<<

стр. 6
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>







































































30/IV (днем) Памяти Теофила Рихтера
запись
Брукнер
Пятая симфония В dur
дирижер: Франц Конвичный
(два раза)
Слушали:
Ирина Воеводская
Наталия Журавлева
Александр Либединский
Вера Исаева
Дмитрий Краснопевцев
Тамара Дударева
Слушаю впервые. В прекрасной записи, но симфония чрезвычайно трудна, во всяком случае при первом прослушивании. Поэтому слушали дважды (и тоже с трудом). Мне особенно, опять же из-за повысившегося слуха - я теряю тональности и начинаю искать и путаться. Это очень мучительно.
Думаю, что для приглашенных это был весьма напряженный урок познания (хотя Тамара Дударева усилием воли и внимания пыталась вникнуть в это неимоверное (и по длине) сочинение (а она ведь только любитель музыки), не знаю, как другие...). Эту симфонию следовало бы изучать.




















































230
Лев Наумов
Ирина Наумова
Андрей Гаврилов
Владимир Виардо
С. Р.
Замечательны аккорды духовых под властной палочкой Конвичного.
1/V
Большой зал консерватории
Гайдн
Четыре английские канцонетты:
1. "Песня разлуки"
2. "Пастораль"
3. "Матросская песня"
4. "О, чудный голос"
Бетховен
1. "Новая любовь, новая жизнь"
2. "Радость страдания"
3. "Вторая песня [?]
из "Эгмонта"
4. "Поцелуй"
5. "Круг цветочный"
6. "Аделаида"
исп.: Галина Писаренко
ф-но: Григорий Вингер
Галя опять доказала в этом концерте пример хорошей, серьезной подготовки, понимания стиля и хороший вкус.
Её исполнение (если она в форме) доставляет удовольствие, всё красиво и мягко, однако не надолго остается в памяти.
Она влюблена в процесс пения, а не в сочинения, исполненные ею. Григорий Вингер - хороший пианист.
2/V Клязьма, Грибоедовская, 3
День рождения Анатолия Ведерникова
запись
Стравинский
Симфония для духовых
(памяти К. Дебюсси)
Пражский камерный оркестр
Не очень помню, кто были приглашенные (и были ли они); вероятно ученики (старые и новые) Толи. Вероятно была атмосфера "царения" Толи, внимательная, спокойно-нормальная приветливость Ольги; некоторые "гаффы" [Марселы], уют в столовой - ну а если по настоящему судить, то хороша была только эта симфония Стравинского - всё остальное - суета сует. Чепухные разговоры. La vie.
5/V
домашняя репетиция
Шуберт
Струнный квартет Es dur op. 125 №1
Квартет имени Бородина
Это стало хорошей традицией: перед предстоящим концертом проигрывать сочинения у меня дома. Это делают Наташа Гутман, Олег и "Порфирьевичи" (Квартет им. Бородина).
8/V (днем) Экспозиция картин В. Шухаева
Памяти Владимира Софроницкого
запись
Скрябин
Мазурка cis moll op. 3 № 6
Сегодня другое музыкальное освещение, совсем другое...
И в своем роде прекрасно-поэтическое... Скрябин - создан для Софроницкого, и также: Софроницкий создан для Скрябина. Я, который в молодости не слишком был
231
Мазурка gis moll op. 3 № 9
привязан к этой, как мне тогда казалось, "салонноместной" музыке, благодаря Софроницкому и конечно Нейгаузу понял этого композитора и полюбил его уже по-настоящему. Скрябинистом, правда, я не стал, хотя на некоторые периоды времени я претерпевал эти превращения с большим увлечением (затем на какое-то время всё улетучивалось).
Скрябин - не хлеб насущный, нет, он прекрасное временное опьянение, поэтический опиум и легко разбивающийся хрусталь. На его могиле на Новодевичьем кладбище стоял хрустальный крест. Его к величайшему огорчению в один прекрасный день украли, по чисто русскому обычаю.
Прелюдия h moll op. 13 № 6


Прелюдия Н dur op. 16 № 1


Прелюдия Ges dur op. 16 № 3


Прелюдия es moll op. 16 № 4


Прелюдия E dur op. 22 № 1


Этюд b moll op. 8 № 7


Этюд gis moll op. 8 № 9


Вальс As dur op. 38


Темное пламя op. 73 № 2


Гирлянды op. 73 № 1


К пламени (поэма) op. 72


исп.: Владимир Софроницкий


Слушали:
Диза Картышева Л.О. Гутман
Лина Просыпалова Н. В. Оболенский
Паша Рыбникова Коля Оболенский
Элла Селькина Наталия Гутман
Ирина Воеводская Олег Каган
Таня Коваленко Толя Либерман
Н. В. Лаптева С. Р.
В. К. Лаптев


14/V
запись
Берг
Камерный концерт для фортепья-
но, скрипки и 13 духовых
С. Р., Олег Каган, ансамбль солистов
Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Шимановский
Песни влюбленного муэдзина ор. 42
Галина Лукомска
ф-но: [Ержин Сушковский]
Наконец вышла эта пластинка, долгоработанная и долгожданная.
Результат (возможно ли поверить?) положительный. Всё в ней выверено и музыку можно понять. Есть несколько недочетов по вине англичанина из EMI, записывавшего этот концерт и недостаточно знавшего сочинение. Он не всегда выводил на первый план нужные инструменты (в частности у фортепьяно трель в конце первой части на ррр сделал гораздо громче вопреки тексту).
Цикл Шимановского в исполнении польской певицы (весьма экстравагантной дамы в брюках с интересным лицом) меня не до конца устроил. Слабо -> последняя песня.
15/V
запись
Монтеверди
"Орфей"
Орфей - Эрик Таппи и др.
дирижер: Мишель Корбоз
(Текст читала Н. Дорлиак)
Слушали:
Ю. Николаевский А. Либерман
E. Сорокина Т. Поспелова
И. Воеводская С. Поспелов
Л. Наумов Н. Дорлиак
И. Наумова E. Лелина
И. Антонова С. Р.
Слушал, стоя в холле, и не позволял себе смотреть на приглашенных (а ведь такой соблазн всегда есть), сидевших в большой комнате.
Это было замечательно во всех отношениях, и я понял, какое это смелое сочинение для того времени - почти как Вагнер в девятнадцатом веке.

232
17/V (днем)
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
Прослушивание японских записей
Шуберт
Соната Н dur
Соната f moll (неполная)
Шопен
Баллада As dur № 3
(московская запись из Большого зала, Концерт памяти Д. Ойстраха)
С. Р.
Н dur. Очень интересная, смелая первая часть. Истинно шубертовская драгоценная вторая. Третья, очень симпатичная.
f moll. Странная, с неоконченной на самом интересном месте первой частью, с патетическим финалом, напоминающим "Молитву во время бури" (влияние Шопена в [????] - d-moll-ная прелюдия).
Баллада. La noblesse in person... <Олицетворение благородства... >
18/V 69 лет со дня смерти Густава
Малера
запись
Малер
Восьмая симфония Es dur
дирижер: Хайтинг
(Текст Гете читал В. Виленкин)
После седьмой симфонии, которая мне очень понравилась у Хайтинга, восьмая была некоторым разочарованием. Причина тому: недостаточное maestoso в первой части - слишком метрично.
А вторая часть как-то от этого растянулась и слегка поблекла.
Но какое сочинение!!..
Слушали:
Н. Меллер И. Наумова
Т. Дударева В. Виленкин
Т. Капица-Дамир И. Антонова
С. Капица А. Либерман
Ю. Николаевский Н. Дорлиак
Л. Наумов С. Р.
26/V
домашний концерт
Могилевский крепкий пианист, но со вкусом не всё в порядке, его тянет к слюнявой сентиментальности .
Его Шопен - совсем не в моем духе (хотя я счастлив, что услыхал в В dur верный текст, так как сам играл с вопиющей ошибкой:
Шопен
Двенадцать прелюдий (№ 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24)
Рахманинов


Вторая соната b moll (II редакция)
bis:
Рахманинов


Прелюдия gis moll op. 32
Глюк - Сгамбати
Мелодия

Соната Рахманинова мне гораздо больше понравилась, но это сочинение не из лучших
oeuvr-ов Рахманинова.

Шопен


Этюд f moll op. 10 № 9


исп.: Евгений Могилевский


Слушали:
О. Могилевская И. Шостакович
А. Сумбатян В. Виленкин
Д. Картышева А. Золотов
Т. Крайнева М. Нейгауз
В. Крайнев Т. Поспелова
Н. Слободяник С. Р.
А. Слободяник


233
27/V
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
Прослушивание японских записей
Шуберт
Соната A dur ор. 120
Соната a moll ор. 143
С. Р.
Без особенных колебаний мы (Бунеева, Вепринцев, Рихтер) единодушно согласились на выпуск пластинки с этими сонатами.
Решение "объективное".
(Не "субъективное" -> с моей точки зрения).
31/V
Домашний камерный концерт
Шуберт
Квартет Es dur ор. 125 № l
Квартет имени Бородина
(М. Копельман
А. Абраменков
Д. Шебалин
В. Берлинский)
Соната E dur для фортепьяно (1816)
С. Р.
Квинтет A dur D. 667 ор. posth. 114
М. Копельман
Д. Шебалин
В. Берлинский
Г. Ковалевский
С. Р.
Перед нашим выступлением в одном из старых соборов, [-ихся] за новым (некрасивым, уже раз горевшим) зданием гостиницы "Россия", концерт-репетиция с большим (как вы видите) количеством слушателей.
И конечно Шуберт, несмотря на свой сравнительно скромный музыкальный язык, всегда становится победителем.
Сонату E dur играю впервые, и это один из первых опытов перейти на исполнение по нотам, так долго откладываемое мною.
Соната в пяти частях, это тоже исключение. Соната наивно гениальная.
Ну а квинтет про бедную рыбку не требует комментарий. Мы записали его затем в Хоэнэмсе, и довольно удачно, у фирмы ЕМ1 с помощью обаятельного легкомысленного Джона Мордлера.
Слушали:


И. Антонова В. Берлинский


Т. Дударева Д. Шебалин


В. Журавлева А. Ковалевская


Д. Журавлев Г. Ковалевский


E. Мильштейн Г. Писаренко


Я. Мильштейн А. Подрезан


С. Мильштейн Ю. Николаевский


И. Воеводская Н. Меллер


E. Лелина Н. Башмет


В. Прохорова Ю. Башмет


И. Соколовская И. Крамова


Ю. Соколовский В. Виленкин


А. Копельман Т. Коваленко


М. Копельман Д. Дорлиак


Э. Назаренко Н. Дорлиак


3. Берлинская С. Р.


Л. Берлинская Ю. Борисов


Хоэнэмс
17/VI
Замок, Рыцарский зал
Шуберт
"Зимний путь"
исп.: Христа Людвиг
ф-но: Эрих Верба
Христа Людвиг глубоко и серьезно, не без некоторой тяжести исполняет этот гениальный цикл (стала старше). Она перенесла нас из июня в декабрь [и] даже в январь (может быть).
Думаю, что Шуберту было совсем нелегко на душе (по меньшей мере), когда он писал это
234

сочинение, и наверное оно отразилось и на его подорванном здоровье.
Э. Верда мне не понравился; он сам себе переворачивал ноты, упуская каждый раз такт в левой руке, - нечестно.
19/VI
Palasthof
Шуберт
увертюра "в италианском стиле" С dur D. 591
Zwischenaktmusik № 3 und Balletmusik № 2
из "Розамунды" D. 797/5 und 9
Arie des Oswald aus der Oper "Des
Teufels Lustsschlo?" D. 84
Arie des Alfonso aus der Oper "Alfonso und Estrella"
Rezitativ und Arie des Adrast aus dem Singspiel "Adrast" D. 137
Arie des Pedro aus dem Singspiel "Claudine von Villa Bella" D. 239
тенор Томаз Мозер
Пражский камерный оркестр
Хоэнэмс очень красивое место. Das Schlo? стоит защищенный с востока отвесными высокими скалами. Он большой, но в то же время производит симпатичное впечатление, как вообще австрийские строения. Внутри двор, в котором происходят концерты. Если погода плохая, то можно этот двор защитить подвижной стеклянной крышей, что весьма комфортабельно.
Тут, как правило, устраивают симфонические, а есть еще другой "рыцарский" зал, там происходят камерные.
Устроитель концертов весьма примерный, довольно пресный молодой человек - можно сказать, безупречный и скучный. В Хоэнэмсе играют только Шуберта, и это тоже создает немного монотонную атмосферу из года в год (конечно, если слушать все концерты). Я не хочу критиковать и организацию, у них всё в хорошем вкусе и первоклассные музыканты. Они молятся [своему?] Францу.
20/VI
Rittersaal
Шуберт
Соната для скрипки и фортепьяно D dur D. 384
Олег Каган
Василий Лобанов
Соната для арпеджионе и фортепьяно a moll D. 121
Наталия Гутман
Василий Лобанов
Трио В dur D. 898
Олег Каган
Наталия Гутман
Василий Лобанов
Этот для меня новый ансамбль весьма порадовал меня.
Новый был пианист Василий Лобанов, который вполне гармонировал с двумя признанными большими артистами. Он профессионально точен, обладает настоящим серьезным вкусом и как бы в классическом ключе. Я получил большое удовольствие и от двух [мне] ранее не знакомых произведений: сонаты для скрипки D dur и трио. Арпеджионе слыхал несколько раз.
Трое музыкантов прекрасно гармонируют друг с другом и с исполняемой музыкой. А что сказать про Шуберта? - он есть, и это большое счастье для нас.
Публика наградила артистов громким рукоплесканьем. Затем мы, по-моему, вместе ужинали в приятном окружении, хотя это уже не важно.
Тур
27/VI
Необычный вечер с отсутствием pianoforte (привычной базой для камерной музыки).
235
Амбар Мэле
Бах
Партита № 3 для скрипки соло E dur BWV 1006
исп.: Олег Каган
Хиндемит
Соната для виолончели соло ор. 25/3
исп.: Наталия Гутман
Лютославский
"Буколики" для альта и виолончели
исп.: Олег Каган и Наталия Гутман
Равель
Соната для скрипки и виолончели
исп.: Олег Каган и Наталия Гутман
Всё несколько парит в воздухе, и хочется это поймать не только ушами, а даже применить движения рук (во всяком случае, это чистое мое восприятие, привыкшего уж слишком к мною употребляемому инструменту).
Бах в славословии не нуждается, Олегу же оно вполне к месту; поэтому скажу, что тональность E dur ему родственна, и он в ней купается в свое и наше удовольствие.
Наташа поразила своим выступлением, показав композитора в полном его великолепии.
"Буколики" были симпатичным интермеццо. Равель. Неоднократно слушал это сочинение в этом же исполнении.
В этот вечер это было очень удачно, но... всё же мне не хватало рояля. Это вероятно какой-то изъян в моей сравнительной музыкальности - даже может быть не рояль, а... педаль. Импрессионизм несколько теряет, если ее нет.
28/VI
Амбар Мэле
Россини
увертюра "Шелковая лестница"
Моцарт
Adagio E dur К. 261 для скрипки и струнного оркестра
исп.: Жан-Пьер Валлез
Моцарт
Две арии из оперы "Свадьба Фигаро" (Керубино)
исп.: Эва Галь
Россини
Интродукция, тема и вариации для кларнета с оркестром
исп.: Richard Vieille
Оркестровый ансамбль Парижа
дирижер: Жан-Пьер Валлез
Весьма веселый концерт: уже одна манера Валлеза и его музыкантов способствует легкомысленному настроению. Он бегает туда и назад и дирижирует в это время. Музыканты играют, а в паузах почесываются весьма непринужденно и не совсем даже прилично. Играют на этом же уровне.
Россини восхитителен и ослепительно "lumineux" <блестящ>.
Эва Галь имела успех у турэнцев. Была на месте.
Все очень были довольны, а чего еще надо?..
Разъезд и толкотня машин, людей и приветствий.
Ворота освещены.
Турэнский флаг развевается...
7/VII Луинь - у Буаль в "Дурандьер"
Просмотр телевизионного фильма "Святослав Рихтер в Турэни"
(режиссер Шааф)
фрагменты из:
Бах
Концерт d moll для ф-но
Концерт E dur для скрипки
Гендель
Сюита E dur № 5
Мой контакт с Johannes-ом Шаафом всё-таки как-то не состоялся. Человечески это было интересно (интереснее это может быть было даже с Rosemarie Fendel), но какие-то его черты в характере и в творчестве остались мне глубоко чуждыми. Например: иронически-пренебрежительное восприятие великого гения Вагнера, очень сомнительный вкус (если не сказать дурной); когда они были в Москве, полное отсутствие интереса и ува-
236
Сюита G dur № 7
жения к прошлому Художественного театра.
Такой и фильм.
исп.:


Олег Каган, С. Р., Андрей Гаврилов


дирижер: Карл Рихтер


Мейссен
19/VII
Albrechtsburg
Гендель
Сюиты № 1 A dur, № 4 e moll, № 6 fis moll, № 7 g moll
Андрей Гаврилов
У Андрея иногда темп не держится, и он начинает ускорять. Однако он тотчас же интуитивно чувствует, что я это не принимаю (хотя я ничем это не показываю), и исправляет эту ошибку. Он обладает в этом отношении настоящей sensibilite <восприимчивостью>. Зал замка, расположенного на высоте над городом, очень красив и импозантен.
21/VII
Albrechtsburg
Гендель
Сюиты № 15 d moll, № 10 d moll, № 13 В dur, № 11 d moll
bis:
Каприччио g moll
Фугетта D dur
Андрей Гаврилов


































Архангельское
(около Москвы)
28/VII
Овальный зал
Гендель
Сюита № A dur
Сюита № 4 e moll
Сюита № 6 fis moll
Сюита № 7 g moll
Архангельское. Строгая величественная красота. Залы полны прекрасными изваяниями скульптуры, картины [?]; из главной двери виден симметричный длинный двор во французском стиле, кончающийся обрывом к реке.
Овальный зал место центральное - здесь и были концерты, посвященные сюитам Генделя.
30/VII
Овальный зал
Сюита № 15 d moll
Сюита № 10 d moll
Сюита № 13 В dur
Сюита № 11 d moll
bis:
Каприччио g moll
Фугетта D dur
Ария d moll
исп.: Андрей Гаврилов
Публика, конечно, прибыла из Москвы (к сожалению, много официальных персон).
О нас заботилась Таня Скоробогатова (ныне не работающая в Архангельском - ее сместили, так как она была вероятно хорошим, умным организатором, а этого у нас не любят). Концерты были перед вечером и кончались в наступающих сумерках.
Андрей и в этот раз показал себя с самой хорошей стороны; он вибрировал в моем ключе, имел большой успех.
Публика любит такие концерты, поскольку кроме музыки ее окружает красота. Подумать только - здесь играл в теннис Сумароков-[Эльстон], а кто у него были гости? Верхушка дворянского общества. Но это всё прошло.
В боковом зале стоит скульптура прекрасного обнаженного юноши, его только [что?] укусила змея.
237
30/VII В машине от [Леш] (зубного врача)
и у Андрея Гаврилова
магнитофонная лента
Прокофьев
Пьесы из "Ромео и Джульетта":
1. "Народный танец"
2. "Маски"
3. "Монтекки и Капулетти"
иcn.: Андрей Гаврилов
Угощение своими записями - установившаяся традиция Андрея. Счастливый маль-
чик - какое это ему доставляет удовольствие!
Я например чаще всего страдаю, когда слу шаю себя, и ничего не могу с этим поделать.
Из трех пьес мне больше всего запомнились "Маски". Это было "шикарно" и броско.
Москва
1/VI1I
репетиция к концерту
Шимановский
"Песни безумного муэдзина" ор. 42
слова Я. Ивашкевича
"Lean out" (Джемс Джойс) ор. 54
из "Pies'ni kurpiowskie" op. 58 № 8:
"Lec'glosie po rosie"
Галина Писаренко
ф-но С. Р.
Яначек
Концертино (1925) для фортепьяно
и семи инструментов
ф-но: С. Р.
E. Камышев, А. Камышев, А. Арницанс, О. Казаковский, С. Гиршенко, E. Жук,
Р. Кабиров
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
Галича Писаренко
Людмила Берлинская
Любовь Орфенова
Галина Левина
Саша Патрушева
Ирина Антонова
Вера Башкирова
Татьяна Черкасова
Татьяна Гайдамович
Нетта Гаврилова
Татьяна Скоробогатова
Наталья Слободяник
Ирина Воеводская
Нина Дорлиак
Юрий Николаевский
Евгений Камышев
Анатолий Камышев
Андрис Арницанс
Олег Казаковский
Сергей Гиршенко
Евгений Жук
Рашид Кабиров
Много работал с Галей над циклом Шимановского, который она исполняет на польском языке. (Н. Д. в свое время пела по-французски.) Это очень трудный и абсолютно оригинальный цикл. Он очень труден интонационно, а также по совершенно особенному изощренному орнаментальному колориту. Партия фортепьяно на уровне сольных произведений.
Концертино - сочинение занятное, не без юмора (слышал, что Яначек имел в виду каких-то зверушек, что роднит это сочинение с его "Лисичкой"). Очень люблю "апофеоз", какой-то гимн лесу и природе. В целом же всё несколько сводится к музыкальной диковинке.
Мы должны будем исполнять эти сочинения в предстоящей поездке в Польшу.
238
Андрей Золотов
Дмитрий Башкиров
Александр Слободяник
Юрий Борисов
Новомир Писаренко
С. Р.
4/VIII
Большой зал консерватории
репетиция
Шнитке
Концерт № 3 для скрипки и камерного ансамбля
Олег Каган и ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
Концерт этот посвящен Олегу. Он, можно сказать, (скорее) мажорный и довольно прозрачный. На меня произвел положительное впечатление и заинтересовал меня.
Олегу он по-моему очень подходит.
Исполнение было на высоте и у солиста и у оркестра.
Трудно еще что-то добавить к сказанному (тем более по прошествии большого времени).
Ставлю +, так как симпатизирую этому сочинению, а Олега очень люблю.
Вот!
21/VIII
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
вторичное прослушивание японских записей (с Вепринцевым)
Шуберт
Экспромт As dur № 4
Музыкальные моменты № 1, № 3, № 6
Шопен
13 избранных прелюдий ор. 28
Шуман
"Порыв", "Ночью", "Сновидения"
С. Р.
Решил разрешить запись.
"Ночью" и "Сновидения" действительно хороши, и вряд ли когда-нибудь получится лучше.
Шопен, думаю, непосредственен, свеж и (учитывая трудность) это удача. Не противно слушать.
Так что с этим покончено.
Варшава
23/IX
Зал народной филармонии
Витольд Лютославский
Двойной концерт (1980) для гобоя, арфы и 11 инструментов
Хейнц Холлигер
Урсула Холлигер
дирижер: В. Лютославский
Это сочинение замечательное. Самобытное во всех отношениях. Я мало знаю его искусство - слыхал очень давно концерт для оркестра под управлением Ровицкого (1953-ий год ?) и также "Буколики" для скрипки и виолончели. Думаю, что из современных композиторов он на одном из первых мест. Встречал его в Варшаве (конечно) и в Ольдборо на бриттеновском фестивале. Производит очень серьезное впечатление - замкнутый человек аскетичной внешности, но внутри, думаю, таится нежная и хрупкая душа.
Музыканты бесподобно исполнили этот исключительно привлекательный концерт.
Брависсимо!
239
11/IX
Актовый зал Московского университета на Ленинских горах
Шнитке
Концерт № 3 для скрипки и камерного ансамбля
Олег Каган
Ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Юрий Николаевский
В этот раз мне не следовало еще раз слушать этот концерт, так как я его слушал перед нашим выступлением с камерным концертом Берга, (стоял за какой-то гигантской колонной). Мне опять (и даже еще больше) понравилось, но...
я абсолютно потерял концентрацию во время Берга, и это было ужасно плохо. Притом и на всех музыкантах это отразилось.
Правило: никогда не надо слушать что-то перед собственным выступлением - это приводит к катастрофам.
11/IX После концерта в университете
запись
Берг
Камерный концерт
С. Р.
О. Каган
Ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
М. Воеводская Н. Гутман
Н. Дорлиак А. Либерман
О. Каган А. Гаврилов
С. Р.
Чтобы как-то забыть чрезвычайно неудачный концерт на Ленинских горах и убедиться, что Берга мы (и я) неплохо играем, "заставил" прослушать пресловутую парижскую запись, которая, получив пять звездочек в критических журналах Италии и Франции, довольно быстро была изъята из продажи, так как никто ее не покупал, считая запись Булеза, С. Гаврилова и Баренбойма единственной достойной и правильной.
Об этом исполнении высказал мнение Фишер-Дискау: "Я впервые понял наконец это сочинение..."
25/IX
Большой театр
А. Шенберг
"Моисей и Аарон"
Моисей - Peter Мейец
Аарон - ?? Olaf Ehrasson
Deutsche oper am Rhein
директор: [Etrischa Barfuss]
Шёнберг в идеальном исполнении с немецкой точностью (почти дотошной) колоссальное достижение, и всё же... не совсем ясно, стоит ли...
Музыка настолько сложна и трудна для непосредственного понимания, а уж запомнить невозможно ни одного такта, ни мотива, ни гармонии. Вот и получается странное противоречие. Надо сказать, дюссельдорфские певцы проделали работу и довели всё до конца. (Цитата: "Терпеть не могу немцев" - Саша Габричевский).
Постановка также не уступала по большому счету.
А вот последние две страницы музыки оказались абсолютно прекрасными (наподобие последних страниц Бартока в "Замке Синей Бороды"?).
Над всем этим призадумаешься.
Берлин
Apollosaal der deutschen Staatsoper
На нервом же концерте Гаврилова (днем) мы увидели много людей, желающих приобрести
240
21/Х
Гендель
Сюиты № 1, 4, 6, 7
22/Х
Сюиты № 15, 10, 13, 11
исп.: Андрей Гаврилов
билеты в кассе. Frau Jonda же сказала, что всё уже распродано и они не попадут на концерт. Заглянув до концерта в зал, оказалось, что шесть первых рядов абсолютно пусты; их купило советское посольство, но никто не пришел. За сценой оказался представитель оного, абсолютный идиот, объяснивший, что утром у них назначено какое-то заседание, но вечером на моем концерте они все будут. Он это сказал Андрею за минуту до его выхода на эстраду. Андрей почернел... А в зале (классически красивом) еще пахло почему-то несвежей рыбой.
Мюнхен
Центральный дом радио
прослушивание записи концерта в Зальцбурге
Шуберт
Соната С dur (неоконченная)
Прокофьев
Легенда
Десять мимолетностей
Танец
Вальс
Пять пьес из балета "Золушка"
("Ссора", Тавот, "Фея осени", "Ориентация", "Вальс Золушки и принца")
С. Р.
Вероятно я так и играл в концерте. Считаю, что такая программа вполне допустима (но когда же это было? И сколько с тех пор воды утекло...).
Сонату С dur я впервые играл в зале Шайо (Париж), она тогда имела громадный успех, она удивила парижан...
Пьесы Прокофьева я играю давно, они очаровательны. "Танец" Сергей Сергеевич у меня раскритиковал: "Вы не так его играете". А как? - не сказал. "Вальс" очень трудный, в нем можно запутаться. "Золушка" мне гораздо больше нравится, чем "Ромео" (как балет); "Ссора" помню на сцене (очень остросмешная была Викторина Кригер в роли мачехи на пуантах). Молодая Плисецкая поразила в фее осени; а гавот и вальс... это была Уланова!!
29/Х
Театр оперы
Гуно
"Фауст"
Маргарита - Мирелла Френи
Валентин - [Брендель]
Мефистофель - Раймонди
Марта - Астрид Варнай
дирижер: Претр
Ну это уж, конечно, разочарование.
Претр - звезд с неба не хватает. Френи [?] меня убедила (последняя сцена).
Начало II акта: все эти хоры - были абсолютной катастрофой, так как пели не вместе из-за идиотских повозок, которые разъезжали по сцене (и как это мог допустить дирижер?
Пора наконец покончить с этой "мафией" бездарных режиссеров). Впрочем, зеркало, отражающее танцующих знаменитый вальс, было неплохой выдумкой, и кусочек "Вальпургиевой" в вестибюле парижской оперы - также. Основная же идея постановки - бред.
Нант
4/XI
Ресторан "Roma" (вблизи дома, где родился Жюль Верн)
Это было приятно и симпатично.
Иногда бывает, что когда слышишь что-то, чего не ожидал, и в неожиданном месте, то впечатление свежее, чем в концерте, где от
241
магнитофонная лента
Верди
Хоры из опер: "Аида", "Трубадур", "Ломбардцы" и др.
ожиданного теряется непосредственность восприятия.
Маленькая кошечка бегала и баловалась; она рылась вдруг в сумке Ниночки, потом оказалась с папироской, а в конце концов прыгнула на картину и, вместе с ней сорвавшись, полетела вниз. Мы очень смеялись.
Париж
?/Х1 У Бернара Азуви
запись
Римский-Корсаков
"Садко" (симфоническая поэма)
дирижер: М. Шостакович
"Испанское каприччио"
дирижер: Светланов
Скрябин
Соната № 9
С. Р. (Ольдборо)
Прокофьев
Соната № 4
С. Р. (Ольдборо)
Симфоническая поэма "Садко" всё же не идет в сравнение с оперой "Садко".
Испанское каприччио я страшно люблю, но Светланов испортил финал своим крупным [помолом?] a la Чайковский.
Мои записи из Ольдборо возможно интересны как документ, но они не совершенны и меня не удовлетворяют.
Киев
6/XII У Богомольцев
по телевизору
Концерт Ивана Семеновича Козловского
(из Большого зала Московской консерватории)
Песни с хором (Леонтович "Легенда" и др.)
исп.: И. Козловский
хормейстер: [Птица]
В Киеве я большую часть времени провожу у Богомольцев, я там пытаюсь заниматься, хотя я часто развлекаюсь разговорами с Зоей, которая знает меня еще по Одессе и с которой у нас много общих воспоминаний.
Их квартира по-своему уютная, не без "профессорского" холодка. Окна всегда затемнены зелеными ветками деревьев, растущих около дома, и всегда приятно прохладно. Зоя готовит превкусные обеды в классически русском вкусе (с котлетами и пюре). Она всегда привязана к дому из-за мужа и дочек. Она в некотором роде жертва. Ко мне она относится сверхспециально, и я чувствую себя баловнем.
Олег включил телевизор, и мы послушали милого Козловского в скучнейшем украинском репертуаре, но это было довольно трогательно и традиционно.
24/XII Сочельник
запись
Берг
Камерный концерт для ф-но, скрипки и тринадцати духовых
С. Р., Олег Каган, ансамбль солистов
Чрезмерная трудность этого сочинения, над которым мы работали почти целый год и которое, думаю, преодолели, оставила однако у меня ощущение неуверенности в качестве этой записи (кстати несколько пострадав-
242
Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
E. Лелина Д. Дорлиак
И. Воеводская Н. Дорлиак
Т. Коваленко С. Р.
Н. Даутов
не хорошо знавшего это сочинение). Мы получили по 5 звездочек, но... желание опять убедиться, что это хорошо, еще и еще раз заставляло прослушивать эту запись. Даже в сочельник.
25/XII
Большой театр
Шостакович
"Катерина Измайлова"
Сергиенко
Пьявко
Королев
Эрастова
Решетин
Морозов
Масленников
дирижер: Геннадий Рождественский
(постановка Покровского)
И опять я сделал ошибку. Я ведь уже давно дал слово: не переступать порога Большого театра... И вот переступил и... поплатился. Полный бред!
Музыкальная сторона формально прилична, но не производит никакого впечатления (на Рождественского надеяться нельзя и бессмысленно - это просто автоматическая заводная кукла).
Что касается постановки, то дорогой Борис Александрович превзошел себя...
Такой страшной постановки я от него не ожидал. Он по-видимому (если я правильно понял) хотел соединить двух Катерин (из Лескова и из "Грозы" Островского), и вы можете себе представить, что из этого получилось!..
Во всем спектакле было только три момента, которые коснулись искусства: это неожиданно прекрасно прозвучавшее соло скрипки в ночной сцене "любви" (играл Сережа Гиршенко), фонарь на перевозе в последнем действии и роль Сонетки, убедительно и остро исполненная Эрастовой.
Вот! К сожалению...
P. S. Декорации! (Почему вместо Мценска Московский Кремль, да еще в кроваво-красном цвете?)
1981
1981
8/I (Днем) Встреча с музыкантами из ансамбля солистов Московской консерватории на елке, в присутствии английского фотокорреспондента
запись
Лист
1. Соната h moll
(Нью-Йорк)
2. Погребальное шествие
(Будапешт)
3. Венгерская фантазия
(Будапешт)
Помню, что когда я играл в Карнеги-холле сонату Листа, Юрок не пригласил корреспондентов нью-йоркских газет, и поэтому этот действительно удачный концерт был обойден полным молчанием. Мне было очень приятно при посещении Ирины Сергеевны Волконской - дочки Рахманинова - услышать ее искренние похвалы и также порицания в адрес знаменитого нью-йоркского критика [Шомберга] (враждебно ополчившегося на меня). К ней также присоединилась "тетя Соня" (София [Сатина]) и [Кириэна] Зилоти.
243
дирижер: Я. Ференчик
исп.: С. Р.
Эта листовская пластинка (которую долгое время не хотели выпускать из-за технических неполадок) одна из моих настоящих удач. Мне самому приятно ее слушать, что не так уж часто бывает.
W/I Клязьма, Грибоедовская, 3.
У Геккер-Ведерниковых
запись
Берг
Камерный концерт (для ф-но, скрипки и тринадцати духовых)
С. Р., Олег Каган, ансамбль солистов Московской консерватории
дирижер: Ю. Николаевский
Слушали:
А. Ведерников О. Геккер
В. Геккер С. Р.
Когда Ведерников (страстный поклонник венской школы) узнал, что мы играем Камерный концерт, он сразу же (не знаю, из каких побуждений) стал утверждать, что это самое слабое сочинение Берга. Я ему привез пластинку; он, с большим интересом прослушав ее, не стал больше защищать свою прежнюю точку зрения. Он поздравил меня и был весьма доволен подарком.
13/I Улица Станкевича
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
третичное прослушивание японских записей (с E. А. Бунеевой)
Шуберт
Музыкальные моменты № 1, 3, 6...
Экспромт Es dur № 2, As dur № 4
Шуман
Fantasiestucke: "Ночью", "Сновидения"
Новелетта № 2 D dur, № 4 D dur, № 8 f is moll
Шопен
Тринадцать избранных прелюдий
С. Р.
Итак, всё же лучше семь раз проверить и потом отрезать.
Поэтому третья встреча с этими записями... Прибавились новеллетты, которые также были приняты.
Впоследствии на обложке этой пластинки была фотография сиреневых японских роз на фоне [матового?] японского окна [?] [Снимок??] Имаи-Сан, подруги Мидори-Ка ???, ?? и весьма непривлекательной дамы, претенциозной и [недоброжелательной.
14/I Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак (99 лет со дня рождения)
запись
Берлиоз
Реквием (Grande messe des morts) op, 5 для хора и оркестра
солист: Пemep Шpeuеp
дирижер: Шарль Мюнш
Слушали:
Дмитрий Журавлев
Валентина Журавлева
Наталия Журавлева
Тамара Дударева
Ирина Антонова
Всегда считал, что это сочинение самое значительное и прекрасное из всего, что написал Берлиоз; и эта запись с Шарль Мюншем, думаю, лучшая интерпретация.
Берлиоз обладает колоссальной смелостью, но иногда он злоупотребляет ею; здесь же нет - здесь в окончательном результате царствует гармония и равновесие.
Особенно люблю первый и последний номер с повторяющейся фигурой у сопран (как бы "органный пункт"). Поразительно смела "Lacrimosa" и прекрасен "Sanctus" в исполнении молодого Шрейера.
244
[Анегина? Ильина]
Вера Шубина
Виталий Виленкин
Тамара Янко
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак
Нина Дорлиак
С. Р.
15/I Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак
запись
Вагнер
"Лоэнгрин"
Аннелиз Купер
Хелена Браун
Лоренц Феенбергер
Отто фон Рорр
Фердинанд Франц
Ханс Браун
дирижер: Еуген Иохум
Сегодня мы окунулись в чистый источник этого музыкально-литературного чуда Рихарда Вагнера.
Конечно, все знают, что эта "романтическая" опера собой представляет; но если с самых юных лет имеешь счастье узнать эту оперу во всех ее деталях (подобных архитектурным деталям готического собора), то личное преимущество огромно перед другими.
Мне в этом случае чрезвычайно повезло, и могу сказать, что я действительно понимаю всё величие этого идеального произведения. P. S. Иногда мне кажется, что III действие написано раньше I-ого и II-ого, но может быть я ошибаюсь... а спросить некого.
Слушали:


Д. Журавлев
Д. Краснопевцев


В. Журавлева
???


Н. Журавлева
Т. Дударева


С. ???
И. Воеводская


Г. Писаренко
А. Камышев


И. Антонова
Н. Дорлиак


E. Сорокина
С. Р.


??


16/I
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
(улица Станкевича)
прослушивание записей
Лист
Погребальное шествие
Венгерская фантазия для фортепьяно с оркестром
дирижер: Я. Ференчик
Соната h moll
С. Р.
Слушали с Бунеевой и Вепринцевым
Эта запись с большими техническими недочетами (которые меня нисколько не смущают) интересна и, думаю, на редкость удачна. Однако проблемы технического несовершенства всё время тормозят ее выход в свет. Да: в Погребальном шествии неважный рояль - но всё остальное! Фантазия же действительно почти приводит в восторг (извините). Соната - почти нет промахов с начала до конца - настоящий подъем и настроение - определенная удача. Чего еще надо?
Мацуяма
2/III
Во время обеда в вилле феодала по радио
"Персидский базар"
(чья музыка?)
Какие старые воспоминания вызывает эта не слишком серьезная музыка.
Одесса тридцатых годов. Все сходят с ума от этого базара... Балет "Корсар", где он был вставным номером, так же как "Valse triste"
245

Сибелиуса. В балете не стесняются преподнести публике музыкальный винегрет. Балетные "звезды" Клавдия Ив. Сальникова, Егурнова, Тамбюте...
31/III
Большой зал консерватории
Григ
Первая сюита к драме Ибсена "Пер Гюнт"
Девять романсов
инструментовка E. Светланова
1. "К родине" (из цикла "Норвегия")
2. "Люблю тебя"
3. "Избушка"
4. "Колыбельная Сольвейг"
5. "В вечерний час"
6. "Принцесса"
7. "В челне" (море в ярких лучах)
8. "Лебедь"
9. "Сон"
исп.: Галина Писаренко
Норвежские танцы (четыре)
Сюита к музыке "Сигурд Йорзальфар" (три части)
bis:
Ноктюрн для ф-но
(инструментовка E. Светланова)
"Розы, розы, вы увяли"
(инструментовка E. Светланова)
дирижер: Евгений Светланов
Светланов очень талантливый музыкант, интеллигентный человек, прекрасный дирижер. Притом он и хороший пианист и любит камерную музыку.
Он прекрасно инструментовал григовские песни, которые с успехом исполняла в этот вечер Г. Писаренко. Но только не знаю, зачем собственно их нужно было инструментовать. Это ведь вечное желание показать, что в оркестре всё лучше, и это желание присуще почти всем дирижерам (и Евгений
Мравинский хотел дирижировать h-moll-пую сонату Листа, и все единодушно считают, что "Картинки с выставки; можно слушать только в оркестровой переработке).
Считаю это страшной ошибкой. Сочинение должно быть всегда исполнено в оригинальной версии, иначе оно как-то теряет свою подлинность. Если это делает сам автор, то это другое дело, однако чужая рука здесь действительно не к месту.
Светланов еще и композитор, но это его амплуа совсем не удалось, несмотря на все его усилия. Он еще и самовлюбленный человек... Однако сегодняшний концерт был очень убедительным (я, несмотря на мою любовь к Григу, не питаю большой симпатии к [Маршу] из "С. Йорзальфар").
23/IV (в страстный четверг)
запись
Бах
"Страсти по Матвею" I часть
Фишер-Дискау
П. Пирс
Э. Шварцкопф
X. Людвиг
Н. Гедда
В. Берри
дирижер: О. Клемперер
Слушали:
С. Нейгауз А. Либединский
Г. Писаренко Н. Гутман
В. Исаева О. Каган
В. Виленкин И. Антонова
В. Журавлева Н. Дорлиак
Великая традиция.
С Клемперером это очень непросто и совсем не легко. Надо себя заставить подняться пешком на пизанскую башню, взвешивая и продумывая каждый шаг... и вы увидите небо со звездами.
Что-то вот в таком роде...
Следовало бы это проделывать часто, а получается... что один раз в год.
Так устроен наш календарь, а если бы не был так устроен, то вряд ли человечество нашло бы время и охоту, чтобы подыматься чаще на эти высоты. Все ведь так заняты, и потом все больше всего на свете любят разговоры (из пустого в порожнее), а помолчать - их приходится заставлять.
Поэтому мы должны благодарить Бога за
246
Д. Журавлев С. Р.
Н. Журавлева
созданный Им календарь и стараться следовать ему.
24/IV (в страстную пятницу)
запись
Бах
"Страсти по Матвею" II часть
дирижер: О. Клемперер
Слушали:
С. Нейгауз Н. Журавлева
E. Лелина А. Либединский
В. Исаева Н. Гитман
В. Виленкин О. Каган
В. Журавлева И. Антонова
Д. Журавлев Н.Дорлиак
С. Р.
Поэтому если даже кто-то не совсем понимает красоту этой традиции и красоту музыки, то всё равно он почувствует после этих часов удовлетворение от созданного чуда (хотя бы пассивно) и на некоторое время пребудет в гармонии с самим собой.
Мы благодарны нашим великим артистам за богатство, которое он и нам дали этим исполнением.
8/V
Большой зал консерватории
Барток
Концерт № 2 для скрипки с оркестром
Игорь Ойстрах
Мясковский
Шестая симфония es moll ор. 23
дирижер: Геннадий Проваторов
Второй концерт в исполнении (вполне приемлемом) Игоря Ойстраха как-то не произвел на меня особенно большого впечатления, и это не впервые.
Вероятно, исполнению не хватало этой бартоковской, венгерской терпкости и некоторой доли "дикости".
Шестую симфонию Мясковского я хорошо знал по четырехручному переложению и очень ожидал встречи с нею. Однако тут также постигло разочарование, несмотря на Проваторова, ценимого мною музыканта.
Не мудрено - было только две репетиции и ...
Недостаточная подготовка - это [бич] нынешнего отношения к музыке музыкантов. А как могли убедить отчаянные вопли хора, спетые совсем формально, без всякого выражения?..
Слушатель же, конечно, всё будет сваливать на сочинение.
12/V
Большой зал консерватории
Поет Николай Гедда
дирижер: Дмитриев
Россини:
Увертюра "Италианка в Алжире"
Доницетти:
Две арии Неморино из оперы "Любовный напиток"
Бизе:
Allegretto из музыки к "Арлезианке" Ария Надира из оперы "Искатели жемчуга"
Ария Хозе из оперы "Кармен"
Чрезвычайно приятная программа.
Можно было припомнить много ранее слушанной музыки, да еще весьма излюбленной.
Гедда был искренен и щедр.
Мне в таких концертах (безусловно ласкающих слух) недостает единства. Эдакая пестрота меня совершенно не устраивает. Поэтому такие концерты быстро исчезают из памяти.
247
Римский-Корсаков:
Ария индийского гостя из оперы
"Садко"
Рахманинов:
Романс молодого цыгана из оперы
"Алеко"
Мусоргский:
Ария Грицько из оперы "Сорочинская ярмарка"
"Рассвет над Москвой-рекой" из оперы "Хованщина"
Пуччини:
Две арии Каварадосси из оперы "Тоска"
Масснэ:
"Грезы де Грие" из оперы "Манон"
Ария Вертера из оперы "Вертер"
14/V
Концертный зал им. Чайковского
Поет Николай Гедда
фортепьяно: Ян Эйрон
Великие оперные композиторы в романсе
Беллини:
Две ариетты
1. "Vanne, о rosa fortunata"
2. "Bella nice che d'amore"
Доницетти:
1. "Заход солнца"
2. Каватина "Ah, rammenta о bella Irene"
Гуно:
1. "К соловью"
2. "Привет в цветах"
3. "Разговор моряка со своей возлюбленной"
Бизе:
1. "Песнь безумного"
2. "Испанская серенада"
Вагнер:
"Два гренадера"
Россини:
1. "Венецианская серенада"
2. "Простуженный ребенок"
Верди:
1. "К звезде"
2. "Песня трубочиста"
bis:
Масснэ:
Элегия
Глинка:
Баркаролла (уснули голубые)
Знаменитый артист порадовал московскую публику пестрой программой и своим пением. Это было приятно, интересно и развлекательно. Публика отдалась во власть его артистического (и человеческого) обаяния и бурно [проявляла?] свой восторг "Коле".
Для меня программа во многом была новостью, я не знал этих сочинений... Например "Два гренадера" Вагнера были совершенно неожиданны (они вызвали возмущение у присутствующих на концерте Шаафа и Роземари Фендель).
Итальянские и французские песни Гедда спел восхитительно, в конце (на бис) также несколько русских миниатюр и окончательно победил публику.
Это был "праздник".
Однако такие программы как правило не остаются надолго в моей памяти. Я предпочитаю программы, составленные из сочинений одного композитора и посвященные какой-нибудь теме. А сегодняшняя...
Да, конечно ее очень приятно слушать и получаешь удовольствие, и в конце концов удовольствием и всё кончается. Публика (в целом) именно любит такие программы и удовольствия.
248
Леонкавалло:
"Рассвет"
Мусоргский:
1. "Где ты, звездочка"
2. "Козел"
Гречанинов:
Колыбельная
10/VI
запись
Прокофьев
Шестая соната A dur op. 82
исп.: Иво Погорелич
К Н. Д. пришла "дама" из Тбилиси, принесла фотографию С. Параджанова с Лилей Брик и пластинку своего мужа (И. П.). На конверте его фото, совсем юный с локонами и весьма смазливый. "Дама", это его профессор и, как она рассказывает, правнучка Листа. Похожа же она на ["кекелку"] с Верейского рынка.
Прослушал пластинку - ну что ж... Опять полное непонимание Прокофьева. Показной темперамент и грязная педаль.
14/VI
запись
Брамс
Этюды (вариации на тему Паганини) a moll op. 35 (избранные)
исп.: Б. Микеланджели
Повторно прослушал запись Микеланджели, так как сам сейчас работаю над этюдами. И... к сожалению (действительно к сожалению) не получил того, чего ожидал.
Всё оказалось несколько официально-поверхностным и очень уж этюдным. Понимаю, что трудно отрешиться от технической стороны этой музыки, но хотелось бы воспарить над ней. Конечно, легко сказать... Однако не хочется критиковать артиста.

Это из "забытой" "Русалки". Забытой всеми.
В той ли это тональности?
Тур
20/VI
Большой театр
Николай Гедда, Ян Эйpoн
I отделение
Беллини:
1. "Vanne о rosa fortunata"
2. "Bella nice che d'amore"
Доницетти:
1. "Le crepuscule" (V. Hugo)
2. "Ah rammenta o bella Irene"
Гуно:
1. "Au rossignol"
В этом году в Туре - тема пение. И вот первый концерт - Николая Гедда - на этом концерте (о ужас) всего лишь около ползала публики... Французы не любят пение?
Нет - совсем другое, и это еще хуже. Они все сидят у телевизоров в ожидании результатов выборов президента! Вот это интеллигентный народ!?! Как будто от того, что они смотрят в это отвратительное окно, что-то изменится... По-моему, это показывает полное падение нравов нашей современности.
"О tempora! О mores!" (Ciceron) <O времена! О нравы! (Цицероп)>.
249
2. "Envoi de fleurs"
3. "Ou voulez-vous aller?" (баркаролла)
Бизе:
1. "Chanson du fou" (V. Hugo)
2. "Ouvre ton coeur" (испанская серенада)
II отделение
Вагнер:
"Les deux grenadiers"
Россини:
1. "La lontananza"
2. "Chanson du bebe"
Верди:
1. "L'etoile"
2. "Chanson du ramoneur"
bis:
Масснэ:
Элегия
Леонкавалло:
"Рассвет"
Гедда пел конечно очень хорошо, и горсточка публики пыталась изобразить восторг и овации переполненного зала.
Гедда пресимпатичный, все об этом конечно знают.
В артистической я наиграл ему кусочек из его партии в "Палестрине" Пфицнера (который очень люблю), и он был удивлен, как это я это помню, так как сам он абсолютно забыл эту музыку.
26/VI
Амбар Мэле
Биргит Финниле
Кристиан Ивальди
Шуман:
"frauenliebe und-leben" ор. 42
"Liederkreis" ор. 39
bis:
Норвежские и финнские композиторы - несколько бисов
Северная певица, внешне благоприятно импозантная, внесла свою лепту в празднества, посвященные вокальному искусству в этом году. Она исполнила два гениальных цикла Шумана, исполнила несомненно хорошо, но особенно большого впечатления у меня не оставила.
Кристиан Ивальди мне как и прежде очень нравится, это прекраснейший пианист.
27/VI
Амбар Мэле
Христа Людвиг
Джеффри Парсонс
Шуберт:
"Lachen und Weinen" D. 777
"Um Abendrot" D. 799
"Der Lindenbaum" D. 911/5
"Der Tod und das Madchen" D. 531
"Die Forelle" D. 550
Брамс:
"Sapphische Ode" ор. 94/4
"Auf dem Kirschof" ор. 105/4
"Der Tod, das ist die kuhle Nacht"
ор. 96
Лист:
"Freudvoll und leidvoll"
"Du bist wie eine Blume"
"Die drei Zigeuner"
В этот вечер мы получили роскошную программу с разнообразнейшими произведениями. Надо сказать, что это была действительно некая "вершина".
Христа Людвиг достойна получить лавровый венок.
250
Малер:
"Rheinlegendchen"
"Ich atmete eine linden Duft"
"Ich bin der Welt abhandeln gekommen"
"Um Mitternacht"
P. Штраус:
"Du meines Herzens Kronlein" ор. 21/2
"Die Nacht" ор. 10/3
"Ruhe meine Seele" ор. 27/1
"Zweignung" ор. 10/4
bis:
Брамс:
Колыбельная
28/VI
Амбар Мэле
Том Краузе
Ирвин Гейдж
Шуберт:
"Verklarung" D. 59
"Kriegers Ahnung" D. 957/2
"Wanderers Nachtlied" D. 224
"Totengrabers Heimwege" D. 842
"Dem Unendlichen" D. 291
Сибелиус:
"Den Forsta Kyssen"
"Saf, sav, susa"
"Illale"
"Theodora"
"Necken"
"Рa veranden vid hafnet"
Шуман:
"Dichterliebe" ор. 48
bis:
Северные композиторы
Впервые слышу этого певца. Хорошее впечатление - серьезное и вдумчивое исполнение, настоящая культура... Шуберт и Шуман в благородной традиции, Сибелиус - ... ?! ... никак не могу найти его для себя - он мне совсем чужой и... слишком пресный (как финские озера).
Сам артист обладает несколько странной внешностью, он очень высокий, и выражение лица какое-то по-детски невыразительное, хотя и симпатичное...
С певцами всё-таки всегда получается какое-то "одно и то же" - быть может, они недостаточно актеры (думают о голосе и отдельных нотах), а может быть я к ним придираюсь.
Ирвин Гейдж прекрасный пианист, но у него тоже какое-то странное лицо.
Прошу извинения.
2/VI1
Амбар Мэле
Христоф Эшенбах и Юстус Франц
Моцарт:
Соната для двух фортепьяно
D dur К. 448
Шуберт:
Фантазия f moll (D 940) в четыре руки
Брамс:
Соната f moll ор. 34 для двух фортепьяно
Как же они хорошо играли в этот вечер, и в особенности Моцарта. Думаю, что Эшенбах (ведущий) имеет какой-то особенный ключик к пониманию этой музыки и к оживлению ее действительного очарования.
Шуберт и Брамс также доставили настоящее наслаждение. Хотя я всё же больше люблю брамсовское изложение для квинтета, которое исполнял несколько раз.
251
bis:
Брамс:
Венгерские танцы (четыре) в четыре руки
1/VII
Амбар Мэле
Барбара Хендрикс
Стефан Шейа
Шуберт:
"Der lieblieche Stem" D. 861
"Der blinde Knabe" D. 833
"An Sylvia" D. 833
"Anette de Claudine" D. 239/6
"Nacht und Traume" D. 827
"Der Einsame" D. 800
"Erlafsee" D. 586
"Auflosung" D. 807
"Der Konig von Thule" D. 367
"Gretschen am Spinnrade" D. 118
Брамс:
"Befreit" ор. 39/4
"Schlagende Herzen" ор. 29/6
"Wie sollten wir geheim sie halten" ор. 19/4
"Winterweihe" ор. 48/4
"Als mir dein Lied erklang" ор. 68/4
Spirituals (пять)
bis:
Гершвин:
Из "Порги и Бесс"
Вот она, новая звезда и младшая конкурентка Джесси Норман.
Производит очень хорошее впечатление - голос, культура пения, обаяние, артистичность.
Программа составлена с большим вкусом и в конце, конечно, традиционные spirituals (право, для меня они ни к чему). Очень хороший успех у турэнской публики, а ведь они весьма избалованы неплохими программами и прекрасными артистами, как Фишер-Дискау, Шварцкопф, Давид Ойстрах, Бенджамин Бриттен, Бенедетти Микеланджели. и в течение семнадцати лет.
В одно из пребываний в Париже я познакомился с мужем (и импресарио) Хендрикс и ужинал с ним и с [Алеком] Слободяником на Rue de Mazarine в известном ночном клубе, освещенном разноцветными неоновыми трубками.
Это красивый молодой человек, думаю преуспевающий. Конец вечера мы провели в весьма смелом кабарэ - над нами было что-то вроде гамака и на нем совершались соответственные действия, весьма непристойные.
Никакого отношения это не имеет к сегодняшнему концерту. Просто так.
4/VII
Амбар Мэле
Кэтти Berberian
Массимилиано Дамерини
Монтеверди:
"La lettera amorosa"
"Lamento delia Nimfa"
Берио:
"Thema" ("Omaggio a Joyce")
"Avendo Gran Desio"
Дебюсси:
"Trois chansons de Bilitis"
Стравинский:
"Прибаутки"
Курт Вейль:

<<

стр. 6
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>