<<

стр. 87
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

из жизни Франции; в Нидерландах янсенистская церковь, формально отделившаяся от
католицизма,
существует до настоящего времени.
* Gazier ?., Histoire generalc du uioiivement janseniste depuis ses origines
Jusqu'a nos jours, t. 1—2, P., 1023—243; Cognet L.,
Le jansenisine, P., 1961.
ЯН ЧЖУ, Ян Цзыцзюй, Ян Шэн (прибл. 440— 360 или 414—334 до н. э.), др.-кит.
мыслитель-
вольнодумец. Происходил, по-видимому, из бедной крест. семьи. Много
путешествовал,
распространяя при этом своё учение, приобрёл, видимо, значит. число
последователей. Соч. Я. Ч. не
сохранились и о его взглядах можно судить лишь по фрагментам в произв. его
идейных противников
Мэн-цзы и Чжуан-цзы и по главе «Я. Ч.» даоского трактата «Ле-цзы». Я. Ч.
провозглашал идеи
себялюбия, ценности земной жизни, естеств. страстей и наслаждений, пренебрежения
к славе,
почестям и внеш. вещам. Исходя из наивно-мате-риалистич. представлении, Я. Ч.
выступал против
веры в бессмертие, считая смерть столь же естествен-
ЯН ЧЖУ 817
ной и неизбежной, как и жизнь. Был резким противником Конфуция, «самого
бестолкового и
суетливого из всех людей», что, вероятно, и вызвало отрицат. отношение к Я. Ч.
со стороны
представителей офиц. идеологии — конфуцианства.
* Др.-кит. философии, т. 1, М., 1972, с. 212—24; Петров А., Я. Ч.— вольнодумец
древнего Китая, «Сов. востоко-
ведение», 1940, № 1, с. 174—211; Атеисты, материалисты, диа-лектики древнего
Китая, вступ. ст., пер. и комм. Л. Д.
Позднсе-вой, ?., 1967, с. 106 — 18.
ЯРОШЕВСКИЙ (Jaroszewski) Тадеуш (р. 11.7.1930, Варшава), нольск. философ-
марксист. Чл. ПОРП с 1950. Осн.
работы посвящены проблемам историч. материализма, критике бурж. философии и
ревизионизма. * Nauka spoleczna
ko.iciola a socializm, Warsz., I960; Rene-sans scholastyki, jego zrodia
spoleczne i intelektualtie, Warsz., 1961; Alienacya?,
Wars/., 1966; Traktat o naturze ludzkiej, Warsz., 1980; в рус. пер.— Личность и
общество (Проблемы личности в совр.
философии — марксизм, экзистенциализм, структурализм, христ. персонализм), М.,
1973; Размышления о практике. По
поводу интерпретации К. Маркса, М., 1976.
ЯСПЕРС (Jaspers) Карл (23.2.1883, Ольденбург, — 2(3.2.1969), Базель), нем.
философ-
экзистенциалист и психиатр. С 1908 ассистент психиатрич. клиники в Гейдельберге;
с 1916 проф.
психологии, с 1921 проф. философии Гейдельбергского уп-та (в 1937 был отстранён
от преподават.
деятельности, к к-рой вернулся в 1945); с 1948 — в Базельском ун-те. В «Общей
психопатологии»
(«Allgemeine Psychopathologie», 1913) Я. на основе анализа переживаний
психически больных
предложил пересмотр и уточнение понятий, применяемых в психиатрии. После 1915
отошёл от ис-
следования проблем психиатрии; в последующем ряд работ посвятил патографии
(анализу развития
личности и её творчества в психопатологическом аспекте) А. Стриндберга и В. ван
Гога (1922),
Ницше (1936).
После разгрома фашизма Я. получил большую популярность в кругах либеральной
интеллигенции
ФРГ; в ряде работ, начиная с нашумевшего трактата о «немецкой вине» («Die
Schuldfrage», 1946),
выступал как политич. моралист. Если в 50-х гг. консервативный либерализм Я.
имел
антикоммунистич. направленность, то в кон. 60-х гг. Я. выступил с резкой
критикой антидемократич.
и реваншистских тенденций в политич. жизни ФРГ (см. «Куда движется ФРГ?», пер. с
нем., 1909).
Место Я. в истории мысли двойственно. Его исходный идеал — бюргерский гуманизм;
идею
интеллектуальной честности для него символизирует имя Канта, идею культурной
широты — имя
Гёте. С этой установкой, резко отличающей его от Хайдеггера, связаны и
преклонение Я. перед
гражд. и умств. свободолюбием антич. Греции, и его симпатии к Спинозе, и его
выпады против
клерикализма. Однако важнейшее интеллектуальное переживание Я. в начале его
филос. пути —
ощущение кризиса «бюргерской» культурной традиции. Несмотря на антипатию к
«мрачному
фанатизму» Кьеркегора и к «экстремизму и неистовству» Ницше, Я. испытал влияние
их идей. Свой
труд мыслителя Я. называл не философией, а философствованием, делая акцент на
незавершённости,
открытости умств. процесса, в к-ром вопросы преобладают над ответами. По мнению
Я., наше время,
уже не об-
ладающее духовной мощью, позволявшей Платону, Спинозе или Гегелю выводить
стройные системы
«из истока», вынуждено довольствоваться фрагментарными прозрениями; но, с др.
стороны, только в
философствовании Я. видит возможность постижения реальности человека кризисной
эпохи.
Бытие в концепции Я. имеет троякое членение: 1) предметное бытие, или «бытие-в-
мире»; 2) экзис-
тенция, т. е. необъективируемая человеч. самость; 3) трансценденция как
«объемлющее» —
непостижимый предел всякого бытия и мышления. Мышление перед лицом «бытие-в-
мире» есть
«ориентация-в-мире»; мышление перед лицом экзистенции — «высветление
экзистенции»;
мышление перед лицом трансценденции — «метафизика», выражающая свой невыразимый
предмет
при посредстве «шифров» (Я. избегает понятия символа, связывая его с отвергаемой
им
традиционно-ре-лиг. практикой опредмечивания трансценденции). Несмотря на
конфликт Я. с
теологией (к-рой он противопоставляет идеал «филос. веры»), очевидна близость
его онтологии к
традиции теизма. Согласно Я., соотнесённость экзистенций осуществляется в акте
«коммуникации»,
т. е. глубоко интимного и личностного общения в «истине». «Коммуникация» —
центр. понятие
миропонимания Я. — возводится им в ранг критерия филос. истины и отождествляется
с разумом.
Моральное, социальное и интеллектуальное зло есть для Я. прежде всего глухота к
чужой
экзистенции, неспособность к «дискуссии», принимающая облик фанатизма, но также
и
поверхностного, обезличенного массового общения. Этот тезис равнозначен с поли-
тич. позицией
индивидуалистич. либерализма. Смысл философии, по Я.,— в создании путей
общечеловеч.
«коммуникации» между странами и веками поверх всех границ культурных кругов.
Возможность
этой связи времён обеспечена достижениями «осевого времени» (8—3 вв. до н. э.),
когда
одновременно действовали первые греч. философы и основатели важнейших ре-лиг.-
филос.
традиций Азии. «Осевое время», как полагает Я., создало для всех времён
общечеловеч. завет личной
ответственности, послужив общим истоком для культур Востока и Запада; поэтому
необходимо
обновлять свою связь с этим заветом, подыскивая для утрачиваемой и вновь
обретаемой старой ис-
тины новые «шифры».
В целом философия Я.— выражение кризиса традиц. либерально-индивидуалистич.
гуманизма и
вместе с тем — попытка осмысления этого кризиса и осознание невозможности выхода
из него.
• Die geistige Situation der Zeit, В.—Lpz., 19323; Philosophie, Bd 1—3, B.,
1932; Vernunft und Existerr/,, Bremen, 1949; Vorn
Ursprung und Ziel der Geschichte, Munch., 19523; Rechenschart und Ausblick,
Munch., 1951; Die gro?en Philosophen, Bd l,
Munch., 1957; Die Atombombe und die Zukunft des Menschen, Munch., 1962; Der
philosophische Glaube angesichts der
Offenbarung, Munch., 1962; Gesammelte Schriften zur Psychopathologie, B.— [u.
a.], 1963; Chiffren der Transzendenz,
Munch., 1970.
• Гайденко П., Философия культуры К. Я.., «Вопр. литературы», 1972, № 9; Совр.
бурж. философия, М., 1978, гл. IV, с.
311—38; Т и п с и н а А. Н., Философия религии К. Я., Критич. анализ, Л., 1982;
Karl Jaspers, hrsg. v. P. A. Schupp, Stuttg.,
1957; Karl Jaspers, Werk und Wirkung, hrsg. v. K. Piper, Munch., 1963; Saner H.,
Karl Jaspers in Selbstzeugnissen und
Bilddokumenten, Reinbek bei Hamburg, 1970. С. С. Аверинцев.

ИНОСТРАННЫЕ ТЕРМИНЫ И ВЫРАЖЕНИЯ
А
Abditum mentis (лат.) — сокровенное ума. Выражение Августина. У Дитриха
Фрайбергского (ср. Эк-
харх и Таулер) скрытая часть ума, к-рая тождественна разуму, действующему в мире
(см. Intellectus
agens).
Ab o?? (лат.) — с самого начала (букв.— с яйца).
Accidens (лат.); ?????????? (sym-bebekos) (греч.) — несущественное, случайное,
привходящее
свойство.
Actu; in actu (лат.) — актуально, в действии, в действительности.
Ad hoc (лат.) — для данного случая. Напр., гипотеза ad hoc.
Ad hominem, argumentum ad homi-nem (лат.) — аргумент, апеллирующий к личным
свойствам
того, о ком идёт речь или к кому обращено доказательство.
???????? (adiaphora) (греч.) — безразличное (морально). Понятие стоич. этики.
A dicto secundum quid ad dictum simpliciter (лат.) — логич. ошибка, состоящая в
том, что средний
термин силлогизма входит в одну посылку с ограничением (secundum quid), а в
другую — без
всякого ограничения (simpliciter).
Ad mfinitum (лат.) — до бесконечности; невозможность установить последнее
основание в цепи
рассуждений или последнюю причину в цепи причин.
Ad oculos (лат.) — наглядно, воочию.
Ad геm (лат.) — к делу, по существу дела.
Aequilibrium indifferentiae (лат.) — равновесие двух противоположных побуждений.
Aequo animo (лат.) — равнодушно, спокойно. Выражение Сенеки.
Affirmo (лат.) — утверждаю. Термин Боэция, обозначающий утвердит. суждение.
Первой гласной А
обозначают общеутвердит., второй гласной I — частноутвердит. суждения.
A fortiori (лат.) — тем более. В логике — доказанное для менее очевидного, тем
более признаётся
для более очевидного.
Agens (лат.) — движущая сила, действующая сущность.
Agere sequitur esse (лат.) — действовать, следовательно быть. Заключение от
активности к бытию
(схола-стич. тезис).
"A ??????? (agrapha dogmata) (греч.) — неписаное учение; тайное знание. Так
называли якобы
имевшуюся у Платона эзотерич. философию, к-рую он преподавал узкому кругу
учеников. ???????
(ainigma) (греч.); aenigma (лат.) — иносказание, загадка, символ, энигма.
???? (aion) (греч.); Aon (нем.) — век, вечность, эпоха, жизненный цикл. См. Эон.
???? (akme) (греч.) — вершина, расцвет. Высшая степень чего-либо.
A limine (лат.) — с порога. Сразу, решительно (иногда — поверхностно) отвергать
или критиковать.
Aliunde (лат.) — из другого (источника); из другого места того же источника.
Als ob (нем.) — как если бы. Кант в «Критике способности суждения» утверждает,
что разум должен
мыслить природу так, как если бы в ней была осуществлена система целей. См.
также Фикционализм.
Amicus Plato, sed magis amica ve-ritas (лат.) — Платон — друг, но больший друг —
истина.
Amor dei intellectualis (лат.) — интеллектуальная любовь к богу. Выражение
Спинозы.
Amor fati (лат.) — любовь к року. Выражение стоиков. У Ницше — радостное приятие
судьбы
сверхчеловеком.
Analogie entis (лат.) — аналогия сущего. См. Аналогия.
Analogen rationis (лат.) — подобное разуму. Низшие формы знания, присущие, по
Лейбницу,
животным. ????????? (anamnesis) (греч.) — припоминание. См. Анамнесис.
A nescire ad non esse (лат.) — от незнания — к несуществованию. Ошибочное
заключение.
Anima, animus (лат.) — душа, дух, жизненное и чувственное начало. В учении Юнга
— архетипы
коллективного бессознательного: ввиду бисексуальности человека в бессознательном
мужчины
присутствует персонифицированный женский образ (анима), в бессознательном
женщины —
мужской (анимус).
Anima mundi (лат.) — мировая душа (Цицерон).
Animo deliberato (лат.) — надлежаще обдумав.
Anschauung (нем.) — интуиция, созерцание.
An sich (нем.) — в себе; (само) по себе. Так Вольф перевёл латинское in se. У
Канта «Ding an sich» —
«вещь в себе» (см.). У Гегеля — нераскрытое и неосознанное содержание.
Antecedens — consequens (лат.) — предыдущий — последующий.
???'Aitcmataatewig(apokatastasis)(rpe4.)— восстановление. У Оригена —
воссоединение отпавших
духов с богом, завершающее каждый мировой эон. См. также Палингенесия.
A posse ad esse non valet consequentia
(лат.) — от возможного не следует заключать к действительному.
A posteriori (лат.) — см. Апостериори и априори.
A potiori (лат.) — на основании предыдущего, главного.
A priori (лат.) —см. Апостериори и априори.
Arbitrium liberum (лат.) — свобода воли (выбора).
???? (arche) (греч.) — начало. См. Архе.
A realibus ad realiora (лат.) — от реального к реальнейшему.
Argumenta adversaria (лат.) — доводы противной стороны.
Argumenta ponderantur, non nume-rantur (лат.) — сила доказательств в
вескости, а не в
количестве. Argumentum ad hoc — см. Ad hoc.
Argumentuni ad hominem (лат.) — см. Ad hominem.
Argumentum ad ignorantiam (лат.) — аргумент к незнанию. Доказательство,
рассчитанное на
невежество убеждаемого.
Argumentum ad ran (лат.) — см. Ad rem.
Argumetum ambiguum (commune) (лат.) — аргумент обоюдный, или общий.
Доказательство, к-рое
можно повернуть против доказывающего.
Argumentum baculinum (лат.) — «палочный» довод. Убеждение силой; в переносном
смысле —
осязаемое доказательство.
819
Argumentum ex contrario (лат.) — доказательство от противного. Argumentum
ex silentio (лат.)
— доказательство, выводимое из умалчивания.
Argumentum externum (лат.) — аргумент, взятый из области, лежащей вне
спорного вопроса.
Argumentum internum (лат.) — аргумент, указывающий на саму спорность
вопроса.
Argumentum Icgis (лат.) — законный
довод.
Argumentum nimium probans (лат.) — довод, страдающий избыточностью
доказательств.
Argumentum primarium (palmarium)
(лат.) — решающее (приносящее победу) доказательство.
Ars conjecturalis (лат.) — искусство толкования.
Ars magna (лат.) — великое искусство. Название логич. труда Луллия.
Artes liberales (лат.) — свободные искусства. Позднеантич. и ср.-век. название
семи светских наук.
См. Trivlum и Quadrivium.
Aseitas (лат.) — от-себя-(бытие). Бог как абсолютная самостоятельность; как
совершенное благодаря
себе. Ср.-век. термин.
Asylum ignorantiae (лат.) — убежище невежества. Понятие, на к-ром
останавливаются, чтобы
избежать дальнейших размышлений. ???????? (ataraxia) (греч.) —
невозмутимость. Состояние
душевного покоя, достигаемое мудрецом (Демокрит, Эпикур, скептики).
Auctoritas nasum cereum habet (лат.) — у авторитета — восковой нос (т. е. его
можно повернуть
куда угодно). Схоластич. афоризм. Aufhebung (нем.) — см. Снятие.
Aurea mediocritas (лат.) — золотая середина (Гораций). ???AutOQxeict
(autarkeia) (греч.) — автар-
кия, самоудовлетворение. Внутренняя самодостаточность, автономность,
независимость (Демокрит,
киники, стоики, Платон, Аристотель).
Automaton spirituale (лат.) — духовный механизм (Лейбниц). ????? ?'?? (autos
epha) (греч.) — сам
(учитель) сказал. По преданию, пифагорейцы о своём учителе, подчёркивая
непререкаемость его
слов.
В
Begriffsdichtung (нем.) — поэзия понятий. Ланге о сущности метафизики.
Bellum omnium contra omnes (лат.) — война всех против всех (Гоббс).
Bona fide (лат.) — заслуживающий доверия.
Bon sens (франц.) — здравый смысл.
С
Calculus probabilium (лат.) — исчисление вероятностей.
820
Casus conscientiae (лат.) — вопрос совести.
Causa (лат.) — причина, основание.
Causa activa (лат.) — действующая причина.
Causa corporalis (лат.) — физич. причина.
Causa cognoscendi (лат.) — основание познания.
Causa efficiens (лат.) — действующая причина.
Causa esscndi et fiendi (лат.) — основание существования и возникновения.
Causa exemplaris (лат.) — причина парадигматическая; порождающая модель вещи.
Causa finalis (лат.) — целевая (конечная) причина.
Causa formalis (лат.) — формальная причина.
Causa materialis (лат.) — материальная причина.
Causa movens (motiva) (лат.) — движущая причина.
Causa sui (лат.) — причина себя (схо-ластич. термин). По Спинозе,
субстанция — причина самой
себя. Causa vera (лат.) — истинная причина.
Causae occasionales (лат.) — побудит. причины, «случайные» причины, когда одно
действие
вызывается по поводу (по случаю) другого. См. Окказионализм.
Characteristica universalis (лат.) — универсальное знаковое искусство (Лейбниц).
??????? (charisma) (греч.) — см. Xаризма.
Circulus in definiendo (лат.) — круг в определении.
Circulus in demonstrando (лат.) — круг в доказательстве.
Circulus in probando (лат.) — круг в обосновании, доказательстве.
Circulus vitiosus (лат.) — порочный круг. Доказательство, предпосылки к-
рого уже содержат то,
что должно быть доказано.
Cogito ergo sum (лат.) —мыслю, следовательно существую. Тезис Декарта.
Cogitor ergo sum (лат.) — мыслюсь (богом), следовательно существую. Тезис
Баадера,
противопоставленный тезису Декарта.
Coincidentia oppositorum (лат.) — совпадение противоположностей (ср.-век.
философия, Николай
Ку-занский).
Common sense (англ.) — здравый смысл.
Complicatio — explicatio (лат.) — свёртывание — развёртывание
(Николай Кузанский).
Conatus (лат.) — порыв, стремление. По Гоббсу, ответная реакция тела на
воздействие силы.
Concordia discors (лат.) — несогласное согласие. Тождественность в
к.-л. смысле мнений
спорящих сторон.
Concursus dei (лат.) — соприсутствие бога. Участие бога в деятельности
спасающего душу человека; постоянная поддержка богом существования вещей.
Conditio sine qua non (лат.) — необ-ходимое условие.
Consensus (consensus gentium, consensus omnium) (лат.) — согласие, общее мнение
(согласие
народов, согласие всех).
Consummatum (лат.) — доведённое до конца.
Contradictio in adjecto (лат.) — противоречие в определении. Напр., круглый
квадрат.
Contrat social (франц.) — см. «Об-щественный договор».
Corpus mysticum (лат.) — мистич. тело. Символич. обозначение христ.
церкви как тела
Христова. Creatio continue (лат.) — непрерывное творение.
Creatio ex nihilo (лат.) — творение из ничего.
Credo (лат.) — верую. Исповедание, символ веры; убеждения.
Credo, quia absurdum (лат.) — верую, потому что абсурдно. Неточная цитата из
Тертуллиана;
искажение его слов «credibile est quia ineptum» — «вероятно, ибо нелепо».
Credo, ut intelligam (лат.) — верю, чтобы понимать. Принцип Августина,
повторенный Ансельмом
Кен-терберийским.
Cum principia negantenon est dis-putandum (лат.) — с отрицающим принципы не
должно спорить;
для спора нужна нек-рая общность исходных посылок.
Curriculum vitac (лат.) — жизненный путь; жизнеописание.
D
???????? (daimonion) (греч.) — демон, божество. Так называл Сократ свой «внутр.
голос», предосте-
регавший его от неправильных поступков.
Dasein (нем.) — существование, определённое бытие, наличное бытие, здесь-бытие.
De facto (лат.) — фактически, на деле.
Definitio essentialis (лат.) — существенное определение.
De jure (лат.) — по закону, юридически.
De omnibus dubitandum (лат.) — подвергать всё сомнению. Принцип философии
Декарта.
De profundis (clamavi ad te Domine)
(лат.) — из бездны (воззвал к тебе, господи). Начальные слова 129-го псалма.
Desideria carnis (лат.) — плотские желания.
Determinatio est negatio (лат.) — ограничение есть отрицание (Спиноза). Иногда
«determinatio»
переводится как «определение».
De tripode dictum (лат.) — с треножника изречённое; такое же тёмное, как слова
пифии.
Deus absconditus (лат.) — незримый бог. Один из эпитетов библейского бога.
Иногда
подразумевается афинский алтарь «неведомому богу».
Deus ecce deus! (лат.) — бог, вот бог! Восклицание сивиллы из «Энеиды» Вергилия.
Образное
обозначение поэтпч. вдохновения.
Deus ex machina (лат.) — бог из машины. Неожиданная развязка. В греч. трагедиях
конфликт часто
разрешался появлением бога при помощи театрального механич. приспособления.
Deus sive nature (лат.) — бог, или (то есть) природа. Отождествление Спинозы.
Dictum sapienti sat (лат.) — сказанного достаточно разумному.
Differentia specifica (лат.) — видовое отличие (схоластич.
термин).
Ding an sich (нем.) — см. An sich.
Distinctio (formalis, rationis, realis) (лат.) — различение
(формальное, рациональное,
реальное). Docta ignorantia (лат.) — учёное незнание; умудрённое
неведение (Николай
Кузанский).
Doctor angelicas (лат.) — ангеличе-ский доктор. Почётный титул Фомы
Аквинского.
Doctor christianissimus (лат.) — христианнейший доктор. Почётный титул философа-
схоласта
Иоанна Гер-сона (1363—1429).
Doctor extaticus (лат.) — экстатический доктор. Почётный титул философа-схоласта
Дионисия
Картезианца (1402/3—1471).
Doctor fundatissimus (лат.) — основательнейший доктор. Почётный титул философа-
схоласта
Эгидия Римского (1247—1316).
Doctor illuminatus (лат.) — просветлённый доктор. Почётный титул Рай-мунда
Луллия.
Doctor invincibilis (лат.) — непобедимый доктор. Почётный титул Уильяма Оккама.
Doctor marianus (лат.) — доктор, погружённый в молитвенное созерцание девы
Марии. Почётный
титул Франциска Ассизского и нек-рых христ. мистиков.
Doctor mirabilis (лат.) — чудесный доктор. Почётный титул Р. Бэкона.
Doctor seraphicus (лат.) — серафический доктор. Почётный титул Бонавентуры.
Doctor solemnis (лат.) — торжественный доктор. Почётный титул философа-схоласта
Генриха
Гентского (1217—93).
Doctor subtilis (лат.) — тонкий доктор. Почётный титул Иоанна Дунса Скота.
Doctor universalis (лат.) — всеобъемлющий доктор. Почётный титул
Альберта Великого.
??|? (doxa) (греч.) — мнение; видимость; недостоверное суждение. См.
Мнение и знание.
??????? (dynamis) (греч.) — возможность (ср. ????????). Также — сила,
способность, свойство.
Duree (франц.) — длительность. Понятие философии Бергсона.
?
Ecclesia spiritualis (лат.) — духовная церковь; церковь как духовное
единство верующих.
Ego (лат.) — Я.
?????? (eiflola) (греч.) — отображения, подобия. По Демокриту, тонкие истечения,
отделяющиеся от
вещей.
????? (eidos) (греч.) — см. Эйдос.
Ei incumbit probatio, qui dicit, non qui negat (лат.) — бремя доказательства
лежит на том, кто ут-
верждает, а не на том, кто отрицает. Одно из положений римского права.
Emergent (англ.) — новое качество, возникающее в ходе эволюции, но не выводимое
(в отличие от
resultant) из предшествующих моментов. См. Эмерджентная эволюция.
Elan vital (франц.) — жизненный порыв. Категория философии Бергсона.
???????? (enargeia) (греч.) — непо-средств. очевидность. По Эпикуру, свойство
чувств. восприятия;
критерий истины.
???????? (energeia) (греч.) — акт, активность, деятельность, действительность
(ср. ???????). См.
Энергия; Энтелехия.
Ens (лат.) — сущее, бытие, вещь.
Ens ab alio (лат.) — сущее благодаря другому.
Ens a se (лат.) — сущее благодаря себе.
Ens entium (лат.) — сущее из сущих. То, что делает существующие вещи
существующими
(бог).
Ens in actu (лат.) — сущее в действительности.
Ens in potentia (лат.) — сущее в возможности.
Ens rationis (лат.) — мыслимое сущее.
Ens reale (лат.) — реальное сущее.
Ens realissimum (лат.) — реальнейшее сущее '(бог).
?????????? (entelecheia) (греч.) — см. Энтелехия.
Entia non sunt multiplicanda praeter necessitatem (лат.) — сущности не следует
умножать без
необходимости. Одна из формулировок «бритвы Оккама».
??????? (epagogo) (греч.) — приведение. Индукция.
???????? (epekeina) (греч.) — запредельное (бытие). Термин Платона, обозначающий
трансцендент-
ность идеи блага.
???????? (episteme) (греч.) — знание (точное); наука. Достоверное
знание. См. Мнение и
знание. ????????? (epistrophe) (греч.) — см. ????.
????? (epoche) (греч.) — воздержание от суждения. См. Эпохе.
Ereclus ingenium (лат.) — высокий образ мыслей.
Erga (лат.) — по отношению к...
Ergo (лат.) — следовательно.
"????? (ergon) (греч.) — факт, деяние, содеянное. Содеянное как результат
действительности
(????????). По В. Гумбольдту, язык — не продукт деятельности (?????), а
деятельность (????????).
Erlebniss (нем.) — переживание. Термин «понимающей психологии» Дильтея.
Errare humanum est (лат.) — человеку свойственно ошибаться. Афоризм Сенеки-
старшего.
Esprit de finesse — esprit de geo-metrie (франц.) — дух (ум) тонкий — дух (ум)
геометрический. У
Паскаля — интуитивное проникновение в суть вещей, отличающееся от науч.
познания.
Esse (лат.) — бытие, существование.
Esse est percipi (лат.) — быть — значит быть воспринимаемым (Беркли).
Essentia (лат.) — сущность.
Eventualia (лат.) — предполагаемое; возможное при определенных условиях.
Evoluta (лат.) — выявленное, открытое.
Ewig-weibliche (нем.) — вечно-женственное. Женственное начало в мире; мировая
душа. Слова из
«Фауста» Гёте.
Ex adversa (лат.) — от противного (доказательство).
Exclusi tertii. principium (лат.) — исключённого третьего принцип (закон).
Exempli causa (лат.) — например.
Ex fontibus (лат.) — из первоисточников.
Ex nihilo nihil fit (лат.) — из ничего не происходит ничего (Персии).
Experimenta fructifera (лат.) — опыты плодоносные. Исследования, приносящие
практич. пользу (Ф.
Бэкон).
Experimenta lucifera (лат.) — опыты светоносные. Исследования, расширяющие
знания (Ф. Бэкон).
Experimentum crucis (лат.) — эксперимент креста (перекрёстка). Решающий
эксперимент (Ф.
Бэкон). Explicite — implicite (лат.) —развёрнуто, явно — неявно, подразумеваемо.
F
Fallacia (лат.) — ошибка.
Fallacia accidentis (лат.) — ошибка в результате смешения существенного
со случайным.
Fallacia a sensu composito ad sen-sum divisum (лат.) — ошибка, когда
о части утверждается
то, что справедливо по отношению к целому.
Fallacia a sensu diviso ad sensum compositum (лат.) — ошибка, когда о
целом утверждается то,
что справедливо лишь по отношению к части.
Fallacia dictionum (лат.) — умозаключения, неправильные сами по
себе.
821
Fallacia falsi medii (лат.) — доказательство при помощи ложных суждений.
Fallacia fictae necessitatis (лат.) — ошибка, вызванная сочетанием
доводов, на самом деле не
связанных между собой с необходимостью.
Fallacia fictae universalitatis (лат.) — см. Ficta universalitas.
Fallacia incerti medii (лат.) — тоже, что Petitio principii; см. Логические
ошибки.
Fallacia plurium interrogationum (лат.) — ошибка из-за смешения неск. вопросов в
одном.
Fallacia secundum dictionem (лат.) — ошибка из-за неправильного словесного
выражения (ср.
Fallacia extra dictionem).
Fallacia suppositionis (лат.) — ошибка из-за неправильного допущения.
Falsa in uno, falsa in omnibus (лат.) — ошибка в одном — ошибка во всём.
Fata volentem ducunt, nolentem trahunt (лат.) — судьба желающих ведёт,
нежелающих тащит.
Выражение Цицерона и Сенеки, восходит к Клеанфу.
Fatum (лат.) — судьба, рок.
Fiat (лат.) — да будет.
Ficta universalitas (лат.) — ошибка из-за придания большей посылке
всеобщего характера,
к-рого она не имеет.
Fides quaerens intellectum (лат.) — вера, ищущая разумения (Ансельм
Кентерберийский).
Figura dictionis (лат.) — неправильное умозаключение, возникающее из-за смешения
неск. значений
слова.
Filioque (лат.) — и сына. Догмат рим.-католич. церкви, признающей, в отличие от
вост. церкви,
исхожде-ние св. духа не только от бога-отца, но и от бога-сына.
Flatus vocis (лат.) — колебание голоса. По Росцелину, универсалии существуют
только как
колеблемый речью воздух.
Fons vitae (лат.) — источник жизни (бог). Лат. название пантеистич. произв. Ибн
Гебироля
(Авицебро-на).
Formaliter (лат.) — но форме, формально.
Fundamentum divisionis (лат.) — основание разделения.
Furioso eroico (итал.) — героический энтузиазм (Дж. Бруно).
Fur sich (нем.) — для себя. «Для-се-бя-бытие» — категория философии Гегеля,
обозначающая в-
себе-бытие (см. An sich), раскрытое осознанием. Также — идеальность, в процессе
своего
существования снимающая противопоставление себя другому.
G
Geistesgeschichte (нем.) — история духа. История культуры как исто-
822
рия духовных образований (Диль-тей).
Geisteswissenschaften (нем.) — науки о духе (Дильтей и неокантианцы).
Gemeinschaft und
Gesellschaft (нем.) — община и общество; противопоставление органич.
(община) и механич.
(общество) типов чело-веч. отношений (Ф. Теннис).
Genus (лат.) — род.
Genus proximum (лат.) — ближайший род (для данного вида).
Genus remotum (лат.) — отдалённый род.
Gestalt (нем.) — образ, структура; «гештальт» — понятие гештальтпси-хологии.
Globus intellectuais (лат.) — универсум человеч. знаний.
????? ??????? (gno'tlii seauton) (греч.) — см. Познай самого себя. ??????
(gnosis) (греч.) — знание.
Также — учение гностицизма.
Gotheit (ср.-верх.-нем.) — божество. Экхарт различает в боге Gotheit — божество
как абсолют и
Got — первое обособление божества, бог как личность. Различение восходит, по-
видимому, к
Жильберу Порретаискому.
Grenzbegriff (нем.) — предельное понятие. Марбургская школа неокантианства
истолковывает
«вещь в себе» как задачу и предел (предельное понятие) процесса логич.
определения объекта.
Grenzsituation (нем.) — пограничная ситуация. См. Ясперс; Экзистенциализм.
H
Habitus (лат.) — состояние, положение, свойство; внешний облик; обыкновение.
Habitus naturae (лат.) — природное свойство.
Habitus animi (лат.) — характер, душевный склад.
Haecceitas (лат.) — «этость». Термин Дунса Скота, подчёркивающий
несводимость
единичного существования к сущности (ср. Quidditas).
Harmonia praestabilita (лат.) — см. Предустановленная гармония.
Harmonie preetablie (франц.) — см. Предустановленная гармония.
'?? ??? ??? (hen kai pan) (греч.) — всё и единое. См. Всеединство.
'?????? (heteron) (греч.) — см. Иное.
'???? (holos) (греч.) — целый. Целостность.
Homme naturel — homme civil (франц.) — человек естественный —
человек-гражданин.
Противопоставление Руссо.
Homo (лат.) — человек.
Homo creator (лат.) — человек-творец.
Homo faber — человек-ремесленник.
Homo homini lupus est (лат.) — человек человеку — волк (Плавт).
Homo liber (лат.) — человек свободный (Спиноза).
Homo ludens (лат.) — человек играющий (Хейзинга).
Homo mensura omnium rerum (лат.)— человек — мера всех вещей. Принцип восходит
к
Протагору. Homo pictor (лат.) — человек-художник (творец образов).
Homo sapiens (лат.) — человек разумный (Линией).
Homo sum, humani nihil a me alie-num puto (лат.) — я — человек, ничто
человеческое мне не чуждо
(Те-ренций).
Homo viator (лат.) — человек-путник (Марсель).
Horror vacui; fuga vacui (лат.) — боязнь пустоты; избегание пустоты. По
Аристотелю — одно из
свойств природы.
Humaniora (лат.) — гуманитарные науки и знания.
Humanitas (лат.) — человечность, гуманность, культура.
'??? (hyle) (греч.) — материя, вещество, материал.
I
Ichheit (нем.) — «яйность», «ячество». «Я» как принцип; как основоположение
(Бёме, Фихте).
Ichts (нем.) — слово, составленное из Ich («Я») и Nichts («ничто»). В философии
Бёме — принцип,
разделяющий божеств. единство.
Id (лат.) — оно. Бессознательное в психике; см. Фрейд; Психоанализ.
'I?????а (idea) (греч.) — идея. См. Эйдос.
Idea dubia (лат.) — сомнительная идея.
Ideae innatae (лат.) — врождённые идеи; см. Врождённое знание.
Idem per idem (лат.) — то же через то же. Логич. ошибка в определении.
"????? (idion) (греч.) — собственное. Неотделимый признак.
Idola fori (лат.) — идолы площади. Заблуждения, вызванные неточнее стью,
условностью,
образностью обыденного словоупотребления (Ф. Бэкон).
Idola specus (лат.) — идолы пеще- · ры. Заблуждения, обусловленные
индивидуальной
ограниченностью человека (Ф. Бэкон).
Idola theatri (лат.) — идолы театра. Заблуждения, возникающие из-за слепого
доверия
авторитетам (Ф. Бэкон) .
Idola tribus (лат.) — идолы племени. Заблуждения, обусловленные родовой
ограниченностью
человека (Ф. Бэкон).
Ignorabimus (ignoramus et ignorabi-mus) (лат.) — не узнаем (не знаем и не
узнаем). Указание на
предел в познании того или иного явления.
Ignorantia non est argumentum (лат.) — незнание — не аргумент. Положение римской
юриспруден-
ции.
Ignoratio elenchi (лат.) — неведение довода. Логич. ошибка, при к-рой
доказывается не то, что следует, или опровергается не то, что может быть
опровергнуто.
Ignotum per ignotum (лат.) — неизвестное через неизвестное. Ошибка в
объяснении или
рассуждении.
Illiquidum (лат.) — неочевидное.
Impetus (лат.) — побуждение, стремление. У Иоанна Филонова и в до-галилеевской
механике —
«приобретённая сила». У Гассенди — свойство атомов.
Implicite (лат.) — см. Explicate — implicite.
In abstracto (лат.) — отвлечённое.
I n actu (лат.) — см. Actu.
In adjecto (лат.) — в определении.
In aeternum (лат.) — в вечности, навечно.
Incerta incertibus (лат.) — (доказывать) недостоверное недостоверным.
Incompossibilitas (лат.) — несовместимое с возможным (Дунc Скот).
In concrete (лат.) — в определ. случае; в действительности.
In corpore (лат.) — в совокупности.
Individuum est inet'fabile (лат.) — неделимое есть невыразимое. Схола-стич.
тезис.
In dubio (лат.) — под сомнением.
Influxus physicus (лат.) — физич. влияние. Обозначение взаимодействия души и
тела у Декарта и
окказионалистов.
In infinitum (лат.) — в беспредельное, без конца.
Innerlichkeit (нем.) — внутренняя жизнь; душевность. Внутренняя, сокровенная
сущность.
In potentia (лат.) — в возможности.
In re (лат.) — в реальности; в вещах.
In statu nascendi (лат.) — в состоянии зарождения.
Intellectus agens (лат.) — разум деятельный. См. ???? ?????????.
Intellectus archetypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются не
отображениями, а
первообразами предметов (archetypa). Непосредственно созерцающий, божеств.
рассудок (Кант).
Intellectus ectypus (лат.) — интеллект, понятия к-рого являются лишь
отображениями (ectypa)
предметов. В философии Канта — человеч. рассудок.
Intentio (лат.) — направленность, стремление, усилие. См. Интенционалъностъ.
Intentio animi (лат.) — внимание (направленность) духа. Термин схо-ластич.
психологии,
восходящий к Августину.
Intentio prima (лат.) — направленность мысли на объект, создающая предмет
познания или
познаваемый образ. Схоластич. термин.
Intentio secunda (лат.) — направленность мысли на объект, создающая понятие
познаваемого
предмета, вкладывающая в него смысл. Схоластич. термин.
Intuitus mentis (лат.) — созерцание ума; интеллектуальная интуиция.
In vestigio (лат.) — см. Per vestigium.
Ipse dixit (лит.) — сам сказал. См. ????? ???.
Ipso facto (лат.) — самим фактом.
J
Jenseits (нем.) — потустороннее.
Jenseits von Gut und Bose (нем.) — по ту сторону добра и зла (Ницше).
Juxtapositio (лат.) — рядоположение (в противоположность соподчинению).
К
?????? (kairos) (греч.) — надлежащая мера; благоприятный момент; удача; выгода.
??????????? (kalokagathia) (греч.) — идеал физич. и нравств. совершенства. См.
Калокагатия.
????????? (katalepsis) (греч.) — постижение; восприятие.
???' ?????? (kat'exochen) (греч.) — по преимуществу; прежде всего.
???????? (katharsis) (греч.) — см. Катарсис.
??????? (kenosis) (греч.) — опустошение. В эллинистич. философии и вост.
патристике — похож-
дение бога в мир, творение мира.
??????? (kerygma) (греч.) — извещение, проповедь, кернгма.
?????? ??????? (koinai ennoiai) (греч.) — общие убеждения. Понятия,
непосредственно почерпнутые
из опыта и предшествующие науч. знанию (стоики).
?????? ?????? (kosmos noeros) (греч.) — космос мыслящий (интеллектуальный). В
неоплатонизме —
бытие, жизнь и мышление, воспроизводящие мир идей.
?????? ?????? (kosmos noetos) (греч.) — космос мыслимый (интеллигибельный). В
неоплатонизме
— мир самодовлеющих идей, прообразов.
L
Laissez faire, laissez aller (франц.) — позволять действовать, позволять
идти (своим ходом).
Лозунг физиократов. ???? ?????? (lathe biosas) (греч.) — живи незаметно
(Эпикур).
Lato sensu (лат.) — в широком смысле.
Lebenswelt (нем.) — жизненный мир. Термин Гуссерля, обозначающий
взаимосвязь
дорефлексивных очевидностей и уверенностей.
Lex (lex naturalis) (лат.) — закон (естественный закон).
Liaison universelle (франц.) — всеобщая связь (Лейбниц).
Liberum arbitrium (лат.) — свобода выбора.
Libido (лат.) — влечение. Энергия эротич. желания (см. Психоанализ).
List der Vernunft (нем.) — хитрость разума (мирового). Несовпадение
индивидуальных целей и
объективных результатов, для достижения к-рых мировой разум как бы использует
частные цели
людей (Гегель).
????? ??????????? (logoi sperma-tikoi) (греч.) — семенные логосы. «Осеменяющие»
мир идеи, из к-
рых прорастают космич. связь и индивидуальные существования (стоики, Плотин).
????? (logos) (греч.) — см. Логос. ????? ?????????? (logos endiathe-tos) (греч.)
— слово внутреннее.
Внутренняя речь (стоики). Логос, существующий в боге (Филон Александрийский).
????? ?????????? (греч.) (logos propliorikos) — слово произносимое. Речь
изустная, звучащая
(стоики). У Филона Александрийского—логос, исходящий из бога; также — ?????
?????????? (logos
prophatikos).
Lumen (naturale и supranaturale) (лат.) — свет (естественный и
сверхъестественный). Цицерон о
естеств. свете разума. По Августину, полнота знания достигается благодаря
излучаемому богом
сверхъестеств. свету, дополняющему естеств. свет.
М
Man (нем.) — неопределённо - личное местоимение. У Хайдеггера — мир безликого
неистинного
существования.
Materialiter (лат.) — материально, в отношении материи.
Materia primo prima (лат.) — первая материя первого рода. Чистая
возможность всего (Дунс
Скот).
Materia secundo prima (лат.) — первая материя второго рода. Безразличный
субстрат любой формы
(Дунс Скот).
Materia tertio prima (лат.) — первая материя третьего рода. Субстрат определ,
формы (Дунс Скот).
Materia secunda (лат.) — вторая материя. Оформленные тела (Дунс Скот).
Medicina mentis (лат.) — медицина ума. Образное наименование логики (Чирнгауз).
Mens (лат.) — дух, разум, ум.
?? ov (me on) (греч.) — небытие. Иногда — относит. небытие, «ещё не
бытие». Ср. ??? ??.
????????? ??? ???? ????? (metabasis eis allo genos) (греч.) — переход в
другой род. Логическая
ошибка. ??????? (mimesis) (греч.) — ми-месис. См. в ст.
Подражание.
Modus operandi (лат.) — способ действия.
Modus probandi (лат.) — способ доказательства.
Modus vivendi (лат.) — способ существования. ,
???? (mоne); ????—???????—????????? (топе — proodos — epislrophg)
823
(греч.) — пребывание; пребывание — похождение — возвращение. У Прок-ла — моменты
триады:
пребывающее в себе единство — переход его во множество — возвращение единства к
себе.
Moral insanity (англ.) — моральный недуг.
Moral sense (англ.) -- нравстн. чувство.
Mundus (intelleglbilis, sensibilis) (лат.) — мир (умопостигаемый, ощущаемый).
????????? (mysteriou) (греч.) — мистерия, таинство.
N
Natura naturans (naturata) (лат.) — природа творящая (сотворённая). Термины лат.
пер. комм.
Аверроэса к «О небе» Аристотеля. У Спинозы соответственно субстанция и её
порождения.
Natura non facit saltus (лат.) — природа не делает скачков. Выражение
встречается в «Философии
ботаники» Линнея; принцип философии Лейбница.
Natura rerum (лат.) — природа вещей; вселенная.
Nervus probandi (лат.) — нерв доказательства. Основной аргумент.
Nego (лат.) — отрицаю. Термин, обозначающий отрнцат. суждения. Первой гласной E
обозначают
общеот-рицат., второй О — частноотрицат. суждения (ср. Affirmo).
Nexus causalis (лат.) — причинная связь.
Nexus effectivus (лат.) — действительная, причинная связь (Кант).
Nexus finalis (лат.) — целевая связь; конечное звено связи (Кант).
Nihil est in intellectu, quod non prius fuerit in sensu... (nisi inlel-lectus
ipse) (лат.) — нет ничего в ра-
зуме, чего не было бы раньше в чувствах. Ср.-век. тезис, восходящий к
Аристотелю. Локк проти-
вопоставляет его учению Декарта о врождённых идеях. Лейбниц дополняет тезис: ...
кроме самого
разума.
Nihil humani mihi alienum (лат.) — см. Homo sum.
Nisus formativus (лат.) — усилие формирующее (см. Александер).
????? (noema) (греч.) — мысль. См. Ноэсис и ноэма.
?????? (noesis) (греч.) — мышление.
?????? ???????? (noesis noeseos) (греч.) — мышление мыслящее (само себя). У
Аристотеля —
перводви-гатель.
????? (поток) (греч.) — см. Номос и фюсис.
Non esse (лат.) — небытие.
Non finilo (лат.) — неопределённость, беспредельность.
Non liquet (лат.) — не ясно.
824
Non plus ultra (пер plus ultra) (лат.) — непревзойдённое, крайний
предел.
Non sequitur (лат.) — не следует.
Nosce te ipsum (лат.) — см. Познай самого себя.
Notio (лат.).— понятие.
Notiones communes (notitiae communes) (лат.) — общие понятая. Спиноза
противопоставляет эти
формы адекватного познания универсалиям как несовершенным схоластич. обобщениям.
Notiones disparatae (лат.) — несравнимые понятия.
Nudis verbis (лат.) — голословно, бездоказательно.
Numen (лат.) — божество; божественное (вообще).
???? (mis) (греч.) — ум. См. Нус.
???? ????????? (nus pathetikos) (греч.) — ум, претерпевающий, пассивный. У
Аристотеля — ум, воз-
никающий u погибающий вместе с телом.
???? ????????? (mis poietikos) (греч.) — ум творящий. Термин Аристотеля.
О
Omne verum omni vero consonat
(лат.) — все истины согласуются друг с другом. Схоластич. тезис.
Omnis determinatio est negatio (лат.) — см. Determinant) est negatio.
Onus probandi (лат.) — бремя доказательства.
Ordo ordinans (лат.) — упорядочивающий порядок. Ног. Схоластич. выражение. У
Фихте —
организующий мировой разум.
Ordre du coeur (франц.) --- порядок (строй) сердца. Паскаль противопоставляет
порядок (строй,
рассудок) сердца порядку ума.
P
?— обозначение предиката суждения в логике (по первой букве лат. слова
«praedicatum» —
сказуемое). ??????? (paideia) (греч.) — воспитание; культура.
??????? yet (panta rei) (греч.) — всё течёт. Выражение, приписываемое Гераклиту.
???????? (parusia) (греч.) -- присутствие. Наличие идей в вещах (Платон). Второе
пришествие Хри-
ста.
????? (pathos) (греч.) — страсть, страдание; состояние, свойство.
Perincertus (лат.) — весьма недостоверный.
Per se (лат.) — благодаря себе, самостоятельно.
Per vestigium (лат.) — по следам. У Бонавентуры — созерцание божеств. «следов» в
чувств. вещах.
Связывая следы воедино, можно достигнуть мгновенного созерцания — in vestigio.
Phaenomenom bene fundatum (лат.) —-феномен, хорошо обоснованный (Лейбниц).
???????? . ??????????? (phantasia
kataleptike) (греч.) — постигающее представление (стоики).
Philosophia (est) ancilla theologiae (лат.) — философия — служанка
теологии (Пётр Дамиани).
Philosophia perennis (лат.) — вечная философия. Непреходящая основа
философии,
сохраняющаяся во всех учениях. Так называли свою философию томисты.
Philosophia prima (лат.) — см. ????? ?????????.
???????? (phroiiesis) (греч.) — рассудительность; понимание; здравый смысл.
????? (physis) (греч.) — природа.
Pia desideria (лат.) — благие намерения .
??????? (pleroma) (греч.) — полнота. У гностиков — полнота божеств. абсолюта,
порождающего
эоны. Possest (лат.) — возможность-бытие. Категория философии Николая Ку-
занского: совпадение
акта и потенции в боге.
Post factum (лат.) — после события.
Post hoc, ergo propter hoc (лат.) — после этого, значит по причине этого.
Неправильное заключение,
логич. ошибка.
Praedicabilia (лат.) — см. Предика-билии.
Primum movens (лат.) — см. ?????? ??????.
Principla non sunt multiplieanda (лат.) — принципы не следует умножать (без
необходимости). Одна
из формулировок «бритвы Оккама».
Principium (лат.) — начало, основа, принцип.
Principium individuationis (лат.) — принцип индивидуации.
Privatio (лат.) — см. ????????.
Prius (лат.) — предшествующий, первичный.
Probatio liquidissima (лат.) — ясней-шее доказательство.
Pro et contra (лат.) — за и против. Схоластич. метод ведения дискуссии, при к-
ром выдвигаются два
ряда противоречащих аргументов.
Profession de foi (франц.) — исповедание веры, мировоззрение.
???????? (prolupsis) (греч.) — предвосхищение. У эпикурейцев — эмпирич.
общее понятие
о повторяющемся явлении. У стоиков — первичное общее понятие,
врождённое, но
действующее лишь в связи с чувств. опытом.
??????? (proodos) (греч.) — см. ????.
Proprium (лат.) — см. "?????.
Propter hoc (лат.) — см. Post hoc...
????? ????????? (prole philoso-phia) (греч.) — первая философия. Так Аристотель
назвал метафи-
зику; Вольф — онтологию.
?????? ?????? (proton kinun) (греч.)— см. Перводвигателъ. ?????? ??????
(proton pseudos)
(греч.) — первичная ложь. Ошибочный начальный тезис.
???. ???????? (руr technikon) (греч.)— творч. огонь. У стоиков — творящая часть
мировой
субстанции, космич. бог.
Q
Quadrivium (лат.) — четырёхпутье. Второй цикл «свободных искусств» (см.
Artes liberales);
арифметика, геометрия, музыка, астрономия.
Qualitas (лат.) — качество.
Qualitas occulta (лат.) — скрытое качество.
Quantitas (лат.) — количество.
Quasi (лат.) — якобы, будто бы; подобно.
Quaternio terminorum (лат.) — учет-верение терминов. Нарушение ло-гич.
правила, согласно к-
рому в силлогизме должно быть не больше и не меньше трёх терминов.
Quia (лат.) — ибо.
Quidditas (quiditas) (лат.) — «чтой-ность». Сущность вещи. Схоластич.
термин,
соответствующий аристотелевской формальной причине (?? ?? ?????; ??
?? ?? ?????).
Qui nimium probat, nihil probat (лат.) — кто доказывает много, тот
ничего не доказывает.
Ошибочное выдвижение лишних доказательств, противоречащих основным.
Quinta essentia (лат.) — пятая сущность. См. Квинтэссенция.
Quod erat demonstrandum (лат.) — что и требовалось доказать.
R
Ratio (лат.) — разум, рассудок, основание, причина, довод, смысл, способ, мотив.
Ratio agendi (лат.) — основание действия.
Ratio cognoscendi (лат.) — основание познания.
Ratio essendi (лат.) — основание бытия.
Reductio ad absurdum (лат.) — сведение к нелепости. Приём опровержения.
Reductio ad impossibile (лат.) — сведение к невозможности. Приём опровержения.
Regressum ad infinitum (лат.) — уход в бесконечность.
Res (лат.) — вещь (в широком смысле: реальность), предмет, событии.
Res cogitans (лат.) — мыслящее.
Res extensa (лат.) — протяжённое.
Res individuales (лат.) — индивидуальные (неделимые) вещи.
Res Integra (лат.) — вещь целостная.
Res singulares (лат.) — единичные вещи.
Reservatio mentalis (лат.) — мысленная оговорка..Напр., невысказанная оговорка,
лишающая клятву
её обязательности.
Respective (дат.) — соответственно.
Resultant (англ.) — см. Emergent.
Roseau pensant (франц.) — мыслящий тростник. Так Паскаль называл человека.
S
S — обозначение субъекта суждения в логике (по первой букве лат. слова
«subjectum» —
подлежащее).
Sacrificium intellectus (лат.) — жерт-вованне интеллектом. Отказ от мышления.
Sapienti sat — см. Dictum sapienti sat.
Schone Seele (нем.) — прекрасная душа. По Шиллеру, человек, у к-ро-го моральный
долг и
склонность совпадают.
Scintilla animae (лат.) — см. Seelen-funklein.
Seelenfunklein (нем.) — искорка души. Выражение восходит к гностикам n
неоплатоникам. В нем.
ср.-век. мистике (Экхарт н др.) n учениях Реформации — частица бога в человеч.
душе.
Sehnsucht (нем.) — стремление, томление.
Sensu eminentiori (лат.) — в высшем (превосходящем) смысле. Напр., предикаты,
приписываемые
богу, надо понимать в превосходящем смысле.
Sensus (лат.) — чувство, смысл, ощущение, понимание.
Sensus communis (лат.) — см. Здравый смысл.
Sie et non (лат.) — да и нет. Название книги Абеляра, написанной по методу pro
et contra (см.).
Signature rerum (лат.) — знаковость вещей. Внеш. форма вещей, через к-рую
бог сообщает об их
внутр. сущности (Парацельс, Бёме).
Simpliciter (лат.) — просто, без оговорок.
Sinn (нем.) — смысл, значение, ценность.
Sola fide (лат.) — только верой (спасётся человек). Тезис Лютера.
Sola Scriptura (лат.) — только Писанием. Тезис протестантизма, отвергающий
предание.
Sosein (нем.) — так-бытие; конкретное, качественно определённое бытие.
Species (лат.) — вид.
Spiritus (лат.) — дух.
Status (лат.) — положение, состояние.
Status nascendi (лат.) — состояние зарождения.
Status quo ante (лат.) — предшествующее состояние,
???????? (steresis) (греч.) — лишённость (формы). В учении Аристотеля о
субстрате
противоположностей — негативная противоположность эй-доса — формы.
Subreptio (лат.) — ложное доказательство, подстановка, подмена.
Subsistentia (лат.) — субстанциальное бытие; существование идеальных сущностей;
существование
в качестве знания.
Sub specie aeterni (aeternitatis) (лат.) — под видом вечности, с т.
зр. вечности (Спиноза).
Subsumptio (лат.) — подведение под общее.
Sui generis (лат.) — своего рода.
Summa (лат.) — свод. Жанр схоластич. трактата. См. Сумма.
Summum bonum (лат.) — высшее благо. Бог.
Super-ego (лат.) — «сверх-Я». См. Психоанализ.
?????????? (symbebekos) (греч.) — см. Accidens.
т
Tabula rasa (лат.) — чистая доска. У Локка — сознание до всякого опыта.
Выражение употребляли
Аристо-тель, Альберт Великий и др.
Taedium vitae (лат.) — пресыщение
жизнью.
Tantum cognoscitur, quantum diligi-
tur (лат.) — познаем настолько, насколько любим (Августин).
Tantum possimus, quantum scimus (лат.) — мы можем столько, сколько знаем
(Ф. Бэкон).
????? (telos) (греч.) — цель.
Terminus (лат.) — термин, понятие; предел.
Terminus a quo (лат.) — исходный пункт.
Tertium comparationis (лат.) — третий член сравнения, критерий сравнения.
Tertium non datur (лат.) — третьего не дано. В ср.-век. логике — формулировка
закона
исключённого третьего.
????? (techne) (греч.) — умение, ремесло, искусство. Противопоставляется
творчеству природы (см.
?????).
Tovo? (tonos) (греч.) — напряжение. Интенсивность космич. духа (пнев-мы),
имеющая различные
степени. Понятие стоич. физики.
To?o? ?????? (topos noetos) (греч.) — мыслимое место. Умопостигаемое
пространство, в к-ром
находятся эйдосы (Платон).
Toto caelo (лат.) — в целокупности.
Totum pro parte (лат.) — целое вместо части.
Trivium (лат.) —трёхпутье. Первый цикл «свободных искусств» (см, Аr-tes
liberales): грамматика,
диалектика, риторика.
U
Ubermensch (нем.) — сверхчеловек.
??? ov (uk on) (греч.) — небытие. Иногда — абс. небытие. Ср. ?? ??. Ultima ratio
(лат.) — последний
довод. В ср.-век. сборниках судебных документов — «последнее слово» подсудимого.
Umgreifende (нем.) — охватывающее. Обозначение трансценденции у Яс-перса.
Ungrund (нем.) — бездна, безначаль-ность, безоеновность. Символ-понятие, к-рое
Бёме применял к
богу.
Unio mystica (лат.) — таинетвенный союз. Соединение с абсолютом. См. Мистика.
825
Urphanomen (нем.) — прафеномен. Первообраз, сохраняющийся во всех явлениях
живого. Термин
Гёте, заимствованный Шпенглером.
????? (usia) (греч.) — сущность; бытие.
V
Velleitas (лат.) — способность к волению.
Veritas (лат.) — истина.
Verites de fait (франц.) — истины факта (Лейбниц).
Verites de raison (франц.) — истины разума (Лейбниц).
Via (лат.) — путь, метод.
Via antiqua (лат.) — старый путь. Метод, господствовавший в схоластич.
логике до кон. 12 в.
Via eminentiae (лат.) — определение через сравнение.
Via moderna (лат.) — современный путь. Логич. метод поздней схоластики (кон. 13—
14 вв.). Также
— антисхоластич. метод рационалистов нового времени.
Via negationis (лат.) — определение через отрицание.
Via nova (лат.) — метод схоластич. логики, ориентированный на аристотелевскую
теорию вывода
(кон. 12— 13 вв.).
Vinculum substantiale (лат.) — субстанциальная связь.
Virtu (птал.) — доблесть, добродетель. У итал. гуманистов — гармо-нич. единство
телесной и
духовной энергии.
Vis probandi (лат.) — сила доказательства.
Vis vitalis (лат.) — жизненная сила.
Vivere militare est (лат.) — жить — значит бороться (Сенека).
Volo, ergo sum (лат.) — желаю, следовательно существую. Тезис Мен де Бирана,
противопоставленный тезису Декарта Cogito, ergo sum.
Volonte generale (франц.) — всеобщая воля. Воля, формирующаяся в результате
самоограничения
людьми своих прав по «общественному договору».
Voluntas superior est intellectu (лат.) — воля превыше разума (Дунс Скот).
Z
Z???ov ????????? (zoon politikon) (греч.) — животное общественное. Определение
человека у
Аристотеля.
Составил А. Л. Доброхотов.

ОСНОВНЫЕ СОКРАЩЕНИЯ
абс.— абсолютный
авг. — август
австр.— австрийский
австрал.— австралийский
агр.— аграрный
азерб.— азербайджанский
азиат.— азиатский
акад.— академик
амер.— американский
АН — Академия наук
англ.— английский
антич.— античный
апр.— апрель, апрельский
араб.— арабский
арм.— армянский
афр.— африканский
б., быв.— бывший
б. или м.— более или менее
б. ч.— большая часть, большей частью
белорус.— белорусский
белы.— бельгийский
б-ка — библиотека
болг.— болгарский
букв.— буквально
бурж.— буржуазный
в., вв.— век, века
в т. ч.— в том числе
венг.— венгерский
Верх. Совет — Верховный Совет
визант.— византийский
внеш.— внешний
внутр.— внутренний
вост.— восточный
г.— год, город
гг.— годы
гл.— глава, главный
гл. обр.— главным образом
голл.— голландский
гор.— городской
гос.— государственный
гос-во — государство
гражд.— гражданский
греч.— греческий
груз.— грузинский
губ.— губерния
дат. — датский
действит. чл. — действительный член
дек.— декабрь
деп.— депутат, департамент
дер.— деревня
дисс.— диссертация
д-р — доктор
др.— другой
Др.— Древний, Древняя
др.—древне-...
евр.— еврейский
европ.— европейский
журн.— журнал
зав.— заведующий
зам.— заместитель
зап.— западный
избр.— избранные
изд.— издание
им.— имени
имп.— император, императорский
инд.— индийский
иностр.— иностранный
ин-т — институт
иран.— иранский
иск-во — искусство
исп.— испанский
итал.— итальянский
канад.— канадский
канд.— кандидат
кит.— китайский
к.-л.— какой-либо
к.-н.— какой-нибудь
кн.— книга, князь
колон.— колониальный
колх.— колхозный
кон.— конец
КПСС — Коммунистическая партия Советского Союза
крест.— крестьянский
к-рый — который
лат.— латинский
латв.— латвийский
латыш.— латышский
лит.— литературный
литов.— литовский
лит-pa — литература
макс.— максимальный
междунар.— международный
млн.— миллион
млрд.— миллиард
мн. — многие
молд.— молдавский
мусульм.— мусульманский
н. э.— наша эра
наз.— называемый, называется
назв.— название, назван, названный
напр.— например
нар.— народный
нас.— население
наст. время — настоящее время
наст. фам.— настоящая фамилия
науч.— научный
нац. — национальный
нач.— начало
нек-рый — некоторый
нем.— немецкий
неск.— несколько
нидерл.— нидерландский
НИИ — научно-исследовательский институт
норв.— норвежский
нояб.— ноябрь
НТР — научно-техническая революция
нэп — новая экономическая политика
о., о-ва — остров, острова
об-во — общество
обл.—область, областной
ок.— около
окт.— октябрь, октябрьский
опубл.— опубликован, опубликованный
орг-ция — организация
осн.— основан, основанный, основной
отд.— отдельный
офиц.— официальный
парт. — партийный
пер.— перевод
первонач.— первоначально (-ный)
перен. — в переносном смысле
перс.— персидский
пол.— половина
польск.— польский
пр-во — правительство
пред.— председатель
преим. — преимущественно
прим.— примечание
произв.— произведение
произ-во — производство
пролет.— пролетарский
пром.— промышленный
пром-сть — промышленность
проф.— профессор, профессиональный
псевд.— псевдоним
ПСС — полное собрание сочинений
р., род.— родился
разд.— раздел
революц. — революционный
ред.—редакция, редакционный, редактор
религ.— религиозный
респ.— республиканский
рим.— римский
рум. — румынский
рус.— русский
с.— село, страница
с. х-во — сельское хозяйство
санскр.— санскритский
сб., сб-ки — сборник, сборники
св.— свыше, святой
с.-д.— социал-демократ, социал-демократический
с.-д-тия — социал-демократия
сент.—сентябрь, сентябрьский
сер.— середина
слав.— славянский
след. — следующий
см.— смотри
собр.— собрание
собств.— собственно
сов.— советский
совм.— совместно
совр.— современный
сокр.— сокращенно
соч.— сочинение
спец. — специальный
ср. века — средние века
ср.-век.— средневековый
с.-х.— сельскохозяйственный
т., тт.— том, тома
т. е.— то есть
т. зр.— точка зрения
т. к.— так как
т. н.— так называемый
т. о.— таким образом
тыс.—тысячелетие, тысяча
у.— уезд
узб.— узбекский
упр.— украинский
ум.— умер
ун-т — университет
устар.— устарелый
фаш.— фашистский
февр.— февраль
феод.— феодальный
филос. — философский
франц. — французский
ф-т — факультет
х-во — хозяйство
хоз.— хозяйственный
христ.— христианский
центр.— центральный
церк.— церковный
чел.— человек
четв.— четверть
чехосл.— чехословацкий
чеш.— чешский
чл.— член
чл.-корр.— член-корреспондент
швед.— шведский
швейц. — швейцарский
шт.— штат
шотл.— шотландский
ЭВМ — электронная вычислительная машина
эст. — эстонский
этнографич.— этнографический
югосл.— югославский
юридич.— юридический
яз.— язык
янв.— январь
япон.— японский
ГОРОДА
?.-?.— Алма-Ата
Б.— Баку
Ер.— Ереван
К.— Киев
Л.— Ленинград
М.— Москва
М.— Л.— Москва —
Ленинград
Новосиб.— Новосибирск О.— Одесса П.— Петроград СПБ — Санкт-Петербург Таш.—
Ташкент
Тб. — Тбилиси В.— Berlin Bdpst — Budapest Berk.— Berkeley Brux.— Bruxelles Buc.—
Bucuresti Calc.— Calcutta
Gamb.— Cambridge Chi.— Chicago Cph.— Copenhagen, Co-
penhague
Edin. — Edinburgh Fr. /M.—Frankfurt am Main
Gott.— Gottingen Hamb.— Hamburg Hldb.— Heidelberg Kbh.— Kobenhavn Kr.— Krakow
L.— London Los Ang.— Los
Angeles Lpz.— Leipzig Mass.— Massachusetts Мех.— Mexico Mil.— Milanp Munch. —
Munchen ?. ?.— New York
Oxf.— Oxford
P.— Paris
Phil.—Philadelphia
R. de J.— Rio de Janeiro
S. F.— San Francisco
Stockh.— Stockholm
Tub.— Tubingen
Stras.— Strasbourg
Stuttg.— Stuttgart
W.— Wien
Warsz.— Warszawa
Z.— Zurich
Wash.— Washington
ИЗДАНИЯ
«ВДИ» — «Вестник древней истории» «ВИ» — «Вопросы истории» «ВФ» — «Вопроси
философии» «ПМС» —
«Проблемы мира и социализма»
«ФН» — «Философские науки» CAG — Commentaria in Aristotelem Graeca, edita
consilio et auctoritate Acadeiniae
Litterarum Regiae Borussi-cae. Berolini, v. 1—23,1882—1909 (перепечатано В.,
1954—). Supplementum V. 1 — 3, 1885—
1903(1960 — 1961). Издание греч. комментариев к Аристотелю от Аспасия (2 в.) до
Софония (14 в.) в 23 тт. (51 часть),
DK I—II — Diels H., Kranz W. (Hrsg.), Die Fragmente der Vorsokratiker, Bd 1—3,
Berlin, 1951— 526 (дальнейшие издания
фототипически воспроизводят это издание); при цитировании буква «А» обозначает
раздел, в к-ром собраны
свидетельства о философе, буква «В» —раздел, в к-ром приводятся фрагменты самого
философа; цифра обозначает
номер фрагмента.
Migne PG — Patrologiae cursus comple-tus, series I:
Ecclesia graeca, v. l —167, P., 1857— 1912.
Migne PL — Patrologiae cursus comple-tus, series II:
Ecclesia latina, v. 1—221 (218—221 Indices), P., 1841—1864.
RE — Paulys Real-Encyclopadie der classischen Altertumswissenschaft.
Neubearbeitung hrsg. v. G. Wissowa, W. Krollu. a.
Reihe 1,2 (nebst Supplement l ff.), 1894—.
SVF — Stoicorum veterum fragmenta collegit loannes ab Arnim, v. l—4,
Lipsiae,1921— 242.
Другие античные источники даются в общепринятой междунар. системе сокращений.
ОФОРМЛЕНИЕ ССЫЛОК И БИБЛИОГРАФИИ
Ссылки на сочинения К. Маркса и Ф. Энгельса даются по 2-му изданию: т. 1—50, М.,
1955—81 (напр., Маркс К. и
Энгельс Ф., Соч., т. 1, с. 5). Ссылки на сочинения В. И. Ленина даются по
Полному собранию сочинений, 5 изд., т. 1—
55, М., 1958—65 (напр., Ленин В. И., ПСС, т. 5. с. 28).
В библиографии, помещаемой после текста статьи, приводятся обычно последние
издания произведений или те издания,
к-рые наиболее отвечают научным требованиям; порядковый номер издания указан
рядом с датой издания (напр., 2-е
издание работы, вышедшее в 1969: 19692).
В пристатейной библиографии знак - означает сочинения, — литература.

ИМЕННОЙ УКАЗАТЕЛЬ
Аббанъяно Н. 5, 738,788, 789
Абдо М. 225
Абеляр П. 5, 9, 51, 78, 278, 292, 318, 490, 603, 667, 740
Абрамов Я. В. 397
Абрахам бар Хийя 428
Абу-лъ-Баракат алъ-Багдади 74
Абу-лъ-Хасан Али ибн Харун аз-Зан-джани 234
Абу Мансур алъ-Багдади 240
Абу Язид 664 Абхинавагупта 180
Август 43
Августин Блаженный 8, 19, 28, 57, 60, 78, 90, 94, 101, 128, 143, 178, 187,
218,
219, 226, 305, 327, 341, 364, 427, 428, 437, 457, 484, 490, 502, 516, 526, 527,
533,
547, 570, 603, 623, 670, 676, 732, 734, 740, 742, 759, 779, 792, 806, 817
Авемпас, см. Ибн Баджа
Авенариус Р. 9, 203,
215, 226, 271, 310,
352, 356, 729, 797
Авенпаце, см. Ибн Баджа
Аверинцев С. С. 684
Аверроэс, см. Ибн Рушд Авицеброн, см. Ибн Гебироль Авиценна, см.
Ибн Сина Авраам (пророк) 224,225
Авраам бен Давид из Толедо 34 Аврелий, см. Марк Аврелий
Агасси Дж. 515, 734
Агассис Ж. Л. Р. 136
Агриппа 614
Агриппа Неттесхейм-ский 238, 254, 370, 456, 503
Адамов А. 571
Аддисон Дж. 781
Аделард из Бата 570, 778
Адимант 125
Адлер. А. 13, 118, 206, 271, 315, 619, 749, 754, 787
Адлер М. 14, Ю, 425
Адорно Т. 14, 347, 348, 426, 564, 730, 748, 752, 757
Адорно Ф. 738
Адраст Афродисийский 489
Айдукевич К. 15, 271,323, 328, 429
Айер А. Дж. 15, 77,280, 795
Айзенк Г. 170, 315
Айн аль-Кузат Хамадани 74, 664.
Айхенвалъд Ю. И. 92
Акиллини А. 474
Акиндин 128
Аккерман В. 319, 744
Акоста У. 647
Аксаков И. С. 615, 616
Аксаков К. С. 615, 616, 652, 757
Аксаков С. Т. 615 Аксельрод Л. И. 16,368
Акусилай 805
Акшапада 126, 555
Алан Лиллъский 18, 187, 262, 778
Аларих 8
Александер С. 19, 430, 464, 670, 729, 764, 795
Александер Ф. 206,43I, 551, 618
Александр I 560
Александр 11 626
Александр Афроди-сийский 19, 35, 101, 254, З64, 444, 474, 489, 609
Александр из Гэлъса 19, 59
Александр из Дамаска 489
Александр из Никополя 427
Александр Македонский 33, 125, 281, 493, 509
Александр Некам 34
Александр Полигистор 426, 494
Александров Г. Ф. 19 Алексей 1 Комнин 218
Алексин 357
Али (халиф) 225
Али алъ-Ала 761
Алкивиад 519
Алкидамант 441,628, 629
Алкмеон из Кротона 19, 380, 549, 552
Аллен И. 141 Алнвик Г. 615
Алсион, см. Криишамурти Д. Альбалаг 9
Алъберт X. 20, 515,730
Алъберт Великий 20, 34, 35, 218, 262, 333, 364, 485, 570, 606, 663, 667, 693,
742
Алъберт Саксонский 318, 456
Алъберт фон Больштедт, см. Алъберт Великий
Алъберти Л. Б. 131, 527, 806
Альбин 171, 496, 652,715, 787
Алъд Мануций 465
Алътюсер Л. 31
Алъфред Англичанин 34
Алъштед И. Г. 737

<<

стр. 87
(всего 90)

СОДЕРЖАНИЕ

>>