — в качестве конкретного метода особенно популярны дхьяны,
получившие
название буддийской йоги. Состояние совершенной удовлетворённости и
самоуглублённости, абс.
независимости внутр. бытия — положит, эквивалент угашения желаний — есть
освобождение, или
нирвана. В космич. плане она выступает как остановка волнения дхарм, к-рая в
дальнейшем в школах
хинаяны описывается как неподвижный, неизменный элемент (дхармадха-ту), в школах
махаяны —
как дхармакая, тело дхар-мы, тождественное с Буддой как сущностью его учения,
воплощённого в
целокупности всего существующего.
В основе Б. лежит утверждение принципа личности, неотделимой от окружающего
мира, и
признание бытия своеобразного психологич. процесса, в к-рый оказывается
вовлечённым и мир.
Результатом этого является отсутствие в Б. противоположности субъекта и объекта,
духа и материи,
смешение индивидуального и космического, психологического и онтологического и
одновременно
подчёркивание особых потенциальных сил, таящихся в целостности этого духовно-
матер. бытия.
Творч. началом, конечной причиной бытия оказывается психич. активность человека,
определяющая
как образование мироздания, так и его распад: это волевое решение «Я»,
понимаемого как некая
духовно-телесная целостность,— не столько филос. субъект, сколько практически
действующая
личность как нравств.-психологич. реальность. Из неабсолютного значения для Б.
всего
существующего безотносительно к субъекту, из отсутствия созидат. стремлений у
личности в Б.
следует вывод, с одной стороны, о том, что бог как высшее существо имманентен
человеку (миру), с
другой — о том, что в Б. нет надобности в боге как творце, спасителе,
промыслителе, т. е. вообще как
безусловно верховном существе, трансцендентном этой общности; из этого вытекает
также отсутст-
вие в Б. дуализма божественного и небожественного, бога и мира и т. д.
Начав с отрицания внеш. религиозности, Б. в ходе своего развития пришёл к её
признанию.
Происходит отождествление высшей реальности Б.— нирваны — с Буддой, к-рый из
олицетворения
нравств. идеала превратился в его личное воплощение, став, т. о., высшим
объектом религ. эмоций;
одновременно с космич. аспектом нирваны возникла космич. концепция Будды,
сформулированная в
доктрине трикаи (санскр. «трёх тел», в т. ч. дхармакая — космич. тело Будды). В
вадж-раяне
появляется концепция Адибудды — верховного единого божества, по отношению к к-
рому отд.
будды (в т. ч. историч. Гаутама), стали считаться только формами его воплощения.
Буддийский
пантеон растёт за счёт введения в него всякого рода мифологич. существ, так или
иначе
ассимилирующихся с Б. Культ, охватывающий все стороны жизни верующего, начиная
от семейно-
бытовой и кончая всеобщими праздниками, особенно усложнился в нек-рых течениях
махаяны, в
частности в ламаизме. Чрезвычайно рано в Б. появляется сангха—монашеская община,
из к-рой с
течением времени выросла своеобразная религ. организация.
Универсальностью предложенного им пути к «спасению» Б. вызвал значит.
демократич. резонанс в
принявших его странах. Так, ужо при своём возникновении Б. оказался в оппозиции
к освящённому
брахманизмом кастовому строю в Индии, провозгласив равенство всех независимо от
каст и
сословий и т. д. Однако, поскольку определяющим принципом Б. является принцип
абс. автономии
личности и необходимости «освобождения» от пут реального, «профанического»
существования, Б.
рассматривает все связи, в т. ч. и социальные, как зло и глубоко асоциален по
своей природе. Идеал
абс. отрешённости от окружающего при-
64 БУДДХИ
водит последователей Б. к устранению от совершенствования этого окружающего,
хотя известные
группы буддистов принимали и принимают участие в обществ. и политич. жизни своих
стран.
Б. оказал существ. влияние на все стороны жизни принявших его стран.
Распространение Б.
способствовало созданию тех синкретич. культурных комплексов, совокупность к-рых
образует т. н.
буддийскую культуру (архитектура, скульптура, живопись, лит-ра, буддийская
образованность).
Наиболее влият. буддийская орг-ция — созданное в 1950 всемирное братство
буддистов.
• Васильев В., Б., его догматы, история и лит-pa, ч. 1,3, СПБ, 1857—69; Минаев
И. П., Б. Исследования и материалы, т. 1,
в. 1—2, СПБ, 1887; Розенберг О. О., Введение в изучение Б. по япон. и пит.
источникам, ч. 2 — Проблемы буд-дийской
философии, П., 1918; Щсрбатсиой Ф. И., Фи-лос. учение Б., П., 1919; Радхакришнан
С., Инд. философия, пер. с англ., т.
1, М., 1956; К о ч ето в А. Н., Б., М., 1968; Васильев Л. С., Культы, религии,
традиции в Китае, М., 1970, гл. 5; 3 а в а д с
к а я Е. В., Культура Востока в совр. зап. мире, М., 1977; Stcherbatsky T h. D.,
The central conception of Buddhism and the
meaning of the word «Dharma», L., 1923; Bell С h.. The religion of Tibet, Oxf.,
1931; Thomas E. J., The history of Buddhist
thought, L., 1933; Eliot Ch., Japanese Buddhism, L., 1935; Conze Ed., Buddhism.
Its essence and development, Oxf., 1951; его
же, Buddhist thought in India, L., 1962; Murti T. R.V., The central philosophy
of Buddhism. A study of the Madhyamika
system, [L., 1955]; Frauwall пег E., Die Philosophie des Buddhismus, В., 1956;
Clioullsiang-Kuang, A history of Chinese
Buddhism, Allahabad, 1956; L a m o 11 e E., Histoire du Bouddhisme indien. Des
origines а Гйге Saka, Louyain, 1958; Grimm
G., The doctrine of the Buddha. The religion of reason and meditation, B.,
195S2; С h'e n K. K., Buddhism in China, Princeton,
1964; см. также лит. к статьям Махаяна, Хинаяна.
В. П. Лучина.
БУДДХИ (санскр., от будх- — бодрствовать, пробуждать, замечать, воспринимать,
понимать,
познавать), в инд. философии общее обозначение познават. способностей;
интеллект, ум,
способность различения, восприятие, суждение; тонкая субстанция всех умств.
процессов. В понятии
Б. др.-инд. мысль попыталась связать духовный и материальный аспекты
существования (Б.—
ключевой момент при переходе от материи к сознанию). Теория Б. наиболее
разработана в школе
санк-хъя, где Б. соединяет космология, и познаватольно-пси-хологич. планы
Вселенной. После
соприкосновения первичной материи (пракрити) с «Я» (пурушей) возникает махат —
первый
продукт эволюции, выступающий в психологич. плане как Б. Когда в пракрити
преобладает светлая
гуна (см. Гуны) саттва, Б. выявляет как самого себя, так и мир объектов,
характеризуясь
добродетелью, отрешённостью, познанием. При преобладании гуны тамаса Б.
характеризуется
несовершенством, пороком, привязанностью, неведением. Б. доставляет нуруше
результаты чувств,
восприятия и извлекает для него из всей сферы опыта удовольствие; тем самым Б.
становится как бы
формой пуруши и представляется разумным, хотя у Б. как порождения пракрити
вообще нет
сознания. В санкхье Б. трактуется и как вечный, и как невечный; как проявляющий
свои функции и
не проявляющий их (подобно производящей силе семени в зародыше). Б. не может
быть воспринят
самим собой (сознание не воспринимается сознанием) и, следовательно, не может
выступать как
собств. объект; Б. воспринимается лишь через «Я».
В веданте Б. наряду с манасом, читтой и аханка-рой — один из аспектов единого
внутр. органа.
Идея пробуждения (нового становления), присутствующая в В., получила дальнейшее
развитие в
буддизме, где слово «Б.» обозначает просветление, обретение высшего знания,
обладателем к-рого
был Будда [букв.— пробуждённый, просветлённый (знанием), мудрый].
• см. к ст. Санкхья.
БУЛГАКОВ Сергей Николаевич (16. 6. 1871, Лив-ны,— 13.7.1944, Париж), рус. релит,
философ и
богослов, экономист. Род. в семье священника. Окончил юридич. ф-т Моск. ун-та
(1894). Проф.
политэкономии в Киеве (1901— 06) н Москве (1906—18). Член 2-й Гос. думы (1907)
от партии
кадетов. В 1918 принял сан священника. С 1923 в эмиграции. Один из идейных
руководителей Рус.
студенч. христ. движения (РСХД). В 1925—44 проф. догматики и декан рус.
Богословского ин-та в
Париже. Деятель экуменич. движения.
В 90-х гг. Б.— «легальный марксист»; в работе «Капитализм и земледелие» (т. 1—2,
1900) выступил
против универсальности теории К. Маркса (на примере развития капиталистич.
отношений в
деревне), по словам В. И. Ленина, «...покончил все счеты с марксизмом и довел
свою „критическую"
эволюцию до ее логич. конца» (ПСС, т. 5, с. 100). В дальнейшем Б. обратился к
христ. религии («От
марксизма к идеализму», 1903). Наряду с Н. А. Бердяевым, П. Б. Струве, С. Л.
Франком — один из
гл. представителей т. н. рус. духовного ренессанса нач. 20 в.; участник
программного сборника рус.
идеалистов «Проблемы идеализма» (1902), антиреволюц. сборников «Вехи» (1909) и
«Из глубины»
(1918).
Б. испытал значит. идейное влияние Канта, славянофилов, Достоевского и Вл.
Соловьёва, осн.
филос.-гносеологич. и социальные идеи ?-poro он усвоил (прежде всего идею
всеединства).
Обоснование целостного христ. мировоззрения, вслед за Соловьёвым, считал своей
центр, задачей:
все социальные отношения и культура должны быть, но Б., оценены и перестроены на
религ.
началах. Специфику нации как «духовного организма» Б. видел не столько в
этнографич. и исто-рич.
условиях её развития, сколько в присущем ей «религиозно-культурном мессианстве»;
спасение Рос-
сии для него возможно только на путях религ. возрождения.
В «Философии х-ва» Б. попытался дать религ. обоснование взаимоотношения человека
и мира как
деятельности. Внутр. связь бога и созданного им мира мыслится им (в значит. мере
под влиянием
Флоренского) прежде всего как София — «премудрость божья», к-рая проявляется в
мире и
человеке, делая их причастными богу: «Человеческое творчество в знании, в
хозяйстве, в культуре, в
искусстве софийно» («Философия хозяйства», 1912, с. 139).
Софиология В., развитая им в соч. «Свет невечерний» (1917) и многочисл.
богословских трудах
парижского периода, подвергалась резкой критике рядом религ. философов и
богословов (В.Н.
Лосский, Зеньковскийи др.). В 1935 митрополит Сергий объявил её ересью,
подменяющей церк.
учение рассуждениями гностич. толка (см. Гностицизм). Б.— автор ряда историко-
филос. и эстетич.
очерков о рус. и зарубежных мыслителях и писателях (Пушкине, Герцене,
Достоевском, Чехове,
Фёдорове, Карлейле и др.).
• Два града. Исследования о природе обществ. идеалов, т. 1—2, М., 1911; Тихие
думы, М., 1918; Кушша неопалимая,
Париж, 1927; Друг жениха, Париж, 1927; Лестница Иаковля, Париж, 1929; О
Богочеловечестве. Трилогия (Агнец Божий,
Париж, 1933; Утешитель, Париж, 1936; Невеста Агнца, Париж, 1945); Философия
имени, Париж, 1953.
• История философии, т. 5, М., 1961; История рус. экономич. мысли, т. 3, ч. 1,
М., 1966, гл. 6, 7, 10;
Лосский В. Н., Спор о Софии, Париж, 1936; 3 а н д е p Л. А., Бог и мир.
Миросозерцание отца С. Б., т.
1—2, Париж, 1948.
БУЛЬ (Boole) Джордж (2.11.1815, Линкольн,— 8.12. 1864, Баллинтемнл, близ Корка),
англ.
математик и логик. В работах «Математич. анализ логики» («The mathematical
analysis of logic»,
1847), «Логич. исчисление» («The calculus of logic», 1848), «Исследование
законов мышления» («An
investigation of the lows of thought...», 1854) Б. заложил основы математич.
логики. Именем Б. названы
т. н. булевы алгебры — особые ал-гебраич. системы, для элементов к-рых
определены две операции.
* Льар Л., Англ, реформаторы логики в XIX в., пер. с франц., СПБ, 1897; Venn J.,
Boole's logical system, «Mind», 1876, v.
l, № 4.
БУЛЬТМАН (Bultinann) Рудольф (20.8.1884, Ольден-бург,— 30.7.1976, Марбург), нем.
протестантский теолог, философ и историк религии. Б. близок к диалектической
теологии. Работами
20-х гг. положил начало т. н. формально-историч. школе в религионедении. В нач.
40-х гг. Б.
попытался преодолеть внутр. двойствен-
ность своих установок (склонность к идеям Кьеркего-ра и, с др. стороны,— к
рационалистич.
методике либерального протестантизма), выдвинув требование «де-мифологизации»
веры. Он
предложил строго разграни-чивать в составе христ. традиции ее преходящую мифо-
логич. знаковую
систему и непреходящее «возвещение», обращённое к человеч. совести и ставящее
человека в
жизненную «ситуацию выбора»: миф подлежит рациона-листич. критике, а
«возвещение» —
экзистенциалистич. осмыслению. Эта концепция Б. получила сенсационную
известность, но
встретила критику со стороны приверженцев традиции, недовольных исключением из
религ.
доктрины огромной части её содержания, и историков, указывавших на
произвольность подхода Б. к
историч. явлениям. Ясперс, наиболее близкий к Б., резко критиковал его за
смешение теологии и
экзистенциалистич. философии,
• Die Frage der Entmythologisierung, Munch., [1954] (совм. с К. Jaspers);
Glauben und Verstehen, Gesammelte Aufsatze, Bd
1—3, Tub., 1958—62; Das Evangelium des Johannes, Gott., 196217.
БУНГЕ (Bunge) Марио (p. 1919, Буэнос-Айрес), аргент. физик и философ. С 1906
проф. ун-та Мак-
Гилла в Канаде. Осн. внимание уделяет филос. вопросам физики и методологич.
проблемам совр.
естествознания. В последних работах стремится к систематич. построению осн.
разделов совр.
философии, для чего спец. исследованию подвергает вопросы семантики, онтологии,
теории систем и
т. и. Б.— сторонник филос. материализма. Выступает с критикой объективного и
субъективного
идеализма, неопозитивизма и попыток идеалистич. интерпретаций достижений совр.
физики, однако
одновременно критикует и попытки применения диалектики для решения филос.
вопросов совр.
науки. Свои филос. позиции характеризовал как «критич. реализм», в работе
«Соотношение
психического и телесного» («The mind-body problem», 1980) объявляет себя
представителем
«эмерджентистского материализма» и рассматривает сознание как «эмерджентное»
порождение
достаточно развитой, лабильной и пластичной материальной системы — мозга — в её
взаимодействии с природным и социальным окружением.
• The myth of simplicity, Englewood Cliff (N. J.), 1963; Scientific research, Bd
1—2, В., 1967; Method, model and matter,
Dordrecht — Boston, 1973; Treatise on basic philosophy, v. l—4, Dordrecht —
Boston, 1974—79; в рус. пер. —
Причинность, M., 1962; Интуиция и наука, M., 1967; Философия физики, М., 1975.
БУР (Buhr) Манфред (р. 22.2.1927, Каменц-на-Заале), нем. философ-марксист (ГДР),
действит. чл.
АН ГДР (1971). Чл. СЕПГ с 1946. Директор Центр, ин-та философии АН ГДР (с 1969),
пред. Науч.
совета АН ГДР ио вопросам идеологнч. классовой борьбы (с 1975), вице-президент
Междунар.
гегелевского об-ва (с 1966). Нац. премия ГДР (1973). Гл. направление науч.
исследований: анализ
прогрессивного филос. наследия классич. бурж. философии. Б.— издатель междунар.
серии «К
критике бурж. идеологии».
• Immanuel Kant. Einfuhrung in Leben und Werk, Lpz., 1969; Die philosophische
Aktualitat des Leninismus. Zur Aktualitat der
Leninschen Positivismus-Kritik..., B., 1972 (совм. с др.); Zur Geschichte der
klassischen burgerlichen Philosophie. Bacon, Kant,
Fichte, Schelling, Hegel, Lpz., 1972; Erkenntnistheorie. Kritischer
Rationalismus. Reformismus, B., 1979 (совм. с J. Schreiter),
в рус. пер.— Фихте, М., 1965; Притязание разума. Из истории нем. классич.
философии и лит-ры, М., 1978 (совм. с Г.
Иррлицом).
БУРЖУАЗИЯ (франц. bourgeoisie, от позднелат. bur-gus — укреплённый город),
господствующий
класс капиталистич. общества, обладающий собственностью на средства произ-ва и
существующий
за счёт эксплуатации наёмного труда. Источник доходов Б.— прибавочная стоимость,
создаваемая
неоплаченным трудом и присваиваемая капиталистами.
В период феодализма в странах Зап. Европы слово «буржуа» обозначало жителей
городов.
Развитие ре-
БУРЖУАЗИЯ 65
мёсел, товарного произ-ва привело к классовому расслоению гор. населения. «Из
крепостных
средневековья,— писали К. Маркс и Ф. Энгельс,— вышло свободное население первых
городов; из
этого сословия горожан развились первые элементы буржуазии» (Соч., т. 4, с.
425). Становление
класса Б. связано с эпохой т. н. первоначального накопления капитала, гл.
содержанием к-рой была
экспроприация у широких нар. масс земли и орудий труда, а её важнейшей составной
частью —
колон. грабежи и захваты. В эту эпоху были созданы условия для возникновения и
развития капи-
талистич. способа пропз-ва — образовалась масса свободных от личной зависимости
и средств
произ-ва наёмных рабочих, большие суммы ден. капитала сосредоточились в руках Б.
По мере
развития производит. сил на смену цеховой организации пришла мануфактура, а
затем и крупная
машинная пром-сть. Когда пром. капитал овладел произ-вом, произошло утверждение
капитализма.
Специфически капиталистич. ценности — индивидуализм, и предпримчивость,, идеи
равных
возможностей и личного успеха — протестантская «этика достижений» провозгласила
моральными
принципами. В результате бурж. революций в Нидерландах, Англии, Франции и Сев.
Америке Б.
пришла к политич. власти.
В борьбе с феодализмом Б. сыграла революц. прогрессивную роль. Под её
руководством было
ликвидировано господство феод. отношений, она способствовала развитию науки и
техники,
повышению производительности труда, разрушила традиционный ср.-век. образ жизни,
ниспровергла феодально-сословное представление о человеке.
Во всех странах общее развитие Б. протекало в нац. формах, к-рые определялись
особенностями
развития отд. стран. Так, Англия была страной первой пром. революции, в США
отсутствовал
феодализм, для Италии характерна относительно поздняя индустриализация.
В условиях домонополистич. капитализма в зависимости от сферы приложения
капитала Б.
подразделялась на промышленную, торговую, банковскую и сельскую, а в зависимости
от размеров
предприятия — на среднюю и крупную. Ведущие бурж. политич. деятели, крупные
чиновники,
высшие наёмные управляющие входили в Б., но не представляли собой самостоят.
фракций
господствующего класса и играли в нём лишь второстепенную роль.
На основе процессов концентрации и централизации капитала и произ-ва свободная
конкуренция к
нач. 20 в. сменяется монополией. По мере перерастания капитализма в империализм
господствующей становится качественно новая форма капитала — финанс. капитал и
персонифицирующая ею финанс. олигархия. В эпоху империализма Б. «... из
поднимающегося
передового класса стала опускающимся, упадочным, внутренне-мертвым, реакционным»
(Л е н н н
В. И., ПСС, т. 26, с. 145—46).
По мере развития гос.-монополистич. капитализма происходит усложнение структуры
Б., включение
в её состав новых социальных слоев и групп, усиление её неоднородности. В первую
очередь за счёт
сел. Б. сокращается доля капиталистов в составе самодеят. населения
капиталистич. стран. В 70—80-
х гг. 20 в. она составляет примерно 3—4%. Расширение задач и функций совр.
капиталистич. гос-ва,
превращение его в крупного собственника средств произ-ва привели, с одной
стороны, к выделению
политич. элиты и высшей бюрократии в самостоят. фракции господствующего класса,
а с другой — к
появлению нового слоя капиталистов — «гос. Б.», включающей руководителей
национа-
лизированных и смешанных компаний. Всё более существ, частью Б. становятся
высшие
управляющие (менеджеры) частнокапиталистич. компаний. Они получают
66 БУРЖУАЗНАЯ
свою долю прибавочной стоимости в виде крупных жалований, дохода от акций,
различных промий
и льгот и выполняют все реальные функции капиталиста-предпринимателя. Их
положение зависит от
иерархич. позиций в системе корпоративной власти, от их способности осуществлять
управление
«чужим» капиталом.
В последние десятилетия в связи с расширением сферы деятельности междунар.
компаний возникает
«меж-нац. прослойка» Б. Интернационализация произ-ва и капитала, деятельность
транснац.
компаний, широкое распространение методов «науч. менеджмента» способствуют
унификации
сознания совр. Б., стиранию её нац. различий. Все эти изменения в наибольшей
степени затронули
крупную и монополистич. Б. Большинство средних капиталистов по-прежнему
совмещает владение
капиталом своей фирмы и выполнение предпринимательских функций.
По мере усложнения состава Б. усиливаются противоречия в её среде: между
монополистич.
верхушкой и рядовыми капиталистами, между менеджерами и предпринимателями-
собственниками,
между «рантьерской» Б. и «функционирующими» капиталистами. Однако все слои и
фракции Б.
объединяет участие в эксплуатации трудящихся. Все они проявляют солидарность в
борьбе с
рабочим классом, особенно когда речь идёт о судьбах капитализма.
В развивающихся странах колониальная эксплуатация обусловила неразвитость осн.
классов. За
исключением Индии, нек-рых районов Юго-Вост. АЗИИ, ряда стран Лат. Америки,
пром. Б. не
определяет лицо ка-питалистич. класса освободившихся стран — гл. роль в них
играют
представители торг. Б., спекулянты, подрядчики-строители, маклеры, совр.
компрадоры, лица,
вкладывающие капиталы в непроизводит. сферу. В странах «развивающегося мира»
слабость пром.
Б., незавершённость процесса классовой дифференциации, многоукладный характер
общества
создают все предпосылки для того, чтобы движущей силой капиталистич. развития
становилась «гос.
Б.» или иностр. напитал.
Социалистич. революция означает уничтожение Б. как класса. Впервые в истории в
ходе ?кт.
революции 1917 крупная Б. была лишена политич. власти, а затем экономически
ликвидирована.
Класс Б. был уничтожен и в др. социалистич. странах, где утвердилась власть
рабочего класса.
Однако пролетариат применяет на-силие против Б. только в ответ на сопротивление
и на насилие
самой Б. При проявлении лояльности со стороны Б. или отд. её групп пролетариат
может идти по
пути постепенного преобразования капиталистич. предприятий в социалистические,
по пути
перевоспитания представителей Б. и последующего привлечения их к социалистич.
строительству.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Манифест Коммунистич. партии, Соч., т. 4; Маркс К.,
Капитал, т. 1—3, там же, т. 23—25; е ]' о
ж е, Б. и контрреволюция, там же, т. 6; е г о же, Классовая борьба во Франции с
І848 по 1850 г., там же, т. 7; Ленин В. И.,
Развитие капитализма в России, ПСС, т. 3; его же, Империализм, как высшая стадия
капитализма, там же, т. 27; За мир,
безопасность, сотрудничество и социальный прогресс в Европе. К итогам
Конференции коммунистич. и рабочих партий
Европы, М., 1976; Федоров Р. П., Анонимная власть, М., 1970; Развивающиеся
страны: закономерности, тенденции,
перспективы, М., 1974; Политич. экономия совр. монополистич. капитализма,т. 2,
?., 19752; К и с о в с к а я II. К., Гос.
предпринимательство и политич. борьба в Италии (I960— 1975 гг.), М.. 1977; Бунин
И. М., Б. в совр. франц. обществе,
М., 1978; Господствующие классы Лат. Америки, М., 1978; Зап. Европа в совр.
мире, т. 1, М., 1979, гл. X.
И. ?. Бунин.
БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ, социальная революция, осн. задачей к-рой является
уничтожение
феод. строя или его остатков, расчистка путей для развития бурж. гос-ва; в
зависимых и колон.
странах Б. р. направлена также на завоевание нац. независимости. Б. р. является
на определ. этапе
исторически необходимой и прогрессивной, выражая потребности развития общества.
Значит. разнообразие участвующих в Б. р. классовых сил, решаемых задач, методов
борьбы
обусловлено как специфич. обстановкой в отд. странах, так и прежде всего теми
изменениями, к-рые
совершались в обществе на протяжении столетий. В эпоху восходящего капитализма
Б. р. (напр.,
английская 17 в., французская и американская 18 в.), разрывая путы феод. строя,
расчищали почву
для капиталистич. строя. Б. р. этой эпохи вели к утверждению экономии, и
политич. господства
буржуазии. Б. р. в период общего кризиса капитализма не только расчищают почву
для капитализма,
ни и объективно расшатывают мировую систему империализма.
Наиболее общей причиной Б. р. является конфликт между базисом и надстройкой,
новыми
производит. силами, развивающимися в недрах феод. строя, и феод. производств,
отношениями (или
их остатками, пережитками), а также феод. учреждениями. Конфликт этот нередко
заслоняется
политич. и идеологич. противоречиями. Но и в тех случаях, когда непосредств.
причиной Б.р.
является иноземное угнетение или стремление объединить страну, решающую роль
играет назревшая
потребность устранить феод. строй или его остатки. По мере развития капитализма
заостряется
конфликт между интересами самостоят. развития нац. экономики и господством
иноземного
капитала. Он порождает анти-империалистич. борьбу, к-рая переплетается с
антифеодальной.
В одних Б. р. (таких большинство) гл. задачей является решение игр. вопроса
(напр., Великая франц.
революция, Революция 1905—07 в России), в других — на первый план выдвигаются
задачи
завоевания нац. независимости (напр., нидерландская 16 в., американская 18 в.),
нац. объединения
страны (в Германии и в Италии в сер. 19 в.), нац. освобождения от империалис-
тич. гнёта (в странах
Азии, Африки, Лат. Америки в 20 в.). Важное место всегда занимают и политич.
задачи —
уничтожение феод. монархии, установление бурж. республики, демократизация
обществ. строя.
Б.р.— не единовременный акт. Большинство революций продолжалось месяцы, а то и
годы, проходя
ряд этапов, связанных с изменениями в соотношении, расстановке классовых сил,
участвующих в
ней.
В ранних Б. р. и нек-рых революциях 19 в. движущими силами были буржуазия и
крестьяне,
ремесленники, складывавшийся рабочий класс. Руководителем, гегемоном нар. масс
была буржуазия,
игравшая тогда ре-волюц. роль. Борясь против феод. собственности, она, будучи
сама
собственником, нигде но осмелилась отменить частную собственность на землю (хотя
эта мера от-
вечала требованиям бурж. прогресса). Самой революц. силой в ранних Б. р. были
трудящиеся «низы»
деревни и города. Когда они захватывали в свои руки инициативу. Б. р. добивалась
наиболее значит.
успехов.
С развитием капитализма, формированием пролетариата как класса буржуазия всё
более утрачивает
свою революционность. Первое самостоят. выступление пролетариата Франции в июне
1848
толкнуло буржуазию Франции, Германии и др. стран на предательство дела
революции. В. И. Ленин
отмечал ставшее характерным «... стремление буржуазии закончить буржуазную
революцию на
полпути, на полусвободе, на сделке со старой властью и с помещиками. Это
стремление коренится в
классовых интересах буржуазии» (ПСС, т. 15, с. 206).
В эпоху империализма в б. или м. развитых капита-листич. странах буржуазия из
страха перед
пролетариатом, угрожающим её господству, становится контрреволюционной. Но она
по-прежнему
борется за гегемонию, стремясь свернуть революцию на путь реформ. Теперь
пролетариат, выросший
численно и идейно, организованный в самостоят. политич. партию, имеет
возможность стать
руководителем, гегемоном революции.
В колониальных в зависимых странах нац. буржуазия ещё в состоянии играть
прогрессивную и даже
революц. роль, особенно в борьбе против иностр. импери-
алистов. Но наиболее революционной силой являются трудящиеся: более или менее
многочисл.
пролетариат, крестьянство, составляющее основную массу населения.
Размах, а также тип Б. р. зависит прежде всего от степени участия в ней нар.
масс. В тех случаях,
когда буржуазии удаётся не допустить развёртывания борьбы трудящихся за свои
собств. экономич.
и политич. требования, отстранить их от участия в решении политич. вопросов, Б.
р. протекает как б.
или м.«вер-хушечная», а гл. задачи осуществляются неполно, по-ловинчато,
компромиссно. Такими
были революции 1908 в Турции, 1910 в Португалии и нек-рые др.
Народными буржуазно-демократическими Маркс, Энгельс и Ленин называют те Б. р., в
к-рых «...
масса народа, большинство его, самые глубокие общественные „низы", задавленные
гнетом и
эксплуатацией, поднимались самостоятельно, наложили на весь ход революции
отпечаток своих
требований, своих попыток по-своему построить новое общество на место
разрушаемого старого» (Л
е н и н В. И., там же, т. 33, с. 39). К таким революциям, в ходе к-рых
происходило размежевание
классовых сил, относятся Великая франц. революция, Революция 1905—07 в России,
Февр. бурж.-
демократич. революция 1917.
Методы и формы борьбы, применяемые в Б. р. разными классами и группами,
разнообразны. Так,
либеральная буржуазия обращается чаще всего к методам идеологич. и парламентской
борьбы,
офицерство — к воен. заговорам, крестьянство поднимает антифеод. восстания с
захватами
дворянских имений, разделом земель и т. д. Для борьбы пролетариата характерны
стачки,
демонстрации, баррикадные бои, вооруж. восстание. Ленин поэтому называл
Революцию 1905—07 в
РОССИИ пролетарской по средствам борьбы. Формы и методы борьбы зависят не только
от революц.
сил, но определяются и действиями правящих классов, к-рые обычно первыми
применяют насилие,
развязывают гражданскую войну.
Б. р. заканчивается обычно переходом власти из рук дворянства в руки буржуазии.
Но бурж.-
демократич. революция, осуществляемая при гегемонии пролетариата, может привести
к
установлению революц.-де-мократич. диктатуры пролетариата и крестьянства.
Оценивая результаты
и историч. значение той или иной Б. р., нужно учитывать не только прямые, но и
косвенные её итоги.
Нередко за Б. р. (напр., английской 17 в., французской кон. 18 в.) следовала
полоса реакции
(термидор), реставрация свергнутых династий, однако капиталистич. строй,
утвердившийся в ходе
революций, торжествовал. Это свидетельствует, что не столько политич., сколько
социально-
экономич. завоевания Б. р. имеют устойчивый характер.
Бывает, что для решения историч. задач революц. сил оказывается недостаточно
(напр., в 1848·—49 в
Германии, в 1905—07 в России) и Б. р. терпит полное или частичное поражение. В
таких случаях
объективно назревшие задачи решаются медленно, мучительно, с сохранением
остатков
средневековья, придающих капиталистич. строю особенно реакц. черты. В широком
смысле слова
«завершением» Б. р. Ленин называл завершение всего цикла бурж. революций (см.
там же, т. 19, с.
247), т. е. вполне определившееся капиталистич. ' развитие страны.
Маркс и Энгельс на опыте революций 1848—49 в Европе высказали мысль о
непрерывной
(перманентной) революции, переходящей последовательно от решения бурж.-
демократич. задач к
решению задач социалистических. Развив эти идеи, Ленин создал теорию
перерастания бурж.-
демократич. революции в социалистическую. Предпосылкой такого перерастания
является гегемония
пролетариата, в бурж.-демократич.
БУРЖУАЗНАЯ 67
революции. Правильность этого вывода подтверждена перерастанием Февр. бурж.-
демократич.
революции 1917 в России, а также антифаш., антиимпериалистич., демократич.
революций после 2-й
мировой войиы в революции социалистические.
В совр. эпоху сохранение в ряде стран феод. пережитков, особенно же усиление
реакц.
антидемократич. тенденций, создаёт почву для новых общедемократич. движений ц
революций,
направленных прежде всего против гнёта капиталистич. монополий. Общедемократич.
задачи могут
решаться также в ходе подготовки и совершения социалистической революции.
• Маркс К., Классовая борьба но Франции с 1848 по 1850 г., M a p к с К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 7; е г о ж е, Восемнад-
цатое брюмера Луи Бонапарта, там же, т. 8; Э н г е л ь с Ф., Революция и
контрреволюция в Германии, там же; Л е н и н
В. И., Две тактики социал-демократии в демократич. революции, ПСС, т. 11; его
же, Доклад об Объединит. съезде
РСДРП, там же, т. 13; его ж е, Доклад о революции 1905 года, там же, т. 30; е г
о ж е, О задачах пролетариата в данной
революции, там же, т. 31; е г о ж е, Гос-во и революция, там же, т. 33; е г о ж
е, Седьмой экстренный съезд РКП(б) 6—8
марта 1918 г., там же, т. 36; его же, Пролетарская революция и ренегат Каутский,
там же, т. 37. Я. С. Драбкин, Б. Ф.
Поршнев.
БУРЖУАЗНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ,
см. в ст. Буржуазная революция.
БУРИДАНОВ ОСЁЛ, парадокс абс. детерминизма в учении о воле: осёл, помещенный на
равном
расстоянии от двух равных по величине и качеству связок сена, будто бы должен
умереть от голода,
ибо его воля не получит импульса, побуждающего избрать ту или иную связку.
Приписывался франц.
философу 14 в. Ж. Буридану (J.Buridan), однако в его соч. этот образ не
встречается.
БУТРУ (Boutroux) Эмиль (28.7.1845, Монруж, близ Парижа,— 22.11.1921, Париж),
франц. философ-
идеалист. В центре внимания Б.— проблемы детерминизма и свободы, творчества и
необходимости.
Б. выступал против механицизма и механич. детерминизма при объяснении явлений
жизни и
психики, утверждая радикальный разрыв уровней бытия — материального,
инстинктивного и
мыслящего — и подчёркивая, что высшие формы жизни необъяснимы в терминах меха-
нистич.
законов, управляющих материей. При этом Б. утверждал первичность духа и считал,
что в основе
биологич. эволюции лежит случайный с т. зр. законов материи свободный творч.
акт, постоянно
производящий что-то новое. Это новое нельзя охватить науч. законами, к-рые
фиксируют
постоянное, неизменное. Согласно Б., уровни бытия образуют иерархич. лестницу:
от
неодушевлённой материи до духовного совершенства бога. Бог в наибольшей степени
способен к
творчеству и свободе; наделён этой способностью и человек, хотя он может и
утратить её из-за
привычного следования рутине. И даже материальные объекты не полностью лишены
духовного
начала — у них есть тенденция к высшему. Необходимость и причинность в природе
Б. подменял
идеалистич. телеологией. Учеником Б. был Бергсон.
• De l'idee de loi naturelle dans la science et la Philosophie contemporaine,
P., 1895; Science et religion dans la philosophic
contemporaine, P., 1908; в рус. пер.— О случайности законен природы, М., 1900;
Паскаль, СПБ, 1901; Вильям Джемс и
религ. опыт, М., 1908; Наука и религия в совр. философии, СПБ, 1910.
БХАВА (санскр.— бытие, существование, от бху — быть), в др.-инд. философии
категория бытия,
становления, состояния явленности; отсюда в дальнейшем также «реальность»,
«истина», «жизнь». В
буддизме — стремление к становлению, предрасположенность к существованию;
объясняется как
элемент, проистекающий из будущей жизни (в рамках двенадцатичленной схемы
«закона
взаимозависимого возникновения» — см. Пратитъясамутпада). Нек-рые мыслители
(напр.,
Чандракиртн) рассматривали Б. как карму, вовлекающую в круг рождений и смертей
(см. Сансара).
При та-
68 БУРИДАНОВ
ком понимании Б.— ключевое понятие, объясняющее жизненный процесс.
Противоположное
понятие — абхава (санскр.— небытие, несуществование), получившее особое развитие
в ряде филос.
систем, где обозначало также «отсутствие», «пустоту», «уничтожение»,
«отрицание», «смерть».
Нередко абхава рассматривается как отрицат. категория, Б.— как положительная.
Согласно
Кумариле (система пурва-миманса), Б. включает в себя субстанцию (к ней сводится
и энергия, сила
— см. Шакти), качество, действие и всеобщность, а абхава — предшествующее,
последующее,
абсолютное и взаимное. Иное разграничение предлагается оппонентом адвайта-
веданты Мадхвой:
сущее (падартха) бывает независимым и зависимым (паратантра); зависимые же
существа или
положительны (Б.), или отрицательны (абхава). Кал отрицат. категория абхава
выступает и у Канады
(система вайшешика), где она противопоставлена шести положит, объектам познания,
из к-рых
состоит мир (субстанция, качество, действие, всеобщность, особенность,
присущность). На
убеждении в реальности (но не абсолютности) абхавы-небытия у Канады и его
последователей
построена и оригинальная классификация типов небытия: сансарга-абхава (т. е.
отсутствие чего-либо
и в чем-то другом) — 1) небытие вещи до её возникновения (праг-абхава), 2)
небытие вещи после ее
уничтожения (дхванса-абхава), 3) полное отсутствие связи между вещами (атьянта-
абха-ва, или абс.
небытие); аньйонья-абхава (т. е. небытие одной вещи в качестве другой, их
взаимоисключае-мость).
Если Б. является категорией положит. бытия, то абхава — скорее логич. категория,
определяемая не
столько своим содержанием, сколько местом в системе. Однако в истории др.-инд.
мысли были
попытки рассматривать абхаву-небытие наравне с Б.-бытием, т. е. придать этому
понятию самостоят.
онтологич. статус.
• Чаттерджи С.,ДаттаД., Древняя инд. философия, пер. с англ., М., 1954, с. 40—
42, 114—16, 226—29; Радха-кришнанС.,
Инд. философия, пер. с англ., т. 2, М., 1957, с. 96, 192—04, 369 и др.;
Stcherbatsky T h., Buddhist logic, v. l, Leningrad,
1932 (Reality of the external world, pt 5).
«БХАГАВАДГИТА» (санскр., букв.— песнь Бхагава-та, т. е. бога Кришны), одна из
наиболее
известных частей «Махабхараты», входящая в состав её 6-й кн. (18 глав);
посвящена религ.-филос.
проблемам. Время создания «Б.» обычно определяется 2-й пол. 1-го тыс. до н. э.
«Б.» представляет
собой диалог между эпич. героем Арджуной и богом Кришной, сюжетно выступающим
как возница
и наставник Арджуны, а по существу воплощающим высшее божеств. начало индуизма
На-раяну.
Для Арджуны потребность в уяснении своего места в нравств. миропорядке и
стремление к
обретению правил поведения вырастают из осознанного противоречия между практич.
долгом и
нравств. требованиями более высокого уровня. Продолжая во многом линию
умозрения, намеченную
в упанишадах, «Б.» выступает как религ.-филос. основа индуизма. В отличие от
упа-нишад, «Б.»
актуализирует нравств. аспект проблемы, отличается эмоциональным характером и
подчёркивает
особую роль такого пути освобождения и спасения (мокши), как бхакти (наряду с
путём знания —
джня-на-маргой и путём деяния — карма-маргой). В «Б.» подчёркивается важность
обретения внутр.
свободы от деяния, т. к. сам путь деяния ведёт к насилию и греху; поэтому
деяние, реализующее
развитие, должно всегда уравновешиваться аскетич. отказом от деяния. В «Б.»
развивается учение о
йоге как средстве, имеющем целью достижение особого состояния психич.
равновесия. Усвоив
элементы различных умозрит. систем и оформив их в единую систему, «Б.» оказала
влияние на мн.
школы инд. философии (ср. связь санкхьи и йоги с идеями «Б.»). Идеи «Б.» имели
особое значение
для инд. возрождения 19—20 вв. (ср. их влияние на философию Гхоша),
• Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ., т. 1, М., 1956, с. 442—97;
Махабхарата, [т.] 2— Бхагавадгита. пер.,
введение н прим. Б. Л. Смирнова, Ашхабад, I9602, кн. 6, гл.
25—42; The Bhagavad-GIta. With a coram. based on the original sources, by
R. C. Zaehner, O.xf., 1969.
БХАКТИ (санскр.— наделение, вычленение, от бхадж — наделять, а также
привязанность,
приверженность), в др.-инд. религ.-филос. мысли привязанность к божеству,
преданность и
сопричастность ему. Истоки учения о Б. восходят, по меньшей мере, к древнейшей
ведийской эпохе
(ср. «Ригведа» VIII, 22, II— см. Веды), но наибольшее развитие оно получило в
«Бхагавадгите» и
веданте; поздней формой учения о Б. является также сикхизм. В концепции Б.
высшая цель —
освобождение (мокша) — достигается соединением души с божеств. началом. Три пути
ведут к этой
цели: мудрость (джня-на), понимаемая как интуитивное (а не интеллектуальное)
знание сущего во
всей его полноте; служение божеству, или деяние (карма) и Б., т. е. тот вид
любви, когда достигается
полное единение души (адепта) с божеством, их тождество. Нередко Б.
рассматривается как гл.
средство достижения моральной чистоты и слияния с божеством, образующее особый
«путь Б.» (Б.-
марга) — путь любви-преданности, но не менее распространён взгляд (напр., у
Шанкары), согласно
к-рому Б., как и карма и йога., цриводит только к .джняне — муд-рости,
являющейся высшим
средством. Б., вырывающее человека из эгоистич., частной сферы, требует оп-
редел. подготовки,
тренировки. Раманцджа называет в качестве предварит. условий вступления на путь
Б.
пренебрежение к пище, освобождение от всего мирского, неустанное размышление о
боге,
совершение благих деяний, желание всем добра, правдивость, честность,
сострадание, непротивление
(ахимса), милосердие, бдительность и надежду. Характеризующее Б. состояние
высшей радости,
восторга, экстаза может вызываться соединением не только с божеством как
объектом религ.
почитания, но и с безличным, бескачеств. абсолютом (ниргуна Б.). Возрастание Б.
влечёт за собой
духовное освобождение человека, сопровождающееся увеличением положительных
эмоций. С Б.
связывались также идеи социального характера (равенство всех перед богом,
отрицание кастового
устройства и т. п.).
* Радхакришнан С., Инд. философия, пер. с англ т. 1, М., 1956, с. 477—83; т. 2,
М., 1957, с. 637 — 41; D a s g u р-ta S., A
history of Indian philosophy, v. 2—3, Delhi, 1975.
БЫТ, сфера внепроизводств. социальной жизни, включающая как удовлетворение
материальных
потребностей людей в пище, одежде, жилище, лечении и поддержании здоровья, так и
освоение
человеком духовных благ, культуры, общение, отдых, развлечения. В широком смысле
Б.— уклад
повседневной жизни.
Б. оказывает огромное влияние на др. области социальной жизни и прежде всего на
труд, обществ.
деятельность, настроение и поведение людей.
Различают обществ., гор., сел., семейный, индивидуальный Б. Структура Б. может
рассматриваться с
т. зр. соотношения: материальной и духовной сторон; социального и
индивидуального аспектов;
видов затрат времени и деятельности (удовлетворение физиологич. потребностей,
бытовой труд,
досуг); типов социального объединения и общения (семья, соседство, товарищеские
компании,
молодёжные группы и т. д.). Под влиянием социальных, а также географич. условий
у различных
народов вырабатывается комплекс традиций, обычаев, обрядов, связанных с
жизнедеятельностью в
Б. При этом в условиях антагонистич. общества у различных классов и социальных
групп, в городе и
деревне складываются разные формы Б., выражающие свойственные этому обществу
социальные
противоречия.
В ходе историч. развития общества изменяется характер как самих элементов Б.,
так и его структуры.
В основе этих изменений в конечном счёте лежит развитие производит. сил и смена
способов произ-
ва. Значение Б. в жизни людей возрастает в связи с процессом урбанизации и
увеличением
свободного времени. Расширение сети бытовых предприятий, рассчитанных на
массовые
потребности и массовое обслуживание (в сфере как материального, так и духовного
потребления)!
оказывает влияние на семейный и индивидуальный Б. Наряду с процессом
интернационализации Б.
он сохраняет нац. и социальные особенности у разных народов и социальных групп.
В социалистич. гос-вах индустриализация, кооперирование с. х-ва, рост
образования и культуры
населения приводят к коренным преобразованиям в Б. Осуществляется технич.
перевооружение Б.,
повышается общий уровень материального и духовного потребления. В условиях
социализма всё
большее значение приобретают обществ. формы удовлетворения потребностей людей
(бесплатное
образование и мед. обслуживание, широкая сеть бытовых предприятий, общедоступных
библиотек,
клубов, домов отдыха). Постепенно преодолеваются существ. различия между образом
жизни ин-
теллигенции и людей физич. труда, гор. и деревенским В., существующие в Б.
пережитки прошлых
эпох.
Процессы, происходящие в сфере Б., приводят к стандартизации нек-рых его
элементов. Однако это
не означает нивелирования потребностей и вкусов людей, хотя и порождает сходный
стиль жизни у
членов определ. проф. и социальных групп.
Планы развития нар. х-ва в СССР и др. социалистич. странах предусматривают
ликвидацию
отставания Б. от совр. требований. Постоянно растут гос. ассигнования на жил.
стр-во,
благоустройство городов и сёл, совершенствование торговли и обществ. питания,
расширение сети
больниц, детских учреждений, библиотек, клубов, домов отдыха и санаториев.
Намечаются зна-
чит. развитие сферы услуг, её дальнейшее технич. оснащение.
БЫТИЕ, филос. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и
независимо
от сознания человека. Филос. понимание Б. и его соотношения с сознанием
определяет решение
основного вопроса философии. Диалектич. материализм исходит из мате-риалистич.
решения осн.
вопроса философии и вместе с тем, в противовес метафизич. материализму, не
сводит Б. к
предметно-веществ. миру, вычленяя различные уровни Б.— материально-предметную
реальность,
объективно-идеальное Б. (ценности культуры, общезначимые принципы и категории
науч. знания и
др.), Б. личности.
Первую филос. концепцию Б. выдвинули досократики, для к-рых Б. совпадает с
материальным,
неразрушимым и совершенным космосом. Одни из них рассматривали Б. как
неизменное, единое,
неподвижное, самотождественное (Парменид), другие — как непрерывно становящееся
(Гераклит).
Б. противопоставляется небытию; с др. стороны, досократики различали Б. «по
истине» и Б. «по
мнению», идеальную сущность и реальное существование. Платон противопоставил
чувств. Б.
чистым идеям — миру истинного Б. Опираясь на проводимый им принцип взаимосвязи
формы и
материи, Аристотель преодолевает подобное противопоставление сфер Б. (поскольку
для него форма
— неотъемлемая характеристика Б.) и строит учение о различных уровнях Б. (от
чувственного до
интеллигибельного). Ср.-век. христ. философия противопоставляла «истинное»,
божеств. Б. и
«неистинное», сотворённое Б., различая при этом действит. Б. (акт) и возможное
Б. (потенция),
сущность и существование, смысл и символ. Отход от этой позиции начинается в
эпоху
Возрождения, когда получил общее признание культ материального Б., природы. Эта
трансформация, выражавшая новый тип отношения человека к природе, обусловленного
развитием
науки, техники и материального произ-ва, подготовила концепции Б. 17—18 вв. В
них Б. рассматри-
вается как реальность, противостоящая человеку, как сущее, осваиваемое человеком
в его
деятельности. Отсюда возникает трактовка Б. как объекта, противостоя-
БЫТИЕ 69

<<

стр. 7
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>