<<

стр. 14
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

канона. Состоит из трех частей: (1) учение; (2) предписания и
законы для жречества и аскетов; (3) философские трактаты и
метафизика: то есть, Абхидхарма - по определению Буддагхоши, тот
закон (дхарма), который выходит за пределы (абхи) закона.
Абхидхарма содержит самые глубокие метафизические и философские
учения, и есть тот кладезь, из которого Школы Махаяны и Хинаяны
черпали свои фундаментальные доктрины. Существует и четвертая
часть - "Самьякта Питака". Но так как она - более позднее
добавление китайских буддистов, то не принимается Южной Церковью
Сиама и Цейлона.


ТРИРАТНА или Ратнатрайа (Санскр.) Три Сокровища, специальное
выражение для общеизвестной формулы "Будда, Дхарма и Сангха" (или
Самгха); последние два, в современном толковании, означают
"религиозный закон" (Дхарма) и "жречество" (Сангха).
Эзотерическая Философия, однако, сочла бы это очень вольным
разъяснением. Слова "Будда, Дхарма и Сангха" должна произноситься
как в дни Готамы, Владыки Будды, а именно: "Бодхи, Дхарма и
Сангха"; и истолковываться как "Мудрость, ее законы и жрецы",
последние в смысле "духовных толкователей", или адептов. Однако,
рассматривая Будду как олицетворенного "Бодхи" на земле,
истинного аватара Ади-Будды, Дхарму постепенно начали
рассматривать как его особый закон, а Сангху - как его особое
качество. Несмотря на это, именно профаны более поздних (теперь -
современных) учений явили больше природной интуиции, нежели
фактические толкователи Дхармы, буддийские жрецы. Люди видят
Триратну в трех образах Амитабы, Авалокитешвары и Майтрейи Будды;
т.е. в "Беспредельном Свете" или Вселенской Мудрости - безличном
принципе, что есть правильное значение Ади-Будды; во "Всевышнем
Владыке" Бодхисаттв, или Авалокитешваре; и в Майтрейе Будде,
символе земного и человеческого Будды, "Мануши Будды". Таким
образом, несмотря на то, что непосвященные действительно называют
эти три образа "Буддами Прошлого, Настоящего и Будущего", все же
каждый последователь истинно философского Буддизма - названного
м-ром Эйтелем "атеистическим" - разъяснил бы термин Триратна
правильно. Философ Школы Йогачарья сказал бы - и мог бы сказать -
"Дхарма не есть личность, но необусловленная и непроизводная
сущность, сочетающая в себе духовные и материальные принципы
вселенной, а из Дхармы эманировал Будда (вернее, "отраженный"
Бодхи), как творческая энергия, которая сотворила, вместе с
Дхармой, третий элемент троицы, т.е. "Самгху", что есть постижимая
сумма всей реальной жизни". Следовательно, Самгха не есть и не
может быть то, что под ней теперь понимается, а именно, нынешнее
"жречество"; ибо последнее не является суммой всей реальной
жизни, но только религиозной. Подлинное первичное значение слова
Самгха или "Сангха" относится только к Архатам или Бхикшу, или
"посвященным", то есть к истинным представителям Дхармы -
божественного закона и мудрости, приходящей к ним как отраженный
свет из единого "безграничного света". Таково философское
значение. И все же, далеко от того, чтобы удовлетворить ученых
Западных рас, это, кажется, их только раздражает; ибо Э.Дж.
Эйтель из Гонконга замечает по этому поводу: "Таким образом,
догма Триратны, которая произошла из трех основных догматов веры
и некогда достигла своего высшего появления в концепции трех
ипостасей, троицы в единстве, выродилась в метафизическую теорию
эволюции трех абстрактных принципов"! И если уж один из
способнейших европейских ученых склонен приносить любой
философский идеал в жертву грубому антропоморфизму, то на что же
может Буддизм, с его тонкой метафизикой, надеяться в руках
невежественных миссионеров?


ТРИШАРАНА (Санскр.) То же, что "Триратна", и принято как
Северной, так и Южной Церквями Буддизма. После смерти Будды это
было принято соборами в качестве чистого formula fidei,
предписывающего "прибегать к Будде", "прибегать к Дхарме",
"прибегать к Сангхе", или его Церкви, в том смысле как это теперь
толкуется, но не в том, как "Свет Азии" желал бы преподать эту
формулу. О Трикае м-р Э.Дж. Эйтель в своей "Handbook of Chinese
Buddhism" говорит, что это "деление на три части преподавалось,
имея в виду природу всех Будд. Бодхи является характерной чертой
Будды" - различие делалось между "сущностным Бодхи" как атрибутом
Дхармакая, т.е. "сущностного тела"; "отраженным Бодхи" как
атрибутом Самбхогакая; и "практическим Бодхи" как атрибутом
Нирманакая. Будда, сочетая в себе эти три состояния
существования, якобы, жил в одно и то же время в трех различных
сферах. Это показывает насколько ужасно неправильно понято чисто
пантеистическое и философское учение. Не останавливаясь на том,
чтобы спросить, как одеяние Дхармакая может обладать хоть
каким-либо "атрибутом" в Нирване, которая явлена, как в
философском Брахманизме, так и в Буддизме, абсолютно лишенной
какого бы то ни было атрибута, постижимого для человеческой
конечной мысли - будет достаточным указать на следующее: - (1)
"Будды Сострадания" предпочитают одеяние Нирманакая одеянию
состояния Дхармакая, но именно потому, что последнее прекращает
для того, кто достиг его, всякое общение или связь с конечным,
т.е. с человечеством; (2) это не Будда (Готама, смертный человек,
или какой-либо другой личностный Будда), кто вездесуще живет в
"трех различных сферах, в одно и то же время", но Бодхи,
универсальный и абстрактный принцип божественной мудрости,
который в философии символизирован Ади-Буддой. Вездесущ именно
последний, ибо это всемирная сущность или принцип. Именно Бодхи,
или дух состояния Будды, растворившись в своей предвечной
однородной сущности и погрузившись в нее, как Брама (вселенная)
погружается в Парабрахм, Абсолютность, - подразумевается под
названием "сущностный Бодхи". Ибо Нирвани, или Дхиани Будда,
должен рассматриваться - прибывая в Арупадхату, бесформенном
состоянии, и в Дхармакая - как сам этот "сущностный Бодхи". В
"отраженном Бодхи" в Рупадхату, или мире субъективных "форм",
живут Дхиани-Бодхисаттвы, предвечные лучи всемирного Бодхи; а
Нирманакаи (множественное число), прекратив свои жизни
"практических Бодхи", - в "озаренных" формах, или формах Будд,
добровольно остаются в Камадхату (мире желаний), либо в
объективных формах на земле, либо в субъективных состояниях в ее
сфере (второй Буддакшетре). Это они делают для того, чтобы
наблюдать, охранять и помогать человечеству. Таким образом,
имеется ввиду не один Будда, также и не отдельный аватар
коллективных Дхиани Будд, но, поистине, Ади-Бодхи - первый Логос,
предвечный луч которого есть Махабуддхи, Всемирная Душа, Алайа, -
пламя которого вездесуще и влияние которого в каждой из этих трех
форм существования распространяется на свою особую сферу, ибо,
еще раз повторим, это есть само Вселенское Бытие, или отражение
Абсолюта. Поэтому, если философичным является говорить о Бодхи,
который "как Дхиани Будда правит в сфере духовной" (четвертой
Буддакшетре, или области Будды); и о Дхиани Бодхисаттвах,
"правящих в третьей Буддакшетре", или сфере мыслеосновы; и даже о
Мануши Буддах, которые как Нирманакаи пребывают во второй
Буддакшетре, - то относить "идею о единстве в троице" к трем
личностям - в высшей степени нефилософично.


ТРИШНА (Санскр.) Четвертая Нидана; духовная любовь.


ТРИШУЛА (Санскр.) Трезубец Шивы.


ТРИСУПАРНА (Санскр.) Определенная часть "Веды", после изучения
которой брамин также называется Трисупарна.


ТРИТЕМИЙ Аббат испанских бенедиктинцев, исключительно ученый
каббалист и адепт Тайных Наук, друг и наставник Корнелия Агриппы.


ТРИТОН (Греч.) Сын Посейдона и Амфитриты, тело которого от
поясницы и выше было человеческим, а внизу - телом дельфина. В
эзотерическом толковании Тритон принадлежит к группе символов рыб
- таких как Оанн (Дагон), Матсья, или Рыба-аватар, и Pisces, как
принято в христианском символизме. Дельфин есть созвездие,
которое греки называют Козерогом, и последний является индийским
Макарой. Следовательно, он имеет анаграмматическое значение, и
его толкование является полностью оккультным и мистическим, и
известно лишь продвинутым изучающим Эзотерическую Философию.
Достаточно сказать, что оно является столь же физиологическим,
сколь духовным и мистическим. (См. "Тайная Доктрина", II, с.
724-729.)


ТРИВИДХА ДВАРА (Санскр.) Букв., "трое врат", которые суть тело,
рот и ум; или чистота тела, чистота речи, чистота мысли - три
добродетели, необходимые для того, чтобы стать Буддой.

ТРИВИДИА (Санскр.) Букв., "три знания" или "науки". Это - три
основные аксиомы в мистицизме: - а) непостоянство всего
существования или Анитья; б) страдание или мучение всего, что
живет и существует, или Дукха; и в) все физическое, объективное
существование столь же мимолетно и нереально, как мыльный пузырь
во сне, или Анатма.


ТРИВИКРАМА (Санскр.) Эпитет Вишну, употребляемый в "Риг-Веде" в
связи с "тремя шагами Вишну". Первый шаг он сделал на земле, в
форме Агни; второй в атмосфере, в форме Вайю, бога воздуха; и
третий на небе, в образе Сурьи, солнца.


ТРИЯНА (Санскр.) "Три проводника" через Сансару - океан рождений,
смертей и перевоплощений - суть проводники, называемые Шравака,
Пратьека Будда и Бодхисаттва, или три степени состояния Йога.
Термин Трияна используется также для обозначения трех школ
мистицизма - Махаяны, Мадхьимаяны и Хинаяны; из которых первая
есть "Большая", вторая - "Средняя" и последняя - "Малая"
Колесница. Все другие системы между Большой и Малой Колесницами
считаются "бесполезными". Поэтому Пратьека Будда соотнесен с
Мадхьимаяной. Ибо, как поясняется, "это (состояние Пратьека
Будды) относится к тому, кто живет только для себя и очень мало
для других, занимая середину колесницы, заполняя ее всю и не
оставляя места для других". Таков эгоистичный кандидат на Нирвану.


ЦАНАГИ-ЦАНАМИ (Яп.) Разновидность творящего бога в Японии.


ЦЗЯНЬ-СИН (Кит.) "Небеса Разума", Вселенская Мыслеоснова и Махат,
когда прилагается к плану дифференциации; "Тянь-Син" (см.), когда
относится к Абсолюту.


ЦЗЯНЬ-ЧАН (Кит.) Вселенная формы и материи.


ЦЗИ-ЦЗАЙ (Кит.) "Само-Сущий" или "Неведомая Тьма", корень Вулян
Шеу, "Беспредельного Века"; все они - каббалистические термины,
употреблявшиеся в Китае за века до того, как были приняты
еврейскими каббалистами, которые заимствовали их из Халдеи и
Египта.


ТУВАЛ КАИН (Евр.) Библейский Кабир, "наставник каждого мастера по
меди и железу", Сын Циллы и Ламеха; тождественен греческому
Гефесту или Вулкану. Его брат Иубал, сын Ады и единоутробный брат
Иабала (первый из них - отец "играющих на гуслях и свирели", а
другой - отец "имеющих скот"), также являются Кабирами: ибо,
согласно Страбону, именно Кабири (или Циклопы в одном смысле)
изготовили гусли для Кроноса и трезубец для Посейдона, в то время
как некоторые другие их братья были наставниками в земледелии.
Тувал Каин (или Тхувал-Каин) есть слово, употребляемое в степени
Мастера-Масона в ритуале и церемониях Франкмасонов.


ТУЛИЯ (Лат.) Дочь Цицерона, в гробнице которой, как заявляли
некоторые алхимики, был найден постоянно горевший светильник,
поставленный там более чем за тысячу лет до этого.


ТУМ или Toom. "Братья Тум", очень древняя школа Посвящения в
Северной Индии во времена преследований буддистов. "Тум Б'хай"
стала ныне "Аум Б'хай", и хотя теперь пишется иначе, обе школы
слились в одну. Первая состояла из кшатриев, вторая из браминов.
Слово "Тум" имеет двоякое значение - тьма (абсолютная тьма),
которая как абсолют выше самого высокого и чистого света, и
значение, основанное на мистическом приветствии среди
Посвященных, "Ты есть ты, ты сам", что является эквивалентом "Ты
един с Бесконечным и Всем".


ТУРИЯ (Санскр.) Состояние глубочайшего транса - четвертое
состояние Тарака Раджа Йоги, то, которое соответствует Атме, на
этой земле - сну без сновидений, - причинное состояние.


ТУРИЯ АВАСТХА (Санскр.) Почти Нирваническое состояние в Самадхи,
которое само по себе есть блаженное состояние созерцательной Йоги
за пределами этого плана. Это - состояние высшей Триады,
совершенно отличающееся (хотя все еще неотделимо) от состояний
Тжаграт (бодрствования), Свапна (сновидения) и Сушупти (сна).


ТУШИТА (Санскр.) Класс богов, обладающих высокой чистотой, в
индусском Пантеоне. В экзотерическом или народном Северном
Буддизме это есть Дэва-лока, небесная область на материальном
плане, где вновь рождаются все Бодхисаттвы, прежде чем снизойти
на эту землю как будущие Будды.


ТИНДАРЕЙ (Греч.) Царь Спарты, по преданию супруг Леды, матери
Кастора и Поллукса и Троянской Елены.


ТИФЕЙ (Греч.) Знаменитый великан, имевший сотню голов, подобных
головам змей или драконов, и который был предполагаемым отцом
Ветров, как Шива был отцом Марутов - также "ветров". Он начал
войну против богов, и тождественен египетскому Тифону.


ТИФОН (Егип.) Аспект или тень Озириса. Тифон не является, как
утверждает Плутарх, отдельным "Принципом Зла" или Сатаной евреев;
но, скорее, низшими космическими "принципами" божественного тела
Озириса, бога в них - так что Озирис является персонифицированной
Вселенной в виде мыслеосновы, а Тифон - той же самой вселенной в
ее материальном проявлении. Эти два в одном суть Вишну-Шива.
Истинный смысл этого египетского мифа таков, что Тифон есть
земная и материальная оболочка Озириса, который есть пребывающий
в ней дух. В гл. 42 "Ритуала" ("Книги Мертвых") Тифон описан как
"Сет, прежде называвшийся Тотом". Востоковеды совершенно
запутались, обнаружив, что в одних папирусах к Тифону-Сету
обращаются как к "великому и доброму богу", а в других - как к
воплощению зла. Но разве Шива, один из индусской Тримурти, не
описан в одних местах как "лучший и щедрейший из богов", а в
других - как "темный, черный, разрушающий, ужасный" и "свирепый
бог"? Разве Локи, скандинавский Тифон, в ранние времена
представленный как благотворное существо, бог огня,
главенствующий гений мирного семейного очага, вдруг не теряет эти
звания и не становится затем силою зла, Сатаною холодного ада и
демоном самой худшей породы? Для такого неизменного превращения
существует основательная причина. До тех пор, пока эти
двойственные боги, символы добра и неизбежного зла, света и тьмы,
держатся тесно вместе, т.е. олицетворяют комбинацию
дифференцированных человеческих качеств, или элементов, которые
они представляют - до тех пор они просто суть воплощение среднего
личного бога. Все же как только они разделены на два существа,
каждое со своими двумя отличительными чертами, они становятся
соответственно двумя противоположными полюсами добра и зла, света
и тьмы; они, короче говоря, становятся двумя независимыми и
отдельными существами или, вернее, личностями. Лишь благодаря
софистике Церквям удалось по сей день сохранить в умах некоторых
еврейское божество в его первоначальной целостности. Если бы они
были последовательными, они бы отделили Христа от Иеговы, свет и
добро от тьмы и зла. Именно это случилось с Озирисом-Тифоном; но
ни один востоковед не понял этого, и, таким образом, их
недоумения разрастаются. Если принять Тифона - как это делают
оккультисты - за составную часть Озириса, точно так же, как
Ахриман неотделим от Ахура Мазды, а Змий Книги Бытия, темный
аспект Элохима, сливается с нашим "Господом Богом" - то все
трудности в его природе исчезают. Тифон - более позднее имя Сета,
позднее, но, поистине, столь же древнее, как четвертая Династия;
ибо в "Ритуале" читаем: "О, Тифон-Сет! Я призываю тебя, ужасного,
невидимого, всемогущего бога богов, тебя, который разрушает и
воздает по заслугам". Тифон, несомненно, принадлежит к той же
категории символов, что и Шива Разрушитель, и Сатурн - "темный
бог". В "Книге Мертвых" Сет, в своей битве с Тотом (мудростью) -
который есть его духовный двойник - обессиливается так же, как и
Сатурн-Кронос и Уран до него. Как Шива тесно связан с быком Нанди
- аспектом Брамы-Вишну, творящей и сохраняющей сил, так Сет-Тифон
связан с быком Апис, и оба быка посвящены и связаны с их
соответствующими божествами. Как Тифону первоначально поклонялись
как вертикальному камню, фаллосу, так и Шиву по сей день
изображают и поклоняются ему в виде лингама. Шива -это Сатурн.
Действительно, похоже, что Сет-Тифон послужил прообразом более
чем одного бога позднейшего ритуального цикла, включая даже бога
евреев, так как некоторые из его ритуальных предписаний целиком
перешли в свод законов и в канон религиозных обрядов "избранного
народа". Кто из поклоняющихся Библии знает о происхождении козла
отпущения (эз или аза), посланного в пустыню в качестве
искупления? Знают ли они, что за столетия до исхода Моисея козел
был посвящен Тифону, и что над головою этого Тифонова козла
египтяне исповедовали свои грехи, после чего это животное
посылалось в пустыню? "И Аарон возьмет козла отпущения
(Азазеля)... и возложит руки свои на голову живого козла, и
исповедует над ним все прегрешения детей Израиля... и отошлет
его... в пустыню" ("Левит", XVI). И как козел египтян служил
искуплением у Тифона, так и козел Израильтян "служил искуплением
перед Господом" (Ibid., V, 10). Так, если только вспомнить, что
каждый антропоморфический творящий бог был у древних философов
"Жизнедателем" и "распределителем Смерти" - Озирис и Тифон, Ахура
Мазда и Ахриман, и т.д., и т.д. - то легко будет понять
утверждение оккультистов, что Тифон был просто символом низшей
четверки, постоянно воюющих и буйных принципов дифференцированной
хаотичной материи, как во Вселенной, так и в Человеке, тогда как
Озирис символизировал высшую духовную триаду. Тифон в "Ритуале"
обвиняется в том, что "крадет рассудок у души". Поэтому он
изображен борющимся с Озирисом и разрубающим его на четырнадцать
(дважды семь) частей, после чего, оставшийся без уравновешивающей
силы добра и света, он остается погруженным во зло и тьму. Таким
образом легенда, рассказанная Плутархом, становится понятной как
аллегория. Он говорит, что потерпев поражение в битве с Гором,
Тифон "убегал в течение семи дней на осле, и, убегая, породил
мальчиков Иеросолумоса и Иудэса". Теперь, так как Тифону позднее
поклонялись в образе осла, и так как название осла есть АО, или
(фонетически) ИАО, гласные, имитирующие крик этого животного, то
становится ясным, что Тифон был преднамеренно слит с именем
еврейского Бога, как это достаточно ясно показывают два имени -
Иудея и Иерусалим - порожденные Тифоном


ТВАШТРИ (Санскр.) То же, что Вишвакарман, "божественный
художник", плотник и оружейник богов. (См. "Вишвакарман".)


ЦАЙЛА (Евр.) Ребро; см. "Бытие", миф о сотворении первой женщины
из ребра Адама, первого человека. Забавно, что этот процесс
"ребра" не описан ни в каком другом мифе, за исключением
еврейской Библии. Другие схожие еврейские слова суть "Цела",
"падение", и Целем, "образ Бога". Инман замечает, что древние
евреи очень любили каламбурные выражения, и одно из них видит в
следующем - Адам пал из-за женщины, которую Бог создал по его
образу, от впадины в боку человека. (у.у.у.)


ЦЕЛЕМ (Евр.) Образ, тень. Тень физического тела человека, также
астральное тело - Линга-Шарира. (См. "Цул-ма".)


ЦИМ-ЦУМ (Кабб.) Расширение и сокращение или, как объясняют это
некоторые каббалисты, - "центробежная и центростремительная сила".


ЦИРУФ (Евр.) Система сочетаний и перестановок еврейских букв,
предназначенная для установления аналогий и сохранения секретов.
Например, в форме, называемой Атбаш, взаимозаменителями были А и
Т, Б и Ш, Г и Р, и т.д. (у.у.у.)


ЦУЛ-МА (Кабб.) Букв., "тень". В "Зохаре" говорится (I, 218a, I,
fol. 117a, col. 466), что во время семи последних ночей жизни
человека, Нэшама, его дух, оставляет его, и его тень, цул-ма,
больше не действует, его тело больше не отбрасывает тени; и когда
цул-ма совершенно исчезает, тогда Руах и Нэфеш - душа и жизнь -
уходят с ней. Часто указывалось, что в каббалистической философии
было лишь три, а с Телом, Гуфф, четыре "принципа". Можно легко
доказать, что существует семь, и еще несколько подразделений, ибо
существует "высший" и "низший" Нэшама (двойственный Манас); Руах,
Дух или Буддхи; Нэфеш (Кама), которая "не имеет света от своей
собственной субстанции", но связана с Гуфф, Телом; Целем,
"Призрак Образа"; Д'юкна, Тень Призрачного Образа, или Майави
Рупа. Затем следуют Цурат, Прототипы и Таб-нут, Форма; и,
наконец, Цура, "высший Принцип" (Атман), который остается
наверху", и т.д., и т.д. (См. Мейер, "Каббала", с. 400 и далее.)


ЦУФОН (Евр.) Имя Борея, Северного Ветра, которого некоторые из
древних израильтян обожествляли и которому поклонялись.


ЦУРА (Евр.) Божественный прототип в Каббале. В Оккультизме он
включает Атма-Будхи-Манас, Высшую Триаду; вечный божественный
Человек. Множественное число - цурат.


ЦУРЕ (Евр.) Почти то же, что и предыдущее: прототип "Образа"
целем; каббалистический термин, употребляемый по отношению к так
называемому сотворению божественного и человеческого Адама,
который в Каббале представлен четырьмя типами, соответствующими
коренным расам людей. Еврейские оккультисты не знали никакого
Адама и, отказываясь признать в первой человеческой расе
Человечество с его Адамом, говорили лишь о "предвечных искрах".



У.


У. (U). Двадцать первая буква латинского алфавита, не имеющая
эквивалента в еврейском языке. Однако, как число оно считалось
очень мистическим, как пифагорейцами, так и каббалистами, ибо это
является результатом 3 x 7. Последние считали ее самым священным
из всех нечетных чисел, так как 21 есть сумма числового значения
Божественного Имени aeie, или eiea, или aheiha - так (читается
справа налево aheihe):

he i he a

5 + 10 + 5 + 1 = 21

В Алхимии это символизирует двадцать один день, необходимый для
превращения менее благородных металлов в серебро.


УАСАР (Егип.) То же, что Озирис, только последнее имя -
греческое. Уасар описан как "Яйце-рожденный", подобно Браме. "Он
есть вышедший из яйца Эрос Аристофана, творческая энергия
которого вызывает все вещи к бытию; демиург, который создал и
оживляет мир, существо - типа олицетворенного Амена, невидимого
бога, - подобно как Дионис является связующим звеном между
человечеством и Зевсом Гипсистом" (Браун, "The great Dionysiak
Myth). Изида называется Уаси, так как она есть Шакти Озириса, его
женский аспект; оба они символизируют творящие, наделяющие
энергией, оживляющие силы природы в ее аспекте мужского и
женского божества.


УЧЧАЙХ-ШРАВАС (Санскр.) Образцовый конь; одна из четырнадцати
драгоценностей или сокровищ, созданных при Пахтании Океана
богами. Белый конь Индры, называемый Раджой коней.


УЧНИЧА, также Буддочнича (Санскр.) Объясняется как "выступ на
черепе Будды, образующий хохолок". Это забавное описание дано
востоковедами, и расходится с другим, согласно которому Учнича
первоначально была "коническим или подобным языку пламени
хохолком на венце Будды, в позднейших веках представленным как
толстый нарост на самом черепе". Это надлежит читать совсем
наоборот; ибо эзотерическая философия сказала бы: - Первоначально
глазное яблоко с третьим глазом в нем, который позднее в
человеческой расе выродился в толстый нарост, чтобы постепенно
исчезнуть, оставив на своем месте лишь редко появляющуюся ауру
цвета пламени, воспринимаемую только посредством ясновидения, и
когда избыток духовной энергии заставляет (ныне скрытый) "третий
глаз" излучать свою избыточную магнетическую силу. В данный
период нашего расового развития, конечно, лишь одни "Будды" или
Посвященные в полной мере пользуются даром "третьего глаза", так
как у всех других он более или менее атрофирован.


УДАНА (Санскр.) Случайные речи; также Сутры. В философии этот
термин относится к физическим органам речи, таким как язык, рот,
голос, и т.д. В священной литературе в целом, это есть название
тех Сутр, в которых содержатся случайные проповеди, в
противоположность тем Сутрам, которые содержат лишь тот предмет,
который предпосылается вопросами, заданными Готаме Будде, и его
ответами.


УДАЯНА (Санскр.) Современный Пешавар. "Классическая страна
колдовства", согласно Сюан Цзану.


УДАЯНА РАДЖА (Санскр.) Царь Косамби, прозванный Ватсараджей;
первый, кто велел изваять статую Будды еще до его смерти;
вследствие чего, заявляют римские католики, которые на каждом
углу воздвигают статуи Мадонн и Святых - он "стал родоначальником
буддийского идолопоклонства".


УДРА РАМАПУТРА (Санскр.) Удра, сын Рамы. Брамин-аскет, который в
течении нескольких лет был Гуру Готамы Будды.


УДУМБАРА (Санскр.) Лотос гигантских размеров, посвященный Будде:
Нила Удумбара, или "голубой лотос", рассматривается как
сверхъестественный знак каждый раз, когда он распускается, ибо
расцветает он лишь раз в три тысячи лет. Говорят, что один такой
цветок раскрылся перед рождением Готамы; другой, вблизи озера у
подножия Гималаев, в четырнадцатом столетии, как раз перед
рождением Цонг-к'а-па, и т.д., и т.д. То же сказано и о дереве
Удумбара (ficus glomerata), так как оно цветет с промежутками во
много столетий, как и некоторая разновидность кактусов, цветущих
лишь на очень больших высотах и раскрывающихся в полночь.


УЛЛАМБАНА (Санскр.) Праздник "все душ", прототип Дня Поминовения
Усопших в христианских странах. В Китае он празднуется в седьмом
месяце каждого года, когда как "буддийские, так и даосские жрецы
служат обедню, чтобы освободить души тех, кто погиб на море или
ан суше, из чистилища, рассыпают рис для кормления прет (тридцати
шести классов демонов, вечно голодных и жаждущих), освящают
домашние родовые алтари, ... читают тантры ... в сопровождении
магической игры пальцев (мудры), для успокоения родовых духов
семи поколений в Нараке" (тип чистилища или Кама Локи). Автор
"Sanskrit-Chinese Dictionary" считает, что это есть
древнетибетский (Б'он) "ритуал Гторма, внедрившийся в
конфуцианское поклонение предкам", благодаря Дхармаракше, который
перевел "Улламбана Сутру" и познакомил с ней Китай. Упомянутая
Сутра несомненно является подделкой, так как она выдает эти
обряды, ссылаясь на Шакьямуни Будду, и "подтверждает это
мнимыми опытами его ближайших учеников, говоря, что Ананда
умиротворял прет подношениями пищи". Но, как правильно заявляет
м-р Эйтель, "вся эта теория, с идеями о заступнических молитвах,
литаниях и реквиемах жрецов, и поклонением предкам, является
совершенно чуждой древнему и Южному Буддизму". Также и Северному,
если исключить секты Бутана и Сиккима - секты Б'он или Дугпа,
короче говоря, красношапочников. Так как известно, что церемонии
Дня, или дней, Всех Святых были введены в Китае в третьем
столетии (265-292), и так как тот же самый римско-католический
церемониал и ритуал в честь усопших, происходящий второго ноября,
в те ранние дни Христианства не существовал, то невозможно, что
китайцы заимствовали этот религиозный обычай у латинян, но,
скорее, последние скопировали его у монголов и китайцев.


УЛЛЕР (Сканд.) Бог стрельбы из лука, который "путешествует по
серебряным ледяным дорогам на лыжах". Он покровитель охоты в
течение того периода, когда Солнце проходит над созвездием
Стрельца; и обитает в "Доме Эльфов Света", расположенном на
Солнце и вне пределов Асгарда.


УЛОМ (Финик.) Божество, доступное пониманию. Объективная или
материальная Вселенная, в теогонии Моха. Отражение вечно скрытого
божества; Плерома гностиков.


УЛФИЛАС (Сканд.) Ученый, который в четвертом веке создал новый
алфавит готов - соединение греческих букв с формой рунического
алфавита; с этого времени руны начали исчезать и их секрет был
постепенно утерян. (См. "Руны".) Он перевел на готский язык
Библию, сохранившуюся в "Codex Argenteus".


УЛУПИ (Санскр.) Дочь Кауравия, царя Нагов в Патале (преисподней
или, более точно, стране противоположного полушария, Америке).
Экзотерически, она была дочерью царя или вождя туземного племени
нагов, или нагалов (древних адептов), в доисторической Америке -
по всей вероятности, в Мексике или Уругвае. Она была супругою
Арджуны, ученика Кришны, которого все устные и записанные
предания изображают путешествующим пять тысяч лет тому назад в
Паталу (страну противоположного полушария). Этот пуранический
рассказ основан на историческом факте. Более того, Улупи, как
имя, имеет мексиканское звучание, подобно "Атлан", "Акло" и т.д.


УМА-КАНЬЯ (Санскр.) Букв., "Дева Света"; титул, не очень
подходящий для его обладателя, так как это был титул Дурги Кали,
богини или женского аспекта Шивы. Каждую осень ей приносилось в
жертву человеческое тело; и как Дурга, она была покровительницей
тугов, некогда убийц в Индии, и богиней тантрического колдовства.
Но в дни древности она не была той, кем является сейчас. Самое
раннее упоминание титула "Ума-Канья" встречается в "Кена
Упанишаде"; в ней ныне кровожадная Кали была благотворной
богиней, существом света и добра, которая добивается примирения
Брамы с богами. Она Сарасвати и также Вак. В эзотерическом
символизме Кали является двойственным представителем двойственной
души - божественной и человеческой, светлой душой и темной душой
человека.


УМБРА (Лат.) Тень привязанного к земле призрака. Древние
латинские народности подразделяли человека (в эзотерических
учениях) на семь принципов, как и любая древняя система, и как
теперь делают теософы. Они считали, что после смерти Анима,
чистая божественная душа, восходила на небо, место блаженства:
Манес (Кама Рупа) нисходила в Гадес (Кама Локу); а Умбра (или
астральный двойник Линга Шарира) оставалась на земле, витая около
своей могилы, так как притяжение физической, объективной материи
и влечение к ее земному телу держало ее в пределах тех мест,
которые тело запечатлело своими эманациями. Потому они
утверждали, что на земле ничто не может быть увидено, кроме как
астральный образ покойника, и даже тот исчезает с разложением
последней частицы тела, которое так долго служило его обиталищем.


УНА (Санскр.) Нечто лежащее под чем-то, подчиненное; также
второстепенное, и материальное.


УНДИНЫ (Лат.) Водные нимфы и призраки. Один из четырех основных
видов духов стихий, которые суть Саламандры (огня), Сильфы
(воздуха), Гномы (земли) и Ундины (воды).


УПАДАНА (Санскр.) Материальная Причина; подобно тому, как лен
есть основа льняных изделий.


УПАДАНА КАРАНАМ (Санскр.) Материальная причина следствия.


УПАДХИ (Санскр.) Основа; проводник, передатчик или носитель
чего-то менее материального, чем он сам: как тело человека есть
упадхи его духа; эфир - упадхи света, и т.д., и т.д.; шаблон;
определяющая или ограничивающая субстанция.


УПАДВИПА (Санскр.) Корень (лежащий в основе) острова; суша.


УПАНИШАДА (Санскр.) Переводится как "эзотерическая доктрина", или
толкование "Вед" с помощью методов "Веданты". Третье
подразделение "Вед", добавленное к "Брахманам" и рассматриваемое
как часть Шрути, или "открытого" слова. Все же, как записи, они
намного старше "Брахман" - за исключением двух, все еще
сохранившихся, приложенных к "Риг-Веде" айтарейинов. Индусские
пандиты объясняют термин Упанишада как "то, что уничтожает
невежество, и таким образом производит освобождение" духа, путем
познания высшей, хотя и скрытой истины; следовательно, то же, на
что намекал Иисус, когда в его уста влагали слова: "И вы будете
знать истину, и истина освободит вас" ("От Иоанна", XIII, 32).
Именно из этих трактатов "Упанишад" - которые сами суть отголоски
первичной Религии Мудрости - и выросла система философии Веданты.
(См. "Веданта".) Все же, сколь бы древними "Упанишады" ни были,
востоковеды не признают за старейший из них происхождении ранее
600 г. до Р.Х. Принято считать, что этих трактатов 150, хотя ныне
приблизительно не более двадцати остались неискаженными. Они
касаются очень глубоких, метафизических вопросов, таких как
происхождение Вселенной; природа и сущность Непроявленного
Божества и проявленных богов; связь, основная и первичная, духа и
материи; универсальность ума и природа человеческой Души и Эго.

"Упанишады" должны быть намного древнее времен Буддизма, так как
они ни высказывают предпочтения, ни отстаивают превосходство
браминов как касты. Напротив, в наиболее древних из них
возвышается именно (теперь) вторая каста, Кшатрии, класс воинов.
Как утверждает профессор Коуэлл в "History of India" Эльфинстона:
"от них веет свободою духа, чуждой всем ранним трудам, за
исключением "Риг-Веды". ...Великие учителя высшего знания и
брамины постоянно изображаются, как идущие к Царям Кшатриям,
чтобы стать их учениками". "Цари-Кшатрии" в древности, подобно
Царям-Иерофантам Египта, были хранителями высочайшего
божественного знания и мудрости, Избранными и инкарнациями
первичных божественных Наставников - Дхиани Будд и Кумар. Было
время, эоны до того, как брамины стали кастой, или даже были
написаны "Упанишады" - когда на земле были лишь одни "уста", одна
религия и одна наука, а именно, речь богов, Религия Мудрости и
Истина. Это было до того, как прекрасные просторы последней,
опустошенные народами, говорящими на многих языках, заросли
сорняками умышленного обмана, а народные верования, порожденные
самолюбием, жестокостью и самостью, разбили единую священную
Истину на тысячи осколков.


УПАНИТА (Санскр.) Тот, кому дарован браминский шнур, букв.,
"приведенный к духовному учителю или Гуру".


УПАРАТИ (Санскр.) Отсутствие исходящих желаний; одно из состояний
Йоги.


УПАСАКА (Санскр.) Челы-мужчины или, вернее, приверженцы. Те,
которые, не вступая в жреческую касту, дают клятву соблюдать
основные заповеди.


УПАСИКА (Санскр.) Согласно востоковедам, "сверхъестественный
голос, который слышим ночью, открывающий тайны будущего".
Согласно объяснению Оккультизма, голос любого человека на
расстоянии - обычно голос сведущего в тайнах эзотерических учений
или адепта - наделенного даром отражения как своего голоса, так и
астрального образа, на любого человека, где бы он ни находился,
независимо от расстояния. Упашрути может "открыть тайны
будущего", или же только сообщить человеку, к которому он
обращается, какой-нибудь прозаический факт настоящего; независимо
от этого это будет упашрути - "двойник" или эхо голоса живого
мужчины или женщины.


УПЕКША (Санскр.) Букв., Отречение. В Йоге - состояние долгого
бесстрастия, приобретенное самообладанием, полное владение своими
ментальными и физическими чувствами и ощущениями.


УР (Халд.) Главное местонахождение лунного культа; город в
Вавилонии, где главным божеством была луна, и откуда Авраам
заимствовал еврейского бога, который так недвусмысленно связан с
луной как творящее и порождающее божество.


УРЕЙ (Греч.) По-египетски Урхен, змей и священный символ.
Некоторые усматривают в нем кобру, тогда как другие утверждают,
что это аспид. Купер поясняет, что "аспид не есть урей, но гадюка
рогатая, или подвид виперы, т.е. двурогая випера. Это королевский
змей, носящий пшент ... найа хадже". Урей расположен "вокруг
диска Гора, и образует украшение головного убора Озириса, кроме
того он еще выступает над челом других божеств" (Бонвик).
Оккультизм поясняет, что урей есть символ посвящения, а также
сокровенной мудрости, чем всегда является змей. Все эти боги
являлись покровителями иерофантов и их наставниками.


УРАГИ (Санскр.) Наги (змий), обитающий в Патале, преисподней или
аде - по народному представлению; Адепты, Высшие Жрецы и
Посвященные Центральной и Южной Америки, известные древним
арийцам; там Арджуна женился на дочери царя нагов - Улупи. По сей
день на Кубе и Гаити преобладает Нагализм или поклонение Нагам, в
Вудуизм, главное ответвление первого, обосновался в Новом
Орлеане. В Мексике главных "колдунов" и "врачевателей" по сей
день называют точно так же, как тысячелетия тому назад халдейские
и ассирийские Высшие Жрецы назывались наргалами, будучи главами
Магов (Раб-Маг), причем эту должность одно время занимал пророк
Даниил. Слово Нага, "мудрый змий", стало всемирным, ибо это одно
из тех немногих слов, которые пережили крушение первого всеобщего
языка. Это слово употребляют туземцы как Южной, так и Центральной
и Северной Америки, от Берингова пролива до Уругвая, где оно
означает "глава", "учитель" и "змий". Само слово Урага могло
достичь Индии и укорениться там благодаря ее связи, в
доисторические времена, с Южной Америкой и самим Уругваем, ибо
слово это принадлежит к языку американских индейцев.
Происхождение урагов, насколько это известно востоковедам,
возможно следует отнести к Уругваю, так как о них существуют
легенды, которые относят местожительство из предков, нагов, к
Патале, стране противоположного полушария или Америки.


УРАНИДЫ (Греч.) Одно из названий божественных титанов, тех,
которые восстали против Кроноса; прототипы "падших" ангелов
Христианства.


УРИМ (Евр.) См. "Туммим". "Урим и Туммим" зародились в Египте, и
символизировали Две Истины, два образа Ра и Тмей, которые были
выгравированы на нагрудном знаке Иерофантов, носимом им во время
церемоний посвящения. Диодор добавляет, что это украшение из
золота и драгоценных камней надевалось Высшим Жрецом при
вынесении приговора. Тме (множественное число Тмин) по-еврейски
означает "Истина". "Семикнижие переводит туммим, как Истина"
(Бонвик). Покойный м-р Проктор, астроном, доказывает, что это
еврейское понятие "заимствовано непосредственно от египтян". И
Филон Иудей подтверждает, что Урим и Туммим были "два небольших
образа Откровения и Истины, помещенные между двойными створками
нагрудного знака", и без объяснения проходит мимо последнего, с
его двенадцатью камнями, представляющими двенадцать знаков
Зодиака.


УРЛАК (Сканд.) То же, что "Орлог" (см.). Рок; безличная сила,
"слепо" наделяющая смертных дарами; разновидность Немезиды.


УРВАСИ (Санскр.) Божественная нимфа, упомянутая в "Риг-Веде",
красота которой воспламенила все небеса. Проклятая богами, она
спустилась на землю и поселилась там. Любовь Пуруравы (Викрамы) и
нимфы Урваси послужило сюжетом для всемирно известной драмы
Калидасы "Викраморваси".


УШАНАС (Санскр.) Планета Венера или Шукра; или, вернее, владыка и
повелитель этой планеты.


УШАС (Санскр.) Заря, дочь неба; то же, что Аврора латинян и
греков. Впервые она упоминается в "Ведах", где она
также названа Ахана и Дьетана (осветительница), и где она
предстает в самом поэтичном и пленительном облике. Она
вечно-преданный друг людей, богатых и бедных, хотя считают, что
ей больше по душе последние. Она улыбается всем смертным и
посещает их жилища. Она бессмертная, вечно юная дева, свет
бедных, и разрушительница тьмы.


УТТАРА МИМАНСА (Санскр.) Вторая из двух Миманс - первая есть
Пурва (первая) Миманса - которые, соответственно, образуют пятую
и шестую из Даршан, или школ философии. Мимансы включены в общее
название Веданта, хотя на самом деле Ведантой является Уттара
(написанная Вьясой).


УЗА (Евр.) Имя ангела, который вместе с Азраэлем воспротивился,
как учит "Зохар", сотворению человека Элохимами, за что последние
уничтожили их обоих.





V.





V. - Двадцать вторая буква латинского алфавита. Ее числовое
значение - 5; отсюда римское V (с чертой) означает 5 000.
Западные каббалисты связали ее с божественным еврейским именем
IHVH. Однако, еврейское Vau является числом 6, - и только когда
идентично с W, оно может стать подходящим символом для
муже-женского, и духа-материи. Эквивалент еврейского Vau есть YO,
а в числовом значении 6.


ВАК (Санскр.) Назвать Вак просто "речью" будет неполным
определением. Вак есть мистическое олицетворение речи, и женский
Логос, будучи едина с Брамой, создавшим ее из половины своего
тела, которое он разделил на две части; она также едина с Вирадж
(называемым "женским" Вирадж), который был создан в ней Брамой. В
одном смысле Вак есть "речь", с помощью которой человеку было
преподано знание; в другом - "мистическая, сокровенная речь",
которая нисходит на первых Риши, и входит в них, как "языки
пламени", по преданию, "вошли в апостолов". Ибо ее называют
"женским творцом", "матерью Вед", и т.д., и т.д. Эзотерически она
есть субъективная Творящая Сила, которая, эманируя из Творящего
Божества (субъективной Вселенной, ее "отсутствия", или
мыслеосновы), становится проявленным "миром речи", т.е.
конкретным выражением мыслеосновы, отсюда - "Слово" или Логос.
Вак есть "мужской и женский" Адам первой главы "Бытия", и потому
мудрецы называют ее "Вак-Вирадж". (См. "Атхарва Веда".) Она есть
также "небесная Сарасвати, созданная с небес", "голос,
извлеченный из немого Брама" ("Махабхарата"); богиня мудрости и
красноречия. Ее называют Шата-рупа, богиня ста форм.


ВАКУУМ (Лат.) Эзотерически - символ абсолютного Божества или
Безграничного Пространства.


ВАХАНА (Санскр.) Проводник, носитель чего-то нематериального и
бесформенного. Поэтому все боги и богини изображены как
пользующиеся ваханами, чтобы проявить себя, причем эти носители
всегда символичны. Так, например, Вишну во время Пралай имеет
Ананту, "бесконечное" (Пространство), символизированное змеем
Шеша, а во время Манвантар - Гаруду, гигантского полу-орла,
полу-человека, символ большого цикла; Брахма появляется как
Брама, спускаясь в планы проявленности на Калахамсе, "лебеде во
времени, или конечной вечности"; Шива появляется как бык Нанди;
Озирис - как священный бык Апис; Индра путешествует на слоне;
Карттикея - на павлине; Камадэва - на Макаре, иногда на попугае;
Агни, всемирный (а также солнечный) бог Огня, который, как и все
они, есть "Огнь поедающий", проявляется как баран и ягненок,
Аджа, "нерожденный"; Варуна - как рыба; и т.д., и т.д., тогда как
проводник Человека есть его тело.


ВАЙБХАЧИКИ (Санскр.) Последователи "Вибхача Шастры", древняя
школа материализма; философии; утверждавшей, что никакое
ментальное представление не может быть образовано иначе, как
только с помощью непосредственного контакта между умом (через
такие чувства, как зрение, осязание, вкус, и т.д.) и внешними
объектами. Вайбхачики существуют в Индии и по сей день.


ВАЙДХАТРА (Санскр.) То же, что Кумары.


ВАЙДЬЮТА (Санскр.) Электрический огонь, то же, что Павака, один
из трех огней, которые, при делении, образуют сорок девять
мистических огней.


АЙХАРА (Санскр.) Название пещерного храма вблизи Раджагрихи, куда
Владыка Будда обычно удалялся для медитации.


ВАЙДЖАЙАНТИ (Санскр.) Магическое ожерелье Вишну, которое
имитируют определенные Посвященные среди храмовых браминов. Оно
сделано из пяти драгоценных камней, каждый из которых
символизирует одну из пяти стихий нашего Круга: а именно, из
жемчуга, рубина, изумруда, сапфира и алмаза, или воды, огня,
земли воздуха и эфира, называемых "совокупностью пяти стихийных
зачатков", - хотя слово "сил", возможно, более правильно, чем
"зачатков".


ВАЙКХАРИ ВАК (Санскр.) То, что произносится; одна из четырех форм
речи.


ВАЙКУНТХА (Санскр.) Одно из имен двенадцати великих богов, отсюда
Вайкунтхалока, обитель Вишну.


ВАЙРАДЖИ (Санскр.) По народному поверью - полу-божественные
существа, тени святых, неистребимые огнем, непроницаемые для
воды; они обитают в Тапо-локе с надеждой, что будут перенесены в
Сатиа-локу - более очищенное состояние, соответствующее Нирване.
Термин этот объясняется как воздушные тела или астральные тени
"аскетов, нищенствующих монахов, отшельников и кающихся грешников,
завершивших свой курс сурового аскетизма". Теперь, в
эзотерической философии их называют Нирманакаями, а Тапо-лока
находится на шестом плане (снизу), но в прямом общении с
ментальным планом. К Вайраджам обращаются как к первым богам,
потому что Манарапутры и Кумары являются самыми древними в
теогонии, и говорится, что даже боги поклонялись им ("Матсья
Пурана"); тем, которых Брама "глазом Йога узрел в вечных сферах,
и которые являются богами богов" ("Вайю Пурана").


ВАЙРОЧАНА (Санскр.) "Все-разъясняющий". Мистический символ или,
вернее, родовая персонификация класса духовных существ,
описанных как воплощение самой мудрости (бодхи) и абсолютной
чистоты. Они обитают в четвертой Арупа Дхату (бесформенный мир),
или Буддакшетра, и являются первой или высшей иерархией пяти
ортодоксальных Дхиани Будд. Так же звали и одного шрамана
(Архата) (см. Эйтель, "Sansk. Chin. Dict."), уроженца Кашмира,
"который ввел Буддизм в Кустане и трудился в Тибете" (в седьмом
веке нашей эры). Он был лучшим переводчиком полу-эзотерического
Канона Северного Буддизма и современником великого Самантабхадры
(см.).


ВАЙСАКХА (Санскр.) Прославленная женщина-аскет, родившаяся в
Шравасти, по имени Судатта, "добродетельная жертвовательница".
Она была матерью-наставницей одной вихары или монастыря Упасик и
известна как основательница вихары в честь Шакьямуни Будды. Ее
считают покровительницей всех буддисток-аскетов.


ВАЙШЕШИКА (Санскр.) Одна из шести Даршан или школ философии,
основанная Канадой. Ее называют Атомистической Школой, так как
она учит существованию вселенной атомов преходящего характера,
бесконечному числу душ и определенному числу материальных
принципов, посредством соотношения и взаимодействия которых
происходят периодические космические изменения, без какой-либо
направляющей Силы, за исключением своего рода механического
закона, присущего атомам; сугубо материалистическая школа.


ВАЙШНАВА (Санскр.) Последователь любой секты, признающей и
поклоняющейся Вишну как единому высшему Богу. Поклонников Шивы
называют шайвами.


ВАЙВАСВАТА (Санскр.) Имя Седьмого Ману, праотца расы после
потопа, или нашего пятого человеческого рода. Предполагаемый сын
Сурьи (Солнца), он, после того как спасся в ковчеге (построенном
по указу Вишну) от Потопа, стал отцом Икшваку, основателя
солнечной расы царей. (См. "Сурьяванша".)


ВАДЖРА (Санскр.) Букв., "алмазная палица" или скипетр. В индусских
сочинениях - скипетр Индры, сходный с молниями Зевса, которым это
божество, бог грома, поражает своих врагов. Но в мистическом
Буддизме это магический скипетр Жрецов-Посвященных, заклинателей
духов и адептов - символ обладания Сиддхами или
сверхчеловеческими силами; этот скипетр во время определенных
церемоний находился в руке жрецов и теургов. Это также символ
власти Будды над злыми духами или элементалами. Обладателя этого
скипетра называют Ваджрапани (см.).


ВАДЖРАЧАРЬЯ (Санскр.) Духовный ачарья (гуру, учитель) йогачарьев,
"Верховный Учитель Ваджры".


ВАДЖРАДХАРА (Санскр.) Верховный Будда у северных буддистов.


ВАДЖРАПАНИ (Санскр.) или Манджушри, Дхиани-Бодхисаттва (как
духовное отражение или сын Дхиани-Будд на земле), рожденный
непосредственно из субъективной формы существования; божество,
которому профаны поклоняются как богу, а Посвященные - как
субъективной Силе, истинная природа которой известна лишь и
объясняется высшими Посвященными Школы Йогачарья.


ВАДЖРАСАТТВА (Санскр.) Имя шестого Дхиани-Будды (которых в
народном Северном Буддизме лишь пять) в школе Йогачарья, -
последняя насчитывает семь Дхиани-Будд и столько же Бодхисаттв -
"сынов разума" первых. Поэтому востоковеды относятся к
Ваджрасаттве как к "вымышленному Бодхисаттве".


ВАЛЛАБАЧАРЬЯ (Санскр.) Имя мистика, который был чела (учеником)
Вишну Свами и основателем секты вайшнавов. Его последователей
называют Госвами Махарадж; им принадлежат большие земельные
владения и многочисленные мандиры (храмы) в Бомбее. Они
выродились в постыдно безнравственную секту.


ВАМАНА (Санскр.) Пятый аватар Вишну, отсюда имя того Гнома, форму
которого принял этот бог.


ВАРА (Мазд.) Термин, употребленный в "Вендидаде", где Ахура-Мазда
указывает Йиме строить Вару. Это также означает оболочку или
проводник, ковчег (аргха), и в то же время Человека (стих 30).
Вара есть проводник одушевляющих нас Эго; т.е. человеческое тело,
в котором душа обозначается выражением "окно, самосветящееся
внутри".


ВАРАХА (Санскр.) Вепрь-аватар Вишну; третий по счету.


ВАРНА (Санскр.) Каста; букв., "цвет". Четыре основных касты,
названные Ману - брамины, кшатрии, вайшьи и шудры - называются
Чатурварна.


ВАРША (Санскр.) Область, равнина; любая открытая местность,
расположенная между большими горными цепями земли.


ВАРУНА (Санскр.) Бог воды или морской бог, но совершенно
непохожий на Нептуна, ибо в случае этого старшего из ведийских
божеств, Вода означает "Воды Пространства", или все-облекающее
небо, Акаша - в одном смысле. Варуна или Уаруна (фонетически)
несомненно является прототипом греческого Урана. Как говорит
Мьюир: "Варуне приписываются благороднейшие космические функции.
Обладая неограниченным знанием... он поддерживает небо и землю,
он обитает во всех мирах как суверенный властитель. ...Он
заставил золотое... солнце засиять на небосводе. Ветер, гремящий
в атмосфере, есть его дыхание. ...Благодаря действию его законов,
луна движется в сиянии и звезды... таинственно исчезают при
дневном свете. Он знает полет птиц в небе, пути кораблей в
океане, направление далеко уносящегося ветра, и созерцает все,
что было или будет сделано. ...Он - свидетель правдивости и
лживости людей. Он наставляет Риши Васишту в мистериях; но его
тайны и тайны Митры не для того, чтобы их открывали глупцам."
..."Качества и функции, приписанные Варуне, сообщают его
характеру нравственное величие и святость, далеко превосходящие
все, приписываемое любому другому ведийскому божеству."


ВАСИШТА (Санскр.) Один из первоначальных семи великих Риши и
прославленный ведийский мудрец.


ВАСУДЭВА (Санскр.) Отец Кришны. Он принадлежал к ветви Ядава из
Сомаванши или лунной расы.


ВАСУ (Санскр.) Восемь злых божеств, сопровождающих Индру.
Персонифицированные космические феномены, как показывают их имена.


ВАЙЮ (Санскр.) Воздух: бог и властитель воздуха; одно из пяти
состояний материи, а именно, газообразное. Одна из пяти стихий,
называемая, как ветер, Вата. В "Вишну Пуране" Вайю - Царь
гандхарвов. В "Рамаяне" он отец Ханумана. Троица мистических
богов в Космосе, тесно связанных друг с другом, суть: "Агни
(огонь), место которого на земле; Вайю (воздух или одна из форм
Индры), место которого в воздухе; и Сурья (солнце), место
которого в воздухе" ("Нирукта"). В эзотерическом толковании эти
три космических принципа соответствуют трем человеческим
принципам - Каме, Кама-Манасу и Манасу, солнцу разума.


ВЕДАНА (Санскр.) Вторая из пяти Сканд (восприятия, чувства).
Шестая Нидана.


ВЕДАНТА (Санскр.) Мистическая философская система, которая
выросла из усилий многих поколений мудрецов истолковать
сокровенный смысл "Упанишад" (см.). В Шад-Даршанах (шесть школ
или систем доказательств) она называется Уттара Миманса, и
приписывается Вьясе, составителю "Вед", который, таким образом,
считается основателем Веданты. Ортодоксальные индусы называют
Веданту - этот термин буквально означает "завершение всего
(ведийского) знания" - Брахмаджнана, или чистым и духовным
знанием Брамы. Если даже мы примем последние датировки, даваемые
различным санскритским школам и трактатам нашими востоковедами,
то Веданте должно быть 3300 лет, так как Вьяса, как утверждается,
жил за 1400 лет до Р.Х. Если, как Эльфинстон говорит в своей
"History of India", "Брахманы" суть "Талмуд" индусов, а "Веды" -
Моисеевы книги, то Веданту можно правильно назвать Каббалой
Индии. Но насколько неизмеримо более величественной!
Шанкарачарью, который был популяризатором системы Веданты и
основателем философии Адвайта, иногда называют основателем
современных школ Веданты.


ВЕДЫ (Санскр.) "Откровение", священные писания индусов, от корня
вид, "знать", или "божественное знание". Они суть наиболее
древние, так же как и наиболее священные из всех санскритских
трудов. "Веды" (об эпохе и древности которых никакие два
востоковеда не могут придти к соглашению), как заявляют сами
индусы, брамины и пандиты которых, должно быть, лучше знают о
своих собственных религиозных трудах, сперва преподавались устно
в течение тысячелетий и затем были собраны на берегах озера
Манаса-Саровара (фонетически - Мансаровара) по ту сторону
Гималаев, в Тибете. Когда это произошло? Тогда как их религиозные
учителя, например Свами Даянанда Сарасвати, исчисляют их
древность во многие десятки веков, наши современные востоковеды
даруют им, в их теперешней форме, древность не более, чем между
1000 и 2000 гг. до Р.Х. Все же, в их конечной форме, как они
составлены Веда-Вьясой, сами брамины единодушно относят их к
3100 г. до христианской эры, ко времени, когда жил Вьяса.
Поэтому, возраст "Вед" должен быть не меньше, чем этот. Но их
древность достаточно доказана тем фактом, что они написаны на
такой древней форме Санскрита, столь отличающейся от теперешней,
что нет другого такого труда в литературе этой старшей сестры
всех известных языков, как его называет проф. Макс Мюллер. Лишь
самые ученейшие из браминов-пандитов могут читать "Веды" в
оригинале. Утверждается, что Колбрук пришел к дате 1400 г. до
Р.Х., которая полностью подтверждается обнаруженным им отрывком,
основанным на астрономических данных. Но если, как единодушно
показано всеми востоковедами, а также индусскими пандитами, (а)
"Веды" не являются целостным трудом, и даже ни одна из отдельных
"Вед", но каждая "Веда", и почти каждый гимн и раздел в ней,
написан различными авторами; и (б) они написаны (либо как шрути,
"откровение", либо иначе) в различные периоды этнологической
эволюции индо-арийской расы - то что же открытие м-ра Колбрука
доказывает? Просто то что "Веды" были окончательно обработаны и
составлены за четырнадцать столетий до нашей эры; но к их
древности это не имеет никакого отношения. Совсем наоборот, ибо в
противовес отрывку Колбрука появилась научная статья, написанная
Кришна Шастри Годболе (Бомбей) на основании чисто астрономических
данных, которая столь же полно и на таком же свидетельстве
доказывает, что "Веды" должны были преподаваться по меньшей мере
25 000 лет тому назад. (См. "Theosophist", т. II, с. 238 и далее,
Авг., 1881.) И это заявление, если и не подтверждается, то,
по меньшей мере, не противоречит тому, что говорит проф. Коуэлл в
Приложении VII к "History of India" Эльфинстона: "Существует
разница в возрасте между различными гимнами, которые теперь
объединены в их теперешней форме как "Санхита" "Риг-Веды"; но мы
не имеем данных, чтобы определить их относительную древность, а
чисто субъективная критика, без основательных данных, настолько
часто терпела неудачу в других случаях, что мы лишь слабо можем
доверять кому-либо из ее выводов в столь недавно открывшейся
области исследований, как санскритская литература. (На данный
момент не опубликована даже четвертая часть ведийской литературы,
и очень мало из этого переведено на английский язык (1866).) Все
еще неразрешенные противоречия относительно Гомеровых поэм могут
довольно основательно предупредить нас не быть слишком
самонадеянными в наших суждениях относительно еще более ранних
гимнов Риг-Веды. ...Когда мы разбираем эти гимны... они
представляют глубокий интерес как история человеческого разума,
так как принадлежат намного более древнему периоду, чем поэмы
Гомера и Гесиода." Все ведийские писания делятся на два больших
раздела, экзотерический и эзотерический; первый называется
Карма-Канда, "раздел деяний или трудов", второй - Джнана-Канда,
"раздел (божественного) знания", причем "Упанишады" (см.)
относятся к последней категории. Оба раздела считаются Шрути или
откровением. Каждый гимн "Риг-Веды" начинается с имени того
Провидца или Риши, кому он был открыт. Таким образом, на
основании самих этих имен (таких как Васишта, Вишвамитра, Нарада
и т.д.), которые все принадлежат людям, родившимся в различных
манвантарах и даже эпохах, становится очевидным, что столетия, а
быть может и тысячелетия, должны были пройти между временами их
составления.


ВЕДА-ВЬЯСА (Санскр.) Составитель "Вед" (см.).


ВЕДДХАС (Синг.) Название дикого племени, обитающего в лесах
Цейлона. Их очень трудно отыскать.


ПРОВОДНИК ЖИЗНИ (Мистич.) "Семиричный" Человек у пифагорейцев,
"число семь" у профанов. Первые "объясняли это, говоря, что
человеческое тело состоит из четырех основных элементов
(принципов), и что душа троична (высшая триада)". (См. "Раз.
Изида", II, с. 484.) Часто заявляется, что в ранних трудах
философов никакое семеричное деление человека не упоминалось.
Вышеприведенная цитата есть достаточное доказательство, что к
этому вопросу, хотя с постоянной осторожностью, подходили более
чем однажды, и что это не является новомодной теорией или
изобретением.


ВЕНДИДАД (Пехлев.) Первая книга (Носк) в собрании фрагментов
Зенд, обычно известном как Зенд-Авеста. "Вендидад" есть искажение
сложного слова "Видаэво-датем", означающего "противодемонический
закон", и полон учений, как избежать греха и осквернения с
помощью очищения, нравственного и физического - причем каждое из
этих учений основано на Оккультных законах. Это преимущественно
оккультный трактат, полный символизма и часто такого значения,
которое совершенно противоположно выраженному в его
мертво-буквенном тексте. Как гласит предание, "Вендидад" -
единственный из двадцати одной Носки (книги), который избежал
аутодафе от рук пьяного Искандера Руми, того, который потомками
назван Александром Великим - хотя этот эпитет оправдывается лишь
по отношению к зверству, порокам и жестокости этого завоевателя.
Именно благодаря вандализму этого грека, литература и знание
утеряли много бесценных учений в Носках, сожженных им. Даже
"Вендидад" дошел до нас лишь во фрагментах. Первые главы очень
мистичны, и поэтому в токованиях европейских востоковедов
называются "мифическими". В них представлены два "творца"
"духо-материи" или мира дифференциации - Ахура-Мазда и
Ангра-Майнью (Ахриман), а также Йима (первый человек, или
олицетворенное человечество). Этот труд разделен на фаргарды или
главы, и некоторая часть из них посвящена образованию нашего
глобуса, или земной эволюции. (См. "Зенд-Авеста".)


ВЕТАЛА (Санскр.) Элементал, призрак, который посещает места
захоронения и оживляет трупы.


ВЕТАЛА СИДДХИ (Санскр.) Практика колдовства; способ приобретения
власти над живыми путем черной магии, заклинаний и церемоний,
производимых над телом умершего человека, во время которых труп
оскверняется. (См. "Ветала".)


ВИБХАВАСУ (Санскр.) Мистический огонь, связанный с началом
пралайи или растворения вселенной.


ВИБХУТАЙАХ (Санскр.) То же, что Сиддхи или магические силы.


ВИДИА (Санскр.) Знание, Оккультная Наука.


ВИДИА-ДХАРА (Санскр.) И Видиа-дхари, мужские и женские божества.
Букв., "обладатели знания". Их также называют Набхас-чара,
"передвигающимися в воздухе", летающие, и Приям-вада, "сладко
говорящие". Они суть сильфы розенкрейцеров; низшие божества,
населяющие астральную сферу между землей и эфиром; в народном
фольклоре они считаются добрыми, но на самом деле они хитрые и
злобные, и разумные элементалы, или "Силы воздуха". На Востоке и
на Западе, они изображаются как имеющие сношения с людьми
("брачующиеся" - выражаясь языком розенкрейцеров; см. "Граф де
Габалис"). В Индии их называют также Кама-рупины, ибо они
принимают форму по желанию. Именно из этих созданий пополняются
ряды "супруг-духов" и "супругов-духов" определенных современных
спиритуалистических медиумов и истериков. Они с гордостью
хвастаются подобными пагубными сношениями (напр., американская
"Лили", супруга-дух известного главы ныне рассеянной общины
спиритуалистов, крупного поэта и хорошо известного писателя), и
называют их ангелами-водителями, утверждая, что это духи
знаменитых развоплощенных смертных. Эти "Духи-мужья" и "жены"
возникли не вместе с современными спиритами и спиритуалистами, но
были известны на Востоке уже тысячелетиями, в Оккультной
философии - по вышеприведенным названием, а среди профанов - как
Пишачи.


ВИХАРА (Санскр.) Любое место, где живут буддийские жрецы или
аскеты; буддийский храм, обычно скальный храм или пещера.
Монастырь, как мужской, так и женский. В наши дни вихары можно
встретить при монастырях и академиях для буддийского обучения
городах и селениях, но в древности их можно было отыскать лишь
труднодоступных диких джунглях, на горных вершинах и в самых
уединенных местах.


ВИХАРАСВАМИН (Санскр.) Старший (мужчина или женщина) монастыря,
вихары. Также называется Кармадана, так как каждый учитель или
гуру, имеющий власть, возлагает на себя ответственность за
определенные деяния, хорошие или плохие, совершаемые его
учениками, или группой, доверенной ему.


ВИДЖНАНАМ (Санскр.) Ведантийское название принципа, находящегося
в Виджнанамайа Коше (оболочке разума) и соответствует качествам
Высшего Манаса.


ВИКАРГТАНА (Санскр.) Букв., "лишенный своих лохмотьев"; имя
Солнца и символ посвященного неофита (см."Тайная Доктрина", I,
397, прим.).


ВИМОКША (Санскр.) То же, что Нирвана.


ВИНА (Санскр.) Разновидность большой гитары, применяется в Индии
и Тибете, изобретение которой приписывается по-разному - Шиве,
Нараде и другим.


ВИНАТА (Санскр.) Дочь Дакши и жена Кашияпы (одного из
"семи ораторов" мира). Она принесла яйцо, из которого родился
Гаруда-провидец.


ВИПРАЧИТТИ (Санскр.) Владыка данавов - великанов, которые вели
войну с богами: Титанов Индии.


ВИРАБХАДРА (Санскр.) Тысячеглавое и тысячерукое чудовище,
"рожденное из дыхания" Шивы Рудры, символ, имеющий отношение к
"потом-рожденным", второй расе человечества ("Тайная Доктрина",
II, 231).


ВИРАДЖ (Санскр.) Индусский Логос в "Пуранах"; мужской Ману,
сотворенный в женской половине тела Брамы (Вак) этим богом. Ману
говорит: "Разделив тело свое пополам, владыка (Брама) стал в
одной части мужчиной, а в другой - женщиной; и в ней он сотворил
Вирадж". Согласно "Риг-Веде", Вирадж происходит от Пуруши, а
Пуруша - от Вирадж. Последний есть прообраз всех мужских существ,
а Вак, Шатарупа (имеющая сто форм) - прообраз всех женских форм.


ВИШНУ (Санскр.) Вторая ипостась индусской Тримурти (троицы),
состоящая из Брамы, Вишну и Шивы. От корня виш, "всепроникать". В
"Риг-Веде" Вишну не является высоким богом, но просто проявлением
солнечной энергии, и описан как "пересекающий тремя шагами семь
областей Вселенной, и укутывающий все пылью (своих лучей)".
Какими бы ни были шесть других оккультных значений этого
утверждения, это относится к тому же классу символов, как и семь
и десять Сефиротов, как семь и три отверстий совершенного Адама
Кадмона, как семь "принципов" и высшая триада в человеке и т.д.,
и т.д. Позднее этот мистический символ становится великим богом,
хранителем и восстановителем, "имеющим тысячу имен - Сахасранама".


ВИШВАКАРМАН (Санскр.) "Всесоздающий". Ведийское божество,
олицетворение творящей Силы, описан как Единый "всевидящий бог...
породитель, распорядитель, который... находится вне пределов
понимания (непосвященных) смертных". В двух гимнах "Риг-Веды",
посвященных специально ему, говорится, что он "принес себя в
жертву самому себе". Имена его матери, "прекрасной и
добродетельной Йога-Сиддха" ("Пураны"), и его дочери Санджны
(духовное сознание), показывают его мистический характер. (См.
"Тайная Доктрина", индекс.) Как ремесленник богов и их оружейник,
он назван Кару, "рабочий", Такшака, "плотник" или "дровосек" и
т.д., и т.д.


ВИШВАТРИАРЧАС (Санскр.) Четвертый солнечный (мистический) луч из
семи. (См. "Тайная Доктрина", I, с. 642, прим.)


ВИВАСВАТ (Санскр.) "Яркий", Солнце.


ВИВАН (Санскр.) Некий вид "летательного аппарата", подобный
воздушному шару, упомянутый, но не описанный в древнесанскритских
работах; по-видимому, он был известен и им пользовались атланты и
древние арьи.


ВОЛУСПА (Сканд.) Поэма под названием "Песнь Пророчицы", или
"Песнь Уалы".


ВУДУИЗМ или Вуду. Система африканского колдовства; секта черных
магов, которой весьма преданы негры Нового Орлеана. Процветает
также на Кубе и в Южной Америке.


ВУРДАЛАК (Слав.) Вампир; труп, оживленный своими низшими
принципами и сохраняющий нечто вроде полу-жизни в себе, выходя по
ночам из могилы, зачаровывая своих живых жертв и высасывая их
кровь. Румыны, молдаване, сербы и все славянские народности,
живущие на Балканах, а также чехи (богемийцы), моравы и другие,
твердо верят в существование подобных призраков и соответственно
боятся их.


ВОТАН (Мекс.) Обожествленный герой мексиканцев, и, вероятно, то
же , что Кецал-коатл; "сын змиев", допущенный "к норе змия", что
означает Адепта, допущенного к Посвящению в сокровенном покое
Храма. Миссионер Брассер де Бурбур стремится доказать, что он
потомок Хама, проклятого сына Ноя. (См. "Раз. Изида", I, 627 и
дальше.)


ВРАТА (Санскр.) Закон или сила богов.


ВРАТАНИ (Санскр.) "Действующие законы" Варуны, законы природного
действия. (См. гимны "Риг-Веды", X, 90-I.)


ВРИДДХА ГАРГА (Санскр.) От Вриддха, "старый", и Гарга, древний
мудрец, один из древнейших писателей по астрономии.


ВРИДДХА МАНАВА (Санскр.) Законы Ману.


ВРИТРА (Санскр.) Демон засухи в "Ведах", великий противник Индры,
с которым он постоянно воюет. Аллегория космического феномена.


ВРИТРА-ХАН (Санскр.) Эпитет или титул Индры, означающий
"победитель Вритры".


ВЬЯХРИТИ (Санскр.) Букв., "огненные", слова, зажженные огнем и
рожденные им. Три мистических, творящих слова, которые, согласно
Ману, Праджапати "выдоили" из "Вед": бхур - из "Рид-Веды"; бхувах
- из "Яджур-Веды"; и Свар - из "Сама Веды" ("Ману", II, 76).
Говорится, что все три обладают творящей силой. "Шатапатха
Брахмана" поясняет, что они суть "три светящиеся сущности",
которые Праджапати ("владыки творения", прародители) извлекли из
"Вед" с помощью тепла. "Он (Брама) молвил слово бхур, и оно стало
землей; бхувах, и оно стало небосводом; и свар, которое стало
небом." Махар есть четвертая "светящаяся сущность", и была взята
из "Атхарва-Веды". Но так как это слово чисто мантрическое и
магическое, то оно, так сказать, остается в стороне.


ВЬЯСА (Санскр.) Букв., тот, кто излагает или развивает,
толкователь или, вернее, открывающий; ибо то, что он объясняет,
толкует и развивает, является тайной для профана. Этот термин в
древности относился к высшим Гуру в Индии. В Арьяварте было много
Вьяс; один из них был собирателем и компилятором "Вед"; другой,
автор "Махабхараты" - двадцать восьмым Вьясой или раскрывателем в
порядке последовательности, - и последний известный Вьяса был
автором Уттара Мимансы, шестой школы или системы индийской
философии. Он также был основателем системы Веданта. Востоковеды
(см. Эльфинстон, Коуэлл и т.д.) относят его к 1400 г. до Р.Х. но
эта дата, конечно же, слишком современная. В "Пуранах" упомянуты
двадцать восемь Вьяс, которые в различные века сходили на землю
для распространения ведийских истин - но их было намного больше.


В.


В. (W). - 23-я буква. Не имеет эквивалента в еврейском языке. В
Западном Оккультизме некоторые считают ее символом небесной воды,
тогда как M символизирует земную воду.


УАЛА (Сканд.) Пророчица в песнях "Эдды" (древнескандинавской
мифологии). С помощью заклинаний Одина она была вызвана из могилы
и предрекла смерть Балдуру.


ВАЛГАЛЛА (Сканд.) Разновидность рая (Дэвачана) для павших воинов,
называемая древними скандинавами "залом благословенных героев";
она имеет пятьсот дверей.


ВАЛИ (Сканд.) Сын Одина, который отмщает за смерть Балдура,
"возлюбленного".


ВАЛЬКИРИИ (Сканд.) Их называют - "выбирающие умерших". В народной
поэзии скандинавов эти богини освящают павших героев поцелуем,
и взяв их с поля боя, переносят в покои блаженства и к богам в
Валгаллу.


ВАНЫ (Сканд.) Очень древняя раса богов, которой поклонялись
древние скандинавы у истоков времен, а потом тевтонские племена.


ВАРА (Сканд.) Одна из служанок северной Фрейи; "мудрая Вара",
которая следит за желаниями каждого человеческого сердца, и мстит
за каждое вероломство.


ВОДА Первый принцип вещей, согласно Фалесу и другим древним
философам. Конечно, это не вода на материальном плане, но образно
обозначает потенциальный флюид, содержащийся в беспредельном
пространстве. В Египте это символизировалось Нефом, "нераскрытым"
богом, который изображался в виде змия - символа вечности -
обвившегося вокруг урны с водой, его голова - над водами, которые
он оживляет своим дыханием. "И Дух Божий витал над ликом вод"
("Бытие", I). Медьяная роса, пища богов и творящих пчел на
Иггдрасиле, выпадает за ночь на древо жизни из "божественных вод,
места рождения богов". Алхимики заявляют, что когда
до-адамическая земля разложена Алкахэстом до своей первичной
субстанции, то она похожа на чистую воду. Алкахэст есть "единый и
невидимый, вода, первый принцип, во втором превращении".


ВЕ (Сканд.) Один из трех богов - Одина, Вили и Ве - которые
убивают великана Имира (хаотичную силу) и из его тела, предвечной
субстанции, сотворяют мир.


ВЕРДАНДИ (Сканд.) См. "Норны", три сестры-богини, которые
представляют собой Прошлое, Настоящее и Будущее. Верданди
представляет вечно-сущее время.


КНУТ ОЗИРИСА Плеть, символизирующая Озириса как "судью умерших".
В папирусе она названа нехех или бичем. Д-р Причард видит в нем
веялку или ван, инструмент для отвеивания. Озирис, "который
держит в руке свою веялку и очищает Аменти от грешных сердец,
подобно тому, как отвеиватель подметает упавшие на пол зерна и
запирает доброкачественную пшеницу в житницу". (Сравните "От
Матфея", III, 12.)


БЕЛЫЙ ОГОНЬ (Кабб.) "Зохар", говоря о "Великом Лике" и "Малом
Лике", символах Макрокосма и Микрокосма, говорит о сокровенном
Белом Огне, изучающемся из них днем и ночью, и все же никогда не
видимом. Это отвечает жизненной силе (за пределами светоносного
эфира), и электричеству на высших и низших планах. Но мистический
"Белый Огонь" есть имя, данное Эйн-Софу. И в этом лежит разница
между арийской и семитской философиями. Оккультисты первой
говорят о Черном Огне, что есть символ неведомого и
невообразимого Брахмы, и заявляют, что о "Черном Огне" невозможны
никакие рассуждения. Но каббалисты, которые, благодаря тонкому
изменению смысла, наделяю даже Эйн-Соф видом косвенной воли и
атрибутами, называют свой "огонь" белым, таким образом низвергая
Абсолют в мир зависимости и конечности.

<<

стр. 14
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>