<<

стр. 3
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

160
17/VI
магнитофонная запись с концерта Шостакович
Шесть стихотворений Марии Цветаевой
исп.: Богачева
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
Цветаевский цикл, признаюсь, мне резко не нравится.
Не нравится плакатность, нажим, тенденциозность, наконец сама музыка (конечно с печатью гениального композитора) вызывает у меня только раздражение.
17/VI
Гастроли "La Scala"
Беллини
"Норма"
Монтсеррат Кабалье
Косотто
Раймонди
дирижер : Молинари-Праделли
На сцене какой-то громадный куб и, пожалуй, больше ничего. К этому кубу ведут поддерживая (на каждой ступеньке) увесистую Монтсеррат Кабалье, которая потом поет Cast-y Div-y и все свои шедевры вместе с Косотто и Раймонди.
Великолепное музыкально-вокальное событие - возрождение оперы [вампукки]. Критика всецело отпадает (даже когда интонация не совсем точная), так как масштаб этого искусства всё покрывает.
19/VI
Прослушивание записи
(улица Станкевича, студия D33)
Барток
15 венгерских крестьянских песен (Осака)
Шимановский
"Шут Тантрис" ("Маски")
(Осака)
Равель
"Игра воды"
"Альборада дель грасиозо"
(Торонто)
Гайдн
Соната F dur
(Лондон)
С. Р.
Работа (всегда кропотливая и утомительная) совместно с Еленой Бунеевой, которой палец в рот не клади - понимает очень ясно, где хорошо или нет.
С Бартоком и Шимановским всё было ясно. (Положительная оценка).
С Равелем не слишком. (Наши мнения расходились).
А Гайдн так и остался в воздухе - одна нота во второй части неверно сыгранная поставила сонату под вопрос. Придется к ней еще вернуться.
Штокхаузен
"Гимны"
"Viel Larm um Nichts".
Длинное, шумное, экстравагантное (там, по-моему, и пила играла и еще всякая всячина) сочинение.
Сам Штокхаузен производит симпатичное впечатление.
Мюнхен
август, квартира Бульвы
(пластинка из другой квартиры)
Каждый вечер из соседнего дома кто-то пускал на всю силу эту чрезвычайно знакомую мне оперу. Это было лейтмотивом наших
161
Пуччини
"Турандот"
возвращений домой - и почти всегда был финал ([Альерановский?]), когда Турандот разгадывает загадки, а за сценой трубные сигналы.
Париж
Вагнер
Пьеса As dur [Schmachtene]
(в фильме "Людвиг" Висконти)
Впервые услыхал этот маленький отрывок и конечно проникся им.
Впоследствии часто исполнял его на bis. Публика, в данном случае довольно глупая, каждый раз принимала это за Скрябина или вообще что-то русское.
Нино Рота
Музыка к фильму Феллини "Amarcord"
Как талантливо, как легко написано и сколько обаяния!
Как жаль, что этот композитор ограничил себя только пустяками.
Милан
ноябрь (У Дороти)
запись
Глазунов
Концерт f moll для фортепьяно
С. Р. и Кирилл Кондрашин
Продемонстрировал мою пластинку баронессе, которая конечно особенно впечатлилась 11-ой несколько балетной частью. Она даже немного поводила руками. (В прошлом балерина).
Считаю эту пластинку довольно удачной и люблю этот концерт с его мастерски разработанным музыкальным материалом.
Люблю и за некоторую благородно русскую сентиментальность.
Курт Вейль "Трехгрошовая опера" Брехта
(постановка Штрелера)
Прекрасное представление и музыкально и сценически. Сочинение занятное, цельное, что-то между оперой и опереттой (вроде "Джонни" Кшенека, но та интереснее). Великолепная артистка Мильва была на первом плане. Какой талант! Штрелер показал себя в постановке.
декабрь
запись с концертов в Турэни
("Besnardiere")
Моцарт
Соната В dur для скрипки и ф-но
Соната G dur для скрипки и ф-но
Соната D dur для скрипки и ф-но
Олег Каган и С. Р.
Опять строгая проверка концертной туренской записи. Эти три сонаты, конечно, самые значительные из игранных нами. Олег считает, что единственная удача это D-dur-ная (которую несмотря на весь ее блеск, я не так люблю). Я считаю, что все три удачны. Но с Олегом не поспоришь - это уже его чисто скрипичные дела (а я не слишком это понимаю).
Варшава
14/XII
Это была, собственно, моя последняя встреча с Ровицким, и в первом отделении я играл
162
Филармония
Малер
Первая симфония D dur
Витольд Ровицкий
Стравинский
Октет
Витольд Ровицкий
какой-то концерт. Симфония "Титан", несмотря на все свои хорошие качества, никогда не была мною слишком любима. Ровицкий ее прекрасно продирижировал, а после концерта и ухода публики специально повторил для меня октет (не дирижируя, а сидя сбоку на ступеньке эстрады).
Это был подарок для меня. Ансамбль играл безупречно. Следующие события были весьма разгульны, вместе со всем ансамблем мы сильно кутнули, и водка действительно показала всю свою силу, так что я почти не помню, как очутился в своем номере "Европейской" гостиницы.
Москва
22/XII и 23/XII
запись
Hans Pfitzner
"PALESTRINA"
Николай Гедда
Дитер Фишер-Дискау
дирижер: Рафаэль Кубелик
Я очень давно в Одессе получил на день рождения клавир этой замечательной оперы (папа устроил это через германское консульство, где он давал уроки детям консула - Paul Roth), и я довольно хорошо изучил ее и очень полюбил.
Это достойный продолжатель вагнеровской линии. Либретто написал сам композитор (прекрасно), а музыка содержит в себе и строгость, оригинальность, и много глубины.
24/XII Сочельник (при зажженной елке)
запись
Бах
Брандебуржский концерт № 5 D dur
Хельмут Кох
Пятый концерт для меня конечно самый привлекательный из всех (конечно и потому, что могу в нем участвовать), хотя считаю самым совершенным третий.
Люблю все-таки пятый больше.
Его нельзя не любить.
31/XII
Большой театр
Прокофьев
"Игрок"
Масленников
Касрашвили
Огнивцев
дирижер: Александр Лазарев
Впервые.
Надо отметить настоящую удачу Большого театра (имеющего такую дурную славу). И музыкально (Лазарев), и сценически (Покровский) (кроме выдумки с висящей комнатой, в которой ждет Полина). Сочинение замечательное - как и следовало ожидать. Хотелось бы несколько раз его прослушать. Удастся ли?
Очень удачен в главной роли Масленников, он держит напряжение в течение всего вечера. Ну и конечно Лазарев...
1975
1975 1/I Встреча нового года запись
Очередная встреча следующего года. Сколько их уже прошло...
163
Моцарт
"Exsultate, jubilate"
Elizabeth Schwarzkopf
дирижер: Walter Suuskind
Nino Rota
"Amarcord"
Johann Strauss
"Auf der Jagt" (Polka)
Willy Boskowsky
Программа для дисциплины приглашенных (нельзя же после "С Новым годом!" и звона с Красной площади только разговаривать, пить вино и угощаться!)
Вот вам и великолепная Elizabeth, как всегда на высоте. Также "Armacord" и Johann Strauss, чтобы было все-таки не слишком уж серьезно.
Ну вот! Надеюсь, что этот год будет счастливее прошедшего. Кто знает...
5/I
запись
Hans Pfitzner
"Palestrina"
фрагменты III действия,
медленно


1)



Римские колокола!
Вступление II действия,
финал I действия
Vivo "Kurz zum Beschluss"
2)





3) C dur, С dur, C dur!!!!
20/I
Малый зал консерватории
Шостакович
Семь песен на стихи А. Блока
Галина Писаренко
Елизавета Леонская (ф-но)
Олег Каган (скрипка)
Давид [Герингас] (виолончель)
Не слишком удачный концерт.
Про Г. Писаренко скажу, что она была вполне на месте и исполнила всё как следовало. Однако скрипка и виолончель были абсолютно не на месте и не сосредоточены. Результат - невыразительность и иногда досадные промахи. Лиза Леонская была единственной, которая держалась на высоте с истинным пониманием того, что она исполняла.
26/I
Большой театр
Прокофьев
"Игрок"
Ну вот я и слушаю еще раз эту оперу, посвященную опасному азарту.
Как и у Достоевского и в Визбадене всё тут весьма несимпатично. Как это умел передать Прокофьев!
...и наконец-то ее поставили!
31/I
запись
Малер
Симфония № 8 Es dur
дирижер: Бернгард Хайтинг
Знаю, какая это чудовищно трудная симфония, и ожидал, что будет хорошо (после удачной Седьмой у Хайтинга).
Но! - первая часть - взят слишком быстрый темп и этим всё испорчено - получается не то впечатление (какая-то формальность).
II часть лучше, но тень от первой мешает и ей.
164
Кельн
11/II
Прослушивание записи (Monte-Carlo)
(радиоцентр?)
Шуман
Концерт а тоll
Григ
Концерт a moll
С. Р.
Ловро фон Матачич
Ну вот долгожданная запись состоялась.
Шуман (вторичный, первый был с Ровицким) к сожалению всё же меня не до конца устраивает (а это ведь мой любимый концерт). Не знаю, но чего-то самого главного, поэтичного в нем не состоялось... Что-то утеряно.
Григ. Здесь я вполне доволен.
Глайнборн
июнь
Стравинский
"Похождения распутника" (повесы)
дирижер: Бернгард Хайтинг
Поездка в Глайнборн сама по себе уже представляла интерес. Где-то мы с Ниной сели в автобус (специальный, луксуриозный) и рассматривали наших спутников.
Вот где он, снобизм! Дамы в [декадентских?] одеждах с собачками, молодой красавец в ослепительно белом костюме и [с] ищущим взглядом искателя приключений, любезные южане, предлагающие шампанское, наконец исторический "stopping for pissing" - когда многие, в том числе и блондин-красавец, тут же около автобуса вперемежку с собачками и с дамами элегантно исполнили то, что им было нужно, и мы поехали дальше.
В Глайнборне, прекрасном парке, все высадились и выгрузили корзины для пикника. Сирень цвела. Газоны подстрижены - всё для удовольствия. Наконец опера под управлением Хайтинга (абсолютно не подходящего для Стравинского, так что духа произведения не было). Но были прекрасные декорации [Хокнея], лучших желать не стоило. Исполнители, и в особенности героиня (ей в угоду была даже пропущена ее главная ария) были неубедительны и все какие-то холодные [и внешние?]. Думаю, что здесь вообще этот стиль доминирует. Главное - приятное времяпрепровождение, и главенствует "банда" Хокнея (очень талантливого художника), главного повесы и распутника (это уже из [кулуаров?] и разговоров с Лилиан и [Аги Секерс]) которую мы здесь случайно встретили).
(Она всё такая же после трагически-праздничной гибели Мики Секерса, о котором мне рассказала Анни Фишер.)
Всё в целом - мне совсем не понравилось.
июнь (По дороге в Лувр)
радио в машине Л. Хоххаузер
В Лувр под музыку Мендельсона. Как всегда у Мендельсона моцартовское совершенство,
165
Мендельсон
Октет (Es dur? op. 20?) для струнных инструментов
... скерцо и финал...
с участием Хейфеца и Пятигорского
и это настраивает на позитивный образ мысли, фантазии и т. д.
Но есть опасность слишком уж успокоиться на этом, как на чем-то самим собой разумеющемся. Мне кажется, что с этим следует бороться - это ведь не просто удовольствие даром, а результат интеллектуальной работы гениального музыканта. Это следует уважать и понимать.
Тур-Мэле
26/VI
Мэле
Артуро Бенедетти-Микеланджели
Бетховен:
Соната As dur op. 26
Шуберт:
Соната a moll D. V. 357
Дебюсси:
"Образы"
1. "Колокола сквозь листву"
2. "Посвящение Рамо"
3. "Отражение в воде"
Шопен:
Соната № 2 b moll
Равель:
"Виселица"
Как всегда безупречно.
Точный текст.
Полное совершенство техники.
Всё оставляет холодным.
В Бетховене: трио из траурного марша настолько формально (пальчиками) и сухо, что это уже комический номер (место ружейного залпа) ...
Шуберт мне понравился.
Точно воспроизведенное сочинение.
Дебюсси. Никаких возражений.
Никакого впечатления.
Шопен.
Траурный марш и в особенности трио на редкость проникновенно и вдохновенно - лучшее, что было в концерте.
Равель. Так же как и Дебюсси.
Прекрасный концерт. Любви к музыке не почувствовал.
27 /VI
Beaux-Arts Trio
Isidore Cohen
Bernard Greenhouse
Menahem Pressler
Бетховен:
Трио № 1 Es dur op. 1 № 1
Равель:
Трио (A dur)
Шуман:
Трио № 1 d moll op. 63
Дворжак:
Трио "Думки" ор. 90
Прекрасная программа!
Когда эти артисты выступают, то это настоящее событие в музыке.
Мне особенно близок (как музыкант) Пресслер. Он подкупает своей искренностью и, по-моему, сам получает столько удовольствия от музыки, что это почти переходит все меры.
Он счастлив во время концерта (я ему в этом очень завидую).
Равеля я прослушал с истинным наслаждением (как хочу играть это сочинение!)
Бетховен и Шуман также произвели настоящее впечатление.
Молодой Кочиш на мой вопрос, понравилось ли ему, недвусмысленно рассмеялся; ему, по-видимому, не понравилось (он себе это "позволил" - дело характера; Павел Фейер уже раньше говорил мне о некоторых качествах Золтана с осуждением).
166
28/VI Grange de la Besnardiere Иосиф Паленичек и солисты чешской Филармонии Яначек 1) "В туманах" (... 1912) для фортепьяно 2) "Каприччио для фортепьяно (для левой руки) и восьми духовых инструментов (1926)
Знаю давно Паленичека (музыканта и деятеля) и слышал у него "В туманах". Был тогда поражен оригинальностью этого цикла - хотел бы играть его...
Каприччио слушаю впервые.
Придет же фантазия написать сочинение для такого необычного состава инструментов, - но, как всегда, он остается Яначеком, единственным в своем роде...
Концерт был удачный.
29/VI Сузанна Ружичкова (клавесин) Бах: Вариации Гольдберга
Это неимоверное сочинение Баха впервые слышу на клавесине.
Слышал его у Гульда на концерте и в записи; есть желание когда-нибудь сыграть - если осилю.
Пражская клавесинистка сыграла его честно, слава Богу, со всеми повторениями (иначе, считаю, лучше вообще не играть этого сочинения). Для меня было необычно слушать весь концерт на клавесине, но думаю, что для этого нужна привычка (так как звучит прекрасно).
29/VI
Мэле
Ирина Архипова
Игорь Гусельников
Мусоргский:
Песня Марфы ("Хованщина")
"По-над Доном сад цветет"
Гопак
Песни и пляски смерти
Глинка:
1. "Сомнение"
2. "Адель"
3. "Признание"
4. "Как сладко с тобою мне быть"
5. "К ней" (мазурка)
Чайковский:
1. "Примирение"
2. "Серенада" ("О дитя")
3. "О, спой мне ту песню, родная"
4. "Кукушка"
5. "Средь шумного бала"
Ирина Архипова сейчас лучшая русская певица. Она обладает всем, чтобы быть таковою (голос, сила воли, музыкальность, артистичность, тонкая отточенность в каждом сочинении и подлинность исполнения).
Концерт этот был большой удачей и также уроком для многих исполнителей.
Французская публика (которая, конечно, понятия не имела о существовании этой певицы) горячо и громогласно "Brav-ой!" приветствовала артистку.
Мне лично не совсем понравилась ее трактовка "Колыбельной" из "Плясок смерти", где она слишком утрировала (secco) реплики смерти (но эта единственная небольшая деталь не играет такой большой роли).
Игорь Гусельников очень хорошо и тонко аккомпанировал ей. (Честно, это для меня было вроде сюрприза, я ведь его никогда не слышал на эстраде.)
Архипова внешне несимпатична, в ней чувствуется тяжесть ее силы. Джулия [Ганева] потом сокрушенно сказала: "Какое же у ней наверное большое и злое сердце..."
3/VII
Мэле
Хороший концерт.
Серьезный музыкант, один из самых та-
167
Золтан Кочиш
Брамс:
Интермеццо a moll op. 76
Бах:
Прелюдии и фуги (I том W. К.):
С dur, gis moll, Н dur
Моцарт:
Фантазия с moll
Соната A dur (с турецким маршем)
Бетховен:
Соната f moll ор. 2 № 1
Соната As dur op. 110
Барток:
"Для детей" (несколько пьес)
Шопен:
Вальс cis moll
Бах:
Прелюдия и фуга b moll (первый том)
Брамс:
Интермеццо Es dur op. 117
лантливых молодых пианистов современности.
Без отсебятины, кривляния и желания обязательно иметь бурный успех (что было бы весьма возможным, зная его скверный и капризный характер в жизни...)
Возражений к его интерпретации у меня нет.
Только в ор. 110, который он играет, имея образцом мое исполнение, я как-то себя не нашел (он был слегка огорчен этим).
Что было абсолютно восхитительно, так это избитейший вальс Шопена. Он сыграл его на bis, сказав, что посвящает этот bis мне... Другие bis-ы тоже были посвящены музыкантам (Булезу и еще кому-то, может быть, Пьеру Буалю.) Мне понравилась эта некоторая необычность - делать персональные подарки бисами.
4/VII
Мэле
Ensemble Musique vivante
дирижер Пьер Булез
Брамс:
Серенада №2А dur op. 16
Вагнер:
Зигфрид-идиллия
Берг:
Камерный концерт для фортепьяно и тринадцати духовых инструментов
Христоф Эшенбах (фортепьяно)
Сашко Гаврилов (скрипка)
Большое музыкальное наслаждение доставила вторая серенада Брамса в честнотщательнопрозрачном исполнении Булеза. Вагнеру несколько не хватало фантазии. А Берг произвел на меня очень сильное впечатление.
Я был поражен масштабом этого сложнейшего сочинения, его необычайными красками, конструкцией и всем вместе, несмотря на то, что, может быть, и не всё в нем понял и не всё принял (оно мне тогда показалось очень чуждым).
Булез прекрасно провел его (хотя никогда не прощу ему последнюю часть, сыгранную только один раз, без да капо).
Прекрасно играл Эшенбах - он очень много прибавил к сочинению в смысле артистической наполненности (потом я узнал, что в этот вечер он исполнял его впервые в жизни - ну и ну! Сашка Гаврилов же играет его по-моему всю жизнь.)
5/VII
Grange de la Besnardiere
Ensemble Musique vivante
Schola cantorum de Stuttgart
dir. Clytus Gottwald
dir. Diego Masson
Очень интересная программа. Интересна своим разнообразием и музыкальным составом.
Барток. Конечно, как всегда доказывает "свой" венгерский стиль (отличный от "фальшивого" стиля Листа).
168
Барток:
Сельские сцены для женского хора и камерного оркестра (1924-26)
Варез:
"Eculatorial" для мужского хора и инструментального ансамбля
Кагель:
"Аллелуйа" для смешанного хора а capella
Глобокар:
"Airs de voyage" для корнета, тромбона и хора
Michel Portai
Vinko Globokar
Стравинский:
Четыре русских народных песни для женского хора и четырех валторн
Варез характерен своей массивностью.
Кагель. Проблематично.
Глубокар. Довольно симпатично (когда понятно).
Стравинский. Весьма знакомые интонации, поскольку подлинно русские.
5/VII
Мэле
Ensemble Musique vivante
Schola cantorum de Stuttgart
дирижер Пьер Булез
Шуберт:
1) "Nachtgesang im Walde" D. 913 для мужского хора и четырех валторн 2) "Гимн" D. 964 для мужского хора и духовых инструментов
3) "Gesang der Geister uber den Wassern" D. 714 для мужского хора и струнных
Стравинский:
Симфония для духовых инструментов (a la memoire de Claude Achille Debussy)
Берио:
"Laborintus II" pour recitant, trois voix, bande magnetique, ensemble instrumental et vocal
речитатор: Лучиано Берио
Булез приучает публику к интересным программам с малоизвестными сочинениями. Это его, очень хорошее, качество.
Впервые услышал этого Шуберта (и в таком хорошем исполнении). И сколько этих забытых сочинений...
Дебюсси, которому P. S. посвящена симфония Стравинского, очень мне всегда нравился, особенно из-за вновь возвращающегося "странного аккорда"...
Опять хорошее впечатление от сочинения Берио... Мне кажется, что он один из самых интересных современных композиторов. Сочинение, конечно, очень сложное.
Пошел его поздравить и познакомиться с ним, а он мне навстречу: "Я Вас сердечно поздравляю - вы, оказывается, замечательный художник. Любовался Вашей пастелью у Лорина Маазеля".
6/VII
Grange de la Besnardiere
Яначек
"Записки исчезнувшего" (1917)
Robert Tear (tenor)
Philip Ledger (piano)
Hanna Aurbacher (mezzo-soprano)
женский хор (Schola cantorum de Stuttgart)
Очень необычное интересное сочинение. Сначала (как часто бывает у Яначека) кажется наивным и примитивным. Потом же эти качества как-то преломляются в именно то, что так интересно и ценно в этой музыке. Вы как бы выкупались в чистом источнике и после этого поняли всё...
Исполнение было убедительным и проникновенным.
169
Моцарт
Серенада № 10 B dm К 361 для тринадцати духовых инструментов
Ensemble "Musique vivante"
дирижер: Пьер Булез
Хотелось бы опять услышать этот замечательный, оригинальный вокальный цикл.
Моцарт Булезом был исполнен с большим совершенством и красиво закончил это музыкальное утро в Grange de la Besnardiere. Машины, стоявшие на зеленом лугу, разъехались в разные направления, все поехали обедать...
Настроение было хорошее, погода тоже.
6/VII
Мэле
Шенберг
Камерная симфония № 1 ор. 9 для пятнадцати солистов
Веберн
1) Пять пьес для оркестра ор. 10
2) "Entflieht auf leichten Kahnen"
op. 2 для смешанного хора a capella
3) "Das Augenlicht" op. 26 для смешанного хора a capella
Булез
"Cummings ist der Dichter" (1970) для хора и 24 инструментов
Стравинский
"Свадебка" (балет) для солистов, хора и оркестра
Ensemble "Musique vivante"
Schola cantorum de Stuttgart
дирижер: Пьер Булез
Симфония Шенберга не из моих любимых сочинений, хотя ей нельзя отказать в наличии музыкальных достоинств. В [ней] (как это ни странно) очень много типично венского.
Веберн. Меня привлекает, хотя я многого не понимаю. В нем чистота и сложность - абстракци[я] в хорошем смысле слова. Сочинение Булеза мне определенно понравилось своей самобытностью и новизной.
Стравинский же (которого я и раньше слышал) мне кажется странно однообразным, и я начинаю томиться от скуки и нетерпения. Думаю, что "Свадебку" надо смотреть в балете, а концертное исполнение этой музыки никак не убеждает.
Арль
?3/VII
Античный театр
Россини
"Елизавета, королева английская"
Монтсеррат Кабалье
Арль
Знакомая (наизусть) увертюра к "Севильскому цирюльнику". Какой же Россини ловкач. А потом еще ария Розины, спетая Кабалье в костюме английской королевы. Всё дозволено композитору, в свое время имевшему куда больший успех, чем Бетховен.
И всё это на античном театре - тоже странно и искусственно.
Монте-Карло
июль
оперный театр
концерт Артура Рубинштейна
Шопен
Соната № 2 b moll
Ноктюрн fis dur
Скерцо cis moll
Артур Рубинштейн играет в возрасте, когда уже собственно не играют. Событие! Все музыканты, пианисты, дирижеры (Маазель) в театре оперы Монте-Карло, и вот выходит Артур и совершенно уверенно справляется со всем тем, что напечатано на парадной программке.
Конечно, свежести уже нет, но техника...
170
Баркаролла Fis dur
Полонез As dur
Дебюсси
Первая часть из сюиты "Pour le piano"
налицо. И конечно успех и признание. Заходил его поздравить.
??/VII
запись
Барток
Пятнадцать венгерских песен
С. Р.
Соната для скрипки и фортепьяно № 1
Давид Ойстрах и С. Р.
запись
Юбилейный диск Eurodisc
Чайковский:
Первый концерт для фортепьяно (фрагмент 1 части)
С. Р. и Мравинский
Чайковский:
Танец пастушков, русская пляска и вальс цветов из "Щелкунчик"
Г. Рождественский
Р. Штраус:
"Тилль Уленшпигель"
Ф. Конвичный
Бартоковская пластинка имеет свои хорошие качества, но не безупречна. В сонату все-таки мы не совсем вжились... Самый досадный факт на последней странице, где невозможно уловить основную тональность (Fis), так как я не подчеркнул переход в басу. Нет настоящего конца.
Юбилейный диск.
Типичный русский винегрет, который всерьез нельзя принять.
Правда, "Тилль Уленшпигель" исполнен великолепно (но ведь это Конвичный).
4/IХ
Малый зал консерватории
Бах
Прелюдии и фуги (I том Wohltemperiertes Klavier): Cis, cis, D, d, Es, dis, E, e, F, f
Михаил Ермолаев (студент)
Михаил Ермолаев, очень ценимый Ниной, да и другими музыкантами.
Думаю, также собой в особенности, никогда во мне симпатии не вызывал.
Всё же пробрался в Малый зал консерватории на галерку, около окоп, чтобы его послушать, и понял мою неприязнь к этому "особенному" музыканту. Его Бах меня абсолютно не устроил. Гораздо интереснее было смотреть через окно на проливной ливень и сцену на скамье под памятником Чайковского. Это было полное сумасшествие. Ну и ну ...
7/IX
запись
Бах
Das Wohltemperiertes Klavier (II том) 24 прелюдии и фиги
С. Р.
В отличие от первого тома, довольно удачно записанного, II том пестрит неудачами и, главное, в самых значительных прелюдиях и фугах, как fis-moll-ная и b-moll-ная (которую считаю может быть самой прекрасной из всех и не уступающей h-moll-ной из I тома). Да, к сожалению не получилось.
22/IХ Музыкальный вечер
запись
Презентация новых бартоковских дисков для друзей и любителей музыки (дома).
171
Барток
1) Пятнадцать венгерских крестьянских песен
С. Р.
2) Первая соната для скрипки и фортепьяно
Давид Ойстрах и С. Р.
3) "Замок Синей Бороды" ор. 11
Херта Геппер
Дитер Фишер-Дискау
дирижер: Ференц Фричай
Первые две (соло и соната), думаю, несколько спорные, но чтобы познакомиться с ранее не слышанной музыкой, вполне пригодные. "Замок", не один раз слышанный в этом исполнении, впечатляет своей очень самобытной музыкой. Последние три страницы оперы (прощание и одиночество Синей Бороды) производят потрясающее впечатление.
27/IX
Театр им. Немировича-Данченко
Перголезе
"Служанка-госпожа"
Г. Писаренко
[Болдин]
Оффенбах
"Муж за дверью" (оперетта)
[Гуторович] и др.
Это не для меня!
Никогда я не понимал "прелести" этой "Служанки" - еще в студии консерватории с шепелявой [Ревлякиной], и сейчас с Галей - тоже нет.
Не вижу ничего смешного в этой глупой опере, ни в сюжете, ни в музыке... Она меня только злит.
Оффенбах.
Абсолютно банальное сочинение.
Спектакль, как только я покинул театр, тут же навсегда выветрился из головы.
8/Х Музыкальное собрание
запись
Пьер Булез
"Молоток без мастера"
1. дирижер: Роберт Крафт
2. дирижер: Пьер Булез
Слушали, чтобы попытаться наконец понять этот oeuvre, что, как я заранее знал, весьма трудно.
Два прослушивания (и в разных исполнениях).
Первое явно не то...
Второе стоит под защитой самого автора, так что - осторожно!
Думаю, вечер был поучительный. У некоторых слушателей облик выражал полное понимание и даже удовлетворение.
А все-таки всё под вопросом. И довольно большим.
Ленинград
10/Х
Малый зал филармонии им. Глинки
Галина Писаренко, Елизавета Леонская
Римский-Корсаков:
1. "Не ветер веял с высоты"
2. "На холмах Грузии"
3. "Звонче жаворонка пение"
4. "О чем в тиши ночей"
5. "Нимфа"
Прокофьев:
Ансамбль Галины Писаренко и Елизаветы Леонской имеет массу возможностей, и можно предвидеть настоящую перспективу. Это тонко проработано, чувствуется настоящая культура, хороший вкус... Результат радующий. Жалко только, что они так редко вместе выступают и Галя часто аккомпанируема не очень качественными пианистами. По-видимому, тут кроется еще что-то кроме искусства, что - не знаю, но это создает некоторый холодок между двумя артистками.
l72
1. Пять стихотворений Анны Ахматовой
2. "Гадкий утенок"
Даргомыжский:
1. "Чаруй меня"
2. "Расстались гордо мы"
3. "Скрой меня, дурная ночь"
4. "Мне всё равно"
Концерт был удачным, побольше бы таких концертов, они и публику делают лучше в отношении настоящего отношения к искусству.
11/X
Театр оперы и балета им. Кирова
Андрей Петров
"Петр Первый" (опера)
Морозов, Майборода, Наконечная, Богачева и др.
дирижер: Ю. Темирканов
Такой гадости, признаюсь, давно не слышал и не видел.
Доморощенное произведение, не то оперетта, не то мюзикл. Стиль музыки настолько эклектичен, что это уже даже не стиль, а какие-то склеенные кусочки.
А на сцене что происходит? Бред "исторический" и бездарнейший.
И пришлось пойти: из-за Ниночкиной ученицы Леси Н., которая выступала в роли крутящегося волчка.
Москва
12/Х
Большой зал консерватории
(вечер памяти Д. Шостаковича)
Шостакович
Сюита для баса и фортепьяно (оркестровая версия) на слова Микеланджело Буонаротти ор. 145
Евгений Нестеренко
дирижер: Максим Шостакович
Прекрасное сочинение было прекрасно исполнено Нестеренко под управлением Максима Шостаковича. Большое событие в музыкальной жизни Москвы.
Максим Шостакович с настоящим пониманием вел оркестр, и это было в духе музыки его отца. Нестеренко сейчас находится в зените своей заслуженной славы.
Я был под большим впечатлением в этот вечер, да и вся московская музыкальная интеллигенция также.
14/Х
Памяти Софи Пельцовой
Дворжак
Stabat mater
дирижер: Вацлав Талих
Мендельсон
[Песня в]енецианского гондольера (fis)
Шуман
"Papillons" ор. 2
С. Р. (запись)
Stabat Mater под управлением Талиха принесла нам минуты истинного наслаждения этим прекрасным сочинением. Мы (с Карелом) подготовили много фото (красиво их оформив), которые передавались из рук в руки приглашенных друзей с соответственными комментариями.
Я сыграл fis-moll-ную гондольеру Мендельсона, а затем поставил свою пластинку Шумана, которую так любила Софи, и ноты, которые были испещрены подписями ее друзей (эти ноты были для нее реликвией), также обошли крут наших друзей. Печальный вечер.
15/Х
Германское посольство (ФРГ)
Не слитком я долюбливаю концерты, устроенные политическими деятелями. Все эти
173
Концерт камерного оркестра города
Штуттгарт
Вивальди
Концерто гроссо ор. 3 № 11 d moll
Гендель
Musette (Es) из concerto grosso ор. 6
№ 6 g moll
Григ
Holberg Suite ор. 40 G dur
Глюк
Чаконна (?) из оперы "Парис и Елена"
Бах
Фуга g moll
Боккерини
Менуэт A dur
Бриттен
Aria italiana
дирижер: Карл Мюнхингер
фразы, "Культура сближает народы", "Музыка помогает взаимопониманию разных
стран" и т. д. и т. д. отдают некоторой фальшью и кокетством. Поэтому я без удовольствия посещаю эти официальные сборища. На этот раз дирижировал Мюнхингер (с которым я один раз играл - впервые - 22-ой концерт Моцарта в Экс-ан-Прованс, и очень плохо играл). Конечно мы были рады встретить друг друга.
Концерт я терпеливо прослушал, не получил большого удовольствия, но тут, конечно, причиной и место и обстановка и политики во множестве - всё это отрицательно действует. Amen.
17/X
Камерный оперный театр ("Сокол")
Шостакович
"Нос"
дирижер: Г. Рождественский
Наконец и эту оперу удалось пережить (она была долго под запретом). Рождественский и Покровский ее "вытянули" и имеют право быть прославленными. Получилось!
Подлинное событие в искусстве. Я даже поздравил Г. Р., которого абсолютно не принимаю (немножко под давлением Н. Д. и Натальи Рождественской - мамы).
19/Х У Галины Писаренко, дома телепередача "Последняя соната Бетховена"
Бетховен
Соната с moll ор. 111
С. Р.
УЖ не знаю, хорошо или только наполовину я исполняю эту сонату (считающуюся лучшим произведением Бетховена). Мне как-то трудно в данном случае судить, и я в большой неуверенности.
А потом у меня ведь аллергия на телепередачи, и в особенности с моим участием.
21/Х
магнитофонная лента с концерта в Словакии
Шуберт
Соната с moll
Мендельсон
Песня без слов ор. 19 (№ l, 2, 3, 5, 6)
Шопен
Ноктюрн b moll № 1
Дебюсси
"Отражение в воде" (без начала)
"Hommage a Rameau"
С. P.
Очередная проверка качества.
Недоброкачественная пленка, поэтому всё впустую.
Шуберт. Много игранная соната (хотя почему-то не пользуется большой известностью). Мендельсон. Как будто довольно удачно. Шопен. Это первое фортепьянное сочинение, с которого я начал (до этого играл только оперные клавиры).
Дебюсси. Брак...
174
Инсбрук
??/III
Тонфильм
запись
(Зальцбург, пасхальные празднества)
Равель
Болеро
дирижер: Герберт фон Караян
Опять это магическое сочинение, с его бесконечными, чарующими повторениями темы и неожиданной модуляцией в конце. Чудо есть чудо!
Вена
??/IV
запись
Бетховен
Соната С dur ор. 2 № 3
Соната Es dur ор, 7
С. Р.
Думаю, что эта пластинка сравнительно удачная, особенно за нее краснеть не приходится.
Эти две сонаты великолепны.
(Везло же Бетховену в ранних сонатах!)
Прага
3/VI
Клуб посольства СССР
выступление артистов Большого театра
Юрий Мазурок
Долуханян:
"Я гражданин Советского Союза" (?) Рубинштейн:
Ода (?)
Рахманинов:
"О если б знала ты" и т. д.
Тамара Милашкина
Рубинштейн:
"Ночь"
Рахманинов:
"Весенние воды"
"Я жду тебя" и т. д.
Владимир Атлантов
Чайковский:
"То было раннею весной"
"Средь шумного бала" и т. д.
Ну и ну!
Тут мы услышали, до какой степени пение может доставлять страдание. Не из-за отсутствия голосов, а из-за ужасной манеры исполнения.
Мазурок. И голос есть, и поёт чисто, но настолько отталкивающее явление (чрезмерное самодовольство; я сказал бы "бюрократизм") - это что, концерт или собрание? Отсутствие чувства...
Милашкина. Тут просто всё фальшиво, так что трудно понять, какие ноты она поёт. Атлантов. Лучше. Хороший голос и обыкновенное традиционное исполнение (как у всех теноров).
Снейп
июнь
Бриттен
"Смерть в Венеции" (два раза)
Питер Пирс
Ширели-Квирк
Бедный Бриттен, совсем уже больной в ложе [...] по всему видно, что доволен исполнением и постановкой. Питер Пирс в роли профессора строг, полон достоинства, прекрасно поет и играет. Он-то и держит весь спектакль. Тадзио (балетный мальчик) слава Богу не раздражает. Опера длинная, трудная и, думаю, неудобная для исполнения. Постановка, по-моему, - верх неудачи. Всё искусственно, настроения Венеции нет. Дет-
175

ский балет напоминает просто детский сад на уроке гимнастики, и никакого намека на красоту и поэзию.
Быть может, можно было больше исходить из музыки и сделать постановку в другом ключе - но это легко говорить... К сожалению, не получилось так, как мечталось бы (судя по бриттеновской музыке).
Получилось псевдореально, тяжеловесно и трудно воспринимаемо.
Бену понравилось.
Лондон
июнь
Ковент-Гарден
Р. Штраус
"Женщина без тени"
Хетер Харпер
Хельга Дернеш
дирижер: Шолти
Впервые. Весьма импозантно!
Говорят, это как бы подражание "Волшебной флейте", но в манере двадцатого века. Штраус плавает в своем музыкальном море - надо сказать, что воды действительно очень много. Но есть и острова (сцена короля и голос сокола). Не могу сказать, что я был действительно восхищен этой оперой.
Она уж очень многоречива и мнит себя масштабной. Нет, это не лучший Рихард Штраус, он как-то уж очень располнел и позволил себе слишком много роскоши, а за нею не так уж много кроется. Либретто Гофмансталя страдает, думаю, теми же пороками. Но... произведение цельное, и мастерское исполнение также на высоком уровне.
23/Х Памяти Антонина и Софи Пельцовых
запись
Иосиф Сук
Симфония "Азраель"
дирижер: Вацлав Талих
(После выставки, вернее, в последние дни выставки Антонина Пельца у меня дома.) Собрались друзья, и мы опять прослушали эту скорбную симфонию в неповторимом исполнении Талиха с чешским оркестром. И опять она слушалась как в первый раз. Какое чудо этот маэстро!
25/Х (перед отъездом Карела Старека)
Московский музыкальный театр ("Сокол")
Шостакович
"Нос"
дирижер: В. Агронский
Сочинение это мне гораздо больше нравится, чем "Лэди Макбет", хотя то, может быть, и значительнее. Какая же это удача музыкального камерного театра!
9/Х
Музыкальный вечер у И. Шостакович
Галина Писаренко, Елизавета Леонская
Ирина Шостакович устроила музыкальный вечер. В программе песни Моцарта. Приглашены музыканты, композиторы.
176
Моцарт
I отделение:
1) "К Хлое"
2) "Ridente ma calma"
3) "Песнь разлуки"
4) "Тоска по весне"
5) "Цитра"
6) Концертная ария "Chi sa, chi sa"
7) Концертная ария "Vado, та dove"
8) Ария Сандрины из оперы "La Tinta Giardiniera": "Noi donne poverine"
II отделение:
1) "Когда Луиза сжигала письма"
2) "Вы, птички, каждый год"
3) "Фиалка"
4) "Колдун"
5) Концертная ария "Nehmt meinen Dank"
6) Концертная ария "Alma granda"
Галина Писаренко, у рояля Елизавета Леонская.
Красивая программа, красиво исполненная двумя артистками.
Курьез: после концерта композитор Левитин с большим возмущением отозвался об злоупотреблении педалью у Леонской (притом этого и в помине не было). На мое возражение он сказал: "Но я ведь все время смотрел и видел, как она нажимает педаль!" Болван.
10?/Х
Московский музыкальный театр
(с Эми Мореско)
Шостакович
"Нос"
И в третий раз я получил в подарок этот спектакль и разделил его с Эми.
3/XI
запись
Анатолий Ведерников
Дебюсси:
Семь этюдов (№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7)
Прокофьев:
Четвертый концерт для фортепьяно с оркестром
дирижер: Лео Гинзбург
Этюды Дебюсси, одно из самых лучших достижений Анатолия Ведерникова. Я очень ценю эту пластинку и всегда с удовольствием слушаю ее. Четвертый концерт Прокофьева (который очень люблю) также готов часто слушать (к сожалению, сама запись не абсолютно на технической высоте и звук мог бы быть лучше).
??/Х1
запись
Григ
Концерт a moll
С. Р.
дирижер: фон Матачич
Как-то днем Андрей во всю мочь взял ff си минорный аккорд, и я спросил его, что это.
Оказалось, что это был первый аккорд григовского концерта. Мой слух, значит, на целый тон транспонирует тональность.
Печально.
??/Х1 (день рождения мамы)
запись (после моих сочинений)
Шуман
Концерт a moll
С. Р.
дирижер: фон Матачич
Вечер - реминисценция. Помню, как в эту дату в Одессе вся наша квартира была полна великолепных пышных хризантем и вечера с гостями были всегда праздниками.
177
Брно
??/XI
по радио
Дворжак
1) Ария из оперы "Якобинец"
исп.: [Либума Доманиская]
2) Скерцо (d moll) для симфонического оркестра
И эти случайно услышанные произведения доставили мне музыкальное удовлетворение своей подлинностью и мастерством.
Почему это Дворжак подвергается сомнению у очень многих, как недостаточно качественная музыка? Во-первых, его не все знают (кроме всех чехов) и так же как Грига (!) причисляют не туда, где его место. А что говорил Брамс? Он ведь не ошибался.
Москва
1/XII
Большой зал консерватории
Бах
1) Сюита h moll № 2
флейта: Рабаум
2) Концерт E dur для скрипки
Олег Каган
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
Опять хороший концерт.
Московский камерный оркестр во главе с Баршаем почти всегда гарантирует это.
h-moll-ная сюита - это си минорное чудо - соревнование флейты с оркестром остается незыблемым в своем совершенстве.
Ми мажорный концерт с Олегом Каганом доставил большую радость.
20/XII Памяти Елены Сергеевны
Булгаковой
После чтения:
Виленкин: главы из книги писем "Записки" (В. Виленкин)
Булгаков: Из "Записок покойника" (Д. Дорлиак)
Булгаков: Из "Белой гвардии" (С. Пилявская) запись
Григ
Концерт a moll
С. Р.
дирижер: фон Матачич
Очень интересный вечер.
Литературная часть прошла очень удачно.
(Зося хорошо прочла фрагмент из "Белой гвардии".)
Поставил концерт Грига (как будто к всеобщему удовольствию). А Митю вдруг прорвало и высказал мнение, что более глупой и ненужной музыки он никогда не слышал.
22/XII В честь Дмитрия Краснопевцева (закрытие экспозиции картин) запись
Моцарт
Соната G dur для скрипки и фортепьяно № 35 К 379
Олег Каган и С. Р.
Шопен
Баллада g moll № 1
С. Р.
Дебюсси
"Море"
дирижер: Роже Дезормьер
Особенно благостная первая часть соната G dur Моцарта была началом прощания с выставкой Димы Краснопевцева.
Затем любимый им Шопен и наконец чудо Дебюсси (пластинка, игранная вероятно около 100 раз).
Мне кажется, что посетители были удовлетворены.
178
24/XII Под сочельник
запись
Бах
"Рождественская оратория" I и
II часть
25/ХII Первый день Рождества
запись
Бах
"Рождественская оратория" III, IV, V и VI части
Традиция продолжается.
Опять под Рождество - Бах.
Опять литавры. Ария D dur с Фишером-Дискау. Пастораль - вступление ко II-ой части. Бесконечная колыбельная. Изумительная ария-фуга у тенора. Детские хоры и наконец финал с участием трубы.
Елка (в этот раз, кажется, маленькая вся в стеклянных бусинках). Накрытый стол, гости... Остальное предоставляю Вашей богатой фантазии.
31/XII (17 часов) Памяти Дмитрия Шостаковича
записи
Шостакович
1. Прелюдии и фуги:
1. G dur
2. h moll
3. A dur
4. a moll
5. f moll
C.P.
2. Шесть песен на слова английских поэтов ор. 62
Евгений Нестеренко
Московский камерный оркестр
дирижер: Рудольф Баршай
3. Девятая симфония Es dur
Бостонский оркестр
дирижер: Сергей Кусевицкий
Пять прелюдий и фуг, записанные фирмой "Супрафон", считаю гораздо удачнее французской записи "Chant du Monde" (с шестью прелюдиями и фугами). (Говорят, что автор был того же мнения).
С интересом и удовольствием прослушали шесть песен (английские поэты) у Нестеренко с Баршаем.
Девятая симфония ослепительна под управлением Кусевицкого.
Все сарказмы автора, экстравагантности, живость, веселье, получили здесь подлинно блестящее воплощение и не могут оставить слушателя спокойным.
Изумительная пластинка!
1976
1976 1/I После встречи нового года
запись
Равель
Концерт D dur
Бенедетти Микеланджели
Жребий выпал сегодня на G dur Равеля (в честь нового наступившего года).
Это конечно лучшее достижение Микеланджели. Пока что я лучшего исполнения не слышал. И холод, который так характерен для этого пианиста, здесь абсолютно на месте и нисколько не создает конфликта с музыкой.
Пластинка шедевр, которую все мы прослушали с истинным наслаждением.
13/I
запись
К. Шимановский
1) Симфония № 3 "Chant de la nuit"
дирижер: В. Ровицкий
соло: Стефания [Вонтович]
2) "Stabat mater"
III симфония Шимановского уже ближе к его поздним сочинениям.
Прослушал с интересом, но ожидаемого наслаждения не получил. Возможно, что это результат исполнения.
"Stabat mater" (много раз слушал раньше).
Думаю, что это прекрасное сочинение.
179
дирижер: В. Ровицкий
(В Польше его считают лучшим его сочинением; я, пожалуй, с этим не вполне согласен (скрипичный концерт!).)
14/I
Владимир Высоцкий поет свои песни под гитару
Когда нас посетили Высоцкий с Мариной Влади, наша большая комната была как цирк! Все стены расклеены комическими изречениями - следы вечеринки моего курса.
Высоцкий с удовольствием спел под гитару свои песни. Мы симпатично посидели.
15/I
запись
Вольф
Избранные песни на слова Мерике
Дитер Фишер-Дискау и С. Р.
Как я рад, что эта запись стала удачей. Мерике Вольфа страшно люблю.
С Дитером в этот раз у нас был настоящий контакт. Причина также, что эта запись с концерта (Инсбрук).
17/I
запись
Григ
Концерт a moll
С. Р.
Ловро фон Матачич
Запись Грига с Матачичем считаю одной из моих настоящих удач. Остаюсь при моем мнении и при вторичных прослушиваниях ее.
Надеюсь, что не ошибаюсь.
28/I
запись
Брукнер
Симфония № 9 d moll (три части)
дирижер: В. Фуртвенглер
К этой симфонии я почему-то никак не могу привыкнуть и удержать мое впечатление от нее в моей памяти.
Она как-то ускальзывает из головы.
Считается она чуть ли не лучшей (но с этим я не согласен), и конечно Фуртвенглер сделал всё, что он мог сделать... Но... симфония загадка...
30/I
запись
Яначек
Тарас Бульба
дирижер: В. Талих
Симфониетта
дирижер: Б. Баккала
Булез где-то высказался, что в музыке нельзя "schwelgen" <блаженствовать> (что, конечно, абсолютная чушь).
Можно - но только там, где надо. А вот в этих сочинениях Леоша Яначека просто нужно - в этом вся их суть и сила. Здесь необходима бездна чувства.
Не перестаю удивляться его самобытности.
31/I
запись
Шопен
Концерт № 1 e moll ор. 11
Вероятно всё на мощно-резком металлическом Стейнвее, и поэтому звук по-моему никак не шопеновский.
Манера игры также крепкая, может быть
180
Маурицио Поллини
дирижер: П. Клецки
Шопен
Полонез fis moll ор. 44
Мазурка cis moll ор. 50 № 3
Экспромт Ges dur ор. 51
Ноктюрн с moll ор. 48 № 1
Маурицио Поллини
"героическая", конечно точная и абсолютно виртуозная, но очарования никакого - всё как бы осовременено (и возможно с умыслом).
"Шопен в металле" - тот ли это материал для него?
К сожалению, у меня от этой записи негативное впечатление (холодное и уверенно-гордое исполнение).
1/II
запись
Гайдн
Квартет В dur ор. 76 № 4 (4 части)
квартет Татрай
Шуберт
1. "Отец с ребенком" (++)
2. "В роще"
3. "Рассерженный бард"
4. "У озера"
5. "Горести разлуки" (+)
6. "Карлик" (+++)
7. "Грусть" (++)
8. "Йозефу Шпауну"
Дитер Фишер-Дискау
Джеральд Мур
Мой совет - чаще слушать квартеты Гайдна, Вы получите массу удовольствия и пользы (может, даже для здоровья).
Здесь можно было бы повторить те же слова, но результат от прослушивания "программной" (со словами) музыки всё же несколько иной, и в нём вам преподносят не только музыку, но и поэзию.
4/II
запись
Бетховен
Струнный квартет F dur ор. 18 № 1
Gewzadhausquartett
Заставил себя послушать квартет (это мне ведь всегда трудно). Но этот, первый, я давно знаю, и он у меня более-менее на слуху с юных лет.
И потому мне его легче слушать.
8/II
запись
Глазунов
концерт f moll № 1
С. Р.
К. Кондрашин
Римский-Корсаков
концерт cis moll
С. Р.
К Кондрашин
Прокофьев
концерт Des dur № 1
С. Р.
К Кондрашин
Мои старые знакомые.
Получил удовольствие от встречи с ними. К Глазунову я отношусь с юности с большой симпатией (да, я ведь его и воочию видел в консерватории Одессы во время репетиции седьмой симфонии), потом мое участие в "Раймонде", четыре руки в пятой симфонии. Он мне действительно близок.
Римский. Кажется, моя первая запись с оркестром... если не ошибаюсь.
Первый Прокофьева. Сплошной праздник! Радость, бешеный темперамент, юмор, блеск техники и октавный эпилог...
10/II
запись
Шубертовские песни в исполнении этого замечательного певца безупречны.
181
Шуберт
Песни:
1. "Тоска могильщика по родине"
2. "Слепой мальчик"
3. "Юноша на холме"
4. "Могильная песня"
5. "Вечерняя звезда"
6. "Освобождение"
7. "Дитя в колыбели"
8. "Поток"
9. "Юноша и смерть"
Дитрих Фишер-Дискау
Джеральд Мур
Они являются образцом, как надо исполнять Шуберта. Их надо многократно слушать и суметь вслушаться.
Учитывая то, что артист записал все песни композитора, на это потребуется много времени... И вот опять встает роковой вопрос - когда же это всё успеть. Увы...
Прекрасного написано слишком много!
18/II
запись
Владимир Высоцкий
Пластинка с четырьмя песнями
Здесь я никак не могу вибрировать, не в отношении музыки (это просто мусор), не в отношении слов (это для тех, кто читает газеты). Это мне сверхнеинтересно и несимпатично.
Сам Высоцкий вероятно действительно талантлив в своем роде, и толпа за него.
Мюнхен
27/II
оперный театр
Верди
"Травиата"
Виолетта: Котрубас и др.
дирижер: Карлос Клейбер
Наконец "Травиата" в истинном виде (хотя и со скандальными пропусками).
Карлос Клейбер нашел ее такую, какая она есть на самом деле.
Получил первый раз настоящее удовольствие от этой оперы (к которой относился не так уж горячо, как например Ниаз, считавший, что это лучшая опера в мире).
Котрубас мне понравилась и весь состав также.
Постановка подобающая. Последнее действие в пустой отельной комнате с красными креслами запомпил[о]сь.
28/II
оперный театр [?]
Штраус
"Летучая мышь"
Эберхарт Вехтер
[Fran Киршберг] и др.
дирижер: К. Kлейбep
Блеск и совершенство во всём.
Думаю, лучше невозможно.
Клейбер, во-первых. Все исполнители - без исключений. Постановка в лучших традициях.
Мы смеялись до слез...
Что еще можно сказать?
Нам можно позавидовать, что мы попали на такое чудо...
29/II
оперный театр
Вагнер
"Зигфрид"
Посещение Мюнхенской оперы с Олегом Каганом.
И музыкально, и сценически - плохой спектакль.
182
Биргит Нильсен и др.
дирижер: Савалиш
Тянулся как резина. Исключением была Нильсен, сохранившая свою высокую форму (вокальную). Жесс Томасу не хватало сил, и он совсем выдыхался. После II акта Олег спросил: "Может, не стоит оставаться на смерть Зигфрида в III акте?" (?!?) Постановка сверхнеинтересная. Дирижеру эта опера также не под силу. Впечатления никакого, одно лишь утомление.
Вот какие контрасты бывают в опере.
Москва
5/IV
запись
Бах
Партита №1 В dur
1. Анатолий Ведерников
2. Тлен Гульд
3. Дину Липати
Маленький домашний конкурс на исполнение партит Баха.
Может, самая прекрасная партита и есть партита В dur № 1.
А. В. Честно по-баховски - главная музыка. Г. Г. Блестяще, особенный звук - главное пианизм.
(Не делает повторений - плохо).
6/IV
запись
Бах
Партита № 2 с moll
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Д. Л. Пожалуй, получает пальму первенства.
A. В. Честно по-баховски и меня убеждает.
Г. Г. Недостаточно честно (опять пренебрегает повторениями), но артистично, интересно и ярко. Не мой Бах.
7/IV
запись
Бах
Партита № 3 a moll
1. Гуго Штейрер
2. Анатолий Ведерников
3. Глен Гульд
Г. Ш. Скучно, обыкновенно и томительно неинтересно.
А. В. Очень удачно, без всяких "но".
Г. Г. На том же уровне, что и другие сюиты.
8/IV
запись
Бах
Партита № 3 a moll
Анатолий Ведерников (днем)
Бах
Партита № 4 D dur
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Проверил впечатление от третьей партиты у Ведерникова и остался при своем мнении. Четвертая партита также совершенно прекрасная.
А. В. Хорошо (со свойственными артисту качествами).
Г. Г. Хорошо (со свойственными артисту качествами).
9/IV
запись
Бах
Эту партиту хотел бы исполнять.
А. В. Хотелось бы больше юмора (может быть), но хорошо.
183
Партита № 5 G dur
I. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Г. Г. Хорошо (aber nicht wunderschon) <но не слишком>.
11/IV
запись
Бах
1) Сюита G dur для виолончели соло
Даниил Шафран
2) Партита № 5 G dur
Фуга fis moll
Фуга E dur
(Wohltemperiertes Klavier - II том)
Глен Гульд
3) Английская сюита № 3 g moll
С. P.
Много раз слушал G dur-ную сюиту у Шафрана (в записи) - с некоторым трудом...
Глен Гульд.
Прослушал с интересом, но с некоторой отчужденностью.
С. Р. Английская сюита № 3 g moll.
Очень старая запись. Надеюсь, что не плохо, но ручаться не могу.
22/IV
запись
Бах
Партита № 6 e moll
1. Анатолий Ведерников
2. Глен Гульд
Раздражающе действует. Притом почти всегда. Это, думаю, враждебная мне тональность, я почти не переношу ее (у обоих исполнителей).
13/IV
запись
Бах
1) Концерт № 1 d moll
2) Концерт № 2 E dur
Сузанна Ружичкова (клавесин)
Вацлав Нейман
Устроил себе шесть праздников с Бахом... и настроение стало лучше.
Каждый день программа сверхценная и причина для удивления.
Главное - привыкаю к клавесину благодаря Ружичковой. Хорошо.
15/IV
запись
Бах
1) Концерт № 2 E dur
2) Концерт № 3 D dur
Сузанна Ружичкова (клавесин)
Вацлав Нейман
3) Концерт № 1 d moll
4) Концерт №4 A dur
5) Концерт № 5 f moll
Bacco Деветси (фортепьяно)
Рудольф Баршай
Сегодня кроме Ружичковой с Нейманом - Вассо Деветси с Баршаем.
Это типично средний уровень исполнения - хотя всё и на месте. И слушать поэтому довольно скучно.
16/IV
запись
Бах
1) Концерт № 3 D dur
Что можно написать про эти чудные сочинения? Вероятно - что они верх совершенства, и мысленно поблагодарить Баха (дойдет ли до него?)
184
2) Концерт № 4 A dur
3) Концерт № 5 f moll
4) Концерт №7 g moll
Сузанна Ружичкова (клавесин)
Вацлав Нейман
17/IV
запись
Бах
1) Концерт d moll № 1
С. Р.
Вацлав Талих
2) Концерт d moll № 1
С. P.
Курт Зандерлинг
3) Концерт F dur № 6
Сузанна Ружичкова
Вацлав Нейман
Моя запись с великим Талихом к сожалению не слишком удачна. Причиной может быть разное понимание баховского стиля, а также моя скованность.
Запись с Зандерлингом считаю большой удачей (Толя Ведерников когда-то определил ее как исполненную в дорическом стиле).
Шестой концерт с двумя флейтами так же прекрасен, как его близнец в соль мажоре.
18/IV
запись
Бах
1) Концерт F dur № 6
2) Концерт g moll № 7
Сузанна Ружичкова
Вацлав Нейман
Эту музыку можно слушать каждый день, только, пожалуй, это будут уж слишком богатые роскошью дни - и может быть незаслуженные.
19/IV
запись
Бах
Johannespassion
дирижер: Карл Рихтер
Johannespassion стоит рядом с Matheus-passion, и трудно сказать, какая лучше.
Думаю, что Johannespassion легче слушается, и она не такая массивная. А вот вопрос - что лучше: если легче или труднее? Ответ будет вероятно для каждого слушателя другой.
И оба будут правы.
22/IV
Большой театр
Шостакович
Сюита для баса и фортепьяно (оркестровая версия) на слова Микеланджело Буонаротти ор. 145
E. Нестеренко
дирижер: Геннадий Рождественский
Римский-Корсаков
"Моцарт и Сальери"
E. Нестеренко
А. Масленников
дирижер: Геннадий Рождественский
Сегодня был "вроде" негласный юбилей Евгения Нестеренко. Вариант микеланджеловского цикла с аккомпанементом оркестра (Рождественский?..) произвел менее сильное впечатление.
"Моцарт и Сальери" Римского (так много критикуемую оперу) считаю всё же большой композиторской удачей (если не ставить на один уровень с Пушкиным).
Рождественский и здесь оказался пустым местом. Нестеренко (почему-то в костюме и гриме Иогана Себастиана Баха) также не слишком убедил, а Масленников - Моцарт был искусственен и совсем не в том образе. Вот так, к сожалению...
185
21/IV
запись
Бах
"Johannespassion"
дирижер: Карл Рихтер
Начались наши Пасхальные вечера, на которых уже давно принято (и в мире и у нас дома) слушать Страсти.
Современные люди очень тянутся к этой музыке и высоко возносят ее. Она им вероятно очень нужна, как контраст со скудной действительностью.
22/IV
запись
Бах
"Matthauspassion" (I часть)
дирижер: Отто Клемперер
23/IV
запись
Бах
"Matthauspassion" (II часть)
дирижер: Отто Клемперер
24/IV
запись
Бах
"Matthauspassion" (III часть)
Дитер Фишер-Дискау, Пирс, Шварцкопф, Людвиг, Гедда, Берри
дирижер: Отто Kлeмnepep
Предпасхальную постную неделю мы отмечали строго до предела записью "Страстей по Матвею" под управлением Клемперера. Я постарался, чтобы и обстановка была соответствующая - монастырская скудость на столе и не слишком много лишних разговоров. Эти вечера были очень значительными и остались в памяти. А про музыку нечего сказать, она сама за себя говорила.
25-27/IV (первый, второй и третий день Пасхи)
запись
Бах
"Magnificat"
дирижер: Kurt Thomas
Пасху мы в этот раз встречали очень красиво и роскошно. Чтобы пригласить всех друзей, понадобилось три вечера. Столовая с "ломящимся" столом была еще разукрашена висящими на лентах яичками с букетиками фиалок и подснежников. Настроение было действительно пасхальное, и мы три раза слушали Баха.
28/IV (утро)
запись
Хиндемит
"Trauermusik"
Ludislav Cerny
28/IV (вечер) Памяти Льва Дмитриевича Снежницкого
запись
Хиндемит
"Trauermusik"
дирижер: Рудольф Баршай
Траурная музыка Хиндемита в исполнении Баршая - прекрасное, строгое сочинение, требующее от слушателя большой сосредоточенности.
Я думаю, что оно гармонировало с печальной причиной сегодняшнего вечера памяти.
29/IV Памяти Теофила Рихтер (104 года со дня рождения)
запись
Слушали опять эту прекрасную (лучшую) симфонию Брукнера, которую я так давно знаю и люблю.
186
Брукнер
Симфония № 8 с moll
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
Фуртвенглер берет чрезвычайно медленные темпы (казалось бы, он даже против автора), но... это так убедительно и прекрасно, что никаких споров не может быть.
Эта запись уникальна, она как чудо...
20/V
Магнитофонная запись с концерта
19/V в Большом зале консерватории
Берг
Камерный концерт
Ансамбль солистов - студентов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Олег Каган
С. Р.
Эту ленту можно без конца слушать, всё время находишь новые детали.
Думаю, что далеко не все это делают и она лежит у них на полке несколько бессмысленно.
Ну что ж? Люди тяжелы на подъем.
26/V
запись
Брамс
Соната e moll для виолончели и фортепьяно
Григ
Соната a moll для виолончели и фортепьяно
М. Ростропович и С. Р.
Не люблю и считаю неудачными эти сонаты (записанные в Ольдборо). У Славы был такой страх, что я его (!) заглушу, что он уговорил меня совсем закрыть рояль. Результат:
отвратительный баланс, да и вообще всё как-то старательно, неуравновешенно и в итоге неудачно. Дрянная запись.
Минск
?/VI
Зал филармонии
Брамс
Серенада № 2 A dur ор. 16
дирижер: Владимир Мошенский
Не могу сказать, что исполнение было выдающимся. Оркестр и дирижер были как бы слегка "спустя рукава".
Но сочинение прослушал с удовольствием (несмотря на недочеты), и в особенности соло английского рожка (кажется, в III части) задело.
В этот же вечер я играл с Мошенским концерт g moll Дворжака, и поэтому все были более сосредоточены на этом сочинении, да и возможно волновались чрезмерно... Этим объясняется некоторая неудача с серенадой Брамса.
Мюнхен
?/VI
магнитофонная лента
Моцарт
Соната Es dur (для скрипки и ф-но) № 36 К-380
Соната С dur (для скрипки и ф-но) Ni 38 К-403
Соната A dur (для скрипки и ф-но) № 37 K-402
Олег Каган и С. Р.
Прослушивали наши совместные записи и очень мало нашли действительно стоющего, чтобы выпустить пластинку. Хотя, в целом, всё как будто было благополучно, но какие-то детали мешали, и в этом отношении Олег был весьма строг и требователен.
Я понимаю, что скрипка такой инструмент, за который уж никак не спрячешься.
187
?/VI
магнитофонная лента
Бетховен
Соната a moll ор. 23 (для скрипки и фортепьяно)
Соната F dur ор. 24 (для скрипки и фортепьяно)
Олег Каган и С. Р.
Не без труда мы записали эти две сонаты. И может быть могло бы быть лучше (тут ведь предела нет).
a-moll-ная (где в последней части тусклые газовые фонари Праги...) и F-dur-ная с расцветающей первой темой...
2/VII
Мэле
Раду Лупу
Барток:
"На свежем воздухе" (1926)
Брамс:
Четыре пьесы ор. 119
Рапсодия g moll ор. 79 № 2
Шуберт:
Соната G dur ор. 78 D. 894
У этого пианиста всё учтено, взвешено, никаких неожиданностей и сюрпризов. Он всё преподносит как на большом подносе, где вы уже заранее знаете, что будет и как будет. Такова была G-dur-ная соната Шуберта - безупречна и уравновешена. Такое исполнение Вас никак не удивляет, вы находите всё на своих местах. Но чтобы это было по-настоящему интересно? - о нет! Это лишено трепетности, и поэтому слушатель (во всяком случае я) остается холодным.
9/VII
Мэле
Станислав Нейгауз
Прокофьев:
Соната № 8 В dur ор. 84
Шопен:
Баллада f moll ор. 52
Три мазурки (cis, As, f)
Скерцо № 2 b moll ор. 31
Скрябин:
Соната № 5 ор. 53
Считаю это выступление пианиста возмутительным (это и понятно, когда он в предыдущую ночь после изрядного возлияния в компании своего ученика Лупу ложится в 6 часов утра). Лучше отказаться, чем играть так.
В Прокофьеве пропускались по несколько страниц (дальше уже некуда), остальное в таком же роде. Просил через Нину у меня прощения, однако ждал согласие на запись для передачи французского радио.
4/VII (утро)
Grange de la Besnardiere
Иржи Рейнбергер (орган)
в программе: Бах
Бах - на органе! Что можно сказать. Да, слушал, вероятно было хорошо или, по крайней мере, прилично. Но ничего не поделаешь, нет у меня таланта услышать по-настоящему орган, так же как и струнный квартет.
?/VII
Мэле
Андрей Гаврилов
Скарлатти:
Три сонаты
Равель:
Павана
"Gaspard de la nuit"
Скрябин:
Утренний концерт французами не замечен (около тридцати человек в публике). Входную дверь забыли закрыть, и какая-то собачка с удовольствием бегала по Grange... А этот концерт был самый лучший из всего фестиваля. Впервые услышал молодого пианиста и пришел в восторг от его дарования. Темперамент (многие считают, что слишком его много, по-моему как раз хорошо), масш-
188
Соната Fis dur № 4 ор. 30 Чайковский: Вариации F dur Балакирев: "Исламей" (Шопен:Ноктюрн Des dur Паганини - Лист: Кампанелла)
таб, блестящая техника; всё вместе сложилось в впечатление, что он самый талантливый пианист нового поколения. Скрябин был сыгран идеально, Равель также - он оказался победителем. Гаврилов.
Бэхине
12/VIII (утро, перед отъездом)
церковь (специально)
Музыка чешского ренессанса
исполнители:
студенты города Бехине
Утром специально для меня молодые люди исполнили маленькую программу этой старинной музыки. Как благодарность за мой концерт. Это было очень симпатично и трогательно и доставило мне и Карелу удовольствие.
Вена
??/VII
Stadthalle
(генеральная репетиция)
Леонард Бернштейн [Бернстайн]
"Кандид" (мюзикл)
Написан этот мюзикл безусловно талантливым музыкантом, но ничего нового, свежего в музыке нет. А форма мюзикла мне глубоко антипатична, так что в результате это был 0. Глупое предприятие (с участием Кристиана).
Мюнхен
2/VIII
Stadtsoper
(закрытие сезона)
Верди
"Фальстаф"
Фальстаф - Дитер Фишер-Дискау
Киршберг
Рери Грист
Фассбендер и др.
дирижер: Савалиш
Блестящий спектакль. Савалиш себя очень хорошо презентовал - всё точно, ясно на месте...ну а Фишер-Дискау, конечно, сотворил всё событие. Постановка тщательная, проработанная. Последняя фуга произвела должное впечатление и великолепно завершила оперу. Остальные исполнители также были на настоящей высоте.
Но в целом я понял, что этот Верди уж не настоящий, хотя и верх совершенства. Это больше от головы, чем от сердца.
Байрейт
Festspielhaus
Вагнер
4/VIII
"Золото Рейна"
Hans Sotin
Yvonne Minton
Heinz Zednik
Zoltan Kelemen
5/VIII
"Валькирия"
Hans Sotin
Peter Hofmann
Ну вот - наконец-то, настоящее, честное, ясное и прозрачное исполнение (хотя и без магии) моего самого наилюбимейшего сочинения. Петр Булез заслуживает высших восхвалений. Патрик Шероу конечно парадокс и враждебен мне, несмотря на некоторые сценические удачи.
"Золото" прекрасно исполнено певцами, что и держит весьма вычурное и неверное сценическое воплощение. Здесь режиссер явно мешает музыке, так как ничего в ней не смыслит.
189
Hannelore Bode
Roberta Knie
Yvonne Minton
7/VIII
"Зигфрид"
Hans Sotin
Rene Kollo
Heinz Zednik
Roberta Knie
9/VIII
"Гибель богов"
Jess Thomas
Roberta Knie
Bengt Rundgren
Yvonne Minton
дирижер: Пьер Булез
(постановка Патрика Шероу)
"Валкирия". Лучший вечер, во всех отношениях.
Peter Hofmann - явление, ему и следует петь и играть в операх Вагнера. Его Зигмунд навсегда запомнится (несмотря на джинсы и т. д.)
Yvonne Minton (в роли Фрики) также прекрасн[а].
В постановке много "шокингов" (которые не шокинги, а просто плохая режиссура) - например полет валькирий в виде лазарета, где перевязывают раненых героев) - но одна несомненная удача: это Feuerzauber - тут режиссура совпадает с музыкой (бегущие огоньки зажигающегося газа).
После спектакля поздравлял Булеза, который был в прекрасном настроении.
"Зигфрид". Не могу сказать, что светлый герой меня убедил (Колло). Я бы предпочел Р. Hofmann-a. Zednik - Миме был гораздо убедительнее [его].
Непонятна идея Шероу, что и здесь (как и в Валькирии) Вотан помогает Зигфриду (ковка меча).
Это меняет весь смысл произведения. Декорации довольно унылые... Ну, да музыкально на высоте.
"Гибель богов". Тоже хуже. ... И как это безобразие может нравиться Булезу?! Полный режиссерский произвол (раньше Эрда в мешке, теперь Норны... Черт знает что!) Хаген почему-то представитель рабочего класса в комбинезоне, а Зигфрид и Гунтор в смокингах (на охоте!!) Последняя фраза Хагена ("Zuruck vom Ring") не поется. "Мудрое" изречение Шероу: "Зло остается на земле" - как оригинально.
10/VIII
Festspielhaus
Вагнер
"Парсифаль"
Bernd Weikl
Karl Ridderbusch
Theo Adam
Franz Mazura
Eva Randova
дирижер: Хорст Штейн
(постановка Wolfgang Wagner)
Первый раз в театре... Музыка в исполнении Хорст Штейна исполнена честно, в вагнеровской традиции, но без озарений.
Постановка также ... Художник меня не устроил (фиолетовые [костюмы?] на фоне зелени - просто плохо. Но в целом большое впечатление. Петер Гофманн очень подходит, он и внешне хорош, молод, и лицо "средневековое". Тео Адам - Гурнеманц убеждает. Эва Рандова также (она достаточно опасна). Хоры производят великолепное впечатление.
190

Спектакль хорош ([но?] не более). Я ожидаю от "Парсифаля" большего.
11/VIII
Festspielhaus
Вагнер
"Тристан и Изольда"
Spas Wenkoff
Kurt Moll
Katarina Ligendza
Donald Mc Intyre
Yvonne Minton
дирижер: Карлос Клейбер
(постановка August Evrerding)
Думаю, что (к сожалению) я больше такого "Тристана" не услышу в моей жизни.
Это был настоящий "Тристан".
Карлос Клейбер довел музыку до кипения, и так продолжалось в течение всего вечера (что и вызвало потом бесконечные овации).
Это несомненно самый талантливый дирижер нашего времени... Все певцы были также на вагнеровской высоте и привели в восхищение. "Eine Sternstunde" <звездный час> в полном смысле этого слова.


Постановка и декорации были для меня несколько скупыми и уравновешенными, но это не помешало впечатлению
После конца Костя Метаксас уговорил меня высказать свое мнение дирижеру (он сказал, что он расстроен и недоволен собой).
Я всё сказал, и вдруг он, как ребенок, почти подпрыгнул от радости: "Also wirklich gut?" <Дествительно хорошо?> Такой титан - и не уверен в себе.
Флоренция
5/XII
Teatro comunale
Шостакович
Симфония № 5
дирижер: Риккардо Мути
В Пятой Шостаковича Мути опять показал себя с самой выгодной стороны. Симфония прозвучала так, как была написана, и имела большой успех.
Наблюдается некоторая конкуренция междy двумя итальянскими шефами. Кто лучше, Мути или Аббадо?!
И мне кажется, что самим они втянулись в это соревнование.
Такие ситуации мне несимпатичны, и думаю, что они далеки от искусства с большой буквы, но, возможно, они способствуют музыкально-исполнительскому прогрессу (если это понятие еще не утратило своего смысла).
И зачем эти сравнения?..
Краков
13/XII
Театр имени Словацкого
К. Шимановский
"Король Рогер"
дирижер: Сатановский
Полная неожиданность!
Я представлял себе, что эта опера бешено трудна для исполнения и восприятия, но это было действительно так талантливо и хорошо, что мы (Люся [Конст.], Карел и я) получили истинное удовольствие, без всяких "но", и не устали вовсе.
Браво поляки! Браво Сатановский!
Брависсимо!
191
Варшава
17/XII
Народная опера
Монюшко
"Галька"
Галька - Ганна Лисовска
дирижер: Антоны Вихерск
В юности играл клавир. Один раз слушал в Большом (пела Кругликова). Сочинению симпатизирую; старомодность его меня не смущает.
Варшавский спектакль - традиционный, обыкновенный, не слишком талантливый. Изменение конца - верх тенденциозного безобразия и глупости. Исполнительница Гальки (польская "звезда") недостаточно трагична - она миловидна и ... почему такие короткие рукава? Чтобы смотреть на красивые руки?..
Брест
19/XII
Телевизионная передача
(Москва, Большой зал консерватории)

<<

стр. 3
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>