<<

стр. 4
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

названную "Девой Моря" и "Госпожей Покровительницей" всех
римско-католических моряков. Бонвик цитирует преп. Сейса,
объясняющего ее как принцип в вавилонском Баху (Хаос, или
беспорядок), то есть "просто Хаос Возникновения... и, видимо,
также и Мот, изначальная субстанция, которая была матерью всех
богов". Кажется, что ученый профессор вспомнил Навуходоносора,
так как тот оставил следующее свидетельство на клинописном языке,
"Я построил храм Великой Богине, моей Матери". Мы можем закончить
словами м-ра Бонвика, с которыми мы полностью согласны: "Она
(Неит) есть Зеруана Авесты, время без пределов". Она - Нерфа
этрусков, полу-женщина, полу-рыба" (отсюда связь Девы Марии с
рыбой и созвездием Рыб), о которой сказано: "Благодаря святой,
благой Нерфе плавание благополучно. Она есть Битос гностиков,
Один неоплатоников, Все немецких метафизиков, Анаита Ассирии".


ЧАРАКА (Санскр.) Писатель по Медицине, живший в ведические
времена. Он считается инкарнацией (Аватаром) Змия Шеши, то
есть воплощением божественной Мудрости, так как Шеша-Нага, Царь
расы "Змиев", есть синоним Ананты, семи-главого Змия, на котором
покоится Вишну во время пралай. Ананта есть "бесконечный" и
символ вечности, и, как таковой, един с Пространством, в то время
как Шеша есть лишь периодический в своих проявлениях. Поэтому,
тогда как Вишну отождествляется с Анантой, Чарака есть просто
Аватар Шеша. (См. "Ананта" и "Шеша".)


ЧАРНОК Томас. Крупный алхимик шестнадцатого столетия; хирург,
живший и работавший недалеко от Солсбери, изучая эту науку в
соседних монастырях у некоего священника. Говорят, что он был
посвящен в последнюю тайну трансмутации знаменитым мистиком
Уильямом Бердом, который "был приором монастыря Бат и оплачивал
расходы по восстановлению монастырской Церкви золотом, которое он
делал с помощью красного и белого эликсиров" ("Royal Mas.
Cycl."). Чарнок написал свой "Конспект Философии" в 1557 году, и
"Загадку Алхимии" - в 1574-ом году.


ХАРОН (Греч.) Египетский Ку-эн-уа, ястребо-головый Рулевой барки,
переплавляющий Души через черные воды, отделяющие жизнь от
смерти. Харон, Сын Эреба и Ноксы, является вариантом Ку-эн-уа.
Умершие должны были платить обол, небольшую сумму денег, этому
неумолимому паромщику Стикса и Ахерона, потому древние всегда
клали умершему под язык монету. Этот обычай сохранился вплоть до
наших дней, ибо большинство из низших классов в России кладет
медные монеты в гроб под голову умершему для посмертных расходов.


ЧАРВАКА (Санскр.) Было два знаменитых существа под этим именем.
Первый был Рокшаса (демон), который переоделся брамином и вошел в
Хастина-пур, после чего брамины раскрыли обман и испепелили
Чарваку огнем своих глаз - то есть магнетически с помощью того,
что в Оккультизме называется "черным взглядом" или злым глазом.
торой был ужасный материалист и отрицатель всего за исключением
материи, который, если бы мог вернуться обратно к жизни, посрамил
бы всех "вольнодумцев" и "агностиков" наших дней. Он жил до
периода Рамаяны, но его учение и школа пережили до сего дня, и он
даже теперь имеет последователей, в основном в Бенгалии.


ШАСТАНЬЕ Бенедикт. Французский масон, создавший в 1767 году в
Лондоне ложу под названием "Озаренные Теософы".


ЧАТУР МУКХА (Санскр.) "Четырехликий", имя Брамы.


ЧАТУР ВАРНА (Санскр.) Четыре касты (букв., краски).


ЧАТУРДАСА БСУВАНАМ (Санскр.) Четырнадцать лок или планов
существования. Эзотерически - двойственные семь состояний.


ЧАТУРИОНИ (Санскр.) То же, что Кармайа или "четыре формы
рождения" - четыре способа вступления на путь рождения, как
обусловлено Кармою: (а) рождение от чрева - как у людей и
млекопитающих; (б) рождение из яйца - как у птиц и
пресмыкающихся; (в) от влаги и зародышей воздуха - как у
насекомых; и (г) мгновенным самопреобразованием, как Бодхисаттвы
и Боги (Анупадака).


ХАВА (Евр.) То же, что Ева. "Матерь всего живого"; "Жизнь".


ШАВИНЬИ Жан эме де. Ученик всемирно известного Нострадамуса,
астролог и алхимик шестнадцатого столетия. Он умер в 1604 году.
Его жизнь была очень тихой, и он был почти неизвестен своим
современникам, но оставил ценную рукопись о воздействии звезд
перед рождением и после рождения на определенные отмеченные
личности - тайна, которую ему открыл Нострадамус. Последний раз
этот трактат находился во владении императора России Александра.


ЧАЛА (Санскр.) Ученик, воспитанник Гуру или Мудреца,
последователь определенного адепта какой-либо школы философии
(букв., дитя).


ХЕМИ (Егип.) Древнее наименование Египта.


ЧЕНРЕЗИ (Тибет.) Тибетский Авалокитешвара. Бодхисаттва Падмапани,
божественный Будда.


ЧЕРУ (Сканд.) Или Херу. Магический меч, оружие "бога-Меча" Херу.
В "Эдде" сага описывает его как уничтожающего своего обладателя,
если тот недостоин им владеть. Он приносит победу и славу лишь в
руке добродетельного героя.


ХЕРУВИМЫ (Евр.) Согласно каббалистам - группа ангелов, которую
они особо связывали с Сефирой Иесод. В христианском учении -
орден ангелов, которые являются "стражами". "Бытие" отводит
Херувимам охрану потерянного Эдема, и В.З. часто обращается к ним
как к хранителям божественной славы. Два крылатых образа в золоте
помещались над Ковчегом Завета; такого же рода огромные фигуры
находились Святая Святых Храма Соломона. Иезекиил описывает их
поэтическим языком. Каждый Херувим, по-видимому, был составной
фигурой с четырьмя лицами - человека, орла, льва и быка, и,
конечно, был крылатым. Паркхурст под "Chtrub", говорит, что это
слово произошло от К - частицы, означающий сходство, и RB или
RUB, величие, мастер, великолепие, и, таким образом, является
образом божества. Многие другие народы уявили подобные фигуры как
символы божества, например, египтяне в своих фигурах Сералиса -
как описывает Макрубий в своей "Saturnalia"; греки имели свою
трехглавую Гекату, а романские народы - трехликие образы Дианы -
как сообщает Овидий, ecce procul ternis Hecate variata figuris.
Вергилий также описывает ее в четвертой Книге "Энеиды". Порфирий и
Евсевий то же пишут Прозерпине. Вандалы имели многоголовое
божество, называемое Триглавом. У древнегерманских племен был
идол Родигаст с человеческим телом и головами быка, орла и
человека. У персов - несколько фигур Мифры с человеческим
туловищем, львиной головой и четырьмя крыльями. Прибавьте сюда
Химеру, Сфинкса Египта, Молоха, Астарту сирийцев, и некоторые
фигуры Изиды с рогами Быка и птичьими перьями на голове. (у.у.у.)


ХЕЗЕД (Евр.) "Милосердие", называется также Гедула, - четвертый
из десяти Сефиротов; мужская или активная сила. (у.у.у.)


ЧХАЙА (Санскр.) "Тень" или "Призрак". Название существа,
созданного Санджной, женой Сурьи, из самой себя "астральное
тело". Будучи не в силах выносить жар своего супруга, Санджна
оставила вместо себя в качестве жены Чайю, удалившись, чтобы
предаться аскетизму. В эзотерической философии Чхайа есть
астральный образ человека.


ЧХАНДОГА (Санскр.) Одна из Самхит (собраний) Сама Веды. Также
жрец, поющий Сама Веду.


ЧХАНМУКА (Санскр.) Великий Бодхисаттва у северных буддистов,
известный своей пылающей любовью к Человечеству; в эзотерических
школах считается Нирманакаей.


ЧХАНАГАРИКА (Тибет.) Букв., школа шести городов. Знаменитая
философская школа, где готовят Чела перед их вступлением на Путь.


КХАСИДЫ или Хасдим. В Семикнижии Assidai, а по-английски -
Assideans. Они упомянуты также в "Книге Маккавея", I, VII, 13,
как умертвленные вместе со многими другими. Они были
последователями Маттатии, отца маккавеян, и все были посвященными
мистиками, или еврейскими адептами. Это слово означает:
"искусные, обученные всей мудрости, человеческой и божественной".
Маккензи ("R. M. C.") считает их стражами храма для охранения его
чистоты; но так как Соломон и его Храм - оба аллегории и реально
не существовали, то Храм означает в данном случае "тело Израиля"
и его нравственность "Скэлиджер связывает это Общество ассидеян с
братством ессеев, считая его предшественником последнего".


ЧХАЙА ЛОКА (Санскр.) Мир Теней; подобно Гедесу - мир Eidola и
Umbrae. Мы его называем Камалокой.


ХИА (Евр.) Жизнь; Vita, Revivificatio. В Каббале - вторая высшая
сущность человеческой души, соответствующая Хокме (Мудрость).


ЧИЧХАКТИ (Санскр.) Чих-Шакти; мощь, производящая мысль.


ЧИТАГНИКУНДУМ (Санскр.) Букв., "очаг огня в сердце"; место
средоточия силы, уничтожающей все личные желания.


ЧИДАКАСАМ (Санскр.) Поле, или основа сознания.


ШИФЛЕ Жен. Каноник-каббалист XVII века; считает, что он изучил
ключ к гностическим сочинениям коптских Посвященных; он автор
труда об Абраксасе в двух частях, эзотерическую часть которого
сожгла Церковь.


ХИИМ (Евр.) Существительное множественного числа - "жизнт";
встречается в сложных словах; Элохим Хиим - боги жизней -
Паркхурст переводит как "живой Бог"; и Руах Хиим - Дух жизней или
жизни. (у.у.у.)


КИТАЙСКАЯ Каббала. Одной из древнейших и известных китайских книг
является "И Цзин", или "Книга Перемен". Считают, что она написана
за 2850 лет до Р.Х. На диалекте аккадийских черных племен
Мессопотамии. Это крайне трудная для понимания система Умственной
и Нравственной Философии со схемой всеобщей связи и предсказания.
Абстрактные идеи тут изображены линиями, полу-линиями, кругами и
точками. Так, круг представляет И, Великое Всевысшее; линия
относится к ИНЬ, Мужской Активной Силе; две полу-линии являются
ЯНЬ, Женской Пассивной Силой. ГУЕЙ есть животная душа, ШАНЬ - ум,
ГЯНЬ - небо или Отец, ГУАНЬ - земля или Матерь, КАНЬ или ГИНЬ -
Сын; мужские числа являются нечетными и изображены светлыми
кругами, а женские, четные - черными кругами. Имеются две очень
таинственные диаграммы, одна называется "ХО или Карта Реки", и
также связана с Лошадью; и другая - "Писание ЛО"; они составлены
из групп белых и черных кругов, расположенных в каббалистической
манере.

Текст написан Царем по имени Ван, комментарии - Каном, его сыном;
допускают, что этот текст древнее времени Конфуция. (у.у.у.)


ЧИТ (Санскр.) Абстрактное Сознание.


ХИТАНУТ УР (Евр.) Хитоны, жреческое одеяние; "покровы из кожи",
данные Ява Алеймом Адаму и Еве после их падения.


ЧИТКАЛА (Санскр.) В эзотерической философии идентичны с Кумарами;
те, кто первые воплотились в людей Третьей Коренной Расы. (См.
"Тайн. Доктр.", I, 357.)


ЧИТРА ГУПТА (Санскр.) Дэва (или бог), который является писцом Ямы
(бога смерти) и имеет обязанность читать отчет о жизни каждой
Души из рекорда, называемого Агра Сандхани, когда эта душа
предстает перед троном Суда. (См. "Агра Сандхани".)


ЧИТРА ШИКАНДИНА (Санскр.) Созвездие Большой Медведицы; обитель
семи Риши (Сапта-Рикша). Букв., "ярко-увенчанный".


ХНУМ (Греч.) То же, что Хнуф и Неф. Символ творящей силы; Хнум
или Неф есть, согласно Плутарху, "несотворенное и вечное
божество". Он представлен синим (эфир), и со своей головой овна и
коброй между рогами может быть принят за Аммона или Хнуфа (см.).
Дело в том, что все эти боги являются солнечными и под разными
аспектами представляют стадии зарождения и оплодотворения. Их
голова овна указывает на это знамение, так как овен всегда
символизирует порождающую энергию в абстрактном виде, тогда как
бык был символом силы и творящей функции. Все были единым богом,
свойство которого подвергались индивидуализации и персонификации.
Согласно сэру Дж. Уилкинсону, Неф или Хну был "идеей Духа
Божьего", а Бонвик поясняет, что как Ав, "материя" или "плоть",
он был криоцефаллическим (овено-головым), носящим на голове
солнечный диск, стоящим на Змее Мехене, с гадюкой в левой и
крестом - в правой руке, сосредоточившись на функции творения в
подземельи (эзотерически - на земле). Каббалисты отождествляют
его с Биной, третьей Сефирой из Древа Сефиротов, или "Биной,
представленной Божественным именем Иеговы". Если как Хнум-Неф он
является индийским Нараяной, Духом Божьим, носящимся над водами
пространства, то как Эйхтон или Эфир он держит во рту Яйцо,
символ эволюции, и как Ав он есть Шива, Разрушитель и
Воссоздатель, ибо, как толкует Девериа: "Его путешествие в низшие
сферы, по-видимому, символизирует эволюцию субстанций, которые
рождаются для того, чтобы умереть и возродиться". Эзотерически,
однако, и как разъяснено Посвященными внутреннего храма. Хнум-Неф
был главным образом богом реинкарнации. Одна из надписей гласит:
"Я есть Хнум, Сын Вселенной, 700" - это тайна, имеющая прямое
отношение к воплощающемуся Эго.


ХНУФ (Греч.) Нуф по-гречески. Другой аспект Аммона и
олицетворение его порождающей силы in actu, в то время как Неф -
ее же in potentia. Он также овено-головый. Если в своем аспекте
Нефа он есть Святой Дух с творческой мыслеосновой, вынашиваемой в
нем, то как Хнуф он является ангелом, "входящим" в Девственную
почву и плоть. Молитва на папирусе, переведенная французским
египтологом Шаба, гласит: "О Сепуи, Причина существования,
создавший свое собственное тело! О единственный Владыка,
исходящий из Нума! О божественная субстанция, сотворенная из себя
самой! О Бог, создавший субстанцию, имеющуюся в нем! О Бог,
сотворивший своего отца и оплодотворивший собственную мать." Это
показывает происхождение христианских доктрин Троицы и концепции
непорочности. На одном памятнике он представлен сидящим у
гончарного круга и лепящим из глины человека. Ему посвящен лист
фигового дерева, - этого одного уже достаточно, чтобы доказать,
он является фаллическим богом - эта идея выявлена в надписи:
"тот, кто сотворил все, что есть, творец существ, первосущий;
повелевший быть всему, что есть". Некоторые усматривают в нем
воплощение Аммона-Ра, но он есть сам этот последний в его
фаллическом аспекте, ибо, подобно Аммону, он "супруг своей
матери", то есть мужская или оплодотворяющая сторона природы. Его
имена варьируются как Хну, Нум, Хем и Хнум или Хнумис. Так как он
представляет Демиурга (или Логос) материального, низшего аспекта
Мировой Души, он есть Агафодемон, иногда символизированный Эмием;
а его жена Атор или Маут (Мут, матерь), или Сатэ, "дочь Солнца",
несущая стрелу на солнечном луче (луч замысла), является
"повелительницей низших частей атмосферы", под созвездиями, в то
время как Неит - на звездным небом. ( См. "Хаос".)


КОГАН (Тиб.) "Владыка" или "Учитель"; главный; так Дхиан-Коган
соответствовало бы "Главному из Дхияни", или небесных Светов -
Архангелов - в переводе на русский.


ХОКМА (Евр.) Мудрость; вторая из десяти Сефиротов, и вторая из
высшей Триады. Мужская сила, соответствующая Йоду (J)
Тетрограмматона JHVH, или Абу, Отцу. (у.у.у.)


ХРЕСТОС (Греч.) Ранняя гностическая форма Христа. Она
употреблялась в пятом веке до Р.Х. Эсхилом, Геродотом и другими.
Первый упоминает ("Choeph.", 901) Manteumata pythochresta, или
"пророчества, сообщенные богом пифий" через пифию. Хрестерион
есть не только "место оракула", но и пожертвование оракулу или
для него. Хрестес есть тот, кто разъясняет прорицания, "пророк и
предсказатель", а Хрестериос - тот, кто служит оракулу или богу.
Самый ранний христианский писатель Юстин Мученник в своей первой
"Апологии" называет своих товарищей по религии христианами. "Лишь
по невежеству люди называют себя христианами вместо христиан",
говорит Лактантий (кн. iv, гл. vii). Термины Христос (Christ) и
христиане (Christians), были заимствованы из храмового словаря
язычников. В этом словаре Христос (Chrestos) означал ученика на
испытании, кандидата на иерофантство. Когда он достигал этого,
проходя через посвящение, длительные испытания и страдания, и был
"помазан" (т.е. "натерт маслом", как Посвященные и даже идолы
богов, что было последним штрихом ритуального обряда), его имя
изменялось на Христос (Christos), "очищенный" - на эзотерическом
или языке мистерий. В мистическом символизме Христес, или
Христос, означало, что "Путь", Тропа уже пройдена и цель
достигнута; когда плоды ревностного труда, соединяя личность из
бренного праха с неразрушимой Индивидуальностью, преобразил ее
этим в бессмертное Эго. "В конце Пути стоит Хрестес", Очиститель,
и как только это соединение состоялось, Христос, "человек
скорби", становился самим Христом. Павел, Посвященный, знал это,
и имел в виду именно это, когда, в плохом переводе, в его уста
влагаются слова: "Я опять мучаюсь в родах, пока Христос (Christ)
не оформится в вас" ("Гал.", IV, с. 19), правильный перевод
которых будет... "до тех пор, пока вы не создадите Христа
(Christos) в вас самих". Но профаны, знавшие лишь то, что Хрестес
каким-то образом был связан со жрецом и пророком, и ничего не
ведавшие о сокровенном значении Христа, настояли - как например
Лактаний и Юстиан Мученик - на том, чтобы называться христианами
вместо христиан. Потому каждая добрая личность может найти Христа
в своем "внутреннем человеке", как это выражает Павел
("Ефесянам", III, с. 16,17), будь то еврей, мусульманин, индус
или христианин. Кеннет Маккензи, похоже, считал, что слово
Хрестос было синонимом Сотера, "имени, относимого к божествам,
великим царям и героям", означающего "Спаситель" - и он был прав.
Ибо, как он добавляет: "Оно было излишне отнесено к Иисусу
Христу, имя которого Иисус или Иошуа имеет такое же значение. Имя
Иисус, фактически, есть скорее почетный титул, чем имя, -
настоящее имя Сотера Христианства есть Эммануэль, или Бог с нами
("Матф.", I, с. 23)... Великие божественные личности у всех
народов, представленные как искупляющие или жертвующие собой,
наделены тем же титулом." ("R.M.C.") Асклепий (или Эскулап)
греков имел титул Сотер.


ХРИСТИАНСКИЙ УЧЕНЫЙ Недавно созданный термин для обозначения
практиков искусства целения волею. Это неправильное определение,
так как буддист или еврей, индус или материалист может применять
эту новую форму Западной Йоги с равным успехом, если только он в
состоянии устремлять и контролировать свою волю с достаточной
строгостью. "Ментальные Ученые" - это другая, конкурирующая
школа. Они действуют всеобщим отрицанием всех болезней и зол,
какие только можно себе представить, силлогически заявляя, что
так как Вселенский Дух не может быть подчинен недомоганиям плоти,
и каждый атом есть Дух и в Духе, и поскольку, наконец, они -
целители и исцеляемые - все поглощаются этим Духом и Божеством,
то нет и не может быть такой вещи, как болезнь. Но это никак не
предохраняет ни христианских, ни ментальных ученых от заболеваний
и ношения хронических болезней в своих собственных телах подобно
обычным смертным.


ХТОНИА (Греч.) Хаотическая земля в эллинской космогонии.


ЧЖУАН Крупный китайский философ.


ХУБИЛГАН (Монг.) Или Хубилхан. Тоже, что Хутухту.


ХУТУХТУ (Тибет.) Инкарнация Будды или какого-либо Бодхисаттвы,
как полагают в Тибете, где обычно имеются пять явных и два тайных
Хутухту среди высоких Лам.


ЧЬЮТА (Санскр.) Означает "павший" в зарождение, как сказал бы
каббалист; противоположные ачьюте, тому, что не подвержено
перемене или дифференциации; применяется по отношению к божеству.


КРУГ Существуют несколько "Кругов" с мистическими
прилагательными, отнесенными к ним. Так мы имеем: 1)
"Крестообразно Пересеченный или Совершенный Круг" Платона,
который изображает его пересеченным в форме буквы Х; 2) "Круговой
танец" амазонок вокруг приапического образа - это то же самое,
что танец гопи вокруг Солнца (Кришны), причем пастушки
представляют знаки Зодиака; 3) "Круг Необходимости" в 3000 лет
египтян и оккультистов: продолжительность цикла между
перевоплощениями или реинкарнациями составляет в среднем от 1000
до 3000 лет. Это будет разъяснено под терминами "Перевоплощение"
или "Реинкарнация".


ЯСНОСЛЫШАНИЕ Способность - или прирожденная, или приобретенная
оккультной тренировкой - слышания всего, что сказано на любом
расстоянии.


ЯСНОВИДЕНИЕ Способность видеть внутренним глазом или духовным
зрением. В теперешнем употреблении это есть неопределенный и
несерьезный термин, включающий в свое значение счастливую догадку
по естественной проницательности или интуиции, а также и ту
способность, которая была в такой значительной мере проявлена
Якобом Беме и Сведенборгом. Настоящее ясновидение означает
способность видеть через самую плотную материю (последняя
исчезает при желании и перед духовным оком Ясновидца), и
независимо от времени (прошлого, настоящего и будущего) или
расстояния.


КЛИМЕНТ АЛЕКСАНДРИЙСКИЙ Отец Церкви и плодовитый писатель,
неоплатоник и ученик Аммония Саккаса. Он жил между вторым и
третьим веком нашей эры в Александрии.


ПЕТУХ Очень оккультная птица, высоко ценимая в древнем гадании и
символизме. Согласно "Зохару", петух поет три раза перед смертью
человека, и в России и во всех славянских странах всегда, когда
человек болен в доме, где имеется петух, его пение принимается за
знак неизбежной смерти, если только птица не пела в полночь или
сразу после этого, что считается естественным. Так как петух был
посвящен Эскулапу и так как последнего звали Сотер (Спаситель),
кто воскрешает мертвых в жизнь, то восклицание Сократа - "Мы
должны Эскулапу петуха" - как раз перед смертью этого Мудреца,
является очень выразительным. Так как в символизме петух всегда
был связан с Солнцем (или с солнечными богами), Смертью и
Воскресением, то он нашел себе соответственное место в четырех
Евангелиях в предсказаниях о Петре, отрекающемся от своего
Учителя прежде чем петух пропел трижды. Петух является самым
магнетичным и чувствительным из всех птиц - отсюда и его
греческое название алектруон.


КОДЕКС НАЗАРЕЕВ (Лат.) "Книга Адама" - Адам означает anthropos,
Человек или Человечество. Вера назареев иногда называется
Бардезанской системой, хотя Бардезан (155 - 228 г. н.э.),
по-видимому, не имел ни какого отношения к ней. Правда, он
родился в Эдессе в Сирии и был знаменитым астрологом и сабеянином
до приписанного ему обращения. Но он был образованным человеком
из благородного рода и не стал бы употреблять почти непонятный
халдео-сирийский диалект, перемешанный с языком мистерий
гностиков, на котором написан "Кодекс". Секта назареев была
дохристианской. Плиний и Иосиф говорят, что назареи поселились на
берегах реки Иордан за 150 лет до Р.Х. ("Ant. Jud.", ХIII, с. 9);
а Мунк пишет, что "Назиареат был системой, созданной до появления
законов Мусы" или Моисея. (Мунк, с. 169.) Их современное арабское
имя - Эл Могтасила; в европейских языках - мендеяне или
"христиане Св. Иоанна". (См. "Крещение".) Но если термин
Крестители можно легко отнести к ним, то это совсем не в
христианском смысле: ибо тогда как они были и теперь являются
сабеянами или чистыми астролатрами - мендеяне Сирии, названные
галилеянами, являются абсолютными политеистами - как может
убедиться каждый путешественник по Сирии и Евфрату, если он
ознакомится с их таинственными ритуалами и обрядами. (См. "Раз.
Изида", II, с. 337 и сл.) С самого начала они сохраняли свои
верования в такой тайне, что Епифаний, писавший против Ересей в
14-ом веке, признается, что он не может сказать, во что они
веруют (I, 122); он просто указывает, что они никогда не
упоминают имя Иисуса и не называют себя христианами (ibid., 190).
Но все же неоспоримо, что некоторые философские воззрения и
доктрины, приписанные Бардезану, можно найти в кодексе назареев.
(См. Норберг, "Codex Nasaraeus", или "Книга Адама", так же
"Мендеяне".)


КОЭР Жак Знаменитый Казначей Франции, родившийся в 1408 г.,
который занял эту должность с помощью черной магии. Он считался
большим алхимиком и его богатство стало легендарным; но вскоре
его изгнали из страны и, удалившись на остров Кипр, он умер там в
1460 г., оставив после себя огромное богатство, бесчисленные
легенды и скверную репутацию.


РИТУАЛ ПОЛОЖЕНИЯ В ГРОБ или Пастос. Это был заключительный обряд
Посвящения в Мистериях в Египте, Греции и других местах.
Последние и высшие тайны Оккультизма не могли быть открыты
Ученику, пока он не прошел через эту аллегорическую церемонию
Смерти и Воскресения в новый свет. "Греческий глагол teleutao",
говорит Вронский, "означает в действительном залоге - "я умираю",
а в среднем залоге - "я посвящен"." Стобей цитирует древнего
автора, который говорит: "Ум потрясен во время смерти, так же как
при посвящении в Мистерии; и слово соответствует слову, так же
как вещь - вещи, ибо teleutan означает "умереть" а Teleisthai -
"быть посвященным"." Таким образом, как подтверждает Маккензи,
когда Кандидата помещали в Пастос, Кровать или Гроб (в Индии - на
lathe, как разъяснено в "Тайной Доктрине"), "он, выражаясь
символически, умирал".


КОЛАНЖЕ Габриель де. Родился в 1524 г. Лучший астролог XVI века
еще более выдающийся каббалист. Он потратил целое состояние на
раскрытие ее тайн. Ходили слухи, что он умер от яда, данного ему
еврейским раввином-каббалистом.


КОЛЛЕГИЯ РАВВИНОВ Школа в Вавилоне, наиболее знаменитая в первые
века Христианства. Ее славу, однако, сильно затмило появление в
Александрии эллинских учителей, таких как Филон Иудей, Иосиф,
Аристобул и другие. Первые мстили своим успешным конкурентам,
рассказывая, что александрийцы являются теургами и нечестивыми
предсказателями. Но александрийские верующие в тавматургию не
считались грешниками или мошенниками, когда такими школами
"хазим" руководили ортодоксальные евреи. Это были коллеги для
обучения предсказаниям и оккультным наукам. Самуил был главой
такой школы в Риме, Элиша - в Иерихоне. Хиллел имел постоянную
академию для пророков и провидцев, и именно Хиллел, ученик
Вавилонской Коллегии, был основателем секты фарисеев и великих
ортодоксальных раввинов.


КОЛМАН Жан Согласно К. Маккензи - алсатеец, родившийся в Орлеане;
в других описаниях утверждается, что он был еврей, снискавший,
благодаря своим астрологическим познаниям, расположение как Карла
VII, так и Людовика XI, и что он оказал плохое воздействие на
последнего.


КОЛЛИРИДИЙЦЫ Секта гностиков, которые в первые века Христианства
перенесли свое поклонение и почитание от Асторет на Марию, как
Царицу Небесную и Деву. Считая обеих идентичными, они приносили
последней - как когда-то давали первой - в определенные дни
булочки и пирожные, с изображенными на них символами полового
характера.


КОНТИНЕНТЫ В буддийской космогонии, согласно экзотерической
доктрине Готамы Будды, существуют бесчисленные системы миров (или
Шаквалы), которые все периодически возникают, созревают,
распадаются и уничтожаются. Востоковеды толкуют учение о "четырех
больших континентах, не сообщающихся между собой", как
означающее, что "на земле есть четыре больших континента" (см.
"Eastern Monachism" Харди, с.4), тогда как эта доктрина просто
означает, что вокруг или над землей на каждой стороне находятся
четыре мира, т.е. что земля является четвертой с каждой стороны
дуги.


КОРИБАНТЫ, их Мистерии. Они происходили во Фригии в честь Атиса,
юноши, возлюбленного Кибелы. Эти обряды были очень разработанными
в храме, и очень шумными и трагедийными в народе. Они начинались
с общенародного оплакивания смерти Атиса и кончались потрясающим
весельем в честь его воскресения. Статую или образ жертвы
ревности Юпитера во время этой церемонии клали в пастос (гроб), и
жрецы воспевали его страдания. Атис, как Вишвакарма в Индии, был
представителем Посвящения и Адептства. Его представляют как
родившегося импотентным, ибо воздержанность является
необходимостью жизни кандидата. Считается, что Атис установил
обряды и поклонение Кибеле в Лидии. (См. "Pausan.", VII, гл. 17.)


КОСМИЧЕСКИЕ БОГИ Низшие боги, те, которые связаны с формированием
материи.


КОСМИЧЕСКАЯ МЫСЛЕОСНОВА (Оккульт.) Вечная мысль, отпечатанная на
субстанции, или духо-материи, в вечности; мысль, которая
становится активной в начале каждого нового цикла жизни.


КОСМОКРАТОРЫ (Греч.) "Строители Вселенной", "архитекторы мира",
или олицетворенные Творящие Силы.


КУЛЬТ КОРОВЫ Идея о каком-либо подобном "культе" является столь
же ошибочной, сколь несправедливой. Ни один египтянин не
поклонялся корове, так же как ни один индус не поклоняется этому
животному теперь, хотя и правда, что корова и бык были священными
тогда и являются таковыми и в наши дни, но исключительно как
естественный физический символ метафизического идеала; так же как
церковь, построенная из кирпичей и строительного раствора,
священна для цивилизованного христианина своими ассоциациями, а
не из-за ее стен. Корова была посвящена Изиде, Всеобщей Матери,
Природе и Хатор, женскому принципу в Природе; обе эти богини
тесно связаны с солнцем и луною, как это доказывают диск и рога
(полумесяц) коровы. (См. "Хатор" и "Изида".) В "Ведах" Заря
Сотворения представлена коровой. Эта заря есть Хатор, а за ней
следующий день, или уже оформленная Природа, есть Изида, ибо обе
являются одним, разница лишь во времени. Хатор, старшая, есть
"хозяйка семи мистических коров", а Изида, "Божественная Матерь",
является "короворогой", коровой изобилия (или Природою, Землею) и
как мать Гора (физического мира) - "матерью всего живого". Ута
было символическим оком Гора; правое - солнцем, левое - луною.
Правое "око" Гора называлось "коровой Хаторы" и служило мощным
амулетом, так же как голубь в гнезде лучей или славы, с крестом
или без него, есть талисман христиан, латинян и греков. Бык и
Лев, которых мы часто находим возле Луки и Марка на фронтисписе
их соответствующих Евангелий в греческих и латинских текстах,
толкуются как символы - что действительно так. Почему же не
допустить то же самое в случае египетских священных Быков, Коров,
Баранов и Птиц?


КРЕМЕР Джон. Выдающийся ученый, который более тридцати лет изучал
Герметическую философию, исследуя ее практические тайны, в то же
самое время будучи аббатом Вестминстера. Во время путешествия в
Италию он встретил знаменитого Раймунда Луллия, которого убедил
вернуться вместе с ним в Англию. Луллий разгласил Кремеру тайны
камня, и за эту услугу монастырь приносил ежедневные молитвы за
него. Кремер, говорится в "Royal Masonic Cyclopedia", "приобретя
глубокие познания тайн Алхимии, стал очень прославленным и ученым
адептом в оккультной философии ... дожил до глубокой старости и
умер во время царствования короля Эуарда III".


ПОЛУМЕСЯЦ Ассирийским названием луны было Син, и Син-ай -
Гора,место рождения Озириса, Диониса, Вакха и некоторых других
богов. Согласно Роуликсону, в Вавилоне луну почитали больше
солнца, так как тьма предшествовала свету. Потому полумесяц был
священным символом почти каждого народа, прежде чем он стал
знаменем турков. Автор "Egyptian Belief" говорит: "Полумесяц ...
по существу не является магометанской эмблемой. Напротив, это
христианский знак, пришедший через Азию от вавилонской Астарты,
Царицы Небесной, или от египетской Изиды ... символом которых был
полумесяц. Греческая христианская империя Константинополя считала
его залогом своей безопасности. После победы турков,
магометанский султан принял его в качестве символа своего
могущества. С тех пор полумесяц был противопоставлен идеи креста."


КРИОЦЕФАЛ (Греч.) Овено-головый; относится к некоторым божествам
и символическим фигурам - особенно в древнем Египте - которые
изображались так около того периода, когда Солнце перешло, во
время весеннего равноденствия, и знака тельца в знак Овна. До
этого периода преобладали божества быкоголовые и с рогами. Апис
был представителем божества типа Быка, Аммон - овено-голового
типа; Изида тоже имела отведенную ей голову Коровы. Порфирий
пишет, что греки связывали Овна с Юпитером, а Быка - Вакхом.
(у.у.у.)


КРОКОДИЛ "Большое пресмыкающееся Тифона". Место его "культа" был
Крокодилополис, и он был посвящен Сету и Себаку -которые
считались его создателями. Каждый из основных Риши в Индии, Ману
и Сыновей Брамы является прародителем какого-то вида животных,
"отцом" которого он считается; в Египте каждому богу
приписывалось создание или сотворение определенных животных,
которые были посвящены ему. Во время ранних династий в Египте
должно было быть очень много крокодилов, если судить по почти
неисчислимому количеству их мумий. Тысячи тысяч их были вакапаны
из пещер Моабдеха, и многие громадные нежрополи этого
тифонического животного все еще нетронуты. Но Крокодилу
поклонялись лишь там, где его богу и "отцу" воздавались почести.
Тифон (см.) некогда имел такие почести и, как свидетельствуют
Бунзен считался великим богом. По его словам: "Вплоть до времен
Рамзеса, 1 300 до Р.Х. Тифон был одним из наиболее почитаемых и
могущественных богов, бог, проливающий благословение и жизнь на
властителей Египта." Как объяснено в другом месте, Тифон есть
материальный аспект Озириса. Когда Тифон, Четверичный, убивает
Озириса, триаду или божественный Свет, и разрезает его
метафорически на 14 частей, и отделяется от "бога", он навлекает
на себя проклятие народных масс; он становится злым богом, богом
бури и урагана, обжигающий песком Пустыни, постоянным врагом Нила
и "убийцей вечерней благодатной росы", ибо Озирис есть идеальная
Вселенная, Шива, великая Восстанавливающая Сила, а Тифон - его
материальная часть, злая сторона бога Разрушающий Шива. Вот
почему крокодил также частично почетем и частично ненавидим.
Появление крокодила в Пустыне, далеко от воды, предсказывало
счастливое событие приближающегося наводнения - отсюда его
обожание в Фивах и Омбе. Но он ежегодно уничтожал тысячи людей и
животных - отсюда и ненависть и преследование Крокодила в
Элефантине и Тентире.


КРЕСТ Мариетт Бей указал на его древность в Египте, доказав, что
во всех первоначальных гробницах "план помещения имеет форму
креста". Это есть символ Братства рас и людей, и его клали на
грудь мертвых В Египте также, как от кладется теперь на тела
умерших христиан, а в его форме Свастики "croix cramponnce" - на
сердце буддийских адептов и Будд. (См. "Крест Распятия".)


КРУКУС АНСАТА (Лат.) Крест с рукояткой, ;тогда как тау
есть Т, в такой форме, а древнейший египетский крест, или тат,
есть + . Крукс ансата был символом бессмертия, а крест тат -
символом духа-материи и имел значение полового символа. Крукс
ансата был главным символом египетского Масонства, основанного
графом Калиостро; и масоны, должно быть, действительно забыли
первоначальное значение своих высших символов, если некоторые их
авторитеты все еще утверждают, что крукс ансата есть просто
комбинация ктэис (или иони) и фаллоса (или лингама). Это совсем
не так. Рукоятка, или анса, имела двоякий символ, но фаллический
- никогда; как атрибут Изиды она была мировой сферой; как символ
закона на груди мумии - знаком бессмертия, бесконечной и
безначальной вечности, той, которая нисходит на план материальной
природы и вырастает из него, горизонтальной женской линии,
венчающей вертикальную мужскую линию - оплодотворяющий мужской
принцип в природе, или дух. Без рукоятки крукс ансата стал тау, Т
-в таком виде это является андрогинным символом, и становится
чисто фаллическим или половым лишь тогда, когда принимает форму +.


КРИПТЫ (Греч.) Тайные подземные склепы, некоторые для целей
посвящения, другие - для погребения. Под каждым храмом древности
был крипт. Один находился на горе Олив, был отделан красной
штукотуркою и построен до прихода евреев.


КУРЕТЫ Жрецы-Посвященные древнего Крита, служители Кибелы.
Посвящение в их храмах было очень суровым; оно длилось 27
дней, в течение которых кандидата оставляли одного в крипте,
подвергая ужасным испытаниям. Пифагор был посвящен в эти ритуалы
и вышел победителем.


КУТА Древний город в Вавилонии, в честь которого названа
табличка, передающая повествование о "сотворении". "Табличка
Куты" рассказывает о "храме Ситтама" в святилище Нергала,
"великого царя войны, владыки города Куты", и является абсолютно
эзотерической. Читать ее следует только символически.


ЦИКЛ От греческого слова куклос. Древние делили время на
бесконечные циклы, колеса внутри колес; все такие периоды имели
имели разную длительность и каждый отмечал начало или конец
какого-то события - космического, земного, физического либо
метафизического. Были циклы лишь в несколько лет и циклы огромной
продолжительности: большой Орфический цикл, соответствоваший
этнологической смене рас, длившийся 120 000 лет, и цикл Кассандры
в 136 000 лет, который вызывал полную перемену в планетарных
воздействиях и их взаимосвязях между людьми и богами - факт,
которым совершенно пренебрегают современные астрологи.


КИНОЦЕФАЛ (Греч.) Египетский Хапи. Между обезьяноголовыми богами
и "Киноцефалом" (Simia hamadryas), собакоголовым бабуином из
верхнего Египта, была значительная разница. Последний, священным
городом которого был Гермополис, был посвящен лунным божествам и
Тоту-Гермесу, - отсюда и символ сокровенной мудрости, каким был
Хануман, обезьяна-бог Индии, и позднее - слоноголовый Ганеша.
Миссией Киноцефала была показать Умершим дорогу к Трону Суда и
Озирису, тогда как обезьяньи боги были фаллическими. Их почти
неизменно находят в полуприсевшей позе, в одной руке держащих ута
(око Гора), в другой - половой крест. Изиду иногда можно видеть
скачущей на обезьяне - для изображения падения божественной
природы в зарождение.

D.


D. - И в английском, и еврейском алфавите четвертая буква,
числовое значение которой четыре. Символическое значение Далет в
Каббале - "дверь". Это греческая дельта , от которой произошел
мир (символ которого тетрада или число четыре), производя
божественные семь. У пифагорейцев Тетрада называлась Гармонией,
"потому что это есть диатессарон в сескитертии". У каббалистов
божественное имя, связанное с Далет, было Дагул.


ДААТ (Евр.) Знание; "соединение Хокмы и Бины, Мудрости и
Понимания; иногда, по ошибке, называется Сефирой. (у.у.у.)


ДАБАР (Евр.) Д (а) Б (а) Р (им), что в халдейской Каббале
означает "Слово" и "Слова", Дабар и Логосы. (См. "Тайн. Доктр.",
I, с.433, и "Логос" или "Слово".)


ДАБИСТАН (Перс.) Иран; древняя Персия.


ДАХЕ-ДАХУС (Халд.) Двойственная эманация Мумиса, потомство
двоякого или андрогинного Мирового Принципа, мужского Апасон
и женской Тауте. Подобно всем теократическим народам, имевшим
Храмовые мистерии, вавилоняне никогда не упоминали "Единый"
Принцип во Вселенной, и не давали ему наименования. Это побудило
Дамаския ("Теогонии") отметить, что, подобно остальным
"варварам", вавилоняне обошли его молчанием. Тауте была матерью
богов, тогда как Апасон был ее самопорождающей мужской силой;
Мумис, идеальная вселенная,является ее единородным сыном, и он, В
свою очередь, эманирует Дахе-Дахус и, наконец, Бэла, Демиурга
объективной Вселенной.


ДАКТИЛЫ (Греч.) От Daktulos, "палец". Название, данное фригийским
Иерофантам Кибелы, которые считались величайшими магами и
заклинателями. Их было пять или десять: вследствие пяти пальцев
одной руки - благословляющей, и десяти пальцев обеих рук - при
вызывании богов. Они также исцеляли наложением рук или
месмеризмом.


ДАДУХ (Греч.) Носильщик факела, один из четырех
священнослужителей в Элевзинских мистериях. Их было несколько,
прикрепленных к храмам, но публично они появлялись лишь во
Всеафинских Играх в Афинах, чтобы руководить так называемыми
"состязаниями в беге с факелами". (См. Маккензи,
"R.M.Cyclopaedia".)


ДЕМОН (Греч.) В первоначальных герметических трудах и древних
классических сочинениях, идентичное с "богом", "ангелом" или
"гением". Демон Сократа есть нетленная часть человека или,
вернее, истинный внутренний человек, которого мы называем Ноус
или разумным божественным Эго. Во всяком случае, Демон (или
Даймон) этого великого Мудреца конечно же не был демоном
христианского Ада или христианского ортодоксального богословия.
Это название древние, и в особенности - философы Александрийской
школы, давали духам всех родов, как добрым, так и злым,
человеческим и иного рода. Это название часто есть синоним
наименованиям боги или ангелы. Но некоторые философы старались, с
хорошим к тому основанием, делать справедливое различие между
многими классами.


ДЕНАМ (Пахлави.) Букв., "Знание", принцип понимания в человеке,
разумная Душа, или Манас, согласно "Авесте".


ДАГ, ДАГОН (Евр.) "Рыба", а также "Мессия". Дагон был халдейский
человек-рыба Оанн, таинственное существо, которое ежедневно
поднималось из морских глубин, чтобы учить людей всем полезным
наукам. Его называли также Аннедот.


ДАГОБА (Санскр.) или Ступа. Букв., священный холм или башня для
святых реликвий буддистов. Это пирамидальные холмы, рассыпанные
по всей Индии и буддийским землям, таким как Цейлон, Бирма,
Центральная Азия и т.д. Они разных размеров и обычно содержат
какие-то небольшие реликвии Святых или реликвии, якобы
принадлежавшие Готаме Будде. Так как считается, что человеческое
тело состоит из 84 000 дхату (органических клеток с определенными
жизненными функциями), то Ашока, говорят, построил по этой
причине 84 000 дхату-гоп, или Дагоб, в честь каждой клетки тела
Будды, каждая из которых стала теперь дхармадхату или священной
реликвией. На Цейлоне, в Анурадхапуре, находится Дхату-гопа,
которая, как считают, датируется 160-ым г. до Р.Х. Теперь их
строят пирамидообразными, но все первоначальные Дагобы имели
форму башен с куполом и несколькими чхатрами (зонтиками) над ним.
Эйтель утверждает, что над всеми китайскими Дагобами имеются от 7
до 14 чхатр - число, символизирующее человеческое тело.


ДАЙТЬЯ ГУРУ (Санскр.) Учитель великанов Дайтьев (см.).
Аллегорически - это имя, данное планете Венере-Люциферу или,
вернее,ее непокидающему (indwelling) Владыке, Шукре, мужскому
божеству. (См. "Тайн. Доктр.", II, с. 42.)


ДАЙТЬИ (Санскр.) Великаны, Титаны, а экзотерически - демоны, но
на самом деле идентичны с определенными Асурами, разумные боги,
противники бесполезных богов ритуализма и враги пуджи,
жертвоприношений.


ДАЙВИ-ПРАКРИТИ (Санскр.) Предвечный, однородный свет, некоторыми
индийскими оккультистами назван "Светом Логоса" (см. Т. Субба
Роу, В.А., L.L.B., "Hotes on the Bhagavat Cita"); при
дифференциации этот свет становится Фохатом.


ДАКИНИ (Санскр.) Женские демоны, вампиры и кровопийцы (асра-пас).
В Пуранах они прислуживают богине Кали и питаются человеческим
мясом. Один из видов злых "Элементалов" (см.).


ДАКША (Санскр.) Форма Брамы, и его сын в Пуранах. Но "Риг-Веда"
утверждает, что "Дакша произошел от Адити, и Адити - от Дакши";
это доказывает, что он является олицетворением всесвязывающей
Творящей Силы, действующей на всех планах. Востоковеды, видимо,
очень смущены и не знают, что с ними делать, но Рот ближе к
истине, чем кто-либо другой, когда говорит, что Дакша есть
духовная сила и в то же время - мужская энергия, порождающая
богов в вечности, что изображается при помощи Адити. Пураны, как
само собой разумеющееся, антропоморфизируют эту идею и изображают
Дакшу устанавливающим "половые сношения на этой земле" после
испробование всех других средств произведения потомства.
Порождающая Сила, духовная в начале, становится, конечно, на
наиболее материальном конце своей эволюции производящей Силой на
физическом плане; и до сих пор это Пураническая аллегория
правильна, так как Тайная Наука учит, что наш теперешний способ
произведения потомства начался в конце третьей Коренной Расы.


ДАЛАДА (Санскр.) Очень ценная реликвия Готамы Будды, а именно,
как полагают, оставленный им собачий зуб, хранившийся в большом
храме в Канде, Цейлон. К несчастью, та реликвия, которую
показывают, не настоящая. Последняя надежно спрятана вот уже
несколько сот лет, после позорной фанатичной попытки португальцев
(тогдашних правителей Цейлона) украсть его и избавиться от
подлинной реликвии. То, что показывают теперь вместо настоящей
вещи, есть чудовищный зуб какого-то животного.


ДАМА (Санскр.) Обуздание чувств.


ДАМБУЛЛА (Санскр.) Название большой скалы на Цейлоне. Она
поднимается примерно на 400 футов над уровнем моря. Верхняя
часть ее разрыта, и в этой цельной скале вырублено несколько
больших пещерных храмов, или вихар - все они дохристианского
периода. Они считаются наиболее хорошо сохранившимися древностями
острова. Северная сторона скалы вертикальная и совсем недоступна,
но южной стороне, примерно 150 футов от вершины, большой
выступающей гранитной глыбе придан вид платформы с рядом
просторных пещерных храмов, высеченных в окружающих стенах -
очевидно, с огромной затратой труда и денег. Среди многих можно
выделить две вихары: Маха Раджа Вихару, 172 фута длиной и 75
шириной, в которой имеется свыше пятидесяти статуй Будды,
большинство из которых больше натуральной величины, и все сделаны
из цельного камня. У основания центральной пагоды выкопан
колодец, и из источника в скале туда постоянно стекается
прекрасная чистая вода, которая сохраняется для священных целей.
Во второй, Маха Девие Вихаре, можно увидеть гигантскую статую
мертвого Готамы Будды, 47 футов длиной, возлежащего на ложе и
подушке; высеченных как и все остальное из цельного камня. "Этот
длинный узкий и темный храм, поза и спокойное выражение Будды,
вместе с тишиною помещения, стремятся поразить зрителя мыслью,
что он находится в покоях смерти. Жрец утверждает, что таким был
Будда и такими были те (у его ног стоит сопровождающий), кто
присутствовал при последних моментах его смерти" (Харди, "East.
Monachism"). Вид с Дамбулы величественный. На большой каменной
площадке, которая, видимо, чаще посещается весьма умными
прирученными белыми обезьянами, чем монахами, стоит высокое
Дерево Бо, один из многочисленных побегов первого Дерева Бо, под
которым Владыка Сиддхарта достиг Нирваны. "Примерно 50 футов от
вершины находится водоем, который, как утверждают жрецы, никогда
не стоит без воды." ("The Ceylon Almanac", 1834.)


ТХАММАПАДА (Пали.) Буддийский труд, содержащий этические
заповеди.


ДАНА (Санскр.) Раздача милостыни нищим, букв., "милосердие",
первая из шести Парамит в Буддизме.


ДАНАВЫ (Санскр.) Почти то же, что Дайтьи; великаны и демоны,
противники ритуалистических богов.


ДАНГМА (Санскр.) эзотеризме - очищенная Душа. Ясновидец и
Посвященный; тот, кто достиг совершенной мудрости.


ДАОС (Халд.) Седьмой Царь (Пастырь) божественной Династии,
правившей вавилонянами на протяжении десяти саров, или 36 000
лет, поскольку один сарос длится 3 600 лет. В течении этого
времени появились четверо Аннедотов, или людей-рыб (Дагоны).


ДАРАСТА (Санскр.) Церемониальная магия, практикуемая племенами
центральной Индии, особенно коларианами.


ДАРДАН (Греч.) Сын Юпитера Электры, который получил богов Кабейри
в качестве приданого, и увез их в Самофракию, где им поклонялись
задолго до того, как этот герой заложил основание Трои, и прежде
чем что-либо было слышно о Тире и Сидоне, хотя Тир и был построен
за 2 760 лет до Р.Х. (Подробней см. под "Кабири".)


ДАРКА (Санскр.) Родовые духи колариан.


ДАРШАНЫ (Санскр.) Школы индийской философии, которых в общей
сложности шесть; Шад-даршаны или шесть демонстраций.


ДАША-СИЛ (Пали.) Десять обязательств или заповедей, исполняемых и
обязательных для жрецов Будды; пять обязательств или Пансил,
исполняются мирянами.


ДАВА (Тибет.) Луна в тибетской астрологии.


ДАВКИНА (Халд.) Жена Хэа, "богиня низших сфер, супруга Глуби",
матерь Меродаха, Бэла позднейших времен, и матерь многих речных
богов; Хэа есть бог низших сфер, "владыка Моря или бездны", а
также владыка Мудрости.


ДАЙАНИСИ (Арам.) Бог, которому поклонялись евреи наряду с другими
семитами, как "Властителю людей"; Дионис-Солнце; отсюда -
Иегова-Нисси или Иао-Ниси, тоже, что и Дио-нис или Иов Ниссы.
(См. "Раз. Изида", II, с. 605.)


ДАЙЮС или Дьяус (Санскр.) Ведийский термин. Непроявленное Божество
или то, что Проявляется лишь как свет и светлый день -
метафорически.


СМЕРТЬ, ее Поцелуй. Согласно Каббале, самые ревностные
последователи умирают не от силы Злого Духа, Иепир а Ра, но от
поцелуя рта Иеговы Тетраграмматона, встречая его в Айкал Ахаба
или Дворце Любви. (у.у.у.)


ДЕИ ТЕРМИНИ (Лат.) Название столбов с головами людей,
представляющих Гермеса, поставленных на перепутьях древними
греками и римлянами. Также общее название божеств, сторожащих
границы и пределы.


ДЕИСТ Тот, кто принимает существование бога или богов, но
считает, что ничего не знает о них, и отрицает откровение.
Вольнодумец древних времен.


НЕДОСТАТОК На языке оккультистов и буддистов - составная часть
Кармы. Заслуга и недостаток порождаются авидьей или незнанием
видьи, божественного озарения. Раз Архат достигает совершенного
просветления и абсолютной власти над своей личностью и низшей
природою, он перестает творить "заслугу и недостаток".


ДЕМЕТРА Эллинское название латинской Цереры, богини зерна и
земледелия. Астрономический знак, Дева. В честь ее праздновались
Элевзинские Мистерии.


ДЕМИУРГИЧЕСКИЙ РАЗУМ То же, что "Вселенский Разум". Махат, первое
"создание" Брамы, или сам он.


ДЕМИУРГ (Греч.) Демиург или Строитель; Божественная Сила, которая
построила вселенную. От этого слова происходит фраза "Высший
Архитектор" франкмасонов. У оккультистов это есть третий
проявленный Логос, или "второй бог" Платона, - второй логос
представлен им как "Отец", единственное Божество, которое он, как
Посвященный в Мистерии, осмелился упомянуть.


ДЕМОН ЭСТ ДЕУС ИНВЕРСУС (Лат.) Каббалистическая аксиома; букв.,
"дьявол есть обратное бога"; что означает, что не существует ни
зла, ни добра, но что те силы, которые создают одно, творят и
другое - в соответствии с природой материалов, на которые они
воздействуют.


ДЕМОНОЛОГИЯ (Греч.) Трактаты или рассуждения о Демонах, или Богах
в их темных аспектах.


ДЕМОНЫ Согласно Каббале, демоны обитают в мире Ассия, мире
материи и "оболочек" умерших. Они суть Клипоты. Существуют Семь
Адов, демонические обитатели которых представляют олицетворенные
пороки. Их князем является Самаэль, его женской спутницей - Ишет
Зенуним: жена блуда, - рассматривая в едином аспекте, их называют
"Зверем", Хивой. (у.у.у.)


ДЕМРУШ (Перс.) Великан в мифологии древнего Ирана.


ДЕНИ Ангора. "Парижский врач, астролог и алхимик XIV столетия."
("R.M.C.")


ДЕОНА МАТИ В коларианском диалекте - изгоняющий злых духов.


ДЕРВИШ Мусульманский аскет - турок или перс. Бродячий,
странствующий монах. Все же дервиши иногда живут в общинах. Их
часто называют "кружащимися чародеями". За исключением аскетизма,
молитвы и созерцания, турецкий, египетский или арабский поборник
представляет лишь малое сходство с индусским факиром, также
мусульманином. Первый может стать святым нищенствующим монахом;
последний же никогда не поднимется выше своего второго класса
оккультных проявлений. Дервиш также может быть сильным
месмеризатором, но он никогда не подвергнет себя добровольно
отвратительным и почти невероятным самоистязаниям, которые факир
изобретает для себя со все время нарастающей алчностью до тех
пор, пока природа не выдерживает, и он умирает в медленных и
терзающих мучениях. Ужаснейшие деяния, такие как сдирание кожи с
живого; отрезание пальцев ног, ступни и ног; вырывание глаз и
зарывание себя живым по подбородок в землю и пребывание целыми
месяцами в таком состоянии, кажутся детской игрой для них.
Дервиша не следует путать с индусским санньяси и йогом. (См.
"Факир".)


ДЕСАТИР Очень древнее персидское сочинение под названием "Книга
Шет". Она говорит о тринадцати Зороастрах и является очень
мистической.


ДЭВА (Санскр.) Бог, "лучезарное" божество. Дэва-Деус, от корня
див, "сиять". Дэва есть небесное существо - доброе, злое или
нейтральное. Дэвы населяют "три мира", которые суть три плана
выше нашего. Существуют 33 группы или 330 миллионов их.


ДЭВА САРГА (Санскр.) Творение: происхождение принципов, которые
считаются Разумом, порожденным качествами или атрибутами природы.


ДЭВАЧАН (Санскр.) "Обитель богов". Промежуточное состояние между
двумя земными жизнями, в которое входит Эго (Атма-Буддхи-Манас,
или в Одно преобразованная Троица), после своего отделения от
Кама Рупы, и разложения низших принципов на земле.


ДЭВАДЖНАНЫ (Санскр.) или Дайваджны. Высшие классы небесных
существ, те, кто обладают божественным знанием.


ДЭВАКИ (Санскр.) Мать Кришны. Она была заперта в темнице своим
братом, Царем Кансой - в страхе, что исполнится предсказание,
гласившее, что сын его сестры свергнет его с престола и убьет.
Несмотря на строгую охрану, Дэваки была посещена Вишну, святым
Духом, и таким образом дала жизнь этому аватару бога, Кришне.
(См. "Канса".)


ДЭВА-ЛАЙА (Санскр.) "Святыня Дэвы". Название, даваемое всем
браминским храмам.


ДЭВА_ЛОКИ (Санскр.) Обители богов или дэв в высших сферах. Семь
небесных миров выше Меру.


ДЭВАМАТРИ (Санскр.) Букв., "Матерь богов". Имя Адити,
Мистического Пространства.


ДЭВАНАГАРИ (Санскр.) Букв., "язык или письмо дэв", или богов.
Письменные знаки Санскритского языка. Этот алфавит и искусство
письма держались в тайне веками, и только Двиджам
(Дважды-рожденным) и Дикшитам (Посвященным) дозволялось
пользоваться этим искусством. Для шудры продекламировать стих из
Вед было преступлением, и для каждой из низших двух каст (вайшьев
и шудр) знать эти буквы считалось проступком, караемым смертью.
Поэтому слово липи, "писание", отсутствует в древнейших
манускриптах, -этот факт породил у востоковедов ошибочную и
крайне нелепую идею, что письменность была неизвестна не только
до времен Панини, но даже этому мудрецу самому! Если величайший
грамматик, когда-либо родившийся на свет, не знал бы
письменность, это на самом деле было бы величайшим и наиболее
непостижимым феноменом.


ДЭВАПИ (Санскр.) Санскритский Мудрец из рода Куру, который вместе
с другим Мудрецом (Мору), как полагают, живет на всем протяжении
четырех эпох, и до прихода Майтрейа Будды, или Калки (последнего
Аватара Вишну); который, подобно всем Спасителям Мира в их
последнем проявлении, подобно Сосиошу зороастрийцев и Всаднику из
"Откровения" Св. Иоанна, появится верхом на Белом Коне. Оба они,
Дэвапи и Мору, как полагают, живут в гималайском уединении под
названием Калапа или Катапа. Такова пураническая аллегория.


ДЭВАРШИ или Дэва-риши (Санскр.) Букв., "риши-боги"; божественные
или богоподобные святые, те мудрецы, которые достигают
совершенной божественной природы на земле.


ДЭВАСАРМАН (Санскр.) Очень древний писатель, который умер
примерно через столетие после Готамы Будды. Он написал два
знаменитых труда, в которых отрицал существование как Эго, так и
не-Эго - обоих с равным успехом.


ДХАРАНА (Санскр.) То состояние в практике Йоги, когда ум должен
быть сосредоточен без отклонений на каком-либо объекте медитации.


ДХАРАНИ (Санскр.) В Буддизме - как Южном, так и Северном - а
также в Индуизме это означает просто мантра или мантры -
священные стихи из "Риг Веды". В древние времена все такие мантры
или дхарани считались мистическими и практически действенными при
их применении. Теперь, однако, лишь школа Йогачарья доказывает
это утверждение на практике. Будучи пропета в соответствии с
данными указаниями, дхарани дает чудесные результаты. Ее
оккультная сила, однако, присуща не словам, но интонации или
приданному акценту и созданному в результате этого звуку. (См.
"Мантра" и "Акаша".)


ДХАРМА (Санскр.) Священный Закон; Канон буддистов.


ДХАРМАЧАКРА (Санскр.) Букв., "прославленное духовное тело",
названное "Одеянием Блаженства". Третье или высшее из Трикай
(Трех Тел), атрибут, развитый каждым "Буддой", т.е. каждым
посвященным, который прошел или достиг конца того, что называется
"четвертым Путем" (в эзотеризме - шестые "врата", предшествующие
вступлению в седьмые). Высшее из Трикай есть четвертое из
Буддакшетр, или буддийских планов сознания, метафорически
представленное в буддийском аскетизме как одеяние или покров
светящейся Духовности. В популярном Северном Буддизме этими
покровами или одеяниями являются: 1) Нирманакая, 2) Самбхогакая,
3) Дхармакая; последнее есть высшее и тончайшее из всех, ибо
ставит аскета на порог Нирваны. (См., однако, "Голос Безмолвия",
3-е изд., примечание 81, для истинного эзотерического смысла.)


ДХАРМАПРАБХАСА (Санскр.) Имя Будды, который появится во время
седьмой коренной расы. (См. "Ратнавабхаса Кальпа", когда больше
не будет существовать полов.)


ДХАРМАСМРИТИ УПАСТХАНА (Санскр.) Очень длинное сложное слово,
содержащее очень мистическое предостережение. "Запомни, что
составные части (человеческой природы) происходят соответственно
Ниданам и не есть по происхождению Я", что означает то, чему учат
Эзотерические Школы, а не церковная интерпретация.


ДХАРМАШОКА (Санскр.) Имя, данное первому Ашоке после его
обращения в Буддизм, - Царю Чандрагупте, который всю свою долгую
жизнь служил "Дхарме", или закону Будды. Царь Ашока (второй) не
был обращен, но уже родился буддистом.


ДХАТУ (Пали.) Останки тела Будды, собранные после его кремации.


ДХРУВА (Санскр.) Арийский Мудрец, теперь Полярная Звезда. Кшатрий
(принадлежащий к касте воинов), который посредством религиозного
аскетизма стал Риши и был по этой причине поднят Вишну на такую
высоту в небеса. Называется также Грах-Адхар или "точка вращения
планет".


ДХИАН КОГАНЫ (Санскр.) Букв., "Владыки Света". Высшие боги,
соответствующие Архангелам римских католиков. Божественные
Разумы, которым поручен надзор над Космосом.


ДХИАНА (Санскр.) В Буддизме - одна из шести Парамит совершенства,
состояние абстракции, которое возносит практикующего его аскета
значительно выше этого плана чувственного восприятия и за приделы
мира материи. Букв., "созерцание". Шесть стадий Дхиан отличаются
лишь степенями абстрагирования личного Эго от чувственной жизни.


ДХИАНИ БОДХИСАТТВЫ (Санскр.) В Буддизме - пять сыновей
Дхиани-Будд. Имеют мистическое значение Эзотерической Философии.


ДХИАНИ БУДДЫ (Санскр.) Имеющие "Сострадательное Сердце"; им
особенно поклоняются в Непале. Также имеют тайное значение.


ДХИАНИ ПАША (Санскр.) "Веревка Дхиани" или Духов; Круг "Не
преступи" (см. "Тайн. Доктр.", станца V, т.I, с. 179).


ДИАКИ Оккультисты и теософы называют их "призраками" и
"оболочками", т.е. фантомами из Кама Локи. Слово придумано
крупным американским ясновидцем Эндрю Джексоном Дэвисом для
обозначения тех, кого он считает ненадежными "Духами". По его
словам: "Диака из Самерлэнда" - это тот, кто находит ненормальное
удовольствие в притворстве, в обмане, в персонификации
противоположных характеров; для которого молитва и вульгарность -
равноценны: объятый страстью к лирическим рассказам; ... морально
несовершенный, он лишен активных чувств справедливости,
филантропии или чуткой привязанности. Он понятия не имеет о том,
что люди называют чувством благодарности; крайности ненависти и
любви - одно и то же для него; девиз его часто ужасен и страшен
для других - личное Эго есть суть личной жизни, а
экзальтированное уничтожение - конец всякой личной жизни. Только
вчера один из них, именуя себя Сведенборгом, сказал
женщине-медиуму следующее: "Все, что есть, было, будет или может
быть - то ЕСМЬ Я, а личная жизнь есть лишь совокупность иллюзий
мыслящих трепещущих людишек, несущихся в своем восхождении к
центральному сердцу вечной смерти!" ("The Diakka and their
Victims"; "Разъяснение Ложного и Отталкивающего в
Спиритуализме".) Эти "диаки" тогда просто суть сообщающиеся и
материализующиеся так называемые "Духи" медиумов и спиритуалистов.


ДИАНОЙА (Греч.) То же, что Логос. Вечный источник мысли,
"божественная мыслеоснова", которая есть корень всех мыслей. (См.
"Эннойа".)


ДИДОНА или Эллиса. Астарта; Дева Моря - которая раздавливает
своей ногой Дракона. Покровительница финикийских моряков. Царица
Карфагена, которая, по Вергилию, влюбилась в Энея.



ДИГАМБАРА (Санскр.) Нагой нищенствующий монах. Букв., "одетый
Пространством". Имя Шивы в его аспекте Рудры, Йога.


ДИИ МИНОРЕС (Лат.) низшая или "отраженная" группа "двенадцати
богов", или Дии Мажорес, описанных Цицероном в "De Natura
Deorum", I, с. 13.


ДИК (Санскр.) Пространство, Пустота.


ДИКТАМНОН (Греч.) или Dictamnus (ясенец белый). Странное
растение, имеющее очень оккультные и мистические свойства,
известное с древних времен. Оно было посвящено Богиням Луны -
Луне, Астарте, Диане. Критское название Дианы было Диктинна, и,
как таковая, эта богиня носила венок, сплетенный из этого
магического растения. Диктамнон - вечнозеленый куст, контакт с
которым, как утверждается в Оккультизме, развивает и в то же
время лечит сомнамбулизм. Смешанный с вербеной, он вызывает
ясновидение и экстаз. Фармакология приписывает диктамнону сильно
успокаивающие и снотворные свойства. Он растет в изобилии на горе
Дикт на Крите и используется во многих магических актах, к
которым критяне прибегают и по сей день.


ДИКША (Санскр.) Посвящение. Дикшит - Посвященный.


ДИНГИР и Мул-лид (Аккад.) Боги-Творцы.


ДИНУР (Евр.) В каббалистической аллегории - Река Огня, пламя
которой сжигает Души преступников.


ДИОНИС (Греч.) Демиург, который, подобно Озирису, был убит
Титанами и расчленен на четырнадцать частей. Он был
олицетворением Солнца или, как говорит автор "Great Dionysiak
Myth": "Он есть Фанес, дух материальной видимости, великан-циклоп
Вселенной с одним ярким солнечным глазом, мировая сила
прорастания, все пропитывающий анимизм вещей, сын Семелы. ..."
Дионис родился в Нисе или Нисси - так евреи называли Гору Синай
("Исход", XVII, 15), место рождения Озириса, что подозрительно
идентифицирует их обоих с "Иеговой Нисси". (См. "Раз. Изида", II,
193, 605.)


ДИОСКУРЫ (Греч.) Наименование Кастора и Поллукса, сыновей Юпитера
и Леды. Их празднество, Диоскурии, проводилось спартанцами с
большим весельем.


ДИПАМКАРА (Санскр.) Букв., "Будда постоянного света",
предшественник Готамы, Будды.


ДИПЛОТЕРАТОЛОГИЯ (Греч.) Создание смешанных Чудовищ; сокращенно
тератология.


ДИС (Греч.) В Теогонии Дамаския то же, что Протогонос,
"первородный свет", названный этим автором "распределителем всех
вещей".


ДИСЫ (Сканд.) Позднейшее название божественных женщин, именуемых
в "Эдде" валькириями, норнами и т.п.


КУЛЬТ ДИСКА Он был широко распространен в Египте, но только в
последнее время, так как появился при Аменофе III, дравиде,
который привез его из Южной Индии и Цейлона. Это было культом
Солнца в иной форме; Атен-Нефру, тогда как Атен-Ра тождественен
Адонаю евреев, "Владыка Небес" или Солнцу. Крылатый диск был
эмблемой Души. Когда-то Солнце было символом Вселенского
Божества, сияющего всему миру и всем существам; сабеяне считали
Солнце Демиургом и Вселенским Божеством, так же, как и индусы, и
как зороастрийцы считают и в наши дни. Солнце неоспоримо является
единым творцом физической природы. Ленорман был вынужден,
несмотря на свое ортодоксальное Христианство, отметить сходство
между культом диска и еврейским культом. "Атен представляет
Адоная или Владыку, ассирийского Таммуза и сирийского Адониса.
..." (ї4"the Gr. Dionys. Myї0ph".)


ДИВЬЯЧАКШУС (Санскр.) Букв., "небесное Око" или божественное
зрение, восприятие. Это - первая из шести "Абхиджн" (см.);
йогической практикой развитая способность постигать любой объект
во Вселенной, на любом расстоянии.


ДИВЬЯСРОТРА (Санскр.) Букв., "небесное Ухо" или божественный
слух. Вторая "Абхиджна" или способность понимать язык или звук,
произнесенный любым живым существом на Земле.


ДЖАТИ (Санскр.) Одна из двенадцати "Нидан" (см.); причина и
следствие в способе рождения, осуществляющегося соответственно с
"Чатур Йони" (см.), когда в каждом случае существо, человек либо
животное, помещается на один из шести (эзотерически - семи) Гати
или путей чувствующего существования, которыми экзотерически,
считая сверху вниз, являются: 1) высшие Дхиани (Анупадака); 2)
Дэвы; 3) Люди; 4) Элементалы или Духи Природы; 5) Животные; 6)
низшие Элементалы; 7) органические Зародыши. В популярной или
экзотерической терминологии они суть: Дэвы, Люди, Асуры, Существа
в Адах, Преты (голодные демоны) и Животные.


ДЖИН (Араб.) Элементалы; Духи Природы; Гении. Джинов (Djins или
Jins) очень боятся в Египте, Персии и других местах.


ДЖНАНА (Санскр.) или Jnana. Букв., Знание; эзотерически - "высшее
или божественное знание, приобретенное посредством Йоги". Пишется
также Gnyana.


ДОКЕТЫ (Греч.) Букв., "Иллюзионисты". Название, данное
ортодоксальными христианами тем гностикам, которые считали, что
Христос не умер и не мог умереть на самом деле, и что если это
произошло, то является лишь иллюзией, которую они объясняли
разными способами.


ДОДЕКАЭДР (Греч.) Согласно Платону, Вселенная построена
"первородным" на основе геометрической фигуры Додекаэдра. (См.
"Тимей".)


ДОДОНА (Греч.) Древний город в Фессалии, знаменитый своим Храмом
Юпитера и его оракулами. Согласно древним легендам, этот город
был основан голубем.


ДОНАР (Сканд.) или Тунар, Тор. На Севере - Бог Грома. Он был
Юпитером Тонанс Скандинавии. Подобно тому, как дуб был посвящен
Юпитеру, он был посвящен и Тору, и его алтари находились под
дубами. Тор, или Донар, был потомком Одина, "всемогущего Бога
Небесного", и Матери Земли.


ДОНДАМ-ПАЙ-ДЕН-ПА (Тибет.) То же, что санскритский термин
Парамартхасатья, или "абсолютная истина", высшее духовное
самосознание и восприятие, божественное самосознание, очень
мистический термин.


ДОПЕЛГЕНГЕР (Нем.) Синоним "Двойника" и "Астрального тела" на
оккультном языке.


ДОРДЖЕСЕМПА (Тибет.) "Алмазная Душа", одно из имен небесного
Будды.


ДОРДЖЕШАНТ (Тибет.) Титул Будды в его высшем аспекте; название
верховного Будды; также Дордже.


ДВОЙНИК То же, что "Астральное тело" или "Допелгенгер".


ДВОЙНОЙ ОБРАЗ Название, употребляемое еврейскими каббалистами для
обозначение Двойного Эго, называемого соответственно: Высшим,
Метатроном, и Низшим, Самаэлем. Они представлены аллегорически
как два нераздельных спутника человека во всей его жизни: один
является его Ангелом-Хранителем, другой - Злым Демоном.


ДРАКОНТИИ (Греч.) Храмы, посвященные Дракону, эмблеме Солнца,
символу Божества, Жизни и Мудрости. Египетский Карнак, Карнак в
Бретании, Стоунхендж является всем известными драконтиями.


ДРАКОН (Греч.) или Драгон. Теперь считается "мифическим"
чудовищем, увековеченным на Западе лишь на печатях и т.п., как
геральдический грифон, и Дьявол, умертвляемый Св. Георгием, и др.
На самом деле - вымершее допотопное чудовище. В вавилонских
древностях к нему обращаются как к "чешуйчатому", и на многих
геммах связывают его с Тиамат, морем. "Дракон Моря" упомянут
неоднократно. В Египте это есть звезда Дракона (тогда - Северная
Полярная Звезда), источник связи почти всех богов с Драконом. Бэл
и Дракон, Аполлон и Пифон, Озирис и Тифон, Сигур и Фафнир, и
наконец - Св. Георгий и Дракон, представляют одно и то же. Все
они были солнечными богами, и там, где мы находим Солнце, там и
Дракон, символ Мудрости - Тот-Гермес. Иерофанты Египта и Вавилона
именовали себя "Сынами Змия-Бога" и "Сынами Дракона". "Я Змий, я
Друид", восклицал друид кельто-британских областей, ибо и Змий, и
Дракон были символами Мудрости, Бессмертия и Возрождения. Как
змея сбрасывает свою старую кожу лишь для того, чтобы появиться в
новой, так и бессмертное Эго сбрасывает одну личность лишь для
того, чтобы принять другую.


ДРАУПНИР (Сканд.) Золотой браслет Уодана или Одина, парный
предмет с копьем Гунгнира, которое он держит в своей правой руке;

<<

стр. 4
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>