<<

стр. 10
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Музыкальная школа им. Танеева
(фестиваль ----)
Надо признаться, что Es-dur-ное трио артисты сыграли превосходно, прямо на пластинку (бы!). С-то11-ное тоже хорошо и серьезно. ...Но "Весенняя соната" была полной противоположностью - просто скандал!
329
Бетховен
Трио Es dur op. 1 № [1]
Трио с moll op. 1 № 3
Н. Гутман, О. Каган, В. Лобанов
Соната для скрипки и ф-но F-dur № 5
О. Каган, В. Лобанов
Трио D dur op. 70
Н. Гутман, О. Каган, В. Лобанов
Опять недобросовестное отношение и, возможно, нехватка времени для подготовки (тогда не надо было играть!..) (Олег, Олег!..)
Трио D dur было на высоте, серьезно, может быть не совсем достаточно свободно, но я его слушал впервые и, может, это я был не свободным и с некоторым трудом слушал.
30/VII1 Николина гора
рабочая кассета из Мантуи
Брамс
Соната С dur № 1 op. 1
С. P.
Никуда не годится (полные корзины неверных нот). В присутствии не вдохновляющего мистера Митчума со своей трубкой, Эми, убеждающей меня, что всё прекрасно (лишь бы вышла пластинка), да еще 42° жары. Хорошего результата не может быть.
31/VIII Николина гора
рабочая кассета из Мантуи
Брамс
Соната fis moll № 2 op. 2
Вариации на тему Паганини ор. 35 a moll
(две тетради)
С. Р.
Ну и это туда же в преисподнюю!! Кстати, во время концерта я вдруг остановился во время финала первой тетради совершенно не из-за того, что запутался, а из-за адской жары в зале.
Москва
4/IX
запись
Малер
Симфония № 3 d moll
дирижер: Курт Адлер
Прекрасная запись прекрасного произведения. В каком-то смысле эталон. Это первое знакомство мое с Малером, когда мы с покойным Димой Гусаковым играли ее в четыре руки на студенческом "творческом" кружке. Прошло 50 лет.
Слушали:
Н. Гутман В. Чемберджи
А. Мельников В. Чайковский
С. Каган В. Зива
С. Р.
13/IX
Малый зал консерватории
Лист
Песни
1 ОТДЕЛЕНИЕ
1. "Люблю тебя"
2. "В реке цветок лилеи"
3. "Как звонок птичий хор"
4. "Нонненверт"
5. "Лейся, лейся, взор лазурный"
6. "Женские слезы"
7. "Не брани меня, мой друг"
Какой хороший вечер; со вкусом выбранная программа, Галя в хорошей форме, ее голос, такой подходящий к этим романсам, тактичный тонкий аккомпанемент Бахчиева - всё соединилось, чтобы увенчать этот концерт достойным большим успехом.
Думаю работать с Галей над григовской программой, где правда доминируют другие качества. Гордость и холодный нордический жар.
Странно, что большинство людей воспринимает Грига как слащаво-сентиментального
330
8. "Фиалка"
9. "Лорелея"
II ОТДЕЛЕНИЕ
1. Сонет Петрарки
2. "Как жизнь нам спасти"
3. "В волнах прекрасных Рейна"
4. "Осенние ветры уныло шумят"
5. "Напев мой летит"
6. "Юношеское счастье"
7. "Мальчик рыбак"
8. "О, где он"
9. "Как дух Лауры"
bis:
1. "Тайны любви"
2. "Колокола Марлинга"
исп.: Галина Писаренко
ф-но Александр Бахчиев
Слушал с Н. Дорлиак
композитора (интерпретации a-moll-ного концерта к примеру), когда, по-моему, он скорее суров, как северная природа и сущность.
Увидим, что получится у Гали.
29/IX
запись
Малер
Симфония № 6 a moll
дирижер: Рафаэль Кубелик
Слушал с Ю. Башметом (частично) и с В. Чемберджи (частично)
Моя "можно сказать" почти любимая малеровская симфония.
Больше всего, конечно, люблю последнюю часть.
Единственное, что меня не устраивает, это то, что он переставил III часть на место II-ой - симфония от этого существенно проигрывает.
30/IX
запись
Шостакович
Симфония № 2 Н dur ("Октябрь") ор. 14
(с хором)
дирижер: Кирилл Кондрашин
Безусловно интересное сочинение с очень сложными музыкальными перипетиями (свойственными молодости, когда [настоящая ясность и простота не пришла]). Чем-то сходное с первой фортепианной сонатой, которую я много слушал, поскольку Толя Ведерников ее учил, когда мы жили на Ленинградском шоссе.
2/Х
запись
Шостакович
Симфония № 1 f moll op. 10
дирижер: Кирилл Кондрашин
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным
Многослышанная симфония, принесшая в свое время всемирную известность автору. Исполнение Кондрашиным удовлетворительное.
Это "серое" начало как бы портретирует образ скептического молодого человека (гения в очках). Но больше всего я люблю, когда во второй части рояль начинает [упруго] вытанцовывать свою тему.
2/Х
запись
Дебюсси
Я и раньше многократно слушал эту запись. Считаю ее одним из самых больших достижений пианиста. Досадно, что такие плас-
331
12 этюдов
исп.: Анатолий Ведерников
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным
тинки не пользуются заслуженной известностью.
4/Х
запись
Шостакович
Симфония № 3 Es dur "Первое мая" ор. 20
дирижер: Кирилл Кондрашин
хор Юрлова
Слушал с Н. Дорлиак
Впервые слышу эту симфонию.
Она не из лучших. Есть интересные места, есть настроение официального, но часто докучного праздника, также этих пауз (когда одна колонна демонстрантов отстала), гула самолетов и т. д.
Впечатления большого не производит (может быть, это нарочно...)
7/Х
записи
Гендель
Сюита A dur № 1
Андрей Гаврилов
Сюита F dur № 2
С. Р.
Сюита d moll № 3
С. Р.
Сюита e moll № 4
Андрей Гаврилов
8/Х
Гендель
Сюита E dur № 5
С. Р.
Сюита fis moll № 6
Андрей Гаврилов
8/Х (вечером)
Гендель
Сюита g moll № 7
Андрей Гаврилов
Сюита f moll № 8
С. Р.
Шопен
Большой блестящий полонез Andante spianato ор. 22
С. Р. (запись с концерта в Лондоне)
дирижер: Кирилл Кондрашин
Слушали:
Н. Дорлиак
В. Чемберджи
В. Зеленин
С. Р.
Интересно опять послушать эту "историческую" запись. Чувствую, что у публики она имеет очень сомнительный успех, что конечно не выгодно для продавцов (не постигнет ли ее та же участь, что "Kammerkonzert" Альбана Берга?) А почему? Уважаемая публика (думаю, даже во всех странах) покупает обязательно Баха (в доказательство их "подлинной музыкальности" и в силу привычки).
А Генделя они как-то не берут в счет или просто забыли про него. То ли было во время их жизни? Было как раз наоборот. Гендель разъезжал в каретах, и его чествовали как короля, а Бах скромно играл на органе в своей Thomaskirche.
Теперь насчет Гаврилова и Рихтера. С самого же начала моего прослушивания мне гораздо интереснее показался Гаврилов (несмотря на некоторую безупречность рихтеровского исполнения). Всё как-то свежее, живее, свободнее...
Нет никакой старательности. Иногда только слишком увлекается FF (сюита № 7) и стучит пальцами.
Интересно также, что слушающие со мной друзья (которым я не объявлял, какую сюиту кто играет) принимали очень часто Гаврилова за меня и наоборот (да и я, если бы не знал, кто играет, может быть, тоже спутал [бы] двух пианистов).
По-видимому, влияние одного на другого.
Шопен. Понравилось, и даже не знаю, из-за просто любви к этому сочинению или из-за того, что было правда хорошо. Чемберджи ликовала.
9/Х
запись из Лондона
С юности очень люблю это сочинение, но оно требует действительно выдающейся
332
Лист
Симфоническая поэма № 7 "Fest-klange"
дирижер: Кирилл Кондрашин
Слушал с В. Чемберджи и E. Зелениным
интерпретации, подъема, блеска и настроения...
Тут должно дойти до "потолка"; слишком быстрые темпы здесь также не у места.
Исполнение с Кондрашиным, к сожалению, не достигает больших высот (оно поверхностно).
10/Х
Гендель
Сюита g moll № 9
С. P.
Сюита d moll № 10
Андрей Гаврилов
13/Х
Гендель
Сюита d moll № 11
Андрей Гаврилов
Сюита e moll № 12
С. Р.
13/Х (вечер)
Бетховен
Трио для кларнета, виолончели и ф-но В dur ор. 11
Лобанов
Соната для кларнета и ф-но (D) ор. 45
Берг
Четыре пьесы для кларнета и ф-но ор. 5
Брамс
Соната для кларнета и ф-но Es dur ор. 120 № 2
Трио для кларнета, виолончели и ф-но a moll ор. 114
исп.:
Эдуард Бруннер
Наталия Гутман
Василий Лобанов
Слушали: Н. Дорлиак, E. Чемберджи, С. Р.
Это был прекрасный вечер музыки. Всё было интересно и хорошо, начиная с трио Бетховена.
Соната Лобанова интересна и "почти" оригинальна (мы слушали ее дважды).
Соната Брамса для меня новость (я играл с Камышевым [f] moll-ную. Эту же, пожалуй, не буду играть.
Трио - то самое, которое у нас играли Гаврилов, Камышев и Монигетти. Гаврилов называл почему-то последнюю часть "Чардаш смерти".
14/Х
Гендель
Сюита В dur № 13
Андрей Гаврилов
Сюита G dur № 14
Мы честно дослушиваем генделевские сюиты. Скромную тринадцатую и мою четырнадцатую с чопорно-юмористической аллемандой, веселой, бегущей курантой и общим празднично приподнятым настроением.
333
С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой
Какие чудные сочинения, покрытые позолотой (почти без патины).
17/X
Бетховен
Соната В dur op. 106 (Hammerklavier)
исп.: Эмиль Гилельс
К стыду своему это исполнение не оставило крупинки в моей памяти. Просто не могу понять этого!
24/Х
Гендель
Сюита d moll № 15
Андрей Гаврилов
Сюита g moll № 16
С. Р.
Шопен
Тринадцать избранных прелюдии
С. Р.
Слушали:
Н. Дорлиак Ю. Башмет
Т. Коваленко Д. Дорлиак
Ф. Ван де Вельде С. Р.
Сегодня слушатели опять единодушно приняли Гаврилова за меня, а меня за Андрея, и каждый приводил "свой" довод. Полезно иногда делать такие опыты - может быть и набредешь на правду. Строгим g moll-ем окончилось всё.
Это было уже на bis, для удовольствия и, так сказать, "несомненно удачная запись" - и потом ее не с кем было сравнивать ("козырь").
25/Х (днем)
Брамс
Квартет A dur op. 26
С. Р., Копельман, Шебалин, Берлинский
Слушал с Н. Дорлиак и Ф. Ван де Вельде

29/Х
телевизионная передача
Равель
Трио a moll (с середины)
исп.:
О. Каган, Н. Гутман и С. P
Слушал с Н. Дорлиак
И вот еще брамсовский квартет, одна из немногих удачных пластинок, записанных мною...
И на конверте молодой Брамс, очень солидный [!].
Опять искушение (это из таких сочинений). "Давно его играли, и я как-то забыл как?" Мешало, конечно, изображение (как всегда в телевидении). Ну а финал всегда затягивает меня, как стремительный поток, несущийся к водопаду.
31/Х Вечер (домашний) в честь
Э. Курмангалиева и И. Кирилловой
(после голландского конкурса)
запись
Яначек
Глагольская месса
дирижер: Б. Баккала
Молодые люди празднуют свою победу, сначала за столом, под эгидой Н. Дорлиак. Затем, абсолютно обретя свободу, все перешли в "залу", где и состоялась месса. Кажется, их весьма "забрало", да и не могло быть иначе - это каждый раз "забирает".
Боюсь только, что после механических про-
Слушали:
Эрик Курмангалиев Елена Бихташева
Альфия Xaбaбулина Елена Брылева
Александр Науменко Беатрис Хиль
Ирина Кириллова Нина Дорлиак
fuma Суханкина С. Р.
Елена Вахнина
слушиваний (как бы ни "забрало") все быстро забывают состоявшееся - это над-двадцатый век.
334
6/XI
запись
Дебюсси
Ноктюрн "Празднества"
дирижер: Р. Дезормьер
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным
Сколько раз ни слушаешь, всегда как в первый раз - а уж когда начинается средний эпизод, то все внутренние струны резонируют с арфой, а от фанфар пробирает сладостная дрожь.
7/XI
запись
Шостакович
Симфония № 2 ("К октябрю") ор.14
дирижер: Кирилл Кондрашин
Слушали:
Н. Гутман О. Каган
Маша и Саша Каган E. Брылева
Н. Д. С. Р.
Какая интересная паутина (это вероятно то, что было до революции), а сегодня...
Смотрим на фейерверк над Москвой (разноцветные кусты); "деточки" нетерпеливы, взрослые делают вид, что слушают.
Праздничные будни, и всё как-то ни к чему.
8/XI
видеокассета из зала музея им. Пушкина
Чайковский
Трио a moll op. 50
О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак
Исполнение начинается только с середины первой части (до этого [зажим]). Тут настроение изволило пожаловать. Невыносимо гадко и противно смотреть на исполнителей во время музыки. Это мешает слушать и только злит.
11/XI
Домашний вечер, посвященный памяти Анны Павловны Рихтер
1. Показ старых фотографии семьи Москалевых (эпидиоскоп)
2. С. Рихтер:
Первая соната С dur
(написанная в W лет)
Ариозо Бэлы ("комплимент")
из незаконченной оперы "Бэла" (по Лермонтову) (написанная в 12 лет)
исп.: Галина Писаренко
3. Теофил Рихтер:
Романс на стихи Фета "Не отходи от меня"
исполнение на скрипке: Олег Каган
4. Анна Рихтер:
"Светик рассматривает камешки"
за фортепьяно: С. Р.
5. Шуман:
Вариции ABEGG F dur op. 1
6. Шуман:
Лесные сцены ор. 82
исп.: С. Р. (пластинки)
Такой вечер (как бы семейный и несколько сентиментальный), ведь маму знали только я, Нина, Ира Наумова и Володя Чайковский. Вечер прошел очень симпатично.
В старых любительских фотографиях всегда есть своя прелесть, конечно если их не чрезмерно много и если они сопровождаются интересным текстом.
Мои детские сочинения, конечно, курьез; но было мило, как Галя спела монолог "Бэлы". Папин романс прозвучал на скрипке в исполнении Олега.
Маленькая миниатюра маминого сочинения также всех тронула.
ABEGG - довольно удачная моя запись, да и Waldszenen не провал.
Мне всегда немного стыдно во время таких предприятий, но я получаю свое индивидуальное удовольствие, так как это связано с моим прошлым, к которому, конечно, не равнодушен.
335
Слушали:
Ирина Наумова Владимир Чайковский
Лев Наумов Галина Писаренко
Вера Прохорова Виктор Зеленин
Олег Каган Нина Дорлиак
Василий Лобанов и С. Р.
Валентина Чемберджи
13/XI
репетиция
Бетховен
Соната для скрипки и ф-но ор. 30 №3
Олег Каган, Василий Лобанов
Думаю и знаю, что это очень трудная соната. Мы довольно хорошо работали (то есть Олег и Вася), и я надеюсь, что "Звенигород" больше не должен повториться (там ведь было из рук вон плохо).
13/XI
видеофильм
"ВЛАДИМИР ГОРОВИЦ, ПОСЛЕДНИЙ РОМАНТИК"
1. Бах - Бузони:
Хорал g moll
(в своем роде замечательно)
2. Моцарт:
Соната С dur К. 330
(хорошо)
3. Шуберт
Экспромт As dur op. 90 № 4
(пошло)
4. Шопен:
Мазурка a moll op. 17 № 4
(очень тонко)
5. Шопен:
Скерцо h moll № 1 op. 20
(ужасно)
6. Лист:
Consolation Des dur № 3
(да...)
7. Шуман:
Новелетта F dur op. 21 № 1
(...)
8. Рахманинов:
Прелюдия gis moll op. 32 № 12
(нет, нет)
9. Скрябин:
Этюд cis тоll ор. 2
(----)
10. Шопен:
Полонез As dur
(где nobless ?)
11. Мошковский:
Этюд F dur
(прекрасно)
Слушал с Н. Дорлиак
...И феноменально,
и возмутительно,
и здорово (по-"консерваторски"),
и чудный звук, и всё так противоречиво. Такой талант! И такой пошляк...
Такой симпатичный, артистичный и такой недалекий (послушайте его смех и посмотрите на него).
И какое громадное влияние на вкусы молодых пианистов (не музыкантов).
Как всё это странно...
А "злая" Ванда, ассистирующая и "понимающая", рядом настороже.
Не знаю, что еще сказать.
336
17/XI
магнитофонная лента В. Чемберджи
С. Рихтер
Первая соната С dur
Ариозо Бэлы (из оперы "Бэла")
исп.: Галина Писаренко
Т. Рихтер
романс "Не отходи от меня"
исп.: О. Каган
С. Рихтер
"Заход солнца"
"Праздник"
"Лошадки"
"Плетение венков"
ф-но: С. Р.
Слушали:
В. Чемберджи Н. Журавлева
E. Лелина Н. Дорлиак
С. Р.
Большое увлечение Сабины моей музыкой всё же трогает меня (слабость), а папин романс действительно хороший (со свежими модуляциями перед репризой).
А сколько времени утекло с тех давних времен... Ах...
22/XI
кассета из Тура
Берио
"Corale"
скрипка: Maryvonne Le Dizes-Richard
дирижер: Пьер Булез
Слушал с Н. Гутман, Н. Дорлиак и О. Каганом
Мне нравится это сочинение и нравится, как играет эта симпатичная дама. Говорили, что для настоящего скрипача-профессионала это неисполнимо... а она справилась и выиграла сражение. Браво!
23/XI
запись
Ксенакис
"Негта"
исп.: Жорж Плудермахер (ф-но)
Слушал с Д. Дорлиаком
Я в последнее время возымел интерес к этому композитору - я наверное в нем ничего не понимаю, но чувствую интуицией, что "что-то" есть. Это сочинение всё же прошло мимо.
24/XI Вечер, посвященный памяти
Сильвии Федоровны Нейгауз
запись
Сук
Симфония "Азраэль"
дирижер: Вацлав Талих
Слушали:
Долли Борисовская Олег Каган
Виталий Виленкин Татьяна Поспелова
Наталия Гутман Василий Асмус
Юстус Дварионас Мила Нейгауз
Нина Дорлиак С. Р.
Много раз слышанная музыка остается для меня такой же, как в первый раз. Всё так же потрясает, трогает, пугает.
Эта симфония абсолютно уникальна своим проникновением в сферу трагедий (а Талих!!)
"Азраэль - ангел смерти"...
337
25/XI
запись
Дворжак
"Реквием" ор. 89
дирижер: К. Анчерл
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным
(частично)
Еще раз "впрок" прослушал "Реквием".
Интересно, что Сук взял ту же тему:



для своего "Азраэля" и
так прекрасно развил эту тему "смерти".
Тему парящую и беспочвенную в своей абстракции.
Как он вероятно обожал своего тестя.
7/ХII
Декабрьские вечера
музей им. Пушкина (Белый зал)
Бах
"Magnificat"
солисты:
Т. Черкасова
Э. Курмангалиев
В. Напарин
А. Науменко (бас)
Хор мальчиков
дирижер: В. Зива
Бах
"Состязание Феба и Пана"
Феб - Владимир Редькин
Пан - Александр Науменко (бас)
Тмол - Владимир Напарин
Мидас - Александр Науменко (тенор)
Меркурий - Эрик Курмангалиев
Момус - Елена Брылева
дирижер: В. Зива
Да! В этот раз не получилось - как я и ожидал (наблюдая выражение лица Володи Зива и наблюдая всю обстановку подготовки).
С Бахом шутить нельзя - тут-то и ожидает провал.
Однако именно этот вечер "пресловутых" декабрьских вечеров запечатлен на пластинку для потомства - voila! И публика будет ее покупать, как драгоценный сувенир "вечеров" в музее им. Пушкина (на радость Инне Прусс и другим).
Я умываю руки.
11/XII
Декабрьские вечера
музей им. Пушкина (Белый зал)
Бах
Искусство фуги № 1, № 2, № 3, № 4
Кантата № 209 (e moll)
солирует Галина Писаренко
Концерт для фортепьяно E dur № 2
исп.: Татьяна Николаева
Кантата № 51 С dur
солирует Беатрис Парра
дирижер: С. Сондецкис
Серьезный концерт (что и не может быть иначе, когда в программе Бах...)
Г. Писаренко весьма удовлетворительно; но всё же очень по-Галиному (это ей не опера). Николаева очень приятно удивила на этот раз точностью, отдачей музыке и увлечением. Пожалуй, это было для меня ее действительно лучшее выступление.
Беатрис Парра (кантата весьма блестящая) с успехом справилась со всеми колоратурами, но оставила внешнее впечатление.
В целом хорошо и крепко - "aber nicht wunderschon" <"но не удивляет">. Немного поверхностно.
18/XII
Декабрьские вечера
музей им. Пушкина (Белый зал)
Бах
Кантата BWV 82 "Ich habe genug"
исп.: Роберт Холл
Прекрасный певец (и голос и школа), и удачный "декабрьский" концерт.
Роберта Холла, по-моему, полюбила Москва. Сондецкис на профессиональной высоте, но... звезд с неба не достает, и как-то сейчас уж совсем выветрился из моей памяти.
338
Симфония из кантаты № 196
Симфония из кантаты № 75
Кантата BWV 158 "Der Friede sei mit dir"
исп. Роберт Холл
дирижер: Саулюс Сондецкис
Манера Холла стоять и раскачиваться во время стояния производит неприятное впечатление, мешающее слушать; так что лучше на него не смотреть (а может быть, поставить какой-то пьедестал, чтобы он опирался...)
19/XII
репетиция
Бах
Сюиты для виолончели (solo)
№ 1 G dur, № 4 Es dur, № 5 с moll
исп.: Наталия Гутман
20/XII
репетиция
Бах
Сюиты для виолончели (solo)
№ 3 С dur, № 2 d moll, № 6 D dur
исп.: Наталия Гутман
Наташа всегда хочет совета от меня, и я по возможности и разумению пытаюсь исполнить ее просьбу.
Бах идеален во всех своих сочинениях, и Наташа вероятно исполняет его лучше всех. Ее дисциплина и требовательность достойны восхищения, и чистота отношения к музыке кристальна.
Мне очень досадно, что моя память не может задержать эти сочинения - они как бы выветриваются из нее - это одноголосие??
24/XII В Рождественский сочельник лента с концерта в Токио
Брамс
Этюды на тему Паганини a moll ор. 35 (две тетради)
исп.: С. Р.
Слушали:
E. Лелина Н. Гутман
И. Антонова Такехара
Н. Дорлиак В. Леонович
Т. Коваленко С. Р.
М. Кавашима
Еще раз прослушивание произведения, в котором добиться совершенства так трудно, да и почти невозможно. Нина спрашивает:
"Почему же вы тогда его играете? И так много". - Во-первых, это шедевр музыкальный, во-вторых, великий урок дисциплины, в-третьих, оно мне правится - ну и... известная доля (не слишком маленькая) профессионального честолюбия также принимает участие в этом сложном случае.
25/XII
запись
Холст
"Уран" (из сюиты "Планеты")
дирижер: X. фон Караян
Слушал с В. Зелениным
Еще давно - в Киеве - услышал это сочинение, и мне оно понравилось (как может понравиться фильм или цирковой аттракцион).
(Кроме "Урана" еще довольно интересен "Марс" и "Сатурн"). Но, конечно, это четвертый сорт музыки иллюстративно-плакатной.
Караян не слишком интересно делает это.
28/XII "Мальчишник"
запись
Малер
Четвертая часть Шестой симфонии
дирижер: Р. Кубелик
Слушали:
А. Ведерников Г. Фрид
В. Чайковский С. Р.
В. Мержанов
В годы студенческие, когда все так были увлечены "кружком", играл с Витей Мержановым эту симфонию в четыре руки. Учили медленно, с трудом, но в конце концов справились и прилично сыграли.
Я нарочно сегодня поставил эту пластинку в память прошлых времен.
339
31/ХII
запись
Иоганн Штраус
Цыганская песня из оперетты "Цыганский барон"
исп.: E. Шварцкопф
(неотразимо прекрасно!)
Слушал с E. Брылевой и В. Зелениным
Надеюсь, В. М. все-таки не забыл эту музыку. Он с несколько искусственной любезностью поблагодарил меня. Вечер происходил в атмосфере декораций к новому году, при освещении множества разноцветных фонарей, и "малышки" были симпатичны. Мы даже танцевали.
1988
1988 1/I
НОВОГОДНИЙ БАЛ-МАСКАРАД
(между танцами)
Александров:
Гимн Советского Союза
(в переложении на два ф-но)
исп.: К. Чемберджи и В. Лобанов
Дебюсси:
Ноктюрн "Празднества"
дирижер: P. Дезормьер
Ксюша Башмет:
Импровизационный музыкальный номер "Стиляга"
Булахов:
"Прелестные глазки"
Варламов:
Баркаролла
исп.: Галина Писаренко
(ф-но: В. Лобанов)
Пастернак: "Снег идет"
Блок: "Ты как отзвук забытого гимна" (Кармен)
Пушкин: "Что в имени тебе моём"
Читает Лидия Толмачева
Римский-Корсаков:
Ария Шемаханской царицы из оперы "Золотой петушок"
исп.: Елена Брылева
(ф-но В. Лобанов)
с участием О. Каган, Ю. Башмет, К. Чемберджи
в антураже: E. Озерова и А. Озерова Холст:
"Уран" из симфонии "Планеты"
дирижер: фон Караян
"Попрыгунья-стрекоза"
(пародия с вариациями)
исп.: Леонид Броневой
1. Арабская песня ("Бадана", песня сборщиц винограда)
2. Еврейская песня "Колыбельная"
3. Русская песня - Френкель "Калина красная"
Встреча происходила сначала в столовой (как сельди в бочке), и зажегся транспарант 1988. Гимн произвел совершенно сногсшибательное впечатление - такого блестящего переложения никто не ожидал. Все перешли в залу под "Празднества" Дебюсси. Юра демонстрировал Ксюшу в качестве "Wunderkind-a" (начинается...)
Великолепная Галя была чрезвычайно хороша в ярко-красном платье и белой шляпе - прелестно спела [дилетантов].
Лиля Толмачева (в костюме Пьеретты) лирична, не без некоторого надрыва.
Лена Брылева в инсценированной арии Шемаханской между возлежащими почти под роялями мамой и дочкой Озеровыми и среди лопающихся стеклянных плошек с горящим спиртом - некоторый сюрприз.
Пришлось спешно тушить.
Броневой повеселил публику своими сатирами.
Рузана и Карина Лисициан стяжали большой успех народными песнями (включая еврейские). Они были на высоте.
"Волшебный мешок" - опера-миниатюра на латинском языке, созданная Катей Чемберджи, мне тоже очень понравилась. Тут уж целая компания: и Наташа, отстукивавшая такт на барабане, и Мидори в качестве переводчицы на японский.
Затем еще цирк и "гвоздь" вечера: Наташа и Олег в качестве Рембрандта и Саскии, сидящей у него на коленях. Лотерея.
Разошлись в половине восьмого утра.
340
4. Еврейская песня
"Как можно быть счастливым"
5. Кубинская песня
исполняют:
Карина и Рузана Лисициан
К. Чемберджи:
"Волшебный мешок"
с участием Н. Гутман, К. Чемберджи, В. Чемберджи, О. Каган, М. Мельников, В. Лобанов, С. Мороз
Объявляют: М. Кавашима и Н. Зархи
Цирк:
1. Атлеты
2. Мишка
3. Змея
участвуют: Марк Мельников, Святослав Мороз
аккомпанемент:
К. Чемберджи (ф-но и флейта)
Т. Рихтер:
"Alt Wien"
исп.: С. P.
Живая картина:
Рембрандт - автопортрет с Саскией на коленях
исп.: О. Каган и Н. Гутман
Лотерея (70 номеров)
Комментарий к выдаче призов:
Нина Зархи












































































































1. Мидори Кавашима
29. Aлекcaндp Либединский


2. Госп. Мурата-Сан
30. Ольга Виськовская


3. Mme Mуpama-Сан
31. Анна Сидоркина


4. Марк Мельников
32. [Гриша]?


Сидоркин-Маневич


5. Валентина Чемберджи
33. Елена Озерова


6. Александр Мельников
34. Михаил [Крышталь]


7. Катерина Чемберджи
35. Анна Озерова


8. Василий Лобанов
36. Галина Писаренко


9. Елена Брылева
37. Виктор Маланичев


20. Юрий Башмет
38. Эрик Курмангалиев


11. Наташа Башмет
39. Альфия Хабабулина


12. Ксюша Башмет
40. Людмила Берлинская


13. Олег Каган
41. Владимир Зива


14. Наташа Гутман
42. Ирина Воеводская


15. Маша Каган
43. Арнольд Темкин


16. Славик Мороз
44. Александр Слободяник


17. Карина Лисициан
45. Наталия Слободяник


18. Рузана Лисициан
46. Виктор Зеленин


19. Александр Владиславлев
47. Татьяна Зеленина


20. Алексей Шейнин
48. Артем Тамбиев


21. Лидия Толмачева
49. Александр Ганкин


22. Виктор Фогельсон
50. Наталия Макарова


23. Леонид Броневой
51. Ирина Смирницкая


24. Виктория Броневая
52. Евгения Лелина


25. Владимир Сканави
53. Татьяна Коваленко


26. Нина Зархи
54. Дмитрий Дорлиак


27. Катя Сканави
55. Нина Дорлиак


28. Наталия Журавлева
56. С. P.


341
3/I
запись
Прокофьев
Из сюиты "Любовь к трем апельсинам":
1. Чудаки
2. В аду
3. Марш
дирижер: Г. Рождественский
Слушал с Н. Гутман и В. Зелениным
Прослушивал для "развлечения" эти восхитительные фрагменты, не так уж плохо записанные несимпатичным мне дирижером - так что впечатление все-таки среднее.
магнитофонная лента из Токио
Шуман
Три этюда (Паганини) ор, 10
№ 4 с moll, № 5 h moll, № 6 e moll
Слушали:
Н. Дорлиак В. Зеленин
Н. Гутман С. Р.
Брамс
Этюды на тему Паганини ор. 35 а тоll
(две тетради)
Слушал с E. Брылевой и В. Зелениным
Гайдн
Соната Es dur № 62
Слушал с В. Зелениным
исполнитель: С. Р.
Опять эта "злополучная" лента из Токио, где трудно взвесить, что хорошо и что не получилось. Гайдн-то получился, а с Брамсом беда - есть и блестящие куски, а в целом не то.
Предстоит кропотливая работа с Бунеевой, и я (как всегда) боюсь, что результат, может быть, будет и приличный, но настоящей свежести исполнения не почувствуется - что уже случалось много раз.
4/I
Большой зал консерватории
Студия звукозаписи
Брамс
Соната С dur № 1 ор. 1 (три части)
исп.: С. Р.
Слушали с E. Бунеевой и Н. Дорлиак
Эго было рабочее прослушивание, и плодов оно не принесло.
Сколько работы и утомления уходит на это.
9/I
магнитофонная лента с концерта в училище на Мерзляковской
Хиндемит
Соната № 2 (in G)
Ludus Tonalis
С. P.
Слушал с Н. Дорлиак
Прослушивания моих записей не доставляют мне радости, но их время от времени приходится всё же слушать, так сказать, для ориентации.
16/I У О. Кагана и Н. Гутман
домашний видеофильм
1) Телави (Нейгаузовские дни)
Берта Маранц

342
Бетховен
32 вариации с moll (фрагмент)
2) Встреча нового года на Большой Бронной
(Шемаханская, сестры Лисициан, Цирк, Чудесный мешок и т. д.)
3) Звенигород (выступления юных музыкантов [?] E. Чемберджи Оперетта "Посадский барон, или Виндзорские посадницы")
(с участием "всех")
Слушали и смотрели:
М. Каган А. Каган
О. Каган Н. Гутман
Н. Дорлиак С. Р.
20/I У Димы Сканави
Бах (Бузони)
Хоральные прелюдии:
1. "Ich ruf zu dir, Herr Jesu Christ"
2. "Nun kommt der Heiden Land"
3. Siciliana из сонаты № 2 Es dur для флейты и ф-но
исп.: Дину Липати
Слушал с О. Каганом и В. Сканави
Случайное посещение Сканави, и экспромтом - это маленькое музыкальное интермеццо.
Осталось впечатление естественной (несколько холодной) выразительности и благородной чистоты. Хорошо.
Впечатление произвела также картина - рисунок пером (?) Плавинского, висящая над проигрывателем, где изображена гора проросшего бурьяном мусора. Дима был очень симпатичен.
Гамбург
20/II
Hamburger Opernhaus
Масканьи
"Сельская честь"
Сантуцца - Julia Varady
Туридду - хороший [-?- тенор]
Альфио - Каппучилли
Леонкавалло
"Паяцы"
Канио - Атлантов
Недда - Троицкая
Тонио - Каппучилли
дирижер: итальянец дурак
Слушал с Эгионом
В Гамбургскую оперу я попал в связи с ситуацией с Юлией Варади, с которой я должен выступать в Туре с романсами Чайковского. Мы договаривались, договаривались (я специально появился в Гамбурге), а в результате всё сорвалось, так как не было времени репетировать.
Она замечательна в партии Сантуццы (высочайший уровень), и как певица, и как артистка. "Cavalliera" была вообще очень удачно исполнена (я очень люблю это сочинение). "Паяцы" (Атлантов - голос и темперамент "оперный"). Каппуилли и понравился в роли Альфио; в Тонио (кроме пролога) нет, слишком много дешевки. Недду пела какая-то ужасная Троицкая из Москвы.
Роландсэк (вокзал)
17/III
Вечер учеников Московской консерватории
Э. Курмангалиев
Московский показ учеников консерватории - необычное блюдо на этом вокзале (Johannes-"essen"...).
Присутствовали также певица Ingrid Biorner и бас Hans Hotter (бывшие европейские звез-
343
(Гендель - хорошо
[Ратмир] - плохо)
E. Брылева
(Адель - хорошо "Здесь хорошо" Рахманинов и др.)
А. Науменко
(из "Любви поэта")
А. Скусниченко
("Я люблю вас, Ольга") (ужасно)
Бикташева? (Галина ученица)
...и другие
Азизова
("Ни слова, о друг мой") (хорошо)
Рахманинов
Дуэт и "Франческа"
E. Брылева и бас (хороший)
ф-но И. Кириллова
(Юрий Нечаев [----])
ды) - конечно хвалили Н. Д. за достижения ее учениц и за русские голоса.
После успешного (так сказать) концерта ужин под вокзалом (все заказано в "Intercontinental" или "Imperial" или какой-нибудь другой Hotel в Кельне - Johannes постарался). Среди приглашенных посол СССР и всякие политики.
Молодежь наверху блаженства.
Ну вот и всё.
Мюнхен
Новый зал филармонии
Скрябин
Соната-фантазия № 2
Шопен
Соната b moll № 2
Ноктюрн Es dur ор. 55 № 2
исп.: Иво Погорелич
(недоразумение?..)
Слушал с госп. Кудерна
Вот и Погорелич - живьем.
Очень странно и не понятно, почему так...
Человек как бы не понимает, что он играет, и это не поза, а скорее что-то физическое.
Странное неравновесие правой и левой руки, которую иногда еле слышно. Я уже не говорю о немыслимых и неестественных замедлениях (Скрябин). Первая часть Шопена - этюд на крупную технику - вторая тема откровенное forte, траурный марш в быстром темпе, серединка нарочно по-баховски (красивым звуком). Финал почти на одной педали. Конец ноктюрна вызывает смех.
Какой странный субъект.
Москва
12/IV
телевизионная передача вечера к 100-летию Г. Г. Нейгауза из Колонного зала Союзов
Шопен
Скерцо b moll
исп.: Евгений Малинин
Скрябин
"Прометей" ор. 60
дирижер: Евгений Светланов
ф-но: С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак
Удивлен, что Женя Малинин так несерьезно отнесся к этому вечеру. Ну что же это? Опять то же b-moll-нoe скерцо, миллион раз исполненное. И как (извините) неинтересно. Где "удары" хлыста в пятом такте? (за которые меня ругала Зальцбуржская пресса - но... посмотрите в ноты!) Во второй теме вместо увлечения сентимент. Нет, это Жене не надо было делать.
"Прометей" же (мы были вместе, и всё прошло гладко), но... Что за отклонение от скрябинских темпов; и еще в конце Prestissimo эти гигантские ritardando?
Светланов был счастлив.
11/IV
запись из Тура
Да, это действительно хорошая запись, прямо с концерта, без (почти) промахов и с на-
344
Брамс
фортепьянный квартет A dur
М. Копельман
Д. Шебалин
В. Берлинский
С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак и В. Чайковским
строением. Остается только быть благодарным тем, кто ее записал (Патрик Лефевр) и кто настоял на том, чтобы ее опубликовать.
18/IV
запись с концерта в Ульме 2/III 88
Лист
Полонез E dur
Пьесы:
Скерцо
Серые облака
Consolation E dur № 6
17-ая венгерская рапсодия
пьеса Fis dur
Мефисто-полька
Второй Мефисто-вальс
Шопен
Этюды № 1, 2, 3, 4, 6, 10, 11, 12, 17, 18, 20, 23, 19
исп.: С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак и Ю. Башметом
Не понравилось. Опять все мои недостатки вылезли наружу (хотя концерт был вроде и приличный). Мои сегодняшние слушатели однако рьяно протестовали, как впрочем и всегда, утверждая противоположное. Не могу понять, как это им действительно могло понравиться...
18/IV (вечер)
запись с концерта в Розенхейме 6/III/88
Лист
Трансендентальные этюды:
Прелюдия, a moll, Пейзаж, Блуждающие огни, Эроика, Дикая охота, Вечерние гармонии, f moll
Этюд Des dur № 3
Слушал с Н. Дорлиак и В. Чемберджи
Концерт в Розенхейме (так сказать, "под-мюнхеновский" или, как утверждали злые языки, "потому в Розенхейме, что боится выступать в Мюнхене..."). С большим и по-моему очень внешним успехом, устроители организовали в конце каскад цветов из публики, так что я боялся ходить, чтобы не давить на них. Всё это мне совсем не понравилось, и играл я тоже плохо.
20/IV
телевизионная передача из Большого зала консерватории "Шопениана С. Рихтера"
Шопен
Полонез-фантазия ор, 61
Вальсы F dur ор. 15, Des dur op. 70
Мазурки cis moll ор. 63, С dur
ор. posth., F dur ор. posth., a moll
ор. posth.
Этюд cis moll ор. 25 № 7
исп.: С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак
За эту запись особенно краснеть не приходится. Ее сделали несколько лет назад, и в ней есть свои преимущества: непосредственность, подъем; технически это также на должной высоте.
Мазурка a moll не без нежности и поэтического флера, в дуновении последнего такта.
345
23/IV
запись с концерта в Кельне 10/II/88
Лист
Второй Мефисто-вальс
Трансцендентальные этюды:
Прелюдия, a moll, Пейзаж, Блуждающие огни, Эроика, Дикая охота, Вечерние гармонии, f moll
uсп.: С. Р.
Слушал с Н. Гутман и В. Зелениным
Ну вот, еще одна моя запись, и, главное, вроде с удачного концерта. Какое заблуждение! Настроение, конечно, есть; как все думают (только не я), это главное достоинство. Но мазня, перехлест, отсутствие концентрации и что-то всегда присущее моей игре - излишняя тяжесть - всё это наводит на грустные (если не больше) мысли. Хотелось бы играть лучше.
24/IV
пластинка
Бородин
"Князь Игорь"
увертюра и Пролог
дирижер: Эмиль Чак[ы]ров
Слушал с Н. Гутман, Н. Дорлиак и Э. Курмангалиевым
(разочарование)
...Что за темп в увертюре - это ведь не Россини! А потом... он (дирижер) не чувствует всю "прелесть" эпоса в музыке Бородина...
Где страх во время затмения (эти четыре аккорда)? Где вся русская степенность?.. А я ожидал, что будет хорошо.
26/IV
Студия фирмы "Мелодия"
прослушивание
Лист
Полонез
Пьесы
Второй Мефисто-вальс
Трансцендентальные (запись с концерта в Кельне 10/III)
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли (ор. 120)
(исправленная запись с концерта в Амстердаме)
Слушал с E. Бунеевой, Вепринцевым, Н. Дорлиак
Утомительно слушать так много своих записей (но это "работа").
Кельнская запись разочаровала (...)
Исправленные 33 вариации, несмотря на положительные качества некоторых музыкальных кусков, также далеки до совершенства. Нет свежести.
Мы все устали от музыки.
27/IV
запись с концерта в ВТО учеников Н. Дорлиак
ученицы:
Вахнина (Чайковский)
Суханкина (бетховенские шотландские песни)
Бикташева (ария из "Джиоконды")
артистки:
Г. Писаренко
К. Моргунова
(Дуэт из "Онегина", Шуберт, Ария
Слушали, обсуждали учениц и уже артисток, выступающих в этом концерте.
Конечно, Галя Писаренко на первом месте, но в целом такие "сборные" концерты (винегрет) я не слишком долюбливаю (вернее, совсем даже не люблю) - они всегда как-то обыденны.
Старая запись Н. Д. со мной весьма убеждает.
346
из "Виндзорских проказ", Булахов, "Бывало")
Старая запись "Попутной песни"
Глинки
(Н. Дорлиак, С. Р.)
31/V
кассета
в машине Кассель - Фрейбург
Бетховен
Концерт G dur № 4
исп.: Эмиль Гилельс
Слушал с Эд. Учияма, А. Мюлленбург
Гилельс очень серьезно и по-бетховенски чувствует этот концерт. Безупречен технически и в звуковом отношении.
Одно только досадно - темп первой части - излишне замедленный, и в результате вялость и отсутствие движения.
Хейдельберг
6/VI Hotel Penta
видеофильм
Большой зал консерватории
"Шопениана С. Рихтера"
Шопен
Полонез-фантазия ор. 61
Вальс F dur
Мазурки cis, С, F dur, a moll
Этюд cis moll op. 25
Скерцо E dur
исп.: С. Р.
видеофильм
Колонный зал
Скрябин
"Прометей"
дирижер: E. Светланов
С. Р.
Слушал с А. Мюлленбург и Эд. Учияма
Слушал, запивая виски, поскольку был весьма депримирован <от фр. deprime - угнетенный, подавленный> последние два дня. Можно всё же сказать, что эта "Шопениана" (слава Богу, не Глазунов "Петипавская") вполне приличная запись, и промахов нет, есть даже настроение, некоторое удовлетворение, стало быть.
"Прометей" тоже не провал, но со Светлановым беда - этот его "русский" стиль исполнения меня абсолютно не устраивает (упор на монументальность...) В Скрябине это выглядит, как если бы надели на Шартрский собор купола Донского монастыря.
Париж
12/VI
ресторан "Adonis"
(после концерта в UNESCO)
[Сазерленд] и Каллас
Каста Дива
Линда де Шамони
Джульетта
Севильский
(Беллини, Доницетти, Гуно, Рос сини) и много другого
(чудо!!)
С М. Борромео, Р. Марта и Эд.
После моего концерта памяти Артура Рубинштейна я очутился в ресторане, который раньше имел название "Jardin L'Albran", a теперь сменился на "Adonis". Со мной были signorina Борромео, Doktor Marteau и [Monsieur?] Azouvis. Нам прислуживал очаровательный негр с косой - меню было delicieux <изысканное>. И поскольку хозяин (негр) был меломан, мы оказались среди божественных звуков, которые исходили из звуко-аппарата, - и тут было трудно сказать, кто кого превосходит...
15/V1
Rue des Lombards
Какой кошмар! Можно подумать, что это просто плохая бледная музыка. Вот вам ху-
347
Римский-Корсаков
"Снегурочка" (начало пролога)
дирижер: Федосеев
Весна - Архипова
(из рук вон плохо)
С Эд.
дожественные "результаты" бывшего дирижера балалаечного оркестра.
И даже Архипова (Весна) как-то не состоялась, а уж хор птиц!.. Недопустимо. Ужасно слушать любимые сочинения в таком виде.
19/VI
Grange de Meslay
Trio Martial Solal (piano)
Daniel Humaire (percussion) (художник)
Jean-Francois Jenny Clark (контрабас)
1. solo contrebasse
2. solo batterie
3. solo piano
("Night in Tunisia", "Il etait un petit navire", "Ah non")
Trio Lugano Special (M. Solal)
The Squirrel (T. Danieron)
Une invitation (M. Solal)
Слушал с Л. Хоххаузер и Н. Д. (которым совсем не понравилось)
В своем роде! Блестяще...
Виртуозно. С удовольствием...
И всё это импровизация.
Когда играл один контрабас, то было слегка скучно; когда один ударник (он же художник, экспонированный рядом с Мюссе и фотографиями Пьера Лотти) - весьма бравурно и шумно; а уж сам Solal по-моему изумителен... Новый стиль джаза (так называемый) гораздо старомоднее того, что я слышал в этот июльский вечер.
23/VI
Grange de Meslay
Россини
Petite messe solennelle
дирижер: Claude Panterne
Elizabeth Vidal (soprano) +
Nathalie Stutzman (contralto) ?
Donald Litaker (tenor) +
Armand Arapian (basse) -
Christian Ivaldi (pianoforte) ++
Noel Lee (pianoforte) ++
Marie-Jose Chasseguem (harmonium)
Слушал с Н. Дорлиак
(очень хорошо)
Россини (который не слишком мной излюблен (кроме увертюры "Шелковая лестница" и вокальной тарантеллы)) в этот раз прекрасно исполнен (в особенности E. Vidal, сопрано, и D. Litaker тенор (внешне очень забавный, с усами, не хватало канотье)). Видно, что дирижер (Пантерн) работал с большой любовью и тщательно. Оба пианиста (в особенности Ивальди) были на высоте. (Интересны их сольные "антракты".)
А сочинение, скажем, весьма симпатичное. Публика неистовствовала, и похвалы достались главным образом Н. Штуцман, которая по-моему была не так интересна.
Фленсбург
6/VIII
Deutsches Haus
Брукнер
Симфония № 6 A dur
дирижер:
Христоф Эшенбах ++
Neumunster
7/VII
Holstenhallen
Никогда раньше не слышал этой симфонии, поэтому слушал с большим интересом. Думаю, что Эшенбах очень серьезно и прочувствованно исполнил ее. Слушал дважды и не пожалел об этом.
Конечно, в Брукнера надо долго вслушиваться, и два раза это недостаточно. Мешает только мой испорченный слух, и среди сочинения я ищу тональность и не нахожу. Какая досада при абсолютном слухе.
348
Брукнер
Симфония № 6 A dur
дирижер: Христоф Эшенбах
хорошо
Остров Хоккайдо
1-10/IX
в машине у Фурута
Яначек
Симфониетта
Тарас Бульба
дирижер: В. Нейман
Барток
Три бурлески
piano Д. Ранки (+)
Слушал с Мидори, Таней, Митей и Фурута
Барток. Бурлески нарочно слушал, потому что учу их к программе 20-ого века. Показалось, что Ранки играет их совершенно и очень ровно (мало педали) - немножко позавидовал.
Нейман в Яначеке хуже Баккала (несколько сухо), но вообще слушать слишком часто Яначека - некоторое излишество чувств. Осторожно.
19/IX
на пути в Такасаки
(в машине у Фурута)
Яначек
Тарас Бульба
дирижер: Вацлав Нейман
Бетховен
Концерт С dur № 1 (первая часть)
С. Р.
дирижер: X. Эшенбах (Neumunster)
Слушал с М. Кавашима, Фурута, Эд.
И вот опять соблазнил Яначек.
Тарас Бульба - сочинение уникальное. Как у него удалась атмосфера того страшного времени, беспорядка и произвола? И какая искренность - можно только удивляться... Бетховен I часть из Neumunster-a. Довольно прилично (я в этот раз как-то не расстроился). И лучше всего каденция. Этот концерт я больше всего люблю из всех пяти Бетховена. Пожалуй, я вообще выбрал его в любимые (рядом с шумановским).
Иокогама
(IX)
в машине Фурута по дороге в Камакуру
Бриттен
Rondo alla Burlesca
Mazurka elegiaca
Стравинский
Концерт для двух фортепьяно
Василий Лобанов и С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой, М. Кавашима, Ш. Фурута, Эд.
В серый дождливый день, в дуэте с шумом улиц-гигантов мы с только что прилетевшей Наташей Журавлевой слушали эту кассету (Тур) в машине.
Мне она показалась (несмотря на шумовые помехи) всё же не неудачей. В особенности концерт Стравинского с его звонами, французским парком, Венецией, кружевами и фугой на закуску.
И то. (Бриттен также произвел почти хорошее впечатление.)
(IX)
опять где-то по дороге (Уцуномия - Токио)
Барток
Соната для двух фортепьяно и ударных
В. Лобанов, С. Р.
Слушали Н. Ж., М. К., Ш. Ф., Эд.
Барток из Тура, где чуть ли не произошла полная катастрофа из-за опоздания перевернуть страницу (по вине флегматичного Фрэнсиса) в одном (coda) из самых опасных мест первой части, и испортилось настроение II и III частей.
Кстати, мало кто заметил этот казус (даже Пьер Булез), и на записи он тоже как-то не осознается, но... но... все же.
349
Токио
(X)
запись
Барток
Соната для двух фортепьяно и ударных
В. Лобанов, С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой, М. Кавашима, Эд.
Еще один раз проверил эту несколько "злополучную" запись. Она все-таки хуже и Стравинского и Бриттена, исполнявшегося в этой программе. Да и московские ударные, думаю, перегибают палку в f и ff.
Но пластинка вышла (с Васиным и моим портретом на фоне струн рояля), и уж теперь ничего не поделаешь.
там же
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли
исп.: С. P. (Amsterdam)
Слушал с Н. Журавлевой, М. Кавашима, Эд.
Исправленная Бунеевой запись (Phillips тоже исправлял непопадания в самой быстрой 27-ой вариации, которая все-таки меня не устроила, так же как и самая медленная с 64-ыми - она осталась слишком быстрой).
Признаюсь, что это не слишком доставляющая радость запись.
Токио
октябрь
Гайдн
Coнama F dur и т. д.

исп.: Станислав Бунин




на механическом рояле с памятью, но дез педали
Слушали Н. Ж., Эд.
Если можно судить, слушая на этом новом диковинном рояле с памятью, да еще с отсутствием педали, живой ритм и живая музыкальность. Пальчики бегают с блеском. Вторую часть не понял (педаль...)
Чудесная (как всегда) музыка.
Токио
8/Х
запись с концерта
Лист
Полонез E dur - - -
Серые облака +
Consolation E dur +
17-ая венгерская рапсодия ? ?
Скерцо и марш - - -
исп.: С. Р.
(Ужас!!)
С Эд.
После такой записи можно совсем опустить руки и потерять в себя веру.
Кроме "Серых облаков", это было сплошным огорчением. Разочарованием это не было, так как во время концерта я уже понимал, что всё летит к черту, и не тешил себя надеждами.
26/Х
Токио, в студии Sony
запись с концертов Токио - Тагасаки
1986
Гайдн
Соната Es dur № 62
Шуман
Три этюды (Паганини) № 4, 5, 6
Решили возложить работу монтировки на фирму "Sony", специально просидели там часа два с половиной (громадное суетное, шумное здание-магазин), устали.
Представитель "Sony", весьма слащаво многообещающий, обещал всё выполнить. Однако по приезде в Москву всё это оказалось только обещанием, и дело с места не сдвину-
350
Брамс
Этюды (вариации) на тему Паганини a moll
исп.: С. Р.
Слушал с звуковым режиссером Sony, Н. Д., Такехара, Mураками, Кавашима, Фурута.
лось. Вот вам и пример "японской" точности и добросовестности, прикрытой японской улыбкой.
Правда, это почти единственный случай...
Исключение (но досадное).
ноябрь
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли ор. 120
исп.: Татьяна Николаева
Бетховен
Скерцо из сонаты Es dur op. 31
Шопен
Ноктюрн Fis dur op. 31
Вальс As dur
Шопен - Лист
Две парафразы на польские песни
исп.: Иосиф Гофман
Барток
"Im Freienen" ("На просторе")
исп.: Дешо Ранки
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным
Три пианиста.
Дама - мало понимает, что играет. (Темпы прямо-таки вредны для здоровья; и потом... скука и проза...)
Гофман. В смысле "перле" удивителен. Жалко, что в Бетховене не было sff, которые я так люблю.
Ранки. Очень понравилось и исполнение и oeuvre.
ноябрь
видеофильм (Венская опера)
Россини
"Путешествие в Реймс"
дирижер: Клаудио Аббадо
певцы:
Кабалье
Феррапп
Каппучилли и др.
Слушал и смотрел с Н. Дорлиак и В. Зелениным
И вот опять Россини, Аббадо, Венская опера, премьера (сумасшедший дом). Занятное, блестящее, развлекательное сочинение. Занятная постановка, оригинальная, но есть и доля безвкусицы. Певцы руладируют вовсю, но я часто не понимаю текста (музыкального) их рулад. Думаю, что это вина дирижера, берущего слишком быстрые темпы, и итальянской традиции петь всё скоро, с южным темпераментом.
В целом - занимательно, но остался какой-то привкус нечестности и неточности - всё для публики (которая чуть не разнесла театр).
15/XI
кассета
Гайдн
Соната h moll № 47
Шопен
Вальс Des dur



Скрябин
Этюд Des dur (терции) op. 8
Шопен
Прелюдия b moll ор. 28
исп.: Сергей Мусаэлян
Пианист - сын Эли Балаян (с которой я дружил в давние годы в Тбилиси), хорошей строгой музыкантши, дававшей в то время и мне хорошие советы и кстати настоявшей, чтобы я аккуратно записывал в тетради все мои выступления - что я и делал всю жизнь.
У него блестящая техника (завидная), но она, к сожалению, как-то выскакивает на переднее место, оставляя остальные качества позади. Крепкий пианист. И всё...
351
телепередача
Прокофьев
Вторая симфония (d moll?)
дирижер: Китаенко
Слушал и смотрел с Н. Дорлиак
Симфонию слышу впервые, и следовало бы ее прослушать хотя бы еще раз. Впечатление не до конца ясное.
Но... и Китаенко, думаю, виноват. Все как-то топорно и грубо.
19/XI
прослушивание пленки из Актюбинска
(фрагменты)
Брамс
вариации и фуга (Гендель)
Лист
17-ая рапсодия, Скерцо и марш, Полонез
исп.: С. Р.
Слушал с Н, Дорлиак
Опять моя пленка. Правда, только кусочки, а между - "хвалебные речи" - как это противно.
Ну и конечно, до совершенства сотни километров.
Приличнее рапсодия (альбом "Figaro")...
28/XI
домашняя репетиция
Теофил Рихтер
Квартет F dur
исп.: Квартет имени Бородина
Бородинцы прониклись симпатией к папиному квартету и решили поставить его в свой репертуар (что меня тронуло, поскольку было искренне и объективно с их стороны).
Я это сочинение люблю за безыскусственность и шарм (который присущ папиным сочинениям).
1/XII
Бах
Партита № 4 D dur
Брамс
Интермеццо A dur ор. 118 № 2
пианист James Ambrose из Бостона
Молодой пианист прислал свою запись на мое суждение... Трудно будет ему ответить.
Бах (изумительная партита) - крепкие пальцы и звук. Несколько слишком выразительно (фразировка); конечно, не делает повторений; аллеманда слишком медленно; но... видно, что любит, и движение в целом естественное.
Брамс. Слишком много (до однообразия) звука, и почему всё affettuoso?
1/XII и 3/XII
открытие "Декабрьских вечеров"
Гуго Вольф
Итальянские песни (полностью)
исп.:
Эдит Винс

<<

стр. 10
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>