<<

стр. 7
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

случае, если они в нем достойно
существуют.
Вот об этом, конспективно здесь
обозначенном, оттенке мысли
Вернадского, видимо не стоит
забывать, обращаясь ныне к решению
глобальных проблем современности. То
есть речь идет не о том, правильно
или неправильно мы строим свои
отношения с природой, а о том,
достойно или недостойно мы существуем
в мире...
Какие бы законы мы ни формулировали
относительно природы, они
формулируются в скрытых терминах
нашей свободы. По словам Вернадского,
наука вообще вырастает "на основе
свободы человеческого разума, тесно и
неразрывно связанного с демократичес-
ким духом равенства"27. Другими
____________________
26 Там же. Д.162. Л.1.
27 Там же. Д.161. Л.18-19.

253

словами, между онтологическими
объектами и объектами онтическими
(т.е. жизнеобразующими человеческими
ценностями - к примеру, добром и
ответственностью, красотой и сове-
стью) устанавливается неразрывная
связь.
"Полное безразличие, - пишет
Вернадский, - к вопросам этики может
возникать... в научной области. Че-
ловек науки может быть безразличен к
вопросам морали, если только он все
оценивает с точки зрения своих
научных идей... Любопытно, что к тому
же самому приводит мистика и
мистические течения"28. При таком
разрыве между природой и культурой
как раз и возникает технологическое и
технократическое мышление. Природа
начинает мыслиться как орудие, т.е. в
виде машины. "Лишь благодаря
условностям цивилизации эту
неразрывную и кровную связь
человечества с природой человек
пытается рассматривать отдельно от
живого мира, от бытия цивилизованного
человечества. Но эти попытки
искусственны и неизбежно разлетаются,
когда мы подходим к изучению

____________________
28 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
518. Оп. 1. Д.161. Л.44.

254

человечества в общей связи его со
всей природой"29.
Размышляя о связях между природой и
человеком, Вернадский вводит понятие
ноосферы. "Мне ясно, - замечает он, -
что в природе все не может быть
сведено к энергии и материи. Как
подвести к этим понятиям воздействие
человека на геохимические
процессы?"30.
Факт этого воздействия никто
отрицать не может. Вернадскому ясно,
что для его обозначения "слово со-
знание не подходит. Но так же мало
подходят душа, воля, энтелехия. Как
только мы становимся на научную
основу, все эти слова получают другой
смысл, чем в философии или
религии"31. Вывод, который делается
отсюда Вернадским, достаточно
парадоксален. Он пишет: "Тут,
конечно, непроизвольно действует ум и
воля человека, и это совместное
действие - при росте цивилизации - я
называю ростом его сознательности"32.
____________________
29 Вернадский В.И. Живое вещество.
М., 1978. С. 313.
30 Вернадский В.И. Архив РАН.
Ф.518. Оп.1. Д.162. Л.3.
31 Там же. Л.15.
32 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
518. Оп. 1. Д.161. Л.3.

255

Вот это "непроизвольное" действие
воли и ума, ведущее к росту
цивилизации, и обозначается им в
понятии ноосферы.
Что же такое "непроизвольная воля"
и "непроизвольный ум"?
Для того, чтобы отличить человека
от всего живого, мы, как правило,
ссылаемся на сознание, у человека на-
личествующее и отсутствующее у
муравья и обезьяны. Но этот ход мысли
для Вернадского неприемлем. Ведь
человек отличается от живой природы и
другим - волей. У обезьяны нет воли,
потому что она живет органическими
связями.
Мы привыкли рассматривать сознание
в качестве "надстройки" над каким-
либо действием, т.е. хотим ото-
ждествить сознание с знанием, а не с
волей. Но познай обезьяна себя - она
будет знать все то, что уже делает
как обезьяна, т.е. делает
бессознательно, инстинктивно. Ор-
ганические связи выполняются при
отсутствии контроля со стороны воли и
сознания. Ведь воля не нужна, если
последовательность событий и
синхронные процессы той среды, к
которой принадлежит обезьяна, уже
сцеплены органическими связями. А вот
те связи, которые устанавливаются
сознанием, будут уже не органи-

256

ческими, а смысловыми. Для их
появления необходимы именно воля и
сознание как воля. И поэтому не стоит
задним числом приписывать
органическим связям сознательный
характер. Если мы это сделаем, то
получим "сознание" как эпифеномен,
т.е. как усвоение нашего собственного
сознания, взятого безотносительно к
воле.
Следовательно, нам нужно постоянно
отличать все то, что в нас (и рядом с
нами) держится органическими связями,
от того, что произведено волей и
сознанием. Например, биосфера
мыслится Вернадским как организм, а
не как нечто сделанное, не как
машина. Почему? Потому что для
механизма достаточно связи между
предыдущим и последующим. А для
биосферы требуются еще и
одномоментные, синхронные связи
внутри целого. Такова ее органическая
структура.
В биосфере нет ничего такого, что
не имело бы причин и достаточных
оснований. Нет причин лишь потому,
что в ней существует и действует в
соответствии с найденными им
жизненными смыслами человек. Вернее,
наличествует много резонов, много
причин для того, чтобы он действовал
по-обезьяньи, т.е. по логике

257

органических связей. Но человек - это
как раз и есть то нелепое создание
природы, которое живет в биосфере,
разрушая ее органическую структуру:
"Вхождение цивилизованного человека в
биосферу коренным образом ее
меняет"33. Чтобы приступить к таким
действиям, ему нужно было
распространиться по всей планете и
объединить ее в одно экономическое
целое.
Итак, если что-то на Земле и
разрывает органические биосферные
связи, то это "что-то" есть человек.
Оснований его поступкам, кроме воли и
сознания, опирающегося на волю, нет.
Из этого факта вытекают практические
(или, как говорит Вернадский,
геологические) следствия.
"Девственная природа исчезает все с
большей быстротой и человек все ярче
выступает как решающий геологический
фактор в истории планеты. Достаточно
привести один пример _ то значение,
которое на Земле приобретают такие
свободные металлы, как железо (редкий
природный материал), алюминий (до
человека не существовал), магний
(тоже), цинк, свинец (раньше
минералогические редкости). Сейчас
____________________
33 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
518. Оп. 1. Д.220. Л.4.

258

все эти металлы и их сплавы
встречаются на каждом шагу и
количество их с ходом времени растет
в геометрической прогрессии, как
растет все живое и все изделия -
машины человека"34.
Человеческие смыслы воплощаются в
материале биосферы. Количество
изделий рук человеческих растет,
органическая же связь состояний
биосферы теряется. Эта ситуация
потенциально грозит хаосом. Но вместо
разрушенных природных человеком
устанавливаются новые сцепления,
которые зависят уже не от органичес-
кого единства причин и следствий,
содержания и формы, а от ума и воли
людей. Ноосфера (еще Вернадский
называет ее цивилизацией) и есть то
создающееся смысловое целое, частью
которого мы являемся.
Сложность ноосферы как целого
значительно превышает возможности
контроля со стороны чьей-то частной
воли и рефлектирующего сознания. И в
этом смысле ее структура
непроизвольна. (Вот они,
"непроизвольная воля" и
"непроизвольное сознание"!) А все,
что не произведено непосредственно
волей и не выдумано сознанием,
____________________
34 Там же.

259

составляет уже природный процесс. Тем
самым человеческое сознание начинает
выступать как "великий природный
процесс".
Если ослабнут воля и усилия людей,
распадется и то целое, которое
складывается вместе с ростом челове-
чества, но независимо от него. Может
ли это произойти? Конечно, по многим
причинам. Именно от этого предо-
стерегал Вернадский, писавший: "Не
производится ли застой мысли и
регрессивный ход человечества умень-
шением волевого напряжения, желания
человека понять окружающее? Та
остановка научного искания, которая
заметна с эпохи христианства с III
века и которая достигла наиболее
яркого развития в средние века, еще
более резко проявилась в истории
мусульманской культуры, в Индии,
Китае, Японии. ...Дойдя до неразреши-
мых загадок, человеческая мысль
теряла веру в знание, бесплодно
искала его смысл и мало-помалу
отходила в лице лучших своих
представителей от научной мысли к
работе в других областях
человеческого сознания"35.

____________________
35 Вернадский В.И. Архив РАН. Ф.
518. Оп. 1. Д.220. Л.41.

260

Иными словами, чтобы ноосфера не
распалась, нужны совместные действия
воли и ума человеческого,
объединившегося в одно
технологическое целое.
Словами "биосфера переходит в
ноосферу" Вернадский напоминает о
том, что мы живем в мире усколь-
зающих, распадающихся органических
связей и обессмысливания связей
смысловых. То, что было до этого
мира, и то, что может - в результате
роковой ошибки - наступить после
него, исключает существование чело-
века. И поэтому наше будущее "в наших
руках".
Почему Вернадский - современный
мыслитель?
Если под классикой (или
классическим) понимать нечто
завершенное и самодостаточное, то
нужно признать, что Вернадский - не
классик. Его мысли отнюдь не
завершены и не самодостаточны. Но не
в том смысле, что он не успел что-то
написать или не смог навести порядок
в написанном, а в том, что все, им
сказанное, живо, т.е. нами еще
высказывается. Поэтому Вернадский
нуждается в нас точно так же, как и
мы в нем. Именно это и означает, что
Вернадский современный мыслитель.
Ведь классические произведения могут

261

прекрасно обходиться без того, чтобы
о них сейчас и здесь думали и что-то
в них понимали. Мы в них нуждаемся, а
они в нас нет.
Вернадский, как и положено
современному мыслителю, отличается
особым подходом к истине. Он не
спрашивает, что есть истина. Не
пытается он и разрешить загадку о
том, кто персонально или какая соци-
альная группа положила ее в свой
общественный карман. Более
существенным является для Вернадского
другой вопрос: где мы находимся
тогда, когда мыслим, действуем, ищем
истину? Здесь у ученого нет сомнений
- конечно же, в биосфере. Это то
целое, которое мы изменяем, становясь
тем самым частью другого целого, т.е.
находясь на пути от биосферы к
ноосфере.
В.И.Вернадский знал, что мы давно
уже живем в искусственном мире. И нам
никак нельзя забывать о том, что
двери, ведущие из мира искусственного
в мир естественный, не заперты. В эти
незапертые двери нам является (по
крайней мере, может явиться) то, что
мы по привычке называем Космосом.
Всем нам нужно учиться жить под
знаком космической взаимосвязи су-
щего, под знаком единого Логоса
природы. Как современный мыслитель,

262

Вернадский восстановил классические
традиции русского космизма в
объяснении мира.































263




Глава V. Интуиции русского космизма



1. Космос

Русский космизм возобновляет
интуицию обитаемости и обживаемости
мира. Эта интуиция результат прививки
Востока христианскому Западу.
Переболели "Востоком" и в России.
"Человек..., - писал Циолковский, -
зависит от судьбы вселенной...
Поэтому всякое разумное существо
должно проникнуться историей Вселен-
ной".
Вот были греки. И был космизм
греков. То есть что было? Что-то
параноидальное. В чем? В бесконечном
заглатывании иного, в готовности к
тому, чтобы проглотить и
бесконечность. И это греки. Это
космизм, склонный к полноте.
Прожорливость ненасытного космизма
греков оставила метку на теле
европейца. Я не думаю, что греки
параноики, хотя они, видимо, и
параноики. Мне кажется, что они
Европу заразили космизмом. Европа
переболела и вылечилась. А Россия не

264

вылечилась. Она больна новым
язычеством.
Вот Платон. Он язычник. У него, как
у пьяного, мир двоился. А у
Аристотеля не двоился. Аристотель
трезвенник. Он отрезвил Платона. Но и
тот, и другой понимали, что если мир
один, то в нем что-то можно доказать.
Это мир доказательности. Если же их
два, то от доказательства в одном
всегда можно укрыться в другом. Либо
в мире ничего нельзя доказать и он
живой, либо он мертвый и в нем все
можно доказать. Это уже идея русского
космизма.
Интуиция обитаемости и обживаемости
мира ведет к необходимости различения
истории и космоса. Космизм русской
мысли имеет простой смысл. Во-первых,
это мир, озаряемый светом, т.е. тот
мир, в котором нельзя отличить свет и
зрение, то "чем" и то, "что". И для
того, и для другого вводится одно
обозначающее слово. "Свет и зрение
сродни", - отмечает А.Афанасьев.
"Нельзя увидеть без глаз, но нет
ничего, что можно было бы увидеть и
без света"1.

____________________
1 Афанасьев А. Поэтические воззрения
славян на природу. М., 1865. Т. 1.
С. 148.

265

Во-вторых, это дистанцирование от
истории. Историю нельзя обжить по
определению, ибо она не имеет конца.
Бесконечная история делает возможной
личность, то есть то особое
состояние, в котором начинается все
сначала, с нуля. Отсчет идет от себя
ставшего. А это значит, что в
становящемся мире всегда найдется
место для личности. Космос - это мир,
в котором нет места личности. Он дан
всеми своими частями в уже собранном
виде, и поэтому в нем нет такого
провинциального уголка, в котором
что-то творится из ничего.
Для того, чтобы поместиться в
безместном мире, необходимо
человеческое зацепить за
универсальное, за то, что уже есть.
Отсчет идет от мира и традиций, а не
от суверенного "Я могу". Личность -
принцип истории (выдуманного ее
конца), человек - принцип космоса (не
мной придуманного). Современная
культура помнит о личности, но забыла
о человеке. Космос восстанавливает
эту память, напоминая, что человек
живет на Земле, которая вступила в
брак с небом.





266

2. Дом

Славянский мир первоначально
означал "мир семейный, тишину
домашнего жилища, а вселенная наме-
кает на водворение (вселение) семьи у
домашнего очага, под родным кровом"2.
Мир, вселенная, дом, жилище - это
сущности одного уровня. Обживая мир,
мы образуем пространство встречи этих
слов. Продолжая тянуть ниточку мысли,
высказанной А.Афанасьевым, мы вытянем
и понимание соразмерности устройства
дома и космоса. По народному
воззрению, небо - терем божий, а
звезды - от взирающих оттуда ангелов.
"Эпическая поэзия... дает прекрасное
изображение космоса теремом, а
небесных свечек - обитающих там
семьей"3.
Земля - храм, где живут люди, Небо
- храм, где живут Боги. Небо, если на
него смотреть стоя на Земле, т.е.
глазами смертного человека,
представляется куполом, сводом.
Вверху - небо, внизу - Земля. Вверху
то же, что и внизу, ибо верх
опирается на низ. Небо и земля об-
разуют брачный союз. "Выражение: мать
сыра земля - означает землю
____________________
2 Афанасьев А. Указ.соч. С. 114.
3 Там же. С. 115.

267

увлажненную, оплодотворенную дождем и
поэтому способную стать матерью"4.
Вообще греческое "вселенная"
происходит от "дом, обитель". Это
отождествление досталось нам от
человека, прекратившего бег в
бесконечность; остановившись, он
понял, что вселенная - его дом. Этим
человеком был крестьянин.
"Горожане - жители, а селяне -
души"5. Эта поговорка, записанная
В.Далем, намекает на преимущество
селянина перед горожанином. В силу
каких-то необъясняемых причин селянин
выгодно отличается от горожанина, и в
знак этого отличия ему даровано быть
душой, а горожанину указано быть
просто жителем. Душа - это "жизненное
существо человека" и вообще, как
поясняет словарь русского языка,
всякого живого существа.


3. Интуиции

Тема космизма появляется в русской
философии при обсуждении самых,
казалось бы, земных вопросов.
____________________
4 Там же. С. 129.
5 Даль В. Толковый словарь живого
русского языка. М., 1978. Т. 1. С.
504.

268

Например, то, что я вожу сейчас пером
по бумаге, есть космическое событие.
Почему? Потому что в мире осу-
ществился разрыв между природой
производящей и природой
произведенной. Ближайшим следствием
этого разрыва стала "космическая
болезнь". И когда в нашей жизни
происходят такие вещи, которыми
преодолевается разрыв между natura
naturata и natura naturans, тогда мы
излечиваем себя от этой болезни.
Разорванность мира преодолевается в
момент рождения человека. И поэтому с
его рождением зарождается новая
вселенная.
П.Флоренский, развивая эту же
мысль, делает странный вывод о том,
что космос ограничивается или почти
ограничивается биосферой, и всем нам
нужно всматриваться в жизнь как
космическую категорию. Для чего? Для
того, чтобы увидеть то, что нельзя
увидеть через щель субъект-объектной
дуальности. Иными словами, в самом
общем виде "русский космизм" можно
определить в качестве такой системы
взглядов, в которой предпринята
попытка обойти проблему гносеологи-
ческой разъединенности субъекта и
объекта (сознания и мира) и взглянуть
на сущее со стороны их изначального
онтологического тождества. Понимание

269

этого тождества отличает Булгакова от
Бердяева, а их обоих - от Н.Федорова.
Но в данной работе я не буду касаться
существа этих отличий, также как не
буду затрагивать и вопрос о связи
русского космизма с метафизическими
исследованиями позднего Фихте и
позднего Шеллинга, равно как не будет
рассматриваться и связь с традицией,
идущей от Я.Беме и Баадера.
В XX веке, т.е. на наших глазах,
произошло событие, в котором
опустынивание земли совместилось с
опустошением человека. Это событие,
именуемое "Экологией", известно
сегодня всем. Но структура пути к
опустошению человека осознавалась и
обозначалась философией давно.
Правда, в разных словах и теориях.
Например, европейская философская
мысль второй половины ХIХ в. и первой
половины ХХ в. постоянно напоминала о
том, что нет такого "предмета", как
человек (Кьеркегор, Гуссерль), что
людьми не рождаются каким-то
натуральным рождением, а становятся
(Маркс). А вот станет ли кто
человеком или не станет - это еще
вопрос. Никто никаких гарантий дать
нам не может (Ницше). Все мы и всегда
- лишь "существование", которому не
достает "сущности" (Сартр). Иными
словами, есть опасность, что человек

270

может забыть о том, что он человек,
используя тем временем свою сущность
для обслуживания своего
существования; подменяя бытие тем,
что он может просто иметь (Фромм).
Европейская философия
концептуализировала представление о
связи человеческой жизни с жизнью
космического целого в тот момент,
когда развитие естественнонаучного
знания, наложившее свою печать на всю
человеческую культуру, поставило идею
связности мирового целого под
сомнение. Шопенгауэр, Бергсон, Тейяр
де Шарден и другие философы,
неудовлетворенные разрывами между
жизнью и разумом, человеком и
космосом, стремились восстановить
утраченное понимание целостности
бытия. Ими возрождалась мысль о
полном взаимодействии субстанций как
необходимом условии существования
человека. На опасные последствия
опустошения природы, поставленной
человеком на "постав", указывал
Хайдеггер.
Аналогичные проблемы занимали не
последнее место в истории
общественной и философской мысли Рос-
сии. Еще в шестидесятые годы прошлого
века Достоевский призывал судить о
человеке не потому, что он есть, а по
тому, кем он хотел бы стать.

271

Н.Страхов, "рассматриватель жизни и
нравов" России, с удивлением писал в
1811 году о том, что на место
суеверий прежних веков пришла не
долгожданная научная истина, а
"чудище неверия"6. Если прежде люди
имели "тысячи ложных богов", то нынче
они "не признают и единого бога"7.
Ощущение непреднамеренного обмана со
стороны прогресса, подсовывающего не
лестницу к раю, а "цепь, протянутую к
самому аду ничтожества"8, оказалось
не таким уж и беспочвенным.
История, как заметил Эрн, катилась
от Канта к Круппу. К.Аксаков,
И.Киреевский и А.Хомяков упрямо
твердили о том, что "душа у людей
убывает", что грядет "пустодушие"
человека. Исторический разум
"импровизируется", говорил Герцен,
требуя объяснить ему, почему верить в
бога смешно, а верить в человечество
не смешно; почему надеяться на
царство небесное глупо, а упование о
земном блаженстве умно. Человек
достиг предела своей некосмичности в
автоматизме действия искусственного.
Как бы подхватывая эти слова
____________________
6 Страхов Н.Н. Рассматриватель жизни
и нравов. Спб., 1811. Ч.2. С. 11.
7 Там же. С. 12.
8 Там же.

272

Бердяева, Розанов призывал к бунту
против того, что унижает естество, а
С.Трубецкой советовал, несмотря ни на
что, держать внутри себя собор со
всеми.
Земное, слишком земное
человечество. Вместо того, чтобы
держать собор со всем миром-космосом,
оно поступает на "содержание" к
случайностям прогресса.
Для того, чтобы с наименьшими
затратами живого труда производить
наибольшее количество "мертвых"
предметов, требуются наука и
технология. В ХIХ в. Россия,
перекрестившись, пустилась в плавание
по океану научно организованных
технологий. Мерная поступь к острову
гуманизма опиралась не на ум, а на
мускулы природы и человека.
Демонстрация плодоносности
"мускульной технологии" не могла не
очаровать сознание передовой
российской интеллигенции, усматривав-
шей в этом движении универсальное
пространство преобразований
несовершенных человеческих масс в
союзе совершенных личностей.
В то же время в России начинают
разрушаться социальные структуры,
символом которых была община, и
возникают новые социальные связи,


273

символом которых стало формально
организованное общество.
Обе эти тенденции строились на
целенаправленном и систематическом
превращении знания в силу. Пре-
вращенное знание, т.е. сила,
порождает и воспроизводит упрощенный
образ мира. Чем проще, тем ближе к
истине. Благодаря этой идее и
основанных на ней действиях явился
ранее невиданный порядок вещей.
"...Мир сделался машиной", а человек
"как будто в нем пружиной"9.
Если знание стало силой, то уже не
надо спорить о том, "машина ли
сделалась миром" или "мир сделался
машиной". Важно не оказаться в
положении тех былинных богатырей,
которые, полагаясь на свою силу, вы-
звали на бой силу нездешнюю,
небесную10. Разрубит витязь своего
соперника пополам, а на его месте уже
двое, и оба живы. Побьет двоих, а их
уже четверо, и земная логика не
срабатывает. Не выдержали богатыри
состязания и окаменели.
На фоне этого образа-символа
вырастает понимание "любомудрами"
того направления, в котором стало
____________________
9 Дьячков С. Деньги. М., 1841. С. 24.
10 Буслаев Ф.И. Русский богатырский
эпос. Воронеж, 1987. С. 46.

274

развиваться превращенное знание и
основанная на нем цивилизация. На
фоне этого же образа рассматривал
перспективы развития науки и
К.Э.Циолковский. "...Как наука не
старайся, природа все время ставит ей
новые и новые задачи величайшей
сложности! ...Выходит, что либо
человек не дорос до решения такого
рода проблем, либо природа хитрит с
ним, боится его, как бы он не узнал
более, чем то положено по уставу. А
об этом уставе мы тоже ничего не
знаем. Опять "темно в облацех". Вы-
ходит, что мы стоим перед
непроглядной стеной неизвестности"11.
Когда сила заменяет ум, а решение
одной проблемы порождает две новые,
тогда люди либо меняют логику своих
действий, либо "окаменевают". Рискуя
"окаменеть", человеческая цивилизация
бросается из одной технологической
волны в другую. Но не искусственным
порядком вещей, "мускульной"
технологией, а органическими связями
целого держится тот мир, в котором
живут люди. В горизонте этих
смыслоразличений и альтернатив в
____________________
11 Чижевский А.Л. Теория
космических эр // Циолковский К.Э.
Грезы о земле и небе. Тула, 1986.
С. 421.

275

середине ХIХ в. возникает феномен
русского космизма.


4. Три течения

В русском космизме выделяются три
течения: естественнонаучное,
религиозно-философское и поэтически-
художественное. В естественно-научной
форме идеи космизма развивались
Н.А.Умовым, В.И.Вернадским,
К.Э.Циолковским, Н.Г.Холодным,
А.Л.Чижевским. В трудах этих ученых
осознается потребность в разработке
новой картины мира.
Существуют, по крайней мере, две
точки зрения на мир. Для одной из них
мир есть космос, для другой - мир
есть история. Если мир космос, то в
нем (с ним) уже все было и круговорот
событий не оставляет человеку надежду
на будущее. Если мир - история, то в
этом мире еще не все явлено и есть
надежда на будущее. Для древних
греков мир был космосом, для первых
христиан - историей. В русском
космизме возрождается космоцентризм
древних греков. Но отправной точкой
этого возрождения выступает опыт
историцистского сознания,
оставляющего возможность для


276

свободного доопределения мира
человеком.
Для того, чтобы изменить картину
мира, постулирующую случайность
человеческого существования в
структуре космических процессов,
необходимо, писал В.И.Вернадский,
ввести жизнь в самую основу космоса,
в атомы. Идея "атомарности жизни"
созвучна синтетической тенденции в
развитии науки и по своему существу
корреспондирует с представлениями о
целостности природы, развиваемыми
отечественной школой есте-
ствоиспытателей второй половины ХIХ
в. (В.В.Докучаев, А.И.Воейков и др.).
Религиозно-философское направление
русского космизма связано прежде
всего с именем Н.Ф.Федорова. Язык
Федорова самобытен и экстравагантен.
Не придираясь к экстравагантности его
языка, мы можем увидеть напряжение
мысли, обеспокоенной судьбой
человека, вовлеченного в ритм
бесконечного становления истории.
Если всякое настоящее оказывается
всего лишь ступенькой к будущему, то
вереница этих ступенек никогда не
закончится, история не совершится и
останется бесконечно несовершенной.
История имеет смысл, если она
конечна, т.е. выполняется. Только
конечное обладает полнотой. В этом

277

смысле конечен космос. Для того,
чтобы увидеть "космос" истории, нужно
соскочить со ступенек прогресса,
превращающего настоящее в средство
для будущего, т.е., по словам
Н.Ф.Федорова, воскресить все, когда-
либо жившее, и победить смерть как
условие бесконечного прогресса
истории. Смерть - проблема истории, а
не космоса.
Поэтически-художественное
направление в русском космизме
представлено В.А.Левшиным,
С.Дьячковым, В.Ф.Одоевским,
А.В.Сухово-Кобылиным. В нем отражены
поиски связей между истиной и смыслом
человеческого существования. Связи
бытия, реализующие смысл бытия,
составляют "космос" истории.
Понимание космичности жизни
характерно и для Ф.М.Достоевского, и
для В.С.Соловьева. Хотя ни тот, ни
другой не разрабатывали тему космизма
в виде какого-то особого направления
мысли.
Помимо этических следствий
разложения связей человека со своим
лоном (вселенной) русский космизм
указывает на экологические
последствия этого распада.
Экологические проблемы являют нам не
мир как историю, а мир как космос.
Видимо, не случайно в 1913 году

278

Н.А.Умов напишет статью "О задачах
развития техники в связи с истощением
природных ресурсов". В этом же году
С.Франк введет в научный оборот
специальный термин "ноократия" для
обозначения нового этапа в отношении
человека к природе. Позднее, под
влиянием лекций Вернадского о
биосфере, нечто подобное сделает
Леруа. Он создает термин "ноосфера".
В 1922 году А.Е.Ферсман поставит
вопрос о пределах развития чело-
веческой культуры в связи с
ограниченностью запасов природных
ресурсов. Через 50 лет появится
"Пределы роста" Римского клуба.
Возникнет интерес к экологической
этике.
В русском космизме выделяется три
течения, но каждое из этих течений
было занято поисками сознания, за
которое можно было бы зацепить и
удержать распадающийся человеческий
мир. И в этом смысле не так уж и
важно, кристаллизуются ли эти поиски
в виде философии "общего дела",
учения о ноосфере и множественности
разумных миров или в представлениях о
заселении людьми космоса. В любом
случае (по словам Н.Г.Холодного)
осуществляется прорыв к "философии



279

света и радости"12. В философском
отношении русский космизм распадается
на два течения: на проективистов и
органицистов. В терминах проективного
сознания создавали свой космизм
Н.Федоров, A.Платонов, К.Циолковский.
В терминах органического сознания -
В.Вернадский. Но и в том и в другом
случаях мы имеем дело с идеологией
нового язычества.


5. Имена и история

В 1912 году в журнале "Современник"
появилась симптоматическая статья
П.Н.Сакулина под названием "Русская
Икария"13. В ней излагались идеи
утопического романа В.Ф.Одоевского
"...4338-й год. Петербургские
письма". Роман Одоевского был написан
в конце 30-х годов ХIХ в.14. Сам жанр
утопического романа известен в
России, начиная с "Путешествия в
землю Офирскую" М.М.Щербатова. В этом
смысле появление романа
____________________
12 Холодный Н.Г. Избранные труды.
Киев, 1982. С. 180.
13 Сакулин П.Н. Русская Икария //
Современник. 1912. N 12.
14 Одоевский В.Ф. ...4338-й год.
Петербургские письма. М., 1926.

280

В.Ф.Одоевского не было полной
неожиданностью. Но по закону
случайного совпадения в 1840 г. во
Франции увидел свет также роман-
утопия Э.Кабе "Путешествие в Икарию",
описывающий республику с
коммунистическим строем15. Возможно,
что П.Н.Сакулин, изучая утопию
Одоевского, провел между ним и Кабе
какое-то непреднамеренное сравнение,
ибо Одоевский счел возможным
сохранить в 41-м веке не республику,
а монархию. Так или иначе, но в
результате анализа взглядов
Одоевского появился термин "Русская
Икария".
П.Н.Сакулину удалось точно
подметить главную особенность утопии
Одоевского: ее космическую на-
правленность, а также убеждение в
том, что русским летать по воздуху то
же, что другим народам ездить по же-
лезной дороге. Не излагая утопическую
концепцию Одоевского, замечу, что по
ее "прогнозу" в 44-м веке люди
приобретут почти полную власть над
природой, изменят климат, начнут
управлять движением воздушных масс,
обживут луну, создадут новые сорта
растений, разрешат проблему
____________________
15 Кабе Э.(Саве) Путешествие в
Икарию. М., 1948.

281

народонаселения и т.д. Но главное -
они выйдут в космос.
В мировой литературе тема
"космических путешествий" обсуждалась
разными мыслителями: Лукианом в
"Икароменипе", Ариосто в "Неистовом
Роланде", Кеплером в "Сноведениях,
или лунной астрономии" и т.д. В
России литературный сюжет на эту
тему, пожалуй, впервые использовал
В.А.Левшин. В 1784 году появилось его
сочинение "Новейшее
путешествие..."16. "Есть несчетно
земель, - провозглашал герой
путешествия Нарсим, - населенных
тварями, против коих вы можете
почесться кротами и букашками"17.
Чуть позже в журнале "Урания" будет
объявлено о том, что человек "входит
во все права Гражданина Вселенной.
Земля, его отечество, становится
только одной из нераздробленных
точек, которыми усеяна бездна"18.
Столетие спустя назовет себя
"Гражданином Вселенной"
К.Э.Циолковский. Самим этим
____________________
16 Левшин В.А. Новейшее путешествие
// Взгляд сквозь годы. М., 1977. С.
72.
17 Там же.
18 Урания. Калуга, 1804. Ч.1. С.
10.

282

словосочетанием выполняется какое-то
скрытое символическое содержание.
А.П.Щапов, например, обратил внимание
на одну деталь. Сетуя на бедность
русского языка и рассуждая о том, что
ему (языку) не хватает абстрактных
понятий, он ссылается на слово
"вселенная". Ни немцам, ни грекам оно
незнакомо. В словаре этих языков он
не смог обнаружить что-либо похожее
на такое уродливое словечко, как
"вселенная". Космос у них есть, а
вселенной нет. Но "космос" - довольно
абстрактный термин, а "вселенная" уж
слишком своеобразна и антропоморфна.
Из этого слова, как ни смотри,
выглядывают "уши" человека, то бишь
русского мужика, занятого привычным
делом. Каким? Вселением в дом.
Первым, ибо второго не бывает.
Поэтому-то абстрактный космос он
(этот мужик) понимает конкретно, в
качестве того места, куда ему нужно
еще вселиться. Точно так же, как
вселяются люди в новый дом. То есть
космос для него вселенная, а сам он
гражданин этой вселенной. Например,
Афанасий Холмогорский в своих
грамотах Соловецкому монастырю
называет вселенной также и землю
Московского государства, гражданином
которого он был.


283

Русский космизм потому и называется
русским (в отличие от всяких других
космизмов), что космос в нем
предстает в изначальном смысле слова
"вселенная", т.е. как дом, в который
еще надо вселиться. Но не по оди-
ночке, а всем миром.
С какой бы стороны мы не
рассматривали феномен русского
космизма, его исторические корни
ускользают от нас в своей целостности
и непрозрачности в мифологическом
сознании, определяемом смесью
христианства с язычеством. Конечно,
нет никаких причин для того, чтобы
кто-то искал истоки русского космизма
в названии созвездий у русских
северян или в культе солнца (луны) у
древних славян. Русский космизм - это
не история астрономии в России и не
истолкование смысла народных
представлений о "падающих звездах"
как о летающих ангелах, порожающих
нас копьями. Уже Максим Грек проводил
границу между "звездозрительной
прелестью" (астрологией) и "небесным
видением" (астрономией). Тем не менее
какую бы тему русского космизма мы не
взяли, она так или иначе приводит нас
к тому, что А.П. Афанасьев называл




284

"Поэтическим воззрением славян на
природу"19.
Но в "поэтических" воззрениях уже в
начале ХIХ в. появляются новые и
новые трещины. Они связаны с
опасением за действия людей, которым
кажется, "что по крайней мере на
земле все для них существует"20. Сво-
ими действиями они разрушают
онтологию ума, отличающего
существование вещей самих по себе от
существования вещей для другого. Без
этой онтологии рождаются души
тиранов. "Только в душе тирана может
родиться мысль, что те, которые ему
подвержены, для него существуют"21.
Человек вообще "терпит неизреченный
убыток, когда он воззрит на себя как
на тирана земных творений"22.
Раз появившись, эта тревожная нота
будет звучать и в сочинении
анонимного автора под названием
"Путешествие в солнце и на планету
Меркурий и во все видимые и невидимые
____________________
19 Афанасьев А.Н. Поэтические
воззрения славян на природу. М.,
1863. Т. 1.
20 Урания. Калуга, 1804. Ч.3. С.
20.
21 Урания. Калуга, 1804. Ч.3. С.
21.
22 Там же.

285

миры"23. В работе В.Ф.Одоевского "Два
дня в жизни земного шара"24 тема
космизма развивается в оппозиции к
тем пессимистическим настроениям,
которые были вызваны работой
Р.Мальтуса "Опыт о законе
народонаселения..."25. Затем она
будет продолжена С.Дьячковым. Его
книга "Путешествие на луну в чудной
машине" выйдет в 1844 году.
П.Н.Сакулин, введя в обиход понятие
"Русская Икария", видимо, не знал,
что этот термин окажется удачным
обозначением умонастроения целой
группы русских ученых, философов и
писателей. Так, во второй половине
ХIХ в. идеи космизма привлекут
внимание А.В.Сухово-Кобылина, который
создаст учение о трех (в том числе и
космической) стадиях в развитии
человечества. Над "Философией общего
дела" начинает работать Н.Ф.Федоров.
В 1892 году Н.А.Морозов напишет не-
большую работу под названием "В
____________________
23 Путешествие в солнце и на
планету Меркурий и во все видимые и
невидимые миры. М., 1832.
24 Одоевский В.Ф. Два дня в жизни
земного шара // Взгляд сквозь годы.
М., 1977.
25 Мальтус Т.Р. Опыт о законе
народонаселения. Спб., 1868. Т. 1.

286

мировом пространстве", а чуть позже и
независимо от Морозова опубликует
свою новую работу "На луне"
К.Э.Циолковский. В XX веке появятся
новые имена. Среди них - Н.А.Умов,
А.Л.Чижевский, В.И.Вернадский,
Н.Г.Холодный. Космическая тема найдет
своеобразное отражение в фантазии
А.Платонова "Потомки солнца", в
стихах Н.Заболоцкого, в работах
художника Филонова.
В 1972 году появилась небольшая
статья Н.К.Гаврюшина под названием
"Из истории русского космизма". Более
ранние работы, где бы употреблялось
словосочетание "русский космизм", мне
неизвестны.
Русская Икария превратилась в
феномен русского космизма. Что же
лежало в основании того умонастро-
ения, которое обозначается сегодня
как русский космизм? Если мы будем
искать ответ на этот вопрос в эн-
циклопедиях, справочниках и словарях,
то ответ на него мы не найдем, ибо о
русском космизме, по существу, ничего
не написано. И поэтому неудивительно,
что нам неизвестна та
смыслообразующая среда, в которой
только и мог возникнуть А.Л.Чижевский
или В.И.Вернадский. И даже
Циолковский нам известен скорее как


287

изобретатель ракеты, чем как философ
и "реформатор" мышления людей ХХ в.
Предметом особого разговора
является тема космизма в истории
русской (скажем так: профессиональ-
ной) философии. Некоторые ее мотивы я
нахожу у В.В.Розанова и Н.Н.Страхова,
у В.С.Соловьева и П.А.Флоренского. Но
эти мотивы могут быть поняты и как
отражение общей органицистской
установки русских философов, их
стремление создать язык описания по-
стдуальных структур. А это значит,
что мы должны различать русский
космизм как теоретическую доктрину и
русский космизм как выражение
настроенности ума, выполняемого
бытийными актами жизни. Когда
В.С.Соловьев говорит о естественности
разума, то он имеет в виду не
"естественный свет разума" Декарта, а
скорее естественный "мрак" жизни.
Ведь какие-то вещи мы знаем не
потому, что думаем, а потому, что
живем и формами этой жизни в наших
головах воспроизводятся
представления, которые нельзя
отделить от бытия и проанализировать
в качестве содержания рефлексивного
сознания. То есть существуют знания,
к которым мы приходим не в процессе
размышления, не под контролем своего
сознания и воли, а помимо воли, в

288

процессе выживания и совместного
существования с другими людьми. Вот
это различение органического и
рефлексивного сознания, превращенное
профессиональными философами в метод
мышления, составляет посылку русского
космизма.
Нельзя оставить без внимания и
такую статью, например, как "Природа
и культура" С.Франка. Любопытны в
этом отношении сочинения Булгакова и
Бердяева. Иными словами, изучение
идей русского космизма только
начинается. В качестве этого "почина"
я предлагаю обзор некоторых интуиций
русского космизма.


6. Антропокосмизм и гуманизм

Культура, создавшая науку, имеет
много достоинств. Одним из
достоинств, лелеемых культурой, явля-
ется человеческий мир, т.е. тот мир,
в точке взаимодействия с которым
порождается "Я". В зависимости от
того, порождается оно или не
порождается, весь мир делится на две
части: на человеческий мир и
нечеловеческий. Причем человеческий
мир получает некоторые привилегии. Он
выступает в качестве выделенного цен-
тра вселенной.

289

С критикой этих представлений
выступил русский космизм,
попытавшийся расширить человечески
возможный мир за пределы субтильного
"Я". Эта затея нашла отражение в
принципе антропокосмизма.
"...Антропокосмист считает границы,
отделяющие... "Я" от ...всего космоса
только препятствием на пути к даль-
нейшей эволюции"26. По словам
Н.А.Умова, "имеет смысл окончательное
освобождение от антропо- и ге-
оцентризма"27.
От чего же пытался освободить себя
русский космизм? От тех
представлений, которые ставят
"сознание жизни выше жизни, знание
законов счастья - выше счастья"28.
Вот с чем надо бороться, говорит
Ф.М.Достоевский.
В самом деле, мы живем в культуре,
определяемой возможностями научного
знания. А наука привыкла иметь дело с
сущностями и законами. Ее интересует
не мир, а законы мира; не то, что
____________________
26 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 187.
27 Умов Н.А. Собр. соч. М., 1916.
Т. 3. С. 447.
28 Достоевский Ф.М. Сон смешного
человека // Русская литературная
утопия. М., 1986. С. 153.

290

существует, а сущность существующего.
И в этом нет ничего плохого, как и
хорошего. Проблемы начинаются тогда,
когда мы перестаем видеть вещи,
рассматривая сущность вещей; когда
сознание жизни продавливает жизнь и
захватывает по отношению к ней пальму
первенства.
С тех пор, как человек поставил
себя на место бога, он разрушил
естественные связи с природой и
заключил себя на "продолжительное
одиночное существование"29.
Антропоцентризм оправдывает посылки
одиночного существования.
Антропокосмизм их разрушает и наста-
ивает на "восстановлении естественной
связи человека с природой"30.
Антропоцентризм как идейный комплекс
складывается на фоне разложения
народного миросозерцания, или, как
говорил И.В.Киреевский, естественной
настроенности ума.
Естественно настроенный ум исходит
из того предположения, что существует
один (видимый) мир, а рядом
существует другой (невидимый) мир. И
оба этих мира связаны между собой по
правилу чуда. Благодаря "чудесному"
____________________
29 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 180.
30 Там же. С. 177.

291

правилу видимые действия людей
получают основания в невидимом мире.
В этом "сказочном" мировосприятии
"нет намеренного уклонения от
действительного мира"31. В нем
изобретался опыт, запрещающий
рассматривать природу в отвлечении от
человека. Осмысленными становились
только те действия людей, в которые
природа вовлекалась как "живое
существо, сочувствующее человеку"32.
Антропоцентризм разрушает посылки и
допущения этого миросозерцания. Ведь
чудес в мире нет. В нем есть причины.
А люди предоставлены самим себе. Их
действиям нет поддержки в
трансцендентном мире. Ангелы людей не
опекают, если они сами себе дают
законы. По словам Щапова, русский
народ при своем практическом
характере смотрел на святых с
натурально-практической точки зрения.
Он представлял, что святые назначены
быть ему помощниками в борьбе со
стихиями природы, поддерживать его
физическое, материальное благососто-
яние33. Мир пуст и если теперь уже в
____________________
31 Афанасьев А.Н. Сказка и миф.
Воронеж, 1864. С. 2.
32 Щапов А.П. Соч. СПб., 1906. Т.
1. С. 91.
33 Там же. С. 77.

292

пустом мире что-то появляется, то из
человека, через человека и для че-
ловека. Лишившись поддержки и опеки,
люди не могли не почувствовать свое
одиночество в мире механических сил и
причинных связей. Им нужно было
учиться жить в пустом космосе,
подчиняясь формуле: "из себя, через
себя и для себя"34.
Не трудно заметить, что этой
формулой выражается антропоцентризм
эпохи гуманистических идеалов и
устремлений. Негуманное общество
переполнено сущностями,
поддерживающими и опекающими
человека. Для того, чтобы построить
гуманное общество, нужно оставить
человека один на один с миром, лишить
его поддержки и опеки. Когда человек
один, он создает себе опору в виде
своей воли и своего сознания. Тем
самым возникает культура, своеволие и
субъективизм которой решительно
отвергал Н.Ф.Федоров, как, впрочем, и
русский космизм в целом.
"Антропоцентризм, - писал
Н.Г.Холодный, - в основе своей

____________________
34 Взгляд на смысл и достоинство
господствующего направления в новой
культурной истории человечества.
М., 1898. С. 12.

293

индивидуалистичен"35. В нем, по его
словам, слишком много эгоизма.
Отделив себя от природы, люди смотрят
на нее со стороны сознания и видят в
ней только лишь объект.
Иными словами, русский космизм
возникает как одна из форм усвоения и
понимания содержаний новой
исторической ситуации, нового
(гуманистического) порядка вещей, при
котором человек становится подобным
богу и не ищет поддержки у кого-либо,
кроме самого себя. Он (космизм)
осознает себя в качестве средства,
предназначенного для того, чтобы
сориентировать поведение человека в
опустевшем мире. Одним из таких
ориентиров выступало "звездное
миросозерцание", согласно которому
человек - это не бог, а природа - не
объект. Истоки человеческого бытия
коренятся во вселенной и порывать с
этими корнями нельзя. Человек парит
над природой, если он существует сам
по себе. Но сам по себе (без корней)
человек ничто. И в этом своем
ничтожестве он противостоит природе.
"Мы говорим: все от нас зависит, но


____________________
35 Холодный Н.Г. Избранные труды.
С. 182.

<<

стр. 7
(всего 9)

СОДЕРЖАНИЕ

>>