<<

стр. 8
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>

Посвященных Эзотериков - с шарлатанами и дуг-па (колдунами) сект
Б'он. Неудивительно, что - как Шлагинтвейт говорит в своем
"Буддизм в Тибете" - "хотя изображения Царя Чойчонга ("бога
астрологии") встречаются в большинстве монастырей Западного
Тибета и Гималаев, мои братья никогда не видели ламу Чойчонга".
Это вполне естественно. Ни Чойчонги, ни Хубилханы (см.) не
наводняют эту страну. Что касается "Бога" или "Царя Чойчонга", то
он не более "бог астрологии", чем любой другой "Планетарный"
Дхиан Коган.


ЛАМРИН (Тибет.) Священный том предписаний и законов, написанный
Цонг-к'а-пой "для продвижения знания".


СТРАНА ВЕЧНОГО СОЛНЦА Предание помещает ее за арктическими
областями у Северного Полюса. Это есть "страна богов, где солнце
никогда не заходит".


ЛАНГ-ШУ (Кит.) Название перевода сочинения Нагарджуны "Экашлока
Шастра".


ЛАНКА (Санскр.) Древнее название острова, теперь именуемого
Цейлоном. Это также название горы на юго-востоке Цейлона, где,
как передает традиция, находился город, населенный демонами,
который назывался Ланкапури. Он описан в "Рамаяне" как город
грандиозных размеров и великолепия, "с семью широкими рвами и
семью громадными стенами из камня и металла". Его построение
приписывается Вишва-Карме, который воздвиг его для Куверы, царя
демонов, от которого его получил Равана, похититель Ситы.
"Бхагават Пурана" показывает, что Ланка или Цейлон первоначально
был вершиной Горы Меру, которую обломил Вайю, бог ветра, и
швырнул в океан. Теперь он стал центром южно-буддийской Церкви,
Сиамской Секты (возглавляемой ныне Верховным Жрецом Сумангалой),
представителем чистейшего экзотерического Буддизма по эту сторону
Гималаев.


ЛАНУ (Санскр.) Ученик, то же, что "чела".


ЛАО ЦЗЫ (Кит.) Великий мудрец, святой и философ, предшествовавший
Конфуцию.


ЛАПИС ФИЛОСОФОРУМ (Лат.) "Философский камень"; мистический термин
в алхимии, имеющий совершенно иное значение, чем то, которое ему
обычно приписывают.


ЛАРАРИУМ (Лат.) Помещение в доме древних римлян, где наряду с
другими семейными реликвиями сохранялись Лары, или домашние боги.


ЛАРЫ (Лат.) Их было три вида: Lares familiares, стражи и
невидимые главы семейного круга; Lares parvi, небольшие идолы,
употреблявшиеся для гадания и предсказывания; и Lares praestites,
которые должны были сохранять порядок среди других. Лары суть
маны или духи развоплощенных людей. Апулей говорит, что
надгробная надпись - Богам-манам, которые жили - означало, что
Душа преобразилась в лемура; и добавляет, что, хотя "человеческая
Душа есть демон, которого наши языки могут обозначить как гения",
и "является бессмертным богом, хотя в некотором смысле она
родилась в то же время, что и человек, в котором она находится,
все же мы можем сказать, что она умирает так же, как родилась."
На более ясном языке это означает, что лары и лемуры суть просто
оболочки, сброшенные Эго, высшей и духовной и бессмертной Душой,
оболочка которой, так же как и ее астральное отражение, животная
Душа, умирает, тогда как высшая Душа сохраняется на протяжении
вечности.


ЛАРВА (Лат.) Животная Душа. Ларвы суть тени живших и умерших
людей.


ЗАКОН ВОЗДАЯНИЯ (См. "Карма".)


ЛАЙА или Лайам (Санскр.) От корня Ли, "исчезать, разлагаться",
точка равновесия (нулевая точка) в физике и химии. В оккультизме
- точка, в которой вещество становится однородным и неспособным
взаимодействовать или дифференцироваться.


ЛИВАН (Евр.) Горная цепь в Сирии с немногочисленными остатками
гигантских кедров, леса которых некогда покрывали ее вершину.
Предание гласит, что здесь добывали строительный материал для
храма Царя Соломона. (См. "Друзы".)


ЛЕМУРИЯ Современный термин, вначале употреблявшийся некоторыми
натуралистами, а теперь принятый теософами для обозначения
континента, который, согласно Тайной Доктрине Востока,
предшествовал Атлантиде. Его восточное наименование немного
открыло бы европейскому уху.


ЛЕОН, Мозес де. Имя еврейского раввина XIII столетия; его
обвиняют в составлении "Зохара", который он выдал за подлинный
труд Симеона Бен Иохаи. Полное его имя в "Каббале" Мейера дано
как раввин Мозес бен-Шем-Тоб де Леон из Испании; этот же автор
очень хорошо доказывает, что де Леон не был автором "Зохара".
Немногие скажут, что он был, но каждый должен подозревать Мозеса
де Леона в значительном искажении первоначальной "Книги
Великолепия" (Зохара). Этот грех, однако, он может разделить со
средневековыми "христианскими каббалистами" и особенно - с
Кнорром фон Розенротом. Несомненно, ни раввина Симеона,
осужденного на смерть Титом, ни его сына, раввина Елиезера, ни
его секретаря, раввина Аббу, невозможно обвинить в том, что они
ввели в "Зохар" чисто христианские догмы и доктрины, измышленные
Отцами Церкви спустя несколько столетий после смерти упомянутых
раввинов. Это было бы несколько великоватой натяжкой
утверждаемого божественного пророчества.


ЛЕВИ, Элифас. Настоящее имя этого ученого каббалиста было аббат
Альфонс Луи Констант. Элифас Леви Захед был автором нескольких
сочинений по философской магии. Будучи членом "fratres Lucis"
(Братья Света), он когда-то был также священником, аббатом
римско-католической Церкви, которая сразу же поспешила лишить его
духовного сана, как только он стал известен как каббалист. Он
умер примерно двадцать лет тому назад, оставив пять известных
трудов - "Dogme et Rituel de la Haute Magie" (1856); "Histoire de
la Magie" (1860); "La Clef des grands Mysteres" (1861); "Legendes
et Symboles" (1862); "La Scince des Esprits" (1865); помимо
других менее значительных сочинений. Его стиль крайне легкий и
очаровывающий, но, пожалуй, со слишком сильным привкусом
осмеивания и парадокса, чтобы стать идеалом для серьезного
каббалиста.


ЛЕВИАФАН В библейском эзотеризме - Божество в его двойном
проявлении добра и зла. Это значение можно найти в "Зохаре" (II,
34b). "Раввин Симеон сказал: Труд начала ("творения") сотоварищей
(кандидаты) изучают и постигают; но малые (полные или
несовершенные Посвященные) суть те, кто понимают указание на труд
начала с помощью Тайны Змия Великого Моря (то есть) Тханнина,
Левиафана." (См. также "Каббала" И.Мейера.)


ЛЕВАНА (Евр.) Луна, как планета и астрологическое воздействие.


ЛХА (Тибет.) Духи высших сфер; отсюда - название Лхассы,
резиденции Далай-Ламы. Титул Лха часто дается в Тибете некоторым
Нарджолам (Святым и адептам-Йогам), овладевшим великими
оккультными силами.


ЛХАГПА (Тибет.) Меркурий, планета.


ЛХАКАНГ (Тибет.) Храм; крипта - главным образом подземный храм
для мистических церемоний.


ЛХАМАЙИН (Тибет.) Элементалы-эльфы низшего земного плана.
Народная фантазия делает из них демонов и чертей.


ЛИФ (Сканд.) Лиф и Лифтхресир - два единственных человеческих
существа, которым было позволено присутствовать при "Обновлении
Мира". Будучи "чистыми и невинными, и свободными от грешных
желаний, они допускаются в мир, где теперь царит покой". "Эдда"
изображает их скрывшимися в лесу Ходмимира, видящими сны детства,
пока проходит последнее столкновение. Эти два существа и
аллегория, в которой они принимают участие, суть намек на
немногие народности Четвертой Коренной Расы, которые, пережив
большое затопление своего континента и основной части своей Расы,
перешли в Пятую и продолжили свою этническую эволюцию в нашей
нынешней Человеческой Расе.


БРАТЬЯ СВЕТА Вот что крупный специалист по тайным обществам, Брат
Кеннет Р.Х. Маккензи IX, говорит об этом Братстве. "Мистический
орден, "Fratres Lucis", основанный во Флоренции в 1498 г.. Среди
членов этого ордена числились Пасквали, Калиостро, Сведенборг,
Сен-Мартен, Элифас Леви и многие другие знаменитые мистики. Его
члены сильно преследовались инквизицией. Это небольшое, но
сплоченное общество, члены его имеются по всему миру."


ЛИЛА (Санскр.) Буквально, игра; или развлечение. В ортодоксальных
индусских Священных Писаниях разъяснено, что "деяния божества
суть лила", или игра.


ЛИЛИТ (Евр.) По еврейскому преданию - демоница, которая была
первой женой Адама, до того как была сотворена Ева; полагают, что
она имеет фатальное влияние на матерей и новорожденных младенцев.
Лил есть ночь, а Лилит есть также сова, и в средневековых
сочинениях является синонимом Ламии или демона женского пола.
(у.у.у.)


ЛИЛ ИН (Евр.) Дети Лилит и их потомки. "Лилит есть Матерь Шедим и
Мукишим (обольстителей)." Поэтому, каждый класс Лил-инов в
демонологии евреев суть черти. (См. "Зохар", II, 268а.)


ЛИМБУС МАЖОР (Лат.) Термин, употребленный Парацельсом для
обозначения первичной (алхимической) материи; "земля Адама".


ЛИНГА или Лингам (Санскр.) Знак или символ абстрактного творения.
Сила становится органом порождения лишь на этой земле. В Индии
имеются 12 больших Лингамов Шивы; некоторые из них находятся на
горах и скалах, а также в храмах. Таков Кедареша в Гималаях,
большая и бесформенная груда камня. По своему происхождению
Лингам никогда не имел грубого значения, связанного с фаллосом -
идеи целиком более позднего происхождения. Этот символ в Индии
имел то же значение, что и в Египте - просто что творческая и
порождающая Сила божественна. Он также указывает, кем был
двойственный Творец - мужским и женским, Шивой и его Шакти.
Грубая и неприличная идея, связанная с фаллосом, не индийская, но
греческая и преимущественно еврейская. Библейские бетелы были
настоящими приапическими камнями, "Бэт-эл" (фаллос), в которых
обитает Бог. Тот же символ был скрыт внутри ковчега Завета, в
"Святая Святых". Таким образом, "Лингам" даже как фаллос не есть
"символ Шивы" исключительно, но каждого "Творца" или творящего
бога в каждой народности, включая израильтян и их "Бога Авраама и
Иакова".


ЛИНГА ПУРАНА (Санскр.) Священное писание шайвов или поклонников
Шивы. В нем Махешвара, "великий Владыка", сокрытый в Агни Линге,
разъясняет этику жизни: долг, добродетель, самопожертвование и,
наконец, освобождение с помощью и посредством аскетической жизни
в конце Агни Кальпы (Седьмого Круга). Как справедливо заметил
профессор Уилсон: "Характер этого символа настолько мало влияет
на Дух (фаллического) культа, насколько это вообще можно
вообразить. Здесь нет ничего подобного фаллическим оргиям
древности; он всецело мистический и духовный."


ЛИНГА ШАРИРА (Санскр.) "Тело", т.е. эфирный символ тела. Этот
термин обозначает доппелгенгера или "астральное тело" человека
или животного. Это есть эйдолон греков, жизненное и прототипное
тело; отражение человека из плоти. Оно рождается раньше, и
умирает или исчезает вместе с исчезновением последнего атома тела.


ЛИПИ (Санскр.) Писать. См. "Липики" в томе I "Тайной Доктрины".


ЛИПИКИ (Санскр.) Небесные рекордисты, "Писцы", те, кто ведут учет
каждого слова и деяния, сказанного или совершенного человеком,
находящимся на этой земле. Как учит Оккультизм, они суть
посредники Кармы - Закона воздаяния.


ЛОБХА (Санскр.) Жадность; алчность, сын, происшедший от Брамы в
недобрый час.


ЛОДУР (Сканд.) Второе лицо в троице богов в "Эдде"
древне-скандинавов; отец двенадцати великих богов. Лодур наделяет
первого человека - сделанного из ясеня (Аск) - кровью и цветом.


ЛОГИ (Сканд.) Букв., "пламя". Этот великан с сыновьями и своей
родней в конце концов раскрыли себя как виновников всех
катаклизмов и пожаров в небесах или на земле, позволив смертным
узнать себя посреди пламени. Эти великаны-дьяволы все были
врагами человека, стараясь уничтожить его труд везде, где бы ни
нашли его. Символ космических элементов.


ЛОГИИ (Греч.) Сокровенные беседы и учения Иисуса, содержащиеся в
Евангелии от Матфея - в первоначальном еврейском, а не в
поддельном греческом тексте, который мы имеем - и сохраненные
эбионитами и назареями в библиотеке, собранной Памфилом, в
Кесарее. Этим "Евангелием", названным многими писателями
"подлинным Евангелием от Матфея", пользовались, согласно Св.
Иерониму, назареи и эбиониты Берои, Сирия, в его время (4-й век).
Подобно Апоррете, или тайным сообщениям Мистерий, эти Логии могли
быть поняты лишь при наличии ключа к ним. Посланный епископами
Хроматием и Гелиодором, Иероним, после получения разрешения,
перевел их, но нашел "трудной задачей" (поистине!) согласовать
текст "подлинного" с текстом поддельного греческого евангелия, с
которым он был знаком. (См. "Раз. Изида", II, 209 и далее.)


ЛОГОС (Греч.) Проявленное божество у каждой нации и народа;
внешнее выражение или следствие вечно сокрытой причины. Так, речь
есть Логос мысли, поэтому и переводится соответствующим образом
как "Глагол" и "Слово", в ее метафизическом смысле.


ЛОХИТАНГА (Санскр.) Планета Марс.


ЛОКА (Санскр.) Область или ограниченное место. В метафизике - мир
или сфера, или план. Пураны в Индии постоянно говорят о семи и
четырнадцати Локах, выше и ниже нашей земли; о небесах и адах.


ЛОКА ЧАКШУБ (Санскр.) "Око Мира"; название Солнца, Сурьи.


ЛОКА ПАЛЫ (Санскр.) Держатели, правители и стражи мира. Божества
(планетарные боги), которые контролируют восемь стран света,
среди которых имеются Чатур (Четверо) Махараджей.


ЛОКИ (Сканд.) Экзотерически, скандинавский Злой Дух. В
эзотерической философии - "противостоящая сила" - только из-за ее
дифференциации от первичной гармонии. В "Эдде" он - отец ужасного
Волка Фенрис и Змея Мидгард. По крови он брат Одина, доброго и
героического бога; но по натуре он его противоположность.
Локи-Один есть просто двое в одном. Если Один, в одном смысле,
есть жизненный жар, то Локи является символом страстей,
порожденных интенсивностью первого.


ЛОРЕЛЕЙ Немецкая копия скандинавской "Озерной Девы". Ундина есть
одно из названий этих дев, которые в экзотерической Магии и
Оккультизме известны как элементалы Воды.


ПОТЕРЯННОЕ СЛОВО (Масон.) Вообще-то, следовало бы писать
"потерянные слова" и утерянные тайны, поскольку то, что
обозначено как потерянное "Слово", совсем не есть слово, как и в
случае с Неизреченным Именем (см.). Степень Королевской Арки в
Масонстве "искала его" с тех пор, как она была основана. Но
"мертвые" - особенно умерщвленные - не говорят; и если бы даже
"Сын Вдовы" вернулся к жизни "материализованным", он вряд ли бы
мог открыть то, что никогда не существовало в такой форме, как
теперь учат. Шемхамфораш (особое имя, силою которого, согласно
его завистникам, Иешу Бен Пандира творил свои чудеса после того,
как оно было похищено им из Храма) - произведено ли это от
"самосущей субстанции" Тетраграмматона или нет, никогда не может
быть заменителем утерянного логоса божественной магии.


ЛОТОС (Греч.) Очень оккультное растение, священное в Египте,
Индии и других местах; названная "дитя Вселенной, несущее подобие
своей матери в своей груди". Аллегория гласит, что было время,
"когда мир был золотым лотосом" (падма). Большое разнообразие
этих растений, от величественного индийского лотоса, до болотного
лотоса (трилистник птичьей лапки) и греческого "Dioscoridis",
употребляют в пищу на Крите и других островах. Это вид кувшинки,
сперва привезенный из Индии в Египет, в котором он не
произростал. См. "Архаический Символизм", Отдел VIII, "Лотос, как
Всемирный Символ".


ЛОТОС, Владыка его. Титул, относимый к различным творящим богам,
также как и к Владыкам Вселенной, символом которой является это
растение. (См. "Лотос".)


ПРАЗДНИКИ ЛЮБВИ, Агапэ (Греч.) Эти празднества милосердия,
отмечавшиеся самыми ранними христианами, были учреждены в Риме
Климентом, во время правления Домициана. "Агапэ или Тайное
Мировое Общество (Wiltbund) Первоначальных Христиан" профессором
А. Кестнера (опубликовано в 1819 г. в Иене), говорит об этих
Празднествах Любви как об "имеющих иерархическое строение, и
содержащих основу масонского символизма и Мистерий", и показывает
прямую связь между древними Агапэ и Table Lodges, или пирами
франкмасонов. Однако, исключив из своих вечерен "святой поцелуй"
и женщин, пиры последних являются скорее праздниками "питья",
нежели "любви". Ранние Агапэ, несомненно, представляли то же, что
и Phallica, которые "были некогда столь же чисты, как и Праздники
Любви ранних христиан", как очень справедливо замечает м-р
Бонвик, "хотя подобно им быстро выродились в распущенность".
("Eg. Belief and Mod. Thought", с. 260.)


НИЗШИЙ ЛИК или Низшее Лицо (Кабб.) Термин, относящийся к
Микропросопусу, как "Высший Лик" - к Макропросопусу. Оба они
идентичны с Длинным Ликом и Коротким Ликом.


ЛУБАРА (Халд.) Бог Эпидемии и Болезни.


ЛЮЦЕФЕР (Лат.) Планета Венера как яркая "Утренняя Звезда". До
Мильтона Люцифер никогда не было именем Дьявола. Как раз
наоборот, так как в "Откровении" (XVI, 22) христианскому
Спасителю вложены в уста слова о себе: "Я есмь... яркая утренняя
звезда", или Люцифер. Это имя носил один из ранних римских пап, а
в четвертом веке даже существовала христианская секта, члены
которой назывались люциферианами.


ЛУЛЛИЙ, Раймунд. Алхимик, адепт и философ, родившийся в 13 веке
на острове Майорка. Про него утверждают, что в момент нужды он
изготовил для короля Англии Эдуарда III несколько миллионов
золотых "роузноблей", и таким образом помог ему победоносно
закончить войну. Он основал несколько школ для изучения восточных
языков, и кардинал Ксимен был одним из его покровителей и высоко
ценил его, также как и папа Иоанн XXI. Он умер в 1314 г. в весьма
почтенном возрасте. Литература сохранила много фантастических
рассказов о Раймунде Луллии, который могли бы составить крайне
необычайный роман. Он был старшим сыном сенешаля Майорки и
унаследовал от своего отца большое богатство.


ЛУННЫЕ БОГИ В Индии их называют Отцами, "Питри", или лунными
предками. Они подразделяются, как и все остальное, на семь
классов, или Иерархий. В Египте, хотя луна получала там меньше
поклонения, чем в Халдее или Индии, Изида все же выступает как
представитель Луны-Лунус, "небесного Гермафродита". Любопытно,
что в то время, как у современных народов луна ассоциируется лишь
с лунатизмом и зарождением, древние, которые знали больше,
связывали с ней - как индивидуально, так и коллективно - своих
"богов мудрости". Так, в Египте лунные боги суть Тот-Гермес и
Хонс, в Индии это Будха, сын Сомы, луны; в Халдее Нэбо есть
лунных бог Сокровенной Мудрости, и т.д. Жена Тота, Сификс, лунная
богиня, держит шест с пятью лучами или пятиконечную звезду,
символ человека, Микрокосма, в отличие от Семеричного Макрокосма.
Поскольку во всех теогониях богиня предшествует богу - по
принципу, очевидно, что цыпленок вряд ли может предшествовать
своему яйцу - в Халдее луна считалась более старшей и почитаемой,
чем Солнце, потому что, как они утверждали, тьма предшествует
свету при каждом периодическом возрождении (или "сотворении")
вселенной. Озирис, несмотря на то, что связан с Солнцем и
является солнечным богом, все же родился на горе Синай, ибо Син
есть халдео-ассирийское название луны; таким был и Дио-Нис, бог
из Ниссы или Ниси, причем последнее слово было названием Синая в
Египте, где он назывался Горой Нисса. Полумесяц не является - как
доказано многими писателями - эмблемой турков, но был принят
христианами в качестве символа еще до магометан. На протяжении
веков полумесяц был эмблемой халдейской Астарты, египетской Изиды
и греческой Дианы - все они суть Царицы Небесные, - и, наконец,
стал символом Девы Марии. "Греческая христианская империя
Константинополя считала его залогом своей безопасности. После
победы турков, султан принял его... и с тех пор полумесяц был
противопоставлен идее креста." ("Eg. Belief".)


ЛУПЕРКАЛИИ (Лат.) Величественные народные празднества, отмечаемые
в древнем Риме 15 февраля, в честь Бога Пана, во время которых
Луперки, старейший и самый почетаемый из жреческих должностных
лиц, приносил в жертву двух козлов и собаку, а двум из самых
прекрасных юношей приходилось бежать вокруг города нагими (не
считая набедренных повязок), бичуя всех встречных. Папа Геласий
отменил Луперкалии в 496 г., заменив их шествием с зажженными
факелами в тот же самый день.


ЛУКСОР (Оккульт.) Составное слово, образованное из lux (свет) и
aur (огонь), означающее, таким образом, "Свет (божественного)
Огня".


ЛУКСОР, Братство. Определенное Братство мистиков. Намного лучше
было бы, если его название никогда не было бы разглашено, так как
это повело к тому, что большое число людей, действовавших из
самых лучших побуждений, было обмануто и лишено денег неким
поддельно-мистическим обществом спекулянтов, возникшим в Европе
лишь для того, чтобы быть разоблаченным и сбежать в Америку. Это
название произошло от Древнего Лукшур в Белуджистане,
расположенном между Бела и Каджи. Этот орден очень древний и
самый древний из всех. Бесполезно повторять, что его члены
отрицают всякую связь с "H.B. of L." и tutti quanti коммерческих
мистиков, будут ли они из Глазго или из Бостона.


ЛИКАНТРОПИЯ (Греч.) Физиологически, болезнь или мания, во время
которой человек воображает, что он волк, и действует как таковой.
Оккультно это означает то же самое, что и "оборотень",
писхологическую способность определенных колдунов оборачиваться
волками. Вольтер указывает, что в округе Джура за два года, между
1598 и 1600 годами, слишком христианским судьей были преданы
смерти более 600 ликантропов. Это не означает, что пастухи,
обвиненные в колдовстве, и которых видели как волков, на самом
деле имели способность физически превращаться в таковых; но
просто то, что они обладали гипнотической силой заставить людей
(или тех, кого они считали врагами) поверить, что те видят волка,
когда на самом деле ничего такого не было. Проявление такой
способности действительно представляет собой колдовство.
"Демоническое" одержание в основе своей истинно, за исключением
чертей христианской теологии. Но здесь не место для обширных
дискуссий по оккультным тайнам и магическим силам.


М.

М. - Тринадцатая буква английского и еврейского алфавитов и
двадцать четвертая в арабском. В римских цифрах эта буква
означает 1000, а с чертой над ней (М) - миллион. В еврейском
алфавите Мем символизировало воду, а в качестве числа было
эквивалентно 40. Санскритское ма эквивалентно числу 5, и также
связано с водой через знак Зодиака, называемый Макара (см.) Кроме
того, в еврейских и латинских цифрах м представляет "определенное
числительное для неопределимого числа" (Маккензи, "Mason. Cyc."),
и "еврейское священное название Бога, относимое к этой букве,
есть Меборах, Бенедиктус". У Эзотериков М есть символ Высшего Эго
- Манаса, Ума.


МА (Санскр.) Букв., "пять". Одно из имен Лакшми.


МА, Мут (Египет.) Богиня низшего мира, другая форма Изиды, так
как она есть природа, вечная матерь. Она была владычицей и
Правительницей Северного ветра, предвестника разливов Нила,
потому названного "открывающим ноздри живому". Ее изображают
приносящей анкх или крест, эмблему физической жизни, своим
поклонникам, и называют "Госпожой Неба".


МАХАГИСТИЯ Магия, как ее некогда преподавали в Персии и Халдее, и
поднятая в ее оккультных применениях до религио-магизма. Платон,
говоря о Махагистии или Магизме, замечает, что это есть чистейшая
форма культа божественных вещей.


МАКРОКОСМ (Греч.) Буквально - "Великая Вселенная" или Космос.


МАКРОПРОСОПУС (Греч.) Каббалистический термин, образованный из
составного греческого слова, означающий Огромное или Большое Лицо
(см. "Каббалистические Лики"); название Кэтер, Венца, высшей
Сефиры. Это есть наименование Вселенной, называемой Арик-Анпин, -
то целое, от которого Микропросопус или Зауир-Анпин, "меньшее
лицо", есть часть и его противоположность. В своем высшем или
абстрактном метафизическом смысле Микропросопус есть Адам Кадмон,
проводник Эйн-Софа и венец Древа Сефиротов, хотя, поскольку
Сефира и Адам Кадмон фактически есть одно в двух аспектах, то это
ведет к тому же. Интерпретаций много и они различны.


МАДХАСАДАНА или Мадху-Судана (Санскр.) "Сразивший Мадху"
(демона), титул Кришны в связи с умерщвлением им последнего.


МАДХАВА (Санскр.) 1) Имя Вишну или Кришны; 2) месяц апрель; 3)
титул Лакшми, когда пишется Мадхави.


МАДХЬЯ (Санскр.) Десять тысяч биллионов.


МАДХЬЯМА (Санскр.) Употребляется по отношению к чему-то
безначальному и бесконечному. Так, считается, что Вак (Звук,
женский Логос, или женская копия Брамы), существует в нескольких
состояниях, одно из которых есть состояние Мадхьямы, - что
равносильно утверждению, что Вак вечна в одном смысле: "Слово
(Вак) было с Богом и в Боге", ибо эти двое суть одно.


МАДХЬЯМИКИ (Санскр.) Секта, упомянутая в "Вишну Пуране". Согласно
востоковедам, "буддийская" секта, но это анахронизм. В начале это
была, вероятно, секта индусских атеистов. Более поздняя школа под
этим названием, обучавшая системе софистического нигилизма,
который сводит каждое утверждение к тезису и его антитезису, а
затем отрицает оба, возникла в Тибете и Китае. Она принимает
несколько принципов Нагарджуны, который был одним из основателей
эзотерических систем Махаяны, но не их экзотерических пародий.
Аллегория, рассматривающая "Парамартху" Нагарджуны как дар Нагов
(Змиев), доказывает, что он получил свои учения от тайной школы
адептов, и что настоящие доктрины хранятся, следовательно, в
тайне.


МАГАС (Санскр.) Жрецы Солнца, упомянутые в "Вишну Пуране". Они
суть позднее маги Халдеи и Ирана, предки современных парсов.


МАГАДХА (Санскр.) Древняя страна в Индии, управлялась
царями-буддистами.


МАГ или Magian. От Маг или Маха. Это слово есть корень
английского слова magician. Маха-атма (великая Душа или Дух) в
Индии имел своих жрецов в до-ведийские времена. Маги были жрецами
бога огня; мы встречаем их среди ассирийцев и вавилонян, а также
среди персидских огнепоклонников. Три Волхва, названные также
царями, про которых говорится, что они принесли дары - золото,
благовония и мирру - младенцу Иисусу, были огнепоклонниками,
подобно остальным, и астрологами, ибо они узрели его звезду.
Верховный жрец парсов в Сурате зовется Мобед. Другие производят
это слово от Мегх, а Мех-аб означает нечто великое и благородное.
Ученики Зороастра, согласно Клэукеру, именовались мегхестом.


МАГИ (Лат.) Название древних наследственных жрецов и ученых
адептов в Персии и Мидии, слово, происшедшее от Маха, большой,
что позднее стало мог или маг, жрец - на языке пехлеви. Порфирий
описывает их ("Abst." IV, 16) следующим образом: "Ученые люди,
которые у персов заняты служением Божеству, зовутся магами", а
Свидас сообщает, что "среди персов любителей мудрости
(philalethai) называют магами". "Зендавеста" (II, 171, 261)
разделяет их на три степени: 1) Хербеды или "Ученики"; 2) Мобеды
или "Учителя"; 3) Дестур Мобеды или "Совершенные Учителя". Халдеи
имели подобные школы, также как и египтяне, так что Дестур Мобеды
были идентичны с Иерофантами Мистерий, практиковавшихся в Греции
и Египте.


МАГИЯ Великая "Наука". Согласно Девериа и другим востоковедам,
"магия считалась священной наукой, неотделимой от религии" у
древнейших и самых цивилизованных и ученых народов. Египтяне,
например, были одним из наиболее искренне религиозных народов, и
таким были и все еще являются индусы. "Магия заключается в
поклонении богам и достигается поклонением им", говорил Платон.
Могла ли тогда нация, которая, как доказано благодаря
неопровержимым свидетельствам надписей и папирусов, твердо верила
в магию на протяжении тысячелетий, быть столь долгое время
обманываема. И могло ли быть, что поколение за поколением ученой
и благочестивой иерархии, многие из которых вели жизнь
самоистязания, святости и аскетизма, продолжало бы обманывать
себя и народ или хотя бы только последний, ради удовольствия
сохранить веру в "чудеса"? Фанатики, нам говорят, сделают все,
чтобы навязать веру в своего бога или идолов. На это мы отвечаем:
в таком случае, брамины и египетские рекгетамены (см.) или
Иерофанты не стали бы популяризировать веру в способность
человека посредством магической практики управлять услугами богов
- которые, в действительности, суть ничто иное, как оккультные
силы или потенции Природы, - воплощенные в самих этих ученых
жрецах, - в которых они почитали лишь свойства неизвестного и
безымянного Принципа. Как искусно формулирует это Прокл Платоник:
"Древние жрецы, приняв во внимание, что в природных вещах
заключено некое сродство и симпатия одной вещи к другой, и между
вещами проявленными и оккультными силами, и обнаружив, что все
вещи содержатся во всем, создали священную науку на основе этой
взаимной симпатии и сходства... и использовали в оккультных целях
как небесные, так и земные сущности, с помощью которых,
посредством определенного сходства, они низводили божественные
силы в это низшее жилище." Магия является наукой общения с
божественными, надземными Силами и управления ими, так же как и
власти над силами низших сфер; практическим знанием сокровенных
тайн природы, известных лишь немногим, ибо их так трудно постичь,
не погрешив против природы. Древние и средневековые мистики
подразделяли магию на три класса - Теургию, Гоэтию и
естественную Магию. "Теургия с древних времен была особой сферой
теософов и метафизиков", говорит Кеннет Маккензи. Гоэтия есть
черная магия, а "естественная (или белая) магия вознеслась с
целением в своих крыльях на величественную позицию точного и
поступательного изучения". Комментарии, добавленные нашим
покойным ученым Братом, замечательны. "Реалистические стремления
наших времен содействовали навлечению на магию дурной славы и
осмеяния. ...Вера (в самого себя) является существенным элементом
магии; и существовала задолго до других идей, предполагающих ее
наличие. Она заставляет, как утверждают, умного человека
выглядеть глупцом; мысли человека должны быть взвинчены почти до
сумасшествия, т.е. восприимчивость его мозга должна быть
расширена далеко за пределы низкого, жалкого состояния
современной цивилизации, прежде чем он сможет стать истинным
магом; (ибо) занятия этой наукой требуют определенной степени
изоляции и отказа от своего Я." Поистине великой изоляции,
достижение которой представляет чудесный феномен, чудо само по
себе. В то же время магия не есть нечто сверхъестественное. Как
поясняет Ямблих, "они заявляли, что посредством жреческой теургии
способны подниматься к более возвышенным и всемирным Сущностям, и
к тем, которые утвердились над судьбой, т.е. к богу и демиургу:
ни используя материю, ни присваивая что-либо помимо нее, кроме
наблюдения за ощутимым временем." Некоторые уже начинают
осознавать существование тонких энергий и воздействий в природе,
о которых они до тех пор ничего не знали. Но как справедливо
замечает д-р Картер Блейк, "девятнадцатое столетие не явилось
свидетелем возникновения новых и завершения старых методов
мышления"; к чему м-р Бонвик добавляет, что "если древние мало
что знали о нашем методе исследования тайн природы, то мы знаем
об их методе поиска еще меньше."


МАГИЯ, БЕЛАЯ или так называемая "Благотворная Магия", есть
божественная магия, свободная от эгоизма, властолюбия, честолюбия
или корысти, и направленная всецело на творение добра миру в
целом и своему ближнему в частности. Малейшая попытка
использовать свои сверхнормальные силы для своего удовольствия,
превращает эти способности в колдовство и черную магию.


МАГИЯ, ЧЕРНАЯ (См. выше.)


МАГ (Magician). Этот термин, бывший некогда званием известности и
отличия, теперь полностью лишен своего истинного значения.
Некогда синоним всего уважаемого и чтимого, обладателя знания и
мудрости, он унижен до эпитета, относимого к тому, кто является
притворщиком и фокусником, короче - к шарлатану, или же к тому,
кто "продал свою душу дьяволу", кто злоупотребляет своим знанием
и применяет его в низких и опасных целях, - согласно учениям
духовенства и массе суеверных глупцов; верящих, что маг есть
колдун и "Чародей". Это слово произошло от Магх, Мах, на
санскрите Маха - большой; человек, сведущий в эзотерическом
знании. ("Раз. Изида".)


МАГНА МАТЭР (Лат.) "Великая Мать". Название, дававшееся в древние
времена всем главным богиням народов, таким как Диана из Эфесса,
Изида, Маут и многим другим.


МАГНЭС Выражение, употреблявшееся Парацельсом и средневековыми
теософами. Это есть дух света или Акаша. Слово, часто
употреблявшееся средневековыми алхимиками.


МАГНЕТИЧЕСКОЕ МАСОНСТВО Называется также "Лечебным" масонством.
Оно описано как Братство Целителей (от iatrike, греческого слова,
означающего "искусство исцеления"), и значительно используется
"Братьями Света", как Кеннет Маккензи утверждает в "Royal Masonic
Cyclopedia". В некоторых тайных масонских сочинениях,
по-видимому, существует предание - так, во всяком случае, говорит
Рагон, крупный масонский авторитет - насчет степени Масонства,
называемой Оракул Коса, "введенной в восемнадцатом веке, на том
основании, что Кос был местом рождения Гиппократа". Iatrike было
отличительной чертой жрецов, которые присматривали за больными
древних асклепиях, храмах, в которых бог Асклепий (Эскулап) якобы
исцелял больных и калек.


МАГНЕТИЗМ Сила в природе и человеке. В первом случае он
представляет посредник, вызывающий различные феномены притяжения,
полярности и т.д. В последнем он становится "животным"
магнетизмом, в противоположность космическому, и земным
магнетизмом.


МАГНЕТИЗМ, Животный. В то время как официальная наука называет
его "мнимым" посредником и полностью отрицает его реальность,
несчетные миллионы древних, а также ныне живущие азиаты,
оккультисты, теософы, спиритуалисты и всякого рода и вида мистики
провозглашают его хорошо установленным фактом. Животный магнетизм
есть флюид, эманация. Некоторые люди могут выделять его в целях
врачевания через свои глаза и кончики пальцев, тогда как все
остальные существа, человечество, животные и даже каждый
неодушевленный предмет выделяют его или как ауру, или как
изменяющийся свет, сознательно или бессознательно. При
воздействии через контакт с больным или посредством воли
человека-оператора, его называют "Месмеризмом" (см.).


МАГНУМ ОПУС (Лат.) В Алхимии - конечное завершение, "Великий
Труд" или Grand Oeuvre; изготовление "Философского Камня" и
"Элексира Жизни", который - хотя ни в коем случае не миф, как
стали бы настаивать некоторые скептики - все же следует понимать
символически, и который полон мистического значения.


МАГ (Magus) (Лат.) В Новом Завете это означает Мудрец, мудрый
человек халдеев; в английском языке часто употребляется вместо
Magician, чудотворец; в Розенкрейцерском обществе это титул самых
высоких членов, IX-ой степени; Верховный Маг является Главой
Ордена во "Внешнем"; Маги "Внутреннего" неизвестны никому, за
исключением членов VIII-ой степени. (у.у.у.)


МАХА БУДДХИ (Санскр.) Махат. Разумная Душа Мира. Семь Пракрити,
или семь "природ", или планов перечисляются начиная с Махабуддхи
и вниз.


МАХА КОГАН (Санскр.) Руководитель духовной Иерархии или школы
Оккультизма; глава Трансгималайских мистиков.


МАХА ДЭВА (Санскр.) Букв., "великий бог"; титул Шивы.


МАХА ГУРУ (Санскр.) Букв., "великий учитель". Посвящающий.


МАХАДЖВАЛА (Санскр.) Определенный ад.


МАХА КАЛА (Санскр.) "Великое Время". Имя Шивы как "Разрушителя",
и Вишну как "Сохранителя".


МАХА КАЛЬПА (Санскр.) "Великий Век".


МАХА МАНВАНТАРА (Санскр.) Букв., большой промежуток между "Ману".
Период вселенской деятельности. Манвантара означает здесь просто
период деятельности, в противоположность Пралайе или отдыху, -
безотносительно к длительности этого цикла.


МАХА МАЙА (Санскр.) Великая иллюзия проявленного. Эта вселенная,
и все в ней в их взаимодействии, называется великой Иллюзией или
Махамайей. Это есть также обычный титул, даваемый Беспорочной
Матери Готамы Будды-Майадэви или "Великой Тайне", как она зовется
Мистиками.


МАХА ПРАЛАЙА (Санскр.) Противоположность Махаманвантары,
буквально - "великое Растворение", "Ночь", следующая за "Днем
Брамы". Она представляет собой великий отдых и сон всей природы
после периода активного проявления; ортодоксальные христиане
относились бы к ней как к "Разрушению Мира".


МАХА ПАРИНИББАНА СУТТА (Пали.) Одно из самых авторитетных
буддийских священных писаний.


МАХА ПУРУША (Санскр.) Высший или Великий Дух. Титул Вишну.


МАХА РАДЖИКИ (Санскр.) Гана или класс богов, общим числом в 236.
Определенные Силы в эзотерических учениях.


МАХА СУНЬЯТА (Санскр.) Пространство или вечный закон; великая
пустота или хаос.


МАХА ВИДИА (Санскр.) Великая эзотерическая наука. Лишь одни
высшие Посвященные владеют этой наукой, которая охватывает почти
всемирное знание.


МАХА ЙОГИН (Санскр.) "Великий аскет". Титул Шивы.


МАХА ЮГА (Санскр.) Совокупность четырех Юг или периодов, 4 320
000 солнечных лет; "День Брамы" в брахманистической системе;
букв., "великий век".


МАХАБХАРАТА (Санскр.) Букв., "великая война"; прославленная
эпическая поэма Индии (возможно длиннейшая поэма в мире), которая
включает как "Рамаяну" так и "Бхагавад Гиту", "Песнь Небесную".
Нет двух востоковедов, соглашающихся относительно времени ее
происхождения. Но, несомненно, она чрезвычайно древняя.


ПЕРИОД МАХАБХАРАТЫ Согласно лучшим индусским комментаторам и
свами Даянанде Сарасвати, 5000 лет до Р.Х.


МАХАБХАШЬЯ (Санскр.) Обширный комментарий к грамматике Панини,
написанный Патанджали.


МАХАБХАУТИЧЕСКИЙ (Санскр.) Относящийся к Макрокосмическим
принципам.


МАХАБХУТЫ (Санскр.) Грубые элементарные принципы материи.


МАХАРАДЖИ, Четыре (Санскр.) Четыре великий кармических божества,
у северных буддистов помещенные в четырех странах света для
наблюдения за человечеством.


МАХАР ЛОКА (Санскр.) Сфера, в которой во время Пралайи, согласно
пураническим сказаниям, обитают Муни или "Святые". Это обычная
обитель Бхриги, Праджапати (Прародителя) и Риши, одного из семи,
о которых говорится как о со-существующих с Брамой.


МАХАСУРА (Санскр.) Великий Асура; экзотерически - Сатана,
эзотерически - великий бог.


МАХАТ (Санскр.) Букв., "Великий". Первый принцип Всемирного
Разума и Сознания. В пуранической философии - первый продукт
первоприроды или Прадханы (то же, что Мулапракрити); создатель
Манаса, мыслящего принципа, и Аханкары, эгоизма или чувства "я
есмь я" (в низшем Манасе).


МАХАТМА (Санскр.) Букв., "великая душа". Адепт высшей степени.
Возвышенные существа, которые, достигнув полной власти над своими
низшими принципами, живут, таким образом, без препятствий со
стороны "человека из плоти", и обладают знанием и силой,
соответствующими той стадии, которую они достигли в своей
духовной эволюции. На языке пали называются Рахатами и Архатами.


МАХАТМЬЯ (Санскр.) "Величие души", надпись на гробнице или
каком-либо святом месте.


МАХАТОВАРАТ (Санскр.) Употребляется по отношению к Парабрахме;
больший, чем самые большие сферы.


МАХАТТАТТВА (Санскр.) Первое из семи творений, названных в
"Пуранах" соответственно: Махаттаттва, Чута, Индрия, Мукхья,
Тирьяксрота, Урдхвасрота и Арваксрота.


МАХАРАГА (Санскр.) Маха урага, "великий змий" - Шеша или любые
другие.


МАХАВАНСО (Пали.) Буддийское историческое сочинение, написанное
бхикшу Моханамой, дядей Царя Дхатушмы. Авторитетный источник по
истории Буддизма и его распространения на острове Цейлон.


МАХАЯНА (Пали.) Школа; букв., "большая колесница". Мистическая
система, основанная Нагарджуной. Ее книги были написаны во втором
веке до Р.Х.


МАЙТРЕЙЯ БУДДА (Санскр.) То же, что Калки Аватар Вишну (Аватар
"Белого Коня"), и Сосиоша и других Мессий. Единственная разница
заключается в датировке их появлений. Так, тогда как появление
Вишну на белом коне ожидается в конце настоящего периода Кали
Юги, "для окончательного уничтожения нечестивых, обновления
творения и восстановления чистоты", Майтрейю ожидают раньше.
Экзотерическое или популярное учение, слегка отличаясь от
эзотерической доктрины, утверждает, что Шакьямуни (Готама Будда)
навестил его в Тушите (небесной обители) и поручил ему придти
оттуда на землю в качестве своего преемника по истечении пяти
тысячелетий после его (Будды) смерти. С нашего времени это было
бы меньше, чем через 3000 лет. Эзотерическая философия учит, что
следующий Будда появится в течение седьмой (под) расы этого
Круга. Фактом является то, что Майтрейя был последователем Будды,
известным Архатом, хотя и не прямым учеником его, и что он был
основателем эзотерической философской школы. Как показал Эйтель
("Sanskrit-Chinese Dict."), "статуи в его честь воздвигались уже
за 350 лет до Р.Х."


МАКАРА (Санскр.) "Крокодил". В Европе то же, что Козерог, десятый
знак Зодиака. Экзотерически - мистический класс дэв. У индусов
колесница Варуны, бога воды.


МАКАРА КЕТУ (Санскр.) Одно из имен Камы, индусского бога любви и
желания.


МАКАРАМ или Панчакарам (Санскр.) В оккультном символизме
пятиугольник, пятиконечная звезда, пять членов или конечностей
человека. Крайне мистично.


МАКАРЫ (Санскр.) Пять М тантриков. (См. "Тантра".)


МАЛАХИМ (Евр.) Вестники или ангелы.


МАЛКУТ (Евр.) Царство, десятая Сефира, соответствующая конечному
H (he) Тетраграмматона или IHVH. Она есть Низшая Матерь, Невеста
Микропросопуса (см.); называется также "Царицей". В одном смысле
она есть Шекина. (у.у.у.)


МАМИТУ (Халд.) Богиня Судьбы. Вид Немезиды.


МАНАС (Санскр.) Букв., "ум", ментальная способность, превращающая
человека в разумное и нравственное существо и отличающая его от
простого животного; синоним Махата. Эзотерически, однако, это
означает, в широком смысле, Высшее Эго или чувствующий
перевоплощающийся Принцип в человеке. В узком смысле теософы
называют его Буддхи-Манасом или Духовной Душой, в
противоположность его человеческому отражению - Кама-Манасу.


МАНАС, КАМА (Санскр.) Букв., "ум желаний". У буддистов это шестой
из Чадаятаны (см.) или шести органов познания - потому высший из
них, синтезированных седьмым, называемым Кличта, духовным
восприятием того, что загрязняет этот (низший) Манас или
"Человеко-животную Душу", как его называют оккультисты. Тогда как
Высший Манас или Эго прямо связан с Виджнаной (10-я из 12-ти
Нидан) - что есть совершенное знание всех форм знания,
относящихся к объекту или субъекту в ниданическом сцеплении
причин и следствий, - низший или Кама Манас есть лишь одна из
Индрий или органов (источников) Чувства. О двойственном Манасе
здесь может быть сказано очень мало, так как учение,
рассматривающее его, правильно изложено лишь в эзотерических
сочинениях. Упоминание о нем может быть, таким образом, лишь
весьма поверхностным.


МАНАС САНЬЯМА (Санскр.) Совершенное сосредоточение ума и контроль
над ним во время упражнений Йоги.


МАНАС ТАЙДЖАСИ (Санскр.) Букв., "лучистый" Манас; состояние
Высшего Эго, которое лишь высокие метафизики могут осознать и
постичь.


МАНАСА или Манасвин (Санскр.) "Исток божественного разума", и
поясняется, что этот исток означает манаса или божественных сынов
Брамы-Вирадж. Нилакантха, являющийся автором этого высказывания,
дальше разъясняет термин "манаса" с помощью маноматрашариры. В
другом варианте эти Манаса суть Арупа или бестелестные сыны
Праджапати Вирадж. Но, так как Арджуна Мишра отождествляет Вирадж
с Брамой, и так как Брама есть Махат, всемирный разум, то эта
экзотерическая маскировка становится ясной. Питри тождественны
Кумарам, Вайраджам, Манаса-Путрам (сынам разума) и, в конечном
итоге, отождествляются с человеческими "Эго".


МАНАСА ДХИАНЫ (Санскр.) Высшие Питри в "Пуранах"; Агнишватты, или
Солнечные Предки Человека, те кто превратили Человека в разумное
существо, воплотившись в бесчувственные формы полу-эфирной плоти
людей третьей расы. (См. т. II "Тайной Доктрины".)


МАНАСЫ (Санскр.) Те, кто одарили человечество манасом или
разумом, бессмертные ЭГО в людях. (См. "Манас").


МАНАСАСАРОВАРА ((Санскр.) Фонетически произносится Мансоравара.
Священное озеро в Тибете в Гималаях, называемое также Анаватапта.
Манасасаровара есть имя божества-хранителя этого озера, и,
согласовано народному фольклору, это нага, "змий". Истолкованное
эзотерически, это означает великого адепта, мудреца. Это озеро
является крупным центром ежегодного паломничества индусов, так
как утверждается, что "Веды" были написаны на его берегах.


МАНАВА (Санскр.) Земля древней Индии; Кальпа или Цикл. Название
оружия, которым пользовался Рама; означает - "от Ману".


МАНАВА ДХАРМА ШАСТРА - есть древний свод законов Ману.


МАНДАЛА (Санскр.) Круг; также десять разделов Вед.


МАНДАРА (Санскр.) Гора, употребленная богами в качестве мутовки
для пахтания океана молока в "Пуранах".


МАНДАКИНИ (Санскр.) Небесная Ганга или Ганг.


МАНДРАГОРА (Греч.) Растение, корень которого имеет форму
человека. В Оккультизме оно употребляется черными магами в разных
незаконных целях; некоторые из оккультистов "левой руки" создают
с его помощью гомункулов. Обычно его называют mandrake, и
полагают, что оно кричит, когда его вырывают из земли.


МАНЫ или Манус (Лат.) Благожелательные "боги", т.е. "призраки"
низшего мира (Камалоки); обожествленные тени умерших - для
профана древности, и "материализовавшиеся" духи - для
современного спритуалиста, принимаемые за души умерших, тогда как
на самом деле они суть лишь их пустые оболочки, или образы.


МАНИХЕИ (Лат.) Секта третьего столетия, которая верила в два
вечных принципа добра и зла, - первый одарил человечество
душами, а последний - телами. Эта секта была основана неким
полу-христианским мистиком Мани, который выдавал себя за
ожидаемого "Утешителя", Мессию и Христа. Много столетий спустя,
когда эта секта уже не существовала, возникло Братство,
называвшее себя "манихеями", - масонского типа с несколькими
степенями посвящения. Их идеи были каббалистическими; но были
неправильно поняты.


МАНО (Гност.) Владыка Света. Rex Lucis в "Кодексе Назареев". Он
есть Вторая "Жизнь" второй или проявленной троицы, "небесная
жизнь и свет, и более древняя, чем зодчий небес и земли"
("Код.Наз.", т. I, с. 145). Эти троицы суть следующие. Верховный
Владыка великолепия и света, светящийся и сияющий, прежде
которого никто другой не существовал, называется Корона (венец);
Владыка Ферхо, непроявленная жизнь, которая существовала в первом
извечно; и Владыка Иордан - дух, живая вода милосердия (ibid.,
II, 45-51). Он есть тот единственный, через которого мы можем
быть спасены. Эти трое составляют троицу in abscondito. Вторая
троица состоит из трех жизней. Первая есть подобие Владыки Ферхо,
из которого она произошла, и этот второй Ферхо есть Царь Света -
Мано. Вторая жизнь есть Иш Амон (Плерома), чаша предопределения,
содержащая видимую мысль Jordanus Maximus'a - типа (или его
доступное понимаю отражение), прообраза живой воды, который есть
"духовный Иордан". (Ibid., II, с. 211.) Третья жизнь, созданная
обеими другими, есть Абатур (Аб, Родитель или Отец). Это
таинственный и ветхий "Старейший из Старейших", Старец "Senem sui
obtegentem et grandaevum mundi". Эта последняя, третья Жизнь
является Отцом Демиурга Фетахила, Творца мира, которого офиты
называют Ильда-Баофом (см.), хотя Фетахил есть единородный,
отражение Отца, Абатура, который производит его смотрением в
"темную воду". София Ахамот также рождает своего Сына
Ильда-Баофа, Демиурга, смотрением в хаос материи. Но Владыка
Мано, "Владыка величественности, Владыка всех гениев", в этом
каббалистическом "Кодексе" является более высоким, чем этот Отец,
ибо один чисто духовный, другой - материальный. Так, например,
тогда как "единородный" Абатура есть гений Фетахил, Творец
физического мира, - Владыка Мано, "Lord of Celsitude", являющийся
сыном Того, кто есть "Отец всех, кто проповедует Евангелие",
также производит "единородного", Владыку Лехдайо, "справедливого
Владыку". Он есть Христос, помазанник, который изливает
"милосердие" Невидимого Иордана, Духа Высшего Венца. (Для
дальнейших сведений см. "Раз. Изиду", т. II, с. 263, и след.)


МАНОДХАТУ (Санскр.) Букв., "Мир ума", означая не только все наши
ментальные способности, но также одно из подразделений
умственного плана. Каждый человек имеет свой Манодхату или
мысленный план, пропорциональный степени его интеллекта и
ментальных способностей, за пределы которого он может выйти лишь
изучая и развивая свои высшие духовные способности в одной из
высших сфер мысли.


МАНСМАЙА КОША (Санскр.) Ведантический термин, означающий Оболочку
(Коша) Мансмайи, эквивалент четвертого и пятого "принципов" в
человеке. В эзотерической философии эта "Коша" соответствует
двойственному Манасу.


МАНТИКА или Мантическое Безумие. В этом состоянии приобретался
дар пророчества. Эти два слова почти синонимы. Одно почиталось
так же, как другое. Пифагор и Платон высоко оценивали ее, а
Сократ советовал своим ученикам изучать Мантику. Отцы Церкви,
которые так сурово осудили мантическое безумие у языческих жрецов
и пифий, были не прочь применить его в своих собственных целях.
Монтанисты, получившие свое название от Монтана, епископа Фригии,
который считался божественно вдохновленным, соперничали с
(мантеис) или прорицателями. "Тертуллиан, Августин и мученики
Карфагена были из их числа", говорит автор книги "Prophecy,
Ancient and Modern". "По-видимому, монтанисты напоминали вакханок
тем диким энтузиазмом, которым отличались их оргии", - добавляет
он. Что касается происхождения слова Мантика, то тут мнения
расходятся. Существовал знаменитый Мантист Провидец в одни
Мелампа и Проэта, Царя Аргоса; и была Манто, дочь прорицателя
Фив, и сама прорицательница. Цицерон описывает прорицание и
мантическое безумие, говоря, что "во внутренних закоулках ума
скрыта способность божественного прорицания, божественный
импульс, который, когда разгорается сильнее, называется
безумием", неистовством. ("Разоблаченная Изида".)


ПЕРИОД МАНТР (Санскр.) Один из четырех периодов, на которые
подразделена ведийская литература.


МАНТРА ШАСТРА (Санскр.) Брахманистские писания по оккультной
науке заклинаний.


МАНТРА ТАНТРА ШАСТРЫ (Санскр.) Сочинения о заклинаниях, но
особенно - о магии.


МАНТРЫ (Санскр.) Стихи из ведийских сочинений, употреблявшиеся в
качестве заклинаний и магических формул. Под Мантрами
подразумеваются все те части Вед, который отличаются от
"Брахман", или их толкования.


МАНТРИКА ШАКТИ (Санскр.) Сила или оккультная мощь мистических
слов, звуков, чисел или букв в этих Мантрах.


МАНДЖУШРИ (Тибет.) Бог Мудрости. В Эзотерической философии
определенный Дхиан Коган.


МАНУ (Санскр.) Великий индийский законодатель. Это имя происходит
от санскритского корня ман, "мыслитель"; на самом деле -
человечество (mankind), но относится к Сваямбхуве, первому из
Ману, который возник от Сваямбху, "самосущего", поэтому - Логос и
прародитель человечества. Ману является первым Законодателем,
почти Божественным Существом.


МАНУ СВАЯМБХУВА (Санскр.) Небесный человек, Адам-Кадмон, синтез
четырнадцати Ману.


МАНУ (Manus) (Санскр.) Четырнадцать Ману являются покровителями
или стражами расовых циклов в Манвантаре, или Дне Брамы.
Изначальных Ману семеро, четырнадцатью они становятся в "Пуранах".


МАНУШИ или Мануши Будды (Санскр.) Человеческие Будды,
Бодхисаттвы, или воплощенные Дхиан Коганы.


МАНВАНТАРА (Санскр.) Период проявления, в противоположность
Пралайе (растворению, или покою), относится к различным циклам,
особенно ко Дню Брамы в 4 320 000 000 Солнечных лет, и ко времени
царствования одного Ману - 308 448 000 лет. (См. "Тайная
Доктрина", т. II, с. 88 и след.) Букв., Мануантара - между Ману.


МАКОМ (Халд.) "Сокровенное место", во фразеологии "Зохара",
скрытый участок, относящийся ли к священному алтарю во храме, к
"Утробе Мира" ли, к человеческому ли лону. Каббалистический
термин.


МАРА (Санскр.) Бог Искушения, Соблазнитель, который пытался
отвратить Будду от его Пути. Он назван "Разрушителем" и "Смертью"
(Души). Одно из названий Камы, Бога любви.


МАРАБУТ Магометанский паломник, побывавший в Мекке, святой. После
его смерти тело его помещается в открытую гробницу, построенную
на земле, подобно другим зданиям, но посредине улиц и публичных
мест населенных городов. Их помещают в маленькую и единственную
комнату внутри гробницы ( несколько таких публичных саркофагов из
кирпича и извести по сей день можно увидеть на улицах и площадях
Каира), и поклонение прохожих поддерживает светильник постоянно
горящим у его изголовья. Гробницы некоторых марабутов весьма
прославленны вследствие чудес, которые якобы там происходят.


МАРКИОНИТЫ Древняя гностическая сета, основанная Маркионом,
который был искренним христианином, до тех пор пока догмы
человеческого происхождения не начали искажать чисто
трансцендентальные и метафизические концепции и первоначальные
верования ранних христиан. Именно такими и были верования
Маркиона. Он отрицал исторические факты ( сейчас находимые в
Евангелиях) Христова Рождения, воплощения и страстей, а также и
воскресение тела Иисуса, заявляя, что такие утверждения были
просто огрублением метафизических аллегорий и символизма, и
вырождением истинной духовной идеи. Наряду со всеми другими
гностиками, Маркион обвинял "Отцов Церкви", как жалуется сам
Ириней, в "приспосабливании своих (христианских) доктрин к
способностям их слушателей, путем выдумывания бессмыслиц для
слепых в соответствии с их слепотой, для глупых - в соответствии
с их глупостью, для заблуждающихся в соответствии с их
заблуждениями".


МАРГА (Санскр.) "Путь", Аштханга марга, святой или священный
путь, есть тот, который ведет к Нирване. Восьмиричный путь возник
от семиричного, добавлением (теперь) первого из восьми Марг, что
есть "обладание ортодоксальными воззрениями", с чем истинный
йогачарья не имел бы ничего общего.


МАРИЧИ (Санскр.) Один из "разумом-рожденных" сынов Брамы в
"Пуранах". Брамины делают из него олицетворенный свет, родителя
Сурьи, Солнца, и прямого предка Махакашьяпы. Северные буддисты
Школы Йогачарья видят в Маричи - Дэва, Бодхисаттву, тогда как
китайские буддисты (особенно даоисты) превратили это понятие в
Царицу Неба, богиню света, владычицу солнца и луны. У
благочестивых, но неграмотных буддистов очень могущественна ее
магическая формула "Ом Маричи сваха". Говоря о Маричи, Эйтель
упоминает Джорджи, который разъясняет это название как "китайскую
транскрипцию имени святой Девы Марии" (II). Так как Маричи
является главным среди Марутов и одним из семи первичных Риши, то
предполагаемая этимология кажется немного натянутой.


МАРИША (Санскр.) Дочь Мудреца Канды и Прамлочи, апсары-демона с
небес Индры. Она была матерью Дакши. Аллегория, относящаяся к
Тайне Второй и Третьей человеческих Рас.


МАРТИНИСТЫ Общество во Франции, основанное крупным мистиком по
имени маркиз де Сен Мартен, учеником Мартинеза Пасквали. Оно было
вначале учреждено в Лионе в виде оккультного масонского Общества;
члены его верили в возможность общения с Планетарными Духами и
второстепенными Богами, и гениями надземных Сфер. Луи Клод де Сен
Мартен, родившийся в 1743 г., начал жизнь как блестящий офицер
армии, но оставил это, чтобы посвятить себя учебе и belles
lettres, и закончил свою карьеру, став страстным теософом и
учеником Якоба Беме. Он старался вернуть Масонству его
первоначальный характер Оккультизма и Теургии, но потерпел
неудачу. Вначале его "Очищающий Ритуал" состоял из десяти
степеней, но благодаря изучению первоначальных масонских
порядков, их число было уменьшено до семи. Масоны жалуются, что
он ввел некоторые идеи и принял ритуалы, "не совпадающие с
археологической историей Масонства"; но так поступали до него
Калиостро и Сен Жермен, так же как и все те, кто хорошо знал
происхождение Франкмасонства.


МАРТАНДА (Санскр.) Ведийское название Солнца.


МАРУТ ДЖИВЫ (Санскр.) Монады Адептов, которые достигли конечного
освобождения, но предпочитают воплощаться на земле ради
Человечества. Однако, их не следует смешивать с Нирманакаями,
которые намного выше.


МАРУТЫ (Санскр.) У востоковедов - Боги Грозы, но в "Веде" нечто
очень мистическое. В эзотерических учениях, так как они
воплощаются в каждом круге, они просто идентичны с некоторыми
Агнишватта Питри, Человеческими разумными Эго. Отсюда - аллегория
о Шиве, превращающем частицы плоти в мальчиков и называющим их
Марутами, чтобы показать бесчувственных людей, преобразованных
через превращение в Проводников Питри или Марутов Огня, и таким
образом - в разумных существ.


МАСБЕН (Халд.) Масонский термин, означающий "Солнце в
разложении". Имеет прямое отношение - возможно, забытое масонами
- к их "Слову при Нижнем Дыхании".


МАШ-МАК По преданию - слово атлантов четвертой Расы для
обозначения таинственного Космического огня или, скорее, Силы,
которая, как утверждалось, могла в один миг стереть в порошок
целые города и разрушить мир.


МАЗОРА (Евр.) Это название в первую очередь относится к своду
примечаний - разъясняющих, грамматических и критических,
встречающихся на полях древнееврейских рукописей или свитков
Ветхого Завета. Эти мазореты назывались также мелхитами.


МАЗОРЕТСКИЕ ТОЧКИ или Гласные (Евр.) Или, как эта система теперь
называется, Мазора, от Massoreh или Massoreth - "предание", и
Masar - "передавать". Раввины, занимавшиеся Мазорой, названные
вследствие этого мазоритами, были также изобретателями
мазоретских точек, которые, как полагают, придали безгласным
словам Священных Писаний их правильное произношение добавлением к
согласным точек, представляющих гласные. Это было изобретением
ученых и хитроумных раввинов из Тиверийской Школы (в девятом веке
нашей эры), которые этим придали совершенно новую конструкцию
главным словам и именам в Книгах Моисея, и таким образом еще
более запутали эту путаницу. Истина такова, что эта система лишь
прибавила дополнительные маскировки к уже существовавшим в
"Пятикнижии" и других трудах.


МАСТАБА (Егип.) Верхняя часть египетской могилы, которая, говорят
египтологи, всегда состояла из трех частей, а именно: (1)
Мастаба, или мемориальная часовня на земле, (2) Яма от двадцати
до девяноста футов глубиной, которая через проход вела в (3)
Погребальное Помещение, где стоял Саркофаг, содержавший мумию,
погруженную в свой многовековой сон. Когда последнюю погребали,
яма засыпалась и вход в нее маскировался. Так говорят
востоковеды, подразделяющие место последнего отдохновения мумии
по почти таким же принципам, как теологи - человека: на тело,
душу и дух или разум. На самом же деле эти могилы древних были
символичны, подобно остальным их священным сооружениям, и этот
символизм прямо указывает на семеричное деление человека. Но со
смертью этот порядок становится обратным; и, в то время как
Мастаба с ее сценами повседневной жизни, нарисованными на стенах,
с ее столом пожертвований Ларве, призраку, или "Линга Шарире",
была мемориалом, возведенным двум Принципам и Жизни, которая
оставила то, что было низшим трио на земле, - Яма, Проход,
Погребальные Помещения и мумия в Саркофаге были объективными
символами, воздвигнутыми двум тленным "принципам", личному разуму
и Каме, и трем нетленным, высшей Триаде, теперь слитой в одно.
Это "Одно" было Духом Блаженного, теперь отдыхающего в Счастливой
Сфере Анру.


МАТАРИ СВАН (Санскр.) Воздушное существо, в "Риг-Веде"
изображенное приносящим агни или огонь для Бхригус, названных
"Потребителями" и описанных востоковедами как "класс мифических
существ, принадлежащих к средней или воздушной группе богов". В
Оккультизме Бхригус суть просто "саламандры" розенкрейцеров и
каббалистов.


МАТЕРИАЛИЗАЦИЯ В Спиритуализме это слово означает объективное
появление так называемых "Духов" умерших, которые временами снова
облекают в материю, т.е. создают для себя из материалов,
находимых в атмосфере и эманациях присутствующих, временное тело,
имеющее человеческое подобие умершего, каким он выглядел при
жизни. Теософы признают феномен "материализации"; но они
отклоняют теорию, что это совершается "Духами", т.е. бессмертными
принципами развоплощенных личностей. (См. "Камадхату", "Камалока"
и "Камарупа".) Поскольку Камалока находится на земном плане и
отличается от его степени материальности лишь степенью своего
плана сознания, из-за чего она сокрыта от нашего обыкновенного
взгляда, случайное появление таких оболочек столь же естественно,
как и появление электрических шаров и других атмосферных
феноменов. Электричество как флюид или атомическая материя (ибо
теософы вместе с Максвелом считаю, что оно действительно
атомично), хотя и невидимое, постоянно присутствует в воздухе и
проявляется в различных формах, но лишь тогда, когда имеются
определенные условия для "материализации" этого флюида, когда тот
переходит из своего собственного на наш план и становится
объективным. Так же и с эйдолами умерших. Они присутствуют здесь,
вокруг нас, но, будучи на другом плане видят нас не более, чем мы
их. Но когда сильные желания живых людей и условия, созданные
анормальной конструкцией медиумов, соединяются вместе, эти эйдолы
привлекаются - даже выбиваются из своего плана вниз на наш и
делаются объективными. Это есть Некромантия; это не приносит
ничего хорошего умершему и причиняет огромный вред живым, к тому
же это - вмешательство в закон природы. Случайная материализация
"астральных тел" или двойников живых людей есть совсем другое
дело. Эти "астралы" часто ошибочно принимаются за призраки
умерших, так как, подобно хамелеонам, наши собственные
"элементарии", вместе с элементариями развоплащенных людей и
космическими элементалами, часто принимают вид тех образов,
которые наиболее ярки в наших мыслях. Короче, на так называемых
сеансах "материализации" именно присутствующие и медиум творят
характерное сходство этих призраков. Независимые "призраки"
принадлежат к иному виду психических феноменов материализации
называются также "проявлениями форм" и "портретными статуями".
Называть их материализовавшимися духами недопустимо, ибо они
являются не духами, но оживленными портретными статуями, поистине.


МАТХАДХИПАТЫ (Санскр.) Руководители различных религиозных Братств
в Индии, Верховные Жрецы в монастырях.


МАТРА (Санскр.) Кратчайший период времени, относящийся к
длительности звуков, равный миганию глаза.


МАТРА (Санскр.) Долгота санскритского слога.


МАТРИПАДМА (Санскр.) Мать-логос; чрево Природы.


МАТРЫ (Санскр.) "Матери", божественные матери. Число их семь. Они
являются женскими аспектами и силами богов.


МАТРОНЕТА (Евр., Каббал.) Идентична с Малкут, десятой Сефирой.
Букв., Матрона есть "низшая матерь".


МАТСЬЯ (Санскр.) "Рыба". Матсья аватар был одним из самых первых
инкарнаций Вишну.


МАТСЬЯ ПУРАНА (Санскр.) Священное Писание или Пурана,
повествующая об этой инкарнации.


МАЙА (Санскр.) Иллюзия; космическая сила, делающая возможным
феноменальное существование и вследствие того - перцепции. В
индусской философии лишь то, что неизменно и вечно, называется
реальностью; все то, что подвержено изменению через разложение и
дифференциацию и что имеет, вследствие этого, начало и конец,
считается майей - иллюзией.


МАЙА МОХА (Санскр.) Иллюзорная форма, принятая Вишну, чтобы
ввести в заблуждение аскетических Дайтьев, которые становились
чересчур святыми посредством аскетизма и поэтому слишком опасными
своей мощью, как говорит "Вишну Пурана".









МАЙАВИ РУПА (Санскр.) "Иллюзорная форма"; "двойник" в
эзотерической философии; доппелгенгер или perisprit, по-немецки и
французски.


МАЙАВИЧЕСКИЙ УПАДХИ (Санскр.) Покрывало иллюзии, феноменальная
внешность.


МАЗДЕЯНЕ От (Ахура) Мазда. (См. Шпигель, "Ясна", XI.) Это была
древне-персидская знать, они поклонялись Ормазду и, отвергая
идолов, заразили евреев тем же отвращением к любому конкретному
изображению Божества. По-видимому, во время Геродота они были
вытеснены приверженцами религии Магов. Парсы и геберы (геберим,
могущественные люди из "Кн. Бытия", VI и X, 8), похоже, являются
последователями религии Магов.


МАЗДИАСНЕЕЦ Зороастриец; букв., "поклоняющийся богу".


М'БУЛ (Евр.) "Воды потопа". Эзотерически - периодические излияния
астральных нечистот на землю; периоды психических преступлений и
беззаконий, или постоянных моральных катаклизмов.


МЕДИНИ (Санскр.) Земля, так названная от костного мозга (medas)
двух демонов. Эти чудовища выскочили из уха спящего Вишну и
готовились убить Браму, лежащего на лотосе, растущего из пупка
Вишну, когда бог Сохранения проснулся и умертвил их. Тела их,
брошенные в море, образовали такое количество жира и костного
мозга, что Нараяна использовал это для создания земли.


МЕГАКОСМ (Греч.) Мир Астрального света или, как объяснено
запутавшимся масоном, "большой мир, не идентичный Макрокосму,
Вселенной, а что-то между ним и Микрокосмом, малым миром", или
человеком.


МЕХЕН (Египет.) В народных мифах - великий змий, представляющий
низшую атмосферу. В Оккультизме - мир Астрального света,
символически названный Космическим Драконом и Змием. (См. труды
Элифаса Леви, который называл этот свет le Serpent du Mal, и
другими именами, приписывая ему все злые воздействия на землю.)


МЕЛЕК (Евр.) Букв., "Царь". Титул Сефиры Тиферет, V, или вау, в
тетраграмматоне - сын или Микропросопус (Меньший Лик).


МЕЛХИ (Санскр.) Класс богов огня или саламандры.


МЕМРАБ (Евр.) В Каббале "голос воли", т.е. коллективные силы
природы в действии, названные еврейскими каббалистами "Словом"
или Логосом.

<<

стр. 8
(всего 15)

СОДЕРЖАНИЕ

>>