<<

стр. 9
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

в виде вступления:
Шостакович:
Прелюдия и фуга G dur op. 87 № 3
Участники вечера:
Поэты:
Бела Axмадулина
Лев Озеров
Евгений Евтушенко
Андрей Вознесенский
(Читали Блока, Пастернака, Ахматову, Есенина, Бунина, Цветаеву, Маяковского, Глазкова, Мандельштама и других поэтов)
Слушал с Н. Дорлиак
За столом, на котором большой красивый букет сухого репейника, сидят поэты; сначала они слушают Прелюдию и фугу G dur, потом начинают читать стихи.
И всё идет без антракта, запоем.
Надо сказать, что, несмотря на всю мою бездарность в отношении восприятия поэзии, я был в этот "пьяный" вечер искренне увлечен и почти подавлен изобилием и "роскошью" этого события.
Все были в ударе, читали замечательно (Вознесенский менее), публика наэлектризована (многие ведь были и против этой поэзии).
Успех головокружительный.
Идея Ирины Александровны включить этот вечер в фестиваль современной музыки целиком и с блеском оправдала себя.
...И конечно запомнилась странная, несколько инфернальная Бела Ахмадулина.
6/X1I
домашняя репетиция
Шостакович
Трио e moll ор. 67
исп.:
Олег Каган, Наталия Гутман и С. Р.
Слушали:
И. Антонова Н. Дорлиак
Л. Делекторская С. Мильштейн
Лидия Николаевна Делекторская и Ирина Александровна Антонова в гостях.
Присутствуют на домашней репетиции.
Наше трио увлечено Шостаковичем, и мы репетируем с энтузиазмом.
Трио это - абсолютный шедевр.
9/Х11
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Барток
Струнный квартет № 3
исп.: квартет Такач
Десять пьес из цикла "Детям"
исп.: Золтан Кочиш
Пять венгерских народных песен:
"Я должен покинуть родной свой
край"
"Пасло"
"Это сад"
Квартет Такач - явление ослепительное; они играют Бартока именно так, как надо, и даже это выходит за все рамки - так это блестяще.
Какое единство темпераментов и какая техническая точность и сосредоточенность. Прекрасно, что есть такие музыканты, они создают подлинный праздник для людей, любящих музыку.
И третий, и четвертый квартеты были совершенством.
Мой молодой коллега, к сожалению, не слишком много играл соло, а больше акком-
303
"В моем окне"
"Мой любимый [паш - - ]"
исп.: Этели Чавлек и Золтан Кочиш
Элегия № 1
Allegro barbaro
исп.: Золтан Кочиш
Четыре венгерские народные песни:
"Черная земля"
"Боже мой"
"Так много грусти"
"Если я выйду"
исп.: Этели Чавлек и Золтан Кочиш
Струнный квартет № 4
квартет Такач
Габор Такач
Карей Шранц
Габор Ормай
Андраш Фейер
Слушал с Н. Дорлиак
панировал очень культурной и приятной Этели Чавлек - что тоже было хорошо.
Потом он сыграл романтическую Элегию № 1 и пресловутое Allegro barbaro (вечный "конек" пианистов). Играл очень хорошо. Он не изменился, всё такой же мальчик.
В антракте подписывал автографы и давал интервью.
Прекрасный концерт.
10/X1I
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Барток
Элегия № 1
Allegro barbaro
исп.: Золтан Кочиш
Струнный квартет № 4
исп.: квартет Такач
Слушал с Н. Гутман и О. Каганам
Прямо признаюсь, что квартет Такач превзошел все мои ожидания и сегодня. И второй раз слушать этот концерт было сплошным удовольствием.
Думаю, что Кочиш один из самых серьезных молодых музыкантов, живущих в наше время; он безусловно серьезнее Гаврилова (хотя тот дьявольски талантлив) и оригинальнее Ранки - а уж что он интереснее Поллини, Ашкенази, это абсолютно ясно. Он уверен в себе, упрям и своенравен, но это ему не мешает хорошо играть. (Вот свои транскрипции он мог был спокойно оставить.)
18/XII
Домашняя репетиция
Прокофьев
Соната f тоll № 1 ор. 80 для скрипки и ф-но
исп.: О. Каган и В. Сканави
Соната С dur (для двух скрипок) ор. 56
исп.: О. Каган и В. Третьяков
Слушали:
Нелли Ли
Ольга Фомичева
Елена Озерова
Ниаз Даутов
Сергей Мильштейн
Владимир Сканави
С. Р.
Соната f moll одно из моих любимейших сочинений Сергея Сергеевича - я слышал его премьеру (Оборин, Ойстрах) и сам играл с Ойстрахом.
Оно конечно, так же как и второй фортепьянный концерт, сочинение трагичное, но... и очень поэтичное. Ну а эта агрессия во второй части - в нее просто можно влюбиться. Соната для двух скрипок соло прекрасное сочинение. Оно блещет остроумной изобретательностью, оно виртуозно, оно в своем роде совершенство...
Ансамбль Каган - Третьяков очень остро воспринимается.
304
21/ХII (После прокофьевского вечера в Музее)
Телепередача (из Большого зала)
Равель
Четвертая часть трио a moll
О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Слушали:
Христиана Ван де Вельде
фр. Ван де Вельде
Н. Д.
С. Р.
Ниаз Даутов
"Передают трио, скорее идите слушать", сообщила Ниночка, и, прервав чай, мы пошли в ее комнату, где стоит всё: рояль, два телевизора, проигрыватель, нотные и книжные шкафы, мебель Луи XIV с не слишком свежей оббивкой, ну и конечно ноты на рояле, подоконнике, газеты, журналы... Оказывается, это была уже последняя часть трио Равеля из Большого зала. Так что скоро всё кончилось.
26 - 27-28 - 29-30 декабря
Прогоны и спектакли в Музее им. Пушкина
Бриттен
"Поворот винта"
Г. Писаренко
Л. Белобрагина
Нелли Ли
В. Напарин
М. Ивашкин
E. Смирнова
и др.
[?] Тархов
дирижер: Владимир Зива
С "Поворотом винта" было масса трудностей и неполадок, и это чудо, что в конце концерт все-таки получилось.
Постановку (в данном случае действительно ставил я) мы (с Мессерером) затеяли слишком трудную в смысле перемен декораций (это каждый раз были новые картины, которые надо было переставлять в короткий срок, затем большая башня и карета (не слишком удачные выдумки Мессерера)). Освещение все время менялось - а главное, музыка, и очень не простая, но наш Володя справился с ней и победил.
Галя также осилила эту труднейшую гувернантку. Белобрагина тоже. Нелли Ли (за сценой в рупор), а на сцене Фомичева (очень хорошо), а вот Квинт (на сцене) неубедителен, тогда как Напарин (за сценой в рупор) замечательно. Дети на высоте (Ивашкин, Смирнова) и больше.
Б. А. Покровский очень помог мне во многом. Помню его фразу Белобрагиной: "Вы должны помнить, что около вас Ваш злейший враг - Писаренко". "Почему?" - смущенно спросила Белобрагина. "Потому что у ней все слова понятны". Также нашу находку в сцене парка (чего-то "не хватало", а когда придумали зонтик в опустившихся руках Гали, смотрящей на башню с Квинтом, то всё вдруг стало получаться).
Виктор таки добился ночных светлячков в конце первого действия, но какими трудами. На генеральной всё пошло прахом (как будто раньше и репетиции не было). Костюмы оказались ужасными (в особенности у Гали), всё надо было менять. Ну я решил, что полный провал. Конец. А Покровский вдруг: "А вот вечером будет чудо. Это закон театра".
... и действительно получилось.
305
1985
1985 2/I
Белый зал музея им. Пушкина
Стравинский
Три пьесы для струнного квартета:
"Танец"
"Эксцентрик"
"Псалом"
Шостакович
Две пьесы для квартета:
1. Элегия
2. Полька
исп.: Квартет им. Бородина
Камерная симфония ор. 110 bis
(VIII квартет)
оркестр Ричеркар
дирижер: Ю. Николаевский
Бородинцы на высоте. Они действительно наш лучший квартет. Лишь бы они только между собой не ссорились.
3/I
Белый зал музея им. Пушкина
Шостакович
Камерная симфония ор. 110 bis
(VIII квартет)
оркестр Ричеркар
дирижер: Ю. Николаевский
Дважды слушал Шостаковича.
Николаевский прекрасно дирижировал; думаю, что автор был бы доволен этим исполнением.
Прошло с успехом.
... Но боюсь, что это опять скоро забудут (как, к сожалению, всё хорошее забывают, а привычное-среднее помнят).
(Реплика Зивы на мой вопрос: "Вы будете слушать Шостаковича?" - "Что я, с ума coшел?!")
8/I В машине Ю. Башмета по дороге в Большой театр
запись
Рахманинов
Этюд-картина fis moll ор. 39 № 3
Этюд-картина h moll ор. 39 № 9
исп.: С. Р.
Слушали:
Ю. Башмет, Н. Дорлиак, С. Р.
Юра, конечно для моего удовольствия, поставил эту запись по дороге к "Озеру". Мило с его стороны, но я не Гаврилов, который каждый (действительно каждый) раз включает свою запись концерта Чайковского (кстати очень хорошая), если он кого-нибудь везет в своей роскошной машине.
Думаю, что он это делает и без "публики". Счастливый мальчик.
8/I
Большой театр
Юбилей Галины Улановой (75 лет)
Чайковский
Балет "Лебединое озеро" (II, III и IV акты)
(более-менее оригинальная версия)
дирижер: А. Лаврешок
соло на скрипке: С. Гиршенко
Одетта - Н. Семизорова
Зигфрид - Ю. Васюченко
И вновь - (в который раз?) - "Лебединое" с его h-moll-ной бессмертной темой, с его трепыханиями маленьких лебедят, с его общим трагическим [флером] и последним "гениальным" h-dur-ом.
И сегодня это было очень торжественно и значительно. 75-летний юбилей самой Улановой, появившейся как впорхнувшая голубая птица в конце спектакля среди всеобщего ликования и под водопад цветов, летящих на сцену.
306
Ротбарт - Б. Акимов
Чествование юбиляра Г. Улановой
(Ю. Григорович и весь театр)
Слушал с Н. Дорлиак
Последняя великая балерина!
Вена
январь Benediktinum
магнитофонная лента
Шрекер
фрагменты из оперы "Das Spielwerk"
Рахманинов
Прелюдии (cis moll, fis moll, D dur, g moll, b moll, f moll, A dur, h moll)
исп.: Р. Вудворт
Шостакович
Все прелюдии и фуги
исп.: Р. Вудворт
Шопен
Концерт e moll (I часть)
исп.: Р. Вудворт
Барракэ
Соната (фрагмент)
исп.: Р. Вудворт
Фрагменты из "Das Spielwerk" мне понравились (но в меру). Затем слушали Вудворта.
Рахманинов не остался в памяти. Все прелюдии и фуги Шостаковича (часто превратно понятые), конечно, большое достижение пианиста, достойного похвалы. 1 часть Шопена - крепко (!?) (то ли качество здесь к месту?)
Боюсь, что это всё влияние Мичельского (в свое время законодателя варшавского пианизма и шопенизма - очень порочного явления, исключающего импровизационность и рубато и даже запрещающего их (у Шопена)).
Немножко Барракэ - на закуску.
Франкфурт-на-Майне
магнитофонная лента
Шопен
Этюды № 1, 2, 3, 4, 5 ор. 10
Роже Вудворт
Мюнстер
магнитофонная лента с концерта в Оснабрюке
Хиндемит
Соната для альта и фортепьяно ор. 11 № 4
Ю. Башмет и С. Р.
Это исполнение Вудвортом этюдов Шопена особенно не запомнилось мне, несмотря на виртуозность и смелость.
Думаю, что Шопен не его композитор (что потом фатально подтвердилось).
Эту отнюдь не хиндемитовскую сонату мы в последнее время включили в программу нашего концерта (Хиндемит, Бриттен, Шостакович).
Она весьма эффектна, трудна, имеет успех, но насколько же Бриттен и Шостакович выигрывают после нее. В этот юный период Хиндемит еще не нашел себя.
Вена
22/II1
магнитофонная лента
Бетховен
Соната Es dur № 4 (I часть)
Соната Fis dur № 24
Р. Вудворт
Брамс
Концерт d moll № 1
Р. Вудворт
дирижер: К. Мазур
Первая часть Бетховена: слишком быстро и громко, "стальными пальцами". Не понравилось.
Fis-dur-ная - также слишком агрессивна (если мне не изменяет память).
Брамс. Крепко, мужественно, убедительно. P. S. (Первое знакомство с пианистом "сомнительной репутации", но безусловно талантливый.)
307
23/III
магнитофонная лента
Ксенакис
"Mists"
Р. Вудворт
Первое знакомство с Ксенакисом, поразившим и удивившим меня, хотя я вряд ли по-настоящему (или даже не по-настоящему) понял эту музыку.
Интуиция? А ей всегда можно верить?
24/III
магнитофонная лента
Ксенакис
1) "Mists"
2) "Эонта"
Р. Вудворт
дирижер: Элиану Инбал
Что Вудворт убедительно исполняет эту музыку, я теперь понял. И она мне еще больше понравилась, в особенности "Эонта", с интереснейшими неожиданными оркестровыми вступлениями.
25/III
магнитофонная лента
Ксенакис
"Синафай"
Р. Вудворт
дирижер: Элиану Инбал
То же могу сказать про "Синафай". Мне кажется, что это действительно "новая" настоящая музыка.
27/III
магнитофонная лента
Чайковский
Фортепьянные пьесы
(Четыре "Времени года" и шесть
других по моей программе)
С. Р.
Студийная запись вероятно лучше, чем кассета с концерта. Много работы ушло на эти маленькие "простенькие" (!!) пьесы. Современной публике они менее доступны, чем Рахманинов, Прокофьев... Времена меняются. И Кандинский теперь более доходит, чем Серов.
28/III
магнитофонная лента
Моцарт
Концерт С dur № 25
Роже Вудворт
дирижер: Витольд Ровицкий
Вполне удовлетворительная запись (по-видимому, в период конкурса имени Шопена). Но я был очень утомлен, и иногда v меня даже слипались глаза, несмотря на все старания искусственно возбудить себя.
Определенного, конечно, мнения нет.
Москва
7/V Большая Бронная
Бах
Соната a moll № 2 для скрипки соло
Сюита E dur № 3 для скрипки соло
Олег Каган
Смело поставленная цель Олега, сыграть все сочинения (соло скрипки) Баха, истинно героична. И он проводит свою линию со свойственным ему усилием воли в многочасовой работе.
Стремление к совершенству и честный труд (я вообще не могу понять, как это возможно играть на этом инструменте) приносят свои плоды. Не сразу, конечно, медленно и верно. Но если подумать, сколько у него еще забот, не касающихся музыки, и сколько на это уходит время, то можно только удивляться вы-
308

носливости этого прекрасного музыканта и человека.
9/V Большая Бронная (днем)
Бах
Сюита h moll № 1 для скрипки соло
Олег Каган
Слушал с Н. Гутман
И вот еще одна сюита Баха. Мы слушаем с Наташей и пытаемся критиковать (когда есть что...).
Через [лоджии] вид на Москву и на золоченые купола Кремля. Весна понемногу вступает в свои права.
13/V
запись
Жан Барракэ
Соната для фортепьяно
Роже Вудворт
Слушал с В. Лобановым
Композиторы особенно критичны к композиторам. У Васи я заметил черточки отношения "свысока" ("Ну, это уж не ново, такое было"). По его мнению Барракэ не слишком значительное явление. А у меня... к сожалению, мнения нет, а слушать еще десять раз это сочинение, чтобы понять его - нет желания. Вот мы и оказались в тупике, или в узкой улице, идущей к дому Аркури в Генуе, где уже развернуться назад нельзя, выйти можно только разбив [переднюю стену].
28/V
Большой театр
(гастроли Варшавской оперы)
Шимановский
"Король Рогер"
дирижер: Агнешка Крейнер
Роксана - Барбара Загужанка и др.
дирижер-постановщик:
Роберт Сатановский
Слушал с Н. Журавлевой
Всё в этом неожиданном спектакле Варшавской оперы на мой вкус было прекрасно.
Я уже не говорю о музыкальном исполнении (оркестр звучал подлинно по-шимановскому). Певцы были на месте (Роксана). Постановка, освещение, балет - да лучше и желать нельзя. Всё это, по-видимому, заслуга главного дирижера с опасной фамилией Сатановский.
Подлинная победа оперного искусства.
Наша публика была в восторге. Мы с Наташей только что и переглядывались от избытка чувств.
29/V
домашний концерт
Бах
Сюиты для виолончели соло:
Сюита № 5 с moll
Сюита № 4 E dur
Сюита № 6 D dur
Наталия Гутман
Концерт - праздник и урок (для артистки и для публики).
Наташа сосредоточенно прекрасно играла, как всегда с закрытыми глазами.
Эти сочинения мне трудно слушать, но после них чувствую внутреннее удовольствие и радость, как после исполненного долга. Спасибо, Наташа.
Слушали:
Ирина Антонова Марина [Золотухина?]
Фрида Бауэр Марк Мельников
Вера Прохорова Екатерина Сканави
Наталия Журавлева Константин Федермессер
Дмитрий Терехов
Борис [Золотухин?] Вера Федермессер
309
Татьяна Коваленко
Наташа Башмет
Елена Озерова
Александр Рудин


Наум Штаркман
Константин Богино


Александр Штаркман
Павел Верников


Нина Зархи
Алла Фрид


Владимир Сканави
Григории Фрид


Олег Каган
Нина Дорлиак


Валентина Чемберджи
Юрий Башмет


Юрии Николаевский
С. Р.


Клара Николаевская


30/V
домашний концерт
Бах
Сюита d moll № 2
Соната g moll № 2
Сюита С dur № 3 (для скрипки соло)
Олег Каган
Такие домашние концерты следовало бы устраивать как можно чаще, это было бы подлинное приобщение к Баху и вообще к музыке.
К сожалению, благодаря жизненным законам это не получается... А также из-за обшей инертности.
Спасибо Олегу за этот вечер.
Слушали:


Вера Прохорова
Борис [Золотухин]


Кира Алемасова
Юрий Башмет


Милица Нейгауз
Татьяна Коваленко


Нина Терехова
Дмитрий Дорлиак


Дмитрии Терехов
Владимир Чайковский


Елена Озерова
Евгении Мильшmейн


Анна Озерова
Сергей Мильшmейн


Нина Зархи
Наташа Мильшmейн


Владимир Сканави
Дмитрий Крас-
нопевцев


Наталия Гутман




Павел Верников
Лиля Краснопевцева


Марк Мельников
Нина Дорлиак


Екатерина Чемберджи
Виктор Зеленин


Василий Лобанов
С. Р.


Марина [Золотухина]


4/VI
домашний концерт (репетиция)
Стравинский (по 2 раза)
1. "Mouvements"
2. Каприччио
исп.: С. Р.
партия оркестра: В. Лобанов
3. Концерт для двух фортепьяно
исп.: В. Лобанов и С. Р.
Неудобно хвалить собственное исполнение, но в этот раз действительно, кажется, получилось, на удивление (они этого раньше не слышали) и радость нашей публики, состоящей из друзей.
Это, так сказать, последняя репетиция в Москве перед поездкой в Тур, где ожидает Булез, Буаль, Ван де Вельде, Мме Бриссо и еще много персонажей мольеро-расиновских.
Слушали:


И. Антонова
E. Лелина


Л. Краснопевцева
Д. Краснопевцев


В. А. Чайковский
В. В. Чайковский


E. Чемберджи
Н. Дорлиак


А. М. Мельников
В. Зеленин


Ленинград
9/VI
Сидел на балконе за колонной, чтобы не смотреть и чтобы меня не видели. В. В. играл
310
Большой зал филармонии
Бетховен
Багателли ор. 33, ор. 119, ор. 126
исп. Владимир Виардо
(совершенно ужасно)
отвратительно. Не знаю, кого он себе представлял в публике - выживших из ума старых дев или домработниц... Не было ритма, не было темперамента, не было музыки - были какие-то переливчики нот и вероятно внешнее кокетство так называемым "старинным (но не бетховенским) стилем". Но я ведь к счастью не смотрел.
14/VI?
по дороге из Варшавы в Дрезден
в машине Ю. Башмета
радио
Бетховен
Фрагмент из оперы "Фиделио"
(I акт)
Вагнер
III сцена из I акта оперы "Валькирия"
Зиглинда - Джесси Норман
С Башметом это был период блужданий по много часов и ночью но дорогам Европы в его машине. И вот, забившись в кусты какой-то захолустной [дороги], он включил радио для развлечения. Сначала - довольно непонятные кусочки из "Фиделио". Затем Джесси Норман в первом акте "Валькирии" - очень выразительно, совершенно, могуче и по-вагнеровски.
Трудно было почему-то включиться в это сочинение (вероятно, из-за бешеной усталости от дороги). Какая страшная несправедливость природы, одарить таким голосом певицу и в то же время такой наружностью (подходящей только для концерт[ов]).
29/VI
Гранж де Мэле
(утром - репетиция)
Стравинский
Симфония для духовых инструментов (1945) (памяти К. Деоюсси)
Давно люблю это сочинение с повторяющимся, восхитительно таинственным аккордом. Оно выдержано в строго-скупом стиле и в то же время приводит вас в почти ликующее настроение.
Стравинский знал, что посвятить Дебюсси.
29/VI (вечером)
Гранж де Мэле
Стравинский
"Пульчинелла"
(полный вариант)
поют: Zehava Gal, Laurence Dale, John Brocheler
дирижер: Пьер Булез
Полный вариант этого сочинения несколько утомил меня. Была ли это вина исполнения или моя - не знаю.
Вероятно, следовало дважды прослушать это сочинение, и тогда всё стало бы ясным; а так получилось некоторое нагромождение.
Мне кажется, что Булез был тоже несколько уставший. Ему пришлось много поработать в этот фестиваль.
30/VI
Гранж де Мэле
Лигети
Concerto de chambre
Berio
Corale
Безусловно интересный концерт и прекрасно в этот вечер продирижированный Булезом.
Всё это слышу впервые.
Лигети очень самобытен с его "тысячами насекомых". В восторг он меня не привел.
311
(соло на скрипке - Maryvonne Le Dizes-Richard)
Boulez
"Eclat/Multiples"
дирижер: Пьер Булез
...Но зато Berio мне очень понравился. Это очень интересно, ново и прекрасно было исполнено (М. Le Dizes-Richard).
Булезовское Eclat автор дирижировал идеально и показал совершенно особенные "свои" дирижерские приемы. Сочинение же мне показалось растянутым и, "конечно же", формальным, каким оно вероятно и было задумано.
5/VII
Grange de Meslay
(объяснительная репетиция и концерт)
York Holler
"Resonance"
Дирижер: Пьер Булез
Это был весьма глупый вечер (ridicule). Булез имел грандиозный успех (у него весьма хорошо подвешен язык), объясняя публике, как надо репетировать, чтобы получилось хорошо.
Главное, надо играть вместе, доказывал он многократно. Эта "Волга впадает в Каспийское море" только показала, насколько публика глупа (они чувствовали, что приобщились к искусству), и вообще вся затея была совершенно недостойна такого музыканта, как Булез. Я ушел с середины.
7/VII
Grange de Meslay
Мессиан
Poemes pour [??]
Phyllis Bryn Yulson (soprano)
Pierre-Laurent Aimard (ф-но)
Франко Донатони
Cadeau
Шенберг
Три пьесы (posthumes)
Камерная симфония ор. 9
дирижер: Пьер Булез
Мессиан. Был выразительно исполнен и певицей, и талантливым Aimard-ом. Красивая музыка и мастерски построенная, но не лежит у меня душа к ней. Я слушал и Турангалилу (Grand Opera) с блестящей Ивонной Лорио, и их первое вдвоем выступление на II Fetes в Туре - всё это на большой высоте - но нет... Не хочу... Наверное, мое какое-то непонимание.
Донатони. Прелестное сочинение, полное оркестрового блеска и юмора, и композитор очень симпатичный дядя. Я познакомился с ним после концерта на приеме в мэрии.
Шенберг. Со временем я привык к этому сочинению, которое мне раньше не нравилось (ор. 9).
И это "венская" испорченность имеет свой шарм и притягательность, и все сложности уже кажутся не такими сложными.
Пьер Булез прекрасно провел этот концерт.
Фрежюс
в машине Б. Азуви
Хиндемит
Первая соната A dur (фрагмент)
исп.: Глен Гульд
Прослушал только первые три части, и мне не понравилось из-за излишней "многозначительности" и из-за излишне медленных темпов.
В этом вижу претензию.
312
8/VII У Патрика Лефевра
Мэле
лента с концерта в Туре 1983
Брамс
Квартет A dur op. 26
М. Копельман, Д. Шебалин, В. Берлинский, С. Р.
Слушали: Ю. Башмет Б. Азуви
В. Лобанов П. Лефевр
М. Мунтян С. Р.
Брамс, записанный Лефевром с концерта, - на редкость удачная запись. Это признали все слушатели сегодняшней музыкальной демонстрации этого сочинения. Главное, никаких вмешательств со стороны техников (которые что-то вытягивают, а другое приглушают - для "выпуклости" записи), и поэтому всё осталось честно таким, каким оно и было в концерте - а было... хорошо.
19 - 20/VI1 В машине по дороге
Брест - Минск - Москва
записи с Туренских празднеств
Лигети
Concerto de chambre
дирижер: Пьер Булез
Хиндемит
Вторая соната
С. Р.
Веберн
Вариации ор. 27
С. Р.
Берио
Corale
скрипка Maryvonne Le Dizes-Richard
дирижер: Пьер Булез
Слушали с Л. Батыревой (19-ого), Т. Коваленко, Д. Дорлиак
Между толчками машины по Московско-Минскому шоссе.
Проверка впечатления от Туренского концерта...
Мите завел кассету.
Лигети. Все его "насекомые" абсолютно смешались с шумом машины.
Хиндемит и Веберн остались в Туре - слышно почти ничего не было.
Берио был более ощутим и опять мне понравился.
Л. Батырева, Таня и Митя послушно прослушали всё и даже высказали свое мнение, но вряд ли могли что-нибудь понять.
В данном случае: "Техника - враг техники".
Москва
У Виталия Виленкина
пластинка
Римский-Корсаков
Романс "Редеет облаков" (Пушкин)
Анатолий Соловьяненко
ф-но - Марк Равин
Виталий Виленкин (наш старейший друг, еще со времен Ольги Леонардовны) влюблен в этот романс (я кстати тоже) и предложил прослушать это довольно скромное исполнение.
Вокруг коллекционированный им фарфор, богатство книг по искусству. За окном Москва-река и фабрика "Большевик".
20/IX
пластинка
Дебюсси
Images ([oubliees]) (забытые) (три части)
Золтан Кочиш
Сюрприз - новый Дебюсси!!
Ну и конечно чудо!
Кочиш молодец (он, кажется, первый раз решил играть эти пьесы). И вообще он настоящий...
Хотелось бы послушать не в механической записи.
22/IХ
запись на пленку
Римский-Корсаков
Я не буду говорить о голосе и возможностях Брылевой - они налицо. Но они и ставят высокие требования молодой певице.
313
Ария Шемаханской царицы
("Золотой петушок")
Верди
Ария Джильды
("Риголетто")
Елена Брылева
телевидение
Пуни
Pas de deux, Мужская вариация,
Женская вариация, Кода
Васильев
Максимова
(Большой театр)
Бизе
Хабанера
Елена Образцова
Ариозо Дон Хозе
Атлантов
Чайковский
Вальс из балета "Спящая красавица"
(Ленинград?)
"Золотой": не безупречна чистота каденции (она должна быть идеальна). А "Риголетто" - эти ужасные изменения темпов в арии, конечно, "традиция-рутина" - но слушать это - мучение!!
...И вдруг неожиданная телепередача "Звезды Большого театра".
Максимова, Васильев (Нина совсем растаяла).
Образцова в роли Кармен ("дамы - возможно, директрисы солидного советского учреждения").
Простите за такую Кармен. Нет, не прощу! Атлантов (разве только что голос)...
Вальс с корзиночками из "Спящей".
Какой плохой театр Большой...
29/IХ
запись на пленку (Mme Brissaud)
с концертов в Мэле 29/VI - 7/VII
Стравинский
"Mouvements"
"Каприччио" (два раза)
С. Р.
дирижер: П. Булез
Барток
Соната для двух фортепьяно и ударных инструментов
С. Р., В. Лобанов, В. Снегирев, В. Барков
Слушали:
Н. Дорлиак Н. Гутман
О. Каган В. Зеленин
С. Р.
Булез приблизительно хорошо продирижировал мне Стравинского. Его оркестр не из лучших, и отношение музыкантов "парижское". Думаю, что их любимый дирижер мог бы быть и построже с ними, но... он ведь тоже "парижский".
Барток на кассете не показался "скандальным", как я боялся. Катастрофа в первой части прошла почти незаметно (ее и сидящий в публике Булез не заметил). Да и остальное сошло прилично. Хотелось бы лучше.
2/Х
запись на пленку Мэле 29/VI
Стравинский
1) "Mouvements"
2) "Каприччио"
С. Р., П. Булез
Слушал с Ю. И. Николаевским
Критически профессиональное прослушивание кассеты с Булезом из Тура.
"Mouvements" конечно было лучше в Москве с Николаевским. Каприччио не достаточно остро и "характеристично".
Как Ю. Ильич сказал, "без заинтересованности".
3/Х
Урок пения у Н. Д.
Римский-Корсаков
В столовой во время завтрака из Ниночкиной половины раздавались звуки красивого сопрано (дочки Беатрис Парра - Ниночка
314
Колыбельная Волховы
(из оперы "Садко")
Беатрисита Парра
Сережа Мильштейн
(издали, через закрытую дверь)
ступил момент маленького чуда.
Я вспомнил волшебство этой чудной оперы (которой теперь, по-моему, никто не интересуется и не понимает).
Фантазия исчезла с нашей планеты.
29/Х
японский видеофильм
(Фрейбург)
1) Шостакович
Соната для альта и ф-но
Ю. Башмет и С. Р.
магнитофонная лента из Будапешта
2) Доклад о Рихтере
(на русском, венгерского студента из Будапешта) с музыкальными иллюстрациями (фрагменты):
Бетховен:
Вариации D dur
Чайковский:
Скерцо из второй части I концерта
Бах:
Жига из II французской сюиты с тоll
Шуберт:
Финал а moll-ной сонаты ор. 143 Песня?
(с Д. Фишер-Дискау)
Шопен: Прелюдия e moll
Шуман: Тема и две вариации из
Симфонических этюдов
"Des Traumes Wirren"
Бетховен: Из финала III концерта
Мусоргский: "Богатырские ворота" из "Картинок"
пластинка
С Башметом Шостакович у нас нередко получался и получил, так сказать, всеобщее признание. Эта соната и есть, конечно, самая лучшая из трех (скрипка, виолончель) и... к сожалению, это его последнее сочинение.
Думаю, что всё, что здесь набрано (доклад я забыл), абсолютно ненужный музыкальный мусор. Что это за винегрет? Что это за кусочки из всевозможных сочинений?
Вот такие факты явно враждебны настоящему искусству.
Молодой человек по-видимому хотел показать мою "разносторонность", но право, лучше бы он этого не делал (и не портил мне настроение).
3) Шуман
Цикл "Любовь поэта"
исп.: Нина Дорлиак и С. Р.
(1955-1958 г.)
Слушал с Н. Дорлиак и Ю. Башметом
Мне очень понравилось, и меня действительно захватила эта запись. То, что цикл спет сопрано (он ведь написан для тенора), абсолютно не отражается на качестве и на настроении этого изумительного сочинения.
4/Х1
запись Mme Brissaud 7/V1II в Амбаре
Мэле
Бриттен
1) Интродукция и Рондо alla Виrlesca
2) Элегическая мазурка для двух ф-но ор. 23
Хотелось еще раз прослушать эти сочинения, к которым действительно глубоко неравнодушен.
И каждый раз, когда слушаю концерт для двух фортепьяно Стравинского, просто ушам своим не верю - что это за красота...
315
Стравинский
Концерт для двух ф-но (1935)
uсп.: В. Лобанов и С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак
13/XI
запись
Жан Барракэ
Соната для фортепьяно
Раже Вудворт
Слушал с Н. Гутман
кассета Mme Brissaud 7/VIII Мэле
Бриттен
1) Интродукция и Рондо alla Burlesса
2) Элегическая мазурка для двух ф-но ор. 23
Стравинский
Концерт для двух ф-но (7935)
исп.: В. Лобанов и С. Р.
Слушал с Н. Гутман и О. Каганом
Барракэ - большой камень преткновения в музыке. Наташа оцепила положительно исполнение его Роже Вудвортом - конечно, это серьезно, спора нет, но выдержать это трудно, и думаю, что не мне одному.
Неужели через 50 лет это признают гениальным?
Кто его знает... Бывали и такие примеры.
27/XI
пластинка
Шуман
"Любовь поэта"
исп.: Н. Дорлиак и С. Р.
Слушал с Эми Мореско, Миленой Борромео и Н. Дорлиак
Думаю, что эта недавно появившаяся старая пластинка, быть может, самая лучшая и вдохновенная запись Н. Д. (конечно с концерта).
В ней чувствуется истинная сущность этой артистки.
Это замечательно.
28/Х1
Студия грамзаписи "Мелодия"
прослушивание
(концерт в Большом зале консерватории)
Гайдн
Соната В dur для скрипки и ф-но
исп. С. Р.
Брамс
Первая соната G dur для скрипки и ф-но
Шостакович
Соната (in G) для скрипки и ф-но
исп.: Олег Каган и С. Р.
Слушал с Еленой Бунеевой, Эдуардом [Шахназарян] и Юрием Башметом
Гайдн. Очаровательная соната-партита в моем исполнении показалась мне вполне симпатичной.
Первая скрипичная Брамса (мое любимое сочинение этого композитора) была сыграна Олегом со свойственным ему шармом и изяществом (не исключая глубины). Мне кажется, что это сочинение ему очень подходит и он с ним в полной гармонии.
Шостакович - трудный камень, и в особенности третья часть с этими двумя каденциями-катаклизмами.
Концерт прошел довольно удачно.
28/XI Вечер
Специально для Эми поставил запись шопеновского II [концерта] - я ведь впервые играл его в Италии - в Генуе, под управлени-
(перед просмотром фильма "Главное, это любить")


316
запись
Шопен
Концерт № 2 f moll для ф-но с оркестром
исп.: С. Р.
дирижер: E. Светланов
Слушал с Эми Мореско, Миленой Борромео, Лилией Краснопевцевой и Дмит-
рием Краснопевцевым
ем Станислава Вислоцкого, а на следующий день мы все вместе ездили в Портофино и провели там прекрасный день.
Сегодня я еще продемонстрировал не слишком приятный, но замечательный фильм, который очень люблю. Для удовольствия гостей.
1/ХII
Государственный музей им. Пушкина
Белый зал
Открытие "Декабрьских вечеров"
Шуберт
Соната "арпеджионе" a moll
исп.: Ю. Башмет и В. Лобанов
Октет для струнных и духовых F dur D. 809
исп.: Н. Гутман, Ю. Башмет, Э. Бруннер, П. Верников, Р. Влаткович, О. Каган, Р. Комачков, В. Попор
Соната арпеджионе, несмотря на всю гениальность, всегда проходит как-то мимо меня - мы не вибрируем вместе, и потому я
ее и не играю.
Октет F dur следует прослушать несколько раз (или по крайней мере проиграть в четыре руки), тогда все его качества выявятся.
С первого раза это всё-таки трудно.
2/XII
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Шуберт
Экспромт f moll № 1 ор. 142
Экспромт As dur № 2 ор. 142
Соната D dur ор. 53
Музыкальный момент С dur № 1 ор. 94
Музыкальный момент As dur № 2 ор. 94
Klavierstuck es moll № 1
Klavierstuck Es dur № 2
Из танцев I группа ор. 18а??
Из танцев II группа ор. 18а??
bis:
Экспромт f moll ор. 142 № 1
Музыкальный момент f moll ор. 94 № 3
исп.: Алексей Наседкин
Очень любимый ученик Г. Нейгауза.
Поначалу исполнение было конечно по-настоящему музыкальным, но несколько корректно-формальным (для Шуберта скучным). В особенности это сказалось в D-dur-ной сонате; однако особенных возражений у меня не было.
Второе отделение продолжалось в таком же духе до самого конца концерта.
А первый bis - Экспромт f moll - вдруг поразил самым подлинным вдохновеньем. Это было абсолютно по-настоящему!
В чем же дело? Я ведь уверен, что этот пианист имел полную возможность сыграть всю программу на том же уровне. Но... почему-то это не произошло. Очень жаль.
4/XII
Большой театр
Верди
"Травиата"
Виолетта - Ю. Варади
Альфред - В. Богачев
Дебют Юлии Варади в Москве, которая прекрасно показала себя в этой трудной (и не совсем свойственной ее голосу) партии. Она уверена и абсолютно убедительна как певица, артистка и на много голов выше своих партнеров.
317
Жермон - Мазурок
дирижер: А. Жюрайтис
Это был сюрприз и большая радость. Теперь... Жюрайтис превратился в какой-то музыкальный (анти) монстр. У него нет абсолютно ритма, а только один метр. Выхолощенный сухарь. Быстрые темпы вдвое быстрее, медленные вдвое медленнее. Отвратительно, и воображаю, как с ним трудно петь.
Купюры традиционные - осталось только попурри из "Травиаты".
11/XII После концерта в Доме
культуры МИИТ
Телевизионная передача
"Декабрьские вечера 1984-го года",
Белый зал Музея им. Пушкина
Бриттен
"Lacrimae" (вторая половина)
исп.: Ю. Башмет и С. Р.
Соната С dur для виолончели и ф-но (IV и V часть)
исп.: Н. Гутман и С. Р.
Стравинский
"Mouvements" (1959)
исп.: С. Р.
дирижер: Ю. Николаевский
Шостакович
Трио e moll ор. 67
исп.: О. Каган, Н. Гутман, С. Р.
Слушали:
Н. Гутман D. Bohm (из Вены)
О. Каган Н, Дорлиак
Ю. Башмет С. Р.
К. Старек
Как всегда в таких телевизионных передачах, оказывается, что исполняют кусочки-фрагменты из сочинений, что считаю полнейшим безобразием (гак было с Бриттеном
на это г раз).
Стравинский был показан полностью, и думаю, что эго была удача, как Николаевского, так и моя.
Трио Шостаковича - было, думаю, тоже удачей.
Эго замечательное сочинение, один из его лучших oeuvr-ов. Прошел благополучно с нагнетающе трагическим настроением.
Но... смотреть на это было сплошным мучением. Искаженные лица Олега и мое (Наташа в данном случае не выделялась) так мешали восприятию музыки, что можно было проклясть факт изобретения телевизора. Такое просто невозможно допускать - а как хорошо было бы просто прослушать эту музыку в чистом виде!
16/II
Музей им. Пушкина, Белый мл
"Декабрьские вечера "
Шуман
"Ночная песня" (слова Гёте) ор. 96 № 1
Цикл "Любовь поэта" (Гейне) ор. 48
"Zum Schlu?"
"Посвящение"
"Майская ночь"
исп.: Роберт Холл
ф-но: Конрад Рихтер
Прекрасный певец прекрасно исполнял прекрасную музыку, а рядом за фортепьяно сидел профессиональный убийца и расфасов-
щик музыки и причинял слушателю (мне) смертельные мучения.
Не понимаю, как получилось, что эти двое человек музицируют вместе!
16/XII
кассета из Праги
Олег очень заинтересовался этими скромны-
ми oeuvr-ми Халека и выразил желание
318
Вацлав Халек
"Звучание в спирали" (по пастели С. Рихтера) для скрипки соло
"Ветреный день"
"Кузьминки"
"Новые дома"
исп.: Ян Крашил
Слушал с Олегом Каганом (после снятия [линз])
включить их в свой репертуар. Это симпатично с его стороны, но посмотрим, сыграет ли он их! Первый концерт Шимановского он уже десять лет (если не больше) обещал выучить, однако "ни тпру ни ну".
Теперь главное увлечение Олега - "Шнитке" ...
18/ХII
Mузей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Шуман
"Арабески"
Соната fis moll № 1 ор. 11
Танцы Давидсбюндлеров ор. 6
исп.: Элисо Вирсаладзе
И вот опять такой удачный концерт пианистки (думаю, одной из первых сегодня!)
Сюита у ней (можно сказать) почти безупречна и по выразительности и технически (я уже третий раз слушаю ее).
"Davidsbundlertanze" слышу во второй раз в жизни (первый раз слышал v И. Наумовой, когда она была студенткой Нейгауза).
Мне кажется, что и здесь Вирсаладзе может получить пальму первенства.
Шуман подлинная сфера этой артистки.
27/XII
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Шопен
Экспромт As dur
Экспромт Fis dur
Экспромт Ges dur
Фантазия-экспромт cis moll
Фантазия f moll
Колыбельная
Баркаролла
Соната h moll № 3
bis:
Шуберт
Экспромт Es dur № 2 ор. 90
Экспромт As dur № 4 ор. 90
пианист Муррей Перайя
Не знаю, что случилось в этот вечер с прославленным пианистом (чрезвычайная взволнованность, неуверенность в себе или какие-нибудь внешние обстоятельства - говорят, переводчица-идиотка его "довела"), но он играл действительно почти всё плохо и его Шопен мне совершенно не поправился.
Когда я его спросил, почему он не повторял экспозицию в h-moll-ной сонате, он удивленно возразил: "Ведь никто этого не делает", и привел в пример шубертовские сонаты с тем же выводом (?!?!?).
Вообще он был какой-то несчастный.
1986
1986 1/I Новогодний визит
Ю. Башмета
кассета с концерта в МИИТ
Мендельсон
Девятая симфония для струнных
("Швейцарская") С dur
дирижер: Ю. Башмет
Слушали: Н. Д., Ю. Б. и С. Р.
В этот первый день наступившего нового года Юра принес один из первых опытов свой новой профессии. Он теперь организует оркестр (камерный) и страшно увлечен этим. Ищет у всех внутренней поддержки и (втайне) затевает борьбу с конкурирующим
Спиваковым (несколько "опасную").
Кассета Мендельсона удачна (не только для "первого" раза).
Слушал с удовольствием. Желаю удачи!
319
5/I
Большой зал консерватории
Бетховен
Сонаты для скрипки и ф-но
№3 Е dur
№ 7 с moll
№ 10 G dur
исп.: Олег Каган, Василий Лобанов Слушал с Н. Гутман, Н. Дорлиак, М. Каган
Прослушал этот концерт, который был определенно удачен, с некоторым принуждением. Очень странно, но меня не слишком притягивают бетховенские скрипичные и виолончельные сонаты.
В них нет той свежести, которая есть в фортепианных, и они как-то "академичны" (исключая поздних).
А их вероятно "обязательно" надо любить.
6/II
Кассета с концерта
Шнитке
Концерт для альта с оркестром
Юрий Башмет
Лукас Виз
(Амстердам)
"Мутная трагика" характеризует это новое сочинение Шнитке, написанное специально для и к восторгу Башмета. Не могу сказать, чтобы оно понравилось мне, оно очень нездоровое (но автор в это время был действительно очень серьезно болен) и тягостное.
У молодых музыкантов оно - большое событие, и я согласен, не знаю, кто бы еще мог [бы] у нас создать сочинение на этой профессиональной высоте... Но... но остается "но"...
20/V По дороге из Вены в Мантую в машине - магнитофонная пленка
Хиндемит
Первая соната для ф-но
Глен Гульд
Слушал с Эгионом
Еще раз послушал эту очень для меня спорную запись, но в этот раз до конца. Первые четыре части произвели на меня то же отрицательное впечатление, но пятая часть оказалась великолепно исполненной.
Думаю, что причина в том, что она виртуозна и чрезвычайно трудна. Вот и не было времени для мудрствования, а результат тот, что это мы услышали Хиндемита.
Вена
7-8/V
в машине по радио
Шопен
Ноктюрн Н dur
Ноктюрн E dur
исп. Маурицио Поллини
Слушал с Эгионом
У этого Шопена весьма развитые бицепсы и результат соответственный. Все, во-первых громко, во-вторых абсолютно непоэтично и не тонко (а в то же время, конечно, безупречно точно), импровизации и в помине нет. Всё даже как-то героично (но это "польская тенденция" тех лет, когда Поллини завоевал первую премию в Варшаве. Тогда Шопен должен был быть представлен как патриот и революционер).
Плохо.
13-14/VI ночью в машине по дороге из Вены в Копенгаген
магнитофонная лента
Телеман
Jafelmusik I:
Jafelmusik - да, действительно под нее можно и насыщать желудок, и рассматривать ночь через окна машины, и перебрасываться фразами с не слишком интересными собеседниками...
320
Трио Es dur для двух скрипок и basso
continuo
исп.: ...немцы
Слушал с Кудерна
Однако она остается как бы сама по себе (без тени обиды) в своем бездумном и благородном совершенстве.
3/VIII Клязьма, Грибоедовская, 3
(Дом Геккер-Ведерникова)
День рождения Оли Геккер
запись
Шенберг
Камерная симфония e moll
(переложение для квинтета А. Веберна)
флейта - Шадуа
кларнет - Бруннер
скрипка - Каган
виолончель - Н. Гутман
ф-но - А. Ведерников
Слушали:
В. Прохорова, В. Геккер, М. Геккер,
О. Геккер, А. Ведерников и я
С большим интересом прослушал это сочинение (которое мне раньше резко не нравилось, но с повторными прослушиваниями я с ним примирился). Конечно, переложение Веберна также не оставляет желать лучшего. Исполнение понравилось. Слушали все дамы
Геккер (понимали, конечно, Оля и Вера). Вера Прохорова мотала в такт головой и возможно боролась с одолевающим её сном.
Толя "царствовал" в своей сфере Шенберга и семьи. Освещение приглушенное - дачное. Дом всё тот же, что и 45 лет назад. Традиции те же самые.
Чебоксары
18/VIII
запись
Лист
Соната h moll
Слушали: Н. Журавлева, E. Матусова
(дочка), В. Зеленин, E. Артамонов и я
Наконец долгожданная пластинка появилась, и вся наша компания собралась в моем ("отвратительном") номере ее послушать.
Успех, конечно, обеспеченный. На столе остатки ужина, бутылки от кефира, кипы черного хлеба (оставшегося) и тому подобное.
Поездка по Советской стране...
Чита
8/XI На главной площади
по радио (с эхо)
Шопен
Полонез As dur
(кто ?)
Кустанаи
4/XII
Дворец пионеров (после моего концер-
та)
запись
Лист
1. Погребальное шествие
2. Венгерская фантазия
дирижер: Я. Ференчик
3. Соната h moll
исп.: С. Р.
Слушал с В. Чайковским
Праздник октября. Я брожу по просторным и официальным площадям Читы. Со всех сторон As-dur-ный полонез, так сказать, в коллаже из-за многочисленных эхо.
Кто-то играет обыкновенно и лихо - и как всё неуютно.
После ухода публики с моего концерта освободили зал, и я с Володей остались прослушать моего Листа на полную мощь микрофонов дворца пионеров.
Я получил полное одобрение (даже не без сентимента), которого собственно и ожидал. Володе надо похудеть.
321
Москва
Этот молодой человек весьма талантлив.
15/XII
Музей им. Пушкина, Белый зал
"Декабрьские вечера"
Чайковский
Большая соната G dur op. 37
Детский альбом, 24 легкие пьесы ор. 39
bis:
Элегическая песня Des dur
Приглашение к трепаку F dur
исп.: Михаил Плетнев
Соната, несмотря на "не мою" интерпретацию, мне все-таки понравилась (кроме третьей и четвертой части). Детский альбом - совсем понравился. Но бисы он выбрал просто плохие - эту музыку можно бы было и не играть - у Чайковского достаточно хорошей.
Почему Плетнев такой несчастный? Ведь он получил I премию, а впечатление, что для него играть мучение.
15/XII Большая Бронная после концерта М. Плетнева
запись
Лист
Соната h тоll
С. Р.
Слушал с П. Фейером и Н. Дорлиак
Самому строгому критику Павлу Фейеру отдал на суд мою "зло (но не совсем) получную" сонату Листа из Карнеги-холла.
В восторг он не пришел, но и не стал критиковать.
17/XI1
Белый зал музея им. Пушкина
"Декабрьские вечера"
Чайковский
"Соловей" ор. 60
"Зачем" ор. 28
"Хотел бы в единое слово"
"Нет, только тот, кто знал" ор. 6
"Корольки" ор. 28
"Отчего" ор. 6
"В эту лунную ночь" ор. 73
"Закатилось солнце" ор. 73
"Снова как прежде" ор. 73
"Средь мрачных дней" ор. 73
bis:
"Средь шумного бала"
"Серенада Дон-Жуана"
исп.: Виталий Таращенко
ф-но: Анна Рахман
Чайковский
"Скажи, о чем в тени ветвей" ор. 57
"Ни слова, о друг мой" ор. 6
"Колыбельная" ор. 16
"Погоди" ор. 16
"Ночь" ор. 60
"И больно и сладко" ор. 6
"Забыть так скоро"
"Я ли в поле да не травушка была"
ор. 47
"Весна" ор. 54
Свежесть, искренность, выразительность, прекрасный голос, правильное понимание драматичности Чайковского (некоторые порицали это как оперность) меня абсолютно устроили и местами тронули. Публика однако осталась довольно холодной, и настоящего успеха не было.
Певица как певица, и с достоинствами (голос и т. д.) и с недостатками в манере пения и частично в интонации, у публики имела гораздо больший успех, чем тенор Таращенко (парадокс), но может быть, ко второму отделению градус[ник] восприятия у публики поднялся. Так иногда бывает.
322
"День ли царит" ор. 47
bis:
"Ночи безумные"
"Погоди"
исп.: Румяна Барева
ф-но: Валерия Неделчева
(Болгария)
22/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Чайковский - Островский
"Снегурочка" (музыка к пьесе)
дирижер:
Владимир Зива
Солисты:
Эрик Курмангалиев
Александр Науменко
Оркестр студентов Московский консерватории
Хор студентов Московской консерватории
Артисты театра "Современник":
Л. Толмачева (Весна) (она же и режиссер)
Р. Суховерко и др.
Сговорился с Лилей Толмачевой об этом театрально-концертном исполнении "Снегурочки" Островского с музыкой Чайковского.
Она с большим энтузиазмом взялась за это. Артисты театра "Современник" приняли участие.
Получилось свежо, необычно... Конечно, чудный текст Островского превалировал даже над музыкой Чайковского, очень удачно продирижированной Владимиром Зивой. Как приятно было приобщиться к этому чудному, таинственному произведению.
Сама Толмачева была Весной и была конечно в центре спектакля, в платье цвета мака она была очень хороша. Артист Суховерко прекрасно читал Мороза и Берендея; Мизгирь, Купава, Бобыль и Бобылиха, прекрасная Елена - все мне понравились. Снегурочка же была слишком обыкновенной и несколько "бытовой"; то же самое и Лель (они меня не устроили).
Курмангалиев пел песни Леля, и было забавно, как по приглашению Леля-блондина выступал совсем восточный Лель-брюнет. В последнем гимне (после отвратительной реплики Берендея "тревожить нас не может") Курмангалиев легко и красиво перекрыл своим голосом хор. Зива прекрасно провел танцы скоморохов и был на высоте. Бурные овации.
26/XII
Музыкальная школа им. Прокофьева
Чайковский
Струнная серенада ор. 48
дирижер: Юрий Николаевский
(оркестр Госкино)
Неприятие дирижера Юрия Николаевского и публикой и музыкантами принимает стихийные размеры. Это уже какой-то психоз.
И ведь всё из-за его внешних данных и любви (педантичной) к работе. Не могу не протестовать этому явлению. Ценю его и люблю с ним работать. Оркестры же (всегда не любящие работать) резко бойкотируют этого прекрасного музыканта.
26/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Нелли Ли в этот раз была весьма не в форме - это была большая ее неудача. Она как-то странно вокализировала, а уж слова ни од-
323
Чайковский
Песни для детей ор. 54:
1. "Осень"
2. "Мой садик"
3. "Детская песенка"
4. "Колыбельная песнь в бурю"
5. "Кукушка"
"Нам звезды кроткие сияли"
"Канарейка"
"Серенада" ("О дитя")
"Песнь цыганки"
"Кабы знала я..."
"Уноси мое сердце"
"Серенада" ("Ты куда летишь как птица")
"Колыбельная"
"Флорентийская песня" (Pimpinella)
исп.: Нелли Ли
ф-но: E. Шендерович
ного понять нельзя было. Никакого сравнения с прошлыми ее выступлениями.
Наташа Гутман (сидевшая одним рядом дальше) зло прошептала: "Мало работала!" Как жаль этого концерта и ее.
Кстати, когда предложили отобрать некоторые романсы для радиопередачи, Нелли Ли всё запретила, а ведь это говорит о ее музыкальной совести. Я знаю несколько случаев, когда музыканты поступили обратным образом (возможно по меркантильным соображениям).

28/XII
Декабрьские вечера в музее им. Пушкина
Белый зал
Чайковский
Квартет № 3 es moll ор. 30
исп.: Квартет им. Бородина
Секстет "Воспоминания о Флоренции" d moll ор. 70
исп.:
Михаил Копельман
Андрей Абраменков
Дмитрии Шебалин
Юрий Башмет
Наталия Гутман
Валентин Берлинский
Очень красивый концерт.
Квартет истинно трагическое сочинение (бородинцы ясно демонстрировали это) - он действительно перекликается с шестой симфонией. Особенно запоминаются унисоны и аккорды третьей части. Впечатление, что зала вдруг задекорирована в траурные тона.
Секстет. Это уже совсем другое. И хороший контраст первому сочинению. Конечно, не такое сильное впечатление, но... какой
Meisterwerk <мастерство>, сколько изобразительности и жизни.
Спасибо за этот вечер.
1987
1987 1/I Новогодняя ночь (Большая
Бронная)
Равель
"Hommage a Borodine" (?)
исп.: Людмила Берлинская
Присутствующие:
М. Кавашима К. Сегава
Конда Саи E. Лелина
В. Зива Д. Картышева
Т. Коваленко Д. Дорлиак
Н. Д.
4 или 5/I
запись


324
Франц Шрекер
"Der Wind" (поэма-балет) для камер-
ного ансамбля
"Nachtstuck" (музыка из III акта опе-
ры "Der ferne Klang")
дирижер: Rickenstedt
Слушал с О. Каганом и Н. Дорлиак
Вена
январь
Брамс
Соната № 3 f moll
Анни Фишер (концерт в Милане)
Анни Фишер - большая артистка с большим дыханием, волною и настоящей глубиной. f moll-ная соната одна из ее вершин. (А на иногда нечистые ноты вообще "наплевать" (pardon).)
записи (Нагаока)
Гайдн
Сонаты g moll, G dur, B dur
Шопен
Баллада № 2
Этюды № 1, 2, 3, 4, 17, 18, 19, 20, 23
С. Р.
записи (Токио)
Шуман
Этюды Паганини с, h, e
Брамс
Вариации на тему Паганини (I, II)
С. Р.
Мои записи (Токио, Нагаока) ничего особенно нового не принесли. Всё опять как-то не до конца.
Konzerthaus
Моцарт
Концерт В dur № 18
E. Leonskaja
дирижер: Oleg Caetani
В dur Моцарта. Лиза играла хорошо, уверенно и несколько деловито. (А я эту музыку абсолютно забыл, хотя играл в Большом зале с Кондрашиным.)
Мантуя
февраль
прослушивание записей С. Р.
Teatro Bibiena
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли
Брамс
Вариации на тему Паганини
в доме Джирардили
диск
Шостакович
Восьмая симфония
дирижер: Хайтинг
Слушал с Эгионом
Восьмая Шостаковича в исполнении Хайтинга меня совершенно не устроила (как-то вязко, "красивым звуком", но не к месту).
Эту симфонию мог дирижировать только один дирижер - Евгений Александрович Мравинский.
325
Виеззе [Виезее?]
апрель
пленки с концертов
(Амстердам, Хайде, Прага)
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли
Два рондо
Соната ор. 101
С. Р.
Проверка, где же Диабелли были лучше.
Как это трудно установить при этом неимоверном размере длительности произведения. А фирма ждет с нетерпением решения насчет пластинки.
Трудное положение.
Вельс-Шустерберг
по дороге в Вену в машине
пленка из Амстердама
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли
С. Р.
С О. Друговичем и М. Кавашима
Вел машину Оттмар Другович, которому я искренне симпатизирую. Он очень хотел послушать, и я согласился. Запись из Амстердама, Она по-видимому и лучшая.
Впоследствии стала пластинкой.
Вена (Ambassadeur)
апрель
Бетховен
33 вариации на вальс Диабелли
С. Р. (Амстердам)
Лист
Мысли о смерти
Andante lagrimoso
Ave Maria
Франк
"Прелюдия, хорал и фуга"
С. Р. ([Поллинг?])
Слушал с Эгионом
Еще раз многослушаемые Диабелли. И вечные сомнения до раздражения.
Листа прослушали для удовольствия - это можно издать, но пока никто не издает, так как по времени это не заполняет пластинку (опять технические причины), и Метаксасы тоже не очень спешат.
Франк. Не помню, как играл...
Сочинение единственное в своей чувствительной строгости и красоте.
Москва
май
Лист
Мысли о смерти
Andante lagrimoso
Ave Maria
С. Р. ([Поллинг??])
Шимановский
Вторая соната
С. Р. (Вельс)
Слушал с Н. Гутман
Решили с Наташей, что это хорошо (я поддался ее влиянию). Листа конечно можно издать в пластинке, но Шимановский!.. с бракованной кассетой!
9/V
телевизионная передача
(музей им. Пушкина)
Шуберт
"Зимний путь"
Концерт Шрейера в музее им. Пушкина был гopaздо удачнее дрезденского, и по этой передаче это ясно слышно.
326
поет П. Шрейер
ф-но: С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак
11/V
Шимановский
Вторая соната
С. Р. (Вельс)
Лист
Мысли о смерти
Andante lagrimoso
Ave Maria
С. Р. ([Поллинг])
Слушал с Н. Дорлиак и В. Чемберджи
Мой Шимановский в этот раз удался (но конечно бракованная лента).
Лист хорошо. "Мысли о смерти" лучше других.
старая запись из Большого Зала
Лист
Мефисто-вальс
С. Р.
Слушал с В. Зелениным
Мефисто-вальс (очень старая (1949?) запись).
Может быть, и не совсем плохая, но с неверными нотами. Как всегда!
старая запись
Лист
"Хоровод гномов"
С. Р.
Слушал с В. Зелениным
Думаю, что это хорошо (было когда-то (?) исполнено на бис), и темп настоящий.
Я только всегда не могу себе здесь представить гномов. По-моему, это больше эльфы в радостном опьянении игры.
20/V
запись
Сук
"Азраэль"
дирижер: В. Талих
Слушал с Н. Журавлевой и В. Зелениным
В какой десятый раз я слушаю эту запись?
Но я влюблен в нее.
21/V
запись
Рахманинов
Второй концерт для фортепьяно
С. Р.
дирижер: С. Вислоцкий
Слушал с Н. Дорлиак и В. Зелениным
Теперь мне кажется, что это правда хорошая запись, и "послушное" сопровождение Вислоцким не мешает целому. Мое такое "необычное" прочтение (как все говорили) этого концерта не кажется неестественным (я ведь подражал манере автора) (что не так просто в ансамбле tutti).
22/V
запись
Бриттен
Река Керльу
Слушал с О. Каганом и В. Зелениным
Изумительное сочинение Бриттена. Не знаю только, могут ли все понять эту красоту. Не очень ли она тонка и невесома? И, конечно, необычна...
327
запись
Дворжак
Квинтет A dur № 1 ор. 5
Квартет им. Бородина и С. Р.
Чайковский
Первый концерт b moll
С. Р. и E. Мравинский
Слушали: Н. Дорлиак, М. Копельман, [В.] Журавлева
Как-то случайно прослушали эти пластинки (предложил Миша).
Качество их не плохое, этого нельзя отрицать.
23/V
Большой зал консерватории
Дебюсси
"Пеллеас и Мелизанда"
(в концертном исполнении)
французские молодые певцы
дирижер: Розенталь
Слушал с Н. Дорлиак
Ах он негодяй, этот Розенталь!
Умудри[л]ся продирижировать Пеллеаса (без купюр) на 20 минут быстрее, чем надо. Да его удушить мало. Преступник в искусстве смел прикоснуться к этому сочинению. Французские певцы были на уровне хороших студентов (и то) - но он (этот подлый обманщик публики) еще считается лучшим исполнителем этой оперы!..
июнь
Бетховен
Соната В dur № 11 ор. 22
С. Р.
Шимановский
Вторая соната (А)
С. Р.
Слушал с В. Чайковским и В. Зелениным
По просьбе Володи одиннадцатая соната.
(Не спешу ли я на связующей партии первой части, где так много шестнадцатых, а в басу повторяется до? Володя сказал, что нет...) Шимановского "пропагандирую", и мне кажется, что всем искренне нравится, но потом они забывают (слишком "богато").
17/VIII
запись
Дворжак
Симфония d moll № 7 ор. 70
дирижер: Карел Шейна
Эта симфония также очень хороша, но большая тень от Восьмой и "Из нового света" падает на нее ("Лучшee враг хорошего"), ...Но может, если бы дирижировал Талих???
18/VII
пластинка
Бетховен
Соната D dur (пасторальная) № 15
ор. 28
Иван Моравец
18/VII
пластинка
Бетховен
Соната Es dur ("Les Adieux") № 26 ор. 81а
Иван Моравец
Слушал с В. Зелениным
Я давно получил эту пластинку в подарок от пианиста.
Наконец нашел время и "охоту" ее послушать. Придираться к исполнению как-то не хочется, да и в конце концов действительно [ни] к чему не придерешься.
Эти две сонаты не в моем репертуаре, и я даю себе волю просто послушать их для своего удовольствия (что гарантирует, конечно, автор).
Моравец достойный профессиональный пианист и понимает, что играет.
328
телевизионный фильм из Малого зала
им. Глинки в Ленинграде
Шимановский
"Песни влюбленного муэдзина"
Галина Писаренко и С. Р.
Слушал с Н. Дорлиак
Галя с большим шармом и свободой рассказывает о работе со мной над "Муэдзином" - это конечно опять дифирамб мне...
Она эффектна в своем красном платье в атмосфере Малого зала имени Глинки. Но сама запись недостаточно ясно передает эти песни. Не совсем ясно Галю и еще хуже мое сопровождение.
27/VII
запись
Брамс
Фортепианный квартет A dur ор. 26
С. Р., М. Копельман, Д. Шебалин, В. Берлинский Слушал с В. Чемберджи
Я всё хочу удостовериться, что это действительно удача. И многократно ее прослушиваю (эту запись). Ну и что же? Я не отрицаю, что это хорошо, но с каждым разом нахожу там некоторые погрешности. Лучше не слушать.
29/VII
запись
Брукнер
Симфония № 5 В dur
дирижер: Франц Конвичный
Слушал, и конечно с трудом. Путался из-за моего испорченного слуха в модуляциях, тональностях, гармониях... Это, конечно, еще и из-за проигрывателя, не совсем точно интонирующего. Симфония конечно замечательная, но я в других чувствую себя больше дома.
30/VII
запись
Бетховен
Симфония № 4 В dur ор. 60
(первые три части)
(остальное невозможно - брак пластинки)
дирижер: В. Фуртвенглер
Совершенно же ясно, что это лучшее исполнение этой симфонии! Может, кто-нибудь хочет поспорить?
19/VIII
запись
Дебюсси
1. "Остров радости"
2. "Маски"
3. "Цикл "Эстампы"
Жан-Филипп Коллар
Слушал с В. Зелениным
Жан-Филипп Коллар меня особенно не вдохновляет, но мне было интересно послушать "Маски", которые я никогда не слыхал раньше.
(Кстати, у него есть хорошая запись f moll третьей сонаты Шумана).
Звенигород
24/VIII

<<

стр. 9
(всего 25)

СОДЕРЖАНИЕ

>>