<<

стр. 19
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

свобода морали; — новые средства против самого факта боли
(боль, понятая как инструмент, как родительница радости
и охоты; нет суммирующего осознания неохоты, нерадости);
— наслаждение всеми видами неизвестности, попытки, со
блазна, искусительности, как противовес пресловутому без
ысходному фатализму; — устранение понятия необходимости;
устранение «воли»; — устранение «познания самого по себе».
Вершинное осознание человеком своей силы — как то, что со
здаст сверхчеловека.




nietzsche.pmd 553 22.12.2004, 0:07
Black
1061. Два самых радикальных способа мышления — меха 554
нистический и платоновский — сходятся в вечном возвраще
нии: оба как идеалы.

1062. Будь у мира цель — она бы уже была достигнута. Су
ществуй у этой цели некое непреднамеренное окончатель
ное состояние — оно бы тоже уже было достигнуто. Будь мир
вообще способен на некое закоснение и застывание, некое
«бытие», обладай он во всем своем становлении только Од
ним мигом этого самого «бытия» — опять таки всякому ста
новлению давно уже был бы положен конец, а так же вся
кому мышлению, всякому «духу». Факт «духа» как становле
ния доказывает, что мир не имеет цели, окончательного со
стояния и не способен на бытие.
Однако старая привычка помышлять всему происходя
щему цель, а миру — направляющего творческого бога, столь
сильна, что мыслителю трудно саму эту бесцельность мира
не помыслить себе опять таки как намерение. На эту улов
ку — что мир, таким образом, от своей цели уклоняется и даже
свое попадание в круговорот умеет искусственно предот
вратить — должны попасться все те, кто желает декретиро
вать миру способность вечной новизны, то есть приписать
конечной, определенной, постоянно и неизменно одинако
вой силе, каковая и есть «мир», чудесную способность к бес
конечному новообразованию его форм и положений.
Мир, пусть это уже и не бог, должен обладать боже
ственной творческой силой, способностью бесконечного
превращения; он должен произвольно возбранять себе об
ратное попадание в какую либо из своих старых форм; он
должен иметь не только намерение, но и средства обере
гать себя от всякого повторения; следовательно, он должен
в любой миг любое из своих движений контролировать на
предмет избежания целей, окончательных состояний и по
вторений — со всеми последствиями, вытекающими из по
добного непростительно безумного способа мышления, а
вернее, желания.
Это все еще старый религиозный способ мышления на
принципах желательности, своего рода тоска по вере, что
хоть в чем нибудь мир все таки должен походить на старо
го, любимого, бесконечного, безгранично творческого бо
женьку, та тоска Спинозы, что выражается в изречении




nietzsche.pmd 554 22.12.2004, 0:07
Black
«deus sive natura»1 (он то ощущал это даже как «natura sive
555
deus»2).
Каковы, однако, принцип и вера, посредством кото
порода и взращивание




рых определеннее всего можно сформулировать решаю
щий поворот, достигнутый ныне перевес научного духа над
духом религиозным, бого сочиняющим? Не гласит ли он:
мир как силу нельзя помыслить безгранично, ибо он не мо
жет быть так помышлен — мы запрещаем себе понятие бес
конечной силы как несовместимое с понятием «сила». Итак —
способности к вечной новизне у мира тоже нет.

1063. Принцип существования энергии требует вечного
возвращения.

1064. То, что состояние равновесия никогда не достигает
ся, доказывает, что оно невозможно. Но в неопределенном
пространстве оно должно быть достижимо. Равно как и в
шарообразном пространстве. Строение пространства дол
жно быть причиной вечного движения, наконец, всякого
«несовершенства».
Что «сила» и «покой», «пребывание равным себе» — про
тиворечат друг другу. Мера силы (как величина ее) — посто
янна, но сущность ее текуча.
«Безвременность» отвергнуть. В определенном момен
те силы задана абсолютная обусловленность нового распре
деления всех ее сил: она не может останавливаться. «Изме
нение» в самой сущности ее, а значит, и временность; чем,
однако, только еще раз понятийно устанавливается необхо
димость изменения.

1065. Некий император непрестанно напоминал себе о
бренности всех вещей, дабы не придавать им слишком боль
шой важности и сохранять спокойствие среди них. Мне же,
наоборот, кажется, что все вокруг неимоверно значимо и
ценно, чтобы быть столь быстротечным: я ищу вечности
для всего и вся: позволительно ли драгоценные благовония
и вина выливать в море? — Утешение мое в одном: все, что
было — вечно: море все выплеснет обратно.

1
бог или природа (лат.)
2
природа или бог (лат.)




nietzsche.pmd 555 22.12.2004, 0:07
Black
1066. Новая концепция мира. 556
1. Мир существует; он не есть нечто становящееся и
нечто преходящее. Или, вернее: он есть нечто становяще
еся и нечто преходящее, но он никогда не начинал стано
виться и никогда не переставал преходить — он сохраняется
и в том, и в другом… Он живет сам собою: его экскременты
— это его питание.
2. Гипотеза о сотворенном мире не должна заботить нас
ни одной секунды. Понятие «сотворить» сегодня абсолют
но неопределяемо и невоспроизводимо; это уже только сло
во, рудимент времен суеверия; а просто словом ничего не
объяснишь. Последние попытки дать концепцию мира, ко
торый начинается, предпринимались недавно и неоднократ
но при помощи логической процедуры — в большинстве слу
чаев, как нетрудно догадаться, не без теологической мыс
ли в подоплеке.
3. В последнее время неоднократно пытались в поня
тии «временная бесконечность мира», обращенном назад,
усмотреть противоречие: его даже находили — тою, прав
да, ценой, что голову путали с хвостом. Ничто не может по
мешать мне, ведя отсчет назад от этого вот мгновенья, ска
зать: «я при этом никогда не дойду до конца» — точно так же,
как если бы я с этого же мгновения начал отсчет вперед, в
бесконечность. Только если бы я хотел сделать ошибку,— а я
остерегусь ее делать,— и приравнял бы это вполне коррек
тное понятие regressus in infinitum1 к абсолютно невоспро
изводимому понятию бесконечного progressus2 до данного
мгновения, до сейчас, только если я положу себе направле
ние (вперед или назад) логически индифферентным, вот
тогда я вместо головы, то есть данного мгновения, получу
в руки хвост: но лучше предоставить это вам, милейший гос
подин Дюринг!..
4. На эту мысль я натолкнулся у предыдущих филосо
фов: всякий раз она, эта мысль, определялась другими задни
ми мыслями (по большей части теологическими, в пользу
creator spiritus3). Если бы мир вообще мог застыть, высох
нуть, вымереть, стать ничем, превратиться в ничто, или если

1
движение вспять до бесконечности (лат.)
2
движение вперед (лат.)
3
духа творца (лат.)




nietzsche.pmd 556 22.12.2004, 0:07
Black
бы он мог достичь состояния равновесия, или если бы он
557
вообще имел какую то цель, заключавшую бы в себе проч
ность, неизменяемость, раз и навсегда данность (короче, го
порода и взращивание




воря метафизически: если бы становление могло вылиться
в бытие или в ничто) — то такое состояние уже было бы до
стигнуто. Но оно не достигнуто — из чего следует… Это един
ственная наша определенность, которую мы держим в ру
ках и которая может служить нам коррективом против мно
жества в принципе возможных гипотез устройства мира.
Если, к примеру, механизм не может уйти от логического
вывода о финальном состоянии, который извлек из него
Томсон, значит, тем самым механизм опровергнут.
5. Если мир позволительно помыслить как определенную
величину силы и как определенное число центров силы,—
а всякое другое представление остается неопределенным
и, следовательно, непригодным,— то из этого следует, что в
той великой игре в кости, с какой можно сравнить его су
ществование, ему, миру, суждено проделать поддающееся
исчислению количество комбинаций. В бесконечном време
ни любая из возможных комбинаций рано или поздно, но
когда нибудь была бы достигнута; больше того — она была бы
достигнута бесконечное число раз. А поскольку между каж
дой «комбинацией» и ее следующим «возвращением» дол
жны были бы пробежать вообще все из еще возможных ком
бинаций и каждая из этих комбинаций обуславливает собою
целую последовательность комбинаций в том же ряду, то тем
самым был бы доказан круговорот абсолютно идентичных
рядов: мир как круговорот, который бесконечное число раз
уже повторился и который ведет эту свою игру до бесконеч
ности.— Эта концепция не безусловно механистическая:
ибо если бы она была таковой, то обусловила бы не беско
нечное возвращение идентичных случаев, но финальное
состояние. Но поскольку мир его не достиг, мы должны счи
тать этот механизм несовершенной и промежуточной ги
потезой.

1067. Так знаете ли вы теперь, что есть «мир» для меня?
Показать вам его в моем зеркале? Вот этот мир: исполин си
лы, без начала и без конца, прочная, литая громада силы,
которая не становится ни больше, ни меньше, которая не
расходуется, не тратится, только превращается, оставаясь




nietzsche.pmd 557 22.12.2004, 0:07
Black
как целое величиной неизменной, хозяйство без расходов
и издержек, но и без прироста, без прихода, замкнутое в
«ничто» как в свою границу,— ничего растекающегося, ниче
го расточаемого, ничего бесконечно растяжимого,— но как
определенная сила, вложенная в определенное простран
ство, притом не в такое пространство, которое где либо
было бы «пустым»,— скорее как сила повсюду, как игра сил
и силовых волн, одновременно единое и многое, здесь взды
маясь и одновременно там опадая, море струящихся в себе
и перетекающих в себя сил, в вечной метаморфозе, в веч
ном откате, с неимоверными выплесками долголетних воз
вращений, в вечном приливе и отливе своих преображе
ний, из простейшего возносясь к многообразнейшему, из
тишайшего покоя, холода и застылости — к магме, неистов
ству, забвению и опровержению самого себя, а потом сно
ва возвращаясь из этой полноты к простому, из игры про
тиворечий — к радости согласия, самое себя утверждая в
этой равности своих путей и лет, самое себя благословляя
как то, что вечно должно возвращаться, как становление,
которое не знает пресыщаемости, устали и неохоты; — этот
мой дионисийский мир вечного само сотворения, вечного
само разрушения, этот таинственный мир двойного вожде
ления, это мое «по ту сторону добра и зла», без цели, если
цель не лежит в счастье круга, без воли, если только петля
возвращения к самому себе не имеет доброй воли,— хотите
знать имя этому миру? Решение всех ваших загадок? Свет и для
вас, о вы, потаеннейшие, сильнейшие, самые бесстрашные
и самые полуночные? Этот мир есть воля к могуществу и —
ничего кроме этого! И вы сами тоже суть та же воля к могуще
ству — и ничего кроме этого!




nietzsche.pmd 558 22.12.2004, 0:07
Black
заключительные
замечания
Елизавета Ферстер Ницше




nietzsche.pmd 559 22.12.2004, 0:07
Black
560




nietzsche.pmd 560 22.12.2004, 0:07
Black
561

Первую попытку связать свои основные философские воз
заключительные замечания




зрения в одно целое, в форме большого прозаического со
чинения, мой брат, по всем вероятиям, предпринял еще в
1882 году. По крайней мере в рукописях той эпохи мы на
ходим целый ряд разнообразных планов, содержащих ука
зания на это, как, например, следующий:

Грядущее
Пророчество

A. Самопреодоление морали.
B. Освобождение.
C. Середина и начало гибели.
D. Признаки полдня.
E. Добровольная смерть.

Впрочем, достаточно перечесть наброски в посмерт
ных работах, помещенных в V томе этого издания; из них
мы, к удивлению нашему, увидим, что одна из воспроизве
денных там записей, относящаяся к зиме 1881/82 года, со
держит значительную часть мыслей, положенных в осно
вание помещенной в этом томе «Воли к власти».
В особенности плодотворным затем оказалось в этом
отношении лето 1884 года, когда возникли несколько боль
ших планов и были разработаны несколько подробнее. Один
из этих планов гласит:

«Вечное возвращение»
Предсказание

Большое предисловие. Новая просветительная эпоха
— старая имела характер, соответствующий демократичес
кому стаду: уравнение всех. Новая желает указать путь вла
стным натурам — поскольку им (как и государству) позволе
но все, что стадному существу не дозволяется.
Первый отдел. Новая правдивость. (Новое освещение
вопроса об «истине и лжи» в живом).
Второй отдел. По ту сторону добра и зла. (Новое осве
щение вопроса о «добре и зле»).




nietzsche.pmd 561 22.12.2004, 0:07
Black
Третий отдел. Скрытые художники. (Новое освещение 562
вопроса об образующих и преобразующих силах).
Четвертый отдел. Самопреодоление человека. (Воспи
тание высших людей).
Пятый отдел. Молот и великий полдень. (Учение о веч
ном возвращении, как молот в руках самых могучих людей.)

В промежутке между приведенными планами в руко
писях попадаются самые разнообразные планы для заду
манной им колоссальной работы, но «Воля к власти», как
заглавие, мы находим впервые весной 1885 года, когда за
кончена была четвертая часть Заратустры.
По окончании «По ту сторону добра и зла», летом 1886
года, впервые перед братом с ясностью обрисовывается
весь план будущего произведения. Но об этом так подроб
но сказано в введении, что я могу ограничиться только ссыл
кой на него. Там же приведены соображения, по которым
мы сочли нужным положить в основание распорядка этого
издания план от 17 марта 1887 года, хотя имеются еще нали
цо планы и позднейшего времени. Упомянутый план от 17
марта 1887 года существует, впрочем, еще в двух поздней
ших обработках, из которых мы заимствовали очень полез
ные указания по отношению к распорядку работы. Из этих
обработок можно усмотреть, что самый план оставался в
силе до начала 1888 года.

Вторая обработка плана от 17 марта 1887 (лето 1887 г.)

ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей
Первая книга
Нигилизм (как вывод из бывших до сего времени в ходу
высших ценностей).
Вторая книга
Критика существующих высших ценностей (уразумение
того, что через них утверждало себя или отрицало).
Третья книга
Самопреодоление нигилизма (попытка сказать «да» всему
тому, что до сих пор отрицалось).
Четвертая книга
Преодолеватели и преодоленные. (Предсказание).




nietzsche.pmd 562 22.12.2004, 0:07
Black
Третья обработка (начало 1888 г.)
563

Первая книга
заключительные замечания




1. Нигилизм, продуманный до самого конца.
2. Культура, цивилизация, двусмысленность «совре
менного».
Вторая книга
3. Происхождение идеала.
4. Критика христианского идеала.
5. Как добродетель достигает победы.
6. Стадная мораль.
Третья книга
7. «Воля к истине».
8. Мораль как Цирцея философов.
9. Психология «Воли к власти».
Четвертая книга
10. «Вечное возвращение».
11. Великая политика.
12. Жизненные рецепты для нас.

План 17 марта 1887 года разрабатывался сначала в Ниц
це, а затем в Бадиа на Лаго Маджиоре. Оттуда мой брат пе
реехал в Цюрих, главным образом ради имевшейся в этом
городе библиотеки; но пребывание там, по видимому, не ока
залось столь плодотворным, как он того ожидал, ибо кор
ректуры пятой книги «Веселой Науки» и некоторые до
бавления к ней отнимали у него массу времени. Затем сле
довало с середины мая по 10 июня пребывание в Куре, дав
шее, как кажется, довольно обильные результаты. Собствен
но, он остановился там по необходимости, ввиду получен
ных из Энгадина известий, что там еще держится зимняя
погода и на перевале выпал новый снег. При переезде из
Кура в Сильс Мария он остановился на некоторое время в
долине Ленца и написал там введение к «Воли к власти».
Но вскоре, когда он уже был в Энгадине, он должен было
опять отложить свою работу в сторону и приняться за обра
ботку «Г енеалогии морали». Это, естественно, заняло почти
все его рабочее время за лето 1887 года. Петеру Гасту, кото
рый просматривал корректуры, он в ответ на его востор
женное письмо пишет по поводу двух первых рассуждений:
«В общем вещь выходит недурна: по тону моих рассуждений




nietzsche.pmd 563 22.12.2004, 0:07
Black
Вы можете заметить, что я имею сказать кое что большее, чем 564
они пока содержат».
В промежутках между корректурами «Генеалогии»,
осенью 1887 года, он опять с большим усердием работал за
своим главным произведением. Бесспорно, что он ощущал
при этом потребность в огромном материале; а библиоте
ка, которую он возил с собой, и те книги, которые сохраня
лись в Энгадине, далеко не могли удовлетворять его требо
ваниям. Поэтому в начале сентября 1887 года он почти ре
шил вместо Венеции отправиться в Германию, хотя это
решение и стоило ему немалых усилий. Он пишет 15 сен
тября Петеру Гасту о доводах за и против этого путеше
ствия: «Я, откровенно говоря, колебался между Венецией
и Лейпцигом: последний — в ученых целях, ибо мне прихо
дится по отношению к предстоящему теперь выполнению
главной задачи моей жизни еще многому поучиться, порас
спросить, почитать. Но на все это пошла бы не одна «осень»,
а целая зима в Германии, и, взвесив все, я прихожу к тому,
что мое здоровье решительно не позволяет мне в этом году
такого опасного эксперимента. Таким образом, мне остает
ся выбор между Венецией и Ниццей: и, смотря на дело так
же и со стороны моего душевного состояния, я прежде все
го нуждаюсь в глубоком одиночестве лицом к лицу с самим
собою более настоятельно, чем в пополнении моих знаний
и изысканиях для пяти тысяч различных проблем».
Итак, он остался в Венеции, где несколько недель про
вел с Гастом. Однако последний, насколько он помнит, не
замечал, чтобы Ницше был тогда чрезмерно завален рабо
той; очевидно, он употребил это время на отдых. Но как
только он в октябре вновь вернулся в Ниццу, он принялся с
крайним напряжением всех своих духовных и рабочих сил,
в каком то бурном порыве, за окончательную обработку
плана своего сочинения. Он пишет от 20 декабря 1887 года
Петеру Гасту: «Предприятие, в которое я ушел с головой,
представляет нечто огромное и ужасающее»,— и от 6 янва
ря 1888 года: «В заключение я не могу умолчать, что все это
последнее время было очень богато для меня синтетичес
кими воззрениями и прозрениями; мое мужество опять
возросло и с ним надежда сделать «невероятное» и довес
ти отличающую меня философскую чувствительность до
самых крайних пределов».




nietzsche.pmd 564 22.12.2004, 0:07
Black
В течение этой же зимы 1887/88 гг. он сделал и первую
565
попытку разместить свои наброски по рубрикам тогдашне
го своего плана. Специально в этих целях он составил не
заключительные замечания




большой указатель, в который включил триста семьдесят
два переномерованных отрывка, обозначив каждый из них
определенным словом или кратким изложением его содер
жания, а триста из них, кроме того, римскими цифрами от
I до IV, означавшими книгу по главному плану; семьдесят два
номера, помещавшихся в отдельной тетради, остались не
распределенными. Этот указатель представил для нас боль
шую ценность, хотя мы и не всегда могли сохранить распреде
ление по четырем книгам, так как богатый, относящийся к
другим планам, материал из более поздних и более ранних
времен требовал зачастую другого распорядка. Итак, в глав
ных и основных чертах, мы следовали плану от 17 марта
1887 года, но при распределении материала по отдельным
книгам принимали в соображение почти все планы, воспро
изведенные здесь, в этих заключительных замечаниях.
Во время пребывания брата весною 1888 года в Тури
не он чувствовал себя особенно хорошо и испытывал такую
охоту к работе, что сделал опыт нового распределения все
го подготовленного для главного его сочинения материала.
Он пишет об этом Брандесу: «Эти недели в Турине, где я
остаюсь еще до 5 июня, вышли у меня удачнее, чем какие
бы то ни было недели за много лет и прежде всего в фило
софском отношении. Я почти ежедневно на час или два до
стигал той степени энергии, которая давала мне возмож
ность обозревать сверху донизу всю мою концепцию в ее
целом: при этом проблемы во всем их огромном разнообра
зии являлись передо мной как бы в рельефе и в ясных очер
таниях. Для этого необходим максимум силы, на который я
у себя почти уже перестал рассчитывать. Уже много лет, как
все идет своим ходом, строишь свою философию, как бобр,
действуешь в силу необходимости и сам этого не знаешь; но
все это необходимо увидать так, как я это увидел теперь,
чтобы поверить этому». К этому времени, по всей вероят
ности, относятся следующие планы:

I. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей
Часть первая: «Что имеет своим источником силу?»




nietzsche.pmd 565 22.12.2004, 0:07
Black
Часть вторая: «Что имеет своим источником слабость?» 566
Часть третья: «Где же наши корни?»
Часть четвертая: «Великий выбор».

II. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей

I. Психология заблуждения
1. Смешение причины и следствия.
2. Смешение истины с тем, во что верит как в истину.
3. Смешение сознания с причинностью.
4. Смешение логики с принципом действительного.

II. Лживые ценности.
1. Мораль как ложь.
2. Религия как ложь.
3. Метафизика как ложь.
4. Современные идеи как ложь.

III. Критерий истины.
1. Воля к власти.
2. Симптоматология падения.
3. К физиологии искусства.
4. К физиологии политики.

IV. Борьба лживых и истинных ценностей
1. Необходимость двойного движения.
2. Полезность двойного движения.
3. Слабые.
4. Сильные.

О нижеследующем плане мы не знаем в точности, был
ли он составлен летом 1888 года в Турине или в Сильс Ма
рия. Я всегда бесконечно сожалела, что он остался невыпол
ненным, потому что он представлялся мне особенно ясным,
что устранило бы весьма многие недоразумения.

II. ВОЛЯ К ВЛАСТИ
Опыт переоценки всех ценностей

Мы гиперборейцы. Закладка фундамента проблемы.




nietzsche.pmd 566 22.12.2004, 0:07
Black
567
Первая книга: «Что есть истина?»
1. Психология заблуждения.
заключительные замечания




2. Ценность истины и заблуждения.
3. Воля к истине (находит свое оправдание лишь в ут
верждении ценности жизни).
Вторая книга: Происхождение ценностей.
1. Метафизики.
2. Homines religiosi1.
3. Добрые и исправители.
Третья книга: Борьба ценностей.
1. Мысли о христианстве.
2. К физиологии искусства.
3. К истории европейского нигилизма.
Развлечение для психологов.
Четвертая книга: Великий полдень.
1. Принцип жизни («распорядок рангов»).
2. Два пути.
3. Вечное возвращение.

К сожалению, мы имеем к этому плану лишь весьма
неполное распределение материала, так что представля
лось совершенно невозможным принять его в основание
распределения чрезвычайно обильного материала. Весьма
возможно, что были налицо и еще другие распределения,
но рукописи моего брата, после того как он заболел, года
ми лежали в Сильс Мария без всякого призора. Тогда мно
гое могло пропасть.
В основание настоящего издания легли главным обра
зом два оглавления, набросанные автором осенью 1886 и
зимою 1887/88 годов в N.XLII и W.VIII. Сообразно им исполь
зованы следующие рукописные тетради: W от I до XVII, и
кроме того тетради с заметками 1885—1888 годов и папки
XXXI, XXXIII и XXXIX. Первое издание «Воли к власти» со
держало 483 афоризма, настоящее заключает на 570 афориз
мов более. И эти добавочные афоризмы главным образом за
имствованы из собрания W.XIII, составленного моим бра
том в августе 1888 года специально для его большой капи
тальной работы и оставленного, к сожалению, при первом

1
человек совестливый, (благочестливый)




nietzsche.pmd 567 22.12.2004, 0:07
Black
издании «Воли к власти», почти без внимания. Петер Гаст
пишет по этому поводу во введении к XIV тому большого
издания собрания сочинений: «Сборник XIII содержит 96
тесно исписанных листов, относящихся по большей части
к 1887 году, частью же и к более ранним годам до 1883 года;
эти листы разложены Ницше сообразно содержанию в пап
ки, по 5–10 листов в каждой, затем сложены поперек и снаб
жены заголовками глав из «Воли к власти». Не подлежит ни
какому сомнению, что эти отрывки включены нами в про
изведение во всем согласно воле Ницше, тем более, что от
пропуска их пострадала бы основная внутренняя связь мыс
лей. И только в том случае мы считали допустимым уклоне
ние от его указаний, когда подлежавшая включению мысль
уже оказывалась налицо в другом месте». Также дали бога
тый запас афоризмов для предлагаемого издания и запис
ные книжки 1885—1888 годов.
К сожалению, как мы уже сказали во введении, нам
было невозможно уместить все произведение целиком в IX
томе; мы были принуждены отнести обе главы третьей
книги — «Воля к власти как общество и индивид» и «Воля к
власти как искусство» — в десятый том; равным образом и
всю четвертую книгу — «Воспитание и дисциплина». Таким
образом, настоящие замечания относятся не только к девя
тому, но и к десятому тому. В заключительных замечаниях
к десятому тому будет речь лишь о дальнейшем развитии
некоторых частей «Воли к власти» в менее объемистое со
чинение, носящее, в виде особого названия, только подза
головок «Переоценка всех ценностей».
Первое издание «Воли к власти» появилось в 1901 году;
настоящее новое издание совершенно заново переработано
и составлено: первая и третья книги Петером Гастом, вто
рая и четвертая нижеподписавшейся. Все корректуры ста
рательно сверены Петером Гастом с текстом оригиналов.
Елизавета Ферстер Ницше Веймар, сентябрь 1906




nietzsche.pmd 568 22.12.2004, 0:07
Black
ecce liber
опыт ницшеанской апологии*

Николай Орбел




*
В сносках к статье приняты следующие условные обозначения:
1. Ф. Ницше: Т. I (II) — Ф. Ницше. Сочинения в 2 х т.т. Москва,
«Мысль», 1990;
2. KSA — F. Nietzsche. Kritische Gesamtausgabe hrsg. von G. Colli und
M. Montinari. Berlin—New York: De Gruyter 1967 ff.;
3. KGB — F. Nietzsche. Briefwechsel: Kritische Gesamtausgabe. Ber
lin—New York: De Gruyter 1978 ff.




nietzsche.pmd 569 22.12.2004, 0:07
Black
Знаете ли вы, что значит для меня «мир»?
Вам бы хотелось увидеть его отражение в
моем зеркале? Этот мир есть мир силы, не име
ющий ни начала, ни конца... Этот мир есть
воля к власти и ничто иное! И вы также яв
ляете собой эту волю к власти — и ничто
иное!
Фридрих Ницше
(«Воля к власти», § 1067)



введение
Свою внешне обывательскую, банальную жизнь Ницше про
жил с такой ураганной страстью и неистовой энергией, в
такой смертельной схватке с самим собой и всей мировой
культурой, что и спустя сто лет пафос и мощь его натуры
обжигают нас нестерпимым жаром. Он сумел так пламен
но выразить беспримерную борьбу своего духа, что всякий,
кто берется писать о нем, впадает в соблазн этого пафоса.
Я отдаю себе отчет, что мне также не удалось избежать та
кого соблазна. Но каждый, кто идет отвесными траверса
ми Ницше, кто решается выйти в штормовой океан его твор
чества, знает: писать об этом мыслителе без страсти и эн
тузиазма невозможно.
Из всех произведений Ницше «Воля к власти» оказала
на меня самое мощное воздействие. С веселой мудростью эта
книга показывала, что жизни противоположна не смерть,
а неудавшаяся, жалкая жизнь. Она учила искусству жить круп
но и радостно перед лицом бедствий, казалось бы, несов
местимых с самой этой жизнью. «Воля к власти» вошла в
меня, как стальная свая. Она заставила полюбить то, что я
ненавидел, принять то, что я отрицал, и отбросить то, чему
я поклонялся. Словно мощный порыв свежего весеннего
ветра, она захватила меня, постоянно толкая за пределы
самого себя. Эта книга делает свободней. Ей обязан я мно
гим. Теперь возвращаю должное.




nietzsche.pmd 571 22.12.2004, 0:07
Black
[572]

***
За 45 дней до своего со шествия с ума в письме Георгу
Брандесу от 20 ноября 1888 г. Ницше заявляет: «Сейчас с
цинизмом, который станет всемирно историческим, я рас
сказал самого себя. Книга озаглавлена «Ecce homo» и являет
ся бесцеремоннейшим покушением на Распятого... Это пре
людия к «Переоценке всех ценностей», готовому произве
дению, лежащему передо мной: я клянусь Вам, что через два
года весь мир содрогнется. Я — настоящее бедствие»1.
Однако «Ecce homo» стала последней работой Ницше,
после которой он шагнул в безумие. И «готовое произведе
ние» — «главный философский труд» — так и не появилось
при его жизни. Но Ницше сдержал свое слово: этот не закон
ченный самим автором «opus magnum» действительно заста
вил мир содрогнуться. В истории человечества найдется
немного текстов, которые сыграли такую историотворную
роль, как «Воля к власти. Опыт переоценки всех ценностей».
Это беспримерно мужественная книга. В ней были
взяты штурмом самые неприступные высоты, взорваны
тысячелетние запреты, прорваны недозволенные рубежи.
Ни одна книга не шла в такой степени вразрез, наперекор
тысячелетним привычкам, верованиям, вкусам и предрас
судкам людей. Ни одна книга столь беспощадно не развен
чивала и не ниспровергала все, чем только жило человече
ство предыдущие 25 веков: религию, мораль, философию,
науку, политику, самого человека и самого Бога. Ни одна
книга так опасно и бесповоротно не взламывала сами устои
жизни людей и порядка вещей. С беспримерной дерзостью
эта подрывная книга динамит подняла на воздух, казалось
бы, вечные основы человеческой цивилизации. Сегодня мы
живем в ситуации взрыва. Мы еще не в силах осознать до кон
ца, катастрофа какого масштаба развертывается внутри и
вокруг нас.
«Воля к власти» — это поле жестокой битвы . Ее страни
цы пылают нестерпимым огнем, в котором до основания
сгорают, словно старые поленья, все прежние ценности и
боги. Эта книга — спрессованная в жестких формулах исто
рия человеческого духа, донесения с фронта всемирной ис

1
KGB, Abt. III, Bd. 5, S. 482.




nietzsche.pmd 572 22.12.2004, 0:07
Black
[573. Николай Орбел «Ecce Liber»]

тории, своего рода теоретическая закваска социальных ура
ганов грядущих эпох. Но это также и мобилизационный
план для человечества на ближайшие 200 лет. В «Воле к
власти» сконцентрирована вся ницшеанская эсхатология,
предвосхищение катастрофы и правозвестие посткатаст
рофного мира. Поразительно, насколько пророчески ярко
в «Воле к власти» была угадана и описана судьба XX века и,
я думаю, века нынешнего.
В то же время эту книгу окутывает какая то страшная
тайна. Более того, словно какое то проклятие вот уже бо
лее века тяготеет над ней. По масштабам лжи и небылиц,
нагроможденных вокруг «Воли к власти», эта книга удержи
вает пальму первенства, по крайней мере, в XX веке. Сама
история ее возникновения и существования представляет
собой полную загадок детективную историю, которую вот
уже более ста лет пытается разгадать не одно поколение
исследователей. Дело в том, что аутентичной «Воли к влас
ти» не существует: своей версии этой книги Ницше не ос
тавил. В течение последних четырех пяти лет своей жиз
ни он действительно работал над проектом с названием
«Воля к власти». Но проект этот так и остался незавершен
ным, растворившись в безумии автора. Тем не менее, уси
лиями литературных наследников философа эта книга бы
ла смонтирована и с тех пор неразрывно связана с именем
Ницше. Более того, «Воля к власти» стала восприниматься
как его главный и самый известный труд, а сам он — преиму
щественно как автор именно этой книги, иногда даже в
ущерб остальным произведениям.
Однако мистификация на этом не закончилась. Сегод
ня существует порядка десятка различных вариантов «Воли
к власти». В итоге мы имеем своего рода книгу пульсар с
вечно меняющимися текстовыми конфигурациями. Все это,
несомненно, также способствовало тому, что «Воля к влас
ти» стала самым будоражащим текстом, вокруг которого
уже целое столетие нескончаемо кипят идейные страсти.
Крупнейшие умы XX века бились над ее тайными письме
нами с такой страстью и надеждой, словно она скрывает ве
ликое знание, от которого зависят судьбы мира — более то
го, само наше пребывание на этой планете как биологиче
ского вида!..




nietzsche.pmd 573 22.12.2004, 0:07
Black
[574]

Конференции по ницшеанству проводятся от Чикаго
до Пекина, от Палермо до Кембриджа. Философия XX века
становится чуть ли не комментарием к Ницше, а «Воля к
власти» — его самым цитируемым и интерпретируемым
произведением. Ему обязаны своим появлением почти все
главные течения современной мысли: философия жизни и
экзистенциализм, герменевтика и структурализм, совре
менная эпистемология и лингвистика... Он становится ро
доначальником целого спектра современных философских
методов: генеалогии, коллажа, деконструкции, перспекти
визма, структурализма... Его мысль дает мощный импульс
авангардным формам мирового искусства: сюрреализму, да
даизму, футуризму, абстракционизму... Ницше дарит целый
набор художественных приемов: от сюрреалистической ги
пертрофии и деформации реальности как вскрытия новых
связей между вещами, до потока сознания и мифологиче
ского символизма. Более того, он предвосхищает новые
виды искусства — прежде всего кинематограф с его спрес
сованным временем и техникой монтажа. Наконец, разве
не являются его книги, представляющие собой конгломе
рат фрагментов и смысловых кусков, прообразом компью
терного способа хранения и передачи информации, рассе
ченной на самодостаточные единицы?
Не только высоколобые мыслители оказались подвер
жены магии этой книги. Для самых широких слоев читаю
щей публики «Воля к власти» стала, возможно, первым в ис
тории массовым философским бестселлером. В ней речь впер
вые напрямую зашла о сути жизни каждого человека, в ней
философия становилась личным делом каждого. До этого
философия никогда еще не выходила из кабинетов прямо
на улицы европейских городов и в окопы мировых войн.
Действительно, эта судьбоборческая книга — не забава
для пообедавших. В ней заключен неимоверный объем стр
адания. И обычно Ницше начинают читать тогда, когда в
жизнь входит трагедия, когда человек ввергнут в неимо
верные испытания, когда, как воздух, нужны мужество,
бесстрашие и воля... Или когда над вами нависло пыльное
небо, когда безнадежная, беспробудная скука накрыла все
ваше существование, когда дни слиплись в бесцветную мас
су, а на вкус жизнь утратила всякую соль,— вот тогда читай




nietzsche.pmd 574 22.12.2004, 0:07
Black
[575. Николай Орбел «Ecce Liber»]

те Ницше, чтобы изобрести свое солнце. Если же у вас до
этого не дошло и все в порядке — отложите в сторону эту
книгу. Она вам — не нужна, более того — противопоказана.
«Воля к власти» — бортовой журнал потерпевших ко
раблекрушение. Это крайне жестокая книга, обращенная к
тем, кому уже нечего терять, к тем, кто висит над бездной.
Она посвящена особым людям. «Людям, до которых мне
хоть сколько нибудь есть дело, я желаю пройти через стра
дания, покинутость, болезнь, насилие, унижения — я желаю,
чтобы им не остались неизвестны глубокое презрение к се
бе, муки неверия в себя, горечь и пустота преодоленного;
я им нисколько не сочувствую, потому что желаю им един
ственного, что на сегодня способно доказать, имеет чело
век цену или не имеет: в силах ли он выстоять...»1.
Секрет очарования этой книги прост: попадая в ее си
ловое поле, мы словно оказываемся объяты могуществен
ными энергиями какого то духовного ускорителя — коллай
дера: он сталкивает нас на бешеной скорости с мироздани
ем, с нами самими. «Воля к власти» — сверхплотный сгусток
колоссальной воленосной энергии. Но неосторожное обра
щение с ним может оказаться смертельно опасным. Эта кни
га — словно вулкан, из жерла которого вырываются смерто
носные языки пламени. Она может расжечь в вашей душе
неистовый огонь, как сделала это с миллионами европей
цев в первой половине XX века. Чтение Ницше — настоя
щая ордалия, прохождение сквозь ад. Оно лишает невинно
сти. После «Воли к власти» всякий человек почувствует в се
бе перемену: уже нельзя смотреть на мир, как смотрел на него
до прикосновения к этой книге. Человек становится «су
ше», более зрелым, более матерым, более ответственным.


***
Свое исследование, посвященное произведению, от
которого «содрогнется мир», я назвал «Ессе liber» — «Се кни
га». Это выражение перекликается со знаменитыми слова
ми Пилата, сказанными о Христе: «Ecce homo» — «Се чело
век», ставшими заглавием автобиографии Ницше. Однако

1
«Воля к власти», § 910.




nietzsche.pmd 575 22.12.2004, 0:07
Black
[576]

«Liber» означает по латыни, кроме того, и «свободный». Дей
ствительно, свобода Ницше, по выражению Жоржа Батая,
сбивает с ног. Но тот, кто устоит, благодаря этой книге до
самых последних пределов раздвинет свою независимость
в этом мире. К тому же в доримские времена на Юге Ита
лии «Liber» называли Диониса — верховное божество ниц
шеанской мифологии.
В предлагаемой статье я хочу ответить на вопросы:
1. Каким образом Ницше стал автором книги, которой
не написал?
2. Как он, глашатай рабства, стал знаменем восставших
рабов?
3. Почему ницшеанство оказалось востребованным ди
аметрально противоположными политическими силами?




nietzsche.pmd 576 22.12.2004, 0:07
Black
[577. Николай Орбел «Ecce Liber»]

i. книга призрак

1.«Никто не знает сегодня, на что похожа хорошая книга»

Замысел «Воли к власти» стал выкристаллизовываться в
духовном мире Ницше уже с 1883 года. Хотя концепт «воли
к власти», по видимому, восходит к Дионису — главному ге
рою «Рождения трагедии», впервые сам термин появляет
ся в главе «О тысяче и одной цели» Первой части «Зарату
стры»: «Скрижаль добра висит над каждым народом… взгля
ни, это голос воли его к власти». Затем в главе «О самопре
одолении» дается уже развернутая характеристика воли к
власти как сущности жизни: «Везде, где находил я живое,
находил я и волю к власти»1.
Вообще, «Заратустра» сыграл решающую роль в рожде
нии «Воли к власти». В самый разгар работы над этой фило
софской поэмой в письме от 3 сентября 1883 года из Сильс
Марии в Энгадине (юго восточная Швейцария) Ницше со
общает своему ближайшему другу Петеру Гасту (Генриху Ке
зелицу): «...возможно, в ближайшее время я напишу что
нибудь теоретическое; мои записи в этом духе теперь назы
ваются “Невинность становления. Руководство по освобож
дению от морали”»2. И хотя Ницше планировал написать
еще две части этой «книги для всех и ни для кого», им все
больше овладевает потребность в «венчающем» произведе
нии, сводящем воедино все масштабные сюжетные стержни
его творчества. К тому же, опасаясь, что сложнейшие обра
зы идеи Заратустры будут восприняты превратно, он испы
тывает усиливающееся желание перевести на философ
ский язык символический мир своей поэмы: «каждый вели
кий учитель человечества знает, что при неблагоприятном
стечении обстоятельств может стать для человечества злым
гением — так же, как мог бы стать благословением.
Что ж, я сам хочу сделать все возможное, чтобы по
крайней мере не дать повода для грубого злоупотребления;
и сейчас, после того, как я выстроил вестибюль своей фи

1
Ф. Ницше. Т. II. с. 42, 82.
2
KGB, III, 1, S. 445.




nietzsche.pmd 577 22.12.2004, 0:07
Black
[578]

лософии, я должен снова неутомимо трудиться, пока и глав
ное здание не будет построено. Люди, которые понимают
только язык амбиций, могли бы сказать, что я чересчур вы
соко замахнулся. Пусть так!».1
Я хочу обратить внимание на то, что между «Заратуст
рой» и замыслом «Воли к власти» существует — несмотря на
их внешнюю непохожесть — глубокая, неразрывная связь.
Первым это заметил М. Хайдеггер: «На самом деле плани
руемый капитальный труд «Воля к власти» настолько же по
этичен, насколько «Заратустра» концептуален». И он вслед
за Ницше подчеркивает: «Отношение между этими произ
ведениями такое же, как между вестибюлем и главным зда
нием»2. Приемственность между «Заратустрой» и будущим
теоретическим трудом как раз обеспечивает концепция
воли к власти, которая — ключ к образу Заратустры. Совер
шенно естественно поэтому, что в духовном подъеме, по
рожденном работой над поэмой, воля к власти выдвигает
ся на центральное место, обрастает концептуальным бо
гатством, вступает в полемические отношения со всей пре
дыдущей мировой философией.
Открытие воли к власти явилось крупнейшим дости
жением Ницше, которое было им сразу осознано в полной
мере. Он резко разрывает с метафизикой воли Шопенгау
эра, радикализирует сам концепт воли, увязывает его с вла
стью, господством и очищает от пессимизма.
Дальнейшая разработка понятия воли к власти как все
общего принципа мироустройства и миропонимания зако
номерно порождает в Ницше — и об этом свидетельствуют
Nachlass, Посмертные (правильнее было бы назвать — «добе
зумные») фрагменты 1884 года — замысел книги, которую он
сам назовет «своим главным философским трудом», «Haupt
werk»3.
Для историка философии процесс вызревания этого
крупномасштабного произведения из концепции воли к влас
ти представляет собой поистине захватывающее зрелище.
Так, в V книге «Веселой науки» (октябрь 1886 года) форму

1
KGB III, 1, S. 499
2
M. Heidegger. Nietzsche. Paris, 1998, t. I, p. 20.
3
KGB III, 5, S. 411.




nietzsche.pmd 578 22.12.2004, 0:07
Black
[579. Николай Орбел «Ecce Liber»]

лируется по сути программа будущего труда: «Борьба за су
ществование есть лишь исключение, временное ограниче
ние воли к жизни; великая и малая борьба идет всегда за пе
ревес, за рост и распределение, за власть, сообразно воле к
власти, которая и есть как раз воля к жизни»1. Соединение в
единый каркас категорий воли к власти давало Ницше мощ
ный инструмент как для полемики со всей предыдущей со
кратовско христианской эпохой, так и для выстраивания,
как он сам говорил, «истории ближайших двух столетий»2.
Концепция воли к власти становится стержнем всей мысли
тельной работы Ницше в последние пять лет перед душев
ным кризисом и стягивает воедино проблематику всего его
творчества. Наконец, эта концепция вступает в динамичес
кие комбинации с другими главными образами концептами
ницшеанства — вечным возвращением и сверхчеловеком,
формируя то, что я бы назвал большой триадой, являющей
разные модусы ницшевского проекта освобождения.
Показательно, что в это же время (март 1884 года) раз
работка концепции воли к власти приводит Ницше к форму
лированию «мысли, которая расколет историю человечест
ва надвое… Будь она истинной или, вернее, будь она воспри
нята как истинная, все изменится, ничто не останется на ме
сте, и все прежние ценности обесценятся»3. Отныне появ
ляется второй заголовок, содержательно выражающий гран
диозную сверхзадачу пересмотра всей человеческой культу
ры с позиции воли к власти. Ницше не сразу стыкует оба
заголовка. Поначалу замысел главного труда появляется под
названием «Воля к власти (Опыт нового истолкования все
го совершающегося), написанная Фридрихом Ницше» в ав
густе сентябре 1885 года. Надо признать, что окончательно
му выбору названия предшествовала длительная внутренняя
борьба, в которой с данным заголовком соперничали множе
ство других вариантов: «Невинность становления», «Руко
водство по освобождению от морали», «Об иерархии» и т. д.
(Всего около десятка названий). Эта борьба не утихнет еще
целый год — Посмертные фрагменты изобилуют вариантами,

1
Ф. Ницше. Т. I, с. 671.
2
«Воля к власти», Предисловие, § 2.
3
KGB, III, 1, S. 485




nietzsche.pmd 579 22.12.2004, 0:07
Black
[580]

среди которых фигурирует, например, и «Воля к власти.
Предвестие философии будущего». Проект, наконец, полу
чает свое полное название, когда 21 июля 1886 года появ
ляется «По ту сторону добра и зла. Прелюдия к философии
будущего», на обороте обложки которой автор официально
извещает читающую публику о скором выходе в свет книги
в четырех частях под заголовком «Воля к власти. Переоцен
ка всех ценностей». Отныне книга перестает быть лишь про
стым авторским намерением или неким химерическим про
ектом, каковыми изобилуют Посмертные фрагменты, а стано
вится обязательством Ницше, который крайне ответствен
но относился к собственным публикациям. Этот авторский
жест отметает всякие сомнения относительно твердого же
лания создать книгу, содержание которой соответствовало
бы объявленному заголовку, что вынуждены признать даже
противники «Воли к власти». Во всем наследии Ницше,
вплоть до его душевного «раптуса» в январе 1889 года, не
найдено ни одного подтверждения, что он отказался от это
го проекта. В октябре 1886 года в письме сестре и зятю он
подтверждает свой выбор: «В ближайшие четыре года я на
мерен заняться своим капитальным трудом в четырех то
мах; уже само название заставляет содрогаться: «Воля к вла
сти. Опыт переоценки всех ценностей». Для того, чтобы
исполнить задуманное, мне понадобятся здоровье, одино
чество, хорошее настроение, возможно, даже жена»1.
Хочу обратить внимание читателя на подзаголовок
книги «По ту сторону добра и зла» — «Прелюдия к филосо
фии будущего». Сама же философия и должна была соста
вить содержание «Воли к власти», то есть «По ту сторону...»
мыслилось Ницше как прелюдия к главному труду. Кроме
того, сравнительный анализ опубликованной работы и кор
пуса Посмертных фрагментов показывает, что Ницше отре
зал и напечатал часть своего главного труда в виде «По ту
сторону добра и зла». Сделал он это по финансовым и ре
кламным соображениям, надеясь, во первых, поправить
свое тяжелое материальное положение, а во вторых, под
готовить читателей к своему opus vitae. Так он сам положил
начало тяжкой для любого автора практике нарезки и ком

1
KGB III, 3, S. 240–241.




nietzsche.pmd 580 22.12.2004, 0:07
Black
[581. Николай Орбел «Ecce Liber»]

пиляции из огромного корпуса «Воли к власти» отдельных
менее крупных работ — практике, к которой отныне он,
связанный соглашением со своим издателем Константином
Науманном, будет вынужден неоднократно прибегать. Эта
картина мыслителя, отсекающего куски от «тела» своего
главного произведения, по своему трагизму не имеет рав
ных в мировой истории философии.
Следующим таким куском стала «Генеалогия морали»
(ноябрь 1887 года), на мой взгляд, наиболее значительное
по своим открытиям произведение Ницше. Быстрота, с
которой создается эта работа, заставляет предположить,
что автор просто «собрал» ее из готового материала. В ней
воля к власти теоретически обосновывается и используется
как методологический принцип объяснения религиозных,
психических и моральных явлений. И здесь он упорно про
должает держаться за свой замысел. В параграфе 27 Третье
го рассмотрения «Генеалогии» Ницше подтверждает неиз
менность своих намерений: «Эти темы [духовная ситуация
современной ему Европы — Н. О.] с большой основательно
стью и строгостью будут рассмотрены мною в другой связи
(под заглавием: «К истории европейского нигилизма»; я от
сылаю с этой целью к подготовляемому мною труду: Воля к
власти. Опыт переоценки всех ценностей)»1.
Конечно, Ницше мог утешать себя тем, что главный кор
пус «Воли к власти» не сильно пострадал от этих усекнове
ний, что по прежнему ураганно идет прирост материала и
что «По ту сторону...» вместе с «Генеалогией...» формируют
своего рода расширенное вступление к его «capo lavoro».
17 марта 1887 года появляется именно тот план, кото
рый Гаст сначала с сотрудниками Архива Ницше Эрнстом
и Августом Хорнефферами, а затем с сестрой философа Эли
забет Ферстер Ницше используют как руководство для ком
поновки «Воли к власти». Всего таких планов в Посмертных
фрагментах насчитывается более 25...
С осени того же года Ницше начинает систематизацию
материалов «Воли...» и в течение зимы 1887 — 1888 годов
создает первый авторский протовариант, своего рода ядро
книги: он пронумеровывает и выстраивает 374 фрагмен

1
Ф. Ницше. Т. II. С. 522.




nietzsche.pmd 581 22.12.2004, 0:07
Black
[582]

та1, из которых первые 300 снабжены к тому же римскими
цифрами от I до IV, что соответствует планировавшимся
четырем книгам. Он также составляет — на основе ключе
вых слов — индекс, объясняющий организацию фрагмен
тов. Для рубрикации используется специальная тетрадь.
13 февраля 1888 года он пишет Гасту: «Я закончил пер
вую редакцию моего «опыта переоценки»... Это была настоя
щая пытка, и у меня не хватает мужества идти дальше, че
рез десять лет я сделаю лучше»2. Эта «первая редакция опы
та переоценки» так и осталась единственной подборкой
«Воли к власти», составленной самим автором. Через две
недели он вновь пишет Гасту: «Не подумай, что я снова за
нялся «литературой»,— эта редакция предназначалась мне
самому, начиная с этого момента каждую зиму я буду делать
подобную редактуру, предназначенную мне; идея публика
ции исключается»3. Я еще вернусь к этой странной манере
писать для «внутреннего пользования», писать «в стол».
Однако работа над «Волей...» продолжается всю весну
(кстати, параллельно с «доводкой» «Казуса Вагнер», целиком
пронизанного проблематикой «Hauptwerk»): уточняется ко
личество страниц для всех четырех книг и для каждой из от
дельных глав (150 страниц в каждой книге, 50 страниц в каж
дой главе). Ницше напряженно трудится в Сильс Марии все
лето, вплоть до 26 августа, когда появляется план, в послед
ний раз предваренный заголовком — «Воля к власти»:
«Набросок плана. Воля к власти.
Опыт переоценки всех ценностей.
Сильс Мария, последнее воскресенье августа 1888 года
Мы — гиперборейцы
Постановка основ проблемы
Первая книга: «Что есть истина?»
Первая глава. Психология заблуждения.
Вторая глава. Ценность истины и лжи.
Третья глава. Воля к истине, оправданная исключи
тельно как ценность, утверждающая жизнь.

1
На самом деле 372 фрагмента — Ницше ошибочно дважды повто
рил один и тот же афоризм под разными номерами.
2
KGB III, 5, S. 252.
3
KGB III, 5, S. 264.




nietzsche.pmd 582 22.12.2004, 0:07
Black
[583. Николай Орбел «Ecce Liber»]

Вторая книга: Происхождение ценностей.
Первая глава. Метафизики.
Вторая глава. «Человек религиозный».
Третья глава. «Добрые люди» и те, кто хочет улучшить
человечество.
Третья книга: Конфликт ценностей.
Первая глава. Размышления о христианстве.
Вторая глава. О физиологии искусства.
Третья глава. Об истории европейского нигилизма.
Четвертая книга: Великий Полдень.
Первая глава. Принцип «иерархической» жизни.
Вторая глава. Два пути.
Третья глава. Вечное возвращение.
Ровно через семь дней, 3 сентября 1888 года появля
ется новый план, в котором подзаголовок «Переоценка всех
ценностей» становится заглавием, а название «Воля к влас
ти» исчезает навсегда.
Переоценка всех ценностей
Первая книга.
Антихрист. Опыт критики христианства.
Вторая книга.
Свободный дух. Критика философии как нигилистичес
кого движения.
Третья книга.
Имморалист. Критика морали, разнообразие пагубно
го невежества.
Четвертая книга.
Дионис. Философия вечного возвращения.
Между этими датами — еще один показательный жест:
в записях этой недели прямо упоминается «Воля к власти»,
но затем Ницше сам вычеркивает это название, заменяя на
слово «творение».
То, что произошло между 26 августа и 3 сентября 1888 го
да,— крупнейшая катастрофа в его творчестве. Он пишет:
«...хорошо и долго приуготовляемое произведение, которое
должно было появиться этим летом, буквально “в воду ка
нуло”»1. Этот провал «Воли к власти» является величайшей

1
KGB III, 5, S. 406.




nietzsche.pmd 583 22.12.2004, 0:07
Black
[584]

загадкой в его жизни. Нам неизвестно, что он пережил в эту
роковую неделю. По видимому, со всей неотвратимостью
ему явился призрак безумия. Все существо Ницше раздира
ло противоречие: с одной стороны, он все последние годы
был одержим навязчивой страстью завершить «Волю к вла
сти», с другой — все больше понимал, что в том виде, в ка
ком он задумал ее, она в принципе незавершаема. Это про
тиворечие в буквальном смысле раскалывало его сознание.
В «Ecce Homo» он делает признание: «для задачи пере
оценки ценностей потребовалось бы, пожалуй, больше способ
ностей, чем когда либо соединялось в одном лице»1. Одна
ко, несомненно, что эти дни стали кульминацией его жиз
ни. Я ощущаю, как напряжение этой поистине страстной
недели достигает пика: кажется, что вся боль и надежда,
весь пафос мировой истории спрессовываются в его душе.
Он как бы производит необычное взвешивание: на одной
чаше весов — весь мир, а на другой... — он, бесстрашный че
ловек, мыслитель динамит Фридрих Вильгельм Ницше...
И вот 7 сентября 1888 года в письме к Мете фон Са
лис Ницше пишет: «Третье сентября стало очень необыч
ным днем. Утром я написал предисловие к моей “Переоцен
ке всех ценностей”». Он тут же назовет переоценку «самой
независимой книгой, из когда либо существовавших», и,
словно заклиная, сообщит, что планирует «напечатать ее в
ближайшие годы»2.
20 сентября 1888 года он покидает, словно Заратустра
свою горную пещеру, Верхний Энгадин, свои горы, и уст
ремляется вниз, в Турин, навстречу судьбе. Слова Заратус
тры призывно манят его вперед: «Пора, давно пора!». Он
прибывает в Турин, как воин, знающий, что идет на свой
главный бой, из которого ему не выйти живым. С собой он
везет 140 кг «динамита» своих рукописей (столько, соглас
но багажной квитанции, весил его багаж).
Начинаются последние 100 огненных дней Ницше.
Хайдеггер тонко замечает: «Особая тревога овладевает Ниц
ше. Он больше не может ждать, пока медленно созреет ши
рокомасштабное произведение, которое не имеет никакого

1
Ф. Ницше, Т. II, с. 719.
2
KGB III, 5, S. 410–411.




nietzsche.pmd 584 22.12.2004, 0:07
Black
[585. Николай Орбел «Ecce Liber»]

преимущества, кроме как значимость собственно произве
дения»1. Дальше он действует по военному четко и быстро.
Понимая, что находится в чудовищном цейтноте и что ему
уже не дано закончить свой opus magnum, он принимает
решение рассечь весь комплекс «Воли...» на четыре удар
ных, молниеносных произведения и издать их под общим
заглавием (которое до этого было подзаголовком) «Пере
оценка всех ценностей». Старый замысел радикально транс
формируется: из достаточно научного по тематике и изло
жению он пронзительно персонализируется. По сути сво
ей перед нами трагический автопортрет, в котором Ниц
ше предстает в разных ипостасях: Антихриста, имморали
ста, контрфилософа — сокрушителя старых идолов ценно
стей. Прежнее название уже не может покрыть весь фронт
проблем, которые Ницше разворачивает в «последнем па
раде». Самостоятельное значение приобретают такие боль
шие темы, как вечное возвращение и сверхчеловек, нераз
рывно связанные с концепцией воли к власти, но сопоста
вимые с ней по масштабам и значению. Новый заголовок
методологически давал Ницше больший простор для увя
зывания воедино всего идейного богатства его позднего
творчества, для объединения «большой триады» в единый
комплекс нескольких произведений. В одном из последних
писем он скажет: «Работы, которые я опубликую в ближай
шее время, не являются книгами; это — удары судьбы»2.
Возможно, ему становилось все очевиднее, что мето
дологически неверно выставлять на передний план лишь
одну из трех великих идей образов, будь то Воля к власти,
Вечное возвращение или же Сверхчеловек, которые статус
но равноценны, неразрывно связаны между собой и обозна
чают лишь различные грани единого целого. Вместе с тем
с философской точки зрения воля к власти и переоценка
всех ценностей образуют некое теоретико методологичес
кое единство, где первый концепт содержательно выража
ет сущность мира, тогда как второе понятие — методологи
ческий принцип очищения мира от ложных толкований.
Воля к власти как раз является инструментом, позволяющим

1
M. Heidegger. Nietzsche. P., 1998, t. I, p. 17.
2
KGB, III, 5, S. 569.




nietzsche.pmd 585 22.12.2004, 0:07
Black
[586]

осуществлять переоценку всех ценностей. Именно эта кон
цептуальная приемственность обоих замыслов дает осно
вания сделать вывод, что, невзирая на перемену названия,
речь идет об одном и том же большом проекте, который вы
нужденно меняет форму. Это признает и такой неприми
римый критик «Воли…», как Монтинари, отмечавший, что
«с точки зрения содержания “Переоценка ценностей” была
в этом смысле тем же, что и “Воля к власти”, но именно по
этой причине явилась ее литературным отрицанием»1.
Нам еще предстоит разобраться, почему проект «Воли
к власти» растворился в серии молниеносно написанных
работ и в Посмертных фрагментах. Возникает ощущение,
будто в последние месяцы перед коллапсом самоидентифи
кация с Дионисом, разорванным на куски и пожранным
титанами, достигает такого накала, что разряжается в гран
диозной мистерии расчленения тела «Воли к власти» на от
дельные куски произведения, которые он успевает бросить
человечеству. В любом случае этот неимоверный по силе и
напряжению взрыв конца 1888 года стал возможен благо
даря долгой подготовительной работе над «Волей к власти».
Но, даже вынужденный расчленить «Волю к власти» на кус
ки, он эти части, например, «Сумерки кумиров», рассмат
ривал как «аванс», как преамбулу к будущему произведению.
Ритм его творчества становится бешеным, он словно
превращается в живой вулкан, из которого вырывается ки
пящая лава энергии. Практически одновременно за считан
ные сутки он исторгает «Дионисовы дифирамбы», «Сумер
ки идолов» (9 сентября), «краткое изложение, — как писал
сам Ницше в письме к Гасту 12 сентября 1888 года, — моих
философских гетеродоксий»2). А 18 октября он напишет
Францу Овербеку (другому близкому другу, которому через
три месяца предстоит увезти безумного мыслителя из Ту
рина в психиатрическую клинику Базеля): «С чувством, для
которого у меня нет слов, я сообщаю тебе о том, что первая
книга «Переоценки всех ценностей» готова. Всего будет
четыре книги, изданные по отдельности»3.

1
M.Montinari. Reading Nietzsche. Chicago, 2003 p. 101.
2
KGB, III, 5, S. 417.
3
KGB, III, 5, S. 453.




nietzsche.pmd 586 22.12.2004, 0:07
Black
[587. Николай Орбел «Ecce Liber»]

Этой первой книгой — которой суждено было стать и
последней — «четырехкнижия» «Переоценки» явился «Ан
тихрист». По видимому, Ницше, все острее чувствуя цейт
нот, понимает невозможность завершения всего замысла,
что вынуждает его отказаться и от подзаголовка «Переоцен
ка всех ценностей», который он вскоре заменяет на «Про
клятие христианству».
15 октября, в день своего рождения, Ницше начинает
«Ecce Homo» (которая тоже была призвана подготовить
публику к выходу «Переоценки») и заканчивает ее за три
недели. В этой последней в его жизни книге он так и не
отказывается от своего «opus magnum», прямо называет
1890 годом завершения своего главного труда и вновь про
рочит «разрушительный удар молнией Переоценки, которая
повергнет землю в конвульсии»1.
Он выпускает из себя такие необузданные силы, что
вернуть их назад, усмирить уже было невозможно. Писать
после «Сумерек идолов», «Антихриста», а главное, «Ecce Ho
mo», было философски неоправданно. Любое произведение
было бы шагом назад, потому что выше и вперед было идти
уже некуда. Если Эверест покорен, то на этой планете выше
подняться уже нельзя. Выше только небо. Теперь надо было
штурмовать небо, эту бездну над головой. Надо было прыг
нуть в нее — прыгнуть в безумие...
После такого уровня пафоса и страсти нельзя было и
сохранить себя. Такие автобиографии не пишут, если плани
руют мирно и спокойно жить дальше. «Иногда я не понимаю,
почему я все больше ускоряю трагическую катастрофу сво
ей жизни, которая началась с «Ессе»»2, — скажет он на поро
ге со шествия с ума. После «Ecce...» невозможно было оста
ваться с современниками. Последний прорыв этого фило
софа камикадзе оказался безудержным и губительным для
него самого. Он и в самом деле погиб как воин.
Надо быть достаточно наивным (или благополучным)
читателем Ницше, чтобы в «Ecce Homo» с его помпезными
главами типа «Почему я так мудр?», «Почему я пишу такие
хорошие книги?» усмотреть лишь патологическую манию ве

1
Ф. Ницше. Т. II, с. 762.
2
KGB III, 5, S. 528.




nietzsche.pmd 587 22.12.2004, 0:07
Black
[588]

личия. Я не вижу никакого преувеличения, когда в письме
Гасту от 30 октября 1888 года он прямо пишет: «...кажется,
я держу судьбы человечества в собственной ладони»1. И ко
гда Ницше, имея в виду «grosse oeuvre», открывает «Ecce

<<

стр. 19
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>