<<

стр. 8
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ

привык чувствовать себя песчинкой в
огромном море житейских бурь, поэтому он
просто не может представить себя вне дома,
семьи, коллектива, общины. Следует также
учитывать огромное воздействие на умы
миллионов китайцев стереотипов
конфуцианства.
Это учение играло громадную роль в
формировании всего китайского образа жизни,
начиная от социальных институтов и кончая
семейными отношениями. Культ конфуцианской
традиции, заложенный в эпоху Хань и
подновленный при Сунах, стал альфой и
омегой всей китайской культуры, основным
базисным элементом культурного и
соответственно политико-философского
наследия. Принципы конфуцианской этико-
политической доктрины играли определяющую
роль в формировании мировоззрения каждого
члена китайского социума - не только
интеллигента, но и обычного крестьянина.
Каждый китаец вольно или невольно
соразмерял свои поступки и мысли с
предписаниями конфуцианства. Поэтому можно
говорить о том, что каждый китаец был в
известном смысле конфуцианцем.
____________________
1 В период 50-70-х годов политические
режимы в материковом Китае и на Тайване,
куда переехало гоминьдановское
правительство, были во многом похожи.


251

Принципы этико-политической доктрины
конфуцианства, кратко говоря, состояли в
следующем: это культ отца и старших в
семье, культ семьи и клана, культ
чиновников-ученых, оборачивающиеся в
конечном счете культом идущей от Неба
власти императора, культом старших вообще,
приверженностью к консерватизму и
традициям. В течение многих столетий
китайское общество было обществом
патерналистского толка, что легко объясняет
систематическое появление тоталитарных
режимов. Император, будучи наместником
Неба, выступал в роли Отца своих подданных,
поэтому неповиновение его установлениям не
допускалось и жестоко каралось.
Конфуцианство не могло не оказать своего
влияния на формирование мировоззрения
первых руководителей Коммунистической
партии Китая, ибо все они получили обычное
китайское воспитание.
Вторая причина, объясняющая существование
в Китае тоталитарного режима, связана с
коммунистическими убеждениями китайских
лидеров. Их представления о политической
системе социализма были почерпнуты не из
сочинений Маркса или даже Ленина, а скорее
из работ Сталина, которые не только в 30-
40-е годы, но и позже были достаточно
хорошо знакомы партийным кадрам китайской
компартии.
Наконец, нельзя не учитывать, что к
моменту взятия власти имелся лишь опыт
длительной вооруженной борьбы за власть.
Симбиоз конфуцианства и марксизма (в его
догматической версии) объясняет
приверженность руководства КПК идеям цен-
трализованной бюрократической власти, их


252

неприязнь к принципам демократии. В июне
1984 г., т.е. уже в период разгара эко-
номической реформы, говоря о политической
реформе, Дэн Сяопин решительно отвергает
саму возможность заимствования каких-либо
элементов западной политической системы:
"Когда говорят о политической реформе
вообще, то говорят о демократизации. Но что
имеется в виду под демократизацией, не
очень ясно. Демократия, которая
осуществляется в капиталистическом
обществе, является буржуазной, а фактически
демократией монополистического капитала.
Это не что иное, как борьба партий во время
предвыборной кампании, разделение
законодательной, исполнительной и судебной
власти. Допустимо ли для нас разделение
власти? У нас институт собраний народных
представителей, народная демократия,
осуществляемая под руководством
компартии... Нам нельзя перенимать у Запада
так называемую демократию и разделение
власти, нам нужно осуществлять соци-
алистическую демократию и гарантировать
преимущества социализма. Я говорю не об
эффективности хозяйственного и админи-
стративного управления, а об общей
эффективности. В общей эффективности наше
преимущество, и мы должны его сохранять...
Поэтому мы считаем, что при перестройке
нельзя идти на заимствование западной
системы, нельзя перетаскивать к себе
капиталистическую систему Запада"2.
Дэн Сяопин считает невозможным проведение
прямых выборов в парламент - Всекитайское
____________________
2 См.: Дэн Сяопин. Основные вопросы
современного Китая. М., 1988. С. 230-232.


253

собрание народных представителей, поэтому
они до сих пор косвенны, т.е.
парламентариев общекитайского уровня
избирают не избиратели, а депутаты местных
народных собраний, т.е. парламентов, по
определенной квоте.
Содержание политической реформы состоит,
по мнению Дэн Сяопина, во-первых, в
децентрализации властных полномочий Центра
в области экономики, но не в принятии
политических решений, а, во-вторых, в
улучшении системы подбора кадров, которое
он понимает как постепенное их омоложение.
В течение последних пятнадцати лет в
Китае создана довольно стройная система
обновления работников партийного, го-
сударственного и хозяйственного аппарата,
получившая метафорическое название ухода с
линии "первой" на "вторую" и "третью"3.
Речь идет о постепенной замене кадров
преклонного и пожилого возраста более
молодыми работниками. С этой целью была
продумана целая система мер - от создания
на всех уровнях в партийных комитетах
комиссий советников до издания соот-
ветствующих постановлений, регламентирующих
возрастные рамки выхода на пенсию различных
категорий служащих и рабочих4.
____________________
3 Под "второй линией" понимается перевод
кадровых работников в ранг советников,
т.е. освобождение их от повседневной
практической работы. "Третья линия"
означает отход кадровых работников вообще
от активной политической деятельности.
4 Так, например, рядовой профессор вуза или
академического института, не имеющий
революционных заслуг, т.е. не вступивший


254

При существующей в современном Китае
системе политической власти подобные
нововведения в известной степени позволяют
повысить эффективность государственного и
хозяйственного управления. В стране
существует своя, китайская специфика
принятия политических решений. В течение
десятилетий сложился довольно
многочисленный слой политической элиты,
состоящий из партийных, государственных и
хозяйственных чиновников, связанных
корпоративными интересами. Все ее члены
исповедуют одну и ту же идеологию,
преследуют одну и ту же цель, хотя у них
может быть и различное представление о
методах ее реализации. Самый верный слой
элиты составляет узкий круг лиц, занимающих
либо занимавших высшие должности в партии и
государстве. На вершине своеобразной
политической пирамиды находится Дэн Сяопин,
которому принадлежит особая социальная
роль. Считается, что Дэн Сяопин так же как
и Мао Цзэдун относится к харизматическим
типам личности.

___________________________________________
в партию до 1-го октября 1949 г., к
моменту образования КНР или не имеющий
выдающихся заслуг в своей области, в 60
лет в обязательном порядке уходит на
пенсию. В то же время 60-летний возраст
не является ограничением для работников
партийного и государственного аппарата,
имеющих особые заслуги. Подобная практика
регламентируется подробными инструкциями,
не публикующимися в открытой печати, но
они достаточно широко известны в кругах
китайской общественности.


255

В период "культурной революции" он дважды
подвергался опале, последняя из которых
закончилась только со смертью Мао Цзэдуна.
Учитывая его опыт, профессиональные данные,
эрудицию, Дэн Сяопин был возвращен в состав
руководства. И здесь оказалось, что только
он смог предложить конкретную и реали-
стическую программу реформы китайского
общества, получившую впоследствии название
"социализма с китайской спецификой". Однако
новаторский дух этой программы не смог бы
принести ему политического капитала, если
бы он не обладал особым даром убеждать
своих коллег по руководству, членов партии,
массы в том, что предлагаемый им необычный,
неординарный, расходившийся с
общепризнанными принципами социальный
проект обречен на успех. Важную роль
сыграло то, что Дэн Сяопин делал акцент на
национальных чувствах китайцев, их на-
циональном достоинстве, неповторимости
предложенного им курса. В результате Дэн
Сяопин постепенно из члена высшего
политического руководства, имеющего
одинаковые права с другими своими
коллегами, превратился в первое лицо в
стране. Самое удивительное, что он, не
будучи формально ни Председателем ЦК КПК,
ни Генеральным Секретарем ЦК партии, тем не
менее стал высшим арбитром последней
инстанции в принятии ответственных
политических решений. После ХIV съезда КПК,
состоявшегося в 1992 г., Дэн Сяопин
формально отошел на "третью линию", сложил
с себя последние должностные обязанности
Председателя Центрального Военного Совета
КНР, однако его политический авторитет по-
прежнему непререкаем. В последние годы


256

официальная китайская пропаганда усиленно
создает культ Дэн Сяопина. Практически с
середины 80-х годов Дэн Сяопин, как и в
свое время Мао Цзэдун, стал своего рода
императором. Мы говорим - своего рода, -
ибо в том и в другом случае власть, равную
власти императора, оба человека получили
благодаря своим личным качествам,
харизматическому дару. Завоеванный им
политический авторитет во многом
объясняется тремя качествами: во-первых,
умением следовать конфуцианскому принципу
"золотой середины", согласно которому
необходимо избегать крайностей при принятии
решений, учитывать все, даже
противоположные мнения, подходить к решению
вопросов, исходя из принципа: с одной
стороны и с другой стороны; во-вторых, -
прагматизмом, т.е. умением во время
отказываться от устаревших догм и
стереотипов и, наконец, в-третьих, -
смелостью и твердостью при реализации
принятых решений. Дэн Сяопин - последний
китайский реформатор, принадлежащий к
старшему поколению коммунистических
лидеров. Дэн Сяопин отлично сознает, что то
общество, которое он хочет построить в
Китае, не будет социалистическим, скорее
оно будет капиталистическим, но с китайской
спецификой. Для его обозначения он
использует традиционное китайское понятие
"общество благоденствия". Вместе с тем Дэн
Сяопин считает, что отказ от лозунга -
"строим социалистическое общество" (не от
идеи - от идеи он внутренне уже отказался)
поставит под удар саму реформу. (Решения
последнего ноябрьского пленума ЦК КПК
1993 г. в случае их реализации неизбежно


257

приведут к дальнейшей "капитализации"
страны). Он не раз говорил об особых усло-
виях Китая - размерах территории и
населения, региональных различиях,
особенностях истории, многонациональном
составе, сюда же можно добавить и факт
низкой политической культуры народа,
двадцать процентов которого просто
неграмотно. Эти условия, по его мнению, не
позволяют реализовать в стране атрибуты
западной демократии. Дэн Сяопин полагает,
что в случае их переноса на китайскую почву
возникнет реальная опасность возникновения
политической нестабильности, анархии и
хаоса. Именно этими соображениями были
продиктованы решения о смещении Ху Яобана с
поста Генерального секретаря ЦК КПК в
январе 1987 г. после первых студенческих
демонстраций и о подавлении студенческого
движения, имевшего место в мае-июне 1987 г.
По мнению Дэн Сяопина и других китайских
лидеров, в условиях современного Китая
политическая реформа необходима, но она
должна быть подчинена экономической реформе
и носить ограниченный характер. Ее основные
принципы были сформулированы в Отчетном
докладе ЦК КПК ХIII съезду партии (октябрь
1987 г.) Их семь - разграничение функций
партийных и правительственных органов,
децентрализация управления; улучшение
работы правительственных органов;
перестройка системы подбора кадров;
введение системы общественных консультаций
и диалога; совершенствование системы
политической демократии; усиление
законотворческой деятельности. Под
совершенствованием системы политической
демократии понимается не введение системы


258

разделения властей, а повышение роли
общественных организаций, улучшение работы
центрального и местных представительных
органов; под разграничением функций
партийных и государственных органов - не
подчеркивание первостепенной роли
государства, а лишь отказ от ненужного
дублирования в работе этих органов; под
системой общественных консультаций - не
согласие с принципом многопартийности, а
признание социальной роли других партий. В
сущности, речь идет о повышении
эффективности функционирования политической
системы в интересах осуществления
экономической реформы. Перефразируя слова
Дэн Сяопина, можно сказать: цель
политической реформы - добиться, чтобы вся
страна сразу же приступила к решению хо-
зяйственных вопросов, как только последует
соответствующий призыв.
Собственно, в настоящее время в Китае
существует авторитарная система. Это
проявляется в следующем. Власть коммуни-
стической партии Китая носит неограниченный
характер, опирается в значительной степени
на силу. Вместе с тем нельзя отрицать того,
что режим имеет до сих пор массовую
поддержку. Для современного китайского
общества характерна также монополизация
власти и политики, политической оппозиции в
общепринятом смысле этого слова не
существует, если не считать не признаваемых
властями и,по существу,нелегальных
небольших групп правозащитников. Носителями
власти выступает узкий круг лиц.
Вместе с тем в этом обществе имеется
определенный плюрализм прежде всего в
экономике и, как это ни парадоксально, в


259

идеологии. Власть в лице руководящего слоя
политической элиты занята прежде всего
вопросами обеспечения внутреннего порядка и
внешней безопасности. Что касается
экономики, то здесь ее интересуют вопросы
стратегического характера, она не
осуществляет тотальный контроль над сферой
реальных товарно-денежных отношений.
Функционирование механизмов рыночного
саморегулирования обеспечивает
существование определенной экономической
свободы, автономии личности в этой сфере.
Появившийся в ходе осуществления
экономической реформы экономический
плюрализм находит свое отражение в со-
циальной структуре и политической жизни
Китая. Социальная дифференциация, пришедшая
на смену ранее монолитному обществу,
проявляется прежде всего в появлении нового
среднего класса в лице как партийно-
государственных кадров, их коллег,
"переброшенных" в коммерцию и
предпринимательство, и лиц, не имевших
ранее никаких связей с номенклатурой. За
годы реформы в Китае, как в центре, так и
на местах, выросло новое поколение людей -
бизнесменов, предпринимателей, в том числе
и не членов КПК в возрасте 30-55 лет,
предприимчивых, инициативных, лишенных
догматических представлений, пекущихся
более о рентабельности, прибылях,
зарабатывании денег, нежели о соблюдении
идеологических принципов. Эти люди, есте-
ственно, стремятся к тому, чтобы их
экономические и политические интересы были
представлены в органах государственной
власти, в партийном аппарате. В условиях
авторитарного режима другой возможности для


260

защиты своих интересов у них нет. Поэтому в
коммунистической партии появились две
различных группы интересов - одна,
выступавшая за продолжение экономической
реформы, другая - за их замедление или даже
приостановление. Прямое институциональное
оформление этих групп интересов в китайском
обществе на данном этапе затруднено, хотя
консервативные силы объективно составляли
большинство в комиссиях советников при
парткомах. Однако борьба между двумя
группами интересов шла постоянно. Она
выражалась в форме дискуссий на страницах
научной и партийной печати, в столкновении
мнений на различных совещаниях, в характере
и содержании партийных решений и указаний.
На рубеже 90-х годов консервативные силы,
явно под влиянием событий в Советском Союзе
и Восточной Европе, консолидировались и
предприняли попытки остановить
экономическую реформу. В частности, они
заявили, что необходимо закрыть специальные
экономические зоны, поскольку они являются
рассадником капитализма и всех негативных
явлений, связанных с ними. В этих условиях
Дэн Сяопин в начале 1992 г. предпринял
поездку на юг страны, где, по существу,
выступил с призывом продолжать реформу. Его
указания были оформлены в виде "Документа
№ 2", который был, как обычно в таких
случаях, объявлен обязательным для
внутрипартийной проработки.
Сложные реалии политической жизни Китая
нашли свое отражение в ряде теоретических
дискуссий. Так во второй половине 1988 г. -
первой половине 1989 г. в китайской
политической науке прошла оживленная
дискуссия о природе авторитаризма и


261

демократии и их судьбах в современном
Китае. В ходе дискуссии выявились две точки
зрения. Сторонники одной точки зрения
подчеркивали необходимость следования
западным, демократическим моделям развития.
Другие, признавая в принципе необходимость
проведения в Китае демократизации, в то же
время говорили о необходимости учитывать
специфику социокультурных условий страны.
Их исходная позиция вкратце состояла в
следующем. В Китае отсутствуют
демократические традиции, поэтому для
осуществления модернизации в настоящее
время нельзя использовать западный опыт в
виде парламентской демократии. Власть
должна быть сосредоточена в руках
политической элиты или просвещенного
лидера. По их словам, именно такой путь
политического развития прошли Южная Корея,
Тайвань, Япония. В поисках теоретического
обоснования сторонники этой точки зрения
обратились к концепциям политической
модернизации консервативного толка, в
частности, к работам С.Хантингтона. Как
известно, он ставил модернизированность
политических институтов в зависимость не от
степени их демократизации, а от их
прочности и организованности. Модернизация
требует жесткой, централизованной, по сути
дела, тоталитарной власти, ибо только она
может обеспечить переход к рынку и
национальному единству в ранее отсталых
странах. Поэтому в процессе модернизации
государство преследует две цели:
политическую демократию и политическую
стабильность, причем в условиях отсутствия
политической стабильности не может быть
реализована политическая демократия. Иначе


262

говоря, человечество может не иметь
свободы, но иметь порядок, однако оно не
может, не имея стабильности, иметь свободу.
Приверженцы этой позиции выдвинули
концепцию "нового авторитаризма", согласно
которой развитие современного китайского
общества требует сочетания авторитарного
режима власти, т.е. централизованной
системы управления, со свободой, т.е. оп-
ределенной степенью демократии, причем
критерием демократичности тех или иных
свобод является их "способность развивать
рынок". Современный Китай переживает
переходный период от нерыночной экономики к
рыночной, поэтому на первый план
выдвигаются проблемы обеспечения
экономической свободы, а не развития
демократической системы. По мнению одного
из участников дискуссии, демократия как
строй не обязательно должна существовать
одновременно со свободой. Если есть де-
мократия, то обязательно есть свобода,
однако, если есть свобода, то не всегда
есть демократия. Примером тому - Гонконг. В
данном случае под свободой понимается
экономическая свобода, т.е. автономия
личности в экономической сфере. Сторонники
концепции "нового авторитаризма"
постулировали тезис о том, что рыночная
экономика по самой своей природе
предполагает экономическую свободу,
поскольку основывается на свободе выбора
каждого человека и его ясно выраженном
праве участия в производстве. Для
развивающихся стран, к которым относится
Китай, крайне важно, что экономические
свободы обеспечивают не только устойчивость
экономического развития, но и политическую


263

стабильность. В этих странах парламентская
демократическая система не может служить
поэтому средством введения рыночных
отношений, напротив, последние в конечном
счете приводят к появлению системы
парламентаризма.
Дискуссия о судьбах авторитаризма и
демократии в Китае носила многоаспектный
характер. Мы затронули здесь лишь один из
моментов, который имеет прямое отношение к
рассматриваемой теме. После известных
событий на площади Тяньань-мэнь обсуждение
данной проблематики на страницах китайской
печати прекратилось, поскольку оно в случае
его продолжения стало бы затрагивать
важнейшие вопросы государственной жизни.


* * *

Существующий в современном Китае
авторитарный режим имеет не только свои
достоинства, но и недостатки. Неминуемый в
ближайшее время уход из политической жизни
Дэн Сяопина (в 1994 г. ему исполняется 90
лет) неизбежно ставит вопрос о политических
гарантиях продолжения курса, начатого в
конце 1978 г. Никто из нынешних китайских
руководителей не имеет такого авторитета,
каким обладает Дэн Сяопин, никто из них не
может претендовать на освобождающийся "трон
императора". И хотя силы консерваторов
ослаблены5, их влияние в партии и в обще-
стве еще очень велико. При любом серьезном
осложнении социальной и особенно
____________________
5 На ХIV съезде КПК были, в частности,
упразднены комиссии советников.


264

экономической обстановки они имеют
серьезные шансы на успех. Можно
предположить, что конфуцианская терпимость,
следование принципу "золотой середины"
возьмет верх над идеологическими догмами.
Однако пример современного Китая лишний раз
свидетельствует, что магистральный путь
развития политической истории лежит во
введении демократических институтов власти,
что, естественно, не исключает непременного
учета социально-культурного и исторического
контекста.





265


Содержание

Предисловие..............................3

Глава 1. Понятие власти..................5
1. О трудностях определения понятия
власти................................6
2. Современные концепции власти.........14
З. Власть и влияние.....................27

Глава 2. Некоторые особенности
функционирования власти..............34
1. Ценностная легитимация власти........34
2. Власть и информация..................43
3. Власть и утопия......................53
4. Политический человек как главный
инструмент реализации
власти...............................69

Глава 3. Методы политического влияния и
манипулирования......................88
1. Методы политического влияния.........88
2. Методы политического манипулирования
106
3. Субъект и объект политического
влияния и манипулирования ..........125

Приложение 1. Отношения человека и
власти в политической философии
Т.Гоббса............................142

Приложение 2. Особенности политической
власти в современном
Китае...............................152






Научное издание


"ТЕХНОЛОГИЯ ВЛАСТИ" (философско-
политический анализ)


Утверждено к печати Ученым Советом
института философии РАН

В авторской редакции
Художник В.К.Кузнецов
Корректор Н.П.Юрченко


Лицензия ЛР № 020831 от 12.10.93 г.

Подписано в печать с оригинал-макета
20.12.94.
Формат 60х84 1/16. Печать офсетная.
Гарнитура Таймс.
Усл.печ.л. 10,25. Уч.-изд.л. 10,02. Тираж
500 экз.
Заказ № 077.

Оригинал-макет изготовлен к печати в
Институте философии РАН
Компьютерный набор А.К.Смольянинова
Компьютерная верстка М.В.Лескинен


Отпечатано в ЦОП Института философии РАН
119842, Москва, Волхонка, 14


<<

стр. 8
(всего 8)

СОДЕРЖАНИЕ