<<

стр. 77
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

• Маркс К. и Энгельс Ф., Об атеизме, религии и церкви. [Сб.], М., 1971, с. 458—
70; Маркс К., Теории прибавочной
стоимости (IV том «Капитала»), Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20, ч. 1—2; Маркс
К., Критика политич. экономии, там
же, т. 46, ч. 1—2; Францов Г. П., У истоков религии и свободомыслия, М.— Л.,
1959; Токарев С. А., Ранние формы
религии и их развитие, M., 1964.
ФЕХНЕР (Fechner) Густав Теодор (19.4.1801, Грос-Зерхен, близ Мускау,—
18.11.1887, Лейпциг),
нем. физик, исихолог, философ-идеалист, писатель-сатирик (выступал под именем
доктора Мизеса).
Проф. физики Лейпцигского ун-та (1834—40); из-за болезни и частичной слепоты,
вызванной
изучением зрит, ощущений, оставил занятия физикой и обратился к философии.
Разделяя во многом
учение Шеллинга, интерпретировал его в духе панпсихизма (Вселенная одушевлена,
материя —
оборотная сторона психического). Исходя из принципа строгой, математически
вычисляемой зависи-
мости между психич. и физич. явлениями, Ф. выдвинул идею психофизики как науки о
закономерном соотношении между этими явлениями. Труд Ф. «Элементы психофизики»
(«Elemente
der Psychophysik», 1860) заложил основы экспериментальной психологии; выведенный
Ф. основной
психофизич. закон (интенсивность ощущения пропорциональна логарифму
интенсивности раздражи-
теля) стал образцом применения точных методов в психологии. Один из
основоположников
экспериментальной психологии и эстетики (т. н. эстетики «снизу», идущей от опыта
и индукции, а не
от философских построений).
• Zend-Avesta oder uber die Dinge des Himmels und des Jenseits, Bd 1—2, Lpz.,
1922s; Vorschule der Asthetik, Bd 1—2, Lpz.,
19253.
• Ярошевский М. Г., История психологии, М., 19762, гл. 9; K u n t z e J., G. Th.
Fechner, Lpz., 1892.
ФИДЕИЗМ (франц. fideisme, от лат. fides — вера), утверждение приоритета веры над
разумом,
характерное для религ. мировоззрений, опирающихся на откровение. Ограничивая
сферу действия
науки, Ф. отрицает мировоззренч. значение науч. познания, отводя решающую роль в
понимании
мира религ. вере. Ф. присущ мн. направлениям идеалистич. философии; по словам В.
И. Ленина,
идеализм — это только «...утонченная, рафинированная форма фидеизма...» (ПСС, т.
18, с. 380).
«ФИЗИКА» (????,??, лат. Physica), позднее название соч. Аристотеля в 8 книгах,
к-рое в греч.
рукописях и у древних комментаторов называется «Лекции по физике» (??????
???????). Дошедшая
до нас редакция принадлежит Андронику Родосскому (1 в. до н. э.), к-рый
объединил относительно
самостоят. соч.— кн. 1, 2, 3— 6, 7, 8. Из них кн. 1—7 датируются (по Е. Дюрингу)
концом академич.
периода (355—347 до н. э.), кн. 8 относится ко 2-му афинскому периоду (336—322).
«Ф.» открывает
комплекс естеств.-науч. соч., структура к-рого очерчена самим Аристотелем во
введении к «Ме-
теорологии» и посвящена фундаментальным принципам и понятиям учения о «природе»
(?????). В
центре внимания кн. 1 («О началах») — анализ понятия «становления», или
«возникновения»
(???????). Осн. тезис Парменида: бытие не может возникнуть ни из бытия (в этом
случае оно уже
есть), ни из небытия и, следовательно, возникновение невозможно,— опровергается
заменой понятия
небытия-в-себе акцидентальным небытием — ещё-не-бытием, небытием-чем-то-опреде-
лённым, или
«лишённостью (отсутствием формы)» — («образованный человек» возникает не из «не-
человека», а
«ФИЗИКА» 723
из «необразованного человека»): «принципами» (архе) возникновения, т. о.,
оказывается троица
«форма — отсутствие формы — материальный субстрат», причём первые два понимаются
как
«противоположности». В кн. 2 (она не была непосредств. продолжением 1-й)
формулируется учение
о «четырёх причинах» (см. «Метафизика», Форма и материя), причём Аристотель,
используя язы-
ковую семантику слова «фюсис» и отчасти насилуя её, стремится показать (1—2-я
гл.), что каждая из
четырёх причин выводится из понятия «природы»: природа-вещество, природа—
источник движения
(в этой функции аристотелевская «фюсис» заменила платоновскую душу-псюхе),
природа-
самобытность-эйдос, природа-мастер (телеологич. момент). Дальнейшая часть кн. 2
анализирует
понятия «случайности» (тюхе), «спонтанности» (?????????) и «необходимости», из
них 7—8-я гл.
имеют основополагающее значение для телеологич. концепции природы у Аристотеля.
«Природа»,
по определению, есть «источник движения и изменения», следовательно, необходимо
исследовать
«движение» (кн. 5—6, 8), но движение предполагает понятие «континуума»,
континуум связан с
«бесконечным» (апейрон), с др. стороны, «движение невозможно без места, пустоты
и времени»
(200b 20) — отсюда предварит. анализ этих понятий в кн. 3—4. 2-я и 9-я гл. кн. 6
содержат
знаменитую полемику с апориями Зенона Элейского. Кн. 7 нарушает общий ход
изложения и
скомпанована из трёх несвязных частей (вероятно, Андроником). Кн. 8 — наряду с ?
«Метафизики»
— осн. текст о перводвигателе.
Греч. комм. к «Ф.» Фемистия, Иоанна Филопона и Симпликия изданы в серии CAG
соответственно т.
5, ч. 2 (1900), т. 16—17 (1887—88), т. 9—10 (1882—95). Из ср.-век. комм. следует
прежде всего
назвать: в Византии — Михаила Пселла, на лат. Западе — Фомы Ак-винского: In octo
libros
Physicorum Aristotelis exposi-tio, cura et studio M. Maggiolo, 1954.
Рус. пер. В. П. Карпова (1936; новая ред.— Соч., т. 3, 1981).
• И з д а н и я: H. Carteron, v. 1—2, 19613; F. M. Cornford and P. H.
Wicksteed, v. 1—2, 1968—70; W. D. ROSS, 19776.
Комм.: W. D. ROSS, 1936.
• Mansion ?., Introduction a hi physique Aristoteli-cienne, Louvain — P., 19462;
S o l m s e n F., Aristotle's system of the
physical world, Ithaca, I960; W i e l a n d W., Die aristotelische Physik,
Gott., 1962; см. также лит. к ст. Аристо-телъ.
ФИЗИКАЛИЗМ, одна из концепций неопозитивизма, состоящая в требовании перевода
предложений конкретных наук на язык физики — «физикалий». Осн. представители —
Нейрат,
Карнап. Ф. был основой неопозитивистской идеи унификации всех наук на базе
универс. языка. Все
попытки реализации этой идеи оказались неудачными. См. ст. Неопозитивизм и лит.
к ней.
ФИЗИОГНОМИКА (греч. ???????????? или ?????????????? — наука о распознании
природных
задатков по физич. свойствам, от ????? — природа, природные задатки и ??????????
— сведущий,
проницательный), в науке древности и нек-рых позднейших эпох учение о
необходимой связи между
внеш. обликом человека (и любого животного) и его характером. Физиогномич.
наблюдения
фиксировались в культурах Др. Востока, получили в антич. эпоху систематизиров.
вид, аналогичный
структуре других науч. дисциплин того времени. С Ф. были связаны антич. теории о
зависимости
телесного и психич. склада индивида и народа от климатич. условий (Гиппократ), а
также учение о
темпераментах; к ней близки разработанная учениками Аристотеля типология
«нравств.
характеров» (Теоф-раст). Предпосылкой Ф. было характерное для античности
представление,
согласно к-рому каждый человек жёстко детерминирован в самопроявлениях своим
прирождённым
«нравом»; по изречению Гераклита, нрав человека есть его «демон», т. е. его
судьба (ср. аналогичные
высказывания Эпихарма, Демокрита, Платона).
724 ФИЗИКАЛИЗМ
Антич. традиция ?. оказала значит. влияние на ср.-век. культуру. Утверждение
новых критериев
научности в 17—18 вв. отбросило Ф. в область житейской эмпирии и художеств.
интуиции. Попытка
И. К. Лафа-тера («Физиогномич. фрагменты...», «Physiognomische Fragmente...», Bd
1—4, 1775—78)
вернуть ?. статус науки оказалась несостоятельной; не получили признания и
аналогичные
тенденции нек-рых эпигонов нем. романтизма (Р. Каснер; сюда же относятся
графология и
«характерология» Л. Клагеса).
• Scriptores physiognomic graeci et latini, rec. R.'Foerster, v. l — 2, Lpz.,
1893; Evans E. C., Physiognomies in the ancient
world, Phil., 1969.
«ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ», концепция, признающая источником содержания и
структуры познават. деятельности свойства физиологич. субстрата (мозга и органов
чувств), а не
вещей самих по себе. Сторонники «Ф. и.» исходят из того, что ощущения,
восприятия, пред-
ставления, будучи продуктами раздражения спец. нервных устройств, сложившихся в
ходе биологич.
эволюции, не воспроизводят характеристик объективного мира. Поэтому качества и
свойства
ощущений, представлений и т. д. для «Ф. и.» первичны по отношению к объективной
реальности.
Концепция «Ф. и.» возникла в 19 в. в связи с экспериментальным обнаружением
того, что сенсорная
реакция органов чувств является специфической и может вызываться не только
адекватным
стимулом (напр., зрит. ощущение светом), но и неадекватным (напр., зрит.
ощущение электрич. или
механич. раздражителем). И. Мюллер и Ч. Белл сформулировали на этой основе
принцип
«специфической энергии органов чувств», к-рый составил теоретич. фундамент «Ф.
и.»
Новые варианты «Ф. и.», возникшие в 20 в., связаны с попытками утвердить в
качестве конечного
источника объективно-значимой информации о мире либо структурные и
функциональные свойства
мозга (Ч. С. Шер-рингтон), либо особенности нервно-мышечного приспособления (Э.
Б. Холт).
Отвергая «Ф. и.», материалисты (Фейербах, Сеченов) признают факт специфичности
органов чувств.
однако трактуют его как показатель приспособления нервной системы к наиболее
расчленённому и
адекватному отображению свойств объекта. Антинауч. сущность «Ф. и.» была
раскрыта В. И.
Лениным в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
• Я p о ш е в с к и й М. Г., Критика В. И. Лениным Ф. и. и ее значение для
понимания истории психофизиологии, «Вопр.
психологии», 1960, №2; его ж е, История психологии, M., 19762, гл. 7 и 12.
ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАЛЬНОСТЬ, понятие, обозначающее систему теоретич. объектов,
построенных
отд. фи-зич. теорией (или совокупностью теорий) и наделяемых онтологич.
статусом. Ф. р.
характеризует объективно-реальный мир через призму теоретико-физич. понятий,
законов и
принципов; поэтому её следует отличать от объективной реальности (см. M amepия),
к-рая ни от
каких физич. теорий не зависит. Введение Эйнштейном понятия Ф. р. в контекст
методологич. и
мировоззренч. проблем физики отражает осознание активной, преобразующей роли
субъекта
познания в теоретич. осмыслении эмпирич. материала.
Ф. р. представляет собой теоретич. модель физич. процессов, к-рая воспроизводит
в форме
абстрактных, идеализированных объектов и структур ненаблюдаемую сущность физич.
явлений. Ф.
р. возникает как обобщение практики построения и развития совокупности физич.
теорий. Она
указывает способ, средства и правила развёртывания физич. исследоват. программ.
В этом смысле
понятие Ф. р. близко понятиям физич. картины мира, стиля науч. мышления,
парадигмы науч.
знания.
Ф. р.— многоуровневая иерархич. система. Высший и наиболее абстрактный её
уровень составляют
фундаментальные концептуальные и математич. структуры, общие для всех или
большой
совокупности физич. тео-
рий (таковы структуры атомистич. или теоретико-полевой программ). Более низкий,
но вместе с тем
более содержательный её уровень образуют структуры физич. принципов
инвариантности и
симметрии, выделяющие иерархию фундаментальных фиаич. взаимодействий. Далее
следует
уровень фундаментальной (напр., квантовой) физич. теории, на к-ром и возникает
собственно
«теоретизированный мир». Наконец, более мелкие её детали вскрываются на уровне
прикладных
физич. теорий и конкретных моделей (таких, как механика сплошных сред,
гидродинамика, теория
когерентного излучения, модели сверхтекучести, сверхпроводимости и т. д.).
Взаимосвязи между
всеми этими уровнями обеспечиваются правилами логич. вывода, семантич.
интерпретацией,
операциональными определениями, конвенциями и др. Соотнесение Ф. р. с
объективно-реальным
миром осуществляется в ходе развёртывания практики физич. эксперимента и
посредством
материального воплощения теоретич. законов в технич. устройствах, приборах и
средствах произ-ва.
• Эйнштейн А., Подольск и и Б., Розен Н., Можно ли считать квантовомеханич.
описание Ф. р. полным?, в кн.:
Эйнштейн А., Собрание науч. трудов, т. 3, М., 1966, с. 604—11; Чудинов Э. М.,
Природа науч. истины, М., 1977.
«ФИЗИЧЕСКИЙ» ИДЕАЛИЗМ, идеалистич. филос. течение, отрицающее объективный
характер
физич. знания и провозглашающее «крах» материализма. «Ф.» и. возник на рубеже
19--20 вв.
Выдавая устаревшие ес-теств.-науч. положения (напр., неделимость и
бесструктурность атома,
абсолютность массы и т. п.) за основоположения материализма вообще, «физич.»
идеалисты
рассматривали новые открытия в физике (радиоактивный распад элементов, изменение
массы
электрона от скорости) как доказательство «исчезновения материи» и утраты
объективности и
достоверности физич. знания. В. И. Ленин в работе «Материализм и
эмпириокритицизм» (см. ПСС, т.
18) показал несостоятельность этих выводов и раскрыл источники «Ф.» и.—
гносеологич. релятивизм
и спекуляцию на возрастающей роли математики в физич. познании.
Представители совр. формы «Ф.» и. (физики К. фон Вайцзеккер и Э. Вигнер) сводят,
напр.,
содержание теории относительности и квантовой механики к «упорядочению данных
наблюдения»,
настаивают на якобы «фундаментальной зависимости» объективного содержания физич.
теории от
сознания «наблюдателя», субъективно-идеалистически толкуют роль средств, условий
и активности
субъекта в совр. физич. познании.
ФИКЦИОНАЛИЗМ (от лат. fictio — выдумка, вымысел), субъективно-идеалистич. филос.
концепция, считающая человеч. познание системой фикций, практически оправданных,
но не
имеющих объективного теоретич. значения. Законченное выражение получил у Фай-
хингера; к Ф.
близки взгляды Ницше на истину как полезную ложь и теория познания прагматизма.
Ф.
абсолютизирует используемые в познании понятия и приёмы мышления, не имеющие
непосредств.
аналогов в действительности (построение идеальных объектов, рабочие гипотезы,
нек-рые формы
моделирования и т. д.), и на этом основании отвергает теорию отражения. Ф.—
логич. завершение
позитивизма 19 в.
• см. к ст. Файхингер.
ФИЛОГЕНЕЗ (от греч. ????? — род, племя, вид и ??????? — происхождение), процесс
формирования нек-рой систематич. группы организмов (таксона). Термин введён в
1866 Э. Геккелем
для обозначения процесса становления органич. мира в целом. В ходе позднейшей
дифференциации
эволюционно-биологич. исследований Ф. стали понимать как составную часть
биологич. эволюции.
Гл. механизмом, регулирующим Ф. и происходящее в его ходе образование новых
таксонов (в
основном путём дивергенции — распадения исходного таксона на два и более
дочерних), служит
естеств. отбор. Ф. может представлять собой как прогрессивное развитие с
повышением общего
уровня жизненеятельности и расшире-
нием адаптивных возможностей организмов, так и регресс или попадание в
эволюционный тупик
(напр., формирование паразитич. групп организмов). В ходе Ф. периоды плавного
развития и
выработки приспособлений к сравнительно стабильным условиям среды чередуются со
скачкообразными переходами на высшую ступень организации, характеризуемую
выработкой каче-
ственно новых приспособлений, функций и органов (напр., появление семени и плода
в Ф. растит.
таксонов или появление комплекса приспособлений, связанных с выходом животных на
сушу). Ф.
протекает на основе накопления индивидуальных изменений в ходе отд. онто-генезов
(но и
онтогенез в своём конкретном выражении служит проявлением и в определ. мере
воспроизведением
Ф.). Т. н. биогенетич. закон, сформулированный в 1866 Э. Геккелем, утверждал,
что в ходе
индивидуального развития организм проходит стадии, к-рые его предки прошли в Ф.
(напр., зародыш
человека проходит фазы, напоминающие рыбу, амфибию, рептилию, затем примитивных
млекопитающих, обезьяну и только после этого приобретает собственно человеч.
черты). В
действительности, как показал Дарвин, а впоследствии А. Н. Се-верцов и др.,
соотношение между Ф.
и онтогенезом носит гораздо более сложный характер: ряд предковых стадий
выпадает из онтогенеза,
другие коренным образом преобразуются в результате приспособления к новым
условиям. Процесс
Ф. и диалектика его соотношений с онтогенезом подтверждают принципы единства
целого (таксон и
его Ф.) и части (индивидуум и его онтогенез), общего и отдельного и дают
конкретные примеры раз-
вития от простого к сложному, а также развития по спирали с воспроизведением на
высших этапах
нек-рых черт низших стадий.
• Тимирязев К. А., Историч. метод в биологии, М., 1939 (Соч., т. 6); Мирзоян Э.
Н., Индивидуальное развитие и
эволюция. Очерк истории проблемы соотношения онтогенеза и Ф., М., 1963; Волкова
Э. В., Филюков А. И., Водопьянов
П. А., Детерминация эволюц. процесса, Минск, 1971; Карпинская Р. С., Материали-
стич. диалектика о закономерностях
развития органич. мира, М., 1975.
ФИЛОДЕМ (?????????) из Гадары (ок. 110—40 до н. э.), др.-греч. философ-
эпикуреец,
популяризатор и систематизатор эпикуреизма. Папирусы, найденные в Геркулануме,
сохранили
обширные фрагменты из его соч., позволяющие восстановить плохо известные нам
учения ранних
эпикурейцев. Особенно важно соч. Ф. «Об индуктивном умозаключении», отражающее
развитие
учениками Эпикура его «Каноники». В соч. «О поэтич. иск-ве» Ф. оправдывал
существование поэзии
как источника наслаждения, но оспаривал её познават. и этич. ценность; в соч. «О
смерти» мы
находим патетич. призывы к спокойствию перед лицом неизбежного для каждого
конца.
• Тексты: Philodemos, On methods of inference. A study in ancient empiricism,
ed. with transl. and comm. by Ph. H. and E. A.
De Lacy, Phil.—Oxf., 1941; Heidmann J., Der Papyrus 1676 der Herculanensischen
Bibliothek: Philodemos. Text und
Ubersetzung, Bonn, 1937 (Diss.).
ФИЛОЛАЙ (????????) из Кротона (р. ок. 470 до н. э.), крупнейший представитель
древнего
пифагореиз-ма. После разгрома Пифагорейского союза (454, поМина-ру) жил и учил в
Фивах, а
также в Таренте, где его учеником и преемником в качестве главы пифагорейской
школы был Архит
Тарентский. Имеются свидетельства о том, что Ф. дожил до 1-го путешествия
Платона в Сицилию и
Италию (388 до н. э.) и встречался с ним. Согласно надёжной традиции, Ф.— первый
представитель
пифагорейской школы, опубликовавший её учение. Фрагменты трактата Ф. «О
природе»,
признаваемые в наст. время частично аутентичными,— единств. прямой источник
изучения древнего
пифагореизма (в той фазе его развития, на к-рой он находился во 2-й пол. 5 в. до
н. э.). Ф.
конструирует «весь космос и всё, что в нём» из «беспредельных и
пределополагающих» элемен-
ФИЛОЛАЙ 725
тов (в доксографии — «предел и беспредельное»). Синтез этих двух начал в
упорядоченный космос
возможен только благодаря Н-му принципу — «гармонии», к-рая понимается как
числовая
пропорция (термин взят из теории музыки и одновременно означает октаву).
Различные уровни
бытия («природы») — нространст-венно-геометрич., физич., биологич., психич. и
ментальный —
последовательно переводятся в арифметич. план и выражаются в числах, к-рые
одновременно ока-
зываются и их бытийной сущностью, и логич. определением (ср. свидетельство
Аристотеля о том,
что пифагорейцы первыми стали давать определения): трёхмерная величина
выражается в числе 4
(точка, линия, плоскость, тело), качество и цвет — 5, одушевлённость — 6,
интеллект, здоровье и
трудноидентифицируемый феномен сознания, к-рый Ф. называл «свет», — 7, любовь,
дружба и
целесообразность мышления — 8. Особое место в онтологич. аритмологии Ф. занимала
десятерица
(декада), выражавшая предельную полноту и совершенство числового ряда и тем
самым
оказывавшаяся универс. формулой всего бытия.
Фрагменты Ф. содержат первую в истории греч. философии отчётливо формулированную
гносеологич. теорию: «всё, что познаваемо, имеет число, ибо без него ничего
нельзя ни помыслить,
ни познать». В космологии Ф.— творец первой негеоцентрич. системы: в центре
Вселенной
находится первозданное огненное тело (ми-фич. имена — Гестия, Крепость Зевса,
Мать богов),
вокруг него вращаются Земля, Луна, Солнце, пять планет и сфера неподвижных
звёзд. Чтобы число
космич. тел было совершенным (10) и воплощало полноту бытия, между «центр.
огнём» и Землёй
постулировалась невидимая Антиземля. Изложение в трактате «О природе» начиналось
с общих
принципов бытия, переходило к космологии и теории элементов и завершалось
физиологией и
медициной (таков в целом порядок в «Тимее» Платона и в естеств.-науч. комплексе
трактатов Арис-
тотеля).
• Фрагменты: DK I, 398—419; Pitagorici. Testimonia-nze e frammenti, a cura di M.
Timpanaro Cardini, fasc. II, Fi-renze, 1962.
• Burkert W., Weisheit und Wissenschaft, Nurnberg, 1962 [англ. пер.— Lore and
science in ancient Pythagoreanism, Camb.
(Mass.), 1972].
ФИЛОН АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ (????? ???????????)
(последняя четв. 1 в. до н. э., Александрия,— сер. 1 в. н. э., там же),
иудейско-эллинистич. философ.
Ф. А. исходил из двух принципов — абс. трансцендентности бога и стоическо-
платонич. учения об
идеях. Божество Ф. А.— выше платоновских единого и блага и является истинно
сущим, о к-ром
человеку известно только то, что оно существует, но не известно, каково оно. В
связи со стоическо-
платонич. концепцией эманации Ф. А. учил о логосе как самом высоком и
совершенном творении
бога, благодаря к-рому бог творит сначала существа, более близкие к себе —
ангелов, а потом мир
вещей и человека. Ф. А. выдвинул теорию экстатич. восхождения к богу. Идеи Ф. А.
в ряде моментов
(концепция эманации) отличались от христианских, но в целом были близки им и
обеспечили Ф. А.
популярность в патристике.
• Opera quae supersunt, ed. J. Colm et P. Wendland, Bd l—7, B., 1962—63; в
русском пер.— О жизни созерцательной, в кн.:
Смирнов Н. П., Терапевты u соч. Филона Иудея «О жизни созерцательной», К., 1909.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 19, с. 307—08; Трубецкой С. Н., Учение о
Логосе в его истории, М., 1906, с. 77—165; И
в а н и ц к и й В. ?., ?. А. Жизнь и обзор лит. деятельности, К., 1911; Лосев А.
Ф., История антич. эстетики. Поздний
эллинизм, М., 1980, с. 82—128; Wolfson ?. ?., Philo, v. 1—2, Camb. (Mass.),
19482; Brehier E., Les idees Philosoph iques et
religieuses de Phllpn d'Alexandrie, P., 19503; Heinemann Г., Philons griechische
und judische Bildung, Hildesheim, 1902.
ФИЛОСОФИЯ (греч. ?????????, букв.— любовь к мудрости, от ????? — люблю и ????? —
мудрость), форма обществ. сознания; учение об общих принципах бытия
726 ФИЛОН
и познания, об отношении человека к миру; наука о всеобщих законах развития
природы, общества и
мышления. Ф. вырабатывает обобщённую систему взглядов на мир и место в нём
человека; она
исследует познавательное, ценностное, социально-политич., нравств. и эстетич.
отношение человека
к миру. Как мировоззрение Ф. неразрывно связана с социально-классовыми
интересами, с политич. и
идеологич. борьбой. Будучи детерминирована социальной действительностью, она
оказывает
активное воздействие на обществ. бытие, способствует формированию новых идеалов
и культурных
ценностей. Ф. как теоретич. форма сознания, рационально обосновывающая свои
принципы,
отличается от мифо- -логич. и религ. форм мировоззрения, к-рые основыва--ются на
вере и отражают
действительность в фантастич. форме.
Ф. марксизма выступила в качестве науч.-теоретич. системы, выражающей
мировоззрение рабочего
класса. Марксизм критически переработал и обобщил предшествующие достижения Ф.,
науки и
обществ. практики и впервые в истории познания сделал Ф. последовательно науч.
орудием
социального прогресса. Эта практиче-ски-революц. направленность составляет
важнейшую
особенность марксистской Ф. и её осн. разделов — диалектического материализма и
исторического
материализма. По своим функциям марксистская Ф. есть последовательно науч.
фйлос.
мировоззрение, а также общая методология познания объективного мира и рево-люц.
действия.
Выполняя эти функции, она вырабатывает средства мировоззренч. ориентации
человека, теоретич.
основы практич. борьбы прогрессивных обществ. сил и общеметодологич. принципы
исследования в
области всех частных наук.
Предмет и структура философии. Предмет Ф. исторически изменялся в тесной связи с
развитием
общества, всех сторон его духовной жизни, в т, ч. с развитием науки и самого
филос. знания. Ф.
зародилась на заре че-ловеч. цивилизации в Индии, Китае, Египте, но своей
классич. формы достигла
н Др. Греции. По свидетельству антич. авторов, слово «Ф.» встречалось у
Пифагора, а в качестве
названия особой науки термин «Ф.» впервые употреблялся Платоном. Зарождение Ф.
исторически
совпадает с возникновением зачатков науч. знания, с появлением обществ.
потребности в изучении
общих принципов бытия и познания. На послeдующих этапах формирования Ф.
появились более или
менее стройные -системы, претендующие на рациональное знание об окружающем мире.
Первые
философы антич. мира стремились гл. обр. открыть единый источник многообразных
природных
явлений. Натурфилософия явилась первой историч. формой филос. мышления.
По мере накопления частных науч. знаний, выработки спец. приёмов исследования
начался процесс
дифференциации нерасчленённого знания, выделения математики, астрономии,
медицины и др. наук.
Однако наряду с ограничением круга проблем, к-рыми занималась Ф., происходило
развитие,
углубление, обогащение собственно филос. представлений, возникали различные
филос. теории и,
течения. Сформировались такие филос. дисциплины, как онтология — учение о бытии
(или о
первоначалах всего сущего), гносеология — теория познания, логика — наука о
формах правильного
(т. е. связного, последовательного, доказательного мышления), философия истории,
этика, эстетика.
Начиная с эпохи Возрождения процесс размежевания между Ф. и частными науками
протекает всё
более ускоренными темпами. Взаимоотношения между Ф. и частными науками носили
противоречивый характер; поскольку последние ограничивались преим. эмпирич.
исследованиями,
общетеоретич. вопросами этих наук занималась Ф. Но т. к. филос. исследование
теоретич. проблем
частных наук не опиралось на достаточный для этой цели эмпирич. материал (к-рый,
как правило,
ещё не был накоплен), то оно носило абстрактный, умозрительный характер, а его
результаты часто
вступали в противоре-

чие с фактами. На этой почве возникало противопоставление Ф. частным наукам,
принимавшее
особенно резкую форму в тех идеалистич. филос. учениях, к-рые были связаны с
религией. В 17—19
вв. создавались эн-циклопедич. системы, в к-рых естествознанию
противопоставлялась Ф. природы,
истории как науке — Ф. истории, правоведению — Ф. права. Считалось, что Ф.
способна выходить за
пределы опыта, давать «сверхопытное» знание. Но такого рода иллюзии были
опровергнуты
дальнейшим развитием частных наук. Совр. наука представляет собой чрезвычайно
разветвлённую
систему знания. Все известные явления мира оказались в «частном» владении той
или иной спец.
науки.
Однако в этой ситуации Ф. отнюдь не утратила своего предмета. Напротив, отказ от
претензий на
всезнание позволил ей более чётко самоопределиться в системе науч. знания.
Каждая наука
исследует качественно определ. систему закономерностей, но ни одна частная наука
не изучает
закономерности, общие для явлений природы развития обшества и человеч. познания.
Эти
закономерности и являются предметом Ф.
В пределах каждой частной науки есть различные уровни обобщения, не выходящие,
однако, за
рамки определ. сферы или аспекта бытия. В филос. мышлении сами эти обобщения
спец. наук
становятся предметом анализа. Ф. сводит воедино результаты исследований
во всех областях знания, создавая всеобъемлющий син-тез универс. законов бытия
и.мышления.
Выполняя эту функцию, филос. мышление нередко направляется на объекты,
относительно к-рых
эмпирич. знание ещё не достижимо. Эта особенность филос. мышления
абсолютизировалась в
системах спекулятивной Ф.
Осн. методом филос. познания является теоретич. мышление, опирающееся на
совокупный опыт
человече-ва, на достижения всех наук и культуры в целом. Марк-систская Ф.
является научной как по
своему предмету, так и по методу; для неё характерны верное, доказательное
отражение
закономерностей действительности и предвидение на этой основе будущих событий.
Опираясь на
знание законов обществ. развития, применяя методы материалистич. диалектики, К.
Маркс, Ф. Эн-
гельс и В. II. Ленин предсказали и обосновали эпоху невиданных социальных
преобразований
задолго до её начала.
Вместе с тем марксистская Ф. существенно отличается от любой частной науки
прежде всего тем,
что она является мировоззрением. В этом главная специфика Ф. В выработке и
развитии подлинно
науч. мировоззрения и заключается историч. миссия марксистско-ленинской Ф., к-
рая включает в
себя не только учение о сущности и законах развития природного и социального
мира, но и нравств.,
эстетич. идеи и убеждения, т. е. не только отражает закономерности
действительности, но и
выражает отношение к ней людей и социальных групп.
Отправной теоретич. пункт всякого филос. учения — вопрос об отношении мышления к
бытию,
духовного к материальному, субъективного к объективному. «Великий основной
вопрос всей, в
особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию»
(Энгельс Ф., см.
Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 282). Что чем порождается — материальный
мир
сознанием, духом или, наоборот, сознание материальным миром — такова первая
сторона осн.
вопроса Ф. «Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как
отвечали они на этот
вопрос. Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые,
следовательно, в
конечном счете, так или иначе признавали сотворение мира, ... составили
идеалистический лагерь. Те
же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам
материализма»
(там же, с. 283). Вопрос об отношении мышления к бытию предполагает и выяснение
характера
взаимоотношения между объектом и субъектом познания. Последовательно науч.
решение осн.
вопроса Ф.
было дано марксизмом, к-рый признаёт материю объективной реальностью,
существующей вне, до и
независимо от сознания, и рассматривает сознание как свойство
высокоорганизованной материи,
характеризует обществ. сознание как отражение обществ. бытия, т. е. прежде всего
материальной
жизни общества. Марксистская Ф. отстаивает и обосновывает принцип познаваемости
мира,
рассматривает знания и понятия как отражение объективной реальности (см.
Основной вопрос
философии).
За отношением мышления к бытию фактически стоит отношение человека к миру как
целому,
включающему в себя человека как свою одухотворённую и самосознающую часть.
Впервые в
истории мысли именно марксизм дал подлинно науч. решение вопроса о сущности
человека как
совокупности всех обществ. отношений (см. К. Маркс, там же, т. 3, с. 3).
Рассматривая человека как
величайшую из всех ценностей, как средоточие смысла истории, марксистская Ф.
осуществляет це-
лостный подход к человеку, понимает его в единстве производств., революц.-
преобразующей и
духовной форм деятельности.
Познание человеком мира, осознание им своего места в нём есть социальный
процесс,
развёртывающийся на основе обществ.-историч. практики — предпосылки, цели и
одного из
важнейших объектов филос. познания. В этом смысле марксистская теория познания
глубоко
отличается от «робинзонады» старой гносеологии с её натурализмом, узко
индивидуальным
подходом и анти-историзмом. Марксизм преодолевает характерный для предшествующей
Ф. разрыв
между онтологией и гносеологией, охватывая в своих принципах бытие и мышление в
их единстве,
но не в тождестве: «... так называемая субъективная диалектика, диалектическое
мышление, есть
только отражение господствующего во всей природе движения...» (Энгельс Ф., там
же, т. 20, с.
526),— отражение не абсолютно тождественное, но приблизительное, развивающееся и
несущее на
себе печать определ. специфичности сознания, его активного творч. характера.
В противоположность идеализму марксистская Ф. понимает сферу мышления не как
сферу чистого
духа, отрешённого от мира и над ним господствующего, а как отражение этого мира.
Поэтому анализ
мышления со стороны его содержания означает одновременно анализ самой
действительности,
составляющей это содержание, а также практич. деятельности людей.
Ф. марксизма-ленинизма — диалектич. материализм и выступающий с ним в единстве
историч.
материализм. В состав Ф. марксизма-ленинизма также входят: филос. вопросы
естествознания,
психологии, этика, эстетика, науч. атеизм и история Ф.; они представляют собой
результат
применения диалектич. материализма к явлениям нравств. сознания, к
закономерностям развития
иск-ва, к развитию естествознания, к истории развития филос. мысли. Ф.— не
только теория
объективной диалектики и логика науч. познания, но и общесоцио-логич., этич. и
эстетич. учение.
История домарксистской философии. Первые филос. учения возникли 2500 лет назад в
Индии
(веданта и противостоящие ей локаята, джайнизм, ранняя санкхья, буддизм и др.),
Китае
(конфуцианство, моизм, легизм, даосизм) и Др. Греции. Ранние др.-греч. филос.
учения носили
стихийно-материалистич. и наивно-диалектич. характер. Исторически первой формой
диалектики
явилась антич. диалектика, крупнейшим представителем к-рой был Гераклит.
Атомистич. вариант
материализма выдвинул Демокрит; его идеи развивали Эпикур и Лукреций. Сначала у
элеатов и
пифагорейцев, затем у Сократа складывается идеализм, выступивший как
направление,
противоположное материализму. Родоначальником объективного идеализма был Платон,
развивший
ФИЛОСОФИЯ 727
идеалистич. диалектику понятий. Антич. Ф. достигла своей вершины у Аристотеля,
учение к-рого,
несмотря на его идеалистич. характер, содержало глубокие мате-риалистич. и
диалектич. идеи.
Ведущим направлением ср.-век. араб. философии был вост. перипатетизм (см.
Перипатетическая
школа), в русле к-рого развивали свои учения Кинди, Фараби, Ибн Сина, Ибн Рушд.
С возникновением феодализма господствующим мировоззрением в Зап. Европе
становится
христианство. Первый этап ср.-век. христ. Ф.— патристика; на её основе в 9—12
вв. складывается
схоластика, к-рая усматривала цель Ф. в обосновании религ. догматов. В 11—14 вв.
в споре между
реализмом (Ансельм Кентер-берийский, Фома Аквинский), утверждавшим существование
вне
человеч. ума и до единичных вещей общих понятий, и номинализмом (Росцелин, Иоанн
Дунс Скот,
Оккам), признававшим реальное существование лишь единичных вещей, нашла своё
выражение
борьба идеалистич. и материалистич. тенденций.
Развитие материального произ-ва, обострение классовой борьбы привели к
необходимости революц.
смены феодализма капитализмом. Развитие техники и естествознания требовало
освобождения науки
от пут религ.-идеалистич. мировоззрения. Первый удар по религ. картине мира
нанесли мыслители
эпохи Возрождения — Коперник, Бруно, Галилей, Монтень, Кам-панелла и др.
Идеи мыслителей эпохи Возрождения были развиты Ф. нового времени. Прогресс
опытного знания,
науки требовал замены схоластич. метода мышления новым методом познания,
обращённым к
реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы
диалектики; но
материализм того времени был в целом механистическим и метафизическим.
Родоначальником материализма нового времени был Ф. Бэкон, считавший высшей целью
науки
обеспечение господства человека над природой. Гоббс явился создателем первой
всесторонней
системы механистич. материализма. Если Бэкон и отчасти Гоббс разрабатывали метод
эмпирического (т. е. опытного) исследования природы, то Декарт, основоположник
рационализма,
стремился разработать универс. метод для всех наук. Характерная черта Декарта —
дуализм
«мыслящей» и «протяжённой» субстанции. Спиноза противопоставил дуализму Декарта
материалистич. монизм. Локк развил сенсуалистич. теорию познания. Идеи,
противоположные
материализму, развивались субъективным идеализмом в разных его вариантах (Беркли
и Юм).
Объективно-идеалистич. учение разработал Лейбниц, высказавший ряд глубоких
диалектич. идей.
2-я пол. 18 в. явилась эпохой резкого обострения кризиса феодализма во Франции,
вылившегося в
бурж. революцию; важнейшую роль в её идеологич. подготовке сыграли философы-
материалисты
Ламетри, Гольбах, Гельвеции, Дидро, к-рые решительно выступили против религии и
идеализма.
Франц. материализм 18 в. был метафизическим и механистическим; вместе с тем в
учении Дидро
содержались элементы диалектики. Характерная черта франц. материализма 18 в.—
абсолютизация
роли идей в развитии общества, идеалистич. понимание истории.
Важнейший этап истории зап.-европ. Ф.— нем. клас-сич. философия (Кант, Фихте,
Шеллинг, Гегель),
развившая идеалистич. диалектику. Вершина нем. классич. идеализма — диалектика
Гегеля, ядро к-
рой составляет учение о противоречии и развитии. Однако диалектич. метод был
развит Гегелем на
объективно-идеалистич. основе. Классики марксизма-ленинизма подвергли
всесторонней критике
идеализм и реакц. стороны в социо-логич. взглядах Гегеля; вместе с тем они дали
высокую оценку
его трудам, считая их одним из источников своей
728 ФИЛОСОФИЯ
Ф. Против идеалистич. Ф. и религии выступил Фейербах, развивший учение
антропологич.
материализма. Вместе с тем материализм Фейербаха, оказавший большое влияние на
формирование
филос. взглядов Маркса и Энгельса, был метафизическим и созерцательным.
В 18 и 19 вв. интенсивно развивалась прогрессивная материалистич. филос. мысль в
России. Её
корни уходят в историч. традицию материализма, родоначальником к-рой был
Ломоносов и к-рая,
начиная с Радищева, прочно вошла в мировоззрение передовых обществ. деятелей
России.
Выдающиеся рус. материалисты — Белинский, Герцен, Чернышевский, Добролюбов —
стали
знаменосцами борьбы рус. революц. демократии. Рус. материалистич. Ф. сер. 19 в.
выступила с
резкой критикой идеалистич. Ф., в особенности нем. идеализма. Рус. материализм
19 в. разрабатывал
идею диалектич. развития, однако в понимании обществ. жизни он не смог
преодолеть свойственного
всей домарксистской Ф. идеализма. Ф. революц. демократов явилась важным шагом во
всемирном
развитии материализма и диалектики.
Возникновение и развитие марксистской философии. Марксизм в целом и марксистская
Ф. как
его составная часть возникли в 40-х гг. 19 в., когда пролетариат выступил на
историч. арену как
самостоят. политич. сила. Разработка марксистской Ф. была обусловлена науч.-
теоретич., социально-
экономич. и непосредственно политич. необходимостью. Возникновение марксизма
было науч.
ответом на вопросы, выдвинутые всем ходом развития обществ. практики и логикой
движения чело-
веч. познания. Маркс и Энгельс, подвергнув глубокому и всестороннему анализу
социальную
действительность, на основе усвоения и критич. переработки всего положительного,
что было
создано до них в области Ф., обществ. и естеств. наук, создали качественно новое
мировоззрение —
мировоззрение рабочего класса, ставшее филос. основой теории научного коммунизма
и практики
революц. рабочего движения. Непосредств. идейными источниками формирования
марксизма были
главнейшие филос., экономич. и политич. учения кон. 18 и 1-й пол. 19 вв. В
идеалистич. диалектике
Гегеля Маркс и Энгельс вскрыли революц. моменты — идею историч. развития и
принцип
противоречия как его движущую силу. Важную роль в формировании марксизма сыграло
материалистич. учение Фейербаха . Одним из источников марксизма были идеи
классич. бурж.
политэкономии (А. Смит, Д. Рикардо и др.), труды социалистов-утопистов (Сен-
Симон, Фурье, Оуэн
и др.) и франц. историков времён Реставрации (Ж. Тьерри, Ф. Гизо, Ф. Минье).
Естеств.-науч.
предпосылками формирования марксистской Ф. явились достижения естествознания
кон. 18—19 вв.
(открытие закона сохранения и превращения энергии, создание теории клеточного
строения
организмов, эволюц. учение Дарвина). Будучи обобщением развития обществ.
практики и науч.
познания, марксистская Ф. представляла величайшую революцию в истории человеч.
мысли.
Сущность и осн. черты революц. переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в
Ф., заключаются
в создании науч. мировоззрения пролетариата, в распространении материализма на
познание
общества и в материалистич. обосновании решающей роли обществ. практики в
познании, в осу-
ществлении единства теории и практики, в органич. соединении и творч. разработке
материализма и
диалектики, что привело к созданию материалистич.диалектики. Величайшим
завоеванием человеч.
мысли является разработка историч. материализма, в свете к-рого только и
оказалось возможным
научно понять роль обществ.
практики в познании и в развитии сознания. Введение критерия практики в теорию
познания могло
быть осуществлено лишь в связи с науч. объяснением исходных предпосылок, осн.
объективных
условий человеч. истории. Характеризуя качеств. отличие Ф. марксизма от
предшествовавших ей
филос. систем, Ленин писал: «Применение материалистической диалектики к
переработке всей
политической экономии, с осно-
вания ее,— к истории, к естествознанию, к философии, к политике и тактике
рабочего класса,— вот
что более всего интересует Маркса и Энгельса, вот в чем они вносят наиболее
существенное и
наиболее новое, вот в чем их гениальный шаг вперед в истории революционной
мысли» (ПСС, т. 24,
с. 264).
В разработке положений марксистской Ф., в её пропаганде и защите, в борьбе
против бурж.
идеологии важную роль сыграли труды Плеханова, Лабриолы, Бебеля, Меринга,
Лафарга и др.
Новый этап творч. развития марксистской Ф. связан с именем Ленина,
разрабатывавшего диалектич.
и ис-торич. материализм на основе анализа эпохи империализма и пролет. революций
и обобщения
новейших достижений естествознания. Ленин всесторонне развил теорию познания
марксизма —
выявил диалектич. характер процесса познания, разработал учение о роли практики
в познании,
теорию истины, в т. ч. диалектику абс. и относит. истины. Особое внимание Ленин
уделил развитию
диалектики как науч. метода познания и преобразования мира. Он подверг
всесторонней критике
новейшие разновидности идеализма, агностицизма и метафизики, а также
ревизионизма в отношении
марксизма, разработав метод применения принципа партийности в оценке филос.
воззрений. Защита
марксистской Ф. от ревизионизма и натиска бурж. идеологии, творч. развитие Ф.
были теснейшим
образом связаны с разработкой Лениным теории социалистич. революции, учения о
революц. партии,
о союзе рабочего класса и крестьянства, о социалистич. гос-ве и строительстве
социализма.
Проблемы марксистско-ленинской Ф. получили развитие в документах съездов КПСС и
пленумов
ЦК КПСС и братских коммунистич. и рабочих партий, в произведениях философов-
марксистов.
Буржуазная философия сер. 19—20 вв. В 40—60-х гг. 19 в. в бурж. Ф. Зап. Европы
происходил
распад клас-сич. форм идеализма. Как реакция на идеалистич. (прежде всего нем.
классич.) Ф.
складывается вульгарный материализм (Бюхнер, Фохт, Молешотт), носивший
метафизич.,
механистич. характер; отрицая специфику сознания, вульгарный материализм
отождествлял его с
материей. В 1-й пол. и сер. 19 в. возник позитивизм (Конт, Дж. С. Милль,
Спенсер) — субъективно-
идеалистич. направление, отрицающее мировоззренч. характер Ф. Иррационалистич.
учение,
объявлявшее основой мира волю как бессознат. начало, развивал Шопенгауэр; его
последователь Э.
Гартман разрабатывал волюнтаристич. и пессимистич. концепцию мира. В 70—80-х гг.
19 в.
складывается неокантианство, получившее распространение в кон. 19 — нач. 20 вв.
(Виндельбанд,
Риккерт, Натори, Коген, Кассирер). Выступив с лозунгом «Назад к Канту»,
неокантианцы усилили
субъективно-идеалистич. тенденции в кантианстве; социально-этич. концепция
неокантианства
послужила основой т. н. этич. социализма и реформизма.
Начиная с 70-х гг. 19 в. и до 1-й мировой войны происходит становление филос.
основ идеологии
империализма. Большое влияние приобретает интуитивизм (Бергсон, Лосский),
противопоставляющий рациональному познанию интуитивное «постижение» жизни.
Возрождением
спекулятивной Ф. явилось неогегельянство (Брэдли, Грин, Ройс, Кроче, Кронер,
Либерт), выдви-
нувшее иррационалистич. толкование диалектики Гегеля. Получил распространение
такой вариант
позитивизма, как махизм (эмпириокритицизм), ведущие представители к-рого (Мах и
Авенариус)
развивали субъективно-идеалистич. концепцию «очищения опыта»; трактуя познание
как средство
биологич. приспособления к среде, они отстаивали принцип экономии мышления,
противоположный
материалистич. теории отражения. В нач. 20 в. значит. влияние приобрёл
прагматизм (Пирс, Джемс,
Дьюи), к-рый исходил из толкования истины как практич. полезности, отвечающей
субъективным
интересам индивида. На рубеже 19 и 20 вв. получила распространение философия
жизни —
иррациоиалистически-волюнтаристское направление (Ницше, Дильтей, Зиммель),
психологизирующее и субъективизирующее понятие «жизнь»; к учению Ницше примыкала
крайне
иррационалистич. концепция Шпенглера.
После Великой ?кт. социалистич. революции начался новый этап эволюции бурж. Ф.,
связанный с
общим кризисом капитализма. Возникают течения и школы, к-рые ставят перед собой
задачу нового
обоснования идеализма. Значит. влияние на идеалистич. Ф. 20 в. оказала
феноменология (Гуссерль),
первоначально стремившаяся превратить Ф. в «строгую науку»; позднее
феноменология
эволюционировала к концепции «жизненного мира», смыкающейся с иррационалистич.
философией
жизни (Шелер, поздний Гуссерль). В 10—20-х гг. 20 в. приобретает влияние
неореализм (Дж. Э. Мур,
Р. Перри, Э. Холт, У. Монтегю), пытающийся, подобно позитивизму, проложить
среднюю линию»
между материализмом и идеализмом. Космологич. направление в неореализме
(Александер, Уайтхед,
Смэтс) развивало метафизич. концепцию эмерджентной эволюции, противоположную
диалектико-
материалистич. теории развития. Как реакция на неореализм в 20—30-х гг. возник
критический
реализм (Сантаяна, Ч. Стронг, Д. Дрейк), утверждавший, что процесс познания
опосредован
«данным», идеалистически толкуемым (напр., у Сантаяны) как логич. сущность
вещей.
Одно из осн. направлений бурж. Ф. 1-й пол.— сер. 20 в.— неопозитивизм (Рассел,
Витгенштейн,
Карнап, Шлик, Нейрат), к-рый, отвергая возможность Ф. как теоретич. познания
мировоззренч.
проблем, противопоставляет науку Ф., сводит задачу Ф. к логич. анализу языка
науки. Представители
неопозитивизма сыграли значит. роль в развитии совр. формальной логики,
семиотики и логики
науки; однако ввиду несостоятельности исходных установок (идеалистич. эмпиризм,
феноменализм)
неопозитивизм не смог дать действит. решения актуальных филос.-методологич.
проблем науки.
Осн. течения неопозитивизма — логич. эмпиризм (Карнап, Ф. Франк, Рейхенбах),
логич. прагматизм
(Куайн, Гудмен) и лингвистическая философия (поздний Витгенштейн, Райл, Остин,
Стросон,
Уисдом), подменяющая филос. исследование лингвистическим. Совр. форма
неопозитивизма —
аналитическая философия.
В 1-й пол.— сер. 20 в. определ. влияние приобрёл персонализм (Бердяев, Мунье, Р.
Флюэллинг) —
ре-лиг.-идеалистич. направление, признающее личность высшей духовной ценностью,
а весь мир —
проявлением активности «верховной персоны» — бога. Одним из ведущих направлений
бурж. Ф.
сер. 20 в. являлся экзистенциализм — совр. форма иррационализма, возникшая как
выражение
кризисного состояния бурж. общества. Осн. его течения — «атеистический»
экзистенциализм (Сартр,
Камю, ранний Хайдеггер) и религ. экзистенциализм (Марсель, Ясперс, Бубер).
Отвергая науч. Ф.,
экзистенциализм выдвигает на первый план проблему человека, рассматривая его не
как природное и
социальное существо, а как духовную экзистенцию — возможность «существования»,
реализующуюся в акте абсолютно свободного выбора.
Наиболее влиятельным направлением совр. религ. Ф. является неотомизм (Маритен,
Жильсон,
Бохень-ский) — ведущее филос. учение католицизма. Неотомизм — теологич. форма
совр.
объективного идеализма; его Ф.— метафизика, возрождающая осн. принципы ср.-век.
схоластич.
учения Фомы Аквинского; основываясь на принципе «гармонии разума и веры»,
неотомизм
выдвигает религиозное истолкование совр. науч. теорий.
В 60—70-х гг. 20 в. такие направления бурж. философии, как прагматизм,
феноменология,
экзистенциализм, неопозитивизм, постепенно утрачивают своё влия-
ФИЛОСОФИЯ 729
ние. На передний план выступают филос. антропология, герменевтика,
структурализм,
франкфуртская школа, критич. рационализм, пытающиеся путём изменения
проблематики и методов
исследования преодолеть кризисное состояние зап. филос. мысли.
Объявив себя основополагающей филос. дисциплиной, философская антропология
(Плеснер, Гелен,
Э. Рот-хаккер, М. Ландман) претендует на филос. осмысление науч. знаний о
человеке. Однако её
представители не сумели создать целостный образ человека, ибо игнорировали его
социальную
сущность. Представители филос. герменевтики (Э. Бетти, Гадамер, Рикёр) видят в
ней не только
метод гуманитарных наук, но и способ истолкования культурно-историч. ситуации и
бытия. Усмат-
ривая в проблеме языка осн. проблему Ф., они отвергают объективное науч.
познание, безгранично
доверяя косвенным свидетельствам сознания, воплощающимся в языке. Структурализму
(Леви-
Строс, Лакан, Фуко) как филос. течению присуща абсолютизация структурного метода
и языковых
структур. Стремление раскрыть универс. структуры социальной реальности и
человеч. мышления
перерастает у структуралистов в поиск мета-физич. сущностей. Франкфуртская школа
(Хоркхай-
мер, Адорно, Маркузе, Хабермас) усматривает осн. функцию филос. знания в
«тотальной» критике
науч. познания, социальных институтов, культуры, отрицая возможность
существования систематич.
Ф. В доктрине франкфуртской школы субъективистская критика подменяет собой
практику.
Критич.рационализм (Поппер, Лакатос, Альберт, Фейерабенд), строящий свою
концепцию на основе
проблем развития науч. знания, не признаёт наличие у Ф. своего собств. метода
исследования. Его
представители видят задачу Ф. в т. н. рациональной критике (заимствованной у
науки), что по
существу означает отказ от филос. теории и мировоззрения.
Совр. бурж. Ф. является выражением глубоких противоречий позднекапиталистич.
общества. Общий
кризис капитализма обусловил кризисный характер развития бурж. Ф. как теоретич.
базы бурж.
идеологии. Характерные черты бурж. Ф. 20 в.: идеализм и метафизика,
иррационалистич. искажение
диалектики, отрицание мировоззренч. значения науки, утверждение ре-лиг, картины
мира, эклектизм,
попытки «преодолеть» противоположность материализма и идеализма. В силу
несостоятельности
исходных принципов — прежде всего идеализма и отказа от диалектики — многочисл.
течения и
школы бурж. Ф. оказались не в состоянии дать науч. анализ сущности и
закономерностей совр.
эпохи, решить актуальные проблемы бытия, познания и общества. Опираясь на
достижения обществ.
практики и науки, марксистско-ленинская Ф. ведёт непримиримую борьбу со всеми
видами совр.
идеализма и метафизики.
Место и роль марксистско-ленинской философии в системе научного знания. Опыт
истории
показывает, что Ф. необходимо должна опираться на совокупность добытых
человечеством знаний,
что все выдающиеся мыслители прошлого стояли на уровне науки своего времени. Мн.
фундаментальные положения совр. науки были выдвинуты Ф.: концепция атомизма,
идея рефлекса,
положение о сохранении количества движения, принцип детерминизма, идея развития
и т. д. Уже в
нач. 20 в. Ленин сформулировал важнейший для совр. естествознания принцип
неисчерпаемости
материи. В тесной связи с Ф. разрабатываются совр. теории пространства и
времени, принципы
сохранения и др. В свою очередь прогресс науки обогащал и обогащает Ф. Все
крупнейшие науч.
открытия способствовали развитию филос. мировоззрения, означали продвижение
вперёд в области
методов мышления. Создание марксизма-ленинизма радикально изменило как понимание
соци-
альных процессов, так и весь строй науч. мышления.
730 ФИЛОСОФИЯ
Подлинно науч. Ф. не подменяет собой частные науки, а лишь вооружает их
мировоззрением, общим
методом познания и теорией мышления, благодаря чему занимает ключевую позицию в
системе
наук. Область применения методов частных наук обычно ограничивается рамками
предмета данной
науки. В отличие от этого методы Ф.имеют универс. характер. Но они прилагаются к
спец. областям
знания не прямо, а в результате переработки их в систему положений, применимых к
спе-цифич.
материалу соответств. науки. Развитие совр. науки показывает, что наиболее
адекватным универс.
методом для неё оказывается материалистич. диалектика. Материализм побуждает
отыскивать
реальные основания для любых порождений теоретич. мысли, а диалектика позволяет
исследователю
глубже проникать в суть вещей. Именно «...диалектика является для современного
естествознания
наиболее важной формой мышления, ибо только она представляет аналог и тем самым
метод
объяснения для происходящих в природе процессов развития, для всеобщих связей
природы, для
переходов от одной области исследования к другой» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т.
20, с. 367). Изолировать частные науки от Ф.— значит обрекать учёных на отказ от
мировоззренч. и
общеме-тодологич. принципов исследования. Сознат. приобщение к филос. культуре
позволяет
специалисту преодолеть односторонность в подходе к объекту исследования, крайне
отрицательную
в условиях совр. узкоспециали-зиров. науч. деятельности. Это особенно важно в
науке 20 в., когда
естествознание испытывает огромное влияние интегрирующих тенденций,
выразившихся, напр., в
возникновении кибернетики и проявляющихся в попытках построения общей теории
элементарных
частиц, общей теории биологич. эволюции, общей теории систем и т. д. Обобщения
такого уровня
невозможны без серьёзной филос. базы.
В совр. науч. познании всё более важной становится методологич. проблематика —
анализ логич.
аппарата, типов и способов построения теории, взаимодействия эмпирич. и
теоретич. уровней
познания, исходных понятий и аксиом науки и т. п. Все эти проблемы носят филос.
характер и
требуют объединения усилий философов и представителей естеств. и обществ. наук.
Место Ф. в науч. познании определяется не рамками отд. опыта, а развитием науки
и науч. практики
в целом; оно выявляется на уровне выдвижения и обоснования фундаментальных
гипотез,
построения теорий, выявления и разрешения их внутр. противоречий, раскрытия
сущности исходных
понятий науки, осмысления новых принципиальных фактов и выводов из них,
разработки методов
исследования и т. д. Особенно важна роль филос. анализа в кризисных ситуациях и
революциях в
науке, выражающих диалектич. путь познания. В таких ситуациях, суть к-рых
составляет противоре-
чие между сложившейся системой понятий и вновь открытыми фактами, выход из
кризиса
достигается лишь путём обращения к филос. основаниям и предпосылкам соответств.
науки.
Марксистско-ленинская Ф. позволяет понять закономерную связь развития
естествознания с
социальными условиями эпохи, осмыслить социальное значение науч. открытий и их
приложений. В
условиях научно-технич. революции и гигантских социальных сдвигов перед
человечеством
возникают острейшие социальные вопросы, обоснованный ответ на к-рые может дать
только
марксистско-ленинская Ф.
В обстановке острой идеологич. борьбы представители спец. областей знания, не
вооружённые науч.
мировоззрением и методологией, нередко оказываются беспомощными перед натиском
бурж.
идеологии. Чтобы успешно противостоять этому натиску, учёный «...должен быть
современным
материалистом, сознательным сторонником того материализма, который представлен
Марксом, то
есть должен быть диалектическим материалистом» (Л е н и н В. И., ПСС, т. 45, с.
30),
Марксистско-ленинская Ф. является мировоззренч. и методологич. основой всего
социального
познания. Она вооружает социальную мысль пониманием общих закономерностей
историч. развития
человечества.
Марксистско-ленинская философия и политика. Ф. всегда служила одним из осн.
орудий идейной
борьбы различных социальных групп, ареной теоретич. столкновения политич.
партий. По самой
своей сути и функции мировоззрение носит классовый и тем· самым партийный
характер. Каков
обществ. класс, каково его положение и место в системе обществ. отношений и
вытекающая отсюда
историч. миссия, таково и его филос. мировоззрение.
Борьба классов в истории общества получает своё выражение в борьбе
мировоззрений. Особую
остроту она приобретает в переломные эпохи истории. Именно в эти периоды резко
возрастает
потребность в филос. осмыслении социальных процессов, обостряется противоборство
сил прогресса
и реакции не только в области политики и экономики, но и в идеологии, в Ф. Так,
в эпоху
Возрождения религ. мировоззрению были противопоставлены идеи филос. материализма
и гуманиз-
ма, а революция в умах, осуществлённая идеологами нарождавшейся буржуазии, была
введением к
социальной революции; Ф. франц. просветителей явилась идеологич.
предпосылкой Великой франц. революции. Марксистско-ленинское мировоззрение нашло
своё
многообразное практич. воплощение в целой полосе со-циалистич., народно-
демократич., нац.-
освободит. революций. Идеологич. роль Ф. особенно возросла в совр. эпоху, когда
важнейшее
значение приобрела борьба между коммунистич. и бурж. мировоззрениями.
Социально-политич. значение марксистско-ленинской Ф. определяется тем, что она
является
теоретич. основой мировоззрения пролетариата и науч. путём доказывает
неизбежность гибели
капитализма и победы социализма и коммунизма. Лишь марксистско-ленинское
мировоззрение,
превратившее социализм из утопии в науку, указало пролетариату и его партии
единственно верный
путь борьбы за построение коммунизма. Этот действенный характер марксистской Ф.
вытекает из
всех её принципов, адекватно отражающих жизнь в её динамике и перспективе.
Материалистич. понимание истории приводит к оп-редел. политич. выводам: путь к
устранению
социальных бедствий лежит в изменении обществ. бытия. Сама идея социальной
революции
пролетариата тесно связана с диалектич. подходом к обществ. явлениям: материа-
листич. диалектика
отвергает всё косное, консервативное, обветшалое; она признаёт и утверждает
непрерывное
движение вперёд, революц. борьбу за переустройство мира.
Марксистская Ф. составляет мировоззренч. и методо-логич. основу программы,
стратегии и тактики,
политики коммунистич. и рабочих партий, их практич. деятельности. Политич. линия
марксизма
всегда и по всем вопросам «... неразрывно связана с его философскими основами»
(Л е н и н В. И.,
там же, т. 17, с. 418). Марксистско-ленинский принцип единства Ф. и политики
ориентирует на
сознание глубокой связи этих двух сфер и вместе с тем он несовместим с
вульгаризаторскими
попытками растворить Ф. в текущей политике. Идее «беспартийности», к-рая сама по
себе отнюдь не
беспартийна, марксизм открыто противопоставляет фундаментальный ленинский
принцип
партийности. Ленин подчёркивал, что «беспристрастной» социальной науки не может
быть в
обществе, построенном на классовой борьбе: «... материализм включает в себя, так
сказать, пар-
тийность, обязывая при всякой оценке события прямо и открыто становиться на
точку зрения
определенной общественной группы» (там же, т. 1, с. 419).
Основой единства партийности и научности марксистско-ленинской Ф. является
совпадение
классовых интересов пролетариата с реальной логикой истории, а тем самым — и с
интересами всего
прогрессивного че-
ловечества. Только последовательно науя. подход к действительности отвечает
интересам рабочего
класса, позволяет ему основывать свою практич. и политич. деятельность на
прочном фундаменте
науки.
Партийность марксистской Ф. заключается в последовательном проведении
материалистич. линии, в
борьбе против идеализма, метафизики, всех форм мистики, агностицизма и
иррационализма, в
выявлении их социально-классовых корней, в разоблачении реакционных политич.
выводов из них.
Вместе с тем, как подчёркивал Ленин, марксистская партийность требует усвоения и
критич.
переработки завоеваний, к-рые делаются бурж. учёными (см. там же, т. 18, с.
364).
В совр. эпоху небывало расширился и усложнился характер практич., теоретич.,
идеологич. и
политич. задач, к-рые стоят перед обществом. С этим связано возрастание обществ.
роли
марксистско-ленинской Ф. Одна из её центр. задач — разработка теории
материалистич. диалектики,
её принципов, законов и категорий. Наиболее актуальными являются проблемы
диалектики
различных сфер объективной действительности, прежде всего диалектики социальных
процессов.
Особое значение приобретает исследование методологич. проблем естеств. и
обществ. наук. С
анализом диалектики обществ.
развития неразрывно связана разработка проблем историч. материализма. Важнейшие
направления в
этой области исследований: дальнейшая разработка концепции развитого
социалистич. общества,
анализ диалектики развития мировой системы социализма, мирового революц.
процесса,
закономерностей и особенностей совр. классовой борьбы на междунар. арене.
Широкий комплекс
проблем связан с филос. осмыслением научно-технич. революции, её социальных
последствий.
Особую актуальность приобретает филос. анализ проблем человека и коммунистич.
воспитания.
Марксистско-ленинская Ф. активно участвует в совр. идеологич. борьбе, ведёт
наступательную
критику бурж. концепций, реформизма и ревизионизма.
Ни одна естеств.-науч. теория, ни одно открытие в науках о природе, ни одно
изобретение в технике
не оказали такого революц.-преобразующего воздействия на судьбы человечества,
какое оказал
марксизм. Глубокое усвоение марксистско-ленинской Ф. повышает идейно-теоретич.
уровень
трудящихся, способствует их сплочению под великим знаменем марксистско-
ленинского
мировоззрения, открывающего ясные перспективы и вселяющего в массы трудящихся
уверенность в
торжестве коммунизма. См. Марксизм-ленинизм, Диалектический материализм,
Исторический
материализм, Диалектика, Научный коммунизм, Теория познания, Наука, Социология,
Этика,
Эстетика.
• Маркс К. и Э н г е л ь с Ф., Нем. идеология. Соч., т. 3; Маркс К., Тезисы о
Фейербахе, там же; его же, Нищета Ф., там
же, т. 4; Энгельс Ф., Анти-Дюринг, там же, т. 20; его ж е, Диалектика природы,
там же; его же, Л.Фейербах и конец
классич. нем. Ф., там же, т. 21; Ленин В. И., Материализм и эмпириокритицизм,
ПСС, т. 18; его же, Филос. тетради, там
же, т. 29; его же, О значении воинствующего материализма, там же, т. 45;
Плеханов Г. В., Избр. филос. произв., т. 1—5,
М., 1956—58; История Ф., М., 1940—43; История Ф., т. 1—6, М., 1957—65; Филос.
энциклопедия, т. 1—5, М., 1960—70;
Антология мировой Ф., т. 1—4, М., 1969—72; Кедров Б. М., Единство диалектики,
логики и теории познания, М., 1963;
Ойзер-ман Т. И., Гл. филос. направления, М., 1971; Ф е д о с е-е в П. Н.,
Коммунизм и ?., ?., 19712; его же, Марксизм в
XX в. Маркс, Энгельс, Ленин и современность, ?., 19772; Ф. и современность. [Сб.
ст.З, М., 1971; История марксистской
диалектики, М., 1971; Ф. Методология. Наука, М., 1972; Ф. ? совр. мире. Ф. и
наука, М., 1972; К о п н и н П. В., Диа-
лектика, логика, наука. [Сб. ст.], М., 1973; История марксистской диалектики.
Ленинский этап, М., 1973; Теоретич.
наследие В. И. Ленина и совр. филос. наука, М., 1974; Бурж. Ф. XX в., М., 1974;
Ильичев Л. Ф., Ф. и науч. прогресс, М.,
1977; Бурж. Ф. кануна и начала империализма, М., 1977; Совр. бурж. ?., ?., 1978;
Бабушкин В. У., О природе филос.
знания, М.. 1978; Митин М. Б., Ф. и социальный прогресс. Анализ совр. бурж.
концепций социального прогресса,
ФИЛОСОФИЯ 731
М., 1979; Материалистич. диалектика. Краткий очерк теории, М., 1980; Основы
марксистско-ленинской Ф., М., 19805;
Краткий очерк истории Ф., М., 19814; Материалистич. диалектика как общая теория
развития, т. 1—2, М., 1982;
Philosophie der Gegenwart in Selbstdarstellungen, Bd 1—7, Lpz., 1921—29; U e b e
r-weg Fr., Grundriss der Geschichte der
Philosophie, Bd l—5, B., 1923—2812; Landgrebe L., Philosophie der Gegenwart,
Bonn, 1952; Hartmann N., Einfuhrung in die
Philosophie, Osnabruck, 19543; Jaspers K., Philosophie, Bd l—3, B., 19563;
Heidegger M., Was ist das — die Philosophie'.1,
PfulJingen, 1956: P a s s m o r e J. A., A hundred years of philosophy, L.,
1957; B r u n n e r A., Die Grundfragen der
Philosophie, Freiburg, 196l5; Philosophy in the twentieth century, v. 1—4, N.
?., 1962; D i e m e r A., Grundri? der Philosophie,
Bd 1—2, Meisenheim am Glan, 1962—64; Philosophie im 2l). Jahrhundert, Stuttg.,
19632; S e l l a r s R. W., The principles,
perspectives and problems of philosophy, N. Y., 1970; Grundprobleme der grossen
Philosophen, Bd 1—2, Gott., 1972—73; Арel
К.-О., Transformation der Philosophie, Bd 1 — 2, Fr./M., 1973; Wisdom J. O.,
Philosophy and its place in our culture, N. ?.,
1975; Die Zukunft der Philosophie, hrsg. v. M. Gerhard, Munch., 1975. А. Г.
Спиркин.
ФИЛОСОФИЯ АНАЛИЗА, см. Аналитическая философия, Логического анализа философия.
ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ, иррационалистич. филос. течение кон. 19 — нач. 20 вв.,
выдвигавшее в
качестве исходного понятия «жизнь» как некую интуитивно постигаемую целостную
реальность, не
тождественную ни духу, ни материи. Ф. ж. явилась выражением кризиса классич.
бурж.
рационализма. Она выступила против господства методологизма и гносеологизма в
идеали-стич.
философии 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. (неокантианство, позитивизм). Социально-
политич. воззрения
представителей Ф. ж. весьма различны: от бурж. либерализма до консервативных
позиций; в своём
крайнем биологич.-натуралистич. варианте она оказала влияние на формирование
идеологии
национал-социализма.
Понятие «жизнь» многозначно и по-разному толкуется в различных вариантах Ф. ж.
Биологич.-
натуралистич. толкование характерно для течения, восходящего к Ницше и
представленного
Клагесом, Т. Лессин-гом и др.; «живое» подчёркивается как нечто естественное в
противоположность механически сконструированному, «искусственному». Для этого
варианта Ф. ж.
характерна оппозиция не только материализму, но и идеалистич. рационализму —
«духу» и
«разуму», склонность к примитиву и культу силы, попытки свести любую идею к
«витальным
влечениям», «интересам», «инстинктам», «воле» индивида или обществ. группы,
прагматич.
трактовка нравственности и познания (добро и истина — то, что усиливает
первичное жизненное на-
чало, зло и ложь — то, что его ослабляет), подмена личностного начала
индивидуальным, а индивида
— родом (тотальностью), органицизм в социологии.
Историцистский вариант Ф. ж. (Дильтей, Шпенглер, Зиммель, Ортега-и-Гасет)
исходит в
интерпретации «жизни» из непосредств. внутр. переживания, как оно раскрывается в
сфере историч.
опыта духовной культуры. Если в др. вариантах жизненное начало рассматривается
как вечный
неизменный принцип бытия, то здесь внимание приковано к индивидуальным формам
реализации
жизни, её неповторимым, уникальным культурно-историч. образам. При этом Ф. ж.
оказывается не в
состоянии преодолеть релятивизм, связанный с растворением всех нравств. и
культурных ценностей
в потоке жизни, истории. Характерное для Ф. ж. отталкивание от механистич.
естествознания
принимает форму протеста против естеств.-науч. рассмотрения духовных явлений
вообще, что
приводит к попыткам разработать спец. методы познания духа (герменевтика и
концепция
понимающей психологии у Дильтея, морфология истории у Шпенглера и т. п.).
Антитеза
органического и механического предстаёт в этом варианте Ф. ж. в виде
противопоставления
культуры и цивилизации.
Своеобразный пантеистич. вариант Ф. ж. связан с истолкованием жизни как некой
космич. силы,
«жизненного порыва» (Бергсон), сущность к-рого — в непре-
732 ФИЛОСОФИЯ
рывном воспроизведении себя и творчестве новых форм; субстанция жизни — чистая
«длительность», изменчивость, постигаемая интуитивно.
Теория познания Ф. ж.— разновидность иррациона-листич. интуитивизма: динамика
жизни,
индивидуальная природа предмета невыразима в общих понятиях, постигается в акте
непосредств.
усмотрения, интуиции, к-рая сближается с даром художеств. проникновения, что
приводит Ф. ж. к
воскрешению панэстетич. концепций нем. романтизма, возрождению культа творчества
и гения. Ф.
ж. подчёркивает принципиальное различие, несовместимость филос. и науч. подхода
к миру: наука
стремится овладеть миром и подчинить его, философии же свойственна созерцат.
позиция, роднящая
её с искусством. Наиболее адекватной формой познания органич. и духовных
целостностей является,
согласно Ф. ж., художеств. символ. В этом отношении Ф. ж. попыталась опереться
на учение Гёте о
прафеномене как первообразе, воспроизводящем себя во всех элементах живой
структуры. Шпенглер
стремился «развёртывать» великие культуры древности и нового времени из «символа
прадуши»
каждой культуры, произрастающей из этого прафеномена, подобно растению из
семени; к
аналогичному методу прибегает и Зиммель. Бергсон рассматривает всякую филос.
концепцию как
выражение основной глубинной интуиции её создателя, невыразимой по своему
существу,
неповторимой и индивидуальной, как личность её автора.
Творчество выступает по существу для Ф. ж. как синоним жизни; для Бергсона оно —
рождение
нового, выражение богатства и изобилия рождающей природы, для Зиммеля и Ф.
Степуна имеет
трагически-двойственный характер: продукт творчества как нечто косное и
застывшее становится в
конце концов во враждебное отношение к творцу и творч. началу. Отсюда надрывно-
безысходная
интонация Зиммеля, перекликающаяся с фаталистич. пафосом Шпенглера и восходящая
к
мировоззренч. корню Ф. ж. — её пафосу судьбы, «любви к року» (Ницше), проповеди
слияния с
иррацио-налистич. стихией жизни. Трагич. мотивы, лежащие в основе Ф. ж., были
восприняты иск-
вом кон. 19 — нач. 20 вв. (особенно символизмом). Наибольшего влияния Ф. ж.
достигла в 1-й четв.
20 в., к ней тяготели нек-рые представители неогегельянства, прагматизма. В
дальнейшем она
растворяется в др. направлениях идеали-стич. философии 20 в., нек-рые её
принципы заимствуются
сменяющими её экзистенциализмом, персонализмом и особенно философской
антропологией. •
Риккерт Г., Ф. ж., П., 1922; Совр. бурж. философия, М., 1978; L е г s с h Ph.,
Lebensphilosophie der
Gegenwart, В., 1932; Bollnow O. F., Die Lebensphilosophie, B.— Gott., 1958. П.
П. Гайденко.
ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ, раздел философии, связанный с интерпретацией историч.
процесса и
историч. познания. Содержание и проблематика Ф. и. существенно изменялись в ходе
историч.
развития. Уже в антич. историографии содержались определ. представления о
прошлом и будущем
человечества, однако они ещё Не складывались в законченную систему взглядов. В
ср.-век. христ. Ф.
и. (Августин и др.) главной движущей силой истории считалось внеисторич.
божеств. провидение
(люди — только актёры драмы, автором к-рой является бог,— см. Провиденциализм).
В борьбе с этой

<<

стр. 77
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>