<<

стр. 7
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

первоначальное состояние, из которого они
вышли, был бы в большинстве случаев
невозможным. Психологически они как вожди,
пользующиеся славой и привилегиями своего
незначительного господствующего положения,
не смогли бы вписаться в старую среду. Если
брать профессиональный аспект, то свои
прежние навыки они утратили и стали
непригодными к любой иной работе, кроме
партийной агитации. На их руках уже нет
мозолей, а суставы болят от чрезмерной
писанины.
Видные ученые, развернувшие активную
деятельность в партии в качестве
журналистов, агитаторов или депутатов,
постепенно утрачивают свои способности,
ибо, поглощенные повседневными
политическими буднями, они не имеют времени



215

для совершенствования и углубленной научной
работы.
Объект политического влияния и
манипуляции - широкие массы, различные
социальные слои, т.е. ведомое большинство,
возглавляемое ведущим меньшинством.
Усложнение общественной жизни, усиление ее
противоречивости, неравномерное рас-
пределение образования, культуры и
информации среди населения неизбежно ведут
к образованию познавательных барьеров,
сохранению и увеличению препятствий,
затрудняющих осмысление индивидами основ
общественно-политической жизни. Человеку
становится все труднее разбираться в
происходящем, охватывать общественно-
политический процесс в целом, быть
компетентным в его главных вопросах,
отражать его в виде единого, системного
образа, оценивать общий характер обществен-
ных событий и проблем. Поэтому происходит
выработка бессознательного отношения к
общественно-политической действительности
(бессознательного - в смысле непонимания до
конца сущности общественно-политических
явлений).
В современном обществе, несмотря на
широкую информированность населения, такое
отношение к общественной жизни совсем не
исчезло и в принципе не может исчезнуть.
Это объясняется в значительной степени
особенностями психологии и мировосприятия
масс. Не секрет, что большинство испытывает
удовлетворение, когда находятся люди,
готовые вести за них дела. Потребность в
руководстве, чаще связанная с активным
культом героя, проявляется в массах, в том
числе и в организованных рабочих партиях,


216

неограниченно. Часто политические партии
настолько отождествляют себя с вождем, что
получают свое название от его имени, как
будто являются принадлежащей ему вещью.
Господство партийных вождей над партийными
массами основывается, кроме всего прочего,
на широко распространенном суеверном
почитании, которое оказывается вождям из-за
их формального статуса. Массы испытывают
глубокую потребность в почитании личности.
В своем примитивном идеализме они нуждаются
в земных божествах, которым следуют со
слепой верой тем больше, чем сильнее их
захватывает грубая жизнь. Б.Шоу в своей
парадоксальной манере называл демократию
скоплением идолопоклонников в
противоположность аристократии, являющейся
скоплением идолов.
По данным Палеца и Энтмана,
приблизительно 60% населения (масса) мало
интересуется политикой. Представители этой
группы в основном просматривают местные
газеты, эпизодически смотрят телепрограммы
новостей и весьма редко читают престижные
издания. Их политические приверженности и
взгляды изменчивы, понимание политической
жизни ограниченно, однако их
многочисленность влияет на результаты выбо-
ров.
Наконец, еще 25% аполитичны. У этих людей
примитивное представление о политике, они
практически не пользуются услугами "масс
медиа". В выборах участвуют чрезвычайно
редко.
Политические взгляды, порождаемые элитой,
подхватываются "благонамеренными", затем
достигают уровня масс и определяют их
взгляды. Аполитичные исключаются из этого


217

процесса, так как их внимание привлекают
лишь исключительно коллизии и происшествия.
Вырисовывается картина, которая позволяет
понять, на чем основывается отрицательная
оценка "влияния" в современных обществах,
считающихся демократическими. Из
вышеприведенных данных ясно, что реальное
влияние на принятие государственно важных
решений в стране оказывают не более 16%
всего населения США. Основная же масса -
около 60% - сама является тем потенциальным
"материалом", который подвергается поли-
тическому воздействию. Его результаты
наиболее заметны во время президентских
выборов, определяющих общий курс развития
страны. Именно такое положение дел
позволяет говорить о влиянии в
отрицательном смысле и часто отождествлять
его с прямым манипулированием общественным
мнением. Этот акцент еще более усиливается
тем фактом, что влияние основной массы
населения на кардинальное принятие решений
происходит в течение очень ограниченных
отрезков политического времени - только во
время выборов и референдумов. Во всех
остальных случаях доступными для граждан
остаются только такие меры политического
воздействия, как митинги, демонстрации,
протесты и т.п., которые относят к мерам
ненасильственного сопротивления
политическому режиму.
Развитие той составляющей политического
влияния, которая идет снизу вверх, - то
есть собственно "демократической" состав-
ляющей, - непосредственно связано с общими
проблемами развития политической культуры в
стране. Она предполагает прежде всего
способность масс разбираться в сути


218

политических решений, определяющих
стратегию развития данного общества. Она
подразумевает также определенную степень
гражданской зрелости и гражданской
активности масс, необходимых для демокра-
тического воздействия на руководящие слои
общества.
Как это ни парадоксально на первый
взгляд, но эта проблема актуальна для всех
стран - и для высокоразвитых государств за-
падного мира, и для слаборазвитых регионов
так называемого "третьего мира". Различна
только сама постановка проблемы.
Для европейских стран эта проблема
формулируется как проблема разрыва между
культурным уровнем народных масс и
интеллектуальной элитой. Ситуация выглядит
таким образом, что "...существует как бы
две нации с совершенно несхожими социально-
культурными установками"35. Возникает как
бы "...двойная социальная коммуникация, в
одном случае - высокого качества,
предназначенная для незначительного
меньшинства, во втором - развлекательного
характера, рассчитанная на потребу широких
слоев населения"36. По оценкам социологов,
различного рода развлекательные программы
собирают массовую аудиторию, насчитывающую
не менее 15-20% общего количества зрителей,
а передачи "высокого интеллектуального
уровня" (которые на профессиональном
жаргоне работников телевидения Франции
обозначаются аббревиатурой "ЭПМ",
составленной из начальных букв французского
____________________
35 Closets F. De Le systeme R.P.M.
Paris, 1980. P. 16.
36 Ibid. P. 14.


219

выражения "et puis merde" -"А затем
дерьмо") привлекают внимание не более 2-3%
телезрителей.
Среди причин столь резкого различия в
популярности развлекательных и серьезных
программ называют объективные и
субъективные факторы. Важнейшим среди
объективных факторов является общий разрыв
между народной и элитарной культурами.
Главный субъективный фактор, - по мнению
Франсуа де Клозе, автора ряда работ,
посвященных социально-политическим аспектам
НТР, - роль творческой интеллигенции в
обществе. "Именно интеллигенция вызвала
полную деградацию культурной жизни в
развитых странах, где элита производит
культуру исключительно для самой себя, а
народ вынужден удовлетворяться
низкопробной, коммерческой культурной
продукцией37.
По-иному выглядит эта проблема в странах
"третьего мира". По свидетельству
французского исследователя Э.Буржа, главное
зло в политике СМИ в слаборазвитых странах
представляет монополия в области
международной информации крупнейших за-
падных агентств, распространяющих в
остальном мире "информационное сырье".
Развитые страны, обладая технологическими
преимуществами, оказывают на развивающиеся
страны не только экономическое и
технологическое влияние, но также большое
психологическое и социальное воздействие.
Ведущая роль в этом принадлежит современным
СМИ, которые способствуют распространению
господствующих в западных странах идеологий
____________________
37 Ibid. P. 14.


220

и культур. Как подчеркивает Э.Бурж, в
коммуникационном плане, как и в области
экономических отношений, появляется новая
диалектика хозяина и раба, которая
культивирует недопонимание, неравенство и
несправедливость.
В Азии формирование общественного мнения
находится полностью в руках
транснациональных корпораций. Сходное по-
ложение наблюдается в Африке, где широко
распространены газеты, журналы, фильмы,
теле- и радиопродукция западных стран.
Ситуация такова, что даже информацию о
"третьем мире" эти страны вынуждены
получать через западные CМК - радиостанции
"Би-Би-Си", "Голос Америки", "Немецкую
волну" и другие. Что касается Латинской
Америки, то здесь, по признанию Буржа,
можно говорить о настоящем американском
засилии - настолько информационное
пространство этих стран наводнено американ-
скими фильмами и программами. Очевидно, что
западные информационные агентства в
настоящее время являются проводниками
западной цивилизации, западных ценностей.
Американские фильмы в значительной мере
способствуют ассимиляции моделей и
идеологических форм европейского общества.
Разный уровень развития в этих странах
ведет и к разным последствиям при
проведении одной и той же информационной
политики. Для западных стран информация -
это всего лишь распространение новостей и
обмен ими, независимо от их содержания.
Даже в том случае, когда журналист
высказывает собственное мнение, оно не
оказывает большого политического влияния на
события и на мнение аудитории. Совсем по-


221

другому обстоит дело в развивающихся
странах, вступивших на путь модернизации. В
них информация - средство построения
общества, а журналист - это борец и
партийный деятель. Здесь воздействие
передаваемых фактов может иметь намного
большее значение для ориентации населения,
чем в странах с устойчивой организационно-
политической структурой.
Немаловажно и влияние самой структуры
информации. Для западной системы информации
характерна концентрация внимания на
недостатках, поскольку достижения считаются
само собой разумеющимися. Акцент в
информационном потоке на катастрофах,
беспорядках, государственных переворотах и
т.д. в развивающихся странах порождает
совершенно иную реакцию аудитории, нежели в
развитых странах. В странах "третьего мира"
такая информация вызывает страх, пессимизм,
апатию и гражданскую пассивность. Как
подчеркивает Бурж, "свободный поток
информации" как принцип, по которому
действуют западные агентства, имеет все
пороки экономического либерализма, т.е.
идет на пользу сильному в ущерб слабому при
официальном провозглашении принципа
одинаковых шансов для всех.
Особенностью СМИ является то, что любое
влияние "масс медиа" есть влияние на
индивида. Даже когда речь идет о влиянии
СМИ на институты, подразумевается их
влияние на индивидов. Так влияние СМИ на
парламент означает способность вызвать
изменения в политических отношениях членов
парламента между собой или с другими
влиятельными лицами.



222

Определенной заслугой "демократического"
видения мира является то, что именно
демократический настрой привлек внимание
исследователей к изучению психологии
"объекта воздействия", т.е. индивида.
Долгое время полагали, что успех воздей-
ствия целиком и полностью зависит от
"умелости" и изощренности воздействующего,
и почти совершенно не принимали во внимание
самостоятельную и активную роль реципиента
информации.
Однако подавляющее большинство взрослых
людей, как указывает, например. Ф.
де Клозе, обладает уже сформировавшейся
системой духовных ценностей, обусловленной
прежде всего семейным воспитанием и
социальным опытом. Вступая в контакт с СМК,
индивид с присущим ему "естественным
консерватизмом" подсознательно ищет
подтверждения своих взглядов и отвергает
все, что им противоречит. По словам другого
французского исследователя Ж.Казенева,
"...если "масс медиа"... и утверждают людей
в их уже сформировавшихся убеждениях, то
это происходит потому, что люди имеют
естественную склонность искать информацию
там, где она подается в соответствии с их
представлениями и верованиями. Индивид
обычно любит слушать и смотреть лишь то,
что ему нравится. В конечном счете только
это он и запоминает. Напротив, он быстро
забывает информацию, которая идет вразрез с
его убеждениями"38. Этот тезис,
подчеркивает автор, подтверждается работами
американского ученого Лазарсфелда,
изучавшего воздействие радио на массовое
____________________
38 Closets F. De Le systeme R.P.M. P. 16.


223

сознание. Лазерсфелд пришел к выводу, что в
целом общественное мнение формируется
преимущественно на уровне межличностных
контактов, а радиопередачи играют в этом
процессе второстепенную роль. Он установил
также, что в рамках каждой социальной
группы существует своего рода "создатели
общественного мнения", высказывания которых
имеют весьма важное значение для
идеологических и поведенческих установок
окружающих. "Подобное взаимодействие между
людьми может повторяться на различных
иерархических уровнях, вызывая цепную
реакцию. Последняя, таким образом, всегда
исходит от человека, а не непосредственно
от масс медиа"39.
Следовательно, любая информация, прежде
чем будет воспринята индивидом и окажет
влияние на его поведение, проходит через
сложнейший фильтр социального опыта и
социальных связей, в хитросплетении которых
взаимодействуют люди. Это взаимодействие в
рамках непосредственных контактов
оказывается более эффективным, нежели
широкомасштабное воздействие при помощи
радиоволн40. Данный вывод, по мнению Буржа,
подтверждает случай с электоратом
Французской коммунистической партии. Как
показывают опросы общественного мнения,
избиратели ФКП уделяют достаточно много
времени просмотру политических телепередач
и при этом без особых усилий противостоят
влиянию ведущих политических обозревателей,
которые, как правило, не высказывают
____________________
39 Closets F. De Le systeme R.P.M.
P. 108.
40 Ibid. P. 108.


224

симпатий к коммунизму. Здесь особенно
примечательно то, что как бы не менялись
методы и приемы антикоммунистической
пропаганды на французском телевидении за
последние годы, удельный вес избирателей
ФКП во Французском электорате фактически
оставался неизменным.
Ту же самостоятельность в формировании
личного мнения индивида и сложный характер
восприятия внешнего воздействия отмечает
американский психолог и социолог М.Смит41,
который делает особый акцент на активной
роли реципиента. Теория и практика
политического влияния, постоянно имея в
качестве объекта изучения и воздействия
индивида или "человеческий фактор", долгое
время упускали из вида одно существенное
обстоятельство - активный характер
реципиента в процессе восприятия
информации. Делался акцент на разработку
способов и методов убеждения, которые
фактически интерпретировались как
принуждение. Увлечение "манипулированием"
информацией совершенно игнорировало тот
факт, что люди по самой своей природе
активны, что они способны к самоопределению
и что в конечном счете всякий акт влияния и
убеждающего воздействия проходит
обязательно стадию индивидуальной
интерпретации.
Многие современные теории убеждения
недооценивают, а иногда и полностью
игнорируют активную роль убеждаемых, что на
практике приводит к получению результатов,
____________________
41 Smith M.J. Persuasion and human
action: a revеw and critique of the
social influence theories. Belmont, 1982.


225

обратных ожидаемым от конкретного процесса
убеждения. Имеет место недооценка
возможностей "модификации" поведения и
мышления людей независимо от их воли,
убеждений и интересов. В связи с этим в
западных работах в последние годы выделяют
приверженцев механистической и
деятельностной моделей воздействия на
личность. Если первые больше полагаются на
внешние убеждающие манипуляции с пассивными
реципиентами, то сторонники второй модели
делают упор на управление человеческим
поведением посредством манипулирования
определенными качествами индивида.
Активность убеждаемых состоит прежде
всего в том, что они самостоятельно
интерпретируют смысл обращенных к ним сим-
волических сообщений в соответствии с
комплексами личных убеждений и чувств. В
конечном счете успешность убеждения зависит
от способности убеждающего изменять эти
"познавательные схемы" убеждаемых. Но
поскольку до сих пор действенные способы
изменения таких схем не найдены, то по-
длинное убеждение является, по сути дела,
"самовлиянием", "самоубеждением". А поэтому
главная задача субъекта влияния состоит в
правильном понимании реципиентов и способов
их классификации, а также в поиске
механизмов "вписывания" в конкретные
"познавательные схемы"42.
М.Смит различает в этой связи два типа
познавательных схем - "схему-я" и "схему-
другого". Первая представляет собой
____________________
42 Smith M.J. Persuasion and human
action: a revew and critique of the
social influence theories. P. 7.


226

"познавательные обобщения" самой
воспринимаемой личности и имеет вербальное
выражение, вторая относится к обобщенному
знанию индивида о других людях и идеях и
предстает в основном в зрительных образах.
Важным следствием для процесса воздействия
и убеждения является вывод автора о том,
что убеждают не слова, а чисто внешние
приметы. Именно эти или сходные выводы,
возможно, лежат в основе получившей на
Западе в последние десятилетия теории
имиджа, если можно говорить об этом как о
теории. В самом деле, политические
кандидаты все чаще обращаются к
специалистам, определяющим наиболее выиг-
рышные для них стиль, прическу, одежду,
манеры, которые соответствуют
представлениям о политике в кругу людей
среднего класса. Именно таким образом был
выработан, как известно, стиль Маргарет
Тэтчер, стиль деловой английской женщины-
политика. В связи с этим существенным
оказывается то обстоятельство, что в
современной политической игре, главным
образом в ее предвыборной стадии, решающее
значение имеют не программные установки
кандидатов, а их соответствие стереотипам
конкретных групп избирателей.
Важным моментом в процессе активного
изменения реципиентом своей позиции
является поиск позитивных оснований для
принятия новой точки зрения. Другими
словами, в процессе изменения внутренней
установки индивид стремится отыскать в
новой для него ситуации желательные аспекты
и перспективы. Возможно, именно здесь и
скрыты потенциалы убеждающего воздействия,
которые должны "рисовать" положительные


227

стороны желаемого будущего. Этот момент
должен быть в достаточной мере учтен в
случае резких и кардинальных социальных
изменений в обществе, к которым большинство
населения может оказаться совершенно не
готовым из-за элементарного отсутствия
позитивной убеждающей информации об этом
новом будущем. Здесь же коренятся причины
реакций сопротивления и привязанности к
прошлому и его ценностям. Важно, однако,
постоянно отдавать себе отчет в том, что
люди даже в процессе получения необходимой
или новой информации все же остаются актив-
ными реципиентами, и всегда преобразуют и
интерпретируют ее самостоятельно. Так что
никогда не следует ожидать стопроцентного
соответствия убеждающего воздействия
результатам убеждения. С другой стороны,
нужно отметить и несомненную ценность
убеждения, основанного в конечном счете на
самоубеждении. Выработанная на основе
такого убеждения установка гораздо более
эффективна и прочна по сравнению с чисто
механическим, внешним, даже принудительным
и репрессивным воздействием. Именно на
такого рода "стимулировании сознания"
убеждаемых строится, в частности, идея
"прививок" против манипулирования
сознанием. С этой целью для закрепления
внушаемых идеалов последние подвергают
легкой критике в духе враждебной пропа-
ганды, и затем убеждаемому самому
предоставляют возможность опровергнуть эту
критику, обеспечивая его при этом необходи-
мой информацией.
Учет активности процесса формирования
убеждений позволяет определить некоторые
психологические принципы воздействия.


228

М.Смит выделяет, например, такую модель
убеждения, которую иронически определяет
расхожим изречением "протяни палец - всю
руку отхватит". Суть ее состоит в том, что
если человека удалось вовлечь в ту или иную
ситуацию хотя бы в незначительной степени,
то уже намного проще убедить его оконча-
тельно. Другую модель убеждения он
определяет выражением "широта приятия" того
или иного отношения. Смысл ее в том, что
если индивид допускает нечто для себя в
порядке исключения, то имеется большая
вероятность того, что он одобрит и более
крайние позиции43.
Для формирования новых убеждений и
подготовки социальных изменений в обществе
нужно учитывать и такой общеизвестный, но
оттого не теряющий своей важности факт, как
конформизм. Он способствует стабилизации
группы и предполагает подчинение индивида
групповым нормам - правилам, регулирующим
отношения и поведение членов группы в
интересах группы в целом.
Фактором, благоприятствующим изменениям
и, следовательно, возможностям влияния и
убеждения индивидов, является наличие
различия между подлинной и мнимой
конформностью. Именно феномен мнимой
конформности оставляет место для реализации
убеждающего воздействия на индивидов, если
цель убеждающего - принятие реципиентом
новой позиции. В теории групп отмечается
феномен, когда именно группа провоцирует
поведение, которое индивид никогда бы не
____________________
43 Smith M.J. Persuasion and human
action: a revew and critique of the
social influence theories. P. 149-151.


229

продемонстрировал в случае одиночных
действий. Этот феномен "заражающего" пове-
дения осуществляется в результате снятия
внутренних запретов примерами желаемого
поведения отдельных членов группы. Данное
замечание особенно важно для процесса
реализации социальных практик нового типа
хозяйствования, на которые средний индивид
никогда бы не решился сам, если бы не
"заражающий" пример наиболее активных и
рисковых членов группы, к которой он
принадлежит.
Более углубленные исследования средств
воздействия на реципиента в современных
обществах на практике привели к тому, что
"манипулирование" общественным мнением
стало более утонченным и изощренным. Стали
учитываться особенности восприятия и
переработки информации реципиентом. Это, в
частности, проявилось и в тех
рекомендациях, которые вырабатывались
соответствующими службами при проведении
избирательных кампаний, при выступлениях по
телевидению и т.п. Так, например, известно,
что телезрители предпочитают выступления
профессионального политика развлекательным
программам только в том случае, если они
рассчитывают услышать что-либо необычайное.
Это обстоятельство привело к тому, что
появились целые телевизионные шоу.
Было подмечено также, что основная масса
телезрителей смотрит политические программы
только тогда, когда получает при этом
значительное количество информации.
Политические деятели должны учитывать это
обстоятельство, если хотят привлечь к себе
внимание аудитории. Для оказания влияния на
зрителей они должны стремиться к сообщению


230

информации, а не к коммуникации через
различного рода ритуальные заклинания.
Ошибка представителей некоторых
политических партий, заключается в том, что
"они тяготеют к тому, чтобы одни и те же,
повторяемые сотни раз, сообщения
разнообразились с помощью ритуала. Именно
тогда они ощущают себя членами единой об-
щности, борцами за общее дело...
Представители партий хотели бы, чтобы
выступления перед телевизионной камерой
были своего рода митингами"44. Выход из
этой ситуации может быть только один -
информационное обогащение содержания
передач политического характера.
Специальные исследования показывают, что
"богатые" в содержательном отношении
передачи оставляют глубокий след в сознании
телезрителей даже при их политической
неангажированности - "нейтральности".
















____________________
44 Closets... P. 123.


231



Приложение № 1



Отношения человека и власти
в политической философии Т.Гоббса

Гоббс открыл и исследовал немало "вечных"
проблем власти и политики и поэтому не
случаен "ренессанс" Гоббса во второй
половине ХХ в. Одни исследователи, как,
например, Х.Арендт, видят в абсолютизме
Гоббса, в его "Левиафане" преддверие со-
временного тоталитаризма. Другие - со
времен Локка - считают его создателем и
исследователем основ либерализма и демокра-
тии со специфической для них техникой
изживания и предупреждения конфликтов,
организации внутреннего мира и концен-
трацией внимания на человеке и
человеческой, чувственной природе власти.
Но как бы то ни было, философские
размышления Гоббса об отношениях человека и
государства, о механизмах этих отношений
представляют собой глубокий анализ
универсальных политических ситуаций. Он
всегда современен и даже весьма
злободневен, особенно для этапов переходных
периодов в истории любого государства.
В чем же состоит суть его концепции?
Власть государства представлялась Гоббсу
чудовищем - Левиафаном, наделенным особыми
качествами, характерным поведением,
орудиями господства, приемами, которые
определяли отношения этого политического
организма с обществом и отдельным


232

человеком. Вслед за Н.Макиавелли и
Ж.Боденом он стремился объяснить механизм
формирования европейского государства
Нового времени, новую технику власти, ее
новый статус.
Гоббс обнаружил понимание сложных
взаимодействий, обеспечивающих
функционирование власти формирующегося
государства. Если естественное право как
неограниченная свобода является причиной
постоянной войны всех против всех, то от
него, как и от подобной свободы, по мнению
Гоббса, необходимо отказаться. "Право всех
на все не должно сохраняться, некоторые же
отдельные права следует либо перенести на
других, либо отказаться от них"1.
Фактически ни один человек не может
передать другому никаких прав, которыми тот
не обладал бы до заключения соглашения,
поскольку в естественном состоянии каждому
уже принадлежит право на все. То же можно
сказать и о договоре (взаимном перенесении
прав), заключенном как внутри группы, так и
между группой и одним лицом. Поэтому
единственной возможностью заменить
естественное право законом будет именно
отказ группы от своих прав в пользу одного
лица. При этом тот, в чью пользу
отчуждаются права, на деле никаких новых
прав но получает: у него просто появляется
возможность реализовывать уже имеющееся у
него право без каких-либо помех со стороны
остальных людей, которые, в свою очередь,
при заключении соглашения обязуются не
противиться его воле. Поэтому государство
для Гоббса является одним лицом,
____________________
1 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 295.


233

"искусственным человеком", единой
личностью, "чья воля на основании
соглашения многих людей должна считаться
волею их всех, с тем чтобы оно имело
возможность использовать силы и способности
каждого для защиты общего мира"2. Так
образуется гражданское общество (которое
Гоббс отождествляет с политическим
обществом, с государством). Основным его
признаком является наличие суверена
(носителя власти) и граждан (подданных),
объединившихся в государство.
Гоббс открывает принципиальный смысл
техники соглашений, договорных отношений в
политике, которые стали основой
сформировавшегося впоследствии
демократического общества и власти. Особое
внимание философ уделяет такому важному
элементу демократической процедуры, как
отношения большинства и меньшинства.
Для создания государства требуется
добровольное согласие всех членов общества.
Однако при определенных условиях доста-
точно, чтобы соглашение заключили не все
люди, а их подавляющее большинство. В этом
случае государство будет образовано
независимо от той позиции, которую занимают
несогласные, после чего вновь образованное
государство, пользуясь своей силой, сможет
применить против них, как против врагов,
свое исконное право на поддержание мира.
Верховной властью в государстве, как было
сказано, обладает тот человек (или
собрание), воле которого подчинили свою
волю "естественные лица", отказавшись от
права на сопротивление. Но при этом право
____________________
2 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 331.


234

на самосохранение (и как следствие - право
на самооборону), остается неотъемлемым
правом человека, оно остается за ним даже
после полной передачи всех его прав вер-
ховной власти. В случае нарушения закона
провинившийся должен быть наказан, но и в
случае наказания, налагаемого законной
властью, у человека сохраняется право на
самооборону. Лояльность остальных членов
общества в этой ситуации выражается именно
в несопротивлении действиям власти и
неоказании помощи провинившемуся. Вообще
говоря, лояльность в отношении власти, как
ее понимает Гоббс, означает полную
пассивность: граждане обязуются не
пользоваться переданными правами, не
нарушать изданных властью законов и не
оказывать власти сопротивления (кроме
самообороны). Государство не является
единственным гражданским лицом: им может
считаться любое собрание людей, заключивших
определенное соглашение. Например, это
может быть купеческий союз, объединившийся
для совместного ведения дела. Однако такой
союз не может считаться государством,
поскольку его члены не отказались от всех
своих прав (а лишь от части их) в пользу
сообщества и потому всегда могут предъявить
к нему свои претензии или разорвать
договор, что невозможно в государстве:
полный отказ от своих прав подразумевает и
отказ от претензий к государству, и отказ
от права заключать или расторгать договор.
Естественный закон сам по себе, даже
будучи осознанным, не несет никаких
гарантий его исполнения: его соблюдение -
условие необходимое, но далеко не
достаточное. Более того, естественный


235

закон, по мнению Гоббса, не является
законом в строгом смысле этого слова.
Естественный закон, как и законы природы,
есть лишь вывод нашего разума. Поэтому,
чтобы представить естественный закон именно
в виде юридического закона, то есть
повеления, Гоббс обращается к теологии. Он
указывает на то, что содержание всех
выводов из естественного закона (а их Гоббс
перечисляет около двадцати) так или иначе
отражено в Священном писании, что дает
возможность говорить о них именно как о
высказанных законах. Однако в естественном
состоянии люди, обладающие свободой воли,
то есть действующие сообразно своему мнению
(основывающемуся как на разуме, так и на
страстях, стремлениях, надеждах и т.д.) о
целях и средствах их достижения, не могут
просто следовать требованиям естественного
закона, поскольку будут от этого лишь в
проигрыше: те, кто поступал бы в
соответствии с естественным законом,
"готовили бы себе не мир, но более скорый
конец и, соблюдая закон, становились бы
добычей не соблюдающих его"3. Поэтому,
обосновывая необходимость сильной власти,
Гоббс рассуждает следующим образом: для со-
хранения мира необходимо соблюдение
естественного закона, а для этого, в свою
очередь, нужна безопасность, которая
возможна лишь в том случае, если нападение
на другого будет более опасным, чем
соблюдение условий естественного закона.
Стремление многих воль к единой цели должно
быть заменено единой волей всех людей - что

____________________
3 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 317, 328.


236

и достигается посредством образования
власти.
Беря на себя функцию защитника мира,
власть тем не менее не может гарантировать
гражданам безопасность в самом полном
смысле этого слова - всегда сохраняется
вероятность внезапного нападения или
причинения ущерба со стороны других людей.
Но поскольку именно безопасность является
той целью, ради которой люди организуют
верховную власть, то ее задача в первую
очередь состоит в том, чтобы устранить
страх перед опасностью. Это не может быть
достигнуто простым соглашением граждан не
совершать определенные поступки. Поэтому
выполнение соглашения должно подкрепляться
наказанием нарушителей, задача которого -
сделать нарушение соглашения столь
невыгодным, чтобы отсутствие наказания со
стороны власти показалось бы большим
благом, нежели те блага, которые
приобретаются в случае нарушения закона.
Для выполнения этой задачи власть должна не
просто обладать всеми правами, но и иметь
возможность их реализовывать, а значит,
быть властью прочной и сильной, что дает ей
возможность держать подданных в страхе.
Гоббс считает, что это возможно, когда вся
полнота власти находится в одних руках
(человека или собрания). Суверен обладает
сильной властью в том случае, если в его
руках находится, в первую очередь, "меч
справедливости", под которым Гоббс
подразумевает возможность наказания
подданных при полном непротивлении
последних (за исключением, как было
указано, самого наказуемого), и именно



237

обладание таким "мечом" делает его
обладателем верховной власти.
Гоббс сразу и недвусмысленно заявляет о
своем неприятии концепции разделения
властей. Но меч справедливости, находящийся
в руках верховной власти для обеспечения
внутреннего мира, - не единственный "меч".
Невозможно обеспечить внутренний мир, не
обеспечив мир внешний, - внешние враги у
государства всегда были и будут, ибо
государства всегда находятся в естественном
состоянии, то есть в состоянии перманентной
войны друг с другом. Защищаться от внешних
врагов государство может только своими
силами, состоящими из сил отдельных
граждан, переданных государству в момент
заключения соглашения в форме обязательства
подчиняться воле суверена по его тре-
бованию. Если же лицо, обладающее правом
ведения войны и заключения мира, не
обладает возможностью заставить подданных
путем наказания нести тяготы войны и
участвовать в военных действиях (то есть
если власть обладает "мечом войны", не имея
в то же время "меча справедливости"), то
его права становятся не более чем простой
декларацией. То же относится и к судебной
власти: обладающий правом наказания должен
по собственному усмотрению решать вопрос о
правильном его применении.
Что касается законодательной власти, то
из вышесказанного ясно, что право издавать
законы должно также находиться в руках
верховной власти. Мир в государстве
устанавливается не только принуждением, но
и предупреждением возникновения несогласия
между отдельными гражданами. Поскольку все
столкновения порождаются противоречивыми


238

представлениями людей о том, что есть
справедливое и несправедливое, добро и зло,
правильное и неправильное, то обязанность
государства - дать гражданам общую для всех
норму поведения, согласно которой они могли
бы строить взаимоотношения. Это делается с
помощью гражданских законов, которые
являются "требованиями, касающимися
действий граждан в будущем, предъявляемыми
им тем, кто обладает высшей властью"4.
В соответствии с двумя задачами
законодателя (судить и заставлять
подчиняться) гражданский закон должен
состоять из двух частей - дистрибутивной
(распределяющей) и импликативной
(карающей). Первая часть является тем
критерием демаркации, ради которого и
происходит установление государства: в ней
фиксируется естественная справедливость и
распределяются права собственности,
предписания поведения и т.д. А поскольку
закон, по сути своей, предполагает
наказание, то и оно должно быть
зафиксировано в гражданском законе.
Виндикативная часть закона выполняет
двоякую задачу - это не только предписание
должностным лицам, определяющее меру
наказания в случае нарушения того или иного
закона, но и необходимый элемент ста-
бильности государства, благодаря которому
каждый гражданин четко знает, когда и что
именно его ожидает. Тем самым "человек
политический" в отличии от "человека
естественного" практически избавляется от
страха неожиданного и непредсказуемого
нападения.
____________________
4 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 338.


239

До принятия гражданского закона люди сами
для себя решали, что правильно и что
справедливо, а поэтому в естественном
состоянии, несмотря на всю его жестокость,
не было ни несправедливости, ни проступка,
ни преступления. В условиях гражданского
общества существуют уже два вида разума -
естественный разум людей и разум
государства. Поскольку каждый человек имеет
свое собственное, не совпадающее с другими,
мнение относительно того, что считать злом
или благом, хорошим или дурным, то
гражданские законы не могут приниматься с
согласия всех людей. Только государство
имеет право определять, какое деяние
составляет проступок (преступление) и какое
за него должно быть наказание. В то же
время наличие гражданских законов не
исключает действия естественного закона.
Если некоторые из естественных законов
могут опровергаться гражданскими законами,
то вводить в качестве гражданского закона,
например, требование "не сопротивляться
законной власти", не имеет смысла,
поскольку это основное требование
государства, которое было выдвинуто всеми
гражданами в момент заключения соглашения
об образовании государства. Если же какой-
либо подданный выступит против самой власти
или против государства (с требованием
свержения, изменения и т.д.) , то тем самым
он нарушает все гражданские законы и должен
рассматриваться как нарушивший именно не
гражданский, а естественный закон, и
наказываться соответственно как враг





240

государства, то есть не по праву власти, а
по праву войны5.
Человек, от которого требуется исполнение
закона, должен знать как содержание самого
закона, так и его автора (то есть гражданин
должен быть уверен в том, что лицо, от
которого исходят законы, имеет на то
право). Из этого следует, что закон должен
быть опубликован и обнародован, причем
таким образом, чтобы стало доподлинно
известно, что он исходит именно от за-
конодателя. Поэтому Гоббс, говоря о
писанных законах, подчеркивает, что такими
законами являются не те, которые написаны
философами, законоведами и юристами, но
только ясно выраженные (устно или
письменно) верховным правителем. В то же
время нет необходимости, чтобы власть сама
писала законы, обнародовала и толковала их
и сама же производила наказание и вершила
суд. Все эти функции можно поручить
доверенным лицам с одним лишь условием:
граждане должны знать, что их полномочия
исходят от власти и именно ею дано право на
толкование и исполнение закона.
Возвращаясь к соотношению права и закона
в философии Гоббса, следует отметить, что
гражданский закон является следующим шагом
последовательного ограничения естественного
права: естественный закон ограничивает
полную свободу, а оставшиеся права
последовательно ограничиваются сначала за-
конами гражданскими (общегосударственными),
а затем законами отдельных городов и
обществ. Такое последовательное ограничение
уже, казалось бы, переданных прав не вполне
____________________
5 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 425-426.


241

понятно, для выяснения этого вопроса надо
обратиться к учению Гоббса о свободе и
необходимости.
С точки зрения философа, свобода и
необходимость в политике совместимы.
Первоначально люди создают ряд искусствен-
ных цепей, т.е. гражданские законы,
существующие и удерживающие их в рамках
определенных правил благодаря наличию
сильной власти. Такова необходимость. Но в
то же время нет ни одного государства,
законы которого предписывали бы абсолютно
все действия и слова людей. Поэтому свобода
подданных состоит в свободе делать то, что
не указано в соглашениях. Власть
осуществляет, таким образом, управление
государством не только с помощью введения
законов, но и с помощью умолчания: в го-
сударстве подданным разрешается все, что не
запрещено законом6. Таким образом, даже
после передачи прав у человека остается еще
определенное количество "свобод". Поэтому
можно констатировать, что хотя высшей
власти передаются все права, на практике
она принимает лишь те, которыми считает
необходимым воспользоваться для обеспечения
безопасности государства. Это дает
возможность в дальнейшем последовательно
ограничить эти права местными,
региональными законами, необходимыми для
обеспечения безопасности в данном городе
или ином сообществе. Поэтому нельзя
говорить о том, что закон (как есте-
ственный, так и гражданский) занимает место
права и вытесняет его.

____________________
6 Гоббс Т. Соч. Т. 2. С. 165.


242

Из факта существования у подданного
неотчуждаемых прав вытекает еще один важный
вывод: власть обладает неограниченными
правами и является таковой лишь до тех пор,
пока выполняет свою обязанность защищать
подданных, "ибо людям дано природой право
защищать себя, когда никто другой не в
состоянии их защитить, что не может быть
отчуждено никаким договором"7. Договор, по
Гоббсу, заключается между людьми (а не
между людьми и властью, как это было в
более поздних теориях Дж.Локка и Ж.-
Ж.Руссо). В результате достигнутого
соглашения люди (а теперь уже граждане или
подданные) отказываются от всех своих прав,
в том числе и от права заключать
соглашения. Взамен власть обязуется
обеспечить безопасность подданных, защищая
их от внутренних и внешних врагов
государства. При невыполнении властью своих
обязательств8 подданные автоматически
освобождаются от повиновения данной власти.
Это происходит в следующих ситуациях: в
случае естественной "смерти" данной власти
или насильственного ее свержения (извне или
изнутри), в случае пленения гражданина
____________________
7 Там же. С. 172.
8 Термин "обязательство" в данном случае
употребляется не совсем точно, поскольку
власть не берет на себя никаких
обязательств, а просто соглашается
принять передаваемые ей права. Это, по
существу, уже намеченная формулировка
более поздней (конец ХVIII - начало ХIХ
вв. у Гегеля и др.) концепции двух видов
права: права-закона и права-
обязательства.


243

одного государства другим государством
(когда он под страхом смерти или по иным
соображениям вынужден стать подданным
победителя, связав себя соответствующим
договором), а также в ряде других случаев,
общим для которых является неспособность
власти выполнять свои обязанности по
обеспечению безопасности подданных.
Обеспечение безопасности - не
единственная обязанность государственной
власти. В общем виде ее обязанности
выглядят так: "Благо народа - высший
закон"9. Поэтому власть, действующая не во
благо народа, наносит себе вред, ибо
притесняя граждан и не выполняя своих
основных задач, ослабляет мощь государства
и ставит под вопрос само свое
существование. Во избежание этого власть не
только обязана обеспечить гражданам внут-
ренний и внешний мир, но также дать им как
можно большее благосостояние и свободу в
рамках, не угрожающих общественной
безопасности.
Внешний мир и внешняя безопасность -
весьма серьезная проблема для любого
государства, ибо все они находятся в состо-
янии постоянной войны друг с другом.
Поэтому представители верховной власти
должны уметь сами или через посредников
предугадывать поведение другого
государства, иметь наготове вооружение,
армию, оборонительные сооружения, а также
обладать необходимыми денежными средствами
для ведения войны. Не менее сложна задача
по поддержанию внутреннего мира. Власть в
обществе может "умереть" по причине
____________________
9 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 401.


244

внутреннего мятежа или восстания,
возникающих вследствие неверных
представлений о природе власти, о правах и
обязанностях граждан и власти, об их
взаимоотношениях и т.д. Поэтому одна из
обязанностей власти - "вытравить" из
сознания граждан пагубные для государства и
власти заблуждения, заменив их на
противоположные. Для этого в государстве
должна быть организована система
образования, дающая подданным "истинное
учение", согласное с разумом и с самой
природой вещей"10. Кроме того, к восстанию
может побудить и чрезмерная бедность
граждан государства, причем основной
причиной будет не столько степень
общественных повинностей (что само по себе
имеет большое значение), сколько нерав-
номерное их распределение. Поэтому
следующей задачей власти должно быть
установление такого налогообложения, тяготы
которого лягут на всех граждан равномерно,
то есть пропорционально пользованию ими
общественными благами. Не меньшим источ-
ником бед для государства является и такое
естественное человеческое свойство как
честолюбие. Для изживания последнего госу-
дарство должно разработать систему наград и
поощрений добропорядочных граждан и
наказания непослушных, с тем, чтобы че-
столюбие (которое, по определению, до конца
уничтожить в человеке невозможно)
проявлялось в повиновении, а не в сопротив-
лении власти. Что же касается общего
благосостояния граждан, то оно достигается
поощрением со стороны власти труда и бе-
____________________
10 Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 405.


245

режливости с одновременным запрещением
безделья.
Таковы основные обязанности власти,
соблюдение которых - в интересах самой
власти. Для наиболее эффективной их реали-
зации власть должна в то же время
предоставить подданным свободу в
необходимых пределах. Эти "пределы"
определяются возможностью для граждан без
страха пользоваться оставленными им
правами. Страх, будучи доминирующим
чувством естественного состояния и основной
причиной объединения людей в гражданское
общество, с образованием государства не
уничтожается, а преобразуется в иную
ипостась: в страх перед властью, когда
исчезает наиболее губительный элемент
страха - неожиданность. Гражданин в отличие
от естественного человека всегда знает, что
определенный проступок повлечет за собой
соответствующее наказание.
Описанное изменение общества невозможно
без изменения самого человека. Гоббс
подчеркивает, что "естественное" не тожде-
ственно "разумному" - человек может и
должен развиваться; естественный разум дает
ему возможность осознать, какой путь раз-
вития общества является наиболее
предпочтительным для получения наибольшего
блага и каковы необходимые для этого усло-
вия. Одним из таких условий является
сильная власть, но власть не сама по себе
(как это было у Н.Макиавелли), а
возникающая одновременно с сознательным
актом установления государства. Человек
естественный соотносится с гражданином так
же, как соотносятся друг с другом
естественное состояние и гражданское


246

общество: как дикое - одно, и разумное,
цивилизованное - другое. Люди к моменту
заключения договора об образовании власти
должны пройти определенный этап развития,
осознав естественный закон не как
разрешающий, а как запрещающий те действия,
которые могут принести вред другому.
Несмотря на то, что Гоббс отождествляет
гражданское общество и государство,
последнее в его политической философии
сильно отличается от государств, описанных
его предшественниками. Между народом и
властью Гоббс устанавливает своего рода
равенство, при котором определяющим
фактором их взаимоотношений становится не
взаимное подавление, а взаимная свобода,
право же на репрессии со стороны власти
направлено, главным образом, на сохранение
в государстве мира - той фундаментальной
ценности, которая дает человеку возможность
развиваться в соответствии со своими
естественными, природными способностями по
естественному пути, соответствующему его
природе.
Технология власти - это диалектика
отношений многих факторов, обеспечивающих
ее реализацию. Гоббс намного опередил свое
время, обнаружив ряд фундаментальных
закономерностей функционирования власти.











247



Приложение № 2.



Особенности политической власти в
современном Китае

Знание системы политической власти
современного Китая имеет чрезвычайно важное
значение по меньшей мере по трем причинам:
во-первых, благодаря удельному весу данного
государства в мировой политике; во-вторых,
в силу характера его социально-
экономического строя; в-третьих, из-за
возможности расширения представлений о
мировом политическом процессе.
Китайскую Народную Республику по традиции
продолжают называть социалистической
страной, тем более, что подобная
квалификация принята во всех официальных
документах данной страны. Однако подобная
оценка все более вступает в противоречие с
социально-экономическими процессами,
произошедшими в Китае после решений
декабрьского Пленума ЦК КПК 1978 г.
Введение различных форм собственности в
народном хозяйстве, отказ от
государственной, общественной собственности
в деревне, внедрение рыночных отношений,
широкое заимствование иностранной техники и
технологии, приглашение зарубежных спе-
циалистов, создание совместных предприятий
и свободных экономических зон, посылка
большого количества людей на учебу и
стажировку за границу - таковы основные
моменты этих изменений. Постепенная замена


248

плановой экономики - рыночной, центра-
лизованного распределения продуктов -
товарно-денежными отношениями потребовали
соответствующей корректировки в теории. На
смену учению о закономерностях переходного
периода от феодализма или капитализма к
социализму пришла концепция "социализма с
китайской спецификой", которая по своему
концептуальному содержанию принципиально
расходится с догматическим марксизмом.
Достаточно упомянуть положение, согласно
которому интеллигенция входила в состав
рабочего класса. Тем самым фактически
отбрасывался тезис о ее подчиненной роли в
социальной структуре.
Что же касается политической системы, то
здесь не произошло каких-либо
принципиальных изменений. Как и до начала
экономической реформы ядром, центром этой
системы по-прежнему являлась
Коммунистическая партия Китая, которая
продолжала осуществлять всеобъемлющий
контроль за всей общественной жизнью,
подчинение членов общества коллективным
целям и официальной идеологии. Контроль
этот осуществлялся прежде всего путем
закрепленного в Конституции страны поло-
жения о руководящей роли партии. Партийные
решения и до сих пор являются обязательными
для любого органа власти - законодательной,
исполнительной и судебной, любых учреждений
и предприятий, независимо от их
ведомственной принадлежности. Исполнение
партийных решений контролируется ее
полномочными представителями в лице
партийных комитетов, присутствующими на
любом уровне в обязательном порядке. Они же
несут ответственность за подбор кадров.


249

Секретари парткомов и поныне имеют в Китае
большую власть в отличие от аналогичных лиц
в бывшем Советском Союзе, ибо они
приравниваются по своему рангу в
иерархической системе должностей к руково-
дителям учреждений или предприятий.
Например, одинаковым рангом обладают
секретарь парткома министерства и министр,
секретарь парткома института и его
директор, секретарь парткома завода и его
директор и т.д. Во многих случаях
допускается совмещение должностей, причем
не только в отношении предприятий народного
хозяйства, высших учебных заведений, но и
министерств и даже органов власти. Министр
может быть одновременно секретарем парткома
министерства, а мэр города - секретарем
парткома. О сращивании партийного и
государственного аппарата красноречиво
свидетельствует такой факт, как оплата всей
деятельности партии из государственного
бюджета.
Существование в современном Китае
подобной системы политической власти
объясняется целым рядом причин. Прежде
всего традициями политической системы. В
Китае практически никогда не существовало
демократического общества. В течение многих
столетий в стране господствовал
императорский строй, который затем сменился
тоталитарным режимом буржуазно-феодальных
кругов. С приходом к власти коммунистов
произошла лишь смена правящего слоя. Что же
касается организации системы власти, то она
лишь в деталях отличается от гоминьданов-





250

ской1. В течение столетий в традиционном
Китае культивировали представления,
исходящие из безусловного приоритета
коллектива над индивидом, отрицавшие право
последнего на автономное существование.
Сознание масс носило общинно-коллекти-
вистский характер. Член китайского социума

<<

стр. 7
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

>>