<<

стр. 84
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Камю
участвовали в Движении Сопротивления; с кон. 60-х гг. позиция Сартра отличалась
крайним левым
радикализмом и экстремизмом. Концепции Сартра и Камю оказали известное влияние
на социально-
политич. программу дви-
жения «новых левых» (культ насилия, свободы, перерастающей в произвол). Политич.
ориентация
Ясперса и Марселя носила либеральный характер, а социально-политич. воззрениям
Хайдеггера была
присуща ярко выраженная консервативная тенденция.
Э. отразил духовную ситуацию совр. бурж. общества, обнажил его противоречия и
болезни, но
предложить выход из этой ситуации он не смог. Все попытки обновления и
актуализации
проблематики философии существования (т. н. «оптимистич.» реформация Э.,
предпринятая О. Ф.
Больновым; «позитивный экзистенциализм» Аббаньяно) также оказались безуспешными.
• Гайденко П. П., Э. и проблема культуры, М., 1963; Шварц Т., От Шопенгауэра к
Хейдеггеру, пер. с нем., М., 1964;
Совр. Э., М., 1966; Соловьев Э. Ю., Э., «ВФ», 1966, .№ 12; 1967, № 1; его же,
Э., в кн.: Бурж. философия XX в., М., 1974;
Философия марксизма и Э., М., 1971; Совр. бурж. философия, М., 1978, гл. IV и V;
F o u l q u i e Р., L'existentialisme, P.,
1947; Castelji E., Existentiaiisme theqlogique, P., 1948; S i e b e r s G., Die
Krisis des Existentialismus, Hamb.—Bergedorf,
1949; Muller M., Existenzphilosophie im geistigen Leben der Gegenwart, Hdlb.,
1949; Lenz 1., Der moderne deutsche und
franzosische Existentialismus, Trier, 195l2; Allen E. L., Existentialism from
within, L., [19531; Wahl J., Les philosophies de
l'existence, P., 1954; Gignoux V., La Philosophie existentielle. P., 1955;
Heinemann Fr., Jenseits des Existentialismus, [Stuttg.,
1957]; Bollnow O. F., Existenzphilosophie, Stuttg., ?1960?; Lukacs G.,
Existentiaiisme ou marxisme?, P., [1961]2; Abbagnano
N., Introduzione all'esistenzialismo, [Mil., 19672]; Existentialism and
phenomenology. A guide for research, сотр. by L. Orr, N.
?., 1978. П. П. Гайденко.
ЭКЗИСТЕНЦИЯ [позднелат. ex(s)istentia, от лат. ex(s)isto — существую], см. в
статьях
Существование, Экзистенциализм.
ЭКЛЕКТИКА, эклектизм, эклектицизм (от греч. ?????????? — способный выбирать,
выбираю- щий),
соединение разнородных взглядов, идей, принципов или теорий. Термин «Э.» ввёл
Потамон из Алек-
сандрии (2 в.), назвавший свою школу эклектической. Э. коренится в подмене одних
логич.
оснований другими, в метафизич. абсолютизации изменчивости и относительности
человеч.
познания. Пустоту и бесплодность эклектич. построений отмечали мн. философы,
начиная с Сократа
и Аристотеля. Э. резко критиковали классики марксизма-ленинизма. В. И. Ленин
указывал на под-
мену оснований, нарушение принципов целостности, объективности, конкретности
рассмотрения
предметов и явлений как характерные особенности Э.: «...подделка эклектицизма
под диалектику
легче всего обманывает массы, дает кажущееся удовлетворение, якобы учиты-вает
все стороны
процесса, все тенденции развития, все противоречивые влияния и прочее, а на деле
не дает никакого
цельного и революционного понимания процесса общественного развития» (ПСС, т.
33, с. 21).
«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЕССИМИЗМ», течение в совр. бурж. философии, политэкономии,
социологии и футурологии, представители к-рого считают трудноразрешимыми
глобальные
проблемы, стоящие перед человечеством (загрязнение окружающей среды, истощение
минеральных
ресурсов, быстрый рост населения, опережающий развитие продовольств. базы, и т.
д.), без приоста-
новки роста населения. Сложилось в 1-й пол. 1970-х гг. в ходе кризиса бурж.
идеологии. Ведущие
представители — Дж. Форрестер, Д. Медоус, Р. Хейлбронер, П. и А. Эрлих (США) и
др.
«Э. п.», как и противостоящий ему «научно-технич. оптимизм»,— понятие широкое,
собирательное.
В совр. зап. лит-ре к нему причисляются обычно представители самых различных
направлений бурж.
обществ. наук, выступающие против концепций социального прогресса. Науч.
несостоятельность «Э.
п.» — в игнорировании науч.-технич. и социальных факторов, к-рые обусловливают
прогресс
человеч. общества, в отрицании необходимости коренных социальных преобразований
для
успешного решения глобальных проблем.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ 789
• Бестужев-Лада И.В., Эволюция амер. футурологии, «США. Экономика, идеологич.
политика», 1977, № 3.
ЭКОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНАЯ, отрасль науки, исследующая отношение между человеч.
сообществами и окружающей географич.-пространств., социальной и культурной
средой, прямое и
побочное влияние производств, деятельности на состав и свойства окружающей
среды, экологич.
воздействие антропогенных, особенно урбанизированных, ландшафтов, др. экологич.
факторов на
физич. и психич. здоровье человека и на генофонд чело-веч. популяций и т. п.
Уже в 19 в. амер. учёный Д. П. Марш, проанализировав многообразные формы
разрушения
человеком природного равновесия, сформулировал программу охраны природы. Франц.
географы 20
в. (П. Видаль де ла Блаш, Ж. Брюн, Э. Мартонн) разработали концепцию географии
человека,
предмет к-рой — изучение группы явлений, происходящих на планете и причастных к
деятельности
человека. В работах представителей голл. и франц. географич. школы 20 в. (Л.
Февр, М. Сор), кон-
структивной географии, развитой сов. учёными А. А. Григорьевым, И. П.
Герасимовым,
анализируется воздействие человека на географич. ландшафт, воплощение его
деятельности в
социальном пространстве.
Развитие геохимии и биогеохимии выявило превращение производств. деятельности
человечества в
могучий геохимич. фактор, что послужило основанием для выделения новой геологич.
эры —
антропогенной (рус. геолог А. П. Павлов) или психозойской (амер. учёный Ч.
Шухерт). Учение В. II.
Вернадского о биосфере и превращении её в ноосферу связано с новым взглядом на
геологич.
последствия социальной деятельности человечества.
Ряд аспектов Э. с. изучается и в историч. географии, исследующей связи между
этнич. группами и
природной средой. Формирование Э. с., анализирующей взаимоотношения между
социальными
группами и средой, пространств. распределение населения в городах, в частности
преступность,
сегрегацию, географич. размещение различных общин внутри большого города,
связано с
деятельностью чикагской школы (Р. Парк, Э. Берджесс, Р. Д. Макензи). Они
показали зависимость
пространств. организации города и расселения различных социальных групп от
механизмов
экономич. конкуренции.
Предмет и статус Э. с. являются объектом дискуссий: она определяется либо как
системное
понимание окружающей среды, либо как наука о социальных механизмах взаимосвязи
человеч.
общества с окружающей средой, либо как наука, делающая акцент на человеке как
биологич. виде
(homo sapiens). Э. с." существенно изменила науч. мышление, выработав новые
теоретич. подходы и
методологич. ориентации у представителей различных наук, способствовав
формированию нового
экологич. мышления. Э. с. анализирует природную среду как сложную,
дифференциров. систему,
различные компоненты к-рой находятся в динамич. равновесии, рассматривает
биосферу Земли как
экологич. нишу человечества, связывая окружающую среду и деятельность человека в
единую
систему «природа — общество», раскрывает воздействие человека на равновесие
природных
экосистем, ставит вопрос об управлении и рационализации взаимоотношений человека
и природы.
Экологич. мышление находит своё выражение в различных выдвигаемых вариантах
переориентации
технологии и произ-ва. Одни из них связаны е настроениями экологич. пессимизма и
алармизма (от
франц. alar-me — тревога), с возрождением реакционно-романтич. концепций
руссоистского толка, с
т. зр. к-рых первопричиной экологич. кризиса является сам по себе научно-технич.
прогресс, с
возникновением доктрин «ограни-
790 ЭКОЛОГИЯ
ченного роста», «устойчивого состояния» и т. п., считающих необходимым резко
ограничить либо
вообще приостановить технико-экономич. развитие. В других вариантах в противовес
этой
пессимистич. оценке будущего человечества и перспектив природопользования
выдвигаются
проекты радикальной перестройки технологии, избавления её от просчётов,
приведших к за-
грязнению окружающей среды (программа альтернативной науки и технологии, модель
замкнутых
производств, циклов), создания новых технич. средств и технологич. процессов
(транспорта,
энергетики и др.), приемлемых с экологич. точки зрения. Принципы Э. с. находят
своё выражение и в
экологич. экономике, к-рая принимает в расчёт расходы не только на освоение
природы, но и на
охрану и восстановление экосферы, подчёркивает важность не только критериев
прибыльности и
производительности, но и экологич. обоснованности технич. нововведений,
экологич. контроля над
планированием пром-сти и природопользования.
Экологич. подход привёл к вычленению внутри Э. с. экологии культуры, в к-рой
ищутся пути
сохранения и восстановления различных элементов культурной среды, созданной
человечеством на
протяжении его истории (памятников архитектуры, ландшафтов и т. п.), и экологии
науки, в к-рой
анализируется географич. размещение научно-исследоват. центров, кадров,
диспропорции в
региональной и общенац. сети исследоват. институтов, средств информации,
финансирования, в
структуре науч. сообществ.
Развитие Э. с. послужило мощным импульсом выдвижения перед человечеством новых
ценностей —
сохранения экосистем, отношения к Земле как к уникальной экосистеме,
осмотрительного и
бережного отношения к живому и т. д. Тенденции к экологич. переориентации этики
обнаруживаются в различных этич. концепциях: учении А. Швейцера о благоговейном
отношении к
жизни, этике природы амер. эколога О. Леопольда, космич. этике К. Э.
Циолковского, этике любви к
жизни, разработанной сов. биологом Д. П. Филатовым, и др.
В условиях капитализма погоня монополий за прибылью нередко приводит к хищнич.
использованию природных ресурсов, разрушению элементов природной среды.
Предпосылки для рационального регулирования человеком своего обмена веществ с
природой
создаются впервые в социалистич. обществе. На первых этапах своего существования
Сов. гос-во не
всегда могло уделять должное внимание экологич. проблемам, вследствие чего нек-
рые крупные хоз.
мероприятия не получали всестороннего экологич. обоснования. В дальнейшем в
отличие от
капиталистич. стран, где экологич. мероприятия носят частичный, ограниченный
характер,
социалистич. обществ. строй позволяет планомерно осуществлять комплексные
долгосрочные
программы, направленные на сохранение и улучшение среды обитания, на преодоление
отрицат.
экологич. последствий научно-технич. прогресса. Соответственно в ст. 18
Конституции СССР
установлено: «В интересах настоящего и будущих поколений в СССР принимаются
необходимые
меры для охраны и научно обоснованного, рационального использования земли и ее
недр, водных
ресурсов, растительного и животного мира, для сохранения в чистоте воздуха и
воды, обеспечения
воспроизводства природных богатств и улучшения окружающей человека среды».
Планетарный характер воздействия человека на среду обитания требует междунар.
сотрудничества, осуществления
общенац. и межгос. мероприятий. • Марш Д. П., Человек и природа, пер. с англ.,
СПБ, 1866; Д о p с т Ж., До того как
умрет природа, пер. с франц., ?., 1968; Уатт К., Экология и управление
природными ресурсами, пер. с англ.. М., 1971;
Эренфеяд Д.. Природа и люди, пер. с англ., М., 1973; Взаимодействие природы и
общества. Филос., географич..
экологич. аспекты проблемы. Сб. ст., М., 1973; Человек и среда его обитания,
«ВФ», 1973, № 1—4; Коммонер Б.,
Замыкающийся круг, пер. с англ., Л., 1974; eго же, Технология прибыли, пер. с
англ., М., 1976;
У ? ? н Б., Д ю б о Р., Земля только одна, пер. с англ., М., 1975: Будыко М. И.,
Глобальная экология, М., 1977: Динамич.
равновесие человека и природы, Минск, 1977; Одум Г., Одум Э., Энергетич. базис
человека и природы, пер. с англ., М.,
1978; Гертнер Э., Рабочий класс и Э., пер. с нем.. М-, 1981; McKenzie R. D., The
ecological approach to the study of the
human community, «American Journal of Sociology», 1924, v. 30, № 3; Park R. E.,
Human communities. The city and human
ecology, Glencoe, 1952; Perspectives en Geologie humaine, P., 1972; Ehrlich P.
R., Ehrlich A. H., Holdren J. P., Human
ecology: problems and solutions, S. F., 1973. А. П. Огурцов, Б. Г. Юдин.
«ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РУКОПИСИ 1857—58 гг.», см. в ст. «Критика политической экономии».
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ, экономич. детерминизм, догматич. упрощение
материали-стич. понимания истории. Суть Э. м.— в сведении богатства диалектики
обществ.
развития к действию изначально господствующего «экономич. фактора». Экономика
признаётся в Э.
м. субъектом истории, тогда как люди оказываются пассивным «элементом»
производит. сил,
продуктами производств. отношений. В Э. м. из производит. сил и производств.
отношений
схематически выводятся все остальные явления обществ. жизни, лишённые собств.
активной роли.
Люди выступают в Э. м. лишь как персонификаторы экономич. категорий, экономич.
персонажи.
Тогда как К. Маркс открыл за отношениями вещей отношения между людьми, Э. м.,
наоборот,
сводит последние к отношениям вещей и самого человека низводит до положения
вещи, наделённой
сознанием и волей.
Наиболее законченное выражение Э. м.— взгляды В. М. Шулятикова. В целом Э. м.
характерен для
оп-портунистич. «традиции» (Э. Бернштейн и др.). Вместе с тем его проявления
встречаются и у отд.
марксистов (А. Лабриола, П. Лафарг, Ф. Меринг и др.). Возникновению Э. м.
способствовало, как
отмечал В. И. Ленин, то, что марксизм усваивали «... крайне односторонне,
уродливо, затвердив те
или иные "лозунги", те или иные ответы... ине поняв марксистских критериев этих
ответов» (ПСС, т.
20, с. 88). Критика Э. м.— условие творч. развития марксизма. См. также
Вульгарный социологизм.
• Ленин В. И., О карикатуре на марксизм и об «империалистическом экономизме»,
ПСС, т. 30; Лафарг П., Соч., пер. с
франц., т. 3, М.—Л., 1931; Грамши А., Избр. произведения, т. 3 — Тюремные
тетради, пер. с итал., М., 1959.
«ЭКОНОМИЧЕСКО-ФИЛОСОФСКИЕ РУКОПИСИ», редакционное название, под к-рым была
опубликована и получила известность работа К. Маркса, написанная в Париже летом
1844.
Авторское название в дошедшей до нас рукописи не сохранилось. Как видно из
«Предисловия», сам
Маркс называл её: «Критика политич. экономии».
Работа представляет собой первую попытку обобщить с позиций материализма,
диалектики и
коммунизма результаты экономич. исследований, к к-рым Маркс приступил в Париже,
по
свидетельству Энгельса, в конце 1843, и вместе с тем первую попытку развёрнутого
науч.
обоснования коммунистич. мировоззрения. Здесь в процессе становления марксизма
впервые
осуществляется синтез филос., экономич. и коммунистич. идей Маркса. Это — первое
экономич.
произведение Маркса, исходный пункт длит. процесса, к-рый завершился созданием
«Капитала».
Работа Маркса состоит из трёх частей (тетрадей, рукописей). В 1-й части — 27
стр. (1—27), во 2-й —
4 стр. (40—43), в 3-й — 41 стр. (1—43, две при пагинации пропущены). По
существу, вся работа
представляет собой одну рукопись и написана по единому плану.
В «Э.-ф. р.» Маркс исходит из результата, к к-рому он пришёл входе критики
гегелевской философии
права: гражд. общество определяет гос-во. Маркс приступает к критич. изучению
бурж.
политэкономии, исследовавшей анатомию гражд. общества. Опираясь в первую очередь
на А. Смита,
выделявшего в развитом бурж. обществе Англии три осн. класса — пролетариат,
буржуазию и зем.
собственников, Маркс начинает «Э.-ф,
р.» о анализа положения этих классов, их соотношения и борьбы, тенденций
развития бурж.
общества. Этому посвящены первые 3 главы — «Заработная плата», «Прибыль на
капитал»,
«Земельная рента»,— в к-рых Маркс анализирует три источника дохода (и вместе с
тем, по Смиту,
три составных части стоимости, ключевой категории бурж. экономики). В этом
триедином анализе
выделяются две осн. фазы: 1) Маркс выясняет сущность капитала, трё'х источников
дохода, чем
определяется их величина, констатирует классовую борьбу; 2) прослеживает
тенденции ра'звития
классов и классовой борьбы и приходит к выводу о поляризации бурж. общества на
два осн. класса
— рабочих и капиталистов.
Затем следует важнейший раздел «Э.-ф. р.» — глава о частной собственности и
отчуждении труда, в
к-рой Маркс исследует глубинные основы классового, бурж. общества. Отношение
между
пролетариатом и буржуазией, между трудом и капиталом — это отношение частной
собственности,
к-рая является основой бурж. общества и вместе с тем предпосылкой бурж.
политэкономии. За
частной собственностью Маркс открывает ещё более глубокую основу антагонистич.
общества —
определ. характер труда, труд по внеш. принуждению, отчуждённый труд. Отчуждение
труда, к-рое
Маркс отличает от опредмечивания труда (см. Опредмечивание и распредмечивание),
выступает в
четырёх формах: отчуждение продукта труда; самого процесса труда, трудовой
деятельности;
родовой сущности человека; человека от человека. Экономич. отчуждение является
основой всякого
иного (напр., религ.) отчуждения. В конце главы Маркс намечает программу
дальнейшего
исследования: 1) сущность частной собственности, 2) историч. характер частной
собственности (её
происхождение, развитие до противоположности между трудом и капиталом и
неизбежно
предстоящее её упразднение, снятие), 3) анализ экономич. категорий (исходя из
понимания их
основы — частной собственности и отчуждения труда). Эта программа осуществляется
в двух
следующих (2-й и 3-й) частях рукописи.
Осн. содержание 3-й части составляет анализ коммунистич. преобразования общества
как диалектич.
процесса уничтожения (снятия) частной собственности. В этой связи Маркс
подвергает критике
идеалистич. характер гегелевской диалектики и гегелевской философии вообще. В
конце рукописи
он набрасывает предисловие и приступает к анализу экономич. категорий—
разделения труда, денег.
На этом работа была прервана, закончился определ. цикл исследования.
Общая логич. структура «Э.-ф. р.»: анализ экономич. категорий, выражающих
положение и
соотношение осн. классов бурж. общества, исследование частной собственности и
отчуждения труда
как основ бурж. общества — переход к анализу конкретных экономич. категорий
бурж. общества. И
вместе с тем: соотношение классов (статика) — тенденции развития классовой
борьбы (динамика) —
частная собственность и отчуждение труда как основы бурж. общества (статика) —
их историч.
характер (динамика). Фактически, по своему осн. содержанию, «Э.-ф. р.» явились
своего рода филос.
введением в критику бурж. политэкономии. Они представляют новый этап в процессе
становления
материа-листич. понимания истории.
В «Э.-ф. р.» Маркс исследует определяющую роль труда, материального произ-ва в
жизни общества;
находит в произ-ве специфич. отличие человека от животного; подчёркивает, что
вся всемирная
история есть не что иное, как порождение человека человеч. трудом. Центр.
проблема «Э.-ф. р.» —
проблема частной собственности. Исследуя взаимодействие отчуждения труда и
частной
собственности, Маркс приближается к открытию внутр. механизма развития
материального произ-ва
— диалектики производит. сил и производств. от-
ЭКОНОМИЧЕСКО 791
ношений. Он доказывает как историч. необходимость частной собственности, так и
исторически
преходящий характер её, необходимость коммунистич. преобразования общества. На
этой основе он
углубляет своё понимание общей периодизации историч. процесса, фактически
выделяет три эпохи:
доклассовое (когда не было отчуждения труда и частной собственности) — классовое
(основанное на
отчуждении труда и частной собственности) — будущее бесклассовое коммунистич.
общество (где
будут уничтожены частная собственность и все виды отчуждения); в зародыше
намечается и
различение фаз развития будущего общества.
Со времени опубликования «Э.-ф. р.» в 1932 вокруг них развернулась острая
идеологич. борьба в
связи с попытками антимарксистов гипертрофировать проблему отчуждения,
противопоставить
молодого и зрелого Маркса, извратить диалектико-материалистич. учение о
человеке, к-рое начал
вырабатывать здесь Маркс.
«Э.-ф. р.» были впервые опубликованы в СССР: на рус. яз. частично в 1927, на
языке оригинала
полностью в 1932, на рус. яз. полностью в 1956.
• Marx-Engels Gesamtausgabe, Abt. l, Bd 2, В., 1975; Маркс К. и Энгельс Ф., Из
ранних произведений, М., 1956; их же,
Соч., т. 42; Карл Марко. Биография, М., 19732, гл. 2; Корню О., Карл Маркс и
Фридрих Энгельс, пер. с нем., т. 2, М.,
1961, гл. 2; Ойзерман Т. И., Формирование философии марксизма, M., 19742; Лапин
Н. И., Молодой Маркс, М., 19762;
Багатурия Г. А., Выгодский В. С., Экономия, наследие Карла Маркса, М., 1976, гл.
14; Марксистская философия в XIX
в., кн. 1, М., 1979, гл. 3. Г. А. Багатурия.
ЭКСПЕРИМЕНТ (от лат. experimentum — проба, опыт), метод познания, при помощи к-
рого в
контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. Э.
осуществляется на основе теории, определяющей постановку задач и интерпретацию
его результатов.
Нередко гл. задачей Э. служит проверка гипотез и предсказаний теории, имеющих
принципиальное
значение (т. н. решающий Э.). В связи с этим Э. как одна из форм практики
выполняет функцию
критерия истинности науч. познания в целом.
Экспериментальный метод исследования возник в естествознании нового времени (У.
Гильберт, Г.
Галилей) . Вперые он получил филос. осмысление в трудах Ф. Бэкона,
разработавшего и первую
классификацию Э. Развитие экспериментальной деятельности в науке сопровождалось
в теории
познания борьбой рационализма и эмпиризма, по-разному понимавших соотношение
эмпирич. и
теоретич. знания. Преодоление односторонности этих направлений нашло завершение
в диалектич.
материализме, в к-ром тезис о единстве теоретич. и экспериментальной
деятельности является
конкретным выражением общего положения о единстве чувственного и рационального,
эмпирич. и
теоретич. уровней в процессе познания (см. Эмпирическое и теоретическое).
Совр. наука использует разнообразные виды Э. В сфере фундаментальных
исследований простейший
тип Э.— качеств. Э., имеющий целью установить наличие или отсутствие
предполагаемого теорией
явления. Более сложен измерит. Э., выявляющий количеств. определённость к.-л.
свойства объекта.
Широкое применение в фундаментальных исследованиях получает мысленный Э.
Относясь к
области теоретич. знания, он представляет собой систему мысленных процедур,
проводимых над
идеализированными объектами. Будучи теоретич. моделями реальных
экспериментальных ситуаций,
мысленные Э. проводятся в целях выяснения согласованности осн. принципов теории.
(См. также
Верификация, Фальсификация.)
С 20-х гг. 20 в. развиваются социальные Э. Они способствуют внедрению в жизнь
новых форм
социальной организации и оптимизации управления обществом. Объект социального
Э., в роли к-
рого выступает опре-дел. группа людей, является одним из участников Э., с
792 ЭКСПЕРИМЕНТ
интересами к-рого приходится считаться, а сам исследователь оказывается
включённым в изучаемую
им ситуацию. Содержание и процедуры социальных Э. обусловлены также правовыми и
моральными
нормами общества.
• Энгельс Ф., Анти-Дюринг, Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 20; его же,
Диалектика природы, там же; Ленин В. И.,
Материализм и эмпириокритицизм, гл. 2, ПСС, т. 18; Сивоконь П. Е., Методологии,
проблемы естеств.-науч. Э., М.,
1968; P ы в к и н а Р. В., Винокур А. В., Социальный Э., Новосиб., 1908; М а к a
p e в и-чус К., Место мысленного Э. в
познании, М., 1971; Налимов В. В., Теория Э., М., 1971; Капица П. Л., Э.,
теория, практика, М., 1974; Ахутин А. В.,
История принципов физич. Э.: от античности до XVII в., М., 1976; Кэмпбслл Д.,
Модели Э. в социальной психологии и
прикладных исследованиях, пер. с англ., М., 1980; К у ? ? и-я н А. П., Проблема
Э. в системе обществ. практики, М.,
1981; Dingler H., Uber die Geschichte und das Wesen des Experimentes, Munch.,
1952; S i ehe l W., Die Logik des Experiments
in den Sozialwissenschaften, B., 1965.
ЭКСТАЗ (от греч. ???????? — смещение, перемещение, исступление, восторг), термин
др.-греч.
философии, одно из осн. понятий неоплатонизма. В своём первонач. значении слово
Э. означало, в
частности, переход от нормального состояния к ненормальному (как в телесном
плане — напр.,
«вывих», так и в душевном — «исступление», «помешательство» и т. п.). В значении
«перехода»
слово Э. употребляется, напр., у Аристотеля: «всякое движение есть Э.
движущегося» («О душе» 406
b 13). Плотин употребляет слово Э. при описании сверхумного созерцания, когда
душа, отбросив всё
чувственное и интеллектуальное, возвышается над сферой бытия-ума (нуса) и в
некоем восторге и
воодушевлении непосредственно соприкасается со сверхбытийным единым («Эннеады»У1
9, 11, 23).
Э. предполагает предварит, очищение души (катарсис), прошедшей все этапы добро
дет. жизни и
возвысившейся над «хороводом добродетелей» (VI 9, 11, 17). Плотиновское
понимание Э. было
воспринято последующими неоплатониками (Порфирий, Прокл), а также патристикой
(Псевдо-
Дионисий Арео-пагит, Августин).
ЭКСТЕНСИОНАЛЬНОСТЬ (от лат. extensio — протяжение, расширение), свойство
подстановочности, проявляющееся в сохранении значений (объёмов) выражениями к.-
л. языка
относительно возможных (в данном языке) преобразований этих выражений. Поскольку
подста-
новочность обусловлена тождеством, Э. предполагает абстракцию отождествления
выражений,
принятую в том или ином языке, и соответственно указывает на интервал этой
абстракции. Так,
напр., отождествляются классы и определяющие их свойства, отношения и со-
ответств. предикаты и
т. п. Если предложения языка отождествляются по их денотативному (истинностному)
значению (см.
Денотат), то свойством Э. обладают только те новествоват. синтаксич. конструкции
языка, к-рые не
содержат предложений, выражающих косвенную или прямую речь. Это обусловлено тем,
что опе-
рации преобразования предложений в прямую или косвенную речь, а также модальные
операции не
сохраняют отношения равнообразности предложений — их тождества по истинностному
значению.
Такова, в частности, ситуация в естеств. языках, к-рым свойственны косвенные
контексты (в них
равнообразности недостаточно, чтобы определяемое ею отношение считать
тождеством). Напротив,
в языках классич. логики, где подходящим выбором универсума рассуждения
(предметной области)
косвенные контексты исключаются, а все операции над высказываниями сохраняют
отношение рав-
нообразности, именно последнее отношение оказывается единств. отношением
тождества. Т. о., в
теоретико-мно-жеств. логике и основанных на ней теориях Э. выражений
обеспечивается за счёт
неявного постулата о неразличимости равнообъёмных свойств (или объёма и
содержания понятий). В
языке самой теории множеств этот постулат формулируется уже явно в виде аксиомы,
или принципа,
Э. (равнробъёмности): любое мно-жество полностью определяется заданием его
элемен-
тов. Науч. язык, к-рый строится в соответствии с принципом, эквивалентным
принципу Э., наз.
экстенсиональным языком. В противном случае язык наз. неэкстенсиональным, или
интенсио-
нальным (см. Интенсиональность). В экстенсиональных языках абстрагируются от
психологич. и
прагма-тич. оттенков смысла выражений, поэтому они проще интенсиональных и в
этом отношении
предпочтительнее, однако с т. зр. выразит. возможностей экстенсиональные языки
беднее: их
информац. задачи всецело ограничены предметным (модельным) аспектом значения.
Кроме языков
логики, к экстенсиональным форма-лизов. языкам относятся языки математики,
химии, языки
программирования.
• Карнап Р., Значение и необходимость, пер. с англ., М., 195Я; Фреге Г., Смысл и
денотат, пер. с нем., в кн.: Семиотика и
информатика, в. 8, ?., 1977.
ЭКСТЕРИОРИЗАЦИЯ (франц. exteriorisation — обнаружение, проявление, от лат.
exterior —
наружный, внешний), в психологии процесс, в результате к-рого внутренняя психич.
жизнь человека
получает внешне выраженную (знаковую и социальную) форму своего существования.
Принципиальное значение понятию Э. впервые было придано Л. С. Выготским в его
культур-но-
историч. теории поведения: человек овладевает собой как одной из сип природы
извне — при
помощи особой техники знаков, создаваемой культурой, так что овладение тем или
иным
внутренним психологич. процессом предполагает предварительную его Э. Дальнейшую
разработку
проблема Э. получила в работах сов. психологов А. Н. Леонтьева, П. Я. Гальперина
и др.
• Выготский Л. С., Развитие высших психич. функций, М., I960; Леонтьев А. Н.,
Проблемы развития психики, M., 19814.
ЭКСТРАПОЛЯЦИЯ (от лат. extra — сверх, вне и polio — выправляю, изменяю),
распространение
выводов по одной части к.-л. явления на др. часть, на явление в целом, на
будущее и т. п. В
математике и статистике — продолжение динамич. ряда данных по определ. формулам
(см. также
Интерполяция). Применяется при анализе, диагнозе, прогнозе. Типичный пример
логич. Э.— вывод
об уровне культуры к.-л. социальной группы по наблюдениям за отд. её
представителями или о
перспективах культуры по тенденциям в прошлом, статистич. Э.— проекция роста
населения по
данным прошлого. Э.— один из важнейших способов совр. научно-технич. и
социально-экономич.
прогнозирования.
ЭКСТРАВЕРТИВНЫЙ (от лат. extra — вне, снаружи и verto — поворачиваю, обращаю),
обращённый вовне; психологич. характеристика личности, направленной на внеш. мир
и
деятельность в нём, отличающейся преобладающим интересом к внеш. объектам и т.
п. Понятие
введено Юнгом. См. Интровертивный.
ЭКХАРТ (Eckhart) Иоганн, Майстер Экхарт (ок. 1260, Хоххайм, близ Готы,— кон.
1327 или нач.
1328, Авиньон), нем. мыслитель, представитель филос. мистики позднего
средневековья в Зап.
Европе. Монах-доминиканец. Учился и преподавал в Парижском ун-те, затем в
Страсбурге и Кёльне;
был учителем И. Таулера и Г. Сузо. В 1329 папской буллой 28 положений его учения
были
объявлены ложными.
Проповеди и трактаты Э. на нем. яз., сохранившиеся б. ч. в записях учеников, как
по форме, так и по
филос. содержанию далеко отходят от норм схоластики. Э. доводит до крайнего
заострения идеи
христ. неоплатонизма Псевдо-Дионисия Ареопагита. Гл. тема его мысли — «божество»
(Gotheit),
безличный и бескачеств. абсолют, стоящий за «богом» в трёх лицах как полнотой
качеств и творч.
истоком мирового процесса. Человек способен познавать бога благодаря тому, что в
самом человеке
есть несотворённая «искорка», единосущная богу. Отрешаясь от своего «Я»,
соединяясь с божеств.
«ничто», че-ловеч. душа становится орудием вечного порождения богом самого себя.
Эта концепция,
неприемлемая для ортодоксального христианства, открывала возможность
интерпретации в духе пантеизма. Э. дал импульс многовековой традиции нем.
мистики, нередко с
нар.-еретич. окраской. В его доктрине предвосхищена идеалистич. диалектика
единого божеств.-
мирового процесса, развитая Шеллингом и Гегелем. Э. и его ученики сыграли
большую роль в
становлении нем. филос. языка.
• Die deutschen und lateinischen Werke, Stuttg., 1936—48; в рус. пер.— Избр.
проповеди, М., 1912.
• Kopper J., Die Metaphysik Meister Eckharts, Saarbrucken, 1955; Oltmanns K.,
Meister Eckhart, Fr./M., 19572; Degenhardt I.,
Studien zum Wandel des Eckharts-bildes, Leiden, 1967.
ЭЛЕЙСКАЯ ШКОЛА, др.-греч. филос. школа кон. 6— 5 вв. до н. э., в к-рую входили
Парменид, его
ученик Зенон Элейский (оба из г. Элея в Юж. Италии) и Мелисс Самосский. В учении
Э. ш. заметно
влияние идей Ксено-фана и ранних пифагорейцев. Общим для элеатов было убеждение
в том, что
чувства дают нам не достоверное знание, а только ложные мнения. Поэтому они
стремились постичь
истину о мире силой разума, путём умозаключений, исходя из тождественности
мыслимого и
сущего. Элеаты первыми попытались понять мир, применяя к многообразию вещей
филос. понятия
предельной общности (бытие, небытие, движение). Отрицая существование отд. вещей
и отвергая
возможность движения, Э. ш. впервые продемонстрировала тупик, в к-рый попадает
филос. мысль,
выходящая из-под контроля опытного знания. Недаром Платон называл их
«неподвижниками»
(«Федон» 121 В), а Аристотель— «не-физи-ками», или «противоестественниками»
(Секст Эмпирик,
Против ученых X 46). Попытки решения вопросов, поднятых Э. ш., сыграли важную
роль в
формировании философии Демокрита, Платона, Аристотеля.
• Мандес М. И., Элеаты. Филология, разыскания в области истории греч. философии,
О., 1911; Reinhardt К., Parmenides
und die Geschichte der griechischen Philosophie, Bonn, 1916; Raven J. E.,
Pythagoreans and Eleatics, Camb., 1948; Loenen J.
H. M., Parmenides, Melissus, Gorgias, A reinterpretation of Eleatic philosophy,
Assen, 1959.
ЭЛЕМЕНТЫ (лат. elementa — семантич. калька греч. ????????, от ??????? — ряд,
собственно — член
ряда), термин антич. философии, первоначально — «буквы» (алфавита), затем —
простейшие начала,
элементы (ста-рослав. транскрипция — «стихии»). Уже атомисты (№ 240 Лу.)
сравнивали сочетания
атомов с порождением «из одних и тех же букв» различных текстов. Впервые Э.
(стойхейя) как
метафорич. обозначение простейших чувств. тел встречаются у Платона («Теэтет»
201 е), что
подтверждается свидетельством Евдема (фр. 31 Wehrli), согласно к-рому Платон
первым ввёл этот
термин как обозначение физич. элементов (ср. «Софист» 252 b). Для Платона,
однако, «Э.» — не
четыре «корня» Эм-педокла (земля, вода, воздух, огонь), а составляющие их
правильные
многогранники («Тимей» 46 b, 56 b). У Аристотеля метафора стирается, и элемент
становится филос.
термином, употребляющимся очень широко — от онтологии и космологии до
гносеологии и теории
доказательства (см. описание его различных употреблений в 3-й гл. 5-й кн.
«Метафизики»), сохраняя
общее значение «первичной, имманентной составной части, неделимой по виду», т.
е. «качественно»
(«Метафизика», 1014 а 25). Из четырёх «причин» (см. Архе) Э. оказываются только
форма и материя
как «имманентные» начала. Впоследствии значение термина сужается, закрепляясь в
основном за
«четырьмя Э.».
В геометрии — «Э. доказательства», «аксиомы» (ср. «Начала» Эвклида в традиц.
рус. пер.; согласно
В. Буркерту и вопреки изложенной выше общепринятой т. зр. термин «стойхейон»
проник в филос.
лексикон именно из языка геометрии). В 1 в. до н. э. Лукреций, используя
сравнение атомов с
«буквами», впервые передал греч. ???????? как elementa, от «эл-эм-эн» — ср. рус.
«абевега» и т. д.), а
Цицерон первым применил новый термин к «четырём Э.» Эмпедокла.
ЭЛЕМЕНТЫ 793
В дальнейшем Э. стали называть составную часть сложного целого.
• Diels H., Elementum, Lpz., 1899; Burkert W., ?????????, «Philologus», 1959, Bd
103, ?., 3/4, S. 167— 197 (лит.).
ЭЛИДО-ЭРИТРЕЙСКАЯ ШКОЛА, см. в ст. Сократические школы.
ЭЛИТЫ ТЕОРИИ, социально-филос. концепции, утверждающие, что необходимые
составные части
социальной структуры любого общества — элита (высший, привилегированный слой или
слои,
осуществляющие функции управления, развития науки и культуры) и остальная масса
людей.
Выразителями подобного рода идей были Платон, Карлейль, Ницше. Однако как
определ. система
взглядов Э. т. были сформулированы в 20 в. Парето и Моска. До 2-й мировой войны
Э. т. получили
наибольшее распространение в Италии, Германии, Франции; после войны — в США.
Осн. варианты
Э. т.: «макиавеллевский» (Дж. Бёрнхем, США), «ценностный» (Ла Валет, Франция),
структурно-
функциональный (С. Келлер, США), «неоэлитизм» (Т. Дай, X. Цайглер, США). Общие
черты Э. т.—
отрицание историч. прогресса (история рассматривается как совокупность
социальных циклов,
характеризуемых господством определ. типов элит); критика идеи нар. суверенитета
как утопич.
мифа романтиков; утверждение, что неравенство — основа социальной жизни.
Исходный постулат Э. т.— абсолютизация политич. отношений. Политич. власть
рассматривается в
качестве осн. части социальных отношений, из к-рых наиболее значимы отношения
господства и
подчинения.
Первоначально Э. т. были открыто враждебны даже бурж. демократии. В кон. 30-х —
40-х гг. И.
Шумпетер и К. Манхейм (Германия) реконструируют Э. т., стремясь совместить их
принципы с
признанием бурж.-де-мократич. институтов. Манхейм утверждал, что отличит. черта
демократии —
конкуренция относительно открытых элит за позиции власти и «демократический
оптимум элита-
массы» («Essays on the sociology of culture», L., [1956], p. 200). В 60—70-х гг.
на основе этих идей
была сформулирована т. н. теория плюрализма элит (Р. Даль) и идея их
«консенсуса» (согласия)
относительно существующей политич. системы (Дай, Цайглер).
Классовые корни Э. т. лежат в разделении антаго-нистич. общества на
эксплуататорское
меньшинство и эксплуатируемое большинство. Определ. этап историч. развития,
связанный с
недостаточным развитием производит.
сил и представляющий предысторию человечества, Э. т. рассматривают как всеобщий
закон, след-
ствие «человеч. природы» и технологич. требований сложного произ-ва.
Марксистская социология показывает ненауч. характер Э. т., их направленность
против
марксистского учения о классах и классовой борьбе, против требования социального
равенства всех
членов общества.
• Миллс Р., Властвующая элита, пер. с англ., М., 1959; А шин Г. К., Миф об элите
и «массовом обществе», М., 1966;
Бурлацкий Ф. М., Галкин А. А., Социология. Политика. Международные отношения,
М., 1974; Нарта М., Тгория элит и
политика, пер. с чеш., М., 1978; Mosca G., Element! di scienza politlca, Mil.,
19536; Dahl R. A., Polyarchy, New Haven, 1971;
D у e T. R., Zeigler L. H., The irony of democracy: an uncommon introduction to
American politics, Belmont, 19722; Pre-witt
K., Stone A., The ruling elites, N. Y., 1973.
ЭЛЛЮЛЬ (Ellul) Жак (р. 6.1.1912, Бордо), франц. философ, социолог и юрист.
Участник Движения
Сопротивления. По своим теоретич. и политич. убеждениям Э.— клерикал-реформатор,
тесно связан
с экуменич. советом церквей.
Известность на Западе, особенно в США, Э. приобрёл с сер. 60-х гг. после
перевода на англ. яз. ряда
его книг. Согласно Э., социальный прогресс в новое время
794 ЭЛИТЫ
представляет собой неумолимое порабощение человека технологией и поглощение
личности
массовым потребительским, всё более регламентированным обществом; ради
материальных благ,
приносимых наукой и техникой, люди приносят в жертву индивидуальную свободу и
духовные
ценности. При этом развитие техники, по Э., сопровождается вытеснением
гуманистич. целей
технич. средствами достижения эфемерного господства над окружающей природой и
природой
самого человека. В конечном счёте технич. средства в возрастающей мере
становятся самоцелью
безличного «технологич. общества», в к-ром люди низводятся до роли придатка к
машине. С этих же
позиций Э. рассматривает и пропаганду как средство произвольной манипуляции
сознанием и
поведением людей, а идеологию сводит просто к интеллектуальной технологии, в к-
рой идейное
содержание вытесняется технич. средствами массовой коммуникации. Отождествляя
социальный
детерминизм с технологич. императивом, Э. третирует революц. движения как
историч. аномалию,
как негативную реакцию масс на социально-экономич. и научно-технич. прогресс. По
его мнению,
революция, воплощающая в себе стихийный бунт масс, в конечом счёте приводит
якобы лишь к
результатам, прямо противоположным ожидаемым, ущемляет демократию и прокладывает
путь
деспотич., тоталитарным режимам. Историч. необходимость и человеч. свобода,
согласно Э.,
несовместимы друг с другом, так что единств. альтернативой порабощения людей
«технологич.
обществом» и их «тотального отчуждения» является борьба за индивидуальную,
трансцендентную
свободу воли, совпадающая с религ. обновлением человечества. С этих анархич.,
ин-дивидуалистич.
позиций Э. подвергает резкой критике как совр. капиталистич. действительность,
так и марксизм и
реальный социализм. Радикальное по форме, но консервативное по содержанию
обличение Э.
«технологич. цивилизации», «потребительского общества» и «массовой культуры»
оказало значит.
влияние на многих мелкобурж. идеологов движения «новых левых» в 60—70-х гг.
(особенно на Т.
Роззака, П. Гудмена, Г. Маркузе, Э. Фромма и др.), а также на представителей
«новой философии» во
Франции.
• Introduction a la discipline des eglises reformees, P., 1943: Le' fondement
theOlogique du droit, P., 1946; La technique ou
l'enjeu du siede, P., 1954; Histoire des institutions, t. 1—2, P., 1955—56;
Propagandes. P., 1962; L'illusion politiquc, P., 1965;
Politique de Dieu, politiques de l'homme. P., 1966; Autopsie de la revolution,
P., 1969; De la revolution aux revoltes, P., 1972;
L'ethique de la liberte, v. 1—2, P., 1974; L'apocalypse, P., 1975; Le Systeme
technicien, P., 1977; L'illusion politique. P., 1977;
L'empire du non-sens: I'art et la societi technicienne, P., 1980.
ЭМАНАЦИЯ (от позднелат. emanatio — истечение, распространение; греч. ????????,
???????,
???????), филос. понятие, специально разработанное в неоплатонизме, означающее
переход от
высшей и совершенной ©нтологич. ступени универсума к менее совершенным и низшим
ступеням.
Как тип развития Э.-нисхождение противоположна восхождению, совершенствованию.
Учение об Э.
всегда чревато пантеистич. выводами, хотя и не исключает трансцендентного
понимания перво-
источника мира. В монистич. системах (платонизм, неоплатонизм) учение об Э. как
об
«естественной» продуктивной силе первоначала, «невольно» производящей низшее от
преизбытка
творч. мощи, объясняет появление зла в мире: зло есть отсутствие блага, и оно
неизбежно потому,
что уже первое порождение обладает меньшим совершенством по сравнению с
первопринци-пом.
Неоплатонизм специально разработал две концепции, дополняющие понятие Э.:
неизменяемость
высшего при порождении низшего; возвращение низшего к первоистоку (единому и
уму-нусу),
возможное в чувств. мире только благодаря воле к преодолению оторванности души
от её
умопостигаемой «отчизны». В дуали-стич. системах (пифагореизм, гностицизм) Э.
обычно
провоцируется сознат. актом предвечной «дерзости» (?????). Один из наиболее
распространённых
образов
Э. как «истечения» — солнце и солнечный свет (ср. Платон, Государство VI 508 а—
509 d) — был
воспринят христ. теологией (особенно Псевдо-Дионисий Ареопа-гит), а также арабо-
мусульм. и
европ. ср.-век. мыслью. К пантеистич. выводам концепция Э. привела Иоанна Скота
Эриугену; её
влияние несомненно у немецких мистиков 14 в. (Экхарт и др.), а также у Николая
Ку-занского.
ЭМЕРДЖЕНТНАЯ ЭВОЛЮЦИЯ (англ. emergent — внезапно возникающий, от лат. emergo —
появляюсь, возникаю), идеалистич. и метафизич. концепция развития, основанная па
абсолютизации
качеств. изменений в отрыве от количественных, рассматривающая развитие как
скачкообразный
процесс возникновения новых высших качеств. Концепция Э. э. сложилась в работах
С. Александера
и англ. биолога и философа К. Л. Моргана. Они различают два типа изменений:
количественные
(«результанты»), определяемые алгебраич. сложением исходных элементов, и
«эмердженты», не-
сводимые к исходным и не обусловленные ими. В соответствии с градацией
«эмерджентов» Э. э.
предстаёт как учение об «уровнях существования», число к-рых варьируется от трёх
(материя, жизнь,
психика) до нескольких десятков. Низший уровень толкуется как доставляющий лишь
условия для
возникновения высшего, но не порождающий его; высший включает низший, подчиняя
его себе. Э. э.
рассматривает в качестве движущего компонента развития нек-рые идеальные силы.
Так, Александер
видит движущую силу Э. э. в «низусе» (лат. nisus — порыв, устремление) как
стремлении к высшему
и отождествляет его с божеством как целью развития. У некоторых американских
философов Э. э.
получает материалистич. истолкование: они усматривают в «эмерджентности»
выражение «внутр.
динамичности» природы, не преодолевая, однако, общего недостатка Э. э. — её
метафизичность.
Теория Э. э. родственна концепциям «творч. эволюции» Бергсона, Уайтхеда, а также
теологич.
учению об эволюции
Тейяр де Шардена.
• Богомолов А. С., Идея развития в бурж. философии XIX и XX вв.. М., 1962;
Морган Т. Г., Экспериментальные основы
эволюции, М.— Л., 1936, гл. 11 —12; S e l-1 а г s R. W., The principles and
problems of philosophy, N Y., 1926· Alexander
S., Space, time and deity, v. 1 — 2, L., 19272; Morgan C. L., Emergent
erolution, L., 19272.
ЭМЕРСОН (Emerson) Ралф Уолдо (25. 5.1803, Бостон,— 27. 4. 1882, Конкорд, близ
Бостона), амер.
философ-идеалист, основоположник трансцендентальной школы (см.
Трансценденталисты), поэт и
эссеист. Изучал теологию в Гарвардском ун-те, был священником-унита-рием, в 1832
отказался от
церк. сана. Через Карлейля Э. усвоил идеи нем. классич. идеализма. В 1836 Э.
основал в Конкорде
«Трансцендентальный клуб», издавал с 1840 журн. «The Dial». Учение Э. носило
характер
спиритуализма: дух, по Э., — единственная реальность, природа — символ духа. С
позиций панте-
изма и панпсихизма Э. рассматривал природу как одушевлённую, проникнутую
«сверхдушой».
Этика Э., при всей её пантеистической настроенности, резко индивидуалистична:
главное её
устремление — совершенствование личности. По своему социально-политическому
мировоззрению
Э. был мелкобурж. демократом: он остро критиковал окружавшую его капита-листич.
действительность, вскрывал её несоответствие нравств. идеалам. Обществ. идеал Э.

частнособствен-нич. утопия, предписывающая каждому человеку иметь ферму или быть
независимым ремесленником. Э. настойчиво проповедовал идеи свободолюбия,
выступал против
рабовладения, был яростным врагом милитаризма. Complete works, v. 1—12. Boston —
N. ?., 1903—
04; в рус. пер.— Нравств. философия, ч. 1—2, СПБ, 1868; Соч., т. 1—2, СПБ, 1902—
03; Высшая
душа, М., 1902; Избранники человечества, ?., 1912.
• Паррингтон В. Л., Осн. течения амер. мысли, пер. с англ., т. 2, М., 1962, ч.
3. гл. 2; Cooke G. W., R. W. Emerson: his life,
writings and philosophy, Boston. 1881; Busk R. L., Life of R.W.Emerson, N. Y.,
1949; Bishop J., Emerson on the soul, Camb.,
1964,
ЭМОТИВИЗМ (англ. emotive — вызывающий эмоции, возбуждающий, от лат. emoveo —
потрясаю,
волную), этич. теория, выработанная на основе идей и методологии логич.
позитивизма. Согласно
этой теории, моральные суждения и термины не являются ни истинными, ни ложными,
лишены
познават. содержания, т. к. не могут быть подвергнуты верификации (опытной
проверке). Значение
их состоит лишь в том, чтобы служить для выражения нравств. эмоций (напр.,
эмоций говорящего).
Рассматривая моральные представления как произвольные, Э. даёт нигилистич.
истолкование мора-
ли. Получил распространение в 20—40-х гг. 20 в. в Великобритании, Австрии и США.
Гл.
представители — Айер, Рассел, Карнап, Рейхенбах.
• Дробницкий О. Г., Кузьмина Т. А., Критика совр. бурж. этич. концепций, М.,
1967, гл. 4; см. также лит. к статьям
Логический позитивизм. Неопозитивизм.
ЭМОЦИИ (франц. emotion, от лат. emoveo — потрясаю, волную), субъективные реакции
человека и
животных на воздействие внутр. и внеш. раздражителей, проявляющиеся в виде
удовольствия или
неудовольствия, радости, страха и т. д. Сопровождая практически любые проявления
жизнедеятельности организма, Э. отражают в форме непосредств. переживания
значимость (смысл)
явлений и ситуаций, состояний организма и внеш. воздействий и служат одним из
гл. механизмов
внутр. регуляции психич. деятельности и поведения, направленных на
удовлетворение актуальных
потребностей (мотивации). Положительные Э., вызываемые полезными воздействиями,
побуждают
субъекта к их достижению и сохранению. Отрицательные Э. стимулируют активность,
направленную
на избегание вредных воздействий. Развитие Э. в онтогенезе связано с тем, что
определ. объекты и
ситуации, предшествовавшие непосредственно возникновению Э., приобретают
способность
вызывать их (формируются предметные Э., имеющие предвосхищающий характер). В
экстремальных
условиях, когда субъект не справляется с возникшей ситуацией, развиваются т. н.
аффекты, бурные
кратковременные Э. Обладая свойствами доминанты, аффект тормозит др. психич.
процессы и
«навязывает» определённый закрепившийся в эволюции способ «аварийного»
разрешения ситуаций
(напр.. бегство, агрессию), к-рый оправдывает себя лишь в типичных биологич.
условиях. Т. о.,
посредством как элементарных, так и более сложных форм Э. индивид приобретает
видовой опыт.
Ориентируясь на Э., он совершает необходимые действия (напр., избегание
опасности, продолжение
рода), целесообразность к-рых остаётся для него скрытой. Э. важны и для
приобретения
индивидуального опыта. Осуществляя функцию положит. и отрицат. подкрепления, Э.
способствуют
научению полезным формам поведения и устранению не оправдавших себя.
Развитие Э. в условиях общества детерминировалось необходимостью их направления
на новые
социально значимые явления. Формирование Э. человека — важнейшее условие
развития его как
личности. Только став предметом устойчивых эмоциональных отношений, идеалы,
обязанности,
нормы поведения превращаются в реальные мотивы деятельности. Высший продукт
развития Э.
человека — чувства, к-рые возникают в онтогенезе как результат обобщения
конкретных ситуа-
тивных Э. Чувства отвечают высшим социальным потребностям и выражают отношение
человека к
обществ. явлениям, др. людям, самому себе (нравственное, эстетическое,
родительское и др.); они
отличаются стабильностью, независимостью от состояния организма и наглядно
воспринимаемой
ситуации. Э. влияют на содержание и динамику восприятия, внимания, воображения,
памяти,
мышления. Э. различаются степенью осознанности. Конфликт между осознанными и не-
ЭМОЦИИ 795
осознанными Э. чаще всего лежит в основе неврозов. Важную роль играют Э. в
этиологии и
синдромах также и др. психич. заболеваний. Хотя эмоциональная реактивность
человека в известной
мере зависит от его индивидуальных (типологич.) особенностей, решающее значение
в
формировании Э. принадлежит правильному воспитанию, особенно в раннем детском
возрасте.
Богатый мир Э., отражающий разнообразие социально ценных мотиваций,
характеризует творчески
активную, гармонично развитую личность.
• Дарвин Ч., Выражение Э. у человека и животных. Соч., т. 5, М., 1953; Павлов И.
П., ПСС, т. 3, кн. 2, М.— Л., 19512;
Леонтьев А. Н., Потребности, мотивы и Э., М.,1971; Дерябин В. С., Чувства,
влечения, Э., Л., 1974; Анохин П. К.,
Филос. аспекты теории функциональной системы, Избр. труды, М., 1978, с. 311—66;
С у д а-к о в К. В., Системные
механизмы эмоцион. стресса, М., 1981; Симонов П. В., Эмоциональный мозг, М.,
1981; J o u n g Р. Т., Emotion in man and
animal, its nature and dynamic basis, N. Y., 19732; Emotions, ed. L. Levi, ?.
Y., 1975.
ЭМПЕДОКЛ (??????????) из Акраганта (ок. 490 — ок. 430 до н, э.), др.-греч.
философ. По
контрасту с Анаксагором (уединённая жизнь учёного, просветит. конфликт с
религией) антич.
биографич. традиция рисует Э. оратором и гос. деятелем (вождь демокра-тич.
партии, хотя и
аристократ по рождению) и в то же время — врачом и чудотворцем шаманско-
знахарско-го типа.
Гротескное сочетание ионийской натурфилософии и орфико-пифагорейского учения о
душе в поэмах
Э. находится в полном соответствии с этим образом. Осн. соч. Э. — две
гексаметрич. поэмы (высоко-
художественные, в отличие от поэмы Парменида): «О природе» и «Очищения»
(сохранилось ок. 1/10
стихов).
Натурфилософия Э. — синтез ионийской физики, элейской метафизики бытия и
пифагорейского
учения о пропорции: 4 традиц. стихии ионийской физики — огонь, воздух, вода и
земля получили
статус элементов (Э. называл их «корнями всех вещей»), т. е. несводимых,
самотождественных,
количественно и качественно неизменяемых субстанций, органич. вещества
образуются из их
сочетания в определ. пропорции. Э. принял тезиз Парменида о невозможности
перехода небытия в
бытие и бытия в небытие: «рождение» и «гибель» — лишь неправильно употребляемые
имена, за к-
рыми стоит чисто механич. «соединение» и «разъединение» элементов. Т. к. для
обозначения
элементов используется мифологич. код: Зевс (огонь), Айдоней (воздух), Нестида
(вода), Гера
(земля), то их взаимное стремление и отталкивание осмысляется и
персонифицируется как «любовь»
и «вражда», или «ненависть». Космогония Э., примыкая к традиции Анакси-мандра и
Гераклита,
строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды».
Отд.
космогонич. цикл имеет четыре фазы: 1) эпоха «любви» — все элементы слиты
воедино, образуя ка-
чественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар»
и вытесняет
«любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь»
возвращается,
постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогонич.)
фаза в свою
очередь распадается на 4 ступени: 1) отд. члены, неспособные соединиться в
организм; 2) неудачные
соединения членов — монстры; 3) бисексуальные существа, неспособные к половому
размножению
(использовано в платоновском мифе об андрогине в «Пире»); 4) полноценные
животные с половой
дифференциацией. Теорию эту лишь в ограниченном смысле можно считать
«эволюционной»,
поскольку каждая новая ступень «Вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырёх элементов», к-рая благодаря её восприятию Аристотелем
оставалась
фундаментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона,
Аристотеля, Эпикура,
атомистов)
796 ЭМПЕДОКЛ
оказала теория ощущения Э. (для самого Э. бывшая одновременно и теорией
познания, поскольку, по
свидетельству Теофраста, он не различал чувств. восприятие и интеллект).
Согласно этой теории от
воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения»,
проникающие в
«поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный
характер и объясняла
также физич. и физиологич. процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь. В
«Очищениях»
излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в
тела растений,
животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения
от скверны
(см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской мед. школы; как учитель
Горгия он стоит у
истоков греч. риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший
ему Лукреций, в
новое время— представители романтизма (особенно Гёльдерлин). М Фрагменты: DK I,
276—375;
Bollack J., Empedocle, t. l—3, P., 1965—69 (критич. изд. «О природе» и
коммент.); Zuntz G.,
Persephone, ?xf., 1971 (критич. изд. «Очищений» и коммент.); The poem of
Empedocles' Peri Physeos.
Towards a new edition of all the fragments, ed. N. van der Ben, Amst., 1975.
• Kranz W., Empedokles. Antike Gestalt und Romanische Neuschopfung, Z., 1949;
O'B r i e n D., Empedocles cosmic cycle,
[L.—N. ?.], 1969 (лит.); Long A. A., Empedocles' cosmic cycle in the 'sixties, в
кн.: Mourelatos A. P. D., The Pre-Socratics,
Garden City, 1974, p. 397—425.
ЭМПИРИЗМ (от греч. ???????? — опыт), направление в теории познания, признающее
чувств. опыт
источником знания и считающее, что содержание знания может быть представлено
либо как
описание этого опыта, либо сведено к нему. Э. близок сенсуализму. В
противоположность
рационализму в Э. рациональная познават. деятельность сводится к разного рода
комбинациям того
материала, к-рый даётся в опыте, и толкуется как ничего не прибавляющая к
содержанию знания.
В качестве целостной гносеологич. концепции Э. сформировался в 17—18 вв. Он
выступал как
материа-листич. Э., утверждавший, что чувств. опыт отражает в познании
объективно существующие
вещи (Ф. Бэкон, Гоббс, Локк, Кондильяк). В противоложность ему субъективно-
идеалистич. Э.
признавал единств. реальностью субъективный опыт (Беркли, Юм). В бурж. философии
20 в.
появляется сочетание идеалистич. Э. с онтологизмом, т. е. с определ. допущениями
о реальности:
фундаментальное для Э. понятие элементарных данных чувственности понимается как
относящееся
не к психич. переживаниям субъекта, а к нек-рым объективно существующим чувств.
Сущностям
(«нейтральные элементы» мира Маха, «чувств. данные» неореалистов, «сенсибилии»
Рассела). Э.
подобного типа сочетает в себе черты не только субъективного, но и объективного
идеализма. Логич.
Э. (логический позитивизм), разделяющий все осмысленные предложения на
синтетические
(эмпирические) и аналитические, утверждает, чтя первые могут быть редуцированы
(сведены)
посредством ряда логич. процедур к регистрации показаний чувств. опыта, и
считает вторые
бессодержательными.
Э. сталкивается с неразрешимыми трудностями выделения исходных компонентов опыта
и
реконструкции на этой основе всех видов и форм знания. Для объяснения реально
совершающегося
познават. процесса Э. вынужден выходить за пределы чувств. данных и
рассматривать их наряду с
характеристиками сознания (память, активная деятельность рассудка) и логич.
операциями
(индуктивное обобщение), обращаться к аппарату логики и математики для описания
опытных
данных в качестве средств построения теоретич. знания. Попытки сторонников Э.
обосновать
индукцию на чисто эмпирич. основе и представить логику и математику как простое
индуктивное
обобщение чувств. опыта потерпели провал.
Признавая чувств. опыт источником наших знаний, диалектич. материализм не сводит
к не.му всё
содержание знания и подчёркивает активную деятельность мышления. Чувств. опыт
понимается в
марксистской философии не как пассивное заиечатление воздействий внеш. мира, а
как социально и
культурно опосредованный познават. процесс активной деятельности субъекта.
Диалектич.
взаимосвязь чувств. и рационального познания — один из осн. принципов
марксистской
гносеологии. См. ст. Теория познания и лит. к ней.
ЭМПИРИОКРИТИЦИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ??????? — искусство разбирать,
судить),
«критика опыта», или махизм, субъективно-идеалистич. направление в философии и
методологии
науки, основанное в нач. 20 в. Махом и Авенариусом. См. ст. Махизм и лит. к ней.
ЭМПИРИОМОНИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ????? — один, единственный),
разновидность
махизма; разработан А. А. Богдановым, утверждавшим, что мир есть единый
организованный опыт.
Э. был подвергнут критике В. И. Лениным в кн. «Материализм и эмпириокритицизм»
(см. ПСС, т.
18).
ЭМПИРИОСИМВОЛИЗМ (от греч. ???????? — опыт и ???????? — условный знак, символ),
разновидность махизма. Разработан рус. философом П. С. Юшкевичем, согласно к-
рому реальный
мир — это совокупность символов опыта (ощущений). Субъективно-идеалистич.
принципы Э. были
подвергнуты критике в кн. В. И. Ленина «Материализм и эмпириокритицизм» (см.
ПСС, т. 18).
ЭМПИРИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ, филос.-ме-тодологич. категории, характеризующие
две
основополагающие формы науч. познания, а также структурные компоненты и уровни
науч. знания.
В основе различения Э. и т. лежит выделение в науч. познании эм-пирич. и
теоретич. исследования.
Эмпирич. исследование направлено непосредственно на объект и опирается на данные
наблюдения и
эксперимента. Теоретич. исследование связано с совершенствованием и развитием
понятийного
аппарата науки и направлено на всестороннее познание объективной реальности в её
существ. связях
и закономерностях. Оба эти вида исследования органически взаимосвязаны и
предполагают друг
друга в целостной структуре науч. познания. Эмпирич. исследование, выявляя новые
данные
наблюдения и эксперимен-та, стимулирует развитие теоретич. исследования, ставит
перед ним новые
задачи. С др. стороны, теоретич. исследование, развивая и конкретизируя
теоретич. содержание
науки, открывает новые перспективы объяснения и предвидения фактов, ориентирует
и направляет
эмпирич. исследование. Наука не может совершенствоваться и развиваться, не
обогащаясь новыми
эмпирич. данными. Задачу науки, заключающуюся в том, чтобы «... видимое, лишь
выступающее в
явлении движение свести к действительному, внутреннему движению» (Маркс К., см.
Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 25, ч. 1, с. 343), решает теоретич. мышление, неразрывно
связанное с эмпирич.
познанием.
На эмпирич. стадии науки (напр., опытное естествознание 17—18 и отчасти 19 вв.)
осн. средствами
формирования и развития науч. знания были эмпирич. исследование и последующая
логич.
обработка его результатов в ампирич. законах, обобщениях и классификациях.
Однако уже и на этой
стадии осуществлялось совершенствование и развитие исходных науч. абстракций,
служащих
основой для упорядочения и классификации эмпирич. материала познания. Дальнейшее
развитие
понятийного аппарата науки приводит к появлению таких логич. форм (напр.,
типологии, первичные
объяснит, схемы, модели и т. п.), содержание к-рых выходит за рамки обобщения и
сопоставления
эмпирич. данных. Формирование внутренне дифференцированных и вместе с тем
целостных
теоретич. систем знаменует собой переход науки на теоретич. стадию, для к-рой
характерно
появление особых теоретич. моделей реальности (напр., молекулярнр-кинетич. -
модель газа; см.
Идеализированный объект). Подобные
средства познания обусловливают движение теоретич. мысли, относительно
независимое от
эмпирич. уровня исследования, расширяют её эвристич. возможности. Развитие
теоретич.
содержания науки и построение многослойных теоретич. систем приводит к определ.
обособлению
теоретич. аппарата науч. познания от его эмпирич. базиса, что в свою очередь
порождает необ-
ходимость эмпирич. интерпретации теории, а также теоретич. истолкования эмпирич.
данных.
Диалектико-материалистич. решение проблемы Э. и т. в науч. познании служит
основой разработки
важнейших вопросов гносеологии, методологии и логики науки (напр., таких, как
способы получения
науч. знания; проверка гипотез; отношение знания, выражающего законы науки, и
знания,
формулирующего данные наблюдения и эксперимента; природа идеализации, типологии,
объяснения
и др.). См. также Теория.
• Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 46, ч. 1; Л е-н и н В. И., Филос. тетради,
ПСС, т. 29; Мостепанен-ко М. В., Философия и
методы науч. познания, Л., 1972, ч. 1; Степин В. С., Становление науч. теории,
Минск, 1976; Чудинов Э. М., Природа
науч. истины, М., 1977; Швырев В. С., Теоретическое и эмпирическое в науч.
познании, М., 1978.
ЭНГЕЛЬС (Engels) Фридрих (28. 11. 1820, Бармен, ныне Вупперталь, — 5. 8. 1895,
Лондон),
гениальный теоретик и великий пролет. революционер, один из основоположников
марксизма, друг и
соратник К. Маркса. «После своего друга Карла Маркса... Энгельс был самым
замечательным
ученым и учителем современного пролетариата во всем цивилизованном мире» (Л е -н
и н В. И.,
ПСС, т. 2, с. 5).
Родился в семье текстильного фабриканта. Учился в гор. школе в Бармене, затем в
гимназии в
Эльбер-фельде (1834—37). По настоянию отца вынужден был оставить гимназию за год
до её
окончания и заняться изучением коммерч. дела.
В 1838—41 жил в Бремене, работал в торг. конторе, в свободное время занимался
самообразованием.
В 1839 начал изучать нем. философию, в особенности произведения Гегеля. В марте
1839 написал
первую публици-стич. статью «Письма из Вупперталя». В этот период сформировались
его взгляды
как революц. демократа.
В 1841—42 отбыл в Берлине воинскую повинность, в свободное время посещал лекции
в Берлинском
ун-те, примыкал к младогегельянцам, к-рые стремились делать из философии Гегеля
атеистич. и
революц. выводы. Во 2-й пол. 1841 читал книгу Фейербаха «Сущность христианства»,
к-рая оказала
на него значит. влияние. В кон. 1841 — нач. 1842 в ряде печатных произведений
подверг критике
реакц. взгляды Шеллинга («Шеллинг о Гегеле», «Шеллинг и откровение», «Шеллинг —
философ во
Христе»). В брошюре «Шеллинг и откровение» (1842) открыто выступил как атеист и
революц.
демократ. В марте— дек. 1842 сотрудничал в газ. «Rheinische Zeitung», гл.
редактором к-рой в
октябре стал Маркс. Осенью 1842 произошёл переход Э. к коммунизму, ещё
донаучному, но
революционному. В конце ноября в редакции газеты в Кёльне Э. впервые встретился
с Марксом.
В нояб. 1842 — авг. 1844 Э. жил в Великобритании, где работал в конторе
бумагопрядильной ф-ки в
Манчестере, совладельцем к-рой был его отец. В одной из первых корреспонденции
из
Великобритании для «Rheinische Zeitung» («Внутренние кризисы», 30 нояб.) сделал
важный вывод,
что в этой стране неизбежно предстоит насильственная социальная революция,
носителем к-рой
должен быть пролетариат. В Великобритании Э. изучал социальные и политич.
отношения этой
наиболее развитой капиталистич. страны, положение рабочего класса, чартистское
движение,
эковомич., а также социалистич. и коммунистич. лит-ру, сотрудничал в оуэнистской
и чартистской
печати. Здесь со-
ЭНГЕЛЬС 797
вершается его переход от идеализма к материализму и от
революц. демократизма к выработки науч. коммунизма. «Живя в Манчестере,— писал
Э.
впоследствии,— я, что называется, носом натолкнулся на то, что экономические
факты, которые до
сих пор в исторических сочинениях не играют никакой роли или играют жалкую роль,
представляют,
по крайней мере для современного мира, решающую историческую силу; что они
образуют основу,
на которой возникают современные классовые противоположности; что эти классовые
противоположности во всех странах, где они благодаря крупной промышленности
достигли полного
развития, следовательно, особенно в Англии, в свою очередь составляют основу для
формирования
политических партий, для партийной борьбы и тем самым для всей политической
истории» (Маркс
К. и Энгельс Ф., Соч., т. 21, с. 220). Эти мысли были изложены в работе Э.
«Наброски к критике
политической экономии» (нояб. 1843, опубл. в февр. 1844 в журнале «Deutsch-
Franzosische
Jahrbucher», изд. К. Марксом и А. Руге в Париже), в трёх статьях «Положение
Англии» (янв.— март
1844, опубл. в том же журнале и в нем. парижской газ. «Vorwarts») и в книге
«Положение рабочего
класса в Англии» (сент. 1844 — март 1845, изд.— Лейпциг, 1845).
«Наброски...» — наиболее значит. произв. манчестерского периода, первая работа,
в к-рой с позиций
революц. пролетариата, коммунизма и диалектики Э., исходя из понимания
исторически
преходящего характера частной собственности, этой основы бурж. общества, подверг
критике бурж.
политэкономию и вместе с тем капиталистич. способ произ-ва. Работа оказала
большое влияние на
Маркса, к-рый считал её гениальной. По определению В. И. Ленина, Э. в ней с т.
зр. социализма
рассмотрел осн. явления бурж. экономики как необходимые следствия частной
собственности.
В кон. авг. 1844, возвращаясь из Великобритании в Германию, Э. заехал на 10 дней
в Париж, где
снова встретился с Марксом. Во время этой историч. встречи выяснилось полное
единство их
взглядов, и с этого времени начались их беспримерные дружба и почти 40-летнее
сотрудничество.
«Старинные предания рассказывают о разных трогательных примерах дружбы.
Европейский
пролетариат может сказать, что его наука создана двумя учеными и борцами,
отношения которых
превосходят все самые трогательные сказания древних о человеческой дружбе»
(Ленин В. И., ПСС, т.
2, с. 12). Первым плодом их сотрудничества явилась кн. «Святое семейство»
(1845), направленная
против идеализма младогегельянцев.
Анализируя в кн. «Положение рабочего класса в Англии» социальные последствия
пром. революции,
Э. пришёл к открытию диалектики производит. сил и производств.
отношений. Он выдвинул здесь положение о необходимости соединения социализма с
рабочим дви-
жением. В этой книге, по словам Ленина, «Энгельс первый сказал, что пролетариат
не только
страдающий класс... А борющийся пролетариат сам поможет себе» (там же, с. 9). В
Германии Э. вёл
энергичную пропаганду коммунистич. идей, наиболее ярким образцом к-рой явились
его
«Эльберфельдские речи» (февр. 1845).
Когда в нач. апр. 1845 Э. приехал к Марксу в Брюссель, Маркс изложил Э. почти
сложившееся у него
к этому времени материалистич. понимание истории, и они решили сообща
разработать это новое
мировоззрение в форме критики нем. послегегелевской философии. После совместной
поездки летом
в Великобританию, гл. обр. для изучения экономич. лит-ры, осенью они приступили
к
осуществлению своего замысла, результатом чего явилась двухтомная рукопись
«Немецкой идео-
логии» (осн. часть написана в нояб. 1845 — апр. 1846),
798 ЭНГЕЛЬС
направленной против идеализма младогегельянцев и мелкобурж. «истинного
социализма». В этой
рукописи была сформулирована диалектика взаимодействия и развития производит.
сил и
производств. отношений и на этой основе впервые как целостная концепция
разработано первое
великое открытие Маркса — материалистич. понимание истории (историч.
материализм), к-рое
выступает здесь как непосредств. филос. основа теории науч. коммунизма.
В янв. 1846 они создали в Брюсселе коммунистич. корреспондентский к-т,
деятельность к-рого
подготовила условия для создания первой междунар. коммунистич. организации —
Союза
коммунистов. В августе по поручению комитета Э. едет в Париж, где развернул
пропаганду
коммунистич. идей. В янв. 1847 Маркс и Э. приняли предложение руководителей
Союза справедли-
вых вступить в Союз и принять участие в его реорганизации на основе принципов
науч. коммунизма.
Эта реорганизация произошла на конгрессе в Лондоне в нач. июня — 1-м конгрессе
Союза
коммунистов. Важную роль в работе конгресса сыграл Э. Конгресс принял
составленный им проект
программы — «Проект Коммунистич. символа веры»,— новый устав и марксистский
девиз
«Пролетарии всех стран, соединяйтесь!». В конце октября по поручению окружного
к-та Союза
коммунистов в Париже Э. составил новый проект программы — «Принципы коммунизма».
В кон.
нояб.— нач. дек. 1847 в Лондоне состоялся 2-й конгресс Союза коммунистов.
Конгресс поручил
Марксу и Э. составить окончат. текст программы, к-рой и явился «Манифест
Коммунистической
партии» (1848) — первый программный документ международного коммунистического
движения.
Ок. 21 марта 1848 Э. приехал в Париж, где включился в работу ЦК Союза
коммунистов. Программу
Союза в начавшейся герм. революции Маркс и Э. сформулировали в виде «Требований
Коммунистич. партии в Германии». В начале апр. Э. вместе с Марксом возвратился в
Германию.
Здесь в Кёльне с 1 июня 1848 по 19 мая 1849 они издавали газ. «Neue Rheinische
Zeitung», к-рая, по
определению Ленина, была «...лучшим, непревзойденным органом революционного
пролетариата...»
(там же, т. 26, с. 83). Маркс был её главным редактором, Э.— одним из
редакторов, его ближайшим
помощником. В мае — июле 1849 Э. принял непосредств. участие в вооруж. восстании
в Юго-Зап.
Германии. После поражения революции он эмигрировал сначала в Швейцарию, а затем
в
Великобританию (нояб. 1849).
Ок. 10 нояб. 1849 Э. приехал в Лондон, где уже поселился Маркс. Первые три года
после революции
были посвящены гл. обр. теоретич. обобщению её опыта. С этой целью в 1850 Маркс
и Э. издавали
журн. «Neue Rheinische Zeitung. Politisch-okonomische Revue». Наиболее значит.
работами Э. в эти
годы явились «Крестьянская война в Германии» (лето 1850) и «Революция и
контрреволюция в
Германии» (авг. 1851 — сент. 1852). В них Э. развивал идеи о союзе пролетариата
и крестьянства, о
вооруж. восстании как искусстве. В марте 1850 в ходе борьбы за восстановление
Союза коммунистов
Маркс и Э. составили «Обращение Центр. комитета к Союзу коммунистов», в к-ром
дали классич,
формулировку идеи непрерывной революции.

<<

стр. 84
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>