<<

стр. 2
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>



АНУКИ (Егип.) См. "Аноуки" выше. "Слово Анк по-еврейски означает
"моя жизнь", мое существование, что есть личное местоимение Анохи
- от имени египетской богини Аноуки", говорит автор книги "Hebrew
Mystery, or Source of Measures".


АНУМАТИ (Санскр.) Полная луна; когда от бога - Сомы - тогда она
становится богиней.


АНУМИТИС (Санскр.) Заключение, дедукция в философии.


АНУННАКИ (Халд.) Ангелы или Духи Земли; также элементалы земли.


АНУНИТ (Халд.) Богиня Аккада; Люцифер, утренняя звезда. Венера,
как вечерняя звезда, была Иштар города Эрех.


АНУПАДАКА (Санскр.) Анупападака, также и Аупападука; означает
"без родителей", "само-сущий", рожденный без каких-либо родителей
или прародителей. Этот термин относится к определенным
саморожденным богам и Дхиани Буддам.


АНУТТАРА (Санскр.) Несравненный, бесподобный. Так, "Ануттара
Бодхи" означает "непревзойденный или несравненный разум",
"Ануттара Дхарма" - несравненный закон или религия, и т.д.


АНЬЯМСАМ АНИЯСАМ (Санскр.) Ано-раниянсам (в "Бхагавад гите").
Букв., "самый атомический среди атомических; малейший из малых".
Относится к всемирному божеству, сущность которого повсюду.


АУР (Халд.) Синтез обоих аспектов астро-эфирного света; и
оджизнедающий, и об - смерть-приносящий свет.


АПАМ НАПАТ (Зенд.) Таинственное существо, соответствующее Фохату
оккультистов. Это ведийское, также и авестийское название.
Буквально оно означает "Сын Вод" (пространства, т.е. Эфира), ибо
в Авесте Апам Напат находится между язатами огня и язатами воды
(см. "Тайная Доктрина", 11, с. 501, прим.).


АПАНА (Санскр.) "Входящее дыхание"; упражнение в Йоге. Прана и
апина суть "выходящее" и "входящее" дыхание. В "Анугите" она
названа "жизненным ветром".


АПАП (Егип.), по-гречески Апофис. Символический Змий Зла.
Солнечная Ладья вместе с Солнцем являются великими Умертвителями
Апапа в "Книге Мертвых". Это Тифон, который, убив Озириса,
воплощается в Апапа, желая убить Гора. Подобно Taoer (или
Та-ап-оэр), женскому аспекту Тифона, Апап назван "пожирателем
Душ", и это верно, поскольку Апап символизирует животное тело,
как материю, оставленную без души и предоставленную самой себе.
Озирис, также как и все другие Солнечные боги, является
прообразом Высшего Я (Христос); Гор (его сын) - это низший Манам
или личное Эго. На многих памятниках можно увидеть Гора - с
помощью множества собакоголовых богов, вооруженных крестами и
копьями - убивающего Апапа. Некий востоковед говорит: "Бога Гора,
стоящего, как победителя, на Змие Зла, можно считать самой ранней
формой нашей известной группы - Св. Георгия (который есть Михаил)
и Дракона, или святости, попирающей грех." Драконизм не ушел
вместе с древними религиями, но целиком перешел в позднейшую
христианскую форму поклонения.


АПАРИНАМИН (Санскр.) Постоянноп и Неизменное, противоположное
Паринамину, тому, что подвержено изменению, дифференциации и
упадку.


АПАРАСКША (Санскр.) Прямое восприятие.


АПАВА (Санскр.) Букв., "Тот, кто играет в Воде". Еще один аспект
Нараяны или Вишну, комбинированного с Брамой, ибо Апава, подобно
последнему, расчленяет себя на две части, мужскую и женскую, и
создает Вишну, порождающего Вирадж, который создает Ману. Это имя
в браминской литературе объяснено и истолковано по-разному.


АПАВАРГА (Санскр.) Освобождение от повторных рождений.


АПИС (Егип.), или Хапи-анкх. "Живой усопший" или Озирис,
воплотившийся в священного белого Быка. Апис был быко-богом,
которого, по достижении двадцати восьми лет, возраста, когда
Озирис был убит Тифоном, предавали смерти с большой церемонией.
Поклонялись не Быку, а символу Озириса, - так же как христиане в
своих церквях ныне становятся на колени перед Агнцом, символом
Иисуса Христа.


АПОКРИФ (Греч.) Очень ошибочно толкуется, и понимается как
сомнительный или поддельный. Это слово означает просто тайный,
эзотерический, сокрытый.


АПОЛЛОН БЕЛЬВЕДЕРСКИЙ Из всех древних изваяний Аполлона, сына
Юпитера и Латоны, называемого Фебом, Гелиосом, лучезарным и
Солнцем, самое лучшее и совершенное то, которое известно под этим
названием и находится в Бельведерской галерее Ватикана в Риме. Он
назван Пифонским Аполлоном, так как этот бог изображен здесь в
момент своей победы над змием Пифоном. Эту статую нашли в руинах
Антиума в 1503 году.


АПОЛЛОНИЙ ТИАНСКИЙ (Греч.) Замечательный философ, родившийся в
Каппадонии приблизительно в начале первого столетия; ревностный
пифагореец, изучивший финикийские науки под руководством
Евтидема; и Пифагорейскую философию и другие учения - у Евксена
из Гераклеи. Согласно принципам этой школы, он оставался
вегетарианцем всю свою долгую жизнь, питался лишь фруктами и
ратениями, не пил вина, носил одеяния исключительно из волокон
растений, ходил босым и позволял бороде и волосам расти
беспрепятственно - как все Посвященные до и после него. Он был
посвящен жрецами храма Эскулапа (Асклепия) в Эгее, и научился
многим из "чудес" в исцелении больных, совершаемых богом
медицины. Подготовив себя к более высокому посвящению пятилетним
молчанием и скитаниями, посетив Антиохию, Эфасс, Памфилию и
другие места, он через Вавилон отправился в Индию; и все его
близкие ученики бросили его, так как боялись идти в "страну чар".
Однако случайный ученик Дамис, которого он встретил в пути,
сопровождал его в путешествиях. В Вавилоне он был посвящен
халдеями и Магами - согласно Дамису, рассказ которого спустя сто
лет переписал некий Филострат. По возвращении из Индии, он
показал себя истинным Посвященным, в то, что эпидемии и
землетрясения, смерти правителей и другие события, им
предсказанные, полностью сбывались. На Лесбосе жрецы Орфея,
позавидовав ему, отказались посвятить его в свои особые мистерии,
хотя они сделали это несколько лет спустя. Он проповедовал
афинянам и жителям других городов чистейшую и благороднейшую
этику, и феномены, им совершенные, были столь же чудесны, сколь и
многочисленны и хорошо засвидетельствованы. "Как это понять",
спрашивает с тревогой Юстин Мученик, "как это понять, что
талисманы (telesmata) Аполлония имеют силу, ибо они предохраняют,
как мы видим, от ярости волн, злобы ветра и нападения диких
зверей; и, в то время, как чудеса нашего Господа сохраняются лишь
в преданиях, чудеса Аполлония очень многочисленны и действительно
проявлены в теперешних делах?.." ("Quecst.", XXIV). Но ответ на
это легко найти в том факте, что после перехода Гиндукуша
Аполлоний был направлен одним правителем в обитель Мудрецов, -
быть может, остающихся там и по сей день, - которые обучили его
непревзойденному знанию. Его диалоги с коринфянином Менипсом
поистине дают нам эзотерический катехизис и раскрывают (если
поняты) многие важные тайны природы. Аполлоний был другом,
корреспондентом и гостем царей и цариц, и ничьи чудесные или
"магические" силы не засвидетельствованы лучше, чем его. В конце
своей долгой и удивительной жизни он открыл эзотерическую школу в
Эфессе и скончался достигнув почти столетнего возраста.


АПОРРЕТА (Греч.) Тайные указания по эзотерическим вопросам,
дававшиеся во время египетских и греческих Мистерий.


АПСАРА (Санскр.) Ундина или Водяная Нимфа, из Рая, или Небес, и
Индры. Апсары в народном веровании являются "супругами богов" и
именуются Суранганами, и менее почетным термином -
Сумат-атмаджами, или "дочерями услаждения"; ибо рассказывается,
что когда они появились при пахтании Океана, ни Боги (Суры), ни
Демоны (Асуры) не хотели брать их в законные жены. Урваси и
некоторые другие из них упомянуты в Ведах. В Оккультизме они суть
определенные "снотворные" водяные растения, и низшие силы природы.


АР-АБУ НАСР-АЛ-ФАРАБИ, по-латински назван Альфарабием, перс и
величайший аристотелевский философ своей эпохи. Родился в 950
году н.э. и, как сообщают, был убит в 1047 году. Он был
герметическим философом и обладал способностью гипнотизирования
посредством музыки, заставляя тех, кто слушал его игру на лютне,
смеяться, плакать, плясать и делать то, что ему было угодно.
Некоторые из его трудов по Герметической философии можно найти в
Лейденской библиотеке.


АРАХАТ (Санскр.) Произносится и пишется также Архат, Архан, Рахат
и т.д., "достойный", букв., "заслуживающий божественных
почестей". Это было имя, даваемое вначале джайнским, а
впоследствии буддийским святым, посвященным в эзотерические
тайны. Архат есть тот, кто вступил на лучшую и высочайшую тропу
и, поэтому, освобожден от повторных рождений.


АРАНИ (Санскр.) "Женская Арани" есть имя ведийской Адити
(эзотерически - утроба мира). Арани есть Свастика, дискообразная
деревянная дощечка, в которой брамины добывают огонь трением ее
прамантхой - тростинкой, символом мужского породителя.
Мистическая церемония с множеством скрытых значений и очень
священная, которую материализм нашей эпохи извратил до
фаллического значения.


АРАНЬЯКА (Санскр.) Святые отшельники, мудрецы, жившие в древней
Индии в лесах. Также часть Вед, содержащая Упанишады, и т.д.


АРАРИТА (Евр.) Весьма известное каббалистическое чудо-слово,
состоящее из семи букв; числовое значение его 813; буквы его
собраны Нотариконом из предложения "один принцип его единства,
одно начало его индивидуальности, изменение его есть единство".
(у.у.у.)


АРАСА МАРАМ (Санскр.) Индусское священное древо знания. В
оккультной философии - мистическое слово.


АРБА-ИЛ (Халд.) Четверо Великих Богов. "Арба" есть арамейское
слово четыре, а "ил" означает то же, что Ал или Эл. Три мужских
божества и одно женское - которое, хотя и дева, все же порождает
- образуют широко распространенный идеал Божества. (у.у.у.)


АРХАНГЕЛ (Греч.) Верховный, наивысший ангел. От греческого слова
arch, "главный" или "изначальный", и angelos, "вестник".


АРХЕЙ (Греч.) "Старец". Относится к старейшему проявленному
божеству; термин, используемый в "Каббале"; "архаический",
старый, древний.


АРХОБИОЗИС (Греч.) Первобытное начало жизни.


ПРОТОТИПНАЯ ВСЕЛЕННАЯ (Кабб.) Идеальная вселенная, по образу
которой был построен объективный мир. (у.у.у.)


АРХОНЫ (Греч.) В мирском и библейском языке - "властители" и
принципы; в Оккультизме - предвечные планетные духи.


АРХОНТЫ (Греч.) Архангелы после того как стали Феруэрами (см.)
или собственными тенями, имеющие миссию на земле; мистическая
вездесущность, заключающая в себе двойную жизнь; вид
гипостатического действия: одного - чистоты, в более высокой
сфере, другого - земного, совершаемого на нашем плане. (См.
Ямблих, "De Mysteriis", II, 3.)


АРДАТ (Евр.) Это слово встречается во Второй Книге Ездры, IХ, 26.
Это название дано одному современному "оккультному роману", где
большой интерес вызывает посещение героем книги области так
называемой Святой Земли, которой приписываются магические
свойства. В Книге Ездры пророк посылается на это поле, называемое
Ардат, "где нет ни одного дома" и позванные "едят лишь полевые
цветы, не вкушают мяса, не пьют вина и непрестанно молятся
высшему, и тогда я приду и буду говорить с тобой". (у.у.у.)


АРДХА-НАРИ (Санскр.) Букв., "полу-женщина". Шива, изображенный
как Андрогин, наполовину мужчина, наполовину женщина, - вид
соединенных мужской и женской энергий. (См. оккультную диаграмму
в "Раз. Изиде", II.)


АРДХАНАРИШВАРА (Санскр.) Букв., "двуполый владыка". Эзотерически
- неполяризованные формы космической энергии, символизированной
каббалистической Сефирой, Адам Кадмоном и т.д.


АРЕС Греческое название Марса, бога войны; также термин,
употребленный Парацельсом, дифференцированная Сила в Космосе.


АРГХА (Халд.) Ковчег, чрево Природы; полумесяц и жизнь-спасающий
корабль; также чаша пожертвований, сосуд, используемый в
религиозных церемониях.


АРГХЬЯНАТХ (Санскр.) Букв., "владыка возлияний".


АРИАН Последователь Ария, пресвитера Церкви в Александрии в
четвертом столетии. Тот, кто считает, что Христос есть
сотворенное и человеческое существо, стоящее ниже Бога Отца, хотя
и великий и благородный человек, истинный адепт, сведущий во всех
божественных тайнах.


АРИСТОБУЛ (Греч.) Александрийский писатель и малоизвестный
философ, Еврей, старавшийся доказать, что Аристотель разъяснял
эзотерические мысли Моисея.


АРИТМОМАНТИЯ (Греч.) Наука о соответствиях между богами, людьми и
числами, как это преподавалось Пифагором. (у.у.у.)


АРДЖУНА (Санскр.) Букв., "белый". Третий из пяти Братьев Панду
или предполагаемых Сыновей Индры (эзотерически то же, что Орфей).
Ученик Кришны, посетивший его и женившийся на Су-бхадре, его
сестре, помимо многих других жен - согласно аллегории. Во время
братоубийственной войны между Куравами и Пандавами Кришна учил
его высшей философии, служа его возничим. (См. "Бхагавад Гита".)


КОВЧЕГ ИЗИДЫ Во время великой египетской ежегодной церемонии,
совершаемой в месяце Атир, жрецы в процессии несли ладью Изиды, и
елись коллирийские лепешки или булочки, на которых был знак
креста (Тат). Это было поминанием плача Изиды из-за потери
Озириса; празднество Атира было очень впечатляющим. "Платон
отзывается о мелодиях этого празднества, как об очень древних",
пишет м-р Бонвик ("Eg. Belief and Mod. Thought"). "Miserere в
Риме, говорят, напоминает это по своему меланхолическому ритму и
заимствована из этого празднества. Плачущие девы под покрывалами
следовали за ковчегом. Норны или девы под покрывалами, так же
плакали из-за потери бога наших саксонских предков, злосчастного,
но доброго Балдура".


КОВЧЕГ ЗАВЕТА Каждый ковчег-святыня, будь то у египтян, индусов,
халдеев или у мексиканцев, был фаллической святыней - символом
йони или чрева природы. Секет египтян, ковчег или священный ящик,
стоял на ара - его пьедестале. Ковчег Озириса, со священными
реликвиями этого бога, был "таких же размеров, как еврейский
ковчег", говорит С.Шарп, египтолог; его несли жрецы на шестах,
просунутых через его кольца, в священной процессии, - как и
ковчег, вокруг которого танцевал Давид, Царь Израиля.
Мексиканские боги также имели свои ковчеги. У Дианы, Цереры и
других богинь, также как у богов, были свои. В каждом случае
ковчег был ладьей - перевозочным средством. "Фивы имели священный
ковчег длиной в 300 локтей", и сказано, что слово Фивы означает
по-еврейски ковчег", что есть ничто другое, как естественное
признание места, которому избранный народ обязан своим ковчегом.
Кроме того, как пишет Бауэр, "Моисей не первый использовал
Херувима". Крылатая Изида была херувимом или Ариэхом в Египте за
века до появления там Авраама или Сары. "Часто указывалось на
внешнее сходство некоторых египетских ковчегов, увенчанных двумя
крылатыми человеческими фигурами, с ковчегом завета." (Bible
Educator".) И не только "внешнее", но и внутреннее "сходство" и
тождественность теперь общеизвестны. Ковчеги, как завета, так и
подлинного, прямого языческого символизма, имели и теперь имеют
одно и то же значение. То же произошло и с "Урим" и "Туммин"
(см.). В Египте, как доказано многими египтологами, эти двое были
символами Двух Истин. "Обе фигуры - Ре и Тмей - египетский
Верховный Жрец носил на нагрудной пластине. Тме, во множественном
числе тмин, означало по-еврейски истина. Уилкинсон говорит, что
фигура Истины имела закрытые глаза. Розеллини рассказывает о
Тмей, носившемся как ожерелье. Диодор указывает на такое же
ожерелье из золота и драгоценных камней у Верховного Жреца во
время произнесения приговора. Септуагинт переводит Туммин как
Истина." (Бонвик, "Eg. Belief".)


АРКА (Санскр.)


АРКИТЫ Древние жрецы, прикрепленные к Ковчегу как Изиды, так и
индусского Аргуа; всего их было семеро, как жрецов египетского Тат
и любого другого крестообразного символа, представляющего три и
четыре, комбинация которых дает муже-женское число. Аргха (или
ковчег) был четырех-кратным женским символом, а пламя, горевшее
над ним - тройственным лингамом.


АРУЭР (Греч.) Бог Харсиези, который был старшим Гором. В Амбосе
находился его храм. Если вспомним определение главных египетских
богов, данное Плутархом, то эти мифы станут более ясными, так как
он хорошо говорит: "Озирис представляет начало и принцип; Изида -
ту, что получает; и Гор - соединение их обоих. Гор произошел от
них, он ни вечный, ни нетленный, но, будучи вечно в зарождении,
он старается чередованиями подражаний и периодической страстью
(ежегодно вновь пробуждающейся к жизни) оставаться вечно молодым,
как будто он никогда не должен умереть." Таким образом, поскольку
Гор есть олицетворенный физический мир, Аруэр или "старший Гор",
есть идеальная Вселенная; и именно поэтому говорится, что "его
породили Озирис и Изида, будучи еще в лоне их матери" -
Пространства. Вокруг этого бога и на самом деле много тайн, но
значение символа становится ясным, если имеется ключ к нему.


АРТЕФИЙ Великий герметический философ, настоящее имя которого
никогда не было известно и сочинения которого не датированы, хотя
известно, что свою "Тайную Книгу" он написал в ХII веке. Легенда
гласит, что в то время ему было тысяча лет. Одному алхимику,
живущему в Багдаде, принадлежит его книга о снах, в которой он
выдает тайну видения прошлого, настоящего и будущего во сне и
запоминания увиденного. Сохранились лишь две копии этого
манускрипта. Книга о "Снах" иудея Соломона Алмула, изданная на
еврейском в Амстердаме в 1642 г., содержит некоторые отголоски из
более раннего труда Артефия.


АРТА (Егип.) Земля; египетский бог Марс.


АРТУФЫ В Южной Америке и на островах общее название храмов
нагализма или поклонения змеям.


АРУНДХАТИ (Санскр.) "Утренняя Звезда"; Люцифер-Венера.


АРУПА (Санскр.) "Бестелесное", бесформенное, в противоположность
рупа, "телу" или форме.


АРВАКСРОТА (Санскр.) Седьмое сотворение - то есть, человека в
"Вишну Пуране".


АРВАКЕР (Сканд.) Букв., "рано встающий". В Эддах - конь колесницы
Солнца, которой управляет дева Сол.


АРЬЯ (Санскр.) Букв., "святой", первоначальный титул Риши, тех,
кто овладели "Арьясатьяни" (см.) и вступили на путь Арьямарга к
Нирване или Мокше, великий "четырех-кратный" путь. Но сейчас это
название стало обозначением расы, и наши востоковеды, лишая
индусских браминов их права первородства, сделали арийцами всех
европейцев. В эзотеризме эти четыре пути или стадии, - поскольку
вступить на них можно лишь благодаря большому духовному развитию
и "росту в святости", - называют "четырьмя плодами". Ступени
Архатства, называемые соответственно Сротапатти, Сакридагамин,
Анагамин и Архат, или четыре класса Арьев, соответствуют этим
четырем путям и истинам.


АРЬЯ-БХАТА (Санскр.) Самый древний индусский алгебраист и
астроном, не считая Асура Майю (см.); автор труда под названием
"Арья Сиддханта", система Астрономии.


АРЬЯ ДАСА (Санскр.) Букв., "Святой Учитель". Великий мудрец и
Архат школы Махасамгхика.


АРЬЯХАТА (Санскр.) "Путь Архатства" или святости.


АРЬЯСАНГА (Санскр.) Основатель первой Школы Йогачарья. Этот
Архат, непосредственный ученик Готамы Будды, в высшей степени
необосновано спутан и смешан с личностью под тем же именем, будто
бы жившей в Айодхье (Уде) около пятого или шестого века нашей эры,
и, в добавление к системе Йогачарья, учившей культу Тантрики. Те,
кто старались популяризировать его, заявили, что он тот самый
Арьясанга, который был последователем Шакьямуни, и что было ему
тысяча лет. Одной внутренней очевидности достаточно, чтобы
показать, что написанные им труды, переведенные около 600-го
г. н.э., труды, полные культа Тантры, ритуализма и принципов,
которым сейчас, в значительной степени, следуют секты "красных
шапок" в Сиккиме, Бутане и Малом Тибете, не могут быть той же
самой возвышенной системой чистого Буддизма ранней школы
Йогачарья, которая является ни северной, ни южной, но абсолютно
эзотерической. Хотя ни одна из подлинных книг Йогачарья ("Нарджол
чодпа") никогда не попадала в руки публики или в продажу, все же
в "Йогачарья Бхуми Шастре" псевдо-Арьясанги можно найти многое из
старой системы, в доктрины которой он мог быть посвящен. Все же,
это настолько смешано с Шиваизмом и магией Тантрики, и
суевериями, что труд этот сам наносит поражение своей цели,
несмотря на замечательную диалектическую тонкость. Как ненадежны
заключения, к которым приходят наши востоковеды, и как
противоречивы указанные ими даты, можно увидеть на конкретном
примере. В то время, как Ксома де Керес (который, кстати, никогда
не был знаком с Гэ-лук-па (желтыми шапками), но всю свою
информацию получил от "красношапочных" лам пограничной области)
относит псевдо-Арьясангу к седьмому столетию нашей эры; Васильев,
который большую часть своей жизни провел в Китае, доказывает, что
он жил гораздо раньше, а Уильсон (см. "Roy. As. Soc.", т. VI, с.
240), говоря о периоде, когда были написаны труды Арьясанги, еще
сохранившиеся на санскрите, считает, что теперь "установлено, что
они были написаны самое позднее от полутора веков до-, до столько
же веков после эры Христианства." В любом случае, так как
неоспоримо, что религиозные труды Махаяны все были написаны
задолго до времени Арьясанги - жил ли он во "втором веке до Р.Х."
или же в "седьмом после Р.Х." - и что они содержат все и гораздо
больше из основных доктрин системы Йогачарья, столь искаженных
айодхьянским подражателем, - заключение таково, что где-то должно
находиться истинное толкование, свободное от популярного Шиваизма
и магии левой руки.


АРЬСАТЬЯНИ (Санскр.) Четыре истины или четыре догмата: 1) Дукха,
или то, что страдание и боль являются неизбежными спутниками
чувственного (эзотерически - физического) существования; 2)
Самудайа, тот труизм, что страдания усиливается человеческими
страстями; 3) Ниродха, то, что подавление и прекращение всех этих
чувств возможно для человека "на пути"; 4) Марга, узкий путь или
та стезя, которая ведет к такому благословенному результату.


АРЬЯВАРТА (Санскр.) "Страна Арьев", или Индия. Древнее название
Северной Индии, где брамины-захватчики ("с Окса", как говорят
востоковеды) поселились сперва. Ошибочно распространять это
наименование на всю Индию, так как Ману дает название "страна
Арьев" лишь "полосе между Гималаями и горными хребтами Виндхья,
от восточного до западного моря".


АСАКРИТ САМАДХИ (Санскр.) Определенная ступень экстатического
созерцания. Стадия в Самадхи.


АСАНА (Санскр.) Треть ступень Хатха Йоги, одна из предписанных
поз медитации.


АСАТ (Санскр.) Философский термин, означающий "не-бытие" или
вернее, небытийность. "Непостижимое ничто". Сат, неизменная,
вечная, вездесущее, и единственная реальная "Бытийность" (но не
Бытие) упомянуто как "родившееся от Асад - рожден Сат'ом".
Нереальное или Пракрити, объективная природа, рассматриваемая как
иллюзия. Природа, или обманчивая тень ее единой истинной сущности.


АСАТОР (Сканд.) То же, что Тор. Бог гроз и грома, герой,
получивший Мьельнир, "молот грозы", от его изготовителей, гномов.
С ним он побеждает Алвина в "битве слов", сокрушает голову
великану Хрунгиру и подвергает Локи наказанию за его магию,
уничтожает целую расу великанов в Тримхейме, и будучи добрым и
доброжелательным богом, немедленно воздвигает вехи, освящает
брачные узы, благословляет закон и порядок, и, с его помощью,
свершает всякий добрый и замечательный подвиг. Бог в Эддах,
который почти столь же велик, как Один. (См. "Мьельнир" и "Молот
Тора".)


АСАВА САМКХАЙА (Пали.) "Законченность потока", одна из шести
"Абхиджн" (см.). Феноменальное знание законченности потока жизни и
ряда повторных рождений.


АСБУРДЖ Одна из легендарных вершин в горной цепи Тенериф. В
преданиях Ирана - большая гора, по своему аллегорическому
значению соответствующая Мировой горе, Меру. Асбурдж есть та
гора, "у подножья которой заходит солнце".


АСХ МЕЦАРЕФ (Евр.) Очищающий Огонь, каббалистический трактат,
посвященный вопросам Алхимии и зависимости между металлами и
планетами. (у.у.у.)


АСЫ (Сканд.) В древнескандинавских балладах - сотворители Гномов
и Эльфов, Элементалов, стоящих ниже человека. Они являются
потомством Одина; то же, что Эсир.


АСГАРД (Сканд.) Царство и обитель древнескандинавских богов,
скандинавский Олимп; расположен "выше Дома Эльфов Света", но на
одном плане с Етунхеймом жилищем Етунов, злых великанов, сведущих
в магии, с которыми боги находятся в постоянной вражде. Очевидно
то, что боги Асгарда суть то же самое, что и индийские Суры
(боги), а Етуны - Асуры, - обе группы представляют враждующие
силы в природе - благотворные и пагубные. Они также являются
прототипами греческих богов и Титанов.


АШ (Евр.) Огонь, как физический, так и символический огонь;
по-английски пишется как As, Aish и Each.


АШЕН ЛАНГАН (Коларианские.) Определенные обряды для изгнания злых
духов, похожие на изгнание бесов у христиан; употребляются
коларианскими племенами в Индии.


АШЕРА (Евр.) В Ветхом Завете встречающееся слово, которое обычно
переводят как "роща", подразумевая идолопоклонство, но возможно,
что на самом деле это относится к обрядам половой развращенности;
это существительное женского рода. (у.у.у.)


АШМОГ (Зенд.) Дракон или Змий, чудовище с верблюжьей шеей в
Авесте; вид аллегорического Сатаны, который после Падения "утерял
свою природу и имя" в древнееврейских (каббалистических) текстах
назван "летучим верблюдом"; очевидно, в обоих случаях -
воспоминание или верование в доисторических или допотопных
чудовищ - наполовину птиц, наполовину пресмыкающихся.


АШТАДИША (Санскр.) Пространство с восемью направлениями.
Воображаемое деление пространства, представленного как
восьмигранника, а в других случаях - как додекаэдр.


АШТА СИДДХИ (Санскр.) Восемь достижений в практике Хатха Йоги.


АШТАР ВИДИА (Санскр.) Самый древний индусский труд по Магии. Хотя
существует утверждение, что это сочинение в полном виде имеется в
руках у некоторых оккультистов, все же востоковеды считают его
утерянным. Сейчас сохранились лишь очень немногие его фрагменты,
но даже они очень сильно искажены.


АШ ИГГДРАСИЛ (Сканд.) "Мировое Древо". Символ Мира у древних
скандинавов, "древо вселенной, времени и жизни". Оно вечно
зеленое, ибо Норны Рока обрызгивают его ежедневно водой жизни из
источника Урд, струящегося в Мидгарде. Дракон Нидхегг непрестанно
грызет его корни, дракон Зла и Греха; но Аш Иггдрасил не может
засохнуть пока не разразилась Последняя Битва (Седьмая Раса в
Седьмом Круге), когда жизнь, время и мир исчезнут и скроются.


АСИРЫ (Санскр.) Элементалы без голов; букв., "безголовые";
употребляется также по отношению к первым двум человеческим расам.


АШИТА (Санскр.) Имя собственное; сын Бхараты; Риши и Мудрец.


АСК (Сканд.) или Ясень. "Древо Познания". Вместе с Эмблой
(ольхой) Аск был деревом, из которого боги Асгарда сотворили
первого человека.


АСКИ-КАТАСКИ-ХАЙКС-ТЕТРАКС-ДАМНАМЕНЕУС-АЙСИОН Эти мистические
слова, которые, как сообщает Афанасий Кирхер, означают "Тьма,
Свет, Земля, Солнце и Истина", были, говорит Гесихий,
выгравированы на поясе или ремне Дианы из Эфесса. Плутарх
говорит, что жрецы обычно читали эти слова над людьми, которые
были одержимы бесами. (у.у.у.)


АСМОДЕЙ Персидский Аэшма-дэв, Эшам-дэв парсов, "злой Дух
Похотливости", согласно Бреалю, которого евреи присвоили под
именем Ашмедай, "Разрушитель"; "Талмуд" отождествляет эту тварь с
Вельзевулом и Азраэлем (Агелом Смерти) и называет его "Царем
Чертей".


АСМОНЕАНЕ Жрецы-цари Израиля, династия которых царствовала над
иудеями 126 лет. Они провозгласили Канон Моисеева Закона в
противоположность "Апокрифу" (см.), или Тайным Книгам
александрийских иудеев, каббалистов, и закрепили значение мертвой
буквы первого. Вплоть до времени Иоанна Хиркана они были
аскедеянами (Хасидим) и фарисеями; но после стали саддукеями или
задокитами; защитниками Жреческого закона как
противопоставленного раввинскому.


АШОКА (Санскр.) Знаменитый индийский царь династии Мориа,
правивший в Магадхе. На самом деле было два ашоки - согласно
хроникам Северного Буддизма, хотя первый Ашока - дед второго,
названный профессором Максом Мюллером "Константином Индии" -
более известен под своим именем Чандрагупты. Это первого
именовали Пиядаси (пали), "превосходный", и Дэванам-пийа,
"любимец богов", а также Калашока, в то время как имя его внука
было Дхармашока - Ашока благого закона - вследствие его
преданности Буддизму. Кроме того, согласно тому же источнику,
второй Ашока никогда не был приверженцем браминской веры, но от
рождения был буддистом. Это его дед был сперва обращен в новую
веру, после чего он повелел начертать на колоннах и скалах
множество эдиктов - обычай, которому следовал и его внук. Но
именно второй Ашока был усерднейшим приверженцем Буддизма; кто
содержал в своем дворце от 60 до 70 тысяч монахов и жрецов, и кто
воздвиг по всей Индии 84 000 дагоб и ступ, правил 36 лет и
посылал миссии на Цейлон и по всему миру. Надписи разных эдиктов,
провозглашенных им, обнаруживают благороднейшие этически мысли;
особенно - эдикты в Аллахабаде, в форте, на так называемой
"колонне Ашоки". Эти изречения величественны и поэтичны, выражают
нежность как к животным, так и к людям, и возвышенный взгляд на
миссию правителя по отношению к своему народу, которому с большим
успехом можно было бы следовать в нашу эпоху ужасных войн и диких
вивисекций.


АЗОМАТЫ (Греч.) Букв., без материального тела, бестелесные;
употребляется по отношению к небесным Существам и Ангелам.


АШРАМ (Санскр.) Священная обитель, монастырь или хижина
отшельников для аскетических целей. Каждая секта в Индии имеет
свои Ашрамы.


АССАСИНЫ Масонский и мистический орден, основанный Хассан Сабахом
в Персии, в одиннадцатом столетии. Это слово является европейским
извращением слова "Хассан", составляющего главную часть этого
имени. Они были просто суфиями и, согласно преданию, предавались
употреблению гашиша для вызывания небесных видений. Как показано
нашим покойным братом Кеннетом Маккензи, "они были учителями
тайных доктрин Исламизма; они поощряли математику и философию, и
создали много ценных трудов. Глава Ордена звался Шейк-эл-Джебел,
в переводе - "Старец Гор", и, как их Великий Учитель, он обладал
силой жизни и смерти".


АССОРУС (Халд.) Третья группа потомства (Киссар и Ассорус) от
вавилонской Диады, Тауте и Апасон, согласно Теогониям Дамаския.
От этого последнего произошли трое других, из которых последний,
Аос, породил Бэла - "производителя Мира, Демиурга".


АШШУР (Халд.) Город в Ассирии; древнее местонахождение
библиотеки, из которой Георг Смит выкопал самые ранние из
известных табличек происхождение которых он датирует примерно
1500 годом до Р.Х. и которые названы "Ашшур Киле Шергат".


АШШУРБАНИПАЛ (Халд.) Сарданапал греков, "величайший среди
ассирийских Властителей, гораздо более незабвенный благодаря
своему великолепному покровительству знаниям, чем величию своей
империи", пишет Г. Смит, и добавляет: "Ашшурбанипал прибавил
Ассирийской царской библиотеке больше, чем все другие правители
до него". Но поскольку этот выдающийся ассириолог в другом месте
своей "Вавилонской и Ассирийской Литературы" ("Chald. Account of
Genesis") говорит, что "большинство сохранившихся текстов
относится к более раннему периоду, до 1600 года до Р.Х.", и все
же утверждает, что, "почти всем нашим знаниям ранней вавилонской
истории мы обязаны табличкам, написанным во время его
(Ашшурбанипала) царствования (673 г. до Р.Х.)", то можно
справедливо спросить: "откуда вы знаете?"


АССИРИЙСКИЕ Священные Писания. Востоковеды указывают на семь
таких книг: Книги Мамита, Поклонения, Толкований, Хождения в
Гадес, две книги Молита ("Канмагарри" и "Канмикри": Талбо) и
Кантолит, утерянный ассирийский Псалтырь.


АССИРИЙСКОЕ Древо Жизни. "Ашера" (см.). В Библии переводится как
"роща" и встречается тридцать раз. Оно названо "идолом"; и Мааха,
бабушка Асы, Царя Иерусалима, обвиняется в изготовлении для себя
такого идола, который был лингамом. Веками в Индии это был
религиозный ритуал. Но первоначальная Ашера была колонной с семью
ветвями на каждой стороне, увенчаная шарообразным цветком с тремя
исходящими лучами; и не фаллическим камнем, который из нее
сделали иудеи, но метафизическим символом. "Милосердный, кто
мертвых к жизни воскрешает!" - было молитвой, произносимой перед
Ашерой на берегах Евфрата. "Милосердный" не был ни личным богом
иудеев, принесших "рощу" из своего пленения, ни каким-либо
вне-космическим богом, но высшей триадой в человеке,
символизированной с шарообразным цветком с его тремя лучами.


АСТА-ДАША (Санскр.) Совершенная, Высшая Мудрость; титул Божества.


АСТЕР'Т (Евр.) Астарта, сирийская богиня, супруга Адона, или
Адоная.


АСТРЕА (Греч.) Древняя богиня справедливости, которую
злонамеренность людей прогнала с земли на небеса, где она теперь
обитает как созвездие Девы.


АСТРАЛЬНОЕ ТЕЛО, или Астральный "Двойник". Эфирный дубликат или
тень человека или животного. Линга Шарира, "Доппелгенгер".
Читатель не должен смешивать это с Астральной Душой, что есть
другое обозначение низшего Манаса, или так называемого
Кама-Манаса, отражения Высшего Эго.


АСТРАЛЬНЫЙ СВЕТ (Оккульт.) Невидимая сфера, окружающая наш земной
шар, также как и любой другой, соответствующая как второй Принцип
Космоса (третий есть Жизнь, чьим проводником она является) Линга
Шарире, или Астральному Двойнику в человеке. Тонкая сущность,
видимая лишь ясновидящему оку, и низший, за исключением одного (а
именно, земли), из Семи Акашных или Космических Принципов. Элифас
Леви называет это великим Змием и Драконом, из которого на
Человечество излучаются все злые воздействия. Это так, но почему
не прибавить, что Астральный Свет выдает лишь то, что получил;
что он является великим земным тиглем, в котором все низкие
эманации земли (моральные и физические), которыми напитан
Астральный Свет, преобразовываются в их тончайшую сущность и
посылаются обратно усиленными; таким образом, становясь
эпидемиями - моральными, психическими и физическими. в конечном
счете, Астральный Свет есть то же, что Сидеральный Свет
Парацельса и других герметических философов. "Физически это есть
эфир современной науки. Метафизически и в его духовном, или
оккультном смысле, эфир есть нечто гораздо большее, чем обычно
предполагают. В оккультной физике и алхимии наглядно доказано,
что он включает в свои безбрежные волны не только "перспективу и
мощь каждого качества жизни" м-ра Тиндаля, но также и реализацию
мощи каждого качества духа. Алхимики и герметисты считают, что их
астральный, или сидеральный эфир, кроме вышеупомянутых свойств
серы и белой и красной магнезии, или magnes, есть анима мунди,
мастерская Природы и всего Космоса - как духовно, так и
физически. Этот "гранд магистериум" утверждает себя в феноменах
месмеризма, в "левитации" людей и инертных предметов; и в своем
духовном аспекте может быть назван эфиром. Обозначение астральный
является древним и употреблялось некоторыми неоплатониками,
несмотря на утверждение некоторых, что это слово было изобретено
мартинистами. Порфирий описывает небесное тело, которое всегда
соединено с душою, как "бессмертное, лучистое и звездо-подобное".
Корень этого слова можно найти, наверное, в скифском Aist-aer,
что означает звезда, или в ассирийском Istar, которое, согласно
Бюрнуфу, имеет то же значение." ("Раз. Изида".)


АСТРОЛАТРИЯ (Греч.) Поклонение Звездам.


АСТРОЛОГИЯ (Греч.) Наука, определяющая воздействие небесных тел
на земные дела и претендующая на предсказывание будущих событий
по расположению звезд. Ее древность такова, что ставит ее среди
самых ранних рекордов человеческого познания. Много веков она
оставалась тайной наукой на Востоке, и в своем высочайшем аспекте
остается таковой и в наши дни; на Западе ее экзотерическое
применение было доведено до какой-то степени совершенства лишь в
период времени с того момента, когда Вараха Мухира написал свой
труд по Астрологии примерно 1400 лет тому назад. Клавдий
Птолемей, знаменитый географ и математик, около 135 г. н.э.
написал трактат "Tetrabiblos", по-прежнему являющийся основой
современной астрологии. Наука Гороскопии теперь изучается,
главным образом, в четырех направлениях: т.е. 1) Земная - в ее
применении относительно метеорологии, сейсмологии, земледелия и
т.д.; 2) Государственная или гражданская - относительно судеб
наций, царей и властителей; 3) Ежечасная - в отношении
развеивания сомнений, возникающих в уме по какому-то вопросу; 4)
Гороскопическая - в ее применении к судьбам личности с момента их
рождения до смерти. Египтяне и халдеи были одними из самых
древних приверженцев Астрологии, хотя их методы чтения звезд и
современная практика значительно различаются. Первые утверждали,
что Бэлус, Бэл или Элу халдеев, потомок божественной Династии или
Династии царей-богов, был родом из страны Хеми, и покинул ее,
чтобы основать колонию Египта на берегах Евфрата, где был
построен храм, обслуживавшийся жрецами, находившимися на службе у
"владык звезд"; эти жрецы приняли название халдеев. Известны два
факта: а) что Фивы (в Египте) претендовали на честь изобретения
Астрологии; и б) что халдеи были теми, кто учили этой науке
другие народы. Теперь, Фивы в значительной мере предшествуют не
только "Уру халдеев", но и Ниппуру, где Бэла сперва почитали, -
Син, сын его (луна), был верховным богом Ура, родины Тераха,
сабеянина и астролатра, и Авраама, его сына, великого астролога
библейского предания. Таким образом, все склоняется к
подтверждению заявления египтян. Если позже звание астролога
обрело в Риме и других местах дурную славу, то это произошло
благодаря мошенничеству тех, кто хотел зарабатывать деньги с
помощью того, что было неотъемлемой частью святой Науки Мистерий,
и кто, будучи несведущими относительно последней, развили
систему, основанную исключительно на математике, вместо
трансцендентальной метафизики, и имевшую физические небесные тела
в качестве ее упадхи или материальной основы. Все же, несмотря на
все гонения, число приверженцев Астрологии среди наиболее
мыслящих и ученых умов всегда было очень велико. Если Кардан и
Кеплер были среди ее ревностных приверженцев, то ее более поздним
последователям нет причины краснеть, даже при ее ныне
несовершенной и искаженной форме. Как сказано в "Разоблаченной
Изиде" (I, 259): "Астрология для точной астрономии есть то же,
что психология для точной физиологии. В астрологии и психологии
необходимо выйти за пределы видимого мира материи и вступить во
владения трансцендентного духа." (См. "Астроном".)


АСТРОНОМ (Греч.) Титул, даваемый Посвященному на Седьмой Ступени
принятия Мистерий. В древние времена Астрономия была синонимом
Астрологии; великое Астрологическое Посвящение происходило в
Египте в Фивах, где жрецы усовершенствовали, если и не полностью
изобрели, эту науку. Пройдя ступени Пастофора, Неокора,
Меланофора, Кистофора и Балахала ( ступень Звездной Химии),
неофита учили мистическим знакам Зодиака, в виде хоровода,
представляющего путь планет (танец Кришны и гопи, по сей день
празднуемый в Раджпутане); после чего он получал крест, Тау (или
Тат), и становился Астрономом и Целителем. (См. "Раз. Изида", II,
423). В этих занятиях Астрономия и Химия были неотделимы.
"Гиппократ настолько сильно верил в воздействие звезд на живые
существа и на их болезни, что настоятельно советовал не доверять
врачам, несведущим в астрономии" (Араго). К несчастью, Ключ от
последних дверей Астрологии или Астрономии утерян для
современного астролога; а без него - как сможет он когда-нибудь
ответить на уместное замечание автора книги "Mazzaroth",
который пишет: "говорят, что люди рождаются под одним знаком, в
то время как на самом деле они родились под другим, поскольку
солнце теперь видно во время равноденствия среди иных звезд"? Но
несмотря на это, даже те немногочисленные истины, которые ему
известны, привели к его науке таких выдающихся и ученых
уверовавших, как сэр Исаак Ньютон, епископы Иеремия и Хол,
архиепископ Ашер, Драйден, Флэмстед, Ашмол, Джон Мильтон, Стил и
множество знаменитых розенкрейцеров.


АСУРА МАЗДА (Санскр.) В Зенде Ахура мазда. То же что Ормузд или
Маздео; бог Зороастра и парсов.


АСУРАМАЯ (Санскр.) Известен также под именем Маясура. Астроном
Атлантиды, считался великим магом и волшебником, популярен в
санскритских сочинениях.


АСУРЫ (Санскр.) Экзотерически - элементалы и злые боги - считаются
вредоносными; демоны и не боги. Но эзотерически -
противоположное. Ибо в самых древних частях "Риг Веды", этот
термин употреблен относительно Высшего Духа, следовательно, Асуры
духовны и божественны. Лишь в последней книге " Риг Веды", в ее
позднейшей части, и в "Атхарва Веде" и "Брахманах" этот эпитет,
данный Агни, величайшему ведийскому Божеству, Индре и Варуне,
начал означать противоположное богам. Асу означает дыхание, и
своим дыханием Праджапати (Брама) создает Асуров. Когда ритуализм
и догма завладели лучшей частью религии Мудрости, первая буква а
была принята как отрицательная приставка, и окончательное
значение этого термина стало "не бог", и лишь Сура - божество. Но
в Ведах Суры всегда связывались с Сурьей, Солнцем, и считались
низшими божествами, дэвами.


АШВАМЕДХА (Санскр.) Жертвоприношение Коня, древний браминский
обряд.


АШВАТТХА (Санскр.) "Дерево Бо", древо познания, ficus religiosa.


АШВИНЫ (Санскр.), или Ашвинау, двойственный; или же
Ашвини-Кумарау - наиболее таинственные и оккультные божества,
которые "смущали древнейших комментаторов". Буквально, они
"Всадники", "божественные возничие", так как они едут в золотой
колеснице, несомой конями или птицами, или животными, и "владеют
множеством форм". Они суть два ведийских божества,
сыновья-близнецы солнца и неба, которое становится нимфой Ашвини.
В мифологическом символизме они являются "яркими предвестниками
Ушас, зари", будучи "вечно молодыми и красивыми, светлыми,
подвижными и быстрыми, как соколы", "прокладывающие путь для
прекрасной утренней зари к тем, кто терпеливо ожидал всю ночь".
Их называют также "целителями Сварги" (или Дэвачана), поскольку
они исцеляют все страдания и горести, и излечивают все болезни.
Астрономически они - созвездия. Им восторженно поклонялись, как
показывают их эпитеты. Они - "Океаном порожденные" (т.е.
родившиеся от пространства), или Абдхиджау, "увенчанные
лотосами", или Пушкара-шраджам, и т.д. Яска, комментатор,
заявляет в "Нирукте", что "Ашвины представляют переход от тьмы к
свету" - космически, и мы можем добавить, что и метафизически.
Мьюир и Гольдштюкер склонны усмотреть в них древних "широко
известных всадников", - несомненно исходя из легенды, "что боги
отказали Ашвинам в доступе к жертвоприношению на основании, что
те были в слишком близких отношениях с людьми". Именно так, ибо
как поясняет тот же Яска, "они отождествлены с небом и землею",
только по совершенно иной причине. В действительности они подобны
Рибхам, "сперва прославленным смертным (но иногда и
не-прославленным), которые с течением времени переведены в
общество богов"; и они проявляют отрицательный характер,
"результат союза света с тьмою", просто потому, что эти близнецы
является, в эзотерической философии, Кумара-Эго, воплощающимися
"Принципами" в этой Манвантаре.


АТАЛА (Санскр.) Одна из областей в локах индусов и одна из семи
гор; но эзотерически Атала находится на астральном плане, и
когда-то была реальным островом на этой земле.


АТАЛАНТА ФУГИЭНС (Лат.) Знаменитый трактат выдающегося
розенкрейцера Михаила Майера; в нем имеется множество
замечательных гравюр Алхимического символизма; здесь можно найти
оригинал изображения мужчины и женщины в круге, вокруг которого
треугольник, затем квадрат; надпись гласит: "От первого энс
происходит две противоположности, отсюда развиваются три
принципа, и от них - четыре элементарных состояния; если вы
отделите чистое от нечистого, то получите Философский камень".
(у.у.у.)


АТАРПИ (Халд.), или Атарпи-ниси, "человек". Персонаж, который был
"благочестив к богам", и который молил бога Хэа устранить зло
засухи и другие обстоятельства до того, как будет послан Потоп.
Этот рассказ обнаружен на одной из древнейших вавилонских
табличек, и относится к мировому греху. По словам Г. Смита, "бог
Элу, или Бэл, созывает собрание богов, своих сыновей, и сообщает
им, что он разгневан грехом мира"; и в отрывочных фразах
таблички: "...Я сотворил их... На греховность их я сердит,
наказание их будет немалым... пусть исчерпается пища, наверху
пусть Вул выпьет свой дождь", и т.д., и т.д. В ответ на молитву
Атарпи, бог Хэа объявляет свое решение уничтожить людей, им
сотворенных, что и выполняет в конце концов с помощью потопа.


АТАШ БЭХРАМ (Зенд.) Священный огонь парсов, непрерывно
поддерживаемый в их храмах огня.


АТЕФ (Егип.) или Корона Гора. Она состояла из высокой белой шапки
с рогами барана и уреем спереди. Ее два пера изображают две
истины - жизнь и смерть.


АТАМАЗ (Евр.) То же, что Адонис у греков, - иудеи заимствовали
всех своих богов.


АТАНОР (Оккульт.) "Астральный" флюид алхимиков, их рычаг Архимеда;
экзотерически - печь алхимика.


АТХАРВА ВЕДА (Санскр.) Четвертая Веда; букв., магическое
заклинание, содержащее афоризмы, заклинания и магические формулы.
Одна из древнейших и наиболее почитаемых Книг браминов.


АФЕНАГОР (Греч.) Философ-платоник из Афин, написавший в 177 году
н.э. Греческую Апологию христиан, посланную императору Марку
Аврелию, чтобы доказать, что выдвинутые против них обвинения в
том, что они были кровосмесителями и ели убитых детей - были
ложными.


АТОР (Егип.) "Матерь Ночь". Изначальный Хаос в египетской
космогонии. Богиня ночи.


АТИВАХИКИ (Санскр.) У вишиштадвайтистов - Питри, или Дэви,
помогавшие развоплощенной душе, или Дживе, в ее переходе от
мертвого тела в Парамападху.


АТЛАНТЫ (Греч.) Прародители Фараонов и предки египтян - согласно
некоторым, и как учит Эзотерическая Наука (см. "Тайн. Доктр.",
II, и "Эзотерический Буддизм"). Платон услышал об этом в высоко
цивилизованном народе - последние остатки которого были затоплены
за 9 000 лет до него - от Солона, который узнал это от Высших
Жрецов Египта. Вольтер, вечный насмешник, был прав, заявляя, что
"атланты (наша четвертая Коренная Раса) появлялись в Египте. ...В
Сирии и Фригии, а также в Египте, они установили поклонение
Солнцу". Оккультная философия учит, что египтяне были остатками
последних арийских атлантов.


АТЛАНТИДА (Греч.) Континент, который - согласно тайным учениям и
Платону - погрузился в Атлантический и Тихий океаны.


АТМА (или АТМАН) (Санскр.) Вселенский Дух, божественная Монада,
так называемый седьмой Принцип в семиричном строении человека.
Высшая Душа.


АТМА-БХУ (Санскр.) Существование души или существование в
качестве души. (См. "Алайа".)


АТМАБОДХА (Санскр.) Букв., "Само-знание"; наименование
ведантийского трактата Шанкарачарьи.


АТМА-ДЖНАНИ (Санскр.) Знающий Мировую Душу, или Душу вообще.


АТМА-МАТРАСУ (Санскр.) Войти в элементы "Самости". (См. "Тайн.
Доктр.", I, с.413.) Атмаматра есть духовный атом как
противоположный и противопоставленный элементарно
дифференцированному атому или молекуле.


АТМА ВИДИА (Санскр.) Высшая форма духовного знания; букв.,
"Знание Душой".


АТРИ Сыновья его (Санскр.) Класс Питри, "предков человека", или
так называемые Праджапати, "прародители"; один из семи Риши,
образующих созвездие Большой Медведицы.


АТТАВАДА (Пали.) Грех личности.


АТЬЯНТИКА (Санскр.) Один из четырех видов пралайи, или
растворения. "Абсолютная" пралайа.


АЦИЛУТ (Евр.) Высший из Четырех Миров "Каббалы", относящийся
только к чистому Духу Бога. (у.у.у.) Для другого толкования см.
"Азилут".


АУДЛАНГ (Сканд.) В древнескандинавских легендах - второе небо,
сотворенное Божеством над владением Иды.


АУДУМЛА (Сканд.) Символ природы в древнескандинавской мифологии.
Корова Творения, "кормилица", от которой потекли четыре потока
молока, питавшие великана Имира, или Ергелмира (материя в кипении)
и его сыновей, Хримтхурсов (Инеистые Великаны), до появления
богов или людей. Так как ей негде было пастись, она лизала соль с
ледяных скал и таким образом создала Бури, "Сотворителя",
который, в свою очередь, имел сына Бера (родившийся), который
женился на дочери Инеистых Великанов и имел троих сыновей: Одина
(Дух), Вили (Воля) и Ве (Святость). Смысл этой аллегории
очевиден. Это - докосмическое единство элементов, Духа - или
созидающей Силы - с Материей, охлаждаемой, но еще кипящей,
которую он формирует в согласии с вселенской Волей. Тогда
появляются Асы, "столбы и опоры Мира" (Космократоры), и творят,
как велит им Отец Всего.


АВГОЭЙД (Греч.) Бульвер Литтон называет его "Лучезарным Я" или
Высшим Эго. Но в Оккультизме это нечто другое. Это тайна. Авгоэйд
есть светящееся божественное излучение Эго, которое, когда
воплощено, является лишь своей тенью - все-таки столь же чистой.
Это пояснено в "Амшаспендах" и их "Феруэрах".


АУМ (Санскр.) Священный слог; трех-буквенное единство; отсюда -
троица в одном.


АУРА (Греч. и Лат.) Тонкая, невидимая сущность или флюид,
эманирующий из людских и животных тел, и даже из вещей. Это
психическое испарение, в котором участвуют как ум, так и тело,
так как аура является электро-жизненной и в то же время
электро-ментальной; в Теософии называется акашной или
магнетической аурой.


АУРАНАВАБХА (Санскр.) Древний комментатор, писавший на санскрите.


АУРВА (Санскр.) Мудрец, которому приписывают изобретение
"огненного оружия", названного Агнеястра.


АВА-БОДХА (Санскр.) "Матерь Знания". Одно из имен Адити.


АВАЙВАРТИКА (Санскр.) Эпитет каждого Будды: букв., тот, кто
больше не возвращается, кто направляется прямо в Нирвану.


АВАЛОКИТЕШВАРА (Санскр.) "Наблюдающий Владыка". В экзотерической
интерпретации он - Падмапани (носитель лотоса и лотосом
рожденный) Тибета, первый божественный прародитель тибетцев,
полная инкарнация или Аватар Авалокитешвары; но в эзотерической
философии - Авалоки, "наблюдающий", есть Высшее Я, в то время как
Падмапани - Высшее Эго, или Манас. Мистическая формула "Ом мани
падме хум" употребляется специально для вызывания их объединенной
помощи. Тогда как народная фантазия заявляет о многих инкарнациях
Авалокитешвары на земле и видит в нем - не так уж неправильно -
духовного вождя каждого верующего, - эзотерическая интерпретация
усматривает в нем Логос - как небесный, так и человеческий.
Потому, если Школа Йогачарья провозгласила Авалокитешвару, как
Падмапани, "Дхиани Бодхисаттвой Амитабха Будды", то это верно,
так как первый является духовным отражением второго в мире форм,
оба будучи едины - один на небесах, другой на земле.


АВАРАСАЙЛА САНГХАРАМА (Санскр.) Букв., Школа Обитателей западной
горы. Известная Вихара (монастырь) в Дханакстчаке - согласно
Эйтелю, "построенная за 600 лет до Р.Х., и покинутая 600 лет
после Р.Х."


АВАСТАН (Санскр.) Древнее название Аравии.


АВАСТХИ (Санскр.) Состояние условия, позиции.


АВАТАРА (Санскр.) Божественная инкарнация. Низшествие бога или
какого-либо другого возвышенного Существа, которое
усовершенствовалось за пределы необходимости Перевоплощений, в
теле обыкновенного смертного. Кришна был аватаром Вишну. Далай
Лама принимается за аватара Авалокитешвары, а Таши Лама - за
аватара Цонг-к'а-па или же Амитабхи. Существуют два вида
аватаров: родившиеся от женщины, и лишенные родителей,
анупападака.


АВБУРИ или АБУРИ В Уилтшире находятся остатки древнего
мегалитического храма Змия: согласно знаменитому собирателю
древностей Стаклею, 1740, там имеются следы двух кругов из камней
и двух аллей; это все образовало фигуру змия. (у.у.у.)


АВЕСТА (Зенд.) Букв., "Закон". От древнеперсидского Абаста,
"закон". Священные Писания зороастрийцев. Зенд в "Зенд-Авесте"
означает "комментарий" или "толкование". Ошибочно принимать
"Зенд" за язык, так как "это относилось лишь к пояснительным
текстам, толкованиям Авесты" (Дармштетер).


АВИЦЕННА Латинизированное имя Абу-Али ал Хосэйн бен Абдаллах Ибн
Сина; персидский философ, родившийся в 980 г. н.э., хотя обычно
упоминается как аравийский врач. Благодаря своим удивительным
знаниям, он был прозван "Знаменитым", и был автором лучших и
самых первых алхимических сочинений, известных в Европе. Как
гласит легенда, ему подчинялись все Духи Стихий, и дальше она
сообщает, что благодаря своему знанию Элексира Жизни он живет и
поныне, как адепт, и обнаружит себя непосвященным в конце
определенного цикла.


АВИДИА (Санскр.) Противоположное Видиа. Знанию. Невежество,
которое исходит и порождается иллюзией Чувств, или Випарьяя.


АВИКАРА (Санскр.) Свободный от вырождения; неизменный -
употребляется по отношению к Божеству.


АВИЧИ (Санскр.) Состояние: не обязательно по-смертное или между
двумя рождениями, ибо оно может иметь место также и на земле.
Букв., "непрерывный ад". Последний из восьми адов, как нам
сказано, "где преступники беспрестанно умирают и вновь рождаются
- но все же не без надежды на конечное спасение". Это потому, что
Авичи есть другое название Миалбы (нашей земли), а также
состояние, на которое осуждены некоторые бездушные люди на этом
физическом плане.


АВЬЯКТА (Санскр.) Нераскрытая причина; однородная или
недифференцированная; противоположное Вьякте,
дифференцированному. Первое относится к непроявленному, второе -
к проявленному Божеству, или к Брахме и Браме.


АКСИЕР (Греч.) Один из Кабиров.


АКСИОКЕРСА (Греч.) ------"------


АКСИОКЕРС (Греч.) ------"------


АЙАНА (Санскр.) Период времени; две айаны составляют год, одна
является периодом движения Солнца по эклиптике на север, другая -
на юг.


АЙИН (Евр.) Букв., "Ничто", - отсюда и название Эйн-Соф. (См.
"Эйн".)


АЙМАР Жак. Знаменитый француз, имевший большие успехи в
применении Волшебной Палочки, примерно в конце 17-го столетия;
его часто использовали для раскрытия преступлений; два доктора
медицинских наук Парижского университета, Шовен и Гарнье,
докладывали о реальности его способностей. См. Colguhoun "Магия".
(у.у.у.)


АЮР ВЕДА (Санскр.) Букв., "Веда Жизни".


АЮТА (Санскр.) Сто Коти, или сумма, равная 1 000 000 000.


АЗАРЕКШ (Зенд.) Место, знаменитое благодаря храму огня
зороастрийцев и магов во времена Александра Великого.


АЗАЗЭЛЬ (Евр.) "Бог Победы"; козел отпущения за грехи Израиля.
Тот, кто постигнет тайну Азазэля, говорит Абен Езра, "овладеет
тайной Божьего имени", и поистине так. См. "Тифон", и козел
отпущения, посвященный ему в древнем Египте.


АЖИ-ДАХАКА (Зенд.) Один из Змиев или Драконов в легендах Ирана и
Священных Писаниях Авесты, аллегорический разрушающий Змий или
Сатана.


АЗИЛУТ (Евр.) Наименование мира Сефиротов, названного миром
Эманаций Олам Азилут. Это великий и наивысший прототип других
миров. "Ацилут есть Великая Священная Печать, с помощью которой
скопированы все миры, которые отпечатали на себе образ на Печати;
и так как эта Великая Печать включает три сферы, которые суть три
зуры (прототипа): Нэфеш (Жизненный Дух или Душа), Руах (моральный
и мыслящий Дух) и Нэшама (Высшая Душа человека), то Отпечатанный
также получает три зуры, именно, Бриа, Иецира, и Асия, и эти три
зуры есть лишь одно в Печати" ("Каббала" Мейера). Глобусы А и Z
нашей земной цепи находятся в Азилуте. (См. "Тайн. Доктр.")


АЗОТ (Алхим.) Творящий принцип в Природе, большая часть которого
хранится в Астральном Свете. Он символизирован фигурой,
представляющий крест (см. "Элифас Леви"), каждая из четырех
частей которого носит одну букву слова Таро, которое можно
прочесть и как Рота, Атор, и многими другими способами, которые
все имеют оккультное значение.


А альфа и омега Альфа и Омега, Первый и Последний, начало и конец
всякого активного существования; Логос - отсюда (у христиан)
Христос. См. "Откр. Св. Иоанна", XXI, с. 6, где Иоанн использует
"Альфа и Омега" как символ Божественного Утешителя, который
"свободно дает тому, кто испытывает жажду, из источника воды
жизни". Слово Азот или Азотх является средневековым глифом этой
идеи, ибо это слово состоит из первой и последней букв греческого
алфавита, , латинского - А и Z, и еврейского - А и Т, или алеф и
тау. (См. также "Азот".) (у.у.у.)






Б.


Б - Вторая буква почти во всех алфавитах и также в еврейском.
Ее символ - дом, форма Бет'а, сама буква похожа на жилище, сарай
или укрытие. "Как составную часть корня слова, ее часто
употребляют, чтобы показать, что это имеет какую-то связь с
камнем: например, когда в Бет-эле собраны камни. Ее еврейское
числовое значение - два. Вместе с первой буквой она образует
слово Аб, корень слова "отец", Учитель, лицо, облеченное властью,
и имеет каббалистическую особенность быть первой буквой в
Священной Книге Закона. Божественное имя, связанное с этой
буквой, есть Bakhour (R.M.Cyc.)


ВААЛ (Халд., Евр.) Ваал или Адон (Адонай) был фаллическим богом.
"Кто взойдет на холм (высокое место) Господа; кто станет на место
его Кадушу (см.) ?" (Псалмы, ХХIV, 3). "Круговая пляска",
совершавшаяся Царем Давидом вокруг ковчега, была пляской,
предписанной Амазонкам в Мистериях, пляской дочерей Силомских
("Кн. Судей", ХХI, и след.), и тем же, что и прыжки пророков Ваала
("I Кн. Царств", ХVIII). Его звали Ваал-Цефоном или богом крипты
("Исход"), и Сетом или столбом (Фаллос), ибо он был тем же, что и
Аммон (или Ваал-Хаммон) Египта, прозванный "сокрытым богом".
Тифон, прозванный Сетом, великий бог Египта во время ранних
династий, есть аспект Ваала или Аммона, также как и Шивы, Иеговы
и других богов. Ваал, в одном смысле, есть все-уничтожающее
Солнце, огненный Молох.


ХОЛМ БАБИЛ (Халд., Евр.) Местонахождения храма Бэла в Вавилоне.


ВАКХ (Греч.) Экзотерически и поверхностно - бог вина и урожая
винограда, распущенности и веселья; но эзотерически смысл этого
олицетворения более глубокий и философский. Он - Озирис Египта, и
его жизнь и значение относятся к той же группе, что и другие
солнечные божества, все "Грех-несущие", убитые и воскресшие,
напр., Дионис или Атис Фригии (Адонис или сирийский Таммуз),
Аусоний, Балдур (см.) и т.д. Всех их предавали смерти, оплакивали
и возвращали к жизни. Весселья в честь Атиса происходили в Иларии
на "языческую" пасху, 15-го марта. Аусоний, форма Вакха, был
убиваем "во время весеннего равноденствия, 21-марта, и воскресал
через три дня". Таммуз, двойник Адониса и Атиса, оплакивался
женщинами в "роще", названной его именем, "за Вифлеемом, где
плакал младенец Иисус", говорит Св. Иероним. Вакх умерщвлен, и
его мать собирает части его расчлененного тела, так же как Изида
собирает части Озириса, и так далее. Дионис Якх, растерзанный
Титанами, Озирис, Кришна - все сходили в Гадес и снова
возвращались. Астрономически все они представляют Солнце;
психически - являются символами вечно воскресающей "Души" (Эго в
своей реинкарнации); духовно - все они суть невинные козлы
отпущения, искупающие грехи смертных, их собственных земных
оболочек, а на самом деле - опоэтизированный образ божественного
человека, формы из праха, одушевленной ее богом.


БЭКОН Роджер. Францисканский монах, известный как адепт Алхимии и
Магических Искусств. Жил в тринадцатом веке в Англии. Он верил в
философский камень так, как верят в него все адепты Оккультизма,
а в философскую астрологию. Его обвиняют в изготовлении бронзовой
головы, которая, имея скрытый внутри акустический аппарат,
казалось произносила предсказания, что было словами,
произносимыми им самим в другой комнате. Он был замечательным
физиком и химиком, и ему приписывают изобретение пороха, хотя он
говорил, что узнал этот секрет от "Азиатских (Китайских)
мудрецов".


БАДДХА (Санскр.) Связанный, обусловленный, - каким является
всякий смертный, который еще не освободился через Нирвану.


БАГАВАДАМ (Санскр.) Тамильский Священный Текст по Астрономии и
другим предметам.


БАГ-БОГ (Слав.) "Бог"; славянское имя греческого Вакха, чье имя
стало прототипом имени Бог или Bagh и bog или bogh; по-русски -
Бог.


БАХАК ЗИБО (Гност.) "Отец Гениев" в "Кодексе Назареев". Назареи
были ранней полу-христианской сектой.


БАЛ (Евр.) Обыкновенно переводится как "Владыка", но также и Бэл,
халдейский бог, и Ваал, "идол".


БАЛА (Санскр.) или Панчабалани. "Пять способностей", достигаемых
в практике Йоги: полное доверие или вера; энергия; память;
медитация; мудрость.


БАЛДУР (Сканд.) Податель всего Благого". Светлый Бог, который
есть "наилучший", и все человечество громко восхваляет его; он
столь прекрасен по своему виду и чертам, что, кажется, из него
истекают лучи света" ("Эдда"). Такова была песнь рождения,
напеваемая в честь Балдура, воскресающего как Вали, весеннее
Солнце. Балдур назван "возлюбленным", "Святым", "единственно
безгрешным". Он является "Богом Благости", который будет вновь
рожден, когда новый и более чистый мир воскресает из пепла
старого, в грех погрузившегося мира (Асгард). Его убил хитрый
Локи, ибо Фригг, матерь богов, "умоляя все существа, все
безжизненные вещи поклясться, что они не повредят возлюбленному",
забыла упомянуть, "слабую ветвь омелы", также как мать Ахиллеса
забыла пяту своего сына. Локи делает из нее стрелу и влагает в
руки слепого Хедура, который убивает ею бога света с солнечным
сердцем. Рождественская омела, по-видимому, является
воспоминанием о той омеле, которая убила Северного Бога Благости.


БАЛ-ИЛУ (Халд.) Одно из многих названий Солнца.


БАМБУКОВЫЕ КНИГИ Очень древние и безусловно до-исторические труды
на китайском языке, содержащие допотопные записи "Летописей
Китая". Они найдены в гробнице правителя Сеанга из Уаи, умершего
в 295 г. до Р.Х. - и претендуют на происхождение за много
столетий до этого.


БАНДХА (Санскр.) Зависимость; жизнь на этой земле, - от того же
корня, что и Баддха.


БАФОМЕТ (Греч.) Андрогинный козел Мендеса. (См. "Тайн. Доктр.",
I, 318.) Согласно западным, и особенно французским каббалистам,
тамплиеры были обвинены в поклонении Бафомету, и Жак де Молей,
Великий Мастер Тамплиеров, вместе со всеми своими братьями
масонами, вследствие этого был казнен. Но эзотерически и
филологически это слово никогда не означало "козел", ни даже
что-либо столь вещественное, как идол. Этот термин означал,
согласно Фон Хаммеру, "крещение" или посвящение в Мудрость - от
греческого слова _________ и __________ , и от родственности
Бафомета с Паном. Фон Хаммер должен быть прав. Это был
герметико-каббалистический символ, но вся эта история, выдуманная
духовенством, была ложной. (См. "Пан".)


КРЕЩЕНИЕ (Греч.) Ритуал очищения, совершавшийся во время
церемонии посвящения на священных танках Индии; а также более
поздний идентичный ритуал, установленный Иоанном "Крестителем" и
применявшийся его учениками и последователями, которые не были
христианами. Обряд этот уже поседел от древности, когда его
приняли христиане ранних веков. Крещение принадлежало к самой
ранней халдео-аккадийской теургии; оно религиозно совершалось в
ночных церемониях в Пирамидах, где до сих пор мы находим купель в
форме саркофага; известно, что оно имело место во время
Элевсинских мистерий на священных храмовых озерах, и применяется
еще теперь потомками древних сабеян. Мендеяне (El Mogtasila
арабов) являются, несмотря на свое обманчивое название "христиане
Св. Иоанна", меньше христианами, нежели окружающие их правоверные
мусульманские арабы. Они чистые сабеяне; и это объясняется очень
просто, если вспомнить, что крупный семитский ученый Ренан в
своем труде "Vie de Jesus" показал, что арамейский глагол себа,
источник названия сабеянин, есть синоним греческого ____________
. Современные сабеяне, мендеяне, чьи всенощные бдения и
религиозные ритуалы, происходящие лицом к лицу с безмолвными
звездами, описаны некоторыми путешественниками, все еще сохранили
теургические ритуалы крещения своих далеких и почти забытых
предков, халдейских Посвященных. Их религия есть одна из
размножившихся видов крещения, религия семи очищений во имя семи
планетарных владык, "семи "Ангелов Присутствия"
римско-католической Церкви. Протестантские баптисты являются лишь
бледными подражателями El Mogtasila или назареев, совершающих
свои гностические обряды в пустынях Малой Азии. (См. "Будхасп".)


БАРДЕЗАН или Bardaisan. Сирийский гностик, ошибочно принимаемый
за христианского богослова; родился в Эдессе ("Edessene
Chronicle") в 155 г. н.э. (Assemani, "Bibl. Crient.", I, 389). Он
был великим астрологом, последователем Восточной Оккультной
Системы. Согласно Порфирию (который называет его вавилонянином -
наверно вследствие его Халдеизма или астрологии), "Бардезан...
поддерживал связь с индийцами, которые были посланы к римскому
императору под предводительством Дамадамиса" ("De Abst.", IV,
17), и свои сведения получал от индийских гимнософов. Фактом
является то, что большинство его учений, как бы сильно они не
были изменены его многочисленными гностическими последователями,
можно проследить до индийской философии, и еще дальше - до
Оккультных учений Тайной Системы. Так, в своих "Гимнах" он
говорит о творящем Божестве как об "Отце-Матери", и где-то в
другом месте - об "Астральной Судьбе" (Карма), о "Разумах Огня"
(Агни-Дэвы) и т.д. Он связывал Душу (личный Манас) с Семью
Звездами, устанавливая ее происхождение от Высших Существ
(божественное Эго); и поэтому "признавал духовное воскресение, но
отрицал воскресение тела", как гласит обвинение Отцов Церкви.
Ефраим показывает его учащим знакам Зодиака, важности часа
рождения и "провозглашающим семь". Называя Солнце "Отцом Жизни",
и Луну "Матерью Жизни", он изображает последнюю "выделяющей свое
одеяние света (принципы) для возрождения Земли". Фотий не может
понять, как, признавая Душу свободной от власти genesis (удела
рождения)" и обладающей свободной волей, он все же подчиняет тело
закону рождения (genesis). Ибо "они (бардезанцы) говорят, что
богатство и нищета, болезнь и здоровье, и смерть, и все вещи вне
нашего управления суть дела судьбы" ("Bibl. Cod.", 223, с.221 и
след). Это несомненно Карма, которая отнюдь не препятствует
свободной воле. Ипполит делает из него представителя Восточной
Школы. Говоря о Крещении, Бардезан якобы сказал (там же, с.985 и
след.): "Все таки не одно Купание освобождает нас, но Знание того,
кем мы являемся, кем становимся, где были раньше, куда спешим, от
чего избавляемся; что есть зарождение (рождение), что есть
возрождение (перерождение)". Это прямо указывает на доктрину
реинкарнации. Его разговор ("Дизлог") с Авидой и Барджаминой о
Судьбе и Свободной Воле доказывает это: "То, что названо Судьбой,
есть порядок истечения, данный Владыкам (Богам) и Элементам;
согласно которому Разумы (Духовные Эго) изменяются своим
нисшествием в Душу, а Душа - своим нисшествием в тело". (См.
Трактат, найденный в его сирийском оригинале и опубликованный с

<<

стр. 2
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>