<<

стр. 6
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Буддисты еще и сейчас бреют голову - в знак пренебрежения к жизни
и здоровью. Но Будда, после того как сбрил волосы, став вначале
нищенствующим, отрастил их снова, и его всегда изображают с
пучком волос Йога. Жрецы индусов и брамины, и почти все касты
бреют волосы на всей голове, но оставляют длинный пучок расти на
макушке. Аскеты Индии носят длинные волосы, так же и воинственные
сикхи и почти все жители Монголии. В Византии и на Родосе бритье
бороды было запрещено законом, а в Спарте отрезание бороды было
знаком рабства и зависимости. У скандинавов, как сообщают, стричь
волосы считалось позором, "знаком бесчестия". Все жители острова
Цейлон (буддисты-сингальцы) носят длинные волосы. Так же
поступает русское, греческое, и армянское духовенство и монахи.
Иисуса и Апостолов всегда изображают с длинными волосами, но мода
в Христианском мире оказалась сильнее, чем само Христианство;
старые церковные законы ("Constit. Apost.", кн. I, гл. 3)
предписывали духовенству "носить волосы и бороды длинными". (См.
Ридл, "Ecclesiastical Antiquities".) Тамплиерам указывалось
носить длинные бороды. Самсон отращивал свои волосы, и библейская
аллегория показывает, что здоровье и сила и сама жизнь связаны с
длиной волос. Если кошку постричь, то в девяти случаях из десяти
она умрет. Собака, шерсть которой не повреждена, живет дольше и
более смышлена чем та, шерсть которой сострижена. Многие старые
люди при потере волос много теряют в своей памяти и становятся
слабее. Тогда как жизнь Йогов легендарно долгая, буддийские жрецы
(на Цейлоне и в других местах) как правило не живут долго.
Мусульмане бреют головы, но отпускают бороды; но так как голова
их всегда покрыта, то опасности меньше.


АДЖАШАР (Евр.) Светлые Силы в Каббале; "Силы Света", которые суть
силы творящие, но ниже стоящие.


ХАКЕМ Букв., "Мудрый", грядущий Мессия друзов или "Учеников
Хамсы".


ХАКИМ (Араб.) Врач во всех Восточных странах от Малой Азии до
Индии.


АЛАХА (Евр.) Название, данное тем частям Талмуда, в которых
аргументируются положения доктрины; это слово означает "закон".
(у.у.у.)


ГАЛЛЮЦИНАЦИЯ Состояние, иногда вызванное физиологическими
расстройствами, иногда медиумизмом, и в некоторых случаях -
пьянством. Но причину, вызывающую видения, следует искать глубже
физиологии. Всем таким видениям - особенно, когда они вызваны
медиумизмом - предшествует ослабление нервной системы, неизбежно
порождающее ненормальное магнетическое состояние, которое
привлекает к страдальцу волны астрального света. Именно он
поставляет различные галлюцинации. Но они, однако, не всегда
представляют то, во что желали бы превратить их врачи - пустые и
нереальные сны. Никто не может увидеть то, чего не существует -
т.е. то, что не отпечатано в или на астральных волнах. Ясновидец
может, однако, воспринимать объекты и сцены (прошлого, настоящего
и будущего), не имеющие никакого отношения к нему самому, а также
видеть несколько вещей, абсолютно не связанных между собой, в
одно и то же время, таким образом создавая самые нелепые и
абсурдные комбинации. И пьяница, и Ясновидец, медиум и Адепт,
соответственно имеют свои видения в Астральном Свете; но в то
время как пьяница, сумасшедший, и нетренированный медиум, или
страдающий воспалением мозга, видят, ибо не могут не видеть, и
вызывают беспорядочные видения бессознательно для самих себя, -
Адепт и тренированный Ясновидец выбирают и контролируют такие
видения. Они знают, где фиксировать взгляд, как утвердить те
картины, которые они хотят изучать, и как увидеть за верхними
наружными слоями Астрального Света. У первых такие мимолетные
картины в его волнах являются галлюцинациями, у вторых они
становятся правдивым воспроизведением того, что было, есть или
будет на самом деле. Случайные проблески, уловленные медиумом, и
его дрожащие видения в обманчивом свете, под руководящей волей
Адепта и Ясновидца преобразуются в устойчивые картины, правдивое
изображение того, что он хочет получить в фокусе своего
восприятия.


ХАМСА или Ханса (Санскр.) "Лебедь или гусь", согласно
востоковедам: мистическая птица в Оккультизме, аналогичная
Пеликану розенкрейцеров. Священное мистическое название, которое,
когда ему предшествует Кала (бесконечное время), т.е. Калаханса,
становится именем Парабрахма, означает "Птица вне пространства и
времени". Потому Брама (мужской) называется Ханса Вахана,
"Колесница Хансы" (Птицы). Эту же мысль мы встречаем в "Зохаре",
где Эйн Соф (бесконечное и беспредельное), как сказано,
спустилось во вселенную для проявления, используя Адама Кадмона
(Человечество) в качестве своей колесницы или проводника.


ХАМСА (Араб.) Основатель мистической секты друзов Горы Ливан.
(См. "Друзы".)


ХАНГСА (Санскр.) Мистический слог, употребляемый для обозначения
эволюции, и буквально означающий "я есмь он", или Ахамса.


ХАНСА (Санскр.) Согласно "Бхагавата Пуране", название "Единой
Касты", когда еще не было множество каст, но, поистине, "одна
Веда, одно Божество и одна Каста".


ХАНУМАН (Санскр.) Бог обезьян в "Рамаяне"; генералиссимус армии
Рамы; сын Вайю, бога ветра, и добродетельной демоницы. Хануман
был верным союзником Рамы и своею несравненною смелостью и умом
помог Аватару Вишну окончательно сокрушить царя демонов Ланки,
Равану, который увез прекрасную Ситу, жену Рамы, - это
оскорбление привело к знаменитой войне, описанной в этой
эпической поэме индусов.


СЧАСТЛИВЫЕ ПОЛЯ Название, данное ассиро-халдеями своим Елисейским
Полям, которые были смешаны с их Гадисом. Как м-р Боскавен
сообщает: "Царство Подземного Мира было царством бога Хэа, и
Гадис ассирийских легенд был помещен в подземном мире, и им
правила богиня Нин-Кигал, или "Хозяйка Большой Страны". Ее также
называют Аллат." Одна переведенная надпись гласит: - "После даров
этих текущих дней, в празднествах страны серебряного неба,
в сверкающих дворах, в обители блаженства и в свете Счастливых
Полей, да пребудет он в жизни вечной, святой, в присутствии
богов, которые обитают в Ассирии." Это достойно христианской
могильной надписи. Иштар, прекрасная богиня, спустилась в Гадис
за своим возлюбленным Таммузом и обнаружила, что это мрачное
место теней имеет семь сфер и семь врат, у каждых из которых она
должна была оставить что-то принадлежащее ей.


ХАРА (Санскр.) Титул бога Шивы.


КУЛЬТ ЗАЙЦА Заяц был священным во многих странах, и особенно - у
египтян и евреев. Хотя последние считали его нечистым, копытным
животным, негодным для еды, все же некоторые племена считали его
священным. Причиной этого было то, что у определенных подвидов
зайцев самец кормил детенышей. Поэтому он считался андрогинным
или гермафродитным, и тем олицетворял один из атрибутов Демиурга,
или творящего Логоса. Заяц был символом луны, в которой по сей
день виден лик пророка Моисея, говорят евреи. Кроме того, луна
связана с культом Иеговы - божества, преимущественно являющегося
богом зарождения - возможно также по той же причине, по которой
Эрос, бог половой любви, изображается несущим зайца. Заяц был
также посвящен Озирису. Ленорман пишет, что зайца "следует
считать символом Логоса... Логос должен быть гермафродитом, а мы
знаем, что заяц является андрогинным типом."


ХАРИ (Санскр.) Титул Вишну, но употребляется также по отношению к
другим богам.


ХАРИКЕША (Санскр.) Название одного из семи лучей Солнца.


ХАРИВАНША (Санскр.) Часть "Махабхараты", поэма о генеалогии
Вишну, или Хари.


ХАРМАХ (Греч.) Египетский Сфинкс, называемый Хар-эм-ху, или "Гор
(Солнце) на Горизонте", форма Ра, бога Солнца; эзотерически -
воскресший бог. Надпись на табличке гласит: "О благословенный
Ра-Хармах! Ты, несомый им с триумфом. Свети, Амун-Ра-Хармах,
саморожденный". Храм Сфинкса Мариетт Бей нашел рядом со Сфинксом,
недалеко от великой Пирамиды Гизы. Все египтологи сходятся в
объявлении Сфинкса и его храма "древнейшими религиозными
памятниками мира" - по крайней мере Египта. "Главное помещение",
пишет покойный м-р Фергюссон, "в форме креста, поддерживается
столбами, обыкновенными призмами гранита сиенита без основы или
капители.., никаких скульптур или надписей не найдено на стенах
этого храма, ни одного орнамента или символа, ни единого
изображения в святилище." Это доказывает огромную древность как
Сфинкса, так и храма. "Большой бородатый Сфинкс Пирамид Гизы есть
символ Хармаха, то же, что и каждый египетский Фараон, носивший -
в надписях - название Живая форма Солнечного Сфинкса на Земле",
пишет Бругш Бей. А Ренан напоминает, что "одно время египтяне,
как сказано, имели храмы без каких-либо высеченных образов"
(Бонвик). Не только египтяне, но и каждый народ на земле начинал
с храмов, лишенных идолов и даже символов. Лишь когда память о
великих абстрактных истинах и первоначальной Мудрости,
преподанной человечеству династиями божественных царей, стерлась,
люди должны были прибегнуть к напоминаниям и символизму. В
рассказе о Горе в некоторых табличках Эдфу, Руже нашел надпись,
свидетельсвующую, что этот бог некогда принял "вид
человекоголового льва, чтобы добиться превосходства над своим
врагом Тифоном. Несомненно, Гору так поклонялись в Леонтополисе.
Он есть настоящий Сфинкс. Это объясняет и то, почему иногда можно
видеть фигуру льва по обе стороны от Изиды... Он был ее дитем."
(Бонвик.) И тем не менее, легенда о Хармахе или Хар-эм-ху по
прежнему остается неповеданной миру, также не будет разглашена и
этому поколению. (См. "Сфинкс".)


ХАРПОКРАТ (Греч.) Дитя Гор или Ehoou, изображенный с пальцем на
губах, солнечным диском над головой и золотыми волосами. Он есть
"бог Безмолвия" и Тайны. (См. "Гор".) Также греки и римляне в
Европе поклонялись Харпократу как сыну Изиды.


ХАРШАНА (Санскр.) Божество, осуществляющее контроль над
жертвоприношениями мертвым, или Шраддха.


ХАРВИРИ (Егип.) Гор старший; древнее название солнечного бога;
восходящее солнце, представленное в виде бога, полулежащего на
раскрывшемся лотосе, символе Вселенной.


ХАРЬЯСВЫ (Санскр.) Пять и десять тысяч сыновей Дакши, которые
вместо того, чтобы заселить мир, как хотел их отец, все стали
йогами, по совету таинственного мудреца Нарады, и остались
безбрачными. "Они разошлись по странам и не вернулись." Это
означает, согласно тайной науке, что все они воплотились в
смертных. Это имя дается прирожденным мистикам и давшим обет
безбрачия, которые считаются воплощениями "харьясв".


ТОПОРИК В египетских иероглифах символ силы, а также смерти,
Топорик называется "Разрубателем Узла", т.е. женитьбы или
каких-либо других уз.


ХАТХА ЙОГА (Санскр.) Низшая форма практики Йоги; применяет
физические средства для целей духовного саморазвития.
Противоположно Раджа Йоге.









ХАТОР (Егип.) Низший или адский аспект Изиды, соответствующий
Гекате греческой мифологии.


ЯСТРЕБ Иероглиф и символ Души. Значение его меняется в
зависимости от позы этой птицы. Так, лежащий как мертвый, он
изображает переходное состояние ларва, или переход от формы одной
жизни к другой. Когда крылья его раскрыты, это означает, что
умерший воскрес в Аменти и вновь сознательно владеет своей душой.
Куколка превратилась в бабочку.


ХАЕ БИШАТ (Евр.) Зверь в "Зохаре"; Дьявол и Искуситель.
Эзотерически - наши низшие животные страсти.


ХАЙ-Я (Евр.) Один из метафизических "Принципов" человека.
Восточные оккультисты делят человека на семь таких принципов;
Западные каббалисты, как известно, только на три, а именно:
Нэфеш, Руах и Нэшама. Но на самом деле такое деление столь же
неопределенно и есть столь же явное сокращение, как и наши "Тело,
Душа, Дух". Ибо в "Каббале" Мейера ("Зохар", II, 141, b., Cremona
ed., II, fol. 63b, col.251) указано, что Нэшама, или Дух, имеет
три подразделения: "высшим является Ие'хи-да (Атма); средним -
Хай-я (Буддхи), а последним и третьим - Нэшама, собственно
(Манас)". Затем следует Махшаба, Мысль (низший Манас или
сознательная Личность), в котором и проявляются высшие, составляя
тем самым, четыре; затем следуют Целем, Фантом Образа (Камарупа,
при жизни - камический элемент); Д'юк-на, Тень образа (Линга
Шарира, Двойник); и Зурат, Прототип, который есть Жизнь - всего
семь, даже без Д'мут, Подобия или Сходства, который называется
низшим проявлением и есть на самом деле Гуф, или Тело. Теософы
E.S., которые знают о перестановке, проделанной с Атма, и о
месте, занимаемым аурическим прототипом, легко поймут, что
являются настоящими семью, и убедятся, что между делением
Принципов восточных оккультистов и истинных восточных каббалистов
разницы нет. Не забудем, что ни те, ни другие не могут еще выдать
настоящую и конечную классификацию в своих публичных писаниях.


ХАЙ-ЙОТ ХА КАДОШ (Евр.) Святые живые существа в видении
Иезекиилем Меркабы, или повозки, колесницы. Они суть четыре
символических животных, херувимы Иезекиила, а в Зодиаке -
Телец, Лев, Скорпион (или Орел) и Водолей, человек.


ХЭА (Халд.) Бог Глуби и Подземного Мира; некоторые усматривают в
нем Эа или Оанна, рыбу-человека, или Дагона.


ХЭАБАНИ (Халд.) Знаменитый астролог при Дворе Издубара, часто
упоминаемый во фрагментах ассирийских табличек в связи со сном
Издубара, великого вавилонского Царя, или Нимрода,
"могущественного охотника перед Господом". После его смерти душа
его не могла почивать под землей, и дух Хэабани был воскрешен
Меродахом, богом, тело его - возвращено к жизни, а затем он был
взят живым, подобно Илии, в сферы Блаженных.


ГОЛОВА ВСЕХ ГОЛОВ (Кабб.) Употребляется для обозначения "Старца
Старцев", Аттика Д'аттикин, который есть "Сокрытое из Сокрытого
Сокровенное из Сокровенного". В этом черепе "Белой Головы", Реша
Хивра, "каждый день обитают 13000 мириад миров, которые покоятся
на Нем, опираются на Него" ("Зохар", III, "Идра Рабба")... "В
этом Аттика ничего не явлено, за исключением лишь Головы, ибо это
Голова всех Голов... Мудрость свыше, которая есть Голова, сокрыта
в ней, в Мозгу, который тих и спокоен, и никто не знает ее, кроме
Нее Самой... И эта Сокровенная Мудрость ... Сокрытое из
Сокрытого, Голова всех Голов, Голова, которая не есть Голова, и
никто не знает и никогда не знал, что находится в этой Голове,
которую Мудрость и Рассудок не в силах понять" ("Зохар", III,
fol, 289а). Это сказано о Божестве, от которого проявлена лишь
Голова (т.е. Мудрость, сознаваемая всеми). О том Принципе,
который еще более высок, ничего даже не утверждается, за
исключением того, что его всеобщее присутствие и реальность есть
философская необходимость.


НЕБЕСНЫЙ АДАМ Синтез Древа Сефиротов, или всех Сил в Природе и
одушевляющей их божественной сущности. В диаграммах, седьмой из
низших Сефиротов, Сефира Малкут - Царство Гармонии, -
представляет ступни идеального Макрокосма, голова которого
достигает первой проявленной Головы. Этот Небесный Адам есть
natura naturans, абстрактный мир, тогда как Адам Земли
(Человечество) есть natura naturata или материальная вселенная.
Первый есть присутствие Божества в его всемирной сущности; второй
- проявление разумности этой сущности. В подлинном "Зохаре" - не
в фантастической и антропоморфической карикатуре, которую мы
часто находим в писаниях западных каббалистов - нет и крупицы
того личного бога, который столь выделяется в смутном покрове
Сокровенной Мудрости, известном как Пятикнижие Моисея.


ХЕБДОМАД (Греч.) Семерка.


ХЕБРОН или Кирджат-Арба. Город Четырех Кабейри, или Кирджат-Арба
означает "Град Четырех". Именно в этом городе, согласно легенде,
изарим, или некий посвященный, нашел знаменитую Изумрудную
скрижаль на мертвом теле Гермеса.


ХЭЛ или Хэла (Сканд.) Богиня-Царица Страны Мертвых; страшное и
загадочное Существо, царящее над глубинами Хэлхейма и Нифелхейма.
В более ранней мифологии Хэл была богиней земли, доброй и
благожелательной матерью, кормилицей уставших и голодных. Но в
более поздних скальдах она стала женским Плутоном, темной
Владычицей Царства Теней - той, которая внесла смерть в этот мир,
а затем - скорбь.

ХЭЛХЕЙМ (Сканд.) Царство Мертвых в древнескандинавской мифологии.
В "Эдде" Хэлхейм окружает Северный Мир Тумана, называемый
Нифелхеймом.


ГЕЛИОЛАТРИЯ (Греч.) Культ Солнца.


АД (HELL) Термин, у англосаксов очевидно происшедший от названия
богини Хэлы (см.), а у славян - от греческого Гадеса; ибо hell в
русском и других славянских языках есть ад; единственное различие
между холодным адом скандинавов и горячим адом христиан
заключается в их соответствующих температурах. Но даже идея о тех
раскаленных сферах не возникла у европейцев, - многие народы
придерживались такого представления о климате преисподней; также
можем поступить и мы, если поместим наш Ад в центре земли. Все
экзотерические религии - вероучения браминов, буддистов,
зороастрийцев, мусульман, евреев и других - делали свой ад
горячим и темным, хотя многие ады скорее привлекательны, нежели
пугающи. Идея о горячем аде является позднейшим искажением
астрономической аллегории. У египтян Ад стал местом наказания
огнем не ранее семнадцатой или восемнадцатой династии, когда
Тифон превратился из бога в дьявола. Но когда бы это устрашающее
суеверие ни было внедрено в умы бедных невежественных масс, схема
горячего ада и мучимых там душ чисто египетская. Ра (Солнце) стал
Владыкой Горнила в Карре, аде Фараонов, и грешника пугали муками
"в жаре адских огней". "Там находился лев", говорит д-р Берч, "и
назывался рычащим чудовищем". Другие описывают это место как
"бездонную яму и озеро огня, в которое бросают жертв" (сравнить с
"Откровением" Св. Иоанна). Еврейское слово гай-хином (Геенна) на
самом деле никогда не имело того значения, которое ему
придавалось в христианской ортодоксии.


ХЕМАДРИ (Санск.) Золотая Гора; Меру.


ХЕМЕРА (Греч.) "Свет низших или земных сфер", - так же, как Эфир
есть свет высших небесных сфер. Оба родились от Эреба (тьмы) и
Нукс (ночи).


ХЕПТАКИС (Греч.) "Семилучный" халдейских астролатров: то же, что
Иао.


ГЕРАКЛ (Греч.) То же, что Геркулес.


ХЕРАНАСИКХА (Синг.) От Херака - "послушник", и Сикха - "закон",
или предписание: учебник Наставлений. Сочинение для молодых
жрецов, написанное на Элу, или древнесингальском языке.


ГЕРМАНУБИС (Греч.) Или Гермес Анубис, "раскрывающий тайны низшего
мира", - не Ада и не Гадеса, как это преподносится, но нашей
Земли (низшего мира семеричной цепи миров), - а также тайны пола.
Кройцер, должно быть, угадал истину правильной интерпретации, так
как он называет Анубис-Тот-Гермеса "символом науки и мира
разума". Он всегда изображался с крестом в руке - одним из самых
ранних символов тайны зарождения, или порождения на этой земле. В
халдейской Каббале ("Книге Чисел") символ Тат, или +,
рассматривается как Адам и Ева - последняя будучи поперечной или
горизонтальной чертой, извлеченной из бока (или ребра) Хадама,
перпендикулярной черты. Фактически, в эзотерическом значении Адам
и Ева, представляя раннюю третью Коренную Расу - тех, кто, будучи
еще лишенными разума, подражали животным и унизили себя с
последними, - были также двойным символом полов. Отсюда Анубис,
египетский бог зарождения, изображается с головой животного -
собаки или шакала - и также считается "Владыкой подземного мира"
или "Гадеса", в который он вводит души умерших (перевоплощающиеся
сущности), ибо Гадес есть в одном смысле чрево, как ясно
показывают некоторые писания Отцов Церкви.


ГЕРМАФРОДИТ (Греч.) Двуполый; мужское и женское Существо, -
человек либо животное.


ГЕРМИЙ (Греч.) Древнегреческий писатель, из сочинений которого
теперь сохранилось лишь несколько фрагментов.


ОГОНЬ ГЕРМЕСА То же, что "огонь Эльма". (См. "Раз. Изида", т. I,
с. 125.)


ГЕРМЕС САРАМЕЙ (Греко-Санскр.) Бог Гермес или Меркурий, "тот, кто
охраняет стаю звезд" в греческой мифологии.


ГЕРМЕС ТРИСМЕГИСТ (Греч.) "Трижды великий Гермес", египтянин.
Мифическая личность, по имени которого названа герметическая
философия. В Египте - Бог Тот (Thoth или Thot). Общее имя многих
древних греческих писателей по философии и Алхимии. Гермес
Трисмегист есть имя Гермеса или Тота в его человеческом аспекте,
как бог он представляет гораздо больше. Как Гермес-Тот-Аах он
есть Тот, луна, т.е. его символом является светлая сторона луны,
содержащая, как считалось, сущность творящей Мудрости, "эликсир
Гермеса". Как таковой он связан с Киноцефалом, собакоголовой
обезьяной, по той же причине, что и Анубис, один из аспектов
Тота. (См. "Германубис".) Та же идея лежит в основе облика
индусского Бога Мудрости, слоноголового Ганеши, или Ганпата, сына
Парвати и Шивы. (См. "Ганеша".) С головой ибиса он является
священным писцом богов, - но даже тогда он носит корону атеф и
лунный диск. Он самый таинственный из богов. Как змий, Гермес Тот
есть божественная творящая Мудрость. Отцы Церкви подробно говорят
о Тот-Гермесе. (См. "Герметическая".)


ГЕРМЕТИЧЕСКАЯ Любая доктрина или писание, связанные с
эзотерическими учениями Гермеса, который - в качестве египетского
ли Тота, греческого ли Гермеса - был у древних Богов Мудрости и,
согласно Платону, "открыл числа, геометрию, астрономию, и буквы".
Несмотря на то, что их обыкновенно считали поддельными,
герметические писания были высоко оценены Св.Августином,
Лактантием, Кирилом и другими. По словам м-ра Дж. Бонвика: "Они
более или менее обработаны платоническими философами из ранних
христиан (такими как Ориген и Климент Александрийский), которые
старались подкрепить свои христианские аргументы, апеллируя к
этим почитаемым языческим писаниям, хотя они и не смогли
противостоять искушению приписать им немного больше, чем в них
действительно было." Хотя и истолкованные некоторыми умными и
пристрастными авторами как преподающие чистый монотеизм,
герметические или трисмегистические книги являются, как бы то ни
было, чисто пантеистическими. Божество, о котором говорится в
них, определено Павлом как то, в чем "мы живем, движемся и
существуем" - несмотря на "в Нем" толкователей.


ХЭТУ (Санскр.) Естественная или физическая причина.


ЕВА (Евр.) Ева, "матерь всего живого".


ИАРХ (Греч.) Царь "Мудрецов", в Путешествии Аполлония Тианского в
Индию.


ИЕРОГРАММАТИКИ Так называли тех египетских жрецов, которым
доверялось писание и чтение священных и сокровенных записей.
Буквально, "переписчики сокровенных писаний". Они были
наставниками неофитов, готовившихся к посвящению.


ИЕРОФАНТ От греческого слова "Hierophantes"; буквально, "Тот, кто
разъясняет священные понятия". Раскрывающий священное знание и
Главный среди Посвященных. Название, дававшееся в храмах
древности высшим Адептам, которые были учителями и толкователями
Мистерий и Посвященными в заключительные великие Мистерии.
Иерофант олицетворял собой Демиурга и разъяснял кандидатам к
Посвящению различные феномены Творения, которые производились для
их наставления. "Он был единственным толкователем эзотерических
тайн и доктрин. Было запрещено даже произносить его имя в
присутствии непосвященного. Он восседал в восточной стороне и на
шее носил золотой шар в качестве символа власти. Его называли
также Мистагог." (Кеннет Р.Х. Маккензи, IX, P.T.S., в "The Royal
Masonic Cyklopaedia"). На еврейском и халдейском языках он звался
Петр, раскрывающий, излагающий; отсюда Папа как преемник
иерофанта древних Мистерий, восседает на языческом кресле Св.
Петра.


ВЫСШЕЕ Я Всевысший Божественный Дух, осеняющий человека. Венец
высшей духовной Триады в человеке - Атман.


ХИЛЛЕЛ Крупный вавилонский раввин столетия, предшествовавшего
христианской эре. Он был основателем секты фарисеев, ученым и
ведшим праведную жизнь человеком.


ХИМАЧАЛА ХИМАДРИ (Санскр.) Гималайские Горы.


ХИМАВАТ (Санскр.) Олицетворение Гималаев; отец реки Ганг, или
Ганги.


ХИНАЯНА (Санскр.) "Малая Колесница"; Священные Писания и Школа
южных буддистов, противопоставленная Махаяне, "Великой
Колеснице", в Тибете. Обе школы мистические. (См. "Махаяна".) В
экзотерическом суеверии также низшая форма перевоплощения.


СЮАН ЦЗАН Крупный китайский писатель и философ, путешествовавший
по Индии в шестом столетии, чтобы узнать больше о Буддизме,
которому он был предан.


ГИППОКРАТ (Греч.) Знаменитый врач из Коса, одного из Кикладских
островов, преуспевший в Афинах во время нашествия Артаксеркса и
избавивший этот город от ужасного мора. Его называли "отцом
Медицины". Изучив эту науку по вотивным табличкам, пожертвованным
исцеленными больными в храмах Эскулапа, он стал Посвященным и
самым опытным целителем своего времени, - в такой степени, что
был почти обожествлен. Его ученость и знания были громадными.
Гален говорит о его писаниях, что они поистине являются гласом
оракула. Он умер на сотом году жизни, в 361 г. до Р.Х.


ГИППОПОТАМ (Греч.) В египетском символизме Тифона называли
"гиппопотамом, который убил своего отца и осквернил свою мать",
Рхеу (матерь всех богов). Отцом его был Кронос. Следовательно,
если отнести это ко Времени и Природе (Кроносу и Рхее), то такое
обвинение становится понятным. Образ Космической Дисгармонии,
Тифон, который является также Пифоном, чудовищем, образовавшемся
из ила Потопа Девкалиона, "оскверняет" свою мать, Первичную
Гармонию, милосердие которой было столь велико, что ее называли
"Матерью Золотого Века". Именно Тифон положил конец последнему,
т.е. вызвал первую войну стихий.


ХИКЕТ (Егип.) Богиня-лягушка; один из символов бессмертия и
принципа "воды". У ранних христиан церковные лампады имели форму
лягушки - в знак того, что крещение в воде вело к бессмертию.


ХИРАМ АБИФ Библейский персонаж; искусный строитель и "Сын Вдовы",
которого Царь Соломон взял с собой из Тира для руководства
постройкой Храма, и который позднее стал масонским персонажем,
героем, вокруг которого разыгрывается вся драма или, вернее, игра
масонского Третьего Посвящения. Каббала придает большое значение
Хираму Абифу.


ХИРАНЬЯ (Санскр.) Лучистое, золотое; употребляется в отношении
"Яйца Брамы".


ХИРАНЬЯ ГАРБХА (Санскр.) Лучистое или золотое яйцо или чрево.
Эзотерически - лучезарный "огненный туман" или эфирное вещество,
из которого была образована Вселенная.


ХИРАНЬЯКАШИПУ (Санскр.) Царь Дайтьев, которого уничтожает Вишну в
своем аватаре "человека-льва".


ХИРАНЬЯКША (Санскр.) "Златоглазый". Царь и властитель пятой сферы
Паталы, подземного мира; бог-змей в индусском пантеоне. Имеет
также различные другие значения.


ХИРАНЬЯПУРА (Санскр.) Золотой Город.


ХИСИ (Фин.) "Принцип Зла" в "Калевале", эпосе Финляндии.


ХИТОПАДЕША (Санскр.) "Добрый Совет". Сочинение, состоящее из
собрания этических предписаний, аллегорий и других рассказов из
древнего Священного Писания, "Панчатантры".


ХИВИМ или Chivim (Евр.) Отсюда название хивитов, которые,
согласно некоторым римско-католическим комментаторам, произошли
от Хета, сына Ханаана, сына Хама, "проклятого". Брассер де
Бурбур, миссионер-переводчик Священного Писания гватемалийцев,
"Попол Вух", склоняется к теории, что Хивим Кецо Кохуатля,
мексиканского Змеинного Божества, и "потомки Змиев", как они
называют себя, идентичны с потомками Хама (!!!), "предком
которого является Каин". Во всяком случае, таково заключение,
выведенное де Муссо, демонологом, из писаний Бурбура. Бурбур
намекает на то, что вожди рода Вотана, Кецо Кохуатля, являются
потомками Хама и Ханаана. "Я есмь Хивим", говорят они. "Так как я
Хивим, я принадлежу к великой Расе Драконов. Я сам есмь змий, ибо
я - Хивим" ("Cortes", 51). Но Каин аллегорически представлен
предком хивитов, Змиев, так как считается, что Каин был первым
посвященным в тайну зарождения. "Раса Драконов" или Змиев
означает Мудрых Адептов. Названия Хиви или Хивит, и Леви -
означают "Змий"; и хивиты или племя Змиев Палестины были, подобно
всем левитам и офитам Израиля, посвященными Священниками храмов,
т.е. оккультистами, каковыми являются также и жрецы Кецо
Кохуатля. Гибеониты, которых Иошуа назначил на служение в
святилище, были хивитами. (См. "Раз. Изида", II, 554.)


ХЛЕР (Сканд.) Бог моря. Один из трех могущественных сыновей
Инеистого великана, Имира. Этими сыновьями были: Кари, бог
воздуха и ветров; Хлер - Моря; и Логи - огня. Они суть
Космическая троица древних скандинавов.


ХОА (Евр.) То, из чего исходит Аб, "Отец"; потому - Непроявленный
Логос.


ХУАН ДИ (Кит.) "Великий Дух". Сказано, что Сыновья Его овладели
новой мудростью и передали смертным то, что они знали до этого,
падением - подобно восставшим ангелам - в "Долину Страдания",
которые аллегорически есть наша Земля. Другими словами, они
идентичны с "Падшими Ангелами" экзотерических религий, а
эзотерически - с перевоплощающимися Эго.


ХОХМА (Евр.) См. "Хокма", с. 88.


ХОД (Евр.) Великолепие, восьмой из десяти Сефиротов, женская
пассивная сила. (у.у.у.)


СВЯТАЯ СВЯТЫХ Ассириологи, египтологи и вообще ориенталисты
указывают, что такое место существовало в каждом храме древности.
В большом храме Бэла-Меродаха, стены которого были обращены к
четырем странам света, в самом конце находилась "Святая Святых",
скрытая от профанов завесой: тут "в начале года "восседает сам
божественный царь неба и земли, владыка небес"." Согласно
Геродоту, там находилось золотое изображение бога с золотым
столиком перед ним, похожим на еврейский столик для приношения
хлебов, и на него, видимо, ставили пищу. В некоторых храмах
имелся также "небольшой металлический сундук или ковчег с двумя
резными каменными табличками на нем" ("Каббала" Мейера). Короче,
теперь достаточно хорошо доказано, что "избранный народ" не имел
ничего собственного и оригинального, но каждая деталь их
обрядности и религии была заимствована у более древних
народностей. "Hibbert Lectures" проф. Сейса и другие труды ясно
доказывают это. Рассказ о рождении Моисея идентичен с
повествованием о Саргоне, вавилоняне, жившим на пару тысячелетий
ранее Моисея; и не удивительно, что, как сообщает д-р Сейс, имя
Моисея, Моше, имеет связь с названием вавилонского бога солнца
как означающее "герой" или "вождь" ("Hib. Lect.", с. 46 и след.)
М-р Дж. Мейер говорит: "Духовные саны жрецов делились на: высших
жрецов, прикрепленных к определенным богам - подобно еврейским
левитам; помазывающих или очищающих; Кали, "прославленных" или
"старцев"; предсказателей, и Makhkhu, или "великого", в котором
проф. Делич видит Раб-мага Ветхого Завета. ... Аккадийцы и халдеи
соблюдали Саббат, день отдыха, один раз в каждые семь дней; они
также имели дни благодарения и дни покаяния и молитв.
Жертвовались овощи и животные, мясо и вино. ... Число семь
считалось особо священным. ... Большой храм Вавилона существовал
задолго до 2250 г. до Р.Х. "Святая Святых" его находилась внутри
святилища Нэбо, пророчествующего бога мудрости." Бог Мардак к
ассирийцам перешел от аккадийцев, а до того он был Меродахом,
"милосердным", вавилонян, единственным сыном и толкователем воли
Эа или Хэа, великого Божества Мудрости. Короче говоря,
ассириологи разоблачили всю систему "избранного народа".


СВЯТАЯ ВОДА Один из древнейших обрядов, практиковавшихся в
Египте, и оттуда - в языческом Риме. Он сопровождал ритуал хлеба
и вина. "Египетский жрец кропил святой водой равно на изображения
своих богов и на верующих. Ее и разливали и разбрызгивали. Была
найдена кисточка, которой, как полагают, пользовались для этой
цели, как и в наши дни." (Бонвик, "Egyptian Belief".) Что
касается хлебов, то "лепешки Изиды ... возлагались на алтарь.
Глиддон пишет, что они "по форме были идентичны с освященной
лепешкой римской и восточной Церквей". Мелвилл уверяет, что
"египтяне ставили на этом святом хлебе крест Св. Андрея". Хлеб
Присутствия преломлялся жрецами перед раздачей народу, и по
поверью становился плотью и кровью Божества. Это чудо творилось
рукою жреца, совершавшего богослужение, который освящал пищу.
...Руже сообщает, что "приношения хлебов имели следы от пальцев,
знак их освящения". (Ibid., с. 418.) (См. также "Хлеб и Вино".)


ОДНОРОДНОСТЬ От греческих слов homos - "подобный", и genis -
"род". То, что повсюду имеет одну и ту же природу,
недифференцированное, несоставное, каковым якобы является золото.


ХОНИР (Сканд.) Творящий бог, наделивший первого человека разумом
и пониманием после того, как этот человек был сотворен им,
совместно с Одином и Лодуром, из ясеня.


ХОНОВЕР (Зенд.) Персидский Логос, проявленное Слово.


ГОР АММОН (Егип.) "Самопорожденный", название в теогонии,
соответствующее санскритскому Анупадака, без родителей. Гор-Аммон
является комбинацией овено-голового бога Фив и Гора.


ХОРХИА (Халд.) Согласно Берозу, то же, что Веста, богиня
Домашнего Очага.


ГОР (Егип.) Последний в ряду божественных Властителей Египта,
считается сыном Озириса и Изиды. Он является великим богом,
"любимцем Неба", "возлюбленным Солнца, потомком богов,
покорителем мира". Во время зимнего солнцестояния (нашего
Рождества) его изображение, в виде малого новорожденного ребенка,
выносили из святилища для поклонения религиозных толп. Являясь
символом небесного свода, он, как утверждается пришел из Maem
Misi, священного места рождения (утробы Мира), и потому он есть
"мистическое Дитя Ковчега", или аргхи, символа утробы. Космически
он - Зимнее Солнце. Табличка описывает его как "сущность своего
отца26 Озириса, воплощением которого он является и с которым он
идентичен. Гор - целомудренное божество и "подобно Аполлону, не
имеет любовных связей. Его роль в низшем мире связана с Судом. Он
представляет души своему отцу, Судье" (Бонвик). Древний гимн
гласит о нем: "Он судит мир соответственно тому, что тот
содержит. Небо и земля находятся под его непосредственным
присутствием. Он правит всеми человеческими существами. Солнце
движется вокруг согласно его воле. Он приносит изобилие и
распространяет его по всей земле. Все поклоняются его красоте.
Сладостна его любовь в нас."


ХОТР (Санскр.) Жрец, который декламирует гимны из "Риг Веды" и
совершает жертвоприношение огню.


ХОТРЫ (Санскр.) Символическое название семи чувств, названных в
"Анугите" "Семью Жрецами". "Чувства питают огонь разума (т.е.
желание) приношениями внешних удовольствий." Оккультный термин,
употребляемый метафизически.


ХРИМТХУРСЫ (Сканд.) Инеистые Великаны; циклопические строители в
"Эдде".


ЧЕЛОВЕЧЕСТВО Оккультно и каббалистически человечество в целом
символизируется Ману в Индии; Ваджрасаттвой или Дорджесемпой,
руководителем Семи Дхиани, в Северном Буддизме; Адамом Кадмоном в
Каббале. Все они представляют все человечество целиком, начало
которого в этом андрогинном первообразе, а конец - в Абсолюте, по
ту сторону всех этих символом и мифов человеческого
происхождения. Человечество есть великое Братство благодаря
тождеству материала, из которого оно создано физически и духовно
(morally). Однако, пока оно не станет Братством и
интеллектуально, оно есть не более, чем высший класс животных.


ХУН ДЕША (Санскр.) Местность вокруг озера Мансаравар в Тибете.


ХВАНУАТА (Мазд.) Название земли, на которой мы живем. Одна из
семи Каршвар (Земель), о которых говорится в "Орма Ахр". (См.
проф. Дармстетер, Введение к "Вендидаду".)


ХВЕРГЕЛЬМИР (Сканд.) Кипящий котел, в котором гибнут души
злотворителей.


ХУАНЬ (Кит.) Дух. То же, что Атман.


ХИДРАН (Греч.) Букв., "Креститель". Наименование древнего
Иерофанта Мистерий, который проводил кандидата через "испытание
водою", в которую тот погружался трижды. Это было его крещением
Святым Духом, витающим над водами Пространства. Павел говорит о
Св. Иоанне как о Хидране, Крестителе. Христианская Церковь
переняла этот обряд из обрядности Элевзинских и других Мистерий.


ГИКСОСЫ (Егип.) Таинственные кочевники, Пастухи, которые
вторглись в Египет в неведомые времена, намного предшествовавшие
дням Моисея. Их называют "Царями-Пастухами".


ИЛ (Греч.) Изначальное вещество или материя; эзотерически -
однородное отложение Хаоса или Великой Глуби. Первый принцип, из
которого была сформирована объективная Вселенная.


ИПАТИЯ (Греч.) Женщина-философ, жившая в Александрии в пятом веке
и учившая многих знаменитых мужей, среди других и епископа
Синезии. Она была дочерью математика Феона и прославилась своею
ученостью. Став жертвой дьявольского заговора Теофила, епископа
Александрийского, и его племянника Кирила, она была гнусно убита
по их приказу. Вместе с ее смертью погибла Неоплатоническая Школа.


ГИПЕРБОРЕЙСКИЕ (Греч.) Области вокруг Северного полюса за
Полярным Кругом.


ГИПНОТИЗМ (Греч.) Название, данное доктором Брайдом различным
процессам, с помощью которых одна личность, с развитой силой
воли, погружает другую, с более слабыми умственными
способностями, в своего рода транс; находясь в таком состоянии,
последняя будет делать все, что ей внушает гипнотизер. Если это
не делается с добрыми целями, то оккультисты называют это черной
магией или Колдовством. Это является самым опасным действием, как
морально, так и физически, так как затрагивает нервный флюид и
нервы, контролирующие кровообращение в капилярных кровяных
сосудах.


ГИПОЦЕФАЛ (Греч.) Вид подкладки под голову мумии. Они существуют
разных видов, напр., каменные, деревянные и т.п., и очень часто -
круглые диски из полотна, залитого цементом, и покрытые
магическими фигурами и буквами. В "Ритуале" они названы "опорой
мертвого", и в саркофаге каждой мумии имеется такая.






I.




I. - Девятая буква в английском, десятая - в еврейском алфавите.
Ее числовое значение в обоих языках один, а также и десять в
еврейском (см. J), где она соответствует Божественному имени Jah
- мужской стороне, или аспекту, гермафродитного существа, или
муже-женского Адама, женским аспектам которого является hovah
(Jah-hovah). Она символизируется рукой с согнутым указательным
пальцем, что указывает на ее фаллическое значение.


ИАКХ (Греч.) Синоним Вакха. В мифологии упомянуты три личности с
этим именем: они были идеалами греков, позднее принятые
римлянами. Установлено, что слово Иакх - финикийского
происхождения и означает "грудное дитя". На многих древних
памятниках Церера или Деметра изображена с Вакхом на руках. Один
Иакх именовался Фивийцем и Победителем, сыном Юпитера и Семелы;
его мать умерла до родов, и некоторое время он пребывал в бедре
своего отца; он был убит Титанами. Второй был сыном
Юпитера-Дракона и Персефоны, его называли Загреем. Третий был
Иакх Элевзина, сын Цереры: важное лицо, ибо он появлялся на
шестой день Элевзинских Мистерий. Некоторые усматривают аналогию
между Вакхом и Ноем - оба были выращивателями Винограда и
покровителями алкогольных излишеств. (у.у.у.)


ЯХ (Греч.) Египетский целитель, память о котором, согласно
Элиану, жила много веков благодаря его чудесным оккультным
знаниям. Яху приписывают прекращение эпидемий с помощью лишь
определенных окуриваний и исцеление болезней путем вдыхания
больными запаха трав.


ИАХО Хотя это имя более подробно рассмотрено под словами "Яхо" и
"Иао", несколько слов пояснения не помешают. Диодор указывает,
что Богом Моисея был Иао; но так как последнее означает "бог
тайны", то оно не должно быть смешиваемо с Иахо или Яхо (см.).
Самаритяне произносили это слово Иабе, Яхва, а евреи - Яхо, и
затем - Иегова - благодаря перестановки мазоретских гласных -
гибкая система, с помощью которой можно осуществить любую замену.
Но "Иегова" является более поздним изобретением и обращением,
первоначально это имя звучало как Иа или Иакх (Вакх). Аристотель
сообщает, что древние арабы изображали Иаха (Иакха) в виде коня,
то есть коня Солнца (Диониса), следовавшего за колесницей, на
которой ежедневно проезжал Ахура Мазда, бог Небес.


ЯМБЛИХ (Греч.) Выдающийся теург, мистик и писатель
третьего-четвертого веков, неоплатоник и философ, родившийся в
Халке в Кэле-Сирии. Правдивых биографий его никогда не
существовало в следствии ненависти христиан; но то, что было
собрано о его жизни в отдельных фрагментах из сочинений
непредубежденных языческих и независимых писателей, показывает,
каким возвышенным и святым был его нравственный облик и сколь
велики были его познания. Его можно назвать основателем
теургической магии среди неоплатоников и возродителем
практических мистерий вне храма или святилища. Сперва его школа
отличалась от школ Плотина и Порфирия, которые резко выступали
против церемониальной магии и практической теургии, как опасных,
хотя позже он убедил Порфирия в ее целесообразности в некоторых
случаях, и оба - учитель и ученик - твердо верили в теургию и
магию, первая из которых в основе своей является высшим и самым
действенным способом общения со своим Высшим Эго посредством
астрального тела. Теургия есть благотворная магия, и она
становится черной, или темной и злой, лишь тогда, когда ее
употребляют для некромантии или в эгоистических целях; но такую
черную магию никогда не практиковал ни один теург или философ,
имя которого доходило до нас незапятнанным каким-либо злым
деянием. Порфирий (который стал наставником Ямблиха по
Неоплатонической философии) был столь убежден в этом, хотя сам и
никогда не применял теургию, однако он давал указания по
овладению этой священной наукой. Так, в одном из своих сочинений
он говорит: "Каждый, кто знаком с природою божественно лучезарных
явлений ( ), знает и то, по какой причине необходимо
воздерживаться от всех птиц (и животной пищи), и особенно тому,
кто стремится освободиться от земных тревог и утвердиться с
небесными богами". (См. Т.Тейлор, "Select Works", с. 159.) Кроме
того, тот же Порфирий упоминает в своей "Жизни Плотина" о жреце
из Египта, который "по просьбе некоего друга Плотина показал ему
в храме Изиды в Риме личного даймона этого философа". Другими
словами, он произвел теургическое вызывание (см. "Теург"), с
помощью которого египетский Иерофант или индийский Махатма
древности мог облечь астральный двойник - свой собственный или
любой другой личности - его Высшим Эго, или тем, что Бульвер
Литтон называет "Лучезарным Я", Авгоэйдом, и разговаривать с Ним.
Именно это Ямблих и многие другие, включая средневековых
розенкрейцеров, понимали под объединением с Божеством. Ямблих
написал много книг, но лишь немногие из его книг сохранились -
среди них "Египетские Мистерии" и трактат "О Демонах", в котором
он очень резко возражает против каких-либо сношений с ними. Он
был биографом Пифагора и глубоко сведущим в системе последнего, и
был также знатоком Халдейских Мистерий. Он учил, что Один, или
вселенская Монада, есть принцип всеобщего единства, а также и
разнообразия, или Однородности и Разнородности; что Дуада, или
два ("Принципа"), означает разум, или то, что мы называем
Буддхи-Манасом; три - Душу (низший Манас), и т.д. В его учениях
много теософического, и его труды о разных видах демонов
(элементалов) являются кладезем эзотерического знания для
изучающего. Велики были его аскетизм, чистота жизни и
праведность. Говорят, что однажды Ямблих левитировал на десять
локтей над землей, - что рассказывают и о некоторых современных
Йогах и даже о крупных медиумах.


ИАО (Греч.) См. Иахо. Верховный бог финикийцев - "свет,
постижимый одним лишь разумом", физический и духовный Принцип
всего, "мужская Сущность Мудрости". Это есть идеальный Солнечный
Свет.


ИАО ХЕБДОМАИ (Греч.) Совокупные "Семь Небес" (также ангелы),
согласно Иринею. Бог тайны у гностиков. То же, что Семь
Манасапутр (см.) оккультистов. (См. также "Я" и "Яхо".)


КУЛЬТ ИБИСА Ибис, по-египетски Хаб, был посвящен Тоту в
Гермополисе. Он назывался вестником Озириса, ибо является
символом Мудрости, Проницательности и Чистоты, так как чувствует
отвращение к воде, если та даже в малейшей степени загрязнена.
Велика была его полезность в уничтожении яиц крокодилов и змей, и
основаниями для воздаяния ему божественных почестей как символу
были: (а) его черные крылья, употребляющие его первоначальной
тьме - хаосу; и (б) их треугольная форма - треугольник есть
первая геометрическая фигура и символ триипостасной тайны. Вплоть
до наших дней Ибис является священной птицей у некоторых коптских
племен, живущих по берегам Нила.


ИБН ГЕБИРОЛ Соломон Бен Иехуда: выдающийся философ и ученый,
еврей по происхождению, живший в одиннадцатом веке в Испании. То
же, что Авицеброн (см.).


ИЧЧХА (Санскр.) Воля или сила воли.


ИЧЧХА ШАКТИ (Санскр.) Сила воли; мощь желания; одна из оккультных
Сил в природе. Та сила воли, которая, развитая оккультными
упражнениями, создает нервные токи, необходимые для приведения в
движение некоторых мускулов и парализации некоторых других.


ИХТУС (Греч.) Рыба: символ Рыбы часто был относим к Иисусу,
Христу нового Завета - частично потому, что пять букв,
составляющих это слово, являются начальными буквами греческой
фразы Iesous Christos Theou Uios Soter, Иисус Христос Спаситель,
Сын Бога. Вследствие этого его последователей в первые века
христианства часто называли рыбами, и в Катакомбах найдены
рисунки рыб. Сравним также рассказ о том, что некоторые из его
первых учеников были рыбаками, и утверждение Иисуса - "Я сделаю
вас ловцами людей". Заметим также, что Vesica Piscis, условная
форма рыбы вообще, часто содержит изображение Христа, святой девы
или святого; она представляет собой длинный овал с остроконечными
окончаниями, площадь, образованную пересечением двух одинаковых
кругов, когда она меньше половины каждого из них. Сравним с
христианской отшельницей, монахиней (Hun) - это слово есть
халдейское название рыбы, а рыба связана с культом Венеры,
богини, и римские католики еще и теперь едят рыбу в Dies Veneris,
или пятницу. (у.у.у.)


ИДА (Сканд.) В "Эдде" равнины Иды, на которых боги собираются,
чтобы держать совет. Поле покоя и отдохновения.


ИДЕОС В трудах Парацельса то же, что Хаос, или Мистериум Магнум,
как этот философ называет его.


ИДИЗЫ (Сканд.) То же, что дизы, феи и валькирии, божественные
женщины в древнескандинавских легендах; их почитали тевтоны до
времен Тацита, как указывает последний.


ИДЭИЧЕСКИЙ ПАЛЕЦ Железный палец, сильно магнетизированный и
употреблявшийся в храмах в целях лечения. Он творил чудеса в этой
области, и поэтому считался обладающим магическими силами.


ИДОЛ Статуя или изображение языческого бога; или же статуя или
образ римского Святого, или фетиш нецивилизованных племен.


ИДОСПАТИ (Санскр.) То же, что Нараяна или Вишну; в некоторых
отношениях напоминает Посейдона.


ИДРА РАББА (Евр.) "Большое Святое Собрание", раздел "Зохара".


ИДРА СУТА (Евр.) "Малое Святое Собрание", другой раздел "Зохара".


ИДУНА (Сканд.) Богиня вечной молодости. Дочь Ивалди, Гнома. В
"Эдде" говорится, что она упрятала "жизнь" в Глубины Океана, и
когда пришло нужное время, снова возвратила ее Земле. Она была
женой Браги, бога поэзии, - это один из самых прелестных мифов.
Подобно Хеймдалу, "родившемуся у девяти матерей", Браги при своем
рождении поднимается на гребне волны со дна моря (см. "Браги").
Он женился на Идуне, бессмертной богине, которая сопровождает его
в Асгард, где каждое утро угощает богов яблоками вечной молодости
и здоровья. (См. "Asgard and the Gods".)


ИДВАТСАРА (Санскр.) Один из пяти периодов, образующих Югу. Этот
цикл является преимущественно ведийским циклом, и его берут в
качестве основы для вычесления более длительных циклов.


ИЕУ "Первый человек"; гностический термин, употребляемый в
"Pistis-Sophia".


ИЕЗЕДЫ или иезиды (Перс.) Это секта пришла в Сирию из Басры. Они
применяют крещение, верят в ангелов, но в то же время поклоняются
Сатане. Их пророк Иезад, живший много веков ранее Магомета, учил,
что вестник с неба принесет им книгу, писавшуюся испокон веков.


ИФИНГ (Сканд.) Широкая река, отделяющая Асгард, обитель богов, от
дома етунов, больших и сильных колдунов. Ниже Асгарда находился
Мидгард, где в солнечном эфире был построен дом Эльфов Света. По
своему расположению и порядку размещения все эти Дома
соответствуют Дэва- и другим Локам индусов, населенным разными
классами богов и асуров.


ИГАГА (Халд.) Небесные ангелы, то же, что Архангелы.


I.H.S. Это триада начальных букв соответствует in hoc signo
приписанного Константину видения, о котором, за исключением его
автора - Евсевия, никто никогда не знал. I.H.S. интерпретируется
как Jesus Hominum Salvator, и In hoc signo. Однако, известно, что
греческое IH было одним из самых древних имен Вакха. Так как
Иисус никогда не был идентичен с Иеговой, но со своим "Отцом"
(как и все мы), и пришел скорее для того, чтобы разрушить культ
Иеговы, нежели поддержать его, как это наглядно показали
розенкрейцеры, то замысел Евсевия очень ясен. In hoc signo
Victoreris, или Labarum (тау и реш), представляет собой
очень древний знак, который ставился на лбу тех, кто только что
был посвящен. Кинили переводит это как означающее: "тот, кто
посвящен в Наросскую Тайну, или 600, явится Победителем"; но это
означает просто: "с этим знаком победишь" - то есть через свет
Посвящения - Lux. (См. "Неофит" и "Нарос".)


ИКХИР БОНГА "Дух Глуби" коларианских племен.


ИКШВАКУ (Санскр.) Прародитель Солнечного племени (Сурьяванши) в
Индии, и Сын Вайвасвата Ману, прародителя нынешней человеческой
Расы.


ИЛА (Санскр.) Дочь Вайвасвата Ману; жена Буддхи, сына Сомы; в
течение одного месяца женщина, а другого - мужчина, по велению
Сарасвати; упоминание об андрогинной второй расе. Ила есть также
Вак в другом аспекте.


ИЛАВРИТИ (Санскр.) Область, в центре которой находится Гора Меру,
обитель богов.


ИЛЬДА БАОФ Букв., "дитя из Яйца", гностический термин. Он -
творец нашего физического шара (земли), согласно учению гностиков
в "Кодексе Назареев" (Евангелии назареев и эбеонитов). В
последнем он отождествлен с Иеговой, Богом евреев. Ильдабаоф
является "Сыном Тьмы" в плохом смысле, и отцом шести земных
"Звездных", темных духов, антитезы светлых Звездных духов. Их
соответствующие обители суть семь сфер, верхняя из которых
начинается в "срединном пространстве", сфере их матери Софии
Ахамот, а низшая оканчивается на этой земле - седьмой области.
(См. "Раз. Изида", II, 213.) Ильда-Баоф является гением Сатурна,
планеты; или вернее - злым духом ее властителя.


ИЛИАДОС В сочинениях Парацельса то же, что "Идеос" (см.).
Предвечная материя в субъективном состоянии.


ИЛЛА-А Адам (Евр.) Адам Илла-а есть небесный, высший Адам в
"Зохаре".


ИЛИН Один из богов в халдейской Теогонии Дамаския.


ИЛМАТАР (Фин.) Дева, падающая с небес в море перед сотворением.
Она есть "дочь воздуха" и матерь семи сыновей (семи сил в
природе). (См. "Калевала", эпос Финляндии.)


ИЛЛЮЗИЯ В Оккультизме все конечное (подобно вселенной и всему в
ней) называется иллюзией, или майей.


ИЛЛЮМИНАТЫ (Лат.) "Просветленные"; посвященные адепты.


ИЛ (Греч.) Изначальный ил или муть; называется также Hyle.


ОБРАЗ Оккультизм не допускает никаких образов, как только
изображение живого отражения божественного человека (символа
Человечества) на земле. Каббала учит, что этот божественный
Образ, копия величественного и святого высшего Образа (Элохимов),
теперь превратился в другое подобие, вследствие развития грешной
человеческой природы. Лишь высший божественный Образ (Эго)
остался таким же; низший (личность) изменился, и человек, теперь
испытывающий страх перед дикими зверьми, стал походить лицом на
многих из них. ("Зохар", I, fol. 71а.) В раннюю эпоху Египта не
существовало образов; но позже, как сообщает Ленорман, "В
святилищах Египта свойства природы, а следовательно - Божества
(Элохимов или Эго (мн. число)) были разделены на семь абстрактных
качеств, каждое из которых характеризовалось символом, которые
суть - материя, сцепление, постоянное изменение, свертывание,
накопление, распределение и разделение." Это были атрибуты,
символизировавшиеся различными образами.


ВООБРАЖЕНИЕ В Оккультизме это не следует смешивать с фантазией,
так как оно является одной из послушных сил высшей Души, и
памятью о предшествовавших воплощениях, которая, как бы ни была
искажена низшим Манасом, все же всегда основывается на истине.


ИМХОТ-ПУ или Имхотеп (Егип.) Бог учености (греческий Имут). Он
был сыном Птаха, и в одном аспекте - Гермесом, так как
изображается передающим мудрость, с книгой перед ним. Он есть
солнечный бог; букв., "бог с красивым лицом".


ИММА (Евр.) Мать, в противоположность Абба, отцу.


ИММА ИЛЛА-А (Евр.) Высшая матерь; название, данное Шекине.


ИНЬ (Кит.) Женский принцип материи, оплодотворенной Yo, мужским
эфирным принципом, и низвергнутый после этого во вселенную.


ИНКАРНАЦИИ (Божественные) или Аватары. Концепция Непорочности
столь же по преимуществу египетская, как и индусская. Как
указывает автор "Egyptian Belief": "Это не является вульгарным,
непристойным и сладострастным рассказом, как в греческой
мифологии, но утонченным, этическим и духовным." И еще раз идею
инкарнации обнаружил запечатленной на стене Фивийского храма
Сэмьюэль Шарп, который ее анализирует следующим образом: "Вначале
бог Тот ... как вестник богов, подобно Меркурию греков (или
Гавриилу первого Евангелия), сообщает деве-царице Маутме, что она
должна дать жизнь сыну, который будет царем Амунотафом III. Потом
бог Неф, Дух ... и богиня Хатор (Природа) ... оба держат царицу
за руки и кладут ей в рот иероглиф жизни, крест, который должен
стать жизнью ожидаемого ребенка", и т.д., и т.д. Поистине,
доктрина божественной инкарнации, или аватар, составляла
величайшую тайну каждой древней религиозной системы!


ИНКИ (Перуан.) Название, данное творящим богам в перуанской
теогонии, а позднее - правителям страны. "Инки, числом семеро,
вновь заселили землю после Потопа", утверждают они, согласно
Косту (I, iv, с. 19). Они принадлежали в начале пятой Коренной
расе и династии божественных царей, так же как и египетские,
индийские и халдейские цари.


ИНКУБ (Лат.) Нечто более реальное и опасное, чем значение,
обыкновенно придаваемое этому слову, т.е. "кошмар". Инкуб - это
элементал мужского рода, а Суккуба - женского, и оба они
неоспоримо являются привидениями средневековой демонологии,
вызванными из невидимых сфер человеческой страстью и вожделением.
Теперь некоторые погруженные во мрак спиритисты и
спиритуалистические медиумы называют их "духами-невестами" и
"духами супругами". Но эти поэтические наименования ничуть не
мешают им быть тем, что они есть: упырями, вампирами и бездушными
элементалами; бесформенными централами Жизни, лишенными чувств;
короче говоря, субъективными протоплазмами, когда они оставлены в
покое, но вызванными к известной жизни и форме творящими и
болезненными мыслями определенных смертных. Они были известны в
каждой стране, также как в каждом столетии, и индусы могут
поведать не один ужасный рассказ о драмах, разыгранных в жизни
молодых изучающих и мистиков пишачами, как их называют в Индии.


ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ Одно из названий, данных в Теософии и
Оккультизме Человеческому Высшему Эго. Мы различаем бессмертное и
божественное Эго - и смертное человеческое Эго, которое погибает.
Последнее, или "личность" (Личное Эго), переживает мертвое тело
лишь на время в Кама Локе; Индивидуальность же существует вечно.


ИНДРА (Санскр.) Бог Небесного Свода, Царь звездных богов.
Ведийское Божество.


ИНДРАНИ (Санскр.) Женский аспект Индры.


ИНДРИЯ или Деха Саньяма (Санскр.) Контроль над чувствами в
практике Йоги. Это суть десять внешних посредников; пять чувств,
употребляемых для восприятия, называются Джнана-индриями, и пять,
используемых для действий - Карма-индриями. Панча-индрияни
буквально и в оккультном смысле означает "пять корней, дающих
жизнь" (вечную). У буддистов это суть пять положительных
посредников, создающих пять божественных свойств.


ИНДУВАНША (Санскр.) Также Сомаванша, или лунная раса (династия),
- от Инду, Луна. (См. "Сурьяванша".)


ОБИТАТЕЛИ Название или заменитель правильного санскритского
эзотерического наименования, данного нашим "внутренним врагам",
которых в эзотерической философии насчитывается семь. Ранняя
христианская Церковь называла их "семью основными Грехами";
назареанские гностики именовали их "семью ко злу расположенными
Звездными", и т.д. Индусские экзотерические учения говорят лишь о
"шести врагах" и под термином Аришадварга перечисляют их
следующим образом: (1) Личное желание, вожделение или любая
страсть (Кама); (2) Ненависть или злоба (Кродха); (3) Жадность
или алчность (Лобха); (4) Невежество (Моха); (5) Гордыня или
высокомерие (Мада); (6) Ревность, зависть (Матчарья); забывая о
седьмом, который есть "непростительный грех" и самый худший из
всех в Оккультизме. (См. "Theosophist", май, 1890 г., с. 431.)


НЕИЗРЕЧЕННОЕ ИМЯ У евреев - заменитель "тайного имени" их
племенного божества Eh-yeh, "Я есмь", или Иеговы. Третья заповедь
запрещает употреблять "всуе" последнее имя, и евреи заменили его
именем Адонай, или "Господь". Но протестантские христиане6
которые переводят без различения Иегова и Элохим - который также
есть заменитель per se, кроме обозначения низшего божества -
словами "Господь" и "Бог", в этом отношении стали более
католиками, чем Папа, и ввели запрет на оба имени. В настоящий
момент, однако, ни евреи, ни христиане, видимо, не помнят и даже
не предполагают оккультную причину того, почему определение
Иегова или YHVH стало предосудительным; большинство западных
каббалистов, по-видимому, также не знают этого. Истина такова,
что имя, которое они выдвинули как "неизреченное", совсем не
является таковым. Это есть "непроизносимое" или, вернее, имя,
которое не следует произносить, если вообще что-то подобное; и
это по символогическим причинам. Прежде всего, "Неизреченное Имя"
истинного оккультиста вовсе не есть имя, и менее всего это имя
Иеговы. Последнее означает, даже в его каббалистическом,
эзотерическом смысле, андрогинную природу, YHVH, или обладающего
мужской и женской природой. Это просто Адам и Ева, или мужчина и
женщина, объединенные в одно, и в том виде, как оно пишется и
произносится теперь, само является заменителем. Но раввины не
желают припомнить зохарическое указание, что YHVH означает - "не
так как Я написан, читаюсь Я" ("Зохар", fol. III, 230а). Нужно
знать, как делить Тетраграмматон ad infinitum, прежде чем прийти
к звуку поистине непроизносимого имени еврейского бога тайны.
Едва ли нужно повторять, что восточный оккультисты имеют
собственное "Неизречимое имя".


ПОСВЯЩЕННЫЙ (Initiate) От латинского слова Initiatus. Обозначение
того, кто был принят и кому были открыты мистерии и тайны
Масонства или Оккультизма. В древности - те, кто были посвящены в
тайное знание, преподаваемое Иерофантами Мистерий. В наши дни -
те, кто посвящены адептами сокровенного учения в тайноведение,
которое, несмотря на то, что прошли века, все еще имеет несколько
истинных приверженцев на земле.


ПОСВЯЩЕНИЕ От того же корня, что и латинское слово initia, что
означает основные или первые принципы каждой Науки. Действо
посвящения или допущения в священные Мистерии, руководимые
Иерофантами и учеными жрецами Храмов, является одним из
древнейших обычаев. Оно практиковалось во всех древних народных
религиях. В Европе оно было упразднено с падением последнего
языческого храма. Сейчас существует лишь один вид посвящения,
известный публике, а именно - масонские обряды. Однако Масонство
больше не имеет выдаваемых или скрываемых тайн. В древности, во
времена расцвета, Мистерии, согласно утверждениям величайших
греческих и римских философов, были самыми священными из всех
торжеств, также как и самыми благодетельными, и крайне
способствовали укреплению добродетели. Мистерии представляли
собой переход от смертной жизни во временную смерть и опыт
развоплощенных Духа и Души в мире субъективности. В наши дни,
поскольку тайна утеряна, кандидат проходит через различные
бессмысленные церемонии и посвящается в солнечную аллегорию
Хирама Абифа, "Сына Вдовы".


ВНУТРЕННИЙ ЧЕЛОВЕК Оккультный термин, употребляемый для
обозначения истинной и бессмертной Сущности внутри нас, а не
внешней и смертной формы из праха, что мы называем нашим телом.
Этот термин относится, строго говоря, лишь к Высшему Эго, тогда
как "астральный человек" есть название Двойника и Кама Рупы
(см.), или переживающего эйдолона.


НЕВИННЫЕ Прозвище, данное Посвященным и каббалистам до
христианской эры. "Невинные" Вифлеема и Лада (или Лидды), которые,
числом в несколько тысяч, были истреблены Александром Ианнеем
(100 г. до Р.Х. или около того), дали начало легенде о 40 000
невинных детей, убитых Иродом в поисках младенца Христа. Первое
представляет собой малоизвестный факт, второе - вымысел, как
убедительно доказано Ренаном в "Yie de Jesus".


ИНТЕРКОСМИЧЕСКИЕ БОГИ Планетарные Духи, Дхиан-Коганы, Дэвы
различных степеней духовности, и "Архангелы" вообще.


ИРАНСКАЯ ЭТИКА Небольшое сочинение под названием "Ancient Iranian
and Zoroastrian Morals", составленное м-р Дхунджибхой Джамсетджи
Медхором, парсом-теософом из Бомбея, является великолепным
трактатом, насыщенным высшими этическими учениями, на английском
и гуджератском языках, и лучше познакомит изучающего с этикой
древних иранцев, чем многие тома.


ИРДХИ (Санскр.) Синтез десяти "сверхъестественных" оккультных сил
в Буддизме и Брахманизме.


ИРКАЛЛА (Халд.) Бог Гадеса, называемого вавилонянами "невиданной
страной".


ИЗАРИМ (Евр.) Ессей-Посвященный.


ИШИМ (Халд.) Б'не-Алейм, "прекрасные сыны бога", прообразы и
прототипы более поздних "Падших Ангелов".


ИШМОНИА (Араб.) Город, недалеко от которого погребен так
называемый "окаменевший город" в Пустыне. Легенда повествует об
огромных подземных залах и помещениях, коридорах и библиотеках,
сокрытых в них. Арабы страшатся быть вблизи его после захода
солнца.


ИШТАР (Халд.) Венера вавилонян, называемая "самой старшей неба и
земли", и дочь Ану, бога небес. Она есть богиня любви и красоты.
Планета Венера как вечерняя звезда идентична с Иштар, а как
утренняя звезда - с Анугит, богиней аккадийцев. Существует в
высшей степени замечательный рассказ о ее сошествии в Гадес, на
шестой и седьмой ассирийских плитках или табличках из
расшифрованных покойным Г. Смитом. Каждый оккультист, читающий о
ее любви к Таммузу, и его убийстве Издубаром, об отчаянии богини
и ее сошествии в поисках возлюбленного через семь врат Гадеса, и,
наконец, об ее освобождении из темного царства, - усмотрит
прекрасную аллегорию души в поисках Духа.


ТАБЛИЦА ИЗИДЫ Подлинный памятник египетского искусства. На ней
богиня Изида изображена во многих своих аспектах. Иезуит Кирхер
описывает ее как медную плиту, покрытую черной эмалью и
серебряными инкрустациями. Она принадлежала кардиналу Бембо и
потому называлась "Tabula Bambina sive Mensa Isiaca". Под этим
названием она описана У. Уинном Уэсткоттом, М.В., который дает ее
"Историю и Оккультное Значение" в чрезвычайно интересной и
высоконаучной книге (с фотографиями и иллюстрациями). Эта
таблица, как считали, была вотивным пожертвованием Изиде в одном
из ее многочисленных храмов. При разграблении Рима в 1525 г. она
попала к одному солдату, продавшему ее кардиналу Бембо. Затем она
перешла к герцогу Мантуи в 1630 г., когда и была потеряна.


ИЗИДА По-египетски - Исса, богиня Дева-Матерь; олицетворенная
природа. В египетском или коптском языках - Уази, женское
отражение Уазара, или Озириса. Она есть "солнцем одетая женщина"
из страны Хеми. Изида-Латона есть Изида римлян.


ИШИТВА (Санскр.) Божественная Сила.


ИЗРАИЛЬ (Евр.) Восточные каббалисты производят это слово от
Изарала или Азара, Бога-Солнца. "Изра-ил" означает "борющийся с
богом"; "солнце, поднявшееся над Иаковом-Израилем" означает
Солнце - бога Изарала (или Изар-ила), борющегося с материей, и
чтобы оплодотворить ее, имеющую власть над "Богом и над
человеком" и часто торжествующую над обоими. Исав, Эсау, Асу есть
также Солнце. Исав и Иаков, аллегорические близнецы, являются
символами вечно борющегося дуалистического принципа в природе -
добра и зла, тьмы и света, а "Господь" (Иегова) есть их прототип.
Иаков-Израиль есть женский аспект Исава, подобно тому как Авель -
Каина, в то время как и Каин и Исав являются мужскими принципами.
Потому, подобно Малах-Ихо, "Господь" Исав сражается с Иаковом и
не побеждает. В "Бытие", XXXII, Бог-Солнце вначале борется с
Иаковом, ломает ему бедро (фаллический символ) и все же терпит
поражение от его земного образа - материи; и Бог-Солнце восходит
над Иаковом и его бедром в завете. Все эти библейские персонажи,
включая их "Господа Бога", являются образами, представленными в
аллегорической последовательности. Они суть образы Жизни и
Смерти, Добра и Зла, Света и Тьмы, Материи и Духа в их синтезе, и
все проявляются в своих противоположных аспектах.


ИШВАРА (Санскр.) "Владыка" или личный бог - божественный Дух в
человеке. Букв., суверенное (независимое) существование. Титул
Шивы и других богов в Индии. Шиву называют также Ишварадэва, или
верховный дэва.


ИТИФАЛЛИЧЕСКИЙ (Греч.) Определение богов как мужских и
гермафродитных, - таких как бородатая Венера, Аполлон в женской
одежде, Аммон породитель, Птах в зачаточном состоянии, и так
далее. Однако, Фаллос, так бросающийся в глаза - и, согласно
нашим чопорным понятиям, такой неприличный - в индийских и
египетской религиях, в древнейшем символизме значительно более
ассоциировался с другой и намного более чистой идеей, чем половое
порождение. Как доказано многими востоковедами, он выражал
воскресение, возвращение к жизни из смерти. И даже то второе
значение не имело в себе ничего непристойного: "Эти изображения
просто в крайне экспрессивной манере символизирует творящую силу
природы, без непристойного умысла", пишет Мариетт Бей, и
добавляет: "Это является лишь иным способом выражения небесного
зарождения, которое должно заставить умершего начать новую
жизнь". Христиане и европейцы очень строги по отношению к
фаллическим символам древних. Скульптуры нагих богов и богинь с
их символами зарождения стоят в секретных отделах, отведенных для
них в наших музеях; зачем же тогда принимать и сохранять те же
самые символы для духовенства и мирян? Празднества любви в ранней
Церкви - ее агапэ - были столь же чистыми (или нечистыми), как и
Фаллические праздники язычников; длинные мантии
священнослужителей Римской и Греческой Церквей и длинные волосы
последних, кропление святой водой и все остальное показывает, что
христианская обрядность сохранила в более или менее
видоизмененных формах весь символизм древнего Египта. Что же
касается символизма чисто женской природы, то мы вынуждены
признать, что в глазах каждого непредвзятого археолога
полу-обнаженные костюмы наших образованных дам общества гораздо
более наводят на мысли о культе женского пола, нежели ряды
ионообразных светильников, зажигаемых вдоль главных дорог к
храмам в Индии.


ИУРБО АДУНАЙ Гностический термин или составное название
Иао-Иеговы, которого офиты считали эманацией их Ильда-Баофа,
Сыном Софии Ахамот - гордым, честолюбивым и ревнивым богом, и
нечистым Духом, которого многие гностические секты считали богом
Моисея. "Иурбо называется недоразвитыми (евреями) Адунаем",
говорится в "Codex Nasareaus" (т. III, с. 13). "Недоразвитые" и
Неудавшиеся было прозвищем данным евреям их оппонентами
гностиками.


ИУ-КАБАР-ЗИВО (Гност.) Известен также под именем
Нэбат-Иавар-бар-Нуфин-Ифафин, "Владыка Эонов" в системе назареев.
Он есть породитель (Эманатор) семи святых жизней (семи первичных
Дхиан Коганов, или Архангелов, из которых каждый представляет
одну из главных добродетелей), и сам называется третьей жизнью
(третьим Логосом). В Кодексе к нему обращаются как к "Рулю и
Виноградной Лозе пищи жизни". Таким образом, он идентичен с
Христом (Christos' ом), который говорит: "Я есмь истинная
Виноградная Лоза, и мой Отец есть Виноградарь" ("Иоанн", xv, i).
Известно, что в римской католической Церкви Христос считается
"повелителем Эонов", и также Михаилом, "который подобен богу".

<<

стр. 6
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>