<<

стр. 25
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

книги.
Черная музыка — куда девалась настоящая музыка? — сло
вом «настоящая» переводчик передает нем. erquickende,
букв. «освежающая, подкрепляющая» («ясная и глубокая» —
Ницше о музыке Вагнера), какой немецкие композиторы,
современники Ницше, писать не умели. В 60–80 е гг. в му
зыке немецкоязычных государств преобладали малые фор
мы и традиции давно почившего в бозе романтизма (ср.
далее 69, е). «Немцы не способны к пониманию величия:
доказательство — Шуман», писал Ницше.
Анархист… анархизм — теория, предлагавшая заменить
государство конгломератом (как сказали бы сейчас, кон
федерацией) мелких социальных и хозяйственных объеди
нений, которые бы обеспечивали индивиду неограничен
ную самостоятельность, потому что «все, что полезно наро
ду (государству, обществу), вредно для индивида (и наобо
рот)». Возник в бурные 40 е гг. как одно из течений проте
ста против традиционных институтов государства и цер
кви (М. Штирнер, «Единственный и его собственность»,
П. Прудон, «Философия нищеты»), наряду с коммунизмом
(К. Маркс, «Манифест», «Немецкая идеология») и «ново
библейской» социальной критикой или, по выражению Мар
кса, утопическим социализмом (А. Эскирос, «Евангелие на
рода», В. Вейтлинг, «Евангелие бедного грешника», А. Кон
стан, «Библия свободы» и др.).




nietzsche.pmd 742 22.12.2004, 0:07
Black
[743. Приложения]

60. …действительное сострадание и сорадование в больших раз
мерах (радость близкого общения с большим числом себе подобных,
свойственное всем стадным животным).— Ср. у Шопенгауэра:
«Пустота внутреннего мира, пошлость сознания, бедность
ума побуждают людей искать общества, которое опять таки
состоит из совершенно таких же лиц»; впрочем, речь здесь
идет лишь о тех, кого сам Ницше называет «низшими», «ста
дом», но не о нем самом и не о других «высших» индивидах:
«страдать от одиночества есть также возражение,— я все
гда страдал только от множества»1.

64. Второй буддизм. Нигилистическая катастрофа, которая
положит конец буддийской культуре.— Первоначальный буд
дизм представлял собой общину нищенствующих монахов,
проповедовавших освобождение духа от бремени всего ма
териального; вторичный же, т. е. воспринятый европейца
ми в XVIII и XIX веке, проповедовал освобождение духа от
бремени самого себя.
Ницше с детства был дружен с крупнейшим немецким
индологом Паулем Дейссеном (1845–1919), благодаря кото
рому приобрел довольно обширные познания в области
индийской философии.

66. «Будьте просты»… — здесь Ницше полемизирует с еван
гельским «Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби»
(Мф. 10:16).

67. Теперь раздробление земельной собственности объясняется про
тивоположной тенденцией.— В оригинале gehort in, «состав
ляет часть», т. е. является не результатом, как в русском
переводе, а одной из причин.

68. Что наука возможна в том смысле, как она процветает ны
не… — кризис объективистской науки, убедившейся, что чис
то математических выкладок недостаточно для познания ми
ра, имел место не только в конце XIX века, когда его еще за
стал Ницше (махизм, эмпириокритицизм), но и в 70–80 е гг.
XX века (теория самоорганизации, синергетика).

1
Ницше Ф. Ecce homo. // Соч. Т. 2. М., «Сирин», 1990.




nietzsche.pmd 743 22.12.2004, 0:07
Black
[744]

69а. …каузализм, механизм.— Каузализм — попытка объяс
нить все взаимосвязи, существующие в природе, обществе
и человеческой психике, действием одного лишь закона
причины и следствия; механизм (механицизм) — сведение
всех мировых законов к законам механики.

78. Литератор.— Зд. в значении «писака».
Фромантен, Эжен (1820–1876) — французский худож
ник пейзажист и писатель, автор «психологического» рома
на «Доминик», где доказывается, что мужчина не может по
любить женщину безоговорочно, ибо она «порочна изна
чально».
…чудовища—Нибелунги с наинервнейшей музыкой.— Речь об
оперной тетралогии Р. Вагнера «Кольцо Нибелунга».

82. …русский пессимизм (Толстой, Достоевский).— Ницше вы
соко ценил Ф. Достоевского: «Вот психолог, с которым у ме
ня очень много общего»,— писал он Петеру Гасту.

83. Это пророчество претворилось применительно к нам… — вы
смеяв христианство, просветители XVIII в. очень скоро убе
дились, что тем самым лишили толпу мощного дисциплини
рующего начала, не дав ничего взамен, отсюда вольтеров
ское: «если бы Бога не было, его следовало бы выдумать».

84. Шопенгауэр как подделка (дореволюционное состояние)… —
речь о возврате к шаблонам общественного сознания, бы
товавшим до Французской революции.
Коренное непонимание Шопенгауэром воли… — следуя Кан
ту, Шопенгауэр различал волю как «вещь в себе», т. е. как
некий космический принцип, и ее отдельные проявления,
каковыми он считал все многообразие вещей в мире. Выхо
дило, что «волей» обладают и человек, и животные, и крис
таллы, и небесные тела — все, что движется (растет или умень
шается), а движется в конечном итоге все1.
Для Ницше воля без человека бессмысленна, у челове
ка же она может и должна стать источником всех действий.

1
Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Т. 1, с. 23. //
Избранные Произведения. М., «Просвещение», 1992.




nietzsche.pmd 744 22.12.2004, 0:07
Black
[745. Приложения]

85. …рассматривать Вагнера и Шопенгауэра как типы умствен
но ненормальных людей… — в конце 1872 г. некий психиатр
опубликовал статью, доказывавшую, что Р. Вагнер сумасшед
ший. Ницше написал гневный ответ, который зачитывал
на своих лекциях3.

86. Ибсен, Генрик (1828–1906) — норв. драматург и писа
тель, герои которого обычно — сильные, чистые натуры,
вступающие в конфликт с обществом лицемеров и собст
венников. Сам став жертвой такого конфликта, Ибсен боль
ше четверти века провел в эмиграции.

87. …Вагнеровский Парсифаль… — Парсифаль — легендарный
рыцарь Круглого Стола, благодаря своему простодушию
обретший чашу Грааля; герой поздней (последней) оперы
Р. Вагнера, искавшего спасение нации в неиспорченном
«цивилизацией» народе. Образ Парсифаля в Легендах Круг
лого Стола — позднейший, искусственный, в отличие от дру
гих лишенный исторического прототипа: это — недостижи
мый идеал рыцаря, тот самый «хороший мальчик», кото
рый любит овсяную кашу и всегда вежлив с родителями.

89. Гомеопатией христианства назову я это! — Гомеопатия
здесь в смысле отмеривания микроскопических долей исход
ного вещества.
…чтобы какой нибудь «дух» «носился» над этими водами…
— парафраз библейского «… и Дух Божий носился над во
дою» (Быт. 1:2).

90. …и немецкий дух в 1888 году есть шаг назад по сравнению с
немецким духом в 1788. — В 1786 г. умер Фридрих Великий,
выдвинувший Пруссию в мировые державы, Кант успел
стать известным философом, а Гете — поэтом, Гегель в 1788
г. поступил в университет, Шиллер опубликовал программ
ное стихотворение «Боги Греции». В феврале 1788 г. родил
ся Артур Шопенгауэр. 1888 год, последний год творческой
работы Ницше, немцы называли «годом трех императо
ров», потому что 9 марта в возрасте 91 года умер Вильгельм
I, соратник Бисмарка по созданию нового рейха (см. прим.
748), ровно 99 дней спустя умер его сын и преемник Фрид




nietzsche.pmd 745 22.12.2004, 0:07
Black
[746]

рих III, а после него воцарился последний германский им
ператор Вильгельм II, положивший конец надеждам на со
циальные реформы.

91. Гальяни, Фердинандо, аббат (1728–1787) — итал. писа
тель, экономист и дипломат, друг Дидро и сотрудник «Эн
циклопедии»; предшественник «духовного» направления в
историографии XIX в., отрицавшего всякое влияние мате
риальных и геополитических факторов на ход мировой
истории; «самый глубокий, проницательный и, может быть,
самый грязный человек своего столетия»1.
…леопардиевского пессимизма… — Леопарди, Джакомо,
граф (1798–1837): итальянский поэт романтик, чьи стихи,
отточенные по форме, проникнуты глубочайшей меланхо
лией.
Быть может, я лучше всех знаю, почему только человек смеет
ся… — См. у Ницше далее, § 693 и 1040.

92. Кант — Руссо, сенсуалисты, Юм, Сведенборг.— О влиянии
Ж. Ж. Руссо на Канта писали много2; сенсуализм — направ
ление в теории познания, восходящее к античности (Эпи
кур), предполагающее, что познавать возможно лишь инту
итивно, а всякие рационалистические построения лишь за
темняют дело; — Юм, Дэвид (1711–1776): английский фило
соф, скептик и агностик; считал причинно следственную
связь бесспорной лишь психологически, а (социальную) пси
хологию поэтому единственной надежной базой любой на
уки; — Сведенборг, Иммануил (1688–1772) шведский инже
нер ясновидец, почетный член СПб. Академии наук, основа
тель религии Нового откровения («Церковь Нового Иеру
салима», существующая и поныне в США и др. странах).
Шопенгауэр — индийцы и романтика, Вольтер.— Шопенга
уэр много почерпнул из индийских и особенно буддийских
учений (растворение индивидуальной воли в мировой —
аналогия с нирваной и т. п.); романтизм с его мрачным ми

1
Ницше Ф. По ту сторону добра и зла. // Соч. Т. 2. М.— Л.,
«Сирин», 1990.
2
См. статью В. Асмуса: Кант // Философская энциклопедия.
М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 2.




nietzsche.pmd 746 22.12.2004, 0:07
Black
[747. Приложения]

роощущением героя одиночки послужил естественным пер
воисточником шопенгауэровского пессимизма, а с Вольте
ром находили у него даже внешнее сходство1.
Вагнер — французский культ ужасного и большой оперы, Па
риж и бегство в первобытное состояние (брак брата с сестрой).—
Парижский период жизни Вагнера, который он сам назы
вал «адом», подвигнул его на «создание большой немецкой
оперы». «Культ ужасного» стал проявляться в уставшей от
войн и революций Франции в 70 е–80 е гг.: художники, пи
сатели изображали калек, воров и проституток, в кабаре вы
ступали карлики и уроды и т. п. Характерный пример — ге
ниальный художник А. Тулуз Лотрек (1864–1901), поражен
ный наследственным заболеванием, сам дитя от брака бра
та и сестры (двоюродных).
Как же это именно немцы открыли греков… — Ницше не
дает на этот вопрос прямого ответа, однако в его рассужде
ниях о греческих философах подчеркивается близость взгля
дов софистов к его собственным (см. 427 и дал.). Галеви
пишет: «Ницше анализирует происхождение и сущность эл
линского лиризма, противопоставляет между собою две
Греции: одну, опьяненную мифологией, дионисовыми пес
нями и полную иллюзий, т. е. Грецию Эсхила — трагическую,
завоевательницу, и другую, нечестивую, рассудочную, бес
кровную, Грецию александрийскую, Грецию Сократа, кото
рая, умирая, развращает оставшиеся вокруг нее нетрону
тые народы… Далее Ницше показывает нам, как точно так
же сталкиваются между собою две Германии: Германия де
мократов и ученых с Германией солдат и поэтов; нужно сде
лать между ними свой выбор»2.
Музыка есть постепенное стихание звука.— Нем. Musik ist
Ausklingen, т. е. по смыслу: музыка есть путь к молчанию.

93. Возрождение и Реформация… Расточительность… — После
суровых Средних веков люди новой эпохи настолько стре
мились «взять от жизни все», испытать все переживания,
что очень многие, особенно талантливые ученые, художни
ки, поэты, «растрачивая» себя, умирали молодыми, на дуэ

1
Павленков В. Ф. Шопенгауэр. // ЖЗЛ. СПб., «Глория Крис
талл», 1998.




nietzsche.pmd 747 22.12.2004, 0:07
Black
[748]

ли или от болезней; долгожители, как Микеланджело (89)
или Челлини (71), были редки.
Начался неприличный век Германии.— XVI в., в литерату
ре: Ганс Сакс, Иоганн Фишарт, «народные книжки», песни,
полные самых непечатных выражений в адрес святых и
церковных иерархов как следствие отказа от поклонения
прежним (католическим) идеалам и авторитетам.

94. Рыцарство как добытое с бою положение власти… — нем.
Ritterlichkeit, т. е. как качество, а не как сословие (Rittertum).
Бичер Стоу, Гарриет (1811–1896) — американская писа
тельница, автор знаменитого романа «Хижина дяди Тома».
…небесное царство нищих духом началось.— Ср. евангель
ское: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небес
ное» (Нагорная проповедь, Мф. 5: 3).

95. Аристократизм: Декарт, господство разума… — Декарт,
Рене (1596–1650) — французский философ и естествоиспы
татель, автор рационалистической теории познания, пред
полагавшей возможность достоверного знания, если оно
подкреплено стройными логическими рассуждениями (вы
водимыми на основе математических доказательств).
Анимализм: Шопенгауэр, господство похоти… — Нем. Be
gierde имеет более широкое значение, чем русское «похоть»
— это страстное желание, вообще стремление к чему то,
сходное с шопенгауэровской волей (см. ниже).— Анимализм
здесь — преобладание животного начала в человеке.
Конт, Огюст (1798–1857) — французский математик и
философ, основатель и «первосвященник» позитивизма
(сам себя на склоне лет объявил таковым); верил в возмож
ность и необходимость исправления устройства общества
под руководством духовной элиты.
Успех детерминизма… — Детерминизм — учение о всеоб
щей причинной обусловленности явлений в природе, об
ществе, психике человека. Использовался просветителями
(Руссо, Гердер и др.) в качестве антитезы правящему миром
промыслу Божию.
Вслушайтесь в слова Гете о Спинозе.— «Этика» Спинозы
произвела на Гете большое впечатление своей искренно
стью. «Он успокоил мои разбушевавшиеся страсти»,— писал




nietzsche.pmd 748 22.12.2004, 0:07
Black
[749. Приложения]

Гете.— «Но прежде всего меня захватило в этом мыслителе
полнейшее бескорыстие, светившееся в каждом из его по
ложений… Быть бескорыстным во всем, и всего бескорыс
тнее в любви и дружбе, стало заветным моим желанием,
моим девизом, моим житейским правилом»1.
Не отождествляя свое мировоззрение со спинозовс
ким, Гете тем не менее подчеркивает, что тот «благодаря
математической и древней раввинской культуре поднялся
на вершину мышления»2.

97. …ученых Пор Рояля.— Пор Рояль — женский монастырь в
Шеврезе, с 1625 в Париже; первоначально иезуитский кол
ледж, во 2 й половине XVII в. ставший оплотом янсенизма
и важнейшим центром французской культуры. Его настоя
тельница, мать Анжелика, была сестрой Антуана Арно («Ве
ликого Арно», 1612–1694, философа картезианца); вокруг
них собралась группа известнейших ученых — Паскаль, Ни
коль, де Саси, Лансло, поэт Расин. Их этика «умеренного
протестантизма» «дала тип интеллектуально развитого че
ловека с высоким чувством моральной ответственности, но
в то же время с фанатической сектантской узостью»3.
Альфиери, Витторио, граф (1749–1803) — итальянский
поэт и драматург, автор двух десятков трагедий на антич
ные и современные сюжеты, посвященных глубоким нрав
ственным коллизиям и борьбе страстей.

101. Блаженный Августин (Августин, Аврелий, 353–430)
— раннехристианский богослов, епископ Гиппонский (Сев.
Африка). Философ неоплатоник. Автор ряда трудов, счи
тавшихся апологетикой (защитой от ересей) основ христи
анства, на деле же практически впервые формулирующих
эти основы.

103. Шатобриан в письме от 1803 г. к де Фонтану… — Шато
бриан, Франсуа Рене де, виконт (1768–1848): французский

1
Гете И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга XIV.
2
Там же. Книга XVI.
3
См. статью Аверинцева С.: Янсенизм // Философская энцикло
педия. М., «Советская Энциклопедия», 1962. Т. 5.




nietzsche.pmd 749 22.12.2004, 0:07
Black
[750]

аристократ, писатель, во времена Реставрации дипломат или
посол в Берлине, Риме, Лондоне. Автор ряда романтичес
ких повестей, путевых заметок и эстетико филос. тракта
тов: «Гений христианства», «Опыт революций», «Опыт… о
переворотах» и др.1 — Фонтан, Луи, маркиз де (1757–1821):
ректор Парижского Университета 1808–1815, близкий друг
Шатобриана.
Президент де Бросс… — Бросс, Шарль, граф де (1709–1777),
президент Бургундского парламента, французский исто
рик, автор весьма язвительных «Писем об Италии».
Готье, Теофиль (1811–1872) — французский поэт, писа
тель и критик, начавший как романтик, но позже перешед
ший на позиции «искусства для искусства» («Эмали», «Ка
меи»).
Делакруа также не любил Рима… — Делакруа, Эжен (1798–
1863) — французский художник, «глава» романтической шко
лы живописи. В Рим ездили учиться скульпторы, живописцы
же предпочитали оливковые рощи итальянской деревни.
Ламартин восхваляет Сорренто и Позилиппу.— Ламартин,
Альфонс де (1790–1869): французский историк и поэт, счи
таюшийся «первым из романтиков»: его меланхолические
«Поэтические раздумья» (1820) принесли ему необычайную
популярность.— Позилиппо: потухший вулкан на побережье
Неаполитанского залива.
Виктор Гюго восторгается Испанией… — Гюго, Виктор
Мари (1802–1885) — известный французский писатель, по
святивший Испании целый ряд стихотворений и два поли
тических воззвания.

105. Энгр, страстный музыкант… — Энгр, Жан Огюст Доми
ник (1780–1867): французский художник классицист, живо
писец и рисовальщик, природный музыкант, игравший на
всех музыкальных инструментах.
Вернэ, Горас (Орас, 1789–1863) — французский худож
ник, сын и внук художника, писавший главным образом ба
тальные картины.
То типичное превращение, наиболее ярким примером которого
между французами может служить Г. Флобер… с 1830 по 1850 год

1
Шатобриан Р. Замогильные записки. М., 1995.




nietzsche.pmd 750 22.12.2004, 0:07
Black
[751. Приложения]

— Точнее, по 1851 год, когда во Франции к власти оконча
тельно пришел Наполеон III, и всякое «умственное броже
ние» было подавлено полицейским режимом.— Флобер, Гюс
тав (1821–1880) — французский писатель, начавший в 40 е гг.
как поздний романтик («Мемуары безумца», «Пляска мерт
вецов»), при Наполеоне же III м ставший пессимистом впол
не в духе Ницше. Отсюда «чувство глубокой бесперспектив
ности, которое, как лейтмотив, звучит повсюду у Флобера…»1.

106. …сколько «Теклы» в Бетховене! — Текла: раннехристиан
ская святая, оставившая родителей и жениха ради пропо
веди христианства; есть греческий роман II в. о деяниях ее
вместе с ап. Павлом, изданный по немецки в 1851 г., в 1858 г.
переложенный в пространную поэму тогда модным, а ныне
забытым поэтом Паулем Гейзе (1830–1914).
Фрейшютц («Волшебный стрелок», нем. Freischutz) —
опера К. М. фон Вебера; «Летучий голландец» — опера Р. Ваг
нера.

107. Credo quia absurdum est — «Верую, потому что бесмыс
ленно», слова, лишь приписываемые Квинту Септимию
Флоренту Тертуллиану, раннехристианскому писателю на
чала II в., но вполне выражающие его важнейшие положе
ния — о примате веры перед знанием и об авторитете как
критерии истины2.

110. Признаки силы… моглут быть ошибочно приняты за сла
бость… — в переводе на современный язык смысл этого пас
сажа таков: с точки зрения традиционного, т. е. давно изжив
шего себя, но все еще возводимого в эталон всеобщего по
давления чувств, эти проявления силы и независимости
многими будут восприняты как порок.

113b. Страх перед всеобщим «Напрасно».— Нем. umsonst, здесь
— калька с латинского frustra в значении «что ни делай, все
равно ничего не изменишь».

1
Елизарова М. Гюстав Флобер. // История зарубежной литера
туры XIX в. М., 1972.
2
Тертуллиан. Избранные. соч. М., «Прогресс», 1994.




nietzsche.pmd 751 22.12.2004, 0:07
Black
[752]

114. …потенцирование ценности человека… — в данном случае
— попытка решить психологические и социальные пробле
мы путем все большего увеличения относительной ценности
человеческой личности, что (до определенных пределов)
составляет основу современного западного «умозрения».

116. …артисты, евреи, музыканты… — Ницше имеет в виду
маргиналов, по тем или иным причинам вытесненных об
ществом на периферию общественной жизни и вынужден
ных добиваться «места под солнцем» исключительно за счет
личных качеств.

117. …постановка на первое место вопроса о здоровье тела, а не
о здоровье «души»…— здесь и далее Ницше почти цитирует
Фридриха Людвига Яна (1778–1852), активного пропаган
диста «всенародной» физической культуры и спорта как
средства возрождения немецкого духа после поражения в
войнах с Наполеоном.

118. …более… гетевское отношение к чувственности. — Гете счи
тал чувственность движителем душевного развития чело
века вообще и его творчества в частности: «видно, приро
де угодно, чтобы один пол воспринимал другой как чувст
венное воплощение всего доброго и прекрасного», и далее:
«все, что радовало, мучило или хотя бы занимало меня, я
тотчас же спешил превратить в образ, в стихотворение»1.

120. …гиератические манеры: — иератический (греч.) — свя
щенный.
…мы считаем страсть за преимущество… — нем. wir rech
nen die Leidenschaft als ein Vorrecht, т. е. признаем преиму
щество страсти.
Данкур, Лесаж, Реньяр… — Данкур, Флоран (1661–1725):
французский драматург, автор нескольких «комедий нра
вов» наподобие мольеровских («Модный кавалер», «Добро
порядочные мещане» и др.); — Лесаж, Ален Рене (1668–1747):
французский писатель, драматург, автор многочисленных
романов, сатирических повестей и комедий1; — Реньяр, Жан

2
Гете И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Книга V и книга VII.




nietzsche.pmd 752 22.12.2004, 0:07
Black
[753. Приложения]

Франсуа (1655–1709): французский драматург, автор несколь
ких комедий в стихах и прозе («Игрок», «Единственный на
следник» и пр.).

121. Высшие точки подъема культуры и цивилизации не совпа
дают.— Ср. более подробную разработку этой темы у Шпен
глера: «Культура и цивилизация — это рожденный почвой
организм и образовавшийся из первого при его застывании
механизм… Одновременно с этим мораль превращается в
проблему. Мораль культуры — это та, которой обладают, мо
раль цивилизации — та, которую ищут»2.

123. …борьба между Руссо и Вольтером около 1760.— Об этой
«борьбе» см. 98–100.

128. Ранке, Леопольд фон (1795–1886) — немецкий исто
рик, за заслуги возведенный во дворянство; считается од
ним из основателей «объективно критического метода» исто
риографии и «художественной» формы изложения, автор
многочисленных трудов по истории европейских стран.
Ренан, Эрнест (1823–1892) — французский востоковед
и историк религий, автор многочисленных и чрезвычай
но популярных в свое время книг по истории иудаизма и
раннего христианства3.

130. Уоллес, Роберт (1697–1771) — английский пресвите
рианский священник, автор оригинальной «теории наро
донаселения», согласно которой человечеству угрожает ги
бель от перенаселения, отсрочить которую помогают нис
посылаемые Провидением войны, эпидемии и нищета.

132. Что отличает нас, действительно хороших европейцев…
— в оригинале Die guten Europaer, die wir sind, т. е. по смыслу:
нас, «добрых европейцев», каковы мы в собственных глазах.

1
См., напр.: Лесаж А. Похождения Жиль Блаза из Сантильяны.
Т. 1–2. Л., 1958; Хромой бес. М., 1969.
2
Шпенглер О. Закат Европы. Глава V.
3
См. в т. ч.: Ренан Э. Апостолы. СПб., 1911, репринт М., 1990;
Святой Павел. Антихрист. СПб., 1912, репринт М., 1990.




nietzsche.pmd 753 22.12.2004, 0:07
Black
[754]

134. Настало время великого полдня, ужасающего просветле
ния… — ср. «Полдень и вечность», один из вариантов назва
ния 1 й главы «Заратустры», где говорится, как тот, прожив
10 лет (с 30 до 40) отшельником в горах, ощутил полноту
своей мудрости и вышел к людям.
Коренное противоречие в цивилизации и в возвышении челове
ка.— Ср. у О. Шпенглера: «Цивилизация — это те самые край
ние и искусственные состояния, осуществить которые спо
собен высший вид людей. Они — завершение… они — неиз
бежный конец».


книга вторая
критика прежних высших ценностей
135. Состояния, которые казались ему чуждыми… он истолко
вывал как одержимость колдовскими чарами… — Ср. архаичные
культы, сохранившиеся на периферии технологических
цивилизаций до наших дней (вуду, винти, аку аку).
…чувство «спасения»… — В немецком языке богослов
ский термин «спасение» передается двумя словами: Heil как
окончательное «Спасение» души (с дальнейшим переходом
в рай) и Erlosung как «спасение» от очередного греха еще в
земной жизни. В русском переводе они различаются напи
санием с прописной и строчной буквы.
…это своеобразный случай alteration de la personalite… — Фр.
нем. «альтерация» как изменение сознания, см. прим. 52; о
«множественности личности» см. у Ницше далее (394, 490).

139. Священник…хочет быть неуязвимым и вне нападок… — Ср.
догмат о непогрешимости папы, утвержденный Ватикан
ским собором в 1870 г. (!) и отмененный лишь в наше время.

140. …понятие «гетеродоксии»… — Heterodoxia, греч. «ино
славие»: богословский термин, означающий принадлежность
«не к нашей» христианской церкви (конфессии, секте).

141. …двойная ложь, разработанная типично арийскими фило
софами Веданты: две системы, противоречащие друг другу во всех




nietzsche.pmd 754 22.12.2004, 0:07
Black
[755. Приложения]

главных постулатах… — Из шести «ортодоксальных» фило
софских учений, сложившихся в Индии к концу I тыс. до н. э.,
Ницше выделяет (и противопоставляет) два: Веданту — уче
ние о мировой душе Брахмане как единственном обладате
ле истинного бытия, и остальном мире как иллюзии (майя),
непознаваемой и не подлежащей познанию, и Мимансу, в
которой истинным бытием обладает только реальный мир,
никакой мировой души нет, мир же управляется кармой и
познаваем разумом.— Арии (санскр. arya — «благородный») —
в Индии обозначение представителей высших каст, в этно
графии — племена, вторгшиеся на рубеже III и II тыс. до н. э.
в Индию и Персию и положившие начало будущим «белым»
индийцам и европейцам. Ницше интересует здесь лишь
янский («мужской») аспект мировоззрения этих племен, вы
двигавших на первое место доблесть воина, в отличие от
племен с преобладающе иньским мировоззрением («семи
тические»), у которых на первое место выдвигается Закон
и повиновение ему. Хотя эти слова Ницше позже и были
истолкованы как обоснование завоевательных притязаний
«арийской» германской расы, для Ницше эта архаичная фи
лософия представлялась скорее тупиком (см. ниже, § 142:
«арийское влияние испортило весь мир»), т. к. основанием
для превосходства одних людей над другими служит в ней
лишь принадлежность к определенной группе (касте).
Святая ложь, таким образом, принципиально направлена:
на цель действия… — в этой главке Ницше использует два сло
ва, соответствующих рус. «цель»: Zweck и Ziel. Первое, обо
значающее нечто конкретное, а тем самым (для Ницше) и
низменное, используется в начале; второе, обозначающее
цель высшую,— в конце.

142. К критике законов Ману.— Законы Ману — памятник
древнеиндийской литературы, свод законов и правил мо
рали, составленный в III в. до н. э., по преданию, самим Ману
— внуком Брахмы, прародителем теперешнего рода чело
веческого1. Ницше прочел их в 1887 г., и они стимулирова
ли его работу над «Волей к власти». См. далее (§ 716).

1
На рус. яз.: Законы Ману Пер. С. Эльмановича. СПб., 1913, пе
реизд. М., 1992.




nietzsche.pmd 755 22.12.2004, 0:07
Black
[756]

…у небезызвестного Платона, когда тот выдумывал свое «го
сударство».— Об отношении Ницше к платоновскому трак
тату о государстве см. § 304 и прим.

143. Сегодня много рассуждают о семитическом духе Нового
Завета… — Семитическими в этнографии называются наро
ды, говорящие на родственных языках одноименной груп
пы (евреи, арамеяне, эфиопы геэз, арабы, вавилоняне, ас
сирийцы и др.), однако в конце XIX в. европейцы подразу
мевали под этим главным образом евреев.
Развитие иудейского священнического государства не ориги
нально: они эту схему освоили в Вавилоне; схема эта арийская.—
Попытка образования централизованной царской власти
в Палестине (XI–X в. до н. э.) провалилась из за междоусо
биц; в VIII в. часть ее жителей была уведена в плен в Вави
лон, потом эти эвакуации повторялись; в Вавилоне при асси
рийских и халдейских государях продолжал действовать
принцип, восходящий к аккадским династиям III тыс. до н. э.:
царь — наместник Бога на земле, законодатель и первый
жрец культа. Схема это, правда, не арийская, а более древ
няя (ср. прим. 141), однако сохранившая свое значение и при
персидском царе Кире, в 536 г. до н. э. позволившем евреям
вернуться в Палестину. По возвращении ряд иудейских свя
щенников во главе с Ездрой приняли меры ко введению куль
та верховного жреца на исторической родине, и им это уда
лось, хотя и не без труда. Однако политического значения
это не имело, потому что последовавшие греческие и рим
ские завоевания, несмотря даже на войны Маккавеев (142–
76 до н. э.), не позволили возникнуть теократическому ев
рейскому государству, какие позже удалось создать арабам.
…это отвечало духу господствующей расы: величайший ата
визм.— В Средние века (VI–XVI вв.) католические иерархи,
обладавшие единой организацией с центром в Риме, часто
были могущественнее светских князей, назначая и смещая
их по своему усмотрению. Многие даже объединяли ту и
другую власть в одном лице (ср. князь епископ1 или Папское

1
Титул правителей округов Бреслау, Бриксен, Герц, Клагенфурт,
Краков, Марбург, Прага, Вена, Зальцбург и др., где княжеский
титул принадлежал католическим иерархам.




nietzsche.pmd 756 22.12.2004, 0:07
Black
[757. Приложения]

государство — 755–1870, с перерывами). Ср. у Ницше ниже:
«церковь отлучала германских императоров…» (§ 871 и прим.).
Под «германской кровью» Ницше понимает здесь регионы
Северной и Центральной Европы, населенные наиболее
отсталыми в культурном отношении племенами, для кото
рых модель теократического государства долгое время бы
ла проще и предпочтительнее светского.
Магометанство, опять таки, у христиан училось: исполь
зование «потусторонней жизни» как карающего органа.— Иуде
охристианское представление о геенне огненной, куда Бог
«соберет лицемеров и неверных», перешло и в Коран (IV:
140, VIII: 38 и др.)1.
Неизменяемая схема человеческого сообщества со священни
чеством во главе… <…> Еще Платон; но прежде всех египтяне.—
В своей теории трех сословий — философов правителей,
воинов защитников и работников, Платон, в сущности, вос
производит кастовое деление Древнего Востока, в частно
сти, Египта, где ему, как считается, довелось побывать. В
Египте фараон считался также олицетворением Бога на
земле, т. е. главой жречества и культа. Любопытно, что по
добная схема существовала и в России с 1701 по 1917 год,
когда император («помазанник Божий») был главой Свя
щенного синода и предстоятелем церкви (вместо патриар
ха), а общество делилось на духовенство, дворянство (вклю
чая военных) и «податные сословия» (мещане, крестьяне).

145. Как выглядит «да» сказующая арийская религия… Как
выглядит «нет» сказующая… — Сегодня мы назвали бы эти ти
пы религий «позитивистскими» и «негативистскими».

146. …оба отводка иудейской религии… — Т.е. христианство
и ислам.

147. «Невинен», к примеру, Петроний: — Гай Петроний, про
званный Арбитром (умер в 67 г.), римский писатель, при
дворный императора Нерона; считается автором романа
«Сатирикон».

1
Здесь и далее Коран цитируется по переводу Г. Саблукова (Ка
зань, 1907, репринт 1990).




nietzsche.pmd 757 22.12.2004, 0:07
Black
[758]

152. В христианском культе в центре — круговорот паралити
ческих феноменов… — Ницше имеет в виду ряд новозаветных
«исцелений расслабленных» (паралитиков) и воскрешений
мертвых, завершаемый воскресением самого Иисуса (Мф.
4:23–24, 9:18–19, Ин. 20:1–13 и др.).

156. Для тех, кто грезили о Вальхалле, кто высшим счастьем
почитали войну! — Валгалла — пиршественный зал бога Оди
на, «рай» германо скандинавской мифологии, куда попада
ли лишь воины, павшие на поле брани.

158. Христианство … не следует путать с тем единым корнем,
о котором оно напоминает своим наименованием: другие корни,
из которых оно выросло, были куда мощнее… — Неоиудейская
секта, основанная учениками Иисуса Христа, не имеет ни
чего общего ни со средневековым христианством (V–XI вв.),
складывавшихся под влиянием неоплатонизма и гности
цизма, ни с одноименными религиями XI–XVIII в., вырабо
тавшими собственную догматику и философию, ни с католи
ческим и протестантским мистицизмом XIX в., а тем более
с его бюрократическими и финансовыми институтами. В Рос
сии этот процесс делится на иные периоды (XI–XVII вв.—
заимствование и переработка догм, 1700–1917 — развитие
философии и институтов).

160. …в установлениях иудейской церкви — он даже и с самим
существованием иудейства… не желает считаться… — Выраже
ние «иудейская церковь» употребляется Ницше не в бого
словском, а лишь в историческом смысле, т. е. как бюрокра
тическая надстройка над общиной верующих. Точно так же
он, хотя и пишет о религии, говорит здесь и далее Judentum
вместо Judaismus, напоминая, что религиозные предписа
ния для правоверных иудеев слились с бытовыми: иудей
ский Закон с I в. до н. э. основывался не столько на Торе (Вет
хом Завете), сколько на решениях раввинов, а с Х в. н. э.—
на установлениях многотомного Талмуда, регламентировав
ших буквально каждый шаг.

161. О детях говорится, что «их есть Царство Небесное»… —
Ницше цитирует (неточно) слова Иисуса: «Пустите детей




nietzsche.pmd 758 22.12.2004, 0:07
Black
[759. Приложения]

приходить ко Мне и не препятствуйте им; ибо таковых есть
Царствие Божие» (Мр. 10:14).

162. Разбойник на кресте… <…> принимает Евангелие и тем
самым уже обретает рай… — Неточный пересказ эпизода из
Евангелия от Луки, в котором один из двух распятых вмес
те с Иисусом разбойников уверовал в Него, и Он пообещал
ему: «Ныне же будешь со Мною в раю»; слова же: «истинно
Человек этот был праведник» произносит римский страж
ник (Лк. 23:40–47).

163. [Заповеди Иисуса:} — Ницше пересказывает здесь На
горную проповедь (Мф., гл. 5).

164. Позднейшие привнесения.— В древних логиях (записях
поучений Иисуса), послуживших источниками Евангелий,
нет не только цитируемых ниже, но и многих других эпи
зодов1. Корпус Четвероевангелия окончательно сложился
(был признан каноническим) только к V в.

165. …практика первой ecclesia militans апостола Павла и все
его поведение… изображены как предписанные, как предустанов
ленные заранее.— Лат. «церковь воинствующая», в богословии —
сообщество живущих христиан, цель которого — оборонять
ся от иноверцев и стремиться обратить их в христианство,
в отличие от «церкви торжествующей» (ecclesia triumphans),
которой она станет, выполнив эти задачи; пока же к после
дней принадлежат лишь обитатели Царства Небесного.—
Апостол Павел, сделавшись из знатного иудея и лояльного
римского гражданина тайным наставником гонимых хрис
тиан, в посланиях к ним призывает кары Божии на головы
иудеев (Рим. 11:25, 2 Кор. 3: 4 и далее) и римских властей
(Еф. 6:11 и далее), а в адрес собственных подопечных не ску
пится и на прямые угрозы, если они отойдут от его учения
(2 Кор. 10:3 и далее, Гал. 1:9 и др.). Впрочем, гражданские
власти для него по прежнему священны (Рим. 13:1–5). По
слания ап. Павла полны ссылок на книги Ветхого Завета.

1
См., напр.: Евангелие от Фомы, опубл. в сб.: Античность и со
временность. М., «Наука», 1972.




nietzsche.pmd 759 22.12.2004, 0:07
Black
[760]

166. …неуклюжая бессмыслица «увековеченного Петра»…— Апо
стол Петр считается «первым епископом Рима», через ко
торого пастырская благодать Иисуса передалась его преем
никам — почти трем сотням римских пап,— и далее карди
налам, епископам и т. п.

167. Он пытается привести продолжение существования… в
каузальную связь с жертвой… — Нем. Fortexistenz, «продолжаю
щееся бытие», как обозначение жизни после смерти; ап. Па
вел неоднократно напоминает своим адресатам о жертве
Иисуса Христа как залоге их «продолжающегося бытия», ес
ли они будут тверды в вере (Рим. 15:3, 1 Кор. 11:23, 2 Кор. 8:9,
Евр. 7:27 и др.).
…«спасение» через веру.— Нем. Erlosung, см. прим. 135; сло
ва ап. Павла: «Человек оправдывается не делами закона, а
только верою в Иисуса Христа» (Гал. 2:16) вызывали споры
уже у современников — ср. «Человек оправдывается дела
ми, а не верою только» у ап. Иакова (Иак. 2: 24).

170. Побратание по еврейско арабской традиции через благодать
совместной трапезы, еды и питья, стало «таинством причас
тия».— Подобные трапезы, восходящие к очень древней
традиции (ср. Быт. 18:1–8) у первых христиан назывались
«агапами» (от греч. agaphe, «любовь») или «сенаклями» от
лат. coenaculum «трапезная», в Евангелии помещение, где
Иисус принимал последнюю трапезу со Своими учениками
(тайная вечеря, Лк., гл. 22); позже традиция была переня
та мусульманами, у которых сохранилась до сих пор (ср. сред
неазиатское гап — «мужская вечеринка»).
…учение о сыне человеческом как «сыне божием» <…> отсю
да: «вторая ипостась Божия»… — Учение о триипостасности
божества (Бог Отец, Бог Сын, Бог — Дух Святой), от греч.
hypostasis «сущность», возобладало в христианстве отнюдь
не «с самого начала», а лишь после 3 го Вселенского собора
(431), да и позже подвергалось сомнению; то же относится и
к превращению «Сына Человеческого» (арам. Bar Adam оз
начало лишь «человек, такой же, как все») в «Сына Божия».

172. …неблагородство христианства… — Нем. das Unvorneh
me. Здесь и далее для обозначения понятия «благородный»




nietzsche.pmd 760 22.12.2004, 0:07
Black
[761. Приложения]

Ницше использует слово vornehm, т. е. порядочный, уважа
ющий себя, вместо edel — «благородный по праву рожде
ния», см. у Ницше далее (гл. 935–953).

173. …к самому понятию «обращение» относится как можно
легче.— Ср. его знаменитое «нет ни эллина, ни иудея» (Кол.
3:11), означавшее, что доступ в христианскую общину от
крыт для всех, а не только для евреев.

174. Аскетизм не есть специфическая черта христианства… —
Аскезу практиковали еще пифагорейцы, однако лишь как
набор гимнастических и медитативных упражнений напо
добие йогических, а не как «умерщвление плоти».

175. Песнь во славу любви, Павлом сочиненная <…> это иудей
ское раздувание вечного пламени, семитского по происхождению.—
У Павла: «Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не
завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчин
ствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла…»
(1 Кор., гл. 13).
…вернейший способ узнать, есть ли у человека хоть толика
классического вкуса — проверить, как он относится к Новому За
вету (сравни Тацита): — Тацит, Публий Корнелий (55?–117?)
— «последний классический» римский историк, автор зна
менитых «Анналов» и «Истории». Ницше, видимо, не пе
речитывал Тацита со школьных лет (в Университете его ув
лекли греки) и забыл о его склонности к «моральным суж
дениям», против которых выступал сам: Тацит осуждает
всех (т. е. не только христиан и иудеев, но и германцев, бри
танцев, даже греков), не принявших римского образа жиз
ни. Впрочем, Ницше прав в том, что римляне I–III вв.—
Тацит (Анналы, XV, 44), Светоний (Жизнь двенадцати це
зарей, VI, 16), Лактанций, Цельс,— считали христианство
«новым, зловредным суеверием» черни1.
«Крест» надо воспринимать, как Гете. — Ср. слова Фауста:
Но я к загробной жизни равнодушен.
В тот час, как будет этот свет разрушен,
С тем светом я не заведу родства.
Я сын земли…
(Пер. Б. Пастернака).




nietzsche.pmd 761 22.12.2004, 0:07
Black
[762]

176. …чувство расщепления личности… — Нем. Alteration, «из
менение», «поражение», ср. прим. 52.

186. Новый Завет — это евангелие людей абсолютно неблагород
ного сорта… — Здесь Евангелие в знач. греч. euaggelion — «бла
гая весть», священная книга.

191. Только прислушайтесь к речам первого государственного му
жа Германии… — и вы услышите голос придворного проповедника
Тартюфа.— «Первый государственный муж» — Бисмарк (см.
прим. 57), канцлер Германии 1871–90, проводил нарочито
«честную и открытую политику», что дало британскому
министру иностранных дел Дизраэли повод сказать: «Бере
гитесь этого человека, он и в самом деле говорит то, что
думает!» На деле же Бисмарк решающим аргументом в по
литической и дипломатической борьбе считал силу.

192. «Вера» или «дела»? <…> Христианский дилетантизм Лю
тера.— Цитируя известные слова ап. Павла: «Человек оправ
дывается верою…» (см. прим. 167), Лютер вкладывал в них
именно тот смысл, что истинная вера, если она есть, дела
ет ненужными любые «христианские» поступки, за что под
вергся жесточайшим нападкам со стороны католических бо
гословов (1521).

195. …прежде всего к Платону, этому инстинктивному семиту
и антиэллину… — Об «антиэллинизме» Платона см. у Ницше
далее (§ 427 и прим. к ней.).

197. …иудейский инстинкт «избранничества»… — Обозначе
ние «сынов Израиля» как избранного Богом народа, встре
чающееся уже в древних текстах (в знач. «избранные для
служения», 1 Пар. 16:13), в послепленную эпоху (VI–V вв.)
окончательно стало обозначением единственно праведно
го народа (Вт. 4:37, 7:6, 14:2–7, Второисайя — Ис. 45:4).
…совершенное отсутствие действительных целей… — Нем.
Ziel, см. прим. 141.
«Если не станете как дети» — слова Иисуса: «Говорю вам,
если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Цар
ство Небесное» (Мф. 18: 3).




nietzsche.pmd 762 22.12.2004, 0:07
Black
[763. Приложения]

202. Платон… в Египте? — См. прим. 143.
204. …народа, который в политическом отношении уже ни на
что не притязал и вел своего рода паразитарное существование
внутри римского общественного уклада.— Хотя народные вос
стания в Палестине продолжались после разгрома государ
ства Маккавеев римлянами (см. прим. 143) еще два века,
иудейская знать действительно избрала положение парази
тов (греч., у римлян — клиентов) — «приживалов в богатом
доме», считавшееся в античном мире почти почетным.
…«любите врагов ваших»… — Антитеза Иисуса к посту
лату Ветхого Завета: «Вы слышали, что сказано: «люби ближ
него твоего, и ненавидь врага твоего» (Левит 19:18). А Я
говорю вам: любите врагов ваших…» (Мф. 5:44).
…о жизни, какую еще в наши дни ведет корсиканец или араб
язычник… — Остров Корсика, с 1768 года — департамент Фран
ции, населен жителями итальянского происхождения, ко
торые долго сопротивлялись «цивилизаторской» миссии
французов и еще в конце XIX в. хранили традиции кровной
мести и круговой поруки. Ницше мечтал побывать на Кор
сике, но так и не осуществил своего намерения. Простота
и строгость нравов корсиканцев служат для него образцом
той «почвы», на которой взрастают великие люди (Напо
леон — уроженец Корсики). См. также. гл. 722, 928.

206. …так ли уж было нужно, чтобы Бог приходил, дабы ска
зать тому мытарю и т. д.— По новозаветному рассказу, Иисус
призвал мытаря (сборщика налогов) Матфея служить Себе,
и тот стал потом автором одного из Евангелий (Мф. 9:9).

207. Пример Христа: <…> Он специально подчеркивает, что мог
бы получить помощь, но не хочет.— Мф. 5:39, 26:51–53, 63–64.

208. Война против знатных… подобна той, какую ведет Рей
неке Лис… — Рейнеке — имя лиса в германских сказках и в
одноименной поэме Гете, где длинные речи лиса перед ца
рем зверей дают блестящий пример софистики, способной
доказать что угодно. Ради спасения своей жизни лис не гну
шается никакими подлостями, пользуясь прямым обманом
и клеветой.




nietzsche.pmd 763 22.12.2004, 0:07
Black
[764]

211. …а когда политикой занимаются реформаторы, как Лю
тер, то надо знать: они такие же приверженцы Макиавелли, как
любой тиран или аморальный человек.— Вождь нем. Реформа
ции Мартин Лютер (1483–1546) призывал броситься с ору
жием в руках «на кардиналов, пап и всю свору римского
содома» и «обагрить руки их кровью». Однако Томас Мюн
цер (1480–1525) недаром упрекал его в том, что, демагоги
чески угрожая сильным мира сего библейскими прокляти
ями, он неизменно ограждает их интересы.
Макиавелли, Николо (1469–1527) — итальянский исто
рик, философ и государственный деятель, автор знамени
того труда «Государь», посвященного герцогу Лоренцо Ме
дичи, считал единовластие наилучшей формой правления
и учил правителя руководствоваться исключительно сооб
ражениями своей выгоды, стараясь лишь не навлекать на
себя при этом ненависти подданных.

212. …а еще меньше христианское «естествознание».— Т. е. по
пытки примирить религию и науку, продолжающиеся и се
годня; ср. также «христианскую науку» американской цели
тельницы Мэри Эдди (1821–1910), предлагавшую заменить
медицину молитвами и покаянием.

216. Подчинение господствующих рас христианству… — Нем.
Herren Rassen, один из тех терминов Ницше, которые поз
же были переосмыслены (в данном случае как «раса гос
под») и взяты на вооружение идеологами нацизма, ср. да
лее § 898.
Достаточно вспомнить святую Терезу в обрамлении герои
ческого энтузиазма ее братьев… — Св. Тереза, точнее, Терезия
д’Авила (1515–1582) — испанская монахиня знатного рода,
аббатиса, писательница; ее усилия по реформе ордена кар
мелиток натолкнулись на значительные препятствия со сто
роны инквизиции, и лишь помощь братьев помогла ей до
вести дело до конца.

229. …«идея фикс» греха, гипнотизирование несушки очерчива
нием вокруг нее круга «греха».— Парафраз известного опыта с
курицей: если ее уложить на спину и провести перед клю
вом (перпендикулярно направлению тела) меловую линию,




nietzsche.pmd 764 22.12.2004, 0:07
Black
[765. Приложения]

то курица впадает в состояние оцепенения, не делая попы
ток освободиться.

233. Преступники, вместе с которыми Достоевский отбывал
каторгу… разве это не во сто крат более цельные и ценные люди,
нежели иной «сломленный» христианин? — Ср. «Ведь это, может
быть, и есть самый даровитый, самый сильный народ из
всего народа нашего» («Записки из мертвого дома»). См.
также. о том же у Ницше далее (гл. 740).
Я рекомендую врачевать угрызения совести по методе Мит
челла.— «Метода Митчелла» — популярная в конце XIX — на
чале XX в. терапия нервных болезней (молочная диета, по
стельный режим, массаж, электропроцедуры), предложен
ная американским врачом Митчеллом (1829–1914).

239. …христианство без абсурдных догм (омерзительнейших
выродков античного гибридизма).— Античные греки и в боль
шой мере римляне были «всеядны» (ср. их алтари «Неве
домому Богу»), отчего и в раннем христианстве слились на
чала платонизма, гностицизма, митраизма и многих других
учений, которые Ницше называет «абсурдными догмами».
Ср. также прим. 158.

240. …Паскаль, имея в виду ту устрашающую возможность,
что такое доказательство все же сыскалось бы и оказалось ис
тинным, тем не менее считал в высшем смысле разумным оста
ваться христианином.— Ницше имеет в виду знаменитое пас
калевское «пари на Бога»: лучше спорить, что Бог есть — так,
по крайней мере, мы ничем не рискуем в случае ошибки.
…люди теперь довольствуются опиумным христианством…
— Ср. у Маркса: «Религия — это вздох угнетенной твари, ду
ша бессердечного мира, дух бездушного безвременья. Она
— опиум народа».

247. …которая бы с научной основательностью преподавала и
практиковала добровольную смерть… — Ср. в «Заратустре»: «Мно
гие умирают слишком поздно, а иные слишком рано. Еще
странно звучит правило: “Умри вовремя!”» Эта тема, зани
мавшая человечество с древнейших времен (как быть со
стариками, больными, умалишенными), не утратила свое




nietzsche.pmd 765 22.12.2004, 0:07
Black
[766]

го значения и сегодня — ср. дискуссии о праве на «свобод
ную смерть»1, об этичности «хосписов», «освобождающих
уколов» и др. К сожалению, и эти взгляды Ницше нашли сво
их экстремистски настроенных продолжателей — ср. кни
гу: Биндинг К., Хоэ А. «Разрешение к прекращению мало
ценной жизни», вышедшую в Германии в начале 30 х гг.

252. Никогда не следует прощать христианству, что оно загу
било таких людей, как Паскаль.— См. прим. 51.
…рост тех сверх людей… — Нем. Mehr Menschen, «Более
чем люди».

257. «По ее плодам вы познаете ее» — парафраз евангельского
предостережения против лжепророков (Мф. 7:15–16).

260. Цель — Нем. Zweck, см. прим. 141.
…приятного и болезненного… — нем. schmerzhaft, т. е. «вы
зывающего боль», по аналогии с реакциями подопытного
животного.

266. Мораль как продукт ошибки.— Нем. Irrtum, т. е. «заблуж
дения».
…полезна для человека «орудия».— Нем. Werkzeug, т. е., как
сказали бы теперь, «винтика».

267. Не будем оценивать низко… — нем. denken wir nicht ge
ring, т. е. скорее «не будем недооценивать».

270. Амьель, Анри Фредерик (1821–1881) — швейцарский
писатель, автор повести «Интимный дневник», где, подоб
но Достоевскому, описывает душевные терзания молодого
человека, осуждающего себя за свои влечения.

271. …социального тела… — в ориг. Sozietat, см. прим. 51.
274. Сходное движение в Китае.— В течение веков в Китае
важнейшей добродетелью считалось неукоснительное со

1
Напр.: Frisch M. Tagebuch 1966–71. Suhrkamp, Fr. /M., 1972;
Ansohn A. Die Wahrheit am Krankenbett. Berlin, 1968.




nietzsche.pmd 766 22.12.2004, 0:07
Black
[767. Приложения]

блюдение правил и ритуалов поведения, изложенных в
древнем трактате «Ли Цзи». Это настолько поразило евро
пейских миссионеров, что просветители XVIII в. начали вы
ступать против сочинений, «идеализирующих порядки в
цинском Китае»1.
Сходное движение в Индии.— Помимо древних индийс
ких учений (ведантизм, брахманизм), призывавших каждо
го выполнять свою дхарму (жизненную задачу), трудясь «на
своем месте», дабы не отягчать карму, немаловажную роль
в становлении этого «движения» сыграл (первичный) буд
дизм, возведший страдание в ранг необходимого жизнен
ного испытания — и закрепивший тем самым систему каст2.

281. …это почти определение нравственности.— Ср. у Г. Спен
сера, последний раздел «Синтетической философии» кото
рого посвящен человеческому поведению «исключительно
с точки зрения его результатов для других».

283. «О грешнике» более радуется Бог, чем «о праведнике» — па
рафраз евангельского: «на небесах более радости будет об
одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти
праведных, не нуждающихся в покаянии» (Лк. 15:7) — один
из тезисов Нового Завета, обеспечивших ему преимущество
перед старым (Ветхим), в котором Бог «радовался» только
праведным.

289. …актерство… (нем. Schauspielerei, «лицедейство») —
здесь как умение восполнить недостаток способностей их
имитацией, в противоположность спенсеровскому «воздер
жанию от обнаружения своих способностей». Ср. ниже о
притворстве (§§ 304, 377).

291. …говорят утилитаристы… — см. прим. 30 о Дж. С. Милле.
…о великой экономии… (у Ницше Okonomie вм. Wirtschaft)
— богословский термин, «божественное мироустройство».

1
Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли Цзи». // Этика
и ритуал в традиционном Китае, Сб. статей. М., «Наука», 1988.
2
Чаттопадхьяя Д. История индийской философии. М., «Про
гресс», 1966.




nietzsche.pmd 767 22.12.2004, 0:07
Black
[768]

292. То же самое «преступление» может быть в одном случае
верховным правом, в другом — позорным клеймом.— Ср. рассужде
ния Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании»
Ф. Достоевского — см. прим. 82.

296. Ср. священнослужители у евреев.— Имеются в виду хаза
ны (канторы) — служители, произносящие молитвы и зачи
тывающие отрывки из Торы в синагоге. Избирались общи
ной из числа наиболее уважаемых членов, т. е. таких, каким
должен был бы мечтать стать каждый.

298. …«идеализация в сторону безобразного».— Ср. у Карла Гро
са: «красота однообразна, а безобразное благодаря своему
строптивому и своенравному характеру выступает как но
ситель индивидуального и характерного». См. также. прим.
92 (о Вагнере) и далее у самого Ницше — §§ 416, 804–809.

303. И человек, несмотря на все это, говоря словами Канта… —
«В системе природы человек (homo phaenomenon, animal
rationale) — незначительное существо, имеющее ценность,
одинаковую с другими животными… Однако человек, рас
сматриваемый как лицо, т. е. как субъект морально практи
ческого разума, выше всякой цены»1.

304. Макиавеллизм: … (И Платон только коснулся его)… О
Макиавелли см. прим. 211.
Макиавеллизм — искусство управления государством
вне какой либо морали.— Платон (V в. до н. э.) еще очень
далек от такой «беспринципности», называя единовластие
(«тиранию») наихудшей формой правления, однако и он
считает первостепенной заботу о войске («не будет армии,
не будет и законов»,— твердят оба); и Платон, и Макиавел
ли сходятся также в необходимости государственного кон
троля над религией, искусством и развлечениями.

322. Тангейзер — немецкий поэт миннезингер XIII в. Про
жив, по легенде, 7 лет в гроте Венеры, вышел в мир, но

1
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, I, III пар. 11. Соч., т. 4 (2),
М., «Мысль», 1965.




nietzsche.pmd 768 22.12.2004, 0:07
Black
[769. Приложения]

мир отверг его, и он снова вернулся к Венере. Ему посвя
щена одноименная опера Р. Вагнера (1845), в которой ком
позитор, переиначив старинную легенду, заставляет Т. ос
таться и умереть среди людей, убедившись, что страстная
любовь знакома и им, а не только богам.
…тюрингенская дева… — Елизавета, героиня оперы Р. Ваг
нера «Тангейзер», влюбленная в главного героя и в 3 м дей
ствии умирающая от страстной любви к нему.
Вольфрам фон Эшенбах — немецкий поэт миннезин
гер XIII в., в опере Р. Вагнера — друг и соперник Тангейзера,
во 2 м действии исполняющий романс о добродетельной
любви.

328. …иератической мускулатуры.— Иератический — см. прим.
120.

334. Общее положение, которое выставлено христианством —
«человек дурен»… — ср. у ап. Павла: «Бог верен, а всякий чело
век лжив» (Рим. 3:4 и дал.) и отношение к этому Гете: «С
одним из основных учений лютеранства… с учением о пре
обладании в человеке греховного начала, я попытался было
примириться, но без особого успеха»1.

340. …понятие природы у Руссо… — У Руссо, как и у других
просветителей XVIII в., природа — мать, заботящаяся о всех
своих детях, к которым относятся и люди, в отличие от
общества, порождающего в последних пороки.
Что Гете искал в природе — почему он почитал Спинозу.—
Подобно Спинозе, Гете считал, что в природе кроется «ве
ликое, творящее, все направляющее существо, дабы нам
легче было постичь его». После путешествия в Италию
(1786–87), он признавался, что некий «инстинкт» влечет его
к природе в надежде, что в ней он сумеет открыть тайны
мироздания 2.
…понятие «человек» a la Конт и Стюарт Милль.— Чело
век у О. Конта — существо социальное, а посему обязан пре
одолевать эгоистические инстинкты ради укрепления се

1
Гете И. В. Из моей жизни: поэзия и правда. Кн. XII.
2
Там же. Кн. IV.




nietzsche.pmd 769 22.12.2004, 0:07
Black
[770]

мьи и общества: «Жена должна быть подчинена мужу, и де
ти — родителям. Брак — нерасторжим. Равенство полов —
пустое разглагольствование…» О Конте см. прим. 95.
Дж. С. Милль, во многом разделявший взгляды Конта,
считал, что человек должен руководствоваться в первую
очередь соображениями той пользы, которую его действия
могут принести человечеству, и лишь потом — его стране,
семье и ему лично. О Милле см. прим. 30.
Гюйо, Жан Мари (1854–1888) — французский философ
позитивист, «антинародник», считавший «народ» объектом
воспитательного воздействия аристократов духа, а рели
гию — социологией, сводящей «все естественные и даже
сверхъестественные силы к человеческому типу, и их отно
шения — к отношениям социальным». Автор книги «Опыт
морали вне обязательства и санкции», очень понравившей
ся Ницше.
Тьерри, Жак Никола Огюстен (1795–1858) — француз
ский историк, объяснявший, по словам Г. Плеханова, «по
литический строй гражданским бытом» (т. е. «бытие опре
деляет сознание»), чем заслужил похвалу и последнего, и
Маркса1.

342B. …совершенный «носорог».— В ориг. Hornochs бык, в
значении «дурак, остолоп».

343. К психологии идеалиста: Карлейль, Шиллер, Мишле: — в
статье Шиллера «Об эстетическом воспитании человека»
(1795) проводится дифференциация человеческих типов
по способу познания объекта (принятие объекта в себя —
реалист, и вознесенность над объектом — идеалист). Миш
ле и Карлейль в основном цитируют Шиллера, признавая
моральный идеал недостижимым, но необходимым, «чтобы
человек мог переносить несовершенство жизни».— Мишле,
Жюль (1798–1874) — франц. историк либерального толка,
автор популярных книг «История Франции» и «История Ре
волюции».— О Карлейле см. прим. 27.

1
Бельтов Н. (Плеханов Г.) К вопр. о развитии монистического
взгляда на историю. СПб., 1905; Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2 е изд.
Т. 28 С. 341.




nietzsche.pmd 770 22.12.2004, 0:07
Black
[771. Приложения]

347. Сравните родственную логику Лютера.— См. прим. 211.
Сравните родственную логику Павла.— См. прим. 165.

349. …действительный героизм заключается не в том, чтобы
бороться, а в том, чтобы… вовсе не бороться… — ср. у Лаоцзы:
Образ действий неба таков:
Без борьбы оно побеждает,
Без речей оно убеждает,
Не зовет, а к нему идут,
И спешить не надо ему.

351. Гемиплегия (мед., устар.) — односторонний паралич.
Этот метод оценки считает себя «идеалистическим»… —
не в привычном нам (марксистском) понимании, а в терми
нологии западных социопсихологов, называющих «идеа
лизмом» преобладание духовных запросов над материаль
ными («материализм»).

355. Бакер, собств. Бейкер, Сэмюэл (1821–1893) — англий
ский путешественник, исследователь центральной Африки.
Латука, точнее, Лотуко: племя на юге Судана.
«Для слабых сердец нет несчастья», говорят русские.— Нем.
Fur schwache Herzen gibt es kein Ungluck — вероятно, име
ется в виду пословица «Кто живет тихо, тот не увидит лиха»
(В. Даль).

358. …владычному строю души… — нем. souveran, «суверен
ный».
…аристократическому для себя бытию.— Гегелевское fur
sich Sein как символ осознания духом своей свободы.
См. также. 366.

360. Франциск Ассизский (1181–1226), итальянский мо
нах, святой (канониз. 1228) — собств. Джованни Бернардо
не из г. Ассизи, прозванный «отцом Франческо» за знание
франц. языка. Был бродячим проповедником, писал хоро
шие стихи, создал орден нищенствующих монахов францис
канцев.
О, Марк Аврелий! — Марк Аврелий Антонин, римский
император (161–180), один из последних философов стои




nietzsche.pmd 771 22.12.2004, 0:07
Black
[772]

ков, фаталист и пессимист. Проповедовал сохранение спо
койствия души, ибо все в мире целесообразно.

366. …от Гердера до Гегеля.— Гердер, Иоганн Готфрид фон
(1744–1803): лютеранский священник, философ, просвети
тель и «народник», видевший в народе движущую силу исто
рии, субъект и объект искусства. Полемизировал с филосо
фией Канта, считая ее «созерцательной». Пользовался боль
шой популярностью у официальных идеологов ГДР.
Гегель, Георг Вильгельм Фридрих (1770–1831), рассма
тривал историч. процесс как движение духа от бытия в себе
к бытию для себя, т. е. как все большее осознание духом соб
ственной свободы.

367. Монтень, Мишель Эйкем де (1533–1592) — француз
ский философ скептик, гедонист (см. прим. 35) и ярый про
тивник христианской философии и морали, считавший ре
лигию пищей для необразованного ума.

378. «Не лги» — нем. du sollst nicht lugen, сокр. вариант де
вятой заповеди (Втор. 5: 20).

381. …будто испорченность церкви была причиной Реформации.—
Испорченность (у Ницше нем. Korruption) католицизма бы
ла лишь одной из причин; второй, а точнее, первой, был воз
росший уровень развития общественного сознания: Герма
ния XVI в. была страной университетов. Для их ученых нео
платонизм раннехристианских отцов церкви был устарев
шим позитивным средством познания, они искали новых,
и позитивизм не замедлил явиться на историческую арену.

382. …абсолютно противоисторический характер (место, отно
сящееся к Французской революции)… — Возможно, Ницше име
ет в виду рассуждения Канта об «убийстве монарха», завер
шающиеся выводом о «противозаконности» революции1.
…гетевское замечание о радикально злом… — ознакомив
шись с трудом Канта «Об изначально злом (das radikale Bose)

1
Кант И. Метафизика нравов. Ч. 2, пар. 49А. Соч. Т. 4 (2). М.,
«Мысль», 1965.




nietzsche.pmd 772 22.12.2004, 0:07
Black
[773. Приложения]

в человеческой природе», Гете по своей природе не мог
принять его, ср. гл. 334 и прим. к ней.
Мне нужна критика святого… — Святые как категория
исторических лиц и образец для подражания никем и ни

<<

стр. 25
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>