<<

стр. 83
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

суждения» и
опираясь на эстетич. учение Шиллера и романтиков, Ш. видит в иск-ве ту сферу,
где преодолевается
противоположность теоретического и нравственно-практического; эстетич. начало
предстаёт как
«равновесие», полная гармония сознат. и бессознат. деятельности, совпадение
природы и свободы,
тождество чувств. и нравств. начал. В художеств. деятельности и в произв. иск-ва
достигается
«бесконечность» — идеал, недостижимый ни в теоретич. познании, ни в нравств.
деянии. Художник,
по Ш., это гений, т. е. «интеллигенция», действующая как природа; в нём
разрешается противоречие,
непреодолимое никаким др. путём. Соответственно философия иск-ва является у Ш,
«органоном» (т.
е. орудием) философии и её завершением. Эти идеи Ш. развил далее в «Философии
иск-ва» (1802—
03, изд. 1907, рус. пер. 1966), выразив миросозерцание йенских романтиков.
Одним из центральных становится у Ш. понятие интеллектуальной интуиции,
родственной эстетич.
интуиции. В философии тождества Ш. рассматривает интеллектуальную интуицию уже
не как
самосозерцание «Я», как это он делал ранее вслед за Фихте, но в качестве формы
самосозерцания
абсолюта, предстающего теперь как тождество субъекта и объекта. Это идеалистич.
учение Ш.
наиболее отчётливо развил в диалоге «Бруно, или О божественном и естественном
начале вещей»
(1802, рус. пер. 1908): будучи тождеством субъективного и объективного, абсолют,
по Ш., не есть ни
дух, ни природа, а безразличие обоих (подобно точке безразличия полюсов в центре
магнита), ничто,
содержащее в себе возможность всех вообще определений. Полная развёрнутость,
осуществлённость
этих потенций — это, по Ш., Вселенная; она есть тождество абс. организма и абс.
произведения иск-
ва. Абсолют в такой же мере рождает Вселенную, в какой и творит её как художник:
эманация и
творение сливаются здесь в безразличие противоположностей. В этой системе
эстетич. пантеизма,
восходящей в конечном счёте к неоплатонизму, Ш. сближается с пантеизмом нем.
мистики (Экхарт).
В 1804 в соч. «Философия и религия» Ш. ставит вопрос, выводящий его за пределы
философии
тождества: как и в силу чего происходит рождение мира из абсолюта, почему
нарушается то
равновесие идеального и реального, к-рое существует в точке безразличия, и в
результате возникает
мир? В «Филос. исследованиях о сущности человеч. свободы...» (1809, рус. пер.
1908) Ш.
утверждает, что происхождение мира из абсолюта не может быть объяснено
рационально: это —
иррациональный первичный факт, коренящийся не в разуме, а в воле с её свободой.
Вслед за Бёме и
Баадером Ш. различает в боге самого бога и его неопределимую основу, к-рую он
называет
«бездной», или «безосновно-стью» (Ungrund), и к-рая есть нечто неразумное и
тёмное — бессознат.
воля. В силу наличия этой тёмной стихии происходит раздвоение абсолюта, акт
самоутверждения
свободной воли, отделения от универсального, божеств. начала — иррациональное
грехопадение, к-
рое невозможно понять из законов разума к природы. Акт грехопадения — это
надвременный акт;
бессознат. воля действует до всякого самосознания, и на метафизич, уровне
человек оказывается
винов-
780 ШЕЛЛИНГИАНСТВО
ным уже в момент своего рождения. Искупление этой первородной вины и
воссоединение с
абсолютом, а тем самым и воссоединение самого абсолюта — такова, по Ш., цель
истории.
Поскольку воля как изначальное иррациональное хотение есть непостижимый
первичный факт, она
не может быть предметом философии, понятой как рациональное выведение всего
сущего из
исходного принципа. Называя эту рационалистич. философию (в т. ч. и свою
философию тождества,
и философию Гегеля) негативной, отрицательной, Ш. считает необходимым дополнить
её
«позитивной философией», рассматривающей первичный факт — иррациональную волю.
Последняя
постигается эмпирически, в «опыте», отождествляемом Ш. с мифологией и религией,
в к-рых
сознанию было дано в истории откровение бога. В этой «философии откровения» Ш.
по существу
оставляет почву собственно философии и сближается с теософией и мистикой. Лекции
Ш. о
положит. философии, или философии откровения, к-рые он начал читать в 1841 в
Берлине, успеха у
слушателей не имели; с рядом памфлетов против Ш. выступил молодой Ф. Энгельс.
Философия Ш. оказала большое влияние на европ. мысль 19—20 вв., причём на
различных этапах её
развития воспринимались разные аспекты учения Ш. Значительным оказалось
воздействие Ш. на
рус. философию — через натурфилософов Д. М. Велланского, М. Г. Павлова, М. А.
Максимовича и
др., моск, кружок любомудров (В. Ф. Одоевский, Д. В. Веневитинов, А. И. Галич),
славянофилов, П.
Я. Чаадаева (лично знакомого и переписывавшегося с Ш.) и др. В 20 в. иррациона-
листич. идеи Ш.
получили развитие в философии экзистенциализма. Основоположники марксизма ценили
у Ш.
прежде всего диалектику его натурфилософии и его учение о развитии, т. е. те
моменты, которые
оказали наибольшее влияние на формирование философии Гегеля.
• Samtliche Werke, Abt. l (Bd l—10)—2 (Bd 1—4), Stuttg.— Augsburg, 1856—61;
Werke, neue Aufl., Bd 1—6, Munch.,
1956—60; в рус. пер.— Филос. письма о догматизме и критицизме, в кн.: Новые идеи
в философии, сб. 12, СПБ, 1914;
Об отношении изобразит. иск-в к природе, в кн.: Лит. теория нем. романтизма,
[Л., 1934].
• Фишер К., История новой философии, т. 7, СПБ, 1905; Лазарев В. В., Ш., М.,
1976; Schneeberger G., F. W. J. v.
Schelling. Eine Bibliographie, Bern, 1954; Jaspers K., Schelling. Gro?e und
Verhangnis, Munch., 1955; Schulz W., Die
Vollendung des deutschen Idealismus in der Spatphilosophie Schellings, Stuttg.,
1955; Schelling-Studien, hrsg. v. A. M.
Koktanek, Munch.—W., 1965; Jahnlg D., Schelling, Bd 1—2, Pfullingen, 1966—69. П.
П. Гайденко.
ШЕЛЛИНГИАНСТВО, течение в духовной жизни Германии, России и др. стран Европы,
связанное
с влиянием разных сторон и этапов филос. деятельности Шеллинга. Ш. носило
разнородный
характер и не образовало особого филос. направления или школы. Среди
последователей философии
тождества Шеллинга в Германии — эстетик и историк философии Ф. ACT (1778— 1841),
Й.Я. Вагнер
(1775—1841), К. В. Ф. Зольгер, позднее критиковавший Ш. в своей эстетике.
Большая группа
романтич. натурфилософов была привлечена универсалистским филос. толкованием
естествознания
у Шеллинга — среди них Й.В. Риттер (1776—1810), Л. Окен (1779-1851), Г. X.
Шуберт (1780-1860),
X. Стеффенс (1773—1845), И. П. В. Трокслер (1780— 1866).
В России значит. распространение Ш. было связано с деятельностью нем.
профессоров,
преподававших в моск. и харьковском ун-тах (И. Г. Буле, И. Б. Шад и др.),
слушанием лекций
Шеллинга (Д. М. Веллан-ский), изучением его соч. (В. Ф. Одоевский, И. И. На-
деждин и др.).
• Сакулин П. Н., Из истории рус. идеализма. Князь В.Ф.Одоевский, т. 1, М., 1913;
Каменский 3. А., Ф. Шеллинг в рус.
философии нач. 19 в., «Вестник истории мировой культуры», 1960, № 6; Манн Ю. В.,
Рус. филос. эстетика (1820—1830
гг.), М., 1969; Рус. эстетич. трактаты первой трети 19 в., вступ. ст. и примеч.
3. А. Каменского, т. 1—2, М., 1974;
Knittermeyer H., ScheUing und die romantische Schule, Munch., 1929.
ШЕСТОВ Лев (псевд.; наст. имя и фам.— Лев Исаакович Шварцман) [31.1(12.2).1866,
Киев,—
20.11.1938, Париж], рус. философ-экзистенциалист и литератор. В 1895—1914 жил
преим. в
Швейцарии, с 1914 — в Москве, с 1918 — в Киеве, с 1920 — в Париже.
Сочетая и по-своему акцентируя мотивы Ницше и Достоевского, Ш. предвосхитил осн.
идеи
позднейшего экзистенциализма. Уже на рубеже веков, как бы в предчувствии будущих
мировых
катастроф, Ш. заявляет о трагич. абсурдности человеч. существования и выдвигает
образ
обречённого, но взыскующего своих суверенных прав «героя», бросающего вызов всей
Вселенной.
Ш. предпринимает пересмотр традиц. философии, требуя переместить т. зр. с
мироздания на субъект.
Провозглашая «философию трагедии», он полемически противопоставляет её академич.
стилю мыш-
ления как «философии обыденности» («Достоевский и Ницше. Философия трагедии»,
1903). Он
восстаёт против диктата разума над сферой жизненных переживаний и против гнёта
безлично-
всеобщего над личностно-единичным. Однако утверждение независимости индивида от
любых
детерминаций, включая общезначимые истины и общеобязат. нравств. нормы, приводит
Ш. к
гносеологич. релятивизму и имморализму. Хотя в нач. 1910-х гг. безрелиг.
«Апофеоз
беспочвенности» (1905) сменяется религ. пафосом «sola fide» (лютеров-ское
оправдание «только
верою»), миросозерцание Ш. не избавляется ни от абсурда, ни от произвола. Вера
Ш. не имеет
содержат. определений, и бог, не связанный с идеей логоса, выступает как идеал
всемогущего свое-
волия «по ту сторону добра и зла». Правда, атмосфера безнадёжности вытесняется
теперь духом
доверия к основам жизни, имеющим, согласно ветхозаветному ре-лиг. самочувствию,
божеств.
источник; филос. умозрению Ш. противополагает откровение («Афины и Иерусалим»,
1951;
«Умозрение и откровение», 1964). Борьба Ш. с разумом приобретает гиперболич.
характер: познават.
устремлённость отождествляется с грехопадением человеч. рода, подпавшего под
власть «бездушных
и необходимых истин». Публицистич. темперамент Ш.— мастера филос. парадокса и
афоризма, его
едкая критика академич. мышления создали ему известность на Западе (отклики у Г.
Марселя, А. Ка-
мю, Д. Г. Лоренса и др.).
• Собр. соч., т. 1—6, СПБ, 19112; Sola fide, P., 1957. * Асмус В. Ф., Л. Ш. и
Кьеркегор, «ФН», 1972, № 4; Ерофеев В.,
«Остается одно: произвол», «Вопр. лит-ры», 1975, № 10; Wernham J. С., Two
Russian thinkers, Toronto, 1968; Л. Ш.
Библиография, сост. Н. Баранова-Шестова, Paris, 1975; Библиография лит-ры о Л.
Ш., сост. Н. Баранова-Шестова, Paris,
1978.
ШЕФТСБЕРИ (Shaftesbury) Антони Эшли Купер (Cooper) (26.2.1671, Лондон,—
15.2.1713, Неаполь),
англ. философ-моралист, эстетик, представитель деизма; граф. Ученик Локка, Ш.
выразил осн. идеи,
присущие раннему Просвещению. Сторонник свободы мысли, выступавший против церк.
религиозности и фанатизма, III. усматривал в разуме единств. критерий истины.
Используя
неоплатонич. образы (заимствуемые, в частности, у кембриджских платоников), Ш.
рисовал
величественную картину вечно творимого и творящегося космоса с единым
первоисточником
истинного, благого и прекрасного. Образ космоса у Ш.— выражение стремления
человека к идеалу
гармоничной естественности как разумной упорядоченности человеч. бытия.
Нравственность, по Ш.,
коренится во врождённом человеку «нравств. чувстве»; сущность её — в гармоничном
сочетании
индивидуальных и обществ. склонностей. Присущая Ш. эстетизация мира связана с
утверждением
эстетич. характера нравств. совершенства, неразрывного единства красоты и
нравственности. Ш.
анализировал принципы классицистич. реализма, разрабатывал важнейшую для
искусства
Просвещения проблему характера, развивал учение о «внутренней форме». Эстетич.
идеи Ш. были
систематизированы англ. философией 18 в. (Хатчесон, Юм) и развиты в англ. поэзии
и моралистич.
прозе (начиная с А. Попа,
Дж. Аддисона и Р. Стала). Ш. оказал значит. влияние на эстетич. мысль Франции
(Дидро) и особенно
Германии (К. М. Виланд, И. Гаман, И. Г. Гердер, И. В. Гёте, Ф. Шиллер, йенский
романтизм).
• Characteristicks of men, manners, opinions, times, v. l—3 L., 1711; Second
characters or The language of forms, Camb ' 1914;
в рус. пер.— Эстетич. опыты, ?., 1975.
• Михайлов А л. В., Эстетич. мир Ш., в кн.: Шефтсбери А. Э. К.,
Эстетич. опыты, М., 1975, с. 7—76; Walze!
О., Das Prometheussymbol von Shaftesbury zu Goethe Munch., 19322; Wo Iff
E., Shaftesbury und seine Bedeutung Tub.,
1960; U eh lein F. ?., Kosmos und Subjektivitat Lord Shaftesburys
philosophical regimen, Freiburg — Munch.,
1976.
ШИЛЛЕР (Schiller) Фридрих (10.11.1759, Марбах на Неккаре,— 9.5.1805, Веймар),
нем. поэт,
философ и историк. Характер мысли Ш. определён прежде всего традициями
просветит. морализма
— англ. моральной философии 18 в., а также нем. «популярной философии». Как
моралисту Ш.
присуще дуалистич. противопоставление идеального и действительного, духа и тела,
формы и
материи: в этом плане Ш. воспринимал и кантовские антиномии. Но если у
просветителей-мо-
ралистов эти противоречия легко преодолевались в конечной идеальной гармонии
сущего (как у
Шефтсбери), то для Ш. противоречивость мира — трагич. судьба. Морализм Ш.
определяет и то, что
проблема человека, его истории и человеч. общества — главная в его философии.
Здесь Ш.
смыкается и с Гердером, и с Кантом. Сближение с кругом представлений Гёте в сер.
90-х гг. было
обусловлено тяготением Ш. к идеалу гармонич. цельности, переживание к-рой у Гёте
было столь же
первичным, как у Ш.— представление о расколе действительности; в отличие от Гёте
целостность у
Ш. всегда остаётся равновесием динамич. борьбы враждебных сил.
В осн. филос. соч. Ш. стремится к преодолению противоположностей. Не
противоречие между
моралью и склонностью является сущностью человеч. природы, как, напр., у Канта,
а их согласие в
достигшей гармонии «прекрасной душе» («О грации и достоинстве», 1793), что
должно быть
достигнуто эстетич. воспитанием («Письма об эстетич. воспитании», 1795).
Придавая динамич.
характер кантовскому противопоставлению материи и формы, Ш. говорит о влечении к
материи
(чувств. влечении) и влечении к форме. Итогом этих противоположно направленных
устремлений
является влечение к игре, к-рое, соединяя оба др. влечения, физически и морально
освобождает
человека. Если предметом чувств. влечения является жизнь, в самом широком
смысле, а предметом
влечения к форме — образ, форма (Gestalt), то предмет влечения к игре есть живой
образ, т. е.
красота. Игра — одно из центр. понятий Ш.: это свободное самодеят. раскрытие
всех сил человека,
его сущности. Человек в игре творит реальность высшего порядка («эстетич.
реальность») и творит
самого себя как всестороннюю гармонич. личность, а общество как общество
«эстетическое». В
прекрасном, игре Ш. надеется восстановить внутр. целостность личности,
расколотой в результате
калечащего действия разделения труда, преодолеть историч. противоречие между
реальным и
должным в человеч. жизни, совр. обществе.
В философии культуры, развитой в ст. «О наивной и сентиментальной поэзии» (1795—
96),
характерно переплетение историч. и типологич. планов анализа различных типов
культуры. В
историч. плане «наивное» — синоним нерефлектированного единства человека с
природой, в
типологич. плане «наивное» и «сентиментальное» — возможные типы художеств.
творчества
вообще. «Наивный» поэт есть сама природа, «сентиментальный» — стремится к
природе, и его
поэзия идеальна. Различие между наивным и сентиментальным иск-вом есть различие
между
индивидуальностью и
ШИЛЛЕР
781
идеальностью, между иск-вом ограничения и иск-врм бесконечного стремления к
идеалу. Здесь Ш.
выступает как непосредств. предшественник типология, построений в эстетике
романтизма (антитеза
«классического» и «романтического» — у Ф. и А. Шлегелей, Щеллинга, а также у
Гегеля). В целом
филос.-эстетич. соч. Ш. представляют собой значит. шаг в развитии историзма в
эстетике.
* Schillers Werke. Nationalausgabe, Bd 20, 21, Tl 1—2 — * Philosophische
Schriften, hrsg. v. B. Wiese, Weimar,
1962—63; в рус. пер.— Собр. соч., т. 6, M., 1957.
• Асмус В. Ф., Нем. эстетика 18 в., М., 1962, гл. 5; Spranger E.,' Schillers
Geistesart gespiegelt in seinen philosophischen
Schriften und Gedichten, B., 1941; Buchwald R., Schiller, neue Ausg., Bd 1—2,
(Wiesbaden], 1956; Wiese B. V., F.Schiller,
Stuttg., [1959]; Dilthey W., Schiller, Gott., [1959]; Muller R., Studien zum
heutigen Schillerbild, Gott., [1961]; Staiger E., P.
Schiller, 1Z.], 1967; Koop-mann H., Fr. Schiller, Tl 1—2, Stuttg., 19772 (лит.).
ШИНКАРУК Владимир Илларионович (р. 22.4.1928, с. Гайворон, ныне Киевской обл.),
сов.
философ, чл.-корр. АН СССР (1981), акад. АН УССР (1?78). Чл. КПСС с 1951.
Окончил в 1951
филос. ф-т Киевского ун-та им. Т. Г. Шевченко, где аатем преподавал; в 1965—68
декан филос. ф-та.
С 1968 директор Ин-та философии АН УССР. В 1969—71 и с 1979 гл. редактор журн.
«Фiлософська
думка». Осн. работы в области диалектич. материализма и истории философии.
Редактор
«Фiлософського словника», К., 1973,
• Логика, диалектика и теория познания Гегеля, Ц., 1964; Теория познания, логика
н диалектика И. Канта, К., 1974;
Единство диалектики, логики и теории познания, К., 1977.
ЩЛЕГЕЛЬ (Schlegel) Фридрих (10.3.1772, Ганновер,— 12.1.1829, Дрезден), нем.
критик, филолог,
философ-идеалист, писатель, теоретик романтизма. В статьях 90-х гг., написанных
под влиянием И.
И- Винкельмана, видел в др.-греч. поэзии прообраз истинного иск-ва, воплощение
«объективно-
прекрасного», резко критиковал культуру и иск-во нового времени за господство
«манерного,
характерного и индивидуального», смешение жанров, неустанное стремление к
«новому, пикантному
и поразительному» и т. п. («Об изучении греч. поэзии» — «Uber das Studium der
Griechischen Poesie»,
1795—96). В кон. 90-х гг. сформулировал программные идеи йенского кружка
романтиков (журн.
«Атеней», издававшийся Ф. и А. Шлегелями, 1798—1800). Утверждая теперь специфич.
ценность
современного, «роман-тич.» иск-ца (в его отличие от «классического», античного),
вершинами его
считал Данте, Шекспира, Сервантеса, Гёте. В многочисл. статьях, фрагментах и
афоризмах выдвинул
утопич. идеал новой, универсальной поэзии и культуры, эстетичерки преображающей
мир,
устремлённой к «бесконечной полноте универсума», находящейся в непрестанном
процессе творч.
становления, принципиально незавершённой, постоянно рефлектирующей по поводу
себя и своих
созданий, сливающей воедино иск-во, философию, науку и религию [прообраз такого
слияния Ш.
видел в древней мифологии и мечтал о новой мифологии, зачатки к-рой усматривал в
новейшем
естествознании и послекантов-ской идеалистич. философии («Разговор о поэзии» —
«Gesprach uber
die Poesie», 1800)]. С этим связано учение об иронии как выражении незамкнутой
динамики мира и
познания, «чувства целого», побуждающего художника к постоянному самовозвышению
над огра-
ниченностью своего «Я», изображаемого материала и средств изображения. В духе
Шлейермахера
раннерома-нтич. идеал культуры истолковывается Ш. как пантеи-стич. религия
«бесконечного»
(«Письмо о философии» — «Brief uber die Philosophie», 1799; «Идеи» — «Ideen»,
1799).
Формирующееся «Я» и становящийся мир, «идеальное разума» и «реальное универсума»
— два
полюса в картине мира у Ш, 1799—1800 («идеал-реализм» как соединение Фихте и
Спинозы; в
дальнейшем возрастает влияние Лейбница). Бесконечное нельзя фиксировать
782 ШИНКАРУК
в застывших понятиях, его можно только «откры-вать и созерцать» в символах —
художеств. образах
и филос. идеях-«прапонятиях». История сознания — это история воображения
(«пойетич. разума»),
созидающего символы.
В кёльнских лекциях по философии (1804—06) —первом систематич. изложении идей Ш.
— мир
предстаёт как множество конечных производных становящихся «Я» (каждое из к-рых —
только
фрагмент изначального «Я»), общающихся между собою и с «пра-Я»; «не-Я» — это
лишь некое
«протрво-Я», или «Ты», в «пра-Я сходятся все лучи философии». Лекции содержат
всеохватываю-
щую критику фидос. систем, иди типов мировоззрений, каждое из к-рых
(материализм, скептицизм,
пантеизм, дуализм и идеализм) является звеном в «после-доват. развитии» мировой
философии.
После обращения в католичество (1808) жил в Вене. В «Истории древней и новой
лит-ры» (Bd l—
2,1815, рус. пер., ч. 1—2, 1829—30), продолжающей традиции Гер-дера и занимающей
значит. место
в утверждении роман-тич. историзма, нац. лит-ры рассматриваются в их
неповторимой
индивидуальной целостности как выражение духовной жизни народа в тесной связи с
религ., филос.
и политич. историей. Республиканизм и приверженность идеям Великой франц.
революции в 90-х гг.
сменились в 1810—20-х гг. консервативно-романтич. идеалом «истинной империи»,
олицетворяемой
австр. сословной монархией (журн. «Concordia», 1820—23). В «Философии жизни»
(«Vorlesungen
uber die Philosophie des Lehens», 1828), «Философии истории» («Vorlesungen uber
die Philosophie der
Geschichte», Bd 1—2, 1829), «Философии языка и слова» («Philosophische
Vorlesungen, insbesondere
uber Philosophie der Sprache und des Wortes», 1830) развивал идеи универсальной
«христ.
философии». Критикуя различные филос. системы, особенно нем. классич. идеализм,
как формы
«расколотого сознания», предпосылкой подлинной «философии жизни», основанной на
принципах
христ. «спиритуализма», считал восстановление внутр. целостности человеч.
сознания в единстве
всех душевных и духовных способностей (рассудка, фантазии, разума, воли и т. д.
). Ш.— один из
основоположников нем. санскритологии и сравнит. языкознания («О языке и мудрости
индийцев» —
«Uber die Sprache und Weisheit der Indier», 1808).
* Kritische Friedrich-Schlegel-Ausgabe..., hrsg. v. E. Behler . a.), Bd 1 — 14,
18, 18—19, 22, 29, 30, 33, 35, Mimch.— W.—
Paderborn, 1958—81 — (изд. продолжается); в рус. пер.— Лит, теория нем.
романтизма, Л., 1934, с. 169—210. • Гайм Р.,
Романтич. школа, пер. с нем., М., 1891; Верков с кий Н. Я., Рймантизм в
Германии, Л., 1973; E n d e r s C., Fr. Schlegel.
Die Quellen seines Wesens und Werdens, Lpz., 1913; Wir z L., Fr. Schlegels
philosophische Entwicklung, Bonn, 1939; A n s t e
t t J. - J., La pensee religieuse de Fr. Schlegel, P., 1941; Mennemeier F. N.,
Fr. Schlegels Poesiebegriff, Muncli., 1971. Ю. H.
Попов.
ШЛЕЙЕРМАХЕР ( Schleiermacher ) Фридрих (21. 11. 1768, Бреслау, — 12. 2. 1834,
Берлин), нем.
протестантский теолог и философ. Ок. 1800-х гг. был близок кружку йенских
романтиков. В
рапсодически-восторженных «Речах о религии» (1799, рус. пер. 1917) и «Монологах»
(1800, рус. пер.
1911) Ш. создал целостный образ ре-лиг.-эстетич. мировоззрения в духе раннего
романтизма; личное
внутр. переживание — основа религии, к-рую Ш. определяет как «созерцание
универсума», позднее
— как «чувство зависимости» от бесконечного. В дальнейшем выступил с рядом
трудов по филосо-
фии («Диалектика» — «Dialektik», 1804, изд. 1839): этике, эстетике, психологии,
протестантской
догматике. Ш. принадлежит классич. перевод Платона на нем. язык. Психологизм Ш.,
его убеждение
в первенствующей роли внутр. чувства в познании, в непостижимости высшего начала
(бога) для
разума (влияние пиетизма, а также Якоби) были подвергнуты резкой критике
Гегелем. Ш. оказал
большое влияние на либеральный протестантизм 19 в., на развитие истории
философии и педагогики
в Германии, филос. герменев-
тики.
* Samtliche Werke, Bd 1—30, В., 1835—64; Asthetik, hrsg. v. R. Odebrecht, Lpz.—
B., 1931; Hermeneutik, hrsg. ?. H.?im-
merle, Hdlb., 19742; Hermeneutik und Kritik, Fr./M., 1977.
• Орнатский Ф., Учение Ш. о религии, К., 1884; Гайм Р., Романтич. школа, пер. с
нем., М., 1891; Dil-thеу W., Leben
Schleierrnachers, Bd 1—2, В., 1922—66; Re-deker M., P. Schleiermacher. Leben und
Werk, В., 1968; Brandt R. B., The
philosophy of Schleiennaoher, N. ?., 1968; Kantzenbach f. W., F. P. B.
Schleiermaclier in Sebstzeugnissen und
Bilddokumenten. Reinbek, 19742
ШЛИК (Schlick) Мориц (14. 4. 1882, Берлин, — 22. 6. 1936, Вена), австр. философ
и физик, ведущий
представитель раннего этапа логич. позитивизма, основатель Венского кружка.
Филос. концепция Ш.
— «последовательный эмпиризм», к к-рому он пришёл, отказавшись (под влиянием
Карнапа и
Витгенштейна) от критич. реализма. Ш. основывается на понятии «чувств. данного»
— чувств.
переживания познающей личности. В знании, по Ш., передаются лишь структурные
отношения
чувств. опыта, повторяемость в нём порядка. Т. н. рациональные истины, включая
высказывания
логики и математики, имеют чисто аналитич. характер; они суть тавтологии, не
дающие возможности
проникнуть в неощущаемую реальность· Согласно Щ., проблема познания сущности
бытия
бессмысленна; законы природы для него — формальные правила, определяемые
синтаксисом того
языка, на к-ром производится описание природы. Ш. одним из первых сформулировал
принцип
верификации, занимался спец. проблемами философии науки (анализ пространства и
времени,
причинности, вероятности) и этики.
• Allgemeine Jirkenntnislehre, В., 19252; Les en.qncfs scjenti-fique et la
realite du monde exterieur, P., 1934; Gesammelte Auf-
satze, W., 1938; Philosophy of nature, N. Y., 1949; Natur und Kultur, W., 1952.
• Хилл Т. И., Совр. теории познания, пер. с англ., М., 1965, с. 365—69.
ШОВИНИЗМ (франц, chauvinisme), крайня« форма национализма, проповедь нац.
исключительности, противопоставление интересов одной нации интереса« всех др.
наций,
распространение нац. чванства, разжигание нац. вражды и ненависти. Термин «Щ.»
появился во
Франции [в 1831 в комедии братьев И. и Т. Коньяр «Трёхцветная кокарда» («La
cocarde tricolore»)
одним из героев был агрессивно-воинственный новобранец Ни-кола Шовен; считается,
что
прообразом этого персона-жа была реальная личность — ветеран наполеоновских войн
Н. Шовен (N.
Chauvin), воспитанный в духе преклонения перед императором — создателем «вели-
чия» Франции].
Словом «Ш.» стали обозначать различные проявления националистич. экстремизма. В
Вели-
кобритании Ш. получил с кон. 70-х гг. 19 в. особое наименование — джингоизм.
Оппортунисту, течение в междунар. социалистич. движении, представители ?-poro
выступали в
период 1-й мировой войны в поддержку шовинистич. политики буржуазии своих стран,
получило
название социал-шови-низма.
Разновидность Ш. — великодержавный Ш. — идеология и политика господствующих
классов нации,
занимающей главенствующее (державное) положение в гос-ве, объявляющих свою нацию
«высшей»
нацией. Великодержавный Ш. направлен на порабощение др. наций, их дискриминацию
в экономич.,
политич. и культурной жизни. Наиболее крайнее проявление Ш. — че-
ловеконенавистнич. идеология
и политика фащ. гчзс-в.
Марксистско-ленинские партии всегда считали одной из важнейших задач борьбу
против любых
разновидностей идеологии Ш. и её ноеителей.
ШОПЕНГАУЭР (Schopenhauer) Артур (22. 2. 1788, Данциг, ныне Гданьск, — 21. 9.
1860,
Франкфурт-на-Майне), нем. философ-идеалист. Осн. соч. — «Мир как воля и
представление» («Die
Welt als Wille und Vor-stellung», Bd 1—2, 1819—44). Кантовские априорные формы —
время,
пространство, категории рассудка — сводятся Ш. к единому «закону достаточного
основания».
Субъект и объект рассматриваются в качестве соотносит. моментов, из к-рых
складывается мир как
«представление». С др. стороны, мир,
взятый как «вещь в себе», предстаёт у Ш. как слепая, безосновная «воля к жизни»,
к-рая дробится в
бесконечном множестве «объективации». Каждой объективации свойственно стремление
к абс.
господству, что выражается в непрекращающейся «войне всех против всех». В то же
время
множество объективаций воли существует и как иерархич. целостность, отражающая
иерархию идей
(понимаемых в платоновском смысле) — адекватных объективации воли. Высшая
ступень в ряду
объективации воли — человек, существо, наделённое разумным познанием. Каждый
познающий
индивид сознаёт себя всей волей к жизни, все прочие индивиды существуют в его
представлении как
нечто зависящее от его существа, что служит источником беспредельного эгоизма
человека.
Социальная организация (гос-во) не уничтожает эгоизма, будучи лишь системой
сбалансированных
частных воль. Преодоление эгоистич. импульсов осуществляется, по Ш., в сфере
иск-ва и морали.
Иск-во — создание гения, основывающееся на способности «незаинтересованного
созерцания», в к-
ром субъект выступает как «чистый безвольный» субъект, а объект — как идея.
Высшее из иск-в —
музыка, имеющая своей целью уже не воспроизведение идей, а непосредств.
отражение самой воли.
Подчёркивая иллюзорность счастья и неотвратимость страдания, коренящегося в
самой «воле к
жизни» с её бессмысленностью и вечной неудовлетворённостью, Ш. —в противовес
Лейбницу —
называл существующий мир «наихудшим из возможных», а своё учение —
«пессимизмом».
Подлинным основанием морали Ш. считал чувство сострадания, благодаря к-рому
обманчивая
видимость индивидуальности растворяется в сознании единства всего сущего.
Иррационалистич. и пессимистич. философия Ш., пе пользовавшаяся популярностью
при его жизни,
получила распространение со 2-й пол. 19 в., явившись одним из источников
философии жизни и
предшественником ряда концепций глубинной психологии (учение о бессознательном);
влияние Ш.
испытали Р. Вагнер, Э. Гартман, Ф. Ницше, Т. Манн и др. В 1911 во Франк-фурте-
на-Майне основано
Шопенгауэровское об-во.
• Samtliche Werke, Bd 1—7, Wiesbaden, 19723; Der handschriftliche Nachla?, Bd i—
5, Fr ./M., 1Ш—75; в рус. пер,— ПСС, т.
1—4, M., 1900—10.
• Фишер. К., А. Щ., пер. с нем., М-, 1896; Фоль-кельт И., А. Ш., его личность и
учение, пер. с нем., СПБ, 1902;
Грузенберг С. О., А. Ш. Личность, мышление и миропонимание, СПБ, 1912; Быховский
Б. Э., Ш., М- ,1975; Pfeiffer К.,
Schopenhauer, [В.], 1943; Zint H., Schopenhauer als Erlebnis, Munch.— Basel,
1954; Von der Aktualitat Schopenhauers,
Pr./M., 1972; Hubscher A., Denker gegen den Strom. Schopenhauer; gestern — heute
— morgen, Bonn, 1973; его же,
Schopenhauer-Bibliographie, Stuttg., 1981; Uber A.Schopenhauer, hrsg. v. G.
Ha/ftnans, Z., 19782.
ШОТЛАНДСКАЯ ШКОЛА, философия «здравого смысла», возникла в 60—80-х гг. 18 в. в
шотл.
ун-тах и получила распространение в нач. 19 в. Основатель Ш. ш.— Т. Рид,
виднейшие
представители: Дж. Освальд, Дж. Бит-ти, Д. Стюарт, Дж. Макинтош, У. Гамильтон.
III. ш.
сформировалась в полемике со скептицизмом Юма; она отвергала также
субъективистскую
философию Беркли. Основанием непреложных для «здравого смысла» истин служит,
согласно
учению Ш. ш., непосредственная внутр. достоверность, заложенная в человеч.
природе богом.
Философия «здравого смысла» по существу превращала «общепринятые» убеждения и
предрассудки
в фундамент науки, морали и религии. Утверждая веру как основание философии, Ш.
ш. выдвигала
основанные на врождённом «общем чувстве» доводы в пользу бытия бога, души и
целесообразности
всего сущего; вместе с тем посредством подобных же доводов она отстаивала от
нападок
субъективного идеализма, скептицизма и агностицизма материальный мир. Одним из
«фундаментальных законов» познания, согласно учению Ш. ш., является уверенность,
что
материальный
ШОТЛАНДСКАЯ 783
мир существует независимо от сознания: люди, по словам Рида, видят солнце, а не
идею солнца.
Однако главное для Ш. ш. — признание самоочевидности религ. «истин» и
непререкаемых нравств.
норм, коренящихся в «моральном чувстве». Учение Ш. ш. было подвергнуто критике
материалистом
Дж. Пристли. Наиболее активными пропагандистами философии «здравого смысла» в
США были
Дж. Уитерспун и Дж. Мак-Кош; во Франции влияние Ш. ш. сказалось на учениях П. П.
Ру-айе-
Коллара и П. Прево, а также нашло отражение в эклектич. концепциях В. Кузена и
Т. Жуфруа.
• История философии, т. 2, М., 1941, с. 269—73; Грязнов А. Ф., Философия Ш, ш.,
М., 1979; Lauriе Н., Scottish philosophy
and its national development, Glasgow, 1902; Grave S. A., The Scottish
philosophy of common sense, Oxf., I960; Robinson D.
S. (ed.), The story of Scottish philosophy, [N. Y.], 1961.
ШПЕНГЛЕР (Spengler) Освальд (29. 5. 1880, Бланкен-бург, Гарц, — 8. 5. 1936,
Мюнхен), нем.
философ-идеа-лист, представитель философии жизни. Стал известным после
сенсационного успеха
гл. труда «Закат Европы» (Bd 1—2, 1918—22, рус. пер., т. 1, 1923). В 20-х гг.
выступал как публицист
консервативно-националистич. направления, близкий к фашизму, однако в 1933
отклонил
предложение нацистов о сотрудничестве. Гитлеровский режим подверг Ш. бойкоту,
что не помешало
идеологам нацизма широко использовать положения Ш., превращая их в орудие своей
демагогии.
Решающее влияние на Ш. оказала философия Ницше. Ш. исходит из понятия органич.
жизни,
подвергнутого неогранич. расширению. Культура трактуется им как «организм», к-
рый, во-первых,
обладает жёстким сквозным единством и, во-вторых, обособлен от других, подобных
ему
«организмов». Это означает, что единой общечеловеч. культуры нет и быть не
может. Ш. нас-
читывает 8 культур: египетская, индийская, вавилонская, китайская,
«аполлоновская» (греко-
римская), «магическая» (византийско-арабская), «фаустовская»
(западноевропейская) и культура
майя; ожидается рождение русско-сибирской культуры. Каждому культурному
«организму», по Ш.,
заранее отмерен определ. (ОКОЛО тысячелетия) срок, зависящий от внутр.
жизненного цикла. Умирая,
культура перерождается в цивилизацию. Цивилизация как противоположность культуры
есть, с
одной стороны, эквивалент шпенглеров-ских понятий мёртвой «протяжённости»,
бездушного
«интеллекта», а с другой — стоит в контексте восходящих к Ницше концепций
«массового
общества». Переход от культуры к цивилизации есть переход от творчества к
бесплодию, от
становления к окостенению, от героич. «деяний» к механич. «работе»; для греко-
рим. культуры он
произошёл в эпоху эллинизма, а для зап. мира — в 19 в., с к-рого начинается его
«закат».
С наступлением цивилизации художеств. и лит. творчество делается якобы ненужным;
поэтому Ш.
предлагает отречься от культурных претензий и предаться голому техницизму.
Стиль изложения у Ш. построен на оперировании развёрнутыми метафорами, причём
метафорич.
сближение слов часто подменяет логику понятий.
* Der Mensch und die Technik. Beitrag zu einer Philosophie des Lebens,
Munch., 1931; Reden und Aufsatze, Munch., 195l3;
TJr-fragen. Fragmente aus dem Nachlass, Munch., 1965; в рус. пер.— Философия
будущего, Иваново-Вознесенск, 1922,
Пруссачество и социализм, П., 1922; Пессимизм ли это?, М., 1922.
• Лазарев В. Н., О. Ш. и его взгляды на иск-во, М., 1922; О. Ш. и закат Европы,
М., 1922; Асмус В. Ф., Маркс и бурж.
историзм, в его кн.: Избр. филос. труды, т. 2, М., 1971; Hughes H. S., Oswald
Spengler. A critical estimate, N. ?., [1962];
Spengler-Studien. Festgabe fur M. Schroterzum 85. Geburtstag, hrsg. v. A. M.
Koktanek, Munch., 1965.
ШПЕТ Густав Густавович [26. 3 (7. 4). 1879, Киев, — 23. 3. 1940, Томская обл.],
рус. философ-
идеалист, последователь феноменологии Гуссерля и филос.-исто-рич. концепции
Гегеля. Проф.
(1918—23) Моск. ун-та; в 1924 —29 вице-президент Росс. академии художеств.
784 ШПЕНГЛЕР
наук (затем ГАХН). В концепции ??. универсальное понимание («уразумение»)
означает отыскание
«первых начал» и «принципов» бытия, к-рые Ш. наз. «смыслами», «эйдосами»,
«идеями».
Действительность не просто «дана» в опыте, она, согласно Ш., «загадана», и
обнаружение её смысла
достигается через раскрытие интуитивных актов человеч. разума. Интуицию Ш.
трактовал в духе
рационализма Декарта, Спинозы и Лейбница: интуитивное «узрение сущности»
полностью выразимо
и сообщаемо средствами дискурсивных, ло-гич. определений, хотя разум изначально
усматривает
сущность («смысл») так же непосредственно, как непосредственно воспринимаются
чувственно
данные вещи. Опосредствование есть момент производный, это — описание,
доказательство,
интерпретация. В соч. «Внутр. форма слова» (1927) философия языка предстаёт как
основа
философии культуры, предвосхищены мн. идеи позднейшей герменевтики (учения об
истолковании).
Перевёл «Феноменологию духа» Гегеля (опубл. 1959).
• Явление и смысл, М., 1914; Филос. наследство П. Д. Юрке-вича, М., 1915;
История как проблема логики, ч. 1, М-,
1916; Сознание и его собственник, М., 1916; Филос. мировоззрение Герцена, П.,
1921; Очерк развития рус. философии,
ч. 1, П., 1922; Антропологизм Лаврова в свете истории философии, П., 1922;
Эстетич. фрагменты, в. 1—3, П., 1922—23;
Введение в этнич. психологию, в. 1, М., 1927.
ШРЕДЕР (Schroder) Эрнст (25. 11. 1841, Мангейм,— 16.6. 1902, Карлсруэ), нем.
математик и логик.
Дал систематич. изложение математич. логики (как алгебры логики), включая теорию
отношений; им
введён термин «исчисление высказываний». Сформулировал принцип двойственности и
ряд др.
математико-логич. принципов.
• Der Operationskreis des Logikkalkuls, Lpz., 1877; Vorlesungen uber die Algebra
der Logik, Bd 1—3, Lpz., 1890—1905;
Abriss der Algebra der Logik, Tl 1—2, Lpz.— B., 1909—10.
ШТАММЛЕР (Stammler ) Рудольф (19. 2. 1856, Альс-фельд, — 25. 4. 1938,
Вернигероде), нем.
теоретик права, неокантианец, социальные взгляды к-рого близки к«катедер-
социализму». Задачи
науки об обществе, и в частности теории права, трактовал в духе марбург-ской
школы
неокантианства. По Ш., понятие права априорно. Это мыслительная категория,
независимая от
социальной реальности и лишь прилагаемая к ней. В кн. «Хозяйство и право ст. зр.
материалистич.
понимания истории» (1896, рус. пер. 1899) с позиций т. н. юридического
мировоззрения пытался
опровергнуть марксизм, отождествлявшийся им с экономич. детерминизмом.
Утверждал, что право
первично по отношению к экономике и гос-ву, если не во временном и причинном, то
во всяком
случае в логич. плане. Обществ. жизнь во всех её проявлениях — это упорядоченная
совместная
жизнь людей, важнейшей формой к-рой выступает право. Экономич. и политич.
развитие должно
поэтому идти путём частичных изменений права, критерием к-рых является
создаваемое человеч.
разумом «правильное право». Взгляды Ш. подвергались критике в работах В. И.
Ленина, Г. В.
Плеханова и др. марксистов.
• Die Lehre von dem richtigen Rechte, B., 1902; Theorie der Hechtswissenschaft,
Halle/Saale, 1911; Kecht und Macht, B., 1918;
Rechtsphilosophische Abhandlungen und Vortrage, Bd l— 2, Charlottenburg, 1925.
• Ленин В. И., ПСС, т. 3, с. 635; т. 46, с. 30; Плеханов Г. В., Избр. филос.
произведения, т. 1, М., 1956, с. 490—91; т. 2,
М.,1950, с. 303—04; т.3, М.,1957, с. 191—94.
ШТЕЙНЕР, Ш т а й н е p (Steiner) Рудольф (27.2.1861, Кралевич, Хорватия, — 30.
3. 1925, Дорнах,
близ Базеля), нем. философ-мистик, основатель антропософии. Последователь
натурфилософии
Гёте, редактор и комментатор его естеств.-науч. соч. в 1883—97. Испытал влияние
эволюц. учений Ч.
Дарвина и Э. Геккеля, позднее — философии жизни Ницше. В 1902 перешёл к
теософии, возглавив
нем. секцию Теософского об-ва; после конфликта с ним (из-за провозглашения
Кришна-мурти новым
мессией) основал в 1913 Антропософское об-во с центром в г. Дорнах (Швейцария).
Учение Ш. о человеке — антропософия — мыслилось им как путь к раскрытию
заключённых в
человеке «тайных» духовных сил с помощью особой системы воспитания. Работы Ш. и
его доклады
охватывали проблемы педагогики, образования, отд. видов иск-в, медицины,
космологии, религии,
истолковываемые нередко в духе оккультизма. Выступал также как автор
театрализованных
представлений-мистерий, как скульптор и архитектор.
• Gesamtausgabe, Vortrage, Bd 1—18, Dornach, 1958—75; R. Stelners Tubinger-
Ausgabe, Bd 1—14, 1961—67; в рус. пер,—
Мистерии древности и христианство, М., 1912; Теософия, М., 1915; Очерк
тайноведения, М., 1916.
• Белый А., Р. Ш. и Гёте в мировоззрении современности, М., 1917; Wiesberger H.,
R. Steiner. Das literarische und
kunstlerische Werk, Dornach, 1961 (лит.); H i e-b e l Fr., R. Steiner im
Geistesgang des Abendlandes, Bern — Munoh., 1965;
Abendroth W., R. Steiner und die heutige Welt, Munch., 1969.
ШТИРНЕР (Stirner) Макс (псевд.; наст. имя и фам. — Каспар Шмидт, Schmidt) (25.
10. 1806,
Байрёйт, — 26. 6. 1856, Берлин), нем. философ-младогегельянец, теоретик
анархизма. В кн.
«Единственный и его собственность» (1844, рус. пер., 1918) пытался
последовательно отстаивать
солипсизм в антропологии, атике и праве. Осн. мысль Ш. состоит в том, что идеалы
и социальные
атрибуты человека представляют собой нечто всеобщее, тогда как всякая эмпирич.
личность еди-
нична. Поэтому всё, что относится к «человеку» вообще, не относится к данному
(«единственному»)
«Я». Понятия «человек», «право», «мораль» и т. п. трактовались Ш. как
«призраки», отчуждённые
формы индивидуального сознания. Отрицая всякие нормы поведения, Ш. утверждал,
что
первоисточники права и морали — сила и могущество отд. личности. Произвол
индивида уста-
навливает истинность того или иного положения («Я — критерий истины»). Индивид,
согласно Ш.,
должен искать не социальную, а свою собств. свободу, поскольку за каждым
социальным
образованием скрываются эгоистич. интересы отд. лиц. Индивидуализм, нигилизм и
анархизм
оказываются общим итогом воззрений Ш., к-рые были подвергнуты резкой критике К.
Марксом и Ф.
Энгельсом в «Нем. идеологии» (см. Соч., т. 3, с. 103— 452).
* Geschichte der Reaktion, Abt. 1—2, В., 1852. Плеханов Г. В., Анархизм и
социализм, Соч., т. 4, М., 1925; Курчинский ?.
?., Апостол эгоизма. М. Ш. и его философия анархии, П., 1920; Ойзерман Т. И.,
Формирование философии марксизма,
M., 19742; Ar von H,, Aux sources de l'existentialisrae M. Stirner, P., 1954
(лит.); Emge ?. ?., ?. Stirner. Eine geistig nicht
bewaltige Tendenz, Mainz, 1964.
ШТРАУС (Strauss) Давид Фридрих (27. 1. 1808, Люд-вигсбург, — 8. 2. 1874, там
же), нем. теолог и
философ, представитель младогегельянства (см. Гегельянство). В период революции
1848—49 Ш.
отстаивал принципы конституц. монархии; после 1866 национал-либерал, монархист,
противник
социализма. Соч. Ш. «Жизнь Иисуса» (Bd 1—2, 1835—36, рус. пер., кн. 1—2, 1907)
было «первым
произведением, которое представляло собой некоторый шаг вперёд за пределы
ортодоксального
гегельянства» (Энгельс Ф., см. Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 538). Не
отвергая историч.
реальности Иисуса Христа, Ш. подверг критике достоверность евангельских преданий
о его жизни и
деятельности и якобы совершённых им сверхъестеств. чудесах. Применяя по
отношению к Новому
завету критерии историч. исследования, Ш. доказывал, что Священное писание
является мифологи-
ческим, как и вероучения др. религий. На поставленный им в соч. «Христианское
вероучение в его
историч. развитии и его противоречии совр. науке» («Die christliche
Glaubenslehre in ihrer
geschichtlichen Entwicklung und im Kampfe mit der modernen Wissenschaft», Bd 1—
2, 1840—41)
lionpoc: христиане ли мы?— Ш. отвечал отрицательно. В соч. «Старая и новая вера»
(1872, рус. пер,
1906) Ш., сближаясь с Фейербахом, вскрыл эмоциональные корни религ. верований,
таящихся в чув-
стве человеч. зависимости от природной закономер-
ности. Идеи Ш. положили начало тюбингенской школе протестантской истории
религии.
• Gesammelte Schriften, Bd 1—12, Bonn, 1876—78; в рус. пер.— Переписка между Ж.
Э. Ренаном и Д. Ш. в кн.: Ла-велэ
Э., Совр. Пруссия в политич. и экономич. отношениях, СПБ, 1870; Ульрих фон
Гуттен, СПБ, 1896;Чудеса Христа,
СПБ, 1907; Вольтер, СПБ, 1909.
• Э н г е л ь с Ф., Людвиг Фейербах и конец классич. нем. философии, Маркс К. и
Энгельс Ф Соч., т. 21, с. 13—15; Zeller
Ed., D.F.Strauss..., Bonn, 1874; Ziegler Th., Strauss, T I 1-2, Strassburg,
1908; Levi A., D.F. Strauss, P., 1910.
ШУНЬЯ (санскр., букв.— пустота), одно из осн. понятий философии буддизма
махаяны. Впервые
появляется в «Праджнапарамита-сутрах» («Сутрах о высшей мудрости»), но своё
полное развитие
получает в учении Нагарджуны (школа мадхьямика). Ш. означает психо-логич.
состояние ощущения
пустоты, равное снятию проблемы «бытие—небытие» («реальность—нереальность»),
«субъект—
объект» и т. п., что служит гл. признаком наступления состояния «освобождения»,
или нирваны.
Однако при свойственной буддизму неразличимости психологического и
онтологического Ш. может
означать и саму пустоту, бессущностность, отсутствие неизменного постоянного
начала и т. п.
• см. к ст. Мадхъямика.
ШУНЬЯВАДА, см. Мадхьямика.
ШУППЕ (Schuppe) Вильгельм (5. 5. 1836, Бриг, ныне Бжег, Польша, — 29. 3. 1913,
Бреслау), нем.
философ-идеалист, представитель имманентной философии. В качестве конечного,
неразложимого
элемента (основания философии) признавал опытно устанавливаемое «Я», содержание
сознания к-
рого, по Ш., есть «действительность» (познаваемая реальность). Чтобы избежать
солипсизма,
дополнил свою концепцию посту-лированием всеобщего сознания, сообщающего «дей-
ствительности» объективный характер. Т. о., субъек-тивно-идеалистич. учение
приобрело у Ш.
очертания объективно-идеалистического. С резкой критикой Ш. как «реакционера в
философии»
выступил В. И. Ленин в работе «Материализм и эмпириокритицизм» (см. ПСС, т. 18).
• Erkenntnistheoretische Logik, Bonn, 187i; Grundzuge der Ethik und
Rechtsphilosophie, Breslau, 188?; Grundri? der Er-
kenntnistheorie und Logik, B., 1894; в рус. пер.— Солипсизм, «Новые идеи в
философии», 1913, сб. 6.
• Бакрадзе К. С., Очерки по истории новейшей и совр. бурж. философии, Тб., 1960,
с. 124—77; Богомолов А. С., Нем.
бурж. философия после 1865 г., М., 1969, с. 61—76.
ШЮЦ (Schutz) Альфред (1899, Вена, —1959, Нью-Йорк), австр. философ и социолог-
идеалист,
последователь Гуссерля, основатель феноменологической социологии, С 1939 в США.
В философии
Ш. разрабатывал своеобразную версию нетрансцендентальной феноменологии, близкую
экзистенциалистской трактовке феноменологии. Осн. внимание он уделял созданию
филос. фун-
дамента социальных наук. Используя описат. фено-менологич. метод и идеи М.
Вебера, отчасти
Джеймса и Бергсона, Ш. предложил собств. версию понимающей социологии, в к-рой
проследил
процессы становления человеч. представлений о социальном мире от единичных
субъективных
значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до
высокогенерализов.
конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном,
«вторичном», виде.
Тем самым Ш. пытался решить поставленную Гуссерлем задачу — восстановить связь
абстрактных
науч. категорий с «жизненным миром», миром повседневности, непосредственности
знания и
деятельности. Однако упустив из виду реальные материальные процессы социальной
жизни, Ш.
пошёл по пути онтологизации конституированных значений и создания нового
варианта социальной
онтологии в традиции антинатуралистич. «наук о духе».
ШЮЦ 785
Ш. исследовал также структуры мотивов социального
действия, формы и методы обыденного познания, структуру человеч. общения,
социального
восприятия, рациональности и др., а также проблемы теории и методологии
социального познания.
Идеи Ш. оказали влияние на развитие буржуазной мысли.
• Der sinnhafte Aufbau der sozialen Welt, W., I9602; Collected papers, v. 1—3,
The Hague, 1962—66; Reflections on the
problem of relevance, New Haven, 1970; A. Schutz on phenomenology and social
relations, ed. by H. R. Wagner, Chi., 1970;
The structures of the life-world, Evanston (111.), 1973 (совм. с Т. Luckmann).
• И о н и н Л. Г., Понимающая социология. Историко-критич. анализ, М., 1979;
Gorman R. ?., The dual vision, N. Y.,
1977; A. Schutz und die Idee des Alltags in den Sozialwis-senachaften, hrsg. v.
W. Sprondcl, B. Grathoff, Stuttg., 1979.
ЩЕПАНЬСКИЙ (Szczepanski) Ян (р. 14. 9. 1913, Устронь), польск. социолог,
действит. чл. Польск.
АН
(1964). Директор Ин-та философии и социологии (1968—75). Президент Междунар.
социологич.
ассоциации (1966—70). Гос. пр. ПНР 1-й степени (1974). Осн. труды по истории и
теории
социологии, социальной структуре польск. общества, социологии высшего
образования и др.
Руководил (с 1958) изданием «Исследование положения рабочего класса и
интеллигенции» («Z badan
klasy robotniczej i inteligencii», t. 1-28, 1959-67).
• Inteligencja i spoleczenstwo, Warsz., 1957; SocJoJogia. Roz-woj problematyki i
raetod, Warsz., 1961; Soejologiczne zagadnie-
nia wyzszego wyksztalczenia, Warsz., 1963; Rzecz o nauczycie-)ach w wychowujqcym
spoieczenstwie socjalistycznym, Warsz.,
1975; Sprawy ludzkie, Warsz., 1978; Rozwazanja o consumpcii i polityce
spoiecznej, Warsz., 1978; в рус. пер.—
Элементарные понятия социологии, М., 1969.







э
ЭВДЕМОНИЗМ (от греч. ?????????? — счастье, блаженство), антич. принцип
жизнепонимания,
позднее в этике — принцип истолкования и обоснования морали, согласно к-рому
счастье
(блаженство) является высшей целью человеч. жизни. Предпосылкой антич. Э.
является сократовская
идея внутр. свободы, достигаемой благодаря самосознанию личности и её
независимости от внеш.
мира. Хотя Э. возник одновременно и в тесной связи с гедонизмом, они в известном
смысле
противостояли друг другу: счастье есть не просто длительное и гармония.
удовольствие (Аристо-
тель), а результат преодоления стремления к чувств. наслаждениям путём
самоограничения,
упражнения, аскезы, отрешение от привязанностей к внеш. миру и его благам и
достигаемая при этом
свобода от внеш. необходимости и превратностей судьбы; это разумность,
тождественная подлинной
добродетели. Киники выставляют в качестве жизненного принципа борьбу со
страстями,
порабощающими человека. Киренаики в сущности развивают те же мотивы: счастье
зависит не от
внеш. обстоятельств, а от выработки правильного отношения к ним. Стоицизм
характеризует внутр.
свободу человека как радостную покорность судьбе, ибо значение для него имеет
только то, что
зависит от его отношения к внеш. обстоятельствам, а не от превратностей судьбы.
В новое время этот идеал внутр. свободы развивали мн. философы, в особенности
Спиноза, к-рый с
исключит. остротой поставил антитезу разумного познания и чувств. страстей и
выдвинул чисто
интеллектуальное понимание блаженства («интеллектуальная любовь к богу», amor
dei intellectualis).
Франц. материалисты (Гельвеций, Гольбах и др.) придали понятию счастья
откровенно гедонистич.
характер; в Э. получили преобладание натуралистич. мотивы, что особенно
характерно для англ.
утилитаризма.
ЭВОЛЮЦИЯ (от лат. evolutio — развёртывание), в широком смысле — синоним
развития; процессы
изменения (лреим. необратимого), протекающие в живой и неживой природе, а также
в социальных
системах. Э. может вести к усложнению, дифференциации, повышению уровня
организации системы
(прогрессивная Э., прогресс) или же, наоборот, к понижению этого уровня
(регресс); возможна также
Э. при сохранении общего уровня или высоты организации (Э. геологич. систем,
языков). Термин
«Э.» чаще всего применяется для обозначения многоаспектного развития биологич.
объектов,
786 ЩЕПАНЬСКИЙ
регулируемого естеств. отбором. В применении к социальным системам Э.
рассматривается как
аспект истории, связанный с выделением тех или иных целостных социальных
комплексов (Э.
обществ. институтов, идеологии, культуры и т. д. как часть общей истории). В
узком смысле в
понятие Э. включают лишь постепенные количеств. изменения, противопоставляя его
развитию как
качеств. сдвигу, т. е. революции. В реальных процессах развития революция и Э.
(в узком смысле
«плавного накопления изменений») служат в равной мере необходимыми компонентами
и образуют
противоречивое единство: «... жизнь и развитие в природе включают в себя и
медленную эволюцию,
и быстрые скачки, перерывы постепенности» (Ленин В. И., ПСС, т. 20, с. 66).
• Льюис Д ж., Человек и Э., пер. с англ., М., 1964; Осипов Г. В., Совр.
эволюционизм и проблема социального прогресса,
М., 1970; Смирнов И. Н., Э. живой природы как диалектич. процесс, М., 1975;
Седов ?. ?., Э. и информация, М., 1976;
АНТомонов Ю. Г., Размышления об Э. материи, М., 1976,
ЭВРИСТИКА (от греч. ???????—отыскиваю, открываю),
1) спец. методы решения задач (эвристич. методы), к-рые обычно
противопоставляются формальным
методам решения, опирающимся на точные математич. модели. Использование
эвристич. методов
(эвристик) сокращает время решения задачи по сравнению с методом полного
ненаправленного
перебора возможных альтернатив; получаемые решения не являются, как правило,
наилучшими, а
относятся лишь к множеству допустимых решений; применение эвристич. методов не
всегда
обеспечивает достижение поставленной цели. Иногда в психоло-гич. и кибернетич.
лит-ре эвристич,
методы понимаются как любые методы, направленные на сокращение перебора, или как
индуктивные методы решения задач.
2) Организация процесса продуктивного творч. мышления (эвристич. деятельность).
В этом смысле
Э, понимается как совокупность присущих человеку механизмов, с помощью к-рых
порождаются
процедуры, направленные на решение творч. задач (напр., механизмы установления
ситуативных
отношений в проблемной ситуации, отсечения неперспективных ветвей в дереве
вариантов,
формирования опровержений с помощью контрпримеров и т. п.). 3) Наука, изучающая
эвристич.
деятельность; спец. раздел науки о мышлении. Её осн. объект — творч.
деятельность; важнейшие
проблемы — задачи, связанные с моделями принятия решений (в условиях
нестандартных
проблемных ситуаций), поиска нового для субъекта или общества структурирования
описаний внеш.
мира (на основе классификаций типа периодич. системы или систематики К. Линнея).
Э. как наука
развивается на стыке психологии, теории «искусств,
интеллекта», структурной лингвистики, теории информации. 5) Спец. метод обучения
(сократич.
беседы) или коллективного решения проблем. Эвристич. обучение, исторически
восходящее к
Сократу, состоит в задании обучающимся серии наводящих вопросов и примеров.
Коллективный
метод решения трудных проблем (получивший назв. «мозговой штурм») основан на
том, что
участники коллектива задают автору идеи решения, наводящие вопросы, примеры,
контрпримеры.
• ? о л и а Д., Математика и правдоподобные рассуждения, пер. с англ., т. 1—2,
М., 19752; Поспелов
Д, А., II у ш-кин В. Н., Мышление и автоматы, М., 1972; ? у ш-к и н В. Н., Э.—
наука о творч.
мышлении, М., 1967; Управление, информация, интеллект. [Сб. ст.}, М., 1976.
ЭГОИЗМ (от. лат. ego
— я), принцип жизненной ориентации, основывающийся на мотивах себялюбия и
своекорыстия,
забота о своём «Я» и его интересах даже ценой блага других. Э. противоположен
альтруизму. В
переносном смысле говорят о групповом (классовом, нац.) Э. В случаях, когда Э.
выдвигается в
качестве морального принципа, он может быть связан с эвдемонизмом и гедонизмом
(напр., в
античности у нек-рых софистов, у киников, представителей киренской школы и др.).
Принцип Э. был признан в качестве универсального мерила человеч.
(предпринимательской)
активности в эпоху развития товарно-капиталистич. произ-ва, что нашло своё
отражение в
общественной мысли эпохи Просвещения (Гоббс, Мандевиль, А. Смит, Д. Рикар-до,
Гельвеции,
Гольбах, Бентам и этика утилитаризма). Сам термин «Э.» возник в 18 в. С теорией
«разумного Э.»
выступили французские материалисты 18 в., считавшие, что основой добродетели
является
правильно понятый собств. интерес, или «разумное себялюбие» (Гольбах). Кант
оценивал изначально
заключённое в чувств. природе человека себялюбие как «радикально злое»; он
различал логич.,
эстетич., метафизич. и моральный Э., причём «моральным эгоистом», по Канту,
является тот, кто
сосредоточивает все цели на самом себе, кто не видит никакой пользы ни в чём,
кроме того, что ему
выгодно. Шопенгауэр утверждал, что Э. является осн. реальной пружиной поведения
как животного,
так и человека; крайний Э. проповедовал Штирнер. В этич. концепции Чернышевского
развивается
новый вариант «разумного Э.» как свободного подчинения личной выгоды общему
делу, от успеха
которого выигрывает в конечном счёте и личный интерес индивида.
Марксизм отвергает взгляд на человека как абстрактное, внеисторич. существо,
наделённое
изначальной эгоистич. «природой», и связывает преодоление Э. с устранением
частной
собственности, социального неравенства и построением коммунистич. общества.
• Маркс К., Тетради по истории эпикурейской философии, Маркс К. и Энгельс Ф.,
Соч., т. 40, с. 21—
140; Маркс К. и Энгельс Ф., Нем. идеологич. там же, т. 3, с 234—50; Петров Э.
Ф., Э. Филос.-этич.
очерк, М., 1969.
ЭГОЦЕНТРИЗМ (от лат. ego — я и centrum — средоточие, центр), отношение к миру,
характеризующееся сосредоточенностью на своём индивидуальном «Я»; крайняя форма
эгоизма. В
философии эгоцентрич. позиция ведёт к солипсизму, в этике — к индивидуализму. В
генетич.
психологии Пиаже понятие Э. определяет особую стадию развития ребёнка (от 3 до 6
лет), его
мышления и речи; употребляется также в психопатологии, ряде направлений
глубинной психологии
(А. Адлер и др.) и т. п.
ЭЙДЕТИЗМ (от греч. ????? — вид, образ), особый картинный характер памяти, преим.
на зрит.
впечатления, позволяющий удерживать и воспроизводить чрезвычайно живой образ
воспринятого
ранее предмета, по своей наглядности и детальности почти не уступающий образу
восприятия. В той
или иной форме и степени присущ каждому человеку, особенно в детском или
подростковом
возрасте, однако в своих ярких формах встречается довольно редко.
• Выготский Л. С., Эйдетика, в сб.: Осн. течения совр. психологии, М.— Л., 1930
(сокр. изд. в кн.: Хрестоматия
по ощущению и восприятию, М., 1975); Л у ? и я А. Р., Маленькая книжка о большой
памяти, М., 1968.
ЭЙДОС (греч. ?????, лат. forma, species, этимологически тождественно рус.
«вид»), термин др.-греч.
филосо-фии. В дофилос. словоупотреблении (начиная с Гомера) и по большей части у
досократиков
(внешний) «вид», «образ», однако уже в 5 в. до н. э. (у Геродота 1,94 и Фу-
кидида 2,50)
засвидетельствовано значение, близкое к «виду» как классификационной
единице. У Демокрита (В
167 = № 288 Лу.) — одно из обозначений «атома» [собственно «(геометрич.) форма»,
«фигура»]. У
Платона (наряду с дофилос. значениями) — синоним термина «идея» (????),
трансцендентная
умопостигаемая форма, существующая отдельно от единичных вещей, к-рые к
ней причастны
(?? ???), объект достоверного науч. знания. Полемика Аристотеля против
«отделимости»
эйдосов-идей приводит к новому значению «(имманентной) формы», неотделимой от
материального
субстрата (см. Форма и материя, Гилеморфизм); в логике и биологии Аристотеля Э.—
«вид»
(species) как классификационная единица, подчинённая «роду» (?????). В среднем
платонизме
осуществляется синтез: платоеич. эй-досы-идеи становятся «мыслями бога»,
аристотелич.
эйдосы-формы — имманентными умопостигаемыми сущностями 2-го порядка, отражением
идеи в
материи (Альбин). Плотин сохраняет это различение, соотнося его со своей
иерархией ипостасей:
идеи помещаются в уме (ну-се), имманентные формы (к-рые Плотин вслед за стоиками
называет
также логосами] — в душе (псюхе).
В феноменологии Гуссерля Э.— чистая сущность, объект интеллектуальной интуиции.
• EIse G. P., The terminology of the ideas, «Harvard Studies in Classical
Philology», 1936, v. 47, p. 17—55; Brommег
Р., ????? et ????. Etude semantique et chronologique des oeuvres de Platon,
Assen, 1940; С lasse n C. J., Sprachliche
Deutung als Triebkraft platonischen und sokratischen Philosophierens, Munch.,
1959; San do z С L, Les noms srera de la
forme, [Bern, 1972], (о терминах i???, ?????, ?????, ?????, ?? ???); см. также
лит. к ст. Форма и материя.
ЭЙНШТЕЙН (Einstein) Альберт (14.3.1879, Ульм, Германия,— 18.4.1955, Принстон,
США), один из
основоположников совр. физики. В 1900 окончил политехникум в Цюрихе. В 1902—09
работал в
патентном бюро в Берне. В дальнейшем вёл педагогич. и науч. работу в Бернском,
Женевском,
Пражском и Берлинском ун-тах. После прихода в Гер.мании к власти нацистов
эмигрировал в США.
Э. был создателем спец. и общей теории относительности, квантовой теории света.
Теоретич.
исследования Э. в различных областях физики имели огромное фило-софско-
методологич. значение.
Его идеи послужили основой для выработки новой, материалистич. картины мира,
исходящей из
органич. связи пространства и времени с материей и её движением.
Э. стоял на позициях естеств.-науч. материализма. По собств. признанию, определ.
влияние на его
филос. мировоззрение оказали Кант, Юм, Мах. Знакомство с работами Юма
стимулировало у Э.
критич. отношение к ньютоновской механике. Принцип наблюдаемости послужил Э.
основой для
критики ньютоновской концепции ненаблюдаемого абс. пространства и разработки
операционального определения одновременности.
Наиболее характерная особенность мировоззрения Э.— рационализм. Как гносеологич.
концепция
рационализм у Э. связан с утверждением автономии логико-теоретич. знания по
отношению к
эмпирическому (в смысле признания невозможности индуктивного выведения первого
из второго).
Эту форму рационализма Э. связывал с философией Канта, хотя сама по себе она
глубоко отлична от
кантовского априоризма. Концепция онтологич. рационализма, развиваемая Э.,—
учение о
рациональной структуре и гармонии мира. Природа, согласно Э., представляет собой
строго
детерминированную систему, исключающую элементы неопределённости и случайности.
Исходя из
подобного представ-
ЭЙНШТЕЙН 787
ления, восходящего к Спинозе, Э. полагал, что вероятностные законы квантовой
механики
свидетельствуют о её неполноте. Рационализм Э. нашёл выражение в его взглядах на
идеал физич.
теории, к-рый он мыслил как единую теорию геометризованного поля.
Э. занимал прогрессивные обществ.-иолитич. позиции, активно выступал против
нацизма, за мир и
дружбу между народами.
* Собр. аауч. трудов, т. 1—4, М., 1965—67 (лит.). Кузнецов Б. Г., Э., М.,
19795; Э. и филос. проблемы физики 20 в.
Сб. ст., М., 1979.
ЭЙХГОРН, Эйххорн (Eichhorn) Вольфганг (р. 23.2. 1930), нем. философ-марксист
(ГДР), действит.
чл. АН ГДР (1973). Чл. СЕПГ с 1947. Пред. Проблемного совета но историч.
материализму (с 1977).
Область науч. деятельности: общие проблемы диалектич. и историч. материализма,
мировоззренч, и
методологич. вопросы социального познания и социального прогнозирования. Один из
авторов и
издателей «Словаря марксистско-ленинской социологии» («Worterbuch der
marxistisch-leninistischen
Soziologie», 1969), опубликованного марксистским изд-вом в ФРГ.
• Uber die Widersprache beim Aufbau des Sozialismus, B., 1959; Von der
Entwicklung des sozialistischen Menschen, B., 1964;
Wie ist Ethik als Wissenschaft moglich?. B., 1965; Dialektischer und
historischer Materialismus — ein Bestandteil des
Marxismus-Leninismus, B., 1976; в рус. пер.— Философия и прогностика, М., 1971
(соавтор); Диалектика производит. сил
и производств, отношений, М., 1977 (соавтор).
ЭКВИВАЛЕНТНОСТЬ (от позднелат. aequivalens — равноценный, равнозначный),
отношение типа
равенства, общее назв. для рефлексивных, симметричных и транзитивных отношений,
таких, напр.,
как равночис-ленность, подобие, изоморфизм (см. Изоморфизм и гомоморфизм) и т.
п. Отношения
типа Э. играют важную роль в формировании абстрактных понятий и в образовании
предметных
областей науч. теорий. Подробнее см. Абстракции принцип, Тождество, Универсум.
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ [от позднелат. ex(s)istentia — существование], или философия
существо-
вания, иррационалистич. направление совр. бурж. философии, возникшее накануне 1-
й мировой
воины в России (Шестов, Бердяев), после 1-й мировой войны в Германии (Хайдеггер,
Ясперс, Бубер)
и в период 2-й мировой войны во Франции (Сартр, Марсель, выступивший с идеями Э.
ещё во время
1-й мировой войны, Мерло-Понти, Камю, С. де Бовуар). В 40—50-х гг. Э. получил
распространение в
др. европ. странах, в 60-х гг. также и в США. Представители этого направления в
Италии —
Аббаньяно, Э. Пачи; в Испании к нему был близок Ортега-и-Гасет; в США идеи Э.
популяризиро-
вали У» Лоури, У. Баррет, Дж. Оди. К Э. близки ре-лиг.-филос. направления:
франц. персонализм
(Мунье, Недонсель, Лакруа) и нем. диалектич. теология (Барт, Тиллих, Бультман).
Э. как филос.
направление носит неоднородный характер. Различают Э. религиозный (Ясперс,
Марсель, Бердяев,
Шестов, Бубер) и атеистический (Сартр, Камю, Мерло-Понти, Хайдеггер). Однако
определение
«атеистический» по отношению к Э. несколько условно, т. к. признание того, что
бог умер,
сопровождается (в частности, у Хайдеггера и Камю) утверждением невозможности и
абсурдности
жизни без бога. Своими предшественниками экзистенциалисты считают Паскаля,
Кьеркегора,
Унамуно, Достоевского и Ницше. На Э. оказали влияние философия жизни и
феноменология
Гуссерля.
Расходясь с традицией рационалистич. философии и науки, трактующей опосредование
как осн.
принцип мышления, Э. стремится постигнуть бытие как некую непосредств.
нерасчленённую
целостность субъекта и объекта. Выделив в качестве изначального и подлинного
бытия само
переживание, Э. понимает его как переживание субъектом своего «бытия-в-мире».
Бьггие толкуется
как непосредственно данное человеч. существо-
788 ЭЙХГОРН
вание, как экзистенция (к-рая, согласно Э., непозна-ваема ни научными, ни даже
рацииональными
филос. средствами). Для описания её структуры мн. представители Э. (Хайдеггер,
Сартр, Мерло-
Понти) прибегают к феноменологич. методу Гуссерля, выделяя в качестве структуры
сознания его
направленность на другое — интенциональность. Экзистенция «открыта», направлена
на другое,
становящееся центром её притяжения. По Хайдеггеру и Сартру, экзистенция есть
бытие,
направленное к ниято и сознающее свою конечность. ' Поэтому у Хайдеггера
описание структуры
экзистенции сводится к описанию ряда модусов человея. существования: заботы,
страха, решимости,
совести и др., к-рые определяются через конечность экзистенции и суть различные
способы
соприкосновения с ничто, движения к нему, убегания от него. Поэтому именно в
«пограничной
ситуации» (Ясперс), в моменты глубочайших потрясений человек прозревает
экзистенцию как
корень своего существа.
Определяя экзистенцию через её конечность, Э. толкует последнюю как временность,
точкой отсчёта
к-рой является смерть. В отличие от физич. времени — чистого количества,
бесконечного ряда
протекающих моментов, экзистенциональное время качественно, конечно и
неповторимо; оно
выступает как судьба (Хайдеггер, Ясперс) и неразрывно с тем, что составляет
существо экзистенции:
рождение, смерть, любовь, отчаяние, раскаяние u т. д. Экзистенциалисты
подчёркивают в феномене
времени определяющее значение будущего и рассматривают его в связи с такими
экзистенциалами,
как «решимость», «проект», «надежда», отмечая тем самым личностно-историч. (а не
безлично-
космич.) характер времени и утверждая его связь с человеч. деятельностью,
исканием, напряжением,
ожиданием. Историчность человеч. существования выражается, согласно Э., в том,
что оно всегда
находит себя в определ. ситуации, в к-рую оно «заброшено» и с к-рой вынуждено
считаться.
Принадлежность к определ. народу, сословию, наличие у индивида тех или иных
биологич.,
психологич. и др. качеств. всё это — эмпирич. выражение изначально-ситуационного
характера
экзистенции, того, что она есть «бытие-в-мире». Временность, историч-ность и
«ситуационность»
экзистенции — модусы её ко-нечности.
Другим важнейшим определением экзистенции явля- ется трансцендирование, т. с.
выход за свои
пределы. Трансцендентное и сам акт трансцендирования понимаются различными
представителями
Э. неодинаково. С т. зр. религ. Э. трансцендентное — это бог. Согласно Сартру и
Камю,
трансценденция есть ничто, выступающее как глубочайшая тайна экзистенции. Если у
Ясперса,
Марселя, позднего Хайдеггера, признающих реальность трансцендентного,
преобладает момент сим-
волический и даже мифопоэтический (у Хайдеггера), поскольку трансцендентное
невозможно
рационально познать, а можно лишь «намекнуть» на него, то учение Сартра и Камю,
ставящих своей
задачей раскрыть иллюзорность трансценденции, носит критич. и даже ни-гилистич.
характер.
Э. отвергает как рационалистич. просветительскую традицию, сводящую свободу к
познанию
необходимо- сти, так и гуманистически-натуралистическую, для к-рой свобода
состоит в раскрытии
природных задатков человека, раскрепощении его «сущностных» сил. Свобода,
согласно Э.,— это
сама экзистенция, экзистенция и есть свобода. Поскольку же структура экзистенции
выражается в
«направленности-на», в трансцендирова-нии, то понимание свободы различными
представителями Э.
определяется их трактовкой трансценденции. Согласно Марселю и Ясперсу, свободу
можно обрести
лишь в боге. Поскольку, по Сартру, быть свободным значит быть самим собой,
постольку «человек
обречён быть свободным». Учение Сартра о свободе служит выражением позиции
крайнего
индивидуализма. Свобода предстаёт в Э, как тяжёлое бремя, к-рое должен нести
человек, поскольку он личность. Он может отказаться от своей свободы, перестать
быть самим
собой, стать «как все», но только ценой отказа от себя как личности. Мир, в к-
рый при этом
погружается человек, носит у Хайдеггера название «man»: это безличный мир, в к-
ром всё анонимно,
в к-ром нет субъектов действия, а есть лишь объекты действия, в к-ром все —
«другие», и человек
даже по отношению к самому себе является «другим»; это мир, в к-ром никто ничего
не решает, а
потому и не несёт ни за что ответственности. У Бердяева этот мир носит название
«мира
объективации», признаки к-рого — поглощение индивидуального, личного общим,
безличным, а
также господство необходимости и подавление свободы.
Общение индивидов, осуществляемое в сфере объективации, не является подлинным,
оно лишь
подчёркивает одиночество каждого. Согласно Камю, перед лицом ничто, к-рое делает
человеч. жизнь
бессмысленной, прорыв одного индивида к другому, подлинное общение между ними
невозможно. И
Сартр, и Камю видят фальшь и ханжество во всех формах общения индивидов,
освящённых традиц.
религией и нравственностью: в любви, дружбе и пр. Характерное для Сартра
стремление раз-
облачения искажённых, превращённых форм сознания («дурной веры») оборачивается
требованием
принять реальность сознания, разобщённого с другими и с самим собой. Единств.
способ подлинного
общения, к-рый признаёт Камю,— это единение индивидов в бунте против
«абсурдного» мира,
против конечности, смертности, несовершенства, бессмысленности человеч. бытия.
Экстаз может
объединить человека с другим, но это в сущности экстаз разрушения, мятежа,
рождённого отчаянием
«абсурдного» человека.
Иное решение проблемы общения даёт Марсель. Согласно ему, разобщённость
индивидов
порождается тем, что предметное бытие принимается за единственно возможное
бытие. Но
подлинное бытие — трансценденция — является не предметным, а личностным, потому
истинное
отношение к бытию — это диалог. Бытие, по Марселю, не «Оно», а «Ты». Поэтому
прообразом
отношения человека к бытию является личное отношение к др. человеку,
осуществляемое перед
лицом бога. Любовь, согласно Марселю, есть трансцендирование, прорыв к другому,
будь то
личность человеческая или божественная. Поскольку такой прорыв с помощью
рассудка понять
нельзя, Марсель относит его к сфере «таинства».
Прорывом объективированного мира, мира «man», является, согласно Э., не только
подлинное
человеч. общение, но и сфера художеств., филос., религ. творчества. Однако
истинная
коммуникация, как и творчество, несут в себе трагич. надлом: мир объективности
непрестанно
грозит разрушить экзистенциальную коммуникацию. Сознание этого приводит Ясперса
к
утверждению, что всё в мире в конечном счёте терпит крушение в силу самой
конечности
экзистенции, и потому человек должен научиться жить и любить с постоянным
сознанием хрупкости
и конечности всего, что он любит, незащищённости самой любви. Но глубоко скрытая
боль,
причиняемая этим сознанием, придаёт его привязанности особую чистоту и
одухотворённость. У
Бердяева сознание хрупкости всякого подлинного бытия оформляется в эсхатологич.
учение.
В Э. преобладает настроение неудовлетворённости, искания, отрицания и
преодоления достигнутого.
Трагич. интонация и общая пессимистич. окраска Э. являются свидетельством
кризисного состояния
совр. бурж. общества, господствующих в нём крайних форм отчуждения; поэтому
философия Э.
может быть названа философией кризиса.
Социально-политич. позиции у разных представителей Э. неодинаковы. Так, Сартр и

<<

стр. 83
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>