<<

стр. 4
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Бетховен
Соната f moll op. 2 № 1
С. Р.
Я являюсь ярым противником телепередач (если это не кинофильмы), и потому слышанная (и, к сожалению, виденная) мною первая соната Бетховена прошла абсолютно никак. Слушать мешало изображение, а смотреть - просто было ненужно и неинтересно. Естественно делать одно дело и хорошо делать до конца.
22/XII
запись
Дворжак
Концерт g moll
(концерт, Albert Hall 1961 г.)
С. Р.
дирижер: К. Кондрашин
Началось во здравие, а кончилось "в заупокой", и оркестр также к концу стал играть хуже и не вместе. Английские критики раскритиковали впоследствии "плохую" музыку Дворжака.
Интересно, как бы реагировали парижане...
24/ХII Канун Рождества (при зажженной елке)
запись
Шуберт Экспромт As dur op. 142 № 2
С. Р.
Это, кажется, единственная моя запись, в которой ничего не портит мне настроения и я со всем согласен.
Мне кажется, что этот экспромт надо так играть.
1977
1977 1/I В новогоднюю ночь
После пластинки "Отрывки из "Генриха IV" Шекспира" (читает Б. Пастернак)
запись
Бетховен
Симфония С dur № 1 op. 21
дирижер: В. Фуртвенглер
Симфония № 1 Бетховена, думаю, самая лучшая кандидатура для исполнения первым номером в новом году.
Это настоящий подарок.
Интересно проверить на весах восприятие каждого слушателя после прослушивания и подвести итог. Но это уже дело физики и медицины.
2/I
запись
Все эти технические недочеты и недостатки (шумы, треск и т. д.) нисколько мне не меша-
192
Лист
1) Венгерская фантазия
(концерт в Будапеште)
дирижер: Я. Ференчик
2) "Funerailles"
(концерт в Будапеште)
3) Соната h moll
(Карнеги-холл, Нью-Йорк 1965)
С. Р.
ют, если я чувствую, что музыка исполнена хорошо и мне передается ее настроение.
Вот так и с этой моей записью. Несмотря ни на что, она действительно получилась, и я (извините) почти горжусь ею и каждый раз слушаю с удовольствием (слушать конечно надо не очень часто, это пагубно влияет на пластинку... ведь у нее тоже свои настроения).
4/I Для друзей
запись
Лист
"Funerailles"
Соната h moll
Венгерская фантазия
С. Р.
И все-таки в течение короткого времени я не утерпел и еще два раза опять слушал листовскую пластинку.
5/I В присутствии П. Ковалика, Д. Дорлиак, Н. Даутова, E. Леонской и И. Воеводской
запись
Лист
1) Венгерская фантазия
2) "Funerailles"
С. Р.
Надо же было и кому-то ее продемонстрировать и послушать, что они скажут. Это конечно пустое занятие, но в природе человека и его честолюбия. Правда, похвалы у меня почти всегда вызывают отрицательную реакцию и я начинаю искать, что было плохо.
7/I
запись
Франк
1) "Джинны"
С. Р.
К. Кондрашин
2) Прелюдия, хорал и фуга
С. Р.
Пфицнер
"Палестрина" (I действие)
Гедда
Фишер-Дискау
дирижер: Р. Кубелик
1) Это довольно удачная запись, и я ее люблю, как вообще всю музыку Франка.
2) "Прелюдию, хорал и фугу" впервые слышал страшно давно в Одессе, в зале Биржи играл Эгон Петри. Я абсолютно влюбился в это сочинение и решил (не имея тогда еще никаких перспектив на карьеру солиста), что обязательно буду его играть.
Первое действие "Палестрины" самое сильное в этой музыкальной драме.
Я понимаю, что Р. Штраус не слишком долюбливал такого серьезного конкурента.
9/I Именины
запись
Моцарт
Концерт d moll № 20
С. Р.
дирижер: Карл Элиасберг
Бетховен
Соната F dur op. 24 для скрипки и фортепьяно
Олег Каган и С. Р.
Не знаю, почему в этот день я завел d-moll-ный концерт Моцарта со мною ненави<димым> Элиасбергом (он был всегда невыносим на репетициях). Запись корректная, но не впечатляющая.
Скрипичная соната Бетховена с Олегом была нами впервые прослушана и вызвала у обоих свои сомнения и всякие "за" и "против". Эта соната действительно очень трудная.
193
9/X
Большой зал консерватории
Франк
Симфония d moll
дирижер: Кирилл Кондрашин
Кирилл чувствует и любит эту музыку, и он передал в своем исполнении всю ее странную прелесть.
Как-то хочется слушать музыку Франка наедине с самим собою.
Концертные залы, публика, лампы и всякая суета мешают ей.
11/I Памяти Елены Ахвледиани
После "На холмах Грузии" Римского-Корсакова исп. Галина Писаренко (С. Р.) и словесных выступлений К. [Аджемова??]) и И. Чижовой
запись
Франк
Симфоническая поэма "Джинны"
С. Р.
дирижер: Кирилл Кондрашин
Прекрасно и проникновенно исполнила Галя чудный романс Римского, который я очень люблю.
"Джинны" совсем особенное, странное сочинение. Помню, когда мы его записывали с Кондрашиным, я сказал ему, что всё очень хорошо, но мне не страшно, когда наступает грозное tutti.
Это на него подействовало, и он постарался (что не было абсолютно в его характере) и добился того, чего мне хотелось.
13/I Под старый новый год
запись
Бах
"Рождественская оратория"
(фрагменты)
Arleen Auger
Annelies Burmeis[t]er
Peter Schreier
Theo Adam
дирижер: Martin Flaming
14/I Ночью, после встречи 1977 года (по старому)
запись
Лист
"Венгерская фантазия"
С. Р.
Я. Ференчик
Рождественская оратория под управлением Мартина Flaming, или в силу привычки к Курту Томасу или по другими причинам, не произвела на этот раз того впечатления, какое должна была произвести.
Конечно и потому, что это были фрагменты. После же встречи мы еще раз прослушали многоигранную запись "Венгерской фантазии" Листа с Ференчиком и мною. Пластинка, которая каждый раз приводит меня в хорошее настроение, так как она полна жизни и пронизана настоящим движением. Сочинение же это восхитительное!
С новым годом, дорогие гости!
15/I
запись
Берг
Камерный концерт
дирижер: Либор Пешек
скрипка: Иван Штраус
фортепьяно: Зденек Кожина
оркестр "Камерная гармония"
Прага
Еще один камерный концерт Берга в довольно приличном исполнении. Эту запись вероятно мало кто слушает, несмотря на ее сравнительную качественность и честность (профессиональную). Нашу запись с Олегом и Николаевским просто изъяли из продажи (несмотря на 5 звездочек). Вероятно ее никто не покупал.
20/II
запись
Сочинения такого громадного масштаба не могут обойтись (в записи) без обязательных
194
Шуман
Симфонические этюды
С. Р.
(фестиваль Дубровника)
досадных недочетов, которые затем остаются как позорные пятна на совести... А возможно, что сам концерт прошел блестяще и с настроением.
27/I Именины Ниночки
запись
"Marlene in London"
(М. Дитрих)
Всегда создает настроение, всегда в хорошем вкусе и верх обаяния. В своем жанре - она вершина.
28/I
запись
Пфицнер
"Палестрина" (II и III действия)
дирижер: Р. Кубелик
Печально, что в исполнении Кубелика опера недостаточно впечатляет. Он берет слишком быстрые темпы (вероятно боится, что будет скучно) и, по-моему, не так уж любит это сочинение...
4/II
Литературный вечер памяти
М. Лебедевой
E. Булгаковой
Л. Снежницкого
Чехов, Заболоцкий, Булгаков, Блок
исполнители:
Тамара Дударева
Наталия Журавлева
Дмитрий Дорлиак
Дмитрий Журавлев
запись
Глинка
1. "Ах, когда б я прежде знала..."
2. "Как сладко с тобою мне быть"
3. "Попутная песня"
4. "Адель"
5. "Я помню чудное мгновенье"
Нина Дорлиак и С. Р.
запись
Шуман
Увертюра "Фауст"
дирижер: Отто Клемперер
Записи Глинки в исполнении Н. Дорлиак очень привлекательны. Думаю, она одна только и могла их так подлинно и в стиле исполнять.
Увертюра "Фауст" Шумана исполнена Клемперером в замедленном темпе и тяжело (я ее мыслил иначе), но может быть это и есть верное прочтение этой музыки.
Литературная часть вечера была богата и интересна.
Этим вечером мы почтили память наших больших друзей, с которыми были связаны большую часть жизни.
Париж
4/III В гостях у Артура Рубинштейна
записи
Шопен
Фантазия на две польские темы для фортепьяно с оркестром
Артур Рубинштейн
Моцарт
Трио Es dur К 498 (Н. М. V. ASD 605)
Артур Рубинштейн показал записи, предпочитаемые и любимые им.
Это было очень интересно и симпатично. Впрочем, с ним всегда было очень хорошо. Это был человек позитивный, счастливый, простой, полный юмора и обаяния.
Помню его рассказы в лицах, можно было умереть от смеха, так талантливо он это делал.
195
Cecile Aronovitz - альт
Cervaise de Peyer - кларнет
Lamar Civorsan - фортепьяно
(Melos ensemble)
Бизе
Из первого действия оперы "Кармен"
Кармен: Габриэла Безанцони
дирижер: Campanini
Доницетти
Ария Неморино из оперы "Любовный напиток"
Энрико Карузо
Шопен
Мазурки (разные)
Артур Рубинштейн
Его супруга Nela создала свой особенный стиль дома, простой и элегантный. Это, думаю, типично польская черта. Наши совместные разговоры были живые и остроумные. Я очень хорошо себя у них чувствовал.
Что касается этой программы, так это действительно были уникальные диски. Особенно Артур, помню, хвалил Габриэлу Безанцони (он говорил, что лучшей Кармен он в жизни не слышал, да к тому же она еще, кажется, была красавицей).
Мазурки в его исполнении, сыгранные в старой доброй концертной традиции - позитивно и без тени болезненности ... - также в этот вечер убедили меня.
В то время он почти ничего не видел, но абсолютно этим не тяготился, а наоборот это была даже тема некоторых его острот.
3/III
Студия зала Ваграм
прослушивание записи
Бетховен
Соната f moll ор. 2 № 1
Соната D dur ор. 10 № 3
С. Р.
Дворжак
Концерт g moll
С. Р.
дирижер: Карлос Клейбер
Соната f moll, думаю, удача.
Соната D dur - не абсолютная удача.
Концерт Дворжака не получился так, как я бы хотел, - и Клейбер и я были несколько скованы и старательны, поэтому свежесть этого сочинения не чувствуется. Мне очень жаль, так как люблю это (сверхтрудное для фортепьяно) произведение, но ничего не поделаешь. Пластинку выпускают.
3/III
Restaurant "L'Insulaire" (латинский квартал)
по репродуктору
Чайковский
"Славянский марш"
(из кантаты "...?" b moll)
Эту кантату переименовали у нас, и называлась она "Москва" (там прекрасная ария воина). А раньше она предназначалась на чье-то коронование. Славянский марш - ужасно плохая музыка.
8/III
Опера
Дворец Гарнье
Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда"
Фредерика фон Стаде - Мелизанда
Ричард Стилвел - Пеллеас
Габриель Бакке - Голо
дирижер: Лорин Маазель
Мелизанда - Фредерика фон Стаде.
Она, и только она! Вот вам пример правильного понимания Дебюсси и Метерлинка.
Вот он, настоящий образ Мелизанды.
Всё остальное абсолютно померкло: артисты, дирижер, постановка - всё оказалось фальшивым. Пеллеас - баритон? Голо - как теперь считается главная трагическая личность в опере (какая чушь), и даже Маазель, корректно но без любви продирижировавший оперу. Режиссер Лавелли - абсолютно излишнее звено спектакля.
196
Москва
апрель
репетиция
Хиндемит
Трио № 2
скрипка - Илья Груберт альт - Юрий Башмет виолончель - Алексей Селезнев
Это на редкость сложное сочинение. Его невозможно с первого раза понять. Оно безусловно триумф профессионализма, но требуется масса времени (можно уничтожить пять мешков соли), пока его действительно поймешь.
В этот раз оно осталось мною непонятым. Надо конечно учесть, что это была только репетиция, и я не уверен, что музыканты находились в состоянии музыкальной ясности. Да, господин Хиндемит задает иногда задачки! От таких задачек ум за разум зайдет... Но я абсолютно уверен в его творческой честности и нахожусь среди его самых искренних почитателей.
апрель
приватная магнитофонная лента
Теофил Рихтер
Квартет F dur
Олег Каган
Александр Грицевич
Юрий Юров
Наталья Гутман
Попытка исполнить и записать папин F-dur-ный квартет молодыми музыкантами, во главе с Олегом и Наташей, оказалась неудачной.
Они взяли совсем другой характер: вагнеровско-штраусовский вместо брамсо-григовского. Поэтому это получилось абсолютно неубедительно.
Надо было, чтобы я их сначала прослушал и направил на правильный путь.
2/V (Ниаз Даутов у нас)
запись
Шуман
Песни на слова Эйхендорфа ор. 39
Петер Шрейер
Норман [Шетлер]
Шопен
Первые 10 мазурок
Артур Рубинштейн
Г. Вольф
Восемь песен на слова Мэрике
(1. Der Gewesene, 2, 3 4 5 6 7 8. Verbergenheit, Abschied) Д. Фишер-Дискау С. P.
Музыкальное угощение для Ниаза.
Шрейер в Шумане не оставляет желать лучшего (хотя лучше всегда возможно!).
Рубинштейн. В виде интермеццо между певцами.
Гуго Вольф.
Наша довольно удачная запись с концерта в Инсбруке (когда кто-то из публики случайно уронил палку, но это конечно вырезали).
Думается, что в этот раз это было действительно в духе Вольфа; мы достаточно работали и проникнуты доверием и дружбой друг к другу.
6/V
запись
Бах
Концерт D dur № 3
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Специально прослушал эту прекрасную запись Кочиша, чтобы послушать концерт, который также собираюсь играть.
Слышал его раньше на скрипке (тоном выше; с моим теперешним слухом он и в фортепианной версии будет звучать в E dur-e...)
Концерт светлый, добрый, подымающий
197

настроение, и думаю, что его очень приятно играть.
7/V утро
запись
Бах
Концерт A dur № 4
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Утро в A dur-e.
Когда слушаю Золтана Кочиша, всегда остаюсь удовлетворенным и ничего не хочется высказывать. Он принимаем как факт.
8/V утро
запись
Бах
Концерт f moll № 5
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Не очень "добрый" концерт. Он хоть и маленький, но слегка "кусается". Я его играл впервые на первых "Fetes" в Турэни ужасно. Потом сыграл на бис - прилично.
9/V утро
запись
Бах
Концерт g moll № 7
Золтан Кочиш
дирижер: Альберт Симон
Очень на слуху этот концерт на скрипке, но как хорошо, что его можно играть и на рояле. Он у меня поставлен в мой план.
9/V (День победы) Памяти Бенджамина Бриттена
запись
Бриттен
"Curlew river" ("Река караваек")
Безумная - Питер Пирс
Впервые слушал этот шедевр Бриттена на втором его представлении в Орфорде (Суффолк) и навсегда в него влюбился. Потом уже я побывал в театре. Но в Токио я понял, откуда у композитора вся инспирация к этой мистерии.
Дойдет ли со временем это сочинение до широкой публики?
Хотелось бы...
12/V
запись
Бетховен
Соната A dur op. 101
С. Р. (Нью-Йорк)
Мендельсон
Серьезные вариации ор. 54
С. Р. (Бруклин)
12/V (вечером)
запись
Лист
Соната h moll
С. Р. (Альдебург)
присутствующие:
Странное явление - эти впечатления после прослушивания собственных записей. Первый раз они кажутся неудачными и окончательно портят мне настроение. Потом вдруг (через три года) - о, это совсем не так плохо. Так было (и вероятно будет) всегда с механическими записями. У них тоже каждый раз меняется настроение, и они разно действуют (может быть, иногда они больны, теперь ведь и предметы заболевают).
В этот раз я был недоволен этими тремя сочинениями, и я наверное прав. Слушатели же (всегда) утверждают обратное.
Ну и пойди разберись... где правда.
198
И. В. Воеводская
Д. М. Краснопевцев
13/V 6 часов
Теофил Рихтер
пять песен:
1. "Der Schmied"
2. "Die Beiden"
3. "Um Mitternacht"
4. "Von ungefahr"
5. "Am sussen lila Kleefeld vorbei..."
Алла Аблабердыева
С. Р.
присутствующие:
Дмитрий Краснопевцев
Лев Наумов
Ирина Наумова
Ирина Воеводская
Жак Лейзер
Нина Дорлиак
Алла Аблабердыева
С. Р.
Алла Аблабердыева - ученица Нины - выучила папины романсы и мило спела их.
Всем они искренне понравились, так как в них и чистота, чувство (в рамках венской старой школы: папа учился у Фукса и Фишхофа) формы и безусловно настоящее дарование. Также свежесть и самобытность.
Спасибо!
18/VI
Hohenems
Hof des Palastes
Шуберт
1. "Zur guten Nacht" (Rochlitz) D 903
(для баритона и мужского хора)
Hermann Prey
2. "Der Gondelfahrer (Mayhofer) D.
809 (fur Mannerchor und Klavier)
Хоэнэмс - место фестиваля, на котором исполняются исключительно только сочинения Шуберта.
Это прекрасный дворец, и двор его служит концертным залом (в случае дождя появляется прозрачный потолок и публика остается на местах). Есть еще и небольшой очень красивый рыцарский зал, где также происходят концерты.
Все способствует здесь особому настроению, подходящему к Шуберту.
19/VI
Pfarrkirche St Karl Borromans
Шуберт
Симфония № 7 (неоконченная) h moll
Симфония № 8 С dur
дирижер: Karl Bohm
Бём. Два самых выдающихся сочинения Шуберта - они пользуются всеобщей любовью. Это был полноценный музыкальный вечер - слушатель получил духовный музыкальный дар и чувствовал себя счастливым. И опять-таки это был ритуал в честь Франца Шуберта.
22/VI
Hof des Palastes
Шуберт
Квартет Es dur D 87
Quartettsatz с moll D 703
Квинтет С dur D 956
Квартетные вечера для меня всегда несколько трудны, и может быть "Amadeus Quartett" меня не до конца устраивает. Однако концерт безусловно был удачным, и я "все-таки" получил удовольствие, а публика ликовала.
199
Amadeus Quartett und William Pleeth
(две виолончели)
Typ
24/VI
Амбар Мэле
Шуберт
Квартет № 14 d moll D 810
("Девушка и смерть")
Квинтет С dur ор. 163 D 956
Melosquartett u Klaus Storek (виолончель)
Квартет d moll Шуберта считается одним из его лучших сочинений и в особенности из-за второй части. Я согласен с этим.
Квинтет С dur ор. 163 мне конечно симпатичнее - я ведь всегда больше тяготею к мажору (хотя сочинения в мажоре почти всегда гораздо труднее).
25/VI
Амбар Мэле
Шуберт
Соната a moll ор. 143 D 784
Фантазия (Wandere) С dur ор. 15
Соната A dur opus posth. D 959
Маурицио Поллини
Начало а moll-ной сонаты мне показалось очень удачным и проникновенным, и я приготовился получить музыкальное удовольствие, но со второй части всё стало как-то одинаково; то же скажу о фантазии и сонате A dur. Поллини играет Шуберта, как будто это написал Прокофьев или другой композитор двадцатого века.
26/VI
Амбар Мэле
Шуберт
"Die schone Mullerin" D 795
Peter Schreier
Yrwin Gage
Прекрасно пел в этот вечер Шрейер, и я был вполне удовлетворен его шубертовским стилем и чувством. Но "Der M-ller und der Bach" и последняя колыбельная ручья меня не убедили. В репликах ручья было слишком много человечного, а ведь должно быть странно и пронизано мертвенным холодом - ирреально.
Николетт ле Шевалье объявила во всеуслышание: "Это не Шуберт. Вот Поллини это настоящий Шуберт"! Глупая французская манера быть оригинальной.
3/VII
Амбар Мэле
Шуберт
"Wohin", "Erlafsee", "Meerestille", "Auf dem Wasser zu singen", "Am Strome", "Des Baches Wiegendlied", "Am See" u m. д.
Elizabeth Soderstrom
Paul Hamburger
"Приветствую вас в амбаре" была фраза, сказанная певицей (впервые выступавшей в Турэни) входящей публике. Почему-то для шубертовской программы она одела платье с громадной <аппликацией> бабочки на спине. И пела она плохо, недоработано - прямо сказать, это был провал (говорят, она потом плакала).
Что касается пианиста, то лучше бы он продавал сосиски в ночных [??Stuben]. И также hamburger-ы. Мы ушли со второго отделения с недоуменной т. Мэри ("Объясни мне, Светик, почему это плохо?") и Ниной.
200
Мюнхен
23/VII
Cuvillies Theater
Моцарт
"Титус" (La clemanza di Tito")
Бригитта Фассбендер
Вернер Хольвег
Эдда Мозер
Лилиан Сукис
дирижер: Reynald Giavaninetti
Впервые слушал эту оперу. Очень стильный хороший спектакль. В особенности Фассбендер, также Сукис; Эдда Мозер несколько манерна и не вызвала симпатии.
Постановка подобающая, а потом красота самого зала Cuvillies Theater поражает.
27/VII
Nationaltheater
Рихард Штраус
"Арабелла"
Юлия Варади
Дитер Фишер-Дискау
Лючия Попп и др.
дирижер: Wolfgang Sawalisch
Исполнение, постановка, певцы, всё соответствовало громадному успеху этой очень излюбленной оперы Рихарда Штрауса. Юлия Варади заметно выросла и стала большой певицей. Фишер-Дискау создал блестящий образ. Лучшего желать не надо. Но...
Как же мне не понравилась сама опера, и сюжетом (с этим глупым стаканом воды в конце), болтливою неоригинальною музыкой... А это вот и нравится обывателям.
29/VII
Студия
прослушивание тонфильма (Eurodisc)
Шопен
Четыре скерцо
С. Р.
Мою запись четырех скерцо Шопена единодушно приняли.
Записывал я их в совсем незнакомом мне районе Мюнхена и в перерывах гулял, изучая местность. Мой тонмейстер был Herr Stracke (эдакий бонвиван), с которым было приятно. И запись оказалась приличной.
P. S. Как на чей вкус.
30/VII
Altes Residenztheater (Cuvillies Theater)
Моцарт
"Идоменей"
Оливия Станн
Лилиан Сукис
Герман Винклер
дирижер: Вольфганг Савалиш
Очень сильное музыкальное впечатление (это не то, что было в Зальцбурге). Чувствовалась продуманность всех музыкальных и постановочных деталей.
Савалиш показал себя с лучшей стороны. Декорация с тритонами вверху впечатляет, ну а сама опера, думаю, по смелости и силе не уступит даже "Дон-Жуану"... Она новаторская.
Мюр (Швейцария)
14-15/VII (в доме Лулу Ломбард)
по радиопередаче
Феруччио Бузони
"Die Brautwahl"
(для симфонического оркестра)
пластинка
Симфоническая поэма Бузони полна очень интересной музыки, и я честно этого не ожидал. Это всё же настоящий композитор (уровня Корнелиуса, Гумпердинка, Метнера, Пуленка - конечно не по сходству музыки), и достойный настоящего уважения.
Мой II Рахманинова прослушал с большим
201
Рахманинов
Концерт с moll № 2
С. Р. и Ст. Вислоцкий
удовольствием; думаю, что в нем многое получилось и есть настоящий масштаб. Виртуозно он меня тоже устроил (вот что значит давно не слушать свою старую запись).
Люцерн
9/VII Отель Континенталь
запись
Григ
Концерт a moll
(запись во время концерта)
С. Р.
Паво Берглунд
Григовский концерт я очень люблю и всегда любил. Люблю его за суровость, мужественность, холодное, свежее веяние северного ветра, за птицу (большую зеленую) в начале фортепианной партии II части, поющую на высокой сосне, за полное отсутствие слащавости и за оригинальность.
Зальцбург
июль
кино
Моцарт
"Die Zauberflote" (Волшебная флейта)
Фильм Ингмара Бергмана
Фильм произвел на меня отрицательное впечатление. Во-первых, сами исполнители оставляли желать лучшего. Во-вторых, стиль постановки меня совсем не устроил - он не был слишком оригинален, но как бы старался быть таковым. Большого впечатления не вызвал - а вот что самое плохое - это была увертюра. Под эту празднично гениальную музыку мы должны были смотреть на физиономии в публике, на редкость противные и некрасивые. Зачем это было делать? Полное безобразие!!
1/VIII
Люцерн, Kunsthaus
Малер
Симфония № 6 a moll
Berliner Philharmoniker
Herbert von Karajan
Просидел всю симфонию, и ничего во мне не дрогнуло. Это было лишено абсолютно всякого чувства, об трагичности не было и речи. Холод - один холод... Оркестр играл безупречно, думаю, лучше нельзя, и всё равно - ничего не было.
Подошел a-moll-ный конец, и наконец последний аккорд ff. И тут казалось, что зал рухнет, так это было сильно и по-настоящему. Успех обеспечен (причина - последний такт).
Москва
октябрь
телевизионная передача
Шопен
Полонез-фантазия
Два вальса (F dur, Des dur)
Четыре мазурки (cis moll, С dur, F dur, a moll)
Этюд cis moll ор. 25
Скерцо E dur № 4
C. P.
Эту группу шопеновских сочинений впоследствии наименовали "Шопенианой Рихтера" - считаю это название верхом банальности, но у нас этот верх банальности в фаворе!..
Запись (в телевизор не советую глядеть) в целом приличная, особенных погрешностей нет, есть даже маленькие удачи, так что юридических прав на протесты с моей стороны не дает. Ist es aber wirklich wunderschon? Действительно ли это было хорошо?>
202
Париж
ноябрь (Памяти М. Каллас у доктора Ренэ Марто)
запись
Беллини
"Caste Diva" из оперы "Норма"
Верди
Дуэт и ария из I акта оперы "Риголетто"
У Ренэ, в его роскошной квартире с видом на Дом инвалидов, и случайно (между прочим) мы прослушали эти чудные записи.
Про Каллас все слова слабы, чтобы выразить впечатление от ее несравненного пения.
Можно сказать только одно: что это граничит с чудом и что она всегда неожиданность; я никогда например не ожидал от нее такой Джильды. Говорят, что это была ее лучшая партия. Теперь мы можем слушать, благодаря технике, развалясь в кресле и попивая виски, эту неповторимую диву. Не странно ли это?
ноябрь (у Ренэ Марто)
запись
Дворжак
Концерт g moll (для фортепьяно)
С. Р. и Карлос Kлейбер
Ну и еще раз полуразочарование.
Нет, это не так, как должно было бы быть! И Карлос что-то там намудрил, и я зажался. Потому и нету этой дворжаковской простоты и прелести.
Помню, как долго я учил этот концерт (почти три года), а например Второй Бартока выучил за два месяца и без особенного труда. Это было на Оке в деревянном крошечном домике на самом берегу. Вокруг один из самых прекрасных русских пейзажей, когда-либо виденных мною.
Страсбург
16/XII (во время вручения докторских степеней)
Университет
Jacques Martin Hotetterre (1680-1761)
Сюита f moll
Pierre Philidor (1681-1731)
Сюита g moll
Гендель
Соната d moll
Jean-Francois Alizon (флейта)
John Whitelaw (clavecin)
Pere Ros (viole de gambe)
Пришлось подвергнуться переодеванию, пройти сколько шагов сначала в одну сторону, потом в другую и прослушать речи на незнакомых языках. А музыку было в этой обстановке трудно слушать - она не задержалась у меня в голове, несмотря на то, что как будто была хорошо исполнена.
Потом всякие поздравления, надо было улыбаться, и чувствуешь себя в весьма глупом положении.
Как приятно было потом выйти на светлые страсбургские бульвары.
Москва
декабрь (Рождество, визит Франсиса Ван де Вельде)
запись
Дворжак
Концерт g moll
(для фортепьяно и оркестра)
С. Р. и Карлос Клейбер
(Затем показ слайдов: Москва, Kусково, Тур-[??] и Венеция)
Вечер для развлечения гостя.
Опять дворжаковский концерт с Клейбером (не самое большое удовольствие - для меня во всяком случае). И как жалко, столько хорошей музыки и столько удавшихся деталей, а в целом не то. Почему такая несправедливость - из-за каких причин (настроение, неподготовленность или еще что-нибудь)? Вот они, загадки артистических удач и неудач. Здесь предугадать ничего невозможно. Мы во власти... "фатума", притаившегося за нотами и пультами музыкантов.
203
1978 январь
телевизионная передача из театра "La Scala" Милан
Верди
"Дон Карлос"
Король Филипп - Нестеренко
Королева Елизавета - Маргарет
Прейс
Дон Карлос - Плачидо Доминго
Эболи - E. Образцова
Маркиз Поза - ...
дирижер: Клаудио Аббадо
Это было очень хорошее исполнение.
Во-первых: Аббадо - уверенно, честно и масштабно. Нестеренко - очень интеллигентно. Прейс - очень понравилась (внешность, к сожалению, не очень подходит). Образцова - как всегда вульгарна, но в общем всегда шикарна. Постановка - это уже совсем современно - всё надо испортить и всё время надо мешать музыке. На заднем плане что-то проносят (например гроб - почему-то!..), и слушателю трудно сосредоточиться. Когда наконец это безобразие закончится?!?
31/I К 118-летию со дня рождения
Чехова
Чтение:
Горький: "О Чехове" (Д. Журавлев)
Рассказ "На подводе" (Тамара Дударева)
запись
Рахманинов
Прелюдия f is moll ор. 23 № 1
С. Р.
Чтение:
Рассказ "Свирель" (Д. Журавлев)
Рассказ "На святках" (Д. Журавлев)
запись
Болгарские и русские церковные песнопения
Чесноков: "Жертва вечерняя"
Зиновиев: "Тебе поем"
Кочетов: "Блажен муж"
Д. Христов: "Хвалите имя господне"
[Динев]: "Разбойника благоразумного"
Борис Христов и хор
У нас установилась традиция устраивать знаменательные даты чтения и прослушивания музыки. Особенно мы чтили Пушкина, Чехова, Пастернака, Блока, так как их читали Дмитрий Журавлев, его дочь Наташа, Тамара Данииловна Дударева.
Это были особенные и запоминающиеся вечера, это было хорошее время, когда можно было окунуться в искусство.
Прелюдия fis moll Сергея Васильевича грустное, очень поэтичное сочинение (может, она даже самая лучшая, по мнению Г. Нейгауза). В ней чувствуется свежесть русского вечера, может быть около пруда, от которого подымается туман. Она в левитанском ключе.
Борис Христов с хором в русских церковных песнопениях доставил нам большое удовольствие своим религиозным проникновением.
1978
4/II Музыкальный вечер
запись
Шуман
Симфония № 3 Es dur ор. 97 ("Рейнская")
I раз: дирижер - Elianu Ynbal
II раз: дирижер - Otto Klemperer
(оркестр New Philarmonia)
Присутствующие:
E. Лелина
Дмитрий Краснопевцев
Л. Краснопевцева
E. Леонская
А. Чекметова (она же А. Аблабердыева)
Н. Дорлиак
С. Р.
Симфонию я эту плохо знаю, хотя раза три слышал в концерте. Среднюю часть помню как исполнял Шарль Мюнш на bis - это было замечательно, оркестр у него играл это как камерное сочинение.
Шумана симфонического, думаю, следует играть выверенно и ясно, как струнные квартеты, тогда он очень выиграет. Конечно, это требует двойной, если не тройной работы. Очень интересно было прослушать "Рейнскую" в исполнениях двух совершенно разных дирижеров. Каждый был убедителен в своем роде.
Запомнилось красивое лицо Димы Краснопевцева, выражающее внимание и старание постигнуть музыку...
204
22/XII (утром)
запись
Гайдн
Симфония f moll ("La Passione") № 49
дирижер: Карло Цекки
Может, это и не из самых гениальных сочинений Гайдна, но определенно из сочинений, которые надо слушать.
Вот где хлеб насущный для нашего слуха и нашей музыкальности. Слушать, и не раз; привыкать любить и ценить, и тогда ведь не будет скучно (чего многие боятся), а будет спокойно на душе. (Мой скромный совет.)
22/XII (вечер)
музыкальный жребий перед "игрой"
запись
Дебюсси
Прелюдии (первый том)
Бенедетти Микеланджели
Слушали:
Н. Дорлиак
Нетта Гаврилова
Нина Гаврилова
Игорь Гаврилов
Андрей Гаврилов
Т. Коваленко
Г. Писаренко
И. Воеводская
А. Мищевский
С. Р.
И вот опять это полное совершенство, только без атмосферы и (по-моему) без абсолютно необходимого в этих прелюдиях шарма. Однако завидно точное исполнение текста. Он настоящий перфекционист. Думаю, что эта его одержимость и также максимальная требовательность в отношении инструмента всё же мешает настоящему полету фантазии и настоящей влюбленности в сочинения, которые он так совершенно исполняет. Нет "вдохновения" - может это понятие вообще ушло из нашей современности. А жаль. Но... победителя не судят.
23/XI1
Вечер, посвященный памяти Сергея Сергеевича Прокофьева (25 лет со дня смерти)
запись
Гайдн
Симфония f moll ("La Passione") № 49
дирижер: Карло Цекки
Прокофьев
Десять пьес из балета "Ромео и Джульетта" исполнитель: Андрей Гаврилов
запись
Прокофьев
Первая соната для скрипки и фортепьяно f moll
Давид Ойстрах и С. Р.
Слушали:
Нетта Гаврилова
Хидека
Сильвия Нейгауз
Ирина Воеводская
Евгения Лелина
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак
Я знаю, что Прокофьев чрезвычайно ценил Гайдна - это был, можно сказать, его любимый композитор. Могу сказать про себя то же самое (конечно не самый любимый, но один из самых любимых).
Вот мы и слушали сегодня эту минорно-серьезную симфонию.
Андрей играл пьесы из "Ромео" - как всегда блестяще в смысле виртуозности и достаточно самоуверенно.
Затем была пластинка первой скрипичной сонаты (Давид Ойстрах и я). Я слышал эту сонату, когда Ойстрах и Оборин ее впервые преподнесли публике (Малый зал консерватории), и она на меня произвела громадное впечатление, стала одним из самых любимых сочинений Прокофьева, и наряду со вторым фортепьянным концертом она трагическая соната. Первая часть ее исконно русская и в конце почти похоронная. Вторая чрезмерно смелая с восхитительно торжествующей оригинальнейшей темой. Третья - таинственный ноктюрн и последняя - которая переполнена энергией, а в конце опять
205
Валентина Журавлева
Дмитрий Журавлев
Лиля Краснопевцева
Дмитрий Краснопевцев
Нина Дорлиак
Андрей Гаврилов
С. Р.
реминисценция из первой части - завывание ветра и "dommage".
Посвящена Ойстраху к 60-летию.
24/XII Рождественский сочельник
запись
Бах
"Weinachtsoratorium" I и II часть
Agnes Giebel Marga Hoffgen
Josef Traxel, Dietrich Fischer-Dieskau
дирижер: Kurt Thomas
Слушали:
Сильвия Нейгауз И. Наумова
Д. Терехов И. Антонова
Т. Дударева E. Лелина
Д. Журавлев Н. Дорлиак
В. Журавлева С. Р.
Л. Наумов
25/XII Рождественский сочельник
запись
Бах
"Weinachtsoratorium" III, IV, V u VI часть
Agnes Giebel, Marga Hoffgen
Josef Traxel, Dietrich Fischer-Dieskau
дирижер: Kurt Thomas
Слушали:
И. Антонова Г. Писаренко
Сильвия Нейгауз А. Аблабердыева
Т. Дударева А. Ардаков
Д. Терехов E. Лелина
Д. Журавлев Н. Дорлиак
В. Журавлева С. Р.

Традиция слушать Рождественскую ораторию на Рождество установилась еще с пребывания на улице Левитана (под гудки паровозов), и все эту традицию полюбили. В энный раз мы слушали эту пластинку, и по-моему наши друзья уже выучили наизусть музыку оратории. Я, кажется, тоже. Спасибо артистам, исполнившим ее.
1979
1979 Париж
январь (у доктора Ренэ Марто)
запись
Шуберт
Избранные пьесы
Д. Фишер-Дискау и С. Р.
(запись с Турэнского фестиваля)
У доктора (которого я когда-то "окрестил" [?]), в его роскошной квартире против Дома Инвалидов. Всё к его услугам. Искусство также. Он распределяет его по своему плану, он посещает оперы, концерты... Дом его украшают современные картины (Дюбуффе, Шафран, даже Фальк). Это его право, которым он весьма гордится и перед другими подчеркивает - что мне не совсем симпатично. В этот раз к нашим услугам был предложен (с моего согласия) Шуберт. Запись качественная, но не слишком любимая мною. Почему? Не знаю.
206
Токио
февраль
Зал Энечкей
Гайдн
Симфония В dur № 102
Дворжак
Концерт для виолончели с оркестром h moll
Пьер Фурнье
Шуман
Симфония № 3 Es dur (Рейнская)
дирижер: Фердинанд Лейтнер
С большим удовольствием, заставившим меня забыть про мое утомление, прослушал концерт этого немолодого, лучшей немецкой традиции дирижера, с которым в эти же дни исполнял второй концерт Брамса в полном консонансе с ним.
Гайдн и Мендельсон [?] оставили весьма благоприятное впечатление; что же касается Фурнье (у которого после смерти Лиды новая жена японка), то это было гораздо труднее слушать; но конечно я и Нина его сердечно поздравляли.
Лондон
апрель
Ковент-Гарден
Верди
"Дон Карлос"
дирижер: Колин Дейвис
Филипп II - Борис Христов
Была забастовка сценических рабочих, и половина спектакля шла без декораций, что оказалось очень даже красиво и в хорошем вкусе.
Исполнение же было очень высоким, и в особенности Борис Христов - конечно лучший из всех Филиппов, которых мне привелось слышать. Его голос абсолютно не ослабел, а что касается сценического перевоплощения, то нельзя желать лучшего.
апрель
в машине Лилиан Хоххаузер
Скрябин
Девятая соната
С. Р.
(запись из Ольдборо)
Конечно, это было полуслышно и все скрябинские тонкости пропадали, но настроение иногда проскальзывало. Для меня любимая соната Скрябина. Единственная в своем роде.
Париж
май
Опера
Равель
"Дитя и колдовство"
Стравинский
"Царь Эдип"
дирижер: Озава
режиссер: Лавелли
Всё очень противоречиво и в конечном счете - поверхностно.
Не понравилось.
Озава обладает всем возможным, чтобы блистать, и злоупотребляет этим. Лавелли, как все современные оперные режиссеры, старается поразить своими выдумками, которые только портят впечатление от исполняемого произведения.
Москва
июнь
запись
Шуберт
Неоконченная соната С dur D-840
С. Р.
Эту сонату я впервые играл в мой первый приезд в Париж, вместе с большой сонатой В dur, и парижане с настоящим восторгом приняли это выступление. Это был концерт в Пале де Шайо.
С тех пор (пока что) парижане, по-моему, любят меня - это не то, что первое посещение Вены, Лондона или Костромы (в 1943-ем
207

году, где публика была шокирована, что пианист такой молодой, и абсолютно не приняла мой действительно очень удачный концерт из произведений Шопена).












Варшава
июнь (у Люси Константиновны Добош)
запись
Бетховен
Соната f moll ор. 2 №1
С. Р.

Люся Константиновна, милейшая дама волынского происхождения, неоднократно сопровождавшая меня в Польше и обладающая наивностью почти детской, сказывающейся в ее неожиданных признаниях ("у птиц интересные обычаи" или "Я еще сырая"), и часто смешившей нас. Она после исполнения камерного концерта Берга объявила в артистической: "А я все-таки остаюсь сторонницей Бетховена".
Она ею действительно была и, чтобы как-то "убедить" меня, поставила пластинку первой сонаты, которая в этот раз мне действительно понравилась.
Помню, что она совсем не легко далась мне и что я долго мучился на ней; она ведь довольно моцартовская.




























































Марсильи сюр Монне
30-ого июня
реситаль
Гендель
Сюита №1 A dur
Сюита № 4 e moll
Сюита № 6 fis moll
Сюита № 7 g moll
8 июня
Гендель
Сюита № 10 d moll
Сюита № 15 d moll
Сюита № 13 В dur
Сюита № 11 d moll
bis: Фугетта D dur и ария
исполнитель: Андрей Гаврилов
Сегодня (30-го июня и 8 июля) впервые на концертной эстраде я перелистываю Андрею ноты (как в моих концертах он это тоже делает). Небольшой шато совершенно очарователен (его нашел или Пьер Буаль, или Поль-Луи де Шевалье, которого в этом году мы видели уже в последний раз). Зал небольшой, но очень стильный, с камином. Концерты происходят днем. Шааф снимает фильм, который впоследствии оказался не слишком интересный (он всё время настаивал, чтобы мы переменили программы и играли бы Шуберта (?!). Конечно все турэнцы, а еще Хидека (молоденькая японка, ученица Нетты Гавриловой), одна из девочек Андрея (а их много). Концерты проходят не плохо (для первого раза). Их записывают (фирма "EMI"). Андрей вполне оправдал мои надежды - и грает строго и в стиле (в одной из сюит уж слишком скрежещет в ff), a в другой вспоминает фильм "Берри Линдон" по Теккерею - это ему помогает играть сарабанду в серьезно-грустном плане.
После концертов надо было дописывать (это значит еще раз играть всё для пластинки), и тут Андрей мне очень помог. Он принес бутылку коньяка и, сидя рядом, создавал хорошее настроение.












































































































208

Это качество у него есть (оно есть и у моего давнишнего друга Кристиана), и он несколько раз его демонстрировал, например, в качестве "мажордома" на нашем балу в ноябре 1978-го года. Талант!
Париж
июль (у Артура Рубинштейна)
запись
Шуман
1. Крейслериана
2. Фантазия С dur
исполнитель: Артур Рубинштейн
Это более чем странно! Этот визит абсолютно вылетел у меня из головы.
Я ровно ничего не помню, а уверен, что это было интересно и значительно. Плохие признаки...
июль
Студия "Shant du monde"
(Прослушивание японских записей)
Шуман
"Fantasiestucke"
("Вечер", "Порыв", "Зачем", "Ночью", "Сновидения", "Конец песни") Новелетты (№ 2 D dur, № 4 D dur, № 8 fis moll)
Шопен
13 избранных прелюдий
Баллада As dur № 3
Баллада f moll № 4
исполнитель: С. Р.
Шумановские Fantasiestucke я играю, можно сказать, почти с одесского времени и особенно влюблен в "Des Abends", который предвосхищает манеру Дебюсси. Из новелетт великолепна вторая в D dur с восхитительной серединой.
О Шопене нечего говорить, он сам уже всё сказал. Думаю, что исполнение сразу всех прелюдий (24) не следует рекомендовать, так как это слишком уж большая "роскошь" и получается, что из-за высочайшего качества количество обесценивает прекрасную музыку. Я не согласен, что это цикл. Баллады давно в моем репертуаре. Четвертой я кончал мой первый концерт в инженерном клубе в Одессе и также поступал в Московскую консерваторию. К сожалению, она раньше у меня лучше получалась (из-за молодости, что ли?).
Мюнхен
август
Bayerische Staatsoper
Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда"
Ну спасибо!!! Такого ужаса я действительно не ожидал. За такую постановку (знаменитый и талантливый Поннель) надо дать затрещину режиссеру или плюнуть ему в лицо, и это без преувеличений.
Начало: стоящий у дерева спиной к публике Пеллеас, а в спине вонзен нож и большая струя крови (я хотел тут же уйти, но сидел в середине ряда и нельзя было выйти из-за сидящей публики). (Потом меня уговорили остаться.)
Мелисанда все время в постели, бредит - бредит она на сюжет Метерлинка; часто появляются еще 4 Мелисанды, они крутятся в хороводе. Голо, конечно, главная персона трагедии!?
209

А музыка??? Ее невозможно вообще было слушать из-за того безобразия, которое творилось на сцене.
[неразборчиво]
... Так сказала Елена Сергеевна после [немой картины??] "у позорного столба" с молодой Натой Вачнадзе, на которую я ее повел в театр [повторного фильма], напротив ее окон.
Bayerische Staatsoper
Вагнер
"Die Meistersinger von Nurnberg"
D. Fischer-Dieskau
Peter Schreier
Julia Varady
u др.
дирижер: Савалиш
Не ожидал, что Савалиш сравнительно неплохо продирижирует "Мейстерзингеров". Постановка неплохая, но не очень интересная. Материал декорации - светлое новое дерево. "Kammersanger" как всегда чрезвычайный, но это не его партия; к концу не хватило сил. Юлия на высоте, хотя для [??] немножко резко звучала. Schreier - присутствовала Elizabeth Schwarzkopf и молвила: "Das ist ein gro?er Luxus - Schreier als David zu erleben" <Это огромное счастье - слышать Шрейера в роли Давида >.
август
телевизионная передача
Барток
Концерт для оркестра
дирижер: Эрих Лейнсдорф
Лейнсдорф на этот раз произвел хорошее впечатление (в противовес нашей американской встрече со вторым Брамса).
Телепередача была интересно срежиссирована (показ отдельных инструментов в зависимости от текста партитуры). Это даже не помешало музыке.
Как мне нравится это последнее сочинение Бартока; меньше нравится финал - какое-то "бегство в Америку", наподобие третьей части I концерта Рахманинова во второй редакции. Бегство без возврата.
Москва
24/IX
Институт имени Гнесиных
Шостакович
Квартет № 8 с moll op. 110 (памяти
жертв фашизма и войны)
Квартет № 1 С dur op. 49
Квартет № 15 es moll op. 144
Квартет имени Бородина
(Михаил Копельман, Андрей Абршенков, Дмитрий Шебалин, Валентин Берлинский)
Одесса. Между "волком и собакой" перед входом в Одесский оперный театр. Фонари еще не зажглись. Почти сталкиваюсь с молодым человеком маленького роста, ненароком взглянувшего на меня очень странными, почти белыми глазами, отчего мне становится жутковато, и я иду дальше по Гаванной. В то давнее время был издан клавир "Екатерины Измайловой", и спустя некоторое время я сообразил, глядя на фотографию, что встречался в сумерках с Шостаковичем.
210

Вслед за этим случилось еще много фатального, касающегося этой оперы, ее автора и косвенно меня. Я в некоторой степени оказался также причиной знаменитой статьи "Сумбур вместо музыки". Это абсолютный факт. Помню, что клавир оперы отвратительно пахнул каким-то клеем...
Вот первое мое впечатление от личной встречи с композитором, с которым потом было связано много прекрасного и сочинения которого, сначала вызывавшие у меня протест, я абсолютно оценил и думаю, что понял. Его восьмая симфония, трио и цикл "Еврейских песен" для меня самые яркие и гениальные страницы музыки нашего века.
10/X 15 лет со дня смерти Генриха Густавовича Нейгауза
запись
Лист
Реквием
Венгерский хор
дирижер: Янош Ференчик
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Мила Нейгауз
Володя (сын Милы)
Вера Прохорова
Александр Слободяник
Зоя Томашевская
Валентина Журавлева
Дмитрий Журавлев
Нина Дорлиак
С. Р.
Совершенно особенное сочинение Листа.
Здесь он главным образом использует хор a capella и вероятно по образцу музыки Раlestrina.
Очень проникновенно и религиозно, в какой-то степени оригинально. Остается надолго в памяти.
Ференчик, которого я очень любил как музыканта и как друга, серьезно и строго исполняет этот венгерский реквием. С Ференчиком связано много музыкальных впечатлений - концерт для оркестра Бартока; второй фортепьянный я впервые играл также с ним, "Фиделио", "Замок Синей Бороды", "Питер Граймс" [далее неразборчиво].
19/Х Памяти Генриха Нейгауза
запись
Брамс
"Ein deutsches Requiem" op. 45
дирижер: Вольфганг Савалиш
солисты: Франц Красе
Вильма Липп
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Мила Нейгауз
Лев Наумов
Ира Наумова
Кира Алемасова
Дмитрий Краснопевцев
Лиля Краснопевцева
Виталий Виленкин
Ирина Антонова
Праздник и урок по этому произведению (для меня по крайней мере). Я, конечно, недостаточно хорошо его знаю и поэтому хочу проникнуть и вникнуть. Ну а для других тоже полезно (возможно, что и приятно).
Сочинение это полно богатства, и чем больше его слушаешь, тем больше его понимаешь и любишь. Исполнение под палочкой Савалиша думаю, что не лучшее, но приличное, поэтому завтра предстоит другое.
Думаю, что Генрих Густавович приветствовал бы эти два вечера.
211
Владимир Леонович
Александр Слободяник
Наташа Слободяник
Элла Селькина
Евгения Лелина
Нина Дорлиак
и С. Р.
23/Х
Большой театр СССР
Чайковский
"Спящая красавица"
дирижер: А. Копылов
Аврора - E. Максимова
Дезире - В. Васильев
Музыку этого балета я очень люблю. Она подтверждает мнение и отношение Стравинского к Чайковскому.
Это, пожалуй, мой любимый балет. Конечно, искусство балета не в состоянии передать то, что есть в музыке, и я каждый раз удивляюсь несовершенству этого искусства. На сцене всегда масса раздражающих промахов (к примеру: пробуждение Авроры - это ведь шок, а видишь какой-то вялый кисель).
24/Х
запись
Равель
"Цыганка" (концертная рапсодия)
Олег Каган
дирижер: Максим Шостакович
Слушали:
Н. Дорлиак
О. Каган
С. Р.
Каждый раз прихожу в восторг от этой миниатюры. Но не успеешь "развесить уши", как она уже окончилась. Последние же такты (наконец с оркестром) доставляют прямо-таки физическое наслаждение.
27/Х Памяти Генриха Густавовича
Нейгауза
запись
Вагнер
"Тристан и Изольда" I действие
Кирстен Флагштадт
Людвиг Зюдхаус
Бланш Тебом
Дитер Фишер-Дискау
Юзеф Грейндль
дирижер: Вильгельм Фуртвенглер
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Мила Нейгауз
Володя (сын Милы)
Лев Наумов
Ира Наумова
Андрей Гаврилов
Таня Гаврилова
Нетта Гаврилова
Что же можно еще написать о "Тристане"? Просто опять перечислять неисчислимые богатства этого такого единого в своем роде сверхфеномена? Попробую: после всем знакомого гениального вступления - вдруг этот голос с мачты среди безбрежного моря. Затем все эти взрывы гнева у Изольды и трогательные уговоры Брангены - и так долго (тем лучше). Несколько неуместно бодро-веселые появления Курвенала.

212
Дима Краснопевцев
Дмитрий Журавлев
Валентина Журавлева
Евгения Лелина
Василий Стемус
Валентин Берлинский
Мила Берлинская
Нина Дорлиак
С. Р.
11/II Инге и Константин Метаксасы у нас после приезда
запись
Борис Христов и хор
Церковные славянские песнопения
(последняя: "Многие лета")
(и колокола)
Очень красиво. Очень хорошо поют. Христов на первом, подобающем ему месте - можно сказать: могучее исполнение. Слушающие были довольны - а как же иначе? И колокола!!!
Не знаю почему, но я всегда немного скучаю на такой музыке - это не "Страсти" Баха и не Глагольская месса.
25/III
Большой зал консерватории
Бах
Концерт E dur для скрипки с оркестром
Олег Каган и Камерный ансамбль Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Вот концерт, который мне страшно нравится, и я получил в этот вечер много радости и от произведения, и от исполнения. Хочу его играть в фортепианном варианте (в D dur-e), а также, как g-moll-ный фортепьянный концерт. Тогда у меня в репертуаре будет полное собрание концертов Баха.
10/IV
Большой театр
гастроли балета Бежара
Стравинский
1) "Жар-птица" (сюита)
дирижер: Вандернут
2) "Петрушка"
дирижер: Хайтинг
3) "Весна священная"
дирижер: Вандернут
(запись)
Трудно говорить о музыкальном исполнении этой прекрасной музыки, когда сценическое воплощение ее только и делало, что мешало восприятию и вызывало по меньшей мере досаду. Вероятно было "прилично". Ну а балет Бежара следует забыть навсегда. Господину Бежару медведь совершенно точно наступил на ухо.
12/IV 90 лет со дня рождения Генриха
Нейгауза
После стихотворений Пушкина (Дмитрий Журавлев)
магнитофонная лента концерта в Туре 1977
Шуберт
1. "Des Sangers Habe"
2. "Wehmut"
Работать с Дитером было нелегко. Дело в том, что его отношение к слову так требовательно, что он всегда хочет, если у него согласные "str" или "пр" и т. д., чтобы пианист немножко позже играл, всегда помня об его - конечно изумительной - дикции. Это несколько тормозит естественный ритм, идущий от самой музыки, и к этому надо скрупулезно привыкать.
213
3. "Der Strom"
4. "Auf der Donau"
5. "Der Schiffer"
6. "Totengrabers Heimweh"
Дитер Фишер-Дискау и С. Р.
Конечно, результат оказывается прекрасный, но всё это трудоёмко.
Замечательно он поет "Des Totengrabers Heimweh", это у него получается мучительно и очень масштабно.
Ленинград
19/I V
Большой зал филармонии
Мечислав Карлович
"Извечные песни" (симфонический триптих ор. 10)
1. Песнь о вековой печали
2. Песнь о любви и смерти
3. Песнь о вечности
Тадеуш Берд
Concerto lugubre для альта и оркестра
альт - Стефан Камаса
Кароль Шимановский
Сюита из балета "Харнаси" для тенора-соло, хора и оркестра
тенор - Анджей Бахледа
дирижер: Здислав Шостак
Зал филармонии сверкает. Шесть больших хрустальных люстр свешиваются с потолка. Великолепный, холодный зал. Выступают варшавские музыканты. В программе польская музыка.
Впервые слушаю сочинения Карловича, и они совсем не "доходят" до меня. Проходят мимо и уходят.
Тадеуша Берда я встречал у Ровицкого. Он очень серьезный - помню, что он положительно отозвался о Максе Регере, что мне понравилось.
Его концерт оставил впечатление - это ново и по-моему очень профессионально. Только свежести нет - умозрительно.
Во втором отделении Шимановский: балет "Харнаси", остро народный и хорошо исполненный. В середине сюрприз - голос с галереи (это Анджей Бахледа), как бы с гор клич пастуха или охотника - очень необычно. С Анджеем Бахледа я хорошо знаком по Закопанэ - он известный камерный певец, спортсмен, человек природы с интересным загорелым лицом. Мой друг Карел Ста рек останавливается у него в доме и без ума от него. Ну вот. Что же касается "Харнаси", то из сочинений Шимановского оно не самое интересное. Я предпочитаю его сочинения не на народные темы.
1/V
запись
Легар
Ария из оперетты "Дэмудита"
Елизабет Шварцкопф
Что бы эта артистка ни исполняла, это всегда на высоте во всех отношениях... и тут... какая живость и какой блеск!
Браво-брависсимо.
7/V
Музыкальный театр им. Немировича-Данченко и Станиславского
В. Губаренко
"Нежность" (письма любви)
Моноопера по Анри Барбюсу
Она - Галина Писаренко
дирижер: В. Кожухарь
Вот уж, прямо скажем, не подарок, эта сентиментально-мелодраматическая лужа слюней, в которую Галя почти влюбилась и вложила все свои чувства. Скажут, дело вкуса. Нет!! Исполняя такую, прямо скажем, гадость, артист теряет уважение к искусству и к самому себе. Выдержать это было мучительно трудно, но мы конечно досидели до занавеса.
214

Галю я не поздравляю, несмотря на шумный успех у публики, с истинно мещанско-обывательским восторгом принявшей] этот спектакль.
9/V
Большой зал консерватории
(Памяти Г. Г. Нейгауза)
Гайдн
Интродукция к оратории "Семь слов спасителя на кресте"
Бетховен
Концерт Es dur № 5 для фортепьяно
Шопен
Концерт e moll № 1 для фортепьяно
Станислав Нейгауз
дирижер: Лев Маркиз
Сын Генриха Густавовича Станислав выступил сегодня с двумя сочинениями, которые в свое время неповторимо исполнял его отец. Я слышал Пятый Бетховена и Первый Шопена в саду Эрмитажа под открытым небом; лучшего исполнения этих произведений я в жизни не слыхал. Это была действительно "eine Sternstunde" < звездный час>, которую никогда не забудешь и про которую невозможно рассказать словами.
Сегодня Станислав был в форме, и поэтому вечер оставил вполне хорошее впечатление; достойн[ый?] концерт памяти великого Нейгауза.
11/V Памяти Генриха Густавовича Нейгауза
запись
Брамс
Симфония № 2D dur op. 73
дирижер: Бруно Вальтер
Рихард Штраус
"Так сказал Заратустра" ор. 30
дирижер: Лорин Маазель
слушали:
Думаю о Генрихе Густавовиче и думаю, что он был бы доволен выбором программы в его память. Брамса он страшно любил и всегда по-дирижерски двигал своей маленькой ручкой при слушании его музыки. Он много его играл: у него впервые я слышал второй концерт. О Рихарде Штраусе он рассказывал как о своем сильнейшем впечатлении от композитора за дирижерским пультом ("Саломея", "Кавалер роз"). Это две прекрасные записи. О "Заратустре" мнения как-то расходятся. Эдакий компромисс... А выступление скрипки-соло в вальсе - это ведь сверхталантливый прыжок в [неразборчиво].
Сильвия Нейгауз
Д. Журавлев


Мила Нейгауз
В. Журавлева


Станислав Нейгауз
Л. Наумов


Татьяна Поспелова
Н. Даутов


Вера Прохорова
E. Леонская


И. Наумова
E. Лелина


И. Воеводская
Н. Дорлиак


С. Рихтер


13/V Для ансамбля солистов Московской консерватории (во время репетиции)
запись
Пуленк
"Aubade"
С. Р. и оркестр Франсуа Пайар
Интересно, что это сочинение имело у французов в пять раз больший успех, чем гениальный квинтет Шостаковича - а какое тут может быть вообще сравнение...
19/V
Большой зал консерватории
Масснэ
"Портрет Манон"
Маленькая "posthum-ная опера - прибавка к настоящей "Манон" - не особенно понравилась. Это всё как-то ни к чему и не идет в сравнение с первой замечательной, моти-
Аврора - Алла Аблабердыева
Оффенбах
"Дафнис и Хлоя"
Хлоя - Черкасова
Дафнис - Чернов
Вакханка - Епишева
исполнение студентов консерватории
дирижер: Геннадий Рождественский
вы которой цитирует композитор (они не производят впечатления, а вызывают только
досаду).
Оффенбах занятен и весел - это было гораздо лучше, но страдало от недоработки. Рождественский отличился; он только в последний день появился (решив, что у него всё пойдет как по маслу); непозволительная [не]-брежность режиссера привела к тому, что хор и оркестр часто были не вместе (какой же это плохой пример для молодежи).
Студенты-солисты показали себя с хорошей стороны. Постановка (в костюмах) была более-менее пристойна.
Раздражал Амур (или Вакх) своей обнаженностью при плохой внешности, он действовал Евдокии Федоровне на нервы.
8/VI
запись
Бах
Соната G dur (№ 7?) для скрипки и фортепьяно
Галина Баринова и С. Р.
Яначек
Концертино
Филадельфийский ансамбль
дирижер: Р. Фиркушный
Слушали с Олегом Каганом и Н. Дорлиак
Когда-то давно (можно проверить по тетрадке) я один раз играл с Бариновой в Большом зале сонаты Баха (четыре), и на "bis" была эта очень милая маленькая. Баринова заказала себе специальное концертное платье в белых розочках на черном фоне. Она весьма уверенно играла, в стиле Баха (в противовес другим скрипачам, которых она порицала, даже весьма знаменитых). Вот.
Концертино Яначека с Фиркушным я несколько раз слушал в этой записи, готовясь к своему исполнению этого произведения.
23/VI
Турэнский фестиваль
Амбар Мэле
Бах
Концерт для скрипки ми мажор
исполнитель: Олег Каган
Брандебургский концерт № 3 G dur
Брандебургский концерт № 6 В dur
Концерт для скрипки ля минор
исполнитель: Олег Каган
"Оркестр Баха" (Мюнхен)
дирижер: Карл Рихтер
Сначала мой любимый концерт E dur - элегантный, радостный и торжественный (I часть). Вторая часть одно из откровений Баха, а третья заставляет думать, что композитор не презирал шампанское.
Третий Брандебургский по-моему самый совершенный из шести.
В шестом несколько необычная инструментовка (превалирует низкий регистр).
Олег прекрасно сыграл и ля-минорный концерт. Турэнцы его любят и считают своим. Большой успех.
Карл Рихтер прекрасный музыкант, а в жизни он немного скован от неуверенности в себе. Мне так кажется.
24/VI
Турэнский фестиваль
Амбар Мэле
Праздник прекраснейших сочинений, можно сказать музыкальный "потолок".
О них нечего писать, нечего писать об их
2l6
Бах
Сюита № 4 D dur
Бряндебургский концерт № 1 F dur
Сюита № 2 h moll
Сюита № 3D dur
оркестр Баха (Мюнхен)
дирижер: Карл Рихтер
полном совершенстве и красоте, потому что это трудно выразить словами, и также потому что очень опасно впасть в анализ (а анализ здесь не к чему, он годится разве что в учебных заведениях).
Оркестр "Баха" под управлением Карла Рихтера играл хорошо... а можно играть еще лучше, и еще лучше... и еще, и еще.
Здесь границ нет.
Париж
Зал Ваграм
Прослушивание записи из театра "Athenee"
Берг
Камерный концерт
С. Р.
Олег Каган
ансамбль солистов Московской государственной консерватории
дирижер: Юрии Николаевский
После успешного концерта в театре "Athenee", на котором конечно было мало публики из-за плохо организованной рекламы Madame Poursain , но на котором присутствовала Нора Орик, горячо благодарившая меня за Берга и Хиндемита (Kammermusik № 2 , и также Madame Pompidou с Madame Helene Rochas (устроившие затем ужин в модносовременном клубе около rue Saint Denis для всех участников концерта), также Мишель Перье - артист и режиссер театра [?] в фильме "Орфей" Кокто. Запись оказалась неплохой, но всё же мы решили делать дописки и в конце концов записали еще раз всё студийно с полной дотошностью Ю. Николаевского, что дало записи большую выпуклость музыкального текста. Нас опекала Татьяна [?].
1/VII
Амбар Мэле
Моцарт
Симфония № 33 В dur (К 319)
Концерт для фортепьяно № 21 С dur
исполнитель: Моника Ааз
оркестр Моцартеума (Зальцбург)
дирижер: Леопольд Хагер
Моцартеум с Хагером, это другой класс, чем легкомысленный французский ансамбль Пьера Валлеза.
Здесь всё так, как полагается. Конечно и традиция и "рутина", но серьезное отношение (я слегка скучал).
Моника Ааз (которую я уже очень давно знаю, с моих первых выступлений в Праге - она была изящной стройной парижанкой и приходила меня поздравить).
Она прекрасно играла концерт, но во второй части левая рука (повторяющиеся аккорды) была несколько громкой, за что ее раскритиковали газеты.
Я считаю, что она абсолютно невиновна в этом, вся вина в Steinway-e с его неровными регистрами. Несколько досадная ситуация... - опять критики не поняли.
Мюнхен
28/VII У Дитера Фишер-Дискау
Одно из довольно редких посещений великого певца двадцатого столетия. Угощал сво-
217
запись
Берг
"Kreuzweg"
Хиндемит
Из третьего действия "Mathis des Maler"
Pilar Lorengar, Donald Grobe, D. Fischer-Dieskau
дирижер: Leopold Ludwig
Бузони
Gothelieder
1. Lied des [???]muts
2. Zigeunerlied
3. Schlechter Trost

<<

стр. 4
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>