<<

стр. 7
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Песни подражания:
1. Ученица Реджин Креспэн
На показательные уроки E. Schwarzkopf приходила пожилая седая дама несколько пугающей наружности. Она внимательно следила за этими уроками, которые Шварцкопф со свойственной ей энергией превращала почти в театральное представление. И вот... Эта дама оказалась К. Berberian - редкая личность, редкая артистка и прекрасная певица. Всё, что она исполняла, несло печать настоящей подлинности. И старая (Монтеверди) и новая (Берио, Курт Вейль и Стравинский) музыка предстали в своем истинном виде...
А что касается Дебюсси, то я думаю - более правильно никто его не может спеть. Это был полушепот-полупение и абсолютно меня покорило.
Она - мастер перевоплощения, женщина-
252
2. Английская певица поет ораторию
Африканские песни (с веером вместо тамбурина)
Азербайджанская песня-танец
Оффенбах:
"Какой обед нам подавали" (из "Периколы")
Гершвин:
Колыбельная из "Порги и Бэсс"
нейший насморк), и это совершенно не мешало пению. Мастерство и полная свобода. С каким юмором она исполняла свои подражания; как она танцевала азербайджанскую песню-пляску, Оффенбаха, Гершвина - какой поразительный талант. . .
В конце были цветы, а от меня ветка лиловых орхидей, которую она бережно продержала в руке, исполняя bis-ы.
Сравнительно в скором будущем я узнал, что она ушла из жизни. Это очень большая утрата для искусства.
5/VI1
Амбар Мэле
Евгений Нестеренко
Евгений Шендерович
Шостакович:
"Сюита на сонеты Микеланджело" ор. 145
Мусоргский:
"Песни и пляски смерти"
("Колыбельная", "Серенада", "Трепак", "Полководец")
1. [Горними] тихо летела"
2. "Светик Савишна"
3. "По-над Доном сад цветет"
4. "Семинарист"
5. "Песнь о блохе"
Кюи:
"Царскосельская статуя"
Глинка:
"Попутная песня"
Чайковский:
"Средь шумного бала"
Рахманинов:
Ария Алеко из оперы "Алеко"
Это был истинный триумф Нестеренко. Самый удачный вечер из цикла вокальной музыки. Он показал себя с самой лучшей стороны, был в прекрасной форме, артистичен в мастерстве перевоплощения, "почти" как Шаляпин (конечно сравнения с легендой опасны).
Вся программа составлена прекрасно и всё слушалось с напряженным интересом, без исключений.
Турэнцы с восторгом принимали его и также считали, что этот заключительный концерт "Fetes musicales" самый замечательный. Затем был прием в мэрии, и мы сидели за одним столиком с ним и Шендеровичем, которого я также поздравил с прекрасным исполнением. Нестеренко казался мне несколько стесненным и скромным (и это после "Блохи" и великолепного Алеко). Может быть, он устал. Шендерович много разговаривал. Вокруг была суета, буфет, бла-бла, сияющие лица: официальная зала мэрии отпраздновала конец фестиваля. "Конец - делу венец".
Мюнхен
июль
Opernhaus
Richard Strauss
"Der Rosenkavalier"
Гвинет Джонс, Бригитта Фассбендер, Лючия Попп, Курт Моль и др.
дирижер: Carlos Kleiber
Это уж конечно самые сливки в Мюнхенской опере. И Рихард Штраус и. . . Клейбер. Нельзя не быть в восторге и упоении. Легкость и свобода, с которой ведет Карлос эту оперу, - вершина дирижерского артистизма. Постановка оперы вполне удовлетворительна и красива (современные режиссеры пока боятся прикоснуться к ней).
Гвинет Джонс хороша, но ей далеко до Шварцкопф. Фассбендер очень хороша в Октавиане. Сценически она прекрасно имитирует мужчину и похожа на Фишера-
253

Дискау. Остальные тоже гармонируют благозвучно и благозримо. Жаль, что рихард-штраусовские диссонирующие ретуши в оркестре почти не слышны.
Вена. Июль - август
У Лизы Леонской
запись концерта 20/V1 в Туре
Вебер
Соната С dur № 1
Лист
Восемь трансцендентальных этюдов
С. Р.
Пришлось пережить еще раз этот провал, Вебер - еще кое-как, с грехом пополам можно принять (Лиза даже переписала его себе на память), а Лист всё равно остался полной катастрофой.
Я действительно в этот раз "зарвался" и в результате сорвался.
Надо же было всё же немного заранее подумать и оставить эту затею.
август
У Лизы Леонской
запись
Р. Штраус
"Симфония доместика"
дирижер: фон Караян
Не знаю достоверно, чего здесь действительно хотел Штраус, по для меня такое исполнение одного из любимейших мною произведений неприемлемо. " Domestica" предполагает некоторую камерность, симпатичность, скромность. И к чему мне эти гиперболические fff и вся эта ложная монументальность?
Звенигород
23/VIII (Дом, снятый фамилией Каган)
Музыкальные собрания в Верхнем посаде
Бах
Сюиты для виолончели-соло:
№ 1 G dur
№ 4 Es dur
№ 5 с moll
исп.: Наталия Гутман
25/VIII (Дом, снятый фамилией Чемберджи)
Музыкальные собрания в Верхнем посаде
Бах
Сюиты для виолончели-соло:
№ 2 d moll
№ 3 С dur
№ 6 D dur
исп.: Наталия Гутман
Два концерта-испытания состоялись в двух скромнейших, снятых на лето домах в Верхнем посаде близ Звенигорода.
Малое количество слушающих поместилось в соседней комнатке, сидя и полулежа на постельке и в хозяйских креслах. Интимнейшая обстановка и гениальное одноголосие. Это были концерты для избранных друзей, они дали начало будущему, когда были перенесены в музыкальную школу им. Танеева в городке Звенигороде.
Наташа играет Баха, можно сказать, "самозабвенно", с закрытыми глазами, и она очень красива внутренней одухотворенной красотой. Это проникновение в сущность музыки.
А вокруг дачные будни, кухня со случайной посудой, испорченный умывальник, пестрые полотенца, а также мать Олега - Зинаи да Михайловна Каган.
Москва
31/VIII
Государственный музей им. Пушкина
Италианский дворик
Квартет им. Бородина лучший квартетный ансамбль нашей страны, на редко[сть] слаженный и многоопытный. Они играют все квартеты Шостаковича и "почти" всю
254
(выставка Москва - Париж 1900 - 1930)
участвующие:
1) Квартет им. Бородина
М. Копельман
Л. Абраменков
Д. Шебалин
В. Берлинский
2) Струнный квартет
E. Алиханова
В. Алыкова
Т. Кохановская
О. Огранович
2) Людмила Берлинская
(фортепьяно)
3) Иван Мозговенко
(кларнет)
Шостакович
Квартет № 1 ор. 40
Прелюдия и скерцо для струнного октета ор. 14
Прокофьев
увертюра на еврейские темы ор. 34
Равель
Квартет F dur
квартетную литературу. Они почти всегда в хорошей форме.
Они, к сожалению, не очень ладят друг с другом, эта беда почти всех ансамблей, со временем они в силу постоянной совместной работы действуют друг другу на нервы. Существовал квартет имени Бетховена; так в нем альтист передавал через первого скрипача второму скрипачу свои желания, или они писали записки друг другу. Это называется "осточертеть" друг другу. У Бородинцев это конечно не в эдакой степени, но... Attenzione <Внимание>.
Милочка Берлинская (дочь Валентина) играла сегодня с ними скромную партию в увертюре Прокофьева. Она себя очень хорошо зарекомендовала в партии фортепьяно в опере "Поворот винта" Бриттена, вполне справившись с большими трудностями этой музыки. От концертов в музее Пушкина осталось хорошее чувство удовлетворения. Было интересно.
Москва
2/IX После посещения Кагана и Гутман
на новой квартире
по радио (запись с концерта)
Бах
Брандебуржский концерт № 5 D dur
М. [Ворожцова]
О. Каган
С. Р.
дирижер: Ю. Николаевский
запись
Дебюсси
1) Ноктюрн "Облака"
2) "Море"
дирижер: Р. Дезормьер
Слушали:
Мой любимый Брандебуржский концерт (хотя лучшим считаю третий - соль мажорный). Запись, передаваемая по радио, думаю, более-менее удовлетворительная, некоторые удовольствия получаешь.
А уж на закуску "шедевры" музыки и идеального исполнения.
Слушатели весьма требовательные (и к себе и к другим) и очень большие друзья дома и также между собой. Пока что мы все еще вместе...
Н. Гутман
Ю. Башмет
О. Каган
Н. Дорлиак
В. Сканави
С. Р.
9/IX
Малый зал консерватории
Шостакович
Шесть романсов на стихи Блока ор. 127
Очень интересный концерт (для такой публики, как я). Блоковский цикл я не впервые слышу. Считаю, что Блок не совсем тонируется с Шостаковичем, поэтому не так люблю этот цикл.
255
исп.:
Г. Писаренко, М. Копельман, В. Берлинский, В. Лобанов
Вокальный цикл на стихи Долматовского ор. 98
Баллада Корделии и песни шута
("Король Лир") ор. 58а
Сонеты Шекспира
Пять пьес из газеты "Крокодил"
Вступительное слово к полному собранию сочинений
исп.:
E. Нестеренко и E. Шендерович
Исполнение было абсолютно на высоте, так же как и во втором отделении, но программа второго отделения была мне не по вкусу.
Шекспир - да, а Долматовский и "Крокодил" - нет.
Однако концерт поучительный.
10/IX
запись
Р. Штраус
Альпийская симфония
дирижер:
Рудольф Кемпе
Слушал с О. Каганом, Н. Гутман, Н. Дорлиак
Сначала я полюбил симфонию Domestica, которую очень тщательно учил и выучил с моей одесской партнершей Наташей Вербицкой. Альпийскую смотрел по партитуре (смотрел в книгу и видел фигу).
В Москве уже с Толей попробовал и эту симфонию в два рояля (но мы не стали ее играть). Теперь же в этой чудной записи время от времени наслаждаюсь ею.
P. S. Одно невыясненное обстоятельство: аккорд в начале грозы b moll, а у органа es moll (этого почему-то не слышно).
25/IX
75-летие Д. Шостаковича
Малый зал консерватории
Шостакович
Соната для скрипки и фортепьяно
g moll op. 134
Олег Каган
Владимир Сканави
Квартет № 10 As dur (посвящен М. Вайнбергу)
Квартет им. Бородина
Трио e moll op. 67
Михаил Копельман
Валентин Берлинский
Василий Лобанов
Заполонивший всех Шостакович. Пока новой величины этого ранга не намечается!
Мне понравилось исполнение Олега и Димы Сканави - это было убедительно.
Квартет также понравился.
Трио...
Хотел бы наконец когда-нибудь сам играть.
29/IX
запись
Пуленк
"Aubade" (хореографический концерт)
С. Р. и оркестр под упр. Пайара
Слушал с И. А. Антоновой, Н. Дорлиак и В. Васильевым
У меня была идея постановки этого произведения на сцене, и я имел беседу с Васильевым.
Понял, что из этого ничего не может выйти, это ему чуждо; кроме того, он большой задавала, и ему важнее его идеи, а не музыка.
256
30/IX
Большой зал консерватории
Шостакович
Концерт Na 2 для виолончели с оркестром ор. 126
исп.: Наталия Гутман
дирижер: Юозас Домаркас
Наташа опять прекрасно играла, и это сочинение у ней звучит особенно проникновенно и поэтично.
Слушал с интересом и удовольствием.
Браво!
2/Х
Музыкальный вечер
Бах
Сюиты для виолончели соло
№ 1 - G dur
№ 4 - Es dur
№ 5 - с moll
исп.: Наталия Гутман
Слушали:
В. Журавлева Л. Краснопевцева
Д. Журавлев Д. Краснопевцев
E. Лелина О. Каган
Н. Антонова Н. Дорлиак
С. Нейгауз С. P.
В. Лобанов
Большой пиетет присутствует у слушателей, когда играет такая артистка, как Наталия Гутман. Она воплощение честности в искусстве.
4/Х
Большой зал консерватории
Шостакович
Две пьесы для струнного оркестра
ор. 11: Прелюдия и скерцо
исп.:
Квартет им. Бородина
Женский струнный квартет
(E. Алиханова, Т. Кохановская, В. Алыкова, О. Огранович)
Симфония Ne 9 Es dur
Оркестр Московской консерватории
дирижер: Фуат Мансуров
Пьесы для струнных ор. 11 весьма освежили программу; их ведь почти никто (и в том числе я) никогда не слышал.
Девятая симфония же (с первым исполнением которой я так "фатально" связан) всегда [?] приводит меня в восторг. Она полна добрости и юмора. Она тоже чудо. Раньше я этого не понимал.
12/Х
Музыкальный вечер
Бах
Сюиты для виолончели соло:
№ 2 - d moll
№ 3 - С dur
№ 6 - D dur
исп.: Наталия Гутман
Слушали:
С. Нейгауз В. Лобанов
И. Антонова О. Каган
Д. Краснопевцев С. P.
Л. Краснопевцева
Наташа опять порадовала и принесла с собой музыку и благородную дисциплину.
Опять праздник Баха, как это хорошо и полезно в наше суетное время.
257
25/X
запись
Берг
I и II часть из Камерного концерта
С. Р., О. Каган, ансамбль солистов Московской консерватории
Слушали:
А. Мравинских
E. Мравинский
Н. Дорлиак
Визит Евгения Александровича с супругой Алей. Надо сказать, что за столом мы изрядно злоупотребили качественным напитком под названием "коньяк" и очень разговорились по душам и дружески.
Потом немножко послушали Берга, и уже надо было ему уходить под охраной Александры Николаевны: он изрядно расслабел. И это была наша последняя встреча на этой планете.
10/XI (День рождения А. П. Рихтер)
(После репетиции романсов Метнера - Г. Писаренко и С. P.)
запись
Рахманинов
Концерт fis moll № 1 ор. 1
uсп.: С. P.
дирижер: Курт Зандерлинг
Слушали:
И. А. Антонова Н. Дорлиак
Н. Д. Журавлева С. P.
Эту запись считаю также не неудачей и люблю ее иногда слушать. В этой музыке есть неотразимый шарм молодости и большая свежесть (II часть - почему-то Ялта. . .)
8/ХП
домашняя репетиция
Метнер
Романсы на стихи Пушкина:
1. "Я вас любил"
2. "Ангел"
3. "Цветок"
4. "Лишь розы увядают"
5. "Испанский романс"
6. "Телега жизни"
7. [?]
8. "Зимний вечер"
9. "Ночь"
10. "Могу ли я забыть то сладкое
мгновенье" (Дельвиг)
11. "Приметы"
Галина Писаренко и С. P.
Соната-воспоминание a moll ор. 38 № 1
С. P.
У меня (в виде исключения) экскурс в музыку Метнера.
Много работали с Галей над Пушкиным (может быть, даже в большей мере, чем над Метнером).
Remarguable <замечательно> это проникновение Метнера в поэзию Пушкина и его пиетет перед гениальным поэтом.
Наши слушатели, кажется, были искренне восхищены и удивлены.
Ну а соната (Борисов-Мусатов, [немножко?] Чехов, русская интеллигентская ностальгия в обаятельном старомодном [elan <духе>?] имеет свои привлекательные стороны и абсолютную цельность формы.
Слушали:


Д. Журавлев А. Бахчиев


В. Журавлева В. Замараева


В. Шубина Н. Писаренко


Е. Сорокина Н. Дорлиак...


11/ХII
Музей им. Пушкина
К сожалению, исполнение квартета оказалось пустым местом и не в пользу композитора.
258
"Декабрьские вечера"
Глазунов
Квартет № 5 d moll op. 70
Струнный квартет
(E. Алиханова, Т. Кохановская, В. Алыкова, О. Огранович)
Скрябин
Восемь этюдов ор. 42
Соната № 3 fis moll op. 23
bis:
Прелюдия A dur op. 15 № 1
Прелюдия Н dur op. 22 № 3
Прелюдия h moll op. 13 № 6
Этюд cis moll op. 42 № 5
исп.: Василий Лобанов
Дамы (если их сравнить с колоннами) не опирались на звуковую базу. А ведь это сочинение (если оно и эклектично) достойно всяческого уважения и могло бы нам дать эстетическое удовлетворение и удовольствие.
Жаль... (Глазунова).
Выступление Лобанова, оказывается, было третьим (сольным) в его жизни (?!!). Наспех подготовленное (он выучил сонату за неделю) и несмотря на некоторые промахи - всё же яркое и подлинное. Чувствуется настоящий артист и серьезный музыкант, рискующий человек...
Всё это мне понравилось, да и публике также (несмотря на его неизвестность). Был большой успех.
Думаю, что от него можно ожидать многого. Дай Бог!
1982
1982 7/I
записи
Бетховен
Симфония С dur № 1 op. 21
дирижер: Карл Бём
Шуберт
Три музыкальных момента ор. 94:
С dur № 1, f moll № 3, As dur № 6
Два экспромта op. 90:
Es dur № 2, As dur № 4
Шуман
"Ночью", "Сновидения" ор. 12
С. Р.
Исполнение первой симфонии несколько академичное, в особенности если сравнивать с записью Фуртвенглера.
Чувствуется возраст дирижера. Увы...
Моя запись оставляет желать лучшего.
Экспромты не понравились. Музыкальные моменты - не без скучинки, кроме f-moll-ного.
Шуман - намного лучше.
Слушали:


В. Лаптев Л. Краснопевцева


Ю. Башмет Д. Дорлиак


Н. Лаптева Г. Писаренко


С. Мильштейн Н. Дорлиак


Д. Краснопевцев Н. Гутман


Т. Коваленко С. Р.


8/I
записи
Бетховен
Симфония D dur № 2 op. 36
дирижер: Карл Бём
Шуман
Новелетты ор. 21: № 2 D dur, № 4
D dur, № 8 fis moll
Шопен
13 избранных прелюдий op. 28
С. Р.
Моя любимая симфония Бетховена. Господин Бём играет вторую часть в абсолютно неверном темпе (четвертями, а не восьмушками) - трудно слушать.
Остальное хорошо (финал).
(Где повторение в первой части???)
Моя запись меня (надо сознаться) порадовала (серединка второй новелетты, четвертая - "бал", да и всё остальное - почти хорошо).
259
Слушали:
И. Бобровская Н. Гутман
В. Виленкин Н. Дорлиак
Г. Писаренко С. Р.
И. Журавлева
9/I
Большой зал консерватории
Шенберг
Фантазия для скрипки и фортепьяно ор. 47
Шнитке
Соната № l для скрипки и фортепьяно
Лютославский
Речитатив и мелодия
Шостакович
Полька из балета "Золотой век"
Брамс-Хейфец
"Wie Melodien zieht es mir"
Олег Каган и Владимир Сканави затем дома... на моих именинах (в шутку)
Монти
Чардаш
Олег Каган и Юрий Башмет (за роя-
лем)
Удачное убедительное исполнение весьма сложных произведений. Для меня Шенберг наконец стал ясным (дозрел) - настало время.
Соната Шнитке (не без влияния Шостаковича) очень мастерски сделана и производит прекрасное впечатление.
Лютославский и Шостакович подходящие бисы, ну а... господин Хейфец порядочный нахал со своей салонной обработкой.
Олег Каган блеснул; Сканави был на высоте. Неожиданность и блеск показали Олег и Юра дома - это было очень талантливо.
14/I Памяти Ксении Николаевны
Дорлиак
запись
Вагнер
"Валькирия" III действие
Фердинанд Франц
Марта Мёдль
Леония Ризанек
дирижер: В. Фуртвенглер
Слушали:
Д. Журавлев В. Леонович
В. Журавлева В. Шубина
Н. Журавлева В. Исаева
И. Антонова Н. Дорлиак
E. Розенберг С. Р.
Полет Валькирии и Фуртвенглера великолепен.
...И всё, что он делает, непревзойденно. Певцы ниже, но явно выносливые - динамичные.
Ну а заклинание огня - сплошное расстройство.
Это слишком прекрасно, и непонятно, что могло быть написано человеком...
16/I
запись
Шопен
Тринадцать избранных прелюдий ор. 28
Не могу сказать, что эта моя запись мне не нравится... - что-то получилось... (что очень редко бывает).
260
Шуман
"Ночью", "Сновидения" ор. 12
С. Р.
Слушал с Ю. Борисовым
18/I
запись
Сук
Симфония "Азраель"
дирижер: Вацлав Талих
Слушали:
Н. Гутман Н. Дорлиак
О. Каган С. Р.
Прекрасная симфония, написанная кровью сердца. (Сравнения - шестая Чайковского, шестая Мясковского).
Исполнение гениальное. Какое счастье, что эта запись существует.
23/I
Телевизионный центр
Просмотр фильма из цикла
"Декабрьские вечера в музее им. Пуш-
кина"
Метнер
Соната h тоll № 1 для скрипки и ф-но
О. Каган, С. Р.
Соната-воспоминание а тоll
С. Р.
Романсы на тексты Пушкина
Галина Писаренко, С. Р.
Слушали:
Н. Гутман Н. Дорлиак
Т. Коваленко С. Чекин
Д. Дорлиак С. Р.
Фильм о Метнере.
Получилось довольно удачно (ясное представление о сочинениях).
Красивые съемки зала музея.
Но зачем смотреть, как играют инструменталисты (абсурд)!??
На Галю же было приятно смотреть - это совсем другое дело...
29/I
домашний концерт
Бетховен
Три сонаты для скрипки и ф-но
№ 8 G dur op. 30 № 3
№ 7 с moll op. 30 № 2
№ 10 G dur op. 96
Олег Каган и Василий Лобанов
Д. Журавлев И. Антонова
В. Журавлева С. Гутман-Мороз
Н. Журавлева Т. Коваленко
А. Либединский В. Виленкин
Г. Писаренко Д. Дорлиак
Р. Давидян Н. Дорлиак
Н. Гутман С. Р.
Скрипичные сонаты Бетховена, конечно, гениальны, но я не могу их сравнить с фортепианными. Те гораздо вдохновеннее, свежее, непосредственнее.
Думаю, что, может быть, это даже самое лучшее, что написал Бетховен...
17/II Музыкальный вечер
Сегодня у нас "царствует" Андрей Гаврилов со своими партнерами.
261
Шуман
Три Fantasiestucke op. 73 для кларнета и фортепьяно
Анатолий Камышев
Андрей Гаврилов
Брамс
Трио а тоll ор. 224 (для фортепьяно, кларнета и виолончели)
Андрей Гаврилов
Анатолий Камышев
Иван Монигетти
Слушали:
Ирина Наумова
Лев Наумов
Нетта Гаврилова
Аида Мухаремагич
Сибзуко Муратэ
Ирина Воеводская
Элла Орлова-Писаренко
Ирина Смирницкая
Татьяна Коваленко
Святослав Чекин
Ирина Чижова
Борис Покровский
Нина Дорлиак
С. Р.
Всё бурно, полно темперамента, некоторой нерасчетливости, и всё искренне, эффектно и довольно громко.
Какой он счастливый, что почти всегда доволен собой.
Думаю, это также признак хорошего здоровья, но... если бы был скромнее, был бы еще счастливее.
19/II
Домашний концерт
Шуберт
Соната D dur op. 53
Шуберт-Лист
1. "Весенние упования"
2. "Литания"
3. "Мельник и ручей"
4. "Двойник"
5. "Приют"
Лист
Соната-фантазия "По прочтению Данте"
исп.: Василий Лобанов
Слушали:
Наталия Шемятенкова
Владимир Шемятенков
Ирина Антонова
Элла Орлова-Писаренко
Новомир Писаренко
Галина Писаренко
Виктор Бывшев
Ирина Воеводская
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак
С. Р.
Думаю, что в Шуберте Лобанов пока еще не абсолютно нашел себя. Это было несколько мучительно. Остальную же часть программы он провел с большим увлечением и в сонате "По прочтению Данте" показал настоящий блеск.
Думаю позитивно о его будущности, у него есть все хорошие данные.
262
24/II
Виталий Виленкин читает свои воспоминания о Михаиле Булгакове
запись
Бетховен
Симфония с moll № 5 op. 67
дирижер: Карл Бём
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Ирина Шостакович
Галина Писаренко
Элла Орлова-Писаренко
Виталий Виленкин
Татьяна Коваленко
Дмитрий Дорлиак
Олег Каган
Нина Дорлиак
Рафаил Давидян
С. Р.
Что писать про эту симфонию? Ничего - потому что для нее слов нет и даже не стоит стараться их искать.
А исполнение?
То же самое - тут только судьба имеет право распоряжаться (и нам тоже часто не понять, хорошо ли это было или нет).
28/I1
Телевизионный центр
Прослушивание концерта из музея им. Пушкина
Чайковский
1. "Un poco di Chopin"
2. "Шалунья"
3. "Вечерние грезы"
4. "Грустная песенка"
5. "Menuetto scherzoso"
6. "Valse di salon"
7. "Meditation"
Рахманинов
Музыкальный момент С dur
Романс f moll
Мелодия
Полишинель
Этюд-картина es moll op. 33
Этюд-картина cis moll op. 33
С. Р.
Слушал с:
И. Антоновой Н. Журавлевой
Н. Дорлиак и С. Чекиным
Опять слушаю себя...
Слушаю, потому что ищу качество, а не для удовольствия. Это ведь больше работа, и работа часто депрессирующая.
(Кстати, кажется, музыкальный момент С dur не так плохо получился - если я не ошибаюсь.)

14/IV
запись
Гайдн
Семь слов спасителя на кресте ор. 51
Квартет Amadeus
Очень скупыми средствами Гайдн создал это сочинение. Думаю, что он в это время соблюдал пост.
15/IV В страстной четверг (вечером)
Наши традиционные пасхальные вечера
363
запись
Гайдн
Семь слов спасителя на кресте ор. 51
исп.: Amadeusquartett
Слушали:
Ирина Антонова
Вера Исаева
Владимир Леонович
Галина Писаренко
Рафаил Давидян
Наталья Журавлева
Александр Либединский
Элла Писаренко (Орлова)
Новомир Писаренко
Наталья Меллер
Татьяна Коваленко
Нина Дорлиак
С. Р.
начались, и сегодня все были сосредоточены и вероятно о многом размышляли в связи с . исполняемым произведением Гайдна.
Может быть, немного томились (во всяком случае я).
16/IV В страстную пятницу (днем)
запись
Бах
Месса h moll
Elizabeth Schwarzkopf
Marga Hoffgen
Nicolai Gedda
Heinz Rehfuss
дирижер: Herbert von Karajan
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Дмитрий Журавлев
Валентина Журавлева
Наталья Журавлева
Ирина Антонова
Нина [Поседо]
Дмитрий Терехов
Нина Дорлиак
С. Р.
Прекрасная запись.
Караян на одной из своих вершин.
18/IV Воскресение (первый день Пасхи) запись
1) Бах
"Magnificat" D dur BWV 243
Agnes Giebel, Marga Hoffgen, Hans-Joachim Rotzsh, Herman Prey
дирижер: Kurt Thomas
2) А. Блок
Из цикла "Италианские стихи":
1. "Равенна"
2. "Девушка из Spoletto"
3. "Успение"
Magnificat для меня скорее блестящее сочинение, чем глубокое, - в праздники оно очень к месту.
Прекрасного Блока проникновенно и увлеченно прочел Журавлев.
Венеция была для развлечений.
264
4. Из цикла "Флоренция"
5. Из цикла "Венеция"
Читал Дмитрий Журавлев
3) Венеция в разные годы (кинолента)
1. Канале Гранде
2. Печальная дата и поездка в Торчелло
3. Следующее посещение
4. Остров Лидо
5. Регата
6. Меланхолическое прощание с Венецией
Слушали:


Ирина Антонова
Наталья Журавлева


Евгения Лелина
Элит Вирсаладзе


Ирина Воеводская
Дмитрий Журавлев


Карина Лисициан
Елена Сорокина


Валентина Журавлева
Евсей Розенберг


Нина Сухацкая
Александр Бахчиев


Диза Картышева
Вова Воеводский


Вера Шубина
Александр Владиславлев


Ирина Чижова
Нина Дорлиак


Сильвия Нейгауз
Альберт Филозов


София Пилявская
Святослав Чекин


Талина Писаренко
Василий Лаптев


Анаида Сумбатян
Новомир Писаренко


Людмила Толстая
Элла Писаренко (Орлова)


Нина Лаптева
С. Р.


29/IV Памяти Теофила Рихтера (1872-1941)
110 лет со дня рождения
записи
Шуман
Симфонические этюды ор. 13
С. Р.
Гуно
II картина из IV действия оперы "Фауст"
Маргарита - Мирелла Френи
Мефистофель - Николай Гяуров
дирижер: Претр
Брамс
Соната A dur op. 100 для скрипки и ф-но
Давид Ойстрах, С. Р.
Симфонические этюды я впервые слушал в исполнении моего папы и уже в детстве сжился с ними во время папиных занятий в неосвещенной одесской гостиной.
В Одесском театре мой папа исполнял партию органа сцены в храме в опере "Фауст". В этой замечательной особенной сцене органная партия, можно сказать, оригинальна в своей строгости и также доступности слушающему.
Соната Брамса - довольно удачная запись с Ойстрахом.
Слушали:


Сильвия Нейгауз
Татьяна Коваленко


Мила Нейгауз
Нина Дорлиак


Татьяна Фоогт-Стоянова
Константин Пожемов


Диза Картышева
Владимир Барсов


Ирина Антонова
Олег Каган


Галина Писаренко
Дмитрий Дорлиак


Татьяна Пожемова
С. Р.


Наталья Гутман


265
30/IV Памяти Т. Д. Рихтера
записи
Бетховен
Соната Es dur op. 7
исп.: С. P.
Гуно
II картина из IV действия оперы
"Фауст"
Маргарита - Виктория де Лос Анжелес
Мефистофель - Борис Христов
дирижер: Клюйтенс
Вагнер
1) Вступление к III действию из опе-
ры "Тангейзер"
2) Вступление к "Парсифалю"
дирижер: Отто Клемперер
Слушали:
Сильвия Нейгауз
Валентина Журавлева
Лилия Краснопевцева
Наталия Гутман
Ирина Воеводская
Нина Дорлиак
Дмитрий Журавлев
Александр Либединский
Дмитрий Краснопевцев
Сергей Гиршенко
Олег Каган
С. Р.
Бетховен (Es dur) во второй C-dur-ной части для меня почти что беседует с Господом Богом и утверждает его существование.
Исполнение сцены храма во втором варианте еще лучше первого (оно и понятно из-за исполнителей).
Что можно сказать о Вагнере???
6/V
запись
Гендель
Aria "Susser [Blumen Ambra/Locken]"
Равель
Три мадагаскарских песни
исп.: Wanda Bieniecka
(с флейтой, скрипкой, виолончелью и фортепьяно)
Слушал с Н. Журавлевой и Н. Дорлиак
С интересом прослушал давно мной не слышанные мадагаскарские песни, которые очень люблю.
Когда-то аккомпанировал их Вере Исаевой, еще до войны. Она постоянно иллюстрировала наши уроки по истории музыки.
21/V
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Римский-Корсаков
"Майская ночь"
участвующие:
Зимненко, Мищевский, Земцова, Абакумовская, Кленов, Федоркин, Войнаровский, Штанько и др.
дирижер: Кожухарь
Первый раз па сцене. (По клавиру хорошо знаю эту оперу.)
Разочарование досаднейшее! Со стороны музыки в первую очередь - что, дирижер боится опоздать на поезд или самолет? Результат - слов вообще нельзя понять. Певцы ведь вполне могли бы это хорошо исполнить, но в таких темпах - в них и музыка теряет смысл.
Постановка позорная. Дешевый лубок, дос-
266
режиссер: Шароев
худ.: Клементьев
после театра дома
запись
Римский-Корсаков
увертюра к опере "Майская ночь"
дирижер: Небольсин
Слушали с К. Стареком, А. Гавриловым, 3. Томашевский и Ю. Борисовым
тойный разве что парка культуры и отдыха или детской игровой площадки...
О фантастике никакого представления (да ее у нас вообще вытравили!) Гоголя нет, и нет культуры, и нет этой оперы. Ужас!
22/V
записи
Бах
1) Концерт d moll № 1
2) Концерт g moll № 7
исп.: Андрей Гаврилов
дирижер: Ю. Николаевский
Чайковский
Концерт № 1 b moll
исп.: Андрей Гаврилов
дирижер: Р. Мути
Слушали:
Г. Писаренко Ю. Борисов
Н. Журавлева С. Чекин
В. Журавлева А. Гаврилов
Д. Журавлев К. Старек
С. Р.
Андрей показывает свои новые диски. В целом удачные, крепкие.
Бах d moll (Излишняя одержимость, в особенности в III части).
Бах g moll - интересно, так как впервые слышу этот концерт не на скрипке - хотел бы его играть и может быть буду.
Чайковский. Хорошо и по-своему.
(Мути повторил ту же ошибку, которую сделал Караян в моей записи. Реприза II части на семь (!) восьмых.)
Мэле
2/VII
Амбар Мэле - Турень
19-ые Музыкальные празднества
Концерт Джесси Норман
фортепьяно: Филипп Моль
Шуберт:
"Die Allmacht" D. 852
"An die Natur" D. 372
"Auf dem See" D. 543
"Der Musensohn" D. 764
Малер:
Пять песен на слова Рюккерта
Брамс:
Две песни с альтом и ф-но ор. 91
1. "Gestillte Sehnsucht"
2. "Geistliches Wiegenlied"
альт: Ульрих фон Врохем
Spirituals (негритянские песнопения)
Вечер событие - под гром и молнию, так что пришлось зажечь свечи (электричество пропало) и... сколько настроения!
Джесси, гигантское появление которой (как бы под балдахином - v меня всегда эта ассоциация) уже угрожающе-торжествующее явление.
А потом...
"Die Allmacht" Шуберта только она может так петь.
Это был поистине фантастический концерт - музыка соперничала с природой, а природа угрожала.
И было прекрасно и радостно.
В конце Spirituals, это не для меня - это зато ее мир и она в нем дома. Гром аплодисментов, еще несколько ударов грома, и мы вышли на мокрый двор гранжи. Пахло дождем, свежестью и каким-то освобождением.
23/VII
Амбар Мэле
Банкуарт
"Voix"
Очень интересный концерт.
Банкуарта к сожалению забыл, а Стравинский остался в памяти.
Как и русский хор a capella, [к]ак и Месса.
267
Стравинский
1. "Пресвятая богородица" (Ave Maria)
2. "Верую" (Credo)
3. Messe pour choeurs et double quintette a vent
Вокальная группа Франции
дирижер: Джон Альдис
Но одного раза мало для этой музыки, чтобы вполне освоить ее прекрасные качества интеллектуального направления.
4/VII
Амбар Мэле
(закрытие празднеств)
Гайдн
Месса "La creation" (С dur)
исп.: Хор французского радио и новый филармонический оркестр радио
солисты:
Linda Russel, Diana Montague, Maldurin Davies, David Pittman Yenning
дирижер: Ральф Вейкерт
Достойное закрытие турэнских празднеств. Гениальное сочинение, и написано для людей.
(Помню, в конце 50-ых слушал на Неждановой с Ниночкой и В. М. в исполнении Маркевича - очень хорошо; играл также по клавиру еще в Одессе).
Франция
август
запись у Бернара Азуви
(сделанная Madame Brissaud)
Лист
"Размышление о смерти"
"Andante lagrimoso"
"Ave Maria"
исп.: С. Р. (в амбаре Мэле)
Эти три произведения не вызывают у меня протеста (в смысле качества исполнения). Помню полутемный амбар и как Дитер Фишер-Дискау также захотел петь в полутемноте Брамса и Вольфа.
Москва
24/IX
домашняя репетиция
Шостакович
Семь романсов на слова А. Блока ор. 127
Галина Писаренко
Михаил Копельман
Валентин Берлинский
Василий Лобанов
Слушали:
Этот цикл на слова Блока ор. 127 много раз слушал, но не полюбил (как многое другое у Шостаковича: Микеланджело, Еврейский цикл).
Мне кажется, что поэт и музыкант составлены из совсем разных качеств и потому нету настоящей гармонии между ними.
Мила Берлинская Н. Дорлиак
Ю. Борисов С. Р.
25/IХ Утро
запись
Бриттен
Как жаль, что запись этого очаровательного юношеского произведения неудачна! Бриттен был уже не тот - больной, и была толь-
268
Концерт для фортепьяно с оркестром D dur op. 13
С. Р.
дирижер: автор
Слушал с Ю. Борисовым
ко одна репетиция и сразу же запись (Стейн). Поэтому всё получилось как-то не до конца. Очень досадно...
3/X
запись
(пробная пластинка из Большого зала)
Прокофьев
Четвертая соната (с moll)
Шестая соната (A dur)
исп.: С. Р.
Слушал с Ю. Борисовым и О. Каганом
В данном случае я, кажется, остался недоволен. Во всяком случае "не достаточно доволен". Ну и что делать с такой записью? Вероятно ее следовало бы сразу уничтожить. Но почему-то этого не делают. В жизни царят тоже принципы... утверждающие бездействие.
13/Х
запись
Шимановский
Концерт № 1 для скрипки с оркестром
исп.: Ванда Вилкомирска
дирижер: Витольд Ровицкий
Слушал с Ю. Борисовым
Это исполнение очень мне понравилось - оно проникновенно, музыкально и виртуозно.
И оно остается всегда моим любимым сочинением. (Хотел бы, чтоб Олег его играл...)
16/Х У Галины Писаренко
телевизионный фильм
"Музыка Метнера"
(Декабрьские вечера в музее им. Пушкина)
Метнер
Соната h moll для скрипки и ф-но №1
исп.: Олег Каган и С. Р.
Соната-воспоминание a moll
С. Р.
Романсы на стихи Пушкина:
1. "Мечтателю"
2. "Цветок"
3. "Зимний вечер"
4. "Ночь"
5. "Вальс" (слова Дельвига)
исп.: Г. Писаренко, С. Р.
Слушали:
Интересно было послушать и посмотреть (слегка) этот телевизионный фильм. Скрипичная соната прошла довольно удачно, и ее несколько итальянский характер чувствовался.
Соната-воспоминание, к сожалению, с техническим дефектом (лента прерывается), но с настроением.
Романсы ("Мечтателю" n т. д.) у Гали весьма выразительны.
Интересная программа.
Г. Писаренко О. Давидян
Д. Картышева Н. Писаренко
Н. Дорлиак С. Р.
21/Х После концерта в Доме дружбы запись
Прослушал сонату (которую я очень люблю и собираюсь наконец выучить).
269
Шимановский
Соната № 3 ор. 36
исп.: Норман Шерлер
Слушал с Ю. Борисовым и О. Каганом
Исполнение не оставило большого впечатления (в таких случаях слушатель относит это часто в минус произведению).
4/XII
запись
Гендель
Сюита № 2 F dur
Сюита № 3 d moll
С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой и Ю. Борисовым
Мои записи сюит Генделя не абсолют, хотя все ноты чисто сыграны и погрешностей как будто нет.
Мне кажется, что в каком-то смысле Генделя труднее играть, чем Баха. (Может быть, там несколько меньше настоящей музыки?)
5/XII
запись
Гендель
Сюита № 4 e тоll
А. Гаврилов
Сюита № 5 E dur
С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой и А. Либединским
Опять Гендель.
В данном случае доволен обоими пианистами.
Они не вышли из стиля композитора.
7/X1I
Домашняя репетиция
Моцарт
Сонаты для скрипки и ф-но:
1. Соната Es dur № 36 KV 380
2. Соната С dur № 38 KV 403
3. Соната В dur № 40 KV 454
О. Каган и С. Р.
Слушали:
E. Гутман В. Прохорова
Л. Краснопевцева Д. Краснопевцев
Репетиция для концерта на [?] "Декабрьских вечеров".
Все сонаты мы много раз играли вместе и всё же что-то ищем в них и не можем найти. Быть может, действительно их надо играть чуть ли не с листа и не слишком стараться? Но это тоже опасно.
Надо играть с удовольствием. Вот! Но опять-таки: оно ведь может и не пожаловать.
11/XII
запись
Шимановский
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ор. 35
исп.: Ванда Вилкомирска
дирижер: Витольд Ровицкий
Слушал с Н. Гутман, Н. Дорлиак и О. Каганом
Ну это ли не шедевр?!
Какой концерт! Сладостно-трагический голос скрипки среди волшебного сада с райскими птицами ... И эта "гениальная" кульминация в конце.
Вилкомирска и Ровицкий понимают до конца это сочинение.
20/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Опять прекрасный концерт этих двух музыкантов.
Какой у них слаженный ансамбль и как они
270
Белый зал
Моцарт
Соната С dur К 521 (в четыре руки)
Соната F dur К 497 (в четыре руки)
Соната D dur К 448 (для двух роялей)
исп.: Кристоф Эшенбах и Юстус Франц
по-настоящему музицируют и понимают друг друга.
Думаю, Эшенбах знает и владеет каким-то секретом или ключом к музыке Моцарта. В некоторых местах он просто неотразим и его манера истинно очаровывает слушателя. Конечно, концерт прошел с грандиозным успехом, и публика была счастлива. Вторые декабрьские вечера продолжаются.
После концерта дома
Моцарт
Струнный квартет К 465 С dur
IV часть - Molto allegro
I часть - Adagio; Allegro
Виктор Третьяков
Олег Каган
Юрий Башмет
Наталия Гутман
Слушали:
К. Эшенбах Ю. Франц
Н. Дорлиак С. Р.
Дома сегодня ждало еще одно угощение. Струнный концерт Моцарта С dur. Конечно, все были довольны - и исполнители, и слушатели (не знаю, кто больше). К. Эшенбах и Ю. Франц очень просты и симпатичны. Но Эшенбах мне гораздо больше нравится (и как музыкант и как человек). Ведь он и прекрасный пианист, и хороший серьезный дирижер.
Вот Вам и причина того, что на западе его как-то игнорируют и критикуют.
24/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Моцарт
Соната для скрипки и ф-но Es dur KV 380
В. Спиваков, Б. Бехтерев
Соната для скрипки и альта В dur KV 423
В. Спиваков, Ю. Башмет
Дуэт для скрипки и альта В dur KV 424
В. Спиваков, Ю. Башмет
Квартет для флейты, скрипки,
альта и виолончели D dur KV 285
В. Зверев, В. Спиваков, Ю. Башмет, М. Мильман
Этот концерт исполняли, можно сказать, два соперника не на жизнь, а на смерть, и пока еще непонятно, кто кого победит, Спиваков Юру или наоборот.
Юра очень много рассказывает про эту ситуацию - он яро стремится к победе (иметь также свой камерный оркестр). Про его соперника ходят легенды, чуть ли не криминальные, направленные против Юры.
Скажем все-таки, что концерт был несмотря на всё это на высоте, и публика (в особенности дамы) поголовно влюблена в Спивакова.
26/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Моцарт
Соната D dur К. 284



Соната F dur К. 332
Рондо a moll К. 511
А Моцарт у Вирсаладзе (она его прекрасно исполняет) всё же не такой, как ее Шуман. Всё аккуратно сделано, всё звучит, но настоящей непосредственности я не чувствую, всё несколько манерно и стильно.
Всё же отдаю должное ее замыслу и ее незаурядной музыкальности. Это артистка большого масштаба, может, самая сильная сейчас пианистка-женщина...
271
Соната В dur К. 333



(романс As dur)
uсп.: Элисо Вирсаладзе
с Т. Коваленко
Она очень честный музыкант, и в то же время ей присуща настоящая скромность.
Кроме того, она "благородных" кровей, что также немаловажно для артистки.
Мне она очень импонирует, во всех отношениях.
Но что же это с Моцартом? - у кого же он действительно получается?
Незабываемое впечатление с сонатой F dur К. 332 произвел на меня в Одессе (100 лет тому назад) Казадезюс - вот это, кажется, было то самое чудо, которое так редко встречаешь; а также Генрих Густавович в Рондо a moll (он его играл трогательно почти до слез).
И интересно, что Гайдн, казалось бы похожий и сходный с Моцартом гений, для исполнения совсем не такой трудный (он даже почти легкий).
В чем же секрет Моцарта?
1983
1983 5/I
Британское посольство
Прокофьев
Шестая соната A dur
Шопен
Колыбельная
Бетховен
Соната A dur ор. 101
Стравинский
1. Русская
2. У Петрушки (из "Петрушки"?)
3. Масленница
bis:
Бетховен
Багатель В dur
Римский-Корсаков
Полет шмеля
исп.: Питер Донахоу
Истинная пытка было присутствовать на этом концерте.
Такая Шестая Прокофьева может просто вызвать серьезную болезнь.
Во-первых, с начала до конца тонны грязной педали, во-вторых, темпы: во второй части можно заснуть, а уж в третьей (в два раза медленнее) просто скончаться.
Про остальное не буду даже писать. Молодой англичанин с рыжей бородой казался весьма довольным и гордым после этого ужаса. (Мне пришлось с ним поздороваться.) Нелегкая понесла меня на этот концерт.
5/I Дома
запись
Гендель
Сюита №1 A dur
А. Гаврилов
Сюита № 8 f moll
Сюита № 9 g moll
Сюита № 12 e moll
С. P.
Слушал с Н. Журавлевой, А. Либединским и Ю. Борисовым
Все это мы еще и еще раз слушаем, сравниваем, критикуем, хвалим.
А всё-таки настоящего удовольствия, думаю, не получаем.
Следим за исполнением, а следует созерцать сочинение.
Всё это так противоречиво, что и трудно об этом писать.
Поэтому прекращаю.
272
8/I У Олега Кагана
записи
Персел
Пьесы для клавесина:
1. Менуэт
2. "Входите в мир удовольствий!"
3. Фантазия-Пассакалья
исп.: Густав Леонхардт
Дебюсси
"Послеполуденный отдых фавна"
дирижер: Ансерме
Стравинский
"Каприччио"
исп.: автор
дирижер: Ансерме
Лист
Полонез E dur № 2
исп.: С. Рахманинов
И. Штраус
Вальс "На голубом Дунае"
исп.: Иосиф Левин
(в немыслимо трудной транскрипции)
Г. Вольф
"Прощание" (слова Мерике)
Д. Фишер-Дискау и С. Р.
Слушал с Н. Гутман, О. Каганом и Ю. Борисовым
Олег предложил свою композицию [для?] прослушивания, и это оказалось очень интересно, разнообразно и красиво.
Персел.
На первое блюдо, благородно и элегантно.
Дебюсси ...
В прекрасном исполнении Ансерме.
Неповторимая красота.
Стравинский
В исполнении автора (когда же я наконец исполню это восхитительное сочинение? Уже дважды пытался и... срывалось).
Лист
Полонез E dur - Рахманинов
Мне не понравилось, совсем не так понимаю это сочинение.
Штраус
Блеск, техника, цирк, эстрада и вероятно сумасшедший успех у Левина.
Вольф
Это конечно - Да.
12/I
запись
Гендель
Сюиты:
№ 11 d moll
исп.: А. Гаврилов
№ 14 G dur
№ 16 g moll
исп.: С. Р.
Слушал с Н. Журавлевой и Ю. Борисовым
Лист
Полонез E dur
исп.: С. Р. (Прага)
Шопен
Этюды
ор. 10: № 1, 3, 4, 10, 11, 12
ор. 25: № 20, № 23
исп.: С. Р. (Бухарест)
Слушал с Ю. Борисовым
Повторные слушания записей.
Гендель: Довольно ровно, академично, но не сухо.
Лист из Праги.
Помню знакомство с [Юстусом] и Арлетт Кетчен (какое то было счастливое время), помню его хороший концерт в Рудольфинуме.
Арлетт почему-то страшно понравилось, как я сыграл полонез, и она попросила на память эту пластинку (которая официально не была выпущена). Где теперь все они? Те люди, так любившие меня в Праге? Их уже больше не встретишь...
Шопен из Бухареста:
Вероятно прилично для концерта и не годится для пластинки.
Это уж старая знакомая ситуация. Voila!
17/I
запись
Изумительная четвертая в исполнении Мравинского!
273
Чайковский:
Четвертая симфония f moll
дирижер: Евгений Мравинский
Слушал с Ю. Борисовым
Прекрасно... и всё же его композитор - Дмитрий Дмитриевич Шостакович. Здесь Мравинский неповторим.
19/I
запись с концертов
Шуман
1) Концерт a moll
С. Р.
дирижер: Р. Мути
(Зальцбург)
2) Симфонические этюды
С. Р.
(Дубровник)
Слушал с Н. Дорлиак и Ю. Борисовым
Два сочинения из самых любимых мною.
К сожалению, концерт меня ни разу не устроил в записях - всегда не хватает непосредственности, а уж я его столько играл (с пятнадцати лет).
Симфонические этюды - тяжелый камешек (если не глыба), но разве возможно не играть?..
И притом надо хорошо...
21/I У Лаптевых
Телевизионная передача с 31/12 82 г.
из Большого зала консерватории
Дворжак
Квинтет A dur op. 81
исп.: Квартет им. Бородина и С. Р.
Слушали:
Н. В. Лаптева Н. Л. Дорлиак
В. К. Лаптев Ю. О. Борисов
Н. Д. Журавлева С. Р.
Симпатичные Лаптевы зазвали к себе, и мы повторно слушали Квинтет Дворжака № 2. О качествах этого сочинения можно не писать, недаром Брамс так высоко ценил этого композитора (не то что Брукнера - но тут он глубоко ошибался).
24/I После театра
запись
Шопен
Баллада g moll № 1
Этюды:
op. 10: № 1, 3, 4, 10,11, 12
op. 25: № 20, 23
Полонез и Andante spianato
(дир. Кондрашин)
С. Р.
Слушал с Н. Гутман, Н. Дорлиак,
О. Каганом и Ю. Борисовым
УЖ не знаю, откуда происходили эти записи, но они опять (несметный раз) повторяли игранные мною сочинения.
Не знаю, почему я их поставил - вероятно, потому что попросили окружающие друзья (у них всё еще не пропал интерес слушать меня. Цитата из Московской консерватории - "И когда же наконец пройдет эта мода на Рихтера?" - 25-летней давности).
25/I
Студия граммофонной фирмы "Мелодия"
(прослушивание записей из музея им. Пушкина)
Моцарт
Сонаты для скрипки и фортепьяно:
Соната e moll К. 304
Работа с Бунеевой и Вепринцевым.
Целый вечер работали прилежно и скрупулезно, но записи не приняли, было слишком много маленьких и больших неудач.
... И уж конечно это потому, что Моцарт, трудности на каждом шагу ожидают исполнителей, и счастье, если он их как-то минует. А в чем эти трудности, даже непонятно.
274
Соната В dur К. 454
исп.: О. Каган и С. Р.
Слушал с E. Бунеевои, О. Каганом, Вепринцевым и Н. Дорлиак
26/I
Музыкальный вечер у Лисициан-Владиславлевых
Гайдн
Три английских канцонетты
Равель
Три песни Дон Кихота
исп.: Рубэн Лисициан
Вебер
1. Две песни с гитарой (ф-но)
исп.: Р. Лисициан
2. Трио
исп.:
Рузана, Карина и Рубэн Лисициан
Шуман
Семь дуэтов
Гуно
Дуэт
Масснэ
Дуэт
"Ретро" (салон)
Гершвин
Салонный дуэт
Арабский дуэт
исп.: Р. и К. Лисициан
Равель
Еврейская песня
Три греческих песни
исп.: Р. Лисициан
Булахов
Дуэт
Еврейский дуэт
исп. Р. и К. Лисициан
партия фортепьяно:
Семен Скигин
Слушали гости:
Семейный вечер у Лисициан-Владиславлевых прошел весьма приятно. Эта семья чрезвычайно одарена музыкально. Все трое. Мы слушали самые разнообразные oeuvr-ы, и всё было так хорошо доработано, в хорошем вкусе и "радостно" исполнено.
Меня только стесняла журналистка-поэтесса, сидевшая рядом и имевшая какие [то] намерения в отношении работы со мной.
чета Шемятенковых А. Владиславлев
Н. Дорлиак Т. Коваленко
С. Р. Д. Дорлиак
[?] Скигина и т. д.
28/I
запись
Дворжак
Koнцepm g moll для ф-но с оркестром
Лондонская запись Дворжака имеет много грехов... и не только у меня. Не знаю, в чем тут вина: в самом городе, где я себя плохо чувствую, в некотором равнодушии англи-
275
исп.: С. Р.
дирижер: К. Кондрашин
(Лондон)
Слушал с Ю. Борисовым
чан и в их консерватизме или в критиках, объявивших Дворжака, как и Полонез с Andante spianato Шопена, плохой музыкой.
29/Х
запись
Бетховен
Соната с moll op. 111
исп.: С. Р.
Слушал с Юрой Борисовым
Я действительно иногда играл эту сонату почти хорошо. Не знаю точно, но кажется, в записях она у меня не осталась в хорошем исполнении. Это так почти всегда и бывает с записями, и это весьма досадно.
31/I Утро
запись
Дебюсси
"Игры"
дирижер: П. Булез
Впервые и как-то "их" не поймал. Может быть, был рассеянным - а может быть... Булез?
31/I
Музыкальный вечер
1) Станислав Бунин
Моцарт:
Соната D dur



Шуман:
Токката
Шопен:
Этюд Des dur op. 25 № 8 Лист:
Этюд "Хоровод гномов"
Рахманинов:
Этюд-картина es moll op. 39
Дебюсси:
Токката
из сюиты "Pour le piano"
2) Эпидиоскоп:
"Урывки из периода 1980, 1981, 1982"
запись
3) Дебюсси
"Послеполуденный отдых фавна"
дирижер: Пьер Булез
Слушали:
На Бронной (шестнадцатый этаж) Станислав Бунин (сын Стасика Нейгауза) демонстрирует себя как пианиста.
Он еще очень молод, но достаточно профессионален и артистичен. ...
Всё играл [?] хорошо (справился с Токкатой Шумана!). Видно и слышно, что его ждет возможно блестящее будущее.
Как это ни странно, но настоящего впечатления он на меня не произвел. Это было так, как я и ожидал.
Но... конечно, это еще и возраст - посмотрим, что будет потом.
Дебюсси с Булезом - также не произвел большого впечатления.
Г. Писаренко В. Виленкин
Н. Журавлева В. Зеленин
E. Рихтер Ю. Борисов
Н. Дорлиак С. Бунин
С. Р.
276
4/II
запись
Дебюсси
Прелюдии, II том
исп.: С. Р. (Сполето)
Слушал с Юрой Борисовым
Как-то нету у меня веры в эту запись из Сполето (когда Жан Карло из ложи конферировал и называл каждую прелюдию ее названием).
В Сполето вообще (по справедливому замечанию Лорина Маазеля) всё весьма несерьезно. Вот мне и кажется, что и тут это отразилось.
9/II
запись
Моцарт
Концерт с moll № 24
С.P.
дирижер: Р. Мути
Шопен
Концерт f moll № 2
С. Р.
дирижер: E. Светланов
Слушали:
Н. Гутман О. Каган
Н. Дорлиак Ю. Борисов
А. Камышев С. Р.
Два шедевра музыки. К сожалению, c-moll-ного Моцарта как-то не запомнил и, по моему, запись куда-то исчезла. (Кажется, это было довольно удачно - но пропало).
Шопеновский концерт считаю настоящей хорошей пластинкой, и думаю, что в подлинно шопеновском стиле.
10/II
домашняя репетиция
Оффенбах
"Сказки Гофмана"
(отрывок, дважды)
Антония - Г. Писаренко
Голос матери - Э. Саркисян
Доктор Миракль - В. Маторин
фортепьяно: Л. Орфенова
дирижер: М. Юровский
Слушали:
Н. Дорлиак С. Р.
Ю. Борисов
Роковое III действие из "Сказок Гофмана" конечно весьма ярко написано (как и вся опера), но я не слишком большой поклонник этого сочинения (там достаточно мишуры). Несколько раз слушал эту оперу, запомнилась постановка Фельзенштейна и постановка Павла Маркова в театре Станиславского.
11/II
запись
Бизе
"Арлезианка" I u II сюиты
дирижер: Р. Дезормьер
Слушал с Ю. Борисовым
Это конечно безусловно хорошо, если дирижер Дезормьер! Один из единственных! И конечно для французской (хорошей) музыки!
Вена
конец февраля (во время Fasching)

<<

стр. 7
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>