стр. 1
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

nietzsche.pmd 1 22.12.2004, 0:06
Black
Friedrich Nietzsche


Wille zur Macht
Versuch einer Umwertung aller Werte



Ausgewahlt und geordnet
von Peter Gast
und Elisabeth Forster Nietzsche




nietzsche.pmd 2 22.12.2004, 0:06
Black
воля к власти
опыт переоценки
всех ценностей

незавершенный трактат
Фридриха Ницше

в реконструкции
Элизабет Фёрстер Ницше
и Петера Гаста




М 2005




nietzsche.pmd 3 22.12.2004, 0:06
Black
ББК 87.7
Н70

Составление и общая редакция В. Миронов
Послесловие Н. Орбел
Перевод с немецкого Е. Герцык (кн. i), Т. Г ейликман (кн. ii, гл. 3),
М. Рубинштейн (кн. ii, гл. 2, кн. iii, гл. 2), Г. Рачинский (вве
дение и заключительные замечания), М. Рудницкий (кн. ii,
гл. 1, кн. iii, гл. 3–4, кн. iv), Е. Соловьева (кн. iii, гл. 1).

Подготовка текста, выборочная сверка И. Эбаноидзе
Комментарии Е. Колесов


Ницше Ф.
Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей / Пер.
Н70
с нем. Е.Герцык и др.— М.: Культурная Революция, 2005.—
880 с.

ISBN 5–902764–02–5

...................................................................................................
Эта книга великого немецкого философа Фридриха
Ницше (1844–1900) не была завершена им самим и вышла в
свет только после его смерти в реконструкции, предпри
нятой сотрудниками Архива Ницше. Именно в такой, не
авторизованной, версии книга стала событием мировой
культуры, оказавшим сильнейшее воздействие не только на
развитие философии, но и на саму историю XX столетия.
Попытка осмыслить этот феномен предпринята в послесло
вии Н. Орбела.
Полный текст книги «Воля к власти» издается по рус
ски впервые.
...................................................................................................


© Культурная Революция. 2005
© М.Рудницкий. Перевод, 2005
© Н.Орбел. Послесловие, 2005
© Е.Колесов. Комментарии, 2005
© И.Бернштейн. Оформление, 2005




nietzsche.pmd 4 22.12.2004, 0:06
Black
содержание


Е Ф Н ........... 1 1
Предисловие ................................................................... 25

27 книга первая: европейский нигилизм
К плану .............................................................................. 29
i. ................................................................... 3 1
1. Нигилизм как следствие бывшего до сих пор
в ходу толкования ценности бытия .......................... 31
2. Дальнейшие причины нигилизма ......................... 40
3. Нигилистическое движение
как выражение декаданса ............................................ 45
4. Кризис: нигилизм и идея «возвращения» ........... 55
ii. ....... 6 0
а) Современное омрачение .............................................. 60
b) Последние века .......................................................... 72
c) Признаки подъема сил .............................................. 84

97 книга вторая: критика
прежних высших ценностей
i. ................................................... 9 9
1. К возникновению религии ..................................... 99
2. К истории христианства ....................................... 111
3. Христианский идеал .............................................. 142
ii. .................................................. 162
1. Происхождение моральных оценок .................. 162
2. Стадо .......................................................................... 171
3. Об общеморалистическом .................................... 178
4. Как обеспечить господство добродетели ......... 185
5. Моральный идеал .................................................... 196
а. К критике идеалов .................................................. 196
b. Критика «доброго человека», святого и т. д. .......... 208
c. О клевете на так называемые дурные свойства ..... 213




nietzsche.pmd 5 22.12.2004, 0:06
Black
d. Критика терминов «исправление»,
«совершенствование», «повышение» ........................... 226
6. Заключительные замечания
к критике морали ........................................................ 231
iii. ....................................... 236
1. Общие размышления ............................................. 236
2. К критике греческой философии ...................... 247
3. Истина и ложь философов ................................... 263
4. Заключительные размышления
к критике философии ................................................ 268

273 книга третья: принцип новой оценки
i. ......................... 275
a) Метод исследования .............................................. 275
b) Теоретико познавательный отправной пункт .. 276
c) Вера в «Я». Субъект ................................................ 284
d) Биология стремления к познанию.
Перспективизм ........................................................... 285
e) Происхождение разума и логики ....................... 289
f) Сознание .................................................................... 297
g) Суждение. Истинно — ложно .............................. 299
h) Против каузализма ................................................ 306
i) Вещь в себе и явление ........................................... 313
k) Метафизическая потребность ............................ 321
l) Биологическая ценность познания .................... 336
m) Наука ......................................................................... 338
ii. ............................... 344
1. Механистическое истолкование мира .............. 344
2. Воля к власти как жизнь ........................................ 353
a. органический процесс .............................................. 353
b. человек .................................................................... 359
3. Теория воли к власти и ценностей .................... 379
iii.
.............................................................. 394
1. Общество и государство ....................................... 394
2. Индивидуум .............................................................. 415
iv. ..................... 432




nietzsche.pmd 6 22.12.2004, 0:06
Black
469 книга четвертая: порода и взращивание
i. .................................................. 471
1. Учение об иерархии рангов ................................. 471
2. Сильные и слабые ................................................... 473
3. Благородный человек ............................................ 505
4. Хозяева Земли .......................................................... 511
5. Великий человек ..................................................... 516
6. Высший человек как законодатель будущего .. 520
ii. .................................................................... 530
iii. ...................................... 552


Е Ф Н ............................... 559


[569] ecce liber. Опыт ницшеанской апологии
Николай Орбел
.................................................................. [571]
...................................................... [577]
1.«Никто не знает сегодня,
на что похожа хорошая книга» ............................. [577]
2. Книга пульсар ....................................................... [591]
3. Мастерская мага ................................................... [602]
..................................................... [610]
1. «Дело» сестры ....................................................... [610]
2. Знамя восставших рабов .................................... [623]
3. Законодатель рабства ......................................... [638]
................................................................... [653]
1. Хронология vs Поэтика ...................................... [653]
2. Мегатекст: системность vs целостность ........ [660]
3. Сверх Ницше ........................................................ [669]
............................................................ [680]
1. Парадокс Ницше. Против интерпретаций ... [680]
2. Почему Ницше не закончил «Волю к власти»? .. [696]
3. Преодолел ли Ницше метафизику? ................. [709]
. Н ............................. [728]




nietzsche.pmd 7 22.12.2004, 0:06
Black
[735] приложения
......................................................... [737]
............................................ [809]
..................................... [821]
.................................... [850]




nietzsche.pmd 8 22.12.2004, 0:06
Black
воля к власти
опыт переоценки
всех ценностей *




*
Не публиковавшиеся ранее по русски части книги, посвящен
ные религии, обществу и государству, переведены М. Рудницким
по изданию F. Nietzsche: Der Wille zur Macht. Versuch einer Um
wertung aller Werte. Stuttgart: Kroner 1959. Текст подготовлен с
учетом исправленного переиздания «Воли к власти» (Stuttgart:
Kroner 1996), отражающего современное состояние публика
ции рукописей философа. Исправлены многие смысловые иска
жения, имевшие место в дореволюционных переводах и воспро
изводившиеся в последующих переизданиях. В прямоугольные
скобки заключены заголовки и структурирующие обобщения,
внесенные в текст сотрудниками ницшевского Архива.




nietzsche.pmd 9 22.12.2004, 0:06
Black
11


введение
введение и предисловие




Еще весной 1883 года, когда мы с братом были в Риме, он
говорил, что намерен, как только окончит Заратустру, на
писать свое главное теоретико философское сочинение в
прозе; когда же осенью 1884 года в Цюрихе я напомнила ему
этот разговор и спросила о положении дела, он таинствен
но улыбнулся и намекнул, что пребывание в Энгадине было
в этом отношении весьма плодотворно. Мы уже знаем из
введения к восьмому тому, как велико было значение этого
лета в деле разработки его главного прозаического труда.
Однако нет никаких оснований думать, что основные мыс
ли этого произведения возникли лишь в ту пору; нет, они
уже полностью в поэтической форме содержатся в Зарату
стре; это совершенно ясно из того, что наброски и планы,
относящиеся к концу 1882 года, т. е. ко времени до возник
новения первой части Заратустры, имеют весьма большое
сходство с идейным содержанием «Воли к власти».
Но само собой разумеется, что мир новых мыслей не
мог быть исчерпан в Заратустре; он требовал еще и отдель
ного теоретико философского прозаического изложения,
продолжая в то же время из года в год расти и становиться
отчетливее. Мы встречаемся поэтому в планах, относящих
ся к лету 1884 года, все с теми же проблемами, что и в Зара
тустре, а позднее в «Воле к власти». Все, что им было напи
сано с этого времени, представляет лишь дальнейшее вы
яснение и изображение этих основных мыслей; так, что о
«Воле к власти» можно, пожалуй, сказать то же, что мой брат
писал Якову Буркхардту по поводу «По ту сторону добра и
зла», а именно, что в этом сочинении «говорится о тех же
предметах, что и в Заратустре, но иначе, весьма иначе».
Что автор хотел переждать несколько лет (он говорит
о шести и даже о десяти годах), прежде чем приступить к
окончательной разработке этого огромного произведения,
а пока собирал только драгоценные камни для стройки и за
нимался обширными подготовительными изысканиями по
этому предмету, это — более чем понятно. Кроме того, из




nietzsche.pmd 11 22.12.2004, 0:06
Black
планов, относящихся к лету 1884 года, можно усмотреть, что 12
он в то время еще колебался в вопросе, какую из главных
своих мыслей выдвинуть на первый план и сделать средо
точием этого произведения: вечное ли возвращение, или
переоценку всех прежних высших ценностей, распорядок
ли рангов вплоть до их вершины, сверхчеловека ли, или во
лю к власти как принцип жизни, роста и стремления к гос
подству. Но с каждым годом он, по видимому, все яснее со
знавал, что необычайная сложность жизненной ткани луч
ше всего может найти свое выражение в «воле к власти».
Здесь уместно задаться вопросом: когда же собствен
но у философа впервые зародилась эта мысль о воле к власти
как воплощенной воле к жизни. На подобные вопросы в
высшей степени трудно дать ответ, так как у моего брата
корни его главных мыслей всегда приходится искать в весь
ма отдаленном времени. Для него, как и для здорового, мо
гучего дерева, нужны были долгие годы, прежде чем мыс
ли его могли получить свою окончательную форму и ясные
очертания, за исключением впрочем одной: вечного возвра
щения, которая предстала ему впервые летом 1881 года, а
год спустя получила свое выражение. Быть может мне бу
дет позволено привести здесь одно воспоминание, которое
может дать кое какие указания относительно времени пер
вого возникновения мысли о воле к власти.
Осенью 1885 года, перед тем как уехать с мужем в Па
рагвай, мы с братом предприняли целый ряд чудесных про
гулок в окрестностях Наумбурга, чтобы повидать еще раз
места, где протекло наше детство. Так, однажды, мы бро
дили между Наумбургом и Пфортою по возвышенностям,
с которых открывался замечательный вид вдаль; в этот ве
чер освещение было особенно красиво: желтовато красное
небо было покрыто темными, черными облаками, сообщав
шими всему окружающему какой то странный колорит. Эта
картина вызвала брата на замечание, что облака эти напо
минают ему один вечер из тех времен (1870), когда он был
санитаром на театре войны (нейтральная Швейцария не
дозволяла профессору своего университета отправиться на
войну в качестве солдата). Обучившись уходу за больными
в Эрлангене, он получил от тамошнего комитета поручение
отправиться в качестве уполномоченного и начальника са
нитарного отряда на поле битвы. Ему доверены были боль




nietzsche.pmd 12 22.12.2004, 0:06
Black
шие суммы и дан был ряд личных поручений: так что ему
13
пришлось переезжать от лазарета к лазарету, от одной ам
булатории к другой в районе военных действий, останав
введение и предисловие




ливаясь только для того, чтобы оказать помощь раненым и
умирающим и принять от них их последнее прости близ
ким и родным. Что пришлось перенести за это время со
страдательному сердцу моего брата — не поддается описа
нию, еще месяцы спустя ему слышались стоны и жалобные
вопли несчастных раненых. В первые годы он почти не мог
говорить об этом, и когда Роде однажды в моем присутствии
жаловался, что так мало слышал от своего друга о пережи
том им в бытность его санитаром, брат мой с выражением
муки на лице заметил: «Об этом не надо говорить, это не
возможно; нужно гнать от себя эти воспоминания!» И в тот
осенний день, о котором я начала говорить, он рассказал
мне только, как однажды вечером, после всех этих ужасных
скитаний, он «с сердцем, почти разбитым состраданием»
приехал в маленький городок, через который пролегала
большая дорога. Когда он обогнул городскую стену и про
шел несколько шагов вперед, он вдруг услыхал шум и гро
хот, и мимо него, как сверкающая молниями туча, пронесся
красивый кавалерийский полк, великолепный как выраже
ние народного мужества и задора. Но вот стук и гром уси
ливаются, и за полком в стремительнейшем темпе несется
его любимая полевая артиллерия и, ах, как больно было ему
не иметь права вскочить на коня и быть вынужденным,
сложа руки, стоять у этой стены! — Напоследок шла пехота
беглым шагом: глаза сверкали, ровный шаг звенел по креп
кому грунту, как могучие удары молота. И когда все это
шествие вихрем пронеслось мимо него в битву,— быть мо
жет навстречу смерти,— столь величественное в своей жиз
ненной силе, в своем мужестве, рвущемся в бой, являя со
бой такое полное выражение расы, решившей победить,
властвовать или погибнуть,— «тогда я ясно почувствовал,
сестра,— так закончил свой рассказ мой брат,— что сильней
шая и высшая воля к жизни находит свое выражение не в
жалкой борьбе за существование, но в воле к битве, к влас
ти и превосходству!» «Но,— продолжал он, немного помол
чав и вглядываясь в пылающее вечернее небо,— я чувство
вал также, как хорошо то, что Вотан влагает жестокое сер
дце в грудь вождей; как могли бы они иначе вынести страш




nietzsche.pmd 13 22.12.2004, 0:06
Black
ную ответственность, посылая тысячи на смерть, чтобы 14
тем привести к господству свой народ, а вместе с ним и
себя».— Многие, бесконечно многие пережили в то время
нечто подобное, но глаза философа смотрят иначе, чем гла
за остальных людей, и он извлекает новые познания из та
ких переживаний, которые ничего не дают другим. Насколь
ко иным и несравненно более сложным должно было казать
ся ему столь превозносимое Шопенгауэром чувство состра
дания, когда он впоследствии, возвращаясь мысленно к этим
событиям, сопоставлял это чувство с представшим тогда его
взору чудесным видением воли и жизни, битвы и мощи. В
этой последней воле он видел такое душевное состояние,
которое обеспечивает человеку полную гармонию его наи
более могущественных инстинктов, его совести и его иде
алов; это состояние он усматривал не только в исполните
лях такой воли к власти, но также и прежде всего в самом
полководце. Быть может именно тогда впервые перед ним
предстала проблема страшного и губительного влияния,
которое может иметь сострадание, как некоторая слабость,
в те высшие и труднейшие минуты, когда решается судьба
народов, и насколько справедливо поэтому предоставление
великому человеку, полководцу, права жертвовать людьми
для достижения высших целей.
В какой глубокой захватывающей форме появляется
впервые эта мысль о воле к власти в поэтических образах
«Заратустры»; при чтении главы «О самообладании» во мне
всегда встает тихое воспоминание об изображенных мною
только что переживаниях, в особенности при следующих
словах:
«Где я находил живое, там находил я и волю к власти;
и даже в воле слуги — и там я находил волю стать владыкой».
«Что сильнейшему должно служить слабейшее, в этом
слабейшее убеждается своей волей, стремящейся стать вла
дыкой над еще слабейшим: одной лишь этой радости не со
гласно оно лишиться».
«И как меньшее отдается большему, чтобы самому вла
ствовать над еще меньшим и радоваться о нем: так и самое
великое в свою очередь отдает себя и могущества ради по
лагает жизнь свою».
«В том и самопожертвование высшего, что оно и отва
га, и опасность, и игра в кости, где ставкой является смерть».




nietzsche.pmd 14 22.12.2004, 0:06
Black
Весной 1885 года, по завершении четвертой части За
15
ратустры, мой брат, насколько можно судить по его замет
кам, уже решил сделать волю к власти, как жизненный прин
введение и предисловие




цип, средоточием своей главной теоретико философской ра
боты. Нам попадается заглавие: «Воля к власти, толкование
мирового процесса». Зимою 1885/86 года он собирался сна
чала написать на эту тему небольшое сочинение, к которому
у нас имеется целый ряд набросков. Он называет его: «Воля
к власти. Опыт нового миротолкования». Совершенно по
нятно, что он останавливался в смущении перед необъятно
стью задачи — изобразить волю к власти в природе, жизни,
обществе, как волю к истине, религии, искусству, морали,
проследив ее во всех ее отдаленнейших последствиях. Увы,
как часто, вероятно, ему приходилось с отчаянием говорить
себе: «Один! Всегда один! И один в этом огромном лесу, в
этих дебрях!» И вот, чтобы хоть немного облегчить себе за
дачу и сделать ее обозримее, он снова и снова пробует разбить
свой большой труд на более мелкие, менее объемистые трак
таты. Так, весной 1886 года, он набрасывает план десяти
новых произведений, которые могли бы быть выпущены в
Свет в качестве новых «Несвоевременных размышлений».
Но во время своего пребывания в Лейпциге, в мае–
июне 1886 года, в то время как он вел переговоры с издате
лем по поводу напечатания «По ту сторону», он пришел к
окончательному решению, независимо от «По ту сторону»,
которое должно было представлять некоторое предуготов
ление к большому произведению (на самом же деле было
отдельным куском этого последнего) — посвятить ближай
шие годы целиком разработке и печатанию «Воли к влас
ти». Я вправе, быть может, высказать предположение, что
это пребывание (в мае–июне 1886 года) в Лейпциге отня
ло у него последнюю надежду найти себе сотоварищей и
сотрудников для этой большой работы. Эта надежда на со
трудничество друзей, которая при слабости его глаз пред
ставлялась для него вдвойне соблазнительной и, несмотря
на пережитые им крупные разочарования, постоянно вновь
пробуждалась в нем, была от дней юности восторженной
грезой его души,— грезой, которой не суждено было осуще
ствиться. Он пишет:
«Проблемы, перед которыми я стоял, представлялись
мне проблемами столь коренной важности, что мне почти




nietzsche.pmd 15 22.12.2004, 0:06
Black
каждый год по нескольку раз представлялось, что мыслящие 16
люди, которых я знакомил с этими проблемами, должны
были бы из за них отложить в сторону свою собственную
работу и всецело посвятить себя моим задачам. То, что каж
дый раз в результате получалось, представляло такую коми
ческую и жуткую противоположность тому, чего я ожидал,
что я, старый знаток людей, стал стыдиться самого себя и
был принужден снова и снова усваивать ту элементарную
истину, что люди придают своим привычкам в сто тысяч раз
больше важности, чем даже — своим выгодам...»
Все дельные люди, былые его друзья и знакомые, ка
зались погруженными в свои собственные работы; даже
Петер Гаст, единственный помогавший ему друг, ставил все
же главной задачей своей жизни и деятельности, согласно
желаниям самого моего брата, занятие музыкой. А полез
ны могли быть ему только наиболее способные из сотруд
ников. Тогда его охватила мучительная уверенность, что он
никогда не найдет себе сотоварища для труднейших своих
работ, что ему придется все, все делать одному и в абсолют
ном одиночестве совершать свой трудный путь. Летом 1886
года, во время чтения корректур «По ту сторону», которым
брат занимался в Сильс Мария, он пользовался каждым сво
бодным часом для разборки накопившегося материала для
предполагаемых четырех томов его главного сочинения.
Он свел воедино весь план своей колоссальной работы и
наметил ход мыслей, охватывавший все произведение и в
существенных своих чертах, за малыми изменениями, со
храненный им до конца. (Содержание третьей книги вош
ло впоследствии в четвертую и вставлена была совершен
но новая третья книга.) План, относящийся к лету 1886 го
да, гласит следующее:

«Воля к власти»
Опыт переоценки всех ценностей
В четырех книгах

Книга первая: Наивысшая опасность (изображение ни
гилизма как неизбежного следствия прежних оценок). Огром
ные силы освобождения от оков: но они находятся в проти
воречии друг к другу; раскованные силы взаимно уничтожа
ют себя. В демократическом строе общества, где всякий —




nietzsche.pmd 16 22.12.2004, 0:06
Black
специалист, нет места для «зачем?», «для кого?». Нет сосло
17
вия, в существовании которого многообразные формы стра
дания и гибели всех отдельных (обращение их жизни в не
введение и предисловие




которую функцию) находили бы свой смысл.
Вторая книга: Критика ценностей (логика и т. д.). Вез
де выставить на вид дисгармонию между идеалом и отдель
ными его условиями (например, честность у христиан, по
стоянно принужденных прибегать ко лжи).
Третья книга: Проблема законодателя (в ней история
одиночества). Раскованные силы надо вновь связать, дабы
они не уничтожали друг друга; открыть глаза на действи
тельное умножение силы!
Четвертая книга: Молот. Какие свойства должны иметь
люди, устанавливающие обратные ценности? — Люди, кото
рые обладают всеми свойствами современной души, но в то
же время и достаточно сильны для возвращения этим свой
ствам полного здоровья; их средства для достижения этой
задачи.
«Сильс Мария. Лето, 1886».

Было бы совершенно ошибочно, если бы мы вздумали
предположить, что автор «Воли к власти» хотел дать в этом
произведении свою систему. Мы знаем, как мало доверял
он всяким системам, и как всегда считал он печальным при
знаком для философа, когда тот замораживал свои мысли в
систему. «Систематик — это такой философ,— восклицает
он,— который не хочет больше признавать, что дух его жи
вет, что он подобно дереву мощно стремится вширь и нена
сытно захватывает все окружающее — философ, который
решительно не знает покоя, пока не выкроит из своего духа
нечто безжизненное, нечто деревянное, четырехугольную
глупость, «систему».
Бесспорно, он желал изобразить в этом большом про
изведении свою философию, свое мировоззрение, но во
всяком случае не как догму, но как предварительный регуля
тив для дальнейших исследований.
Осенью 1886 года брату пришлось прервать на несколь
ко месяцев свою работу над «Волей к власти», так как он
писал в это время предисловия для нового издания своих
ранее появившихся сочинений, а также пятую книгу «Ве
селой Науки», но в январе 1887 года все было готово к печа




nietzsche.pmd 17 22.12.2004, 0:06
Black
ти и отослано; он вернулся снова к работе над своим глав 18
ным сочинением. Февраль 1887 года принес с собой страш
ное землетрясение в Ницце, которое он пережил с замеча
тельным спокойствием и присутствием духа. Он пишет по
этому поводу Гасту 24 февраля 1887 года: «Любезный друг,
быть может вас обеспокоили известия о нашем землетря
сении; пишу вам два слова, чтобы сообщить вам по крайней
мере, как дело обстоит относительно меня. Весь город пе
реполнен людьми с потрясенными нервами, паника в оте
лях прямо невероятная. Этой ночью, около 2–3 часов, я сде
лал обход и навестил некоторых из своих добрых знакомых,
которые на открытом воздухе, на скамейках или в пролет
ках, надеялись избегнуть опасности. Сам я чувствую себя
хорошо: страха не было ни минуты, — скорее очень много
иронии!»
Ницца совершенно опустела после этого происшест
вия, что не помешало однако моему брату остаться там на
все заранее намеченное им время, несмотря даже на повто
рение подземного удара. Его так мало затронули эти вне
шние обстоятельства, что он среди всех волнений, вызван
ных землетрясением в Ницце, невозмутимо продолжал ком
бинировать в своем уме основную свою работу и притом по
нижеследующему плану:

«Воля к власти
Опыт переоценки всех ценностей

Первая книга
Европейский нигилизм
Вторая книга
Критика существующих высших ценностей
Третья книга
Принцип новой оценки
Четвертая книга
Воспитание и дисциплина

Набросано 17 марта 1887, Ницца».

Этот план, который по своему общему распорядку по
чти тождествен вышеприведенному, относящемуся к лету
1886 го, оставался в силе до конца зимы 1888 года. В заклю




nietzsche.pmd 18 22.12.2004, 0:06
Black
чительных замечаниях мы еще подробнее скажем о позд
19
нейших планах и отдельных фазах возникновения «Воли к
власти».
введение и предисловие




Мы со своей стороны были принуждены положить в
основу настоящего издания план от 17 марта 1887 года, ибо
он был единственным, дававшим довольно ясные указания
относительно конструкции произведения. Кроме того, об
щие точки зрения, намеченные в рубриках плана, оставля
ют самый широкий простор для размещения, сообразно его
смыслу, имеющегося богатого материала, относящегося к
другим планам. Этот план оказался особенно удобным для
настоящего нового издания, благодаря ему многие главы
связаны друг с другом совершенно последовательным хо
дом мыслей. Но естественно, что и теперь еще есть много
пробелов, так что вдумчивый читатель сам принужден при
ложить руку к делу, чтобы достичь общего взгляда на целое.
Предлагаемое произведение представляет в настоящем
своем виде немаловажное преимущество: оно дает возмож
ность в значительно большей степени, чем первое издание,
заглянуть в духовную лабораторию автора. Мы как бы ви
дим перед своими глазами возникновение мыслей и можем
одновременно наблюдать, как беспристрастно мой брат
проверяет свои собственные мысли, не пытаясь никогда
скрывать от себя возможные слабые и недоказуемые сто
роны поставленных им проблем. Обстоятельность, с ко
торой они кое где трактуемы, автор в законченном произ
ведении быть может устранил бы (хотя этого нельзя утвер
ждать с уверенностью), для нас же она является большим
преимуществом, так как дает нам возможность лучше про
никнуть в ход его мыслей. Как много недоразумений может
вызывать краткость изложения его мыслей, поучительным
примером тому могут служить «Сумерки кумиров». Автор
прямо называет «Сумерки кумиров» извлечением из «Воли
к власти»; но как ошибочно была понята эта маленькая книж
ка, именно ввиду ее краткости! Читатели, по видимому,
предположили, что эти основоположные новые мысли пред
ставляют собою просто беглые наброски; никто, по видимо
му, и не подозревал, на какие широкие предварительные
исследования они опирались. Будем надеяться, что настоя
щее новое издание «Воли к власти» даст об этом лучшее
представление.




nietzsche.pmd 19 22.12.2004, 0:06
Black
Число афоризмов в этом новом издании увеличено 20
приблизительно на 570 номеров. При этом, конечно, попа
даются повторения, но каждый раз с другим оттенком и в
другой связи, что необыкновенно способствует уяснению
мысли. Многим импровизациям и некоторым, так сказать,
пробным постановкам вопросов и проблем вдумчивый чита
тель сумеет сам дать надлежащее толкование и сам попыта
ется установить то или другое решение задачи. «Но прежде
всего,— как говорит Петер Гаст,— он будет восхищен неис
черпаемостью ницшевского гения в обработке намеченных
тем: как он все снова и снова кружит вокруг них, находя в
них все более неожиданные стороны, и при этом умеет вы
разить их в словах, передающих их внутреннее существо».
Грандиозный труд, представлявшийся автору, остался
неоконченным. Нам, издателям ницшевского архива, выпа
ло на долю, по мере слабых наших сил, добросовестно со
брать в одно целое, руководствуясь дошедшими до нас ука
заниями автора, драгоценные камни, заготовленные для
стройки. Этого не удалось сделать тотчас при первом же из
дании в удобной для обозрения целого форме, и тяжело бы
ло тогда, вспоминая намерения автора, выпускать в свет этот
труд в таком несовершенном виде. Быть может это новое,
значительно дополненное издание вышло немного удачнее;
но если представить себе, как собственная рука мастера
разработала бы этот огромный материал, с той же логичес
кой последовательностью, как, например, в «Г енеалогии мо
рали», пронизать его блеском своего несравненного сти
ля,— какое бы произведение мы бы имели теперь пред со
бою! И еще более усугубляет нашу печаль то, что мы из его
личных набросков знаем, как он представлял себе выпол
нение своего главного философско теоретического труда:
«К введению: мрачная уединенность и пустынность Cam
pagna romana3. Терпение в неопределенном и неизвестном».
«Мое произведение должно содержать общий приговор
над нашим столетием, над всей современностью, над дос
тигнутой «цивилизацией».
«Каждая книга есть завоевание, хватка — tempo lento2
— до самого конца драматическая поза, наконец, катастро
фа и внезапное искупление».

1
Римская Кампанья (лат.)
2
протяжно (итал., муз. термин)




nietzsche.pmd 20 22.12.2004, 0:06
Black
Нельзя без чувства глубокого волнения читать приво
21
димую ниже обстоятельную заметку, в которой автор сам
устанавливает для себя ту руководящую нить, которой он
введение и предисловие




предполагает держаться при выполнении своей основной ра
боты. Он облекает эти предначертания пока в форму афо
ризма и дает им заголовок: «Совершенная книга». Но чем
дальше он подвигается в этом изложении своих предначер
таний, тем заметнее становится, что речь идет о его соб
ственной книге, и именно о том главном его произведении,
в котором он вознамерился изобразить во всей полноте
свою философию. Он пишет осенью 1887 года:
«Совершенная книга. Иметь в виду:
1. Форма, стиль.— Идеальный монолог. Все, имеющее «уче
ный» характер, скрыто в глубине.— Все акценты глубокой
страсти, заботы, а также слабостей, смягчений; солнечные
места,— короткое счастье, возвышенная веселость. Преодо
ление стремленья доказывать; абсолютно лично. Никакого
«я»…— Род мемуаров; наиболее абстрактные вещи — в самой
живой и жизненной, полной крови, форме.— Вся история,
как лично пережитая, результат личных страданий (только так
все будет правдой)…— Как бы беседа духов; вызов, заклина
ние мертвых.— Возможно больше видимого, определенно
го, данного на примере; но остерегаться вопросов настоя
щего дня.— Избегать слов «аристократично, благородно», и
вообще всех слов, могущих вызвать предположение, что
автор выводит на сцену самого себя.— Не «описание»; все
проблемы переведены на язык чувства, вплоть до страсти.
2. Коллекция выразительных слов. Предпочтение отда
вать словам военным. Слова, замещающие философские тер
мины: по возможности немецкие и отчеканенные в форму
лу.— Изобразить все состояния наиболее духовных людей; так,
чтобы охватить их ряд во всем произведении (состояния
законодателя, искусителя, человека, принужденного к жерт
воприношению, колеблющегося, великой ответственности,
страдания от непознаваемости, страдания от необходимо
сти казаться не тем, что ты есть, страдания от необходимо
сти причинять другому боль, сладострастие разрушения).
3. Построить все произведение с расчетом на конеч
ную катастрофу».

Я прибавлю еще несколько пояснений по поводу тем,
трактуемых главным образом в первых двух книгах «Воли




nietzsche.pmd 21 22.12.2004, 0:06
Black
к власти»: нигилизма и морали. Известно, как неверно было 22
понято отношение автора именно к этим двум материям.
Быть может, именно слова «нигилизм», «имморализм», «не
моральность» («нигилистично», «неморально») подали глав
ным образом повод к недоразумению. Поэтому я еще раз
хочу подчеркнуть, что нигилизм и нигилистично ничего не
имеют общего с какой либо политической партией, но обо
значают то состояние, при котором отвергаются ценность
и смысл жизни, а равным образом и всякие идеалы. Столь
же мало общего имеют слова имморализм, неморальность
с половой невоздержанностью и распущенностью, как то
предположили пошлые, грубые и глупые люди, основыва
ясь на том, что в обыденной жизни эти слова иногда упот
ребляются в подобном смысле. Мой брат понимал под мо
ралью «систему оценок, соприкасающуюся с нашими жиз
ненными условиями». Против этой системы наших совре
менных оценок, не находящих себе оправдания в данных
физиологии и биологии, а потому противоречащих смыслу
жизни, обращены его термины «имморалист» и «немораль
ность». Быть может, было бы лучше, если бы он в этих це
лях установил и употреблял слова «аморализм» и «амораль
но», ибо несомненно много недоразумений было бы тем
предотвращено. В общем же мне хотелось бы еще подчерк
нуть, что критику наших современных моральных ценно
стей может себе позволить только такой высоко стоящий
философ, как Ницше, который всем своим жизненным по
ведением столь ясно доказал, что он не только совершен
нейшим образом осуществляет эти ценности, но стоит вы
ше их, почему и имеет право поставить себе еще более вы
сокую цель и еще более высокие требования. Подобные
цели и проблемы — удел весьма немногих; во всяком случае
для этого надо иметь, как он сам пишет: «Чистые руки, а не
грязные лапы».
Но прежде всего я должна еще раз обратить внимание
на то, что его философия имеет в виду распорядок рангов,
а не индивидуалистическую мораль: «стадное понимание
пусть и царит в стаде, но не переходит за пределы его». Но
он не только говорит, что мы должны быть глубоко благо
дарны морали за то, что она совершила в течение тысяче
летий, но он требует и безусловного признания святости
бывшей до сего времени в ходу морали. Тот, кто желает




nietzsche.pmd 22 22.12.2004, 0:06
Black
стать выше ее, должен за то нести и страшную ответствен
23
ность и доказать свое право на это незаурядными поступка
ми. Петер Гаст пишет об этом: «Ницше проповедует только
введение и предисловие




исключительным людям и предкам будущих исключитель
ных людей. До народа ему нет дела; для народа тысячи «мыс
лителей» вдосталь излагали свои мысли, а для более редких
почти никто. Правда, что косвенным путем, через посред
ство таких исключительных людей, дух Ницше проникнет
и в массы и очистит когда нибудь воздух от всего изнежи
вающего, ослабляющего, порочного в нашей культуре. Ниц
ше — нравственная сила первого ранга! Нравственнее, чем
все, что ныне называет себя нравственным!»
Быть может, также слова «стадо», «стадное животное»,
«стадная мораль» могли вызвать неприятное впечатление;
мой брат сам воспользовался случаем сказать по этому по
воду кое что в свое оправдание: «И сделал открытие, но это
открытие не из приятных: оно унизительно для нашей гор
дости. Как бы мы ни считали себя свободными, мы — свобод
ные духом,— ибо мы говорим здесь «между нами»,— но в нас
также живет чувство, которое все еще оскорбляется, когда
кто нибудь причисляет человека к животным; поэтому с моей
стороны представляется тяжким проступком и нуждается
в оправдании, что я постоянно бываю принужден говорить
о нас в терминах «стадо» и «стадные инстинкты».
Правда, он не считает нужным давать объяснения,
почему он выбрал именно эти термины и так обильно поль
зуется ими; я думаю только потому, что сам он (хотя он шут
ливо и утверждает противное) не находил в этих словах
ничего обидного: ведь выросли мы в религиозном кругу, а
в этом кругу «стадо» и «пастух» употребляются без всякого
связанного с ними унизительного смысла.
Да и вообще некоторые его выражения, которым он
часто придавал совершенно новый смысл, неоднократно
вызывали недоразумения, как, например, «злоба» и «злой».
В обоих этих словах прежде слышался оттенок чего то «ко
варного» и «дурного», между тем как он понимал под этим
нечто жесткое, строгое, и вместе с тем заносчивое,— но во
всяком случае также и некоторый повышенный строй души.
Поэтому он и пишет Брандесу: «Многие слова у меня про
питались совсем другими солями и для моего языка имеют
совсем другой вкус, чем для моих читателей».




nietzsche.pmd 23 22.12.2004, 0:06
Black
24
К сожалению, условия места принудили нас разделить
«Волю к власти» на две части и притом не особенно удачно,
так как меньшая часть третьей книги перешла при этом в
десятый том. Но тома девятый и десятый так тесно связа
ны между собой по своему содержанию, что должны быть
непременно прочитаны заодно; поэтому в конце концов без
различно, на каком делении остановиться.
Елизавета Ферстер Ницше
Веймар, август 1906 г.




nietzsche.pmd 24 22.12.2004, 0:06
Black
25
введение и предисловие




1.
Великие предметы требуют, чтобы о них молчали или го
ворили величественно: т.е. цинично и с непорочностью.

2.
То, о чем я повествую, это история ближайших двух столе
тий. Я описываю то, что надвигается, что теперь уже не
может прийти в ином виде: появление нигилизма. Эту исто
рию можно теперь уже рассказать, ибо сама необходимость
приложила здесь свою руку к делу. Это будущее говорит уже
в сотне признаков, это судьба повсюду возвещает о себе, к
этой музыке будущего уже чутко прислушиваются все уши.
Вся наша европейская культура уже с давних пор движется
в какой то пытке напряжения, растущей из столетия в сто
летие, и как бы направляется к катастрофе: беспокойно,
насильственно, порывисто; подобно потоку, стремящему
ся к своему исходу, не задумываясь, боясь задумываться.

3.
Говорящий здесь, наоборот, только и занят был до сих пор
тем, что задумывался: как философ и отшельник по инстин
кту, находивший свою выгоду в том, чтобы жить в стороне,
вне движения, терпеть, не торопиться, уже блуждавший
когда то по каждому из лабиринтов будущего; как дух вещей
птицы, обращающий назад свои взоры, когда он повествует о
грядущем; как первый совершенный нигилист Европы, но
уже переживший в себе до конца этот нигилизм,— имеющий
этот нигилизм за собой, вне себя.

4.
Ибо пусть не ошибаются относительно смысла заглавия, при
данного этому Евангелию будущего. «Воля к власти. Опыт
переоценки всех ценностей» — в этой формуле выражено
некое противоборствующее движение по отношению к прин
ципу и задаче,— движение, которое когда нибудь в будущем




nietzsche.pmd 25 22.12.2004, 0:06
Black
сменит вышесказанный совершенный нигилизм, но для
которого он является предпосылкой, логической и психологи
ческой, которая может возникнуть исключительно после него
и из него. Ибо почему появление нигилизма в данное время
необходимо? Потому, что все вещи, бывшие до сих пор в ходу
ценности сами находят в нем свой последний выход; пото
му, что нигилизм есть до конца продуманная логика наших
великих ценностей и идеалов,— потому, что нам нужно сна
чала пережить нигилизм, чтобы убедиться в том, какова в
сущности была ценность этих «ценностей»… Нам нужно ко
гда нибудь найти новые ценности…
Фридрих Ницше




nietzsche.pmd 26 22.12.2004, 0:06
Black
книга первая


европейский
нигилизм
Перевод Е. Герцык




nietzsche.pmd 27 22.12.2004, 0:06
Black
29

1. [К ]
К
европейский нигилизм




Нигилизм стоит за дверями: откуда идет к нам этот самый
жуткий из всех гостей?
1. Исходная точка — в ошибочном указывании на «бедст
венное состояние общества» или «физиологическое вырож
дение», или, пожалуй, еще на испорченность, как на причи
ны нигилизма. Нужда душевная, телесная, интеллектуаль
ная; нужда сама по себе решительно не способны породить
нигилизма (т. е. радикальное отклонение ценности, смыс
ла, желательности). Эти виды нужды претерпевают самые
разнообразные истолкования, в то время, как в одном впол
не определенном толковании — христианско моральном, зало
жен корень нигилизма.
2. Гибель христианства — от его морали (она неотдели
ма); эта мораль обращается против христианского Бога (чув
ство правдивости, высоко развитое христианством, начи
нает испытывать отвращение к фальши и изолганности всех
христианских толкований мира и истории. Резкий поворот
назад от «Бог есть истина» к фанатической вере «Все лож
но». Буддизм дела…).
3. Скепсис по отношению к морали является решаю
щим. Падение морального мироистолкования, не находяще
го себе более санкции, после того, как им была сделана по
пытка найти убежище в некоторой потусторонности: в пос
леднем счете — нигилизм. «Все лишено смысла» (невозмож
ность провести до конца толкование мира, на которое была
потрачена огромная сила, вызывает сомнение, не ложны
ли все вообще истолкования мира). Буддистская черта, стрем
ление в ничто. (Индийский буддизм не имеет за собой ко
ренного морального развития, поэтому в его нигилизме яв
ляется только неопределенная мораль: бытие как наказа
ние, комбинированное с бытием как заблуждением, следо
вательно заблуждение как наказание — моральная оценка).
Философские попытки преодолеть «морального Бога» (Ге
гель, пантеизм). Преодоление народных идеалов: мудрец;
святой; поэт. Антагонизм «истинного», «прекрасного» и «до
брого».
4. Против «бессмысленности» с одной стороны, против
моральных оценок с другой стороны: в какой мере вся на




nietzsche.pmd 29 22.12.2004, 0:06
Black
ука и философия были до сих пор под властью моральных
суждений? И не получается ли тут, в придачу, вражда со
стороны науки или антинаучности? Критика спинозизма.
В социалистических и позитивистических системах — вез
де задержавшиеся христианские оценки. Недостает крити
ки христианской морали.
5. Нигилистические следствия современного естество
знания (рядом с попытками бегства в потустороннее). Как
следствие занятия им — в конце концов саморазложение, по
ворот против себя, антинаучность. С Коперника человек ка
тится от центра в икс.
6. Нигилистические следствия политического и эконо
мического образа мыслей, где все «принципы» прямо мо
гут быть отнесены к актерству: веяние посредственности,
ничтожества, неискренности и т. д. Национализм. Анар
хизм и т. д. Наказание. Недостает искупляющего сословия и
человека; недостает оправдывателей.
7. Нигилистические выводы «истории» и «практических
историков», т. е. романтиков. Положение искусства: абсо
лютная неоригинальность его положения в современном
мире. Его помрачение. Так называемое олимпийство Гете.
8. Искусство и приуготовление нигилизма: романтика
(вагнеровское заключение Нибелунгов).




nietzsche.pmd 30 22.12.2004, 0:06
Black
i.


[1. Нигилизм как следствие бывшего до сих пор в ходу
толкования ценности бытия]

2. Что обозначает нигилизм? — То, что высшие ценности те
ряют свою ценность. Нет цели. Нет ответа на вопрос «зачем?»

3. Радикальный нигилизм есть убеждение в абсолютной не
состоятельности мира по отношению к высшим из призна
ваемых ценностей; к этому присоединяется сознание, что мы
не имеем ни малейшего права признать какую либо поту
сторонность или существование вещей в себе, которое бы
ло бы «божественным», воплощенной моралью.
Это сознание есть следствие возвращенной «правдиво
сти»; следовательно само оно — результат веры в мораль.

4. Какие преимущества представляла христианская мораль
ная гипотеза?
1) Она придавала человеку абсолютную ценность, в про
тивоположность его малости и случайности в потоке станов
ления и исчезновения.
2) Она служила адвокатам Бога, оставляя за миром, не
смотря на страдание и зло, характер совершенства, включая
сюда и «свободу» — зло являлось полным смысла.
3) Она полагала в человеке знание абсолютных ценно
стей и тем давала ему нечто важнейшее для адекватного по
знания.
4) Она охраняла человека от презрения к себе как к че
ловеку, от восстания с его стороны на жизнь, от отчаяния в
познании: она была средством сохранения.
In summa: мораль была великим средством для проти
водействия практическому и теоретическому нигилизму.

5. Но среди тех сил, которые взрастила мораль, была прав
дивость: она в конце концов обращается против морали, от




nietzsche.pmd 31 22.12.2004, 0:06
Black
крывает ее телеологию, ее корыстное рассмотрение вещей,— 32
и вот постижение этой издавна вошедшей в плоть и кровь
изолганности, от которой уже отчаялись отделаться, дей
ствует как стимул.
Мы констатируем теперь в себе потребности, насаж
денные долгой моральной интерпретацией, они представ
ляются нам ниже потребностью в неправде; с другой сто
роны, с ними, по видимому, связана ценность, ради кото
рой мы выносим жизнь. Этот антагонизм — не ценить того,
что мы познаем, и не быть более в праве ценить ту ложь, в ко
торой мы хотели бы себя уверить,— вызывает процесс раз
ложения.

6. Антиномия вот в чем: поскольку мы верим в мораль, мы
осуждаем бытие.

7. Высшие ценности, в служении которым должна была бы
состоять жизнь человека, в особенности тогда, когда они
предъявляют к нему самые тяжелые и дорого обходящие
ся требования, эти социальные ценности — дабы усилить их зву
чание, как неких велений Божьих,— были воздвигнуты над
человеком как «реальность», как надежда, как «истинный»
и грядущий мир. Теперь, когда выясняется низменный ис
точник этих ценностей, то и вселенная представляется нам
обесцененной, «бессмысленной»… но это только переходное
состояние.

8. Нигилистический вывод (вера в отсутствие ценностей)
как следствие моральной оценки; эгоистическое ненавистно
нам (даже при сознании невозможности неэгоистического);
необходимость нам ненавистна (даже при сознании невозмож
ности liberum arbitrium’a1 и «умопостигаемой свободы»).
Мы видим, что не достигаем той сферы, куда были вложе
ны ценности, но тем самым та другая сфера, в которой мы
живем, еще ни мало не выиграла в ценности: напротив того,
мы устали, ибо потеряли главное наше побуждение. «Досе
ле напрасно!»

9. Пессимизм как форма, предшествующая нигилизму.
1
права на свободу (лат.).




nietzsche.pmd 32 22.12.2004, 0:06
Black
10. Пессимизм как сила — в чем? В энергии его логики, как анар
33
хизм и нигилизм, как аналитика.
Пессимизм как упадок — в чем? Как изнеженность, как кос
европейский нигилизм




мополитическая сочувственность, как «tout comprendre»1 и
историзм.
Критическая напряженность: крайности выступают впе
ред и получают перевес.

11. Логика пессимизма — что влечет ее к крайнему нигилизму? По
нятие отсутствия ценности, отсутствия смысла: поскольку
моральные оценки скрываются за всеми другими высоки
ми ценностями.
— Результат: моральные оценки суть обвинительные приго
воры, отрицания, мораль есть отвращение от воли к бытию…

12. [Падение космологических ценностей]
1.
Нигилизм как психологическое состояние должен будет на
ступить, во первых, после поисков во всем совершающем
ся «смысла», которого в нем нет: ищущий в конце концов
падает духом. Нигилизм является тогда осознанием долго
го расточения сил, мукой «тщетности», неуверенностью, от
сутствием возможности как нибудь отдохнуть, на чем ни
будь еще успокоиться — стыдом перед самим собою, как буд
то самого себя слишком долго обманывал… Искомый смысл
мог бы заключаться в следующем: «осуществление» некое
го высшего нравственного канона во всем совершающем
ся, нравственный миропорядок; или рост любви и гармо
нии в отношении живых существ; или приближение к со
стоянию всеобщего счастья; или хотя бы устремление к
состоянию всеобщего «ничто» — цель сама по себе есть уже
некоторый смысл. Общее всем этим родам представлений
— предположение, что нечто должно быть достигнуто самим
процессом — и вот наступает сознание, что становлением
ничего не достигается, ничего не обретается… Следователь
но — разочарование в кажущейся цели становления как при
чина нигилизма: разочарование по отношению к вполне оп
ределенной цели, или вообще, сознание несостоятельнос
ти всех доныне существующих гипотез цели, охватываю

1
все понять, всепонимание (фр.).




nietzsche.pmd 33 22.12.2004, 0:06
Black
щих собой весь путь «развития» (человек более не соучастник, 34
тем паче — не средоточие становления).
Нигилизм как психологическое состояние наступает,
во вторых, тогда, когда во всем совершающемся и подо всем
совершающимся предполагается некая цельность, система,
даже организация: так что душа, жаждущая восхищения и
благоговения, упивается общим представлением некото
рой высшей формы власти и управления (если это душа ло
гика, то достаточно уже абсолютной последовательности и
реальной диалектики, чтобы примирить ее со всем…). Ка
кое либо единство, какая либо форма «монизма»: и как по
следствие этой веры — человек, чувствующий себя в тесной
связи и глубокой зависимости от некоего бесконечно пре
вышающего его целого — как бы modus1 божества… «Благо
целого требует самопожертвования отдельного»… и вдруг
— такого «целого» нет! В сущности человек теряет веру в
свою ценность, если через него не действует бесконечно
ценное целое: иначе говоря, он создал такое целое, чтобы
иметь возможность веровать в свою собственную ценность.
Нигилизм как психологическое состояние имеет еще
третью, и последнюю, форму. Если принять те два положения,
что путем становления ничего не достигается и что под всем
становлением нет такого великого единства, в котором ин
дивид мог бы окончательно потонуть, как в стихии высшей
ценности, то единственным исходом остается возможность
определить весь этот мир становления как морок и измыс
лить в качестве истинного мира новый — потусторонний на
шему. Но как только человек распознает, что этот новый
мир создан им только из психологических потребностей и
что он на это не имел решительно никакого права, возни
кает последняя форма нигилизма, заключающая в себе неве
рие в метафизический мир,— запрещающая себе веру в истин
ный мир. С этой точки зрения реальность становления при
знается единственной реальностью и воспрещаются всякого
рода окольные пути к скрытым мирам и ложным божествам
— но с другой стороны этот мир, отрицать который уже более
не хотят, становится невыносимым…
— Что же в сущности произошло? Сознание отсутствия
всякой ценности было достигнуто, когда стало ясным, что ни

1
образ, вид, преходящее свойство (лат.).




nietzsche.pmd 34 22.12.2004, 0:06
Black
понятием «цели», ни понятием «единства», ни понятием «ис
35
тины» не может быть истолкован общий характер бытия.
Ничего этим не достигается и не приобретается, недоста
европейский нигилизм




ет всеобъемлющего единства во множестве совершающе
гося: характер бытия не «истинен», а ложен… в конце кон
цов нет более основания убеждать себя в бытии истинного
мира… Коротко говоря: категории «цели», «единства», «бы
тия», посредством которых мы сообщили миру ценность,
снова изымаются нами — и мир кажется обесцененным…
2.
Положим, мы осознали, в какой мере нельзя более ис
толковывать мир посредством этих трех категорий, и что
вслед за этим признанием мир начинает утрачивать для нас
свою ценность,— в таком случае мы должны спросить себя,
откуда берет начало наша вера в эти три категории: — по
пробуем решить, нельзя ли отказать и им в нашем доверии!
Если нам удастся обесценить эти три категории, то доказан
ная неприложимость их к целому перестанет быть основа
нием к тому, чтобы обесценивать это целое.
Результат: вера в категории разума есть причина нигилиз
ма,— мы измеряли ценность мира категориями, которые
относятся к чисто вымышленному миру.
Конечный результат: все ценности, посредством кото
рых мы доныне сперва пытались сообщить миру ценность,
а затем ввиду их неприменимости к нему, обесценивали его —
все эти ценности, рассматриваемые психологически, суть
результаты определенных утилитарных перспектив, име
ющих ввиду поддержание и усиление идеи человеческой
власти, что ложно проецированы нами в существо вещей. Это
— все та же гиперболическая наивность человека: полагать себя
смыслом и мерой ценности вещей…

13. Нигилизм представляет собой патологическое промежу
точное состояние (патологична огромность обобщения, зак
лючение о полном отсутствии смысла), в данном случае либо
продуктивные силы не имеют еще надлежащей мощи, либо
декаданс еще медлит и его вспомогательные средства еще
не изобретены им.
Предпосылка этой гипотезы: нет никакой истины, нет аб
солютных свойств вещей, нет «вещи в себе».— Это само по
себе только нигилизм и притом крайний. Он видит ценность




nietzsche.pmd 35 22.12.2004, 0:06
Black
вещей именно в том, что этим ценностям не соответствует 36
и, вообще, не соответствует реальности, это лишь симпто
мы силы на стороне устанавливающих ценности, симптомы
упрощения в целях жизни.

14. Ценности и их изменения стоят в связи с возрастанием силы
лица, устанавливающего ценности. — Степень неверия и допус
каемой «свободы духа» — мерило возрастания силы.
«Нигилизм» как идеал высшего могущества ума, избытка
жизни, частью — разрушительный, частью — иронический.

15. Что есть вера? Как возникает она? Всякая вера есть при
знание чего либо за истинное.
Крайней формой нигилизма был бы тот взгляд, что
всякая вера, всякое признание чего либо за истинное неиз
бежно ложно, ибо вовсе не существует истинного мира. Следо
вательно — это иллюзия перспективы, источник которой заклю
чен в нас самих (поскольку мы постоянно нуждаемся в более
узком, сокращенном, упрощенном мире). Мерилом наших сил
служит то, в какой мере можем мы, не погибая от этого,
признать эту иллюзорность и эту необходимость лжи.
Такой нигилизм, как отрицание истинного мира, бытия, мог
бы быть божественным образом мысли.

16. Если мы и «разочарованные», то не по отношению к жиз
ни,— у нас лишь открылись глаза на «желательности» всех
видов. С насмешливой злобой смотрим мы на то, что назы
вается «идеалами», мы презираем себя лишь за то, что не
всегда можем подавить в себе то нелепое движение чув
ства, которое называется идеализмом. Дурная привычка силь
нее, нежели гнев разочаровавшегося.

17. [В какой мере нигилизм Шопенгауэра все еще являет
ся следствием того же идеала, который создал христианс
кий теизм?] Степень уверенности по отношению к высшим
объектам желаний, высшим ценностям, высшему совер
шенству была так велика, что философы исходили из нее a
priori1, как из абсолютной уверенности: «Бог» — на вершине, как
данная истина. «Уподобиться Богу», «слиться с Богом» — в

1
независимо от опыта, до опыта (лат.).




nietzsche.pmd 36 22.12.2004, 0:06
Black
продолжение тысячелетий это были самые наивные и убе
37
дительнейшие объекты желаний (но то, что убеждает, тем
самым еще не становится истинным — оно только убедитель
европейский нигилизм




но. Примечание для ослов).
Мы разучились признавать за этим строем идеалов так
же и персонифицированность, мы стали атеистами. Но разве
мы отреклись от самого идеала? — Последние метафизики,
по существу дела, все еще именно в нем ищут истинную
«реальность», «вещь в себе», по отношению к которой все
остальное имеет лишь кажущееся существование. Но догма
том их осталось то положение, что в виду явного несоответ
ствия нашего мира явлений сказанному идеалу,— мир этот
не есть «истинный» — и даже в основе своей не восходит к
тому метафизическому миру, как к своей причине. Безуслов
ное, поскольку оно есть высшее совершенство, не может
служить основой для всего условного. Шопенгауэру, кото
рый стремился доказать обратное, нужно было мыслить эту
метафизическую основу как нечто противоположное идеа
лу, как «злую, слепую волю»; как таковая, она могла затем
стать тем «являющимся», которое открывается в мире яв
лений. Но и этим путем он еще не отрекался от абсолютно
сти идеала, он только нашел лазейку…
(Канту казалась необходимой гипотеза «умопостигае
мой свободы», чтобы снять с ens perfectum1 ответственность
за данный характер этого мира,— одним словом, чтобы объяс
нить зло и грех: логика скандальная — для философа…)

18. Самый общий признак современной эпохи: невероятная убыль
достоинства человека в его собственных глазах. Долгое вре
мя он вообще — средоточие и трагический герой бытия;
затем он озабочен по меньшей мере тем, чтоб доказать свое
родство с решающей и ценной в себе стороной бытия — так
поступают все метафизики, желающие удержать достоин
ство человека верою в то, что моральные ценности суть кар
динальные ценности. Кто расстается с Богом, тот тем креп
че держится за веру в мораль.

19. Всякая исключительно моральная система ценностей
(напр. буддийская) приводит к нигилизму: это грозит Евро

1
существующего совершенства (лат.).




nietzsche.pmd 37 22.12.2004, 0:06
Black
пе! Думают обойтись одним морализмом, без религиозной 38
основы; но это неизбежный путь к нигилизму. В религии от
сутствует необходимость смотреть на нас самих как на твор
цов ценностей.

20. Вопрос нигилизма «зачем?» ведет происхождение от на
шей давней привычки, в силу которой цель казалась уста
новленной, данной извне, как требование,— именно неким
сверхчеловеческим авторитетом. После того, как мы разучились
верить в этот авторитет, мы все еще, по старой привычке,
ищем иного авторитета, который мог бы говорить с безуслов
ностью и предписывать нам задачи и цели. Авторитет совес
ти выступает теперь на первый план (чем мораль свободнее
от богословия, тем она становится повелительнее) как воз
мещение утраты личного авторитета. Или авторитет разума.
Или общественный инстинкт (стадо). Или, наконец, «история»
с неким имманентным духом,— история, имеющая цель в
себе, которой можно свободно отдаться. Мы хотели бы избег
нуть необходимости воли, воления цели, риска самим ставить
себе цель, хотели бы сложить с себя ответственность (мы
приняли бы фатализм). В конце концов, вот оно — счастье
и, с некоторой долей тартюфства, счастье большинства.
Мы говорим себе:
1) определенная цель вовсе не нужна;
2) предусмотреть ее невозможно.
Как раз теперь, когда нужна воля, причем в высшей мере
ее силы — она всего слабее и малодушнее. Абсолютное недоверие к
организующей способности воли для целого.

21. Совершенный нигилист.— Глаз нигилиста идеализирует в
сторону безобразия, творит предательство по отношению к
собственным воспоминаниям: он пренебрегает ими, дает
им оставить его, осыпаться, он не ограждает их от той мер
твенно бледной окраски, которую бессилие разливает на
все далекое и прошедшее. И то, чего нигилист не делает по
отношению к себе самому, не делает он и по отношению к
прошлому всего человечества: он пренебрегает им.

22. Нигилизм. Он может иметь двоякое значение:
a) Как знак повышенной мощи духа — активный нигилизм.
b) Как падение и регресс мощи духа — пассивный нигилизм.




nietzsche.pmd 38 22.12.2004, 0:06
Black
23. Нигилизм — естественное состояние.
39
Он может быть показателем силы — мощь духа способ
на так возрасти, что ныне существующие цели («убеждения»,
европейский нигилизм




символы веры) перестанут соответствовать ей (верование,
в общем, именно и выражает собой принудительность не
которых условий существования, подчинение авторитету та
ких условий, при которых человеческое существо благоден
ствует, растет, приобретает власть…); с другой стороны ни
гилизм — показатель недостатка силы, способности вновь
творчески поставить себе некую цель, вопросить некое «за
чем», обрести новую веру.
Максимума относительной силы он достигает как наси
лие, направленное на разрушение: как активный нигилизм.
[Противоположностью его был бы усталый нигилизм,
утративший наступательность; его знаменитейшая форма —
буддизм, как пассивный нигилизм,] как знамение слабости:
сила духа может быть так утомлена, истощена, что все дотоле
существовавшие цели и ценности более не соответствуют ей
и уже не вызывают веры к себе,— что синтез ценностей и

стр. 1
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>