<<

стр. 5
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



Глава 3. Методы политического влияния и
манипулирования



1. Методы политического влияния

Усиление роли политического влияния в
жизни общества, являясь симптомом перехода
от тоталитарных форм правления к
демократическим, предопределяет интерес к
механизмам осуществления влияния. В этом
отношении большую роль играют политические
партии как основное средство связи между
обществом и властью.
Политическую партию можно определить как
организацию, соединяющую определенное
социальное движение с тем или иным
мировоззрением (идеологией) и целевыми
установками (программой). В той мере, в
какой партия соединена и реально отражает
интересы и настроения социального движения,
данной социальной группы, она может
сохранять или расширять свое влияние. Отрыв
партии от социального движения ведет ее к
кризису, быстрой утрате популярности и
влияния. Особое значение для деятельности
партии, ее влияния на население имеют такие
факторы, как привлекательность
(популярность) ее лидера, умение отстаивать
интересы избирателей, сотрудничать с
(местной) властью и осуществлять ее
конструктивную критику. Очень важен учет
партийным руководством преобладающих
настроений, способность влиять на них. Сила


144

позиций партий может определяться умелой
ориентацией на значительную социальную
группу (профессиональную, возрастную), а
также выдвижением таких целей и ориентиров,
которые могут объединить и консолидировать
различные группы (проблемы экологии,
здоровья, социальной защищенности,
разумного досуга, общественной безопасности
и т.д.). С помощью партийной системы
правящие круги обеспечивают сохранение в
своих руках высшей политической власти,
приспособление существующего строя к новым
условиям, воздействие на сознание масс в
нужном направлении.
Партии имеют первостепенное значение
также в деле поддержания жизнеспособности
институтов власти - они служат своеобразным
буфером, предохраняющим конституционные
институты от резких потрясений и
обеспечивающим им определенную
стабильность. Деятельность политической
партии неразрывно связана со всей
политической жизнью страны, во многом опре-
деляя ее. Западные политологи отмечают, что
в конечном счете политические партии
существуют для того, чтобы заполнять ва-
кантные государственные должности. Так в
Великобритании большинство руководителей
местных отделений партий согласились с тем,
что их главная цель - быть избранными
членами парламента. Все многообразные
функции местных партийных организаций
фактически подчинены их участию в
предвыборной борьбе; для успешного ведения
этой борьбы необходимо в промежутке между
выборами держать избирательный механизм в
состоянии готовности, вовремя подбирать
парламентского кандидата, выявлять


145

возможных сторонников партии среди избира-
телей округа и т.д. Это обеспечивается
благодаря идентификации избирателей с
определенной политической партией.
Существуют по крайней мере два вида
политической поддержки партии со стороны
индивидов - специфическая и диффузная.
Первая означает такие отношения между
индивидом и партией, когда индивид
поддерживает ее лишь постольку, поскольку
это дает ему какие-то личные выгоды, и
прекращает ее поддерживать, как только
чувствует, что это становится для него
невыгодно. Вторая же, напротив,
основывается на совпадении долговременных
интересов индивида и партии, оказывается
относительно независимой от эпизодических
флуктуаций. Партия, как правило, стремится
представить себя как "партия процветания",
доказывая, что именно во время ее правления
происходит рост благосостояния, подъем
промышленного производства, сокращение
безработицы, снижение налогов и т.д. Такая
линия особенно важное значение имеет при
переизбрании на новый срок президента,
когда работа будущей администрации
представляется избирателям как исправление
ошибок в политике прежнего правительства,
для чего граждан призывают предоставить
президенту возможность закончить начатую
работу.
Политические партии - лишь один из
механизмов осуществления политического
влияния. Наряду с ними большую роль могут
играть группы давления, группы интересов,
отдельные монополистические объединения и
т.д.



146

Перегруппировка сил, дробление власти

Постоянное пребывание у власти одной
партии ведет к отождествлению ее с
политической системой. Получается так, что
замена этой партии другой равнозначна
изменению политической системы. Смена
власти в таком случае может вылиться в
резкие столкновения. Чтобы этого не
произошло, в рамках господствующей партии
предпринимается перегруппировка сил, ко-
торая подчинена задаче урегулирования тех
или иных кризисных явлений, повышения
устойчивости и маневренности политической
системы. Она осуществляется за счет
создания эффективного сдвоенного центра -
партий, функционирующих на консенсусно-
альтернативной основе. Элита требует от
своих партий, чтобы они были настолько
"консенсусными" в отношениях друг с другом,
чтобы их соперничество не препятствовало
нормальному течению политического процесса,
и настолько "альтернативными", чтобы своей
политикой отвлечь слои, недовольные
правящей партией, от влияния оппозиционных
сил.
Перегруппировочные процессы - это по
преимуществу политическое приспособление к
вновь возникающим реалиям общественного
развития. Они играют роль временного
стабилизирующего фактора. В качестве яркого
примера этого процесса можно назвать
перегруппировку, осуществленную на Западе
неоконсерваторами, которые смогли
существенно потеснить левые силы. Причины
утраты влияния левыми партиями, когда за
короткое время они лишились многих своих
бастионов и поддержки значительной части


147

избирателей, являются весьма поучительными
с точки зрения рассматриваемой проблемы.
Основная причина слабости левых -их ошибки
в области экономической и финансовой
политики. Экономический кризис, начавшийся
с середины 70-х гг. , привел к
интеллектуальной стагнации левых, которым
не удалось предложить убедительную
альтернативу предшествующей модели
развития. Они не сумели обновить свои
концепции государственного регулирования
экономики и концепции социальной политики.
Вместо того, чтобы давать новые, творческие
ответы, они опирались на устаревшие
представления, слишком долго занимали
оборонительные позиции, слишком слепо ве-
рили в то, что государство в состоянии
осуществить инновации в масштабе всей
экономики.
Идеологические противники левых -
неоконсерваторы умело воспользовались их
ошибками. Они осуществили перегруппировку
сил и переоценку теоретических постулатов,
мобилизовав в свою поддержку достижения
общественных наук. Неоконсерваторы
адаптировали себя и свои теории к современ-
ному уровню развития западных обществ.
Поэтому речь шла не просто о возвращении к
старым консервативным позициям, а о
дальнейшем динамическом развитии общества.
Они пытались представить себя той силой,
которая способна вывести общество из
кризиса и дать ответы на общественные
проблемы. Используя конъюнктурные изменения
в экономике, неоконсерваторы выступили и
как реформаторы, выдавая временные
стабилизирующие тенденции как успех
неоконсервативной стратегии. Они пришли к


148

выводу, что чисто технократический подход к
решению проблем, который долгое время
практиковали социал-демократы, совершенно
недостаточен. Понадобилось более глубокое
видение проблем и для обеспечения
необходимого консенсуса, и для определения
путей дальнейшего развития в обществе, с
чем они успешно справились, перехватывая
иногда лозунги своих политических
противников.
Важным моментом с точки зрения усиления
влияния во властных структурах является
развитие процесса иерархизации властных
структур и тем самым дробления властных
полномочий. Результатом становится то, что
власть при этом получает каждое звено
иерархии, стремящееся естественно к
самостоятельности и обособленности.
Отрицательным последствием иерархизации
является усиление бюрократического
злоупотребления властью в процессах
принятия решений.
Бюрократизация, которая неизбежно
сопровождает институционализацию
политического влияния, часто в значительной
степени уничтожает сам смысл влияния как
демократического атрибута современного
общества. Это порождает реакцию общества в
виде появления новых, "нетрадиционных" форм
воздействия на власть снизу - от
полулегальных, т.е. отчасти признаваемых
общественным мнением различных групп
давления, основанных на сложившихся
экономических, социальных, экологических
интересах (профсоюзы, организации женщин,
молодежи, общество потребителей,
экологические инициативы и т.п.), до
случайных, эпизодических (разовые


149

студенческие выступления, "голодные бунты"
и т.д.).


Преобразование партий в "партии для всех"

Эволюция партий в западных странах
привела к тому, что и буржуазные
"элитарные" партии, и массовые левые партии
постепенно преобразуются в партии нового
типа - "партии для всех" или "всенародные
партии".
Первостепенной задачей такой партии
является успех на выборах, что влечет за
собой внутреннюю перестройку партийного
механизма. Прежде всего в жертву
прагматическому подходу приносится
партийная идеология: строгие доктринальные
принципы становятся ненужным балластом.
Соответственно снижается роль активистов-
хранителей и распространителей партийной
доктрины, их количество уменьшается.
Позиции же партийной верхушки усиливаются,
а основным критерием ее успеха становится
участие в управлении. Такая партия больше
всего стремится избежать идентификации с
определенным классом или слоем, напротив,
она пытается предстать объединительницей
различных интересов и выразительницей общих
интересов.
В качестве образца "партии для всех"
называют прежде всего христианско-
демократическую и социал-демократическую
партии ФРГ. Причастность партий к типу
"партии для всех" определяется несколькими
основными чертами: апелляцией к избирателям
из всех слоев и групп населения; отказом от
идеологии, образующей мировоззренческую


150

замкнутую систему; приоритетностью успеха
на выборах и реальной возможностью стать
правящей партией.
Преобразование партий в "партии для всех"
- одно из важных проявлений политической
стратегии Запада, направленной на
интеграцию всех классов и слоев общества в
систему. В связи с этим функции партий
усложняются. Партия превращается в по-
стоянно действующую дисциплинарную
организацию, которая контролирует действия
своих депутатов в парламенте через органы
печати, разрабатывает и формулирует
политические установки, пропагандирует их
среди избирателей.
Еще более сложны функции правящей партии.
Это связано с превращением партии из
добровольной ассоциации единомышленников в
институт представительной демократии, что
сопровождается усилением партийного
аппарата и его господством над партией,
выдвижением в противовес рабочим партиям
программы межклассовой солидарности во имя
достижения народного единства. Партия с
этой точки зрения должна быть ареной
посредничества, урегулирования общественных
конфликтов путем дискуссий и компромиссов1.
В ФРГ, например, в целом завершен процесс
интеграции наемных работников в обе
"народные партии" (СДПГ и ХДС/ХСС). И хотя
социальные и политические противоречия
сохраняются, они носят менее острый
характер, чем в "эпоху Веймара". Во всяком
случае, боннское государство для
____________________
1 См.: Политическая стратегия европейской
буржуазии в ХХ в. Ч. 1. М., 1990. С. 97-
112.


151

большинства рабочих не есть нечто "чужое",
"враждебное". Партии, представленные в бун-
дестаге, уже не являются "идеологическими
партиями" - во всяком случае
провозглашается, что они стали "народными".
ХДС/ХСС и СДПГ стремятся говорить от имени
всего общества и действовать, в первую
очередь, в общесоциальных интересах. Они
декларируют отказ от ориентации
исключительно на те или иные слои и группы
общества, и потому становится возможной
политика демократического компромисса. Хотя
между СДПГ и ХДС/ХСС существуют
значительные различия во многих отношениях,
непроходимой пропасти между ними нет.


Использование примыкающих
специализированных организаций

В современных условиях одной из
существенных особенностей функционирования
крупных парламентских партий Запада
является наличие "фланкирующих",
примыкающих к ним организаций, призванных
помочь усиливать влияние партий на раз-
личные социальные слои и группы. Большим
количеством такого рода организаций
располагает, например, ХДС в ФРГ.
Специализированные организации очень
различны как по своим задачам, так и по
статусу. Одни из них являются уставными и
носят название объединений. К ним
относятся: молодежный союз, женское
объединение, социальные комитеты, ком-
мунально-политическое объединение,
объединение среднего сословия,



152

экономическое объединение и т.д. Другие
организации формально не связаны с партией.
Объединения выполняют две функции -
внешнюю и внутреннюю. Внешняя состоит в
том, что они связывают партию с различными
общественными группами. Внутренняя
заключается в защите особых интересов этих
групп в политике самой партии. Анализ
деятельности специализированных организаций
позволяет сделать следующие выводы:
- Наличие специализированных организаций
придает внешнему облику партии множество
оттенков, помогая ей апеллировать к
различным социальным группам избирателей.
Они являются связующим звеном между партией
и "непартийными" организациями.
- Специализированные организации являются
существенным дополнением членской массы
партии, вовлекая в орбиту организованного
влияния гораздо больше людей.
- Наличие "фланкирующих" организаций
обусловлено в первую очередь социальной
разнородностью членской массы. Кроме того,
канализируя многочисленные требования и
протесты снизу в определенное
организационное русло, руководство получает
возможность ограничивать арену столкновений
противоречивых интересов.
- Вместе с тем существование
"фланкирующих" организаций создает для
лидеров и ряд неудобств, препятствуя курсу
на усиление сплоченности и
дисциплинированности партийных рядов.







153

Выборы

Одним из важнейших механизмов, с помощью
которого осуществляется политическое
влияние, регулируется массовое политическое
поведение, являются выборы. Они помогают
современным правительствам сохранить свою
силу и власть, так как широкое вовлечение
масс в избирательные кампании снижает
угрозу подрыва существующего порядка.
Выборы дают возможность данному
правительству говорить о своей легитимно-
сти, о поддержке своего политического курса
широкими слоями населения.
Однако на деле выборы создают иллюзию
принятия гражданами политических решений,
так как реально они, во-первых, ничего не
требуют от избранников, а всего лишь
выражают коллективное согласие, во-вторых,
избирают только должностных лиц, не
принимая непосредственного участия в
формировании их политического курса.
Важная роль парламентских партий в защите
интересов господствующих кругов наглядно
проявилась в ходе реформы избирательного
права (снижение возрастного избирательного
ценза до 18 лет), осуществленной на рубеже
70-х гг. в большинстве ведущих западных
стран. Расширение избирательного
контингента за счет молодежи свелось
преимущественно к дополнительному пе-
рераспределению голосов между основными
парламентскими партиями. Наиболее рельефно
значение парламентских партий раскрылось в
странах с двухпартийной системой, где четко
разработан механизм оттеснения "третьих"
партий: не случайно правящие круги именно
этих стран (США, Великобритания) раньше


154

других (в частности, Франции или Италии)
пошли на подобную реформу.
Деятельность политических партий,
направленную на проведение выборов, можно
структурировать следующим образом:
1) деятельность партии в период между
выборами; 2) этап выборов на местном
уровне, З) выборы на национальном
(общегосударственном) уровне. Необходимо
отметить, что различие между первыми двумя
этапами чисто количественное - в степени
интенсивности воздействия на население.
Рассмотрим основные методы политического
влияния во время выборов.
1. Большая роль в избирательных кампаниях
отводится созданию "имиджа" кандидата, т.е.
некоего упрощенного, но очень яркого и
привлекательного образа, формируемого на
основе эмоционального восприятия. Монополия
на средства воздействия на массы повышает
значение эмоциональной апелляции, а
следовательно, и политической рекламы,
обращающейся прежде всего не к разуму, а к
чувствам избирателей. Принципиальная
схожесть политических платформ кандидатов
усиливает роль эмоционального фактора в
ходе выборов. Поэтому в период
избирательных кампаний политическая
платформа кандидата намеренно зату-
шевывается и как бы отходит на второй план,
а внимание избирателей фокусируется на
личностных характеристиках кандидата. Такой
характер социально-психологического
воздействия способствует эффективности
эмоциональной апелляции. Во Франции,
например, во время выборов редакции газет и
журналов снабжались большой подборкой
фотографий, иллюстрирующих этапы биографии


155

кандидата, проводились специализированные
пресс-конференции. Целые группы людей
внимательно следили за публикациями о
кандидате в прессе, готовя ответы и
уточнения. Ф.Миттеран, в частности,
признавался, что не любит выступать по
телевидению. Тем не менее следуя советам
специалистов по политическому маркетингу он
тщательно отрабатывал свои выступления по
телевидению и радио. Пропагандистский
материал также нес на себе печать
персонификации: были выпущены многоцветные
плакаты с его изображением, плакат "Изменим
жизнь с Ф.Миттераном", портреты разного
формата, наклейки, сувениры и т.д.
В Великобритании "неполитический"
характер избирательной кампании порой
приводит к тому, что кандидат не только не
затрагивает проблем национального масштаба,
но даже избегает говорить от какой партии
он выступает. Преследуется только одна цель
- создать члену парламента репутацию
человека, радеющего о своих избирателях и
доступного им. Кроме личных качеств
кандидата (энергичность, обходительность,
терпеливость и т.д.), большое значение для
"имиджа" имеет возраст, профессия и акцент
- социальная визитная карточка англичанина.
Поэтому кандидаты проходят тщательный отбор
в местных отделениях партий, прежде чем их
кандидатуры будут выставлены на широкое
обсуждение.
2. Деятельность такого политического
института как выборы основывается на
широком использовании научно-технических
достижений, на совершенствовании старых и
развитии новых средств массовой информации
- особенно телевидения, на применении новых


156

методов анализа социально-политических
явлений, новых научных разработок в области
психологии. Все эти факторы составляют
основу так называемой "новой политики",
представляющей собой качественно иную
технологию и методологию проведения
избирательных кампаний в США. Ее задача -
сделать достаточно гибким традиционный
партийный механизм, приспособить его к
использованию новых возможностей воздей-
ствия на массы, которые открывает научно-
техническая революция.
Особо важное место в методах "новой
политики" занимает "политическая реклама",
на которую затрачивается около трети
средств, отпущенных на избирательную
кампанию. В развитых западных странах
реклама стала средством политической
борьбы. В ее задачу входит создание у масс
определенной системы нравственных ценностей
с помощью внедрения в их сознание пред-
ставлений, построенных на эмоциональных
апелляциях. Политическая реклама
основывается главным образом на методе
внушения и является одной из форм
целенаправленного политического и
идеологического психопрограммирования
людей, воздействия на общественное сознание
в заданном направлении. В основе
психоэмоционального воздействия лежит
обращение к общенациональным ценностям
(например, "американская мечта"),
патриотизму граждан, традициям и т.д.
Наиболее интенсивно политическая реклама
используется в периоды обострения
внутрипартийной и межпартийной борьбы - во
время предвыборных кампаний, особенно
кампаний по выбору верховных органов


157

власти. В остальное время она используется
партийными фракциями в сенате и в палате
представителей (в США), а также содержится
в заявлениях правительства по вопросам
внутренней и внешней политики.
Чем больше сфер общественной жизни
вовлечено в политическую рекламу, тем выше
степень ее эффективности (так в середине
70-х гг. до 95% населения СССР верили в
преимущества социалистической системы).
Массовость политической рекламы нельзя,
однако, отождествлять с "гигантоманией":
так множество небольших плакатов обладают
гораздо большей степенью воздействия, чем
один гигантский, расположенный даже в
людном месте - его очень скоро перестают
замечать. Здесь действует принцип: "успехи
достигаются небольшими, но постоянными
усилиями".
3. Что касается конкретных форм
политического воздействия, то в первую
очередь необходимо обратить внимание на
средства массовой информации. Их роль
хорошо изучена, поэтому здесь можно
упомянуть лишь о некоторых особенностях их
использования в настоящее время. Акцент в
использовании средств массовой информации
сегодня сместился с газет и журналов на
телевидение, охватывающее более широкую
аудиторию и обладающее особыми способами
психологического воздействия.
При использовании журналов предпочтение
отдается специализированным изданиям, так
как обращение к специализированным
аудиториям повышает эффективность
воздействия.
Примечательно, что при всем огромном
значении общегосударственных средств


158

массовой информации, например, в
Великобритании следствием "неполитического"
характера местной избирательной кампании
является то, что выступления в столичной
печати, на радио и телевидении находят на
местах лишь слабый отклик. Кроме того,
соперничающие местные организации слабо
осведомлены о действиях друг друга и почти
не реагируют на них.
4. Менее значительными, чем средства
массовой информации, но все-таки достаточно
эффективными, являются социологические
опросы населения, которые используются для
психологического давления на избирателей.
Особое значение в этом плане имеет
апелляция к "мнению большинства", якобы
выявленному беспристрастными компьютерами
институтов общественного мнения.
Компьютерный анализ данных, полученных в
результате опроса общественного мнения,
позволяет выявить "колеблющихся"
избирателей и обращаться непосредственно к
ним, посылая "персонализированные" письма
от самого кандидата, что опять же легко
достигается при помощи компьютера.
Зачастую в опросах изменяется шкала
оценок какого-либо явления общественной
жизни: вместо, например, пятибалльной
оценки предлагается двухбалльная,
альтернативная. Смещается акцент от оценки
деятельности правительства к оценке
деятельности президента, что в конечном
счете сводится к оценке его личности, а
человеческие качества традиционно
оцениваются более высоко, чем политические
акции. Кроме того, большинство так
называемых "колеблющихся" избирателей будут
в силу разных факторов (например, в силу


159

патриотизма) склоняться к положительной
оценке (при альтернативной постановке
вопроса). Наконец, монополия на средства
массовой информации дает возможность
выборочно публиковать результаты опроса,
либо не публиковать их вообще, что играет
немаловажную роль в формировании
общественного мнения.
5. Большое влияние имеют
широковещательные выступления президентов,
премьер-министров и политических лидеров,
что также требует эффективного
использования средств массовых коммуникаций
и результатов опросов. В состав
администрации включаются искушенные
специалисты по опросам населения и по
связям с прессой. Особое внимание уделяется
подготовке к прямым контактам с народом во
время поездок по стране.
6. В последнее время наблюдается
тенденция к усилению значения местных
партийных организаций. По мнению западных
политологов, для того, чтобы добиться
выдвижения своего кандидата на
ответственный пост члена парламента, сената
и т.д., нет необходимости быть партийным
лидером или пользоваться его поддержкой.
Важно продемонстрировать способность завое-
вать поддержку значительного, но не
обязательно подавляющего числа избирателей.
Эту задачу выполняют первичные выборы (в
США) или местные выборы (в Великобритании),
которые, по мнению ряда политологов,
превратились в главный этап выдвижения
кандидата. Повышение роли первичных выборов
в функционировании партийно-политического
механизма еще более увеличило и без того
немалое значение средств массовой инфор-


160

мации в определении меры популярности того
или иного претендента и поведения
избирателей. Так, например, сенатор
Дж.Кеннеди весной 1960 г. выступил в
Западной Вирджинии перед школьниками,
причем правом голоса обладал только
учитель. Но сколько газет обошла эта
трогательная фотография. Великое множество
аналогичных выступлений и предопределило в
1961 г. избрание Кеннеди на пост президента
США. Очевидно, что на первичных выборах при
прочих равных условиях больше шансов имеет
тот претендент, который был более известен
до начала избирательной кампании.
7. Большое значение имеют предвыборные
собрания с обязательным участием
представителей прессы. Традиционная форма
укрепления позиций кандидата - выступление
на собрании, которое предварительно широко
рекламируется (уличные афиши, публикации в
местной прессе, листовки в почтовых
ящиках). В местной прессе широко освещается
ход собрания и его итоги (причем помимо
кандидата в собрании участвует еще два-три
оратора). И хотя само собрание, как
правило, не привлекает большой аудитории
(например, в Великобритании), огромное
значение имеет сам факт его проведения.
В целях обеспечения популярности
кандидаты и политические лидеры с
готовностью принимают приглашения
участвовать в церемониях открытия выставок,
ярмарок, присутствуют на конкурсах красоты,
выпускных балах в колледжах и т.д.
В Великобритании большинство членов
парламента и некоторые кандидаты имеют
постоянные конторы в своих округах, где



161

принимают избирателей и депутации с
различными жалобами или требованиями.
8. Кандидаты стремятся встретиться лично
с возможно большим числом избирателей,
поэтому широко распространены обход
кварталов, квартир, беседы на улицах, в
магазинах или у заводских ворот. Активисты
партии накануне выборов посещают дома
своего округа, беседуя с людьми и выясняя
количество голосов, на которые может
рассчитывать данная партия. Непосредственно
в день выборов сам кандидат разъезжает по
округу на машине с громкоговорителем,
призывая голосовать за него. В это время
активисты партии напоминают "медлительным"
избирателям, на чьи голоса они
рассчитывают, о необходимости принять
участие в голосовании. Практикуется также
подвоз избирателей к месту голосования.
У входа в избирательный участок
избирателя встречают "рассказчики" (в роли
которых часто выступают дети активистов),
использующие последнюю возможность
напомнить о своем кандидате.
9. Одним из методов является
(традиционное для Англии) получение
"голосов по почте" - особый вид голосования
для некоторых категорий населения, которому
уделяется огромное внимание и ради которого
работают специальные вербовщики, лично
беседующие с каждым обладателем такого
избирательного голоса.
10. По заимствованным у американцев
методам во Франции была проведена кампания
по телефону, названная "Сто звонков ради
победы", которая проводилась активистами
партии во многих департаментах. Обычно
телефонный разговор строился по следующей


162

схеме: "Здравствуйте, меня зовут Икс, я
живу в Вашем квартале. Мне хотелось бы
зачитать Вам послание Ф.Миттерана. Могли бы
Вы выслушать меня?" Далее следовало
краткое, в несколько десятков слов
послание. Весь разговор не должен был
превышать двух минут. На случай отказа
выслушать послание была заготовлена фраза:
"Я уважаю ваше мнение и не настаиваю".
11. Политические партии и их кандидаты
стремятся придать себе респектабельность и
поэтому стараются избегать открытых методов
давления на избирателей. Тем не менее эти
методы, в первую очередь подкуп
избирателей, не исчезли из политической
практики парламентских партий. Миллионы
франков расходуются на ремонт церквей,
строительство спортивных сооружений, помощь
неимущим в своем избирательном округе, на
рождественские подарки, поздравления с
Новым годом престарелых жителей столицы,
коробки конфет с визитной карточкой канди-
дата. Используются и такие средства как
выплата семьям пособий, крестьянам субсидий
на необычно льготных условиях, студентам
разовых воспомоществований.
12. Сращивание партийного аппарата с
государственным во Франции в период до 1981
года позволило оказывать непосредственное
административное давление на избирателей.
Для этого использовались как официальная
пропаганда, так и административные функции
кандидатов. Шантаж и давление являлись од-
ним из основных методов психологического
воздействия на избирателей. Эксплуатируя
чувство инертности и страха определенных
категорий избирателей, в том числе
избирателей-рабочих, пропаганда постоянно


163

прибегала к запугиванию угрозой
"катастрофы" в случае победы левых партий.
Еще в годы Народного фронта избирателей
устрашали плакатами типа: "Голосование за
Народный фронт, поддерживаемый Москвой,
означает войну". Двадцать лет спустя
голлистская листовка убеждала рабочих
голосовать за партию де Голля: "Если вы
откажетесь поддерживать де Голля и скажете
ему "нет", это будет победой анти-Франции,
триумфом анти-Христа и, быть может, концом
нашей лучезарной цивилизации". В мае 1968
года использовался шантаж "угрозой
диктатуры" и властью "тоталитарного комму-
низма" с целью запугать французских
избирателей и оказать давление на их
политический выбор. В целом главной идеей
кампаний политических партий на выборах
было стремление любыми способами убедить
избирателей в том, что эти партии стремятся
к реформам и переменам "без риска", в то
время как осуществление программ
противников якобы грозило "хаосом" в
экономике, политике и социальных
отношениях.
13. Среди нетрадиционных средств
пропаганды можно отметить такие, которые
использовались во Франции во время кампании
1981 года, например, кукольные спектакли,
поставленные активистами соцпартии на
площадях маленьких городов. Их персонажи
изображали политических противников
кандидата, а само действие сопровождалось
комментариями, призывавшими голосовать
только за Ф.Миттерана.
14. Использование консультативного центра
(США). Центр оказывает содействие в
нескольких областях. Во-первых, это ка-


164

сается содержательной стороны избирательной
кампании. Кандидатам помогают осознать
наиболее острые проблемы жизни общества,
без чего трудно ориентироваться в выборе
тем выступлений. Во-вторых, организуется
максимально полный сбор информации об
избирателях: возраст, профессиональный
состав, политические и человеческие
интересы. Постоянно проводится мониторинг
общественного мнения. В его задачу входит
также сбор средств на избирательную
кампанию. В-третьих, осуществляется
создание и поддержание имиджа кандидата.
В Центре имеются специалисты разного
профиля: одни занимаются техническими
вопросами (снабжение кандидата всем
необходимым: машинка, бумага, компьютеры),
другие - организацией встреч, третьи -
анализом.
Штатные организаторы занимаются
проведением уличных шествий и маршей по
дорогам страны. Организаторы стремятся
также привлечь к участию в избирательной
кампании как можно больше добровольцев.
Политическая машина в период выборов во
многом держится на энтузиазме. Сотрудники
Центра организуют митинги, после которых
число сторонников кандидата увеличивается.
Добровольцы привлекаются в избирательные
кампании только на уровне штата и ниже.
Однако на всех уровнях необходимо
управление, осуществляемое одним Центром.
Кандидатам на встрече с избирателями
советуют избегать конкретных обещаний,
рекомендуя побеседовать о том, что бес-
покоит, заботит, интересует людей.
Претенденту на депутатское место
необходимо проводить некоторую


165

исследовательскую работу, чтобы определить,
в чем может возникнуть несогласие нынешнего
представителя конгресса с голосовавшими за
него жителями, каковы принципы этого
несогласия. Зная причины, можно принять
различные меры, например, опубликовать
обращение к избирателям. В случае падения
популярности конгрессмена, можно перевести
внимание избирателей от неприятной темы в
другое русло.
Негативное восприятие избирателями
возраста, пола, иногда профессии кандидата
можно обыграть, превратив минус в плюс,
подать как сенсацию.


Использование групп давления

В политической структуре общества
политическое влияние очень часто
осуществляется с помощью так называемых
групп давления, которые формируются на
основе партий и других социальных
институтов общества с целью оказания
давления на какие-либо политические
институты для проведения желательных
решений или предупреждения нежелательных.
К важнейшим группам давления иногда
относят самостоятельные государственные
структуры - военную власть и власть
экономическую. Военная власть есть явная и
очевидная физическая власть в государстве,
которая часто противостоит гражданской
власти, и потому, несомненно, может
оказывать влияние на реализацию властных
полномочий. Степень влияния военной власти
различна в разных государствах и находится
часто в прямой зависимости от степени


166

развития демократических процессов. Так, в
странах со слаборазвитыми демократическими
структурами, например, в странах Латинской
Америки, влияние власти военных на
государственную политику очень сильно и
проявляется часто в непосредственном
физическом воздействии на правящие
структуры в форме государственных
переворотов. Понятие военной хунты как
влиятельной силы в государстве связывается
именно с этими странами. Влияние военных
кругов в развитых демократиях также имеет
место, но принимает там более
цивилизованные формы, известные нам под
названием влияния военно-промышленного
комплекса.
Что касается экономической власти,
которая, в общем, остается внешне анонимной
и не имеет такого откровенного воздействия
на властные структуры, как военная, то она
часто представляет собой единственную
фактическую власть в государстве.
Однако чаще под группами давления, или
иначе лобби, понимают специфически
демократические институты воздействия
паравластных структур на формальные
структуры власти в демократически
устроенном обществе. Само слово "лобби"
появилось в англоязычных странах (до сих
пор одни исследователи считают, что это
произошло в США, другие же указывают в
качестве источника Великобританию) и
буквально означает "коридор", т.е. место,
где встречаются наиболее активные
представители некоторых групп интересов,
главным образом, производственных или
коммерческих, и часто не входящих в состав
лиц, обладающих мандатом на власть и


167

оказывающих влияние на процессы принятия
правительственных решений. В США, например,
широко известно фермерское движение,
которое состоит из экспертов в области
предоставления субсидий земельным
собственникам. Согласно поздним поправкам к
федеральному законодательству, изданному в
Вашингтоне и носящему название "Лобби-Акт",
группы лоббистов обязаны предоставлять
Конгрессу США сведения о средствах своего
финансирования и давать список
"аккредитованных членов", если они хотят
быть допущенными в коридоры власти. Таким
образом, наше представление о лоббистских
структурах как о теневых или подпольных
структурах власти, незаконно оказывающих
давление на процессы принятия политических
решений, не совсем верно. Лоббистские
структуры в развитых демократических
обществах легализованы и составляют
неотъемлемую часть их сложных властных
структур, способствующих, таким образом,
развитию процессов влияния и взаимовлияния
в современных демократиях.
Однако на практике группы давления часто
не содействуют достижению компромисса и
канализации требований своих членов. Во
многих случаях, как отмечает политолог
либеральной ориентации Р.Харрисон, такие
группы давления становятся самостоятельными
олигархиями, и рядовые члены тем самым от-
нюдь не участвуют в процедурах разрешения
конфликтов. В то же время принцип
"уравновешивающей силы", который должен
быть присущ действиям таких
заинтересованных групп, не срабатывает,
поскольку в реальности часто возникают
очень могущественные группы, которые


168

подавляют конкуренцию со стороны более
слабых образований. На деле нередко
возникает ситуация, когда "групповые
ассоциации с частичной монополией, усилен-
ные официальным признанием, оказываются
склонными совместно с департаментскими
бюрократами присваивать право формулировать
альтернативные политические решения в
рамках их функционального сектора"2. По
свидетельству политолога Ф.Уильсона,
сотрудничество между правительством и
руководителями заинтересованных групп
настолько тесно и постоянно, что весьма
трудно провести линию разграничения между
их действиями. Важно к тому же отметить,
что подобного рода сотрудничество и
координация зачастую вообще осуществляется
в обход парламента3.
Группы давления в общепринятом понимании
представляют собой организации,
предназначенные для оказания влияния на
общественные власти в направлении,
благоприятствующем реализации именно тех
интересов, которые эти группы преследуют.
При характеристике групп давления усиленный
акцент делается на организационном факторе
и это характерно даже для тех случаев,
когда речь идет об ассоциациях с очень
ограниченной уставной деятельностью, что
позволяет выделить несколько типов таких
групп давления. Это прежде всего группы,
____________________
2 Harrison R.J. Pluralism and corporatism:
the political evolution of modern
democraties. L., 1980. P. 23.
3 Wilson Ph. Reagan and the republican
revival // Commentary. N.Y., 1980.
Vol. 70. № 4. P. 30.


169

деятельность которых осуществляется в форме
спонтанного давления (забастовки случайного
характера, импровизированные манифестации)
или же в форме чисто индивидуальных
поступков: публичная голодовка, открытое
письмо, самоубийство как протест. При этом
группы давления очень четко отличаются от
чисто политических образований в том
отношении, что целью их стратегии является
не захват государственной власти, не ее
осуществление, а стремление оказать на нее
давление извне.
Именно поэтому ни сама политическая
администрация, ни какая-либо общественная
служба не могут рассматриваться как группы
давления, несмотря на то, что они оказывают
определенное воздействие на принятие
политических решений. Однако в рамках
общественной администрации могут
образовываться ассоциации или группировки,
которые ставят своей целью привлечение
особого внимания к их специфическим
интересам. Таковы, в частности, ассоциации
офицеров младшего или старшего составов,
профсоюзы служащих какого-либо ведомства и
т.д. В таких случаях эти образования тоже
рассматриваются как группы давления.
Для осознания сущности того, что
представляют собой группы давления, важно
прежде всего осмыслить процесс обретения
ими определенных интересов. Первый важный
шаг на пути формализации данной конкретной
группы интересов состоит в четком
формулировании ее требований в политически
адекватной форме. В этом отношении очень
важно разграничить две категории лобби.
Первая - это группы давления широкого
профиля, основа существования которых


170

базируется на относительной гомогенности
какого-либо одного слоя населения, интересы
которого они намерены по всем спектрам
защищать перед лицом администрации.
Некоторые из таких групп имеют
социоэкономическую базу, - например,
Национальная федерация профсоюзов аграриев
или Движение по защите семейных хозяйств во
Франции, которые представляют интересы
аграриев; объединения учителей, ассоциации
предпринимателей. С определенной натяжкой к
подобным объединениям можно отнести союзы
потребителей.
Другой тип лобби имеет социокультурную
основу и ориентируется на самые разные
социальные слои и группы населения. Таковы
различные церковные и католические
ассоциации, организации женщин, организации
бывших фронтовиков; ассоциации бывших
этнокультурных меньшинств, студентов или
родителей учеников. Общая черта всех групп
широкого профиля состоит в том, что у них
существует одна и та же стратегия форми-
рования интересов. Это связано с тем, что
они прежде всего должны максимально точно
соответствовать требованиям своей реальной
или вероятной социальной базы. С другой
стороны, они должны помочь этой социальной
базе по возможности наиболее полно осознать
свои интересы, из чего следует
необходимость проведения определенной
пропаганды. И, наконец, третья задача,
которую они должны ставить перед собой и
которую должны выполнять - это иерархизация
всех многочисленных требований, выдвинутых
перед ними представителями их социальной
базы, а также выделение приоритетных целей



171

для осуществления давления на общественные
власти.
Вторая крупная категория, которую
выделяют при классификации групп давления -
это группы давления со специфическими
интересами. Прежде всего следует отметить,
что основа их существования - не в наличии
какой-либо реально существующей социальной
базы, а в особом Деле, во имя которого и
организуется определенное действие. Именно
это происходит при формировании различных
лиг в защиту окружающей среды, животных;
движений в защиту узников совести,
политических заключенных, забастовщиков и
т.д. Во всех этих случаях группа давления
формируется на точной и четкой платформе,
формализованные интересы которой можно
разделить на три основные категории:
приобретение экономических благ в форме
заработка или других материальных средств;
приобщение к процессу принятия решений;
получение вознаграждения или поощрения сим-
волического типа, т.е. того, с чем
связывается престижность в конкретном
обществе - приобретение определенных
предметов роскоши, особо ценимых в данном
обществе, различных титулов, наград,
дипломов, знаков отличия и т.п.
Эти интересы, однако, выражаются не
прямо. Всякая группа, чтобы найти себе
союзников среди властей предержащих и ней-
трализовать противников в сфере
общественного мнения, стремится выражать
свои личные интересы в терминах общего
интереса - прием, который очень близко
примыкает к средствам манипулирования
общественным сознанием. Так, например,
выражая свои требования через средства


172

массовой информации, врачи никогда не будут
формулировать их в терминах доходов или
прибыли. На первый план они всегда будут
выставлять интересы больного; преподаватели
никогда не будут говорить об угрозе потери
своей работы, своего места, а будут
отстаивать необходимость сохранения
культурных традиций, повышения уровня об-
разования населения, одним словом, будут
действовать в рамках поддержки общей
концепции культуры.


2. Методы политического манипулирования

Между влиянием и манипулированием нет
жесткой, резко очерченной границы. И то, и
другое направлено на формирование массового
сознания в определенном, желательном для
правящих кругов направлении. О
манипулировании говорят в том случае, когда
наблюдается ярко выраженная тенденциозность
использования влияния.
В самом общем виде манипулирование - это
процесс ограничения и принижения
политического сознания, культивирования
политического недомыслия, которые
руководящие круги могут доводить до самых
прочных уровней мышления и самоконтроля, до
самых стойких убеждений и привычек, до
самых потаенных эмоциональных и чувственных
пластов, до самых первичных и инстинктивных
идейно-политических реакций. Воздействие
оказывается прежде всего на чувства,






173

эмоции, а не на разум, логику, одним
словом, на подсознание, а не на сознание4.
Особенно широкое распространение
политическое манипулирование получает в
условиях идейно-политических кризисов,
дезинтеграции всех сторон общественной
жизни и связанной с ними социальной
дезориентации человека. Иными словами, речь
идет о ситуации, когда нет реальной картины
происходящего, когда отсутствуют
обоснованные и убедительные аргументы для
проводимого курса, когда нет
удовлетворительной программы на будущее.
Исследуя различные формы и методы
современного политического манипулирования,
американский ученый Р.Гудин выделяет две
главные модели манипулирования -
"рациональную" и "психологическую"5.
Основной характеристикой психологической
модели является использование
автоматической реакции индивида на те или
иные психологические стимулы. Сущность
манипулирования заключается в данном случае
в выборе наиболее подходящих стимулов для
приведения в действие именно тех
психологических механизмов, которые
способны вызвать желаемую для манипулятора
реакцию. При таком подходе человек рас-
сматривается как простой механизм,
действующий по принципу стимул - реакция.
В "рациональной" модели манипулирование
по Гудину осуществляется не через
____________________
4 См.: Крамник В.В. Социально-политический
механизм политической власти. Л., 1991.
С. 41.
5 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
L., 1980.


174

использование психологических мотивов, а
посредством обмана и вероломства. Среди
форм манипулирования, относимых к этой
модели, американский исследователь выделяет
следующие:
- сокращение количества доступной для
рядового гражданина информации;
- использование секретности, т.е.
преднамеренного утаивания информации,
которая способна подорвать официальный по-
литический курс;
- использование пропаганды, т.е.
предоставление гражданам отчасти верной, но
тенденциозной информации;
- информационная перегрузка, т.е.
сознательное предоставление чрезмерной
информации с целью лишить рядового граж-
данина возможности адекватно усвоить и
верно оценить ее. Смысл такого подхода
состоит в затруднении для индивидов
фактического доступа к информации, что
заставляет их полагаться на ее официальную
интерпретацию6.
Наиболее очевидным примером политики
обмана Гудин считает передачу намеренно
неверной информации, такой, например, как
"Тонкинская резолюция", которая на основе
предложенной ЦРУ версии об атаке
вьетнамцами американских военных кораблей,
послужила для президента США Джонсона осно-
ванием для ведения неограниченной войны
против Вьетнама.
Политика обмана имеет свои законы. Во-
первых, ложь должна быть определенным
образом дозирована и не переходить не-
которых пределов, чтобы сохранить видимость
____________________
6 Ibid. P. 39.


175

правдоподобности. Во-вторых, политик должен
хорошо знать, что ожидает от него
аудитория. Тот факт, что истина выступает
порой в менее привлекательной форме, чем
фикция, создает для политика определенную
почву для маневрирования. Задача политика в
этом смысле состоит скорее в поисках
выгодных для него иллюзий, на которых он
может "сыграть". Третьей составляющей
политики манипулирования по Гудину является
так называемая "логика коллективного
действия", т.е. определенная солидарность
политиков, основывающаяся на понимании того
психологического явления, что
общественность теряет доверие ко всей
группе политиков, если раскрывается обман
одного из ее членов.
Кроме фактического обмана, важным
средством манипулирования Гудин считает
секретность. Ее суть состоит не в извра-
щении фактов, как это происходит в случае
обмана, и не в их фальсификации, а в
изъятии и сокрытии информации, которая идет
вразрез с установками существующего
политического курса. Утаивание истины и
соответствующих данных искажает инфор-
мационную базу принятия решений7. При этом
принципы, на которых основываются
ограничения, нуждаются в определенном
обосновании. Наиболее сильным аргументом
такого рода Гудин считает распространенную
в политике апелляцию к какому-либо
"священному принципу". В средние века,
например, религиозные доктрины утверждали,
что только короли и принцы должны владеть
"тайнами государственного правления".
____________________
7 Goodin R.E. Manipulatory Politics. P. 47.


176

Аналогичны доводы Никсона в пользу
"привилегий исполнительной власти"8, к
которым он прибегал при расследовании
"уотергейтского дела". Они представляют
собой ту же "священность" конституционной
доктрины, что и "священность" права монарха
в средние века, считает автор. Аргументом
того же типа является и засекречивание
информации под предлогом "национальной
безопасности" или "тайн государственного
правления"9.
Кроме простого утаивания информации,
Гудин выделяет как особенно опасную его
форму - "более сложную стратегию, которая
строится на институализированной
секретности". Речь идет о том, что в
системе, удерживаемой "официальными
секретами", единственным способом
эффективно участвовать в процессе принятия
решений, является получение информации из
рук официальных лиц, наделенных секретами.
Таким образом люди оказываются тесно
привязанными к своим руководителям, или,
как выражается автор, "кооптированными".
Из-за страха потерять доступ к информации
они вынуждены мириться с любой формой
официальной политики независимо от того,
нравится она им или нет. В этой стратегии,
пишет Гудин, секретность играет решающую
роль, поскольку предоставление информации,
которую нельзя получить иным путем,
становится взяткой, вовлекающей несогласных
в отношения кооптации. Другими словами,
секретность служит средством "умиротворения

____________________
8 Ibid. P. 50.
9 Ibid. P. 47.


177

кооптируемых групп"10. Тем самым
подрывается главный принцип успешного
функционирования демократического общества
- открытость, гласность. Оборотной стороной
секретности Гудин считает пропаганду, под
которой он понимает передачу и
распространение выгодных манипулятору
сообщений. Пропаганда отличается от обмана
тем, что передаваемая ею информация
правдива, но очень неполна и отличается
крайней тенденциозностью11.
Еще одним способом манипулирования
общественным мнением является
предоставление слишком обширной информации,
которая способствует запутыванию проблемы и
тем самым подрывает доверие к информации,
отвечающей реальности. Таким образом,
информационную базу принятия решений можно
искажать только через утаивание необходимой
информации. Система перегрузки чрезмерной
информацией предполагает прямо про-
тивоположное тому, что требуется при
использовании вышеизложенных методов
манипулирования. Вместо секретности здесь
используется максимальное раскрытие
информации, а вместо обмана - полное и
точное изложение фактов. При этой стратегии
возможности для манипулирования лежат не в
сфере фактов, а в сфере их интерпретации. В
такой ситуации рядовой гражданин "теряется"
от обилия фактов и не может интегрировать
их в сколько-нибудь рациональную систему.
Именно этим и пользуется обычно политик,
предлагая концептуальные рамки, соответ-
____________________
10 Goodin R.E. Manipulatory Politics.
P. 53.
11 Ibid. P. 56.


178

ствующие его собственным политическим
интересам.
В процессе концептуализации информации
происходит отбрасывание ненужных фактов,
сокращение "негативной" для манипулятора
информации, "фильтрация" информации. Такая
фильтрация информации осуществляется не
только в направлении сверху вниз, т.е. от
правящих кругов к массам, но и наоборот, от
нижестоящих эшелонов власти к вышестоящим в
случае, когда определенные группы
общественных деятелей или отдельные лица
заинтересованы в том, чтобы вышестоящий
политический деятель принял решение
определенного рода. Таким образом, при
стратегии перегрузки информацией с
последующей ее фильтрацией конечный
результат оказывается таким же, как и при
использовании стратегии секретности,
поскольку манипуляторы могут выбрать из
всей массы информации необходимые им факты,
которые вкладываются в концептуальные
рамки.
Особую роль в политике манипулирования,
считает Гудин, играют особенности языка,
поскольку язык не является нейтральным
средством, одинаково пригодным для передачи
любого сообщения. Предпосылкой
манипулирования поведением людей с помощью
языка по Гудину является то, что язык
ограничивает мысль. Поскольку язык способен

<<

стр. 5
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>