<<

стр. 4
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

статочно чувства здоровья, чтобы поверить в бога, в прибли
жение божества.

136. Рудиментарная психология религиозного человека: все из
менения для него суть воздействия внешних сил, а они —
суть проявления воли. Понятий «природа», «закон приро
ды» для него не существует. Для всякого воздействия нужен
субъект действия. Рудиментарная психология: себя самого
мыслишь причиной лишь в том случае, если знаешь, что ты
этого хотел.

1
религиозный человек (лат.)
2
расщепления личности (франц.)




nietzsche.pmd 100 22.12.2004, 0:06
Black
Следствие: состояния могущества внушают человеку
101
чувство, что не он есть тому причина, он не несет за это от
ветственности: эти состояния наступают помимо нашего
европейский нигилизм




желания, следовательно, не мы их инициаторы: несвобод
ная воля (то есть осознание перемены в нас, происшедшей
помимо нашего желания) нуждается в чужой воле.
Вывод: человек не отваживался приписать себе все уди
вительные и сильные моменты своего существования,— он
воспринимал их как «пассивные», как страдательные, как
вмешательства необоримой силы,— то есть религия есть
порождение сомнения в единстве личности, alteration лич
ности; поскольку всякое величие и сила воспринимались
как сверхчеловеческое, как чуждое, постольку человек себя пре
уменьшал,— он разложил две свои стороны, одну очень жал
кую и слабую, другую — сильную и изумительную,— на две
сферы; первую он назвал «человек», вторую — «Бог».
Так продолжалось всегда; во времена моральной идиосин
кразии человек истолковывал для себя самые свои возвы
шенные и утонченные состояния не как «желаемые», не как
производное своей личности. И христианин раскладывает
свою личность на убогую и слабую фикцию, которую он име
нует человеком, и на другую, которую он величает Богом
(Спасителем, Господом).
Религия унизила само понятие «человек»; самый пос
ледовательный ее вывод тот, что все доброе, великое, ис
тинное — над человечно и лишь даруется высшей милостью.

137. Другим путем вытянуть человека из того унижения,
в которое повергает его отпадение возвышенных и силь
ных состояний как состояний чуждых, была теория род
ственности: эти возвышенные и сильные состояния мож
но было, по меньшей мере, истолковать как воздействие
наших далеких предков,— получалось, что мы как бы вмес
те, заодно, мы вырастаем в наших собственных глазах, ког
да действуем по известному нам образцу, норме.
Попытки знатных семей создать противовес религии
чувством собственного достоинства.— То же самое делают
поэты и провидцы, они чувствуют себя гордецами, особо
достойными, избранными для такого общения,— они прида
ют особое значение тому, чтобы их принимали не как ин
дивидуумов, а как чужие уста (Гомер).




nietzsche.pmd 101 22.12.2004, 0:06
Black
Постепенно, шаг за шагом овладевать своими возвы 102
шенными и сильными состояниями, своими действиями и
произведениями.— В прежние времена люди полагали чес
тью доверять ответственность за высшие вещи, которые
они совершали, не себе, но — Богу.— Несвобода воли — вот что
придавало действию особую ценность: в ту пору причиной
такого действия делали Бога…

138. Священники — это лицедеи сверхчеловеческого, чему
они должны придавать наглядность: идеалам ли, божествам
или спасителям; в этом они обретают свою профессию, к
этому у них чутье; чтобы достичь в этом деле как можно
большего правдоподобия, им приходится как можно даль
ше заходить в самоуподоблении; их актерские навыки преж
де всего призваны пробуждать у них чувство чистой совес
ти, а уж с этим чувством им легче убеждать других.

139. Священник добивается, чтобы в нем видели высший
тип человека, он хочет властвовать,— даже и над теми, у кого
в руках реальная власть; он хочет быть неуязвимым и вне
нападок… хочет быть самой сильной властью в общине, кото
рую невозможно ни заменить, ни переоценить.
Средство: он один сведущ; он один добродетелен; он один
имеет над собой высшую власть; в известном смысле он один
— бог и возвращается в божественное; он один есть посред
ник между богом и всеми прочими; божество покарает вся
кое нечестивое деяние, всякий скверный помысел, направ
ленные против священника.
Средство: истина существует. Есть лишь один способ ее
сподобиться — стать священником. Все, что есть доброго и
хорошего в укладе вещей, в природе, в обычаях и нравах,—
имеет отношение к мудрости священника. — Святое писа
ние — это их творение. А вся природа есть лишь исполне
ние писания. Нет иного источника добра, кроме священни
ка. Все иные виды доблестей, например, доблесть воина, суть
лишь иерархические производные от доблести священника.
Вывод: если священник и вправду высший тип челове
ка, тогда градация к его добродетелям должна стать шкалой
ценностей всех людей.— Ученые занятия, не активность, бес
чувственность, без аффектность, торжественность.— Противо
положность: низший вид человека.




nietzsche.pmd 102 22.12.2004, 0:06
Black
Священник всегда проповедовал только одну мораль:
103
такую, при которой сам он воспринимается как высший тип.
— Он же сам создает и образ своей противоположности —
критика прежних высших ценностей




тип нечестивца. Всеми средствами делая его существом
презренным и презираемым, он создает нужный фон для
кастовой иерархии.— Его панический страх перед чувствен
ностью обусловлен еще и пониманием, что тут кастовый
порядок (а значит, порядок вообще) подвержен наихудшей
угрозе… Всякая «вольность» in puncto puncti1 подрывает
брачное законодательство на корню.

140. Философ как продолжение священнического типа: воп
лощает то же наследие; он, сам еще соперник священнику,
вынужден бороться за то же самое и теми же средствами,
что и священник в свое время; он стремится являть собою
высший авторитет.
Что придает человеку авторитет, ежели он не имеет в
руках физической власти (то есть войска и вообще оружия…)?
В особенности же: как завладеть авторитетом над теми, кто
уже обладает реальным могуществом и авторитетом? Как
составить конкуренцию тому почтению, которое внушает
венценосец, победоносный воитель, мудрый государствен
ный муж?
Только пробуждая в людях веру, что у тебя в руках еще
более могучая сила,— а именно, Бог. — Нет силы больше этой:
а для общения с ней необходимы посреднические услуги свя
щенников. — Они в качестве незаменимого связующего зве
на встревают между людьми и божеством; к необходимым
условиям существования священников относится:
1. Чтобы люди поверили только в их бога, в его абсолют
ное превосходство;
2. Чтобы никаких иных прямых доступов к этому богу
не было.
Одно только второе условие рождает понятие «гетеро
доксии»; первое же создает понятие «неверующего» (того,
кто верует в другого бога).

141. Критика святой лжи.— То, что ради богоугодных целей
лгать дозволяется, неотъемлемо от теории любого священ

1
в этом главном пункте (лат.)




nietzsche.pmd 103 22.12.2004, 0:06
Black
ничества; предметом данного исследования должно стать, 104
насколько это неотъемлемо от священнической практики.
Но и философы, как только они, лелея священничес
кие задние мысли, вознамериваются посягнуть на руковод
ство людьми, тотчас же присваивают себе право на ложь:
Платон раньше всех. Самая великолепная из них — это двой
ная ложь, разработанная типично арийскими философами
веданты: две системы, противоречащие друг другу во всех
главных постулатах, но — в воспитательных целях,— взаимо
заменяющие и дополняющие друг друга. Ложь одной долж
на создать предпосылки для того, чтобы истину другой во
обще можно было расслышать…
Как далеко заходят в своей благочестивой лжи священ
ники и философы? — Тут надобно спросить, какие у них есть
предпосылки для воспитания, какие догмы им приходится
изобретать, чтобы этим предпосылкам соответствовать?
Первое: они должны иметь на своей стороне власть,
авторитет и безусловную достоверность.
Второе: они должны иметь в своих руках весь ход при
роды, дабы все, что бы с кем ни случилось, представало как
нечто, обусловленное их законом.
Третье: они должны также иметь в своем распоряже
нии обширную сферу власти, недоступную контролю их
подданных — как то: меры наказания в загробной жизни,
вообще все «потустороннее», включая, разумеется, знание
средств и путей достижения блаженства.
Им необходимо изъять из обращения понятие естест
венного хода вещей: поскольку же они люди умные и вдум
чивые, они могут множество природных эффектов пред
рекать,— разумеется, как результат молитв или неукосни
тельного следования их закону… — Они могут также предпи
сать множество вещей абсолютно разумных,— с той только
поправкой, что источником этой мудрости им не дозволе
но называть опыт, эмпирию, а только откровение или пло
ды «сурового покаяния».
Святая ложь, таким образом, принципиально направ
лена: на цель действия (на природную цель, когда познание
ее разумом намеренно затушевывается; на моральную цель,
когда в качестве цели выступает исполнение закона или
богоугодность); на следствие действия (естественное след
ствие при этом толкуется как сверхъестественное и, для




nietzsche.pmd 104 22.12.2004, 0:06
Black
пущей убедительности, к нему присовокупляются обеща
105
ния иных, недоступных контролю сверхъестественных по
следствий.)
критика прежних высших ценностей




Подобным образом создаются понятия добра и зла, пол
ностью отторгнутые от обусловленных природой понятий
«полезный», «вредный», «способствующий жизни», «сокра
щающий жизнь»; понятия эти, поскольку уже измышлена
жизнь иная, могут быть даже враждебны природным пред
ставлениям о добре и зле.
Подобным образом создается, наконец, и пресловутая
совесть — некий внутренний голос, который соизмеряет цен
ность всякого действия и поступка не с его последствиями,
а с намерением и с тем, как это намерение согласуется с
«законом».
Святая ложь, следовательно, изобрела карающего и воз
дающего бога, который в точности соблюдает законоуложе
ния священников и именно их в качестве своих глашатаев
и уполномоченных посылает в мир; изобрела потусторон
нюю жизнь, в которой только и мыслима во всем величии
грандиозная машина наказаний,— а для этой цели изобрела
и бессмертие души; изобрела в человеке совесть как осознание
того, что хорошо, а что плохо, как иллюзию того, что это
сам бог говорит в нас, рекомендуя нам жить в согласии с
предписаниями священников; изобрела мораль как отрица
ние всякого естественного хода вещей, как сведение всего
происходящего только к морально обусловленному, а воз
действие морали (то есть идею кары и награды) объявила
всепроникающей, единственной силой, творцом любых пе
ремен; истину объявила данностью, постигаемой в открове
нии, но совпадающей с учением священников, то есть усло
вием всякого блага и счастья в этой и в той жизни.
In summa: чем оплачено моральное улучшение мира? —
Отключением разума, сведением всех мотивов к страху и
надежде (каре и награде); зависимостью от опекунства свя
щенников, от дотошного формализма, который притязает
на то, чтобы быть выразителем божьей воли; прививкой
человеку «совести», которая на место опыта и проверки
ставит ложное знание: как будто во всех случаях уже зара
нее известно, что надо делать, а чего не делать,— то бишь
своего рода кастрацией ищущего и устремленного вперед
ума и духа. In summa: наисквернейшее ущемление человека,




nietzsche.pmd 105 22.12.2004, 0:06
Black
какое только можно себе представить, под видом якобы «до 106
брого человека».
In praxi1 весь разум, все наследие ума, изощренности,
оглядки, которое является предпосылкой священнического
канона, в итоге произвольно свелось к голой механике; толь
ко согласие с законом считается целью, высшей целью,—
других проблем в жизни нет; вся картина мира испоганена иде
ей наказания… — сама жизнь, с учетом того, что жизнь свя
щенника представлена в ней как non plus ultra2 совершен
ства, переосмыслена в клевету на жизнь и поругание ее…
— понятие «бог» являет собой отвращение от жизни, кри
тику и даже презрение жизни как таковой… — истина пере
осмыслена в священническую ложь, стремление к истине вы
родилось в изучение писания, в средство стать теологом…

142. К критике законов Ману. — Вся книга зиждется на свя
той лжи во спасение. Неужто это и есть человеческое бла
го, вдохновившее всю эту систему? Этот людской род, ко
торый верит в заинтересованность всякого действия и по
ступка,— был ли он заинтересован в том, чтобы претворить
эту систему в жизнь? Улучшить человечество — чем вдохнов
лено это намерение? Откуда вообще взялось само это поня
тие улучшения?
Мы встречаем один вид людей,— священников,— кото
рые чувствуют себя эталоном, вершиной, высшим прояв
лением человеческого типа: отталкиваясь от себя, они и
выводят понятие «улучшения», они верят в свое превосход
ство, они на самом деле к нему стремятся: причина святой
лжи — воля к власти…
Установление господства: ради этой цели господство
понятий, которые в священнической среде выступают как
non plus ultra власти — власти, построенной на лжи — с уче
том того, что они не владеют властью физически, посред
ством военной силы… ложь как дополнение власти,— новое
понятие «истины».
Будет ошибкой предположить здесь неосознанное и наи
вное развитие, своего рода самообман… Не неистовые фа
натики изобретают столь продуманные системы угнете

1
на практике (лат.)
2
верх (лат.)




nietzsche.pmd 106 22.12.2004, 0:06
Black
ния… Здесь работал хладнокровнейший расчет, расчет того
107
же свойства, что и у небезызвестного Платона, когда тот
выдумывал свое «государство». — «Надо хотеть средств, ес
критика прежних высших ценностей




ли хочешь цели» — эту аксиому политиков уяснили себе все
законодатели.
В качестве классического образца мы имеем специфи
чески арийский: то бишь мы вправе наиболее оснащенную и
щедро одаренную человеческую расу объявить ответствен
ной за величайшую ложь, какая была на свете… А потом ее
повторяли почти все: арийское влияние испортило весь мир…

143. Сегодня много рассуждают о семитическом духе Ново
го Завета: но то, что так именуют, на самом деле есть про
сто священнический дух,— а в законах ману, в этом арийском
своде законов чистейшей расы, такого рода «семитизм», то
бишь священнический дух, выражен отвратительнее, чем где
бы то ни было еще.
Развитие иудейского священнического государства не
оригинально: они эту схему освоили в Вавилоне; схема эта
арийская. И если позднее та же схема, уже с преобладани
ем германской крови, доминировала в Европе, так это от
вечало духу господствующей расы: великий атавизм. Герман
ское средневековье было нацелено на восстановление арий
ского кастового уклада.
Магометанство, опять таки, у христиан училось: исполь
зование «потусторонней жизни» как карающего органа.
Неизменяемая схема человеческого сообщества со свя
щенничеством во главе: этот древнейший и великий куль
турный продукт Азии в деле организации, конечно же, дол
жен был во всех отношениях побуждать к осмыслению и по
дражанию. — Еще Платон; но прежде всех египтяне.

144. Морали и религии — главное средство, при помощи кото
рого из человека можно лепить, что угодно: с той, правда,
предпосылкой, что имеешь избыток творческих сил и мо
жешь претворять в жизнь свою волю на протяжении дли
тельных отрезков времени.

145. Как выглядит да сказующая арийская религия, порож
дение господствующего класса: свод законов ману. (Обожеств
ление чувства могущества в брахмане: интересно, что воз




nietzsche.pmd 107 22.12.2004, 0:06
Black
никло оно в касте воинов и лишь затем перешло на священ 108
ников.)
Как выглядит да сказующая семитская религия, порож
дение господствующего класса: книга законов Магомета. Вет
хий завет в наиболее древних своих частях. Магометанст
во, как религия для мужчин, питает глубокое презрение к
сентиментальности и лживости христианства… бабской ре
лигии, каковой ее ощущает магометанин.
Как выглядит нет сказующая семитская религия, порож
дение угнетенных классов: по индийско арийским поняти
ям — это Новый Завет, религия низшей касты.
Как выглядит нет сказующая арийская религия, взрос
шая среди господствующих сословий: буддизм.
Это совершенно в порядке вещей, что у нас нет рели
гий угнетенных арийских рас, ибо это было бы противоре
чием: господствующая раса либо наверху, либо она гибнет.

146. Сама по себе религия не имеет ничего общего с мора
лью: но оба отводка иудейской религии по сути своей есть
моральные религии, то есть такие, которые дают предпи
сания, как надо жить, и посредством кары и награды доби
ваются послушания своим требованиям.

147. Языческое — христианское. Языческое — это да сказание ес
тественному, чувство невинности в природном, сама «ес
тественность». Христианское — это нет сказание естествен
ному, чувство постыдности, недостойности в естествен
ном, то есть противоестественность.
«Невинен», к примеру, Петроний: христианин по срав
нению с этим счастливцем утратил невинность раз и навсег
да. Но поскольку в конечном счете и христианский статус
вынужден являть собой всего лишь природное состояние,
не смея, однако, себя таковым помыслить, христианское оз
начает возведенную в принцип подмену психологической ин
терпретации…

148. Христианский священник с самого начала заклятый
враг чувственности: невозможно помыслить себе большей
противоположности ему, чем невинная, но полная предчув
ствия торжественность, с которой, например, в самых по
четных женских культах Афин воспринималось наличие де




nietzsche.pmd 108 22.12.2004, 0:06
Black
тородных символов. Акт зачатия есть сам по себе таинство
109
во всех неаскетических религиях: это своего рода символ
завершенности бытия и таинственности замысла, то есть
критика прежних высших ценностей




будущего (возрождения, бессмертия).

149. Вера — это тягчайшие наши оковы, злейший удар бича
— но и самое могучее крыло наше. Христианству следовало
бы провозгласить догматом веры невинность человека — и
люди стали бы богами; в ту пору еще умели верить.

150. Величайшая ложь в истории — утверждение, будто бы
обреченность и растленность язычества проложили дорогу
христианству! Нет, это было ослабление и обрастание мо
ралью человека античности! Переосмысление природных
влечений в пороки произошло гораздо раньше!

151. Религии гибнут от веры в мораль: христианско мораль
ный бог не выдерживает критики, как следствие — «атеизм»,
как будто не может быть богов никакой другой разновид
ности.
Точно так же от веры в мораль гибнет и культура: ибо
стоит лишь открыть необходимые условия, из которых толь
ко она и произрастает, как их сразу никто больше не хочет:
буддизм.

152. Физиология нигилистических религий. — Нигилистические
религии все в совокупности — систематизированные истории бо
лезни под одной религиозно моральной рубрикой.
В языческом культе в центре всегда годичный цикл, вок
руг истолкования которого весь культ и строится. В хрис
тианском культе в центре — круговорот паралитических фе
номенов, вокруг которых и строится весь культ…

153. Эта нигилистическая религия выискивает для себя в
древности элементы декаданса и родственное ему, а именно:
a) разряд слабых и неудачников… (отбросы античного ми
ра, то, что этот мир яростней всего от себя отталкивал…);
b) разряд обросших моралью и антиязыческих;
c) разряд политически усталых и индифферентных (пре
сыщенные римляне…), лишенных национальности, кото
рым осталась одна пустота;




nietzsche.pmd 109 22.12.2004, 0:06
Black
d) разряд тех, кто сам себе надоел,— тех, кто охотно 110
участвует в создании подземного заговора.

154. Будда против «распятого». — Внутри нигилистических
религий все еще можно отчетливо различать между христи
анской и буддийской: буддийская выражает настроения прекрас
ного вечера, источает совершенную сладость и мягкость,— она
включает в себя благодарение за все, что оставлено позади,
и ей недостает горечи, разочарования, коварства; наконец,
у нее уже позади и высокая духовная любовь, утонченность
физиологического противоречия, она и от этого отдыхает,
но еще сохранила их духовный нимб и тепло солнечного
заката. (Происхождение из высших каст.)
Христианское движение есть движение вырождения,
составляющееся из отбросов и отребья всех мастей: оно не
выражает упадок расы, оно изначально являет собой агре
гатную смесь из кишащих и тянущихся друг к другу болез
ненных образований… Именно поэтому оно ненациональ
но и не обусловлено расой; оно обращается к лишенцам по
всему свету — и в глубине таит злость против всего господ
ствующего и удачливого, ему нужен символ, представляю
щий собою проклятье против всего удачливого и господ
ствующего… оно стоит в оппозиции и ко всякому духовному
движению, к любой философии, оно берет сторону идио
тов и изрыгает проклятье против ума и духа. Злость к ода
ренным, ученым, духовно и умственно независимым — оно
угадывает в них урожденную удачливость и повелительность.

155. В буддизме преобладает вот какая мысль: «Все вожде
ления, все, что возбуждает аффекты и кровь,— все это вле
чет нас к действиям»,— и лишь постольку, поскольку все это
побуждает к действию, человека предостерегают от зла. Ибо
действие — это нечто бессмысленное, действие зиждется
в существовании, а всякое существование лишено смысла.
Они видят в зле повод к чему то нелогичному, к согласию
со средствами, цель которых отрицается. Они ищут путь к
не бытию и поэтому отвергают все поводы со стороны аф
фектов. Например: не мстить! не враждовать! — высший
масштаб задает здесь гедонизм усталости. Ничто так не чуж
до буддисту, как иудейский фанатизм, допустим, Павла, ни
что так не претило бы его инстинктам, как это напряжение,




nietzsche.pmd 110 22.12.2004, 0:06
Black
пламя, неистовство в религиозном человеке, а прежде все
111
го любая форма чувственности, которую христианство ос
вятило под именем «любви». К тому же в буддизме обрета
критика прежних высших ценностей




ют себя по преимуществу образованные и даже сверх утон
ченные сословия — раса, иссушенная и изможденная много
вековой философской борьбой, однако не пребывающая ниже
уровня всякой культуры, как те слои, из которых возникает
христианство… В идеале буддизма существенным пред
ставляется также освобождение и от добра и зла: там из
мышлена рафинированная потусторонность от морали, сов
падающая с сущностью совершенства — да еще и с той пред
посылкой, что даже добрые дела там необходимы лишь вре
менно, просто как средство, а именно, средство освобожде
ния от всякого действования.

156. Нигилистическая религия [вроде христианства], воз
никшая из недр старческого и упрямого, пережившего все
свои сильные инстинкты народа и такому народу созвучная,—
шаг за шагом переносимая на другие слои и наконец вступа
ющая в обиход молодых, толком еще и не живших народов. Очень
странно! Пастушеское блаженство заката, вечера, конца, про
поведуемое варварам, германцам! Как же все это нужно бы
ло сперва германизировать, варваризировать! Для тех, кто
грезили о Вальхалле…, кто высшим счастьем почитали войну!
Наднациональная религия, насаждаемая в некий хаос,
где даже наций еще не было…

157. Средство опровержения религий и священников все
гда только одно: показывать, что их заблуждения переста
ли быть благом,— что они приносят больше вреда, короче,
что их собственное «доказательство силы» не имеет боль
ше силы…


[2. К истории христианства]

158. Христианство [как историческую реалию] не следу
ет путать с тем единым корнем, о котором оно напоминает
своим наименованием: другие корни, из которых оно вы
росло, были куда мощнее; то, что такие продукты распада,
такие уродливые образования, как «христианская церковь»,




nietzsche.pmd 111 22.12.2004, 0:06
Black
«христианская вера» и «христианская жизнь», осенили себя 112
столь святым именем, есть чудовищное и беспримерное
непотребство. Что отрицал Христос? — Да все, что сегодня
именуются христианским.

159. Все христианское учение о том, во что следует верить,
вся христианская «истина» есть сплошной и подлый обман;
это прямая противоположность тому, что положило начало
движению христианства; ибо именно то, что сейчас в цер
ковном смысле объявляется христианским, оказывается
заведомо антихристианским: сплошь предметы и личнос
ти вместо символов, сплошная история вместо вечных фак
тов, сплошные формулы, ритуалы и догмы вместо практи
ки жизни. Христианство — это на самом деле полное безраз
личие к догмам, культу, священникам, церкви, теологии.
Практика христианства — это не дурацкие измышления,
точно так же, как и практика буддизма: это средство быть
счастливым…

160. Иисус прямо и сразу устремлен к этому состоянию,
«царствию небесному» в сердце, и не находит средств к не
му в установлениях иудейской церкви — он даже и с самим
существованием иудейства (с его понуждением к самосохра
нению) не желает считаться; он всецело принадлежит душе.
Точно так же не придает он никакого значения всем
примитивным формулам в общении с богом: он решитель
но отвергает учение о покаянии и примирении; он показыва
ет, как надо жить, чтобы чувствовать себя «обожествлен
ным» — и как прийти к этому состоянию не через покаяние и
самоуничижение; «ничего нет в грехе» — главный его тезис.
Грех, покаяние, прощение — это все не отсюда… это
примеси иудейства, или пришло от язычества.

161. Царствие небесное — это состояние сердца. (О детях
говорится, что их «есть Царство Небесное»); это не нечто,
находящееся «над землей». Царство Божие «грядет» не хро
нологически исторически, не по календарю, это не есть не
что такое, что сегодня настанет, а вчера еще его не было: но
это есть «изменение чувства в отдельном человеке», нечто,
что может в любое время прийти и в любое же время еще
не настать…




nietzsche.pmd 112 22.12.2004, 0:06
Black
162. Разбойник на кресте: — когда даже преступник, претер
113
певающий мучительную смерть, говорит: «Так, как страдает
и умирает этот Иисус, без гнева, без вражды, покойно и пре
критика прежних высших ценностей




данно,— только такая смерть и есть правильная»,— он этими
словами принимает Евангелие и тем самым уже обретает рай…

163. [Заповеди Иисуса:] Тому, кто зол к нам, не противить
ся ни делом, ни сердцем.
Не признавать никаких причин для развода с женою
своей.
Не делать различий между чужими и своими, чужест
ранцами и соплеменниками.
Нельзя ни на кого гневаться, нельзя никого унижать…
Милостыню творить тайно… не стремиться к обогащению.
— Не клясться. — Не судить. — Мириться и прощать. Не мо
литься напоказ.
«Блаженство» не есть нечто обетованное: оно здесь, в
тебе, если жить и поступать так то и так то.

164. Позднейшие привнесения. — Все фокусы с пророчествами
и чудесами, гнев, накликивание суда на головы грешников,—
все это отвратительные искажения (например, от Марка,
6,11: «И если кто не примет вас… Истинно говорю вам: от
раднее будет Содому и Гоморре в день суда…» и т.д..) Исто
рия со смоковницей (От Матфея, 21, 18): Когда же поутру
возвращался он в город, то взалкал. И увидев при дороге
смоковницу, подошел к ней и, ничего не найдя, одни толь
ко листья, говорит ей: «Да не будет отныне и впредь от тебя
плода никакого!» И смоковница тотчас же засохла.

165. Совершенно абсурдным образом сюда же примешано
учение о награде и наказании — и этим все испорчено.
Точно также практика первой ecclesia militans1 апосто
ла Павла и все его поведение совершенно ошибочным об
разом изображены как предписанные, как предустановлен
ные заранее.
Возвеличение задним числом действительной жизни и
проповедей первых христиан: словно это все так было предпи
сано… и лишь исполнялось…

1
воинствующей проповеди (лат.)




nietzsche.pmd 113 22.12.2004, 0:06
Black
А уж тем паче осуществление предсказаний: чего толь 114
ко тут не фальсифицировали и не подделали ради этого!

166. Иисус противопоставил действительную жизнь, жизнь
в истине,— тогдашней обычной жизни: ничто так не чуждо
ему, как неуклюжая бессмыслица «увековеченного Петра»,
вообще пребывания в вечности всех персонажей этой ис
тории. Он ведь борется как раз с выпячиванием и зазнай
ством «личности» — так с какой же стати он будет желать ее
увековечить?
Точно так же борется он и против иерархии внутри
общины; не сулит никому вознаграждения в соответствии
с его «вкладом» — как же, в таком случае, мог он полагать
награду и наказание в потустороннем мире!

167. [Христианство — это] наивный придаток к буддийско
му движению за мир, возникший прямо из горнила враж
ды… но перетолкованный Павлом в языческое учение о ми
стерии, которое в итоге научается ладить со всей государ
ственной организацией… и ведет войны, приговаривает, пы
тает, клянется, ненавидит.
Павел исходит из потребности несметной, религиоз
но возбужденной массы в мистерии — он ищет жертву, кро
вавую фантасмагорию, которая могла бы выдержать конку
ренцию с картинами местного тайного культа: бог на крес
те, испитие крови, unio mystica1 с «жертвой».
Он пытается привести продолжение существования (бла
женное, безгреховное дальнейшее существование отдель
ной души как ее воскрешение из мертвых) в каузальную
связь с жертвой (по образцу Диониса, Митры, Осириса).
Ему необходимо выдвинуть на первый план понятия
вины и кары, то есть не новую жизненную практику (как яв
лял и проповедывал ее сам Иисус), но новый культ, новую
веру в превращение, равносильное чуду (в «спасение» че
рез веру).
Он распознал великую потребность языческого мира и, дав
совершенно произвольную подборку фактов жизни и смер
ти Христа, переставив акценты, повсюду сместив центр
тяжести… он исконное христианство по сути аннулировал…

1
таинство слияния (лат.)




nietzsche.pmd 114 22.12.2004, 0:06
Black
В итоге покушение на священников и теологов вылилось
115
благодаря Павлу в новое священничество и в новую теоло
гию — в господствующее сословие, а также и в церковь.
критика прежних высших ценностей




Покушение на непомерное зазнайство «личности» обер
нулось в итоге верой в «вечную личность» (заботой о «веч
ном спасении»…), парадоксальнейшим перегибом личнос
тного эгоизма.
В том то и юмор всего этого дела, трагический юмор:
Павел с неимоверным размахом снова нагромоздил то, что
Христос своей жизнью аннулировал. И наконец, когда цер
ковь готова, она берет под свое покровительство даже суще
ствование государства…

168. Церковь являет собой именно то, против чего пропо
ведовал Иисус — и против чего он наставлял бороться сво
их учеников.

169. Никакой бог не умер за наши грехи; никакого спасе
ния в вере; никакого воскрешения после смерти — это все
подлоги и фальсификации того «истинного» христианства,
ответственность за которые следует возложить на неисп
равимого упрямца [Павла].
Образцовая жизнь заключается в любви и смирении; в
полноте сердца, которая не отталкивает и самого последне
го человека; в безусловном и полном отказе от желания
настоять на своей правоте, от защиты, от победы в смысле
личного триумфа; в вере в блаженство здесь, на земле, воп
реки беде, сопротивлению и смерти; в примирительности,
в отсутствии гнева, презрения; в неискательстве награды;
в несвязывании никого признательностью; изощренней
шее духовно умственное бессеребренничество; очень гор
дая жизнь, подчиненная воле к жизни бедной, жизни слу
жению.
После того, как церковь отреклась от всей христиан
ской практики и совершенно недвусмысленно санкциони
ровала жизнь в государстве, то есть именно тот образ жиз
ни, против которого Иисус боролся, который он осуждал,
ей пришлось вложить смысл христианства куда то еще: в веру
в неправдоподобные вещи, в церемониал молитвы, в покло
нение, праздники и т.д. Понятия «грех», «прощение», «на
казание», «воздаяние»,— в первохристианстве совершенно




nietzsche.pmd 115 22.12.2004, 0:06
Black
несущественные, почти исключенные из обихода, выходят те 116
перь на первый план. Жуткая мешанина из греческой фи
лософии и иудейства; аскетизм; беспрерывные судилища и
осуждения; иерархия рангов.

170. Христианство с самого начала все символическое про
меняло на примитив:
1. Антитезу «истинная жизнь» — «ложная жизнь» пре
вратно истолковала как противопоставление «посюсторон
няя жизнь» и «потусторонняя жизнь»;
2. Понятие «вечная жизнь», противопоставляемое брен
ности личной жизни, переделали в «личное бессмертие»;
3. Побратание по еврейско арабской традиции через
благодать совместной трапезы, еды и питья, стало «таин
ством причастия»;
4. «Воскресение» — как вхождение в «истинную жизнь»,
как «новое рождение» — отсюда: условность истории, насту
пающая когда то после смерти;
5. Учение о сыне человеческом как «сыне божьем», жиз
ненные связи между человеком и богом — отсюда: «вторая
ипостась божья» — устранено как раз сыновнее отношение
всякого человека, даже самого распоследнего, к богу;
6. Спасение через веру, то есть то, что нет иного пути
к сыновству у бога, кроме той жизненной практики, которой
обучал Иисус,— перетолковано в веру, согласно которой на
добно верить в чудесное искупление грехов, не самим челове
ком добытое, а смертью Христа подстроенное и обеспечен
ное: благодаря чему пришлось по новому истолковать и об
раз «распятого Христа». Эта его смерть сама по себе отнюдь
не была главным событием, … это был просто еще один знак,
как надо вести себя с мирскими властями и законами — не
противиться… В этом и был пример.

171. К психологии Павла. Факт — это смерть Иисуса. Оста
ется его истолковать… Что истолкование может быть как ис
тинным, так и ложным, подобным людям даже в голову не
приходит: просто в один прекрасный день их осеняет идея —
«эта смерть могла означать то то и то то» — и в ту же секунду
она для них именно это и означает! Доказательством же ги
потезы служит тот порыв одухотворения, которым она наде
ляет своего создателя.




nietzsche.pmd 116 22.12.2004, 0:06
Black
«Доказательство силы»: то бишь мысль доказывается
117
своим воздействием,— («по испугу его», как наивно говорит
Библия); что вдохновляет — должно быть истинным; за что
критика прежних высших ценностей




проливаешь кровь — должно быть истинным.
Здесь происходит всегда одно и то же: внезапное чув
ство могущества, которое пробуждает в человеке осенив
шая его мысль, приписывается этой мысли как ее качество
— а поскольку иного способа почтить мысль, кроме как по
именовав ее истинной, люди обычно не знают, то первым
же определением, которое она получает в знак отличия,
оказывается слово истинная… Иначе разве могла бы она так
подействовать? Мысль внушена нам некой силой — будь она
неправдой, она бы не могла так подействовать… То есть
мысль воспринимается как вдохновение извне, а воздей
ствие, которое она оказывает, несет в себе что то от неодо
лимости демонического влияния.
Получается, что мысль, которой этакий декадент не в
силах оказать сопротивление, которой он полностью подпа
дает, тем самым «доказана» как истинная!!!
Все эти святые эпилептики и очевидцы всевозможных
галлюцинаций не обладали тысячной долей той честной
самокритики, с которой нынче любой филолог подходит к
тексту или проверяет историческое событие на предмет
его достоверности… все они, в сравнении с нами, просто
моральные кретины…

172. Когда главное не в том, истинно что либо или ложно, а
только в том, как оно воздействует — это признак абсолютно
го отсутствия умственной порядочности. Тут все годится —
ложь, клевета, самые бесстыдные натяжки,— лишь бы оно
помогало достигнуть того градуса разгоряченности, когда
люди начинают «верить».
Формальная школа средств совращения в веру: принци
пиальное презрение любых сфер, откуда может возникнуть
противоречие (как то разума, философии и мудрости, недо
верия, предусмотрительности); бесстыдное восхваление и
возвеличение учения с постоянными ссылками на то, что его
ниспослал бог и только бог,— что апостол ничего не значит,—
что тут ничто не подлежит критике, только вере, только
предполаганию; что воспринять это спасительное учение
есть чрезвычайная и величайшая на свете милость и благо;




nietzsche.pmd 117 22.12.2004, 0:06
Black
что воспринимать это учение следует только в состоянии 118
глубочайшей благодарности и покорности…
Постоянные спекуляции на враждебности, которую все
низшие питают ко всему, что в чести и почете: им это уче
ние подсовывают как учение против всех сильных и муд
рых мира сего, вот что к нему и соблазняет. Оно убеждает
отверженных и обделенных всех мастей; оно сулит блажен
ство, предпочтение, привилегии самым униженным и не
казистым; оно возбуждает в бедных, убогих, глупых голо
вах вздорное самомнение, будто бы они и есть пуп и соль
земли.
Все это, еще раз повторяю, заслуживает самого глубо
кого презрения: мы избавим себя от критики учения, доста
точно взглянуть на средства, которыми оно пользуется, да
бы понять, с чем мы тут имеем дело. Оно спекулировало на
добродетели, оно самым бессовестным образом узурпирова
ло всю притягательную силу добродетели… оно спекулировало
на силе парадокса, на потребности древних цивилизаций
в грубости и бессмыслице; оно обескураживало, возмуща
ло, подстрекало к гонениям и злодействам.
Это все расчетливая, продуманная низость точно того же
разбора, что и низость иудейских священников, когда те ус
танавливали свою власть и создавали иудейскую церковь…
Следует различать: 1. то тепло «любви» как страсти (что
зиждется на основах жаркой чувственности) 2. и абсолют
ное неблагородство христианства — его тягу к постоянным
преувеличениям, его болтливость — недостаток холодного
ума и иронии — отсутствие воинского во всех инстинктах
— предубеждение священников против мужской гордости,
против чувственности, наук, искусств.

173. Павел: он ищет силу против правящего иудейства,— но
движение его слишком слабо… Переоценка понятия «иу
дей» — понятие «раса» отодвигается в сторону; но это озна
чало отрицать основы, фундамент. «Мученик», «фанатик»
— значение всякой сильной веры…
Христианство — это форма распада старого мира в глу
бочайшем его бессилии, при котором самые болезненные
и нездоровые слои и потребности всплывают наверх.
Как следствие на первый план должны были выступить
иные инстинкты, дабы образовать единство, способную к




nietzsche.pmd 118 22.12.2004, 0:06
Black
обороне силу — короче говоря, было необходимо нечто вро
119
де чрезвычайного положения, подобного тому, из которо
го почерпнули свой инстинкт самосохранения иудеи…
критика прежних высших ценностей




Неоценимую услугу оказали тут гонения на христиан
— общность чувства опасности, массовые обращения в веру
как единственное средство положить конец гонениям на
отдельных лиц (он [Павел], следовательно, и к самому по
нятию «обращение» относится как можно легче).

174. Христианско иудейская жизнь: здесь не доминировала
враждебность. Лишь грандиозные гонения, видимо, заста
вили выплеснуться такие страсти — как жар любви, так и пла
мя ненависти.
Когда видишь самых близких своих павшими жертвой
во имя веры, то поневоле станешь агрессивным; своей побе
дой христианство обязано своим гонителям.
Аскетизм не есть специфическая черта христианства —
Шопенгауэр тут заблуждался; аскетизм просто врастал в
христианство — повсюду, где и без христианства имеется
аскетизм.
Ипохондрическое христианство, все эти зверские муки и
пытки совести, точно так же есть только продукт опреде
ленной почвы, на которой пустили корни христианские
ценности — это отнюдь не само христианство. Христиан
ство впитывало в себя всевозможные хвори худосочных
почв, и упрекнуть его можно разве лишь в том, что оно не
умело сопротивляться заразе. Но именно в этом и есть его
сущность: христианство — это тип декаданса.

175. Реалией, на которой могло воздвигнуться христиан
ство, была маленькая еврейская семья диаспоры, с ее теплом
и нежностью, с ее неслыханной, да возможно, и непонят
ной для всей римской империи готовностью помочь, всту
питься друг за друга, с ее скрытой, рядящейся в одеяния
смирения гордостью «избранного народа», с ее сокровен
нейшим и без всякой зависти отказом от всего, что навер
ху, от всякого внешнего блеска и самоценной силы. Распоз
нать в этом силу, понять, что это блаженное состояние может
перекидываться и на других, оказаться соблазнительным и
заразным и для язычников — в этом и есть гениальность Пав
ла: использовать этот кладезь скрытой энергии, умного сча




nietzsche.pmd 119 22.12.2004, 0:06
Black
стья для создания «иудейской церкви свободного вероиспо 120
ведания», использовать весь иудейский опыт и навык общин
ного самосохранения в условиях иноземного владычества, да
и иудейскую пропаганду — именно в этом угадал он свою мис
сию. Ибо то, что он увидел перед собою, был абсолютно
аполитичный и задвинутый на обочину разряд маленьких
людей — с их искусством утверждаться и пробиваться в жиз
ни, взращенном на некотором числе добродетелей, сводив
шихся к добродетели одного единственного смысла («Сред
ство сохранения и возвышения определенной разновидно
сти человека»).
Из маленькой иудейской общины берет начало и прин
цип «любви»: здесь под золой смирения и бедности тлеет
более страстная душа — не греческая, не индийская и уж тем
паче не германская. Песнь во славу любви, Павлом сочинен
ная, не имеет в себе ничего христианского,— это иудейское
раздувание вечного пламени, семитского по происхожде
нию. Если в психологическом отношении христианство че
го то существенного и достигло, так это повышения темпе
ратуры души в тех более холодных и благородных расах,
которые в ту пору были наверху; это было открытие — что
даже самая убогая жизнь может стать богатой и бесценной
благодаря такому вот повышению температуры…
Само собой разумеется, что такой переход не мог прои
зойти в отношении господствующих сословий: иудеи и хри
стиане обоюдно отличались дурными манерами,— а сила и
страстность души при плохих манерах обычно действуют
отталкивающе и вызывают чуть ли не отвращение. (Я эти
дурные манеры прямо таки вижу, когда читаю Новый Завет.)
Чтобы почувствовать в этом притягательность, нужно было
ощутить сродство униженности и нищеты с говорящим здесь
типом низшего народа… Это, кстати, вернейший способ
узнать, есть ли у человека хоть толика классического вкуса —
проверить, как он относится к Новому Завету (сравни Таци
та): кого это чтение не возмутит, кто не испытает при этом
искренне и глубоко нечто вроде foede superstitio1, словно от
соприкосновения с чем то, от чего немедленно хочется от
дернуть руку из боязни запачкаться — тому не ведомо, что
есть классическое. «Крест» надо воспринимать, как Гете.

1
омерзительного благоговения (лат.)




nietzsche.pmd 120 22.12.2004, 0:06
Black
176. Реакция маленьких людей: высшее чувство могущества
121
дает любовь. — Понять, в какой мере здесь говорит не чело
век вообще, а только одна разновидность человека. Вот это
критика прежних высших ценностей




и следует рассмотреть поближе.
«Мы божественны в любви, мы станем «детьми Божь
ими», Бог любит нас и ничего от нас не хочет, кроме люб
ви» — это означает: всякая мораль, всякое послушание и дей
ствование не вызывают такого чувства могущества и сво
боды, какое дает любовь; из любви не сделаешь ничего дур
ного, а сделаешь гораздо больше, чем сделал бы из послуша
ния и добродетели.
Здесь стадное чувство, чувство общности в большом и
малом, живое чувство единения воспринято как сумма жизне
чувствований — взаимная помощь, забота и польза постоянно
вызывают и поддерживают чувство могущества, а видимый
успех, выражение радости его подчеркивают; есть тут и гор
дость — в чувстве общины, обиталища бога, «избранности».
На деле же человек еще раз пережил чувство расщепле
ния личности: на сей раз он поименовал свое чувство люб
ви богом. — Надо помыслить себе пробуждение подобного
чувства, ощутить нечто вроде содрогания, услышать обра
щенные к тебе чужие слова, «евангелие» — небывалая новиз
на не позволяет человеку приписать все это просто любви:
он полагал, что это сам бог явился пред ним и в нем ожи
вает — «бог приходит к людям», образ «ближнего» транс
формируется в бога (поскольку ведь это на него, ближнего,
изливается наше чувство любви). Иисус становится этим
ближним — точно так же, как он был переосмыслен в боже
ственность, в первопричину нашего чувства могущества.

177. Пребывая в убеждении, что они бесконечно многим
обязаны христианству, верующие делают из этого тот вы
вод, что основатель христианства был персонажем перво
го ранга… Вывод этот неверен, но это типичный вывод лю
дей почитающих. При объективном взгляде на вещи допус
тимо предположить, во первых, что они ошибаются в оцен
ке всего, чем они христианству обязаны: убеждения еще ни
чего не доказывают относительно того, в чем человек убеж
ден, а в религиях они скорее даже должны вызывать подо
зрения в обратном… Во вторых, допустимо предположить,
что все, чем человек обязан христианству, следует припи




nietzsche.pmd 121 22.12.2004, 0:06
Black
сывать не его основателю, а тому готовому образованию, 122
той целокупности, той церкви, которая из христианства
возникла. Понятие «основатель» столь многозначно, что
само по себе может означать для всего движения просто
случайность повода: по мере возрастания церкви возвели
чивался и образ ее основателя; но как раз подобная оптика
и позволяет заключить, что когда то этот основатель был
чем то очень неясном и неопределенным — в самом начале…
Стоит вспомнить, с какой вольностью Павел трактует, боль
ше того — почти сводит на нет проблемы личности Иисуса:
это просто Некто, кто умер и кого потом после его смерти
снова видели, некто, кого иудеи вверили смерти… Это про
сто мотив — а уж музыку к нему создает он сам…

178. Основатель религии вполне может быть незначитель
ным — спичкой, не более того!

179. К психологической проблеме христианства. — Движущей си
лой остается: вражда, народное возмущение, бунт обижен
ных жизнью. (С буддизмом дело обстоит иначе: он не рож
ден из движения возмущения и вражды. Он выступает про
тив этих аффектов, поскольку они побуждают к действию).
Эта партия мира понимает, что отказ от враждебности
в делах и помыслах есть необходимое условие для ее разли
чения и сохранения: именно в этом кроется психологичес
кая трудность, которая помешала понять христианство. По
буждение, которое его создало, вызывает затем принципи
альное подавление самого себя.
Только как партия мира и невинности это мятежное дви
жение имеет шансы на успех: оно должно побеждать сугу
бой мягкостью, елейностью, кротостью, и инстинктивно
понимает это.
В этом то и весь фокус: побуждение, выразителем ко
торого ты являешься, отрицать, осуждать, постоянно выс
тавлять напоказ словом и делом нечто прямо противопо
ложное этому побуждению.

180. Мнимая юность. — Тот, кто в этой связи грезит о наи
вном и юном народном существовании, которое восстает
против старой культуры,— тот обманывается; бытует такое
суеверие, будто в самых низких слоях народа, где христи




nietzsche.pmd 122 22.12.2004, 0:06
Black
анство росло и пускало корни, якобы снова забил более глу
123
бинный родник жизни; тот, кто считает христианство вы
ражением новой, восходящей народной юности и укрепле
критика прежних высших ценностей




ния расы, тот ничего не понимает в его психологии. Совсем
напротив: это типичная форма декаданса; моральная изне
женность и истерия среди усталого и утратившего цель,
болезненного и смешанного населения. Более чем странное
общество, собравшееся здесь вокруг этого мастера совра
щать народ, собственно, прямо таки просится — все скопом
и порознь — в какой нибудь русский роман: тут все нервные
болезни назначили друг другу свидание… полное отсутст
вие задач, чувство, что в сущности все кончено и не имеет
больше никакого смысла, довольство в dolce far niente1: сила
и уверенность в будущем, свойственная иудейскому инстин
кту, неимоверность его упрямой воли к существованию и
могуществу — все это заложено в его господствующем клас
се; а те слои, которые выносит наверх молодое христиан
ство, ничем не отмечены так явственно, как усталостью
инстинкта. Им все надоело — это одно; и они довольны —
собой, для себя, в себе — это другое.

181. Христианство как эмансипированное иудейство (в той же
мере и подобно тому, как некое локально и расово обуслов
ленное благородство в конце концов от условий своего преж
него существования эмансипируется и направляется на по
иски родственных элементов…).
1. Как церковь (община) на почве государства, как не
политическое образование;
2. Как жизнь, воспитание, практика, искусство жизни;
3. Как религия греха (прегрешений против бога как един
ственного вида прегрешений, как единственной причины
страдания вообще), располагающая универсальным сред
ством против греха. Грех бывает только против бога; что
свершается против человека, о том человеку не следует ни
судить, ни требовать отчета, разве что только именем бога.
Точно также и все заповеди (любовь): все сопряжено с бо
гом, и только волей божьей над человеком вершится. Во
всем этом кроется большая мудрость (жизнь в тесноте и
большой скученности, как у эскимосов, выносима только на

1
сладостном ничегонеделанье (итал.)




nietzsche.pmd 123 22.12.2004, 0:06
Black
условиях максимального взаимного добродушия и снисхо 124
дительности: иудейско христианская догма обратилась про
тив греха на благо «грешника»).

182. Все, на что притязало иудейское священничество, оно
умело подать как божественное установление, как исполне
ние божьей заповеди… равно как и все, что этому служило.
Сохранить Израиль, внедрить мысль, что сама возможность
его существования (например, сумма дел — обрезание, жер
твенный культ — как центр национального сознания) дана
не как природа, но как «бог». — Этот процесс продолжается;
внутри иудейства, где необходимость «дел» не воспринима
ется как таковая (а именно как отделение от всего осталь
ного, внешнего), смогла создаться священническая разно
видность человеческого характера, которая со священни
ком соотносится примерно так же, как «благородная нату
ра» с аристократом; это бескастовый и в то же время спон
танный священнический настрой души, которая теперь,
дабы резко размежеваться со своей противоположностью,
придавала значение не «делам», но «умонастроению»…
По сути дела речь опять таки шла о том, чтобы проло
жить дорогу определенному складу души: это было подобно на
родному восстанию внутри священнического народа,— пи
етистское движение снизу (грешники, мытари, женщины,
больные). Иисус из Назарета был для них знаком, по кото
рому они себя распознавали. И опять таки, чтобы в себя по
верить, им нужно было теологическое чудо причастия: им
требовался «сын божий», никак не меньше, дабы создать
себе веру… И точно так же, как священничество подделало
всю историю Израиля, так и тут была предпринята попыт
ка переподделать вообще всю историю человечества, дабы
христианство предстало в ней наиболее кардинальным со
бытием. Это движение могло возникнуть только на почве
иудаизма: главным делом иудаизма было сплести воедино
вину и несчастье, а всякую вину свести к вине перед богом; хрис
тианство возвело это дело в квадрат.

183. Символизм христианства зиждется на символизме
иудейском, который уже успел всю реальность (историю, при
роду) претворить в святую противоестественность и нере
альность… который действительную историю уже видеть




nietzsche.pmd 124 22.12.2004, 0:06
Black
не желал, … который естественным успехом уже не инте
125
ресовался.
критика прежних высших ценностей




184. Иудеи предпринимают попытку выжить после того,
как в них утрачиваются две касты — воинов и земледельцев;
они в этом смысле «кастраты» — у них есть священник — и
потом сразу низшая каста, чернь… Поэтому настолько лег
ко доходит у них до перелома, до восстания черни: это и
есть исток христианства. Чтобы знать воина только как сво
его господа, они внесли в свою религию враждебность про
тив благородных, против всех знатных, гордых, против вла
сти, против господствующих сословий: они пессимисты не
годования… Тем самым они создали новую важную позицию:
священник во главе черни — против благородных сословий…
Христианство сделало последний вывод из этого дви
жения: оно и в иудейском священнике все еще чувствовало
касту, привилегированность, «благородство» — и оно священ
ника вычеркнуло.
Христианин — это смерд, который отвергает священ
ника… Смерд, который решил, что будет спасать себя сам…
Поэтому французская революция — дочь и продолже
ние христианства… в ней тот же инстинкт против церкви,
против знати, против последних привилегий.

185. «Христианский идеал» выведен на сцену по иудейски
умно. Основные психологические побуждения, «природа» его:
— восстание против господствующей духовной власти;
— попытка сделать добродетели, при которых возмож
но счастье самых ничтожных, последних людей, непререкаемым
идеалом всех ценностей,— и назвать это Богом: инстинкт са
мосохранения беднейших, самых жизненно скудных слоев;
— попытка, исходя из идеала, оправдать абсолютное воз
держание от войны и сопротивления,— равно как и послу
шание;
— любовь между людьми как следствие любви к богу;
Главная уловка: все природные mobilia1 отрицать и об
ращать в духовно потустороннее… добродетель и почитание
оной присвоить всецело и только для себя, шаг за шагом
отспаривая ее у всего нехристианского.

1
движители (лат.)




nietzsche.pmd 125 22.12.2004, 0:06
Black
186. Глубочайшее презрение, с которым сохранивший благо 126
родство античный мир относился к христианам, имеет те
же корни, что и сегодняшняя инстинктивная неприязнь к
евреям: это ненависть свободных и знающих себе цену со
словий к тем, кто норовит протиснуться, скрывая за пугли
вой и неуклюжей повадкой непомерное самомнение.
Новый завет — это евангелие людей абсолютно неблаго
родного сорта; в их притязаниях на собственную значимость,
притом значимость единственно истинную, и вправду есть
что то возмутительное,— даже сегодня.

187. Как мало значит сам предмет! Дух — вот что вносит в
него жизнь! Каким недужным, спертым воздухом веет от
всех этих возбужденных пустословий о «спасении», любви,
«блаженстве», вере, истине, «вечной жизни»!
И напротив, стоит взять истинно языческую книгу, до
пустим, Петрония,— книгу, где, по сути, нет ни единого
слова, поступка, желания, суждения, которое по ханжеским
христианским меркам не было бы грехом, даже смертным
грехом. И однако — какая же благодать в чистоте этого воз
духа, в духовном превосходстве этой легкой победительной
поступи, этой высвобожденной, избыточной, уверенной в
своем будущем силы!
Во всем Новом Завете ни одной буффонады: но ведь
этим любая книга сама себя загубит!

188. Крайняя низость, с которой осуждается всякая иная
жизнь, кроме христианской: им мало просто очернить в
мыслях своих противников, нет, они хотят, ни больше ни
меньше, оклеветать все, что не есть они сами… С высокоме
рием святости наилучшим образом уживается низкая и лу
кавая душонка; свидетельство — первые христиане.
Будущее: они еще заставят всех как следует за это раско
шелиться… Это дух самого нечистоплотного разбора, какой
только есть. Недаром вся жизнь Христа изображается таким
образом, будто он помогает сбыться предсказаниям: он спе
циально действует так, чтобы они сбылись…

189. Лживое истолкование слов, жестов, душевных состо
яний умирающих: к примеру, страх смерти начисто подме
няется страхом перед «загробной жизнью»…




nietzsche.pmd 126 22.12.2004, 0:06
Black
190. И христиане делали это в точности так же, как иудеи:
127
все, что они воспринимали как необходимое условие суще
ствования или как важное новшество, они вкладывали в уста
критика прежних высших ценностей




своему учителю и приукрашивали этим его жизнь. Точно так
же и всю изустную мудрость своих пословиц и поговорок
они вложили ему в уста: короче, свою действительную жизнь
во всем ее суетном течении они представили как послуша
ние и тем освятили ее для своей пропаганды.
С чего на самом деле все пошло, это хорошо видно у
Павла — и это сущая малость. Все остальное — это создание
типа святого из того, что у них почиталось святым.
Все «чудесное учение», включая чудо воскресения, есть
прямое следствие самовозвеличения общины, которая все,
на что была способна сама, в еще большей мере приписыва
ла своему учителю (то есть из него свою силу выводила…)

191. Христиане никогда не практиковали того, что им
предписывал Иисус: вся их бесстыжая болтовня об «оправ
дании верой» и о высшем и первейшем значении веры есть
только следствие того, что церковь никогда не имела в себе
ни мужества, ни воли присягнуть делам, которых требовал
Иисус.
Буддист действует иначе, чем не буддист; христианин
действует как все люди, а христианство у него лишь для цере
моний и настроений.
Глубочайшая и презренная изолганность христианства
в Европе: мы, действительно, поделом заслуживаем пре
зрения арабов, индусов, китайцев… Только прислушайтесь
к речам первого государственного мужа Г ермании о том, что
занимало Европу последние сорок лет… — и вы услышите
голос придворного проповедника Тартюфа.

192. «Вера» или «дела»? — Но то, что вместе с «делом», вмес
те с привычкой к определенным делам зачинается и опре
деленная оценка и в конечном счете образ мыслей, это так же
естественно, как противоестественно предположить, что
из голой оценки могут воспоследовать «дела». Человеку на
добно упражняться — и не в усилении своих ценностных эмо
ций, а в действовании; сперва надо уметь что то делать…
Христианский дилетантизм Лютера. Вера — главная и спа
сительная опора. А подоплека тут — глубокая убежденность




nietzsche.pmd 127 22.12.2004, 0:06
Black
Лютера и ему подобных в их неспособности к христиан 128
ским делам, то есть факт личной биографии, задрапирован
ный глубочайшим сомнением в том, не есть ли всякое дея
ние грех и от лукавого: так что в итоге весь смысл существо
вания сосредотачивается на отдельных, хотя и крайне на
пряженных, состояниях бездействия (молитва, благоговение
и т.д.). — В итоге он даже оказался прав: инстинкты, выра
жающиеся во всех деяниях реформации,— из самых жесто
ких, какие только есть на свете. Только в абсолютном отвле
чении от самих себя, в погружении в прямую свою противо
положность, только как иллюзию («веру») они и могли свое
существование вынести.

193. — «Что делать, чтобы уверовать?» — Абсурдный вопрос.
Главный изъян христианства — это воздержание от всего
того, что Иисус повелел делать.
Это убогая жизнь, но истолкованная с презрением во
взгляде.

194. Вступление в истинную жизнь — ты спасаешь свою лич
ную жизнь от смерти, живя жизнью всеобщей.

195. Христианство превратилось в нечто в корне отличное
от Того, что делал и чего хотел его основатель. Это великое
антиязыческое движение древности, сформулированное с
использованием жизни, учения и «слов» основателя хри
стианства, однако посредством абсолютно произвольной их
интерпретации по шаблону диаметрально различных потреб
ностей и в переводе на язык всех уже существующих подзем
ных религий.
Это приход пессимизма, тогда как Иисус хотел прине
сти людям мир и счастье агнцев,— и притом пессимизма
слабых, попранных, страдальцев, угнетенных.
Их заклятый, смертный враг — это: 1. сила в характере,
уме и вкусе; «мирское»; 2. классическое «счастье», благород
ная легкость и скепсис, несгибаемая гордость, эксцентри
ческое распутство и холодная самодостаточность мудреца,
греческая утонченность в жесте, слове и форме; и римлянин,
и грек им в равной мере — смертельный враг.
Попытка антиязычества обосновать и осуществить се
бя в философии: его чутье к двусмысленным фигурам древ




nietzsche.pmd 128 22.12.2004, 0:06
Black
ней культуры, прежде всего к Платону, этому инстинктив
129
ному семиту и антиэллину… Равно как и чутье к стоицизму,
который в существенной степени тоже дело семитов («до
критика прежних высших ценностей




стоинство» как строгость и закон, добродетель как величие,
как ответственность за себя, как авторитет, как высший
суверенитет личности — все это семитское: стоик — это араб
ский шейх, только в пеленках греческих понятий).

196. Христианство только возобновляет борьбу, которая
уже велась против классического идеала, против благородной
религии.
На самом деле все это преобразование есть перевод на
язык потребностей и уровень понимания тогдашней рели
гиозной массы — той массы, которая поклонялась Изиде, Ми
тре, Дионису, «великой праматери» и которая требовала от
религии:
1. надежды на потустороннюю жизнь;
2. кровавой фантасмагории жертвенного животного —
«мистерии»;
3. спасительного деяния, святой легенды;
4. аскетизма, отрицания мира, суеверного «очищения»;
5. иерархии как формы построения общины.
Короче: христианство приспосабливается к уже суще
ствующему, повсюду нарождающемуся анти язычеству, к куль
там, которые опроверг Эпикур… точнее, к религиям угнетен
ной массы, женщин, рабов, не знатных сословий.
В итоге же перед нами следующие недоразумения:
1. бессмертие личности;
2. мнимый иной мир;
3. абсурдность понятий преступления и наказания, по
ставленных в центр истолкования мира;
4. разбожествление человека вместо его обожествле
ния, разверзание глубочайшей пропасти, которую можно
преодолеть только чудом, только в прострации глубочайше
го самопрезрения;
5. целый мир порочных представлений и болезненных
аффектов вместо простой и полной любви житейской прак
тики, вместо достижимого на земле буддистского счастья;
6. церковный порядок, с клиросом, теологией, культом,
святынями; короче, все то, против чего ратовал Иисус из
Назарета;




nietzsche.pmd 129 22.12.2004, 0:06
Black
7. чудеса везде и всюду, засилье суеверия: тогда как от 130
личием иудаизма и древнейшего христианства было как раз
их неприятие чуда, их относительный рационализм.

197. Психологическая предпосылка: незнание и бескультурье, не
вежество, напрочь забывшее всякий стыд — достаточно пред
ставить себе этих бесстыдных святых, и где — в Афинах:
— иудейский инстинкт «избранничества» (они без вся
ких церемоний присваивают себе все добродетели, а осталь
ной мир считают своей противоположностью — верный знак
низости души);
— совершенное отсутствие действительных целей, действи
тельных задач, для решения которых требуются иные доб
родетели, кроме ханжества,— от этой работы их избавило го
сударство; бесстыдный народец все равно делал вид, будто
государство здесь совершенно не причем.
«Если не станете как дети» — о, как же далеки мы ныне
от этой психологической наивности!

<<

стр. 4
(всего 30)

СОДЕРЖАНИЕ

>>