<<

стр. 8
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Konzerthaus
Выступает Грапелли (скрипка)
(джазовая музыка)
Чисто развлекательный концерт (я сначала даже не хотел идти).
Грапелли большой артист в своем несколько оригинально-несерьезном стиле, и много поэтому смешного, веселого...
277
В I отделении "шуточный концерт":
Оркестр и музыканты соло (из оркестра) играют не на своих инструментах
Был с Н. Дорлиак и Л. Кормут
Блестящая джазовая музыка (которую я, конечно, забыл).
Шуточный концерт был очень забавен и остроумен, но всё это быстро выветривается из моей головы. В общем Веселая Вена.
март
Wiener Opernhaus
(премьера)
Верди
"Риголетто"
Джильда - Груберова
Риголетто - Бруссон
дирижер: Риккардо Mутu
Слушал с Б. Азуви
Премьера в Венской опере. Большего безобразия я, пожалуй, не видел и не слышал, несмотря на то, что Мути более-менее брал верные вердиевские темпы (за что ему из публики кричали: "Мути, бу-у!") (Извините, забыл, исключение была сцена грозы в непозволительно быстром темпе.) И певцы безусловно обладали выдающимися голосами, [но] они пели (в особенности Груберова) так невыразительно и без всякого чувства, что сочинение (!! Гениальное) теряло всякий смысл - зато отдельные высокие ноты вызывали ураган восторга (для меня хоть бы их и не было).
О трогательности никакого помина. Бруссон был обыкновенный Риголетто и делал всё то же самое, что я уже сто раз видел. Герцог был просто идиот. Ну а постановка - пример такой запыленной и бездарной рутины, что дальше уже невозможно. (Во второй картине лунный свет, и сильный (так что Риголетто нельзя было бы ошибиться с повязкой на глазах), слева, а справа... вдруг еще одна бледная луна. Вот и всё в таком роде - сплошной кошмар. Беспомощность и скучища.
Самое же страшное, это публика! Она вопила, прикрывала своими криками (истошными) музыку, вела себя как толпа умалишенных и притом, по-видимому, получала от этого большое удовольствие.
Не хватало только поставить пулемет.
Мути торжественно принимал поздравления, а Маазель с гордостью продемонстрировал свой директорский кабинет (он теперь директор Венской оперы). Как отвратительно и противно всё это!
Поздравляю!
Париж
29/III У. Б. Азуви (утро)
запись
Римский-Корсаков
Концерт cis moll
Глазунов
Концерт f moll № 1
исп.: С. Р.
Встреча с моими "допотопными" пластинками (которые теперь считаются "технически" несовершенными - а пластинки Слезака, Неждановой, Шаляпина??).
Римский
Есть один грех - неверные акценты в заключительных октавах Des dur... Остальное вроде не плохо...
278
дирижер: К. Кондрашин
Слушал с Б. Азуви
Глазунов
Весьма трудное сочинение. "Почему Вы играете этот концерт?" спрашивали меня многие. Во-первых, он мне конечно нравится, во-вторых, он очень глазуновский и цельный, он имеет свой определенный стиль (несколько салонно "Анна-Каренинский" (I часть) и также балетный (II часть). Он прекрасно построен (в противовес скрипичному, который я не люблю - вот где эклектика).
К сожалению, у Кондрашина не достаточно проникновенна тема II части - но в целом запись доставляет удовольствие.
31/III У Б. Азуви (утром)
запись из Ольдборо
Рахманинов
Этюд-картина fis moll op. 39 № 3
Этюд-картина h moll op. 39 № 4
исп.: С. Р.
Слушал с Б. Азуви
Этюд fis moll один из моих любимых. Эти бурные заросшие склоны, эти водопады с осколками льда [как бы] объяты одним дыханием и вдохновением.
А этот тормоз в последних тактах - этот изумительный этюд предвосхитил также прокофьевский пианизм (как и все этюды-картины) (С. С. конечно ругался бы).
Одна чудачка, прослушав h-moll-ный этюд, сказала: "Я себе представляю, как покидали аристократы (в каретах, разумеется) Францию перед "великой" революцией, и их состояние".
1/IV У Б. Азуви
запись
Дебюсси
"Весна"
дирижер: П. Булез
Слушал с Б. Азуви
Подучил громадное удовольствие от этой записи. Какое чудесное сочинение!
2/IV У Б. Азуви
запись
Вагнер
III действие мистерии "Парсифаль"
Парсифаль - Петер Гофман
Гурнеманц - Курт Моль
Амфортас - Ван Дам
дирижер: X. ф. Караян
Слушал с Б. Азуви
Необычайная удача Караяна.
Он здесь так проникновенен...
Время как будто бы само ведет музыку. Всё так глубоко и так ясно. Во-первых, вступление и Karfreitagszauber, до последних сводчатых звуков арфы, как бы преграждающих путь к недозволенному непосвященным.
Трое солистов соответствуют этому таинству глубиной своего подлинного исполнения.
Какой Караян может быть!
Если захочет.
Какой человечный и глубокий.
Спасибо за это III действие.
Это был настоящий Вагнер.
279
Мюнхен
апрель
кинофильм "Die Fruhlingssymphonie" с музыкой Шумана
исп.:
Гидон Кремер
Иво Погорелич
В. Кемпф
Д. Фишер-Дискау
и др.
Был с E. Леонской и П. Кормут
Музыка, иллюстрирующая этот неплохой фильм, подобрана со вкусом и уменьем.
Соблюдено чувство меры, что очень редко бывает в "музыкально-биографических" фильмах. В фильме много удач (и сам Шуман, и Настасия Кинская в роли Клары, и ее отвратительный папаша). Единственный гафф - это роль Мендельсона. Это ужасно.
24/IV
Residenz Herkulessaal
утренний концерт
Бетховен
Увертюра "Леонора № I" С dur
Шостакович
Концерт для виолончели № 2 ор. 126
исп.: Наталия Гутман
дирижер: Станислав Скровачевский
Увертюра "Леонора № 1" - чрезвычайно сходна с № 3-ей - но конечно уступает ей - мне было интересно прослушать ее в первый раз.
Наташа Гутман в этот раз играла исключительно прекрасно (она, кажется, и сама наконец была довольна).
Сочинение Шостаковича раскрылось во всем своем великолепии и оказалось полным поэзии (с его "горячими бубликами").
Я понял, почему автор называл эту "симфонию" (симфонию-концерт) Воспоминаниями о прошлом. Думаю, что это было самое лучшее выступление Наташи, услышанное мною.
Скровачевский был на месте.
27/IV
Bayerischer Rundfunk (Студия)
(запись с концерта)
Рахманинов
Этюд-картина es moll op. 33 № 5
Этюд-картина D dur op. 39 № 9
исп.: Владимир Горовиц
Рахманинов
Этюды-картины op. 39
с moll № 1
a moll № 2
fis moll № 3
h moll № 4
D dur № 9
с moll № 7
исп.; Олаф Дресслер
Слушал с Frau H. [Stefan], L. Kormout, O. Waldeck, Herr Lindner
Исполнение Горовицем (по-видимому уже весьма в летах и не в хорошей форме) совершенно не могу принять - это манерно, грязно, поверхностно, "халтурно" и банально.
Сверхуспех у аплодирующей публики Карнеги-холла. Олаф Дресслер (записал все этюды-картины).
Думаю, что об этой записи вообще лучше умолчать...
30/IV
Bayerischer Rundfunk (Студия)
прослушивание записи двух дисков
Эту запись приняли к печатанию, получилось две пластинки. В целом слушается (Чайковский с большим трудом, как и играется -
280
1) Чайковский
Лирические пьесы
2) Чайковский
Четыре пьесы из "Времен года"
Рахманинов
Девять этюдов-картин
Слушали:
Frau Stefan Waldeck
Lindner L. Kormout
B. Azouvi
реплика Фейера - "зачем стрелять по воробьям?!!!" в данном случае идиотская).
Рахманинов
...Если бы не эта ритмическая ошибка в с-moll-ном № 7, два такта до "ладана" [?] .
Вена
5/V У Лизы Леонской, утром перед отъездом
запись
Шопен
13 избранных прелюдий ор. 24
исп.: С. Р.
Слушали:
Л. Леонская | Б. Азуви
А. Люшевич | С. Р.
Утро v Лизы.
Только что заключили знакомство с приехавшим Андреасом Люшевичем, который должен меня отвезти до белорусской границы. Поставили эту запись, так сказать, на "добрый путь", но, может быть, и не стоило - получилось как-то официально - это не для этой музыки...
Я был не сосредоточен и больше обращал внимания на то, как кто слушает (это бывает со мной, поэтому лучше слушать одному из другой комнаты). Ну а свое исполнение я достаточно досконально знаю, и никаких приятных сюрпризов тут быть не могло.
Через 15 минут мы распрощались у машины (угол Salesianer и Rennweg) и я укатил с новым знакомым через Словакию (Трнава), Польшу, где были приключения в связи с нехваткой бензина и нас спас дядечка в [Белой Подляске?]
Москва
10/V
запись
Дебюсси
Симфония "Море"
дирижер: Р. Дезормьер
Слушали:
E. Гутман О. Каган
А. Цирюк Ю. Борисов
С. Р.
Сколько я ни проигрывал эту пластинку, V меня было чувство каждый раз, что это в первый раз (а проигрывал я ее около ста раз) (вульгарно говоря, "до дыр").
Какая редкая удача. Вдохновение поймано техникой, это ведь почти чудо! Не знаю лучшего качества пластинки. А об исполнении нечего говорить - это уникально.
Роже Дезормьер!!
11/V (днём)
запись
Бриттен
I картина I действия оперы "Альберт Херринг"
дирижер: Бенджамен Бриттен
Начал "работу" над предстоящим в декабре "Херрингом". "Работу ухом" - просто говоря, больше чтобы получить удовольствие - а о качестве этой пластинки двух мнений быть не может.
Когда это Бэн, то это всегда самый высокий уровень. То же скажу и про Питера.
281

...и какая интересная метаморфоза из французского края в Англию. Какие восхитительные детали, да и как всё смешно и весело.
Вот она - комическая опера нашего века!
12/V (днем)
запись
Бриттен
II действие opera "Альберт Херринг"
дирижер: автор
Продолжение "работы-удовольствия".
Валторна дает сразу же настроение праздника (и при повторах на необычных гармониях продолжает напоминать о себе).
Применение темы-гармонии из "Тристана" остроумнейшая музыкальная находка... А вступительное слово Милэди Билоу (которая как бы надувается, как шар...) Дальше музыка ночи в доме Херринга - да что перечислять!!!
12/V вечер
Домашняя репетиция
I картина I действия оперы
"Альберт Херринг"
Бенджамена Бриттена
Соколенко
Саркисян
Лемешева
Мочалов
Тархов
Родионик
концертмейстер: В. Зива
Слушали:
Н. Дорлиак Ю. Борисов
Н. Журавлева С. Р.
Первые опыты постановки - режиссирует Юрий Борисов - на первых порах пассивно (на первых порах это естественно...)
Артисты Камерного музыкального театра талантливы (Соколенко, Лемешева). Участвуют также Эмма Саркисян из театра Немировича. Стараются. Это ведь совсем не так легко! Обстановка устанавливается дружеская и приятная.
Молодой Зива оказался хорошим музыкантом и весьма "уверенным в себе". Всё это на первое время тоже хорошо.
А главное - как интересно!
С этого момента моя квартира превратилась в репетиционный оперный зал и установились свои новые принципы.
Всё для "Альберта Херринга"!
14/V
запись
Бриттен
"Альберт Херринг"
I действие
Питер Пирс
дирижер: автор
Слушал с Н. Гутман и О. Каганом
Еще раз слушал с Олегом и Наташей (для их осведомления с этой музыкой). Идея постановки этой оперы на "Декабрьских вечерах" пришла сначала в голову молодому Юре Борисову (режиссеру Камерного театра Б. Покровского) - он был, так сказать, вдохновителем этого события и привлек из Ленинграда своего друга (который нам показался совершенным ребенком), дирижера В. Зиву.
Что из этого вышло - это уже другой сюжет...
Горький
29/V
Кремлевский концертный зал
Я поехал в Горький, чтобы обыграть такой архитрудный Концерт для левой руки Равеля с Гусманом.
282
оркестровая репетиция
Равель
"Цыганка"
исп.: Олег Каган
дирижер: Израиль Гусман
Олег Каган также участвует в этом концерте с "Цыганкой", которую я слушаю из-за кулис театра.
Каждый раз получаю полное (хотя и несколько мимолетное - очень уж короткая пьеса!) впечатление и удовольствие от этого "шедевра". Олег очень удачно исполнил его.
Москва
4/V
домашняя репетиция
Гендель
Ария из оратории "Самсон"
Персель
Ария из "Королева фей"
Брамс
Ода Сафо
исп.: Эрик Курмангалиев
(который впервые был у нас. Ни капельки не волновался, как ни в чем ne бывало) акк. ф-но: С. Р.
Дебюсси
"Фантазия"
Равель
Концерт для левой руки
исп.: С. Р.
второй ф-но: Владимир Сканави
Приподнятая обстановка!
Пожалуй, это больше концерт, чем репетиция. Много друзей, они здесь перечислены. Сначала "необычный" человек и певец поет своим необычным голосом три строгих сочинения. Потом я с Димой Сканави на двух роялях.
Кажется, вечер удался, и все остались довольны.
Все переходят в столовую.
Слушали:
В. Журавлева В. Зива
Д. Журавлев Ю. Николаевский
С. Нейгауз Н. Даутов
E. Лелина Э. Курмангалиев
И. Воеводская В. Сканави
И. Антонова С. Р.
Н. Дорлиак


5/VI Прощальный вечер (репетиция)
домашняя репетиция
Дебюсси
Фантазия
Равель
Концерт для левой руки
С. Р., В. Сканави
Повторение вчерашнего вечера, но более торжественное (без Курмангалиева).
Гости избранные. Программа красивая. Нина считает, что неприлично приглашать студентов (Зива, Борисов), когда присутствует ректор (Куликов). Я категорически против этой точки зрения. Всё прошло комильфо, и через два дня я буду эту программу играть в Горьком (дирижер Израиль Гусман) - а может быть уже играл два дня назад. ДА. ИГРАЛ!
Слушали:
И. Антонова О. Каган
Н. Куликова В. Виленкин
E. Мильштейн Ю. Башмет
Н. Гутман В. Сканави
Т. Гайдамович С. Мильштейн
Т. Коваленко С. Чекин


283
Н. Дорлиак Ю. Борисов
Б. Куликов Д. Дорлиак
Н. Даутов С. Р.
В. Зива
Минск
7/VI
Филармония
оркестровая репетиция
Гендель
увертюра к опере "Агриппина"
Концерто гроссо (h moll № 11)?
Минский камерный оркестр
дирижер: Ю. Цирюк
Слушал с артистами квартета им. Бородина и Ю. Борисовым
Первая встреча с дирижером Цирюком, с которым я собираюсь играть концерт Гайдна на декабрьских. Сижу с бородинцами в партере (это как бы экзамен дирижера). Увертюра понравилась и исполнением и своей оригинальной "поступью". В целом впечатление благоприятное.
Дорога из Бреста в Хельмштедт в машине у Андреаса Люшевича
запись
Шуман
Соната № 3 f moll
Жан-Филипп Коллар
Мусоргский
(сюрприз)
"Танец невылупившихся птенцов"
из "Картинки с выставки"
С. Р.
После разных музыкальных разговоров во время поездки (длившейся вроде 17 часов - границы, визы и т. д.) Андреас продемонстрировал мне запись Коллара, который мне представился совершенно замечательным пианистом.
А потом, к сожалению, я изменил о нем мнение.
Париж - Тур
с 15/VI до 9/VI1
записи на кассету Б. Азуви
Чайковский
фортепьянные пьесы из игранных программ (Роландсэк, Тур, Париж)
Рахманинов
Этюды-картины (из ор. 33 и 39)
(Роландсэк, Тур, Париж)
Франк
Трио (II и III части)
(Роландсэк)
О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Да, много Чайковского и Рахманинова, но ... когда их исполняешь, получаешь действительно истинное удовольствие. Можно "раскрыть" русскую душу (в самом хорошем смысле этого слова).
Но трудности должны быть досконально устранены и не должны волновать артиста, как впрочем и во всех случаях (извините - Волга впадает в Каспийское море) - иначе... это всецело не дойдет до слушателя (Чайковский - "Вечерние грёзы", "Каприччиозо", Рахманинов - "Этюды-картины"). Вся эта музыка не так легко удается артисту, как она, наоборот, легко слушается. А слушатель часто считает, что это не так уж всё серьезно и трудно...
Я иногда выслушивал такие глупые замечания по этому поводу и от наших, и от иностранных музыкантов, что их не хочется цитировать здесь.
284
Тур
25/VI
Большой театр
Равель
Испанская рапсодия
Парижский оркестр
дирижер: Д. Баренбойм
Честно говоря, большого впечатления от этого исполнения у меня не осталось (а мне его очень хотелось). Может, я плохо слушал после своего исполнения "Фантазии" Дебюсси и леворучного концерта Равеля.
26/VI
Амбар Мэле
Сен-Санс
Соната с moll для виолончели и фортепьяно
П. Тортелье
Variations sur "May Music save peace"
Форе
Вторая соната для виолончели и фортепьяно (соль минор ор. 117)
Дебюсси
Соната для виолончели и фортепьяно
Дебюсси
Прелюдия "Что видел западный ветер" (ф-но)
Бах
Прелюдия из Первой сюиты
(виолончель соло)
Поль Тортелъе (виолончель)
Мария de la Пэй (фортепьяно)
Господин Тортелье, прямо скажем, не герой моего романа, но он, конечно, персоналите, артистичен до "слишком" и, разумеется, хорошо владеет виолончелью.
Соната Сен-Санса мне понравилась, и захотелось ее включить в репертуар (хотя французы-идиоты говорят "кель барб", и это возмутительно).
А вот вторая соната Форе действительно мне показалась разбавленной невкусной водичкой.
Дебюсси - тут нечего говорить.
Но Mademoiselle Мария de la Paix (дочь Тортелье) не произвела впечатления своим "Что видел западный ветер". Это было просто плохо.
28/VI
Амбар Мэле
Hommage a la musique de jazz francaise
Tpuo
Martial Solal (фортепьяно)
Daniel Humair (контрабас)
Cesarius Alvim (перкуссия)
Слушал с О. Каганом, Н. Гутман, Б. Азуви
Импровизация, свобода, раскрепощенность, и конечно свои законы этой музыки царствовали в это вечер в Grange de Meslay.
Martial Solal меня абсолютно поразил. Я понимаю, что всё это дело случая (не всегда возможна эта свобода), но в этот раз свобода была налицо.
Часть публики была сдержана и несколько шокирована. Мы же бушевали, выкрикивая "Браво", и не жалели аплодисментов.
9/VII
Амбар Мэле
Равель
Квартет F dur
bis:
Дворжак
Две части из квартета
Квартет "Талих":
Petr Messiereur, Jan Kvapil, Jan Talich, Evzen Rattay
Получил истинное удовольствие от произведения и исполнения. Молодцы чехи! Какая у них подлинная музыкальная культура и какое понимание музыки.
Не совсем хотелось слушать после Равеля Дворжака на бис, но и это в результате было хорошо и на месте.
Так сказать: привет из Праги.
285
2/VII
Амбар Мэле
Рамо
"Пигмалион"
(опера в концертном исполнении)
Les Arts Florissants
Пигмалион - Доминик Висс
дирижер: Вильям Кристие
Опера восхитительная и была очень хорошо исполнена.
Прекрасно воспроизведен стиль того времени; видно, что артисты честно и с удовольствием работали.
Доминик Висс в роли Пигмалиона был просто явлением, пришедшим из той эпохи. Весьма женственный, с длинными локонами и голосом между тенором и альтом, он всем своим существом жил в образе и стиле и остался в памяти как часть самого Рамо.
Вена
11/VII- 20/VII
записи на кассету Б. Азуви
(Париж, Зал Гаво)
Шимановский
II соната
III соната
"Шехеразада"
"Тантрис-шут"
Избранные мазурки
исп.: С. Р.
Шимановский
"Мифы"
исп.: О. Каган и С. Р.
Шимановский
1) "Песни влюбленного муэдзина"
2) Песни на слова Джойса
исп.: Г. Писаренко и С. Р.
Прослушиваю опять "моего" Шимановского. По количеству произведений, игранных мною, можно понять о моей к нему привязанности. Она настоящая!
Понемногу (но очень медленно) истинно музыкальная публика начинает его понимать и, стало быть, "признавать" (среди них не так уж много музыкантов).
Мечтаю (но боюсь) еще выучить две пьесы из "Метопы": "Остров сирен" (неимоверной трудности) и "Калипсо" - но когда это будет?
Сколько же на свете хорошей музыки!?!!
Велс
с 23/VII по 31/VII У Franz Marschallinger
Записи па кассеты Б. Азуви
(Schustersberg)
Дебюсси
Фантазия G dur для ф-но с оркестром
С. Р., Баренбойм
Равель
Концерт для левой руки
С. Р., Баренбойм (Тур)
"Цыганка"
О. Каган, Баренбойм
Шимановский
Третья соната
С. Р. (Париж)
Фантазия Дебюсси (единственное мое выступление с ней в Туре).
Почему-то почти никем не играемое сочинение - а почему? Потому что нетрудное? (см. e-moll-ную сонату Грига или "Lieder ohne Worte" (кстати, труднейшие)) Непонятно... "Цыганка" Равеля оригинальнейшая миниатюра (очень люблю ее), где оркестр играет всего лишь минуту из галантного отношения к скрипке.
Леворучный концерт своего рода "Остров радости", но с более таинственными и несколько опасными гротами (так говорил Генрих Густавович). [Гоген].
III сонату Г. Г. любил менее второй и считал, что Кароль пошел к сожалению не по тому пути! Я с этим абсолютно не согласен.
записи
Скрябин
Десятую сонату Софроницкий всегда играл исключительно хорошо.
286
Десятая соната
Владимир Софроницкий
Избранные этюды
Шестая соната
С. Р.
Так и в этой записи, всё живое, летящее, парящее, звучащее!..
Моя запись этюдов и шестой сонаты тоже не неудача. Несмотря на несколько промахов в шестой, она производит впечатление...
Вена и Будапешт
1/VIII-6/VIII
записи на кассету E. Азуви
Рахманинов и Чайковский
С. Р.
(записи с концертов: Велс, Будапешт)
Повторные проверки моих записей и сравнения с моей новой записью в Eurodisc-e меня порядочно утомили, и, конечно, я так по-настоящему и не понял, где получилось лучше.
Эта вечная история повторяется, когда имеешь дело с механической записью. Техника ставит палки в колеса искусства музыки, и остается - ?
Москва
август - сентябрь
Бриттен
Уроки и прослушивания по операм "Альберт Херринг" и "Поворот винта"
руководитель: В. Зива
Певцы: Г. Писаренко, Альберт Херринг - Напарин, дети
Пианистка-концертмейстер:
Л. Берлинская
19/IХ
Домашнее прослушивание оперы в записи
Бриттен
"Альберт Херринг"
дирижер: Б. Бриттен
Слушали: группа участников оркестра, Н. Гутман, О. Каган, Ю. Борисов
Закипела работа над операми, музыкальная и сценическая.
Музыкально всё шло сравнительно гладко, исключая иногда слишком быстрых темпов, которые брал Зива (я ему указывал, к его [подавляемому неудовольствию]). С Борисовым однако было гораздо хуже, он по-моему просто не имел представления, что ему делать, и всё стояло на месте.
Я обратился к Б. А. Покровскому за советами, и он с удовольствием согласился. Но тут я (и не только я) заметили, что Юра ведет двойную игру и каждый раз срывает наши встречи с Покровским (да еще мне говорит плохие вещи про Б. А., а ему вероятно про меня). А положение всё то же (с декорациями и костюмами та же катастрофа).
Наконец понявши, что ничего не выходит, Борисов однажды выпалил: "Постановка отменяется - опера пойдет в концертном исполнении". И тем самым снял себя, так сказать, с повестки дня. Но тут я взял дело в свои руки. Хорошо, думаю, "в концертном исполнении", а задумал сюрприз. Все думают, концерт, а тут вдруг импровизированный неожиданный спектакль, вроде как шарада. И, заручившись согласием Покровского, мы взялись за это.
Очень глупый смешной конферансье объявляет исполнителей, но его внезапно прерывает оркестр, и в это время Эмма Саркисян, [пробежав] весь зал, растягивается на полу, уронив свои покупки. Затем сцена приема комитета у Лэди Биллоу (Соколенко была великолепна). Выборы королевы мая (при-
287

том настроения действующих лиц подчеркивались равными освещениями).
Сцена н доме Херринга (Напарин оказался абсолютно верной кандидатурой к этой роли). Дети (в особенности Максим Ивашкин) прекрасно и с энтузиазмом участвовали - " *
21/IX
Студия грамзаписи "Мелодия"
(пробная запись для диска)
Лист
1) Погребальное шествие
2) Венгерская фантазия
3) Соната h moll
исп.: С. P.
Слушали: E. Бунеева, В. Зива, Ю. Борисов, С. Р.
Эту запись считаю одной из самых моих удачных записей.
Соната из Карнеги-холла "почти" безупречна; "Funerailles" (на плохом рояле) и фантазия с Ференчиком у пульта, сыгранная на бис с одной репетиции и, можно сказать, первый (это был второй) раз в жизни, также большая удача.
Я настаиваю, чтобы сделали пластинку, но кассета технически катастрофична.
Всё же Бунеева и добрые люди обещали ее как-то вычистить и привести в сравнительно приличный вид.
Будем надеяться...
Вена
октябрь
[Hotel] Ambassadeur
Записи с заключительного концерта на "Fetes musicales der Touraine" на кассету Б. Aзуви
Франк
Квинтет f moll
Квартет им. Бородина, С. Р.
К сожалению, не так уж удачно было это исполнение на заключительном турэнском концерте.
Это я понял, прослушав кассету; до этого же возлагал некоторые надежды на запись. Как часто, однако, ли все надежды не сбываются - вероятно это всё заслуженно, но как всё-таки жалко.
октябрь (во время обеда, вместе с Б. Aзуви)
Ресторан "Doppeladler"
(запись в баре)
Лист
Концерт A dur
Концерт Es dur
пианист Вальтер Ланг
Настроение у меня катастрофическое - какая-то двойная депрессия. Сижу за мраморным столиком - стены темно-коричневые, старомодные (но я любил этот ныне не существующий ресторанчик, где хозяином был хозяин "Kaiserbrundel", турецких бань около Seilerstatte).
Из бара звуки Листа (урывками), и мне кажется, что пианист играет гораздо лучше меня. Поэтому осведомился о его имени.
октябрь
В машине Кристиана (запись)
Верди
Ария королевы из последнего действия оперы "Дон Карлос"
Монтсеррат Кабалье
И еще раз Вена, и еще раз подземелье "Эскурьяла и Верди и королева Елизавета - она же Монтсеррат Кабалье с ее мрачной арией перед трагическим концом.
Всё как-то повторяется: люди, ситуации, места, и иногда кажется, что может быть всё так
* См. записи от 13/XII-14/XII-16/XII. - Б. М.
288
Фотографии
Москва, 1960-е.

С. Рихтер в квартире на улице Неждановой. 1959

С. Рихтер, Н. Дорлиак и А. Копленд. Москва, март 1960 г. Фото: Н. Гранов

Портреты С. Рихтера. Киев, 1962. Фото: Л. Левит

Портреты С. Рихтера. Киев, 1962 Фото: Л. Левит

Фото: Л. Левит

С. Рихтер и Н. Гутман на Втором Международном конкурсе им. П. И. Чайковского. Москва, 1962. Фото: С. Хенкин

С. Рихтер и М. Ростропович. 1960-е годы

Рихтер в Вене в 1963 году

С К. Анчерлем в Праге

С П. Пикассо. 1964

С матерью Анной Павловной Рихтер

С С. Кондратьевым, Н. Дорлиак и матерью А. П. Рихтер

С Д. Шостаковичем и Д. Ойстрахом. 1968

С. Рихтер в Тарусе

С Ю. Орманди. Филадельфия, 1970

С. Рихтер и Б. Бриттен. Гастроли Лондонского симфонического оркестра. Москва, Большой зал консерватории. Апрель 1971 года. Фото: С. Хенкин

На репетиции с ансамблем студентов и аспирантов Московской консерватории. Москва, 1978. Фото: В. Генде-Роте

На репетиции с Ю. Николаевским. Москва, Большой зал консерватории, 1978. Фото: В. Генде-Роте

С. Рихтер и Ю. Башмет. Культурная программа "Олимпиада-80". Москва, Малый зал консерватории, 2 августа 1980 года. Фото: Г. Хомак

С. Рихтер в зале во время исполнения оперы Б. Бриттена "Альберт Херринг". Фестиваль "Декабрьские вечера", программа "Образы Англии". Москва, 1983. Фото: А. Степанов

С. Рихтер, О. Каган, Н. Гутман. Фестиваль "Декабрьские вечера", программа "Мир романтизма". Москва, 1985 Фото: А. Дубнов

Новогодний бал в квартире С. Рихтера на Большой Бронной в 1998 г.: С. Рихтер и В. Зеленин

С. Рихтер и Н. Макарова

Одна из последних фотографий С. Т. Рихтера



Слушал с К. Гера и Б. Азуви
и стоит на месте. А может, это и не кажется, а так и есть.
Здесь дозадумаешься...
Вена
У Jorga Demus (запись)
Гайдн
Концерт D dur
исп.: Jorg Demus
Как же он его быстро играет (ровно вдвое). Не скажу, чтобы от этого музыка выиграла. Но... это профессорская интерпретация и консерваторская рутина. Фу!
11/XI
Raimundstheater
Абрахам
"Бал в Савойе" (оперетта)
с участием Марикка Рокк в роли [?]
(в честь ее 70-летия)
(в самом деле ей 77)
Слушал с Л. Кайзер, К. Гера, Б. Азуви
Сочинение не требует особенно высокого качества. Но артистка абсолютно превзошла себя. Если подумать о ее последнем дуэте
[по --- ] - то это чудо.
14/XI в машине у Кристиана
запись
Шуберт
Симфония С dur (фрагменты)
дирижер: Карл Бём
Несмотря на то, что это были только случайные фразы из симфонии и не всерьез слушанные (Кристиан, Naschmarkt, по которому мы проезжали), они вдруг подействовали как животворная вода и как бы повысили тонус жизни - какой С dur!
27/XI
В поезде Москва - Тула (с Н. Д.)
Трансляция из Байрейта
Вагнер
II и III сцены (I акт) оперы "Зигфрид"
В пыльно-тесном купе - вдруг "Зигфрид", притом через микрофон нашего вагона. Конечно, слушать трудно, поезд в движении, виды подмосковские, публика в проходе серая, разносят бутерброды и кефир... а тут вопросы и загадки Миме и Вотана, такие опасные для карлика, его страхи на "логовских" тремоло, ковка меча с ударами молотка, точно обозначенными в партитуре... ну и вся невозможность и неповторимость сущности Вагнера!..
13/XII-14/XII-16/XII
Музей им. Пушкина
(Декабрьские вечера)
Генеральная репетиция и два спектакля
Бриттен
"Альберт Херринг"
дирижер: В. Зива
Оркестр:
В. Перваков E. Алешин
Ю. Майборода А. Камышев
* - > во всем. Приход лэди Биллоу (сквозь шеренгу), ее пение под арфу и потасовка между мамой и сыном.
В антракте публику угощали (gratis) домашними пирожками, конфетами и т. д. в честь праздника мая.
Затем звук валторны (призывной):


* Продолжение записи от 19/IХ[?]. - Б. М.
289
А. [Рибдр?]
А. Патиев
Сначала в первом этаже, затем ближе и выше.
Д. Тонконогий
А. Арницанс


А. Гориболь
В. Марухно
Начало второго действия.
Л. Лебедев
Н. Свиридова
На тристановском аккорде освещение розово-фиолетовое (в цвет крюшона). Прекрасно были исполнены речи за накрытым столом (Лемешева - учительница перевоплотилась в подлинную англичанку).
М. Степанова
М. Маньковский


Певцы:


Л. Соколенко
В. Романов


Э. Саркисян
В. Напарин


М. Лемешева
Л. Трофимова
А вообще надо сказать, что костюмы были абсолютно случайные (более намеки, чем костюмы), как в "Турандот" Вахтангова (но я конечно не сравниваю).
В. Родионик
Н. Анисимова


Б. Тархов
О. Шалаева


А. Мочалов
И. Акиньшина


E. Болучевский
М. Ивашкин
Очаровательна была Нэнси - Трофимова и также девочка Шалаева, разъезжающая по зале на велосипеде (велосипед вообще играл большую роль).
Вступление к III акту шло в темноте, и по всему залу действующие лица искали в публике Альберта с ручными фонарями (было эффектно).
Но тут случился казус: Шалаева наехала на какую-то старушку из публики, расположившуюся посреди прохода.
Затем все эти траурные сцены, и наконец появление развязного оборванного Альберта, гнев Лэди, она падает без чувств, и ее волокут, чтобы посадить в I ряд.
И когда Альберт в конце кидает венок, он кидает его ей, как насмешку. Дети машут флажками, публика тоже (мы их заранее роздали). И вот конец - делу венец.
Могу сказать, что мне очень помогла Наташа Гутман; она была как бы режиссер-ассистент и следила за выходами актеров, за вовремя включенным освещением, за звонками, за детьми.
Без нее бы я пропал.
Ю. Борисов не пришел на спектакль. Меня это больше не [интересует].



20/XII
Вечер для участников спектакля
"Альберт Херринг"
в музее им. Пушкина
1)
Бриттен
Концерт D dur для фортепьяно с оркестром ор. 13
исп.: С. Р. и Б. Бриттен (запись)
2)
Капустник по поводу "Альберта Херринга"
Это был подлинно очень веселый вечер на Бронной, с импровизациями, цыганской музыкой и т. д. Все хотели себя проявить и показать творчески. Сидели на коврах и подушках, постланных на полу.
Все были очень довольны и радостны. Amen.
290
Участвуют все артисты
Вручение "королевского бокала" В. Напарину
3)
Импровизированная цыганская музыка и пения
исп.:
Ю. Башмет
? О. Казанская


О. Каган
Н. Анисимова


Э. Саркисян
Б. Тархов


Гости:


Б. Покровский
E. Алешин


И. Масленникова
А. Камышев


С. Чекин
А. Патиев


И. Антонова
А. Арницанс


И. Прусс
В. Марухно


В. Леонов и ч
Н. Свиридова


Л. Соколенко
М. Маньковский


Э. Саркисян
Д. Сканави


О. Казанская
Н. Зархи


М. Лемешева
Ю. Башмет


Л. Трофимова
Н. Башмет


Н. Анисимова
E. Озерова


О. Шалаева
Д. Розенвассер


В. Родионик
С. Жагин


Г. Тархов
А. Уланова


А. Мочалов
В. Лобанов


E. Болучевский
С. Мильштейн


В. Напарин
Ю. Глузберг


Р. Напарина
(Г. Писаренко)


Ю. Борисов
Л. Берлинская


В. Зива
Т. Гайдамович


В. Перваков
Т. Коваленко


Ю. Майборода
Д. Дорлиак


А. Ридер
Н. Дорлиак


Д. Тонконогий
С. Р.


А. Гор и боль
О. Каган


Л. Лебедев
И. Гутман


М. Степанова


26/XII Рождественская елка
Гости в традиционный праздник рождественской елки на шестнадцатом этаже по Большой Бронной.
Как угощение... также музыка... своего рода дисциплина...
И музыка Моцарта, ангельская и блестящая в своем роде.
Соната в четыре руки с Бриттеном, записанная с концерта в Ольдборо (думаю, что было не больше трех (!) репетиций).
А потом моя "новая" запись концерта с каденцией Бриттена под капельмейстерской
запись


Моцарт


Соната С dur К. 521 (в четыре руки)


исп.: С. Р. и Б. Бриттен


Концерт Es dur № 22


исп.: С. Р.


дирижер: Р. Мути


Слушали:


Сильвия Нейгауз


Валентина Журавлева


Дмитрий Журавлев


291
Наталия Гутман
Олег Каган
Наталия Башмет
Юрии Башмет
Нина Дорлиак
С. Р.
палочкой Мути (моего итальянского протеже, а теперь "звезды" среди других звезд).
Каденция Бриттена спорна.
Каденция Бриттена великолепна! И почему-то так получается, что я ее лучше играю, чем самый концерт. Бэн наверное улыбнулся и промолчал.
Он такой был симпатичный!
31/XII Встреча нового года
Музыкальный вечер
Бриттен
1) Интродукция и Rondo alla Burlesca
2) Mazurka elegiaca op. 23 (для двух ф-но)
исп.: А. Слободяник и С. Р.
Соната для виолончели и ф-но С dur op. 65
исп.: Н. Гутман и С. Р.
Гости:
Н. Слободяник О. Каган
А. Слободяник И. Херович
М. Кавашима Л. Вильсон
E. Лелина С. Роулен-Джоунс
Н. Зархи М. Батлер
В. Сканави Т. Коваленко
Н. Башмет Д. Дорлиак
Ю. Башмет Н. Дорлиак
Г. Назарова С. Р.
Н. Гутман
Довольно странная встреча нового года, и много странных гостей - всё совершенно случайно.
Лиза Вильсон из Лондона, другие музыканты из Европы, почти не проронившие слова за этот вечер.
Херович - священник из Локенхауза (где по преданию [владетельница] купалась в крови своих прислужниц, чтобы сохранить свою красоту) (в кино ее играла Памела Пикассо). Наша верная Мидори, без которой в Японии ни шагу.
Странное и опасное было также наше совместное выступление (единственное!) со Слободяником, но, к счастью, мы не разошлись. Затем опасная (в смысле ансамбля) виолончельная соната с Наташей.
Стол в комнате с роялями... не слишком большой порядок. Вино, алкоголь, салаты и еще всякая всячина.
После всего - грязная посуда и мытье ее на Ниночкиной кухне.
В этот вечер гармония не снизошла на Бронную.
1984
1984 10/I
радиопередача
Бриттен
"Альберт Херринг"
из музея им. Пушкина (10/XII/1983)
дирижер: Зива
Слушал с М. Кавашима и Н. Дорлиак
Ну это уже были опять радиотелевизионные "собачьи выжимки" из "Альберта Херринга". Всё не успели заснять - поэтому купюры, вызывающие досаду. Правда, самый конец был более-менее удачный и запомнился Альберт - Напарин.
В целом же свойственная нашему времени "халтура" (интеллигентная).
Большой радости не принесла.
11/IV
запись
Бетховен
Квинтет для ф-но, гобоя, кларнета, валторны и фагота Es dur op. 16
Рудольф Серкин и ансамбль филадельфийского оркестра
Насколько Моцарт в этом прекрасном ансамбле с Рудольфом Серкиным убедителен, настолько Бетховен - нет.
И главным образом, из-за безобразно медленного темпа второй части. Это так тягостно и неестественно, что хочется бежать. Не понимаю, как такие музыканты не прочли
292

обозначения автора и не последовали ему (или это опять какая-нибудь идиотская традиция?)
Впечатление как от замедленной съемки - музыка умирает, и вы с ней тоже.
11/IV
запись
Чайковский
"Времена года"
("Май", "Июнь", "Ноябрь", "Январь")
Рахманинов
Этюды-картины
ор. 33 № 8r 4, 5
op. 39 № 1, 2, 3, 4, 9, 7
исп.: С. Р.
Слушал с друзьями
Пластинка, [на] обложке которой репродуцировали мою пастель "Вьюга", пока еще не надоела мне (стыдно, но факт). Но я этот факт отношу к причине, что очень уж люблю эти сочинения.
Рахманинов ор. 33 № 4, 5, ор. 39 № 1, 2, 3,7... и они вовсе не просты.
12/IV
Студия грамзаписи "Мелодия"
Запись с концерта в Большом зале
Шостакович
Квинтет g тоll
Квартет Бородина и С. Р.
Слушали:
Бунеева Н. Дорлиак
Вепринцев С. Р.
В один голос все признали эту запись большой удачей, и ее будут издавать. Мне не совсем нравится (или не нравится) прелюдия, и это кладет пятно на все исполнение. Потом всё идет хорошо, конец очень убедителен.
Париж
10/V
Посольство СССР
Елена Образцова
ф-но: Важа Чачава
(участие в концерте С. Р.)
Масснэ:
Ариозо Шарлотты ("Вертер")
Бизе:
Хабанера и сегедилья из оперы
"Кармен"
Рахманинов:
"Она как полдень хороша"
Отрывок из Мюссе
Масканьи:
Ариозо Сантуццы
("Сельская честь")
Дама с неимоверной прической, симпатичная, простая или играющая в простоту, выразила желание участвовать в моем концерте. Она пела красивым голосом, по-оперному, несколько массивно, но голова ее, думаю, была в это время легкого веса.
Мюнхен - Вена
20/V
в машине у Hansjurgen Баумгартен
Вейссенберг (страстный мой поклонник, как он утверждает) проделал колоссальный труд, и его можно поздравить. Его труд сви-
293
кассета Б. Азуви
Бах
Вариации на тему Гольдберга (G dur)
Алексис Вейссенберг
детельствует о честности, добросовестности и любви к этому сочинению.
Если бы только иногда его пальцы к концу быстрых вариаций не забегали вперед - это существенно мешает музыке Баха.
А прямо сказать ему это - трудно.
В Италии (Бергамо - Больцано)
25/V (?)
В машине Баумгартена
(кассета Б. Азуви)
Дебюсси
Бергамасская сюита
Алексис Вейссенберг
Думаю, что такое исполнение Бергамасской сюиты свойственно очень многим пианистам (почти всем). Это хорошо исполненное произведение для фортепьяно, но ... Дебюсси не чувствуется (это может быть и Шопен, и Рахманинов) - импрессионизма нет...
Помню канадскую критику на мое исполнение: "Как он нематериально играет (?), ведь почти ничего не слышно".
Deutschlandsberg
31/V
запись с концерта 31/V
Брамс
Вариации на венгерскую песню D dur
op. 21 № 2
С. P.
Недавно выучил эти вариации и очень полюбил - думаю, что больше новых сочинений Брамса играть уже не буду (разве что трио Н dur... и вариации D dur № 1 ).
В Deutschlandsberg-e всегда очень приятная атмосфера на концертах. Этому причина: небольшой зал, Frau Barbara Faulend Klausen, неофициальная обстановка, маленький город и т. д. Днем этот город не такой симпатичный.
Париж
15-18/VI У Эгиона
запись
Индийская музыка для струнных инструментов Surashringar et Subrahar uсп.: Sulalit Sinha, Manfred Yunias
Для такой музыки я должен собрать все свое терпение. Я понимаю, что это интересно (умом) и что в этом что-то есть, но всё вокруг отвлекает меня - а главное, мои собственные мысли (если я даже думаю об этой самой музыке).
Я понимаю тонкость исполнения, но... все равно ничего не может помочь - я не присутствую, ничего здесь не поделаешь (Европа? Но я ведь люблю восток...)
Пуччини
III акт из оперы "Турандот"
К. Ричарелли
Б. Хендрикс
П. Доминго
дирижер: X. фон Караян
Как же это не понравилось мне! Ползущие темпы, всё "слишком" всерьез, без увлечения, не по-итальянски. И в результате...
скучно.
Вот вам и Герберт фон Караян.
19 /VI?
Шрекер
Я очень хорошо знаю и обожаю "Der ferne Klang". Увертюра к "Gezeichneten" не про-
294
увертюра к опере "Die Gezeichneten"
дирижер: Висслер?
извела особенного впечатления - она как-то легковата.
22/VI
Амбар Мэле
(открытие Турэнских празднеств)
Бетховен
Квартет № 1 F dur op. 18 № 1
Квартет № 14 cis moll op. 131
исп.: Квартет Амадеус
Norbert Brainin
Siegmund Nissel
Peter Schidlof
Martin Lovett
Насколько квартет F dur прошел довольно обыкновенно и я усомнился даже в качествах пресловутого Amadeus, настолько ор. 131 был очень значителен и произвел сильное впечатление.
Несмотря на солидный возраст, первая скрипка выделилась своей подлинной артистичностью и повела за собою весь ансамбль. Достойное, радостное открытие Празднеств.
23/VI
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 4 с moll op. 18 № 4
Квартет № 2 G dur op. 198 № 2
Квартет № 3D dur op. 18 № 3
bis:
Adagio из квартета Гайдна
исп.: Квартет Orlando
Ystvan Parkanyi
Heinz Oberdorfer
Ferdinand Erblich
Stefan Metz
Все эти ранние квартеты я в свое время играл в четыре руки, и поэтому они мои старые знакомые.
Больше всего я люблю G-dur-ный № 2, он один из любимых. Жаль, что в первой части был взят слишком быстрый темп, часть от этого потеряла свою прелесть.
В целом впечатление осталось хорошее, и как хорошо, что в этом году исполняются все бетховенские квартеты.
24/VI (утром)
Амбар Мэле
Бетховен
Сонаты для скрипки и ф-но:
№ 6 A dur op. 30 № 1
№ 10 G dur op. 96
№ 7 с moll op. 30 № 2
bis:
Скерцо из сонаты № 5 F dur
ucn.:
Режис Паскье (скрипка)
Жан-Филипп Коллар (ф-но)
К сожалению - разочарование...
Жан-Филипп Коллар сегодня мне показался таким обыкновенным, неинтересным и незаинтересованным музыкантом... А я ожидал чего-то совсем другого (Шуман, третья соната).
Концерт прошел хорошо, но буднично. Скрипка - вполне прилична, не более. Играл чисто.
...И почему я питаю антипатию к c-moll-ной (вероятно прекрасной) сонате № 7 ор. 30 № 27?
29/VI
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 7 F dur op. 59 № 1
Квартет № 15 a moll op. 132
Квартет им. Бородина
Михаил Копельман
И Бородинский квартет также привез своего Бетховена на радость меломанов Тура. F-dur-ный квартет опять около меня и требует моего ответа.
... но что я могу без рояля ...
Квартет же №15 для меня новинка (стыдно не знать всех квартетов Людвига).
295
Андрей Абраменков,
Дмитрий Шебалин,
Валентин Берлинский
Маска Бетховена висит в маленьком помещении для выставок, обрамленная лавровым венком, который изготовили японцы.
30/VI (днем)
Тур
Консерватория - Аудитория
Бетховен
Квартет № 5 A dur ор. 18 № 5
Квартет № 11 f тоll ор. 95
исп.: Квартет им. Бородина
Квартет № 5 тоже мой старый друг - я еще в Одессе пытался читать его по маленькой партитуре.
A f-moll-ного никогда раньше не слыхал, а сейчас не помню - какой он...
30/VI
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 6 В dur ор. 18 № 6
Квартет № 10 Es dur op. 74
Квартет № 8 e тоll ор. 59 № 2
исп.: Квартет Via Nova
Jean Mouillere
Jean-Pierre Sabouret
Claude Naveau
Jean-Marie Gamard
Этот концерт слушал плохо, так как был несколько в опьяненном состоянии (то ли это было шампанское в баре Мэле, то ли виски у Фрэнсиса - а может и что-нибудь другое), во всяком случае, не от хорошего настроения - что подошло к финалу шестого квартета, названного "Меланхолия".
В последнее время турэнская жизнь стала несколько нервозной и не такой симпатичной, как раньше.
1/VI1
Амбар Мэле
Бетховен
Квартет № 12 Es dur ор. 127
Квартет № 13 В dur ор. 130
Большая фуга В dur ор. 133
исп.: Квартет Brandis
Thomas Brandis
Peter Brem
Wilfried Strehle
Wolfgang Boettcher
Добротно и фундаментально исполнили жирные немцы эту массивную программу. Думаю, что неплохо, но очень "по-немецки".
После этого подходит пойти в ресторан и попробовать сосиски, кислую капусту und so weiter <и так далее>.
2/VII У Патрика Лефевра (Мэле)
Прослушивание магнитофонной ленты с концерта в Мэле
Бетховен
Трио В dur ор. 97
исп.: М. Копельман,
В. Берлинский, С. Р.
Брамс
Фортепьянный квартет A dur ор. 26
исп.: М. Копельман, Д. Шебалин, В. Берлинский, С. Р.
Слушали:
М. Копельман Л. Буаль
Было только одно выступление знаменитого трио "Архидюк" с Копельманом и Берлинским.
Это получилось (для первого раза, да еще в Амбаре Мэле) неплохо. Я знаю, что "мое" постоянное трио весьма ревностно отнеслось к этому факту. В таких случаях я абсолютно этого не понимаю, да и вообще ревность во всех ее проявлениях считаю настоящим грехом и могу сказать про себя, что лишен этого порока. Брамса Бородинцы приняли на все 120 процентов, и я считаю это победой.
В доме Лефевра всегда чувствуется некото-
296
Д. Шебалин П. Лефевр
В. Берлинский Б. Азуви
С. Р.
рая quasi враждебность (может быть, это его жена, которая недовольна присутствием Лоране Буаль - турэнские провинциальные штучки).
Париж
4/VII У Б. Азуви
запись
Бетховен
Квартет № 7 F dur ор. 59 № 1
исп.: Квартет Сандор Вегг
Прокофьев
Восьмая соната В dur ор. 84
1) исп.: Андрей Гаврилов 2) исп.: С. Р.
Слушал с Б. Азуви
Этот квартет я все-таки несколько раз слышал и помню его первую тему (это не то что с другими квартетами).
С Прокофьевым я стал жертвой шантажа - мне преподнесли исполнение Гаврилова как мое (я был недоволен, и конечно поверил в это), а мое - как Гаврилова. (Тут я сказал "ну это же совсем другое дело" и поверил в Гаврилова.) Опасная игра. Много смеху.
Мюнхен
с 10 по 15/VII
Bayerische Staatsoper
Пфицнер
"Палестрина"
Петер Шрейер
Курт Моль и др.
дирижер: В. Савалиш
Впечатление от исполнения негативное. Чувствовалось, что это повтор, без достаточных репетиций (кажется, была одна или две) - а оперу не ставили с прошлого сезона. Савалиш - поверхностно и неубедительно. Шрейер в партии Палестрины также неубедителен - это не его дело. Борромео очень хороший, Папа Пий также. Постановка совсем неинтересная (вот они, оперные будни).
При том, что я так ценю и люблю это произведение, можно себе представить мое огорчение и разочарование.
Корнелиус
"Der Barbier von Bagdad"
Лючия Попп, Курт Моль и др.
дирижер: В. Савалиш
режиссер: Шенк
Впервые. Комическая опера по вагнеровским принципам. Исполнение и постановка вполне качественная (без современных выкрутасов). Впечатление от произведения спокойно положительное (несколько мозаичное). Особенной комедийности не почувствовал. В целом - красиво.
Между 16-22/VII
Магнитофонная лента в машине Эгиона
(между Хейден и Ейнзидельи)
Вебер
Соната С dur № 1 ор. 24
исп.: С. Р.
(с концерта в Большом театре Тур)
И откуда вдруг появилась эта старая запись первого исполнения этой "дьявольски" трудной сонаты?!
Помню мое настроение в тот день (настроение грозящей катастрофы). Соната прошла для первого (и единственного раза) не так уж плохо - грубоватость присутствовала, - но что было во II отделении - "Трансендентные" - полный провал!
В машине [Мейринген]
Магнитофонная лента Шенкера
Был неожиданно поражен этим замечательным исполнением.
297
Бетховен
Соната с moll ор. 10 №1
исп.: Артур Шнабель
Соната вдруг ожила и стала почти осязаемой. Прекрасно!
Москва
14/VIII
Московский музыкальный камерный театр
Стравинский
1) Концертино для струнного квартета
Горбенко
Корыстин
Мельников
Федорова
2) Два стихотворения К. Бальмонта
исп.: О. Шалаева
3) Два стихотворения Верлена
исп.: E. Болучевский
4) Прибаутки
исп.: Г. Мамин
5) Регтайм для 11 инструментов
дирижер: А. Левин
"История солдата"
E. Болучевский
Г. Мамин
О. Шалаева
дирижер: А. Левин
Слушал с И. Антоновой
(Т. Коваленко, Д. Дорлиак)
Очень неприятный вечер. Я всё время злился. Началось скромно и более или менее серьезно. Но потом пошло скатываться вниз и приобретать какой-то дурной привкус. Привкус "современности" жирной и липкой, что по-видимому нравится публике и что в данном случае совершенно не подходило к композитору, отличающемуся строжайшей чистотой. Поэтому все эти фокусы на грани "натурализма" действовали убийственно противно.
Выдвижение молодых талантов!
"Историю солдата" поставил, по-видимому, только что окончивший школу двадцатитрехлетний мальчик, не имеющий ни вкуса ни таланта, имеющий только "свои идеи".
Спасибо...
Я запомнил только одно: как через большой, натянутый бумагой барабан с изображением Стравинского выскакивал, прорывая бумагу, дьявол, и вот начиналась галиматья. После этого "спектакля" хотелось принять душ. Ну а публика? Полный восторг.
23/VIII Ярославль - Москва
В машине у Ю. Башмета
(магнитофонная лента)
Иоганн Штраус
Вальс "Ласточки Австрии"
Perpetuum mobile
Вальс "Весенние голоса"
дирижер: Г. фон Караян
Гайдн
Концерт С dur для скрипки и камерного оркестра
Пражский камерный оркестр
Иосиф Сук?
Слушал с Н. Дорлиак и Ю. Башметом
Юра Башмет, Ниночка, я.
Чудный солнечный день. Россия. Леса. Ростов. Переславль-Залесский и музыкальное удовольствие от Иоганна Штрауса, ну и... Караяна. (...Ласточки, выстрелы, и подлинно венское веселье.)
Затем после возможного "завтрака на траве" и Юриных попыток сделать "неожиданные" фото опять музыка. Если это был Сук, то он прекрасный скрипач, и гайдновский С dur прозвучал подлинно празднично.
Вот мы уже и ближе к Москве, чувствуется, как люди много сделали, чтобы испортить природу своей страны.
Москва
11/IХ
запись
Зачем мне, собственно говоря, слушать опять эту свою запись? (Кстати, первой до в скрипичном ключе не слышно - на это
298
Рахманинов
Концерт с moll № 2 ор. 19
исп.: С. Р.
дирижер: С. Вислоцкий
Слушал с В. Зива
в свое время обратил внимание Толя Ведерников...)
Но я поставил ее для Володи Зива (в то время изредка посещавшего меня, передавая приветы от отпавшего от дома Юры Борисова). Слушать свои пластинки следует как можно реже - это распущенность и пустая трата времени.
19/IX очень рано утром
запись
Бетховен
Квартет Es dur ор. 127
Будапештский струнный квартет
Утренняя встряска вместо гимнастики, душа и других "полезных" действий.
После чего чувство удовлетворения - "время не пропало даром".
... В результате чувство неудовлетворенности.
19/IX днем
запись
Шенберг
Концерт для ф-но с оркестром
(1942)
А. Ведерников
дирижер: И. Блажков
Слушал с О. Каганом и с В. Зелениным
Первый раз слышу это сочинение.
Запись удачная и сочинение в "своем" роде вероятно совершенное. А. Ведерников играл ясно и точно (чего и требовалось), оркестр также. Следует несколько раз слушать такие произведения, чтобы до конца понять их, но не всегда хочется. Впоследствии Булез выразил мнение, что это не трудный для исполнения концерт (гм, гм?..).
20ДХ утром
запись
Бетховен
Квартет В dur № 13 ор. 130
Будапештский струнный квартет
Бетховен с утра.
Заставляю себя слушать квартетную музыку, с которой откровенно не в ладах. Почему-то эта музыка не задерживается у меня в голове и во время слушания утомляет. Что делать?
20/IХ
диск "Ариола"
Чайковский
Четырнадцать лирических пьес для фортепьяно
исп.: С. Р.
Слушал (частично с В. Зелениным)
Думаю, что я совершенно не плохо выбрал эти пьесы, (которые почему-то не принято играть) для моей пластинки. Они все имеют свой "усадебный" русский шарм прошлого столетия. И по музыке они очаровательны.
Многие со мной не согласны. Опять рутина.
24/IX
запись
Шенберг
Концерт для ф-но с оркестром (1942)
А. Ведерников
дирижер: И. Блажков
Слушал с Н. Дорлиак
При вторичном прослушивании концерта Шенберга разочарования не было. Всё аккуратно осталось на своих местах - сочинение также.
Толя Ведерников в этих неовенских сферах нашел истинный свой стиль и многого достиг.
299
28/IХ
Музыкальный театр им. Станиславского и Немировича-Данченко
Моцарт
"Похищение из сераля"
уч.:
Штанько
Миланович
Таращенко
Зимненко
дирижер: Кожухарь
режиссер: Kупфер
Слушал с Н. Дорлиак
Чудовищный антихудожественный спектакль.
Моцарт (где он??), певцы, они даже верно поют, но... это не "главное". Такой тип, как этот бесноватый идиот Купфер, всё растоптал в грязи своей отвратительной постановки. Что это, "неоверизм", достигший своего апогея в таком подходящем сочинении, как "Похищение" Моцарта?
Таких людей надо "гнать палкой" из искусства.
11/Х
Большой зал консерватории
Петер Шрейер (тенор)
Вальтер Ольбертц (ф-но)
I отделение
Мендельсон:
"Любовная песня"
"Весной"
"Луна"
(слова Гейбеля)
"Песня пажа"
(Эйхендорф)
"Любимое местечко"
"Песня в пути"
(Гейне)
"Песня тростника"
(Ленау)
"Привет"
"На крыльях песни"
"Весенняя песня"
(Гейне)
II отделение
Шуман:
"Пусть любимая услышит"
(Рюккерт)
"Утешение певца"
(Кернер)
"Туман уронил слезинку одну"
(Рюккерт)
"Поручение"
(Л'Эгрю)
"День с надеждой я встречаю"
"К любимой мчат меня мечты"
"Один я, грустя и вздыхая"
"Прижмись поскорей к груди моей"
"Светлых снов моих могила"
"Жди меня, моряк отважный"
"Смотрят замки в воды Рейна"
Сейчас не могу вспомнить все детали этого концерта, но, конечно, как и всегда Шрейер был на высоте, был прост и благороден.
Программа была красивая и необычная.
Публика отзывчивая. Как жаль, что песенно-романсная литература не может по-настоящему удержаться в памяти. Это то же самое, что и струнно-камерная музыка и... стихи (но я гениально бездарен в этом плане).
Мне нравится, что Шрейер идет всецело от музыки, а слово у него подчинено ей. Это как раз обратно с Фишером-Дискау, который идет от слова. Мне лично это чуждо, и я начинаю терять свободу исполнения, когда его сопровождаю.
Но какое же богатство вокальной музыки сотворили композиторы!!
300
"Я отчаялся"
"Гирляндой из мирт"
(Гейне)
bis:
"Орешина"
Шуберт: "Сын муз"
Шуман: "Лунная ночь"
Шуберт: "Серенада"
Слушал с Н. Дорлиак
14/Х Вечер памяти Генриха Нейгауза
(20 лет со дня смерти)
запись
Вагнер
"Тристан и Изольда"
исп.:
Рене Колло
Маргарет Прейс
Бригитта Фассбиндер
Дитрих Фишер-Дискау
Курт Моль
дирижер: Карлос Клейбер
Слушали:
Милица Нейгауз
Наталья Гутман
Людмила Гинзбург
Ирина Наумова
Н. Дорлиак
Лев Наумов
Виталий Виленкин
Виктор Зеленин
С. Р.
Эта запись с Карлосом Клейбер большое музыкальное событие. Всё в высшей мере вдохновенно, абсолютно без скрупулезности (так что иногда музыка расплывается как явление природное - это производит необычный эффект).
Все исполнители самые лучшие, а дирижер лучше всех. Думаю, что фуртвенглеровская пластинка всё же несколько выше, но с этим дозволено и поспорить.
Присутствие друзей и учеников Г. Нейгауза со временем (текущем в темпе presto agitato) уменьшилось и уменьшается.
1/XI
Телепередача
(Концерт 18/12/83 из Музея им. Пушкина)
Гайдн
Концерт D dur
исп.: С. Р.
Минский камерный оркестр
дирижер: Юрий Цирюк
Слушал с Н. Дорлиак
Нормальная телепередача (только лучше закрыть глаза). Красивый белый зал!..
Жаль, что II концерт (в Большом зале) был не записан. Он был значительно удачнее и, может быть, мог даже пойти на пластинку.
Цирюк не так волновался, а я играл с удовольствием.
Но что делать? Судьба - мне всегда не везет с записями.
3/XI
Большой театр
Гастроли Грузинского театра
оперы и балета им. Палиашвили
Рихард Штраус
"Саломея"
Да, "Саломея" на немецком! В Тбилисском театре - это достижение! И пели все прилично и хорошо. Дирижер Кахидзе, правда, не владеет штраусовским стилем, его оркестр играет точно, но несколько сухо, скорее по-прокофьевски.
301
уч.: Андгуладзе, Гургенидзе, Танишвили, Дж. Мдива[н]и, П. Цолия и др.
дирижер: Дж. Кахидзе
Режиссер: Мелива
Слушал с Н. Дорлиак, И. Антоновой
В постановке так много претенциозно глупого, что и описать места не хватит.
Почему-то Саломея соблазняет Иоканаана за его спиной. Иоканаан одет в белом, как Христос...
Вся сцена увешана сохнущим бельем, как на балконах города Тбилиси. Но - провинция постаралась.
5/XI
запись
Стравинский
"Движения"
исп.: Анатолий Ведерников
дирижер: И. Блажков
Точно, ясно, холодно, хорошо и в духе автора у Ведерникова.
Блажков весьма уступает Николаевскому в исполнении этого сочинения.
Но в целом запись неплохая.
24/Х1
запись
Шостакович
Прелюдия и фуга G dur op. 87 № 3
Слушал с С. Чекиным
Выбирал запись для исполнения на вечере в музее им. Пушкина в виде вступления (конечно по микрофону).
Вечер должен быть посвящен современной поэзии (выступать должны "звезды").
Надеюсь, что она подойдет (пр. и фуга). (Строга, современна, мажорна...) (Быть может, ее поймут).
30/XI
запись
Бриттен
"Поворот винта" (1 действие)
уч.: П. Пирс и др.
дирижер: Б. Бриттен
Слушали с Н. Гутман, Н. Дорлиак, О. Каганом
Первый шаг к началу работы над оперой (я в виде режиссера под руководством Покровского).
Зива в качестве дирижера, Галя Писаренко гувернантка, Мессерер - художник.
Весьма смелое предприятие. Посмотрим - что выйдет.
2/Х
Прослушивание записи
Бриттен
Опера "Поворот винта"
уч.: П. Пирс и др.
дирижер: Б. Бриттен
Слушали:
Нелли Ли
Ольга Фомичева
Татьяна Гайдамович
Людмила Белобрагина
Елена Озерова
Андрис Арницанс
Анатолий Камышев
Святослав Чекин
Эта запись конечно прекрасна, и артистам следует хорошо вслушаться в нее. Галя уже, кажется, начала серьезно работать, и ей трудно; надеюсь, что ее трудоспособность и смелость победят.
Я посетил Б. А. Покровского, и он как бы благословил меня на это дело. Ему понравилась моя идея с "призраками". Певцы поют за сценой в рупор (Н. Ли и В. Напарин), на сцене же почти неподвижные фигуры артистов, синхронно открывающих рот. Насчет детей из Камерного театра я не слишком волновался (по опыту с "Альбертом Херрингом").
Начались трудности с репетициями оркестра, ведь они все где-то работают и надо по-
302
Виктор Зеленин
свободны, да еще помещение тоже...
Бездна трудностей фатально сопровождают работу ансамбля.
Да здравствует индивидуализм.
3/XI1
Государственный музей им. Пушкина
Белый зал
Открытие фестиваля "Декабрьские вечера"
Вечер поэзии

<<

стр. 8
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>