<<

стр. 13
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>


СВАПНА АВАСТХА (Санскр.) Состояние сновидений; один из четырех
аспектов Пранавы; упражнение в Йоге.


СВАРАДЖ (Санскр.) Последний или седьмой (синтетический) луч из
семи солнечных лучей; то же, что Брама. Эти семь лучей образуют
полную гамму семи оккультных сил (или богов) природы, как это
отлично показывают их соответствующие названия. Они суть: Сушумна
(луч, который переносит солнечный свет на луну); Харикеша,
Вишвакарман, Вишватриярчас, Саннадхас, Сарвавасу и Сварадж. Так
как каждый из них означает одного из творящих богов или Сил, то
легко усмотреть, какими значительными являлись функции солнца в
глазах древних, и почему оно обожествлялось простонародьем.


СВАРГА (Санскр.) Небесная обитель, то же, что Индра-лока; рай.


СВАР-ЛОКА (Санскр.) Рай на Горе Меру.


СВАСАМ ВЕДАНА (Санскр.) Букв., "размышление, которое анализирует
само себя"; синоним Парамартхи.


СВАСТИКА (Санскр.) В народном представлении - крест Джайна, или
"четвероногий" крест (croix cramponnee). В масонских учениях
говорится, что "самый древний Орден Братства Мистического Креста"
был основан Фохи, в 1027 г. до Р.Х., и введен в Китае 52 года
спустя; он состоит из трех степеней. В Эзотерической Философии -
это самое мистическая и древняя диаграмма. Это "создатель огня
через трение и создатель "Сорока девяти Огней"." Этот символ был
запечатлен на сердце Будды, и поэтому называется "Печатью
Сердца". Его кладут на грудь Посвященных после их смерти; и он с
величайшим почтением упомянут в "Рамаяне". Он высечен на каждой
скале, храме или доисторическом памятнике в Индии, а также всюду,
где буддисты оставили свои вехи; он встречается также в Китае,
Тибете и Сиаме, и, как Молот Тора - среди древнегерманских
народов. Как его описал Эйтель в своем "Hand-Book of Chinese
Buddhism": (1) "он встречается среди бонпо и буддистов"; (2) это
"одна из шестидесяти пяти фигур Шрипады"; (3) это "символ
эзотерического Буддизма"; (4) "отличительный знак всех божеств,
которым поклонялись в Школе Лотоса в Китае". И, наконец, в
Оккультизме для нас он столь же священен, как Пифагорейский
Тетрактис, символом-двойником которого он поистине является.


СВАСТИКАСАНА (Санскр.) Вторая из четырех основных поз из
восьмидесяти четырех, предписанных в упражнениях Хатха Йоги.


СВАЯМБХУ (Санскр.) Метафизический и философский термин,
означающий "спонтанно само-порожденный" или "само-сущее
существо". Эпитет Брамы. Сваямбхува также является именем первого
Ману.


СВАЯМБХУ ШУНЬЯТА (Санскр.) Спонтанное само-развитие;
само-существование реального в нереальном, т.е. Вечного Сат в
периодическом Асат.


ШВЕТА (Санскр.) Змий-дракон; сын Кашияпы.


ШВЕТА-ДВИПА (Санскр.) Букв., Белый Остров или Континент, один из
Сапта-двип. Полковник Вильфорд стремился отождествить его с
Великобританией, но ему это не удалось.


ШВЕТА-ЛОХИТА (Санскр.) Имя Шивы, когда он появляется в 29-ой
Кальпе как "Кумара цвета луны".


СВЕДЕНБОРГ ЭММАНУИЛ Великий шведский провидец и мистик. Он
родился 29 января 1688 г., и был сыном д-ра Джаспера Сведберга,
епископа Скары в Вестготланде; умер в Лондоне, на Грейт Бас
Стрит, Клепкенвиль, 29 марта 1772 г. Из всех мистиков,
Сведенборг, несомненно, больше всех повлиял на "Теософию"; однако
он оставил еще более глубокий след в официальной науке. Ибо если
как астроном, математик, физиолог, натуралист и философ он не
имел себе равных, то в психологии и метафизике он, несомненно,
был позади своего времени. Когда ему исполнилось 46 лет, он стал
"теософом" и "провидцем"; но хотя его жизнь всегда была
безупречной и почтенной он никогда не был истинным филантропом
или подвижником. Его способности ясновидения, все же, были
замечательными; однако не вышли за пределы этого плана материи;
все, что сказано им о субъективных мирах и духовных существах,
очевидно является больше плодом его буйной фантазии, нежели его
духовного проникновения. Он оставил множество трудов, которые
ужасно неправильно поняты его последователями.


СИЛЬФЫ Розенкрейцерское наименование элементалов воздуха.


СИМВОЛИЗМ Образное выражение идеи или мысли. Изначальное письмо
сперва не имело букв, обычно символ выражал целую фразу или
предложение. Символ, таким образом, есть записанное иносказание,
а иносказание - устный символ. Китайская письменность
представляет собой ничто иное, как символическое письмо, каждый
из нескольких тысяч знаков которого является символом.


СИЗИГИ (Греч.) Гностический термин, означающий пару: один -
активный, другой - пассивный. Относится главным образом к Зонам.


Т.


Т. - Двенадцатая буква алфавита. В латинском алфавите значение ее
было 160, а с чертой (Т) - 160 000. Это последняя буква
еврейского алфавита, Тау, эквивалентами которой являются Т, ТН, и
числовое значение 400. Ее символами были: в качестве тау - крест
+, остов основания строения; и в качестве тет (Т), девятой буквы,
- змея и корзина Элевзинских мистерий.


ТААРОА (Таити.) Созидательная сила и главный бог таитян.


ТАБ-НУТ (Евр.) Форма; каббалистический термин.


ТАД-АЙКИЯ (Санскр.) "Тождественность"; отождествление или
единство с Абсолютом. Всемирная, непознаваемая Сущность
(Парабрахм) в "Ведах" не имеет названия, к нему обычно обращаются
как к Тад, "То".


ТАФНЕ (Египет.) Богиня; дочь солнца, изображаемая с головой
львицы.


ТАХМУРАТ (Перс.) Иранский Адам, конем которого был Симорг Анке,
грифон-феникс, или бесконечный цикл. Повторение или воспоминание
о Вишну и Гаруде.


ТАОР (Евр.) Букв., Mundus, мир; имя данное Божеству, - такое
определение указывает на веру в Пантеизм.


ТАТ ЭСМУН (Египет.) Египетский Адам; первый человеческий предок.


ТАЙДЖАСИ (Санскр.) Сияющий, пламенный - от Теджас, "огонь";
иногда употребляется для обозначения Манаса-рупы, "тела мысли", а
также звезд.


ТАЙРИЯГИОНЬЯ (Санскр.) Пятое творение, или, вернее, пятая ступень
творения, творение низших животных, пресмыкающихся, и т.д. (См.
"Тирьяксрота".)


ТАИТТРИЯ (Санскр.) Одна из "Брахман" "Яджур Веды".


ТАЛАПОЙН (Сиам.) Буддийский монах и аскет в Сиаме; некоторым из
этих аскетов приписываются большие магические силы


ТАЛИСМАН От арабского tilism или tilsam, "магическое
изображение". Предмет, сделанный либо из камня, металла, либо из
священного дерева; часто кусок пергамента, заполненный буквами и
изображениями, нанесенными под определенными планетными
воздействиями в виде магических формул, даваемый сведущим в
оккультных науках кому-либо из несведущих, с целью или охранить
его от зла, или для удовлетворения определенных желаний. Все же,
наибольшая сила и эффективность талисмана заключается в вере его
обладателя; и это не из-за легковерности последнего, и не потому,
что талисман не обладает силой, но потому что вера есть качество,
обладающее очень мощной созидательной силой, и поэтому -
бессознательно для самого верующего - стократно увеличивает силу,
первоначально сообщенную талисману его изготовителями.


ТАЛМИДАЙ ХАКАМИМ (Евр.) Класс мистиков и каббалистов, которые в
"Зохаре" названы "Учениками Мудрого", и которые были сарисим, или
добровольными евнухами, становясь такими по духовным
соображениям. (См. "От Матфея", XIX, 11-12, место, где
восхваляется подобный акт.)


ТАЛМУД (Евр.) Раввинские комментарии по еврейскому вероучению. Он
состоит из двух частей: древняя, Мишна, и более современная,
Гемара. Евреи, называя "Пятикнижие" писанным законом, называют
"Талмуд" написанным или устным законом. (у.у.у.)

"Талмуд" содержит гражданские и церковные законы евреев,
приписывающих этой книге большую святость. Ибо, за исключением
вышеуказанной разницы между "Пятикнижием" и "Талмудом", первое,
как они заявляют, не может претендовать на приоритет перед
последним, так как обе были получены Моисеем на Горе Синай от
Иеговы одновременно, и Моисей одну записал, а другую передал
устно.


ТАМАЛА ПАТТРА (Санскр.) Безупречный, чистый, подобный мудрецу.
Также название листа Laurus Cassia, дерева, якобы обладающего
разными очень оккультными и магическими свойствами.


ТАМАРИСК или Эрика. Священное дерево в Египте, обладающее
большими оккультными свойствами. Многие храмы были окружены этими
деревьями, особенно храм в Филэ, священный из священнейших, так
как считалось, что под ним захоронено тело Озириса.


ТАМАС (Санскр.) Качество тьмы, "загрязненности" и инертности;
также качество невежества, так как материя слепа. Термин,
используемый в метафизической философии. Это низшая из трех гун
или основных качеств.


ТАММУЗ (Сир.) Сирийское божество, почитавшееся евреями
идолопоклонниками так же, как и сирийцами. Женщины Израиля
совершали ежегодный плач над Адонисом (этот прекрасный юноша
тождественен с Таммузом). Праздник, устраиваемый в его честь, был
связан с солнцестоянием, и начинался с новолуния в месяце Таммуза
(июле); проходил главным образом в Библосе в Финикинии; но его
праздновали даже в четвертом веке нашей эры в Вифлееме, так как
Св. Иероним выражает ("Послания", с. 49) свои жалобы следующими
словами: "На Вифлеем роща Таммуза, то есть Адониса, бросала свою
тень! И в гроте, где некогда кричал младенец Иисус, оплакивали
возлюбленного Венеры". И, действительно, в Мистериях Таммуза или
Адониса целая неделя проводилась в оплакиваниях и скорби. За
погребальными процессиями следовал пост, и затем веселья; ибо
считалось, что после поста Адонис-Таммуз воскресал из мертвых, и
дикие оргии с весельем, едой и питьем, как теперь на Пасху,
продолжались без перерыва несколько дней.


ТАМРА ПАРНА (Санскр.) Цейлон, древняя Тапробана.


ТАМТИ (Халд.) Богиня, то же, что и Белита. Тамти-Белита есть
олицетворенное Море, матерь города Эрех, халдейского Некрополя.
Астрономически Тамти - это Асторет или Иштар, Венера.


ТАНАИМ (Евр.) Еврейские Посвященные, очень ученые каббалисты
древних времен. "Талмуд" содержит различные легенды о них и
приводятся имена главных из них.


ТАНГА-ТАНГО (Перуан.) Идол, пользующийся большим почитанием у
перуанцев. Это символ Triune, или Троицы, "Один в трех и три в
Одном", и существовал уже до нашей эры.


ТАНХА (Пали.) Жажда жизни. Желание жить и привязанность к жизни
на этой земле. Эта привязанность и является причиной
перевоплощения или реинкарнации.


ТАНДЖУР (Тибет.) Собрание буддийских трудов, переведенных с
Санскрита на тибетский и монгольский языки. Это самый обширный
канон, содержащий 225 больших томов по разным темам. Канджур,
который содержит указания или "Слово Будды", состоит лишь из 108
томов.


ТАНМАТРЫ (Санскр.) Типы или зачатки пяти Стихий; тонкие сущности
последних, лишенные всех качеств и тождественные свойствам пяти
основных Стихий - земли, воды, огня, воздуха и эфира; т.е.
танматры, в одном из своих аспектов, суть: обоняние, вкус,
осязание, зрение и слух.


ТАНТРА (Санскр.) Букв., "закон или ритуал". Определенные
мистические и магические труды, главной особенностью которых
является поклонение женской силе, олицетворенной в Шакти. Дэви
или Дурга (Кали, супруга Шивы) есть особая энергия, связанная с
половыми ритуалами и магическими силами - худшая из форм черной
магии и колдовства.


ТАНТРИКА (Санскр.) Церемонии, связанные с вышеупомянутым
поклонением. Шакти обладает двоякой природой, белой и черной,
доброй и злой, потому шакты делятся на два вида, дакшиначарьи и
вамачарьи, или шакты правой и левой руки, т.е. "белые" и "черные"
чародеи. Поклонение последних - в высшей мере распущенное и
безнравственное.


ДАО (Кит.) Название философии Лао-цзи.


ТАЕЭР (Егип.) Женский Тифон, гиппопотам, называемый также Ta-ur,
Ta-op-oer, и т.д.; она - Thoueris греков. Эту супругу
Тифона изображали в виде чудовищного гиппопотама, сидящего на
задних лапах с ножом в одной руке и священным узлом в другой
(паша Шиви). Спина ее была покрыта чешуей крокодила, и она имела
хвост крокодила. Она также называется Теб, из-за чего Тифона
иногда также называют Тебом. На памятнике шестой династии она
названа "кормилицей богов". В Египте ее боялись даже больше
Тифона. (См. "Тифон".)


ДАО-ДЕ-ЦЗИН (Кит.) Букв., "Книга о Совершенстве Природы",
написанная великим философом Лао-цзы. Это своего рода Космогония,
включающая все основные доктрины Эзотерического Космогенезиса.
Так, он говорит, что в начале не было ничего, одно только
беспредельное и бесконечное Пространство. Все, что живет и
существует, было рождено в нем, от "Принципа, который существует
Сам по Себе, развивая Себя из Себя", т.е. от Свабхавата. Так как
имя его неизвестно и сущность непостижима философы назвали это
Дао (Анима Мунди), несотворенная, нерожденная и вечная энергия
природы, проявляющаяся периодически. Природа, также как и
человек, достигает чистоты, достигает и покоя, и тогда все
становится единым с Дао, что есть источник всего блаженства и
счастья. Как в индусской и буддийской философии, подобная чистота
и блаженство, и бессмертие может быть достигнуто лишь через
осуществление добродетели и абсолютного спокойствия нашего
земного духа; человеческий ум должен управлять и, в конце концов,
побороть и даже уничтожить бурную деятельность физической природы
человека; и чем раньше он достигнет необходимой степени
нравственной чистоты, тем счастливее он будет себя чувствовать.
(См. "Annales du Musee Guinet", тт. XI и XII; д-р Грут, "Etudes
sur la Religion des Chinois".) Как выразился известный китаист
Потье: "Человеческая Мудрость никогда не применяла язык более
святой и глубокий".


ТАПАС (Санскр.) "Отвлечение", "медитация". "Совершать тапас"
значит сидеть с целью созерцания. Поэтому аскетов часто называют
тапасами.


ТАПАСА-ТАРУ (Санскр.) Sesamum Orientale, дерево, которое было
очень священно среди древних аскетов Китая и Тибета.


ТАПАСВЫ (Санскр.) Аскеты и отшельники буддийской, браминской и
даоистской религии.


ТАФОС (Греч.) Гробница, саркофаг, который помещался в Адитуме и
использовался для целей посвящения.


ТАКО-ЛОКА (Санскр.) Царство дэв огня, называемых Вайраджами. Оно
именуется - "мир семи мудрецов", а также "царство искупления".
Одна из Шашта-лок (шести миров) над нашим, седьмым.


ТАРА (Санскр.) Супруга Брихаспати (Юпитера), похищенная Царем
Сомой, Луной, что привело к войне между Богами и Асурами. Тара
олицетворяет мистическое знание, в противоположность
ритуалистической вере. Она - матерь (с Сомой) Будха, "Мудрости".


ТАРАКА (Санскр.) Описывается, как данава и дайтья, т.е.
"Великан-Демон", сверхчеловеческий аскетизм которого как йога
заставил богов опасаться за свою власть и верховенство. По
преданию, был убит Карттикеей. (См. "Тайная Доктрина", II, 479.)


ТАРАКАМАЙА (Санскр.) Первая война на Небесах из-за Тары.


ТАРАКА РАДЖА ЙОГА (Санскр.) Одна из браминских систем Йоги для
развития чисто духовных сил и знания, ведущего к Нирване.


ТАРГУМ (Халд.) Букв., "Толкование", от корня тарген, толковать.
Изложение еврейских Писаний. Некоторые из Таргумов очень
мистичны, причем арамейский (или таргумский) язык используется по
всему "Зохару" и другим каббалистическим книгам. Чтобы отличить
этот язык от еврейского, называемого "лицом" священного языка,
его называют ahorayim, "задняя часть", истинный смысл которой
следует читать между строк, согласно определенным методам,
которые давались изучающим. Латинское слово тергум, "спина",
произведено от еврейского или, вернее, арамейского и халдейского
таргум. "Книга Даниила" начинается на еврейском языке, и вполне
понятна до гл. II, 4, когда халдеи (Маги-Посвященные) начинают
говорить с царем на арамейском - не на еврейском, как неправильно
переведено протестантской Библией. Перед тем, как он начинает
объяснять царю свой сон, Даниил говорит на еврейском, но сам сон
он объясняет (гл. VII) на арамейском. "Так же и в "Ездре" (IV, V
и VI) слова царей приводятся буквально, но все это на арамейском
языке", говорит Исаак Мейер в свей "Каббале". Существуют Таргумы
разных веков; последние уже являют знаки мазоретской, или системы
гласных, что делает их еще более полными умышленных маскировок.
Совету "Pirke Aboth" (г. I, параграф 1) - "Укрой Тору" (закон) -
поистине верно следовали как в Библии, так и в Таргумах; и мудр
тот, кто сумеет истолковать их правильно, если только он не
испытанный оккультист-каббалист.


ТАШИЛУМПА (Тибет.) Большой центр монастырей и учебных заведений в
трех часах ходьбы от Шигатзе; резиденция Таши Ламы, о котором
подробнее см. "Панчен Римпоче". Он был построен в 1445 г. по
указу Цонг-к'а-па.


ТАССИСУДУН (Тибет.) Букв., "святой город учения"; однако, в нем
больше дугпа, чем святых. Это главная резиденция в Бутане
церковного Главы секты Б'он - Дхарма Раджи. Последний, хотя по
собственному признанию северный буддист, является просто
поклонником древних богов-демонов местных жителей, - природных
духов или элементалов, которым поклонялись в этой стране до
введения Буддизма. В Восточный или Великий Тибет не допускается
ни один иностранец, и тем немногим ученым, которые осмеливаются
путешествовать в этих запретных районах, не позволяют углубиться
дальше пограничных областей земли Бод. Они скитаются по Бутану,
Сиккиму, повсюду вдоль границы этой страны, но не могут ничего
узнать об истинном Тибете, а следовательно - об истинном Северном
Буддизме или Ламаизме Цонг-к'а-па. И несмотря на это, описывая не
больше, чем ритуалы и верования секты Б'он и странствующих
шаманов, они убеждают мир, что дают ему чистый Северный Буддизм,
и рассуждают о его великом отпадении от своей первоначальной
чистоты.


ТАТ (Егип.) Египетский символ: вертикальная круглая стойка,
суживающаяся кверху, с четырьмя поперечинами наверху.
Использовалась в качестве амулета. Верхняя часть представляет
собой обычный равносторонний крест. Последний, на своей
фаллической основе, символизировал два принципа в творении,
мужской и женский, и относился к природе и космосу; но сам по
себе тат, с атф (или атеф) наверху, тройной короной Гора - двумя
перьями с уреем впереди - представлял собой семеричного человека,
причем крест, или две крестовины, означает низшую четверку, а атф
- высшую триаду. Как метко замечает д-р Берч: "Четыре перекладины
... представляют четыре основы всех вещей, а тат является
символом прочности".


ТАТХАГАТА (Санскр.) "Тот, который подобен грядущему"; тот, кто,
подобно своим предшественникам (Буддам) и преемникам, является
грядущим будущим Буддой или Спасителем Мира. Один из титулов
Готамы Будды, и самый высший, поскольку первый и последний Будда
были прямыми непосредственными аватарами Единого Божества.


ТАТХАГАТАГУПТА (Санскр.) Тайный или сокрытый Татхагата, или
"охраняющий", защищающий Будда: относится к Нирманакаям.


ТАТТВА (Санскр.) Вечно сущее "То"; также различные принципы в
Природе, в их оккультном значении. "Таттва Самаса" - труд по
философии Санкхья, приписываемый самому Капиле.

Также, абстрактные принципы существования или категории,
физические и метафизические. Тонкие элементы - пять
экзотерически, семь в эзотерической философии - относящиеся с
пятью и семью чувствами на физическом плане; последние два чувства
все еще латентны в человеке, но будут развиты в последних двух
коренных расах.


ТАУ (Евр.) То, что теперь стало еврейской квадратной буквой тау,
но задолго до изобретения еврейского алфавита являлось египетским
крестом с рукояткой, крукс ансата римских народов, и идентично с
египетским анкх. Этот знак принадлежал и теперь принадлежит
исключительно Адептам каждой страны. Как доказывает Кеннет
Р.Ф.Маккензи, "это был символ спасения и освящения, и как таковой
был принят в качестве масонского символа в Royal Arch Degree". Он
также называется астрономическим крестом, и им пользовались
древние мексиканцы - что доказывает его присутствие на одном из
храмов Паленке, - также как и индусы, ставившие тау в качестве
знака на лбу своих Чела.


ТЕЛЕЦ (Лат.) Одно из самых таинственных созвездий Зодиака,
связанное со всеми "Первородными" солнечными богами. Телец
отмечен буквой A, которая является его знаком в еврейском
алфавите - буквой Алеф; и потому это созвездие называется "Один",
"Первый" - по вышеупомянутой букве. Отсюда и "Первородные",
которым всем оно и было посвящено. Бык есть символ силы и
порождающей мощи - Логоса; отсюда и рога на голове Изиды,
женского аспекта Озириса и Гора. Древние мистики в рогах Тельца
(верхняя часть еврейского Алефа) усматривали крест с рукояткой,
отбрасывающий Дракона, а христиане связывали этот знак и
созвездие с Христом. Св.Августин называет его "великим Градом
Бога"; египтяне - "толкователем божественного гласа",
Апис-Пацисом Гермонта. (См. "Зодиак".)


ТАЙГЕТ (Греч.) Одна из семи дочерей Атласа - третья, ставшая
впоследствии одной из Плеяд. Эти семь дочерей, по преданию,
олицетворяют семь подрас четвертой коренной расы, расы атлантов.

(Вследствие ошибочной транслитерации, санскритские слова,
начинающиеся с букв Tch. помещены неправильно и должны находиться
под C.)


ЧАЙТЬЯ (Санскр.) Любая местность, сделанная священной в связи с
каким-либо событием в жизни Будды; термин, означающий то же по
отношению к богам, и любое место или объект поклонения.


ЧАКЧУР (Санскр.) Первая Виджнана (см.). Букв., "око",
подразумевая способность зрения или, вернее, оккультное
восприятие духовных и субъективных реальностей (Чакшур).


ЧАКРА или Chakra (Санскр.) Заклинание. Диск Вишну, служивший в
качестве оружия; колесо Зодиака, а также колесо времени и т.д. У
Вишну он был символом божественной власти. Одна из шестидесяти
пяти фигур Шрипады, или мистического отпечатка ступни Будды,
который содержит это число символических фигур. Чакра
используется в месмерических феноменах и других анормальных
опытах.


ЧАНДАЛЫ или Chhandalas (Санскр.) Изгнанные или люди без касты,
название, которое теперь дается всем низшим классам индусов; но в
древности оно относилось к определенному классу людей, которые,
потеряв право на какую-либо из четырех каст - браминов, кшатриев,
вайшьев и шудр - изгонялись из городов и искали убежища в лесах.
После они стали "каменщиками", пока окончательно изгнанные, они
не покинули страну, примерно за 4000 лет до н.э. Некоторые видят
в них предков ранних евреев, племена которых начались с А-брама,
или "Не-Брама". Вплоть до наших дней этот класс наиболее
презирается браминами в Индии.


ЧАНДРАГУПТА или Chandragupta (Санскр.) Сын Нанды, первый
буддийский Царь Династии Мориа, дед Царя Ашоки, "любимец богов"
(Пиядаси).


ЧАТУР МАХАРАДЖА (Санскр.) "Четыре царя", Дэвы, которые сторожат
четыре стороны вселенной, и связаны с Кармой.


ЧЕРНО-БОГ (Слав.) "Черный бог"; главное божество древнеславянских
народов.


ЧЕРЧЕН Оазис в Центральной Азии, расположенный где-то в 4000
футах над рекой Черчен Дарья; самый очаг и центр древней
цивилизации, со всех сторон, над и под землей, окруженный
бесчисленными руинами городов и мест погребений всех видов. Как
сообщил покойный полковник Пржевальский, этот оазис населен
примерно 3000 людьми, "которые представляют собой остатки
примерно ста народностей и рас, ныне исчезнувших, сами имена
которых неизвестны современным этнологам."


ЧХАНДА РИДДХИ ПАДА (Санскр.) "Ступень желания", термин,
употребляемый в Раджа Йоге. Это конечное отречение от всех
желаний как sine qua non условие феноменальных сил, и вступление
на прямой путь Нирваны.


ЧИКИЦА ВИДИА ШАСТРА (Санскр.) Трактат по оккультной медицине,
содержащий значительное количество "магических" рецептов. Это
одна из "Панча Видиа Шастр", или Священных Писаний.


ЧИНА (Санскр.) Название Китая в буддийских трудах; это страна
называется так начиная с династии Цинь, которая была основана в
349 г. до н.э.


ЧИТТА РИДДХИ ПАДА (Санскр.) "Ступень памяти". Третье состояние
мистического ряда, ведущего к достижению адептства; т.е.
отречение от физической памяти, и от всех мыслей, связанных со
светскими или личными событиями в жизни - благами, личными
радостями или ассоциациями. Физической памятью необходимо
пожертвовать, и призывать ее силою воли, тогда когда она
абсолютно необходима. Риддхи Пада, букв., четыре "Ступеньки к
Риддхи", суть четыре способа управления и, наконец, уничтожения
желания, памяти, и в конечном счете самой медитации - постольку,
поскольку они связаны с каким-либо усилием физического мозга - и
тогда медитация становится чисто духовной.


ЧИТТА СМРИТИ УПАСТХАНА (Санскр.) Одна из четырех целей Смрити
Упастхана, т.е. постоянное удерживание в памяти преходящего
характера человеческой жизни, и непрекращающегося вращения колеса
существования.


ТЕБА (Евр.) Природа; которая мистически и эзотерически есть то
же, что ее олицетворенный Элохим, ибо числовое значение обоих
слов - Теба и Элохим (или Алейм) - одинаково, а именно 86.


ТЕФНАНТ (Егип.) Одно из трех божеств, обитающих в "земле
возрождения богов" и добрых людей, т.е. Амру (Дэвачане). Эти три
божества суть Шео, Тефнант и Себ.


ТЕЛУГУ Один из дравидских языков, на котором говорят в Южной
Индии.


ТЕМУРА (Евр.) Букв., "Изменение". Название одного раздела
практической Каббалы, касающегося аналогий между словами,
взаимоотношение которых указывается определенными изменениями в
расстановке букв или заменой одной буквы на другую.


ДЕСЯТЬ ПИФАГОРЕЙСКИХ ДОБРОДЕТЕЛЕЙ Добродетели Посвящения и т.д.,
обязательные перед принятием. (См. "Пифагор".) Они тождественны
добродетелям, предписанным Ману, и буддийским Парамитам
Совершенства.


ТЕРАФИМЫ (Евр.) То же, что Серафимы или Боги Кабейри; образы
змей. Первые Терафимы, согласно легенде, были получены Дарданом в
качестве приданого, и увезены им в Самофракию и Трою.
Идолы-оракулы древних евреев. Ревекка похитила их у своего отца
Лавана.


ТЕРАТОЛОГИЯ Греческое название, введенное Жеффруа Сент Илером для
обозначения пред-родового образования уродов, как человеческих,
так и животных.


ТЕТРАГРАММАТОН Название Бога, составленное из четырех букв, его
греческий титул; на еврейском языке эти четыре буквы суть "иод,
хе, вау, хе", или, английскими заглавными, IHVH. Настоящее
древнее произношение теперь неизвестно; истинный еврей считал это
имя слишком священным, чтобы произносить его, и при чтении
священных писаний он заменял его именем "Адонай", означающий
Господь. В Каббале I ассоциируется с Хокма, H с Бина, V с Тиферет
и второе H с Малкут. Христиане обычно называют IHVH Иеговой, и
многие современные ученые-библеисты пишут это как Яхве. В "Тайной
Доктрине" название Иегова относится только к Сефире Бине, но
такое отнесение не признается ни Розенкрейцерской школой
каббалистов, ни Матерсом в его переводе "Kabbalah Denudata"
Кнорра фон Розенрота: некоторые авторитеты по Каббале
действительно отнесли лишь Бину к IHVH, но только в отношении
Иеговы экзотерического Иудаизма. IHVH Каббалы имеет лишь бледное
сходство с Богом Ветхого Завета. (у.у.у.)

"Каббала" Кнорра фон Розенрота не является авторитетом для
Восточных каббалистов, так как известно, что при создании своей
"Kabbalah Denudata" он придерживался скорее современных, чем
древних (халдейских) манускриптов; также известно, что те
манускрипты и писания "Зохара", которые классифицируются как
"древние", упоминают, а некоторые даже применяют, еврейские
главные или мазоретские точки. Одно это делает эти так называемые
Зохарские книги неподлинными, так как нет прямых следов схемы
Мазоры ранее десятого столетия нашей эры, так же как какого-либо
отдаленного следа ранее седьмого столетия. (См. "Тетрактис".)


ТЕТРАКТИС (Греч.) или Тетрада. Священное "Четыре", которым
клялись Пифагорейцы, и это было их самой обязывающей клятвой. Оно
имеет очень мистические и различные значения, будучи тем же, что
Тетраграмматон. Прежде всего, это Единство, или "Одно" под
четырьмя различными аспектами; затем это есть основное число
Четыре, Тетрада, содержащая Декаду или Десять - число
совершенства; наконец, оно означает первичную Триаду (или
Треугольник), погруженную в божественную Монаду. Кирхер, ученый
каббалист-иезуит, в своей "OEdipus AEgypticus" (II, с. 267)
приводит Неизреченное Имя IHVH - одну из каббалистических формул
из 72 названий - расставленное в виде пифагорейской Тетрады. М-р
И.Мейер приводит это в таком виде:


! ! !


Неизреченное имя так


Он также доказывает, что "священная Тетрада пифагорейцев,
по-видимому, была известна древним китайцам". Как пояснено в "Раз.
Изиде" (I, XVI): Мистическая Декада, результант Тетрактиса, или
1 + 2 + 3 + 4 = 10, является одним из способов выражения этой
идеи. Один - это бесконечный принцип "Бог"; Два - материя; Три,
соединяя Монаду с Дуадой и участвуя в сущности обеих, -
феноменальный мир; Тетрада, или сумма всего, включает в себя весь
Космос.


ТХАЛЛАСА (Греч.) Море. (См. "Тхаллатх".)


ФАЛЕС (Греч.) Греческий философ из Милета (около 600 г. до Р.Х.),
учивший, что вся вселенная была сотворена из воды, тогда как
Гераклит из Эфеса утверждал, что она была сотворена огнем, а
Анаксимен - что воздухом. Фалес, настоящее имя которого
неизвестно, взял имя от Тхаллатх, в соответствии с философией,
которой он учил.


ТХАЛЛАТХ (Халд.) То же, что Тхалласа. Богиня, олицетворяющая
море, идентичная с Тиамат и связанная с Тамти и Белитой. Богиня,
которая родила все виды первобытных чудовищ в космогонии,
изложенной Берозом.


ТХАРАНА (Санскр.) "Месмеризм" или, вернее, само-вызванный транс
или самогипноз; действие, применяемое в Индии, которое обладает
магическим характером и является чем-то вроде изгнания бесов.
Букв., "удалить, смести" (злые воздействия, - тхархн означает
метла, а тхарнхан - тряпка для пыли); изгнание злых бхутов (злая
аура и злые духи) с помощью благотворной воли гипнотизера.


ТАВМАТУРГИЯ "Чудотворство"; способность творить чудеса с помощью
богов. От греческих слов thauma, "чудо", и theurgia,
"божественная работа".


ТЕАНТРОПИЗМ Быть богом и человеком одновременно; божественный
Аватар (см.).


ТЕЙОХЕЛ (Евр.) Рождающий человека обитаемый мир, наша земля в
"Зохаре".


ТХЕЛИ (Халд.) Большой Дракон, который, как утверждается,
символически обнимает вселенную. Еврейскими буквами это TLI = 400
+ 30 + 10 = 440; когда "его холка (первая буква) обуздана",
говорят раввины, - остается 40, или эквивалент Мем; M = Вода,
воды над твердью. Очевидно, та же мысль, которую символизирует
Шеша - Змий Вишну.


ТЕОКРАЗИЯ Букв., "смешение богов". Поклонение различным богам,
как, например, Иегове и богам неевреев в случае идолопоклонников
евреев.


ТЕОДИЦИЯ "Божественное право", т.е. привилегия всемилостивого и
справедливого Бога поражать невинных и сокрушать тех, кому это
предопределено, и все же оставаться любящим и справедливым
Божеством; в богословии - тайна.


ТЕОДИДАКТ (Греч.) Букв., "Богом наученный". Так называли Аммония
Саккаса, основателя неоплатонической Эклектической Школы
филалетеян в четвертом веке в Александрии.


ТЕОГОНИЯ Происхождение богов; тот раздел всех нехристианских
теологий, который учит генеалогии различных божеств.
Древнегреческое название того, что после было переведено как
"родословная происхождения Адама и Патриархов" - последние все
суть "боги, планеты и знаки Зодиака".


ТЕОМАХИЯ Сражение с богами или против них, как например, "Война
Титанов", "Война в Небесах", и Сражение Архангелов (богов) против
своих братьев, полчищ Сатаны (бывших богов, Асуров и т.д.)


ТЕОМАНТИЯ Прорицание с помощью оракулов, от theos, бог, и
manteia, пророчествование.


ТЕОПАТИЯ Страдания во имя своего бога. Религиозный фанатизм.


ТЕОФИЛАНТРОПИЗМ (Греч.) Любовь к Богу и человеку или, вернее, в
философском смысле, любовь к Богу через любовь к Человечеству.
Некие личности, которые во время первой революции во Франции
стремились заменить Христианство чистой филантропией и здравым
рассудком, называли себя теофилантропами.


ТЕОФИЛОСОФИЯ Теизм и философия вместе.


ТЕОПНЕЙСТИЯ Откровение; нечто данное или вдохновленное богом или
божественным существом. Божественное наитие.


ТЕОПЕЯ (Греч.) Магическое искусство наделения фигур, статуй и
других неодушевленных предметов жизнью, речью и движением.


ТЕОСОФИЯ (Греч.) Религия Мудрости или "Божественная Мудрость".
Сущность и основа всех мировых религий и философий, преподаваемая
и практикуемая немногими избранными с тех пор, как человек стал
мыслящим существом. В практическом применении Теософия есть чисто
божественная этика; определения, данные ей в словарях, просто
бессмыслица, вздор, основанный на религиозном суеверии и
невежестве в отношении истинного духа ранних розенкрейцеров и
средневековых философов, называвших себя теософами.


ТЕОСОФИЧЕСКОЕ ОБЩЕСТВО или "Всемирное Братство". Основано в 1875
г. в Нью-Йорке полковником Х.С.Олькоттом и Е.П.Блаватской при
содействии У.К.Джаджа и некоторых других. Первоначально оно
провозгласило своей целью научное исследование психических или
так называемых "духовных" феноменов, после чего были объявлены
три его главные задачи, а именно: 1) Братство человечества без
различия рас, цвета кожи, религии или социального положения; 2)
основательное изучение древних мировых религий для сравнения и
извлечения оттуда универсальной этики; 3) изучение и развитие
скрытых божественных сил в человеке. В данный момент (1890 г.)
оно имеет более 250 Филиалов, разбросанных по всему земному шару,
большинство из которых находится в Индии, где расположена также
его штаб-квартира. Оно состоит из нескольких больших Секций -
Индийской, Американской, Австралийской и Европейской.


ТЕОСОФЫ Этим именем себя называли многие мистики различных
периодов истории. Неоплатоники Александрии были теософами;
алхимики и каббалисты средневековья назывались так же; это
относится и к мартинистам, квиетистам и другим видам мистиков,
либо действующих независимо, либо объединенных в братство или
общество. Все истинные приверженцы божественной Мудрости и
Истины имели и имеют больше права на это имя, чем те, которые,
присвоив себе это название, живут и действуют вопреки принципам
Теософии. Как обрисовано Братом Кеннетом Р.Маккензи, теософы
прошлых столетий - "чистые теоретики, не основывавшие школ, все
же оказали безмолвное влияние на философию; и, без сомнения,
когда наступит время, многие идеи, предложенные, таким образом,
бессловесно, могут дать новые направления человеческой мысли.
Один из путей, по которым эти доктрины достигали не только
авторитета, но и силы, был через определенных ревнителей в высших
степенях Масонства. Все же эта сила в значительной степени угасла
вместе с его основателями, и современное франкмасонство содержит
мало следов теософического влияния. Какими бы точными и
прекрасными ни были некоторые мысли Сведенборга, Пернетти,
Пасквали, Сен Мартена, Маркони, Рагона и Шастанье, они оказывают
лишь слабое непосредственное воздействие на общество." Это верно
в отношении теософов предыдущих трех столетий, но не современных.
Ибо теософы нынешнего столетия уже оставили зримый отпечаток на
современной литературе, и возбудили среди наиболее интеллигентных
слоев человечества желание и рвение к какой-либо философии вместо
слепой догматической веры прошлого. Такова разница между прошлой
и современной Теософией.


ТЕРАПЕВТЫ (Греч.) или Therapeutes. Школа эзотериков, которая
являлась внутренней группой в Александрийском Иудаизме, а не
"сектой", как принято считать. Они были "целителями" в том же
смысле, как некоторые "христианские" и "ментальные" ученые, члены
Т.О., являются целителями, в то же время будучи хорошими
теософами и изучающими эзотерические науки. Филон Иудей называет
их "слугами бога". Как справедливо сказано в "A Dictionary of...
Literature, Sects, and Doctrines" (т. IV, ст. "Филон Иудей") в
отношении терапевтов - "Нет основания считать их отдельной
"сектой", но скорее эзотерическим кружком иллюминатов, "мудрых
людей"... Они были Эллинскими евреями-созерцателями."


ТЕРМУТИС (Егип.) Корона из змей богини Изиды; также имя
легендарной дочери Фараона, которой приписывается спасение Моисея
из вод Нила.


ТХЕРО (Пали.) Жрец Будды. Также Тхеруннансе.


ТЕУРГИЯ или Theurgy (Греч.) Общение с планетарными духами и
ангелами - "богами Света", и средство привлечения их на землю.
Лишь знание внутреннего смысла их иерархий, и чистота жизни могут
привести к приобретению сил, необходимых для общения с ними.
Чтобы достичь этой возвышенной цели, стремящийся должен быть
абсолютно достойным и бескорыстным.


ТЕУРГ Первая школа практической теургии (от __________, бог, и
________, работа) в христианский период, была основана Ямблихом
среди Александрийских платоников. Однако жрецы, служители храмов
Египта, Ассирии, Вавилона и Греции, обязанностью которых было
вызывание богов во время празднования Мистерий, были известны под
этим именем, или его эквивалентами на других языках, уже с
древнейших архаических времен. Духи (но не духи умерших,
вызывание которых называлось Некромантией) делались видимыми
глазу смертного. Таким образом, теург должен был быть иерофантом
и знатоком эзотерического знания Святилищ всех великих стран.
Неоплатоников школы Ямблиха называли теургами, ибо они совершали
так называемую "церемониальную магию", и вызывали simulacra, или
образы древних героев, "богов" и даймонов (________,
божественных, духовных существ). В тех редких случаях, когда
требовалось появление осязаемых и видимых духов, теургу
приходилось снабжать таинственных призраков частью своего
собственного тела и крови, - ему приходилось совершать теопейю
или "сотворение богов", посредством таинственного процесса,
хорошо известного древним и, наверное, некоторым из современных
тантриков и посвященных браминов Индии. Это то, о чем говорится в
"Книге Вызываний", хранимой в пагодах. Она являет совершенную
идентичность обрядов и ритуалов старейшей браминской теургии
Александрийских платоников.

Следующее взято из "Разоблаченной Изиды": "Брамин Грихаста
(вызыватель) должен пребывать в состоянии совершенной чистоты,
прежде чем отважится вызывать Питров. После того, как он
приготовил лампу, немного сандаловых благовоний, и т.д., и
начертил магические круги, преподанные ему высшим Гуру, чтобы не
допустить плохих духов, он перестает дышать и призывает огонь
(Кундалини) помочь ему рассеять свое тело." Установленное
количество раз он произносит священное слово, и "его душа
(астральное тело) уходит из своей темницы, тело его исчезает, и
душа (образ) вызванного духа спускается в парное тело и
одушевляет его". Затем "его (теурга) душа (астрал) снова входит в
свое тело, чьи тонкие частицы снова собираются вместе (для
объективного чувства), после того как они создали из себя
воздушное тело для дэвы (бога или духа), которого он вызвал"... И
затем вызыватель задает последнему вопросы "по тайнам Бытия и
преобразованию нетленного". По преобладающему популярному мнению
теурги, также как и маги, совершали чудеса - такие как вызывание
душ или теней героев и богов, и другие тавматургические деяния -
посредством сверхъестественных сил. Но ничего подобного никогда не
было. Они совершали это просто освобождая свое астральное тело,
которое, принимая форму бога или героя, служило посредником или
проводником, через который мог быть достигнут и проявлен тот
особый ток, который сохранял мысли и знания этого героя или бога.
(См. "Ямблих".)


ТРИДЦАТЬ ДВА ПУТИ МУДРОСТИ (Кабб.) В "Зохаре" говорится, что
Хокма (мудрость) порождает все вещи "посредством (этих) тридцати
двух путей". ("Зохар", III, 290a.) Их полное описание можно найти
в "Сефер Иецире", где буквы и цифры как бы объективно
представляют собой Тридцать Два Пути Мудрости, при помощи которых
Элохимы построили всю Вселенную. Ибо, как говорится в другом
месте, разум "выходит из Зейр Анпина, и поэтому распространяется
и расходится по тридцати двум путям". Зейр Анпин, "Короткий Лик"
или "Меньшее Лицо", есть Небесный Адам, Адам Кадмон или Человек.
Человек в "Зохаре" рассматривается как двадцать две буквы
еврейского алфавита, к которым добавляется декада, - отсюда и
тридцать два символа его способностей или путей.


ТОХУ БОХУ (Евр.) От Тоху - "Глубь" и Боху, "предвечное
Пространство" - или Глубь Предвечного Пространства, вольно
переведенное как "Хаос", "Смятение" и т.д.


ТОМЕЯ (Егип.) Богиня Справедливости, с завязанными глазами и
крестом в руке. То же, что Греческая Фемида.


ТОР (Сканд.) От Тонар - "греметь". Сын Одина и Фрейи, и владыка
всех Стихийных Духов. Бог грома, Юпитер Тонанс. Четверг
(Thursday) назван так в честь Тора. У римлян четверг был днем
Юпитера, Jovis dies, Jeudi по-французски - пятый день недели,
также посвящен планете Юпитер.


ТОРА (Евр.) "Закон", записанный с перестановки букв еврейского
алфавита. О "сокровенной Торе" говорится, что перед тем, как
Ат-ти-ка ("Старец Старцев"), готовясь проявить Себя, облекся в
части (или члены), Он пожелал сотворить Тору; последняя, сразу
после сотворения, обратилась к Нему со следующими словами:
"Желающий упорядочить и учредить другие вещи, должен прежде всего
упорядочить Сам Себя в Своих надлежащих Формах". Другими словами,
Тора, Закон, с самого момента своего рождения, бранит своего
Создателя, согласно вышеприведенному отрывку, который является
вставкой какого-то более позднего талмудиста. Увеличиваясь и
развиваясь, мистический Закон раннего каббалиста был преображен и
приспособлен раввинами для замены его мертвой буквой любой
метафизической концепции; и, таким образом, раввинский и
талмудский Закон подчиняет себе Эйн-Софа и любой божественный
Принцип, не обращая внимания на истинные, эзотерические
толкования.


МОЛОТ ТОРА Оружие, которое имело форму Свастики; европейские
мистики и масоны называли это "Герметическим Крестом", также
"Крестом Джайна", croix cramponnee; самый архаический, также как
и самый священный и всемирно почитаемый символ. (См. "Свастика".)


ТОТ (Егип.) Наиболее таинственный и наименее понятый из богов,
личный характер которого полностью отличается от всех других
древних божеств. Тогда как метаморфозы Озириса, Изиды, Гора и
остальных настолько многочисленны, что их индивидуальность при
этом почти теряется, Тот остается неизменным от первой до
последней Династии. Он бог мудрости и власти над всеми другими
богами. Он летописец и судья. Его голова ибиса, перо и табличка
небесного писца, записывающего мысли, слова и деяния людей и
взвешивающего их на чаше весов, приближают его к образу
эзотерических Липиков. Его имя одним из первых появляется на
древних памятниках. Он лунный бог первых династий, учитель
Киноцефала - обезьяны с головой собаки, который в Египте служил
живым символом и воспоминанием о Третьей Коренной Расе ("Тайная
Доктрина", II, с. 230, 231). Он "Владыка Гермополя" - сочетание
Януса, Гермеса и Меркурия. Он увенчан атефом и лунным диском, и в
руке держит "Око Гора", третий глаз. Он греческий Гермес, бог
учености, и Гермес Трисмегист, "Трижды великий Гермес",
покровитель физических наук и покровитель и даже сама душа
оккультного эзотерического знания. Как прекрасно описал его м-р
Дж.Бонвик, F.R.G.S.: "Тот... обладает мощным воздействием на
воображение... в этой запутанной, и все же прекрасной
фантасмагории мысли и нравственного чувства этого туманного
прошлого. Бесполезно спрашивать себя, каким образом человек в
колыбели этого мира человечества, при той грубости еще только -
как предполагают - нарождающейся цивилизации, был способен
мечтать о таком небесном создании, как Тот. Черты столь тонко
обрисованы, сплетены между собой с такой любовью и вкусом, что,
кажется, перед нами картина, задуманная гением Мильтона и
исполненная со всем мастерством Рафаэля." Воистину, была
некоторая доля правды в этом старом выражении, "Мудрость
египтян". ... "Когда доказано, что жена Хефрена, строителя второй
Пирамиды, была жрицей Тота, то становится ясным, что идеи,
заключенные в нем, утвердились 6000 лет тому назад." Согласно
Платону, "Тот-Гермес был открывателем и изобретателем чисел,
астрономии, геометрии и букв". Прокл, ученик Плотина, говоря об
этом таинственном божестве, заявляет: "Он властвует над каждым
видом состояния, направляя нас из этой смертной обители к
разумной сущности, руководя разнообразными стадами душ". Другими
словами, Тот, как Регистратор и Летописец Озириса в Аменти, Зале
Суда Умерших, был психопомпическим божеством, а Ямблих указывает,
что "крест с рукояткой (тау), который Тот держит в руке, был
ничем иным как монограммой его имени". Кроме Тау, как прототип
Меркурия, Тот носит жезл змия, символ Мудрости, жезл, который
стал Кадуцеем. М-р Бонвик говорит: "Гермес был самим змием в
мистическом смысле. Он скользит подобно ему, бесшумно, без
видимого напряжения, по течению столетий. Он... представитель
звездного неба. Но он и враг злого змия, ибо ибис истреблял змей
в Египте."


ТХОТХОРИ НЬЯН ЦАН (Тибет.) Царь Тибета в четвертом веке.
Рассказывают, что во время его владычества его посетили пять
таинственных незнакомцев, которые открыли ему, каким образом он
мог бы использовать для благоденствия своей страны четыре
драгоценности, упавшие с неба в золотой шкатулке в 331 г. н.э., и
"которыми никто не знал, как пользоваться". Это были: 1) руки,
сложенные так, как их скрещивают буддийские аскеты; 2) украшенный
драгоценностями Чортен (ступа, воздвигаемая над хранилищем
реликвий); 3) драгоценный камень с надписью "Аум мани падме хум";
и 4) Заматог, религиозный труд по этике, одна из частей Канджура.
Голос с неба тогда возвестил царю, что через определенное число
поколений все узнают, сколь драгоценными были эти четыре вещи.
Провозглашенное число поколений привело мир к седьмому столетию,
когда Буддизм стал официальной религией Тибета. Отдавая должное
мифическим вольностям, в четырех вещах, упавших с неба, голосе, и
пяти таинственных незнакомцах можно легко усмотреть исторические
факты. Это без сомнения, были пять Архатов или Бхикшу из Индии,
отправившихся провозглашать новую веру. Многие индийские мудрецы,
преследуемые в Индии за эту новую веру, уходили в Тибет и Китай.


ТРАЭТАОНА (Мазд.) Персидский Михаил, который боролся с Зохаком
или Ажи-Дахакой, змием-разрушителем. В "Авесте" Ажи-Дахака
является четырехглавым чудовищем; одна из его голов -
человеческая, две других - змеиные. Дахака, который в
Зороастрийских Писаниях представлен происходящим из Вавилона, был
аллегорическим символом ассирийской династии царя Дахака
(Аз-Дахаки), который правил Азией железной рукой, и на знаменах
которого был пурпурный знак дракона, purpureum signum draconis.
Однако, метафизически, человеческая голова обозначает физического
человека, а две змеиные головы - двойственного манасического
принципа, ибо и дракон, и змей, оба служат символами мудрости и
оккультных сил.


НИТЬ-ДУША То же, что Сутратма (см.).


ТРИ СТУПЕНИ (Посвящения.) Каждый народ имел свою экзотерическую и
эзотерическую религии, одну для масс, другую для образованных и
избранных. Например, у индусов было три ступени с несколькими
суб-ступенями. Также и египтяне имели три предварительных
ступени, в Мистериях олицетворенных "тремя хранителями огня".
Китайцы имели свое древнейшее Общество Триады; а у тибетцев по
сей день существует их "тройной шаг", который в "Ведах"
символизировался тремя шагами Вишну. Повсюду в древности мы
находим безграничное почитание Триады или Треугольника - первой
геометрической фигуры. У древних вавилонян существовало три
степени посвящения в жречество (что было тогда эзотерическим
знанием); евреи, каббалисты и мистики заимствовали их от халдеев,
а христианская Церковь - от евреев. "Имеются Два", говорит раввин
Симон бен Иохаи, "в соединении с Одним; поэтому они суть Три, и
если они суть Три, то они суть Один."


ТРИ ЛИКА Тримурти индийского Пантеона; три ипостаси единого
божества. В "Книге Заповедей" сказано: "Существуют два Лика, один
в Тушите (Дэвачане), и один на Миалбе (земле); и Превышний Святой
объединяет их и в конце концов поглощает обоих".


ТРИ ОГНЯ (Оккульт.) Название, данное Атма-Буддхи-Манасу, которые,
когда объединены, становятся одним.


ТЗОН ТИСРОН ЦАНЬ (Тибет.) Царь, живший между 728 и 787 гг.,
который пригласил из Бенгалии пандита Ракшиту - названного,
благодаря его большой учености, Бодхисаттвой - чтобы тот
поселился в Тибете и преподавал буддийскую философию его жрецам.


ТХУМИ САМБХОТА (Санскр.) Индийский мистик и образованный муж,
изобретатель тибетского алфавита.


ТУММИМ (Евр.) "Совершенства". Орнамент на нагрудниках древних
Верховных Жрецов Иудаизма. Современные раввины и знатоки
древнееврейского языка могут смело сказать, что они понятия не
имеют о совместных назначениях Туммим и Урим; но каббалисты, а
также и оккультисты имеют. Это были орудия магического
предсказывания и пророческого общения - теургического и
астрологического. Это доказывается следующими общеизвестными
фактами: - 1) на каждом из двенадцати драгоценных камней было
выгравировано имя одного из двенадцати сыновей Иакова, причем
каждый из этих "сыновей" олицетворял один из знаков зодиака; 2)
оба были пророческими образами, подобно терафимам, и вещали
пророчества голосом, и оба служили посредниками при гипнозе и
погружении жрецов, носивших их, в экстатическое состояние. Урим и
Туммим не были нововведением евреев, но были заимствованы
(подобно большинству других их религиозных обрядов) от египтян, у
которых мистический скарабей, которого Иерофанты носили на груди,
имел те же функции. Таким образом, они были чисто языческими и
магическими способами предсказывания; и когда еврейского "Господа
Бога" предварительными заклинаниями призывали явить свое
присутствие и провозгласить свою волю через Урим, то modus
operandi был тот же, который применялся всеми нееврейскими
жрецами во всем мире.


ТУМОС (Греч.) Астральная, животная душа; Кама-Манас; Тумос
означает страсть, желание и смятение, и в таком смысле употреблен
Гомером. Слово это, по всей вероятности, произошло от
санскритского Тамас, которое имеет то же значение.


ТИА ХУАНАКО (Перуан.) Чрезвычайно величественные руины
доисторического города в Перу.


ТИАМАТ (Халд.) Дракон женского пола, олицетворяющий океан:
"великая матерь" или живой принцип хаоса. Тиамат хотела
проглотить Бэла, но Бэл послал ветер, который ворвался в ее
открытый рот и убил ее.


ТИАУ (Егип.) Разновидность дэвачанского посмертного состояния.


ТЯНЬ-ХОАН (Кит.) Двенадцать иерархий Дхиани.


ТЯНЬ-СИН (Кит.) Букв., "небо разума", или абстрактные,
субъективные, идеальные небеса. Метафизический термин,
применяемый по отношению к Абсолюту.


ТИККУН (Халд.) Проявленный Человек или Адам Кадмон, первый луч от
проявленного Логоса.


ТИФЕРЕТ (Евр.) Красота; шестой из десяти Сефиротов, мужская
активная сила, отвечающая вау, V, из Тетраграмматона IHVH; также
называется Мелек или Царь; и Сын. Это центральная Сефира из тех
шести, которые образуют Зауир Анпин, Микропросопус или Меньший
Лик. Переводится как "Красота" и "Кротость".


ТИРТХАКИ или Тиртхика и Тиртхьи (Санскр.) "Еретические учителя".
Эпитет, который буддийские аскеты прилагают к браминам и
определенным йогам Индии.


ТИРТХАНКАРА (Санскр.) Святые и владыки джайнов; всего их двадцать
четыре. Утверждается, что один из них был духовным Гуру Готамы
Будды. Тиртханкара есть синоним слова джайн.


ТИРЬЯКСРОТА (Санскр.) От тирьяк, "согбенный", и сротас,
(пищеварительный) "канал". Название "сотворения" Брамой людей или
существ, желудки которых, из-за их вертикального положения как
двуногих, находились в горизонтальном положении. Это -
изобретение Пуран, отсутствующие в Оккультизме.


ТИШИЯ (Санскр.) То же, что Калиюга, Четвертый Век.


ТИТАНЫ (Греч.) Великаны божественного происхождения в греческой
мифологии, начавшие войну против богов. Прометей был одним из них.


ТИТИКША (Санскр.) Букв., "выдержка, терпение". Титикша, дочь
Дакши и супруга Дхармы (божественного закона), есть олицетворение
этого.


ТО ОТ (Греч.) "Бытие", "Неизреченное Все" Платона. Тот, "кого
никто не видел, кроме Сына".


ТОБО (Гност.) В "Кодексе Назареев" таинственное существо, которое
переносит душу Адама из Оркуса к месту жизни, и поэтому
называется "освободителем души Адама".


ТОДЫ Таинственный народ в Индии, обнаруженный в неизведанных
дебрях Нилгири (Голубых) Гор в округе Мадрас, происхождение, язык
и религия которых неизвестны по сей день. Они полностью
отличаются - этнически, филологически, и всем другим - от бадагов
и мулакурумбов, двух других племен, обитающих в тех же горах.


ТУМ (Егип.) Бог, происшедший от Озириса в его аспекте Великий
Глуби Нут. Он - Протею-подобный бог, который порождает других
богов, "принимая любую форму по желанию". Он есть Фохат. ("Тайная
Доктрина", I, 841.)


СТУПА Искусственный холм, покрывающий останки Будды или
какого-либо другого великого Архата. Ступы также называют
дагобами.


ТОФЕТ (Евр.) Место в долине Геенны, недалеко от Иерусалима, где
постоянно поддерживался огонь, на котором в жертву Ваалу
приносились дети. Таким образом, местность эта является
прообразом христианского Ада, огненной Геенны вечного проклятия.


ТОРАЛВА д-р Эжен. Врач, живший в четырнадцатом веке, который
получил в качестве подарка от брата Пьетро - крупного мага и
доминиканского монаха - демона по имени Зекуиэль, чтобы он верно
служил ему. (См. "Раз. Изида", II, 70.)


ТОЯМБУДХИ (Санскр.) Страна, в северной части которой расположен
"Белый Остров" - Швета Двипа - один из семи пуранических островов
или континентов.


ТРАЙЛОКЬЯ или Трилокья (Санскр.) Букв., "три сферы" или мира;
дополнительная триада к браминской четверке миров под названием
Бхуванатрайа. Буддийский светский мирянин назовет лишь три
деления каждого мира, тогда как непосвященный брамин будет
утверждать, что их четыре. Четыре деления последнего суть чисто
физические и чувственные, Трайлокья буддистов - чисто духовные и
этические. Полное описание браминского деления можно найти под
словом Вьяхрити, а пока что разница достаточно представлена в
следующей параллели: -

Браминское Деление Миров.

1. Бхур, земля.

2. Бхува, небеса, небесный свод.

3. Свар, атмосфера, небо.

4. Махар, вечная светящаяся сущность.

Буддийское Деление Сфер.

1. Мир желания, Камадхату или Камалока.

2. Мир формы, Рупадхату.

3. Бесформенный мир, Арупадхату.

Все это миры посмертных состояний. Например, Камалока или
Камадхату, сфера Мары, есть то, что средневековые и современные
каббалисты называют миром астрального света, и "миром оболочек".
Камалока, подобно всем остальным областям, имеет свои семь
делений, низшее из которых начинается на земле или, невидимо, в
ее атмосфере; шесть других постепенно уходят ввысь, причем самое
высшее является обителью тех, кто умерли в результате несчастного
случая или самоубийства в припадке временного умопомешательства,
или иным образом явились жертвами внешних сил. Это есть место,
где все те, кто умерли до истечения времени, отпущенного им, и
высшие принципы которых, поэтому, не идут сразу в состояние
Дэвачана, - спят сладким сном забвения без сновидений, по
окончании которого они или немедленно воплощаются, или постепенно
переходят в состояние Дэвачана. Рупадхату есть небесный мир форм,
или то, что мы называем Дэвачаном. Непосвященные брамины,
китайские и другие буддисты делят Рупадхату на восемнадцать
Брамов или Дэва-лок; жизнь души там длится от полу-Юги до 16 000
Юг или Кальп, и высота "Теней" составляет от полу-йоджаны до 16
000 йоджан (йоджана - мера длины от пяти с половиной до десяти
миль!!); и тому подобное теологическое чушь, вышедшая из
жреческих мозгов. Но Эзотерическая Философия учит, что хотя для
Эго в это время све или все сохраняют свою форму (как во сне),
все же, так как Рупадхату есть чисто ментальная сфера, и
состояние, то сами Эго вне пределов собственного сознания не
имеет формы. Эзотеризм делит эту "сферу" на семь Дхиан, "сфер"
или состояний созерцания, которые являются не местностями, но их
ментальными представителями. Арупадхату: эта "сфера" опять
делится на семь Дхиан, еще более абстрактных и бесформенных, ибо
этот "Мир" лишен вообще каких-либо форм или желаний. Это высшая
сфера посмертной Трайлоньи; и так как это обитель тех, кто уже
почти готовы для Нирваны, и по существу, является самим порогом
состояния Нирваны, то ясно, что в Арупадхату (или Арупавачара) не
может быть ни формы, ни ощущения, ни какого-либо чувства,
связанного с нашей трехмерной Вселенной.


ДРЕВА ЖИЗНИ С самой далекой древности деревья были связаны с
богами и с мистическими силами в природе. Каждый народ имел свое
священное дерево, с его особенностями и свойствами, основанными
на природных, а также иногда и на оккультных качествах, как
изложено в эзотерических учениях. Так, Ашваттха, или священное
дерево Индии, обиталище Питри (по существу, элементалов) низшего
класса, стало деревом Бо, или ficus religiosa, буддистов во всем
мире, так как Готама Будда достиг высшего знания и Нирваны именно
под этим деревом. Ясень, Иггдрасил, служит мировым древом у
скандинавов. Баньян - символ духа и материи, нисходящий на землю,
пускающий корни, и потом вновь устремляющийся к небу. Паласа, с
тройными листьями, есть символ тройственной сущности во Вселенной
- Духа, Души, Материи. Черный кипарис был мировым древом Мексики,
а теперь у христиан и магометан является символом смерти, мира и
спокойствия. Пихта считалась священной в Египте, и ее шишки несли
в религиозных процессиях, хотя теперь она почти исчезла из страны
мумий; священными были также сикамор, тамариск, пальма и
виноградная лоза. Сикамор был Древом Жизни в Египте, и также в
Ассирии. Он был посвящен Хатор в Гелиополе; теперь же, на том же
самом месте, он посвящен Деве Марии. Сок его был драгоценным
благодаря качеству его оккультных сил, также как Сома у браминов,
и Хаома у парсов. "Плод и сок Древа Жизни даруют бессмертие." Об
эти священных деревьях древности, некоторые из которых почитаются
по сей день, можно было бы написать большой том, и все же этот
вопрос не был бы исчерпан.


ТРИЛИСТНИК Подобно трилистнику - эмблеме Ирландии - он имеет
символическое значение "тайны трех-в-одном", как называет его
один писатель. Он венчал голову Озириса, и венок этот упал, когда
Тифон убил сияющего бога. Некоторые видят в нем фаллическое
значение, но в Оккультизме мы отвергаем такую идею. Это было
растение Духа, Души и Жизни.


ТРЕТА ЮГА (Санскр.) Вторая эпоха мира, период в 1 296 000 лет.


ТРИАДА или Трое. Десять Сефиротов при созерцании представляются в
в иде группы из трех триад: Кэтер, Хокма и Бина образуют небесную
триаду; Хезед, Гебура и Тиферет - вторую; Нецах, Ход и Иесод -
низшую триаду. Десятая Сефира, Малкут, стоит позади этих трех
триад. (у.у.у.)

Вышеизложенное - это ортодоксальная Западная Каббала. Восточные
оккультисты признают лишь одну триаду - верхнюю (соответствующую
Атма-Буддхи и "Оболочке", которая отражает их свет, - три в
одном) - и учитывают семь низших Сефиротов, каждый из которых
является представителем одного "принципа", начиная с Высшего
Манаса и кончая Физическим Телом - причем Малкут является
представителем последнего в Микрокосме, а Земля - в Макрокосме.


ТРИ-БХУВАНА или Три-лока (Санскр.) Три мира - Сварга, Бхуми,
Патала - или Небо, Земля или Ад в народных верованиях;
эзотерически они суть Духовная и Психическая (или Астральная)
сферы, и Земная сфера.


ТРИДАНДИ (Санскр.) Название это обычно дается классу или секте
санньяси, которые постоянно держат в руке нечто вроде посоха
(данда), разветвляющегося вверху на три прутика. Этимология этого
слова разнообразна, и некоторые называют так тройную нить брамина.


ТРИ-ДАША (Санскр.) Трижды десять или "тридцать". Это округленно
численность индийского Пантеона - тридцать три кроры божеств -
двенадцать Адитьев, восемь Васу, одиннадцать Рудр и два Ашвина,
или тридцать три коти, или 330 миллионов богов.


ТРИГУНЫ (Санскр.) Три раздела врожденных качеств
дифференцированной материи - т.е. полного покоя (сатва),
деятельности и желания (раджас), застоя и гниения (тамас). Они
соответствуют Вишну, Браме и Шиве. (См. "Тримурти".)


ТРИДЖНАНА (Санскр.) Букв., "тройное знание". Оно состоит из трех
ступеней: (1) вера, основываясь на вере; (2) вера, основываясь на
теоретическом знании; и (3) вера на основе личного и
практического знания.


ТРИКАЯ (Санскр.) Букв., три тела или формы. Это исключительно
сложное учение, которое, все же, когда понято, объясняет тайну
всякой триады или троицы, и служит подлинным ключом к каждому
троякому метафизическому символу. В самой простой и понятной
форме это можно найти в человеческом Существе в его тройном
делении на дух, душу и тело, и во вселенной, рассматриваемой
пантеистически, как единство, составленное из Божественного,
чисто духовного Принципа, Божественных Существ - его
непосредственных лучей, и Человечества. Начало этого можно найти
в учениях доисторической Религии Мудрости, или Эзотерической
Философии. Величественный Пантеистический идеал, который из
неизвестной и непознаваемой Сущности превращается сначала в
субъективную, затем в объективную материю, находятся в основе
всех этих триад и троиц. Так, в философском Севеном Буддизме мы
находим: (1) Ади-Будду (или Предвечный Вселенский Разум); (2)
Дхиани-Будд (или Бодхисаттв); (3) Мануши (Человеческих) Будд. У
европейцев мы находим то же самое: Бога, Ангелов и Человечество,
теологически символизированное Богом-Человеком. Тримурти
Брахманизма, а также и тройное тело Шивы в Шиваизме - оба
рассматривались на той же основе, если даже и не полностью
совпадали с Эзотерическими учениями. Поэтому, нечего удивляться,
если оказывается, что эта концепция о тройном теле - или одеяниях
Нирманакая, Самбхогакая и Дхармакая, самая величественная
доктрина Эзотерической Философии - принята в более или менее
извращенном виде почти каждой религиозной сектой, и совершенно
неправильно истолкована востоковедами. Так, в своем общем смысле,
тройное тело символизирует статую Будды, его учения и его ступы;
в жреческих концепциях это относится к буддийскому обету веры,
называемому Триратна, что есть формула "прибегаю к Будде, Дхарме
и Сангхе". Народное воображение наделяет Будду вездесущностью,
ставя его, тем самым, на одну полку с антропоморфическим богом, и
понижая его до уровня родового божества; и, вследствие этого,
впадает в явные противоречия, как в Тибете и Китае. Так,
экзотерическая доктрина, похоже, учит, что, находясь в своем теле
Нирманакая (которое прошло через 100 000 коти преображений на
земле), он, Будда, в то же время есть Лочана (небесный
Дхиани-Бодхисаттва), в своем Самбхогакая "одеянии абсолютного
совершенства", и в Дхиане, или состоянии, которое должно отрезать
его от мира и всего связанного с ним; и, наконец, и в заключении,
он, будучи Нирманакая и Самбхогакая, кроме того еще и Дхармакая
"абсолютной чистоты", Вайрочана или Дхиани-Будда в полной
Нирване! (См. Эйтель, "Sanskrit-Chinese Dictionary".) Это -
мешанина непримиримых противоречий, которая миссионерами и
некоторыми востоковедами выдается за философские догмы Северного
Буддизма. И если это не уменьшенное искажение философии,
внушающей страх этим сторонникам религии, основанной на
неразрешимых противоречиях и охраняемых "тайнах", то тогда это
плод невежества. Так как Трайлокья, Трикая и Триратна суть
три аспекта одних и тех же концепций, и должны быть, так сказать,
слиты в одном, то этот вопрос дольше объясняется под каждым из
этих терминов. (См. в этом отношении также термин "Тришарана".)


ТРИ-КУТА (Санскр.) Букв., "три вершины". Гора, на которой была
выстроена Ланка (современный Цейлон) и ее столица. Аллегорически
говорится, что это горная цепь, идущая на юг от Меру. И нет
сомнения, что так и было, до того как Ланка ушла под воду,
оставив теперь над водой лишь самые высокие вершины этой цепи.
Подводная топография и геологические формации должны были
основательно измениться со времени Миоценского периода.
Существует легенда, что Вайю, бог ветра, снес вершину Меру и
бросил ее в море, где она с тех пор стала Ланкой.


ТРИЛОЧАНА (Санскр.) Букв., "трехокий", эпитет Шивы. Рассказывают,
что однажды, в то время когда на Гималайской вершине этот бог
предавался суровому аскетизму, его жена любовно положила руку на
его третий глаз, который вспыхнул изо лба Шивы большим пламенем.
Это тот глаз, которым был испепелен Кама, бог любви (в аспекте
Мары, искусителя), за то, что пытался внушить Шиве6 во время его
благочестивых медитаций, мысли о его жене.


ТРИМУРТИ (Санскр.) Букв., "три лика", или "тройная форма" -
Троица. В современном Пантеоне эти три суть Брама, создатель;
Вишну, хранитель; и Шива, разрушитель. Но это более поздняя
мысль, так как в "Ведах" ни Брама, ни Шива неизвестны, и
ведийская Троица состоит из Агни, Вайю и Сурьи; или, как
объяснено в "Нирукте", из земного огня, атмосферного (или
воздушного), и небесного огня, так как Агни есть бог огня, Вайю -
воздуха, а Сурья есть солнце. Как сказано в "Падма Пуране": "В
начале великий Вишну, пожелав сотворить весь мир, стал тройным
создателем, хранителем и разрушителем. Чтобы построить этот мир,
Всевышний Дух эманировал из правого бока своего тела сам себя как
Браму; затем, чтобы сохранить вселенную, он из левого бока своего
тела создал Вишну; и чтобы разрушить мир, он из середины своего
тела сотворил вечного Шиву. Одни поклоняются Браме, другие -
Вишну, третьи - Шиве; но Вишну, единый и все же тройственный,
создает, хранит и разрушает, потому пусть благочестивые не делают
разницы между этими тремя". По существу, все эти три "личности"
Тримурти, являются просто тремя характерными гунами или
атрибутами этой вселенной дифференцированного Духа-Материи,
само-создающейся, само-хранящейся и само-разрушающейся, с целью
возрождения и усовершенствования. Это есть правильное значение; и
это являет Брама как олицетворение Раджогуны, атрибута или
свойства активности, желания порождать потомство, того желания,
благодаря которому вся вселенная и все в ней вызвано к жизни.
Вишну есть олицетворение Саттва-гуны, того качества сохранения,
возникающего из спокойствия и мирного покоя наслаждения, которое
характеризует промежуточный период между полной зрелостью и
началом упадка; тогда как Шива - олицетворение Тамогуны - что
есть качество застоя и конечного разложения - конечно, становится
разрушителем. Это является настолько же высоко философским под
своей маской антропоморфизма, насколько нефилософично и абсурдно
держаться за мертвую букву первоначальной концепции и навязывать
ее миру.


ТРОИЦА Каждый знает христианскую догму "три в одном" и "один в
трех"; поэтому бессмысленно повторять то, что можно найти в
каждом катехизисе. Афанасию, Отцу Церкви, который определил
Троицу в качестве догмы, незачем было призывать вдохновение и
собственную силу мозга; ему надо было лишь обратиться к одной из
бесчисленных троиц языческих верований, или к египетским жрецам,
в стране которых он провел всю свою жизнь. Он слегка изменил лишь
одну из трех "личностей". Все триады неевреев были составлены из
Отца, Матери и Сына. Превратив это в "Отца, Сына и Святого Духа",
он изменил эту догму лишь внешне, так как Святой Дух всегда был
женского рода, и Иисус явлен обращающимся к Святому Духу, как
к своей "матери", в любом гностическом Евангелии.


ТРИПАДА (Санскр.) "Трехногий", лихорадка, персонифицированная как
имеющая три ноги или стадии развития - холод, жар и пот.


ТРИПИТАКА (Санскр.) Букв., "три корзины", название буддийского

<<

стр. 13
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>