<<

стр. 2
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

целей (на котором покоится всякая мощная культура) рас
падается и отдельные ценности восстают одна на другую
(разложение),— что только все утешающее, целящее, успо
каивающее, заглушающее выступает на передний план под
разнообразными масками: религиозной или моральной, по
литической или эстетической и т. д.

24. Нигилизм есть не только размышление над «тщетнос
тью!» и не только вера в то, что все достойно гибели: он сам
помогает делу, сам губит. Это, пожалуй, и не логично, но ни
гилист не верит в необходимость быть логичным… Сие — со
стояние сильных умов и воль: таковым же невозможно оста
новиться на «нет» как на отвлеченном приговоре,— «нет» как
деяние вытекает из их природы. То, что приговором объяв
ляется не имеющим права на существование, вслед за тем
— уже действием приводится к несуществованию.

25. К генезису нигилиста. — Лишь поздно является мужество
признать то, что, собственно говоря, уже знаешь. Только не
давно я признался себе в том, что до сих пор был нигилис
том, та энергия и беззаботность, с которой я успешно под
вигался в своем нигилизме, заслоняла передо мной этот ос




nietzsche.pmd 39 22.12.2004, 0:06
Black
новной факт. Когда идешь к какой нибудь цели, то кажется 40
невозможным, чтобы «бесцельность как таковая» была тво
им основным догматом.

26. Пессимизм людей энергии: «Зачем?», являющееся после страш
ной борьбы, даже победы. Есть нечто, в тысячу раз более важ
ное, чем вопрос о том, хорошо ли нам или плохо — таков ос
новной инстинкт всех сильных натур — а отсюда и отноше
ние к вопросу о том, хорошо ли или плохо другим. Одним
словом, возможна некая цель, ради которой без колебания
приносят человеческие жертвы, идут на все опасности, берут
на себя все дурное, даже худшее: великая страсть.


[2. Дальнейшие причины нигилизма]

27. Причины нигилизма:
1) Не достает высшего вида человека, т.е. того, неисчерпа
емая плодотворность и мощь которого поддерживала в че
ловечестве веру в человека. (Достаточно припомнить, чем
мы обязаны Наполеону: почти всеми высшими надеждами
этого столетия).
2) Низший вид («стадо», «масса», «общество») разучился
скромности и раздувает свои потребности до размеров кос
мических и метафизических ценностей. Этим вся жизнь вуль
гаризуется: поскольку властвует именно масса, она тирани
зирует исключения из нее, так что эти последние теряют веру
в себя и становятся нигилистами.
Все попытки измыслить более высокие типы человека по
терпели неудачу («романтик»; художник, философ — и это не
смотря на усилия Карлейля придать им высшие моральные
ценности).
Противоборство высшим типам как результат.
Падение и ненадежность всех высших типов. Борьба про
тив гения («народная поэзия» и т. д.). Сострадание к низшим
и страждущим как масштаб величия души.
Нет философа, толкователя дела,— не только излагате
ля его в другой форме.

28. Неполный нигилизм, его формы: мы живем среди них.
Попытки избегнуть нигилизма, не переоценивая бывших до




nietzsche.pmd 40 22.12.2004, 0:06
Black
сего времени в ходу ценностей, приводят к обратному ре
41
зультату, обостряют проблему.
европейский нигилизм




29. [Способы одурманивать себя.] В глубине сердца не знать,
где исход? Пустота. Попытка преодолеть это состояние опья
нением — опьянение как музыка, опьянение как жестокость
в трагическом самоуслаждении гибелью благороднейшего,
опьянение как слепое и мечтательное увлечение отдельны
ми личностями и эпохами (как ненависть и т. д.).— Попытка
работать, не задумываясь, в качестве орудия науки; уметь
находить себе ряд маленьких наслаждений, между прочим
и в деле познания (скромность по отношению к самому се
бе); отказ от обобщений, относящихся к самому себе, воз
вышающийся до некоторого пафоса; мистика, сладостраст
ное наслаждение вечной пустотой; искусство «ради него са
мого» («Le fait»), «чистое познание» как наркотики против
отвращения к самому себе; кое какая постоянная работа, ка
кой нибудь маленький глупый фанатизм; все средства впере
межку, болезнь, вызванная общей неумеренностью (распут
ство убивает удовольствие).
1) Слабость воли как результат.
2) Крайняя гордость и унижение от сознания своих мел
ких слабостей, ощущаемые благодаря контрасту.

30. Близится время, когда нам придется расплатиться за то,
что целых два тысячелетия мы были христианами: мы поте
ряли устойчивость, которая давала нам возможность жить,—
мы до сих пор не в силах сообразить, куда нам направиться.
Многое подвергаем самым противоположным оценкам, с той
степенью энергии, какую всегда возбуждала в человеке край
няя переоценка человека.
Теперь все насквозь лживо, все — «слово», все спутано
— или слабо, или чрезмерно:
а) Делается попытка некоторого рода земного решения
вопроса, но в знакомом уже смысле,— в смысле конечного тор
жества истины, любви, справедливости (социализм — «ра
венство личности»);
b) Равным образом совершается попытка удержать мо
ральный идеал (с предоставлением первых мест как чему то
не связанному с эгоизмом, так и самоотреченности, отказу
от воли);




nietzsche.pmd 41 22.12.2004, 0:06
Black
с) Предпринимается даже попытка удержать «потусто 42
роннее», хотя бы только антилогически, но оно немедлен
но же истолковывается так, чтобы из него могло быть из
влечено некоторого рода метафизическое утешение в ста
ром стиле;
d) Пытаются вывести из совершающегося божественное
водительство в старом стиле, нечто награждающее, караю
щее, воспитывающее, ведущее к лучшему порядку вещей;
е) Как и прежде верят в добро и зло, так что победа
добра и уничтожение зла воспринимаются как некая зада
ча (это характерно для англичан, типичный случай — плос
кий ум Джона Стюарта Милля);
f) Презрение к «естественности», к вожделению, к ego;
попытка понять даже высшую духовность и искусство как
следствие отречения от своей личности и как desinteresse
ment1;
g) Церкви предоставляется право все еще вторгаться во
все существенные переживания и главные моменты в жиз
ни отдельного лица, чтобы дать им освящение, высший смысл:
мы все еще имеем «христианское государство», «христиан
ский брак».

31. Бывали более мыслящие и более насыщенные мыслью
времена, чем наше — как, например, то время, когда явил
ся Будда — тогда сам народ, после столетий старых споров
между сектами, в конце концов столь же глубоко заблудил
ся в ущельях философских мнений и учений, как некогда
европейские народы — в тонкостях религиозной догмы. «Ли
тература» и пресса всего менее могут соблазнить нас быть
высокого мнения о «духе» нашего времени: миллионы спи
ритов и христианство с гимнастическими упражнениями,
ужасающими по своему безобразию, характерному для всех
английских изобретений, дают нам лучшее тому подтвер
ждение.
Европейский пессимизм еще только при своем начале
— свидетельство против него самого — в нем еще нет той
необычайной, исполненной тоски и стремления неподвиж
ности взора, отражающего Ничто, которые он имел когда
то в Индии, в нем еще слишком много «деланного», а не

1
бескорыстие (фр.).




nietzsche.pmd 42 22.12.2004, 0:06
Black
«соделавшегося», слишком много пессимизма ученых и по
43
этов; мне кажется, что добрая часть в нем придумана и при
сочинена, «создана», но не есть «первооснова».
европейский нигилизм




32. Критика бывшего до сих пор пессимизма. Отклонение
эвдемонологических точек зрения как окончательного све
дения к вопросу: какой это имеет смысл? — Редукция омра
чения.
Наш пессимизм: мир не имеет всей той ценности, ко
торую мы в нем полагали,— сама наша вера так повысила
наши стремления к познанию, что мы не можем теперь не
высказать этого. Прежде всего он является в связи с этим
менее ценным, таким мы ощущаем его ближайшим обра
зом,— только в том смысле мы пессимисты, в каком твердо
решили без всяких изворотов признаться себе в этой пере
оценке и перестать на старый лад успокаивать себя разны
ми песнями и ублажать всяческой ложью.
Именно этим путем мы и обретаем тот пафос, который
влечет нас на поиски новых ценностей. In summa: мир имеет,
быть может, несравненно большую ценность, чем счита
лось,— мы должны убедиться в наивности наших идеалов и
увидеть в сознании, что давая миру наивысшее истолкова
ние, не придали нашему человеческому существованию да
же и умеренно соответствующей ему ценности.
Что было обожествлено? Инстинкты ценности, господ
ствовавшие в общине (то, что делало возможным ее даль
нейшее существование).
Что было оклеветано? То, что обособляло высших людей
от низших, стремления, разверзающие пропасти.

33. Причины появления пессимизма заключаются в том, что:
1) самые могущественные и чреватые будущим инстин
кты жизни до сих пор были оклеветаны, вследствие чего над
жизнью нависло проклятие;
2) возрастающая храбрость и все более смелое недоверие
человека к современному миру постигают неотделимость этих
инстинктов от жизни и становятся лицом к лицу с жизнью;
3) процветают только посредственности, вовсе не созна
ющие этого конфликта, что более одаренные, напротив,
вырождаются, и как продукт вырождения восстанавлива
ют массы против себя,— что, с другой стороны, посредст




nietzsche.pmd 43 22.12.2004, 0:06
Black
венность, выставляя себя как цель и смысл жизни, вызыва 44
ет негодование (что никто не может больше ответить на во
прос — зачем?);
4) измельчание, чувствительность к страданию, беспо
койство, торопливость, суета постоянно возрастают,— что
подверженность всей этой сутолоке, так называемой «циви
лизации», становится все легче, что единичные личности
перед лицом этой ужасающей машины приходят в уныние и
покоряются.

34. Современный пессимизм есть выражение бесполезно
сти не мира и бытия вообще, но современного мира.

35. «Преобладание страдания над удовольствием» или обрат
ное (гедонизм) — оба эти учения уже сами по себе указыва
ют путь к нигилизму…
Ибо здесь в обоих случаях не предполагается какого
либо иного последнего смысла, кроме явлений удовольствия
или неудовольствия.
Но так говорит порода людей, уже не решающаяся бо
лее утверждать некую волю, намерение или смысл — для вся
кого более здорового рода людей вся ценность жизни не
определяется одною лишь мерою этих второстепенных яв
лений. Возможен был бы перевес страдания — и несмотря на
это, явили бы себя могучая воля, утверждение жизни, потреб
ность в этом перевесе.
«Не стоит жить»; «покорность»; «какую цель имеют эти
слезы?» — вот бессильный и сентиментальный образ мышле
ния. «Un monstre gai vaut mieux qu’un sentimental ennuyeux»1.

36. Нигилист философ убежден, что все совершающееся —
бессмысленно и напрасно; между тем не бессмысленному
и напрасному бытию не должно быть. Но откуда это «не дол
жно»? Откуда берется этот «смысл», эта мера? — В сущнос
ти нигилист полагает, что лицезрение такого бесполезно
го, бесплодного бытия приводит в состояние неудовлетворен
ности, вызывает чувство душевной пустоты и отчаяния.
Такой вывод противоречит нашей утонченнейшей чувст

1
«Веселое чудовище стoит большего, чем сентиментальный
зануда» (фр.).




nietzsche.pmd 44 22.12.2004, 0:06
Black
вительности как философов. Это сводится в конце концов
45
к следующей нелепой оценке: характер бытия должен дос
тавлять удовольствие философу, раз это бытие желает быть
европейский нигилизм




таковым по праву…
Однако легко понять, что в пределах совершающегося
бытия удовольствие и неудовольствие могут иметь лишь
смысл средств — не говоря уже о том, что неизвестно еще,
можем ли мы вообще усматривать «смысл», «цель» и не оста
ется ли для нас неразрешимым вопрос о «бессмыслии» — и
о противоположности ему.

37. Развитие пессимизма в нигилизм.— Извращение ценностей.
Схоластика ценностей. Отрешенные, идеалистические цен
ности, вместо того, чтобы господствовать над действиями
и руководить ими, обращаются с осуждением против дей
ствия.
Противопоставления, занявшие место естественных
ступеней и рангов. Ненависть к иерархизму. Противопостав
ления соответствуют эпохе господства черни, ибо они об
щедоступней.
Отвергнутый мир противопоставляется искусственно
воздвигнутому «истинному, ценному». Наконец, делается от
крытие насчет того, из какого материала был построен «ис
тинный мир», и нам остается один только «мир отвергну
тый», и высшее разочарование в нем обосновывает его негодность.
Таким образом налицо нигилизм: остались одни осужда
ющие оценки — и ничего больше!
Из этого вытекает проблема силы и слабости:
1) слабые гибнут от этого;
2) более сильные уничтожают то, что еще оставалось
целым;
3) сильнейшие преодолевают осуждающие оценки.
Все это вместе взятое и составляет трагическую эпоху.


[3. Нигилистическое движение как выражение декаданса]

38. В последнее время много злоупотребляли случайным
и во всех отношениях неподходящим словом: везде говорят
о «пессимизме», идет борьба вокруг вопроса, на который дол
жны найтись ответы, кто прав — пессимизм или оптимизм.




nietzsche.pmd 45 22.12.2004, 0:06
Black
Не было понято то, что, казалось, лежало как на ладо 46
ни, а именно — что пессимизм не проблема, а симптом; что
это название [следует] заменить «нигилизмом»; что вопрос
о том, что лучше,— бытие или небытие, сам по себе уже бо
лезнь, признак падения, идиосинкразия.
Нигилистическое движение есть лишь выражение фи
зиологического декаданса.

39. Следует понять, что:
— всякого рода упадок и заболевание непрестанно при
нимали участие в работе создания общих оценок;
— в получивших господство оценках декаданс достиг
даже некоторого перевеса;
— нам приходится бороться не только против реальных
последствий всяческого современного ужаса вырождения,
но что и весь дотоле проявившийся декаданс еще не сыграл
своей роли, то есть продолжает жить.
Подобное общее отклонение человечества от своих ко
ренных инстинктов, подобный общий декаданс в деле уста
новления ценностей есть вопрос par excellence1, основная
загадка, которую задает философу такое животное, как «че
ловек».

40. Понятие «декаданса».— Отпадение от целого отдельных его
частей, упадок сами по себе еще не заслуживают осуждения —
это необходимое следствие жизни, жизненного роста. По
явление декаданса так же необходимо, как любое восхож
дение и поступательное движение в жизни — не в нашей
власти устранить его. Разум же хочет напротив — чтобы за
ним было признано данное право.
Позор для всех социалистических систематиков, что
они думают, будто возможны условия и общественные груп
пировки, при которых не будут больше расти пороки, бо
лезни, преступления, проституция, нужда… Но ведь это
значит осудить жизнь…
Не в воле общества оставаться молодым. И даже в пол
ном своем расцвете оно выделяет всякие нечистоты и от
бросы. Чем решительнее и отважнее действует общество,
тем богаче оно неудачами и неудачниками, тем ближе оно

1
по преимуществу, по сути (фр.).




nietzsche.pmd 46 22.12.2004, 0:06
Black
к своему падению… От старости не спасешься учреждения
47
ми. И от болезни так же. И от порока.
европейский нигилизм




41. Основной взгляд на сущность декаданса состоит в следу
ющем — то, в чем доныне видели его причины, есть его следствия.
Это изменяет всю перспективу моральной проблемы.
Вся этическая борьба против порока, роскоши, пре
ступления, даже против болезни представляется наивнос
тью, оказывается излишней — нет «исправления» (против рас
каяния).
Сам декаданс не есть что то, с чем нужно бороться — он
абсолютно необходим и присущ всякому народу и всякой
эпохе. А вот с чем нужно всеми силами бороться, так это —
с занесением заразы в здоровые части организма.
Делается ли это? Делается как раз противоположное. Гу
манность об этом только и заботится.
В каком отношении к этому основному биологическому
вопросу стоят нынешние высшие ценности? Философия, ре
лигия, искусство и т. д.
(Средства лечения: например, милитаризм, начиная с
Наполеона, который в цивилизации видел своего естествен
ного врага).

42. То, что доныне считалось причиной вырождения, есть след
ствие его. Но также и то, что почиталось лекарством против
некоторых действий вырождения, то есть излечившиеся
от него суть только особый тип выродившихся.
Следствия декаданса: порок — порочность; болезнь — бо
лезненность; преступление — преступность; целибат — бес
плодие; истерия — ослабление воли; алкоголизм; пессимизм;
анархизм; распутство (также и духовное); клеветничество,
интриганство, всесомнение, разрушительство.

43. К понятию «декаданса».
1) Cкепсис есть одно из следствий декаданса; также и
распутство мысли.
2) Порча нравов есть следствие декаданса (слабость
воли, потребность сильных возбудительных средств…).
3) Методы лечения, психологические и моральные, не
меняют хода декаданса, не задерживают его; действие их
физиологически сводится к нулю. Не подлежит сомнению




nietzsche.pmd 47 22.12.2004, 0:06
Black
величайшая ничтожность этих мнимых «реактивов»; они суть 48
формы наркоза против некоторых роковых явлений — след
ствий; они не изгоняют тлетворный элемент; часто явля
ясь геройскими попытками нейтрализовать декадента, до
вести до minimum’a приносимый вред.
4) Нигилизм не есть причина, а лишь логика декаданса.
5) «Хороший» и «дурной» суть только два типа декадан
са — они неразрывны во всех основных феноменах.
6) Социальный вопрос есть следствие декаданса.
7) Болезни, и прежде всего болезни нервов и головы,
суть показатели того, что отсутствует сила самосохранения,
свойственная сильной натуре, за это говорит и крайняя воз
будимость, вследствие которой удовольствие и неудовольствие
становятся первенствующей проблемой.

44. Наиболее распространенные типы декаданса выражаются
в том, что:
1) веря во взятые лекарства, избирают то, что ускоряет
процесс истощения — сюда относится христианство (чтобы
назвать самый примечательный случай ошибки инстинкта)
— сюда же относится и «прогресс»;
2) утрачивается сила сопротивления раздражениям — слу
чай определяет собою все: переживания огрубляются, пре
увеличиваются до «чудовищных размеров» — «обезличива
ние», разложение воли — сюда относится альтруистическая
мораль, та, которая толкует о сострадании; наиболее суще
ственное в ней — слабость личности, вследствие чего эта
личность созвучна всему и вся и подобно чрезмерно натяну
той струне дрожит непрерывно… крайняя возбудимость…
3) смешиваются причина и следствие: в декадансе не
видят физиологического феномена, и в его следствиях ус
матривают истинную причину плохого самочувствия — сю
да относится вся религиозная мораль…
4) жаждут такого состояния, в котором нет больше стра
дания — жизнь фактически воспринимается как причина
всякого зла; бессознательные состояния (сон, потеря сознания)
оцениваются несравненно выше сознательных; отсюда и ме
тодика…

45. К гигиене «слабых».— Все, что делается в состоянии слабо
сти, терпит неудачу. Отсюда вывод — ничего не делать. Но




nietzsche.pmd 48 22.12.2004, 0:06
Black
в том то и беда, что именно сила отложить делание, не реаги
49
ровать, под влиянием слабости пришла в наиболее болезнен
ное состояние; что мы всего скорее, всего слепее реагируем
европейский нигилизм




именно тогда, когда совсем не следовало бы реагировать…
Сила какой либо натуры сказывается в задерживании
реакции, в некоторой отсрочке ее: известного рода adia-
foria1 так же свойственна такой натуре, как слабости — свя
занность противодействия, внезапность, незадерживае
мость «действия»… Воля слаба, и рецепт, как охранить себя
от глупостей, был бы таков — иметь сильную волю и ничего
не делать, но это суть contradictio2. Тут — известное самораз
рушение, инстинкт сохранения скомпрометирован… Сла
бый вредит сам себе… Это — тип декаданса.
Действительно, имеет место огромное размышление
над практическими приемами усвоения бесстрастия. Ин
стинкт в данном случае на верном пути, поскольку ничего
не делать полезнее, чем делать что попало…
Вся практика орденов, отшельников, философов, факи
ров внушена той правильной оценкой, что человек прино
сит себе, пожалуй, больше всего пользы в том случае, когда ста
вит перед собой значительные препятствия к действию.
Облегчающие меры: абсолютное послушание, машиналь
ная деятельность, разобщение с людьми и вещами, требую
щими немедленной решимости и действий.

46. Слабость воли: тут — сравнение, которое может ввести
в заблуждение. Ибо нет никакой воли, и, следовательно, нет
ни сильной, ни слабой воли. Множественность и разорван
ность инстинктов, невнятность объединяющей их системы
проявляется как «слабая воля»; координация же их под вла
стью одного из них действует как «сильная воля»; в первом
случае — колебание и недостаток устойчивости; во втором —
ясность и определенность направления.

47. Наследственна не болезнь, а болезненность — бессилие в
сопротивлении опасным и вредным нашествиям и т. д.; над
ломленная сила противодействия; выражаясь морально — по
корность и смирение перед врагом.

1
нераздвоенность (греч.).
2
противоречивое суждение (лат.).




nietzsche.pmd 49 22.12.2004, 0:06
Black
Я спрашивал себя, нельзя ли сравнить все высшие цен 50
ности бывшей доныне в ходу философии, морали и рели
гии с ценностями ослабших, душевно больных и неврастени
ков, являющих собой, хотя и в более слабой степени, то же
зло…
Ценность всех болезненных состояний заключается в
том, что они показывают, как бы через увеличительное
стекло, известные нормальные — но в нормальном виде пло
хо различимые — состояния.
Здоровье и болезнь не разнятся одно от другого по суще
ству, как думают древние врачи и теперь еще некоторые
современные практиканты. Не следует делать из них раз
личные принципы и сущности, которые ссорились бы из
за живого организма и делали бы его местом своей борьбы.
Это — глупость и пустая болтовня, ни к чему не пригодные.
Фактически, между этими двумя родами существования есть
только различие в степени: преувеличение, диспропорция,
дисгармония в соотношениях нормальных феноменов суть
болезненное состояние (Клод Бернар).
Поскольку «зло» может быть рассматриваемо как пре
увеличение, дисгармония, диспропорция, постольку «доб
ро», может быть, так сказать, предохраняющей диетой про
тив опасности впасть в преувеличение, дисгармонию и на
рушние пропорций.
Наследственная слабость как господствующее чувство — при
чина высших ценностей.
NB. Слабости желают — почему? В большинстве случа
ев потому, что слабость по необходимости приемлема.
Ослабление как задача: ослабление желаний, ощущений
радости и неудовольствия, воли к власти, к чувству гордос
ти, к желанию иметь и иметь как можно больше; ослабление
как смирение; ослабление как вера; ослабление как отвра
щение и стыд перед всем естественным; как отрицание
жизни, как болезнь и обычная слабость… ослабление как от
каз от мести, от сопротивления, от вражды и гнева.
Неверный прием в преодолении слабости — стремиться
победить ее не посредством systeme fortifiant1, но посред
ством какого то оправдывания и морализирования — т. е. ка
кой то интерпретации.

1
укрепляющая система (фр.).




nietzsche.pmd 50 22.12.2004, 0:06
Black
Смешение двух совершенно разных состояний, напри
51
мер: спокойствия силы, которое в сущности есть воздержа
ние от реакций (тип богов, которых ничто не трогает),— и
европейский нигилизм




спокойствие истощения,— тупость, доходящая до анесте
зии. Все философски аскетические приемы стремятся ко
второму, но подразумевают в сущности первое, ибо они при
писывают достигнутому состоянию такие свойства, как ес
ли б было достигнуто божественное состояние.

48. Опаснейшее недоразумение.— Существует понятие, которое,
по видимому, не допускает смешения, двоякого толкования
— это «истощение». Истощение может быть благоприобре
тено, а может быть наследственно,— и в том, и в другом слу
чае оно меняет аспект вещей, ценность вещей…
В противоположность тому, кто из обилия, которое он
являет собою и сам, ощущая его, помимо воли своей отдает
вещам, и видя их полнее, могущественнее, чреватее буду
щим, так вот, в противоположность тому, кто во всяком слу
чае может дарить,— истощенный умаляет, загрязняет все,
что он видит,— он роняет ценность, он вреден…
Относительно этого, кажется, не может быть ошибки,
между тем в истории мы видим тот ужасающий факт, что
истощенных всегда смешивали с преисполненными жизнью,
а преисполненных жизнью — с вреднейшими.
Оскудевший жизнью, слабый, еще более обедняет жизнь;
богатый жизнью, сильный, обогащает ее. Первый паразити
рует, второй — одаряет ее… Как же тут возможно смешение?..
Когда истощенный выступал с видом высшей активно
сти и энергии (в моменты, когда вырождение вызывало
эксцесс духовного или нервного разряжения), тогда его
смешивали с богатым… Он возбуждал страх… Характерно,
что и культ слабоумного всегда совпадает с культом богатого
жизнью, могучего. Фанатик, одержимый, религиозный эпи
лептик, все эксцентричные люди воспринимались как выс
шие типы могущества, как боговдохновенные.
Такого рода сила, которая возбуждает страх, почиталась
по преимуществу именно божественной — здесь был источ
ник авторитета, ее истолковывали как мудрость, в ней ви
дели, искали мудрость… Из этого развилась, почти везде, воля
к «обожествлению», т. е. к типичному вырождению духа,
тела и нервов: попытка найти путь к высшему виду бытия.




nietzsche.pmd 51 22.12.2004, 0:06
Black
Довести себя до болезни, до безумия, вызвать симптомы 52
расстройства — это значило стать сильнее, сверхчеловеч
нее, ужаснее, мудрее. Воображали себя, благодаря этому,
настолько богатыми мощью, чтобы иметь возможность от
давать часть ее. Повсюду, где люди были готовы к боготво
рению, они искали кого нибудь, кто мог бы отдавать.
В этом случае источником заблуждения является хоро
шо известное состояние опьянения. Это последнее в высшей
степени увеличивает чувство мощи, а следовательно, рассуж
дая наивно, и самую мощь. На высшей ступени власти дол
жен был стоять самый опьяненный, экстатик (есть две исход
ных точки опьянения — необычайная полнота жизни и состо
яние болезненного питания мозга).

49. Приобретенное, а не унаследованное истощение:
a) Недостаточность питания, часто от неведения в этом
вопросе, например, у ученых;
b) Преждевременное эротическое развитие — по преиму
ществу бич французской молодежи, особенно парижан, всту
пающих из лицеев в жизнь уже развращенными и загряз
ненными и уже не могущими вырваться из цепи позорных
склонностей, жалких и презренных в собственных глазах —
галерников при всей их утонченности (впрочем, в большин
стве случаев это уже симптом расового и фамильного дека
данса, как всякая гипертрофированная чувствительность;
сюда же следует отнести заразу, исходящую от среды — слепое
подчинение влиянию среды также относится к декадансу);
c) Алкоголизм, не как инстинкт, а как привычка, тупое
подражание, трусливое или тщеславное приспособление к
царящему режиму. Так, подумать только: какое благодеяние
— еврей среди немцев! Немцы… О сколько тупости, о эти
льняные головы, эти голубые глаза, отсутствие esprit в ли
це, словах, манерах — это ленивое потягивание, эта немец
кая потребность в отдыхе, происходящая не от переутом
ления в работе, а от отвратительной возбужденности и пе
ревозбужденности алкоголем…

50. Теория истощения.— Порок, душевные больные (среди,
например, артистов…), преступники, анархисты,— все это
не угнетенные классы, но отбросы всех классов бывшего до
сих пор общества…




nietzsche.pmd 52 22.12.2004, 0:06
Black
Усмотрев, что все наши сословия и состояния проник
53
нуты этими элементами, мы поняли, что современное общество
не — «общество», не — «тело», но больной конгломерат чан
европейский нигилизм




далы,— общество, утратившее силу извергать из себя вредные
ему элементы.
Насколько от совместной жизни в течение долгих сто
летий болезненность проникает все глубже:
— современная добродетель;
— современная духовность;
— наша наука… как формы болезни.

51. [Состояние испорченности.] Понять взаимную связь
всех форм испорченности, и при этом не забыть христиан
ской испорченности (Паскаль как тип); равным образом со
циалистически коммунистической испорченности (она как
следствие христианской) — с естественнонаучной точки зре
ния высшая концепция общества представляется низшей в
общественной иерархии; испорченность «потустороннос
ти», как будто кроме действительного мира, мира станов
ления, есть еще мир сущего.
Здесь не должно быть никакого соглашения: здесь надо
вычищать, уничтожать, вести войну,— нужно еще поизвлечь
отовсюду христиански нигилистический масштаб оценки и
бороться с ним под какой бы маской она не находилась: так
например,— из теперешней социологии, из теперешней му
зыки, из теперешнего пессимизма (все формы христианско
го идеала ценности).
Либо то, либо другое истинно: быть истинным значит в
данном случае способствовать повышению типа «человек».
Священники, пастыри душ, как негодные, недостой
ные формы существования. Все воспитание до сих пор бес
помощно, неустойчиво, лишено надлежащей опоры и веса,
носит на себе следы противоречия ценностей.

52. Не природа безнравственна, когда она без сострадания
относится к дегенератам — наоборот, рост физиологическо
го и морального зла в человеческом роде есть следствие бо
лезненной и противоестественной морали. Чувствительность
большинства людей болезненна и неестественна.
От чего зависит, что человечество испорчено в мораль
ном и физиологическом отношении? — Тело гибнет, когда




nietzsche.pmd 53 22.12.2004, 0:06
Black
поражен какой либо орган. Право альтруизма нельзя сводить 54
на физиологию; столь же мало можно это делать и по отно
шению к праву на помощь, на одинаковую участь — это все
премии для дегенератов и убогих.
Нет солидарности в обществе, где имеются неплодот
ворные, непродуктивные и разрушительные элементы,
которые к тому же дадут еще более выродившееся, чем они
сами, потомство.

53. Существует глубокое и совершенно неосознанное вли
яние декаданса даже на идеалы науки — вся наша социоло
гия служит доказательством этого положения. Ей можно по
ставить в упрек, что она знакома по опыту только с формой
упадочного общества и неизбежно осуждена принимать свои
собственные упадочные инстинкты за норму социологи
ческого суждения.
Клонящаяся к упадку жизнь современной Европы форму
лирует через эти суждения свои общественные идеалы, ко
торые разительно похожи на идеалы старых, отживших рас.
Поэтому стадный инстинкт, завоевавший теперь вер
ховенство,— представляет нечто в корне отличное от ин
стинкта аристократического общества — ведь от ценности еди
ниц зависит то или другое значение суммы… Вся наша со
циология не знает другого инстинкта, кроме инстинкта
стада, т. е. суммированных нулей, где каждый нуль имеет «оди
наковые права», где считается добродетелью быть нулем…
Оценка, с которой в настоящее время подходят к раз
личным формам общества, во всех отношениях сходна с
той, по которой миру придается большая ценность, чем вой
не, но это суждение антибиологично, оно само порождение
декаданса жизни… Жизнь есть результат войны, само обще
ство средство для войны… Господин Герберт Спенсер как
биолог — декадент, таковым же является и как моралист (ви
дя в победе альтруизма нечто желательное!!!).

54. Мне посчастливилось, после целых тысячелетий заблуж
дений и путаницы, снова найти дорогу, ведущую к некото
рому да и некоторому нет.
Я учу говорить «нет» всему, что ослабляет, что истощает…
Я учу говорить «да» всему, что усиливает, что накопля
ет силы, что оправдывает чувство силы.




nietzsche.pmd 54 22.12.2004, 0:06
Black
До сих пор никто не учил ни тому, ни другому — учили
55
добродетели, самоотречению, состраданию, учили даже
отрицанию жизни. Все это суть ценности истощенных.
европейский нигилизм




Долгое размышление над физиологией истощения об
ратило меня к вопросу о том, насколько суждения истощен
ных проникли в мир общих ценностей.
Достигнутый мною результат был до невероятности
неожиданным, даже для меня, успевшего освоиться уже не
с одним чуждым миром. Я открыл, что все высшие ценнос
ти, все, господствующие над человечеством,— по крайней
мере над укрощенным человечеством — могут быть сведе
ны к оценкам истощенных.
Из под священных имен извлек я разрушительные тен
денции — Богом назвали то, что ослабляет, учит слабости,
заражает слабостью… я открыл, что «добрый человек» есть
форма самоутверждения декаданса.
Добродетель сострадания, о которой еще Шопенгауэр
говорил как о высшей, единственной и основной добродете
ли,— именно это сострадание признал я более опасным фе
номеном, нежели любой порок. Решительно идти наперекор
родовому подбору и очищению вида от элементов упадка
— вот что доныне считалось добродетелью par excellence…
Следует чтить рок, рок, говорящий слабому — «погибни!..»
Богом назвали — противление року, порчу и разложение
человечества… Не должно произносить всуе имя Божие…
Раса испорчена — не пороками своими, а неведением —
она испорчена потому, что она истощение восприняла не как
истощение,— ошибки в физиологии суть причины всех зол.
Добродетель есть наше великое недоразумение.
Проблема — как истощенные достигли того, чтоб стать
законодателями ценностей? Или иначе — как достигли вла
сти те, которые — последние?.. Как инстинкт зверя челове
ка стал вверх ногами?..


[4. Кризис: нигилизм и идея «возвращения»]

55. Крайние позиции сменяются не более умеренными, а
опять же крайними, но обратными. Поэтому вера в абсолют
ную имморальность природы, в бесцельность и бессмыслен
ность — психологически необходимый аффект, наступаю




nietzsche.pmd 55 22.12.2004, 0:06
Black
щий, когда утрачивается вера в Бога и нравственные осно 56
вы миропорядка. Нигилизм возникает не потому, что отвра
щение к жизни теперь сильнее, чем раньше, но потому, что
вообще является сомнение в том, могут ли иметь зло или
даже жизнь какой либо «смысл». Одна интерпретация погиб
ла: но так как она считалась единственной интерпретаци
ей, то нам и кажется ныне, будто нет никакого смысла в
жизни вообще, будто все напрасно.
Однако остается еще доказать, что это «напрасно» опре
деляет характер нынешнего нигилизма. Недоверие к на
шей прежней оценке ценностей вырастает до вопроса: «Не
служат ли все “ценности” приманкой, затягивающей коме
дию, но не приводящей ее к какому либо разрешению?»
Длительность существования, при наличии этого «напрас
но», без цели и без смысла,— вот наиболее парализующая
мысль, особенно если человек, понимая, что над ним изде
ваются, все же не имеет силы оградить себя от этого.
Продумаем эту мысль в самой страшной ее форме —
жизнь, как она есть, без смысла, без цели, но возвращающая
ся неизбежно, без заключительного «ничто» — «вечный воз
врат». Это самая крайняя форма нигилизма: «ничто» («бес
смысленное») — вечно!
Европейская форма буддизма — энергия знания и силы
принуждает к такой вере. Это самая научная из всех возмож
ных гипотез. Мы отрицаем конечные цели; если бы суще
ствование имело такую цель,— она должна была бы быть
уже достигнута.
Становится понятным, что здесь налицо стремление
создать противоположение пантеизму, ибо утверждение
«все совершенно, божественно, вечно» также навязывает
веру в «вечное возвращение». Вопрос в том, стало ли невозмож
ным вместе с моралью и это пантеистическое да, обращен
ное ко всем вещам? В сущности, преодолен ведь только мо
ральный Бог. Есть ли смысл представлять себе бога «по ту
сторону добра и зла?» Возможен ли пантеизм в таком смыс
ле? Можно ли, изгнав из процесса представление цели, и
несмотря на это, все же говорить «да» процессу? — Это было
бы так только в том случае, если бы в пределах самого про
цесса, в каждое мгновение его, что нибудь достигалось — и
всякий раз одно и то же. Спиноза достиг такой утверждаю
щей точки зрения, поскольку каждое мгновение имеет свою




nietzsche.pmd 56 22.12.2004, 0:06
Black
логическую необходимость, и философ, с заложенным в ос
57
нове его существа логическим инстинктом, торжественно
приветствовал подобный миропорядок.
европейский нигилизм




Но его случай — только частный случай. Всякая коренная
особенность, лежащая в основе всего совершающегося и прояв
ляющаяся во всем совершающемся, должна была бы побу
дить человека, осознавшего ее как свою собственную особен
ность, торжественно благословить каждый миг мирового
существования. Тогда все дело заключалось бы в том, что
бы радостно признать в себе самом благой и ценной эту
свою особенность.
Мораль предохраняла от отчаяния и прыжка в «ничто»
жизнь людей и сословий, притесняемых и угнетаемых имен
но людьми, ибо бессилие перед людьми, а не природой, вызы
вает наиболее отчаянное озлобление к жизни. Мораль от
носилась к властителям, насильникам, вообще к «господам»,
как к врагам, от которых необходимо защитить обыкновен
ного человека, т. е. прежде всего поднять в нем мужество и силу.
Мораль, следовательно, учила глубже всего ненавидеть и пре
зирать то, что составляет характернейшую особенность вла
стителей: их волю к власти. Эту мораль отменить, отверг
нуть, разложить — значило бы в обратном смысле ценить и
воспринимать этот столь ненавидимый инстинкт. Если бы
страдающий, угнетенный человек потерял веру в свое право
презирать волю к власти — он вступил бы в полосу самого
безнадежного отчаяния. Но это было бы только в том слу
чае, если б эта черта лежала в самом существе жизни, если
б выяснилось, что даже под личиной воли к морали скрыва
ется «воля к власти», что сама его ненависть и презрение
тоже особая «мощь воля». Угнетенный понял бы, что стоит
на одной почве со своим угнетателем и что перед ним у него
нет ни преимущества, ни прав на высшее положение.
Скорее наоборот! Жизнь не имеет иных ценностей,
кроме степени власти — если мы предположим, что сама
жизнь есть воля к власти. Мораль ограждала неудачников,
обездоленных от нигилизма, приписывая каждому беско
нечную ценность, метафизическую ценность, и указуя им
место в порядке, не совпадающем ни с мирской властью, ни
с иерархией рангов — она учила подчинению, смирению и
т. д. Если предположить, что вера в эту мораль погибнет, то не
удачники утратят свое утешение — и погибнут тоже.




nietzsche.pmd 57 22.12.2004, 0:06
Black
Гибель принимает здесь форму самообречения на гибель, в 58
виде инстинктивного подбора всего того, что должно губить.
Вот симптомы этого саморазрушения неудачников: самови
висекция, отравление, опьянение, романтика,— и прежде
всего — инстинктивное побуждение к поступкам, вызываю
щим смертельную вражду со стороны имеющих власть (как бы
воспитание себе самому палачей), воля к разрушению как воля
еще более глубоко заложенного инстинкта, инстинкта само
разрушения, устремления в «ничто».
Нигилизм — как симптом того, что неудачникам нет
больше утешения, что они уничтожают, чтобы быть унич
тоженными, что они, оторвавшись от морали, не имеют
больше основания «покоряться своей судьбе»,— что они ста
новятся на почву противоположного принципа и со своей
стороны также хотят власти, принуждая властвующих быть
их палачами. Это и есть европейская форма буддизма, осу
ществление «нет» после того, как всякое существование по
теряло свой «смысл».
«Нужда» между тем не возросла: наоборот! «Бог, мораль,
смирение» — служили средствами исцеления в самые страш
ные и бедственные времена — активный нигилизм высту
пает при сравнительно более благоприятно сложившихся
условиях. Уже самое преодоление морали предполагает до
вольно высокий уровень духовной культуры, а она в свою
очередь предполагает относительное благополучие. Изве
стная духовная усталость от продолжительной борьбы фи
лософских мнений, доведенная до безнадежнейшего скеп
тицизма по отношению к философии, указывает также от
нюдь не на низкий уровень этих нигилистов. Стоит только
вспомнить о той обстановке, в которой выступил Будда.
Учение о вечном возвращении должно было бы иметь неко
торые научные предпосылки (подобно тем, какие имело уче
ние Будды,— напр., понятие о причинности и т. д.).
Что же означает теперь — «неудачник»? Прежде всего
физиологическую неудачу,— а уже не политическую. Самый
нездоровый род людей в Европе (во всех сословиях) — по
чва для этого нигилизма: они воспримут веру в вечное воз
вращение как проклятие, и пораженный этим проклятием
человек не остановится ни перед какими действиями — по
лагая не пассивно сгинуть, но довести до гибели все, что в
такой степени бессмысленно и бесцельно — хотя в сущнос




nietzsche.pmd 58 22.12.2004, 0:06
Black
ти это только род судороги, слепого бешенства при созна
59
нии, что все уже было от вечности, все — вплоть до этой
самой минуты нигилизма и страсти разрушения. Ценность
европейский нигилизм




такого кризиса в том, что он очищает, что он сводит вместе
родственные элементы, которые взаимно губят друг дру
га, в том, что он людям противоположного образа мыслей
указывает на общие задачи; обнаруживая и среди них более
слабых и менее уверенных, он этим создает особую иерархию
сил с точки зрения здоровья: признавая повелевающих —
повелевающими, подчиняющихся — подчиняющимися. Ко
нечно оставляя в стороне все существующие общественные
группировки.
Кто же окажется при этом самыми сильными? Самые уме
ренные, те, кто не нуждаются в крайних догмах веры, те,
которые не только допускают добрую долю случайности,
бессмысленности, но и любят ее, те, кто умеют размышлять
о человеке, значительно ограничивая его ценность, но не
становясь однако от этого ни приниженными, ни слабыми;
наибоee богатые здоровьем, те, которые легче переносят
всякие невзгоды, и поэтому не слишком боятся невзгод —
люди, уверенные в своей силе и с сознательной гордостью оли
цетворяющие достигнутую человеком мощь.
Каковы были бы мысли такого человека о вечном воз
вращении?

56. [Периоды европейского нигилизма.]
Период неясности — всевозможные попытки сохранить
старое, не упуская вместе с тем нового.
Период ясности — окончательное уразумение, что старое
и новое в основе противоположны друг другу, ибо старые
ценности порождены нисходящей жизнью, а новые — вос
ходящей, что все старые идеалы суть идеалы враждебные
жизни (т. е. вызванные декадансом и сами обусловливаю
щие его, хотя и разряженные в пышный праздничный убор
морали). Мы понимаем старое и далеко не достаточно силь
ны для нового.
Период трех великих аффектов — презрения, сострадания
и разрушения.
Период катастрофы — распространение учения, кото
рое просеивает людей… побуждающего слабых, а также и
сильных к решимости.




nietzsche.pmd 59 22.12.2004, 0:06
Black
ii.



[а) Современное омрачение]

57. Друзья мои, нам туго приходилось, когда мы были мо
лоды — мы страдали от самой молодости, как от тяжелой бо
лезни. В этом виновато время, в которое мы заброшены —
время большого внутреннего упадка и распадения, которое
всеми своими слабостями и даже лучшей своей силой про
тивоборствует духу молодости. Распадение, следовательно,
неопределенность свойственны этому времени — нет ниче
го, что бы стояло на ногах крепко, с суровой верой в себя —
живут для завтрашнего дня, ибо послезавтра сомнительно.
Все на нашем пути скользко и опасно, и при этом лед, кото
рый нас еще держит, стал таким тонким; мы все чувствуем
грозящее нам дыхание оттепели — там, где мы еще ступаем,
скоро нельзя будет проходить никому!

58. Если это не столетие упадка и постепенно убывающей
жизненной силы, то, по меньшей мере — столетие необду
манных и произвольных попыток управления жизнью; и
весьма вероятно, что от чрезмерного числа неудачных опы
тов получится некоторое общее впечатление как бы упад
ка, а, быть может, и на самом деле — упадок.

59. К истории современного омрачения
Государственные кочевники (чиновники и т. д.): нет
«родины».
Падение семьи.
«Добрый человек» как симптом изнеможения.
Справедливость как воля к власти (воспитание).
Половая похотливость и невроз.
Черная музыка — куда девалась настоящая музыка?
Анархист.




nietzsche.pmd 60 22.12.2004, 0:06
Black
Презрение к людям, отвращение.
61
Глубочайшее различение: происходит ли творческий
характер от голода или переизбытка? Первый создает идеа
европейский нигилизм




лы романтики.— Северная неестественность. Потребность
в Alcoholica — «нужда» рабочего сословия.
Философский нигилизм.

60. Медленное выступление вперед и подъем средних и
низших состояний и сословий (в том числе низших форм
духа и тела), которое уже в значительной мере было подго
товлено Французской революцией, хотя и без революции
не замедлило бы проложить себе дорогу,— в целом приво
дит, к перевесу стада над всеми пастухами и вожатыми.
1) Омрачение духа (совместное существование стои
ческой и фривольной видимости счастья, свойственное бла
городным культурам, встречается все реже, многие стра
дания становятся заметными и заявляют о себе там, где
прежде их переносили и скрывали);
2) Моральное лицемерие (способ выдвинуться своей мо
ралью, но путем проявления стадных добродетелей: состра
дания, заботливости о других, умеренности, а не тех, кото
рые признаются и ценятся вне стадности);
3) Действительное сострадание и сорадование в больших
размерах (радость близкого общения с большим числом себе
подобных, свойственное всем стадным животным — «чув
ство общественности», «отечество»,— словом все; и это при
том, что не принимается в соображение индивид).

61. Наше время, с его стремлением как нибудь помочь нуж
дам, предупредить их и вообще своевременно устранить мо
гущие быть от них неприятные последствия, есть время бед
ных. Наши «богатые» — вот самые бедные! Коренная цель
всякого богатства забыта!

62. Критика современного человека: «человек добр», но толь
ко испорчен и соблазнен дурными установлениями (тира
нами и попами); разум как авторитет; история как преодо
ление ошибок; будущее как прогресс; христианское государ
ство («Господь сил»); христианское отношение полов (или
брак); царство «справедливости» (культа «человечества»):
«свобода».




nietzsche.pmd 61 22.12.2004, 0:06
Black
Романтическая поза современного человека: благород 62
ный человек (Байрон, Виктор Гюго, Жорж Санд); благород
ное негодование; освящение страстью (как подлинною «при
родою»); защита угнетенных и обездоленных как девиз ис
ториков и романистов; стоики долга; «самоотречение» как
искусство и познание; альтруизм как наиболее изолгавшая
ся форма эгоизма (утилитаризм), сентиментальный эгоизм.
Это все проистекает от восемнадцатого века. А вот что
мы от него не унаследовали, так это — l’insouciance1, веселость,
изящество, ясность ума; темп духа менялся; наслаждение ду
ховною ясностью и тонкостью уступило место наслаждению
красками, гармонией, массой, реальностью и т. д. Сенсуа
лизм в духовном. Словом — это восемнадцатый век Руссо.

63. В общем счете в нашем современном человечестве гу
манность достигла огромных размеров. То, что это обычно
не ощущается, может само по себе служить доказательством
справедливости сказанного: мы стали столь чувствительны
к мелким невзгодам, что проявляем несправедливость в оцен
ке достигнутого нами.
При этом не следует упускать из виду значительное вли
яние декаданса, как и то, что наш мир, если смотреть на него
декадентскими глазами, должен казаться плохим и жалким.
Но эти глаза во все времена видели одно и то же:
1) некоторую перевозбужденность даже морального
чувства;
2) ту долю озлобления и омрачения, которую песси
мизм привносит в суждения.
И то, и другое вместе дало перевес противоположному
представлению, а именно, что в нашей морали не все об
стоит благополучно.
Однако факт существования кредита, всей мировой
торговли, установления постоянных сношений,— во всем
этом выражается необычайно благосклонное доверие к чело
веку… Этому же способствует:
3) освобождение науки от моральных и религиозных
целей — весьма хороший признак, но в большинстве случа
ев ложно понимаемый.
Я пытаюсь на свой лад оправдать историю.

1
беспечность (фр.).




nietzsche.pmd 62 22.12.2004, 0:06
Black
64. Второй буддизм. Нигилистическая катастрофа, которая
63
кладет конец индийской культуре. — Предвестья ее: распро
странение сострадания. Духовное переутомление. Сведе
европейский нигилизм




ние проблем к вопросам удовольствия и неудовольствия.
Военное величие и слава, возбуждающие соответствующую
реакцию. Равным образом — национальные отграничения,
вызывающие некоторое обратное движение к сердечному
«братству». Невозможность для религии работать далее при
посредстве догматов и басен.
Этой буддийской культуре положит конец нигилисти
ческая катастрофа.

65. Всего глубже подорваны в наше время инстинкт и воля
традиции. Все установления, обязанные своим происхожде
нием этому инстинкту, противоречат вкусу современного
человека… Что бы ни делали и ни думали ныне, во всем пре
следуется в сущности только одна цель — с корнем вырвать
эту склонность к преданию, к преемственности. В тради
ции видят тяжкую неизбежность: ее изучают, признают (как
«наследственность»), но не хотят ее. Напряжение воли,
направленное на далекое грядущее, подбор условий и оце
нок, дающих власть наперед над сотнями лет — все это в выс
шей степени несовременно. Отсюда следует, что характер
нашей эпохи определяется дезорганизующими принципами.

66. «Будьте просты» — вот требование, которое, будучи об
ращенным к нам, сложным и непостижимым испытателям
утроб, является просто глупостью… Будьте естественны!
Хорошо, ну а если мы по существу «неестественны»?

67. В былое время средствами, имевшими своею целью со
здание, через длинный ряд поколений, однородных, устой
чивых существ, являлись: не подлежавшее отчуждению зе
мельное владение, уважение к старейшим (источник веры
в богов и героев как предков).
Теперь раздробление земельной собственности объясняет
ся противоположной тенденцией. Газета заменила ежед
невные молитвы. Железная дорога, телеграф. Централиза
ция огромной массы разнообразных интересов в одной ду
ше, которая при этих условиях должна отличаться большой
силой и способностью к превращениям.




nietzsche.pmd 63 22.12.2004, 0:06
Black
68. Почему все становится комедиантством. Современно 64
му человеку недостает верного инстинкта (результат дол
гой однообразной формы деятельности для каждого рода лю
дей); неспособность создать что либо совершенное есть пря
мое следствие того — отдельный человек не в силах навер
стать не данное ему школой.
Чем вызывается к жизни мораль, законодательство?
Глубоким инстинктивным чувством того, что лишь благода
ря автоматизму их действия возможно совершенство в жиз
ни и творчестве…
Но ныне мы достигли противоположной точки, хоте
ли и достигли ее, а именно — крайней сознательности, само
постижения человека и истории. Благодаря этому на прак
тике мы всего дальше от совершенства в своем бытии, де
лании, воле — самая наша жажда, наша воля к познанию есть
симптом безмерного декаданса. Мы стремимся к противо
положности того, чего хотят сильные расы, сильные натуры —
постижение есть конец…
Что наука возможна в том смысле, как она процветает
ныне, это — доказательство того, что все элементарные ин
стинкты — инстинкты самозащиты и самоограждения — более
не действуют в жизни. Мы больше не собираем, мы расто
чаем то, что накоплено нашими предками,— и это верно
даже в отношении того способа, каким мы познаем действи
тельность.

69. Нигилистическая черта:
а) в естественных науках («отсутствие смысла») — кауза
лизм, механизм. «Закономерность» — переходная ступень,
остаток старины;
b) равным образом — в политике: человек утратил веру
в свое право, невинность; царит лганье, служение минуте;
с) то же — и в народном хозяйстве: уничтожение рабства,
отсутствие искупающего сословия, оправдателя,— появле
ние и рост анархизма. «Воспитание»?
d) точно так же — в истории: фатализм, дарвинизм; пос
ледние попытки истолковать ее с помощью понятий разу
ма и божественности потерпели неудачу. Сентименталь
ность по отношению к прошлому — биография представля
ется чем то нестерпимым! (Феноменализм и здесь: харак
тер как маска; события нет);




nietzsche.pmd 64 22.12.2004, 0:06
Black
е) схожесть и в искусстве: романтика и реакция против
65
нее (отвращение к романтическим идеалам и лжи). После
дняя — моральна, как чувство большей правды, но пессими
европейский нигилизм




стична. Чистые «артисты» (равнодушны к содержанию).
(Психология исповедален и пуританская психология, две
формы психологической романтики; и ее противополож
ное предложение — отнестись к «человеку» чисто артисти
чески, но и тут еще нет решимости на установление обрат
ной оценки!).

70. Против учения о влиянии среды и внешних причин —
внутренняя сила бесконечно важнее; многое, что представ
ляется влиянием извне, в сущности есть только приспособ
ление этой внутренней силы к окружающему. Совершенно
тождественные среды могут получить прямо противопо
ложное толкование и быть использованы в противополож
ном смысле, фактов не существует. Гений не может быть
объяснен из подобных условий его появления.

71. «Современность», изображенная в образе питания и ус
воения пищи.
Чувствительность несказанно обострена (под морали
стическими прикрасами: увеличение сострадания); количе
ство разрозненных впечатлений больше чем когда либо:
космополитизм языков, литератур, газет, форм, вкусов, даже
пейзажа. Темп этого потока — prestissimo1; впечатления смыва
ют одно другое; инстинктивно остерегаешься воспринимать
что либо, воспринимать глубоко, «переваривать» — отсюда
как результат ослабление пищеварительной силы. Проис
ходит известного рода приспособление к этому перегружению
впечатлениями — человек отучается от активности,— все сво
дится к реагированию на внешние раздражения. Он расходует
свою силу частью на усвоение, частью на самооборону, частью на
борьбу. Глубокое ослабление самопроизвольности: историк, критик,
аналитик, толкователь, наблюдатель, коллекционер, чита
тель — все «реактивные» таланты; все — наука!
Искусственное уподобление своей природы «зеркалу»:
есть интересы, но только не проникающие далее эпидер
мы; принципиальная холодность, уравновешенность, стро

1
самый быстрый (итал.).




nietzsche.pmd 65 22.12.2004, 0:06
Black
го поддерживаемая низкая температура непосредственно 66
под тонким верхним слоем, на котором есть тепло, движе
ние, «буря», игра волн.
Противоположность между внешней подвижностью и
некоторым отяжелением и утомлением в глубине.

72. Куда можно отнести наш современный мир: к эпохам
истощения или эпохам восхождения?
Его многообразие и беспокойность обусловлены выс
шей формой сознательности.

73. Переутомление, любопытство и сочувствие — наши со
временные пороки.

74. К характеристике «современности».— Пышный расцвет про
межуточных форм; убыль типов; разрыв с традицией, с школа
ми; господство инстинктов (подготовленное высокой фило
софской оценкой бессознательного), последовавшее за ослабле
нием силы воли,— воления целей и средств…

75. Дельному ремесленнику и ученому приличествует гор
диться своим искусством и со скромным довольством взи
рать на жизнь. С другой стороны, нет зрелища печальнее,
чем то, когда какой нибудь сапожник или школьный учитель
со страдальческим видом дает понять, что он собственно
рожден для чего то высшего. Нет вообще чего либо лучше
го, чем хорошее! А это последнее в том и заключается, что
бы быть в чем нибудь дельным и соответственно тому тво
рить,— virtu1 в смысле итальянского Ренессанса.
В настоящее время, когда государство отрастило себе
бессмысленно «толстый живот», появились во всех полях
деятельности и во всех специальностях, кроме деятелей
еще и «представители», как то: помимо ученых еще лите
раторы: помимо страждущих слоев народа еще и болтающие
и хвастливые бездельники, считающие себя «представите
лями» этого страдания,— не говоря уже о профессиональ
ных политиках, которые благодушествуют и при помощи
крепких легких «представительствуют» общественные ну
жды перед каким либо парламентом. Наша современная

1
добродетель (итал.).




nietzsche.pmd 66 22.12.2004, 0:06
Black
жизнь стала страшно дорога ввиду массы посредников: меж
67
ду тем в античном городе, а как отголосок древности — и во
многих городах Испании и Италии, каждый выступал за
европейский нигилизм




себя и не дал бы даже ломаного гроша за такого современ
ного представителя и посредника.

76. Преобладание мелочного торговца и посредника — даже в
сфере наиболее духовного: литератор, историк (спаиваю
щий прошлое с настоящим), экзотик и космополит; посред
ники между естественными науками и философией, полу
теологи.

77. Наибольшее отвращение возбуждали во мне до сих пор
лизоблюды духа — их можно уже теперь найти в нашей не
здоровой Европе повсюду, и, что их особенно отличает — это
полнейшая чистота совести. Они, пожалуй, немного мрач
ны, немного air pessimiste1, но главным образом прожорли
вы, грязны, марки, вкрадчивы, пролазы, вороваты, парши
вы — и невинны, как все маленькие грешники и микробы.
Они живут за счет умных и остроумных людей, полной при
горшнью бросающих людям свой ум и свое остроумие; они
знают, что богатым духом свойственно беззаботно и даже
расточительно, пренебрегая мелочной осторожностью, день
за днем раздавать себя и свое. Ибо дух плохой домохозяин,
и сам не замечает, как все живет и питается за его счет.

78. Комедиантство
Пестрота красок в современном человечестве и ее при
влекательность. По существу игра в прятки и пресыщение.
Литератор.
Политик (в «национальном шарлатанстве»).
Комедиантство в искусствах:
— недостаток основательной научной подготовки и дис
циплины (Фромантен);
— романтики (недостаток философии и науки и избы
ток литературы);
— романисты (Вальтер Скотт, но также и чудовища —
Нибелунги с наинервнейшей музыкой);
— лирики.

1
с пессимистическим видом (фр.).




nietzsche.pmd 67 22.12.2004, 0:06
Black
«Научность». 68
Виртуозы (евреи).
Народные идеалы, как превзойденные и замененные,
но еще не в глазах народа:
— святой, мудрец, пророк.

79. Недисциплинированность современного духа под всевозмож
ными моральными уборами. Пышные наименования: тер
пимость (а в сущности неспособность сказать «да» или «нет»):
la largeur de sympathie1 (на треть — равнодушие, на треть — лю
бопытство, на треть — болезненная возбудимость): «объек
тивность» (недостаток личности, недостаток воли, неспо
собность к любви); «свобода» по отношению к правилам (ро
мантика); «истина» в противовес лжи и подделке (натура
лизм); «научность» («Le document humain2»: в переводе —
лубочный роман и суммирование, сводка вместо компонов
ки); «страсть», где в действительности беспорядочность и
безмерность: «глубина», где в действительности путаница
и сумятица символов.

80. К критике великих слов.— Я исполнен подозрения и зло
бы к тому, что называют «идеалом»; здесь заключен мой песси
мизм, поскольку я постиг, насколько «высшие чувства» суть ис
точники бедствия, т. е. умаления и обесценения человека.
Ожидая от идеала какого нибудь «прогресса», неизмен
но впадают в заблуждение — до сих пор победа идеала вся
кий раз была движением вспять.
Христианство, революция, отмена рабства, равенство
прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина —
все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе как знаме
на,— не как реальности, а как пышные наименования для чего
то совсем иного (даже противоположного!).

81. Известен тот сорт людей, который влюблен в изрече
ние tout comprendre c’est tout pardonner3. Это — слабые, это
прежде всего — разочарованные: если во всем можно най
ти что либо подлежащее прощению, то, следовательно, и

1
широта симпатии (фр.).
2
человеческий документ (фр.).
3
все понимать, значит все прощать (фр.).




nietzsche.pmd 68 22.12.2004, 0:06
Black
во всем есть нечто, достойное презрения! Здесь философия
69
разочарования кутается столь гуманно в сострадание и так
умильно взирает на нас.
европейский нигилизм




Это — романтики, вера которых улетучилась, и вот им
хочется теперь по крайней мере полюбоваться со стороны
на то, как все бежит и исчезает. Они называют это l’art pour
l’art1, «объективностью» и т. д.

82. Главные симптомы пессимизма: les diners chez Magny2; рус
ский пессимизм (Толстой, Достоевский); эстетический пес
симизм, l’art pour l’art, «description3 (романтический и ан
тиромантический пессимизм); гносеологический песси
мизм (Шопенгауэр, феноменализм); анархический песси
мизм; «религия сострадания», предварение буддизма; куль

<<

стр. 2
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>