<<

стр. 14
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>





шествующий любому бракосочетанию и подписанный чле
нами правления общины; в нем должны содержаться отве
ты вступающих в брак и врачей на многие вполне опреде
ленные вопросы («история семьи»);
Кк противоядие против проституции (или как средст
во ее облагораживания): браки на определенный срок, уза
коненные (на годы, месяцы, дни), с гарантиями для детей;
Всякий брак должен быть одобрен и узаконен ответ
ственностью определенного числа доверенных лиц общи
ны — как дело, всей общины касающееся.

734. И это тоже — заповедь человеческой любви. Бывают случаи,
когда родить ребенка было бы преступлением: например,
для хронических больных или неврастеников третьей сте
пени. — Что тут делать? — Можно, конечно, попытаться под
держивать в таких людях мужество целомудрия,— допус
тим, музыкой из «Парцифаля»: Парцифаль, этот образцо
вый идиот, сам имеет достаточно оснований, чтобы не раз
множаться. Беда, однако, в том, что известная неспособ
ность «совладать с собой» (то есть не реагировать на раздра
жители, особенно столь «пустячные», как зов пола) как раз
и является одним из наиболее верных и частых признаков
общего переутомления. Мы сильно просчитались бы, пред
ставляя себе, допустим, Джакомо Леопарди образцом цело
мудрия. Усилия священника или моралиста тут заведомо
обречены на неудачу; лучше уж сразу просто посылать в ап
теку. В конечном счете здесь обязано выполнить свой долг
общество: ведь столь же настоятельных и неотложных тре
бований к нему совсем немного. Общество, как великий
поверенный жизни, за всякую неудавшуюся человеческую
жизнь перед самой жизнью в ответе,— ему же за эту жизнь
и расплачиваться, следовательно, ему же и надлежало бы ее
предотвратить. В очень многих случаях обществу следует
предотвращать зачатие — невзирая на происхождение, ранг
и умственные заслуги оно должно иметь наготове самые
суровые меры принуждения, лишения свободы, не останав
ливаясь при иных обстоятельствах даже перед кастрацией.
Библейская заповедь «не убий!» сущая наивность в сравне




nietzsche.pmd 401 22.12.2004, 0:07
Black
нии с непреложностью запрета на продолжение жизни для 402
декадентов: «не зачинайте!»… Сама жизнь не желает знать
и признавать никакой солидарности, никаких «равных прав»
между живыми и вырождающимися частями организма: по
следние надобно вырезать — иначе весь организм погибнет.
Сострадание к декадентам, равные права и для неудавшихся
— это была бы глубочайшая аморальность, это была бы сама
противоприрода под видом морали!

735. Есть хилые, предрасположенные к болезням натуры,
так называемые идеалисты, способные в жизни своей воз
выситься только до преступления, cru, vert1: это великое оп
равдание их мелкого и блеклого существования, расплата
за годы малодушия и лживости; по меньшей мере хоть мгно
вение силы — от которого они затем и погибают.

736. В нашем цивилизованном мире мы знаем почти ис
ключительно и только убогого преступника, затравленного
проклятьями и презрением общества, неуверенного в се
бе, зачастую преуменьшающего и даже отрицающего свое
злодеяние, короче — мы знаем неудавшийся тип преступника;
и до чего же претит нам мысль, что все великие люди были прес
тупниками (только с истинным размахом и уж никак не жал
кими), что величие неотъемлемо от преступления (именно
об этом глаголет нам опыт авгуров и всех тех, кто спускался
в самые глубинные недра великих душ). «Вольность птицы»
— свобода от обычая, совести, долга — всякий великий чело
век ведает эту подстерегающую его опасность. Но он и хо
чет ее: он хочет великой цели, а значит, и средств к ней.

737. Времена, когда людьми правят посредством наград и
наказаний, имеют в виду низкую, еще очень примитивную
человеческую разновидность: это как с детьми…
Внутри нашей поздней культуры есть нечто, что пол
ностью упразднило смысл награды и наказания,— это фата
лизм и вырождение.
Действительное определение людских действий и поступ
ков видами на награду и наказание предполагает молодые,
сильные, энергичные расы… В старых же расах импульсы

1
грубого, пошлого (франц.)




nietzsche.pmd 402 22.12.2004, 0:07
Black
столь неодолимы, что одно лишь представление совершен
403
но бессильно…
Неспособность оказать сопротивление малейшему им
принцип новой оценки




пульсу там, где дан раздражитель,— наоборот, ощущение,
что ты должен этому импульсу последовать,— эта крайняя
возбудимость декадентов начисто лишает смысла все подоб
ные системы наказания и исправления.

*
Понятие «исправление» [зиждется] на предпосылке
нормального и сильного человека, отдельный поступок или
проступок которого может быть как то заглажен, чтобы это
го человека не потерять, не иметь его своим врагом…

738. Воздействие запрета. — Всякая власть, которая запре
щает, которая умеет вызвать страх в том, кому она что то
запрещает,— порождает «нечистую совесть» (то есть вызы
вает вожделения к чему то с одновременным осознанием
опасности их удовлетворения, с понуждением к скрытнос
ти, к лазейке, к украдке). Всякий запрет портит характер
тому, кто подчиняется запрету не по своей охоте, а только
по принуждению.

739. «Награда и наказание». — Они живут вместе, вместе и
приходят в упадок. Сегодня никто не желает награды, не
желает ни за кем признавать и права наказывать…
Установилось нечто вроде военного положения: каж
дый чего то хочет, каждый имеет своего противника, и, ве
роятно, разумнее всего добиваешься своей цели, если удает
ся договориться,— если заключаешь договор.
Истинно современным обществом было бы такое, в
котором каждый по отдельности заключил бы свой «дого
вор»: а уж преступник — это тот, кто договор преступил…
Вот это была бы ясность. Но уж тогда анархистов и иных
принципиальных противников общественной формации
никто внутри той же самой формации терпеть бы не стал…

740. Преступление следует отнести к понятию «бунт про
тив общественного порядка». При этом бунтаря не карают,
его подавляют. Пусть этот бунтарь может оказаться жалким
и презренным человеком — сам бунт его ни в коем случае не




nietzsche.pmd 403 22.12.2004, 0:07
Black
достоин презрения; а уж быть бунтарем относительно на 404
шей формы общества нисколько не зазорно и ценность че
ловека не роняет. Бывают случаи, когда такого бунтаря на
до бы даже чтить, если он чует в нашем обществе нечто, про
тив чего необходима война,— и пробуждает нас от дремы.
А тем, что преступник совершает нечто единичное про
тив кого то единичного, еще вовсе не опровергается, что он
всем инстинктом своим находится в состоянии войны про
тив всего уклада жизни: его деяние — это просто симптом.
Следовало бы понятие наказания свести к понятию:
подавление бунта, превентивные меры по усмирению бун
товщиков (частичное или полное тюремное заключение).
Но не следует посредством наказания выражать презрение:
преступник — это по крайней мере человек, который рис
кует своей жизнью, честью, свободой — то есть человек му
жественный. Не следует также понимать наказание как
искупление или как расплату, словно между виной и нака
занием возможны отношения обмена,— наказание не очи
щает, ибо преступление не пачкает.
Не следует закрывать перед преступником возмож
ность установить свой мир с обществом — при условии, что
он не принадлежит к расе преступников. В последнем случае
ему следует объявить войну еще прежде, чем он успел пред
принять хоть что то враждебное (и первая операция, кото
рой его следует подвергнуть, как только он окажется в ру
ках властей,— это кастрация).
Не следует ставить преступнику в укор ни его дурные
манеры, ни низкий уровень его интеллекта. Нет ничего
необычного в том, что преступник сам себя не понимает: в
особенности его бунтующий инстинкт, мстительное ковар
ство declasse1 зачастую не доходят до его сознания, faute de
lecture2; нет ничего необычного в том, что под впечатлени
ем страха и неудачи он готов свое деяние клеймить и бес
честить; вовсе не говоря уж о тех случаях, когда, говоря
языком психологии, преступник, следуя неясному для себя
зову, посредством сопутствующего преступления сообщает
своему злодеянию подложный мотив (например, совершая
еще и ограбление, хотя звала то его кровь…)

1
деклассированного (франц.)
2
вследствие недостаточной начитанности (франц.)




nietzsche.pmd 404 22.12.2004, 0:07
Black
Поостережемся же судить о ценности человека по од
405
ному единственному его деянию. Об этом еще Наполеон
предупреждал. А особенно показательны в этом отношении
принцип новой оценки




так называемые горельефные, особо тяжкие преступле
ния. Ну, а то, что мы с вами не имеем на совести ни одного
убийства — о чем это говорит? Лишь о том, что нам для это
го недостало двух трех благоприятных обстоятельств. А
соверши мы их — что знаменовало бы это в нашей челове
ческой ценности? Вообще то нас скорее бы начали прези
рать, если бы в нас нельзя было предположить способность
при известных обстоятельствах убить человека. Ведь почти
во всех преступлениях выражаются и такие свойства, без
которых не обойтись мужчине. И вовсе не так уж не прав
Достоевский, когда говорит об обитателях сибирских катор
жных тюрем, что они составляют наиболее сильную и цен
ную часть русского народа. Так что если у нас преступник
напоминает чахлое, недокормленное растение, то это толь
ко не делает чести нашим общественным отношениям; во
времена Ренессанса преступник процветал и даже на свой
лад украшал себя доблестями,— правда, то были доблести
ренессансного размаха, virtu1, добродетели, очищенные от
морали.
Так давайте же возносить только тех людей, которых
мы не презираем; моральное презрение — куда большее уни
жение и урон, чем какое угодно преступление.

741. Поношение только оттого вошло в наказание, что оп
ределенные кары налагались на презренных людей (напри
мер, рабов и т. д.). Те, кого наказывали больше всего, были
презренными людьми, и в конце концов к наказанию присо
вокупилось и поношение.

742. В древнем уголовном праве было очень могуществен
но религиозное начало: а именно, понятие об искупительной
силе наказания. Наказание очищает; в современном мире
оно запятнывает. Наказание — это расплата: ты действитель
но избавляешься от того, за что ты хотел столько выстрадать.
Если ты в эту силу наказания веришь, то потом и вправду
получаешь облегчение и передышку, нечто близкое новому здо

1
превосходные качества, талант, дарование, доблесть (лат.)




nietzsche.pmd 405 22.12.2004, 0:07
Black
ровью и восстановлению. Ты не только снова заключил свой 406
мир с обществом, ты и в собственных глазах, перед самим
собой вновь достоин уважения,— ты «чист»… Сегодня же
наказание обрекает человека на изоляцию даже больше, чем
сам проступок; злосчастье, следующее за проступком, настоль
ко возросло, что все оказывается как бы неизлечимым. По
сле наказания человек предстает перед обществом — как
враг… Получается, что отныне у общества одним врагом
больше…
Само jus taloni1 может быть продиктовано духом воз
мездия (то есть служить своего рода умерением инстинкта
мести); но у ману, например, это прежде всего потребность
в том, чтобы иметь эквивалент для искупления, чтобы мочь
снова быть «свободным» в религиозном смысле.

743. Мой более или менее категорический вопроситель
ный знак применительно ко всем новейшим уголовным за
коноуложениям заключается вот в чем: если наказания дол
жны причинять страдания пропорционально тяжести пре
ступления,— а ведь именно этого вы все в принципе и хо
тите! — то тогда они должны назначаться каждому преступ
нику пропорционально его чувствительности к страданию:
это означает, что предварительного определения наказаний
за то или иное преступление, уголовного кодекса как тако
вого вообще не должно быть! Но, учитывая, что не такая уж
это легкая задача,— определить у преступника ступенчатую
шкалу его удовольствий и неудовольствий,— пришлось бы
in praxi2, видимо, от наказаний отказаться вовсе! Какой ужас!
Не так ли? Следовательно…

744. Ах да, мы позабыли философию права! Эту дивную
науку, которая, как и все моральные науки, еще даже и в
пеленках не лежит!
Так например, она все еще не распознала — даже в сре
де мнящих себя свободными юристов — древнейшее и самое
ценное значение наказания — да она его даже вовсе не знает;
и до тех пор, покуда правовая наука не встанет на новую
почву, а именно на почву сравнения народов и их истории,

1
право на равное возмездие (лат.)
2
на практике (лат.)




nietzsche.pmd 406 22.12.2004, 0:07
Black
мы так и будем созерцать бесплодную борьбу в корне невер
407
ных абстракций, которые сегодня выдают себя за «филосо
фию права» и которые все скопом к жизни современного
принцип новой оценки




человека никакого касательства не имеют. А между тем, этот
современный человек такое запутанное хитросплетение,
в том числе и по части своих правовых воззрений, что до
пускает самые различные истолкования.

745. Один древний китаец уверял, будто своими ушами
слышал: если империи гибнут, значит, в них было слишком
много законов.

746. Шопенгауэр желает, чтобы всех плутов кастрировали,
а дураков запирали в монастырь: интересно, с чьей точки
зрения это было бы желательно? Плут имеет перед посред
ственностью то преимущество, что он не посредственность;
а дурак имеет то преимущество перед всеми нами, что вид
посредственности нисколько его не удручает…
Желательней было бы совсем иное: чтобы пропасть
разверзалась все шире, то есть чтобы плутовство и глупость
росли… Ведь подобным образом расширялась сама человечес
кая природа… Но в конечном счете это же и есть самое не
обходимое; оно, впрочем, происходит и так, не спрашивая,
желаем мы того или нет. Глупость и плутовство прираста
ют: и в этом тоже «прогресс».

747. Сегодня в обществе развелось просто несметное ко
личество всяческого почтения, такта, предупредительно
сти, добровольного и почти подобострастного замирания
перед чужими правами и даже перед чужими притязания
ми; еще большим почетом пользуется некий абстрактно
доброжелательный инстинкт человеческой ценности вооб
ще, выказывающий себя в доверии и кредитах самого раз
ного свойства; уважение к человеку — и притом совершенно
не обязательно только к добродетельному человеку — веро
ятно, тот элемент, который сильнее всего отделяет нас от
христианской системы ценностей.
В нас появляется изрядная доля иронии, если нам в
наши дни еще случается услышать проповедь морали; а уж
тот, кто проповедует мораль, в наших глазах унижает себя
и достоин насмешек.




nietzsche.pmd 407 22.12.2004, 0:07
Black
Этот моральный либерализм — одна из лучших примет на 408
шего времени. Ежели нам попадаются экземпляры, у кото
рых таковой либерализм начисто отсутствует, мы уже пред
полагаем в человеке чуть ли не болезнь (пример Карлейля
в Англии, пример Ибсена в Норвегии, пример шопенгауэ
ровского пессимизма во всей Европе). Если что и прими
ряет с нашим веком, так это изрядная доза аморальности,
которую он себе позволяет, ничуть не падая при этом в соб
ственных глазах. Напротив! — И вправду, в чем состоит пре
восходство культуры над бескультурьем? Допустим, Ренес
санса перед средневековьем? Всегда только в одном: в боль
шой дозе признанной аморальности. Отсюда с необходимос
тью вытекает, как должны выглядеть все исполины чело
веческого развития в глазах фанатиков морали: как non plus
ultra1 морального разложения (припомним вердикт Саво
наролы о Флоренции, вердикт Платона об Афинах Перик
ла, вердикт Лютера о Риме, приговор Руссо обществу Воль
тера, приговор всех немцев contra2 Гете).

748. Хоть бы глоток свежего воздуха! Ну не может это аб
сурдное состояние Европы тянуться так долго! Есть ли хоть
какая то мысль за этим крупным рогатым скотским нацио
нализмом? Какой прок может быть сейчас, когда все указу
ет на большие и всеобщие интересы, в разжигании этих дре
мучих самолюбий?.. И все это в ситуации, когда духовная
несамостоятельность и отход от национального бьют в гла
за, а вся ценность и смысл нынешней культуры — во взаим
ном слиянии и оплодотворении! … И пресловутый «новый
рейх», опять основанный на самой затертой и присно пре
зренной мысли: равенство прав и голосов…
Борьба за первенство внутри состояния, которое ни на
что не пригодно: вся эта культура больших городов, газет,
лихорадки и «бесцельности».
Экономическое объединение наступит с необходимо
стью — и так же, в форме реакции, придет партия мира…
Партия мира, безо всякой сентиментальности, которая
запретит себе и детям своим вести войны; запретит при
бегать к услугам суда; которая вызовет против себя борьбу,

1
предел (лат.)
2
против (лат.)




nietzsche.pmd 408 22.12.2004, 0:07
Black
нападки, гонения; партия угнетенных, по крайней мере на
409
какое то время; но уже вскоре — великая партия. Противни
ца мести и всех иных чувств «задним числом».
принцип новой оценки




Партия войны, с равной принципиальностью и строго
стью действующая как по отношению к себе, так и в проти
воположном направлении.

749. Европейским правителям и вправду стоило бы поду
мать, смогут ли они обойтись без нашей поддержки. Мы,
аморалисты, мы сегодня единственная сила, которая не
нуждается в союзниках, чтобы прийти к победе: тем самым
мы безусловно сильнейшие из сильных. Нам даже ложь не
потребуется: какая еще сила могла бы себе такое позволить?
На нашей стороне великий соблазн, быть может, сильней
ший из всех, какие есть на свете — соблазн истины… Исти
ны? Да кто же это вложил мне в уста такое слово? Но я без
колебаний беру его обратно; я это гордое слово с презре
нием отвергну: нет, даже она нам не нужна, даже и без ис
тины мы все равно придем к победе и могуществу. Волшеб
ство, которое на нашей стороне, то око Венеры, что окол
довывает и ослепляет даже противников наших,— это магия
крайности, соблазн доходить во всем до последнего преде
ла: мы, аморалисты — мы сами суть этот предел…

750. Трухлявые господствующие сословия испортили об
раз повелителя. «Государство», осуществляющее себя в фор
ме суда,— это трусость, ибо нет великого человека, который
мог бы послужить мерилом. — Под конец всеобщая хилость
будет столь велика, что перед всякой силой воли, еще спо
собной отдавать приказы, люди будут падать ниц.

751. «Воля к власти» будет в демократический век столь
ненавистна, что вся психология ее будет казаться направ
ленной на измельчание и оклеветание… Тип великого чес
толюбца? Должно быть, Наполеон! И Цезарь! И Александр!..
Как будто не они как раз были величайшими из мужей, пре
зревших честь!..
Вот и Гельвеций обстоятельно внушает нам мысль, что
люди, дескать, стремятся к власти, дабы иметь наслаждения,
доступные властителю: то есть он понимает это стремление
к власти как волю к наслаждению, как гедонизм…




nietzsche.pmd 409 22.12.2004, 0:07
Black
752. «Право, мудрость, дар руководства принадлежит не 410
многим» — или «многим»: в зависимости от того, как чув
ствует народ, какой из двух этих принципов предпочита
ет, существует либо олигархическое правление, либо демокра
тическое.
Самодержавие воплощает веру в Одного правителя,
стоящего над всеми,— в вождя, спасителя, полубога.
Аристократия воплощает веру в элитное человечество
и высшую касту.
Демократия воплощает неверие в великих людей и элит
ное сословие: «Каждый равен каждому.» «В сущности мы все
скопом своекорыстные скоты и чернь.»

753. Я питаю неприязнь:
1. к социализму, ибо он погружен в наивные грезы об
«истине, добре и красоте» и о равных правах; да и анар
хизм, только на более жестокий лад, стремится к тому же
идеалу;
2. к парламентаризму и газетчине, ибо это средства,
при помощи которых стадное животное делает себя госпо
дином и чуть ли не Господом.

754. Вооружать народ — это в конечном счете всегда воо
ружать чернь.

755. Как же смешны мне социалисты с их напыщенной ве
рой в «доброго человека», которой притаился чуть ли не за
каждым кустом,— нужно только весь прежний «порядок» от
менить и дать волю всем «естественным наклонностям».
Впрочем, точно так же смешна и противоположная
партия, ибо она не признает в законе — насилия, в автори
тете любого рода — суровости и эгоизма. «Я и мой род», мы
хотим господствовать и выжить: кто вырождается, тот бу
дет вытолкнут или уничтожен,— таков основной инстинкт
всякого древнего законодательства.
Представление о высшем роде людей еще более ненави
стно, чем представление о монархе. Антиаристократизм —
этот просто использует ненависть к монархам как маску.

756. Какие же предательницы все партии! — Они выставля
ют на всеобщее обозрение те качества своих вождей, кото




nietzsche.pmd 410 22.12.2004, 0:07
Black
рые те сами, должно быть, с величайшим искусством дер
411
жали под спудом.
принцип новой оценки




757. Современный социализм хочет создать светскую раз
новидность иезуитства: каждый есть абсолютный инстру
мент. Но ведь цель до сих пор не найдена. Тогда ради чего!

758. Рабство в наше время: варварство! Тогда где же те, на
кого они работают? Однако не следует всегда ожидать одно
временности существования двух дополняющих друг друга
каст.
Польза и удовольствие как высшие ценности — это раб
ские теории жизни. «Благословение труда» — это прославле
ние труда ради него самого. — Неспособность к otium1.

759. Нет никакого права ни на существование, ни на труд,
ни тем более на «счастье»: отдельный человек в этом смыс
ле ничем не отличается от самого презренного червя.

760. О массах надо думать столь же бесцеремонно, как сама
природа: они нужны для сохранения вида.

765. На нужду масс взирать с грустной иронией: они хотят
того, что мы просто можем — какая жалость!

762. Европейская демократия в наименьшей мере есть выс
вобождение сил. Она прежде всего высвобождение лено
стей, усталостей, слабостей.

763. [О будущем рабочего.] Рабочие должны научиться вос
принимать жизнь, как солдаты. Вознаграждение, жалова
нье — но ни в коем случае не оплата! Никакой зависимости
между мерой труда и выплатой денег! Вместо этого приста
вить индивидуума, в зависимости от его склада и разновидно
сти, к такой работе, чтобы он достиг высшего, на что он спо
собен.

764. Когда нибудь рабочие станут жить, как нынешние бур
жуа; но над ними, отличаясь от них аскетическим отсутстви

1
праздности (лат.)




nietzsche.pmd 411 22.12.2004, 0:07
Black
ем потребностей, как некая высшая каста: то есть бедней и 412
проще, но во владении властью.
Для более низких людей действуют обратные критерии
ценностей; тут главная задача в том, чтобы насадить в них
«добродетели». Беспрекословность приказа; страшные ме
ры принуждения; вырвать их из легкой жизни. Всем про
чим дозволено подчиняться: а уж их тщеславие само потре
бует, чтобы подчиненность эта выглядела зависимостью не
от великих людей, а от «принципов».

765. «Избавление от всяческой вины»
Принято говорить о «глубокой несправедливости» соци
ального пакта: как если бы тот факт, что один человек рож
дается в благоприятных обстоятельствах, другой же в не
благоприятных, изначально был несправедливостью; или,
еще того пуще, что один человек рождается с одними свой
ствами, другой же с другими. Наиболее откровенные из
этих противников общества утверждают: «Мы сами со все
ми нашими скверными, болезненными, преступными свой
ствами, которые мы в себе признаем, суть лишь неизбеж
ное следствие общественного угнетения слабых сильными»;
ответственность за свой характер они перелагают на гос
подствующие сословия. И грозятся, гневаются, проклина
ют; пылают добродетелью от возмущения,— дескать, сквер
ным человеком, канальей не станешь просто так, сам по
себе… Эта манера, это новшество наших последних десяти
летий, величает себя, как я слышал, еще и пессимизмом, а
именно пессимизмом негодования. Тут делается притяза
ние править историей, лишить историю фатальности ее,
разглядеть за ее спиной — ответственность, а в ней самой —
виновных. Ибо в этом то все и дело: виновные нужны. Люди
не преуспевшие, декаденты всех мастей негодуют против
себя и нуждаются в жертвах, чтобы не утолять свою неисто
вую жажду уничтожения за счет себя же (что само по себе,
возможно, и имело бы некоторый резон). Для этого им по
требна видимость права, то есть теория, при помощи кото
рой они могли бы свалить сам факт своего существования,
своего так и всяк бытия на некоего козла отпущения. Этим
козлом отпущения может оказаться и бог — в России нет
недостатка в таких атеистах из мстительности — или обще
ственное устройство, или воспитание и образование, или




nietzsche.pmd 412 22.12.2004, 0:07
Black
евреи, или знать или вообще любые преуспевшие люди.
413
«Это преступно — рождаться при благоприятных обстоя
тельствах: тем самым ты обделяешь и оттираешь других,
принцип новой оценки




обрекая их на порок или, страшно даже выговорить, на
труд… Как же мне тогда не быть мерзким! Но с этим надо
что то делать, иначе мне этого просто не вынести!»… Короче,
этот пессимизм негодования выдумывает ответственных,
дабы подарить себе приятное чувство — чувство мести. Ко
торое «слаще меда», как говаривал еще старец Гомер.

*
Причиной тому, что такая теория не встречает заслу
женного отношения, то бишь презрения, оказывается эле
мент христианства, который все еще у всех нас в крови и
из за которого мы терпимы ко многим вещам только пото
му, что они издалека малость попахивают христианством…
Социалисты апеллируют к христианским инстинктам, это
еще самая благородная из их хитростей… От христианства
нам привычно суеверное понятие «души», «бессмертной ду
ши», душевной монады, которая на самом деле обитает где
то в иных мирах и только случайно впала в те или иные об
стоятельства, так сказать, в «земное», облеклась «плотью»,—
однако без того, чтобы сущность ее при этом была затрону
та, а уж тем паче обусловлена. Общественные, родственные,
исторические отношения для души суть лишь оказии, чтобы
не сказать заминки; и уж во всяком случае, она никак не их
творение. Представление это сообщает индивидууму транс
цендентность; вот почему ему и придается столь бессмыс
ленная важность. На деле же это только христианство под
било индивидуум на то, чтобы возомнить себя судией над
всем и вся, вменило ему манию величия почти в обязан
ность: ему, дескать, дозволено устанавливать вечные права по
отношению ко всему временному и обусловленному! Что
нам государство! Что общество! Что нам исторические зако
ны! Что физиология! Тут глаголет сама потусторонность
творения, сама непреходящесть в любой истории, тут глаго
лет нечто бессмертное, нечто божественное — душа! Гораз
до глубже в самую плоть современности вошло еще одно не
менее вздорное христианское понятие — понятие равенст
ва душ перед богом. В нем нам дан прототип всех теорий рав
ных прав: сперва человечество научили в религиозном тре




nietzsche.pmd 413 22.12.2004, 0:07
Black
пете лепетать о принципе равенства, потом соорудили ему 414
из этого мораль: что же удивительного в том, что человек в
конце концов принял этот принцип всерьез, принял прак
тически! Иными словами, принял политически, демократи
чески, социалистически, негодующе пессимистически…

*
Всюду, где начинали искать ответственных, поисками
этими всегда руководил инстинкт мести. Этот инстинкт ме
сти за тысячелетия настолько завладел человечеством, что
вся метафизика, психология, все исторические представ
ления, но прежде всего мораль им отмечены. Стоило толь
ко человеку начать думать, как он тут же тащил в свои мы
сли бациллу мести. Он заразил этой бациллой даже бога, он
все сущее лишил его невинности, а именно тем, что смысл
любого так и всяк бытия стал сводить к воле, к намерени
ям, к актам ответственности. Все учение о воле, эта самая
роковая из фальсификаций во всей предшествующей психо
логии, по большей своей части было изобретено с целью
мести. Общественная полезность наказания — вот что гаран
тировало этому понятию его достоинство, его власть, его
истинность. Авторов древнейшей из психологий — психоло
гии воли — следует искать в тех сословиях, в чьих руках на
ходилось право наказания,— прежде всего в сословии жре
цов во главе древнейших общин; это они хотели сотворить
себе право осуществлять месть — или сотворить богу право
отмщения. С этой целью человек был помыслен «свобод
ным»; с этой целью всякое действие должно было мыслить
ся как акт воли, а происхождение всякого действия — лежа
щим в сознании. Только в этих принципах вся старая пси
хология и содержится.
Сегодня, когда Европа, похоже, двинулась в противо
положном направлении, когда мы, алкионцы, со всею си
лой порываемся снова исторгнуть, изъять, изничтожить из
мира понятие вины и понятие наказания, когда самые серьез
ные наши устремления — на то, чтобы очистить психоло
гию, мораль, историю, природу, общественные институты
и санкции, наконец, самого бога от этой грязи — в ком сле
дует видеть нам самых естественных своих антагонистов?
Именно в тех апостолах мести и обид, в тех возмущенных
пессимистах par exellence, которые видят свою миссию в




nietzsche.pmd 414 22.12.2004, 0:07
Black
том, чтобы эту свою грязь превратить в святыню под име
415
нем «негодование»… Мы, иные, те, которые хотим вернуть
творению невинность его, намерены быть миссионерами
принцип новой оценки




более чистой мысли; хотим, чтобы человеку никто не зада
вал его свойств, ни бог, ни общество, ни родители и пред
ки его, ни он сам,— чтобы никто не был в нем повинен… Нет
такого существа, которое можно сделать ответственным за
то, что кто то вообще есть на свете, и что он таков, как он
есть, что он рожден при таких то обстоятельствах, в таком
то окружении. — И это великое благо, что такого существа нет…
Мы не есть результат некоего вечного намерения, некоей
воли, некоего желания; через нас не предпринимается попыт
ка достичь «идеал совершенства» или «идеал счастья» или
«идеал добродетели»,— точно так же, как не являемся мы и
ошибкой Бога, от которой ему самому должно быть жутко
(мысль, с которой, как известно, начинается Ветхий Завет).
Нет того места, той цели, того смысла, на которые мы мог
ли бы переложить наше бытие, наше так и всяк бытие. А
главное: никто бы и не смог этого: невозможно управлять всем
целым, это целое соизмерять, сравнивать, а тем паче его
отрицать! Почему нет? — По пяти причинам, доступным да
же самому скромному разумению: например, потому, что
кроме этого целого ничего нет. И, еще раз повторю, это вели
кое благо, ибо в нем заключена невинность всего сущего.


[2. Индивидуум]

766. Коренная ошибка: полагать цели в стадо, а не в отдель
ных индивидуумов! Стадо есть средство, не более того! Од
нако теперь пытаются стадо понимать как индивидуум, при
писывая ему (стаду) более высокий ранг, чем отдельному че
ловеку,— глубочайшее недоразумение! Так же как и стрем
ление видеть в том, что создает стадность, в чувстве сопри
частности, наиболее ценные стороны нашей натуры!

767. Индивидуум есть нечто совершенно новое и новотво
рящее, нечто абсолютное, все действия его есть всецело его
достояние.
И оценку своих действий отдельный человек в конеч
ном счете берет в себе самом: потому что и слова предания




nietzsche.pmd 415 22.12.2004, 0:07
Black
он тоже поневоле трактует для себя сугубо индивидуально. Пусть 416
он не создал формулу, однако по меньшей мере толкование
ее будет личным: то есть как толкователь он все еще творит.

768. «Я» порабощает и убивает: оно работает как органи
ческая клетка — грабит и насилует. Оно хочет регенериро
ваться — беременность. Оно хочет родить себе бога и видеть
у того в ногах все человечество.

769. Все живое со всею силой распространяется вокруг
себя в пределах досягаемости, подчиняя себе все слабей
шее: в этом его наслаждение собой. Усугубляющееся «очелове
чивание» этой тенденции состоит в том, что все тоньше ощу
щается, насколько трудно поглотить другого действитель
но до конца: как всякое грубое ущемление, хоть оно и пока
зывает нашу власть над другим, в то же время тем более от
чуждает от нас его волю,— а значит, внутренне делает его
все менее покорным.

770. Та степень сопротивления, которую надо преодоле
вать постоянно, чтобы оставаться наверху, и есть мера свобо
ды, как для отдельного человека, так и для обществ; а имен
но свобода, приложенная как позитивная власть, как воля
к власти. Исходя из этого, высшая форма индивидуальной
свободы, суверенитет, должна произрастать не далее, чем
в пяти шагах от своей противоположности, там, где опас
ность рабства развесила над всем сущим добрую сотню сво
их дамокловых мечей. Если так посмотреть на историю: вре
мена, когда «индивидуум» вызревает до такой степени со
вершенства, то бишь становится свободным, когда достига
ется классический тип суверенного человека,— о нет! такие вре
мена никогда не бывали гуманными!
Тут нет иного выбора. Либо наверх — либо вниз, как
червь, презренный, ничтожный, растоптанный. Надо иметь
против себя тиранов, чтобы самому стать тираном, то есть
свободным. Это отнюдь не малое преимущество — иметь над
собой сотню дамокловых мечей: благодаря этому научаешь
ся танцевать, осваиваешь «свободу передвижения».

771. Изначально человек более, чем любое животное, аль
труистичен: отсюда его медленное становление (ребенок)




nietzsche.pmd 416 22.12.2004, 0:07
Black
и высокая степень развития, отсюда и чрезвычайная, пос
417
ледняя стадия эгоизма. — Хищники гораздо индивидуальнее.
принцип новой оценки




772. [К критике «себялюбия».] Непроизвольная наивность
Ларошфуко, который полагает, что изрекает нечто смелое,
изысканное и парадоксальное — в ту пору любая «истина» в
области психологии еще способна была удивлять. Пример:
«les grand ames ne sont pas celles qui ont moins de passions et
plus de vertus que des ames communes, mais soulement celles
qui ont de plus grands desseins.»1 Вот и Джон Стюарт Милль
(который Шамфора называет новым Ларошфуко XVIII сто
летия, только более благородным и философским), видит в
нем лишь остроумного наблюдателя всего того в человечес
кой груди, что сводится к «зауряднейшему себялюбию» и
добавляет: «истинно благородный дух не в силах возложить
на себя необходимость непрестанного созерцания подлости
и низости, кроме как из желания показать, в борьбе против
каких порочных влияний способны победоносно утверди
ться высший смысл и благородство характера.»

773. Морфология самолюбия
Первая точка зрения.
А: в какой мере чувства сопричастности, общности явля
ются низшей, подготовительной ступенью — во времена,
когда личное самолюбие, инициатива полагания ценностей
еще вообще невозможны.
Б: в какой мере степень коллективного самолюбия, гор
дость над стоянием своего клана, чувство возвышенного
неравенства и неприязнь к посредничеству, равноправию,
примирению между кланами, есть школа самолюбия индиви
дуального: а именно в той мере, в какой она принуждает вся
кого отдельного представлять гордость за целое… Он дол
жен говорить и действовать с уважением к себе, покуда он
в своем лице представляет общность… а так же: когда ин
дивидуум ощущает себя орудием и рупором божества.
В: в какой мере эти формы отказа от себя, самоотрече
ния и вправду придают личности чувство своей колоссаль

1
«Истинно великие души — не те, в ком меньше страстей и
больше добродетелей, нежели в обычных людях, а те, в ком боль
ше великих помыслов.» (франц.)




nietzsche.pmd 417 22.12.2004, 0:07
Black
ной важности; в той мере, в какой ими пользуются высшие 418
силы: религиозный страх перед собой, вдохновение про
рока, поэта…
Г: в какой мере ответственность за целое сообщает и
дозволяет отдельному человеку более широкий взгляд, твер
дость и суровость руки, рассудительность и хладнокровие,
значительность жестов и всей повадки, которые он сам по
себе, ради себя и из себя, не смог бы себе позволить.
In summa: коллективное самолюбие есть большая под
готовительная школа личного суверенитета.
Истинно благородно то сословие, которое передает эту
науку из поколения в поколение.

774. Замаскированные разновидности воли к власти.
1. Потребность в свободе, независимости, а также к
внутреннему равновесию, миру, скоординированности. Так
же отшельники, «духовная свобода». В самой низшей фор
ме: просто желание быть, «тяга к самосохранению».
2. Вступление в ряды, дабы в составе большого целого
удовлетворить его волю к власти: подчинение, стремление
сделать себя необходимым, незаменимым, полезным для
того, в чьих руках сила; любовь как лазейка к сердцу более
сильного — чтобы повелевать им.
3. Чувство долга, совесть, самоутешение от своей при
надлежности к более высокому, чем реальные правители, ран
гу; признание существующей иерархии рангов, ибо она по
зволяет осуществляться правлению, в том числе и над бо
лее могущественными, чем ты сам; самоосуждение; изобре
тение новых ранжиров ценностей (классический пример
— евреи).

775. [Хвала, благодарность как воля к власти.]
Хвала и благодарность за урожай, хорошую погоду, побе
ду, свадьбу, мир: — все празднества нуждаются в субъекте, на
который выплескивается это чувство. Нам хочется, чтобы
то хорошее, что случилось с нами, было нам причинено: нам
хочется виновника. Точно так же и перед произведением
искусства: его одного недостаточно, мы хвалим автора, опять
же виновника. — Что же тогда это такое — хвалить? Своего
рода возмещение за воспринятые благодеяния, это наше возда
яние, подтверждение нашей власти — ибо хвалящий одобря




nietzsche.pmd 418 22.12.2004, 0:07
Black
ет, высказывает приговор, оценивает, правит суд: он при
419
знает за собой право, полномочие на одобрение, полномочие
на распределение почестей… Возвышенное чувство счас
принцип новой оценки




тья или жизнерадостности есть также возвышенное чувство
могущества: исходя из него человек хвалит (исходя из него
человек выдумывает и ищет виновника, «субъект»). Благодар
ность как добрая месть: строже всего взыскуется и исполня
ется там, где нужно соблюсти гордость и равенство, то есть
там же, где и месть вершится всего легче.

776. О «маккиавелизме» власти
Воля к власти проявляется:
а) у угнетенных, рабов всех видов, как воля к «свободе»:
при этом просто вырваться представляется главной и един
ственной целью (морально религиозной: «ответствен пе
ред собственной совестью»; «евангелистская свобода» и т.д.);
б) у разновидностей более сильных, дорастающих до вла
сти,— как воля к превосходству; если же таковая на первых
порах безуспешна, то она ограничивается волей к «справедли
вости», то есть к равной мере прав с теми, кто господствует;
в) у самых сильных, богатых, независимых, мужествен
ных — как «любовь к человечеству», к «народу», к Евангелию,
к истине, богу; как сострадание; самопожертвование и т.д.;
как одоление, увлекающее за собой, берущее к себе в слу
жение; как инстинктивное причисление себя к большому
количеству власти, которому ты — герой, пророк, кесарь,
мессия, пастырь — полагаешь давать направление (и половая
любовь относится сюда же: она хочет одоления, овладения
и она проявляется как само отдача… В сущности это только
любовь к своему «орудию», своему «коню» … убеждение че
ловека в том, что ему то то и то то принадлежит, как кому
то, кто в состоянии это использовать).
«Свобода», «справедливость» и «любовь»!!!

777. Любовь. — Загляните в нее: эта любовь, это сострадание
женщин — есть ли что либо более эгоистичное? … А когда
они жертвуют собой, своей честью, своим добрыми именем
— кому они приносят себя в жертву? Мужчине? Или скорее
своему необузданному влечению? — Это точно такие же са
мовлюбленные вожделения, пусть они в данному случае
несут благо другим и насаждают благодарность… — В какой




nietzsche.pmd 419 22.12.2004, 0:07
Black
мере подобная гиперфетация единой оценки способна «ос 420
вятить» все остальное!!

778. «Чувства», «страсти». — Страх перед чувствами, перед
вожделениями, перед страстями, когда он заходит столь да
леко, что отрицает таковые, уже есть симптом слабости:
крайние средства всегда суть признак ненормальных состо
яний. Чего здесь недостает, или, resp.1, что здесь подточи
лось,— это сила воли, необходимая для подавления импульса:
если у тебя есть предчувствие, что придется уступить, при
дется поневоле отреагировать, то лучше уклониться от слу
чайностей («соблазнов»).
«Побуждение чувств» лишь в той мере является соблаз
ном, в какой мы имеем дело с существом, чья нервная сис
тема слишком подвижна и подвержена внешним воздей
ствиям: в противном же случае, при неподатливости и же
сткости системы, потребны сильные внешние раздражи
тели, чтобы привести в действие функции…
Распутство не устраивает нас лишь в том, кто не имеет
на это права; а почти все страсти приобрели дурную славу
из за тех, кто не нашел в себе достаточно сил обернуть эти
страсти себе на пользу…
Надо отдать себе отчет в том, что против страсти мож
но иметь ровно столько же, сколько против болезни: тем
не менее — без болезни нам нельзя обойтись, а еще менее
без страстей… Нам нужно анормальное, через эти великие
болезни мы даем неимоверно сильный толчок жизни…
В частностях же следует различать:
1. Всепоглощающую страсть, которая приносит с собой
наиболее выраженную форму здоровья вообще: здесь коор
динация внутренних систем и их работа в едином служе
нии достигается наилучшим образом — но ведь это же почти
определение здоровья!
2. Противоборство страстей, двойственность, тройст
венность, множественность «душ в одной груди»: это край
нее нездоровье, внутренний развал, растаскивающий це
лое на части, выдающий и усугубляющий внутреннюю рас
колотость и анархизм: разве что в конечном итоге какая то
одна страсть возобладает. Возвращение здоровья.

1
respectivement — соответственно (франц.)




nietzsche.pmd 420 22.12.2004, 0:07
Black
3. Сосуществование, без противоборства, но и без союз
421
ничества: сосуществование часто случайное, периодичес
кое, но и тогда, поелику оно обрело внутренний порядок,
принцип новой оценки




тоже вполне здоровое… Сюда относятся наиболее интерес
ные люди, хамелеоны; они не в разладе с собой, живут сча
стливо и уверенно, но лишены развития,— их состояния
покоятся рядом, даже если они семь раз разделены. Эти
люди меняются, но не знают становления…

779. Количество в объекте наблюдения в его воздействии на
оптику оценки: крупный преступник и мелкий преступник.
Количество в объекте воли определяет и в субъекте воли,
уважает ли он себя или ощущает себя малодушным и жал
ким.
Точно также и мера духовности в средствах в их воздей
ствии на оптику оценки. Насколько по иному выглядит фи
лософский новатор, испытатель и поборник насилия про
тив заурядного разбойника, варвара и искателя приключе
ний! — Лживая личина «бескорыстия».
Наконец, благородные манеры, осанка, храбрость, уве
ренность в себе — как меняют эти средства оценку того, что
достигается с их помощью!

*
К оптике оценки.
Влияние количества (малое, большое) в цели.
Влияние духовности в средствах.
Влияние манер в действиях.
Влияние удачи или неудачи.
Влияние сил противника и их оценки.
Влияние дозволенного и запретного.

780. Приемы искусства, дабы вызвать действия, реакции и
аффекты, которые, по индивидуальной мерке, не являют
ся дозволительными ни по части «приличий», ни по части
«вкуса»:
— искусство по принципу «подайте нам это со вкусом», ко
торое позволяет нам вступать в такие отчужденные миры;
— историк, который показывает их вид права и разум
ность; путешествия; экзотизм; психология; уголовное пра
во; сумасшедший дом; преступники; социология;




nietzsche.pmd 421 22.12.2004, 0:07
Black
— «безличность», когда мы, выступая медиумами коллек 422
тивного существа, позволяем себе такие аффекты и дей
ствия (коллегии судей, жюри присяжных, гражданин, сол
дат, министр, правитель, товарищество, «критики») … дает
нам чувство, как если бы мы совершали жертвоприношение…

781. Предусмотрительность в отношении себя и своего
«вечного блаженства» не есть признак широкой и уверенной
в себе натуры: широкая натура у самого черта не побоится
спросить, суждено ли ей блаженство,— в ней нет такого ин
тереса к счастью в любой его форме, она есть сила, дело,
вожделение,— она навязывает себя вещам, она посягает на
вещи…
Христианство — это романтическая ипохондрия тех,
кто непрочно стоит в жизни; всюду, где на первый план вы
ступает гедонистическая перспектива, уместно предполагать
страдания и определенную человеческую неудачливость.

782. «Возрастающая автономия индивидуума» — вот о чем
рассуждают эти парижские философы, такие, как Фулье:
взглянули бы хоть раз со стороны на эту race moutonniere1,
представителями которой они сами являются!..
Раскройте же ваши глаза, господа социологи будущего!
Индивидуум стал сильным при прямо противоположных
условиях: то, что вы описываете, есть крайнее ослабление
и захирение человека, вы сами того желаете и привлекае
те для этой цели весь лживый аппарат старого идеала! Вы
сами таковы, что и вправду воспринимаете ваши стадные
запросы как идеал!
Полное отсутствие психологической вменяемости!

783. Кажущаяся противоположность двух черт, отличаю
щих современного европейца: стремление к индивидуализму
и требование равных прав. Наконец то я в этом разобрался! А
именно: индивидууму свойственно крайне обостренное тще
славие. Оно то, со свойственной ему мгновенной ранимос
тью сознания, и требует, чтобы всякий иной был заранее
поставлен с ним вровень, чтобы он был только inter paris2.

1
овечью расу (франц.)
2
среди равных (лат.)




nietzsche.pmd 422 22.12.2004, 0:07
Black
Это характерно для общественной расы, в которой способ
423
ности и силы и вправду не слишком разнятся между собой.
Гордость, взыскующая одиночества и лишь немногих цени
принцип новой оценки




телей, здесь совершенно не находит понимания; «настоя
щий», «большой» успех мыслим только в массах, люди вооб
ще почти перестали понимать, что массовый успех — это
всегда по сути успех мелкий, ибо pulchrum est paucorum ho
minum1.
Всякая мораль ничего не желает знать ни о каких «ран
жирах» между людьми: правоведы знать ничего не знают
об общинном сознании. Принцип индивидуализма отвер
гает идею особо великих людей и требует точного глаза и
быстрого распознавания таланта среди примерно равных;
а поелику в таких поздних и цивилизованных культурах что
то от талантов имеется в каждом, то каждый вправе и пре
тендовать на свою долю почестей, вот почему сегодня, как
никогда, расцвело публичное поощрение мелких заслуг, что
сообщает нашей эпохе видимость беспредельной дешевизны.
Дорогого стоит только беспредельная ярость — однако даже
в искусствах она направлена не против тиранов и пресмыка
ющихся перед народом мошенников, а против людей истин
но благородных, которые презирают удел многих. Требова
ние равных прав (например, права судить всех и вся) по
самой сути своей анти аристократично.
Столь же чуждо нашему веку и исчезновение индиви
дуума, погружение его в некий единый великий тип, жела
ние быть не личностью, в чем прежде состояло отличие и
рвение многих возвышенных людей (среди них и величай
ших поэтов); или «быть полисом», как в Греции; орден иезу
итов, прусский офицерский корпус и чиновничество; или
быть учеником и воспреемником великого мастера: для все
го этого потребны необщественные состояния и отсутствие
мелких тщеславий.

784. Индивидуализм есть скромная и не осознанная еще
разновидность «воли к власти»; когда отдельному человеку
кажется уже достаточным просто вызволиться из под вла
дычества общества (неважно, чье это владычество — госу
дарства или церкви). Он противопоставляет себя даже не

1
красота — свойство немногих (лат.)




nietzsche.pmd 423 22.12.2004, 0:07
Black
как личность, а как отдельный человек; он представляет всех 424
отдельных против всеобщности. Это значит: инстинктив
но он ставит себя на одну доску с любым другим отдельным чело
веком; все, что он отвоевывает, он отвоевывает не для себя
как личности, а для себя как всякого отдельного против все
общности.
Социализм — это всего лишь агитационное средство инди
видуализма; он понимает, что для достижения чего то необ
ходимо организовать из себя всеобщность, некую «силу». Но
то, к чему он стремится, не есть сообщество как цель всяко
го отдельного, а сообщество как средство осуществления мно
гих отдельных: — это и есть инстинкт социалистов, в отноше
нии которого они зачастую сами себя обманывают (не го
воря уж о том, что они, дабы пробиться, зачастую вынужде
ны обманывать и других). Альтруистическая моральная про
поведь на службе индивидуал эгоизма: одна из обычнейших
подтасовок девятнадцатого столетия.
Анархизм, опять таки, всего лишь агитационное средство
социализма; с его помощью социализм возбуждает страх, на
чинает завораживать и терроризировать людей страхом: а
прежде всего — он оказывается притягательным, пусть хотя
бы в мыслях, для людей мужественных, отважных.
Невзирая на все это: индивидуализм есть самая скромная
стадия воли к власти.
Едва человек достиг некоторой независимости, он хо
чет большего: в нем, по мере его сил, проступает обособле
ние: отдельный человек уже не полагает себя без разбору
равным всем и каждому, а ищет подобных себе,— он отделяет
других от себя. За индивидуализмом следует образование чле
нов и органов: родственные тенденции сопоставляются, про
буют свое могущество, между этими центрами могущества
— трения, война, познание взаимных возможностей, вырав
нивание, сближение, установление обмена достижениями.
В итоге: иерархия рангов.
[Резюме:]
1. индивидуумы высвобождаются;
2. они вступают в борьбу, договариваются о «равенстве
прав» (»справедливость» как цель);
3. когда это достигнуто, действительные неравенства сил
проявляются с тем большим эффектом (потому что в великом
целом царит мир, и многие мелкие количества силы уже со




nietzsche.pmd 424 22.12.2004, 0:07
Black
ставляют различия, такие, которые прежде были почти рав
425
ны нулю). Теперь отдельные люди организуются в группы;
группы же стремятся к завоеванию преимуществ и пере
принцип новой оценки




веса. Борьба, в более мягкой форме, разгорается сызнова.
Люди хотят свободы, покуда они не имеют никакой
власти. Получив какую то власть, они хотят сверх власти,
господства; и только не завоевав господства (на это еще сил
не хватает), начинают требовать «справедливости», то есть
равной власти.

785. Исправление понятия.
Эгоизм. — Постигнув, насколько «индивидуум» есть заб
луждение,— ибо на деле всякое отдельное существо есть
именно весь процесс по прямой линии (не просто унаследо
ванный, а именно он сам…),— только тогда можно понять,
сколь неимоверно большое значение имеет отдельное существо.
Инстинкт говорит в нем совершенно правильно. Там, где
инстинкт этот ослабевает (то есть там, где индивидуум ищет
свою ценность только в служении другим), можно с уверен
ностью предполагать утомление и вырождение. Альтруизм
как умонастроение, если это всерьез и без тартюфства, есть
инстинкт, выражающий стремление обрести хотя бы вто
ричную ценность, на службе у других эгоизмов. В большинстве
случаев, однако, альтруизм только видимость, это обходной
маневр ради сохранения чувства собственного достоинства,
чувства собственной ценности.

786. История возникновения и отпадения морали
Тезис первый. Моральных поступков не бывает вообще: та
ковые есть совершенная мнимость. Не потому только, что
они недоказуемы (что признавал, например, Кант, равно как
и христианство), но и потому, что вообще невозможны. Люди,
по психологическому недоразумению, изобрели противопо
ложность движущим их силам, и полагают, что нашли имя
для иного вида этих движущих сил; изобрели фиктивное
primum mobile1, которого не существует вовсе. По логике,
из которой вообще выведена антитеза «морального» и «амо
рального», следует на самом деле заключить вот что: быва
ют только аморальные намерения и поступки.

1
первичное побуждение (лат.)




nietzsche.pmd 425 22.12.2004, 0:07
Black
Второй тезис. Различение между «моральным» и «амо 426
ральным» исходит из того, что как моральные, так и амо
ральные поступки суть акты свободной спонтанности,— ко
роче, что таковая свободная спонтанность существует, или,
иначе говоря: что моральная оценка вообще относима толь
ко к одному виду намерений и поступков, а именно — к сво
бодным намерениям и поступкам.
Но весь этот вид намерений и поступков — опять же
чистая мнимость: того мира, к которому моральный масш
таб только и приложим, не существует вовсе.
Не бывает ни моральных, ни аморальных поступков.

*
Психологическое заблуждение, из которого возникла поня
тийная антитеза «морального» и «аморального»: «самоот
верженный», «неэгоистичный», «готовый к самопожертво
ванию» — все это нереально, фиктивно.
Ошибочный догматизм в отношении «ego»: то же са
мое, что и взятое атомистически, в ложной антитезе к «Не
Я»; тем самым выделено из миростановления, как нечто
сущее. Ложная субстанционализация «Я»: ее, (уверовав в ин
дивидуальное бессмертие) и особенно под напором рели
гиозно моральных установлений, сделали догматом веры.
После этого искусственного выделения «ego» и объявления
его само по себе сущим получили антитезу ценностей, ко
торая казалась неоспоримой: отдельное «ego» и неимовер
ное «Не Я». Казалось самоочевидным, что ценность отдель
ного «ego» может состоять лишь в том, чтобы относить себя
к неимоверному «Не Я», то есть подчинять себя ему и ради
него существовать. — Тут все определяли стадные инстинк
ты: ничто так не претит этим инстинктам, как суверени
тет отдельной особи. Но если предположить, что «ego» по
нимается как само по себе сущее, тогда оказывается, что
ценность его — в самоотрицании.
Итак:
1. Ложное обособление «индивидуума» как атома;
2. Признание заслуг стада, которое это желание оста
ваться атомом не приемлет и воспринимает его как враж
дебное;
3. Как следствие: преодоление индивидуума через сме
щение его цели;




nietzsche.pmd 426 22.12.2004, 0:07
Black
4. Тогда стало казаться, что есть самоотрицающие дей
427
ствия: вокруг оных нафантазировали целую сферу антитез;
5. Спрашивали: в каких действиях человек себя утвер
принцип новой оценки




ждает сильнее всего? На них (половая сфера, алчность, вла
столюбие, жестокость и т. д.) и громоздили принуждение,
ненависть, презрение: люди верили, что существуют несамо
стные влечения, поэтому все самостное отвергалось, требо
вали несамостного.
6. Как следствие — что происходило? Самые сильные,
естественные, больше того, единственно реальные влечения
загонялись под спуд,— впредь, чтобы счесть то или иное
действие похвальным, нужно было в нем наличие подобных
влечений отрицать: чудовищная фальсификация in psycholo
gicis1. Даже всякий вид «самодовольства» можно себе было
позволить, лишь превратно перетолковав его для себя sub
specie boni2. И напротив: та братия, которая имела свою вы
году в том, чтобы отнять у человека довольство собой (пред
ставители стадного инстинкта, например, священники и фи
лософы), стала изощренно и психологически остроумно до
казывать, насколько неодолимо повсюду вокруг распростра
нилось себялюбие. Христианский вывод: «Все есть грех; и
наши добродетели тоже. Абсолютная порочность человека.
Альтруистические поступки невозможны.» Первородный грех.
Короче: перенеся свои инстинкты в противоположность
чисто иллюзорному миру добра, человек кончил в итоге
самопрезрением, уверенностью в том, что он не способен к
действиям, которые считаются «хорошими», «добрыми».
NB. Тем самым христианство знаменует прогресс в пси
хологическом заострении взгляда: Ларошфуко и Паскаль.
Оно постигло сущностную однородность человеческих дей
ствий и их оценочное сходство в главном: (все аморальны).

*
И тогда всерьез взялись за то, чтобы пестовать людей,
в которых себялюбие убито: священников, святых. При этом,
даже усомнившись в возможности достижения «совершен
ства», в своем знании того, что есть совершенство, не со
мневались ничуть.

1
в психологических вещах (лат.)
2
под знаком добра (лат.)




nietzsche.pmd 427 22.12.2004, 0:07
Black
При этом психология святого, священника, «доброго 428
человека», конечно же, с неизбежностью оказывалась шту
кой чисто фантасмагорической. Действительные мотивы по
ступков объявлялись «дурными»: значит, чтобы вообще мочь
действовать и действия предписывать, нужно было дей
ствия, в принципе невозможные, описывать как возмож
ные и тут же возводить их в ранг праведности. С тем же лице
мерием, с каким прежде охаивали, теперь начали почитать и
идеализировать.
Лютование против жизненных инстинктов — «святость»,
достойная поклонения. Абсолютное целомудрие, абсолют
ное послушание, абсолютная бедность: священнический идеал.
Подаяние, сострадание, пожертвования, отрицание прекрас
ного, разумного, чувственного, неприязненный взгляд на
все сильные качества, которые в тебе есть: мирской идеал.

*
Жизнь идет вперед: опороченные инстинкты тоже пы
таются обрести права гражданства (например, лютерова
Реформация: грубейшая форма морального лицемерия под
видом «свободы Евангелия») — их перекрещивают, давая им
праведные имена; опороченные инстинкты силятся выказать
себя необходимыми, дабы вообще сделались возможными
инстинкты добродетельные; надо vivre, pour vivre pour autrui1:
эгоизм как средство к цели; человечество идет дальше, те
перь уже пытаясь дать права существования как эгоистичес
ким, так и альтруистическим побуждениям: равенство прав
как тем, так и другим (с точки зрения пользы); род людской
идет еще дальше, отыскивая высшую полезность в предпоч
тении эгоистической точки зрения перед альтруистиче
ской: полезнее в смысле счастья или развития человечества
и т. д. Итак: возобладание прав эгоизма, но в сугубо альтру
истической перспективе («общее благо человечества»); да
лее пытаются примирить альтруистический образ действий
с естественностью, ищут альтруистическое в основах самой
жизни; ищут эгоистическое и альтруистическое как равно
обоснованное в сущности жизни и природы; мечтают об ис
чезновении этого противоречия когда нибудь в будущем,
где, путем неустанного приспособления, эгоистическое од

1
жить, чтобы жить ради другого (франц.)




nietzsche.pmd 428 22.12.2004, 0:07
Black
новременно станет и альтруистическим; наконец, постига
429
ют, что альтруистические действия суть проявления эгоисти
ческих,— и что степень, в которой человек любит, расточа
принцип новой оценки




ет себя, есть доказательство для обоснования его индиви
дуального могущества и его личностности. Короче, что делая
человека злее, его делают лучше,— и что одно не может существо
вать без другого…
Тем самым сдернут покров с чудовищной фальсифика
ции психологии всего предыдущего человечества.

*
Выводы: существуют только аморальные намерения и
поступки; следовательно, так называемые моральные под
лежат изобличению в аморальности. Выведение всех аффек
тов из единой воли к могуществу: по существу.
Понятие жизни: в кажущемся противопоставлении («до
бра и зла») выражаются различные степени силы инстинк
тов, их временные иерархии, ранжиры, с помощью кото
рых определенные инстинкты держатся в узде или исполь
зуются.
Оправдание морали: экономическое и т.д.

*
Против второго тезиса. Детерминизм: попытка спасти
мир морали тем, что транслоцируют его — в неизвестность.
Детерминизм — только модус, позволяющий аннулировать
наш авторитет после того, как ему в механистически мыс
лимом мире уже не находится места. Вот почему детерми
низм следует атаковать и подрывать, равно как и оспаривать
наше право на разделение между миром самим по себе и
миром феноменальным.

787. Абсолютная необходимость совершенно освободиться от
целей: иначе нам нечего и пытаться жертвовать собой и да
вать себе волю! Только невинность становления дает нам
величайшее мужество и величайшую свободу.

788. Вернуть злому человеку чистую совесть — не в этом ли было
мое непроизвольное стремление? Притом человеку постоль
ку злому, поскольку он человек сильный? (Привести здесь суж
дение Достоевского о преступниках в тюрьмах.)




nietzsche.pmd 429 22.12.2004, 0:07
Black
789. [Наша новая «свобода».] Какое чувство свободы заклю 430
чается в том, чтобы ощущать, как ощущаем это мы, уже осво
божденные духом, что мы не впряжены в систему «целей»!
Равно как и то, что понятия «награды» и «наказания» име
ют место обитания не в существе бытия! Равно как и то, что
добрые и злые поступки не сами по себе, а только с точки
зрения сохранения определенных видов человеческих со
обществ следует называть добрыми или злыми! Равно как
и то, что все наши подсчеты болей и радостей не имеют
никакого космического, а тем паче метафизического зна
чения.
Тот пессимизм, пессимизм Эдуарда фон Гартмана, пес
симизм, самонадеянно берущий на себя смелость взвеши
вать на чашечках весов радости и невзгоды существования,
с его произволом самозаточения в докоперниканскую тюрь
му и в докоперниканский кругозор, был бы безнадежной от
сталостью и ретроградством, если, конечно, это не просто
издержки пресловутого берлинского юмора.

790. Разобравшись в отношении собственной жизни с воп
росом «Зачем?», вопросом «Как?» легко поступиться. Когда
на первый план выступает значимость радостей и горестей,
когда гедонистически пессимистические учения обретают
все большую влиятельность, это уже есть знак неверия в
«Зачем?», в цель и смысл, уже есть недостаток воли; самоот
речение, резиньяция, добродетельность, объективность по
меньшей мере уже могут быть признаками того, что в глав
ном намечается недостаток.

791. Немецкой культуры как таковой, можно считать, еще
не было. Против этого тезиса нельзя возразить в том смы
сле, что в Германии, дескать, были великие отшельники
одиночки — Гете, к примеру: у тех была своя, собственная
культура. Но как раз вокруг них, как вокруг мощных, гор
дых, одиноко разбросанных утесов, всегда простиралось все
прочее немецкое бытие, в качестве их противоположности,

<<

стр. 14
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>