<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ

210. Овчинников Н.Ф. Принципы теоретизации знания. - М., 1996.
211. Огурцов А.П. От натурфилософии к теории науки. - М., 1995.
212. Ойзерман Т. Марксизм как идеология // Свободная мысль, 1999, №3 и 5.
213. Оруджев З.М. Диалектика как система. - М., 1973.
214. О предмете философии. - Тбилиси, 1973.
215. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследований. Вып. IV. Философия в тисках политики. - М., 1991.
216. Очерки истории и теории развития наука. - М., 1969.
217. Павлов И.П. Лекции по физиологии. - М., 1952.
218. Павлов И. О русском уме // Альма матер, 1997, №7.
219. Павлов И. Полн. Собр. Соч. в 6 т. - М.,Л., 1952.
220. Павлов Т. Диалектико-материалистическая философия и частные науки. - М., 1975.
221. Патнэм Х. Философия сознания. - М., 1999.
222. Петраков Н.Я. Кибернетические проблемы управления экономикой. - М.: Наука, 1974.
223. Петров Ю.А. Математическая логика и материалистическая диалектика. - М., 1974.
224. Петров Ю.А., Феизов Э.З. Методология научного познания. - Москва - Чебоксары, 2001.
225. Первушин В.А. Вопросы метода экономической науки - Новосибирск, 1973.
226. Першин В.Б. О соотношении системного и кибернетического методов исследования. В кн. "Методологические проблемы кибернетики". Т.1. - М., 1970.
227. Платон. Собр. Соч. в 4-х т. - М.: Мысль, 1994.
228. Плеханов Г.В. Изб. философ. произв. - М., 1956.
229. Поупкин Р., Строл А. Философия. Вводный курс. Пер. с англ. - М., 1998.
230. Похлебкин В.В. Поваренное искусство. - М. , 2001.
231. Преподавание социально-гуманитарных дисциплин в вузах России. Состояние проблемы, перспективы. Аналитический доклад. - М.: Логос, 2001.
232. Проблемы диалектики. Вып. 4. - Л., 1974.
233. Проблемы методологии философского исследования. - Горький, 1972.
234. Прохоренко В.К. Методологические принципы общей динамики систем. - Минск, 1969.
235. Проблемы диалектики. Вып. 6. - Л., 1975.
236. Прудон П. Ж. Что такое собственность. - М.: Республика, 1998 (статья М.И. Туган-Барановского. Прудон).
237. Псевдонаучные знания в современной культуре. Материалы "Круглого стола" //Вопросы философии, 2001, №6.
238. Психология человека от рождения до смерти. Под общ. ред. А.А. Реана. - СПб., 2001.
239. Путь в философию. Антология. - М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2001.
240. Ракитов А.И. Принципы научного мышления. - М., 1975.
241. Ракитов А.И. Курс лекций по логике науки. - М., 1971.
242. Рассел Б. История западной философии... - М., 1959 и издание 2000 г.
243. Рассел Б. Человеческое познание: его сфера и границы. - М., 2000.
244. Рачков П.А. Науковедение. Проблемы, структуры, элементы. - М., 1974.
245. Рачков П.А. Философия и философствование: синонимы или омонимы. // Вестник МГУ, серия 7, Философия, 2001, №1.
246. Рачков П.А. Конец и бесконечность философии (концепции, их истоки и историко-смысловое значение)// Вестник МГУ, серия 7, Философия, 2001, №6.
247. Розов Н.С. От каких печек пляшем? // Вестник РФО. 2002, №1.
248. Романовский С.И. Наука под гнетом Российской истории. - СПб., 1999.
249. Рорти Р. Философия и зеркало природы. - Новосибирск, 1997.
250. Рорти Р. Философский прагматизм Ричарда Рорти и Российский контекст - М.: Традиция, 1997.
251. Резников Л.О. Гносеологические вопросы семиотики. - Л., 1964.
252. Рубанов Г.В. Предвидение и случайность. - Минск, 1974.
253. Рузавин Г.И. Методология научного исследования: уч. Пособие. - М., 1999.
254. Сагатовский В. Вселенная философа. - М., Молодая гвардия.
255. Садовский В.Н. Основания общей теории систем. - М., 1974.
256. Салиев А. Мышление как система. - Фрунзе, 1974.
257. Салинз М. Экономика каменного века: Пер. с англ. - М.: ОГИ, 1999.
258. Самойлов А.Ф. Диалектика природы и естествознания // Под знаменем марксизма. 1926, №4-5.
259. Сартов Я.К. К философам стучится психопатолог // Экономическая газета \ Развитие, 2001, №33.
260. Сатыбалдина К.М. Диалектика объективного и субъективного в контексте открытия. - Алма-Ата., 1974.
261. Синтез современного научного знания. - М., 1973
262. Синергетике - 30 лет. Интервью с профессором Г. Хакеном // Вопросы философии, 2000, №3.
263. Система: философская категория и реальность. - М., 1976.
264. Современный детерминизм и наука. Новосибирск, 1975, т.1.
265. Современная западная философия. Словарь. - М.: 1998.
266. Соколов А.Н., Солонин Ю.Н. Предмет философии и обоснование науки. - СПб., 1993.
267. Сорос Д. Советская система: путь к открытому обществу. - М.: Политиздат, 1991.
268. Степин В.С. Теоретическое знание: структура, история эволюции. - М.: Прогресс- Традиция, 2000.
269. Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники. - М.: Гардарик, 1996.
270. Стецкий А. Об упрощенстве и упрощенцах // Правда, 4 июня 1932. см. Философские науки и современность, 1991, №3.
271. Ставская Н.Р. Философские вопросы развития современной науки. - М., 1974.
272. Стаханов И.П. Единство знания на уровне метанауки. В кн. "Проблемы истории и методологии научного познания". - М., 1974.
273. Столяров И.А. Математика и кибернетика в управлении. - М., 1973.
274. Сухомлинский В.А. Изб. пед. произв. В 3-х т. - М., 1981.
275. Таирбеков Б.Г. Философские проблемы науки о переводе. - Баку, 1974.
276. Таранов П.С. Философия сорока пяти поколений. Звезды мировой философии. - М., 1999.
277. Тимирязев К.А. Наука и демократия. 1938.
278. Толковый словарь для работы в рыночной экономике. - М., 1992.
279. Турчин В.Ф. "Сумасшедшие" теории и метанаука // Вопросы философии, 1968, №5.
280. Турчин В.Ф. Феномен науки, 2-е изд. - М., 2000.
281. Уемов А.И. Вещи, свойства и отношения. - М., 1963.
282. Уилсон Р.А. О демократии и тиграх-людоедах. Интервью журналу // Факел, 2002, №1.
283. Укреплять взаимосвязь общественных, естественных и технических наук // Коммунист, 1977, №1.
284. Уледов А.К. Структура общественного сознания. - М., 1963.
285. Уолш Р. Основания духовности. - М., 2000.
286. Ушинский К.Л. Собр. соч. - М-Л., 1949.
287. Федосеев П.Н. Вступительное слово на юбилейном заседании секции общественных наук президиума академии наук СССР, посвященном 250-летию АН СССР. - М., 1975.
288. Федосеев П.Н. Доклад. // В кн. "ХХУ съезд КПСС и задачи кафедр общественных наук. - М., 1977.
289. Федосеев П.Н., Фролов И.Т., Лекторский В.А. Материалистическая диалектика. - М., 1980.
290. Фейхтвангер Л. Москва 1937. перев. с нем. - М., 1937.
291. Фет А.А. Наша интеллигенция // Вопросы философии, 2000, №11.
292. Философия в процессе научно-технической революции. - Л., 1976.
293. Философия и современность. - М: Наука, 1976.
294. Философия и мировоззренческие проблемы современной науки. ХVI Всемирный философский конгресс. - М.: Наука, 1981.
295. Философская энциклопедия. - М.,
296. Философские проблемы современного естествознания. - М., 1959.
297. Философскому факультету Московского государственного университета 60 лет. Интервью с деканом философского факультета МГУ В.В. Мироновым. // Вопросы философии, 2002, №5.
298. Фихте И.Г. Соч. в 2. т. - СПб, 1993.
299. Фонтенель Б. Рассуждения о религии, природе и разуме. - М., 1979.
300. Фролов И.Т. Прогресс науки и будущее человечества. - М.. 1975.
301. Фруман Г.Т. // Химия и жизнь, 1976, №11.
302. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. - М., 1991.
303. Хмелевская С.А. и др. Система гуманитарного и социально-экономического знания: Учебное пособие. - М., 2001.
304. Хоменко Е.А. Логика. - М., 1971.
305. Хрестоматия по философии. Уч. пособие. Составители П.В. Алексеев, А.В. Панин. 2-е изд. - М., 2000.
306. Хрестоматия по истории, методологии, дидактике. - М.: УРЛО, 2001.
307. Христиан Вольф и философия в России. - СПб., 2001.
308. Целищев В.В. Можно ли изучать современную философию без чтения серьезных книг? // Вопросы философии, 2001, №11.
309. Человек-философия-гуманизм: Тезисы докладов и выступлений участников Первого Российского философского конгресса 4-7 июня 1997 г. - СПб., 1998.
310. Черняк Ю.И. Разработка системы экономической информации. В кн. "Системы экономической информации". - М., 1967.
311. Чечельницкая Е.К. О двух подходах к объективному основанию систематизации категорий. В кн. "Вопросы философии и социологии. - Л., 1971.
312. Чупин П.П. Философские основы методики и логики научного познания. - Свердловск, 1975.
313. Швырев В.С. Анализ научного знания: Основные направления, формы, проблемы. - М., 1988.
314. Шевченко В. Самосознание науки. В кн. "Пути в незнаемое". - СПб., 1972.
315. Шеллинг Ф.В. Сочинения в двух томах. - М., 1987.
316. Шестун Е. Православная педагогика. - М., 2001.
317. Шептулин А.П. Диалектика как метод исследования социальных явлений. В кн. "Актуальные вопросы диалектического материализма". - М.,1973.
318. Шлекин С.И. Проблемы начала исследования в "Капитале" К. Маркса. В кн. "Актуальные вопросы диалектического материализма". - М., 1973.
319. Шопенгауэр А. Собр. Соч.: В 6 т. - М., 2001.
320. Штоф В.А. Моделирование и философия. - М-Л., 1966.
321. Шургучева М.Ц. Критический анализ концепции знаний в философии французского структурализма. Автореферат, 1972.
322. Эйнштейн А. Физика и реальность. - М., 1965.
323. Яковлев А.И. Государственная идеология. - Калуга, 2001.
324. Яковлев В.А. Бинарность ценностных ориентаций науки // Вестник МГУ, Серия 7, Философия, 2001, №5.
325. Яновская М.И. Тайны, догадки, прозрения. - М., 1975.
326. Яременко Ю.В. Теория и методология исследования многоуровневой экономики. - М: Наука, 2000.
327. Яхот И. Подавление философии в СССР (20-30-е годы) // Вопросы философии, №9-10.
328. Methodology, metaphysics and the History of Science. In memory of Benjamin Nelson. Netherlands, 1894 p 137.
329. Dancy J. Sosa E. A companion to epistemology. Blackwell. 2000
330. Акофф Р. Акофф о менеджменте. Перев. с англ. - СПб.: Питер, 2002.
331. Новые идеи в философии науки и научном познании. - Екатеринбург, 2002.
332. Кара-Мурза С. Идеология и мать ее наука. - М. 2002.
333. Пригожин И. Философия нестабильности. // Вопросы философии. 1991, №6.
334. Кохановский В.П., Золотухина Е.В., Лешкевич Т.Г., Фатхи Т.Б. Философия для аспирантов: учебное пособие. - Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
335. Рационализм и культура на пороге третьего тысячелетия: Материалы Третьего Российского Философского конгресса (16-20 сентября 2002 г.). В 3 т. - Ростов н/Д. Изд-во СКНЦ ВШ. 2002.
336. Анашвили В. "Логос" и его культурная экономика // Независимая газета. 15 августа 2002 г.







Содержание
"Наукой победишь!" Предисловие.......................4
Часть 1. ОСМЫСЛЕНИЕ НАУКИ............................... 9
1. Действительность.............................................9
2. Общество..................................................... .23
3. Идеология и идеократия ...................................38
4. Наука.............. ..............................................66
5. Философия....................................................112
5.1 Философия и филодоксия.............................113
5.2 Философствование......................................162
5.3 Становление философствования.....................179
5.4 Философское исчисление Лейбница...............230
5.5. Третий Российский философский конгресс......256
Часть 2. ПРИЗНАКИ НАУКИ.....................................264
6. Свойства науки..............................................264
7. Реальность науки ...........................................269
8. Отражательность, сигнальность, знаковость науки..277
8.1 Отражение, сигналы, знаки ..........................277
8.2 Язык в жизни людей....................................281
8.3 Лингвистика (наука о языке).........................287
8.4 Мышление ...............................................292
8.5 Математика...............................................295
8.6 Проблема кибернетического мышления...........302
9. Идеальность науки..........................................304
9.1. Идеальное................................................304
9.2. Метаидеальное..........................................310
9.3. Метанаука (метатеория) ..............................312
10. Эволюционность идеального..............................333
11. Информационность науки.................................352
Часть 3. ФУНКЦИИ ФИЛОСОФИИ............................365
12. Методология.......................... .......................365
12.1 Системные движения..............................369
12.2 Системный подход .................................375
12.3 Системный метод (анализ)........................381
12.4 Системные исследования.........................387
12.5 Естественные системы............................397
12.6 Кладистика...........................................405
13. Гносеология..................................................408
14. Онтология (философская)..................................460
Учебно-методические материалы................................483
"Философский камень" (Заключение)...........................488
Литература.............................................................495
Содержание............................................................512







































ВОЙТОВ
Александр Георгиевич

ФИЛОСОФИЯ
Учебное пособие
аспирантам

Оригинал-макет подготовлен автором 18.07.2011
Издание осуществлено в авторской редакции.





Дополнение
Хотя рукопись сдана в издательство, процесс осмысления продолжается на основе текущей информации. А поэтому следует уточнять, дополнять и т.п. материал. В данном случае речь идет об идеях Вестника РФО, 2002, №3
Страница 23. С Климова называет философию не только царицей, но и "заботливой матерью" наук. "Философия по-прежнему в междумирии"
Ю М Хрусталев (с. 29) "Однако наряду с позитивными суждениями о состоянии и перспективах развития философской культуры докладчики и выступающие с горечью и тревогой говорили о мрачных перспективах развития философии в современной России и особенно о мерах по совершенствованию философского образования в вузах страны"
"А ведь люди на всех уровнях общественного бытия ждут именно от наших философов мудрых ответов на сложнейшие вопросы противоречивой жизни". Не точно - не самих ответов, а того как, какими средствами их получать всем.
Г А Ермоленко "Философия вновь нуждается в переосмыслении своих собственных начал"

В Е Давидович "порыв есть, а прорыва нет"

А А Захаров. "Почему в наших вузах до сих пор логика является второстепенным предметом?"
М Г Зеленцова, К Л Ерофеева. "Учиться философствовать можно и нужно всю жизнь"
Аспиранту - "Уметь грамотно квалифицированно философствовать ему так же необходимо, как грамотно писать, использовать правила классической логики, соблюдать элементарные моральные нормы"
"Да и экзаменационную оценку следовало бы ставить не за объем "выданных на гора" (списанной разумеется) информации, а за объем проделанных самостоятельно познавательных усилий, за умение мыслить"
"Философию ненавидели всегда"
с 91 И А Гобозов
дискурс = болтовня = нарратив (ай)
"Вот если появятся настоящие философы типа Платона, Аристотеля, Декарта, Гегеля, Маркса и других корифеев мировой философии, чувствующие свою ответственность перед обществом и философской наукой, тогда и появится интерес к философии. Но боюсь. Что этого никогда не произойдет"

Следует строго различать три мира:
* Объекты
* Идеи
* Знаки идей
Мир объектов - неживая и живая природа, в том числе и сами идеи, и их знаки. Они возникают стихийно и развиваются стихийно. На их основе возник мир идей в головах людей. И этот мир идей все более выполнял регулятивную функцию в их жизни. Затем возникла система мира знаков, которыми люди обозначают свои идеи. И важно изучать не только каждый из этих миров, но и их взаимное значение

Мир знаков: филология (от знака до языка)

Мир идей: философия (от идеи до понятия)


Мир объектов (от субстрата до вселенной)

Мир знаков - объект или предмет филологии, а мир идей - философии.

В. Губарев. Мечта о вселенной. - М., 2002.
Академик А. Прохоров - нобелевский лауреат, открытие лазеров вместе с Басовым
"Самое интересное в жизни - наука" "Развитие страны без науки не возможно", "Высшее наслаждение в жизни - это научная работа"

В. Россман, Я Шрамко. "О философии континентальной и аналитической и об интеллектуальной многоукладности // ВФ, 2002, №11.
"В Европе философия всегда пахла порохом и революцией, культивируя социальное недовольство"
"В аналитической традиции философии обезврежена" (выделено мной)
"В буржуазном мире философия теряет свою царственность и постепенно превращается в служанку бизнеса"
"...По сути аналитическая философия возникла не только из каких-то теоретических задач, но как своего рода арьергард либеральной доктрины в борьбе против "темных" и почвенных политических доктрин"

Аристотель т 4 с 356 "Наука доставляет удовольствие"

Подводные камни - скрытые препятствия

"Лежачий камень" - под него не течет вода
И П Смирнов. Философия на каждый день. - М., 2003. исповедует мнение о том, что у философии нет собственного предмета.

Амбиции ученых США



Их амуниция

Не философия породила науку, а наоборот наука породила философию в качестве средства своего прогресса

Философия - спасительница общественного прогресса

Формальную логику нельзя давать обучаемым сразу всю в одном курсе. Ее надо дидактизировать пропедевтически и определить последовательность ее усвоения в течение всей жизни или, точнее, для людей разного типа: пользователям, педагогам, исследователям.

Ограниченности современной формальной логики:
- начинать с понятий или заканчивать ими
- сколько признаков у понятия - два или три
понятие десять может быть обозначено: двумя руками, словом "десять", числом 10, числом в двоичной системе исчисления и т.п.

Б Рассел. Мудрость Запада. М., 1998. с 462. "Ни в какой другой цивилизации, кроме греческой, философия не развивается в такой тесной связи с наукой"
Я: Философию нельзя понять саму по себе вне связи с наукой, не как науку о науке

Системный подход в современной науке (к 100-летию Людвига фон Берталанфи, 1901-1972) - М 2004 - 560 страниц. Именитые системники написали много хороших слов об отце системного движения современности. Но там много критических выражений вроде "причины современного кризиса в развитии системных идей" (с 107), имеются попытки дать альтернативную версию системного подхода. В книге нет ничего о кладизме, диалектике и т.п. Главное - не видно понимания того, что подход Берталанфи является тупиком в системном движении. Отмечается и тот факт, что Берталанфи в конце жизни пересмотрел свое определение систем и т.п.
Дж. Бернал. Наука в истории общества. Пер. с англ. - М. 1956
Признанное исследование науки, имевшее важное значение для многих исследователей. Полвека спустя ее написания она остается современной книгой. В целом, это фундаментальное исследование данной проблемы. Естественно, что ее можно и нужно уточнять, но главная проблема иная. В его парадигме науке много плодотворного, но есть и заблуждения. Для их преодоления нужно не увеличивать объем книги, а разработать иную ее парадигму, скажем раз в пять меньше объемом в качестве общей теории науки. И только на ее основе можно затем конкретизировать историю становления науки.
Главная проблема - четко установить суть науки. Бернал отверг такую критику его позиции другими. Тем самым он избрал ошибочный путь.
Другая проблема - трактовка им метода науки. См с 21 ниже. Она также ошибочна

"Действительно, легко определить науку как то, что делают ученые" с 19
"Существует опасность рассматривать этот метод как одну из идеальных платоновских форм, как будто есть единственный правильный путь нахождения истины о природе и человеке, и задача ученых состоит лишь в том, чтобы найти этот путь и следовать ему". Такая самодовлеющая концепция опровергается всей историей науки с ее постоянным развитием множества новых методов. с 21
это заблуждение, ставшее нормой сегодня. Конечно, следует строго различать конкретные методики (скажем биохимического анализа), которых много.
"Наука является развивающимся комплексом знаний, базирующихся на ряде соображений и идей, но еще больше - на опыте и действиях огромного потока мыслителей и тружеников" с 27

"Именно этот кумулятивный характер науки отличает ее от других важнейших институтов человечества, таких как религия, право, философия и искусство" с 27
Истоки науки, преднаука
"Маркс не относился к числу создателей философских систем" с 578
"Эти люди хотели сокращенного и легкого пути к социализму" с 579
"Никакое общество не может обойтись без совокупности научных знаний, необходимых для функционирования производительных сил. С661
"Прогрессивный рост науки происходит вследствие постоянно обновляющихся взаимосвязей науки с промышленностью" с 662
"Любое государство или класс, которые не используют или не могут использовать науку и всесторонне не развивают её, осуждены в существующем мире на упадок и гибель" с 663
"Преобразование экономики с помощью науки появилось как новая действующая сила, изменяющая все очень быстро по сравнению с продолжительностью жизни людей с 663
"Когда как ученые, так и широкие слои народа поймут общественное значение науки, они не смогут больше жить по-старому и не допустят, чтобы наука и техника развивались от случая к случаю под действием сдерживающих и извращающих их развитие частных интересов" с 669
"Около половины выдающихся ученых в Соединенных Штатах фактически иностранного происхождения с 675
с 685 и далее о "месте философии в науке" "игнорирование философии"
"При критическом рассмотрении современных философских направлений становится очевидным, что они терпят неудачу вследствие одностороннего, антисоциального и неисторического подхода к определяющим проблемам науки, а также из-за влияния господствующего класса, в основном неосознанного, ибо оно принимается как само собой разумеющееся" с 685
с 244 о философском проекте Декарта, который требовал перехода от умозрительной философии к практической философии



<<

стр. 4
(всего 4)

СОДЕРЖАНИЕ