<<

стр. 11
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

[----] Meer
ф-но: Рудольф Янсен
bis:
Шуберт
"Seligkeit"
R. Strauss
"Zweignung"
Великолепное открытие декабрьских вечеров прекрасным подлинным искусством. Эти европейские гости принесли нам подлинное наслаждение своим исполнением восхитительных миниатюр, этой очаровательной (не без опасности) дуэли синьора и синьоры.
Их принимали с большим энтузиазмом, и надо сказать, что наша публика проявила истинный интерес к сочинению (которое в Москве часто или даже вообще не услышишь).
Прекрасный вечер - спасибо.
352
Шуберт
"Fruhlingsglauben"
Ибер
Дон Кихот
Шансон d'amour
Гуно
"Приди, луга зелены..."
Шоссон
"Бабочка"
2/XII
Студия "Мелодия"
Гайдн
Соната Es dur № 62
Шуман
Этюды Паганини № 4, 5, 6
Брамс
Этюды Паганини a moll ор. 35
Слушал с Н. Дорлиак, E. Бунеевой и Вепринцевым
После деловой встречи с представителем "Sony" с его "многообещаниями" я был доволен исправлениями в Es dur-ной сонате.
Остальное осталось неисправленным, и Лене Бунеевой опять предстоит работа. Напрасно потерянное время.
5/XII
музей имени Пушкина
Декабрьские вечера
Дебюсси
Квартет
Берг
Пять пьес для квартета
Квартет им. Бородина
Квартет Дебюсси сегодня прозвучал для меня более осязаемо, чем в прошлые исполнения. И это поскольку Бородинцы и Берлинский играли воздушно и, так сказать, "неосязаемо" - сочинение стало более реальным.
Берг в их исполнении мне также очень понравился.
6/ХII
Бетховен
Соната D dur op. 10
Шопен
Ноктюрн b moll № 1
пианист James Ambrose (из Бостона)
Слушал с Зелениным
Нет, такой Бетховен не годится. Молодой человек ничего в нем не смыслит...
Ходил по квартире (полчаса) и с трудом дослушал. Ноктюрн (это тот самый, с которого я начал свою фортепьянную профессию) слушать можно...
Думаю, что мальчик не слишком талантлив.
Вена
запись из музея Пушкина (6/XII)
Франк
Квинтет f moll
Квартет Бородина и С. Р.
Слушал с Эгионом
Эту запись
можно слушать.
Ну а сочинение - + + + + + !!!
16/XII
Wiener Volksoper
Прославившаяся опера композитора-пианиста.
353
E. д'Альбер
"Долина"
С Эгионом
Какое удачное сочинение, и как это правильно, что оно не забыто.
После прихода Eberhardt-a Wachter-a на пост руководителя Volksoper - театр стал намного лучше. Чувствуется хороший ансамбль, чувствуется, что всё проработано. Успех также поднялся (зал полон).
Получил удовольствие от этого вечера.
18/XII
Staatsoper
Масснэ
"Манон"
дирижер: Адам Фишер
Груберова
[?]
С Эгионом
Ну, как всегда в Staatsoper все для "звезд" (в данном случае Груберова - она блестяща в качестве "рококотки", а в начале недостаточно непосредственна). Постановка Поннеля в целом удачна (четыре зала игорного дома со свечами на столах) - одновременно.
Оперу эту я знаю почти наизусть, и мне было приятно прослушать и посмотреть ее сегодня.
21/XII
Volksoper
Тома
"Миньон"
С Эгионом
Впервые на сцене. В юношестве эта опера мною много игралась по Klavierauszug-y.
Постановка с фантазией; Гете все время присутствует на сцене, то в образе Вильгельма Мейстера, то в своем. Четыре голубых пажа также (это те, которые потом сопровождали гроб Миньоны) в своем роде удача. Тенор выразителен, и спектакль как-то убеждает, несмотря на некоторую долю претензии.
23/XII
Volksoper
Хумпердинк
"Hansel und Gretel"
С Эгионом
Воскресный спектакль для детей (главным образом). Приподнятое настроение. Театр кишит детьми, и их настроение, праздничное и счастливое, не может оставить равнодушным. Все они сияют и полны торжественного ожидания... - но представление из рук вон плохое, безвкусное, дешевое; настоящая "халтура" убила это очаровательное сочинение. Ведьму исполняет директор театра - всё просто ужасно.
25/XI1
Volksoper
Легар
"Das Land des Lachelns"
<"Страна улыбок">
С Эгионом
Опять приятный вечер в Volksoper. Оперетта - и прелестная (я раньше не знал ее) - написана в 30-ые годы (уже после Пуччини, Рихарда Штрауса и т. д.). Конечно, это китайское "Lacheln" <улыбка> не вызывает большой симпатии, и верить ему тоже нельзя (много уж очень есть примеров в истории и современности).
Тенор не мог быть лучше - свободный, свежий голос. Остальные также хороши. Всё в хорошем вкусе. Постановка красивая, экзотическая.
354
1989
1989
Камогли
4/I- 5/I
запись
Пуччини
"Девушка запада"
дирижер: фон Матачич
Нильсен и др.
Слушал Эгион
Знаю эту очень удачную запись и ценю ее (вероятно, она самая лучшая "Девушка").
Конечно, в сравнении с другими сочинениями великолепного Пуччини эта опера слабее и поверхностнее, но всё же - какой ослепительный талант, и музыкально и драматургически! Прекрасна Нильсен! Ярко и уверенно ведет оркестр Матачич. Все осязаемо, почти видимо. Третье действие, к сожалению, снижает впечатление. Этот американский "happy end" мне не по вкусу - сладко...
5/I-6/I утро
запись
Бетховен
Соната Es dur № 26
Шопен
Скерцо E dur № 4
Шуман
"Gesange der Fruhe" (пять пьес)
Новелетта D dur № 2
исп.: Андреас Люшевич
С Эгионом
Неожиданность! Знаю Люшевича по Роландсэку уже несколько лет; он меня возил также по Европе, и впечатление у меня было о нем симпатично-скромное, не больше.
И вот я услышал его запись, которая мне совершенно определенно понравилась.
Бетховен (в особенности) - лучше, чем многие "звезды" (с полным понятием, хорошим темпераментом и техническим совершенством).
Четвертое скерцо также (не без моего влияния).
Новелетта - блестяще!
7/I
запись
Пуччини
"Il Tabarro"
дирижер: Лейнсдорф
С Эгионом
Подлинный шедевр Пуччини... И тут уже не мелодрама, а как бы возродившаяся новелла Мопассана, с его темпераментом и страстями. Одно из моих излюбленных сочинений (не могу сделать сравнение с "Джианни Скики" и "Анжеликой").
А как чувствуется Париж с его опасностями и соблазнами!.. (Лейнсдорф, к сожалению, не на большой высоте!)
9/I
запись
Шуберт
Фантазия С dur (Wanderer) ор. 15
Музыкальный момент f moll № 3
Экспромт Es dur № 2
исп.: Андреас Люшевич
С Эгионом
Фантазия "Wanderer" меня менее устроила в исполнении Люшевича. Здесь тоже всё было очень музыкально и правильно построено, но... несколько излишеств в силе звука лишило сочинение "полетности" и "фантастичности".
Оно конечно и не просто справиться с таким oeuvr-ом...
Генуя
25/I
Teatro Margherita
Пуччини
Переполненный театр и приподнятое настроение. В первом действии не всё понравилось, но со второго начался истинный взлет, и становилось все лучше и лучше.
355
"Турандот"
Турандот - Гена Димитрова
С Эг.
Гена Димитрова оказалась замечательной Турандот на самом высоком уровне. Постановка и декорации очень удачны (костюмы также). Опера прошла на славу. И какой настоящий (итальянский) успех (такого у нас не бывает). Публика долго и сердечно приветствовала артистов, как вероятно в старые времена.
Венеция
29/I
Teatro Fenice
Вольф-Феррари
"Четыре деспота"
С Эг. и Миленой
Спектакль в Teatro Fenice во время карнавала, это конечно событие.
Начиная с появления в публике традиционных масок в черных камзолах и трехуголках, отороченных белыми кружевами, приветствующих всех традиционно-ритуально.
Эту оперу слышу впервые (я знал только "Ожерелье мадонны"). Спектакль прошел с блеском и большим успехом. Действительно праздник.
Реджо Эмилия
4/II
гастроль театра Глейнборн
Бриттен
"Альберт Херринг"
с Н. Д. и Миленой
Безупречно музыкально; сценически досконально проработано - комар нос не подточит. Все как надо, и... как-то не привлекательно (английский, глейнборнский холодок).
Мисс Биллоу и Альберт не те.
Думаю, что здесь больше работа, а не настоящие талантливые люди.
Московский Херринг в его "шарадном" характере был конечно менее безупречен, но гораздо милее и оригинальнее.
Вельс
28/II(?)
запись и видео с концерта
Моцарт
Соната Es dur
Соната С dur
С. Р.
Слушал с Эг.
Не плохо и... не хорошо.
Да и трудно как всегда понять почему.
Моцарт... Всегда я с ним не нахожу настоящего контакта, и боюсь, что всегда он у меня неубедительный.
10/III Дорога из Нанта в Руан в машине
магнитофонная лента со старого концерта в Париже
Шуберт
Соната Н dur
Прокофьев
Пять пьес из "Золушки": Ссора
Под гул машины, в компании двух "импресарио", которые оказались моим безумными поклонниками и знатоками моих дисков.
Под гул машины невозможно, конечно, всё расслышать, однако чувствовалось неплохое качество этой кассеты.
Она была в свое время мною одобрена, а сейчас показалась мне чем-то новым и вроде удачным.
356
Гавот
Фея осени
Ориенталия
Вальс Золушки и принца
Пейзаж G dur
Слушал с Эг. и двумя руанцами
Под гул машины во Франции.
Руан
12/III
телевидение
Брамс
Интермеццо e moll op. 119 № 2
В. Ашкенази
Слушал с Эг.
Абсолютное разочарование...
Выразительность - 0. Ничего вообще не происходит.
...И это Вова Ашкенази!
Не инопланетянин ли он?..
Париж
14/III
д'Альбер
Пролог к опере "Долина"
Кшенек
Фрагменты из I действия оперы
"Джонни наигрывает"
Слушал с Эг.
"Долина". С удовольствием прослушал опять пролог с его горными мотивами и бурным светлым переходом к первому действию.
Из "Джонни" были только, так сказать, "собачьи выжимки" (Querschnitt <отрывок> с пропусками и не достаточно хорошее исполнение).
Лондон
16/III
Колизей-опера
Бриттен
"Поворот винта"
Слушал с Л. Хоххаузер
В первый же день приезда в Лондон попал на этот спектакль. Музыкально и сценически это, конечно, большая удача. Все исполнители блестяще справились.
Вспоминаю "мою" постановку в Пушкинском музее, она безусловно была ближе мне, и эффект призраков, поющих за сценой в рупор с недвижимыми артистами на сцене, думаю, был интереснее. Но в целом - очень хорошо.
17/III
Колизей-опера
Бизе
"Искатели жемчуга"
Слушал с Р. Марто и К. Гера
Впервые слышу на сцене эту много игранную дома оперу. Было интересно, но конечно это не "Кармен" и не "Арлезьянка" - гораздо слабее!
Исполнение было на редкость удачно.
23/III
Ковент-Гарден
Моцарт
"Gosi fan tutte"
Слушал с Н. Дорлиак, X. Гера, Л. Хоххаузер
Настоящий хороший спектакль. Дирижер (к сожалению, не записал его фамилию) внешне горбун как Квазимодо - но какой свободный и прекрасный музыкант. Темпы настоящие; всё у певцов ясно и доработано.
Постановка Johannes-a Schaaf-a талантливая - но, к сожалению, много безвкусицы.
357
28/III
Ковент-Гарден
Верди
"Дон Карлос"
Слушал с Кр. Гера
С некоторым усилием дослушал эту тяжеловесную оперу эпопею.
Несмотря на прекрасные музыкальные качества, я больше люблю его большие "Сицилийскую вечерню" и "Симона Бокканегра".
А потом уж очень она проигрывает в сравнении с гениальной драмой Шиллера.
Мюнхен
23/IV
телевизия
видеофильм
Р. Штраус
"Электра" (вторая половина)
Ризанек
Лигенца
Варнай
Фишер-Дискау
Веиrer
дирижер: Bohm
Слушал с Н. Д., Кр. Гера
Попали на середину, случайно включив телевизор.
Леония Ризанек великолепна, Лигенца на месте, Фишер-Дискау несколько бледно.
А. Варнай устрашающа (с ее дьяволическим смехом), но, пожалуй, это уже слишком гиньоль.
Beurer как Эгисф убеждает (это не то, что его "Тангейзер" в Байрейте). Bohm, конечно, хорошо.
Постановка талантливого Гёца Фридриха неприятна и неэстетична.
Вена
сентябрь
в машине Кристиана
Вальтер Верцова (совсем молодой)
Музыка к пьесе: "Wiederholung; gehen"
Слушал с Крист. Гера и Эг.
Видел с Павлом Фейером этот спектакль, и мне и ему понравилось. Это ново, смело, может быть не понятно, но безусловно талантливо.
Получил этот спектакль, кажется, также хорошие критики, но... несколько представлений не состоялись, поскольку не продано ни одного билета. [Как мило...] Музыка (конечно в механической записи) интересна; она, конечно, там, какая-то полуконкретная или как они все называются... - но очень к месту. Есть свежесть, и чувствуется недюжинный талант.
Роландсэк
Слушал с Лизой Леонской.
Убедился, что запись всё же удачная (как-то раньше не совсем верил в это).
Конечно, после Стравинского Барток кажется несколько элементарным, но не стоило Лизе во время прослушивания давить и подчеркивать этот факт...
Бриттен


Стравинский
Два фортепьяно


Барток


В. Лобанов, С. Р.
Слушал с E. Леонской


Прокофьев
Шестая соната
Девятая соната
Пять пьес из балета "Золушка"
исn. С. Р.
Первая часть шестой, к сожалению, не та. Остальное не плохо. Граммофонщики забыли или не захотел и написать, как называются пьесы из "Золушки", они написали только темпы, и совершенно ни к чему. Опять "халтура".
358
Слушал с Н. Дорлиак
Впечатление от записи какое-то печальное, не знаю почему.
Вена
в машине Кристиана
Зара Леандер поет
Слушал с Кристианом и Эг.
Эта "басовая" дама конечно очень талантлива в своем, можно сказать, героическом сексе. Ее дикция выпукла и раскатывается. Да к тому же она красавица. Понятно, что она имела бешеный успех.
Мюнхен
Рихард Таубер поет из Легара
Слушал с Н. Д.
По совету Георга Хертнагеля, который боготворит этого певца и подарил запись, мы послушали милого Легара, не без удовольствия. Он поет прекрасно; хотелось бы послушать и сочинения других композиторов.
телевидение
Джесси Норман поет Марсельезу
на плас Конкорд
Это конечно аттракцион. Она грандиозна в трехцветном флаге - выглядит впечатляюще. Поет как, ну, предположим, Мельпомена бы пела.
Однако что это за темп "Марсельезы" - это почти Andante (маршировать под это нельзя).
Бонн
Гофмейстер
Концерт для альта с оркестром
Юрий Башмет
Слушал с Н. Д.
Очень симпатичная музыка (типа гайдно-моцартовского). Финал сразу же подкупает и запоминается.
У Ю. Башмета появилась своя манера и интерпретация, для меня не совсем убедительная. Он делает слишком большие контрасты между Forte и pianissimo, что по-видимому приводит в восторг публику, меня же настораживает.
Шнитке
Трио
(переработка для оркестра)
Юрий Башмет
Слушал с Н. Д.
Конечно, Шнитке весьма выдающееся явление в новой русской музыке; честно говоря, не лежит у меня к нему "душа". Он говорит своим (конечно) языком то же самое, что уже сказал Шостакович, и это не отрадно.
Трио же, переработанное Башметом, вероятно (как говорят музыканты) что-то потеряло в сравнении с оригиналом.
Мюнхен
гастроли Будапештской оперетты
Кальман
"Принцесса цирка"
с Н. Д. и Кристианом
Я не поклонник Кальмана. Сочинение это музыкально не интересное. Зато постановка и исполнители просто блестящи. Успех был безусловный.
359
Моцарт
Соната С dur
Вариации "La belle francoise"
Соната G dur
Мендельсон
Серьезные вариации
исп.: С. Р.
Слушал с Эг.
Это всё весьма удачно. Запись такого качества вполне приемлема и доставляет в связи с тем, что исполнение непосредственное и довольно точное, удовольствие.
Генуя
У Аркури
Барток
Второй концерт для фортепьяно
С. Р.
дирижер: E. Светланов
Слушал с Лидией Аркури и Эг.
Явно счастливый случай исполнения в концерте со стороны дирижера и оркестра.
Однако грубая непозволительная оплошность. Вторая часть наскакивает на конец первой абсолютно без паузы и этим делает пластинку бракованной.
Портофино
Моцарт
Концерт Es dur № 9
С. Р.
дирижер: Л. Маазель
Слушал с Эг.
Нельзя сказать, что это неудачно, но нельзя сказать также, что хорошо. Всё не совсем воздушно, не совсем выразительно, не очень по-моцартовски. Солист с дирижером всегда вместе, но чувствуется, что ритмически они не в полном контакте.
Моцарт
Концерт Es dur № 22
Концерт В dur № 27
исп.: С. Р.
дирижер: Б. Бриттен
(Блайборо)
Несмотря на некоторые промахи это очень подлинно, и оба артиста прекрасно соединяются вместе.
В 27-ом концерте (он тогда мною исполнялся впервые) страшная ошибка (не та первая фраза, а дважды вторая) из-за бешеного волнения. Но остальное всё - интересно.
Бриттен чудно ведет оркестр.
Лист
Оратория "Christus"
дирижер: Антал Дорати
Венгерские певцы, хор и оркестр
Слушал с Эгионом
Да! Лист, конечно, гениален и очень смел. Я говорю не только о музыке, но и о религиозном замысле. Он отважился сделать почти что-то недозволенное и как-то победил. (Это чувствуется в особенности со второй части оратории.)
Он, конечно, и поставил эту задачу себе (человечески).
Это всё весьма не просто и требует многократного прослушивания. С первого раза это как-то пугает и не дает приблизиться.
Дворжак
Концерт g moll
С. Р.
дирижер: Вацлав Сметачек
Дворжак. Вероятно, удачный концерт - хорошо слушается... Но не убыстренные ли темпы (по моей вине или по вине техники, остается невыясненным).
360
Рахманинов
Этюд-картина fis moll ор. 39 № 3
Равель
Альборада дель грациозо
Барток
Концерт (in g) № 2 для фортепьяно
С. Р.
дирижер: E. Светланов
Рахманинов и Равель могли бы быть лучше.
Барток. Уже писал об этом раньше.
Рим
декабрь
прослушивание немецких лент с Frau Stephan u Н. Д.
Брамс
Этюды на тему Паганини
(из Киеля)
Лист
1. "Серые облака"
2. "Consolation" E dur № 6
3. Венгерская рапсодия № 17
4. Скерцо и марш
5. "Вечерние гармонии"
мот.: С. Р.
Ожидал эту запись Брамса с большим нетерпением, и что же...
Это не то, и я опять недоволен.
Что-то я не то делаю, и многое меня не убеждает. - "Гибель надежды".
Лист.
1) "Облака" не получились.
2) "Consolation" с каким-то не тем аккордом. 3) Рапсодия - думаю, хорошо.
4) Скерцо и марш, как ни странно, тоже.
5) "Вечерние гармонии" с настроением настоящим; к сожалению, два унисона в кульминации (As) не точно попали на нужные клавиши (но, может быть, можно исправить).
Бетховен Концерт С dur № 1
исп.: С Р.
дирижер: К. Эшенбах
Брамс
Соната С dur № 1 ор. 1
Шопен
Этюды № 1, 2, 3, 4, 11, 12
исп.: С. Р.
Слушал с Frau Stephan u Н. Д.
Концерт (в целом) довольно удачно. Только жалко, что темп, взятый в начале, не удержался и стал несколько медленнее (I часть). Каденция - хорошо.
Брамс. Если еще немного подправить, будет неплохо - есть настроение...
Этюды. Довольно лихо (даже второй), но с ними всегда так - хочется, чтобы получилось еще лучше...
1990
1990
Сан-Ремо
8/I
запись
Брамс
Концерт В dur № 2
С. Р.
дирижер: Марио Росси
Прокофьев
Концерт G dur № 5
С. Р.
дирижер: Кирилл Кондрашин
Слушал с О. К.
Брамс. Плохо, и я считаю, что эту запись ни в коем случае не следовало выпускать. Всё плохо, и оркестр, и дирижер, и солист.
Один раз это еще можно слушать, но больше - ни-ни!
Прокофьев. Неожиданно, блестяще и весьма захватывает.
Единственный недостаток - милые техники решили сделать громче лирическое место четвертой части и тем испортили музыку.
361
9/I
запись
Шуман
1) "Bunte Blatter"
(Лондон)
2) Konzertstuck G dur
(Ольдборо)
С. P.
дирижер: Б. Бриттен
Слушал с О. Каганом
Bunte Blatter - не очень совершенная запись, но... "Abendmusik" (которую я очень люблю) получилась, "Скерцо" также...
Слушается с интересом.
Konzertstuck - несколько крупным помолом и нехороший баланс между фортепьяно и оркестром. Средне.
Барток
Второй концерт
дирижер: Шаки (Ройан)
Барток
Второй концерт
дирижер: Светланов (Москва)
Слушал с О. К.
Барток из Ройана - полная катастрофа.
Записано так, что ничего нельзя понять. Возможно, что концерт даже был удачный, это сплошной посторонний шум и ничего больше! Нельзя было выпускать!!!
Плакатность этой музыки меня в этот раз как-то охладила, и также этот "весёленький" конец.
10/I
Бетховен
1) Соната В dur № 11
2) Вариации Es dur (Eroica)
С. Р. (Лондон)
Вебер
Соната d moll № 3
С. P. (Milano)
Лист
Соната h moll
С. P. (Aldeburgh)
Равель
Концерт для левой руки D dur
С. Р.
дирижер: Р. Мути (Генуя)
На удивление удачно - оба бетховенских сочинения.
Вебер. После Бетховена не очень слушается - как-то старомодно... Запись средняя. Жалко...
Лист. Не знаю, но впечатление сильное и убедительное (промахи почти не мешают). Вероятно хорошо.
О. К. сказал, что если бы это было не банально, он стал бы на колени. (Бедный Олег...)
Равель. Оркестровое начало ужасно неясно и с помехами. Затем всё довольно убедительно, и в особенности сама музыка.
11/I
Шуман
Токката С dur
С. Р.
Слушали:
Олег Каган М. Борромео
У. Мазини Эг.
Нет, это полное безобразие - темп; мне кажется, что в таком быстром невозможно сыграть этот oeuvre - и потом музыка проигрывает - вот в чем ужас. Неужели я так играл?
Или это они теперь могут делать быстрее темп технически? Это уже преступление.
13/I
Аббатство Notre Dame de Fidelite Complies
(последний религиозный обряд для монахинь перед сном)
Очень впечатлительно, в полной почти темноте. Одноголосие, действующее гипнотически, и всё время то же самое.
Во всем этом большая сила и чистота.
Аббатесса благословляет монахинь перед
362

сном, и все это видно издали через решетку. Одноголосие!.
(на латинском).
15/I
Чайковский
(все сочинения для скрипки и ф-но)
1. "Meditation" ор. 42
2. Valse-scherzo ор. 34
3. Serenade melancolique op. 26
4. Scherzo op. 42
5. Melodie op. 42
6. Humoresque op. 10
7. Andante funebre e doloroso ma con moto
исп.:
Олег Каган
Василий Лобанов
Слушал с Эг.
Несомненно хорошая запись, и получаешь удовольствие. "Meditation" и "Valse scherzo" весьма блестяще и проникновенно. Скерцо, Melodie и юмореска тоже очень мило и естественно.
Serenade melancolique менее удачно, и не так ясно, какой ритм.
Andante для меня не достаточно трагично (проигрывает в сравнении с оригиналом в квартете). Хотелось бы больше неумолимости (в повторяющихся нотах фортепьяно).
Иногда у Олега все-таки бывает немного назойливое звучание.
В целом же - приветствую эту пластинку.
23/I
Брамс
ор. 119
Интермеццо h moll
e moll
С dur
Рапсодия Es dur
Дебюсси
Бергамасская сюита
Шопен
Rondo alla Mazurka F dur
Скрябин
24 прелюдии
(12 пр. ор. 11
12 пр. разные opus-ы до поздних)
(Варшава)
Соната-фантазия gis moll № 2
Пять этюдов ор. 42
(fis moll, Fis dur, Fis dur, cis moll, Des dur)
исп.: С. Р.
Слушал с Эг.
Интермеццо h moll и e moll действительно хорошо и [с] настоящим настроением.
С dur и рапсодия - нет.
Дебюсси. Плохо записано, плохой рояль, исполнение среднее - нет.
Шопен. Показалось, что неплохо. Может быть, даже можно выпустить. (Но как-то не совсем всё до конца) -> ???
Скрябин ор. 11 не удовлетворительно. Из разных opus-ов - интересно. Возможность сделать пластинку.
Соната-фантазия - не знаю. -> ??? (тоже не до конца). Может быть и да.
Этюды ор. 42 (fis, Fis и Fis) - да!
cis, Des - нет.
24/I
Бетховен
Соната e moll ор. 90
Соната A dur ор. 101
С. Р. (Дубровник)
Слушал с Эг.
363
24/I
Месса в пять часов. Греческая музыка, Magnificat и др. показались мне сегодня почти сладкими и ублажающими слух. Закат над Провансом в красках [ ---- ]
при выходе из церкви.
Мюнхен
Барток
Второй концерт для фортепьяно
С. Р.
Янош Ференчик
(первое исполнение в Будапеште - 1958?)
И опять этот второй концерт Бартока (он уже мне действует на нервы - macht mich nervos...)
Эта запись безусловно удачна (это ведь было мое первое выступление с ним) (помню шок, когда перед самым выходом меня вдруг посетил Золтан Кодаи).
Один большой ляпсус - кикс трубы на верхнем до во второй части (но, кажется, это можно будет исправить). Оркестр с Ференчиком на высоте (8 репетиций), несмотря на критику Марты Кадоша.
Herkulessaal
Лиза Леонская
Шопен:
Полонез cis moll
Полонез es moll
Ноктюрн № 1 b moll
№ 2 Es dm № 3 H dur Соната № 2b moll
Слушал с Н. Д.
Всё было честно сыграно, но меня абсолютно не затронуло (а уж Шопен должен затронуть...). Не знаю, в чем дело, но мне не понравилось.
И опять эта соната b moll (...ее избежать невозможно).
Вена
Loban - Josefshof
Бетховен
Соната В dur op. 106 (Hammerklavier)
исп.: С. Р. (Лондон)
(дважды)
Труднейшая задача решить: можно ли эту запись опубликовать?...
Это был хороший концерт (один старичок даже прыгал от восторга...) и... промахов почти нет - всё ясно.
Думаю рискнуть и дать разрешение.
Однако что-то (но что?) меня не совсем устраивает в этом исполнении.
...я себе не нравлюсь...
Мерано
видеофильм
Монтеверди
"Возвращение Улисса в Итаку"
певцы итальянские
Слушал с В. Чайковским
Это было неожиданно в телевизоре, и я гадал, чья это музыка. Володя Чайковский также напряженно следил за сочинением. Браво! Я угадал - Монтеверди (с его необычными гармоническими поворотами и с его свежестью).
Певцы хорошо пели, постановка неплохая...
Впечатление осталось. Сколько хорошей музыки мы не знаем.
364
Вена
видеофильм
Перголези
"Der Musikmeister"
Фриц Вундерлих
Грациелла Скиутти
Вальтер Берри
дирижер: Коппанкурт (?)
Неожиданный сюрприз - эта маленькая опера (мы ожидали "Служанку-госпожу", которую я не люблю и не хотел слушать). Эта "миниатюра" прелестна, и исполнение было прекрасное.
Fritz Wunderlich действительно олицетворяет понятие "wunderlich" <удивительный>. Грациелла тоже хороша, постановка очень стильная и без особых претензий. Браво, браво!!
Моцарт
Концерт Es dur № 22
С. Р.
дирижер: Б. Бриттен
(Снэйп)
Es dur-ный Моцарта с прекрасным сопровождением Бриттена.
Но фортепьянная партия как-то не состоялась, исключая каденцию (Бриттена), которая удачна. (Ее можно было бы даже издать отдельно, но это конечно не полагается). (Та же ситуация, что запись с Орманди.)
11/Vl
Staatsoper
Верди
"Сила судьбы"
Альваро - Peter Dworski
Слушал с Эг.
Что-то в этот вечер мне всё не понравилось. И впервые услышанная опера, и как будто хорошее исполнение, и несимпатичное либретто, и уныло-мрачная постановка.
Я почти засыпал - ("Ратаплан" - ужас).
Возможно, это моя вина...
12/VI
Volksoper
И. Штраус
"Der Zigeunerbaron"
Слушал с Эг.
"Цыганский барон" я когда-то (!!!) смотрел и слушал в исполнении Харьковской оперетты во время гастролей в Одессе.
Меня тогда восхитила песня Сафи (которая существует в прекрасном исполнении Шварцкопф), и вообще все восхитило... В этот раз того восхищения уже не было (хотя я уверен, что исполнение было выше на пять этажей), однако же и не разочаровало.
Времена изменились.
запись (Павия)
Мясковский
Третья соната с moll
Шостакович
Прелюдия и фуги:
g moll
В dur
Es dur
с moll
Прокофьев
Восьмая соната В dur
исп.: С. Р.
Слушал с Эг.
Очень удивило меня исполнение Мясковского - я ожидал гораздо худшего. Это очень драматично и действует на "эмоции" или как их там назвать.
Шостакович и Прокофьев не без достоинств - но следовало бы еще раз прослушать и проверить. Нельзя же следовать примеру Умберто Мазини, который считает, что абсолютно все мои записи - совершенство.
365
Москва
Ф. Шрекер
"Der ferne Klang"
Слушал с Н. Д. и В. Зелениным и Ю. Башметом
Сочинение это было для меня откровением, когда я (в 15 лет) получил в подарок клавир и буквально утонул в этой душно-сладостной страстной музыке. Я ее пронес через всю жизнь (наизусть), и она меня вероятно сделала другим человеком, а не тем, каким я должен бы был быть... Я всегда мечтал о ней. И я конечно абсолютно понимал ее.
Теперь я имею запись из... Hagen.
Запись среднюю - совсем не такую, какую себе представляю. Всё те же недостатки, не слышен достаточно оркестр (на котором всё зиждется), убыстренные темпы, плохой баланс. И это мое первое прослушивание! Где я? Это же не я.
Чайковский
Баркаролла
(молодой пианист)
Вальс цветов
дирижер: Темирканов
Слушал с Н. Д.
Случайно по телевизору.
Баркароллу молодой пианист играет сентиментально и недостаточно серьезно (или слишком быстро, или слишком медленно - я забыл).
Вальс из "Щелкунчика". Придраться нельзя, но поэзии и некоторой таинственности (тема у валторн) нету. И большого удовольствия тоже нет. Темирканов злой человек.
запись из Ульма
Лист
Полонез E dur
Скерцо a moll
Серые облака
Consolation E dur № 6
Венгерская рапсодия № 17
Klavierstuck Fis dur
Мефисто-полька
Мефисто-вальс № 2
исп.: С. Р.
Слушал с Н. Д. и В. Зелениным
Уже один раз слушал эту запись, поэтому впечатление то же, если не хуже.
С полонезом всегда всё не до конца - и как жалко, так как сочинение ослепительное.
Миниатюрное скерцо не получается из-за... скачков.
Серые облака - из-за неровных тремоло. Consolation тоже не такая уж легкая пьеса, как сначала кажется. Рапсодия проходит более благополучно (несмотря на свою дикость).
Klavierstuck...
Мефисто-полька очень трудная пьеса, да еще ее надо играть с "шиком". Второй Мефисто-вальс без корявостей, и всё невозможно сыграть с чувством. О-О-О...
Большой театр
Римский-Корсаков
"Золотой петушок"
дирижер: E. Светланов
Шемаханская царица - E. Брылева Слушал с Н. Д., В. Зелениным
Слушаю эту прекрасную "сказку" третий раз в жизни (Одесса, саратовские гастроли и Москва). Знаю ее очень хорошо и очень люблю ее музыку и текст.
Музыкальное исполнение под управлением Светланова было точным и вполне удовлетворительным (даже больше). Режиссер с ху-
366

дожником сделали всё, чтобы снизить произведение (опять глупые мизансцены и произвол).
Шемаханскую царицу исполняла Елена Брылева и достойно справилась с этой труднейшей партией. Насчет остальных... лучше их и не упоминать. Ну вот приблизительно всё.
телепередача (Большой театр)
ЮБИЛЕЙ ИВАНА СЕМЕНОВИЧА КОЗЛОВСКОГО (90 ЛЕТ)
(Второе отделение)
Звезда Большого театра (в прошлом)
Милейший и добрейший человек но... тенор
Вячеслав Каган (сопрано-мужчина)
Вивальди:
ария
Бах:
Страсти по Матвею
Чайковский:
"Нет, только тот, кто знал"
Рахманинов:
"Не пой, красавица"
Бородин:
"У берегов отчизны"
Шрекер
Первая сцена из оперы "Дальний звон"
Дорогой Иван Семенович! Сердечно поздравляю Вас. В этот раз Вы уже не пели (да и, пожалуй, хватит...), но мило пытались войти в ансамбль украинских ("Рiве та стогне" и т. д.), которые я просто физически не переношу. Вас очень тепло и добро приветствовали, и больше всего мне в приветствиях понравилась Маша Миронова.
Необычное явление. Голос очень красивый, но поначалу не было настоящей выразительности. При повторении арии из матвеевских страстей стало лучше, а в романсах Чайковского и Бородина он как бы ожил и было хорошо.
Конечно, имеет громадный успех из-за своего сопрано.
Шрекер. Прослушал сцену прощания Фрица с Гретой, просто для собственного удовольствия (исполнение, к сожалению, не идеальное).
Моцарт
Соната Es dur
С dur
а тоll
С. Р.
(Лондон, 20-ого марта 89)
Прокофьев
Соната № 2 d moll
Моцарт в Лондоне.
Сонаты уже изданы (по-моему, без моего согласия). Особенно придираться к ним не приходится. Но мне не нравится звучание записи. Много металла.
Вторая Прокофьева вроде хорошо. Она захватывает.
Фильм "Хроники Святослава Рихтера"
Хроники я конечно уже раньше слышал и видел, к сожалению.
Тут уж ничего не переделаешь - со вкусом у них (видеоскоповцев) schwach <плохо>.
[?] на заключительных титрах - свинство.
Фильм памяти Ниаза Даутова
Шопен:
ноктюрн f тоll
С. Р.
Мои плохие предчувствия оправдались. Молодой режиссер Сережа такого накрутил, и вообще в фильме, и во время моего шопеновского ноктюрна (стихи (читает Евтушенко), кадры бала из "Сильвы" и т. д.),
367

что получилось сплошное безобразие. Бедный Ниаз.
Николина гора
(август)
15 августа
Шопен
Прелюдия В dur
Этюд № 12 с moll ор. 10
Этюд № 5 e moll ор. 25
(Кагосима 1981)
Прокофьев
Вальс из "Война и мир"
Дебюсси
Фантазия с оркестром
дирижер: Д. Баренбойм
(Тур)
Равель
Цыганка
О. Каган
дирижер: Д. Баренбойм
Шопен. Прелюдия +.
Этюд с moll, технично, недостаточно выразительно.
Этюд e moll - не плохо.
Прокофьев. С подъемом, но суховатый звук иногда и грубый.
Дебюсси. Не хорошо, однообразно у оркестра, динамически - не хватает контрастов, поэтому монотонно.
Равель. Исполнение среднее и случайное. (Нет настоящего контакта между солистом и дирижером).
Фильм "Кирилл Кондрашин"
([про] дирижера, покинувшего Советский Союз. Я с ним много музицировал)
Показ фильма про Кирилла Кондрашина положительный факт нашей действительности. Могли ли мы предполагать, что такое возможно?
Оказывается, Кирилл окончил свою жизнь около первой симфонии Малера. Фильм сделан неплохо, но некоторая тенденция (телефонная будка, по которой он звонил, что остается в Голландии, и также кадры в полиции) умаляет качество фильма.
запись
Шимановский
Шехеразада +
Тантрис-шут +++
С. Р.
(Осака 1970)
Стравинский
Mouvements
Каприччио
С. Р.
дирижер: Пьер Булез
(Тур)
Шехеразада. Хорошо, но не до конца (многое пропадает).
Тантрис. Хорошо! И с настроением.
Стравинский. Mouvements и каприччио.
(С. Р.)
Прилично, не более. (Оркестр и дирижер без заинтересованности, как верно сказал Ю. Николаевский.)
Брамс
Первая соната (I, III, IV части)
Брамс. Части первой сонаты. Достаточно удачно. (Пластинка?)
368
Вторая соната
Вариации на тему Паганини
(две тетради)
С. Р. (Тур)
Равель
Концерт для левой руки D dur
С. Р.
дирижер: Баренбойм
(ТУР)
Вторая соната - не плохо, но с промахами.
Вариации.
Первая тетрадь - нет.
Вторая - несколько лучше.
Равель. Можно слушать, но на компакт-диск? - сомневаюсь.
16/V1II
Гайдн
Соната E dur № 37
С. Р. (Сполето)
Бетховен
Соната F dur № 6 (Фукуока)
Соната F dur № 6 (Кагасима)
Шопен
Баллада g moll № 1
С. Р. (Споленто)
Бетховен № 6.
Фукуока: я сказал "ну, ничего".
Кагасима: я сказал "да" (стало быть, можно выпустить диск).
Шопен. С настроением (начало), но потом слишком увлекся и было слишком быстро.
11/VIII
Моцарт
Соната F dur (большая)
С. Р. (Комо, 10/II/89)
(дважды)
Отдана в производство
Две ошибки в третьей части
Шопен
12 этюдов ор. 10 и ор. 25
Три этюда (posth.) С. Р.
F-dur-ная соната Моцарта, исполненная па концерте памяти Эми Мореско, думаю, что достойна выпуска на компакт-диск. Она легко слушается, несмотря на то, что долго длится; а ведь музыка (совсем) не простая.
Из 12 этюдов мне понравился a moll № 2 (!!), а также три (в особенности второй и третий) этюда posth. С другими еще надо повозиться, чтобы ясно понять, в чем дело.
17 /VIII
Телефильм
"Композитор Николай Мясковский"
Неожиданно!..
С участием дирижера Федосеева, Игоря Гусельникова, Юрия Жукова, Елены Школьниковой, Петра Глубокого (квартета им. Шостаковича).
Много музыки (пятая, шестая симфонии, вторая соната, романсы, квартет и т. д.), кстати не плохо исполненной, но только фрагменты и без объявления, что играют, - просто недопустимый факт.
Много разговоров музыковедческих и ненужных (Школьников, Пейко, Светланов, Локшин, [Эшпай?]). Самое хорошее, это смотреть на Николая Яковлевича, на его прекрасное лицо (было показано много фотографий). А в целом недостаточно серьезный фильм, к сожалению.
369
18/VIII
по трансляции
Равель
"Благородные и сентиментальные вальсы"
"Игра воды"
"Павана" +
"Печальные птицы"
"Лодка на океане"
Давно не слыхал этих (мною игранных) сочинений, и поэтому (благодаря моему сместившемуся слуху) не всё мог уловить. Как будто это было довольно хорошо, но всё куда-то уплывало (Вальсы, Птицы, Лодка). Павана мне определенно понравилась.
Надо еще раз прослушать эту кассету.
19/VIII
телепередача (Большой театр)
Юбилей Владимира Васильева
Боже, как я ненавижу юбилеи!
И как я не люблю балет. Это такое несостоятельное искусство (когда хорошая музыка, балет не дотягивает до нее - с средненькой еще кое-как получается).
Сначала был "станок" - конечно, много талантливых мальчиков и девочек... но этот музыкальный винегрет в заторможенном темпе!! В. В. конечно очень большой танцор, и она - Катя Максимова - тоже, но я не получаю от них удовольствие.
Второе отделение на мексиканскую "современно-стильную" (так же как и танцы) музыку.
Досидели до конца. Н. Д. захлебывается от восторга. Приветствия актеров были бесконечны. (Лепешинская, Стручкова, [??] от Ростроповича, Плисецкой. Только господин хозяин балета Большого не удостоил юбилей своим присутствием (Григорович - если потом забудут).
Лист
Этюд f moll
Евгений Кисин
Хорошо выучен, хорошо играет, но не бросается очертя голову в море. А может быть, никогда и не бросится.
20/VIII
фильм
Чайковский
"Пиковая дама"
дирижер: Светланов
Анджапаридзе - Олег Стриженов
Милашкина
Преображенская - Полевицкая
Авдеева
Кибкало
Нечипайло
Стриженов - Герман абсолютно покорил.
Это действительно настоящий Герман, и он абсолютно сливается с голосом Анджапаридзе. Какая артистическая победа! Явление! Графиня - очень хороша. Томский.
Постановка не плоха, всё переведено в пушкинское время (я-то против этого). Светланов драматичен, и только; темпы убыстренные, тайны нет.
Но Стриженов...
Москва
27/VIII
Вторично прослушиваю эти записи. Слушал их в Санремо с Олегом.
370
компакт-диски
Моцарт
1. Соната С dur



2. Вариации "Прекрасная Франсуаза"
3. Соната G dur
Вебер
Соната № 3 d moll
Мендельсон
Серьезные Вариации
Лист
Соната h moll
С. Р.
С dur - довольно удачно (не стыдно слушать).
Вариации - могли быть изящнее, но... все-таки.
G dur - удачно и получаешь удовольствие.
Вебер - слушателям понравилось, мне не очень (исполнение). Сочинение весьма своеобразное, и я люблю его.
Мендельсон + (настроение и технически).
Лист! К сожалению, на этот раз разочарование. (Вот что значит второе прослушивание.) А может быть, это сочинение вообще невозможно хорошо сыграть?
28/VIII
компакт-диски
Равель
Концерт для левой руки
С. Р.
дирижер: Мути (Генуя)
Прокофьев
Концерт G dur № 5
С. Р.
дирижер: Кондрашин (Москва)
Шестая соната A dur
С. Р.
Слушали:
Н. Д. В. Чемберджи
А. Мельников В. Зеленин
Равель. За исключением очень уж "мутного" вступления у Мути - довольно удачная запись. Прокофьев. Довольно здорово и впечатляет.
Какое "хулиганское" прекрасное сочинение. Кондрашин весьма соответствует в нашем ансамбле, он эту музыку понимает.
Шестая соната (для Саши Мельникова, он ее играет) в третий раз, и не было (о чудо) разочарования.
29/VIII
телепередача
Ханев (?)
(из Ленинграда)
Романсы (?!) на слова Тютчева
и певец (такой же идиот)
Абсолютное безобразие. Как можно было допустить этих двух "дебилов", чтобы их слушали телевизионные слушатели.
Они на уровне первого курса музыкальной школы, да еще с претензией сравнивать себя со Скрябиным, "единственным настоящим композитором". Оскорбление стихов Тютчева.
Бред собачий.
5/IХ
компакт-диск
Бетховен
Вариации на вальс Диабелли оp. 120
С. Р.
Слушал во время моциона по большой комнате. Сочинение поразило, и я не так страдал от моего исполнения. Конечно устал, а этого не должно быть. Вот!
6/IX
компакт-диск
Во время массажа Коли (которому музыка мешала).
371
Шуберт
Неоконченная соната С dur
С. P. (Leverkusen)
Исполнение удачное. Действительно. Жалко, что в местах ff (I часть) рояля как-то не хватает (Шуберт мыслил оркестрово).
11/IX
кассета последнего интервью Олега Кагана в Германии
Куски из сонат Моцарта с С. P.
и квинтета Моцарта
Очень тяжелое впечатление. Олегу было очень трудно говорить, ему не хватало воздуха и немецких слов. Зачем это было делать и мучить его? Я понимаю, что концерт он хотел играть (свой последний концерт), но это интервью его окончательно погубило; притом еще среди стольких людей и какой-то прозаической суеты...
И никто его нe защитил.
17/IX
запись
Шимановский
Первый скрипичный концерт
соло: Ванда Вилькомирска
дирижер: Витольд Ровицкий
Слушал с В. Зелениным
Вот концерт, который Олег хотел и обещал обязательно играть и уже никогда его не сыграет. Сегодня его провожали на Ваганьковское кладбище. Das ist der Lauf der Welt... <Так устроен мир>.
19/IX
Метнер
Соната для скрипки и ф-но
Олег Каган, С. P.
Соната-воспоминание
С. P.
Бриттен
Соната для виолончели и ф-но
Н. Гутман, С. P.
Яначек
Концертино
дирижер: Ю. Николаевский
Скрипичная соната, к сожалению, не обладает особенно ценными качествами исполнения.
Соната-воспоминание - по общему мнению (Н. Д. и Ю. Николаевский) очень выразительно исполнена.
Бриттен. Произвел впечатление; запись, кажется, качественная (надеюсь).
Яначек. Со многими изъянами и плохой баланс. Выпускать нельзя.
P. S. Может, в Варшаве сохранилась хорошая запись?
27/IX Собрание фортепианного курса МГК 1937-ого года
на шестнадцатом этаже Б. Бронной запись
Вагнер
"Летучий голландец"
дирижер: Франц Конвичный
Слушали:
Л. Просыпалова И. Дидаренко
Л. Харлин М. Паркисян
P. Каганова E. Сейдель
А. Франк С. P.
Прекрасное исполнение.
Подлинно вагнеровское.
Вероятно и темпераменты совпадают...
Пианисты и пианистки, уже убеленные сединами, никакого понятия об этой музыке нe имели (что абсолютно нормально). Одна только Паркисян высказала догадку, что это наверное Берлиоз...
Но им конечно очень понравилось.
10/Х
запись
Симфония-концерт (нынешнее название сочинения, третья часть которого весьма
372
Прокофьев
Концерт для виолончели с оркестром № 2 e moll
исп.: М. Ростропович
дирижер: С. P.
(Большой зал консерватории, первое исполнение 1952)
Слушали:
Н. Д. В. Зеленин
E. Брылева С. P.
пострадала в переделке, вдохновителем которой был виолончелист (почти великий), которому и посвящен этот концерт. Никогда не прощу ему этого).
13/Х
запись
Дебюсси
Эстампы:
1) Пагоды
2) Вечер в Гренаде
3) Сады под дождем
исп.: С. P.
Опять!... То, да не то...
13/Х
запись
Шопен
Два этюда ор. 25: № 1 As dur, № 5 e moll
Владимир Горовиц
Что тут можно сказать против? А "за" тоже не хочется говорить. Пианист! Феноменальные пальцы... а музыка?
15/Х
репетиция
Шуман
ор. 90:
1. "Meine Rose"
2. "Die Sennin"
3. "Der schwere Abend"
4. "Requiem"
Прокофьев
Пять стихотворений А. Ахматовой
Пять мелодий для голоса (без слов)
Магдалена Шефер (сопрано)
ергей Мильштейн (ф-но)
Очень симпатичное впечатление от новой ученицы Ниночки.
Пока что это впечатление у меня надолго не задержалось и куда-то улетело.
Москва
16/Х
Прокофьев
Концерт для виолончели с оркестром (в первой редакции)
исп.: М. Ростропович
дирижер: С. P.
Слушал с Н. Гутман
Наташа впервые слушает эту ветхую запись моего единственного дирижерского выступления. Она абсолютно того же мнения об испорченном во второй редакции финале и хотела бы восстановить оригинал - это сложно, так как неизвестно, где партитура.
373
запись
Берг
"Воццек"
дирижер: К. Бем
Д. Фишер-Дискау
Эвелин Лир
Ф. Вундерли[х]
и др.
Слушал с В. Зелениным
"Прекрасный" Воццек в этом исполнении. Но я думаю, что полная невозможность запомнить и хотя бы напеть какое-то место не говорит в пользу музыки... Это, по-видимому, "абстрактно"; вот и получается, что впечатление в первую очередь от либретто...
Bahnhof Роландсэк
25/Х
камерный концерт
Итамар Голан (фортепьяно)
Шен Галеви (кларнет)
1. Пуленк:
Соната b moll для кларнета и ф-но
2. Вебер:
Большой концертный дуэт ор. 48 для кларнета и ф-но
3. Дебюсси:
Рапсодия NO l для кларнета и ф-но
От камерного концерта в зале Bahnhof-а осталось хорошее чувство - честно, артистично, красиво.
Молодые музыканты талантливы - ну ясно, они из очень музыкальной страны (Иудея), и они понимают, что такое ансамбль.
Бонн
29/Х
Werkstattbuhne des Operntheaters
Бруно Мадерна
"Сатирикон" (камерная опера)
Некоторый сюрприз - и музыка, и постановка (которая показалась и оригинальной и интересной). Музыка же эта конечно не самого высокого качества, но этого и не требуется. "Сатирикон" действительно хорошая литература??
31/Х
Oper der Stadt Bonn
Берлиоз
"Осуждение Фауста"
дирижер: Serge Baudo
Сочинение это (по-моему) проигрывает в театральной постановке. Как-то нескладно получается. Несмотря на приличное исполнение, я был разочарован.
С Берлиозом я вообще не очень в контакте... Он мне кажется великим человеком и художником, но... не достаточно находящимся в сфере музыки.
Исключение - Реквием.
Роландсэк
1/XI
запись Наканиида
Брамс
Соната G dur № 1 (для скрипки и ф-но)
Григ
Соната g moll № 2 (для скрипки и ф-но)
Этот концерт был очень удачный, и его следовало бы выпустить на компакт-диске. Это наше последнее совместное выступление.
Боюсь, что (как всегда) с этим будет долгая канитель (2-3 года), а хотелось бы избежать этого.
374
Равель
Соната G dur (для скрипки и ф-но)
исп.: Олег Каган и С. P.
2/XI
запись
Шнитке
Первая соната для скрипки и струнного оркестра
исп.: Олег Каган
дирижер: Ю. Башмет
Берг
Камерный концерт для ф-но, скрипки и 13 духовых
исп.: С. Р., Олег Каган
дирижер: Ю. Николаевский
Про сочинения Шнитке ничего не могу сказать, в особенности по прошествии времени.
Вероятно, следует говорить, что это очень хорошо, но мне почему-то не хочется.
Наша "такая замечательная" запись Берга, думаю, достойна настоящего внимания.
Bahnhof Rolandseck
5/XI
Бетховен
Соната A dur ор. 2 № 2
Соната с moll ор. 111
Чайковский
Большая соната G dur
Шуберт
Экспромт ор. 90 G dur № 3
исп.: Елизавета Леонская
Выступление Лизы на вокзале было удачным.
A dur Бетховена - ++
ор. 111 Бетховена - +
Чайковский так же хорошо, но не хочется его слушать после Бетховена.
Бонн
11/XI
С. Прокофьев
Соната для скрипки соло ор. 115 D dur
Первая соната для скрипки и ф-но f moll ор. 80
Пять мелодий ор. 35а
Вторая соната для скрипки и ф-но ор. 94а D dur
исп.: Гидон Кремер (скрипка)
Марта Аргерих (ф-но)
Не понравилось совершенно!! Да и не мудрено, они играют сразу на концерте не репетируя; спрашивается: на что они могут надеяться? Чистое безобразие (особенно скрипка). Не понимаю такого отношения к искусству...
Зато... дикий успех.
12/XI
запись (Болонья)
Шуберт
Соната G dur
исп.: С. P.
Это моя любимая шубертовская соната.
А в моей (этой) записи не произвела на меня никакого впечатления.
Бонн
15/XI
Очень хороший вечер.
Что Ю. Б. был на высоте - это вполне ясно,
375
Musikabend in der Villa Hammerschmidt
Брамс
Соната f moll ор. 120/1
Шостакович
Соната ор. 147
Юрий Башмет (Viola)
Михаил Мунтян (ф-но)
но мне сегодня также понравился и М. Мунтян. Это было подлинно честное музицирование.
Bahnhof Rolandseck
21/XI
ансамбль солистов Москвы
Бах
Брандебуржский концерт G dur № 3
Гайдн
Концерт для виолончели с оркестром С dur № 1
исп.: Александр Рудин
Бах
"Jauchzet Gott in allen Landen"
кантата BWV 51 (1731)
сопрано Елена Брылева
труба
дирижер: Юрий Башмет
А сегодня совсем наоборот.
Юрий Башмет со своим ансамблем произвел слабое впечатление.
III Брандебуржский - бескровно и безрадостно.
Виолончельный концерт - обтекаемо, однообразными приемами, и потому напомнило какие-то скудно нанизанные четки.
Кантата все же гораздо лучше, но я уже был в [слишком] плохом настроении, чтобы по-настоящему прослушать это произведение.
Это ведь тоже бывает.
22/X1-25/XI
запись
(Москва, Декабрьские вечера)
Шуман
Трио d moll № 1
исп.: Олег Каган
Наталья Гутман
С. Р.
Шуман
"Marchenbilder" ор. 113
исп.: Ю. Башмет и С. P.
Шуберт
Соната (дуэт) для скрипки и ф-но A dur
исп.: Олег Каган
С. Р.
Трио Шумана, прекрасное!
Однако оно какое-то ускользающее из памяти. Почему так бывает? Может быть, это какой-то мой физический дефект: я например не могу запомнить квартетную литературу, а также добрую половину музыки Моцарта. Соната-дуэт Шуберта мне очень понравилась (можно делать диск).
25/Х1
запись
(Снейп? Блайборо?)
Бетховен
Соната В dur ор. 106
(Hammerklavier)
С. Р.
Показалось, что это удача... И даже лучше лондонской.
Кто его знает!?
376
Bahnhof Роландсэк
Шуберт
Schwanengesang
исп.: Бригитта Фассбендер
ф-но: Дойч
Появилась артистка. Внешне она очень напоминала женщину из России. Пела она прекрасно, во всех отношениях (голос, понимание, хороший вкус).
Ужинали вместе, интересно разговаривали. Она бросила петь в опере (besser zu fruh, als zu spat) < лучше слишком рано, чем слишком поздно>. В ближайшем будущем будет где-то режиссировать "Der ferne Klang".
запись (Болонья)
Веберн
Вариации
Шимановский
Метопы:
Остров сирен
Каллипсо
Барток
Три Бурлески
Хиндемит
Сюита "1922"
Положительно.
При прослушивании, и особенно потом, опять начинаю сомневаться...
Всегда кажется, что могло (и должно) было быть лучше.
Задача!..
Вена
(декабрь)
У Лизы Леонской
компакт-диск
Франк
Квинтет f moll
исп.: Квартет Бородина, С. P.
Лист
1. Размышления о смерти
2. Andante lagrimoso
3. Ave Maria
С. Р.
Слушал с E. Леонской и К. Стареком
Во Франке некоторые последние ноты (в разрешении) для меня почти или совсем не слышны... А всё действительно хорошо.
Лист. Размышление - хорошо.
Andante - могло бы быть выразительнее.
Ave Maria - ff с колоколами недостаточно празднично.
еще в Роландсэк
(новый диск) компакт
Прокофьев
Соната № 6
Соната № 9
Пять пьес из "Золушки"
С. Р.
Слушал с Н. Д.
В шестой явно неудачна первая часть, остальное хорошо.
Девятая и пьесы из "Золушки" прилично, но почему-то в целом печальное впечатление.
Всё навевает грусть, непонятно почему.
1991
1991 февраль?
кассета из Вены
(Yamaha)
Прокофьев
Вторая соната
Кажется, что это удача...
Концерт состоялся через полчаса после того, как я крепко упал с лестницы (у Лизы) и подвернул обе ноги, сказав при этом вслух "Ну, это уже слишком". Потом доковылял до так-
377
Стравинский
Piano-Rag-Musik
Шостакович
Прелюдии и фуги Es dur, e moll
Веберн
Вариации
Шимановский
Метопы № 1, № 2
Барток
Три Бурлески
Хиндемит
Сюита "1922"
С. Р.
Слушал с Эгионом
си и на концерте так же ковылял на сцену и со сцены.
В концерте конферировал Кристиан, а в артистической сидела Elizabeth Schwarzkopf.
Дижон, Rolandseck, Вена
когда ? -> до мая
Бетховен
Соната F dur № 6
Соната D dur № 7
Соната d moll № 17
Соната Es dur № 18
С. P.
Слушал с Эг.
Энное прослушивание четырех сонат, очень любимых мною.
Всё еще неуверен: можно ли их выпустить - на диски.
Всю жизнь я в конфликте с механической записью.
лента
Бетховен
Соната E dur op. 109
Багателли op. 126
Вариации на вальс Диабелли ор. 120
исп.: Андреас Люшевич
Опять Андреас, и с очень хорошей сонатой ор. 109. То же с багателлями.
Диабелли не совсем ровные.
Можно спорить (меня некоторые вариации не убеждают, около двадцати процентов).
Шуберт
Klavierstuck № 1 es moll (отрывок)
кто пианист?
Слушал с Эгионом
Очень эмоционально (почти на грани), но убедительно и безусловно талантливо.
Шуберт
Соната e moll (4 части - Рондо E dur)
Соната f moll ("морская" неоконченная)
С. Р.
Слушал с Эгионом
Дал согласие выпустить на пластинку.
Надеюсь, что потом не буду раскаиваться...
компакт-диск
Прокофьев
Легенда
Всё мне понравилось; меньше всего "Наваждение". Оно недостаточно "наважденное", и поэтому жалко, что им завершается диск.
378
10 мимолетностей
Танец
Вальс
Пасторальная сонатина
Пейзаж
Из цикла "Мысли" № 3
Рондо h moll
Вальс из "Война и мир"
"Наваждение"
С. Р.
Слушал с Эгионом
Дебюсси
Бергамасская сюита
Равель
Печальные птицы
Лодка на океане
С. Р.
Слушал с Эгионом
Как будто действительно хорошо, но с моим слухом что-то совсем нехорошо. В Равеле я просто не понимал музыкальный текст (который ведь исполнял наизусть)...
Вена
Burgtheater
Ferdinand Raimund:
"Der Alpenkonig und der Menschenfeind"
Musik von Wenzel Muller
Смотрел с Ребёнкой и овечкой
Музыка здесь старинно-старомодная и подходит к представлению.
Пели драматические артисты вполне прилично, и если бы не ужаснейшие декорации, то я получил бы удовольствие.
Москва
телевизионная передача 100-ие С. Прокофьева
Большой театр
дирижер Лазарев
Прокофьев
Концерт D dur № 1
пианист
Ария Кутузова из оперы "Война и мир"
E. Нестеренко
II и III части из второго скрипичного концерта
Третьяков
Смерть Тибальда (из балета "Ромео и Джульетта")
Лазарев
Мертвое поле и финал из кантаты "Александр Невский"
певица, хор
дирижер: Лазарев
Ну и отпраздновал же Большой театр столетие Сергея Сергеевича... Просто даже стыдно вспоминать.
Вся вина конечно лежит на Лазареве (неинтересная программа и исполнение).
Первый концерт - прилично и аккуратно исполнил (но без настроения).
Нестеренко отвратительно выл.
А где же I часть скрипичного? Вторая и третья прекрасно исполнены Третьяковым.
Единственное хорошее событие этого вечера. "Кусок" из "Ромео" и "кусок" из "Александра Невского" можно было выбросить подальше и поскорее позабыть. "Здравицы" в программе не было!! А [Золотов] ее обещал.
379
12/V
пластинки
Бах
Концерт D dur № 3
Концерт g moll № 7
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Концерт g moll № 7
Андрей Гаврилов
дирижер: Ю. Николаевский
Слушал с В. Зелениным
Не понимаю, где были мои уши, когда я прослушивал Золтана Кочиша несколько лет тому назад. Это просто ужасно. Недопустим этот быстрый (Gnomenreigen) <(хоровод гномов)> темп у Баха, а "отсебятины" (традиционные) во сверхмедленных частях...
...И то же самое у Гаврилова.
Они оба так бегут, точно они на спортивном матче [ - ], а во вторых частях спят.
15/V
запись из Большого зала 2/III 1952
Прокофьев
II концерт для виолончели с оркестром e moll (премьера)
виолончель: М. Ростропович
дирижер: С. P.
Слушал с Н. Гутман
Уже писал об этом...
Баста!
17/V
репетиция домашняя
Бах
Сюиты для виолончели соло:
№ 3 С dur
№ 5 с тоll
исп.: Наталия Гутман
Наташа держит высоко свой "уровень".
Воображаю, как это трудно держать его на этом инструменте.
21/V
телепередача из Большого зала
Концерт памяти А. Сахарова
Моцарт
Фантазия с moll
С. P.
Смотрели Н. Д., Лена Брылева, Н. Кольцов, [А.] Зеленин
Мое выступление ("принудительное") на этом вечере было первым номером программы.
Оно было "anstandig" <приличное>...
Катовицы
3/VI отель
телепередача из Праги
Вагнер
Вступление к III акту "Мейстерзингеры"
Монолог Ганса Закса из III действия
дирижер: Хорст Штейн
солист: Бернд Вейкль
Слушал с Н. Д.
Изумительно прекрасный отрывок из Вагнера не удовлетворил меня в этом исполнении. Солист (конечно, хороший голос) абсолютно ничего не открыл в монологе Закса - холодно и обыкновенно...
Дирижера всё же возможно пощадить.
380
Будапешт
Будапештская оперетта
8/VI
Кальман
"Grafin Mariza"
Слушал с П. Фейером и Эгионом
Очень "здорово", и Будапештская оперетта осталась со своими хорошими качествами.
При моей антипатии к Кальману должен сказать, что этот oeuvre мне понравился - "банально до гениального".
Артан
21/VI Chateau des Artannes
запись
Шуман
"Любовь поэта"
исп.: Нина Дорлиак и С. P.
Слушали:
Н. Журавлева Эгион
Мидори Кавашима С. P.
сын Мириам Hoffman
Эта запись мне очень нравится; может, это лучшая запись певицы.
Жалко, что слишком тихо записали аккомпанемент, иногда просто ничего не слышно.
26/VI Chateau des Artannes
запись (Вена)
Шостакович
Прелюдия и фуга Es dur № 19
Прелюдия и фуга с moll № 20
Слушал с Эгионом
Мэле
28/VI
La Grange
Бах
Шестая сюита для виолончели соло D dur
bis:
Сарабанда из сюиты с moll
исп.: Наталия Гутман
Слушал, чтобы дать разрешение выпустить.
На первых аккордах Es-dur-ной прелюдии технический брак (из-за ослабления электрического напряжения всё поехало вниз...)
В этот раз Н. Г. играла особенно прекрасно, во всех отношениях.
Я был очень уставший, а от музыки совершенно ожил!
Замечательно.
Пиннеберг
больница
компакт-диск
Франк
Квинтет f moll
Квартет им. Бородина и С. P.
Лист
Размышления о смерти
Andante lagrimoso
Ave Maria (E dur)
С. Р.
Слушали: Н. Д. и [ - ?]
Ну наконец этот диск появился, в вполне красивой обложке.
Через три года...
Действительно удача... И хватит этот диск слушать!
Гютерсло
раньше
Очень серьезно и хорошо поставленный фильм-опера-драма.
381
фильм-телепередача
Доницетти (и Шиллер)
"Мария Стюарт"
[Сазерленд]
Туранжо
Паваротти
Слушал с Н. Д.
Музыка Доницетти конечно слабее Шиллера, но режиссер нашел настоящее равновесие в соединении этих двух жанров. Полная синхронность драматических артистов с певцами; никакой модернизации; фото черно-белые; всё это вместе доставляет истинное художественное наслаждение.

<<

стр. 11
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>