<<

стр. 75
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Upanishaden, Bern, 1947; Gajendragadkar K. V., Neo-Upanishadic philosophy,
Chaupatty—Bombay, 1959; Dasgupta S., A his-
tory of Indian philosophy, v. 1, Delhi, 1975; Radhakrishnan S., Indian
philosophy, Bombay, 1977.
УПРАВЛЕНИЕ, элемент, функция организов. систем различной природы (биологических,
социальных, технических), обеспечивающая сохранение их определ. структуры,
поддержание
режима деятельности, реализацию программы, цели деятельности. Социальное У. как
воздействие на
общество с целью его упорядочения, сохранения качеств. специфики,
совершенствования и развития
есть свойство любого общества, вытекающее из его системной природы, обществ.
характера труда,
необходимости общения людей в процессе труда и жизни, обмена продуктами их
материальной и ду-
ховной деятельности.
Труд, материальное и духовное произ-во, распределение и потребление невозможны
без определ.
организации, порядка, разделения труда, установления места и функций человека в
коллективе,
осуществляемых с помощью У. У. с необходимостью подвержены и социальное
поведение людей, и
социальные отношения в
целом. Каждое общество всегда предъявляет определ. требования к человеку,
социальным
коллективам. В обществе сложились два типа механизма У.— стихийный и
сознательный. При
стихийном механизме упорядочивающее, управляющее воздействие на систему является
усреднённым результатом столкновения и перекрещивания различных, нередко
противоречащих
друг другу сил, массы случайных единичных актов; его воздействие автоматично но
своей природе и
не требует вмешательства людей. Таков, напр., рынок — осн. регулятор
капиталистич. экономики, гл.
управляющая сила произ-ва и определяемой им всей системы обществ.
отношений. Под влиянием совр. нроиз-ва и науч.-технич. революции в капиталистич.
странах
широко распространены гос.-монополистич. программирование, регулирование
экономики, обществ.
отношений и духовной жизни, к-рые способны ослабить рыночную стихию, однако не в
состоянии
отменить её.
Наряду со стихийными факторами на любой ступени развития общества действуют
сознат. факторы
У., постепенно формируются специфич. обществ. институты — субъекты У., т. е.
система орг-ций,
осуществляющих целенаправленное воздействие на общество.
Факторы У. в ходе истории претерпели глубокие изменения — от У. посредством
сложившихся и
передаваемых из поколения в поколение традиций, обычаев в первобытном обществе
до У.
обществом на науч. основе в условиях социализма.
Границы У., его содержание, цели и принципы зависят от господствующих в обществе
экономич.
отношений, характера социально-политич. строя. В классовом обществе сознат. У.
приобретает
классовый характер и осуществляется в интересах господствующего класса (или
группы классов).
В бурж. обществе У. основано на частной капиталистич. собственности, а гл. целью
буржуазии,
управляющей обществом посредством гос-ва и др. орг-ций, является упрочение
собств. господства. В
социалистич. обществе У. основано на обществ. собственности, а его целью
является развитие и
совершенствование произ-ва, всех обществ. отношений, культуры для всё более
полного
удовлетворения материальных и духовных потребностей трудящихся. Управляют
обществом,
непосредственно или через представит. органы, сами трудящиеся. В условиях
социализма У.
приобретает науч. характер. «Только социализм, — писал В. И. Ленин, — даст
возможность широко
распространить и настоящим образом подчинить общественное производство и
распределение
продуктов по научным соображениям, относительно того, как сделать жизнь всех
трудящихся
наиболее легкой, доставляющей им возможность благосостояния» (ПСС, т. 36, с.
381). Социализм —
общество, создаваемое планомерно усилиями нар. масс под руководством
Коммунистич. партии и
социалистич. гос-ва на основе науч. познания и практич. использования
объективных закономернос-
тей. Управлять обществом научно — это значит познавать обществ. закономерности и
на этой основе
направлять (планировать, организовывать, регулировать и контролировать) его
развитие;
своевременно вскрывать противоречия обществ. развития и разрешать их,
преодолевать препятствия
на пути к цели; обеспечивать сохранение и развитие единства системы, её
способности преодолевать
или нейтрализовать внутр. и внеш. негативные воздействия; проводить реалистич.
политику,
основанную на строгом учёте объективных возможностей, соотношения социальных
сил. Т. о., науч.
У. обществом в условиях социализма есть систематически осуществляемое
сознательное,
целенаправленное воздействие людей на обществ. систему в целом или на её звенья
(сферы обществ.
жизни, отрасли экономики и т. п.) на основе познания и использования объективных
закономерностей и тенденций в интересах обеспечения оптимального
функционирования и развития
социалистич. общества и достижения поставленных це-
лей — решения задач коммунистического строительства. Науч. У. предполагает
активный процесс
познания обществ. закономерностей, тенденций развития и разработку
соответствующей программы
деятельности. По мере развития социализма объём и глубина использования
объективных
закономерностей возрастают, а объём и значение стихийных регуляторов
сокращаются. При совр.
уровне развития техники и науки неуправляемыми остаются нек-рые стихийные силы
природы, ока-
зывающие заметное влияние на развитие ряда отраслей экономики, в особенности с.
х-ва. Не
поддаются также строгому регулированию такие явления, как цены на колх. рынке,
бракосочетания,
вкусы и потребности людей и т. п. Вместе с тем, хотя каждое из них во многом
случайно, в массе
своей они носят статистич. характер и вероятность их наступления может быть
более или менее
точно исчислена. Это создаёт возможность учёта и влияния на них.
Ленин придавал огромное значение вопросам науч. У., рассматривая его организацию
как одну из
осн. задач социалистич. и коммунистич. строительства. Коммунистич. партия, Ленин
на основе
марксистско-ленинской теории разработали осн. принципы социалистич. У.:
системность,
комплексность, требующая тесной увязки решения экономич., социально-политич. и
идеологич.
проблем; единство хоз. и политич. руководства; демократич. централизм —
сочетание планового
централизов. начала с широкой демократией, использованием инициативы масс;
партийность; прин-
ципы научности, объективности и конкретности, требующие учёта объективных
закономерностей и
их специфич. проявления в конкретных историч. условиях; принцип осн. звена,
отыскания из
множества задач осн. задачи, решение к-рой позволяет решить весь комплекс
вопросов У.; терр.-
отраслевой принцип, согласно к-рому необходимо сочетать адм.-терр. подход с
отраслевым, и др.
Партия, Ленин разработали вопрос о субъекте У. социалистич. обществом как
системе гос. и негос.
орг-ций и учреждений, руководимых Коммунистич. партией; осн. требования к работе
аппарата У.:
компетентность (знание дела), деловитость (умение вести дело), сочетание науч. и
адм. сторон,
системность, организованность и др.; пути подготовки и совершенствования кадров
У. Принципы У.
находят конкретное выражение в гос. У., У. экономикой и т. д.
У. предполагает осуществление субъектом У. ряда последоват. операций: подготовку
и принятие
решений (директив, планов, законов, правил и т. д.), организацию выполнения
решений и контроль за
их выполнением, подведение результатов. Оно неотделимо от систематич. обмена
информацией
между компонентами обществ. системы, а также данной системы с окружающей её
средой.
Информация позволяет субъекту У. иметь представление о состоянии системы в
каждый данный
момент времени, о достижении (или недостижении) заданной цели с тем, чтобы
воздействовать на
систему и обеспечить выполнение управленч. решения.
В результате науч. У. обществом сов. страна добилась огромных успехов во всех
областях жизни.
Усилиями народа под руководством Коммунистич. партии в СССР построен развитой
социализм, к-
рый требует и позволяет обеспечить гармонич. развитие всех сфер обществ. жизни,
решать в
единстве и взаимосвязи экономич.,
социально-политич. и идеологич. проблемы, всесторонне учитывать последствия
глубоких науч.-
технич. и экономич. преобразований, сочетать экономич.
рост с решением широких социальных задач — повышением благосостояния трудящихся,
ускорением движения общества от классовой дифференциации к со-циальной
однородности,
дальнейшим подъёмом культуры. Всё это выводит вопросы У. за рамки компетенции
только
специфич. органов У., руководителей и спе-
УПРАВЛЕНИЕ 705
циалистов, вызывает необходимость участия в их решении всех парт., сов., хоз.
орг-ций, всех
коллективов трудящихся.
В развитом социалистич. обществе значительно возросли возможности У. в связи с
резким
повышением уровня знаний и проф. подготовки руководящих кадров и специалистов,
широких масс
трудящихся. Значит. развитие получила наука и технич. средства У., в особенности
электронно-
вычислит. техника, создаются автоматизиров. системы управления (АСУ). КПСС,
отмечая успехи в
совершенствовании У., в то же время постоянно подчёркивает необходимость
выработки новых
организац. форм, методов и средств У. Задача науч. У. обществом состоит в том,
чтобы полнее ис-
пользовать преимущества и возможности социалистич. общества, обеспечить его
эффективное
функционирование и развитие, успешное движение к коммунизму.
• Маркс К., Капитал, т. 1—3, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 23—25; Энгельс Ф.,
Об авторитете, там же, т. 18; его же,
Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Происхождение семьи, частной собственности
и гос-ва, там же, т. 21; Ленин В. И.,
Очередные задачи Советской власти, ПСС, т. 36; его же, Набросок правил об
управлении сов. учреждениями, там же, т.
37; его же, Экономика и политика в эпоху диктатуры пролетариата, там же, т. 39;
его же, О перестройке работы СНК,
СТО и Малого СНК, там же, т. 44; его же, Как нам реорганизовать Рабкрин, там же,
т. 45; Материалы XXIV съезда
КПСС, М., 1971; Материалы XXV съезда КПСС, М., 1976; Материалы XXVI съезда КПСС,
М., 1981; Ленинизм и У.
социальными процессами при социализме, М., 1973; Афанасьев В. Г., Науч. У.
обществом, M., 19732; его же,
Социальная информация и У. обществом, М., 1975; его же, Человек в У. обществом,
М., 1977; Петров Г. И., Основы сов.
социального У., Л., 1974; У. социальными процессами в социалистич. обществе, М.,
1978. В. Г. Афанасьев.
УРБАНИЗАЦИЯ (франц. urbanisation, от лат. urba-nus — городской, urbs — город),
историч.
процесс повышения роли городов в развитии общества, к-рый охватывает социально-
проф.,
демографич. структуру населения, его образ жизни, культуру, размещение
производит.
сил, расселение и т. д. У. оказывает огромное влияние на развитие различных
социально-эконо-мич.
формаций и гос-в, именно с городами связаны осн. достижения цивилизации.
В 3 — 1-м тыс. до н. э. появились города в Египте, Месопотамии, Сирии, Индии, М.
Азии, Китае, в
греко-рим. мире огромную роль играли Афины, Рим, Карфаген. В городах
средневековья и эпохи
Возрождения формировались элементы капиталистич. способа произ-ва, бурж.
культуры. Усиление
процесса У. в 19 в. вызвало возрастание концентрации населения в городах, что
оказалось
возможным благодаря росту пром-сти, интенсификации с. х-ва, развитию средств
транспорта и связи,
медицины и т. д. К. Маркс отмечал роль «городских отношений», проникновение к-
рых в деревню
характеризует «новейшую историю» (см. К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. 46, ч. 1,
с. 470).
Гор. население СССР с 1926 и до нач. 1982 выросло в 6,5 раза, с 26,3 млн. до
171,7 млн. чел. К нач.
1982 его доля составила 64%.
Доля гор. населения по другим районам мира составляла (к 1978): в зарубежной
Европе — 64,6%,
зарубежной Азии — 26,9%, Африке — 26,5%, Америке — 66,0%, Австралии и Океании —
73,6%
всего населения. По отд. развитым капиталистич. странам доля гор. населения в
1978 составляла: в
США — 73,5%, ФРГ — 92,9% , Великобритании — 76,3% , Франции — 68,8%, Италии —
66,9%.
У., развитие городов вызываются объективной необходимостью концентрации и
интеграции
разнообразных форм и видов материальной и духовной деятельности, общения,
усилением связей
между различными сферами произ-ва, науки и культуры, что в свою очередь повышает
интенсивность и эффективность социальных процессов. Наиболее эффективно эти
процессы проте-
кают в крупнейших гор. центрах, больших городах, где
706 УРБАНИЗАЦИЯ
динамика городского населения мира в 1800 — 1978



1800 1850
1900 1950
1970 1978

Всё население
мира, млн. чел.

Городское насе-
ление, млн. чел.

Доля во всём
населении мира,
%


906 1171 1608
2400 3628 4260

29,3 80,3
224,4 706,4 1399,0
1652,0

3,0 6,4 13,6 28,2
38,6 39,0

особенно плодотворно взаимодействие социально-поли-тич., экономич. и науч.-
технич. факторов,
культурных традиций, различных слоев населения и т. д. Именно в крупнейших гор.
центрах
возникли и концентрировались передовые социальные идеи и движения. К. Маркс и Ф.
Энгельс
подчёркивали роль городов в развитии рабочего движения (см. там же, т. 2, с. 354
и т. 23, с. 514).
«Столицы или вообще крупнейшие торгово-промышленные центры,— писал В. И. Ленин,—
в
значительной степени решают политическую судьбу народа...» (ПСС, т. 40, с. 6—7).
На совр. этапе У. наблюдается тенденция к возрастанию концентрации населения в
больших городах
(100 тыс. чел. и более). Особое место в этом процессе занимает рост городов-
«миллионеров», число
к-рых в мире составляет ок. 170, в т. ч. в СССР — 20 (1981).
Процесс У. имеет две стороны, или фазы. В первой фазе происходит концентрация и
накопление
экономич. и культурного потенциала общества в крупных гор. центрах, что создаёт
условия для
формирования высших достижений и образцов материальной и духовной деятельности.
Во второй
фазе эти достижения осваиваются другими, не центральными городами и сел.
поселениями, что в
свою очередь даёт новый импульс для наращивания потенциала гл. центров.
Эффективность функционирования этого двуединого механизма зависит от социально-
экономич.
природы общества. При капитализме взаимодействие двух сторон У. оказывается
нарушенным;
социальная разобщённость противостоит интегративной природе У., столкновение
антагонистич.
интересов классов и социальных групп, частная собственность на землю,
противоположность
центров и периферии рождают кризис городов. Процесс У. носит стихийный характер.
В больших
городах капиталистич. стран становятся особенно острыми проблемы безработицы,
преступности,
складываются районы трущоб, этнически сегрегированные гетто и т. д. В связи с
этим в бурж.
обществе усиливаются антигор. настроения (напр., «антиурбанизм» в США).
Важную роль играет процесс У. в развивающихся странах. При всей своей сложности
и
болезненности (быстрая концентрация в городах неподготовленного к гор. труду
сел. населения,
ограниченность материальных ресурсов и т. д.) он способствует становлению совр.
экономики,
преодолению отсталости и многоукладнос-ти, нац. консолидации, развитию
социально-политич.
структуры общества.
При социализме создаются реальные предпосылки для управления У., гармоничного
взаимодействия
обеих её сторон. Позитивные закономерности гор. процессов, интегративные
тенденции У. находят
благоприятную основу в системе обществ. отношений социалистич. общества. У.,
большие города
играют ведущую роль в усилении социальной однородности социалистич. общества,
распространении передовой морали, преодолении патриархальных пережитков и т. д.
Возникающие
в силу объективной неравномерности гор. процессов различия в концентрации
населения,
распределении потенциала отд. городов, неодинаковость воздействия на природную
среду в больших
и малых поселениях, а также др. внутр. противоречия и сложности У. (проблемы
транспорта, шума,
уплотнённость застройки и др.) преодолеваются с помощью нар.-хоз. и социального
планирования на
основе постоянного углубления взаимовлияния центра и периферии, регулируемого,
пропорционального развития всех поселений. Расширяется процесс освоения всеми
членами
общества, всеми районами страны высших материальных и духовных ценностей,
накапливаемых в
крупнейших экономич. и культурных центрах. Т. о., становится возможным
использовать
преимущества У. с одновременной нейтрализацией её негативных последствий.
На совр. этапе У. меняется характер концентрации населения, её точечная форма
уступает место
агломерациям. Вокруг крупнейших городов стремительно развиваются целые системы
поселений,
вовлекая всё новые районы в орбиту непосредств. влияния гл. центров экономики и
культуры
страны.
У., «гор. отношения» стимулируют культурные процессы, играют важную роль в
формировании
личности в развитом социалистич. обществе. На совр. этапе, в эпоху науч.-технич.
революции, с
возрастанием роли различной социальной информации важнейшей частью гор. культуры
становится
гор. образ жизни. Большой выбор социальных контактов, развитие процессов общения
в насыщенной
гор. среде способствуют социально-культурному сближению различных социальных
слоев и групп
социалистич. общества, расширению кругозора, повышению уровня информированности,
образования, общей культуры и т. д. Гор. культура становится базой преодоления
существ. различий
между городом и деревней.
Одним из важнейших признаков гор. образа жизни является стремление человека к
постоянному
обновлению информации и контактов в сферах проф. деятельности, культуры,
личностного общения
и т. д. Развитие и специализация социальных потребностей, пространственная
подвижность
населения усиливают транслокальные тенденции гор. культуры. Снижается значение
местной
деятельности в городе, соседских контактов. Повышается роль центров крупнейших
городов и
агломераций, являющихся средоточием социальной активности, центростремительные
тенденции
становятся одним из осн. факторов интеграции социально-пространств. организма
города. В
условиях социалистич. общества реализуется возможность наиболее полного
включения человека
(наряду с семейными, производств.
и др. группами и коллективами) в единое гор. сообщество.
Особую роль в расширении сферы действия У., гор. культуры играют средства
транспорта, связи и
массовой коммуникации (печать, радио, телевидение), к-рые приобщают жителей
периферийных
районов, малых гор. и сел. поселений к ценностям больших городов, меняют их
культурную
ориентацию. Возрастают различного рода миграции в районы крупных гор. центров,
усиливается
процесс концентрации населения в агломерациях. При социализме в районах
крупнейших городов и
агломераций создаются предпосылки для преодоления ограниченно-потребительского
отношения к
природной среде. Природа становится частью гор. культуры, У. гармонизирует
взаимодействие со-
циальных и собственно природных процессов.
Необходимость разрешения возникающих в ходе У. экологич., социально-культурных,
градостроит.
и других проблем требует постоянного совершенствования управления этим
процессом. См. также
Экология социальная.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3;
Маркс К., Экономические рукописи 1857—
1859 гг., там же, т. 46, ч. 1—2; его же, Экономические рукописи 1861—1863 гг.,
там же, т. 47; Энгельс Ф., Положение
рабочего класса в Англии, там же, т. 2; Ленин В. И., Агр. вопрос и «критики
Маркса», ПСС, т. 5; его же, Развитие
капитализма в России, там же, т. 3; его же, Выборы в Учредит. собрание и
диктатура пролетариата, там же, т. 40; Боже-
Гарнье Ж., III а б о Ж., Очерки по географии городов, пер. с франц., М., 1967;
Науч. прогнозы развития и формирования
сов. городов на базе социального и научно-технич. прогресса, я. 1—3, М., 1968—
69; Проблемы У. в СССР. Сб. ст., М.,
1971; У., научно-технич.
революция и рабочий класс, М., 1972; У. мира, М., 1974; X о-р е в Б. С.,
Проблемы городов, M., 19752; Яницкий О. Н., У.
и социальные противоречия капитализма, М., 1975; Староверов В. И., Социально-
демографич. проблемы деревни, М.,
1975; Покшишевский В. В., Население и география, М., 1978; Озерова Г. Н.,
Покшишевский В. В., География мирового
процесса У., М., 1981; Cities and society, Glencoe, 1957"; The study of
urbanization, ed. P. H. Hauserand L. F. Schnore, N. ?.,
1965; Windelband U., Typologisierung stadtischer Siedlungen, Gotha — Lpz., 1973.
Л. Б. Коган, В. В. Покшишевский.
УРОВЕНЬ ЖИЗНИ, жизненный уровень, жизненный стандарт, экономич. категория,
выражающая
степень удовлетворения материальных и культурных потребностей людей,
обеспеченности
потребительскими благами, к-рые характеризуются преим. количеств. показателями
(размер оплаты
труда, реальный доход, объём потребляемых благ и услуг, уровень потребления
прод. и непрод.
товаров, продолжительность рабочего и свободного времени, жил. условия, уровень
образования,
здравоохранения, культуры и т. д.). У. ж., наряду с укладом и качеством жизни,
определяет условия
образа жизни людей.
У-СИН (кит.— пять первоэлементов, или пять стихий, правильнее — пять движущих
начал), одно из
осн. понятий др.-кит. философии. Сложилось и получило распространение в период
Чуньцю —
Чжаньго [8— 3 вв. до н. э.; по мнению нек-рых исследователей (Ян Юн-го) — в
период Инь, 14—11
вв. до н. э.]. У-с.— это вода, огонь, дерево, металл и земля; первоначально они,
видимо,
объединялись понятием у-цай (пять исходных материалов, пять видов сырья), к-рое
воспринималось
как обозначение конкретных вещей. Затем появилось филос. осмысление их как сил и
элементов,
участвующих в образовании материального мира и являющихся его основой. У-с.
характеризует
сложная диалектич. связь «жизни — смерти»; дерево рождает огонь, огонь рождает
землю (пепел),
земля рождает металл, металл рождает воду (на металлич. предметах скапливается
роса), вода
рождает дерево, замыкая круг жизни; в свою очередь, в круге «смерти —
уничтожения» дерево
побеждает землю, земля побеждает воду, вода побеждает огонь, огонь побеждает
металл, металл
побеждает дерево. Учение об У-с. играло важную роль в философии школы иньянцзя и
в
неоконфуцианстве (Чжоу Дунъи).
УСЛОВИЕ, то, от чего зависит нечто другое (обусловливаемое); существенный
компонент
комплекса объектов (вещей, их состояний, взаимодействий), из наличия к-рого с
необходимостью
следует существование данного явления. Весь этот комплекс в целом называют
достаточными У.
явления. Если из всех возможных наборов достаточных У. отобрать общие, получим
необходимые
У., т. е. У., к-рые представлены каждый раз, когда имеет место обусловливаемое
явление. Полный
набор необходимых условий, из к-рого нельзя исключить ни одного компонента, не
нарушив
обусловленности, и к к-рому нельзя добавить ничего, что не было бы излишним с т.
зр.
обусловливания данного явления, называют необходимыми и достаточными У. Чаще
всего У.
рассматриваются как нечто внешнее для явления, в отличие от более широкого
понятия причины,
включающего как внеш., так и внутр. факторы. Так, для прорастания семени вода,
тепло и кислород
составляют набор необходимых и достаточных условий; прибавив к этому набору свет
и гравитацию,
получим также достаточный, но уже не необходимый набор У. Совокупность
конкретных У. данного
явления образует среду его протекания, от к-рой зависит действие законов природы
и общества. У.
как одна из категорий детерминизма образует, т. о., момент всеобщей диалектич.
взаимосвязи. В
логике объективное отношение между У. и обусловливаемым отражено в форме
отношения между У.
и следствием в условных суждениях, в к-рых,
УСЛОВИЕ 707
однако, У. (логическое) может представлять собой У. не только существования, но
и познания: напр.,
«если на всхожие семена действуют вода, тепло и кислород (У. существования), то
эти семена
прорастают», или: «если семена проросли (У. познания), то значит. на них
действовали вода, тепло и
кислород». ? см. к статьям Причинность, Причина и следствие. УСТАНОВКА,
состояние
готовности, предрасположенности субъекта к определ. активности в определ.
ситуации. Явление У.
было открыто нем. психологом Л. Лан-ге (1888) при изучении ошибок восприятия.
Общепси-
хологич. теория У. разработана сов. психологом Д. Н. Узнадзе, к-рый
экспериментально доказал на-
личие общепсихологич. готовности индивида к реализации активированной
потребности в данной
ситуации (актуальная У.) и установил закономерности закрепления такой готовности
при
неоднократном повторении ситуаций, позволяющих удовлетворить данную потребность
(фиксированная У.). По Узнадзе, У., аккумулируя прошлый опыт, опосредует
стимулирующее
воздействие внеш. условий и уравновешивает отношения субъекта со средой.
Исследования в сов.
психологии социальной У. (Ш. Надирашвили, И. Гомелаури) и в зарубежной
психологии —
«аттитюда», т. е. субъективных отношений личности к условиям деятельности (Ф.
Хайдер, С. Аш, М.
Розенберг, Л. Фестингер в США и др.), выявили сложную структуру У., содержащих
эмоциональные,
смысловые (когнитивные) и поведенческие (готовность к действию) аспекты
предрасположенности к
восприятию и поведению в отношении социальных объектов и ситуаций.
Предполагается, что в
психич. структуре готовности к действию можно выделить иерархич. систему
предрасположеннос-
тей (диспозиций) на разных уровнях регуляции поведения в виде: неосознаваемых
простейших У.
относительно простейших ситуаций и объектов; более сложных социальных У.,
регулирующих
социальные поступки; ценностных ориентации личности, являющихся продуктом
взаимодействия
высших социальных потребностей и условий и опосредующих целостные программы
социального
поведения личности в различных сферах деятельности.
• Узнадзе Д. Н., Экспериментальные основы психологии У., Тб., 1961; его же,
Психологии, исследования, М., 1966;
Прангишвили А. С., Исследования по психологии У., Тб., 1967; Надирашвили Ш. А.,
Понятие У. в общей и социальной
психологии, Тб., 1974; Ядов В. А., О диспозиционной регуляции социального
поведения личности, в сб.: Методологии,
проблемы социальной психологии, М., 1975; Ш и х и ? е в П. Н., Социальная У. как
предмет социально-психологич.
исследования, в кн.: Психологии, проблемы социальной регуляции поведения, М.,
1976; Асмолов А. Г., Деятельность и
У., М., 1979; Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности,
Л., 1979; Андреева Г. М., Социальная
психологич. М., 1980, гл. 16; В о-keach M., The nature of attitudes, в кн.: The
international encyclopedia of the social sciences,
v. 1, N. Y., 1968; М с G u i-r e W. J., The nature of attitudes and attitude
change, в кн.: The Handbook of social psychology, v.
3, Reading, 1968; A j-zen I., Fishbein M., Attitude-behavior relations: a
theoretical analysis and review of empirical research,
«Psychological Bulletin», 1977, V. 84, N 5, p. 888—918.
УТИЛИТАРИЗМ (от лат. utilitas — польза, выгода), 1) принцип оценки всех явлений
ст. зр. их
полезности, возможности служить средством для достижения к.-л. цели. 2)
Направление в этике,
считающее пользу основой нравственности и критерием человеч. поступков. Получило
широкое
распространение в Великобритании в 19 в., отразив умонастроения нек-рых слоев
англ. либеральной
буржуазии. Бентам, основоположник У., считал основой морали полезность, к-рую он
отождествлял
с наслаждением. Исходя из натура-листич. и внеисторич. понимания природы
человека, Бентам
видел конечное назначение морали в том, чтобы способствовать естеств. стремлению
людей
испытывать наслаждение и избегать страданий. В содействии
708 УСТАНОВКА
«наибольшему счастью» (удовольствию) для «наибольшего числа людей» и состоит,
согласно
Бентаму, смысл этич. норм и принципов. Общее благоденствие он рассматривал как
сумму благ всех
отд. лиц. По словам К. Маркса, Бентам «...отождествляет современного филистера —
и притом, в
частности, английского филистера — с нормальным человеком вообще. Все то, что
полезно этой
разновидности нормального человека и его миру, принимается за полезное само по
себе» (Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 23, с. 623, прим.).
Способ мышления буржуа отразился в этике Бентама и в том, что он сводил проблему
морального
выбора к простому расчёту выгод и потерь, наслаждений и страданий, к-рые могут
повлечь за собой
различные действия. Дж. С. Милль попытался сгладить эгоистич. моменты этики У. и
пришёл в итоге
к эклектич. сочетанию различных принципов.
• Милль Д ж. С., Утилитарианизм, пер. с англ., СПБ, [1900]3; Stephen L., The
English utilitarians, v. 1—3, L., 1900.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ, мечтания, проекты и учения о коренном преобразовании
общества на социа-листич. началах, не опирающиеся на знание объективных законов
обществ.
развития и его движущих сил. Понятие «У. с.» происходит от названия соч. Т. Мора
«Утопия» (1516).
«...Первоначальный социализм был утопическим социализмом. Он критиковал
капиталистическое
общество, осуждал, проклинал его, мечтал об уничтожении его, фантазировал о
лучшем строе,
убеждал богатых в безнравственности эксплуатации. Но утопический социализм не
мог указать
действительного выхода. Он не умел ни разъяснить сущность наемного рабства при
капитализме, ни
открыть законы его развития, ни найти ту общественную силу, которая способна
стать творцом
нового общества» (Ленин В. И., ПСС, т. 23, с. 46).
Зародышевой формой идей У. с. у всех народов была легенда о прошлом «золотом
веке», рисовавшая
в идеа-лизиров. виде общинный строй и господствовавшее в нём социальное
равенство людей.
Большое значение для становления У. с. имело социальное учение раннего
христианства,
проповедовавшее общечеловеческое равенство и братство людей, евангельский идеал
общинного
патриархального строя с потребительским коммунизмом в быту. Однако христианство
направило
утопическую мысль в русло религиозной утопии.
В ср. века идейной оболочкой борьбы трудовых низов против эксплуатации стали
хилиастические
упования (см. Хилиазм) религ. еретич. сект, к-рые объявляли источником гнёта и
социального
неравенства отступничество церкви и господствующих классов от идеалов
первоначального
христианства.
В идеях У. с. 16 в. содержались уже первые элементы критики нарождавшегося бурж.
общества и
сознание того, что осуществление гуманистич. идеалов требует подлинно
человечного, коммунистич.
общества. В ком-мунистич. утопиях Мора и Кампанеллы У. с. сделал важнейший шаг
вперёд от идеи
общности потребления к идее обществ. собственности и организации хоз. жизни
общества как
единого целого, к признанию важнейшей роли гос. власти в утверждении основ
разумного обществ.
строя.
Франц. У. с. эпохи Просвещения на основе требований разума и «естеств. права»
критиковал бурж.
общество и утверждал необходимость коммунистич. общества как единственно
рационального и
отвечающего равному праву всех людей на свободу и пользование жизненными
благами. Этот
вариант «золотого века» получил обоснование в коммунистич. трактатах 18 в.
Материалистич. и
атеистич. «Завещание» франц. уто-пич. коммуниста Мелье призывало крестьян к
рево-люц.
ниспровержению феодализма и к переустройству общества. В сер. 18 в. Мабли и
Морелли выступили
с рационалистич. проектами коммунистич. общества,
осуществляющего принципы «совершенного равенства» всех людей и права на труд.
В эгалитарной идеологии «социализма равенства» мелких тружеников-хозяйчиков, в
мелкобурж.
построениях Руссо и его последователей обозначилась струя рабочего эгалитаризма,
питавшаяся
иллюзиями тех прослоек сел. и гор. предпролетариата, к-рые ещё уповали на
возможность
уничтожения эксплуататорской системы наёмного труда посредством уравнит.
передела земли.
Великая франц. революция принесла с собой революционизирование идей У. с.
Идеологи массовых
эгали-таристских движений переходили к требованию всеобщего уравнит. передела
земли и
подходили также к программе уравнит. ограничения торг. и пром. собственности,
всеобщего
ограничения собственнич. прав и подчинения их интересам и строгому контролю
общества
(«Социальный кружок», «бешеные», левые якобинцы).
Решающий перелом в развитии коммунистич. идей осуществил Г. Бабёф, выработавший
программу
«Заговора во имя равенства» с практич. задачей свершения коммунистич. революции
и впервые
обосновывавший необходимость революц. диктатуры. Бабувизм строил идеал
коммунистич.
общества как аграрного и ремесленного, с мелким произ-вом на основе ручного
труда и
проповедовал полную уравнительность и всеобщий аскетизм.
К важнейшему историч. рубежу в развитии У. с. подошли в нач. 19 в. великие
социалисты-утописты
Сен-Симон, Фурье и Оуэн. Они создали новое направление критико-утолич.
социализма и
коммунизма, вскрыли царящую при капитализме анархию произ-ва, противоположность
частнособственнич. интересов интересам общества, преобладание паразитич.
элементов над
производительными, фальшь разглагольствований о «правах человека» без
обеспечения ему права на
труд, моральное разложение господств. классов и растлевающее воздействие
капитализма на
личность.
Критико-утопич. социализм в своих произвольных историч. конструкциях утверждал
вместе с тем
понимание закономерности смены форм собственности и основанных на них форм
произ-ва в
постулат. развитии человечества; он видел первоочередную задачу обществ.
преобразования в
создании крупного обществ. произ-ва, основанного на свободном труде и планомерно
применяющего
достижения науки и техники. Преодолевая представление о всеобщем аскетизме и
уравнительности
при социалистич. строе, критико-утопич. социализм выдвинул социалистич. принцип
распределения
по способностям и изобразил будущее общество как общество изобилия,
обеспечивающее
удовлетворение человеч. потребностей и расцвет личности.
Высказав ряд гениальных догадок и зародышевых концепций материалистич.
историзма, Сен-Симон,
Фурье, Оуэн и их ученики всё же не сходили с почвы идеа-листич. мировоззрения.
Они считали
конечной движущей силой обществ.-историч. развития смену религ. и нравств. идей
общества, не
понимали решающей историч. роли классовой борьбы и видели в пролетариате лишь
страдающий
класс. Для укрепления сотрудничества пролетариата и буржуазии критико-утопич.
социализм
возрождал религ. идеи. «Значение критически-утопического социализма и
коммунизма,— писали К.
Маркс и Ф. Энгельс,— стоит в обратном отношении к историческому развитию. По
мере того как
развивается и принимает все более определенные формы борьба классов, это
фантастическое
стремление возвыситься над ней, это преодоление ее фантастическим путем лишается
всякого
практического смысла и всякого теоретического оправдания. Поэтому, если
основатели этих систем
и были во многих отношениях революционны, то их ученики всегда образуют
реакционные секты»
(Соч., т. 4, с. 456). Подобными сектами стали сенсимонизм (Б. П. Анфантен, С. А.
Базар и др.),
фурьеризм (В. Консидеран) и оуэнизм.
Идеи критико-утопич. социализма были восприняты последующими течениями У. с.,
внутри к-рого
усилилась дифференциация бурж. и пролет. направлений. Во Франции в 30—40-х гг.
19 в. наряду с
эпигонским сенсимонизмом и фурьеризмом сформировались много-числ. родственные
течения бурж.
и мелкобурж. социализма. Эти школы реакц. и консервативного У. с. подвергли
критике капитализм
и выдвинули утопич. проекты восстановления докапиталистич. форм х-ва либо
объединения мелких
хозяев против крупного капитала. Защищая с мелкобурж. позиций рабочий класс и
пропагандируя
как средство постепенного мирного переустройства создание производит. ассоциаций
(Б. Бю-ше, Л.
Блан, П. Леру, К. Пеккёр) либо ассоциаций «справедливого» эквивалентного
товарообмена (Дж.
Грей, Прудон), они получили отклик в мелкобурж. прослойках рабочего класса. В
недрах революц.
тайных орг-ций 30—40-х гг. 19 в. кристаллизовались учения необабувистского
коммунизма, возро-
дившего идеи глобального коммунистич. переустройства общества посредством
революц. переворота
и революц. диктатуры (Т. Дезами, Л. О. Бланки, В. Вейт-линг и др.). Большую
популярность в
рабочей среде приобрела также пропаганда Кабе мирного коммунистич.
переустройства общества.
Теоретики утопич. коммунизма 30—40-х гг. сформулировали важнейший принцип
коммунистич.
распределения: «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям».
Высшего развития
материалистич. тенденции У. с. достигли в России, в воззрениях Герцена и
Чернышевского.
У. с. стремился построить совершенную социальную систему, исходя из отвлечённых
принципов
разума, справедливости, свободы, равенства и братства, «...вместо того, чтобы
источником науки
делать критическое познание исторического движения, движения, которое само
создает
материальные условия освобождения» (Маркс К., там же т. 16, с. 27).
Революц. переворот в социалистич. и коммунистич. идеях был осуществлён К.
Марксом и Ф.
Энгельсом (см. Марксизм-ленинизм, Научный коммунизм). Марксизм превратил
социализм из утопии
в науку, доказав, что социализм есть не осуществление абстрактных принципов
справедливости и
разума, а закономерный результат историч. развития общества и классовой борьбы
пролетариата,
объединяющего вокруг себя всех трудящихся. У. с. как великое достижение обществ.
мысли явился
одним из важнейших идейных источников науч. коммунизма.
После возникновения науч. коммунизма У. с. потерял своё прежнее историч.
значение. Однако
процесс последующего формирования рабочего класса и втягивания новых его слоев в
революц.
движение сопровождался возрождением в новых формах идеологии У. с. и повторением
её иллюзий
и ошибок. Совр. идеологи буржуазии нередко выступают с прямой апологетикой
домарксовского У.
с., стремясь подорвать притягательную силу марксизма-ленинизма и повернуть
развитие социализма
от науки к утопии. В совр. эпоху в развивающихся странах возникают идеи, в к-рых
эклектически
сочетаются элементы науч. социализма, У. с., национализма и религ. верований. Во
мн. случаях эти
построения отражают революц. настроения масс и передовой интеллигенции,
стремление их к решит.
борьбе с империализмом, к некапиталистич. пути развития. Подобный У. с. способен
воспринимать
идеи науч. коммунизма и развиваться по пути сближения с ним и постепенного
перехода на его
позиции. См. также Утопия.
* Источники: Волгин В. П. (сост.), Предшественники совр. социализма в отрывках
из их произведений, ч. 1, М.— Л.,
1928; Предшественники науч. социализма, под общ. вед. В. П. Волгина, М.—Л.,
1947—61.
УТОПИЧЕСКИЙ СОЦИАЛИЗМ 709
• Марке К. и Энгельс Ф., Соч., т. 2, с. 132—51; т. 3, с. 457—544; т. 4, с. 448—
57; т. 19, с. 185—230; т. 21, е. 214—32;
Ленин В. И., ПСС, т. 6, с. 22—31; т. 12, с. 39—49; т. 21, с. 255—62, с. 400—06;
т. 22, с. 117—21; Каутский К.,
Предшественники новейшего социализма, т. 1—2, М.—Л., 1924—254; Волгин В. П.,
История социалистич. идей, ч. 1—2,
М.—Л., 1928—31; его же, Очерки истории социалистич. идей с древности до конца
XVIII в., М., 1975; Плеханов Г. В.,
У. с. XIX в., М., 1958; История социалистич. учений. Сб. ст., [т.] 1—2, М.,
1962—64; Кан С. Б., История социалистич.
идей (до возникновения марксизма), М., 1967s; Иоаннисян А. Р., К истории франц.
утопич. коммунизма 1-й пол. XIX
столетия, М., 1981; Cole G. D. H., A history of socialist thought, v. 1—2, L.,
1953—54; Ramm T h., Die gro?en Sozialisten als
Rechtsund Sozialphilosophen, Bd l, Stuttg., 1955; Histoire generale du
socialisme, publ. sous la direction de Jacques Droz, t. l—
4, P., 1972—78. H. E. Застенкер.
УТОПИЯ (от греч. ?? — нет и ????? — место, т. е. место, к-рого нет; по другой
версии, от ?? —
благо и ????? - место, т. е. благословенная страна), изображение идеального
обществ. строя,
лишённое науч. обоснования. Термин «У.» ведёт происхождение от назв. книги Мора
(1516).
Понятие «У.» стало нарицательным для обозначения различных описаний вымышленной
страны,
призванной служить образцом обществ. строя, а также в расширит. смысле всех соч.
и трактатов,
содержащих нереальные планы социальных преобразований.
У. как одна из своеобразных форм обществ. сознания традиционно воплощала в себе
такие черты,
как осмысливание социального идеала, критику существующего строя, а также
попытки
предвосхитить будущее общества. Первоначально У. тесно переплетается с легендами
о «золотом
веке», об «островах блаженных». В античности и особенно в эпоху Возрождения под
влиянием
великих географич. открытий У. приобрела преим. форму описания совершенных гос-
в, якобы
существующих где-то на земле, либо существовавших в прошлом («Город Солнца»
Кампанеллы,
«Новая Атлантида» Ф. Бэкона, «История севарамбов» Д. Ве-раса и т. п.), в 17—18
вв. получили
распространение также различные утопич. трактаты и проекты социальных и политич.
реформ. С
сер. 19 в. У. всё больше превращается в специфич. жанр полемич. лит-ры,
посвящённой проблеме
социального идеала и моральных ценностей.
У. разнообразны по социальному содержанию и лит. форме — это различные течения
утопического
социализма, а также рабовладельческие У. Платона и Ксе-нофонта; феодально-
теократические У.
Иоахима Флор-ского, В. Андрее «Христианополис» (Andreae J.V., Republicae
Christianopolitanal
descriptio, 1619) и др.; бурж. и мелкобурж. У.— Дж. Гаррингтона «Республика
Океания» (Harrington
J., The Common-Wealth of Oceana, 1656), Э. Беллами «Взгляд назад» (Bellamy Е.,
Looking backward,
1888), Т. Герцки «Фрейландия» (Hertzka Th., Freiland, 1890), а также многочисл.
технократич.,
анархич. и др. У. Многие утопич. сочинения предлагали решение отд. проблем:
трактаты о «вечном
мире» (Эразм Роттердамский, Э. Крюсе, Ш. Сен-Пьер, И. Кант, И. Бентам и др.),
педагогия. У. (Я. А.
Коменский, Ж. Ж. Руссо и др.), научно-технические (Ф. Бэкон).
У. ярко представлена также в истории обществ. мысли древнего и ср.-век. Китая
(утопич. соч. Мо-
цзы, Лао-цзы, Шан Яна и др.), народов Бл. и Ср. Востока (аль-Фараби, Ибн Баджа,
Ибн Туфайль,
Низами, Ибн Рушд и др.), в лит-ре России 18—20 вв.— «Путешествие в землю
Офирскую» (1786) M.
M. Щербатова, «Рассуждение о мире и войне» (ч. 1—2, 1803) В. Ф. Малиновского,
соч. декабристов и
революц. демократов, романы ?. ?. Богданова и др.
По мере развития обществ. наук, особенно после возникновения марксизма, У. в
значит. мере утра-
чивает свою познават. и прогностич. роль. Своим воз-
710 УТОПИЯ
рождением в 20 в. У. во многом обязана Уэллсу, к-рый не только написал много
утопич.
произведений, но и считал создание и критику социальных У. одной из осн. задач
социологии.
Сорель противопоставлял У. как рационализированное ложное сознание социальному
мифу как
стихийному выражению обществ. потребностей. Исследование У. занимает большое
место в со-
циологии знания Манхейма, стремившегося обосновать отличие У., к-рая выполняет
функции
социальной критики, от идеологии, к-рая, по его мнению, выполняет апологетич.
функции. Согласно
Мэмфорду, осн. назначение У. состоит в том, чтобы направить обществ. развитие в
русло
«уготованного будущего», заставляя массы примириться с ним как якобы с
неизбежностью,
продиктованной «технологич. императивом». Буржуазные социологи долгое время
третировали У.
как «химерические» проекты преобразования общества, к числу которых они
бездоказательно
относили и научный коммунизм.
Однако победа социалистич. революции в России и подъём освободит. движения во
всём мире были
ими восприняты как реальная угроза воплощения У. в действительность.
Господствующей
тенденцией в 20—50-х гг. на Западе стала дискредитация У. посредством сочинения
разного рода
антиутопий, предрекавших мрачное будущее человечеству.
В 60—70-х гг. 20 в., в связи с глубоким идейным кризисом бурж. сознания, У.
привлекает к себе воз-
растающее внимание обществ. деятелей, идеологов и социологов капиталистич.
Запада. Среди них
наблюдается двойств. отношение к У. С одной стороны, продолжаются настойчивые
попытки
дискредитировать У., отождествить марксизм с утопич. сознанием, а коммунизм — с
мильенаристскими движениями в прошлом, чтобы подчеркнуть недостижимость
коммунистич. идеа-
лов. Эта тенденция явно преобладает среди консерваторов, а также ревизионистов,
марксологов и
советологов (3. Бауман, Л. Колаковский, О. Лемберг и др.). С др. стороны,
раздаются призывы
создать привлекательную для широких масс либерально-демократич. У. в качестве
альтернативы
марксизму и науч. коммунизму, с целью идеализировать гос.-монополистич.
капитализм или
обосновать программу его обновления посредством «реформации сверху»,
противопоставляемой
социалистич. революции (Ф. Хайек, Ф. Л. Полак, У. Мур, Б. П. Беквит). Нек-рые
футурологи и эко-
логи на Западе стараются использовать У. для придания привлекательности своим
концепциям о
будущем: наиболее типичны в этом отношении сочинения Б. П. Беквита «Следующие
500 лет» и Э.
Калленбаха «Экотопия». Многие мелкобурж. радикалы, идеологи движения «новых
левых», не видя
практич. путей к достижению социальной справедливости, намеренно становятся на
позиции
воинствующего утопизма (Р. Миллс, Г. Маркузе, П. Гудмен и др.). Для совр. бурж.
У. характерно
переплетение утопич. и антиутопич. тенденций, к-рое выражается в том, что
провозглашаемый в ней
социальный идеал, как правило, сопровождается отказом от традиц. гуманистич. и
демократич.
ценностей (напр., «Второй Уолден» Б. Ф. Скиннера). Чем больше разрыв между
социальной
действительностью антагонистич. общества и провозглашаемыми идеалами, тем
утопичнее
становятся представления бурж. и мелкобурж. идеологов о будущем. Это проявляется
в их переходе
от «скрытой» к «открытой» У., т. е. к намеренному утопизму, к-рому присущ
крайний волюнтаризм.
Перефразируя Гегеля, они утверждают, что «всё действительное утопично, а всё
утопичное
действительно», что перед человечеством якобы нет иной альтернативы, кроме
выбора между
«утопией или гибелью» (Р. Дюмон, П. С. Хеншоу, В. Феркис и др.).
Марксистская социология рассматривает У. как одну из форм неадекватного
отражения социальной
действительности; однако в прошлом У. выполняла важные идеологич., воспитат. и
познават.
функции. Зна-
чение У. определяется её классовым содержанием и социальным назначением. У.
является
выражением интересов определ. классов и социальных слоев, как правило, не
находящихся у власти.
Для оценки совр. бурж. и мелкобурж. У. принципиальное значение имеет различие,
к-рое проводил
В. И. Ленин между либеральной и народнич. У. Первая «вредна не только тем, что
она — утопич. но
и тем, что она развращает демократическое сознание масс»; что касается второй,
то «марксисты
должны заботливо выделять из шелухи народнических утопий здоровое и ценное ядро
искреннего,
решительного, боевого демократизма крестьянских масс». При этом следует учесть,
что в условиях
общего кризиса капитализма реакционность либеральной У. возрастает, тогда как
прогрессивность и
социальная критичность радикальной (популистской) У. становится исторически ещё
более
ограниченной (см. В.И.Ленин, Две утопии, в кн.: ПСС, т. 22, с. 117—21). У. также
имеет много
общего с социальным мифом по идейному содержанию, с социальной сатирой — по лит.
форме, с
науч. фантастикой — по познават. функции. Вместе с тем У. обладает целым рядом
особенностей: в
первую очередь убеждением в возможности разрешения всех противоречий общества
однократным
применением к.-л. универсальной схемы, рассматриваемой как панацея от любого
социального зла.
Для У. поэтому характерны антиисторизм, намеренный отрыв от реальности,
нигилистич. отношение
к действительности, стремление конструировать вещи и отношения по принципу «всё
должно быть
наоборот», склонность к формализму, идеалистич. понимание истории,
обнаруживающее себя в
преувеличении роли воспитания и законодательства, а также упование на поддержку
со стороны
выдающихся личностей, обладателей власти, филантропов и т. п.
В истории общества и обществ. мысли У. нередко служила формой выражения революц.
идеологии.
Многие осн. принципы освободит. движения трудящихся, нравств. и законодат.
нормы, системы
педагогики и образования были впервые сформулированы в У. Великие утописты, как
отмечал
Энгельс, «... гениально предвосхитили бесчисленное множество таких истин,
правильность которых
мы доказываем теперь научно...» (Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 18, с. 499).
Хотя возникновение науч. социализма подорвало социальное значение У., лишило её
многих
прежних функций, У. не утратила своей роли в качестве спе-цифич. жанра лит-ры.
Положит.
значение У.«в совр. эпоху проявляется в двух направлениях: она позволяет
предвосхищать вероятное
отдалённое будущее, к-рое на данном уровне познания не может быть научно
предсказано в
конкретных деталях, и может также предостерегать от нек-рых отрицат. социальных
последствий
человеч. деятельности. Эти формы У. стимулировали развитие в социологии методов
нормативного
прогнозирования и сценариев с целью анализа и оценки желательности и вероятности
предполагаемого развития событий.
• Кирхенгейм А., Вечная У., [пер. с нем.], СПБ, 1902; Сорель Ж., Размышления о
насилии, [пер. с франц.], М., 1907;
Свентоховский А., История У., [пер. с польск.], М., 1910; Мортон А. Л., Англ.
У., пер. с англ., М., 1956; Францов Г. П.,
Историч. пути социальной мысли, М., 1965; Агости Э. П., Возрожденный Тантал,
пер. с исп., М., 1969; Шестаков В. П.,
Понятие У. и современной концепции утопического, «ВФ», 1972, № 8; Баталов Э. Я.,
Философия бунта, М., 1973 его же,
Социальная У. и утопическое сознание в США, М., 1982; Ар а б-О г л ы Э. А., В
лабиринте пророчеств, М., 1973, разд.
2; В о-ло дин А. И., У. и историч. М., 1976; О совр. бурж. эстетике. Сб. ст., в.
4 — Совр. социальные У. и искусство, М.,
1976; Филос. проблемы идеологич. борьбы, М., 1978, гл. 2 и H; Mueller W. D.,
Geschichte der Utopia-Romane der
Weltliteratur, Bochum, 1938; Dupont V., L'Utopie et le roman utopique dans la
litterature anglaise, Toulouse — P.,
1941; Parr ing t on V. L., American dreams; a study of American
Utopias, [Providence], 1947; B ub er M., Paths in
Utopia, L., 1949; Ruyer B., L'Utopie et les utopies, P., 1950;
Berdiaev N. A., Royaume de l'esprit et royaume
deCesar, Nchat.—P., 1951; Gerber R., Utopian fantasy, L., 1955; Duveau
G., Sociologie de l'Utopie et autres essais P.,
1961; Polak F. L., The image of the future, v. 1—2 Ley den — ?. ?.,
1961; Mumford L., Story of Utopais N. Y.,
1962; B o g u s l a w R., The new Utopians, Englewood Cliffs (N. J.),
1965; Utopias and Utopian thought, ed. by P. E. Ma-
nuel, Boston, 1966; Servier J., Histoire de l'utopie [P 19671; Utopia,
сотр. by G. Kateb, N. Y., 1971; N o z i с k R.|
Anarchy, state and Utopia, N. Y., 1974; Horowitz I L Ideology and Utopia
in the United States: 1956—1976, N. Y., 1977;
Erasmus С h. J., In search of the common good Utopian experiments past
and future, N. Y., 1977; M a n u-el P. E.,
Manuel P. P., Utopian thought in the Western World, Camb. (Mass.), 1979
(библ.); см. также лит. и статьям Антиутопич.
Утопический социализм. Э. А. Араб-Оглы.
У ЧЭН, У Юцин, У Цаолу (1249-1333), кит. учёный и философ-неоконфуцианец. Род. в
Чунжэне
(окр. Фучжоу, пров. Цзянси). Был ректором ун-та Го-цзы сюэ (1308) и главой имп.
академии
Ханьлинь (1321). Автор комм. к многочисл. конфуцианским и даоским трактатам и
исследований о
них, лит. произведений и филос. трудов. В противоположность дуализму Чжу Си
развивал монистич.
учение, сочетающее в себе элементы как школы Чжу Си, так и Лу Цзююаня. У Ч.
считал, что
«великий предел» (тайцзи) и материальная сила (ци) — это не две вещи, а некое
единство, в к-ром
тайцзи управляет ци. В самом «великом пределе» тоже царит единство и нет
разделения на
субстанцию (тело) и функцию (действие): состояние покоя является субстанцией
тайцзи, а движение
— его функцией. Более того, «великий предел» первоначально не обладает ни
движением-покоем, ни
субстанцией-функцией, лишь движение силы ян и покой силы инь становятся функцией
и
субстанцией тайцзи. Таким же образом У Ч. объединял ли. (принцип, закон) и ци:
ли неразделимо
существует в ци. Природу человека, изначально добрую, У Ч. отождествлял с
законом (ли), однако
поскольку она связана то с чистой, то с мутной ци, постольку существует
разделение людей на
возвышенных — мудрых и низменных — глупых. Учение У Ч. сыграло большую роль в
сохранении
неоконфуцианской традиции в период монг. владычества.
• Кучера С., Проблема преемственности кит. культурной традиции при
династии Юань, в сб.: Роль традиций в
истории и культуре Китая, М., 1972, с. 286—88; Forke А., Geschichte
der neueren chinesischen Philosophie, Hamb
1938, S. 290-97.
УЭЛЛС (Wells) Герберт Джордж (21.9.1866, Бромли,— 13.8.1946, Лондон), англ.
писатель, один из
родоначальников науч. фантастики и бурж. футурологии. Получил известность в 90-х
гг. 19 в. как
писатель-фантаст («Машина времени», 1895; «Остров д-ра Моро», 1896; «Человек-
невидимка», 1897;
«Война миров», 1898; «Когда спящий проснётся», 1899, и др.). Социальные утопии
У. («Совр.
утопия», 1905; «Новые миры вместо старых», 1908; «Люди как боги», 1923, и др.)
написаны с
позиций фабианского либерального реформизма. Трактат У. «Предвидения» (1901)
явился предшест-
венником футурологии. У. пытался создать собств. концепцию всемирной истории
(«Краткий очерк
истории», 1922). С 20-х гг. занял резкую антифаш. позицию («Накануне», 1927;
«Самодержавие
мистера Парге-ма», 1930; «Игрок в крокет», 1936). Трижды (в 1914, 1920 и 1934)
посетил Россию.
Его беседа с В. И. Лениным получила широкую известность («Россия во мгле», 1920)
и сыграла
известную роль в распространении правды о Сов. России. Последние произведения У.
проникнуты
духом социального пессимизма («Разум у своего предела», 1945, и др.).
* The works, v. 1—28, L., 1924—27; в рус. пер.—Собр. соч., т. 1 —15, М., 1964;
Предвидения о воздействии прогресса
механики и науки на человеч. жизнь и мысль, М., 1902; Совр. утопич. М., 1916;
Краткая история человечества, М.— Л.,
1924,
• Кагарлицкий Ю., Герберт У., М., 1963.

ф
ФАЙХИНГЕР (Vaihinger) Ханс (25.9.1852, Нерен, близ г. Тюбинген,— 18.12.1933,
Галле), нем.
философ-идеалист. Автор «Комментария к „Критике чистого разума" Канта»
(«Kommentar zu Kants
Kritik der reinen Vernunft», Bd 1—2, 1881—82); основатель ,журн. «Kant-Studien»
(1897) и
Кантонского об-ва (1904). В гл. соч. «Философия как если бы» («Philosophie des
Als Ob», 1877, изд. в
1911) Ф. под влиянием Канта, предлагавшего пользоваться осн. мировоззренч.
идеями (душа, мир,
бог) «как если бы» (als ob) их объекты были реальны (см. И. Кант, Соч., т. 3,
М., 1964, с. 571 — 572),
развил субъективно-идеалистич. концепцию фикционализма, или «критич.
позитивизма». Считая
науч. и филос. понятия («атом», «бесконечно-малое», «абсолют», «бог» и др.)
фикциями, к-рые не
имеют теоретич. ценности, но практически важны, Ф. пришёл к агностич. выводам о
невозможности
познания действительности как она есть «на самом деле» и к признанию ощущений
конечной
доступной познанию данностью.
• Hartmann, Duhring und Lange, Iserlohn, 1876; Pessimismus und Optimismus, B.,
1924; в рус. пер.— Ницше как философ,
СПБ, 1913.
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960.
ФАКТ (от лат. faactum — сделанное, совершившееся), 1) синоним понятий истина,
событие,
результат; нечто реальное в противоположность вымышленному; конкретное,
единичное в отличие
от абстрактного и общего; 2) в логике и методологии науки — особого рода
предложения,
фиксирующие эмпирич. знание; как форма эмпирич. знания Ф. противопоставляется
теории или
гипотезе.
Формулируя важнейшее требование науч. познания, Ф. Энгельс писал: «... в любой
научной области
— как в области природы, так и в области истории — надо исходить из данных нам
фактов...»
(Маркс К. иЭнгельс Ф., Соч., т. 20, с. 370). В науч. познании совокупность Ф.
образует эмпирич.
основу для выдвижения гипотез и создания теорий. Задачей науч. теории является
описание Ф., их
объяснение, а также предсказание ранее неизвестных Ф. Факты играют большую роль
в проверке,
подтверждении и опровержении теорий: соответствие фактам — одно из существ.
требований,
предъявляемых к науч. теории. Расхождение теории с Ф. рассматривается как
важнейший недостаток
теоретич. системы знания. Вместе с тем если теория противоречит одному или
нескольким отд. Ф.,
нет оснований считать её опровергнутой, т. к. подобное противоречие может быть
устранено в
процессе развития теории или усовершенствования экспериментальной техники.
Только в том
случае, когда все попытки устранить противоречие между теорией и Ф. оказываются
безуспешными,
приходят к выводу о ложности теории и отказываются от неё. Отмечая роль Ф. в
оценке теоретич.
рассуждений, В. И. Ленин писал: «Факты, если взять их в их ц е л о м, в их с в я
з и, не только
„упрямая", но и безусловно доказательная вещь» (ПСС, т. 30, с. 350).
В понимании природы Ф. в совр. философии науки выделяются две осн. тенденции:
фактуализм и
теоре-тизм. Если первый подчёркивает независимость и автономность Ф. по
отношению к различным
теориям, то второй, напротив, утверждает, что Ф. полностью зависят от теории и
при смене теорий
происходит изменение всего фактуального базиса науки.
712 ФАЙХИНГЕР
С т. зр. диалсктич. материализма неверно как абс. противопоставление Ф. теории,
так и полное
растворение Ф. в теории. Ф. является результатом активного взаимодействия
субъекта и объекта.
Зависимость Ф. от теории выражается в том, что теория формирует концептуальную
основу Ф.:
выделяет изучаемый аспект действительности, задаёт язык, на к-ром описываются
Ф., детерминирует
средства и методы экспериментального исследования. С др.стороны, полученные в
результате
эксперимента Ф. определяются свойствами материальной действительности и в силу
этого либо
подтверждают теорию, либо вступают с ней в противоречие. Т. о., научный Ф.,
обладая теоретич.
нагрузкой, относительно независим от теории, поскольку в своей основе он
детерминируется
материальной действительностью. См. также Эмпирическое и теоретическое.
• Энгельс Ф., Диалектика природы, Маркс К. иЭн-г е л ь с Ф., Соч., т. 20; Мерзок
Л. С., Проблемы науч. Ф., Л., 1972;
Зотов А. Ф., Структура научного мышления, М., 1973, гл. 4; Штофф ?. ?., Проблемы
методологии науч. познания, М.,
1978, гл. 7; Вайнштейн О. Л., Очерки развития бурж. философии и методологии
истории в XIX—XX вв., Л., 1979, гл. 10.
ФАКТОРОВ ТЕОРИЯ, термин, традиционно используемый для обозначения социологич.
концепций, пытающихся объяснить обществ. развитие воздействием ряда
«равноправных» факторов:
экономики, религии, морали, техники, культуры и т. п.
В истории социальной мысли известно неск. попыток объяснения механизма развития
общества к.-л.
одной причиной. К их числу относится географич., демогра-фич., психологич., в
кон. 19 в.—
технологич. и др. виды детерминизма. Однако всякий раз такой подход приводил к
ситуации (к-рую
Г. В. Плеханов назвал заколдованным кругом взаимодействия), вызываемой тем, что
явление,
используемое в качестве фактора, прежде, чем стать причиной,— было следствием
(см. «К вопросу о
развитии монистич. взгляда на историю», гл. 2). Попыткой преодолеть это
противоречие было
выделение неск. «равноправных» факторов. Однако в результате Ф. т. свелась лишь
к описанию этих
факторов и постулированию их нек-рого взаимодействия. При этом преувеличение
роли
субъективных факторов в истории нередко приводит сторонников такого подхода к
субъективному
идеализму.
В кон. 19 — нач. 20 вв. ряд бурж. социологов (М. Ве-бер, ?. ?. Ковалевский и
др.), отрицая историч.
монизм вообще, неправомерно изображали марксизм как экономич. детерминизм, т. е.
одну из
прочих однофак-торных теорий. К. Маркс, Ф. Энгельс и В. И. Ленин отвергали эти и
любые другие
попытки вульгаризации марксизма (см. Экономический материализм, Вульгарный
социологизм),
подчёркивая, что марксизм рассматривает общество как развивающуюся систему и это
позволяет
«...изобразить весь процесс в целом (а потому также и взаимодействие между его
различными
сторонами)» (M a p к с К. и Энгельс Ф., Соч., т. 3, с. 37), в к-ром определяющую
роль играет способ
производства.
Хотя употребление термина «Ф. т.» вошло в традицию, он является неверным, ибо
«претендует» на
наличие разработанной теории. Однако такая теория (к-рая должна была бы
содержать типологию
факторов, принципы их выделения и др.) на практике отсутствует.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Немецкая идеологич. Соч., т. 3; Энгельс Ф., Письма 90-х
гг., в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф.,
Избр. письма, М., 1953; Кон И. С., Позитивизм в социологии, Л., 1964;
Социологич. мысль в России, Л., 1978.
ФАЛЕС, Талес (?????) из Милета (ок. 625— ок. 547 до н. э., согласно
малодостоверным расчётам
Аполлодора), др.-греч. мыслитель, по преданию (уже у Платона) — один из семи
мудрецов; по
Аристотелю — основоположник наиболее ранней греч. философии (принимающей «начала
лишь в
виде материи») и, следовательно, всей антич. и развившейся из неё европ.
философии и науки.
Согласно традиции, был также основателем греч. астрономии и геометрии. Соч. не
оставил,
сохранилось много приписываемых ему изречений (гном), в т. ч. знаменитое «Познай
самого себя».
От учения Ф., к-рое Аристотель передаёт из третьих рук, до нас дошли след.
положения: вода —
основное, или исходное, вещество («начало», говорит Аристотель) всего; земля
плавает на воде;
магнесийский камень (магнит) имеет душу, ибо движет железом; всё полно богов.
Интерпретация
этих положений затруднительна. Вероятно, из того, что всё одушевлённое, живое
рождается, живёт и
размножается через воду (влагу, семя, кровь), Ф. заключил, что вода — источник
жизни; а поскольку
всё, что ни есть, включая камни, по-своему одушевлено («полно богов»), ибо,
подобно живым су-
ществам, рождается, изменяется, губит и гибнет, то вода — основа не только живых
существ. но и
всего, в т. ч. и земли. Ф. сделал решит. шаг к демифологиза-ции мира, заменив
антропоморфных
управителей неба, моря и земли неким единым, изнутри присущим миру источником
его жизни.
* Источники: DK I, 67—81; MaddalenaA., lonici, testimonialize e frammenti,
Firenze, 196.'i, p. l—75. • Лебедев А. В., Об
изначальной формулировке традиц. тезиса ?. ??? ????? ???? ?????, в сб.:
Balcanica. Лингвистич. исследования, M., 1979,
с. 167—76; Z el ler E., M o n-d o l f o R., La filosofia dei Greci nel suo
sviluppo storico, v. 2, pt 2, Firenze, 1950, p. 1—6, 99—
100; Classen C. J., Thaies, в кн.: RE, Suppl., Bd 10, 1965, S. 930—47.
ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (от позднелат. falsifico — подделываю, от лат. falsus — ложный и
facio —
делаю), науч. процедура, устанавливающая ложность гипотезы или теории в
результате
экспериментальной или теоретич. проверки. Понятие Ф. следует отличать от
принципа
фальсифицируемости, к-рый был предложен Поппером в качестве критерия демаркации
науки от
«метафизики» (как альтернатива принципу верифицируемости, выдвинутому логич.
эмпиризмом; см.
Верификация).
Изолированные эмпирич. гипотезы могут быть подвергнуты непосредств. Ф. и
отклонены на
основании соответств. экспериментальных данных либо из-за несовместимости с
фундаментальными
науч. теориями. Однако системы гипотез, объединённые в науч. теории, лишь в
редких случаях могут
быть подвергнуты окончат. Ф. Системно-иерархич. характер организации совр. науч.
знания
осложняет и затрудняет проверку развитых и абстрактных теорий. Проверка подобных
теоретич.
систем предполагает введение дополнит. моделей и гипотез, а также разработку
теоретич. моделей
экспериментальных установок и т. п. Возникающие в процессе проверки проблемы,
обусловленные
несовпадением теоретич. предсказаний с результатами экспериментов, в принципе
могут быть
разрешены путём соответств. корректировок нек-рых фрагментов испытываемой
теоретич. системы.
Для Ф. теории необходима чаще всего альтернативная теория: лишь она (а не сами
по себе ре-
зультаты экспериментов) в состоянии фальсифицировать (опровергнуть) испытываемую
теорию. Т.
о., только в том случае, когда имеется теория, действительно обеспечивающая
дальнейший шаг в
познании мира, методологически оправдан отказ от предшествующей науч. теории.
См. также
Теория, Гипотеза. * Мамчур ?. ?., Проблема выбора теории, М., 1975; Чудинов Э.
М., Природа науч.
истины, М., 1977; Руза-вин Г. И., Науч. теория. Логико-методологич. анализ, М.,
1978; Меркулов И.
П., Гипотетико-дедуктивная модель и развитие науч. знания, М., 1980.
ФАНТАЗИЯ, см. в ст. Воображение.
ФАРАБИ, алъ-Фараби Абу Наср Мухаммед ибн Тархан (870, Фараб на Сырдарье,— 950,
Дамаск),
философ и учёный-энциклопедист Востока, крупнейший представитель вост.
перипатетизма,
комментатор Арис-
тотеля (отсюда почётное прозвище Ф.— «Второй учитель») и Платона. Филос. и
естеств.-науч.
образование получил в Алеппо и Багдаде. В основе философии Ф.— соединение
аристотелизма с
неоплатонич. учением об эманации: божество («необходимо-сущее само по себе»)
производит в
вечности мир («необходимо-сущее благодаря другому») через последоват. ряд
истечений (эманации),
начинающийся космич. «умами» (см. Нус), каждый из к-рых соответствует определ.
небесной сфере;
цепь этих «умов» замыкается «активным умом», к-рый управляет процессами,
происходящими в под-
лунном мире — мире возникновения и уничтожения; соединение с «активным умом» —
предельная
цель человеч. знания.
В социально-этич. трактатах Ф. развивает учение о «добродетельном городе»,
руководимом
правителем-философом, к-рый выступает одновременно как имам, предводитель религ.
общины, и
передаёт широкой публике в образно-символич. форме получаемые им от «активного
ума» истины.
Идеальному социально-по-литич. устройству Ф. противопоставляет «невежественные
города»,
воплощающие отрицат. нравств. качества. «Большой трактат о музыке» Ф.— важнейший
источник
сведений о музыке Востока и др.-греч. муз. системе. Ф. оказал влияние на Ибн
Сину, Ибн Баджу, Ибн
Ту-файля, Ибн Рушда, а также на философию и науку ср.-век. Зап. Европы.
• в рус. пер.: Филос. трактаты, А.-А., 1970; Математические трактаты, А.-А.,
1972; Социально-этич. трактаты, А.-А.,
1973; Логич. трактаты, А.-А., 1975; О разуме и науке, А.-А., 1975
• Гафуров Б. Г., Касымжанов А. X., Ал-Ф. в истории культуры, М., 1975;
Хайруллаев ?. ?., ?., эпоха и учение, Таш.,
1975 (лит.); его же, Абу Наср ал-Ф., М., 1982; Madkour I., La place d'al-Farabi
dans 1'ecole philosophique musulmane, P.,
1934.
ФАРБЕР (Farber) Марвин (р. 14.12.1901, Буффало), амер. философ. Ученик Гуссерля.
Один из
основателей и президент Междунар. феноменологич. об-ва (с 1940), редактор журн.
«Philosophy and
Pheaomenological Research». В труде «Основания феноменологии» («The foundation
of
phenomenology», 1943) Ф. проанализировал эволюцию воззрений Гуссерля, вскрыл
внутр. противо-
речия феноменологич. учения, показал несостоятельность его идеалистич.
основоположений и
выводов. В дальнейшем переходит на позиции «натуралистич.» (или
«материалистич.»)
феноменологии, отстаивает ма-териалистич. положения, сближается с диалектич.
материализмом. Ф.
подверг острой критике феноменоло-гов — приверженцев трансцендентального
идеализма и
экзистенциалистские истолкования учения Гуссерля. Отвергая эйдетическую редукцию
как осн.
метод философствования, Ф. допускает феноменологич. редукцию лишь как вспомогат.
средство
абстрагирования в пределах диалектич. методологии. Ф. высоко оценивает осн.
положения историч.
материализма.
• Naturalism and subjectivism, Springfield, 1959; The aims of phenomenology, N.
Y., 1966; Phenomenology and existence, N.
Y., 1967; Basic issues of philosophy, N. Y., 1968; в рус. пер.— Субъективизм и
проблема объективного мира, «ФН», 1974,
№ 6.
• Быховский Б. Э., На верном пути. [Рец.], «ВФ», 1961, № 12; его же, Рец. на
кн.: Фарбер М., Феноменология и
существование, «Новые книги за рубежом», 1968, № 3; его же, Рец. на кн.: Фарбер
М., Осн. проблемы философии, там
же, 1969, № 2; его же, Рец. на кн.: Фа р-бер М., Цели феноменологии, «ВФ», 1969,
№ 2.
ФАТАЛИЗМ (от лат. fatalis — роковой, fatum — рок, судьба), мировоззрение,
рассматривающее
каждое событие и каждый человеч. поступок как неотвратимую реализацию
изначального
предопределения, исключающего свободный выбор и случайность. Можно выделить три
осн. типа Ф.
Мифологич., а позднее бытовой, обывательский Ф. понимает предопределение как
иррациональную,
тёмную судьбу, теологич. Ф.— как волю всемогущего божества; рационалистич. Ф.
(сливающийся с
механистич. детерминизмом) — как неумолимое сцепление причин и следствий внутри
замкнутой
ФАТАЛИЗМ 713
каузальной системы. Первый тип Ф. повсеместно распространён на заре культуры;
позднее он
выражается в «оккультных» доктринах типа астрологии, оживляется в упадочные или
переходные
эпохи (поздняя античность, позднее Возрождение и т. д.— вплоть до астрологич.
увлечений в бурж.
обществе 20 в.), подвергается переосмыслению в иррационалистич. философии жизни
(Шпонглер) и
у её эпигонов (Э. Юнгер, Г. Бенн, теоретики фашизма). Теологич. Ф., согласно к-
рому бог ещё до
рождения предопределил одних людей «к спасению», а других — «к погибели»,
получил особенно
пос-ледоват. выражение в исламе (доктрина джабаритов, 8—9 вв.), в нек-рых христ.
ересях
средневековья (у Готшалка, 9 в.), в кальвинизме и янсенизме; ортодоксальная
теология православия и
католицизма, утверждающая свободу воли, ему враждебна. Соединение тео-логич. Ф.
с
рационалистическим наблюдается у Пли-фона. Рационалистич. Ф. в чистом виде
характерен для
Демокрита, Гоббса, Спинозы и представителей механи-стич. детерминизма (напр.,
учение Лапласа о
неогранич. возможности умозаключать обо всех событиях будущего из полного знания
о действии
сил природы в наст. момент). Поздний и философски бессодержат. вариант
рационалистич. Ф.—
представление о роковом предопределении человека к преступному поведению его
наследств.
биологич. конституцией (Ломброзо), модное на рубеже 19 и 20 вв. Отвергая любые
формы Ф., марк-
сизм противопоставляет им учение о диалектике необходимости и случайности, о
свободе и
необходимости в обществ.-историч. процессе.
ФАТУМ, см. Судьба.
ФАЦЗЯ, см. Легизм.
ФАШИЗМ (итал. fascismo, от fascio — пучок, связка, объединение), политич.
течение, возникшее в
период общего кризиса капитализма и выражающее интересы наиболее реакционных и
агрессивных
сил империали-стич. буржуазии. Ф. у власти — террористич. диктатура самых реакц.
сил
монополистич. капитала, осуществляемая с целью сохранения капиталистич. строя.
Важнейшие
отличит. черты Ф.— применение крайних форм насилия для подавления рабочего
класса и всех
трудящихся, воинствующий антикоммунизм, шовинизм, расизм, широкое использование
гос.-
монополистич. методов регулирования экономики, макс. контроль над всеми
проявлениями обществ.

<<

стр. 75
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>