<<

стр. 12
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


САНТА (Санскр.) Букв., "спокойствие". Первичное качество
латентного, недифференцированного состояния элементарной материи.


САНТАТИХ (Санскр.) "Отпрыск".


САФАР (Евр.) Серафим; один из тех, которые в Каббале зовутся -
Сефер, Сафар и Сипур или "Число, Числа и Перечисленные",
посредством которых был создан мир.


САПТА (Санскр.) Семь.


САПТА БУДДХАКА (Санскр.) Описание в "Маханидана Сутре" Сапта Будд,
семи Будд нашего Круга, из которых Готама Шакьямуни эзотерически
пятый, а экзотерически, как маскировка, седьмой.


САПТА САМУДРА (Санскр.) "Семь океанов". Они имеют оккультное
значение на более высоком плане.


САПТА СИНДХАВА (Санскр.) "Семь священных рек". Ведийский термин.
В трудах Зенда они названы Хапта Хэандо. Эти реки тесно связаны с
эзотерическими учениями восточных школ, и имеют большое
оккультное значение.


САПТА ТАТХАГАТА (Санскр.) Главные семь Нирманакай среди
бесчисленных древних охранителей мира. Их имена высечены на
семиугольной колонне, хранимой в тайной комнате почти во всех
буддийских храмах Китая и Тибета. Востоковеды ошибаются, считая,
что они суть "семь буддийских заменителей Риши браминов". (См.
"Татхагата-гупта".)


САПТАДВИПА (Санскр.) Семь священных островов или "континентов" в
"Пуранах".


САПТАЛОКА (Санскр.) Семь высших областей, начиная от земли и выше.


САПТАПАРНА (Санскр.) "Состоящий из семи частей". Растение, давшее
свое имя знаменитой пещере, вихаре, в Раджагрихе, теперь близ
Буддагайи, где Владыка Будда обычно медитировал и наставлял своих
Архатов, и где после его смерти состоялся первый Собор. Пещера
эта состояла из семи залов, отсюда и название. В Эзотеризме
Саптапарна есть символ "состоящего из семи частей
Человека-Растения".


САПТАРШИ (Санскр.) Семь Риши. Как звезды они суть созвездие
Большой Медведицы, и как таковые называются Рикша и
Читрашикхандины, ярко-увенчанные.


САР или Сарос (Халд.) Халдейский бог, имя которого,
представленное кругообразным горизонтом, греки заимствовали для
своего слова Сарос, цикл.


САРАМА (Санскр.) В "Ведах" собака Индры и мать двух псов,
названных Сарамейами. Сарама - "божественных страж" этого бога и
то же, что и тот, который охранял "золотую стаю звезд и солнечных
лучей"; то же, что планета Меркурий и греческий Гермес,
называемый Сарамеем.


САРАФ (Евр.) Летающий змий.


САРАСВАТИ (Санскр.) То же, что Вак, супруга и дочь Брамы,
сотворенная из одной из половин его тела. Она богиня речи и
сокровенного или эзотерического знания и мудрости. Также
называется Шри.


САРКОФАГ (Греч.) Каменная гробница, вместилище для мертвого; sarc
= плоть, phagein = питаться. Lapis assius, камень, из которого
делались саркофаги, встречается в Ликии, и он обладает свойством
поглощать тела всего за несколько недель. В Египте саркофаги
делались из разных других камней - из черного базальта, красного
гранита, алебастра и других материалов, так как они служили
всего лишь внешними хранилищами деревянных гробов, содержавших
мумии. Эпитафии на некоторых из них столь же замечательны, сколь
и высоко этичны, и ни один христианин не мог бы пожелать ничего
лучшего. Одна эпитафия, датированная тысячелетиями до первого
года нашей современной эры, гласит: "Я подал напиться тому, кто
жаждал, и одел того, кто был наг. Я не делал зла ни одному
человеку." Еще одна: "Я совершал дела, желанные людям, и те, что
предписаны богами." О красоте некоторых из этих гробниц можно
судить по алебастровому саркофагу Ойменефта I, в Музее сэра Джона
Соуна, Линкольн Инн. "Он был высечен из монолитной глыбы
прекрасного алебастра, и имеет 9 футов 4 дюйма в длину, 22 - 24
дюйма в ширину, и 27 - 32 дюйма в высоту... Выдолбленные точки и
проч., снаружи некогда были заполнены синей медью для
олицетворения небес. Попытка описать прекрасные фигуры внутри и
снаружи выходит за рамки настоящей работы. Многие из наших знаний
о мифологии этого народа получены благодаря этому чудесному
памятнику, с сотнями фигур, иллюстрирующими последний суд и жизнь
по ту сторону могилы. Боги, люди, змеи, символические животные и
растения высечены с изумительной красотой." ("Funeral Rites of
the Egyptians.")


САРГОН (Халд.) Царь Вавилона. Эта история, как теперь
установлено, является первоисточником повествования о Моисее и
плоте из камыша на Ниле.


ШАРИРА (Санскр.) Оболочка или тело.


САРИСРИПЫ (Санскр.) Змеи, ползающие насекомые, пресмыкающиеся,
"бесконечно малые".


САРКУ (Халд.) Букв., светлая раса; раса богов в противоположность
темной расе, называемой захмат гагнади, или падшей расой, т.е.
смертным людям.


САРПЫ (Санскр.) Змии, царем которых был Шеша, змий - или, вернее,
один из аспектов Вишну - правивший в Патале.


САРПА РАДЖНИ (Санскр.) Царица змей в "Брахманах".


САРВА МАНДАЛА (Санскр.) Название "Яйца Брамы".


САРВАДА (Санскр.) Букв., "все жертвующий". Титул Будды, который в
одной из прежних Джатак (рождений) пожертвовал своим царством,
свободой и даже жизнью, чтобы спасти других.


САРВАГА (Санскр.) Наивысшая "Мировая Субстанция".


САРВАТМА (Санскр.) Наивысшая Душа; все-проникающий Дух.


САРВЕША (Санскр.) Всевышнее Существо, контролирующее каждое
действие и силу во вселенной.


САТ (Санскр.) Единая вечно-сущая Реальность в бесконечном мире;
божественная сущность, которая есть, но о которой нельзя сказать,
что она существует, так как это Абсолютность, сама Бытийность.


ШАТА РУПА (Санскр.) "Имеющая сто форм"; относится к Вак, которая,
будучи женским аспектом Брамы, принимает сто форм, т.е. к
Природе.


САТИ (Егип.) Триадическая богиня, с Аноуки египетского бога Хнума.


САТТА (Санскр.) "Единственное и единое Существование" - Брахма
(сред. р.).


САТТИ или Satwa (Санскр.) Доброта; то же, что Sattva, или
чистота; одна из тригун, или трех подразделений природы.


САТИА (Санскр.) Высшая истина.


САТИА ЛОКА (Санскр.) Мир беспредельной чистоты и мудрости,
небесная обитель Брамы и богов.


САТИА ЮГА (Санскр.) Золотой век, или век истины и чистоты; первая
из четырех Юг, также называемая Крита Югой.


САТИИ (Санскр.) Одно из названий двенадцати великих богов.


СКАРАБЕЙ В Египте - символ воскресения, также перевоплощение;
воскресения для мумии или, вернее, для высших аспектов личности,
которая оживляла ее, и перевоплощения для Эго, "духовного тела"
низшей, человеческой Души. Египтологи раскрывают лишь половину
истины, когда, размышляя над значением некоторых надписей, они
говорят, "оправданная душа, раз достигшая определенного периода
своих странствий (просто, по смерти физического тела), должна
быть соединена со своим телом (т.е. Эго), чтобы никогда больше не
отделятся от него" (Руже). Что есть это так называемое тело.
Может ли оно быть муми. Несомненно нет, ибо выпотрошенный
мумифицированный труп никогда воскреснуть не может. то может быть
лишь вечное, духовное одеяние, Эго, которое никогда не умирает,
но дает бессмертие всему, что соединятся с ним. "Освобожденный
Разум, (который) вновь облачается в свою светящуюся оболочку и
(вновь) становится Daimon", как выражается проф. Масперо, есть
духовное Эго; а личное Эго или Кама-Манас, его прямой луч, или
низшая душа, есть то, что стремится стать Озирифицированным, т.е.
соединяется со своим "богом"; и та частица его, которая преуспеет
в этом, никогда больше не отделится от него (бога), даже тогда,
когда последний будет воплощаться вновь и вновь, периодически
сходя на землю в своем странствии, в поисках дальнейшего опыта
и следуя велениям Кармы. Хем, "сеятель семян", на стелле в
картине Воскресения после физической смерти, показан как творец и
сеятель злаковых зерен, которые, после разложения, прорастают
вновь и каждый раз в новом колосе, на котором держится скарабей;
и Девериа очень правильно указывает что "Птах является инертной,
материальной формой Озириса, который станет Сокари (вечным Эго),
чтобы возродиться, и после этого стать Хармахом", или Гором в его
превращении, воскресшим богом. Молитва, так часто встречающаяся в
надгробных надписях - "желание воскресения в своей живой душе",
или Высшим Эго - всегда имеет в конце скарабея, олицетворящего
личную душу. Скарабей является самым почетаемым, также самым
частым и привычным из всех символов египтян. Ни одна мумия не
обходится без нескольких скарабеев, - это священный жук является
излюбленным украшением высеченных изображений, домашней утвари и
мебели, и Пьерре в своей "Livre des Morts" уместно замечает, что
сокровенное значение этого иероглифа достаточно ясно объясняется
тем, что египетская название скарабея, Хепер, означает быть,
стать, выстроить вновь.


ШЕО (Егип.) Бог, который вместе с Тефнантом и Себом обитает в
Анру, области, называемой "страною возрождения богов".


ШЕСУ ГОР (Егип.) Букв., слуги Гора; ранние люди, поселившиеся в
Египте, которые были арийцами.


ШКОЛЫ ПРОРОКОВ Школы, основанные Самуилом для обучения Набиимов
(пророков). Их метод был основан на тех же принципах, что и метод
подготовки Чела, или кандидат на посвящение в оккультные науки,
то есть на развитие сверхъестественных способностей или
ясновидения, ведущего к Провидчеству. Много таких школ было в
древности в Палестине и Малой Азии. То, что евреи поклонялись
Нэбу, халдейскому богу сокровенного знания, является несомненным
фактом, так как они приняли его имя как эквивалент Мудрости.


СЕАНС Слово, которое у теософов и спиритуалистов стало означать
прибывание с медиумом в ожидании феноменов, материализации
"духов", и других манифестаций.


СЕБ (Егип.) Сатурн Египтян; отец Озириса и Изиды. Эзотерически -
единственный принцип перед творением, по смыслу ближе к
Парабрахму, чем к Браме. Он упоминается уже начиная со второй
Династии, и статуи Себа можно видеть в музеях, выставленные
вместе с гусем или черным лебедем, который снес яйцо мира на его
голове Ноут или Неит, "Великая Матерь" и все же "Непорочная Дева"
- жена Себа; она самая древняя из упоминающихся богинь, и
встречается на памятниках первой династии, которую Мариетт Бей
относит почти к 7 000 г. до н.э.


ТАЙНАЯ ДОКТРИНА Общее название, данное эзотерическим учениям
древности.


СЕДЕКЛА (Евр.) Эндорская колдунья.


ПРОВИДЕЦ Ясновидящий; тот, кто способен зрить видимые и невидимые
- для других - вещи на любом растении и в любое время своим
духовным или внутренним зрением или восприятием.


СЕИР АНПИН или Зауир Анпин (Евр.) В Каббале - "Сын сокрытого
Отца"; тот, кто объединяет в себе всех Сефиротов, Адам Кадмон,
или первый проявленный "Небесный Человек", Логос.


СЕКХЕМ (Егип.) То же, что Сектен.


СЕКХЕТ (Егип.) См. "Пашт."


СЕКТЕН (Егип.) Дэвачан; место посмертного вознаграждения,
состояния блаженства, но не местность.


СЕНА (Санскр.) Женский аспект, или Шакти, Карттикеи; называется
также Каумара.


ЧУВСТВА Десять органов человека. В экзотерическом Пантеоне и
аллегориях Востока, это суть эманации десяти меньших богов,
земных Праджапати или "прародителей". Чтобы отличить их от пяти
физических и семи сверхфизических, их называют "элементарными
чувствами". В Оккультизме они тесно связаны с различными силами
природы, и с нашими внутренними организмами, в физиологии
называемыми клетками.


СЕНЗАР Мистическое название тайного жреческого языка или "языка
Мистерий" посвященных Адептов, во всем мире.


СЕФЕР СЕФИРОТ (Евр.) Каббалистический трактат, касающийся
постепенной эволюции Божества от негативного покоя к активному
эманированию и творению. (у.у.у.)


СЕФЕР ИЕЦИРА (Евр.) "Книга Формирования." Очень древний
каббалистический труд, приписываемый патриарху Аврааму. В нем
сотворение вселенной представлено по аналогии с двадцатью двумя
буквами еврейского алфавита, распределенными на триаду, гептаду и
додекаду, соответственно трем материнским буквам А, М, S, семи
планетам и двенадцати знакам Зодиака. Он написан на ново-еврейским
языке Мишна. (у.у.у.)


СЕФИРА (Евр.) Эманация Божества; родитель и синтез десяти
Сефиротов, когда стоит во главе Древа Сефиротов; в Каббале
Сефира, или "Священный Старец", есть божественный Разум (то же,
что София или Метис), первая эманация из "Бесконечного" или
Эйн-Софа.


СЕФИРОТЫ (Евр.) Десять эманаций Божества; высшая сотворена
концентрацией Эйн Соф Аура, или Беспредельного Света, и каждая
Сефира производит эманацией другую Сефиру. Имена Десяти Сефиротов
следующие - 1. Кэтер - Венец; 2. Хокма - Мудрость; 3. Бина -
Понимание; 4. Хезет - Милосердие; 5. Гебура - Власть; 6. Тиферет
- Красота; 7. Нецах - Победа; 8. Ход - Великолепие; 9. Иесод -
Основание; и 10. Малкут - Царство.

Концепция Божества, воплощенного в Десяти Сефиротах, очень
возвышенная , и каждая Сефира представляет для каббалиста группу
возвышенных идей, титулов и качеств, которые лишь бледно отражены
в названии. Каждая Сефира называется активной или пассивной, хотя
это может привести к заблуждению; пассивная не означает
возвращение к негативному существованию, и эти два слова выражают
только отношение между отдельными Сефиротами, но не какое-либо
абсолютное качество. (у.у.у.)


СЕПТЕРИУМ (Лат.) Большой религиозный праздник древности,
проводившийся каждые десять лет в Дельфах, в честь Гелиоса,
Солнца или Аполлона, в память о его победе над тьмой, или
Пифоном; Аполлон-Пифон является тем же, что Озирис-Тифон в Египте.


СЕРАФИМЫ (Евр.) Небесные существа, описанные Исайей (vi, 2) как
имеющие человеческую форму с добавлением трех пар крыльев. Их
еврейское название - SHRPIM, и за исключением вышеупомянутого
случая переводится как змии, и связано с глагольным корнем SHRP,
разжигатель. Слово это употребляется для обозначения змиев в
"Числах" и "Второзаконии". Моисей, по преданию, воздвиг в пустыне
SHRP или Сераф из Меди как символ. Это светлый змий используется
также и как символ Света.


Сравнение с мифом об Эскулапе, врачующем божестве, который, по
преданию, был привезен в Рим из Эпидаура как змий, и которого в
статуях изображают с жезлом, вокруг которого обвилась змия. (См.
Овид., "Метам.", кн. XV.) Серафимы "Ветхого Завета", видимо
связаны с Херувимами (см.). В Каббале Серафимы - это группа
ангельских сил, связанных с Сефирой Гебурой - Суровостью. (у.у.у.)


СЕРАПИС (Егип.) Великий солнечный бог, который в народном
поклонении заменял Озириса, и в честь которого пелись семь
гласных. В его изображениях он часто представлен как змий,
"Дракон Мудрости". Высочайший бог Египта в течение первых
столетий Христианства.


ШЕША (Санскр.) Ананта, великий Змий Вечности, ложе Вишну; символ
бесконечного Времени в Пространстве. В экзотерических верованиях
Шеша представлен в виде тысяче-головой и семи-головой кобры;
первая является царем низшего мира, называемого Патала, вторая -
носителем или опорой Вишну в Океане Пространства.


СЕТ или Seth (Егип.) То же, что Сын Ноя и Тифон - темная сторона
Озириса. То же, что Тот и Сатана, противник, но не дьявол,
представляемый христианами.


СЕВЕКХ (Егип.) Бог времени; Кронос; то же, что Сефекх. Некоторые
востоковеды переводят это как "Седьмой".


ШЕБЕРОН (Тибет.) Монгольский Шаберон или Хубилган (или
Хубилханы), согласно ламаистам, являются реинкарнациями Будды;
так сказать, великими Святыми и Аватарами.


ШАДДАЙ, Эл (Евр.) Имя еврейского Божества, переводимое как Бог
Всемогущий, и встречающееся в Книгах "Бытия", "Исхода", "Чисел",
"Руфи" и "Иова". Его греческий эквивалент - Куриос Пантократор;
но по еврейскому словопроизводству оно означает скорее
"излучатель", ибо shad означает грудь, а shdi означает также
"кормящая мать". (у.у.у.)


ШАМАНЫ Каста татарских или монгольских жрецов - магов или, как
говорят некоторые, жрецов-чародеев. Они не являются буддистами,
но сектой древней религии Тибета Б'он. Они живут преимущественно
в Сибири и в граничащих с ней странах. Шаманами могут быть как
мужчины, так и женщины. Все они маги или, вернее, сенситивы или
медиумы, развитые искусственно. В наше время те, кто действуют в
качестве жрецов среди татар, обычно очень невежественны и намного
ниже факиров по знаниям и образованию.


ШАНА (Евр.) Лунный Год.


ШАНГНА (Санскр.) Таинственный эпитет, данный платью или "одеянию"
в метафизическом смысле. Облечься в "одеяние Шангна" означает
приобрести Тайную Мудрость, и Посвящение. (См. "Голос Безмолвия",
с. 81 и 82, Словарь.)


ШАСТРА или S'astra (Санскр.) Трактат или книга, любой труд
божественного или признанного авторитета, включая книги закона.
Шастри в Индии по сей день означает человека, сведущего в
божественном и человеческом законе.


ШЕДИМ (Евр.) См. "Сиддим".


ШЕКИНА (Евр.) Титул, относимый каббалистами к Малкут, десятой
Сефире; но евреям - к облаку славы, которое покоилось на Троне
Милосердия в Святая Святых. Все же, как преподается всеми
раввинами Малой Азии, природа ее более возвышенная, - Шекина есть
покров Эйн-Софа, Бесконечного и Абсолютного; следовательно, нечто
вроде каббалистической Мулапракрити. (у.у.у.)


ОБОЛОЧКИ Каббалистическое название призраков мертвых, "духов"
спиритуалистов, фигурирующих в физических феноменах; названы так
потому, что они суть просто призрачные формы, опорожненные от
своих высших принципов.


ШЕМАЛ (Халд.) Самаэль, дух земли, ее главенствующий правитель и
гений.


ШЕМХАМФОРАШ (Евр.) Отдельное имя. Чудотворное имя, извлеченное из
субстанции божества и являющее его самосущую сущность. Евреи
обвинили Иисуса в том, что он похитил это имя из Храма с помощью
магических искусств, и применял его при совершении своих чудес.


ШЕОЛ (Евр.) Ад в еврейском Пантеоне; область неподвижности и
бездействия, в отличие от Геенны (см.).


ШЯНЬ-СЯНЬ (Кит.) Состояние блаженства и свободы души, во время
которого человек может путешествовать в духе, куда пожелает.


ШИИТЫ (Перс.) Секта мусульман, которые ставят пророка Али выше
Мухаммеда, отвергая Сунну или традицию.


ШИЛА (Пали.) Вторая добродетель из десяти Парамит совершенства.
Совершенная гармония в словах и действиях.


СИНТО (Яп.) Древняя религия Японии до Буддизма, основанная на
поклонении духам и предкам.


ШОЕЛ-ОБ (Евр.) Тот, кто советуется со знакомыми "духами";
некромант, воскрешатель мертвых или их призраков.


ШУ (Егип.) Персонификация бога Ра; представлено в виде "большой
кошки Бассейна Персеа в Ану".


ШУДАЛА МАДАН (Там.) Вампир, упырь, или кладбищенское привидение.


ШУЛЕ МАДАН (Там.) Элементал, который якобы помогает "фокусникам"
выращивать деревья манго и творить другие чудеса.


ШУТУКТ (Тибет.) Широко известный университетский монастырь в
Тибете, насчитывающий свыше 30 000 монахов и студентов.


СИБАК (Киче.) Тростник, из сердцевины которого была сотворена
третья раса людей, согласно писанию гватемалийцев под названием
"Попол Вух".


СИБИКА (Санскр.) Оружие Куверы, бога благосостояния (ведийское
божество, обитающее в Гадесе, следовательно, нечто вроде
Плутона), сделанное из частей божественного великолепия Вишну,
находящееся на Солнце, и отточенное Вишвакарманом,
богом-Посвященным.


СИДДХАНТА (Санскр.) Любой научный труд астрономии или математике
в Индии.


СИДДХАРТА (Санскр.) Имя, данное Готаме Будде.


СИДДХИ (Санскр.) Святые и мудрецы, ставшие почти божественными,
также иерархия Дхиан-Коганов.


СИДДХАСАНА (Санскр.) Поза в упражнениях Хатха-йоги.


СИДДХА-СЕНА (Санскр.) Букв., "вождь Сиддхов"; титул Картткеи,
"таинственного юноши" (кумара гуха).


СИДДХИ (Санскр.) Букв., "качества совершенства"; феноменальные
силы, приобретаемые йогами благодаря святости.


СИДДИМ (Евр.) Нам говорят, что канааниты поклонялись этим злым
силам как божествам; это наименование означает "излучатели"; в их
честь была названа долина. По-видимому, существует связь между
ними, как образцами Плодородной Природы, и многогрудыми Изидой и
Дианой из Эфеса. В "Псалтыре", CVI, 37, это слово переведено как
"черти", и мы узнаем, что канааниты проливали на них кровь своих
сыновей и дочерей. Их название, видимо, происходит от того же
корня ShD, от которого произведено имя бога Эл Шаддай. (у.у.у.)

По-арабски Шедим означает "Духи Природы", элементалы; они суть
африты современного Египта и джины Персии, Индии и т.д.


СИДЕРАЛЬНЫЙ Все, относящееся к звездам, а в Оккультизме
касающееся различных воздействий, исходящих из подобных областей,
как, например, "сидеральная сила", упоминаемая Парацельсом,
сидеральное (светящееся), эфирное тело и т.д.


СИ-ЦЗАН (Кит.) Китайское название Тибета; в Императорской
Библиотеке столицы Фу Цзянь упомянут как "великое местонахождение
Оккультного знания" в 2207 г. до Р.Х. ("Тайная Доктрина", I, 338.)


СИГЕ (Греч.) "Безмолвие"; название, принятое гностиками для
обозначения корня, из которого произошли Эоны второго ряда.


ШИГРА или Шиграга (Санскр.) Отец Мору, "который продолжает жить
силою Йоги и проявит себя в начале века Крита, чтобы восстановить
Кшатриев в девятнадцатой Юге", гласят пуранические пророчества.
"Мору" означает здесь "Мория", династию буддийских властителей
Паталипутры, которая началась с великого Царя Чандрагупты, деда
Царя Ашоки. Это первая буддийская Династия. ("Тайная Доктрина",
I, 467.)


СИГУРД (Сканд.) Герой, который убил Фафнира, "Дракона", изжарил
его сердце и съел, после чего стал мудрейшим из людей. Аллегория,
относящаяся к Оккультному изучению и посвящению.


СИМОН-БЕН-ИОХАИ Раввин-Адепт, автор "Зохара" (см.).


СИМОН МАГ Величайший самаритянский гностик и тавматург,
прозванный "великою Силою Бога".


СИМОРГ (Перс.) То же, что крылатый Сиорг, нечто вроде гигантского
грифона, наполовину феникс, наполовину лев, наделен пророческими
способностями в иранских легендах. Симорг был хранителем Мистерий
древней Персии. В конце этого цикла ожидается его новое появление
в виде гигантской птицы-льва. Эзотерически это символ
Манвантарного цикла. Его арабское имя - Ракши.


СИНАЙ (Евр.) Гора Синай, Нисси "Исхода" (XVII, 15), место
рождения почти всех солнечных богов древности, таких как Дионис,
рожденный в Ниссе или Нисе, Зевс из Нисы, Вакх и Озирис (см.).
Некоторые древние народы считали Солнце потомком Луны, которая
сама некогда была солнцем. Sin-ai - это "Гора Луны", отсюда и
соответствие.


СИНГ БОНГА Дух Солнца у коларианских племен.


СИНГХА (Санскр.) Созвездие Льва; Сингх означает "лев".


СИНИКА (Санскр.) Также Синита и Саника и т.п., как варианты. В
"Вишну Пуране" это дано как имя грядущего мудреца, которого будет
учить тот, кто станет Майтрейей, в конце Кали Юги, и добавлено,
что это великая тайна.


СИНИВАЛИ (Санскр.) Первый день новолуния, непосредственно связан
в Индии с оккультной практикой.


СИФРА ДИ ЦЕНИУТА (Халд.) Книга Сокрытой Тайны; один из разделов
"Зохара". (См. Матерс, "Kabbalah Unveiled".)


СИРИУС (Греч.) По-египетски - Сотис. Звезда пса: звезда, которой
поклонялись в Египте и которая почитается оккультистами; первые
почитали ее, потому что ее восход вместе с солнцем был знаком
благодатного наводнения Нила, а последние - потому что она
таинственно связана с Тотом-Гермесом, богом мудрости, и, в другой
форме, Меркурием. Таким образом, Сотис-Сириус обладал и
по-прежнему обладает мистическим и непосредственным воздействием
на все живое небо, и связан почти с каждым богом и богиней. Это
была "Изида на небесах", и называлась она Изидой-Сотис, ибо Изида
находилась "в созвездии Пса", как провозглашается на ее
изваяниях. "Считалось, что душа Озириса пребывает в существе,
которое большими шагами шествует впереди Сотиса со скипетром в
руке и плетью через плечо." Сириус есть также Анубис, и
непосредственно связан с кольцом "Не преступи"; кроме того, он
идентичен с Мифрой, персидским богом Мистерий, и с Гором и даже
Хатор, называемой иногда богиней Сотис. Будучи связан с
Пирамидой, Сириус, вследствие этого, был связан с посвящениями,
которые происходили в ней. Некогда внутри великого храма Дендеры
существовал храм, посвященный Сириус-Сотису. Суммируя сказанное,
все религии конечно же не произошли от Сириуса, звезды пса, как
стремился доказать Дюфо, французский египтолог, но Сириус-Сотис,
несомненно, тесно связан с каждой из религий древности.


ШИШТЫ (Санскр.) Великие избранные или Мудрецы, остающиеся после
каждой малой Пралайи (той, которая в "Эзотерическом Буддизме"
м-ра Синнетта названа "обскурацией"), когда глобус вступает в
свою ночь или покой, чтобы, при своем пробуждении, стать семенем
следующего человечества. Букв., "остаток".


СИСТР (Халд.) Согласно Берозу, последний из десяти царей
династии божественных царей, и "Ной" Халдеи. Так, подобно тому,
как Вишну предсказывает Вайвасвата-Ману надвигающийся потоп, и,
предупреждая его, велит ему строить ковчег, в котором спасаются
он и семеро Риши, - так же и бог Хэа предсказывает то же самое
Сиситру (или Ксизутру), указывая ему подготовить корабль и
спасаться вместе с несколькими избранными. Следуя его примеру,
почти 800 000 лет спустя Господь Бог Израиля повторяет такое же
предупреждение Ною. Кто же из них более ранний? История Ксизутра,
теперь расшифрованная с ассирийских табличек, подтверждает то,
что о халдейском потопе говорили Бероз, Аполлодор, Абиден, и
т.д., и т.д. (см. одиннадцатую табличку в "Chaldean Account of
Genesis" Смита, с. 263 и далее). Эта табличка N XI включает все,
о чем говорится в шестой и седьмой главах "Бытия" - богов, грехи
людей, приказ строить ковчег, Потоп, уничтожение людей, голубя и
ворона, посланных из ковчега, и, наконец, Гору Спасения в Армении
(Низир-Арарат) - все это здесь. Слова - "бог Хэа услышал, и его
печень разгневалась, так как люди запятнали его чистоту", и
история о том, как он уничтожил все свое потомство, были высечены
на каменных табличках за многие тысячелетия до того, как
ассирийцы скопировали их на своих глиняных плитках, и даже
последние, несомненно, предшествуют Пятикнижию, "записанному по
памяти" Ездрой едва-ли за четыре столетия до Р.Х.


СИСТРУМ (Греч.) Египетский ссеш или кемкен. Инструмент, обычно
делавшийся из бронзы, но иногда из золота или серебра, имеющий
открытую кругообразную форму, с ручкой, и четырьмя струнами,
проходящими через отверстия, на концах которых были прикреплены
звенящие кусочки металла; вверху он был украшен фигурой Изиды или
Хатор. Это был священный инструмент, используемый в храмах для
произведения, с помощью его сочетания металлов, магнетических
токов и звуков. По сей день он сохранился в христианской
Абиссинии под названием санасек, и благочестивые жрецы применяют
его, чтобы "прогонять чертей из помещений", - действие,
совершенно понятное для оккультиста, хотя оно и вызывает смех у
скептика-востоковеда. Жрица обычно держала его в правой руке во
время церемонии очищения воздуха или "заклинания стихий", как это
назвал бы Э.Леви, тогда как жрецы держали Систрум в левой руке,
правою манипулируя "ключом жизни" - крестом с рукояткой, или Тау.


СИСУМАРА (Санскр.) Воображаемый вращающийся пояс, в котором
движутся все небесные тела. Этот сонм звезд и созвездий
представлен фигурой Сисумары, черепахи (tortoise) /некоторые
говорят - морской свиньи (porpoise)!/, дракона, крокодила, и еще
в том же роде. Но так как это есть символ Йога-медитации святого
Васудэвы или Кришны, это должен быть крокодил или, вернее,
дельфин, ибо он идентичен с Макарой Зодиака. Дхрува, древняя
полярная звезда, помещается на конце хвоста этого звездного
чудовища, голова которого обращена к югу и тело изгибается в
кольцо. Выше, вдоль хвоста расположены Праджапати, Агни и т.д., а
у его основания помещаются Индра, Дхарма и семь Риши (Большая
Медведица), и т.д., и т.д. Значение его, конечно, мистическое.


ШИВА (Санскр.) Третье лицо индусской Троицы (Тримурти). Он - бог
первого порядка, и по своему характеру Разрушителя выше Вишну,
Охранителя, ибо он разрушает лишь для того, чтобы возродить на
более высоком плане. Он рожден как Рудра, Кумара, и является
покровителем всех Йогов, и как таковой называется Маха-Йогом,
великим аскетом. Его титулы многозначущи: Трилочана, "три-окий";
Махадэва, "великий бог"; Шанкара, и т.п., и т.п., и т.п.


ШИВА-РУДРА (Санскр.) Рудра - ведийское имя Шивы, - последнее в
"Ведах" отсутствует.
СКАНДА или Skhanda (Санскр.) Букв., "свертки", или группы
атрибутов; все конечное, неприменимое к вечному и абсолютному.
Существуют пять - эзотерически семь - атрибутов в каждом
человеке, которые называются Панча Сканды. Они суть 1) форма,
рупа; 2) восприятие, видана; 3) сознание, санджна; 4) действие,
санскара; 5) знание, видьяна. Они соединяются при рождении
человека и образуют его личность. Достигнув зрелости, эти Сканды
начинают разъединяться и слабеть, после чего следует джарамарана,
или дряхлость и смерть.


СКРИМИР (Сканд.) Один из знаменитых великанов в "Эддах".


ШЛОКА (Санскр.) Санскритский эпический размер, состоящий из
тридцати двух слогов: стихи из четырех полу-строк по восемь, или
двух строк по шестнадцать слогов каждый.


ИЗУМРУДНАЯ СКРИЖАЛЬ ГЕРМЕСА Как выразился Элифас Леви, "эта
Изумрудная Скрижаль представляет собой всю магию на одной
странице; но Индия имеет одно-единственное слово, которое, когда
понято, содержит "всю магию". Однако, это табличка, якобы
найденная Сараи, женой Авраама (!), на мертвом теле Гермеса. Так
утверждаю масоны и христианские каббалисты. Но в Теософии мы
называем это аллергией. Разве это не может означать, что
Сараи-свати, жена Брамы, или богиня сокровенной мудрости и
познания, видя все еще много древней мудрости дремлющей в мертвом
теле Человечество, возродила к жизни эту мудрость? Это повело к
возрождению Оккультных Наук, столь долго забытых и
пренебрегаемых, во всем мире. Сама скрижаль, хотя и содержит "всю
магию", слишком длинна, чтобы приводить ее здесь.


СМАРТАВА (Санскр.) Смарта брамины; секта, основанная
Шанкарачарьей.


СМРИТИ (Санскр.) Предания, передаваемые устно, - от слова Смрити,
"Память", дочь Дакши. Теперь это узаконенные и обрядовые писания
индусов; противоположные "Ведам" и поэтому менее священные, чем
последние, являющиеся Шрути, или "откровением".


СОД (Евр.) "Арканум", или религиозная мистерия. Мистерии Ваала,
Адониса и Вакха, причем все солнечные боги в качестве символа
имели змия, или, как в случае Мифры, "солнечного змия". Древние
евреи также имели свой Сод, не исключая и символов, так как у них
был "медный змий", воздвигнутый в Пустыне; этот особый змий был
персидским Мифрой, символом Моисея как Посвященного, но, конечно,
никогда не предназначался для представления исторического Христа.
"Тайна (Сод) Господа принадлежит тем, кто боятся его", говорит
Давид в "Псалтыре", XXV, 14. Но в еврейском оригинале мы читаем :
"Сод Ihoh (или Мистерии) Иеговы для тех, кто боятся его". Ветхий
Завет переведен столь ужасно неправильно, что стих 7 в
"Псалтыре", IXXXIX, который в оригинале гласит - "Ал (Эл) ужасен
в великом Соде Кедешимов" (галли, жрецы еврейских внутренних
мистерий), в искаженном переводе читается: "Бога нужно страшно
бояться в собрании святых". Симеон и Леви устраивали свой Сод, и
это неоднократно упоминается в Библии. "О, душа моя", восклицает
умирающий Иаков, "не входи в их тайну (в ориг. - Сод), в их
собрание", т.е. в Sodality Симеона и Леви ("Бытие", XIIX, 6).
(См. Данлэп, "Sod, the Mysteries of Adoni".)


СОДАЛЫ (Лат.) Члены школы жрецов. (См. Freund, "Latin Lexicon",
IV, 448.) Цицерон также говорит ("De Senectute", 13), что
"Sodalities были учреждены в Мистериях Иды Могущественной
Матери". Тех, которые были посвящены в Сод, называли "товарищами".


СОДАЛЬСКАЯ КЛЯТВА Наиболее священная из клятв. Нарушение
Содальской клятвы для обета каралось смертной казнью. Клятва и
Сод (тайное знание) более ранние, чем Каббала или Предание, и
в древнейших "Мидрашимах" исчерпывающе говорится о Мистериях или
Сод, прежде чем они перешли в "Зохар". Теперь они упоминаются как
Тайные Мистерии Торы, или Закона, нарушение которого имеет
фатальные последствия.


СОХАМ (Санскр.) Мистический слог, представляющий инволюцию;
букв., "То Я есмь".


СОКАРИС (Егип.) Бог огня; солнечное божество с многими формами.
Он есть Птах-Сокарис, когда этот символ - чисто космический, и
"Птах-Сокарис-Озирис", когда он фаллический. Божество это -
гермафродит; священный бык Апис, будучи его сыном, зачат в нем
солнечным лучом. Согласно "History of the East" Смита, Птах
является "вторым Демиургом, эманацией из первого творящего
Принципа" (первого Логоса). Прямой Птах, с крестом и жезлом,
является "творцом яиц солнца и луны". Пьерре считает, что он
представляет собой извечную Силу, предшествовавшую богам и
"сотворившую звезды, и яйца солнца и луны". Мариетт Бей видит в
нем "Божественную Мудрость, разбрасывающую звезды в
необъятности", и его мнение подтверждает "Targum of Jerusalem", в
котором утверждается, что "египтяне называли Мудрость Первого
Разума - Птах".


СОХИД (Егип.) Божество, которому была посвящена кошка.


ПЕЧАТЬ СОЛОМОНА Символический двойной треугольник, принятый Т.О.
и многими теософами. Почему это следует называть "Печатью
Соломона" - остается тайной, если только она не пришла в Европу
из Ирана, где существует множество рассказов об этом мифическом
персонаже и магической печати, употреблявшейся им для поимки
джинов и заключения их в старые бутылки. Но та же печать или
двойной треугольник в Индии называется "Печатью Вишну", и ее
можно видеть на домах в каждой деревне в качестве талисмана
против несчастья. Треугольник был священным и использовался в
качестве религиозного знака на дальнем Востоке за века до того,
как Пифагор провозгласил его первой из геометрических фигур,
также как и наиболее таинственной. Он встречается на пирамиде и
обелиске, и полон оккультного значения, как, впрочем, и все
треугольники. Так, пентаграмма есть тройной треугольник;
шестиконечный - гексальфа. (См. "Пентакль" и "Пентаграмма".) То,
куда треугольник обращен, обуславливает его значение. Если вверх,
тогда он означает мужской элемент и божественный огонь; если
вниз, то женский и воды материи; вверх, но с чертой поперек
вершины - воздух и астральный свет; вниз с чертой - землю или
грубую материю, и т.д., и т.д. Когда греко-христианский
священнослужитель, благословляя, держит два пальца и большой
палец вместе, он просто воспроизводит магический знак - силою
треугольника или "троицы".


СОМА (Санскр.) Луна, а также сок одноименного растения,
используемый в храмах для целей транса; священный напиток. Сома,
луна, есть символ Тайной Мудрости. В "Упанишадах" слово это
употреблено для обозначения грубой материи (по ассоциации с
влагой), которая способна производить жизнь под воздействием
тепла. (См. "Сома-напиток".)


СОМА-НАПИТОК Приготовляется из редкого горного растения
посвященными браминами. Этот индусский священный напиток
соответствует греческой амброзии или нектару, испиваемой богами
Олимпа. Мисты в Элевзинских посвящениях также осушали чашу
кикеона. Пьющий его легко достигает Брадхны, или места сияния
(Небес). Известный европейцам напиток сома не есть настоящая
сома, но ее заменитель, ибо только посвященные жрецы могут
пробовать настоящую Сому; и даже цари и раджи при
жертвоприношениях получают заменитель. Хауг подтверждает это
признанием в своей "Айтарейя Брахмане", что то, что он пробовал и
нашел отвратительным, не была Сома, но сок из корней Ньяградха,
растения или кустарника, растущего на холмах Пуны. Мы имеем
достоверную информацию, что большинство жрецов Деккана,
совершающих жертвоприношения, утеряли секрет настоящей Сомы. Его
нельзя найти ни в ритуальных книгах, ни в устных преданиях.
Истинных последователей первоначальной ведийской религии
осталось очень мало; они - предполагаемые потомки Риши, истинных
Агнихотри, посвященных великих Мистерий. Напиток Сома отмечен
даже в индусском Пантеоне, где он называется Царь-Сома. Тот, кто
пьет его, приобщается к царю небесному, он наполняется его
сущностью, подобно тому, как христианские апостолы и их
обращенные наполнялись Святым Духом, и очищались от своих грехов.
Сома делает из посвященного нового человека; он перерождается и
преображается, и его духовная природа берет верх над физической;
она наделяет божественной силой вдохновения, и развивает до
предела способность ясновидения. По экзотерическим объяснениям,
сома есть растение, но в то же время ангел. Она накрепко
соединяет внутренний, высший "дух" человека - этот дух есть
ангел, подобно мистической Соме - с его "неразумной душой", или
астральным телом; и, объединенные силою магического напитка, они
вместе возносятся над физической природой и приобщаются во время
жизни к блаженству и невыразимой славе Небес.

Таким образом, индусская сома мистически и во всех других
отношениях есть то же, что для христиан причастие. Идея подобна.
Посредством жертвенных молитв - мантр - это жидкость считается
мгновенно претворенной в настоящую Сому, или ангела, и даже
в самого Браму. Некоторые миссионеры с большим возмущением
высказывались об этой церемонии, тем более, видя, что брамины
обычно употребляют в качестве заменителя разновидность спиртного
напитка. Но разве христиане менее горячо верят в претворение
вина, во время причастия, в кровь Христову только потому, что
вино попадается более или менее алкогольное? Разве идея этого
символа не та же самая? Но миссионеры говорят, что час испития
сомы есть золотой час Сатаны, притаившегося на дне жертвенной
чаши индусов. ("Разоблаченная Изида".)


СОМА-ЛОКА (Санскр.) Нечто вроде лунной обители, где пребывает бог
Сома, правитель луны. Обитель Лунных Питри - или Питрилока.


СОМАПА (Санскр.) Класс Лунных Питри. (См. "Трисупарна".)


СОМНАМБУЛИЗМ Букв., "хождение во сне", или передвижение,
деятельность, писание, чтение или совершение любого действия
бодрствования в состоянии сна, с полным забвением происходившего
при пробуждении. Это один из великих психо-физиологических
феноменов, наименее понятый, хотя и самый обескураживающий, и к
которому лишь Оккультизм имеет ключ.


ЦОНГ-К'А-ПА (Тибет.) Пишется также Tsong-kha-pa. Знаменитый
тибетский реформатор четырнадцатого века, который ввел в своей
стране очищенный Буддизм. Он был великим Адептом, который, будучи
не в состоянии дольше выносить осквернение буддийской философии
лжежрецами, превратившими ее в выгодное предприятие, решительно
положил этому конец своевременным переворотом и высылкой 40 000
лжемонахов и лам из страны. Его считают Аватаром Будды, и он
является основателем секты Гэ-лук-па ("желтых шапок"), и
мистического Братства, связанного с ее водителями. По преданию,
"дерево 10 000 образов" (хум-бум) возникло из длинных волос этого
подвижника, который, оставив его, навсегда исчез из поля зрения
профанов.


СУНИАМ Магическая церемония с целью перенести болезнь с одного
лица на другое. Черная магия, колдовство.


СОФИЯ (Греч.) Мудрость. Женский Логос гностиков; Вселенский
Разум; и женский Святой Дух у прочих.


СОФИЯ АХАМОТ (Греч.) Дочь Софии. Персонифицированный Астральный
Свет или низший план Эфира.


СОРТЕС САНКТОРУМ (Лат.) "Святое бросание жребия с целью
предсказания", практиковавшееся ранним и средневековым
христианским духовенством. Св. Августин, который "не порицал этот
способ узнавания будущего, лишь бы он не использовался для
мирских целей, сам пользовался им" ("Жизнь Св. Григория
Турского"). Если, все же, "этим пользуются миряне, еретики или
язычники" любого рода, то sortes sanctorum становится - если
благочестивым и набожным отцам - sortes diabolorum или
sortilegium - колдовством.


СОСИОШ (Зенд.) Маздеанский Спаситель, появления которого, подобно
Вишну, Будде Майтрейе и другим, ожидается на белом коне в конце
цикла для спасения человечества. (См. "Шамбала".)


ДУША ______________ или нэфеш "Библии"; жизненный принцип или
дыхание жизни, который каждое животное, вплоть до инфузории,
имеет подобно человеку. В переведенной "Библии" она без
различения фигурирует и как жизнь, и как кровь, и как душа. "Не
будем убивать его нэфеш", сказано в оригинальном тексте; "не
будем убивать его", переводят христиане ("Бытие", XXXVII, 21) и
так далее.


СОУАН (Пали.) Первый из "четырех путей", ведущих к Нирване, в
практике Йоги.


СОУАНИ (Пали.) Вступивший на этот "путь".


СПАРША (Санскр.) Чувство осязания.


СПЕНТА АРМАЙТА (Зенд.) Женский гений земли; "прекрасная дочь
Ахура Мазды". У маздеян Спента Армайта есть персонифицированная
Земля.


ДУХ Отсутствие какого-либо общего согласия среди писателей о
применении этого слова привело к страшной путанице. Обычно его
превращают в синоним души, и составители словарей узаконивают
такое употребление. В теософических учениях термин "Дух"
применяется лишь к тому, что непосредственно принадлежит
Вселенскому Сознанию, и что является его однородной и
незапятнанной эманацией. Таким образом, высший Разум в Человеке
или его Эго (Манас) есть дух, когда он нерасторжимо связан с
Буддхи; тогда как термин "Душа", человеческая или даже животная
(низший Манас, действующий в животных как инстинкт), применяется
только к Кама-Манасу, и определяется как живая душа. На еврейском
языке это нэфеш, "дыхание жизни". Дух не имеет формы и
нематериален, и представляет собою, когда индивидуализирован,
наивысшую духовную субстанцию - Суддасатву, божественную
сущность, из которой сформированы тела высших проявляющихся
Дхиани. Поэтому теософы отказываются называть "Духами" тех
призраков, которые появляются в феноменальных манифестациях
спиритуалистов, и называют их "оболочками", и различными другими
именами. (См. "Сукшма Шарира".) Короче говоря, дух не является
существом в смысле обладания формой; ибо, как считает буддийская
философия, где есть форма, там есть и причина для боли и
страдания. Но каждый индивидуальный дух - индивидуальность эта
сохраняется лишь на протяжении манвантарного жизненного цикла -
можно описать как центр сознания, само-ощущающий и
само-сознательный центр; состояние, а не обусловленный
индивидуум. Вот почему в Санскрите существует такое обилие слов
для выражения различных Состояний Бытия, Существ и Созданий;
каждое наименование выявляет философское отличие, тот план,
к которому принадлежит данная единица, и степень ее духовности
или материальности. К несчастью, эти термины почти непереводимы
на наши западные языки.


СПИРИТУАЛИЗМ В философии - состояние или положение ума,
противоположное материализму или материалистической концепции
сущего. Теософия, доктрина, учащая, что существующее оживлено или
наполнено Всемирной Душой или Духом, и что ни один атом в нашей
вселенной не может пребывать вне этого вездесущего Принципа -
есть чистый Спиритуализм. Что касается верования, которое
фигурирует под этим названием, а именно, верования в постоянное
общение живых с мертвыми, либо посредством собственных
медиумистических способностей, либо через так называемого медиума
- это ни что иное, как материализация духа и деградация
человеческой и божественной душ. Верующие в подобные сношения
просто бесчестят умерших и постоянно кощунствуют. В древности это
справедливо называлось "Некромантией". Но наши современные
спиритуалисты обижаются, когда им говорят эту простую истину.


ПРИВИДЕНИЕ Призрак, домовой. Употребляется в отношении различных
видений в комнатах сеансов спиритуалистов.


ШРАДДХА (Санскр.) Букв., вера, уважение, почтение.


ШРАДДХА (Санскр.) Верность памяти манов умерших родственников и
забота об их благополучии. Посмертный обряд в честь только что
ушедших родственников. Существуют также месячные обряды Шраддха.


ШРАДДХАДЭВА (Санскр.) Эпитет Ямы, бога смерти и царя преисподней,
или Гадеса.


ШРАМАНА (Санскр.) Буддийские жрецы, аскеты и кандидаты на
Нирвану, "те, которые должны обуздать свои мысли". Слово Саман,
теперь "Шаман", является искаженным вариантом этого
первоначального слова.


СРАСТАРА (Санскр.) Ложе, состоящее из циновки или тигровой шкуры,
усыпанное дарбха, нуша и другими травами, употребляемое аскетами
- гуру и челами - и расстилаемое на полу.


СРАВАХ (Мазд.) Ам?е?пенты, в их высшем аспекте.


ШРАВАКА (Санскр.) Букв., "тот, кто заставляет слушать";
проповедник. Но в Буддизме это слово означает ученик или чела.


ШРИ ШАНКАРАЧАРЬЯ (Санскр.) Великий религиозный реформатор Индии,
учитель философии Веданты - величайший из всех подобных учителей,
которого адвайтисты (не-дуалисты) считают инкарнацией Шивы и
чудотворцем. Он основал много матхамов (монастырей) и положил
начало самой ученой секте среди браминов, под названием Смартава.
Легенды о нем столь же многочисленны, как и его философские
труды. В возрасте тридцати двух лет он направился в Кашмир, и
достигнув Кедаранатх в Гималаях, вошел в одиночестве в пещеру,
откуда никогда уже не возвращался. Его последователи заявляют, что
он не умер, но лишь ушел из мира.


ШРИНГА ГИРИ (Санскр.) Большой и процветающий монастырь в горах
Западные Гхаты в Майсоре (Южная Индия); главный матхам Адвайта и
Смарта браминов, основанный Шанкарачарьей. Здесь пребывает
религиозный глава (называемый Шанкарачарьей) всех ведантийских
адвайтистов, которому многие приписывают обладание
сверхъестественными силами.


ШРИ ПАДА (Санскр.) Отпечаток стопы Будды. Букв., "след или стопа
Учителя или возвышенного Владыки".


ШРИВАТСА (Санскр.) Мистический знак, который носил Кришна, и
который был также принят джайнами.


ШРИЯНТРА (Санскр.) Двойной треугольник или печать Вишну,
называемый также "печатью Соломона", и принятый Т.О.


СРОТАПАТТИ (Санскр.) Букв., "вступивший в поток", т.е. поток и
тропу, ведущую к Нирване, или образно - к Нирваническому Океану.
То же, что Соуани.


ШРОТРИЯ (Санскр.) Наименование брамина, который исполняет
ведийские обряды, которые он изучает, - в отличие ведавита,
брамина, который изучает их только теоретически.


ШРУТИ (Санскр.) Священное предание, полученное путем откровения;
таковыми являются "Веды", в отличие от "Смрити" (см.).


СЕН ЖЕРМЕН, Граф. Современные писатели отзываются о нем, как о
загадочной личности. Фридрих II, король Пруссии, любил говорить,
что он был человеком, которого никто никогда не мог разгадать.
Его "биографий" множество, и одна фантастичнее другой. Некоторые
считали его воплощенным богом, другие - мудрым эльзасским евреем.
Но одно несомненно, граф де Сен Жермен - каково бы ни было его
настоящее имя - имел право на это имя и титул, так как он купил
имение San Germano в итальянском Тироле, и заплатил папе за этот
титул. Он был необычайно красив, и его огромная эрудиция и
лингвистические способности неотрицаемы, ибо он говорил на
английском, итальянском, французском, испанском, португальском,
немецком, русском, шведском, датском и многих других славянских и
восточных языках с такой же легкостью, как и любой уроженец этих
стран. Он был очень богат, никогда не брал ни су у другого -
фактически никогда не взял даже стакана воды или куска хлеба у
кого-либо - но делал самые экстравагантные подарки превосходных
драгоценностей всем своим друзьям и даже королевским семьям
Европы. Он обладал превосходными музыкальными способностями;
играл на всех инструментах, но самым любимым была скрипка. "Сен
Жермен соперничал с самим Паганини", сказал о нем
восьмидесятилетний бельгиец в 1835 г., после прослушивания
"Генуэзского маэстро". "Это воскресший Сен Жермен, играющий на
скрипке в теле итальянского скелета", воскликнул один литовский
барон, которому пришлось слышать обоих.

Он никогда не претендовал на обладание духовными силами, все же
доказал, что имеет право на подобную претензию. Он проводил в
мертвом трансе, без пробуждения, от тридцати семи до сорока
девяти часов, и после этого знал все, что ему необходимо было
знать, и доказывал это пророчествами о будущем, никогда не
ошибаясь. Именно он пророчествовал королям Людовику XV и XVI, и
несчастной Марии Антуанетт. В начале этого столетия (XIX) были
еще живы многие свидетели его прекрасной памяти; он мог утром
прочитать статью, и хотя пробегал ее лишь беглым взглядом, мог
повторить ее содержание, не пропустив ни одного слова, много дней
спустя; мог писать обеими руками одновременно, правой -
стихотворение, левой - дипломатический документ величайшей
важности. Он читал запечатанные письма, не прикасаясь к ним, пока
те еще находились в руках тех, кто принес их ему. Он был
величайшим адептом в превращении металлов, делал золото и самые
прекрасные алмазы, - искусство, которое, как он говорил, он узнал
от некоторых браминов в Индии, которые научили его искусственной
кристаллизации ("оживлению") чистого углерода. Как пишет наш Брат
Кеннетт Маккензи:"В 1780 г., когда он гостил у французского посла
в Гааге, он молотком вдребезги разбил великолепный алмаз своего
же производства, дубликат которого, также своего производства, он
только что продал ювелиру за 5500 луидоров". Он был другом и
доверенным лицом графа Орлова в 1772 г. в Вене, которому он помог
и которого спас в 1762 г. в Сакт-Петербурге, когда тот был
замешан в знаменитых политических заговорах того времени; также
он был в близких отношениях с прусским Фридрихом Великим. Само
собой разумеется, он имел многочисленных врагов, потому нечего
удивляться, что все сплетни, распространенные о нем, теперь
приписываются ему же: напр., что ему было свыше пятисот лет, или,
что он претендовал на личное знакомство "со Спасителем и его
двенадцатью апостолами, и порицал Петра за его плохой нрав" -
последнее по времени несколько противоречит первому, если уж он
действительно заявлял, что ему лишь пятьсот лет. Если он говорил,
что "родился в Халдее, и признавал, что обладает тайнами
египетских магов и мудрецов", то он вполне мог говорить правду,
не выдвигая никаких сверхъестественных претензий. Имеются
Посвященные, и даже не самые высокие, которые в состоянии
вспомнить не одну из своих прежних жизней. Но у нас есть веские
причины для уверенности, что Сен Жермен никогда не мог заявлять о
своем "личном знакомстве" со Спасителем. Как бы то ни было, граф
Сен Жермен безусловно был величайшим Восточным Адептом, какого
Европа видела за последние столетия. Но Европа не узнала его.
Некоторые, быть может, узнают его при следующей "Terreur",
которая, когда разразится, потрясет всю Европу, а не только одну
страну.


СТХАЛА МАЙА (Санскр.) Грубое, конкретное и - поскольку
дифференцированное, то - иллюзия.


СТХАНА (Санскр.) Также Айана; место или обитель бога.


СТХАВАРА (Санскр.) От stha - стоять или оставаться неподвижным.
Термин для обозначения всех сознательных, чувствующих объектов,
лишенных способности передвижения - закрепленных и укорененных
подобно деревьям или растениям; тогда как все чувствующее,
которое к определенной степени сознания добавляет движение,
называется Джангама, от гам, двигаться, ходить.


СТХАВИРАХ или Стхавхраникая (Санскр.) Одна из самых ранних
философских созерцательных школ, основанная за 300 лет до Р.Х. В
247 г. до Р.Х. она раскололась на три части: Махавихара Васинах
(школа больших монастырей), Джетаваниях и Абхаягири Васинах. Это
одно из четырех ответвлений Школы Вайбхачика, основанной
Катьяяной, одним из великих учеников Владыки Готамы Будды,
автором "Абхидхарма Джнана Прастхана Шастра", появление которого
ожидается уже в качестве Будды. (См. "Абхаягири" и т.д.) Все эти
школы высоко мистичны. Букв., Ставираникая переводится как "Школа
Главы" или "Президента" (Когана).


СТХИРАТМАН (Санскр.) Вечное, верховное, применяется к Всемирной
Душе.


СТХИТИ (Санскр.) Свойство сохранения; стабильность.


СТХУЛА (Санскр.) Дифференцированная и обусловленная материя.


СТХУЛА ШАРИРА (Санскр.) В метафизике - грубое физическое тело.


СТХУЛОПАДХИ (Санскр.) "Принцип", отвечающий низшей триаде в
человеке, т.е. телу, астральной форме и жизни, в Тарака Раджа
Йоге системе, которая перечисляет только три главных принципа в
человеке. Стхулопадхи соответствует джаграта или бодрствованию,
сознательному состоянию.


СТУПА (Санскр.) Конусообразный памятник, в Индии и на Цейлоне,
воздвигаемый над останками Будды, Архатов и других великих людей.


СУБХАВА (Санскр.) Бытие; самообразующая субстанция или "сущность,
самодающая себе сущность". (См. "Экашлока Шастра" Нагарджуны.)
Объясняется парадоксально, как "природа, не имеющая своей
собственной природы", а также как то, что в действии и вне
действия. (См. "Свабхават".) Это есть Дух внутри Субстанции,
идеальная причина сил, воздействующих на процесс формирующей
эволюции (не "творения", в смысле, обычно придаваемом этому
слову); эти силы в свою очередь становятся реальными причинами.
Выражаясь словами, употребляемыми в Философиях Веданта и Вьяя:
нимитта, действующая, и упадана, материальная, причины вечно
сосуществуют в Субхаве. В одной санскритской шлоке сказано:
"Достойнейший из подвижников, через ее мощь (мощь действующей
причины) каждая сотворенная вещь выявляется в силу присущей ей
природы".


СУБСТАНЦИЯ Теософы употребляют это слово в двояком смысле,
определяя субстанцию как ощущаемую и неощущаемую; и, различая
материальную, психическую и духовную субстанции (см. "Судда
Сатва"), на идеальную (т.е. существующую на высших планах) и
реальную субстанцию.


ШУЧИ (Санскр.) Имя Индры; а также третьего сына Абхиманима, сына
Агни, т.е. одного из предвечных сорока девяти огней.


СУ-ДАРШАНА (Санскр.) Диск Кришны; пламенное оружие, играющее
значительную роль в биографиях Кришны.


СУДДА САТВА (Санскр.) Субстанция, неподверженная свойствам
материи; светоносная и невидимая (для нас) субстанция, из которой
сформированы тела Богов и высших Дхиани. В философском смысле,
Судда Сатва скорее представляет собой сознательное состояние
духовного Эго-ства, чем какую-либо сущность.


ШУДДХОДАНА (Санскр.) Царь Капилавасту; отец Готамы, Владыки Будды.


СУДХА (Санскр.) Пища богов, похожая на амриту, субстанцию,
дарующую бессмертие.


ШУДРА (Санскр.) Последняя из четырех каст, возникших из тела
Брамы. "Каста рабов", которая вышла из ноги божества.


СУДЬЮМНА (Санскр.) Эпитет Илы (или Иды), отпрыска Вайвасвата Ману
и его прекрасной дочери, возникшей из его жертвы, когда он остался
один после потопа. Судьюмна была андрогинным существом, один
месяц - мужчиной, другой - женщиной.


СУФИЗМ (Греч.) От корня София, "Мудрость". Мистическая секта в
Персии, напоминающая ведантистов; и хотя она довольно
многочисленная, но включает в себя лишь очень образованных людей.
Они заявляют, и вполне справедливо, что обладают эзотерической
философией и учением истинного Магометанства. Учение Суффи (или
Софи) во многом соприкасается с Теософией, поскольку проповедует
одну всемирную веру, и внешнее уважение и терпимость ко всем
народным экзотерическим верованиям. Оно также соприкасается с
Масонством. Суфии имеют четыре ступени и четыре степени
посвящения: 1-я, испытательная, со строгим внешним соблюдением
мусульманских обрядов, с объяснением кандидату сокровенного
значения каждой церемонии и догмы; 2-я, метафизическое обучение;
3-я, степень "Мудрости", когда кандидат посвящается в самую
сокровенную природу вещей; и 4-я, заключительная Истина, когда
Адепт достигает божественных сил, и завершает единение с Единым
Вселенским Божеством в экстазе или Самадхи.


СУГАТА (Санскр.) Один из титулов Владыки Будды; имеет много
значений.


СУКХАБ (Халд.) Один из семи вавилонских богов.


СУКХАВАТИ (Санскр.) Западный Рай необразованной толпы. В народном
представлении существует Западный Рай Амитабхи, где добрые люди и
святые проводят время в физических наслаждениях, пока Карма снова
не уносит их в круг перевоплощений. Это преувеличенное и
ошибочное представление о Дэвачане.


ШУКИ (Санскр.) Дочь Риши Кашияпы, жена Гаруды, царя птиц,
носителя Вишну; мать попугаев, сов и воронов.


ШУКРА (Санскр.) Название планеты Венеры, называемой также Ушанас.
В этом олицетворении Ушанас является Гуру и наставником дайтьев -
великанов нашей земли в "Пуранах".


СУКШМА ШАРИРА (Санскр.) Сну-подобное, призрачное тело,
родственное Манасарупе или "телу мысли". Это одеяние богов или
Дхиани и Дэв. Пишется также Сукшама Шарира, и Тарака Раджа Йогами
называется Сукшмопадхи ("Тайная Доктрина", I, 211).


СУКШМОПАДХИ (Санскр.) В Тарака Раджа Йоге "принцип", содержащий
акк высший, так и низший Манас и Каму. Он соответствует Маномайа
Коше ведантийской классификации и состоянию Свапна. (См.
"Свапна".)


СУ-МЕРУ (Санскр.) То же, что Меру, мировая гора. Приставка Су
подразумевает восхваление и возвеличение предмета или имени
собственного, следующего за ней.


САМЕРЛЭНД. Название, данное американскими спиритуалистами и
феноменалистами земле или области, где живут их "Духи" после
смерти. Она расположена, как заявляет Эндрю Джексон Дэвис, либо
внутри, либо за Млечным Путем. В ее описании фигурируют города и
прекрасные строения, Дворец Конгрессов, музеи и библиотеки для
наставления подрастающих поколений молодых "Духов".

Нас же извещают, подвержены ли последние болезням, разложению и
смерти; но если нет, то утверждение, что развоплощенный "Дух"
ребенка и даже новорожденного младенца растет и развивается во
взрослого, трудно согласуемо с логикой. Но нам решительно
заявляют, что Духи Самерлэнда вступают в брак, рождают духовных
(?) детей и даже занимаются политикой. Все это не является ни
сатирой, ни преувеличением с нашей стороны, так как
доказательство этому - многочисленные труды м-ра Э. Джексона
Дэвиса, напр., "Internationai Congress of Spirits", если мы
правильно запомнили название. Именно этот грубо
материалистический взгляд на развоплощенный дух заставил
отвернуться от Спиритуализма и его "философии" многих нынешних
теософов. Величие смерти, таким образом, осквернено, и ее
страшная и священнае тайна становится просто фарсом.


СУНАСЕФА (Санскр.) Пуранический "Исаак"; сын мудреца Ришики,
продавшего его за сотню коров царю Амбарише для принесения в
жертву и "всесожжения" в честь Варуны, вместо царского сына
Рохиты, посвященного его отцом богу. Уже распростертого на
алтаре, Сунасефу спасает Риши Вишвамитра, который призывает сотню
своих собственных сыновей занять место жертвы, и после их отказа,
понижает их до состояния чандал. После этого Мудрец сообщает
жертве мантрам, повторение которого привлекает на спасение его
богов; после чего он усыновляет Сунасефу как старшего сына. (См.
"Рамаяна".) Существуют разные версии этой истории.


СУН-МИН-ШУ (Кит.) Китайское древо знания и древо жизни.


ШУНЬЯ (Санскр.) Иллюзия, в том смысле, что все существование есть
лишь призрак, сновидение, или тень.


ШУНЬЯТА (Санскр.) Пустота, пространство, ничто. Название нашей
объективной вселенной в смысле ее нереальности и иллюзорности.


СЮОЙЯТЕР (Фин.) В эпосе финнов "Калевала" - имя предвечного Духа
Зла, из слюны которого был рожден змей зла.


СУРАБХИ (Санскр.) "Корова изобилия"; сказочное существо, одна из
четырнадцати драгоценностей, извлеченных из океана молока при
пахтании его богами. "Корова", исполняющая все желания своего
владельца.


СУРАРАНИ (Санскр.) Титул Адити, матери богов,или суров.


СУРЫ (Санскр.) Общее название богов, то же, что и дэвы;
противоположность асуров, или "не-богов".


СУ-РАСА (Санскр.) Дочь Дакши, супруга Кашияны, мать тысячи
многоголовых змеев и драконов.


ШУРПА (Санскр.) "Веялка".


СУРТУР (Сканд.) Предводитель огненных сынов Муспела в "Эддах".


СУРУКАЯ (Санскр.) Один из "Семи Будд", или Сапта Татхагат.


СУРЬЯ (Санскр.) Солнце, которому поклонялись в "Ведах". Отпрыск
Адити (Пространства), матери богов. Супруг Санджны, или духовного
сознания. Великий бог, которого Вишвакарман, его тесть, создатель
богов и людей, и их "плотник", распинает на верстаке, укорачивает
на восьмую часть его лучи, лишает его голову лучезарности,
образуя вокруг нее темный ореол. Тайна последнего посвящения и
аллегорическое ее представление.


СУРЬЯСИДДХАНТА (Санскр.) Санскритский трактат по астрономии.


СУРЬЯВАНША (Санскр.) Солнечная раса. Сурьяванши - тот, кто
заявляет о своем происхождении от рода, возглавляемого Икшваку.
Таким образом, тогда как Рама принадлежал к Айодхья Династии
Сурьяванши, Кришна принадлежал к роду Яду лунной расы, или
Чандраванши, как и Готама Будда.


СУРЬЯВАРТА (Санскр.) Степень или стадия Самадхи.


СУШУМНА (Санскр.) Солнечный луч - первый из семи лучей. Также
название спинного нерва, соединяющего сердце с Брамарандрой и
играющего крайне важную роль в практике Йоги.


СУШУПТИ АВАСТХА (Санскр.) Глубокий сон; один из четырех аспектов
Пранавы.


СУТРА (Санскр.) Вторая группа священных писаний, предназначенная
для буддистов-мирян.


ПЕРИОД СУТР (Санскр.) Один из периодов, на которые разделена
ведийская литература.


СУТРАТМАН (Санскр.) Букв., "нить духа"; бессмертное Эго,
Индивидуальность, которая воплощается в людях жизнь за жизнью, и
на которую, подобно бусам, нанизаны его бесчисленные Личности.
Всемирный жизне-поддерживающий воздух, Самашти пран; всемирная
энергия.


СВАБХАВАТ (Санскр.) Востоковедами объясняется как "пластическая
субстанция", что является неадекватным определением. Свабхават
есть мировая субстанция и вещество, или, вернее, то, что стоит за
ним - дух и сущность субстанции. Это название происходит от
Субхава и состоит из трех слов: су - хороший, совершенный,
прекрасный, красивый; сва - самость; и бхава - бытие, или же
состояние бытия. Из него вся природа исходит и в него все
возвращается в конце жизненных циклов. В Эзотеризме он назван
"Отец-Матерь". Это - пластическая сущность материи.


СВАБХАВИКА (Санскр.) Древнейшая из существующих школ Буддизма.
Они относили проявление вселенной и физических феноменов к
Свабхаве или соответственной природе вещей. Согласно Уильсону,
Свабхавы вещей суть "врожденные свойства качеств, посредством
которых они действуют как успокаивающие, ужасающие или же
ошеломляющие, а Сварула-формы суть отличие двуногих,
четвероногих, зверей, рыб, животных и т.п.".


СВАДХА (Санскр.) Жертва; аллегорически называемая "женой Питри",
Агнишваттов и Бархишадов.


СВАХА (Санскр.) Привычное восклицание, означающее "Пусть это
сохранится навеки" или, вернее, "пусть будет так". Когда
употребляется при родовых жертвоприношениях (браминских), оно
означает "Пусть этот род сохранится навеки!".


СВАПАДА (Санскр.) Протоплазма, клетки, или микроскопические
организмы.


СВАПНА (Санскр.) Транс или состояние сновидений. Ясновидение.

<<

стр. 12
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>