стр. 1
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


Российская Академия Наук

Институт философии








"ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ"



(философско-политический анализ)







Москва
1995



ББК 66.01
Т 38
Ответственный редактор - канд.
филос. наук Р.И.Соколова
Редактор - канд. филос. наук
В.И.Спиридонова

Рецензенты:
д.ф.н. В.А.Подорога
д.ф.н. В.Н.Шевченко
к.ф.н. Е.А.Самарская






Т 38 "Технология власти" (философско-
политический анализ). - М., 1995. -
163 с.

Предлагаемая читателю монография
посвящена рассмотрению различных
исследовательских подходов и теорий,
пытающихся ответить на вопрос о
генезисе, сущности, формах властных
отношений в обществе. В работе
дается анализ соотносительности
категорий власти и влияния и их
трансформации в рамках
демократического общества;
раскрываются сущностные основания
политической и социальной утопии;
анализируется ценностная легитимация
политической власти; рассматривается
становление новой политологической
категории "политический человек" в
сопряжении с проблемой власти.
Большое внимание уделяется
практическим средствам и методам
реализации власти.
Монография предназначена для
специалистов в области политической
философии и политологии, но
представляет интерес также для
профессиональных политиков.



ISBN 5-201-01871-8
№ ИФРАН, 1995



Содержание

Предисловие..............................3

Глава 1. Понятие власти..................5
1. О трудностях определения понятия
власти................................6
2. Современные концепции власти.........14
З. Власть и влияние.....................27

Глава 2. Некоторые особенности
функционирования власти..............34
1. Ценностная легитимация власти........34
2. Власть и информация..................43
3. Власть и утопия......................53
4. Политический человек как главный
инструмент реализации
власти...............................69

Глава 3. Методы политического влияния и
манипулирования......................88
1. Методы политического влияния.........88
2. Методы политического манипулирования
106
3. Субъект и объект политического
влияния и манипулирования ..........125

Приложение 1. Отношения человека и
власти в политической философии
Т.Гоббса............................142

Приложение 2. Особенности политической
власти в современном
Китае...............................152



Предисловие

Проблема власти во всех ее аспектах
продолжает занимать умы как
профессиональных политиков, так и
теоретиков - философов, социологов,
политологов, ученых самых разных специ-
альностей. Без преувеличения можно сказать,
что любая социально-политическая доктрина
отводит проблеме власти и механизмам ее
реализации центральное место. Это одна из
основных категорий и одна из самых
дискуссионных проблем политической
философии и политической науки. "Тайна
власти" порождает небывалое многообразие
подходов и теорий, пытающихся ответить на
вопрос о генезисе, сущности, формах
властных отношений в обществе. Концепции
власти простираются от проблем рассмотрения
этого феномена в рамках коллективного
социального действия до акцентирования
отдельных сторон "неравного обмена"
санкциями и ресурсами в условиях
классического двухстороннего взаимодействия
между двумя индивидами в обществе.
Кризисная ситуация в России со всей
остротой поставила вопрос о необходимости
продолжить анализ не только общекон-
цептуальных основ такого фундаментального
проявления общественной жизни как власть,
но и механизмов ее реализации, за-
трагивающих как общенациональные интересы,
так и оказывающих свое влияние на каждого
гражданина в отдельности.



4

Предлагаемая читателю работа представляет
дальнейшее исследование проблемы власти,
которой был посвящен первый выпуск этой
серии "Власть. Философско-политические ас-
пекты". (М., 1989). Задача данного труда
состоит в том, чтобы привлечь внимание не
только к чисто теоретическим аспектам, но и
к прагматической, практической перспективе
исследования.
В соответствии с этим намерением одна
часть работы посвящена рассмотрению
различных исследовательских подходов к
феномену власти, анализу соотносительности
категорий влияния и власти и их
трансформации в рамках демократического
общества, раскрытию сущностных оснований
политической и социальной утопии и т.д.
Другая - сосредоточена на практических
средствах и методах реализации власти:
раскрывается деятельность политических
партий, анализируется роль приобретающих
все больший вес посреднических образований
- так называемых групп давления. Большое
внимание уделяется также анализу различных
форм манипулирования общественным
сознанием, имеющему место в современной
практике демократических обществ.
Манипулирование лишает общество возможности
выработки оптимального варианта
демократического устройства, главной и
вечной целью которого является всевластие
народа, а главным благом, ради которого и
задумывалась сама демократия - благо нации,
а не отдельных ее представителей.
Все эти вопросы рассматриваются главным
образом на основе западных общественно-
политических теорий и политической
практики, однако полученные выводы вполне


5

применимы к сегодняшним условиям нашей
страны, пытающейся опереться на западный
политико-правовой опыт.
В качестве приложения предлагаются два
материала, каждый из которых - только
фрагмент и заявка на дальнейшую разработку
темы власти: один - в историко-философском
аспекте, другой - в свете изучения довольно
успешного опыта Китая, который у нас пока
еще остается невостребованным.

Р.И.Соколова (Предисловие, перевод гл. 1,
1, гл. 2, 1, гл. 3), У.Матц (гл. 1, 1),
В.И.Спиридонова (гл. 1, 3, гл. 2, 4, гл.3),
Е.В.Осипова (гл. 1, 2), И.И.Кравченко
(гл. 2, 3), К.А.Зуев (гл. 2, 2),
О.Л.Безручкин (Приложение 1), В.Г.Буров
(Приложение 2).






















6




Глава 1. Понятие власти

В политической науке и политической
философии не существует единого теоретико-
методологического подхода к анализу
феномена власти, интерпретации этого
понятия, определению его объема и т.п. Тем
не менее категория власти широко применя-
ется в исследованиях любого рода
политических отношений - международных,
национальных или локальных. Многие авторы
утверждают, что отношения власти являются
важнейшей, если не главной и определяющей
чертой политических отношений. Различия
между политическими системами или глубокие
изменения в обществе воспринимаются в
первую очередь как различия в распределении
власти между индивидами, группами и другими
социальными единицами. Констатируется, что
власть может быть относительно
концентрированной или диффузной, ее
носителями могут быть индивиды, страты,
классы, профессиональные, этнические,
расовые или религиозные группы, наконец,
власть может быть относительно большой или
малой.
Исследования отношений власти в рамках
различных организаций составляют еще более
обширную группу. Уже не политическая, а
бюрократическая (организационная) власть
становится в этих случаях объектом
рассмотрения. Весь широкий спектр
организационных отношений - отношения
управления, предполагающие подчинение,
влияние, убеждение и т.д., - также


7

исследуются как своего рода властные
отношения. Понятие власти, таким образом,
применяется ко многим сферам межличностных
взаимодействий, создавая возможность для
незаметной подмены плоскостей рассмотрения,
а следовательно, перенесения выводов,
сделанных, например, в организационной
области, на политическую, и наоборот.
Вследствие этого исследователи, за-
нимающиеся проблемой власти, часто
вынуждены признавать зыбкость,
теоретическую ненадежность результатов
исследований власти, а также "смутность"
самого этого понятия.
Вполне естественно поэтому на первое
место выдвигается проблема определения
власти, связанная с наличием той или иной
концепции властных отношений, создаваемой
на базе определенной философской или
общесоциологической теории.


1. О трудностях определения понятия власти

Классическое понятие власти так
называемого политического реализма во
многих отношениях сходно с понятием бога у
схоластов: власть раскрывается как ens
realissimum1 политики и в качестве таковой
есть одновременно высшая цель политического
действия и его первая причина. С другой
стороны, власть видится как материальное
благо, а значит, она может быть завоевана,
утрачена, увеличена или уменьшена; она
характеризуется даже как "деньги политики".
Таким образом, она проявляется как
____________________
1 Реальнейшее сущее (бог) - лат.


8

количественно измеряемая величина, которая
может быть передана, поделена, а также
приведена в "равновесие". И наконец, если
власть асимметрично разделена, то ее части
могут друг друга компенсировать. При этом
большая власть одной стороны есть такая
власть, к которой в результате приходит
кто-то один, в то время как малая власть
другой стороны может остаться без внимания.
Следовательно, власть в итоге есть
сверхвласть. Это положение сводится к
принципиальной предпосылке: власть в коне-
чном счете существует только в поле
потенциального конфликта и проявляется в
одностороннем отношении - от причины
(власть) к действию (вынужденное изменение
поведения слабой стороны). Таким образом
констатируется, что анализ власти может
привести к выявлению ее четкой структуры.
Этот подход принимает во внимание в
лучшем случае только незначительную часть
феномена, обозначаемого словом "власть".
Более того, сам феномен в конце концов даже
полностью исчезает из виду - точка зрения
консенсусной теории власти2, согласно
которой власть соответствует человеческой
способности не только действовать и что-то
предпринимать, но и объединяться с другими,
действовать в согласии с ними. Властью
никогда не располагает кто-то один: она
принадлежит всей группе и существует до тех
пор, пока группа держится вместе. Если мы о
ком-нибудь говорим: он "имеет власть", то
фактически это означает, что этот человек
____________________
2 Ее известной представительницей является
Х. Арендт (Arendt H. Macht und Gewalt.
Munchen, 1970).


9

уполномочен определенным числом людей дей-
ствовать от их имени. Если группа, которая
уполномочила обладателя власти и передала
ему свою власть, распадается, то пре-
кращается и "его власть". Луман это
довольно смелое выведение власти "из
группы" переформулировал и значительно
дифференцировал в духе теории систем.
Находим ли мы здесь предпосылки для
фундаментальной критики политического
реализма?
На первый взгляд, консенсусная теория
власти прямо противоположна классическому
пониманию. Друг другу противостоят не
только относительные величины -
конфликт/консенсус, но противоположным
образом может пониматься также позиция
обладателя власти и само качество власти. В
первом случае обладатель власти фактически
ее имеет, и она является его достоянием; во
втором случае обладатель власти кажется
безвластным, зависимым от границ и
продолжительности предоставленных группой
полномочий (Х.Арендт) или структуры
социальной системы (Н.Луман). Продолжая эту
мысль, можно сказать, что в первом случае
власть порождает систему - соответственно
сохраняет ее, во втором - система порождает
власть. Оба теоретических положения могут
быть поняты как абстракции двух различных
архетипов политической ситуации: с точки
зрения политического реализма здесь всегда
действует образец макиавеллевского principe
nuovo, предполагающего ситуацию создания
государства - соответственно нестабильных
политических отношений; с точки зрения
консенсусной теории - вырисовывается
ситуация консолидирующей политической


10

системы. При сравнении бросается в глаза,
что понимание власти с точки зрения
политического реализма раскрывается на
примере исключительной ситуации и, кроме
того, нереалистично исходит из тотальной
изоляции обладателя власти.
В остальном же при внимательном
рассмотрении обеих позиций обнаруживается
их существенное совпадение: если в теории
конфликта власть в конце концов
определяется только на основе отношений
между обладателем власти и адресатом
власти, то консенсусная теория властных
отношений придает значение асимметрии с
элементом принуждения.
Далее, альтернативные позиции фактически
не могут быть сравнимыми, ибо они проявляют
себя в различных плоскостях: теория
конфликта акцентирует внимание на
осуществлении власти, в противоположность
этому консенсусная теория выявляет генезис
власти. Из-за этого разногласия нельзя
согласиться с тем, что социальные теории
получают свой особый профиль благодаря
всеохватывающей редукции реальной
комплексности. Возникает закономерный
вопрос: действительно ли власть должна
проистекать только из консенсуса и
проявлять себя только в виде вынужденного
изменения поведения? Во всяком случае оче-
видно, что обе теории мало или совсем
ничего не говорят о власти. Тогда следует
спросить: не приведет ли это удивительное
положение дел к тому, что никто "точно не






11

знает, о чем, собственно, идет речь"3. Или
к тому, что о феномене нельзя сказать
больше того, что уже сказал М.Вебер в своей
знаменитой дефиниции?
В связи с этим следует внимательно
проанализировать веберовское понятие
власти, которое странным образом оказалось
вне поля зрения социальных наук.
Прежде всего надо отметить, что в
концепции немецкого ученого проводится
четкое различие между основаниями властных
отношений и сферой реализации власти.
Вопрос об основаниях власти остается
совершенно открытым, феноменология
осуществления власти также строго не
определяется, однако в конечном счете она
дается в духе политического реализма, т.е.
исходя из ситуации конфликта. Из первого
признака понятия власти - основания власти
- вытекает вывод о том, что средства при-
нуждения, применяемые во время конфликта,
не представляют, по Веберу, единственного
базиса власти.
В самом деле, сегодня можно считать
бесспорным, что мы имеем дело с
бесчисленным множеством гетерогенных
ресурсов власти (информация, авторитет,
деньги, шансы отказать в кооперации и
т.д.), благодаря чему снимается проблема
однообразия власти, односторонности
властных отношений и однозначности властных
структур. Вопрос оказывается даже глубже:
на какой вообще плоскости две власти могут
встречаться, граничить друг с другом или
____________________
3 Luhman N. Klassische Theorie der Macht.
Kritik ihrer Pramissen // Zeitschrift fur
Politik. 1969. Jg. 16. S. 149.


12

превалировать друг над другом, ибо,
опираясь на два различных ресурса власти,
они фактически представляют различные виды
власти.
На фоне современных исследований
многообразия ресурсов власти образ
романского одинокого стратега власти,
выведенного в работах Макиавелли, предстает
как одно из главных действующих лиц,
который свою власть черпает прежде всего из
социального контекста. Игнорируя
схематичность собственного описания
взаимодействия конкурирующих сторон и
подданных государя, Макиавелли, например,
обсуждая аморальность государей, ясно
показывает, как могут имеющиеся в обществе
представления о добродетелях как гранях
власти функционировать в качестве ресурсов
власти.
Второй признак дефиниции Вебера, согласно
которому феноменология осуществления власти
зависит от ресурсов власти и ситуации,
остается открытым и нуждается в четком
анализе. Предъявленное им требование к
власти, которая должна уметь осуществляться
"и осуществляться вопреки сопротивлению",
дабы проявить себя в качестве таковой,
недостаточно ясно. Если его понимать так,
как это имеет место в теории конфликта, то
это должно было бы означать, что власть
может быть независимой от своих оснований
только в (потенциальном) конфликтном отно-
шении. Однако это находится в определенном
противоречии с первым признаком дефиниции -
многообразием возможных ресурсов власти.
Что в таком случае представляет собой
основанная на авторитете (харизме,
компетентности или должности) власть над


13

свитой, членами общины, гражданами?
Сопротивление авторитету есть признак
крушения базиса власти или ее границ, а
также признак того, что для обладателя
власти больше нет шансов ее осуществить.
Можно ли на этом основании сделать вывод о
том, что из-за этого она была ранее не-
властью?
"Донаучное" понимание, которое мы, верные
аристотелевской научной традиции, не хотим
игнорировать, несомненно, исходит из того,
что обладатель власти имеет власть также и
над своей свитой, невзирая на то, что эта
власть может быть сведена к фактам
консенсуса, доверия и т.д. Это говорит о
том, что власть покоится "в группе"
(Арендт), которая проявляет себя в
сопротивлении. Но соглашаясь с утверждением
Арендт о том, что власть в конечном счете
коренится исключительно в группе, нельзя
постичь сущности авторитета: он как раз не
безразличен к индивидуальному настрою
своего окружения, иначе бы он не был тако-
вым. Это сопряжение двух взаимодействующих
властей внутри одного и того же социального
отношения, их взаимная зависимость и
возможность их реализации не исчерпываются
описанием в рамках примитивной конфликтной
модели и, видимо, затрагивает серьезные
теоретические проблемы.
Таким образом, мы подходим к третьему
пункту, являющемуся ядром веберовской
дефиниции - определению самой власти. Вебер
использует здесь непривычное для нас
выражение "шанс" и тем самым придает власти
онтологически высокий статус. Переведем в
этой связи термин "шанс" как "возможность
действовать" и дополним его смысл, принимая


14

во внимание другие признаки дефиниции,
словосочетанием "вероятное действие против
других". Тогда станет очевидным, что если
власть есть только возможность, а,
следовательно, не действительность, то
перед политическим реализмом возникает
проблема: каким образом категория власти
вообще может быть доступной для
эмпирическо-научного анализа. Очевидно,
эмпирические высказывания относительно
власти возможны только в том случае, если
власть была успешно осуществлена и,
следовательно, если реализация действия и
его результат подтверждают то, что власть
действительно имела место. Понятно, что это
относится только к реализовавшимся
действиям, а не к проектируемым, про
которые мы никогда не можем знать
наверняка, осуществляется ли они фактически
или нет. Высказывания относительно власти,
т.е. относительно свободы действий,
возможностей ее реализации, имеют характер
только прогнозов, ценность которых
сомнительна.
На это могут возразить, заявив, что
существуют многочисленные социологические и
политологические исследования власти,
которые к тому же сопровождаются бурными
дискуссиями относительно адекватности самих
методов исследования. Эта литература,
однако, может служить скорее для
подтверждения, чем для опровержения нашего
понимания власти. Героическое время борьбы
между разным отношением к репутации
властителя, его роли в процессе принятия
решения давало в этом смысле информацию,
которая недостаточно принималась во
внимание в дискуссии о правильных методах


15

анализа власти. Кратко обобщая сказанное,
можно утверждать, что метод оценки
репутации властителя, с помощью которого
власть должна измеряться на основании
опросов (надо надеяться - компетентных) его
окружения, анализирует как раз не саму эту
власть, а мнение третьей стороны
относительно непосредственного предмета
исследования; что позиционный метод
представляет нормативно определяемую
структуру распределения власти как реальную
- это соответствует общему донаучному
суждению как эмпирическому и вероятностному
суждению, но именно поэтому претензии само-
надеянной социально-научной методологии
едва ли правомерны; и, наконец, что метод
процесса принятия решения видится явно и
вполне в духе выдвинутой здесь предпосылки,
согласно которой власть может определяться
в крайнем случае ex post, и результаты
тогда должны использоваться в
прогностическом плане. Власть сама попадает
здесь в поле зрения только (а) частично и
(б) гипотетически.
Дальнейшее исследование проблем власти в
направлении усовершенствования методов и
комбинаций различных подходов или в
направлении ее дифференциации по сферам
действия ничего не может изменить в
сущности вывода о том, что мы в принципе не
вышли за пределы предполагаемого
политического решения.
Проблема, состоящая в том, чтобы понять
власть по образцу отношений реальных
предметов, конечно, еще не проанализиро-
вана. Независимо от методологического
подхода к решению проблемы можно задаться
также вопросом: каким образом хотя бы


16

теоретически, можно определить власть как
реальную возможность действия?
Если мы понимаем власть как "свободу
действий", то целесообразно определять
власть в соответствии с ее величиной и
относительно ее границ. Другими словами,
должны быть указаны по крайней мере
условия, при которых власть может осущест-
вляться.
Исходя из вышесказанного, мы полагаем,
что общественно-политическое устройство
есть реальная системная структура, которая
определяет разделение ресурсов власти,
свободу действия и ее границы.
Следовательно, система есть условие
возможности действия и одновременно границ
действия. Каким образом каждый обладатель
власти включен в это, лучше всего можно
продемонстрировать с помощью модели
абсолютного властелина, монополиста всякой
власти. Если бы такой властелин в какой-то
момент попытался один реализовать всю
номинальную полноту власти, то из-за
огромного количества задач и полного
вакуума информации он был бы неспособен к
действию. Фактически ни одна
автократическая власть не пытается
осуществить господство в соответствии с
номинальной идеологией власти; все реальные
актеры осуществляют свою власть в системе с
разделением труда, т.е. в системе
кооперации, в которой действующие лица
дополняют друг друга. Даже если такая
система кооперации функционирует как
иерархическая, управляемая из центра, то
автоматически по мере функциональной и
структурной дифференциации политической
системы появляются побочные сферы действия


17

власти с собственными ресурсами
(информацией, знаниями, определенной сферой
компетенции). Эти побочные ветви власти
могут действовать также как анти-власть
соразмерно своим ресурсам, но в первую
очередь они являются условием осуществления
высшей власти. Возникает мнимый парадокс:
только "разделение" упомянутой тотальной
власти вообще создает власть в высшей
инстанции. Заканчивая мысль, можно сказать,
что власть становится реальной возможностью
только благодаря ограничению.
Если эта констатация правильна, то все же
остается вопрос: а не являются ли
"разделение власти" и "ограничение власти"
скорее метафорой, чем понятием, отражающим
действительность? Если мы возьмем простой
случай - правительство, то выясняется, что
оно, чтобы осуществлять власть,
предписанную ему конституцией, или власть,
на которую оно претендует само, должно
обслуживаться бюрократией, созданной внутри
иерархической правительственной системы.
Отношения власти с позиционной точки зрения
ясны: бюрократия, соответственно классичес-
кой модели бюрократии, инструментально
управляется правительством. Путаницу
вносит, однако, противоположная точка
зрения, согласно которой именно
правительственная бюрократия управляет
правительством. Разумное разрешение
проблемы видится в предположении, что оба
мнения правильны или, наоборот, оба
ошибочны.
Выделяя различные виды власти на основе
различных ресурсов, мы сразу же обнаружим,
что власть бюрократии иная, чем власть
правительства. Если правительственная


18

власть опирается на партийно-политическое
большинство, общественное одобрение (через
доступ к средствам массовой информации) ,
конституционно-правовые полномочия и т.д.,
то власть бюрократии - на информацию,
селекцию информации, ограничение
компетенции; и, наконец, поскольку право
принимать решения были делегированы ей
правительством, - она имеет также часть
непосредственной правительственной власти.
Последнее - вообще уже эвфемизм, так как
само правительство, вероятно,
делегированную власть никогда не могло
ощутить. Это означает, что она была де-
легирована формально, т.е. реально не была
дана правительству. Власть как реальная
возможность действия есть только в руках
бюрократии; таким образом, разделение
власти здесь по меньшей мере только
метафора.
Если мы далее обратимся к изучению модели
взаимодействия между правительством и
бюрократией, т.е. взаимного использования
возможностей их воздействия друг на друга,
то ни в коем случае не обнаружим ясно
определимых границ власти. Это зависит не
от неудовлетворительной методики или каких-
то конкретных трудностей, а от структуры
самого поля исследования. Каждое
воздействие ограничивает свободу действия
другой стороны, но может и заново открыть
или развить возможности ее действий. Так
как оба часто являются следствием одного и
того же акта (например, представления
информации в качестве основы для принятия
решения правительством), то поиски ясной
линии, отделяющей друг от друга две сферы
власти, априорно безнадежны.


19

Полученный вывод не зависит от того, что
понятие власти применяется здесь в широком
смысле, допускающем между "влиянием" и
"господством" наличие целой шкалы форм осу-
ществления власти. Даже если о власти
говорить иначе, чем здесь говорилось - т.е.
только в том смысле, что воля может
осуществляться вопреки сопротивлению, -
познавательная ситуация принципиально не
изменится. Факт осуществившейся воли руко-
водства (правительства), который был
обеспечен адресатом власти (бюрократией),
предлагает модель ситуации, в которой воля
осуществляется вопреки противостоящей ей
воле. Остаются нерешенными также вопросы:
подходит ли эта модель к тому случаю, когда
бюрократия, например, благодаря своей
компетенции осуществляет "сопротивление"
планам политического руководства?
Оказывается ли сильнее бюрократия в том
случае, когда она "реализует себя"
благодаря убеждениям, или же сильнее ока-
зывается нежелающее обучаться
правительство, когда оно одерживает верх
над бюрократией, предпочитающей долг
политической лояльности? Еще более
принципиально нужно поставить следующий
вопрос: не является ли представление о
ясной воле слишком узким для воплощения
того, что не очень ясно определяется, чтобы
соответствовать реальности процесса
управления? "Президент способен к действию.
Предполагается, что он знает, чего он
вообще хочет. Однако последнее само по себе
представляет иногда очень большую
проблему". (Г.Киссинджер). Мы знаем, что
бюрократия часто работает или должна
работать с обоснованным предположением


20

относительно определенной правительственной
воли, так как правительство никогда не
может охватить все части правительственной
системы. В таком случае где и чья власть
здесь кончается?
Если границы власти в процессе
взаимодействия не будут ясными, то
произойдет то же самое, как в случае, если
мы будем рассматривать обладателя власти
как лицо, действующее только ради своей
выгоды. При данных обстоятельствах
предоставление "постоянной" свободы
действия уменьшается, если мы замечаем, что
"употребление" власти может привести к
увеличению власти. Так, например, политик,
используя свои ресурсы в общественной
деятельности, может снискать широкое
одобрение и, следовательно, получить
определенную свободу действий. С другой
стороны, если мы натолкнемся на границы
власти там, где их ожидали меньше всего -
во "всевластии" римского императора, на-
пример, или в "непреодолимости" современной
государственной власти, - то именно
вследствие использования силы этой, каза-
лось бы, явно преобладающей власти в
конфликте с "безвластными", ее носители
сами могут внезапно оказаться
"безвластными", как римский император в
борьбе с ранним христианством или как
современное государство в конфликте с
"борцами за мир", подорвавшими правовое
государство. И даже там, где мы, наконец,
ожидаем найти объективные границы свободы
действий, нас ждет разочарование: когда,
например, Римский клуб знакомит нас с
границами роста и показывает насколько
серьезно положение вещей в этой области,


21

тогда мы вместе с Римским клубом должны с
удивлением констатировать, что неприступные
на первый взгляд границы могут сделаться
проницаемыми благодаря инновационным
действиям - таким как экономия энергии,
применение новых ресурсов или безотходное
производство.
Пропагандистская форма власти
"безвластных", произрастающая из их
глубоких убеждений и могущая, в конце
концов, даже покорить чувствительного к
ценностям обладателя власти; цивилизованное
самоограничение из-за государственно-право-
вых обязательств государственной власти; то
обстоятельство, что при одинаковых условиях
"воля к власти" per se4 придает силу, ибо
может использовать решительность, свободу
действий, новые возможности, достигнутые
без всякого принуждения из-за изменившихся
установок окружения, внутреннего
самоослабления; быстрый крах внезапно
окрепнувшего веймерского либерализма за два
года до конца Веймарской республики - все
эти субъективные детерминанты показывают,
что мы должны отказаться от модели
властелина, который обладает
объективированной свободой действий в
отношении других.


2. Современные концепции власти

На современные исследования власти,
включающие как определение этого понятия,
так и последующую концептуализацию, сильное
влияние оказал М.Вебер. Многочисленные
____________________
4 Благодаря себе, самостоятельно - лат.


22

последователи продолжили и развили в свете
новых эмпирических и теоретических
изысканий основные линии признанного
"классическим" веберовского анализа.
Вебер не ограничивал формы проявления
власти исключительно принуждением и
насилием, признавая роль убеждения,
влияния, авторитета и т.п. Феномен власти
анализируется им с различных точек зрения:
психологической, социологической,
экономической, политической, этической.
Этот многосторонний подход в дальнейшем
распался в западной политической науке и
философии на множество дивергирующих
подходов, сконцентрированных на каком-либо
одном аспекте власти - психологическом,
социальном или политическом.
Одни исследователи рассматривают власть
прежде всего как политическую категорию,
которая не может быть применена к
индивидуальным отношениям. Власть есть
"функция организации ассоциаций, создания и
упорядочивания групп или функция самой
структуры общества"5.
Сторонники более "широкого" подхода к
изучению власти предлагают одновременно
признать также существование индивидуальной
формы власти, отличной от политической
власти, но имеющей с ней определенное
сходство. Т.Парсонс, например, усматривает
суть индивидуальной власти в том, что она
выражает отношение господства одного
индивида над другим посредством
манипулирования позитивными и негативными
____________________
5 Bierstedt R. An Analysis of Social
Power // American Sociological Review.
1950. № 15. P. 733.


23

санкциями. Это отношение, по Парсонсу,
может быть сравнимо с обменом в эко-
номической области, посредством которого
стороны взаимно предлагают друг другу
материальные блага или инструментальные
услуги. Политическая же власть в отличие от
индивидуальной - символическое и
интернализованное средство господства, цель
которого - организация коллективного
действия. Парсонс проводил параллель между
природой и ролью власти в политической
сфере и властью денег в экономике6.
Наконец, третья категория политологов и
политических философов полагает, что власть
во всех ее формах представляет единый
феномен. Так, согласно Г.Лассуэллу и
А.Каплану, уделявшим большое внимание
проблеме соотношения политики и психологии,
"политическая наука занимается властью в
целом, во всех ее существующих формах7.
Основной тенденцией рассмотрения властных
отношений является их психологизация.
Власть определяют чаще всего как
межличностное отношение, позволяющее одному
индивиду изменять поведение другого.
Фокусирование внимания на том, что власть
есть отношение, т.е. на реляционном аспекте
- характерная черта веберианской традиции,
подразумевающей возможность волевого
воздействия одних индивидов и групп на
другие. Согласно обобщенному "реляционному"
____________________
6 Parsons T. On the Concept of Political
Power // Proceedings of the American
Philosophical Society. 1963. № 107.
P. 248.
7 Lasswell H.D., Kaplan A. Power and
Society. New Haven, 1950. P. 75.


24

определению, власть - это такие "отношения
между социальными единицами, когда поведе-
ние одной или более единиц (ответственные
единицы) зависит при некоторых
обстоятельствах от поведения других единиц
(контролирующие единицы)"8. Для более
смягченного варианта этого определения
власть есть "потенциальная способность,
которой располагает группа или индивид,
чтобы с его помощью влиять на другого"9.
Сохраняя момент принудительности, характер-
ный для Вебера, некоторые авторы определяют
власть как "способность одного индивида или
группы осуществлять свою волю в отношении
других - либо через страх, либо отказывая в
обычных вознаграждениях, либо в форме
наказания и вопреки неизбежному
сопротивлению; все эти способы воздействия
представляют собой негативные санкции"10.
Общим моментом этих определений является
то, что властные отношения интерпретируются
в них прежде всего как отношения двух
партнеров, воздействующих друг на друга в
процессе взаимодействия. В литературе
выделяются три главных варианта
"реляционного" подхода: теории


____________________
8 Dahl R.A. Power // International
Encyclopedia of the Social Sciences.N.Y.,
1968. Vol. 12. P. 407.
9 French J.R., Raven B. The Bases of Social
Power // Cartwright D., Zander A. Group
Dynamics: Research and Theory. L., 1960.
P. 609.
10 Blau P. Exchange and Power in Social
Life. N.Y., 1964. P. 117.


25

сопротивления, обмена ресурсами и раздела
зон влияния11.
В теориях сопротивления (Д.Картрайт,
Ж.Френч, Б.Рейвен и др.) исследуются такие
властные отношения, в которых субъект
власти подавляет сопротивление ее объекта.
Соответственно разрабатываются
классификации различных степеней и форм со-
противления. В теориях обмена ресурсами
(П.Блау, Д.Хиксон, К.Хайнингс и др.) на
первый план выдвигаются ситуации, когда
имеет место неравное распределение ресурсов
между участниками социального отношения и
вследствие этого возникает острая
потребность в них у тех, кто их лишен. В
этом случае индивиды, располагающие
"дефицитными ресурсами", могут тран-
сформировать их излишки во власть, уступая
часть ресурсов тем, кто их лишен, в обмен
на желаемое поведение.
Теории раздела зон влияния (Д.Ронг и др.)
концентрируют внимание не столько на
отдельных ситуациях социального взаи-
модействия индивидов, сколько на их
совокупности. При этом подчеркивается
момент изменяемости ролей участников: если
в одной ситуации властью обладает один
индивид по отношению к другому, то с
трансформацией сферы влияния позиции
участников меняются.
В теориях сопротивления веберовская идея
о том, что власть по своему существу
является отношением, выражающемся в
применении принуждения и насилия,
____________________
11 Goetschy J. Les theories du
pouvoir // Sociologie du travail
P., 1984. № 4. P. 447-448.


26

продолжает оказывать определенное влияние,
хотя "пересаживается" на иную теоретическую
почву. Ж.Френч и Б.Рейвен трактуют
основания власти значительно шире, чем
Вебер, предлагая следующий их набор: воз-
награждение или принуждение со стороны
субъекта власти; признание объектом власти
законного права ее субъекта предписывать
ему определенное поведение; идентификация
объекта власти с ее субъектом; наконец,
основанием власти может быть знание,
которым обладает ее субъект12.
Соответственно выделяются пять типов
власти. Власть, основанная на
вознаграждении, возрастает с размером
ожидаемого вознаграждения. Пример этого
типа власти - повышение производительности
труда вследствие ожидаемого вознаграждения,
когда параллельно с ростом производи-
тельности возрастает конформность по
отношению к вознаграждающему,
следовательно, и его власть. Власть как
принуждение основана на ожидании наказания
за неконформное поведение. Сила власти в
этом случае зависит от угрозы наказания.
Например, основой принудительной власти
может являться вероятность увольнения, если
уровень производительности труда рабочего
окажется ниже требуемого. Власть,
основанная на позитивных санкциях
(вознаграждение), имеет тенденцию
возрастать и эволюционировать во власть,
основанную на идентификации подчиненного с
начальником, власть же, основанная на
____________________
12 French J.R., Raven B. The Bases of
Social Power // Studies in Social Power.
Baltimore, 1959. P. 155-156.


27

негативных санкциях, ведет к тому, что
подчиненный стремится уйти из поля влияния
своего начальника. Законная или
легитимизированная власть основана на
признании права начальника предписывать
подчиненным их поведение. Это признание
основывается на традиции, интернализованных
ценностях культуры, принятии данной
структуры социальных отношений. Все это
предполагает границы, за которые не может
выйти субъект власти. Чувство
"долженствования" воспитывается родителями,
учителями, религией, этической системой,
причем в разных культурно-этических
системах могут быть приняты разные
ценности. В некоторых из них, например,
право предписывать другим поведение
гарантируется старшим по возрасту. В других
- представители одного пола имеют право
предписывать поведение лицам другого пола.
Основанием власти может быть и принятие
правомочности социальной иерархии в группе,
организации или обществе. Всеми признается,
что судья, например, имеет право взимать
штрафы, прораб - раздавать работу,
священник - давать религиозные предписания.
Власть как идентификация или референтная
власть основана на чувстве единения одного
индивида с другим, поэтому чем сильнее
идентификация объекта власти с ее
субъектом, тем сильнее власть последнего.
Частным случаем референтной власти является
власть "референтной группы", т.е. группы, к
которой индивид мысленно себя причисляет,
членом которой он мечтал бы стать и т.д.
Сила экспертной власти зависит от степени
знаний, которые ценятся в данной области.
Общим примером экспертного влияния,


28

имеющего, как правило, ограниченный объем,
является принятие советов поверенного
адвоката в юридических делах или следование
в направлении, указанном дорожным знаком.
Несомненно, приведенная Френчем и
Рейвеном классификация оснований власти как
межличностного отношения позволяет
рационализировать последние, способствуя
тем самым их прояснению. Однако нельзя не
заметить, что предложенная авторами
классификация строится не по единому
основанию. В первых двух случаях - это
санкции (позитивные и негативные), оче-
видно, имеющие внеиндивидуальное
происхождение, хотя и применяемые
индивидуально. Традиции и культурные
ценности, регулирующие властные отношения,
также имеют внеиндивидуальную
социокультурную природу, тогда как знание в
качестве источника власти является личным
качеством самого субъекта власти. Наконец,
власть как идентификация покоится на пози-
тивной эмоциональной оценке субъекта власти
ее объектом, т.е. также имеет личностный
источник. Объединяя столь разные по своей
природе психологические, социально-
психологические и социокультурные критерии,
подобная концепция, цель которой
истолковать власть как межличностное
отношение, предстает как гибридное
образование, само по себе нисколько не
проясняющее природу власти. Роль различных
оснований власти не дифференцирована и не
взвешена, субординация критериев не
произведена. Например, организационная и
политическая власть, которую можно подвести
под первый и второй случаи, где речь идет о
применении санкций, ставится на один


29

уровень с моральным авторитетом и
психологическим влиянием (четвертый и пятый
случаи).
В концепции Френча и Рейвена типы власти
трактуются как социальное благо, обладание
которым обеспечивает властвующему получение
от подвластного определенных ценностей,
будь то повышение производительности труда,
уплата налогов, помощь, желаемое поведение
и т.д. Подобные теории можно отнести к
утилитаристским теориям социальных
феноменов, основывающимся на том постулате,
что человеческим поведением руководит поиск
максимальной выгоды или максимального
удовлетворения. Однако наряду с этим
существуют теории, отрицающие утилитарный
мотив власти. Например, М.Мальдер главным
психологическим механизмом власти считает
не те блага, которые она предоставляет, а
стремление к ней как таковой. Эта идея
также восходит к Веберу и трансформируется
Мальдером в теорию "редукции иерархических
дистанций"13. Ее суть состоит в следующем.
Власть - это такой феномен, следствия
которого варьируются в зависимости от
степени, а не от природы власти. При равной
степени власти следствия будут равными,
сколь бы различными ни были основания
власти.
____________________
13 Mulder M. Power and Satisfaction in
Task Oriented Groups // Acta
Psychologica. 1959. Vol. 16. P. 192;
Mulder M., Van Dijk R., Soutendijks S.,
StelwagenT., Verhagen J. Non-instrumental
liking tendences toward powerful
groupmembers // Acta Psychologica. 1964.
Vol. 22. P. 370.


30

Поскольку власть приносит удовлетворение
сама по себе, индивиды страстно стремятся к
высоким позициям в иерархии власти,
встречая на своем пути сопротивление со
стороны вышестоящих. При отсутствии
эффективного продвижения нижестоящие
удовлетворяются кажущимся сближением с
вышестоящими, а иногда даже простым
воображением, что дистанция, их
разделяющая, меньше, чем она есть в
действительности. Эта возможность ложного
удовлетворения (через психологический ме-
ханизм замещения) создает у подчиненных
позитивное отношение к вышестоящим. Оно тем
больше, чем меньше дистанция,
действительная или кажущаяся. Вышестоящие
стремятся оттолкнуть нижестоящих
проявлениями своей антипатии, которая тем
сильнее, чем ближе приближаются к ним
нижестоящие. Происходит конфликт, из
которого следует, что на тенденцию к
сближению воздействуют негативные моменты
отталкивания в зависимости от иерархической
дистанции. Чем больше дистанция - тем
сильнее антипатия вышестоящих к
нижестоящим. Поэтому индивид будет иметь
больший шанс сблизиться с непосредственным
и меньший - с отдаленным начальством. Точно
также индивид будет испытывать сильные
позитивные чувства к начальству тем больше,
чем последнее ближе к нему.
Нельзя отрицать наличия психологических
черт личности, обусловливающих "жажду
власти". Но, во-первых, известно, что эти
черты присущи далеко не всем. Во-вторых, с
позиций одного только психологического
подхода необъяснимо сопротивление
вышестоящих притязаниям новых претендентов


31

на власть. Ведь властью, особенно когда она
наследуется или передается членам семейного
клана, зачастую наделяются индивиды, не
имеющие ни желания, ни способности к ее
отправлению, а активная защита ими своих
позиций имеет не личный, а сугубо
социальный источник. Интересы семьи, рода,
клана, наконец, больших социальных групп
обусловливают в этом случае стремление
удержать власть, а вовсе не удовольствие от
обладания властью "самой по себе" или "как
таковой".
Властвующая элита получает власть и
стремится ее удержать прежде всего и
главным образом благодаря социальным, а не
личным мотивам, которые тем сильнее, чем
более влиятельны поддерживающие ее силы.
Малдер и другие сторонники
индивидуалистических концепций не
предполагали, что обладание необходимыми
для управления личностными качествами, как
и само стремление к власти - лишь одно из
условий возникновения института господства,
притом не главное и не решающее. Борьба за
власть и выдвижение на пост регулируются
прежде всего институтом частной
собственности. Индивиды вступают в борьбу,
уже будучи включенными в определенную
систему общественных отношений, обладая
преимуществами, обусловленными положением,
занимаемым ими в обществе. Главный фактор
политического успеха и отбора "лучших" из
числа претендентов на власть - сила тех
политических группировок, которые стоят за
ними.
"Недостаточность" психологической
трактовки власти признается и некоторыми
западными учеными. Так, например, Ж.Пуату,


32

ссылаясь на результаты исследовательских
экспериментов, цель которых определить
природу (утилитарную или неутилитарную)
властных отношений между индивидами, прихо-
дит к, казалось бы, парадоксальному выводу
об их двойственности. Это свидетельствует,
по его мнению, о том, что изучение власти
выходит за рамки социальной, а тем более
индивидуальной психологии и перерастает в
социополитическое исследование. Нельзя,
подчеркивает он, определять власть только
как межличностное отношение. В полном
смысле слова - это политическое понятие,
обретающее свое значение в зависимости от
различных социальных институтов. Более
того, ему кажется плодотворным сближение
понятия власти с понятием "идеологического
аппарата государства"14 (Л.Альтюссер и
Н.Пулантзас).
Этот вывод вытекает из констатации того
факта, что современная власть использует в
целях успешного функционирования не какой-
либо один вид средств, а весь арсенал
политических и идеологических воздействий,
не исключая, разумеется, средств
психологического манипулирования массовым
сознанием.
Если теории, ставящие в центр внимания
сопротивление, оказываемое субъекту власти
со стороны ее объекта, можно отнести к
социально-психологическим, то теории
"обмена ресурсами" носят социологический
характер.
____________________
14 Poitou J.P. Le pouvoir et l'exercice
du pouvoir // Introduction a la
psychologie social. P., 1973. Vol. 2.
P. 78.


33

П.Блау разработал классификацию обменов в
ситуации социального взаимодействия и
выделил власть как частный вид обмена. Он
различает 6 категорий обмена, варьирующих в
соответствии с двумя характеристиками, а
именно: инструментальность
(неинструментальность) и симметрия
(асимметрия). Отношения власти определяются
им как отношения обмена инструментального и
асимметричного типа. Иными словами, один
индивид имеет власть над другим, когда тот
от него постоянно зависит, нуждаясь в
определенных благах, которые он не может
получить где-то еще.
Подход Блау пользуется признанием среди
западных социологов по ряду причин. Во-
первых, в основании власти согласно Блау
лежит действительный факт неравного
распределения ресурсов, что позволяет
угрожать подчиненному или даже наказывать
его, применяя негативные санкции. Во-
вторых, признается ценным выявление смысла
обмена как обмена ресурсами различной
природы. Если бы обмениваемые элементы
принадлежали к одной категории,
существовала бы симметрия обменов, однако
именно потому, что ресурсы -разного
порядка, обмен становится возможным и
необходимым. В-третьих, признается ра-
циональным и положение о том, что власть
является функцией зависимости индивида от
распределения дефицитных ресурсов, а также
положение о зависимости власти от степени
заменяемости дефицитного ресурса, т.е. от
возможности, имеющейся у субъекта власти





34

найти необходимые ему ресурсы в другом
месте15.
Теоретики обмена справедливо отмечают,
что одного контроля над ресурсами внутри
системы недостаточно для возникновения
феномена власти. Ресурсы, которыми
располагает один индивид, должны быть
желательными и необходимыми для другого.
Кроме того, возможность распределения
ресурсов - только приблизительный
показатель отношений власти в организации:
ведь индивид, располагая ресурсами, нужными
для другого, может вовсе не использовать
их.
Западные теоретики, помещая теорию
социального обмена в акционистские рамки,
отдают предпочтение изучению поведения
актеров в зависимости от распределения
ресурсов, толкуемого, с нашей точки зрения,
недостаточно корректно. Внимание обычно
обращается на три момента: существенность
ресурсов, осведомленность об их наличии и
ожидаемых последствиях их использования, а
также способ, с помощью которого происходит
переход к эффективной мобилизации ресурсов.
Все три момента хотя и изучаются в
определенных заданных условиях
функционирования власти, однако без учета
тенденций общественного развития, динамики
реальных социальных сил, основных
закономерностей и особенностей социально-
экономического строя. Участники социального
взаимодействия получают характеристики
только в плане их отношения к
распределяемым в данный момент, в данной
____________________
15 Blau P. Exchange and Power in Social
Life. N.Y., 1964. P. 97.


35

ситуации ресурсам, абстрагируясь от
источников их получения, их реального веса
и значения для общества. В силу этого обмен
ресурсами предстает как формальная,
совершающаяся в социально-политическом
вакууме процедура, лишенная конкретно-
исторического содержания.
Перечисление и классификация ресурсов -
задача, которую ставят перед собой многие
исследователи феномена власти. Наиболее
характерным определением ресурса является
следующее: "Ресурс - это атрибут,
обстоятельство или благо, обладание которым
увеличивает способность влияния его
обладателя на других индивидов или
группы"16. М.Роджерс, которому принадлежит
вышеприведенное определение, различает два
типа ресурсов, а именно: "инфра-ресурсы" и
"инструментальные ресурсы". Первые - это
атрибуты, обстоятельства или блага, которые
должны быть в наличии до того, как
"инструментальные ресурсы" будут приведены
в действие. Это как бы предварительные
условия, без которых "инструментальные"
ресурсы остаются незадействованными.
"Инструментальные" же ресурсы
истолковываются как средства осуществления
влияния: они могут использоваться для
поощрения, наказания или убеждения. Таким
образом, понятие "инфра-ресурсов" вводится
для того, чтобы выяснить, почему в
различных ситуациях те индивиды, которые
осуществляют власть, мобилизуют (или нет)
свои "инструментальные ресурсы".
____________________
16 Rogers M. The Bases of
Power // American Journal of Sociology.

стр. 1
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>